автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Трудовое развитие личности в современных условиях

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Губина, Светлана Александровна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Автореферат по социологии на тему 'Трудовое развитие личности в современных условиях'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трудовое развитие личности в современных условиях"

Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Педагогический Государственный университет имени В. И. Ленина

Специализированный Совет Д 053.01.08

РТБ-И-

- 1 MAR 1993

На правах рукописи

ГУБИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

ТРУДОВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Специальность 22.00.06 — социология культуры

образования, науки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Москва — 1993 г.

т

Работа выполнена на кафедре политологии Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор С. М. Косолапов; доктор философских наук, профессор В. Г. Харчева; доктор философских наук, старший научный сотрудник Т. С. Георгиева.

Ведущая организация — Российская академия труда и социальных отношений.

Защита диссертации состоится ______

1993 г. в >Учасов на заседании специализированного Совета Д 053.01.08 по присуждению ученой степени доктора наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом университете имени В. И. Ленина (117571, Москва, проспект Вернадского, дом 88).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПУ имени В. И. Ленина (119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1).

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного

Л. В. ОЛЕНИКОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Артуальность темы исследования. Известно, что труд - всеобщее условие жизни любого человеческого общества. "Всякий ребенок знает,- писал К.Маркс в письме Л.Кугельману,- что каждая нация погибла бц, если бы она приостановила работу не то что на год, а на несколько недель"-'-.

Когда падает престиж труда в обществе, глубокие изменения претерпевает и сам человек как субъект труда. Одновременно происходит девальвация многих качеств и моральных установок, которые доминировали в предшествующей трудовой культуре, но в новых условиях утратили смысл. Деформация нравственных ценностей, деко-ммунизация сознания и мотивации труда приводят к депрессивным изменениям личности. Пожалуй, наиболее ярким симптомом этого состояния является нескрываемое презрение к добросовестному труду, массовая переориентация с созидания на "добивание".

Ясно, что без созидательного, высокопроизводительного труда страна не сможет выйти из кризиса, тем более войтн на новый виток цивилизации. "Общество никак не смокет прийти в равновесие,

»2

пока оно не станет вращаться вокруг солнца труда," - писал К.Маркс. Из истории известно, что в переходные эпохи от человека требуется принципиально новое отношение к труду: на усердном отношении к труду базировался переход от аграрной цивилизации к индустриальной в Западной Европе, массовый трудовой энтузиазм советских людей обеспечил колоссальный рывок нашей страны в мировую цивилизацию, а "фирменный" патриотизм сотрудников корпораций способствовал появлению "японского чуда".

Пределытя активизация творческого потенциала, воспитание новой трудовой культуры становится жизненной необходимостью в современных условиях.

Переживаемый в нашей стране общественный кризис настолько тотален, так глубоко затронул все сферы общества одновременно -экономику, политику, идеологию, культуру, социальнув среду, что

* Маркс К. - Людвигу Кугельману // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.32. С.460.

^ Шркс К. Послесловие к второму изданию "Разоблачений о кельнском процессе коммунистов // Маркс К., Энгельс 4. Соч. Т.18. С. 551-552.

» ,

£ает основания судитЬ о его Необычности, экстраординарности. Ме-*од формецяокного анализа не в состоянии вскрыть всю глубину , происходящих явлений.Особенность исторической ситуации состоит в значительном расширении методологических подходов к пониманию сорремецного мира. Новое мышление позволяет осмыслить общественное процессы с позиций не только формационного, но и в аспекте ЦЯййДОагшфбНйого развития.

Цивилизация в качестве методологического подхода в нашей научной Литературе стала употребляться сравнительно недавно. Само воийтие "Цивилизация" (аЫ/Ь - с лат. гражданский, общественный) 1«ввт различное толкование. Чаще всего используется для характеристики качественного состояния общественного развития, достигнутого уровня материальной и духовной культуры, целостность цивилизации определяется внутренней организованностью, обусловленной средствами труда, социальной организацией, духовной средой. Основным критерии* движения человеческой цивилизации выступает челове степень его свободного развития на основе преодоления всех форм отчуждения. Определяющую роль в освобождении человека труда играет технико-технологический фактор. Ручной труд, мускульная энергия человека лежали в основе аграрной цивилизации. Замена физического труда машинами и механизмам* произошла в период индустриальной цивилизации. В постиндустриальной цивилизации человек выводится из сферы непосредственного процесса материального производства благодаря превращению орудий труда в автоматическую систе Глубинный смысл происходящих процессов в нашей стране невозможно понять вне контекста мировой цивилизации, осуществляющей ныне .переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу развития. Природа скачка от командно-бюрократического етаггического общества к новому качественному состоянию, основанному на принципах демократии и гуманизма, рыночной экономики и новейшей технологии, »чеет цивилнзацконнык характер. В связи с этим кризис трудового развития личности обусловлен не только кризисом командно-административной модели этатическою обще« ства. Падение престижа труда, крах социалистических мотива кокна: установок, трудовой культуры - служит одновременно проявлением кризисе индустриальной цивилизации, достигнутых пределоь её развития, а имеете с этим и кризиса тчуотриального типе «добросовестного работные»-. ¿оно.*у состоянии ом.ества нвобхояп качестнекно новый культурна урэъ'^ь рмстткч личности.

потребности в труде. Практически отсутствуют работа, в которых трудовое развитие рассматривалось бы с точки зрения личностного подхода. Идеологизированное воспитание, воплотившееоя в концепции "воспитания коммунистического отношения к труду", вело на практике к примату общественного интереса над индивидуальным интересом, массового воспитания над индивидуальным подходом.

Значительная часть литературы написана с позиции традиционного подхода, без учета новых глобальных и внутренних процессов. Степень теоретической разработки проблемы явно отстает от запросов общественной практики. Назрела потребность осмысления проблемы трудоеого развития с учетом тенденций развития человеческой цивилизации, в аспекте нового мышления и изменении в обществе .

Цре дне у цсс ле.п рраццг;. Сложившаяся ситуация побудила автора выбрать и качестве предмета исследования трудовое развитие личности в условиях качественного преобразования общества на путл к информационной цивилизации н перехода к рынку.

Поскольку предметом исследования является теоретически мало разработанная область знаний, автор останавливается подробно на оформлении соответствующего категориального аппарата и теоретических понятии. Бзз этого нввозноано строго обозначить границы предаете исследования. Анализ нанятом "трудовое развитие личности" автор осуществляет с немощью более общих философских и социологических категорий, представляющих собой основу трудового развития личности, таких как "развитие", "воспитание", "формирование", "труд", "культура".

Раскрывая категории "развитие", диссертант привлекает работы ученых Глезериана Г.Е., Лазаренко Е.В., Красина А.И., Репиной Т.(л. Преобразования общественного производства, направленные на освобождение человека труда, образуют исходный пункт столь же качественных изменения и в трудовом развитии личности. Трудовое раиишнз означает скачок, переход от структуры раоотника индуст-р1;ииьн'<-сощ!алистическо1,о качества к новой структуре на основе возникновения новообразования, позволяющих личности адекватно интегрировать в информационную технологию и ршючгуы экономику.

Предметной субстанцией трудового развития ллид.-сти выступает способности человека. Зта категория достаточно обстоятельно исследована ¡2. А. Рубинштейном, 'Г. 15.Артемьевой, И.П.^убшшнш, А.Н.Мнлкннш.!. Под способностями ьиншается соьокумюсть слреде-

- б -

денных качеств, свойств, умений человека, тссно связанных с нервно-психическими свойствами и необходимых для осуществления соответствующих форм деятельности. "Развитие человека,- писал С.Л.Рубинштейн,- в отличие от накопления "опыта", овладения знаниями, умениями й навыками,- это и есть развитие его способности"*. Таким образом, вопрос о трудовом развитии непосредственно слит с вопросом о способностях человека трудиться.

Сущностная характеристика трудового развития личности выявляется в степени выраженности интереса к труду. Благодаря тому, что интерес к труду своими корнями уходит в социальную форму труда, он (интерес к труду) и определяет субстанциональную определенность трудового развития личности, его сущность. Выявление сущности того или иного явления служит показателем зрелости и совершенства проводимого исследования. Познав сущность трудового развития, можно прийти к пониманию его главного свойства, смысла всего процесса трудового развития, связанного с постепенным превращением труда принудительного в труд свободныл. Возрастание интереса к труду - общесоциологическая тенденция: чем более усложняются средства труда, чем богаче и разностороннее отношения между людьми в процессе труда, чем совершеннее общественные отношения, тем настоятельнее становится необходимость в заинтересованном и осмысленном отноиении человека к труду.

В диссертации показывается, что природа интереса к труду носит социальный характер и формируется на основе потребностей, а также в результате обретения одухотворенно-смысловой мотивации труда. Основным условием для формирования потребности в труде является освобождение от всех форм отчуждения человека от труда: социальной, экономической, технико-технологической, нравствешю-поихологической. Когда же сознание высшего, духовного смысла деятельности выступает основной детерминантой трудового поведения Человека, потребности могут играть лишь вспомогательную роль. Важнейшим условием развития одухотворенно-смыслового интереса к труду является воспитание и образование.

