автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Целостность человека

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Тельнова, Надежда Алексеевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Целостность человека'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Тельнова, Надежда Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

1.1 Целостность как системное качество человеческого бытия.

1.2 Проблема целостности человека в онтологических парадигмах философствования.

1.3 Антропосинергетика как методологическая основа анализа человеческого бытия.

ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

2.1 Единство способов самореализации человека как условие становления и развития его целостности.

2.2 Телесность человека как онтологическая основа его бытия и социокультурный феномен.

2.3 Культура как смысловой гарант целостности человека.

2.4 Роль нормы в формировании целостности бытия человека.

ГЛАВА 3. ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: СПЕЦИФИКА МОДАЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ.

3.1 Природное и социальное бытие: перспективы и пути их взаимодействия.

3.2 Социальное и индивидуальное бытие в «герменевтическом круге» соотношения.

3.3 Символическое пространство как смысловое поле конституирования целостности человека.

ГЛАВА 4. АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ БЫТИЕ КАК ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ИНВАРИАНТ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

4.1 Смысложизненные ценности человеческого бытия.

4.2 Свобода как сущностная характеристика целостного человека.

4.3 Духовность как аксиологическая основа и форма бытия целостного человека.

4.4 Целостность как метафизическая реальность.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Тельнова, Надежда Алексеевна

Актуальность темы исследования. В современных условиях лабильного существования человека в мире, в котором доминируют экономические интересы, политические амбиции и едва различимы духовно-нравственные ценности, обостряется и оптимизируется вечная проблема человеческого бытия, его смысла, цели и предназначения. Происходящие в обществе трансформации провоцируют поведенческие конфликты, социальную деструкцию, которые выражаются в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов. Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения. Такая потребность связана с существующим расщеплением онтологической структуры человеческого бытия, следствием которой становится утрата позитивной основы существования человека.

На теоретическом уровне решение данной проблемы требует разработки моделей и программ осмысления человека как органического единства различных уровней и аспектов его существования, а также содержательного анализа концептуальных оснований человеческого бытия, способствующего раскрытию феномена человека во всех его проявлениях. Тема целостности человека приобретает особый интерес в связи со все более ускоряющимся и усложняющимся ходом общественного развития, требующим пересмотра всего ряда нормативно-ценностных структур социальной системы, выработки новой парадигмы, в центре которой располагается интегративный образ человека, определяющий дальнейшее развитие истории. Наряду с задачами экономического и социального развития общества встает не менее важная проблема духовного совершенствования человека и изменения его внутреннего пространства, решение которой связано с генерацией новых возможностей созидания бытия.

Современная прагматизация знания и бурное развитие наук о человеке требуют от философии интегративного видения его бытия. Онтология ставит вопрос о глубинных законах, фундаментальных принципах, базисной структуре человеческого существования, способной объяснить специфические характеристики и свойства человека; фиксирует сложную связь всеобщего характера между различными пластами его бытия; стремится выделить специфически человеческую «бытийственность» из всего остального мира и представить ее как уникальный феномен. «Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется», - писал В. Франкл1. Человек в единстве всех пластов одновременно присутствует на всех онтологических уровнях бытия и регулируется законами природы, ценностями культуры, нормами цивилизации, знаниями технологии.

Специфика данной проблемы состоит в том, что она принадлежит к числу вечных и комплексных проблем в философии, поэтому так важно определить подход к исследованию целостности человека. Целостность человека при онтологическом подходе рассматривается сквозь призму его бытийной уникальности, выступает как фундаментальное, конструктивное и результативное состояние развивающегося человеческого бытия. Этот подход во всей его многомерности позволяет исследовать человека в единстве различных сторон, выработать комплексное знание о сущностных свойствах его бытия, удовлетворить современную потребность в новом самоопределении личности. Специфика данного подхода заключается в том, что здесь изначально присутствует стремление осмыслить бытие человека аутентичным образом, которое направлено не только на его отдельные аспекты - сопровождающие факторы и условия, эпифеноменальные

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 48. свойства и способы проявления, но и на саму целостность, ее универсальный смысл и значение.

В теоретическом анализе проблемы целостности человека необходимо исходить из определенной системы взаимосвязанных универсалий, которые, отражаясь друг в друге, в своих сцеплениях образуют предельно общую картину человеческого мира. Понятие целостности в пространстве философского знания выступает композиционным принципом и выражением тематического единства содержания ряда фундаментальных проблемно-творческих проблем и концептов, большинство из которых так или иначе являются частями или компонентами единой темы - проблемы целостности человека, поэтому так важно ее исследовать. Отсутствие теории целостного человека затрудняет постановку и решение более конкретных вопросов, связанных с познанием и освоением человеком своего бытия.

Анализ человеческого бытия как целостного феномена несет в себе немалый гуманистический пафос: через описание посредством фундаментальных идей взаимосвязанных уровней и аспектов сложной реальности человеческого мира можно найти оптимальные «сценарии» и пути развертывания его существенных событий и овладеть способами воздействия на процессы развития человека. Идея целостности связана с идеей оптимума, содержащей в себе комплексное планирование и прогнозирование, возможность соединения результатов общественного развития с целями и стремлениями индивидов. Потребность в создании целостного образа человека диктуется тем, что на его основе могут быть выработаны обоснованные критерии гуманистического отношения к личности и разработаны эффективные условия социального устройства; такой образ выступает в качестве специфического ориентира при формулировании общих принципов и установок человеческой деятельности в современной жизни, обеспечивающих оптимальные условия для совершенствования человека и общества.

