автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Труд Абдулхая Хабиби "Джомбеш-и машрутият дар Афганистан" (конституциональное движение в Афганистане) как источник по новой и новейшей истории Афганистана

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Вак Гулам Ахмад
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Труд Абдулхая Хабиби "Джомбеш-и машрутият дар Афганистан" (конституциональное движение в Афганистане) как источник по новой и новейшей истории Афганистана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Труд Абдулхая Хабиби "Джомбеш-и машрутият дар Афганистан" (конституциональное движение в Афганистане) как источник по новой и новейшей истории Афганистана"

РГЗ од

' . ■ '"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК " ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

ВАК Гулам Ахмад

ТРУД АБДУЛХАЯ ХАБИБИ «ДЖОМБЕШ-И

МАШРУТИЯТ ДАР АФГАНИСТАН» (КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В АФГАНИСТАНЕ) КАК ИСТОЧНИК ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ АФГАНИСТАНА

Специальность 07.00.09 — «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва — 1993

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

' На правах рукописи

ВМС Гулам Ахмац

ТРУД АБДУЛХАЯ ХАБИБЙ "ДКОМБЕШ-И МШИРУТИЯТ ДАР АФГАНИСТАН" (КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В АФГАНИСТАНЕ) КАК ИСТОЧНИК ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ АФГАНИСТАНА

Специальность 07,00.09 - "Историография, источниковедение и матопи ипторвчопкпго исследования"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кянгонучта исторических ипук

МОСКВА -1993-

Patío га выполнена в Отделе ¡лижнего и Среднего Востока Института востоковедения Российской академии наук

Научный руководитель - КОРГУН В.Г., кандидат исторэтэских

наук, старший научный сотрудник Официальные оппоненты: ГАШОЕСКИй Ю.В., доктор исторических наук, профессор (Институт востоковедения РАН);

СШГОВ B.C., каададат эдоншсчэо-кйя наук (МВД РФ) Ведущая организация - Инотптут стран Азия в .Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова

Защита состоятся ЯИAclf>Á I99l¡ г. на еасаданнп мющшшзвровашого совета" Д.003.01.01 по иоторнчвскш наукам Института востоковедения РАН (Москва, ул. Роздзствзнка, 12).

С диосэртациэй mosho ознакомиться в бвбявотокз Института

БООГОЕОВ8ДОНИЯ РАН.

АВторэфарат разослан «^•^/r/tfflA 1993 г.

Ученый секретарь

опэгегализировапного совета (Нпло&и* Молодив А.Г. к.и.к.

С Институт востоковедения РАН, 1993

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В истории Афганистана XX в. есть немало явлений и событий, которые легли в основу и определили направление и характер его общественного развития. Одной из наиболее ярких ее страниц монет считаться по праву борьба афганских патриотов за конституцию и независимость страны в первой трети нашего столетия. Это бшга эпоха, когда в недрах афганского абсолютизма медленно вызревали предпосылка становления новой общественно-политической формация. Рост ее немногочисленных и еще слабых элементов в начале XX в. сдерживался как внешнеполитической изоляцией, навязанной Афганистану британским колониализмом, так и господством в стране все еще мощных феодальных структур в социально-экономической сфере, сосуществующих с остатками дофеодальных отношений. Все это входило в растущее противоречие с тенденцией общемирового развития, в орбиту которого неминуемо втягивался Афганистан. На рубеже веков в стране формировалась новые социальные слоя, ориентирупдиеся в, своей экономической деятельности на рыночное хозяйство, в том числе на мировой рынок. Именно в их интересах на следующем этапе исторического развития страны после обретения ею независимости в 1919 г. эмир Аманулла выдвинул смелую, хотя и неосуществимую в тех условиях, программу глубокой трансформации общества в направлении перехода к капиталистическим отношениям. Но это было позже. А пока эти малочисленные и экономически слабые, разобщенные социальные слон пробивали путь к общественному прогрессу, не имея политического представительства в существовавших структурах власти и не обладая, таким образом, достаточно сильными рычагами влияния на государственную политику. Выразителями кх социальных интересов выступили пред-стамтеля новой афганской интеллигенции, чиновничества, офицер-

отаа, части аристократии, шенуемнэ в отечественной и зарубежной историографии"конституционалистами" или "младоафганцами", В основу их программы легли требования проведения рефорд, в перву» очередь конституционной, и обретения страной подлинной независимости. Эта цели п требования совпадала с общенациональными интересами.