Показателем меры трудового развития личности выступает трудовая культура. Категория "трудовая культура" часто используете? как "культура труда". В последние годы вшл:> немало публикаций,

1 Рубинштейн С,Л. Лроблемн обшей психологии. М., 1973. С.220-22}

Возникает пройденная сит у пищ, когда технико-технологические и экономические, социальные и политьчеокие, духовные и нравственные задачи постиндустриального развития решаются людьми,еща не овладевшими соответствующей культурой .Ооновная задача, стоящая перед нашим обществом в современных условиях, заключается в том, чтобы найти способы разрешения противоречия между наступающей информационной цивилизацией и отставанием культуры, неподготовленностью субъекта труда. Выход на новый виток цивилизации неизбежно потребует гуманистического развития личности, формирования нового субъекта труда.

Взгляд на наше общество как составную часть «яровой цивилизации вызывает перемены в привычных социаяьно^илоро^скех представлениях о человеке труда, его воспитания ы образовании. Идет процесс переосмысления этих проблем с учетом запросов времени. Ведется разработка гуманистической концепции воспитания и образования. Однако проблема трудодого развития личности а соответствии с требованиями ннцормациошюй щшаяизашш остарел теоретически не изученной и практически не ргаянзоьанной,

Состояние научно^ развабдта^стз пройяема «рудового разни -ум личности в нашей стране ещ9 па обозначено опйщшьными исследованиями, монографическими работами. Наиболее всего изучена проблема трудового шшцшшщ. Только в 8и-е,годц вшило более 4ии-х публикаций, посвяшённих трудовому воспитанию.

Наибольшее внк.чание этой проблеме уделяется педагогической «целью и в значительно кен^аей (даре - философской. Поэтому на случайно социально-.;:илософсг.".1й и социологический аспекты трудового развития личности теоретически явно не разработаны.

Социзльно-гилосо^окие аспекты трудового воспитания затрагивается в работах, посвященных проблемам труда, куЛьтурн, личности, развития ее способностей и потребностей,воспитания молодёжи. Это работы: Л.И.Ьуевой, и.И.Болдырева, О.^.Косолапова, С.М.Ковалева, Л.Н.Когана, И.Кона, А .Л .Маршака, о .Нгееиской, Ф.И.Мшшшьва,

A.Й.Мялкипа; С.И.Нлаксич, И.И.Сиземской, С.Г.Онасийенко, й.Ф.Су-л>мова, В.А.Чередниченко, И.И.Чангли, В.И.шубкиьа, И.А.ЯДова.

Социально-окономичес кие вопросы трудоюго воспитания рас-сиагрлвагпся в работах А.Ю.Ьухалова, К.Д.Кабульского, Э.П.Мари-ненко, 1> .Г .Никулина, ИЛКНоышова, О.Н.иетвсова, С.Б.Семвнкиной,

B.А .Сидорова.

Наиболее обстоятельно изучадись психолого-педагогические оонования трудового воспитания школьной колодежи в работах А.Х. Атутова, А.Журкиной, В.А.Полякова, М.Н.Скаткина, С.Н.Чистяковой и многих других.

Взаимодействие трудового воспитания с другими направлениями воспитания рассматривали В.Н.Донченко, Э.Л.Ваоина, Н.Б.Крылова И.И.Зарецкал, Ь.Эренгроссе, О.А.Эорова, Г.Н.Соколова, И.П.Стогиий

Выявлена специфика трудового воспитания различных социальных групп молодежи - учащейся, студенческой, рабочей и сельсной - в работах Е.М.Бабосова, Ю.Е.Волкова, С.АЛ'убиной, Г.Е.Дудинского, М.Б.Заславской, В.М.Козьменко, Т.Н.Кухтевич, Ю.С.Лошкарева, В.В.Серикова, Я.П.Тарасенко, Л.А .Шпака.

Различные грани трудового воспитания рабочей молодёжи затрагивались в исследованиях, посвяшбнных социалистической дисциплине труда, социалистическому соревнованию, воспитанию основ коммунистического отношения к труду (Т.В.Семыкиной, Л.П.Смирнова, В.Г.Смолькова, М.Я.Сонкна) .

Обстоятельно показана роль социальных институтов в трудовом воспитании в работах Ю.П.Азарова, В.Я.Белича, Н.И.Блинова, М.А. Будановой, М.В.Жевко, Ю.К.Еремина, В.Иванова, С.В.Лангенюка, В.П.Одинцова, Н.Ц.Ийцулина, И.Г.Столяра.

Проблема отношения к Труду, трудовой мотивации рассматривают Н.В.Гадасиева, В.Щ®юв, Н.ИЛавринеш®, В.А.Мальцев, В.М. Шепель. ;

Несомненный интерес представляют первые работы, посвященные проблемам.молодёжного труда в условиях рынка (в.Г.Харчева, О.В. Ромашов ) , вопросам формирования информационной культуры (Г.Г .Воробьев, Т.С Л'еоргиева) .

Но исследований такого рода явно недостаточно, ощущается отсутствие нового концептуального изложения проблемы трудового развития личности как современной философско-социологической концепции.

Трудовое воспитание и развитие во многих случаях рассматривалось с точки зрения функциональных потребностей индустриальное производства и централизованной экономики.В литературе преобладали исследования человека как пункции, носителя тех или иных социальных качеств. Социально-классовый уровень исследования оставлял за пределами внимания отдельную личность, способности к

посвященных культуре труда. Среди них работа Шнуева В.М. i Соколовой Г.Н., Куравлевой Г.А., Кагана Л.Н., Марценлжа С.ф., Шзо-. нова К.Р., Струшшского в, "Трудовая культура личности" - это лнчнсстнкй аспект трудового процесса. Ibд трудовой культурой личности следует пошить качественную харсктаристику определенного уровня развития сущностных сил человека и степень их рзалн-зсции и трудовой деятельности,' Трудовая куедзура тец отличается от культуры труда, что отражает человечески качества трудовой деятельности: степень развития пнтеллектуайЬйцн, нравотьеишк, психологических, творческах, физичгскях н других способностей личности, необходимых для включения субъекта в трудовой процесс.

Таю'-ч образом, трудовое развитие личности означай1? качественные структурные изменения сущностям сил человека, его способностей и отношения к труду, которые происходят под клйлпкгм vox-нико-техиояогичвских, социально-экономических, политических а духовных преобразований в обществе.

Окончательно понять качественную определенность прэдмзта исследования - трудовое разаитке личности - невозиош>| од отграничив это понятие от таках категорий кап "трудовое воспитание" и "формирование".

В социологии "воспитание" понимается как цеяонапрздланняй сознательный процесс развития личности путей управления обстоятельствами и их организации в оптимальную систему, оСэОйечмй»-щую нужный обществу воспитательниц эЦ-зкт^. Таким образом, если развитие личности, ее творческого потенциала уступает а качестве цели воспитания, то воспитание через социальные институты и субъекты выступает механизмом ого осуцзс!гвленпя.

"'Нормирование" личности более широкое понятие, чей воспитание и включает в .себя как целзн&праяяйииьй процесс (воспитание) , когда обстоятельства находятся йод контролем воспитателя, организуются и направляются им, так и спонтекное формирующее влияний всех жизненных обстоятельств, а также Практическую деятельность личности^.

* Харчев А.Г. Социология воспитания: (о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). M,, 1990. С.4-5}

Шварцман К.А. Философия и-воспитание. M., 1989. С.179. о '

" Скасибенко С.Г. Армирование личности в условиях социализма. П., 1.986. О Л i.

Выбор объекта ксг.лрпстяшж обусловлен тем обстоятельством, что переход и рынку, новейшие технологические преобразования возможны тогда, когда имеются определенные социальные силы, способные и готовые решать поставленные задачи. В социологии такие силы называются "группой опережения". Ключевая роль в разработке и освоении новых и новейших технологий, цивилизованном использовании рыночных отношений принадлекит специалистам - профессионалам, Подготовка и развитие которых проходит в сфере образования. 1Ъды обучения - это время наиболее интенсивного становления личности, формирования мировоззрения, нравственных ценностей, развития способностей и интересов. Поэтому объектом нашего исследования выступает личность студента, будущего специалиста (преимущественно технического профиля).

Орнопнал )-0131пш1ни п пелг, исследования. Концептуальный подход к трудовому развитию личности в современных условиях позволяет рассмотреть в единстве три стороны проблемы: 1) на основе ис-торико-цивилизационного анализа выяснить причины кризисного состояния трудового развития личности (почему это произошло)} 2) получить представление о новых возможностях трудового развития личности к новых способах привлечения людей к труду при переходе к информационной цивилизации и ринку (что должно быть достигнуто) ) 3) определить способы достижения намеченной цели: как, какими средствами можно подготовить нового субъекта т£туда в сфере образования.

Отсюда и цель диссертации - дать философско-социологяческое обоснование инновационной концепции трудового развития личности.