Состояние и степень разработанности темы. Исторически целостность является одной из важных характеристик человеческого бытия и тенденция осмысления человека как целостного существа всегда (явным или скрытым образом) присутствовала в философских размышлениях различных мыслителей. Идея Сократа о тождестве добра и истины, содержащая в себе концепцию целостного человека, прошла через вековую традицию и отразилась во многих философских построениях. Человек приближался к обретению целостности своего бытия через преодоление антиномичных характеристик: в древней атомистике и у Лейбница через построение целостной и гармоничной картины мира; у Аристотеля через логический анализ соотношения частей и целого; в христианстве через символ и веру; у Декарта с помощью идеи самосознания; у Канта через понятие цели; у Гегеля с помощью идеи духовного саморазвития, у Фейербаха через общение с другими, у Кьеркегора через свободный выбор своей экзистенции.

Проблемами бытия человека особенно интенсивно занимался И. Кант, который стремился соединить онтологию, гносеологию и нравственную философию. Его знаменитые вопросы можно условно соотнести с рассматриваемыми в данной работе пластами человеческого бытия: природному бытию соответствует его первый вопрос «Что я могу знать?» (здесь он вводит априорные формы мышления как условие достижения научной истины); к социальному уровню можно отнести его второй вопрос «Что я должен делать?», который касается сознательного выбора человеком своей линии поведения и поисков гармоничного соотношения индивидуального и универсального; вопрос «На что я могу надеяться?» -относится к индивидуальному бытию как пространству личной веры, надежды, устремлений и ценностей. Все эти три вопроса сводятся Кантом к проблеме определения сущности человека («Что есть человек?») как целостности.

В трудах множества современных западных школ гуманитарно-антропологического направления можно обнаружить отдельные высказывания, суждения, идеи или концепции, в которых содержатся попытки осмыслить человеческое бытие с точки зрения его тотальности, целостности и универсального самоопределения: концепции персонализма (Э. Мунье, Ж. Лакруа), философии жизни (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, Э. Левинас), философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер, М. Ландман), феноменологии (Э. Гуссерль), психоанализа (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг) предлагают различные модели, критерии и способы интеграции и самоидентификации человека. Анализ целостной личности через межличностную коммуникацию проводился в трудах М.Бубера, Ю. Хабермаса, К. Ясперса, В. Франкла.

В истории отечественной мысли традиция целостного постижения человека имеет глубокие корни. Еще древнерусский мыслитель XII века Кирилл Туровский выдвигал идею органического единства тела и души человека. В русской религиозной философии XX века (П. Флоренский, Л. Шестов, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, С. Франк, И. Ильин) основой целостности и гармонии человеческого бытия, связанного с божественной силой, считается его духовность. Философия космизма (В. Вернадский, К. Циолковский, Н. Федоров) отстаивала идею непрерывной эволюции человека, который через органическое единство социокультурного, технологического и духовного развития достигнет целостного самоутверждения. Идеи системного подхода, принципы философско-эстетической рефлексии целостного бытия разрабатывали В. Соловьев, М. Бахтин, А. Лосев; анализ интегративной роли духовно-творческих факторов проводился в трудах Н.А. Бердяева, Г.С. Батищева, М.К. Мамардашвили.

В социологии определение целостности стало ведущим понятием универсального учения об обществе благодаря учению О. Шпанна, согласно которому целостность составляет не только форму явлений, «структур», но выступает как движущая сила, носитель каузальности и основная детерминанта общественных процессов. Различные аспекты целостности социальной и индивидуальной реальности и их взаимодействия интересовали О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. Мида, Т. Парсонса,

A. Шюца, Р. Бхаскара, Р. Мертона, П. Блау.

Закономерности познания целостных объектов были сформулированы К. Марксом, который дал образец успешного анализа сложной социально-экономической системы, создал специальные методологические средства такого анализа и выявил системные характеристики социального организма. Раскрытие общенаучного характера системного подхода, разработка его методологических проблем и категориального аппарата осуществлялись в работах В.Г. Афанасьева, Н.Т. Абрамовой, И.В. Блауберга, В.П. Кузьмина,

B.Н. Садовского, М.И Сетрова, B.C. Тюхтина, А.И. Уемова, Э.Г. Юдина, Г.А. Югая. На этом пути проблема целостности оказалась фактически поглощенной философским уровнем системных исследований.

В этике проблема целостности человека обрела свое значение в связи с всесторонним гармоничным ее совершенствованием на пути достижения нравственных идеалов. Разработкой образа нравственно целостной личности занимались С.Ф. Анисимов, JI.M. Архангельский, О.Г. Дробницкий, Ю.В. Согомонов, А.И. Титаренко, В.Н. Шердаков, А.Ф. Шишкин, О.П. Целикова.

Изучение человека как целостного существа имело место и в психологической науке: в противоположность ранее господствующему элементаризму он был введен гештальтпсихологией (М. Верхаймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин) и Лейпцигской школой (Ф. Крюгер, Й. Фолькельт), которые объясняли личность как целостную, качественно-неповторимую, психологическую реальность. В дальнейшем идея психологической целостности человека развивается в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, в «гуманистической психологии» (А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюлер), в трудах многих современных отечественных психологов (Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, А.Г. Асмолова). Американские психологи Дж. Ройс и А. Пауэлл сконструировали модель человека как целенаправленную суперсистему, состоящую из шести подсистем, важнейшей интегративной целью которой является создание личностного смысла.

Многие ученые пытались осмыслить человека с точки зрения комплексного подхода к его существованию. Например, В.М. Бехтерев стремился создать новую научную дисциплину рефлексологию, которая должна была стать комплексной наукой с различными отраслями изучения человека как целостного полиструктурного феномена. Методологической разработкой современного холистического представления о человеке в контексте универсума занимались К. Уилберг (концепция спектров сознания) и Д. Бом (теория «холодвижения»).