Конституциональное движение в Афганистане проходило в тесной связи п ъод влитием национально-освободительного движения в соседней Британской Индии. Афганские патриоты не только поддерживали индийских борцов за свободу, но и приняли в свои ряда насколько выходцев из Индии, посвятивших многие годи своей азана борьбе за независимость и реформы в Афганистане.

Конституционалисты занимались также просветительством, пропагандировали идеи панисламизма, соединив борьбу за нацио-нальнуо независимость Афганистана с интересами других мусульманских народов региона.

Несмотря на разгром конституционалистов первой волны в 1907 г., их вдеп бплп подхвачены и получили дальнейшее развитие в ходо второго этапа движения, требованяего лшсвидащгк аб-солвтпстского раккма еМпра Хабпбуллы как главного тор-лоза га ■ путк достгавипя шзаваошоми и социального прогресса. Но шея возшгноста сдасткть омпра законно, младоафгатш бшш вшгугдо-ии прибегнуть к террору.

Убийство клира Хабпбуллы 20 февраля 1919 г. к приход к власти его сшш, участника конституционального дв¡кайся Крита Амаяуляы открыли новый этап в афганской истории. Посла восста-коплеппя позавпсшости в хода пэдолгой войнн Афганистана протки британских колонизаторов шар Аманулла приступил к реализации оврви Еакпейшпх рефор* в нодкгико-зконсмечоокой п общественной зжош, воплотив на практике основные вдов шшдоафганшв.

Б новых условиях конституляопальноо движение гак организованная сила поростоло существовать, добившись провозглашенных рана с прлой, Ех'о наиболее вздшые участники заняли вашше поста э покос государстващщх с обгпотхэгапос структурах, оказывая поддареку 1ч>п-?"7ору. Лииь две побольше группы младоаф-

гакцов радикального к либерального толка продолжали политптос-кув деятельность, в той длп иной форме оказывая содействие реформаторскому курсу рейка.

В январе 1929 г. прогрессивный рэжим Аманулли, не получивший поддержки основних слоев населения, пал под ударами консервативной оппозиции. Поело прихода к власти Надир Шаха в октябре 1929 г. лидарн и виднда деятели конституционального движения подверглись репрессиям: часть из них была казнена, другие были брошенн в тюршн на длителыше сроки.

Несмотря на драма тичшй исход конституционального движения, основнно идо'* и намерения млсдоафганцев были подхвачеш последующим поколением афганских патриотов на пути демократизации общества.

Обо всех этих событиях повествует монография известного афганского историка Абдулхая Хабиби "Конституциональное движение в Афганистане", опубликованная в Кабуле в 1984 г.

Ее автор бесспорно занимает видное место среди самых изво-стшпс деятелей науки и кутатурн Афганистана, составляицих "золотой фовд" его современной интеллигенции, - А.Р. Бянава, A.A. Кохзад, М.Г.М. Губар, Г.П. Ульфат, А.Ш. Рашад, Р.Фархади я др. Это бил человек разносторонних интересов и наклонностей, проявивший себя в различных областях кизни общества - науке, культуре, общественной и политической деятельности. Он возглавлял в точение долгого времени академии Пашто тоядаа (Академия язи-т'л пушту) и Историческое общество Афганистана. Его слава ученого далеко пзрогаглулл границы Афганистана. Он оставил бояытой след в отвпввтймюсЙ исторпп и так ирушшй обцэствэппнй я полк-тиччеппй деятель, посвятив янзяь запито питорооов-народа.

Объектом исследования в диссертации является монография А.Хабиб'! "Конотатуциоиольноэ движение в Афганистане", рассматриваемая как ваяний источит? но пзучшпто проблем новой я новей-тай. истории Афганпстлнз.

М хотя вопросу двпжзняя за коистигущга я реформа п Афганистане в первой трети XX з. рассматривались во многих трудах оточветйэнпмх а зарубоаятос авторов, монография Л.Хабпбп является первым ког.пиэ!«!1пи исследованием проблеет в отечественной ясториографлц, посвяпекнш потопам, целям, характеру, истории самого движения в теспой взаимосвязи с процессами обпоствоюю-го раэсзтяя страда. Широка используя вргивяые материалы и воп-пемипппия учпетпигоэ движения, АДпбиби m только исследовал

деятельность конституционалистов на разных этапах афганской истории, но и представил политические портреты виднейших деятелей этого движения. Так историография движения пополнилась важншш фактическими материалами, позволяющими более глубоко анализировать само движение и его воздействие на политическое развитие страны, национальную и социальную Природу его участников, юс место и роль в общественной яшзни в'последующий период афганской истории, дрвемотаенкость пх идей.