Для достижения поставленной цели намечается решение следующих задач исследования:

- разработать и уточнить исходный для исследования понятийный аппарат: теоретически обосновать новое понятие "трудовое развитие личности", уточнить понятия: "трудовая культура личности", "интерес к труду и потребность в труде", "способности к ' труду"."мотивация обучения", "гуманизация обучения"}

- на основе историко-цнвилизационного подхода критически изучить отечественный и мировой опыт в области трудового развития личности, выявить общие тенденции и особенности становления индустриального типа трудового развития;

- обосновать качества нового субъекта труда при переходе I;

информационной цивилизации, показать их отличие от илдустриаль-ного типа трудового развития;

- раскрыть возможности поиска новых способов привлечения лздей к труду на основе преодоления социально-экономического отчуждения человека от труда и критического использования зарубег-. но го опыта трудовой иотшациц;

- показать значение общечеловеческих ценностей в формировании духовной ос нови трудового развитая личности}

- обосновать социокультурную функщзо образования в развитии ноеого субъекта труда, способного интегрировать в информационную цивилизации и рыночные отновення}

- рассмотреть образование с позиции его радикального преобразования на пршщшах гумачкзащш, провести социологический анализ штивации обучения и выявить соответствие учебного процесса интересам и способностям студентов}

- осуществить поиск эффективных средств развития нового субъекта труда в сфере образования} с этой ке целью изучить опыт реформирования высшей школы за рубежом в 60-80-е года,

Гипотеза дасгадовяшгд. Изменившаяся ситуация требует разработки инновационной концепции трудового развития личности, адекватней гуманистическим оби^человечэснш ценностям, гДойДСЩЯ» общества в информационную цивилизацию а мнророЦ рцнок.

Глноэациоиная концепция трудового развития личности отличается от традиционной следуидат признаками.

1. Традиционная концепция трудового развития построена на ¡;епродуктивной основе, является экстенсивной по своему характеру, так как воспроизводит всей своей системой- индустрладыцй . тип работника-исполнителя, с учетом социалистической практика . Инновационная яе система трудового развития нацелена на развитие нового субъекта труда - творческой нниц'иа^йвиой самоорганизующейся личности, соответствующей требованиям информационной технологии, рыночной экономики. - ■

2. Взашодепстзие традиционной концепции трудового развития с системой общественного производства отличалось догматизмом в выборе целей и средств в силу существующего отчуждения человека от труда и абсолютизации сознательной мотйвацин труда. Инновационная концепция трудового развития личности носит диалектический превентивный характер, она призвёна не только свое-

временно реагировать па запросы общественного развития, но и оперезкогь их.

3. Традиционная концепция тгодового развития является технократической по своей сути, ибо рассматривает человека, его труд как функцию, а отношение к труду как средство развития производства. Отсюда и ибезличенность |]орм и методов, не учитывающих и не развивающих индивидуальных способностей и интересов к труду, не создающих условии для их реализации. В центре же инновационной концепции трудового развития стоит личность, ее развитие на основе выявления индивидуальных способностей и интересов в труде и создания условий для их реализации.

4. И, наконец, если традиционная концепция трудового развития могла функционировать в условиях остаточного пршщнпа материального и финансового обеспечения, с использованием массовых форм и методов обучения ¡i воспитания, то эффективность инновационной концепции трудового развития личности возможна лишь при условии приоритетного выделении средств финансового, материально-технического, кадрового и методического обеспечения; использования индивидуального подхода к каждой конкретной личности; качественного обновления íj.oi'M) методов, средств трудового развития.

Итак i основными признаками инновационной концещии трудового развития являются: ориентация на развитие личности, ее интереса и способности к труду, на формирование нового, информационного типа субъекта труда, установка на опережающее трудовое развитие, обновление средств, форм п методов трудового развития личности в сфере образования на принципах гуманизации, приоритетное к нему внимание.

Методология исследования жюблемы трудового развития личности используот общенаучные философские и социологические принципы развития, системности и детерминизма, единства теории и практики, связи теоретического и эмпирического, формационного и цивилизационного подходов, приншшов х-утлаикэгла и демократии. «

Исследование опирается на конструктивно-критически осмысленные полокешш марксизма, труди отечественных и зарубсядых ученых, синтезирует методологические посылки таких отраслей; знания, как философия, психологи;;, педагохчжа, политэкономия, этика, социология, генетика. И^думч: )■■ ль г. стучан»: Tpy;ri:¡..r.- развития НрИНаДЛОЖИТ «{КЛи'ЛК&ПР Г П«ц;«)Л<ЧТК.

Социально-философский уровень исследования дает обоснование рациональности самого процесса трудового развития как социального явления, направленного на производство и воспроизводство субъекта труда. Сюда входит выявление сущности и псторико-циви-лизационного генезиса трудового развития личности, а таго?.е раскрытие его цеста и роли в общественном процессе.

Социологический анализ проблемы предусматривает выявление новых требований, предъявляемых к трудовому развитии при переходе к информационной цивилизации и рынку, ставит задачу социального прогнозирования качественных изменений субъекта труда и изучение влияния образования на развитие личности, повой трудовой культуры. Социологическое виде1ше образования в контексте социокультурного и цившглзпциенного подходов позволяет рассмотреть образование с позиций его внутренней радикальной реконструкции, направленной на фондирование профессионально компетентной и гуманистически развитой личности. Социологический анализ трудового развитии личности использует в качестве основы исследования социологию образования и социологию труда. Сбор и изучение социальных фактов, их систематизация и анализ осуществлялись методами наблюдения, анкетного опроса, интервьюирования, анализа документов, методов статистического анализа и экспертных оценок. Надежность социологической информации обеспечена репрезентативностью отбора единиц наблюдения, сравнимостью наиболее важных ноказителйл с результатами других исследований. Качество социологического исследования определено теоретической и практической значимость« основного результата исследования, а такта достоверностью результата исследования.

Эмнццлческ'Щ базой паботц являются материалы социологических иоследований, проведенных саушл автором на Московском производственном объединении "Свобода" (1981-19(53 гг.), посаяьрнпом вы пил синю социальных резервов рост;. э-Мектншссти производства к качества работы, оСследоьшю М(< рчб^чнх; зтапнце исследования в Российском хш.ышо-тохыолохптскс.ч утш(-счете пм.Д,И»Ыенделп-ева за 1969-19x2 гг., в том числе исследование научяол организации учебного цр.:нессц и современных проблем подрисовки хнмпков-технологов (195:''" 1972 гг.), опрошено ОС-» студонтоа» но аналогичной методика исследование проблемы гутат.чзгщйи политической и профзссиошшлкн культура будущих сшутлиогох, п чрецессе обуче-

Нйя (198^-1990 гг.), опрошено 350 студентов} исследование по проблема *Организация учебного процесса и мотивация обучения" (1991 г.), обследовано 468 студентов; исследование по проблеме Перехода на многоуровневую систему обучения (1992 г.), обследовано 456 студентов, 91 преподаватель.

В работе били использованы: результаты международного социологического исследования влияния автоматизации на удовлетворенность трудом, проведенного специалистами 15 стран мира в 1971-1979 гг.| исследования немецких ученых из Галле по проблеме влияния различных факторов на удовлетворенность трудом (1976 г.)) результат опроса 12 тыс. работников предприятий, ра. ботехяцих на полном хозрасчете и самофинансировании, проведенного й 1988 г. социологической Службой ЦЭШ1 АН СССР} исследование трудового потенциала ИГР в советской промышленности, проведенное на ПО "Чебоксарский завод промышленных тракторов" в 198&-89 гг. сектором социальных проблем трудовых коллективов Института социологических исследований АН СССР.

Автор опирался на результаты всесоюзных исследований, проведенных НИЦ Института молодежи в Москве, Литве, Молдавии (1987г. по проблеме влияния временных ориентации на политическое сознание молодежи» на исследование социальных и производственных проблем работников объединения "Молодая гвардия" (1980 г.); на исследование проблем трудящейся молодежи г.Нияшш Тагил (1989 г.); на материалы опроса трудящихся промышленных и сельскохозяйственных предприятий по проблемам арендного подряда, проведениесо в Ужгороде (1989 г.).

В диссертации привлекаются результаты всесоюзных социологических исследований, проведенных головным Советом "Общественное мнение" прй Государственном комитете СССР по народному образованию в 1987-1991 гг., в том числе, исследование профессиональной ориентации школьников в рамках непрерывного образования проведенное в 48 областях страны (1988 г.)} исследование по проблеме "Человек - природа - технология" (безопасность - через образование), проведенное в 32 городах среди пкольников, учителе ¡1 студентов и преподавателей вузов в 1991 г.; исследован по ко пг •:■ блеме "Нравственность и личность", проведенное и 198'; г. г, СР вузах различных регионов>исслодованке по теме "лух"В1шГ. студента", проведенное в 1988 г. в Г>7 вузах страны.

- i3 -

К эмпирической du.iu исследования можно отнести личные наблюдении автири, полученные н процессе педагогического опыта (20 лет).