Среди отечественных авторов, которые внесли определенный вклад в создание теории целостного бытия человека, следует назвать С. А. Аверинцева, B.C. Барулина, Ю.Г. Волкова, Б.Г. Григорьяна, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Т.В. Карсаевскую, Г.Г. Квасова, К.Н. Келасьева, А.Г. Мысливченко, В.А. Малахова, Б.В. Маркова, И.И. Резвицкого, Л.П. Станкевича, И.И. Фролова, Ю.М. Федорова, В.В. Шаронова и др. Необходимо особо отметить концепцию целостности человека, предложенную В.Н. Сагатовским: он выделяет пласты бытия (естественно-исторический процесс, деятельность, жизнь духа) и функциональные уровни (биологический вид, личность, индивидуальность), на пересечении которых создается некое смысловое поле человеческих состояний и ситуаций.

Подчеркивая многоплановость и высокий философский и научный уровень этих исследований в изучении проблемы целостности человека, следует отметить, что большинство из них акцентировало свое внимание на отдельных сторонах и пластах человеческого бытия, которое во всей органической целостности своих свойств и характеристик еще не стало предметом самостоятельного онтологического исследования в контексте актуальных современных проблем. Накопленный теоретический и фактический материал, различные подходы и дискуссионные точки зрения в обсуждении целостности человека и путей ее теоретического описания требуют углубленного изучения исторического и современного состояния данной проблемы, а также дальнейших творческих изысканий в этом направлении. Этим обусловлены цель и задачи настоящей работы.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации заключается в обосновании и разработке онтологической концепции целостности человека в категориальном поле современной философии.

Для реализации указанной цели необходимо решение следующих конкретных задач.

- Отрефлексировать содержание понятия целостности через его отличие от принципа системности и соотношение с другими смежными категориями.

- Реконструировать историко-философскую традицию рассмотрения проблемы целостности бытия человека посредством сводных описаний, многоаспектных обзоров философских знаний о человеке с целью уяснения и углубления постановки и решения данной проблемы.

- Раскрыть особенности и эффективную значимость синергетики как методологической основы анализа человеческого бытия.

- Исследовать функциональные свойства, способы измерения и основные принципы взаимодействия структурных компонентов целостности человека.

- Рассмотреть онтологические основания и условия формирования целостности бытия человека.

- Раскрыть сущностные особенности целостности человека, структурированной на уровне коинцидентального отношения между пластами его бытия.

- Выявить и описать механизм, опосредующий взаимодействия различных пластов человеческого бытия.

- Эксплицировать специфику целостности в метафизическом понимании.

- Определить роль и значение моральных и духовно-ценностных факторов в формировании целостного человека.

Объект исследования - целостность как форма существования и способ организации человеческого бытия.

Предметом исследования являются онтологический статус, специфика модальности, духовные основания, природные и социокультурные факторы становления и развития целостности человеческого бытия.

Методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составили принципы диалектики, компаративного анализа, исторический и герменевтический методы познания. Особенно плодотворным является системный подход, рассматривающий человеческое бытие как развивающуюся систему множества атрибутов, как диалектическое единство общего, особенного, единичного, которое не только неразрывно объединяет свои части, но и внутренне присутствует в каждой из них. Функциональный метод выступает необходимым способом структурной дифференциации исследуемого объекта, различения образующих его уровней и их статусных различий. Адекватным целостности может быть подход с позиции самой целостности, поскольку он обеспечивает пути анализа, выявляющего различные уровни рефлексии и ступени сложности проблемных задач. Подобный подход поможет проникнуть в ее внутреннее глубинно-смысловое содержание и открыть бесконечную перспективу конкретизации целостных феноменов бытия и познания духовно-творческого призвания человека через расширение и обогащение его этико-аксиологических и культурно-исторических горизонтов. Общим мировоззренческим ориентиром являются идеи гуманизма и система общечеловеческих ценностей.

Научная новизна и основные результаты исследования. Новизна предпринятого исследования связана с самой постановкой и решением проблемы и состоит в том, что в нем впервые представлена онтологическая концепция целостности человека в категориальном поле современной философии. На основании этого были достигнуты следующие результаты:

- рассмотрены содержательные характеристики, методологические свойства, онтологический статус и эвристический потенциал понятия целостности в ее функциональном и ценностном измерениях;

- выявлены специфика и характерные особенности становления и развития проблемы целостности человека (homo totus) в различных онтологических парадигмах философствования;

- определены сущностные параметры и методологическое значение междисциплинарного содержания теории синергетики, которая применительно к решению проблемы человека может быть интерпретирована как «антропосинергетика»;

- показано, что важным условием формирования целостности человека выступает методологическая установка на единство познания, деятельности и общения, а ее смысловым гарантом является ценностный мир культуры;

- разработана интерпретация телесности человека как социокультурного феномена и онтологической основы его бытия;

- установлено, что для характеристики целостности как ценностного конструкта наиболее значим вопрос о коинциденции однопорядковых паритетных начал человеческого бытия, образующих его подвижную изоморфную структуру;

- рассмотрена специфика внутренней взаимосвязи структурных компонентов целостности с точки зрения герменевтического «предпонимания»;

- сформулирована авторская концепция «символического пространства» как опосредующего механизма взаимодействия различных пластов бытия человека и смыслового поля конституирования его целостности;

- эксплицированы особенности целостности как метафизической идеи, выражающей глубину и бесконечный творческий процесс становления человека;

- определены роль и значение духовно-нравственных факторов, выступающих в качестве негэнтропийного фактора и универсального аналога компенсаторному механизму самоидентификации человека.