Кроме собственно конституционального движения, тема которого безусловно является центральной в монография, А.Хабиби рассматривает и другие интересные с гае ты отечественной истории, проливая дополнительный свет на малоизученные проблемы: борьба индийских мусульман за независимость при прямой поддержке Кабула, новые данные ой эмигрантском правительство Индии во главе с Р.Пратапом, о составе герлано-турецкой миссии Взнтзга и Ня-деркайэра, обстоятельпый и во многом оригинальный анализ причин краха реформаторской политики режима Амаяудян.

Итак, труд А.Хабиби предстает как важный источник по изучению ряда проблем политического и общественного развития Афганистана в новый а новейдяй период.

Актуальность исследования. Первая треть XX.в. - это эпоха смены социально-экономической формации в Афганистане, события которой означали исторический поворот в судьбах афганского на- • рода и наложили заметный отпечаток на вою последуицую историю общественного развития страны. Поэтому обращение к истории этого периода особенно важно в настоящее время, когда после разрушительной гражданской войны и прихода к власти консервативных иолааоких сил в'апреле 1992 г., страна вновь оказалась перед лицом поиска дальнейшего пути развития. Актуатьность изучения труда А.Хабиби ойусловлена также преемственностью вдей и духовных данностей, нашедших отражение в его монографии, - независимости, конституционализма и демократии, которые неминуемо вновь встанут в центр политической борьбы в Афганистана в новых исторических условиях.

Новизна Ерущованвд. Настоящая диссертация является пэр-ым ксшябксяш исследованием сочинения А.Хабиби как источника по изучении новой а новейшей истории Афганистана. Кроме того, его первая аналитическая работа как в отечественной, так н за-

рубежной историографии, ке только посвященная анализу монографии , но и содержащая оданку научной и общественной деятельности ее автора, его вклада в развитие отечественной науки и культуры.

Ооковиие цели и задачи исследования. Комплексное, многостороннее исследование труда А.Хабиби, основных аспектов и проблем политической истории «грани, подходов, оценок и выводов Еоторкка определяет главную нель диссертации - выявить его ценность гак серьезного источника iro изучении вопросов новой и новейшей истории Афганистана.

В рампах этой общей дели представляется целесообразным поставить и реализовать следующие конкретные задачи:

- дать общественно-политическую и научную характеристику летноети автора, в том числе как очевидца многих из описываемых ©л событий;

- показать, какие темы, проблемы и ешэты, представленные в монографии, могут послужить основой для научных исследований историков, социологов, обществоведов; дать научный комментарий наиболее ванных из них;

- выявить место и роль труда А.Хабиба в отечественной историографии вопроса.

Структура диссертации.' Структура работы определяется задачами и характером исследования. Диссертация состоит из введения, .общэствзшюч-полптвческой биография А.Хабиби, .научного комментария, текста перевода монографии на русский язык, списка примечаний -и приложения. Научный'комментарий содернит ряд самостоятель-'ннх разделов, соответствующих основным объектам научного исследования в тематическом плане.

.Приложение включает в себя список использованных источников и литературы, терминологический словарь, список имен собственных, географических названий и этнонимов.

Методика исследования. При проведения исследования был использован исторический метод и метод сравнительного анализа с привлечением многих источников и научных трудов, носвящэшшх изучению проблем политической истории Афганистана первой трети ЗК в.

Методологической базой исследования послуяюги труда афганских и советских историков, рассматривать оственно-поллта -

5

часкиэ пропаоск развития стран ближнего я Срзднего Востока.

Практическая значимость диссертации. Результаты анализа, содержащиеся в работе, могут лечь в основу более углубленного изучения проблем'афганской истории IX в. и послужить источниковедческой базой дая разработки учебных курсов по обществоведению и истории стран Центральной, Азии.