На защиту щшоонтец .следующее положении:

1. Исследоььнш нроблоии трудового развития- личности в вс-Т0рИК0-ЦИВИЛПЗйЦ1М1!Ю!; КОНТОКОТЙ даст ООИОЫШИЯ Говорить о смене типов трудового ра-.шигин личности: на смену "добросовестного исполнители" индустриального типа приходит информационный т:ш "ТЬОрЧОСКчИ сГи.^ЮрГйПИЗуюЩОИСЯ личности". Суть происходящего кризиса трудовой культуры состоит в кризисе индустриального (машинного) тина трудокоп, развитии личности, усугубленного крахом команлно-й'и.^ипнлччпчит^п системы управления, девальвацией социалистический í.:üt:.нации груд:..

2. Сиени тмшъ производства ведет к Пишжу новых способов привлечения Лыдей к '"¡уду. Пиреход от утилитарного труда аграрной цшшлпзащш к JU'tíj v-c.-ijeoTiicuy индустриальному труду проходил под деистши.м двух тенденции: принудительной н одухотворенно-сшсловои. 11с {лир« у<;Ли;кнсния средств труда и форм его организации возрастает нотрсониоть в биЯес осознанном и заинтересованном отношении человеки к т^уду. особенно увеличивается значение оду-хотворйШЮ-спыслоБии мотивации н переходный период, при смене цивилизации.

3. Наступление информационной цивилизации связано с кардинальной сменой полжешь-! человека в системе общественного производства, разьптпеи новоги объекта труда, об /гадающего принципиально отличными от предшествующего типа кичествешиши характеристиками : сшсоплш: шюотью, ответственностью, инициативностью, развитие !;iiie.№Ki-<':.i, творческими способностями, исвшл мышлением.

4. Поскольку роль личностных- характеристик нового субъекта труд«, ду^ышх способностей ч труду,- процесс его воспроизьодмчк; ¡¡■-¡■(.г:-. i:,:jotch н c-£¡py сфозоиашш. Социокультурная функция oOpa;¡.)b¿hí!,(, ншгравлени&я на массовое внедрение в сознание и не-!«-. д.-лнь «¿ywti иод.-й трудовой культуры, приобретает

5. С cí i íí t. Jic i111 ■ i о v:., i:: i иы'л:.з проблем нпсиюй ыкч/.и показывает неизбежность i'.:i;i..:¡,¡»jii¡¡b[-. | oiMiic-rpyiauHt со'рачиьынн. на основе со-

верш(Лк.-:1:.-'1'Г.)!Ь( с i :•[/.••.£ п ш.шы йогах ъ-зшп-.носпi; трудоиого

развития личности в учебном процессе, исходя из принципов гуманизации и демократиям.*.;'.:!, '.¡нтоллсктуалпзаци:: и самостоятельности, фундамента::;;:}/.;:;;'.:: :: про^оссиеналкэ.чцнп.

Нс.учнкя нов:::!;':-, ра<5ч"п: состоит в следующем:

- c]:op;.;y.T.;;/;.;r.:¡:a инковсз;::еш::.я концепция трудового развития личности на :г/;.::о перехода к информационной цивилизации} введено ъ научны;: оборот hosjo понятие "трудовое развитие личности", дона авторе,;;;« интерпретация понятия "трудовая культура личности"} угочН'.;!:и понятия "способности к труду", "интерес к ТРУДУ"> "мотив«;:;::/; обучг-;и:Л", "гуманпзацкя обучения"}

- процьл'^з;:; овамо трудовое развитие личности в аспекте |Юторико-ц;т1:лнзг.ц;:о::ло1'о подхода, показано общее и особенное в становлении индустриального трудового развития личности в пашей ¡стране и за рубег.о;.:; выявлены две тенденции становления индустриальной трудовой культуры: принудительная и одухотворенно-шисловая}

- наг.'.счпш: качественные! характеристики трудового развг.т:ш личности Г) условиях глцоркацг.оннсго производств;;}

- показаны г»:з:.'.о;.'лсст:'. использования новых способов привлечен;;;; л.одсп к труду на слюве устранения социально-экономиче ского ¡i ссниг.лыю-психологическсго отчуждения человека от труда

- переосмисленй значение и необходимость одухотворенно-смыслов'-И мотивации труд а в переходпузо эпоху, при сг.юне цнвили-зациЛ} показано .чничекко' общечеловеческих ценностей в формпрова нии духовио!; основы трудового развития личности;

- обоснована приоритетная роль социокультурной функции образования в развитии нового субъекта труда, массовой экспансии новой трудово*'. культуры;

- проведен (.'оцг.ологичссг'!:; анализ образования с позиции радикально;; pero: струлки и . '.'уцеотвлено социальное прогнозпрс-вание приноса т;уд';в/го рювнгия личности в сфере образован::.*.

ГЪаг.т-.'.чос^л .3H34i:*.;(.'f.:Tb работы.

!.1атерпали диссертации - научные обобщения, выводы и р<;к'>-мендации могут бьть испольэов.'.::ы при разработке гумаш-отг/кско: теории воспитание и сб>'.зо1!:л ;:/:, при «остгшлошш программ по с всрввиствовиюз) в рекснструкцг.г аггоач образования! в ноупч/. разработках проблем труда " j < i»n;;v:u: лпчичотк? при [ш^Ф

республиканских программ по развитию производительных сил, технико-технологической модернизации производства, нормированию нового субъекта труда, новой трудовой культуры. Выводы и положения диссертации могут Сыть использованы при определении приоритетов государственной политики. Материалы диссертации послужат основой при написании учзоннх пособии, чтении курса по социологии и спецкурсов по социологии труда, социологии образования.

Апробация работа. Основные положения диссертации отражены в публикациях. Гдеи и практические рекомендации диссертации излагались автором и научных докладах и выступлениях на международных, всесоюзных, республиканских, вузовских itonjapa-нцкях, были г.о.пользоьыш автором при чтении курса "Социология", спецкурсов "Научно-технический прогресс и перестройка трудового воспитания", "Социология труда и возлкташш", "Социология образования", на теоретических и методологических семинарах для преподавателей и сотрудников университета,дал работников завода "Знамя революции" . Материалы диссертационного доследования были обе гадени на заседании каредры политологии Российского хгмико-технологкческого университета имени д.И. Менделеева.

Достоверность теоретических выводов и практических рекомендаций, кплокешшх в диссертации, проверена в ходе социологических исследований проблем трудового воспитания рабочей и студенческой молодежи и подтверждена практически d работе Новомосковского производственного объединения "Азот", Московского производственного объединения "Свобода", PoccKib-tooro химико-технологического университета клен к Д.И.Менделеева. Быводи и рекомендации диссертанта нявли применение нр; разработке государственно ¡i концепции "Трудовая подготовка подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования" /[Ж-l'..Su гг./.

Структура л.цссяг'ТПцяу. Диссертация состоит из введения, четырех глав, залличенкл и библиографии. Приложение содержит Программу » инструментарий социологического исследовании

(ХНШЮЕ содоеше дасштчи'л

Э» телонни сС' ож>шжастсл актуальность чеш, характеризу-. егся состояние ш-оле; ■-вашт проблему, ощелеляотел предмет и объект, ifopuymtpymrf.fi ц<?ла и глдачл, ост иная кощелция и гаю-теза, методологическая и пяппрпчссгая база исследования, показана новизна, практкч-г.кан анач;;моеть и -¡.орл; апробации работы.

В перЕоц главе - "¡^торпко-шншлизган'.онпий подход к трудовому развитию лично-•; и" - проанализирован генезис и типология трудового развития личности в историка-цпвилп.-кщпоннсм контексте, намечены качестюшшс характеристики "творческой самоорганизующейся личности" ип:: переходе к 1Ш}>.-р»лми;ишой цивилизации и ее отличие от индустриального тин;, "добросовестного работника".

В параграф - "' соб< ниости трудов.го развития личности в период становления игду-'-триальной цивилизации" - значительное внимание автор уделяет стан-тлению индустриальной цивилизации с тем, чтобы лучше улоилть ссьропоннуи нкпптику перехода нашего общества г. ин^орпацп' ш"цивилизации, и га ртой основе осуществить социальное пр:лию:и;}-лио;;:е трудового развития личности. Драматическая истории стаиоьлеипл нндустр" лыюй трудовой культуры в нашей стране и за рубежом свидетельствует, что зтот прсцесс осуществлялся под лопел впем двух тенденции: принудительной и сознательной (одухотворешк-смысловой). Аграрная цивилизация, базируясь на ручном '¡'Изнческ1' м труде »исходила лз утилитарной трудовой мотивации, достаточно.: для простого воспроизводства человека, семьи, общины. Такое отношение к труду оказывает необычайно упорное сопротивление любт попыткам увеличить интенсивность труда. Практика применения нг.г-номпчесг.их методов стимулирования И принуждения возможна до тех нор, пока используется дешевый труд. Сложный труд па дорогостоящем оборудовании требует от человека бероглого и умел-)го обращения с машиной, проявления вии-ния, ответственности, отнушонил к труду как самоценности. "Такое отношение к труду не лвдчетя свойством человеческой природы. Но может оно возникнуть и как г^а.ультат высокой или низкой оплаты труда; подобная нанрявл'чшость кожпт сложиться лишь в результате длительного пропеооа р-и^ыпаапл"'. ееобомно большую роль в вос-

1 Вобер !,!. I г:Г)р;.пт,!е ар■ •иг-у.ч-лчк: 1Ьр. с на,!.- М.: Прогресс,

питании трудолюбия на Западе сыграла протестантская этика. Согласно протестантской этике, труд нечто большее, чем средство существования. Труд выступает средством спасения человека, посредником между человеком и Богем. Центральный дощат всех протестантских исповеданий утверждает, что единственным средством спасения человека является его индустриальное (усерднее) отно-иенне к труду. Одухотворенность труда высокой идеей спасения, сопряженность смысла труда со смыслом жизни человека многократно увеличивали энергию человека и результаты труда, необходимые' в критические моменты развита истории.