В ходе исследования получены конкретные результаты, обладающие научной новизной, которые могут быть представлены в виде следующих положений, выносимых на защиту:

1. Целостность в системном исследовании человеческого бытия выступает как форма интегрированное™, компенсации и единства отношений его структурных элементов; как исходная парадигма их адекватного осмысления, обеспечивающая экстенсиональное измерение человека. Понятие целостности только частично и в определенных границах, а именно в рамках рационального познания, связано с понятием системы; за этими рамками оно включает в себя металогические и трансфинитные свойства, поэтому не поддается точной экспликации и фиксирует неполноту знания. Человеческое бытие приобретает статус целостности благодаря допущению сверхсистемного «остатка», непостижимого глубинного слоя, предохраняющего его от распада. Исходя из этого, целостность можно рассматривать с точки зрения системно-функционального подхода и как метафизическую реальность.

2. По-новому представлена философская рефлексия целостности человека, которая позволяет утверждать о присутствии позитивных результатов и достижений на пути преодоления дихотомии человеческого бытия. Каждая философская концепция человека (даже если она априорно определяет его сущность каким-то отдельным свойством или обнаруживает в нем неизменные и противоречивые характеристики, принадлежность к различным мирам) искала пути построения целостности человеческого бытия, единой в своих проявлениях личности. Идеи гармонии, трансцендирования, творчества, гуманизма, темпоральности, духовности, самоидентичности, морали составляют сущностную основу человеческого бытия и образуют концептуальное поле, в рамках которого формировался целостный образ человека. Характерные особенности его становления связаны с развитием философского знания и возросшим уровнем самосознания и самосовершенствования человека.

3. Для адекватного анализа и объяснения различных процедур исследования человеческого бытия, выступающего как целостная самоорганизующаяся и нелинейная система, предлагается использовать синергетическую теорию, которая в данном случает может быть интерпретирована как «антропосинергетика». Антропосинергетика дает новые импульсы философии человека, открывает возможности обоснования глубинной со-причастности, согласованного функционирования всех пластов человеческого бытия, позволяет выявить несомненную связь между тезисом о самодвижущей силе взаимодействий и решением принципиальных вопросов конституирования целостного человека.

4. Человеческое бытие выступает как органическое единство отношений структурно-функциональных пластов (природного, социального и индивидуального) и определяется через конгруэнтные им познавательные, деятельностные и коммуникативные способы самореализации человека. Важным условием формирования целостности человека является методологическая установка на единство познания, деятельности и общения, которое должно быть освещено ценностными формами сознания, опосредованно культурными символами и основано на стремлении человека к самосовершенствованию. Смысловым гарантом целостности человека выступает ценностный мир культуры, интегрирующий все стороны его деятельности в единый жизненный мир, компенсирующий недостающие звенья самоидентификации человека, модифицирующий его телесные проявления. Телесность человека предстает как специфическое онтологическое основание его самобытия и постижения мира, как укорененность человеческой целостности и самоидентичности. Требования телесности проецируются на онтологическое пространство социума; она выступает важнейшей предпосылкой возникновения коллективной жизни, деятельности и общения людей, продуцирует орудийную и духовную самореализацию человека. В рамках рассматриваемой концепции телесности как социокультурного феномена открывается возможность выделить и осмыслить онтологические, гносеологические, аксиологические аспекты человеческого тела.

5. Системный подход к исследованию человека предполагает анализ двух типов отношений между пластами его бытия: отношения субординации (или иерархичности) и отношения коинциденции, при котором эти пласты рассматриваются как паритетные и однопорядковые, находящиеся в сингулярной, нелинейной связи друг с другом. Коинцидентальное измерение человеческого бытия является более оптимальным для решения проблемы целостности человека. Традиционная идея иерархической субординации социального и биологического заменяется идеей комплементарности, связанной с эволюционным принципом системной целостности. Адекватное взаимодействие общества и природы происходит на основе выработки новой парадигмы, включающей в себя идеи коэволюции, полифонизма, комплексности, координации, паритетности, системной оптимизации, изоморфизма.

6. Аподиктическая экспликация человеческого бытия возможна при помощи целостного анализа всех его структурных компонентов, внутренняя взаимосвязь которых носит ротационный характер: она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый уровень связи значим только с точки зрения целого и является прелиминарным условием объяснения других, единых с ним, уровней бытия. Подобный подход, по типу действия «герменевтического круга», открывает перспективу для решения проблемы соотношения социального и индивидуального бытия.

7. Целостность человека выступает как результат символически опосредованного взаимодействия различных пластов его бытия. Смысл целостности заключается в интегративном эффекте взаимопроникновения ее компонентов, которые, со-изменяя друг друга, образуют внутри своего множества единую и незримую опосредующую смысловую реальность, пронизывающую частично каждого из них через выявляющееся содержание, в то же время качественно от этих компонентов отличаясь. Ценностно-смысловое поле («метаполе») понимается как матрица всех био-социо-духовных значений и символически установленная связь различных кругов человеческого бытия; оно содержит в себе все возможные состояния человеческой реальности, которые в его контексте приобретают глубинное и возвышенное значение.

8. Целостного человека следует рассматривать с позиции творческого самосозидания его бытия. Онтологическим основанием креативности человека является присущее ему фундаментальное различие между сущим и должным, между наличными и метафизическими формами его самопроявления. В метафизическом осмыслении целостная самоидентичность человека предстает как динамически целенаправленная синергия личностных структур к трансцендентным вершинам бытия, интегрирующая различные модусы его существования. Целостность как метафизическую реальность можно дескриптировать через специфические неделимые и непредикативные характеристики, важнейшей из которых выступает духовность.