Апробация работы. Отдзльньв Йоложения диссертации нашли отражение в радо статей, опубликованных ее автором в Кабуле 2 1982-1988 гг. Кроме того, в печати находится статья, посвященная личности А.Хабкби и содержащая характеристику его политической, общественной и научной деятельности.

История изучения вопроса. Политические события первой трети XX в. в Афганистане нашли освещение в трудах отечественных историков уже в 30-э гг. Наиболее крупные из hex - "Кризис и спасение" М.Аниса /Кабул, 1931/, "Надир Афганский" Б.Кушкаки /Кабул, 1931/, "Воспоминания героя" М.Салэха /Кабул, 1936/, "Прогрессивный Афганистан" М.Али /Лахор, 1933/ и "Трагедия Ама-i-уллн" И.А. Шаха /Лондон, 1933/. Они в ооновном содержат описательный характер и представляв? апологетику деяний афганских монархов. Отсутствие научного анализа обусловлено незрелостью зарождавшейся тогда отечественной историографии и дасткимп цензурными условиями. Однако цэшость этих сочинений в их фактоло- • гии, ибо их автора были участниками или очевидцами описываемых, событий. "

Более паяное исследование проблем политической истории Афганистана начала XX в. появилось в стране уже в конце 60-х'гг. Важный вклад в его изучение внос известный ученый и общественный деятель, участнгк младоафганского движения М.Г.М. Еубар, издавший в 1967 г. фундаментальный труд "Афганистан на путях ис~ торав". В последней его главе коротко рассматриваются вопросы конституционального движения в Афганистане.

Последу пцие труды афганских историков также'содержат лаконичное описание борьбы конституционалистов, во многом повторяющие материалы М.Г.М. 1>бара.

Конституциональное двиленге в Афганистане, его характер п история рассматриваются и г трудах советских историков. Однако слецкальноэ исследование этой проблемы появилось лишь в 1985 г. в фодао небольшой монографии известного узбекского ученого Д.Я. 6

Опильдиова "Младоафганскоо движение в Афганистане" /Ташкент, 1985/, которая в основном базируется на афганских материалах в исследованиях и носит обобщающий характер.

IIa Западе никто этой проблемой специально не занимался; в отдельных трудах имеются лпшь косвенные упоминания об афганских коне титу циолалио тах.

В целом монография А.Хабиби - это итог немногочисленных исследований в Афганистане и за рубежом, в основа которого лежа? материалы и оценки самого автора, его богатый исследовательский опыт.

ОСНОВГОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДШСЕРТАЩШ

Общественно-политическая биография А.Хабибд. Абдулхай Ха-биби родился в 1910 г. в семьэ известного ученого а одного из основателей конституционального движения Абдул Хака. Это наложило большой отпечаток на его последующую тучную и политическую деятельность. 7же в молодые годи он активно включается в общественною и политическую жизнь как прогрессивный журналист. В ЗО-о гг. он начинает заниматься научными изысканиями, публикует свои первые труда но истории и филологии. Имя А.Хабиби становится известным уже в.1940 г., когда он был назначен по указу короля президентом Академии языка пуиту ("Пашто толына"). В дальнейшем А.Хабибп основывает факультет литературы и общественных наук в Кабульском'университете, где читает циклы лекций по истории отечеотвегаой литературы. В то я© врёмя он не прекращает 'научную деятельность: аз-под его пера выходят монографии "Лектория литературы на пуиту", "Пуштуязычные поэты", "Грамматика языка пушту". Параллельно он занимается историческими исследованиями,' заняв пост прззидонга Исторического общества Афганистана.

Во второй половине 40-х гг. наступает качественно новый этан .в лизни ученого: он активно вклшаэтся в политическую борьбу в рамках деятальносги оппозиционного движения "Ваш зальмиян" /"Пробудивиаяся молодекь"/ и становится одним из его ведущих деятелей, хотя формально он не являлся членом ни одной из политических группировок. А.Хабиби выступал с одних позиций с такими . видными представителями интеллигенции как А.Р. Бянава, Г.И. Уль-фат, будущим х'лавой государства K.M. Тараки. В 1948 г. он бил избран депутатом парламента от г. Кандагар. Недолгий период острой политической борьбы в стране закончился разгромом оппозици-

7

онного"движения в 1952 г. А.Хаслби бия вынувден покинуть страну. В эмиграции в Пакистане он не прекратил политическую деятельность, издавая газету "Азад Афганистан" /"Свободный Афганистан"/, где выступал в поддержку вдэк демократизации афганского общества.