В диссертация отмечается, что протестантская трудовая ?тп"а - не чте иио'.* как идеологическое е.гормление принципиально нового отношена к труду. История перехода .от крестьянской (аграрной) трудовой культури, выработанной и условшгх натурального хозяйства, к рабочей (индустриально;'!) культуре в европейских странах, показывает, что этот процесс протекал с Сольц-игп труд-".чжл и противоречии;. 'Ч'искрссть.чш'р-чнпо" в .'^кадней ¡¡вроде '¡аняло предолжптелыши период - 3'Д>—лет а сопровождалось "чесовшя крестьянскими восстаниями, BciiHiii.ni, эпидемиями, уно-епвжпмп до половины населения. Широкое социально-политическое .ивл-ение против феодализма в ХУ1 веке приняло форму религиозной борьбы. Одновременно под знаком религиозных войн проходило столкновение двух цивилизаций: аграрной и индустриальной, двух идеологически противополояшх установок на труд - утилитарной и одухотворенно-смысловой. Католическая церковь, охранявшая феодальные порядки, отстаивала идеологию традиционного труда. Протестантская церковь, отражавшая взгляды нарождающейся буржуазии, торговцев, ремесленников, освящала, рвение в труда, трудолюбие. Диализ отечественной и зарубежно'! истории становления индустриальной цивилизации показывает, что одухотворенно-смысловой труд /шляется обязательным атрибутом переходной эпохи, новой трудовой культуры. В Европе это проявилось в протестантской этике (труд во шя спасения перед Богом),-в России - в 'социалистической мотивации труда (труд во шя спасения человечества от эксплуатации).

В России становлшие индустриализма имело целый ряд отличительных особенностей, обусловленных эффектом "догоняющей цивилизации", что не могло не сказаться на специфике трудового раз-

пития личности. В продольно короткие сроки (февр.1917-1929 гг.) оыли апробирована четыре варианта способов привлечения людей к труду: капиталистический, военно-коммунистический, экономический, одмииистративний, Ь диссертации подчеркивается, что поиски новых способов привлечения людей к труду носил:! но столько формацион-ний (были ПОШ1ТКН заменить (¡юодализм а капитализмом, и коммунизмом, и нромежуточиам вариантом - НЭПом), сколько цивилизационный характер. Но и.юши диссертанта, выбор комоцдио-административно-го метода привлечения ладей к новому индустриальному труду бил обусловлен особенностями исходного субъекта труда - крестьянства, в массе своей неграмотного, не готового к работе со сложной техникой, не приникшею к слакенчой дисшшлшировалной работе. Положение усугублялось н;х;долько скатами сроками индустриализации,'определившими переход к индустриальной трудовой культуре в рамках жизни одного поколения. Следует особо подчеркнуть, что речь шла не о каких-то количественных накоплениях в области трудового развития личности, а о кардинальной смене тшюв культур. Одно и то же поколение, вчерашних крестьян должно было в кратчайшие сроки научиться работать по-новому, цивилизованно, выработать в себе качества индустриальной трудовой культуры: дисциплинированность, слаженность в работе, исполнительность, точность ьипошеийд операций, аккуратность, овладение машиной техникой, проявить мастерство, добросовестность в работе, трудолюбие.

Командование, администрирование опиралось на крайние формы принудительною прявлачешш людей к труду, основанного на страхе, "обряде врага", использовании наказаний, репрессии, ГУЛЛГов. Это культивировало отчуждение человека от труда, воспитывало психологии раба, подавляло чувство собственного достоинства. Административные методы хозяйствования не дали возможности сфи];>-ыироваться целому олоку экономических качеств работника. Принудите льний труд не мог 1<!1Ш»тб проблемы подхода к ново!; цивилизации. В ус лов инк, когда сроки проведения индустриализации бши предельно скатыми, когда отсутствовали внутренний и внешние источники накопления, когда иезущая сошалык-ыюихологнчоскоя оаза трудовой культуры была невосприимчива к новым требованиям, основная ставка могла быть сделана на массовый трудовой антууи-азм. Проявление сверхусердия В труде нетюзмохаю достичь на при-нукдением* ни путем снижения или повиш^чил оплаты труда. Огром-

* •

fr к

- J.9 -

ный энергетический потенциал заключен в обретении Нового смысла труда. Так родилоы феномен социалистической мотивации труда. Метафизической доктриной общего блага с.туу.плл не меркантильные интересы, а высокие идеалы Равенства, Братства, Справедливости. Труд не корысти ради, а во имя Спасения, Свободы, ¡¡сэависшости всего человечества. Диссертант показывает, что социальные и психологические истоки социалистическиго отнесения к труду уходят в беднейшие слои патриархального крсстышотпа, п мессианское сознание русского народа как освободителя н спасителя всего человечества. Do многом благодаря одухотворенному труду наш народ смог выкить после разрушительных первой к второй мировых войн, отстоять свободу независимость страны, виг.отглговить народное хозяйство; благодаря массовому трудовому энтузиазму наша страна смогла совершить фантастический рывок а мировую цивилизацию.

Но уже во второй половине XX века стала очевидной бесперспективность индустриальной цивилизации, ш>итяп:шпяй человечество на грань катастроф. Но втором парагр-.' - развитие личности при переходи к постиндустриальной (информационной) цивилизации" - отмечая антигуманную, тохнсг^г'тическуп сущность индустриализма, диссертант подчеркивает, что преодоление кризиса индустриальной цивилизации требует качественных преобразований в сфере труда, производства и общества. .Главным моментом, опреде-. ляющим особенности нового этапа мирового общественного развития, выступает гуманистическая тенденция, благодаря которой центром производства становится не техника и технология, а человек, его творческие способности, знания, умения» профессионализм, его самостоятельность и ответственность. Это даст основания грядущую цивилизацию называть антропогенной. А поскольку основным средством освобождения человека труда выступает научно-техническая революция, информационная технология, новую цивилизацию все чаще называют шформацпошюй.

Автор показывает, что в результате коренных изменений в со-дерхгикш труда происходит не простое наращивание индустриальной трудовой культуры, а формируется качественно иной "информационны;!" (условное название) тш трудового развития. Если в индустриальном производстве человек занимал положение "вннттш" в системе "человек - машина", то новая технология в корне меняет положение человечна в ахгемп общественного производства: посреднические

трудовые функции передаются от человека к технике, в том числе и функции; управления и контроля за управлением. Трудовая деятельность человека большей частью переносится на подготовительную 11>азу' и приобретает творческий характер.

Сели индустриальный тип производительных сил в своей сущи« •• сти характеризуется подчинением живого труда овеществленному (что поровдало остаточний принцип отношения к человеческому фактору) , то сущностная характеристика научно-технической революции состоит а том, что создается новый тип производительных сил, основанный на господстве живого труда над овеществленным. Это снизано с коренной переменой в отношении к литому труду - человеку.

Если труд индустриального работника бол построен на отделении размышления от действия, то работник информационного производства должен осуществлять не частичные операции, а осмысливать весь процесс в целом, владеть сиотеынш мышлением, способностью критически воспринимать ход производственного процесса, самостоятельно пршшмать решения в проблемной ситуации. Новейшие технологии резко повышают динамичность человека, гибкость рабочей оилц, восприимчивость к нагому, способность менять профессию.

Если индустриальная технология обезличивала работника, то информационная технология требует от каждого работН1;ка проявления личностных качеств, самостоятельности и ответственности, яс~ него осознания своей деятельности и ее результатов. Ценностные ориентации трансформируются из узкеэгоиетичпых в общечеловеческие .

Шф^мацио^шая цивилизация, создавал технико-технологические уедгавия для освобождения человека труда, готовит фундамент для освобождения человека в целом. Совобокдешшй от технико-технологической зависимости челоьек, нуждается в столь ке свободной

I

деятельности как в системе производственных отношений, так и за пределами производства: в политической ¿1 духовной жизни, битовой и социальной сферах. Необходимы кшплокыше процессы, наиравл^ь . №ю на освобождение человека труда и его развитие. В связи с этим, автор приводит сценарии п^орма" пзац.ш нашего общества, разработанные учеными под руководством А.П.Ракитоьа.

Преобразование субъекта труда неотделимо от начоствешк-и перестройки, реей система общественных отношений на щ-.енцшшх демократизации, ак««!ош;чйских штодеа хоаяй^ты-ишиш, гуманизации - боа 'отого невозможно соум-о-щть нс-иок попы:: опи;>.бов нрньле-

чения люде!? к труду.