9. Необходимым условием функционирования жизнедеятельности людей и важнейшим детерминантом их универсального со-бытия в мире является широкое использование и совершенствование опосредованных форм человеческого взаимодействия (моральных норм, духовных ценностей, культурных схем и типов трансляции опыта), замещающих непосредственные контакты людей и выступающих трансцендентным инвариантом целостности человеческого универсума. Нравственнодуховные и культурные ценности, ориентация на которые обеспечивает оптимальное соответствие стабильности социального бытия, многообразия культур и свободы духовного развития личности, предстает в качестве негэнтропийного фактора и универсального аналога компенсаторному механизму самоидентификации человека.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его основные положения и выводы способствуют постановке и углублению фундаментальных проблем человеческого бытия, дают концептуальную основу для выработки новых моделей, конкретных программ и практических методик с целью инициирования и совершенствования процессов личностной интеграции, повышения духовно-творческого потенциала человека и формирования адекватных способов его взаимодействия с внешним миром. Сформулированные в диссертации принципы целостного подхода к осмыслению человеческого бытия могут быть использованы в качестве методологической основы для конкретных научных исследований в разработке общей теории личности. Проведенный анализ имеет определенное значение для практического решения задач по возрождению культурных и духовных ценностей, нравственных начал в современном российском обществе, определения конструктивных тенденции социального развития. Данное исследование способствует обнаружению латентной логики человеческой двойственности и одномерности, порождающих процессы крупномасштабного кризиса идентичности человека.

Основные положения диссертационной работы и ее результаты могут найти практическое применение при разработке планов и программ общих и специальных курсов по онтологии, методологии гуманитарного познания, философской антропологии, социальной философии, этике.

Апробация работы. Основное содержание и выводы диссертации обсуждались на ряде конференций международного, межрегионального и республиканского уровней (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов,

Новороссийск, Екатеринбург, Пятигорск, Волгоград). Материалы диссертации нашли свое отражение в лекционных курсах, монографии, методических пособиях, научных докладах и статьях, а также легли в основу научного проекта «Региональный образ человека Поволжья. Методологические принципы комплексного изучения», который получил поддержку Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области (грант № 02-06-20002 а/В).

Структура работы построена в соответствии с целью исследования и логикой решения проблем. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Целостность человека"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ и характеристика сложной ситуации человеческого бытия позволяет высветить и сформулировать те важные для современности задачи и проблемы, которые служат своеобразными императивами и нормами практической деятельности, нацеливают теоретическое исследование на выявление и определение оптимальных условий индивидуальной и общественной жизнедеятельности, на достижение целостного проявления его потенциальных возможностей. Проблема целостности - это проблема оценки возможностей человеческого развития. Целостность, создавая новое пространство для реализации личностного потенциала, выступает как одна из оценочных и прогностических характеристик человеческого бытия, как инструмент измерения социальных процессов. Целостность человека не означает абсолютной замкнутости и окончательной завершенности его бытия, а напротив, связана с внутренней противоречивостью, незаконченным и проблемным характером человеческой реальности, рассмотрение которой предполагает анализ проблем, которые должны быть выстроены в единую концептуальную систему.

Настоятельная потребность в интеграции познавательного и практического опыта людей, в создании целостного образа человека, выступающего смысловым и целевым центром универсума, способствует развитию различных подходов к осмыслению специфики человеческого бытия. Одним из таких перспективных походов является онтологический подход, который, преодолевая известную ограниченность отдельных описаний человека с помощью частных наук, позволит создать его концептуальный образ (где соединяются различные аспекты и пересекаются все круги бытия), раскрыть имманентную логику формирования и функционирования духовного мира человека, конституировать новое качество целостности человеческого бытия.

Целостность должна обрести методологическое самосознание, ее следует измерить собственной мерой, то есть осмыслить как организованное множество конкретных аспектов исследования, необходимых и достаточных для полноты характеристики изучаемых объектов. Методологическими принципами решения исследуемой нами проблемы являются:

1. принцип целостности, конкретизирующий принцип системности применительно к человеческому бытию, рассматривает его как единство отношений различных уровней;

2. принцип единства человека и мира, в котором выражается идея их соразмерности и глубокой сопричастности друг другу;

3. принцип дополнительности (или антиномичности), позволяющий рассматривать уровни человеческого бытия как взаимосогласованные и взаимодополняющие друг друга;

4. принципы синергетики, предполагающие исследование человека как самоорганизующейся системы нелинейного типа;

5. принцип диалектического единства общего, особенного и единичного, выступающий необходимым условием анализа целостных форм бытия человека;

6. принцип паритетности, согласно которому пласты бытия рассматриваются как однопорядковые и равнозначные;

7. принцип деятельности, предполагающий исследование человека как культурно-созидательного и творческого существа;

8. принцип гуманизма, с помощью которого человек рассматривается как высшая ценность бытия, благодаря чему открывается перспектива обретения им целостных форм самопроявления.

С точки зрения системного подхода человеческое бытие представляет собой целостную самоорганизующуюся систему с реверсивной связью, которая выступает как органическое единство отношений структурно-смысловых, функциональных пластов (природного, социального и индивидуального) и определяется через конгруэнтные им познавательные, деятельностные и коммуникативные способы самореализации человека. Для характеристики целостности человека более значим феномен коинциденции, отношение координации паритетных начал его бытия, которое выводит данную проблему в метафизическое пространство исследования. При подобном отношении взаимодействующие пласты образуют единую опосредующую реальность, не поддающуюся рациональному дискурсу. Это смысловое пространство можно описать только через непредикативные, ценностные характеристики, помогающие преодолеть ограниченность функционального подхода к человеческому бытию и выйти на более высокий уровень интегративного измерения человека. Духовно-ценностная природа целостности человеческого бытия очерчивает систему концептов и задает им смысловую определенность, выражающуюся в специфически человечески окрашенном умонастроении, которое наполнено стремлением человека к осуществлению «подлинных» форм жизни.