Вернувшись из эмиграция в 1963 г., А.Хабиби отходит от активной политической деятельности, хотя в последующем в условиях нарастангя политической борьбы в стране его та появляется в газете "Мосават" - органе Прогрессивной демократической партии, где он публикует серию статей о конституциональном ;движении в Афганистане. Одновременно он продолжает преподавать в университете и возглавляет Историческое общество Афганистана.

Начало 70-х гг. ученый встретил на посту советника премьер-министра по культуре, а в 80-х гг., после государственного переворота 1978 г. занял пост советника Государственного комитета ДРА по культура. Умер он в 1984 г. и похоронен в Кабуле.

Абдулхай Хабиби вошел по праву в число самых видных представителей афганской национальной интеллигенции. Он оставил богатое творческое наследие в области истории, литературы и в целом национальной культуры. Его имя ученого приобрело мировую известность, он выступал на_более чем 30 международных конференциях, его груды публиковались за рубежом. Многие его научные труды здут своих исследователей.

. Научный комментарий

Афганская историография конституционального движения'.

Главная цель этого раздела - дать краткую характеристику отечественных исследований цо рассматриваемому вопросу и выя- ' вить место монографии А.Хабиби в изучении проблем конституционального движения.

¡Сак уже упоминалось, сочинения большинства афганских авторов ео новой и новейшей истории носили апологетический, зачастую субъективный характер и были лишены обобщающих оценок. Лишь в последние два десятилетия афганская гстсрчограбил пополнилась серьезными трудами, содержащими попытку проанализировать отече-' сгвсннуп историю с объективных позиций, с учетом рати народных гасс и их лидеров з общественной и политической лизни общества. Чанбзлев крупна* а значительным из них явилась фундаментальная монография известного афганского историка М.Г.М. Губара "Афга-5

кистан на путях истории", но только вызвавшая большой интерес общественности страны, но % получившая определенный политический резонанс. Несмотря на то, что король, сочтя ее опасной, подр1шаицей монархические устон, наложил арест на весь тираж тогчао же после опубликования в 1967 г., монография в последующем, уке в период пребывания у власти ЭДНА, выдержала два издания, каковой чести удостаивались лишь очонь немногие афганские ученые. Книга содержат обзор истории Афганистана с древнейших времен. Последний раздел ео посвящэь истории страны первой трз-ти XX в. Б числэ других проблем М.Г.М. Губар рассматривает и движение афганских конституционалистов. И хотя автор анализирует довольно коротко лишь отдельные аспекты этого двикэния, его заслуга в том, что он первый затронул эту тему, выявил характер, цели, задачи и участников этого движения и тем самым положил начало более глубокой разработке згой проблема. Материалы М.Г.М. Губара по младоафгакскому движению, которое он, на наш взгляд, не совсем правомерно называет "демократическим", ценны и тем, что их автор бил непосрэдствеинда участником этого двл-кения, поэтому его сведения, представленные в книга, могут рассматриваться как первоисточник. Другие исследователи, изучавшие» впоследствии вопроси конституционализма в Афганистане, брали за основу его данные, в целом'разделяя его точку зрения на описываемые события.

В аналогичном ключа исследуемая проблема бшга рассмотрена в капитальном труде видного деятеля 1ЩПА,'бывшего члена Политбюро ЦК партии Дастегира Пандашири "Возникновение а развитие капитализма в Афганистане", написанном см в тюрьме в начале 70-х гг. Это первая попытка марксистского анализа процесса исторического развития Афганистана на современном этапе. Касаясь конституционалистов, он з целом говторяат сказанное о них М.Г.М. Гу баром, дополняя некоторыми малосущественкт деталями. Несколько глубаэ у него, нежели у предшественника, рассмотрен вопрос об основных факторах, приведших к возникновению оппозиционного . движения конституционалистов.