Во аторо^ Хрвца. - "Поиск новых способов привлечения людей к труду" - показаны возможности новых способов привлечения ладей к труду на основе преодоления социально-экономического и социально-психологического отчуждения человека от труда. Выход из кризиса в сфере трудя » трудовой морали делает настоятельным поиск нового смысла труда, новой мотивации труда/

Что же может чзловека побудить более заинтересованно относиться к своей работе? Чтобы найти ответ но этот вопрос, диссертант исследует природу трудовой мотивации, непосредственно предшествующей трудовог ,у действию. Мотивация содердат не только объективные факторы (потребности), но и субъективные (знания, сознание, чувства, войю, интерес). В социологии мотивация рассматривается как осознанная потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности.

Автор критически осмысливает наиболее распроптргнешше на Западе модели управления трудовым поведением лдой (концепции "экономического человека" Тейлора, доктрины "человеческих-отношений" Мэйо, модели "человеческого потенциала" Майлза) с целью их творческого использования в условиях нагого общества. Так, пожалуй, самым распространенным в быту представлением является .'.тепле о том, что "человек работает, чтобы бельке заработать денег". Концепция "экономического человека" Тейлора, получившая бсльнув популярность eine в начале XX века, содержит в .себе рациональное зерно экономического стимулирования, гак и не нашэдаёе применение в наией системе распределительных отношений* Значительно интенсифицировать труд рабочего, но теории Тейлора, мошо но путем постоянного и беспредельного ловшзешш Оплата труда» а на основе научной организации труда и точного соответствия заработной платы трудовому вкладу каждого конкретного работника* В ношей стране вместо справедливого распределения по труду утвердилась "уравниловка", губительно оказавшаяся на отношении к. труду и его резульАтах.

Ведущим мотивом модели "человеческих отношений" Мэйо являйся сознание своей полезности и необходимости для предприятия. ..с.'бонн" строю» применяется мотив преданномп лорпортпа среда • охочих и слуптих Японии. Изучение японского опыта ос-гачазвции •: уд'.вего гк'гг.'дегы:;! ладей прсдетапля»? ¡uirepcc для яльей страныf

так как изначальные социокультурные особенности нашего народного хозяйства больше приспособлены к восприятию японской системы трудовой мотивации, чем, скажем, американской модели, жестко нацеленной на индивидуализм, расчетливость, личную выгоду. Социологические исследования, проводившиеся в нашей стране в 60-80-е годы, показывали устойчивую группу людей (20~ЗЬ%), для которых "труд на общее благо стал смыслом жизни". Живучесть коллективистской психологии в нашей стране во многом объясняется тем, что индустриализация в силу своей краткосрочности, не успела всерьез затронуть традшцюнные устои общества.

Автор считает проявлением догматизма отказ в официально провозглашенной доктрине преобразования общества от выработанного веками коллективистского сознания и ставка только на индивидуализм ; Японский' опыт создания собственной модели трудовой мотивации служит блестящим образцом диалектическою использования инноваций без разрушения традиционной системы культурных ценностей.

Концепция "человеческого потенциала" Майлза на первый план выдвигает мотив развития человека: человеку свойственна потребность применять и развивать свои способности, получая от этого удовлетворение. По данным социологических исследовании, В0-90% людей не ионнгниыот удовлетворенность трудом,ибо он но соответствует их психофизиологическим данным, их призван«:.',, концепция "человеческого пелопцизда" ориентирует с поеду уирамопия трудовым поведением подожки на создание таких условии, ь кою^их способности личности пооацштсн к развитии, Уисютшис отбивается полноо-шл, вовлечённым в о'пющоншг, ссотаетотвурщиз выполняемой ОД работе. Модем "человеческого потенциала" делает мезнешю необходимы;,; проййДОШи» оо стороны личности самостоятельности, инициативы: баз «¡того невозможно адекватно -адаптироваться к изменш-щшея технологически,! условиям. Вместо кеоткого контроля со стороны администрации поощряется самоконтроль и самоуправление, обеспечивается широкая информированность работника о планах развития предприятия. В нашей стране модель "человеческого потенциала" в какой-то мере находил^ ср^>е воглощеш;р в концепции "хозяин производства". Изменения отношений собственности, зкспог.инес-кие методы хозяйствования и управления создают необходимые социально-экономические условия для реализации положения "хозяина производства".

Не меньшее значение для заинтересованного отношения к труду имеет устранение социально-психологического, нравственно-идеологического отчуждения человека от труда. В .парагпаЛе -"Общечеловеческие ценности - духовная основа трудового развития личности" - показывается необходимость формирования мировоззренческой, нравственной и психологической готовности к труду при переходе к информгщионной цивилизации и рнночннм отношениям. Диссертант подчеркивает трудности в решении этой проблемы, связанные с тем, что в сознании советского человека происходит глубокая переориентация в etíope духопно-нродствойннх идеалов. Прежняя система трудового развития была построена на убеждении в преимуществах социализма. Сегодня личность ищет новые идеалы, новые смысл и жизни. Обрести духовные идеалы могло, обращало?* к общечеловеческим ценностям, общим для всех исторических зпох условиям л чюрмам человеческого общежития. Течь идет об умении соотносить и координировать личную трудоную деятельность с обще-человечег.кгми интересами, о готовности и способности решть глобальна« пр. блемн как спои личные. Особенно ото касается экологических и экономических аспектов трудовой деятельности.

Автор показывает, d чем состоит значение зкологического мышления в трудовом развитии личности. Технократическое мышление, будучи встроенным в командно-адмпниотр.'шшную спетому индустриального развития, исходя из принципов утилизации, максимума, полезности, ориентирует личность па борьбу с природой, на ее максимальное утилитарнее использование. Экологические мышление поможет открыть личности закономерности развития и функционирования человека как элемента, имущего жизнью всей экосистемы. Понимание и предяг-депио последствий социальных и прйродопрсобразующих действий долглы лежать в основе всех научных, технических, экономических, хозяйственных и социальных {зданий субъекта труда. Эти способности, равно как и восшпиние ответственности за экологические последствия своей деятельности, необходимо формировать через си"!ому экологического образования, на основе развития систспного мо.шл'шия, воспитании о гик и всемирного сочувствия и с"»лгдьри>'С"гп ч'- 'ювсчсства. В диссертации приводится Про-гра.м..::. гл<>балы<'го ¡у, чштшиш земного патриотизма, из ложе! шал в 19рс году и J л л Глобальном духовных и парламентских

"гдео vt! ко хц;""е - тчясзхцй'. среды и рг:з|>:тш в целях выпивания

Формирование общечеловеческих ценностей необходимо и • в связи 'с экономическим поведение личности. Переход к рынку влечет глубокие изменения в трудовом развитии личности. Ей предстоит освоить законы рыночной экономики, овладеть новыми видами деятельности - маркетингом, менеджментом, рекламной деятельностью. Но наряду с этим, важно сформировать нравственный ценности экономического человека. Макс Вебер связывал возникновение цивилизованного рынка с появлением экономического человека, наделенного кодексом чести. В отличие от рыночного дельца, для которого средством обогащения служит случай, обман, а целью обогащения является "добывание денег", норцй экономический человек опирается на законный, этически безупречный источник прибыли - собственное трудолюбие, направленное на производство продукции. У него ярко-'выражены такие этические качества, как; честность и порядочность , верность данному слову, аккуратность н пунктуальность, трудолюбие и бережливость, предприимчивость и прияеаность, расчетливость (1 экономность, чувство исполненного долга в рамках своего призвания.

В диссертации дан социологический портрет "иыо рашнм, русского бизнесмена, представителя "группы опережения"''. В шкале жизненных ценностей большая роль отводится труду, благополучию детей (78$), стабильности в стране (68/4), Мотивы самореализации и уоцеха .стоят на втором месте. Сзащй низкШ приоритет отведен личному материальному достатку (22%), власти над другими (14$). Нравственная характеристика молодого российского бизнесмена подтверждает об^человечаскуи закономерность; цивилизованный экономический человек не мокет сложиться без этически осмысленной мо~ . ТИВ2Ц1Щ труда. В этом немаловажную роль играет образование. Боль-(шию'тво (95%) представителей русских бизнесменов имеют высшее гуманитарное или'техническое образование.

- В третьей главе - "Трудовое развитие личности в сфера образования" - раскрывается роль образования в развитии нового субъекта Труда в условиях перехода к рынку и гч^рлацнонной технологии . Образование как спсцнализнровашшй вид деятельности во все рамена .выполняло фунщню исторической преемственности и воспроизводства социокультурного опыта; В современных условиях функция

1 НоМчерсант-доМи,- 1932. V сентября.- й £.« С.2, 8, 14, 15,

образования как радикального сродства трансляции культуру значительно видоизменяется.