Истоки глубинных проблем во многом коренятся в самом человеке, в его внутреннем мире. Проблема человека как целостности возникает в силу существования его внутренне противоречивой природы, разрыва единой жизненной сферы, порождающих «несчастное сознание», трагичность человеческого бытия. Осознание человеком отсутствия (или недостатка) органического единства и полноты самобытия направляет и стимулирует его развитие. Благодаря креативности человека развертывается просвет для достижения целостности, достигается преодоление разорванности бытия. Творчество осуществляется как соизмерение отношения между метафизическими началами и представимым сущим человеческого бытия.

Стремление к целостности своего бытия, выступающее как фундаментальная характеристика человеческой сущности и ее высшая духовная потребность, приводит к раскрытию возвышенных смыслов, обретению свободы и к выстраиванию человеком совершенных программ самоопределения. В этом стремлении выражается его потребность в самореализации, обнаруживается наличие в нем некого уникального, качественно отличающего его от всех прочих живых существ, надбиологического компонента. Самореализация есть попытка выйти в превосходящую (и притягивающую) человека сферу реальности, где постигаются ценности, обретается полнота жизни и самодостаточность целостного существования.

Проблемы, поставленные в работе, имеют взаимосвязанный характер и к их решению необходимо подходить комплексно, а не по очереди. Дальнейшее онтологическое исследование проблемы целостного развития человека приведет к разработке общей модели теории личности, созданию единой философской концепции многомерного человека, открывающей новые возможности на пути к гармонии и духовному благополучию человечества. Целостность человека - это высшая форма его существования, в которой обретается социокультурная идентичность человека, а духовная индивидуальность становится смыслообразующей основой его тотальных самопроявлений. От степени личностной зрелости, самостоятельности и ответственности субъекта общественной жизни, идейного содержания, ценностных ориентаций индивидуального сознания и целостности человеческого бытия зависит жизнь человечества в XXI веке.

 

Список научной литературыТельнова, Надежда Алексеевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского: Пер. с англ. М.: Ренессанс, 1991. - 489 с.

2. Аверинцев С.С. Надежды и тревоги // Наше наследие. М., 1988. № 1. -С. 2-12.

3. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. М., 1989. №2.-С. 24-34.

4. Адо П. Плотин или Простота взгляда. М.: Греко-Латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1992. - 144 с.

5. Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования //Философские науки. М., 1991. № 1. - С. 120-136.

6. Акчурин И.А. Топология и идентификация личности //Вопросы философии. М., 1994. № 5. - С. 143-148.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1969. - 156 с.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. АН СССР. Институт психологии. М.: Наука, 1977. - 379 с.

9. Антропологический поворот в философии XX века. Вильнюс, 1989. Ю.Апресян Р.Г. Одухотворенность // Человек. 1996. № 4. - С. 60-74.

10. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. - 150 с.

11. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: МГУ, 1986. - 196 с.

12. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.: Изд-во МГИДА, 2002. - 160 с.

13. Аристотель Метафизика //Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т.1.-С. 63-367.

14. Аристотель. О душе //Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1. -С. 369- 448.

15. Аристотель. Никомахова этика //Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.-С. 53-294.

16. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

17. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. /Сост., общая ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994. - С. 37- 58.

18. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. - 256 с.

19. Бассин Ф.В. О «силе» «Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. № 2. С. 118-125.

20. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб: РХГИ, 1997. -464 с.

21. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Изд-во худож. лит., 1965. - 525 с.

22. Бахтин М.М. К философии поступка /Публикация и вступ. заметка С.Г. Бочарова, примечания С.С. Аверинцева // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-1985. М.: Наука, 1986. - С. 80-161.

23. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3- изд. М.: Изд-во худож. лит., 1972. - 470 с.

24. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Изд-во худож. лит., 1986.- 541 с.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Изд-во худож. лит., 1998.- 424 с.

26. Бачерико Н.Е., Петленко В.П., Щербина Е.А. Философские вопросы психиатрии. М.: Наука, 1985. - 265 с.

27. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. -М.: РОССПЭН, 1998. 415 с.

28. Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по онтологии знания. М.: Медиум, 1995. - 323 с.

29. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.- 608 с.

30. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - С. 3-162.

31. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА- пресс, 1990. - 288 с.

32. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. М.: Политиздат, 1991. Ч. 2. - С. 256-262.

33. Бердяев Н.А. Я и мир Объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-С. 230 -317.

34. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. - 446 с.

35. Бережной Н.М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. М., 1991. № 1. - С. 17-30.

36. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988.- 301 с.

37. Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1977. - С. 5-78.

38. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УССР, 1997. - 450 с.

39. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. -387 с.

40. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. М., 1993. № 1. - С. 7-17.

41. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд-во иностр. лит., 1961.-151 с.

42. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание. Волгоград: ВолгГАСА, 1999. - 129 с.

43. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. /Под ред. П.С. Гуревича. М.: Республика, 1995. - 454 с.

44. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.- 175 с.

45. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

46. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. Философия хозяйства. Трагедия философии. М.: Наука, 1993. Т. 1. - С. 48308.

47. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности // Вопросы философии. 1989. № 12.- С. 90-98.

48. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.

49. Булгаков С.Н. Икона, ее содержание и границы //Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. М,: Прогресс, 1993. - С. 1356.

50. Буржуазная философская антропология XX века.-М.:Наука, 1986. 295 с.

51. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1991. - 200 с.

52. Вальверде К. Философская антропология: Пер. с исп. М.: Христиан. Россия, 2000.-411 с.