Конституциональное движение стало объектом исследования и в двух монографиях профессора Кабульского университета С.С. Хаитами, представителя нового поколения афганских историков, политические а научные позиции которых ошутили заме гноя воздействие

советской марксистской науки посла прихода-й»-власти.ЦЩА. в апреле 1978 г., когда изучение отечественной-истории под воздействием советских советников подгонялось под жесткие, застывшие схемы классов и классовой борьбы. Отсвда схематизм исследования, преувеличение остроты социальных антагонизмов в Афганистана, игнорирование национальной специфики афганского общества. В своих монографиях "Современный Афганистан"- /Кабул, 1980/ и ■ "Новейшая история Афганистана" Дабуя, 1985/ С.С. Хащми, почерпнув основные сведения о конституционалистах у своих предшественников, дополняет новыми данными программы патриотов и их деятельность в период правления мира Амануллы. . "

Таковы основные научные исследования в афганской историографии, в которых коротко рассматривался вопрос о конституциональном движении. Используя эти труды, А.Хабиби не только обобщил известный материал, но, базируясь на архивах, воспоминаниях современников, бывших лидерами .и участника!,ш движения, создал целостную картину политической борьбы начала XX в. в Афганистане, определившей направление дальнейшего пути развития страны.

В своем сочинэнии А.Хабиби осветил три наиболее важных аспекта историй первой трети XX в.: общественно-политическая обстановка в Афганистане в рассматриваемый период, конституционально э движение, политические портреты вдохи.

Общественно-политическая обстановка в Афганистана-

В отличие от своих предшественников в отечественной историографии, в трудах которых движение конституционалистов рассматривалось в контексте общей политической ситуации, АДабиби выделил некоторые проблемы политической обстановки в отдельные разделы. .

Наиболее интересной из них представляется антибритакскэо, антиколониальное движение индийских патриотов, которое было тесно связано с афганскими конституционалистами. Исследуя историю этого движения, автор отчетливо прослеживает роль Кабула в общественно-политических процессах начала XX в. в обей;.' странах, который, по его мнению, становился "центром политической деятельности сторонников'независимости Индии". В отой связи А.Хабиби затрагивает один малоизвестный аспект деятельности Времойяо-го правительства Индии в Кабула - его неудачные попытки добить-

ся мевдународного признания: несколько дипломатических миссий, отправленных в Японию, Китай, Турции и Индию, не достигли сро-их долей, их сотрудники попали в руки британских колониальных властей в Индии и были брошены за решотку. В рамках этого жэ сшета в монографии рассматривается деятслшость партии "Хезбчэ аллах" на территории Британской Индии, которая положила начало длительному этапу антиколониальной борьба зарубежных пуштунов.

Среда новых материалов книги - дашшо о влиянии печатном рупора младоафганцев газеты "Серадж аль-ахбар" в Сродней Азии и Британской Индии, реакция на нее британских колониальных властей.

Оригинальным выглядит взгляд А.Хабиби на первую афганскую конституцию 1923 г., которую он, в отличие от своих коллег, в том числе зарубежных, рассматривает под критическим углом. Предусмотренная оа статьями авторитарность правления, полагает автор, создавала предпосылки для последупцего кризиса системы и •ухода с политической арены творцов конституция.

Конституциональное движение

Разделяя в целом оценку этого движения, даннуи его предшественниками, А.Хабибя нлеста с тем дополняет, уточняет ряд фактов и данных, вступает в полемику и впервые в историография дает политические характеристики его героев.

В то та время у него, как и"у других исследователей, виден явный пробел в работа - отсутствие анализа практической деятельности афганских патриотов, что, видимо, можно объяснить но столько отсутствием информации, сколько ограниченном числом политических акций участников движения, действовавших нелегально.

Впрочем, это упущение автор когше не провал исследованием других важных аспектов борьбы за конституция, вводя п научный оборот не только новые материалы, но и расширяя представления о характере и истории самого движения. Это, в первую очередь* относится к обществу "Серадас аль-ахбар", которое стало его предтечей. Анализ общества базируется на двух оригинальных документах, впервые приведенных в монографии.

Далее, исследуя деятельность конституционального двЕяения на его первом этапе, А.Хабябк характеризует его национальную я социальную структуры, политические связи и симпатии констятущг-

о

оналистов. Особо он выделяет участников движения индийского цроисхсвдения,- оценка которых у наго далеко не однозначна. Отмечая их заслуги перэд афганским народом, автор в полемической манере категорически отвергает распространенна среди широкого , круга отечественных и зарубежных историков идею о том, что индийские патриоты возглавляли движение афганских конституционалистов и были его идеологами. Доказывая подлинно национальный характер движения, он приводит вполне убедительные аргументы.