Р первом параграф - "Социокультурная функция образования" -обосновывается приоритетная роль образования в 'Армировании нового субъекта труда, в разрешении притипсрочня veryiy наступающей информационной цивилизацией и отстающей от нсвых требований культурой. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, социокультурная функция образования призвана подготовит!, духовные основы будущей трудовой деятельности. Образование сноссбмо вывести личность на новый уровень общечеловеческого мнплешш, нового экологического и экономического сознания. Во-гторя, образованию принадлежит ведущй/ роль в формировании целостной личности, Гуманистическое образование нацелено на человека, личность учащегося, развитие у него творческих способностей. Ссцпо^ультугнал функция образования состоит в том, чтобы офог-мпрср.зть У будугде-го субъекта труда решимость и волю, снссоб.чмстн и психологическую готовность к качественным иреобразгвянигтл рее:-: ср:-р общества в направлении к информациотюй цивилиз^ц"!!. IV-тгетьп;:, образование как социальный институт, является î'р";:L'.r/сti;еi:гîi.lm способом массовой экспансии новой трудовой культуры, нового субъекта труда, восприимчивого к новым знаниям, новым и ловсЛппм технологиям, новым формам и водам деятельности. По этой причине со-цко^ультурнал фушщия образования приобретает онерехающий характер, а стратегия образования должна быть переориентирована па завтрашний день. Убедителыаад примером такого пути резпптпл выступают страга Юго-Восточной Азии. Благодаря приоритетному развита образования эти страны в короткие сроки совершили экономический, технико-технологический и культурный ршзок в новую цивилизацию. В-четвертых, приоритетная роль образования в развитии нового субъекта труда обусловлена сущностной характеристикой 1ГГР, которая определяется господством живого труда над овемэот-ЕЛенпым трудом. Киеой труд - это новое научнее•знание, ставшее достоянием субъекта труда. Это еще не овеществленное знание, по носитель его обладает способностью и готовностью к его практическому применению. В условиях, когда роль движущего фактора приобретает научное знание, интеллбктуальное' н духовнее развитие, воплощенное в массового'живого Носителя, изменяется процесс вос-нроп.чвсдства рабочей силы: центр тяжести переносится с затрат

физического труда, в сторону сложного умственного труда, в сфех^ образования.

С изменением стратегической дели к функций образования происходят структурные преобразования, преобразуются формы и методы обучения, организация и принципы учабного процесса,- словом, меняется парадигма образования. Необходимым условием разработки новой концепции образования является знакомство с мировым опытом реформирования образования. Это связано с тем, что на Западе процесс технологической модернизации и радикальная реформа образования были начаты еще в 70-80-е годы. Д пстЕграДя - "Основные направления развития образования за рубежом" - автор останавливается на крупных изменениях в сфера ойразовения, произошедших за Рубеком за последние 25 лет, акцентируя вникание на высшей школе.

Так, под влиянием потребностей научио-сезйшческого и соци-ально-аксно!.шческого развития произошли структуры« изменения ь сфере высшего образования, связанные с бцстрьь: ростом профессионально-ориентированного сектора образования. Профессионал -главная фигура, обеспечившая гигантский скачок производительных сил на основе технологической револхщш, а касте с атш и зна- • чительное улучшение качества кизни во многих странах ыира.

В зависимости от характера будущей профессиональной долге;.'* ноет и (научной» технологической, управленческой) используется футщионально-ориентвровшшое обучение. Произошли структурные сдвиги по направления.! обучения: резка сократндоя выпуск инженер ■ ных специальностей,, за исключением тех, которые определяют науч-• ио-технический прогресс; наиболее ушй.шчнш направлением подготовки кадров является управление и экономика. Эти специалисты обеспечивают наиболее рациональное, бнетрое экономическое и научно-техническое развитие своих стран,

В БО-е годы складывается система непрерывного образования, способная гибко и оперативно реагировать на все образовательны; ,. потребности общества, производства и отдельной личности.

Б диссертьцш! наибольшее внимание уделяется двум системам образования - тонной и американской. ^ипс^ал система образования опирается на иркнщши традиционно,! еясгеш обучения (коллективизм, г.зап?Аопе„1.,щь, са.»^ослукакэык!, состязгльлыюсть). КуШ' оценок ;!■:." ,!г р, о.и^'Г-; .«уц глн*>!! »{•„•(«ртпч« »¡'¡»-«лот уч.

щихся, их дальнейшего обучения и благосостояния. Жесткая регламентация социального статуса и жизненной перспективы сдерживает развитие творческой индивидуальности лионской молодежи.

В американской системе образования большое внимание уделяется "пояску талантов". Вся образовательная индустрия США бази-г руется на принципах индивидуализма и культе личных качеств человека. У учащихся воспитывается независимое мышление и чувство . собственного достоинства. Ведущими методами обучения в высшей школе США. являются индивидуализация обучения и самостоятельная' работа. Организация учебного процесса отличается гибкостью, строится на принципах фундаментализации и специализации, гуманитаризации инженерно-технического образования и технизации гумэ-нитарного, на всеобщей компьютеризации.

На Западе накоплен значительный опыт новых методов обучения, направленных на развитие творческих способностей, интеллекта личности. Основой учебного процесса является активное обучение. 11рннцил индивидуализации обучения реализуется с поморю ЭВМ -репетиторов, учебного телевидения, аудиотьвториального метода. Используются модульные курсы. Большое внимание уделяется фактическому обучения с применением приемов моделирования, ситуационного метода, имитаций. Шроко распространено массовое вовлечение студентов в научные исследования. В зарубежных странах существуют различные формы сотрудничества вузов с промышленностью на ос-ног-е интеграции науки-учебнбго процесса-производства. Перспективной формой широких контактов многих вузов и промышленных предприятий являются технополисы.

Опит реформирования образования за рубежом, направленный на подготовку нового субъекта труда, является полезным для преобразования отечественной системы образования.

В четвертой главе - "Руманизацпл учебного процесса - необходимое условие и средство трудового'' развития личности" - диссертант на больном социологическом материале рассматривает образовали» с позщпп еро внутренней радикальной реконструкции, направленной на гуманистическое развитие личности, подготовку нового субъекта труда. Автор выделяет критерии гуманизации процесса обучения, рассматривает соответствие учебного процесса мотивации обучения, интересам и способностям личности студента, социальному заказу общества на новый, гуманистический тип трудового раз-• гт::г личности. В нервом па;играфо - "Мотивация обучения и про-

бдема соответствия учебного процесса интересам и способностям студента" - показывается, что учебный процесс ь вузе является источником бсльших противоречий - между личностью студента и учебпш процессом, ыевду новыми возросшими требованиями студентов i: учебному процессу под влиянием перехода к рынку и отставанием учебного процесса от отих потребностей} между интересом студентов к учебе и избранной специальности и ограниченными воз-шгшоотям:» учебного процесса удовлетворить этот интерес, создать условия для его развития и реализации.

lia основе изучении мотнвациошюй структуры студента диссертант приходит к выводу, что мотивация обучения за время пребывания в вузе претерпевает существенные изменения. Студент, руководствуясь при поступлении в вуз преимущественно внутренней мотивацией '(интерес к будущей профессии), казалось бц, должен был учиться увлеченно. Прошв ожиданий, среди студентов преобладает равнодушно-пессимистическое отношение к учебе (64,6®), только третья часть из них (29,"стараются учиться лучше". Низка удовлетворенность учебой (17$), остальные не вполне удовлетворены (5?¡t) или но удовлетворены ею вовсе (23$). В процессе обучения значительна снижается интерес к избранной профессии. Уие к третьему курсу его coxpam-вд лишь 25%. Для большинства студентов учеба не является главней сферой развития способностей н самореализации личности, что олукит тревожным показателем дегуманизации процесса обучения в вузе. Б ситуации, когда внешняя мотивация преобладает над внутренней, возрастает потребность в жесткой контроле. В нем испытывают необходимость 38$ студентов. Среди преподавателей за введение жесткого контроля выступают 81,5$. Обосновывая его необходимость, про подаватель смотрит на студента не как па личность, а как на обьект обучения, нри атом не желаний учиться.

Почему же студенту неинтересно учиться? Безусловно, основной мотявйциоадшй стимул к обучение находится за пределами вуза, в самом обцуэственнсм производстве. ÍJ пашей стране у людей мало ouir'/&aiiisü учиться, ибо на «р.-.цэ^д^тао функционирую: технологии индустриального типа,'сохраняется болылал доля физического труда. Б то ко вроьл причпюп падения интереса к учению является и учебный процесс в вузе. Самый большей прессинг на студента оы-зны-ст устт;рев:;.ая г.ттерпальио-техпичсскал база института. Состояв,'.еы обо рудом, шш, ираоории, технических средств не дово.чь-

ни ни студенты (51%), ни преподаватели (82%). Значительная часть студентов постоянно ощущает недостаточное внимание изучению ино-страшюго языка (44,2$), овладению компьютерными средствами (39$), подготовке к кошерческой, предпринимательской деятельности (29%), профессиональной подготовке (34,4%), Студент понимает, что в условиях рынка труда "возможность найти высокооплачиваемую работу" связана со знанием иностранного языка, компьютерно;! грамотностью, навыками коммерческой, предпринимательской деятельности.

Разрешение противоречия между новыми мотивами обучения и отставанием учебного процесса возможно за счет его радикальной реконструкции. Во ъ^ором параграфе - "Совершенствование традиционных и поиск новых средств трудового развития личности в процессе обучения " - подчеркивается, что центром всех преобразований в вузе становится целостная личность студента, будущего специалиста, с развитым интеллектом, ловим мышлением, творческими способностями, владеющего современными методами исследования, имеющего фундаментальную теоретическую и про Доскональную подготовку, способного предвидеть и отвечать за экологические, социальные а экономические последствия своей деятельности.