Что касается политической деятельности конституционалистов, то в сочинении А.Хабиби следует выделить впервые приводимый документ - обращение к эмиру Хабябулла-хану, которое характеризует политический идеал первых афганских конституционалис- ■ тов - создание режима просвещенного монарха, правящего на основе конституционных положений. Автор пишет, что это обращение внзвало опасение у змяра за свою власть и привело к разгрому первой волны борцов за конституцию, в чем он расходится с другими афганскими исследователями, полагающими, что репрессии последовали .как результат доноса провокаторов о деятельности уча-, отников движения.

Рассматривая деятельность конституционалистов второй волны, А.Хабиби предлагает свои оценки этого движения, зачастую отличные от уже известных. Так, он отрицает версию о династической подоплеке убийства эмира Хабибуллы в 1919 г. и вполне правомерно считает его политическим, хотя он, как и другие авторы, так и не вскрывает подлинный характер этих событий.

Представляет немалый интерес раздел монографии, посвященный итогам деятельности конституционалистов второй волны, в которой автор рассматривает их нэ как сплоченную группу последователей эмира-реформатора Амакуллы, а ярких, аивнх личностей, занявших неоднозначную позицию в отношения реформаторского режима. И хотя многие из них в целом поддэркивали реформы, било немало и тех, кто видел отход эмира от идеалов конституционализма и находил мужество выступать с критикой политики правительства.При этом автор в подтверждение приводит неизвестные ронзр факхн из биографии одного из лидеров младоафганцзв - Абдуррашюз Лудзна, горячего привэркакца эмнра Амакуллы, сумевшего, тем го меяго, трезво оценить его политику, приближавшую страну к глубокому политическому кризису. Сн прямо обвинил в коррупции и некомпотепт-

ности окружение монарха, видя не без основания в действиях этих лиц одну из причин непопулярности режима к неудач в осу-, ществлении реформаторского курса.

В долга? АДабиби Бнес немно1'о нового в освещение деятельности младозфганцев второй волны, однако он сумел взглянуть на нее под другим, нетрадиционным углом зрения и тем самым бодзо четко выявить их рать в общественных процессах первого этапа независимого развития Афганистана.

Политупеские портрэтн эпохи

Это наиболее яркий и научно значимый сюжет в монографии А.Хабиби. Участники конституционального движения, их жизнь и деятельность, их нелегкие, зачастую трагические судьбы - это своого рода эпоха в лицах, это история страны в лице копкрэт-ных лщдой, без сомнения составлявших национальную гордость. Пожалуй, это наиболее крупный вклад историка в изучение проблем конституционализма в Афганистане.

Богату© галерею героев борьбы за конституции в монографии бесспорно венчает легендарная фигура Махмуда Тарзи - идейного вождя дешшпя, отпэ афганского просветительства, издателя газеты "Сераля аль-ахбар", биографии, мировоззрении а деятельности которого посвящено-несколько разделов книги. И хотя на эту тему написано немало трудов как в отечественной, так я в зарубежной историография, А.Хабяби пытается найти свой подход к образу этого человека, идея которого по существу легли в основу зарондавпейся в тот период в Афганистане национально-буржуазной идеологии. Он видит в нем живую личность - политика, философа, писателя, поэта, историка.

Первое, чем привлек к себе внимание автора М.Тарзи ~ ого последовательный антяксигояиализм, который он пронес черэз воя свою зизнь и А.Хабиба подкрепляет этот тээис характерным эпизодом из яизнп своего героя. Другая важная тема в этот разделе:. М.Тарзя - ученик и продолжатель идей известного рофорлатора С.Д. Афгани. Здесь книга изобилует фактологическими материалами об их встречах. Далее, изучая роль и место М.Тарзи в конституциональном движении, автор не уходит ст признания того факта, что он не бил ни руководителем, на его прямым участником« Однако, и это самое важное, - его идеи незазисетоотя, консгнтулио-

папизма, развития науки и культуры, просвещения, пропаганды панисламизма, афганского национализма легли в основу политической борьбы патриотов. В этом автор справедливо видит заслуги этого человека перед историей и народом.

В списке виднейших политических деятелей эпохи, представленных в монографии, - руководители и активные участники младо-афганского движения, лвди очень разные по национальности, социальному происхождению, образованию, социальной принадлежности, политическим симпатиям и общественным связям. Это лидер движения первой водны проподаватель лицея, он ко придворный мулла /бдуррауф-хан Кавдагари} поэт, переводчик и педагог Мухаммед Сарвар-хан, автор обращения конституционалистов к амиру, кончивший жизнь на эшафоте', его братья, разделившие его судьбу; Мпр Касем-хаи, один из виднейших интеллигентов эпохи Амануллы, чья воспоминания логли в основу многих трудов по истории конституционализма, провал sa решеткой 16 лет после падания рофорла-горского режима, затем сделавший карьеру министра юстиции после войны5 историк я летописец ФгЧз Нутам,гад Катеб, представитель самой обездоленной народности - хазара, внесший неоценимый вклад з отечественную исторяографио, но шцюрскшцщй ударов судьбы в краткий период нраглешга узурпатора престола Баччая Сак-гло.

Из вйдюк доятелэй второй волны двпеошя A.Xadnôa особо выделяет двух очоиь разпше ладей, оказавших заметное влияние на полягичэску» йизиь страны. Это поэт и «урпаялег А.Х. Дави, правая рука М.Тарзи в редакции газета "Сврола аль-ахбар", либерал, неоднократно садовший в та®ошк аастокках, ¡¡posai долгуа жизнь, отдав значительней во часть двйяоабткческой работе, депутатскому креслу s варяаменто п литературной доягелгаосл;. Вторая хура - Абдуррахмад Лудил - наиболее яркая личность в колотое. •• окальиш дшшкш, радшеая, раопублшкшоц, поэт. Его szshj> сам бурной в короткой. Он mудачно покушался на см ирг. Улопч^лду, п лишь последующая смерть коиарка спаояа его от казна. ?1р 1 /.ш; у;;-яа, но занимая крупных постов, он был одт-ira из игдпо-т;\ г.го разочаровался в политике эмира-реформатора, имел смоласгь кът?» пать с критикой его деятельности. После ухода с политической арену Аыануляи он пал кэртвоЕ террора, разшзаппого кормом Ïïa~ днр Шахом против конституционалистов,

Наконец, еда один герой монографии - М.Г.М. Губар, посло-довательный демократ, также прошел через тгоршы, поело войны -один из лидеров буржуазно-демократической оппозиция, депутат парламента, известный историк, автор блестящего труда по ого-честпэшой истории.

Таковы главные горой сочинения А.Хабиби, творцы истории, проповедники идей свободы, независимости и патриотизма, идеи которых продолжит своп жизнь в программах последующих поколений арганских патриотов.

Застютенпв

Этот раздел содержит краткое резшо, отраяапцоо в целом достоинства монографии как ватаого исторического источника. Ти-повими в порз'ую очоредь представляются следующие. Автор сам вк-ступаот как зкивой свидетель описываемых ил событий. Используя разнообразные первоисточники, в том число архивы и воспоминания своих гороов, он высветил многие из малоизвестных фактов я собитий афганской новой п новейшей истории, дополнил я-уточняй своих продптэствэшшков - исследователей проблемы конотитугсгоиз-лнзма, дал развэрнутуп характеристику двкхенпя, его истории. ¡1 главное, А.Хабибл вписал в истории своей страны яркие образы политических и обйсств'йшюс деятелей, стоящих в центре сгыся-мемих пи собнтпИ п окаоавщх огромное влияние па посяедуг-ого ;тотор"п стра;ш. Наконец, автор црэдлеппл свои ообстЕеппао год-хода и опенки, обогащаете слог-иваиося вгочатлепия об этс.1 яр-ной оцохе.

По тог;,т диссертация опубликованы следуюевго работа:

1. Прячшга падоншг прлхптшюпя е?.шря Атщлча-хапа .Лип-ленная работа. Кабул, 1974.

2. Дшшигав кояституштокаляя'.«» в Лфгшгастяпо. Тязпса магл-стратурн. Кабул, 1935.

3. Буддизм в Афганистане. Работа научной стенотип Кабул,

1984.

4. ОтаоЕоиия Афганистана с соседними страши?«. Я."Обпосг-вегапга науки". Иад-но Кабульского ун-та, 1932.

5. Биография А.Хабиби. Сб.ст. Ин-та востоковедения РАН.

6. Исторэтоскка древности города Кабула. Я. "Дпггагг", 3. Изд-во Кабульского ун-та, 1988.