Развитие личности будущего субъекта труда возможно на основе значительного усиления самостоятельной работы студентов, компьютеризации обучения, широкого вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу, обеспечения индивидуализации и демократизации обучения, гуманитаризации и гуманизации образования, фун-даментализации и профессионализации подготовки за счет перехода к многоуровневой системе обучения.

В диссертации, рассматриваются способы реализации названных принципов обучения. Основным методом развития интеллекта личности выступает самостоятельная работа. Студент в основном (43,3$) готов работать самостоятельно. Сегодня на первый курс поступают в два рази больше тех, кто умеют работать самостоятельно, по сравнению с 1971 годом. В оценке способности студента учиться у преподавателя другое мнение. Он считает, что большинство студентов (7.5) па ¡№1)7 навыков самостоятельней работы. Причины этого противоречил - меэду возросшими возмигяасгяш и умениями сту- _ дентов раб>. :г гь самостоятельно и неодекяотпш:! условиями для их реализации - пу^но искать в учебном процессе, в принципах, фор-

мах и методах его организации. Соотношение самостоятельной работы и аудиторного времени в конечном итоге мокет составить 3:1.

Больную помощь может оказать использование компьютера в учебном процессе. В организации компьютерного обучения предстоит преодолеть немало проблем: недостаток или отсутствие самих компьютеров,низкое качество и невысокие технические характеристики отечественных компьютеров. Значительная часть студентов (3?,Г#) "вообще не владеют компьютером", 29,3?! затрудняются определить своп всзмоености пользования навыками ЭШ.

Актуальным требованием трудового развития личности шляется овладение соЕремешшми методами исследования. Задача, поставленная па повестку дня еще более двадцати лет назад, так и не нашла своего решения ь вузах страны. Массовое вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, безусловно, потребует колоссальных материальных затрат, но без этого нивозы-хаю разрешить противоречие в развитии нового субъекта труда.

При формировании.творческой личности необходим преимущественно ивдпведуальный подход. Массовидные формы обучения, вполне терта,те при информативном типе учебного процесса, здись становятся совершенно неприемлемыми. lia Западе существует положительно зарекомендовавший себя опыт индивидуального обучения rto системе "контролируемой эффективности". Обучение по индивидуальным цланам, составленным по выбору саыого студента, позволяет удовлетворить саьша разнообразные интересы студентов в учебном процессе, продвигаться в изучении учебного материала со скоростью, еоотьетс'Лующей сх-о способностш. Одновременно обучение проходит под строгш контролем преподавателя: многократные проверки знаний в преимущественно письменной (форме позволяют преподавателю постоянно быть в курсе работы студента и разрешать переход к изучении нового материала только после усвоешш предыдущего.

Демократизация взаимоотношений преподавателя и студента долыш принта на сыену авторитарному обучению, где студенты в большинстве СЦОМО ( 67/') "по чувствуют себя причастными к делам института", "на высказывают $ьо»го шаиия" СбЗ,&)/ так как только в девяти случаях из ста "их мнение учитывав гея". Демократнза-ЦШ1 обучения определяет не только характер взаимоотношений, не н содеркшша н формы управления и контроля за обученном.

Глубинная переориентация преподавания воех учебных дисциплин на личность студента, развитие у ш>.: < мчостп нового субъек-

та труда - составляют суть гуманизации естествеино-техничсских дисциплин. Между тем, возможности этих дисциплин по развитию творческих качеств личности, системного и экологического мниле-ния, овладению современными методами исследования используются, по оценке студентов и преподавателей, лишь на 5-107;.

Нерешенной остается проблема профессионализма. Но признали? студентов, даже на пятом курсе профессиональными навыками к ниями владеют лишь 26?. будущих специалистов. Это связано со многими причинами: с чрезмерным вниманием теоретической подготовке в ущерб практической; отсталой материально-технической базой, с серьезными недостатками практической подготовки сами*преподавателей. Лишь тогда , ^когда стоимость рабочего места студента'будет соответствовать фондовооруженности труда специалиста на передовых производствах, станет везмоашм не только теоретическое, но л практическое овладение способами, орудиями и материалами будущей профессиональной деятельности. Б условиях рынка мскет усилиться интеграция вузов - науки - проиааодстла.

Рсг.'ить проблему профессионализма, по-видимому, мокло будет за счет реорганизации структуры выстей ккслы на многоуровневой основе, введением степеней бакалавра и магистра. Примечательно, что большинство студентов (62,5$) и преподавателей (73£) полоните льне относятся к введению многоступенчатой подготовки специалистов.

В заключении содержится выводи и основные итоги исследования.

Основное содержание лиссертсщш. изложено п следующих нуб-/Р'кациях:

1. Воспитание политической и профессиональней культуры будущих специалистов. По материалам социологических исследований // Гуманизация политической и профессиональной культур!? будущих специалистов. Нежвуз.сб. М.: 1ШК, 1992. Объем - 3 п.л.

2. Трудовое воспитание студентов (теория, методология, управление). Монография.- ".: Знсшая шкала. 1986. Объем - 6,83 п.л.

3. Трудовое разлитие личности: новые перспективы // Международный семинар по программе ЮНЕСКО "ЗРОТКХШ" "Школа - труд -производство".' Ярославль, 1991. Объем - 0,5 п.л.

Перестройка и поиск новых стимуле в труда // Междз^народ-/ т;> га./'«',о-, Вроцлав, 19Я9. Сбъом - 0,5 п.л. " "

5. Ускорение научно-технического прогресса и трудовое воспитание // Социально-экономические проблемы ускорения научно-технического прогресса. Меквуз.сб. М.: Завод-втуз при ЗИЛе, 1989. Объем - 0,5 п.л.

6. Моделирование качеств специалиста нового тина в системе трудовой подготовки // Подготовка к труду будущих инженеров в уедавши 1ГГИ и экономической реформы. Ма&дунар.сб.М.: Делонир. в

НИИ ВШ ¡i 1202 от 17.II.89. объем - 0,5 п.л.

'7. Трудовой коллектив: новые возможности социального развития в условиях хозяйственной реформы // Перестройка в странах социализма: опыт и проблемы (на примере СССР, TCP, НИР, ВНР) Мевдуиар.сб. М.: Депонир. в ШЮН АН Jé 37-963 от 19.05.1989. Объем - 0,5 п.л.

8. Как приобщить молодела к труду? / по материалам концепции "Трудовая подготовка" // Народна асвета. 1989. - й 8. Объем - 0,5 п.л.

9. llkojxa: проблемы трудового воспитания. Депони]). в ИНИОН 'АН ii¡ 35751 от II.10.1988. Объем - 0,7 п.л.

10. Трудовое воспитание студентов: новые подходы // Основные направления повышения качества подготовки- инженерных кадров в свете нерестроГжи высшего образования. Тезисы докладов республиканской научно-методич.конференции. Ленинград, I9S8. Объем -0,3 п.л.

11. Формирование новой политической и профессиональной культуры молодых специалистов в условиях ускорения социально-экономического развития общества // Актуальные теоретические вопросы строительства социализма. Международная научная конференция. Веснрем. Венгрия, 1988. Объем - 0,5 п.л.

12. Практические задания к курсу "Основы организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе". М.: MIT И, 1988. Объем - 3 п.л. •

13. Научно-технический прогресс и трудовое воспитание мололи/. специалистов // Актуальные проблемы коммунистического воспитания. Межвуз.сб. ИЕУ. 1987. ^enojinp. в И1Ш0Н AllJé 31509 от

21.10.1987. Объем - 0,5 п.л.

14. Трудовое воспитание студентов в учебном процессе.- М., НИ! ВШ. 1979. В соавт. Объем - 2,8 п.л.

15. Изучение общественного мнения работников МГО "Свобода"

с целью выявления социальных резервов роста ойфектшюсти нроиз-

водства и качества работы. Научный отчет. Руководитель и ответственный исполнитель темы. М., 1983. ВНТИЦ. № Гос. регистрации 0181.3012650. Объем —25 п. л. (в соавт.).

16. Роль социальных факторов в повышении эффективности производства (на примере НПО «Азот»), Научный отчет. Исполнитель темы. М., 1979. ВНТИЦ. № Гос. регистрации 78058578. Объем —8 п. л. (в соавт.).

17. Некоторые методологические аспекты проблемного обучения // Вестник Московского университета. Сер. № 12, 1985. Объем — 0,7 п. л.

18. Исследование и обобщение опыта трудового воспитания. Научно-исследовательская работа по координационному плану Минвуза СССР. Научный отчет. Исполнитель темы. М., 1983. № Гсс. регистрации 01830000. Объем —0,7 п. л.

Всего опубликовано в печати 65 п. л., из них по теме диссертации 60 п. л.

Подп. к печати 30.01.93 г. Объем 2 п. л. Заказ 66 Тираж 100

Типография РХТУ им. Д. И. Менделеева