53. Вебер М. Избранные произведения. (Под ред. Ю.Н. Давыдова). М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

54. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.П. Психология восприятия. -М.: Наука, 1978.-256 с.

55. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.-272 с.

56. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. - 261 с.

57. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. - 687 с.

58. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1985.

59. Винчи Леонардо да. О строении человека и других животных //Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Пер. с итал. М.: Изд-во худож. лит., 1955.-С. 43- 57.

60. Волков Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования. -Ростов.: РГУ, 1985.-214 с.

61. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М.: Гардарика, 1998. - 283 с.

62. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. - 367 с.

63. Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-704 с.

64. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. М., 1991. № 6. - С.3-14.

65. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. 495 с.

66. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. (Под. ред. Н.В. Мотрошиловой). М.: Наука, 1988. - С.320-324.

67. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе // Культурология. XX век. Антология. -М.: Юрист, 1995.-С. 60-64.

68. Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия: Итоги тысячелетия. (Сост. В.М. Жамиашвили). Екатеринбург: «Деловая книга»; Бишкек: «Одиссей», 1997. - С.463-540.

69. Гегель Г. Феноменология духа. Соч.: В 14 т. М.: Соцэкгиз, 1952. Т.4.

70. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т.1. Наука логики. -М.: Мысль, 1974.-454 с.

71. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т.2. Философия природы. М.: Мысль, 1975. - 695 с.

72. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т.З. Философия духа. -М.: Мысль, 1977. 472 с.

73. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 528 с.

74. Гегель Г. Философия религии : В 2 т. Т 2. М.: Мысль, 1977. - 573 с.

75. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М.: Прогресс, 1988. - С. 151-201.

76. Гельвеций К.А. О человеке // Гельвеций К.А Соч: В 2 т. М.: Мысль, 1974. Т. 2.-С. 5-567.

77. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Мысль, 1977. - 704 с.

78. Гоббс Т. О теле // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1965. Т. 1.-С. 45-214.

79. Гобозов И.А. Введение в философию истории.- М.: Теис, 1999.- 364 с.

80. Григорьева Т.П. Дао и логос. М.: Наука, 1992. - 424 с.

81. Григорьян Б.Т. Человек, его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1982. - 224 с.

82. Григорьян Б.Т. Философская антропология (критический очерк). М.: Мысль, 1982. - 188 с.

83. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -319с.

84. Гуревич П. С. Человек как микрокосм //Общественные науки и современность. 1993. № 6. С. 179-188.

85. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. М.: Вестник, 1997. - 448 с.

86. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. - 472 с.

87. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998. -315 с.

88. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. - С.3-47.

89. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. - С. 129-174.

90. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, Агентство Сагуна, 1994. - С.49-100.

91. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. - 710 с.

92. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. - 300 с.

93. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

94. Деятельность: теория, методология, проблемы. (Сост. Касавин И.Т.) -М.: Политиздат, 1990. 366 с.

95. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. М., 1990. № 3. - С.31- 45.

96. Дилигенский Г.Г., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира (диалог). // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 32-43.

97. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. СПб.: Образование, 1922. № 1. - С. 28-42.

98. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 248 с.

99. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. - 388 с.

100. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: Изд-во Н.П. Карбасникова, 1912. - 163 с.

101. Загадка человеческого понимания (Под общей ред. А.А. Яковлева. Сост. В.П. Филатов). М.: Политиздат, 1991. - 352 с.

102. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Пет., 1925. - 125 с.

103. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. - 165 с.

104. Ильин И. Путь духовного обновления // Ильин И. Путь к очевидности.- М.: Республика, 1993. С. 134-289.

105. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

106. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

107. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997.- 205 с.

108. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: Мецниереба, 1985. - 309 с.

109. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб.: Наука, 1995. - 528 с.

110. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.- С.445-504.

111. Кант И. Критика чистого разума. // Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3.-742 с.

112. Карсавин J1. О личности // Карсавин J1. Религиозно-философские сочинения: В 2 т. М.: Ренессанс, 1992. Т. 1. - С. 3-234.

113. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М.: Медицина, 1978. -247 с.

114. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. - С. 163-213.

115. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов.- М.: Прогресс, 1988. С. 3-30.

116. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. - 208 с.

117. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

118. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. (Отв. ред. Б.Г. Григорьян). М.: Наука, 1985. - 143 с.

119. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. -СПб.: Евразия, 1998.-352 с.

120. Князева Е.Н. Саморефлексивная синергетика // Вопросы философии. 2001. № 10.-С. 100-110.

121. Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. М., 1996.-142 с.

122. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1955. - 652 с.

123. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

124. Коломиец В.П. Становление индивидуальности (социологический аспект). М.: МГУ, 1993. - 141 с.

125. Крапивенский С.Э. Социокультурные детерминанты общественного развития // Общественные науки и современность. 1997. № 4. С. 134-142.

126. Крымский Ф.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 21-28.

127. Кузанский Н. Об ученом незнании // Кузанский Н. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1979. Т. 1. - С. 27-184.

128. Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. 1997. № 4. С. 143-151.

129. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М: Наука, 1989. - 197 с.

130. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383 с.

131. Лакан Ж. «Стадия зеркала» и другие тексты. Париж, 1992. - 156 с.

132. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. - С. 169-226.

133. Левинас Э. Философское определение идеи культуры //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. - С. 86-97.

134. Левинас Э. Тотальность и бесконечность: эссе о внешности // Вопросы философии. 1999. № 2. С. 54-67.

135. Лейбниц Г. Начала природы и благодати, основанные на разуме // Лейбниц Г. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1982. Т.1. - С. 404-412.

136. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 22-28.

137. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-изд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

138. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.

139. Лосев А.Ф. Человек // Философские науки. 1988. № 10. С. 66-76.

140. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 525 с.

141. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. -368 с.

142. Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. (Приложение к журналу «Вопросы философии». М.: Правда, 1991. - С. 56-112.

143. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. - 132 с.

144. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев.: Наукова Думка, 1984. - 120 с.

145. Мамардашвили М.К. Обязательность формы // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. - С.86-90.

146. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 416 с.

147. Мамардашвили М. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Изд-во «Лабиринт», 1996. - 432 с.

148. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с.

149. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М.: Прогресс, 1988.-С. 229-260.

150. Марков Б.В. Философская антропология: очерки теории и истории.-СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 384 с.

151. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. - С. 41-174.

152. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики // Маркс Ф., Энгельс Ф. Соч., 2-изд. Т. 2. С. 3-230.

153. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 3. - С. 7-544.

154. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Часть 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-изд. М.: Политиздат, 1968. Т. 46. Ч. 1.

155. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Т.З. Кн.З. Процесс капиталистического производства, взятый в целом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. М.: Госполитиздат, 1962. Т. 25. Ч. 2.

156. Маркс К. Теория прибавочной стоимости (4 том «Капитала») // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. М., 1963. Т. 26. Ч. 2.

157. Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-изд. Т.1. М.: Госполитиздат, 1955. - С. 382-413.

158. Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Избранные работы / Пер. с франц., сост. вступ.ст. и примеч. Г.М. Тавризяна. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. - 216 с.

159. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М: МГУ, 1982.-С.108-117.

160. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. - 239 с.

161. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. - 200 с.

162. Меликадзе H.J1. Проблема целостности и системный анализ // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1991. -М.: Наука, 1991. С. 37-51.

163. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Республика, 1992. - 132 с.

164. Мид Дж. Интернализованные другие и самость //Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В.И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. - С. 220- 254.

165. Михель Д. В. Философский анализ стратегий телесности современной западной цивилизации. Автореферат дис. д-ра философ, наук. Саратов, 2000. - 46 с.

166. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Экономика, 1999.-251 с.

167. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. №8.-С. 26-32.

168. Молчанов В. И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии /Отв. ред. Т.А. Кузьмина. Рига: Зинатне, 1988. С. 81-100.

169. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1989. 205 с.

170. Мосс М. Понятие техники тела // Человек. 1993. № 2. С.64-79.

171. Мунье Э. Персонализм // Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - С. 459-538.

172. Мунье Э. Манифест персонализма // Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - С. 266-410.

173. Мунье Э. Персоналистская и общностная революция // Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - С. 14-266.

174. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. - 190 с.

175. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей // Ницше Ф. Избран, произв.: В 3 т. М.: Refl book , 1994. T.l. - 352 с.

176. Ницше Ф. Сумерки идолов или как философствуют молотом // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. - С. 556-630.

177. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения. М.: Триада- Файн, 1993.- 235 с.

178. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. - С. 231-490.

179. Общество и человек: пути самоопределения. (Под ред. В.Т. Пуляева). -СПб.: Петрополис, 1994. 160 с.

180. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в культуры? // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 51-62.

181. Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии. -Волгоград: ВолГУ, 1997. 196 с.

182. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: МГИК, 1994.-214 с.

183. О человеческом в человеке. (Под ред. Фролова И.Т.). М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

184. Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995. - 153 с.

185. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. -270 с.

186. Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль: Тексты. (Ред. В.И. Добреньков). М.: МГУ, 1994.

187. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - С.79-372.

188. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.

189. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. - 312 с.

190. Пигалев А.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 464 с.

191. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т.З.-С. 79-419.

192. Платон. Пир // Платон. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. - С. 81-134.

193. Плеснер X. Ступени органического и человек //Проблема человека в западной философии: Переводы. (Сост. П.С. Гуревич). М.: Прогресс, 1988. -С. 96-151.

194. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.

195. Подорога В.А. Человек без кожи (материалы к исследованию Достоевского) // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. М.: ИФРАН, 1995. - С. 126-160.

196. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 1.-498 с.

197. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 431 с.

198. Пригожин И., Николис Дж. Познание сложного. М.: Прогресс, 1990.

199. Проблема сознания в современной западной философии. (Под ред. Кузьминой Т.А.). М.: Наука, 1989. - 256 с.

200. Проблема человека в западной философии: Переводы. (Сост. П.С. Гуревич). М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

201. Проблема человека в современной философии. (Под ред. Б.Т. Григорьяна, Г.С. Батищева и др.). М.: Наука, 1969. - 431 с.

202. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии /Отв. ред Т.А. Кузьмина. Рига: Зинатне, 1988. - 334 с.

203. Прокл. Первоосновы теологии // Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. -М., 1993.

204. Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: статус, предмет, проблемы //Социально-политический журнал. 1993. № 7. С. 15-20.

205. Путилова JI.M. Самопознание как индивидуальный опыт ментальной рефлексии (в контексте философской антропологии). Волгоград: ВолГУ, 1998. -200 с.

206. Резвицкий И.И. Индивидуальность. Личность. Общество. М.: Политиздат, 1984. - 141 с.

207. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2. С. 41-50.

208. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. Изд. Е.Д. Кусковой. СПб.: тип А. Лейферта, 1903.-615 с.

209. Розанов В.В. О понимании. СПб.: Наука, 1994.

210. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.

211. Рубинштейн С.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. М., 1989. № 4. - С. 88-95.

212. Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-368 с.

213. Сагатовский В.Н. Деятельность как философская категория // Философские науки. 1978. № 2. С. 52-65.

214. Сагатовский В.Н. Социальная философия: поиски целостности // Социально-политический журнал. М., 1994. № 3-6. - С. 55-69.

215. Сартр Ж-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. /Пер. с фр., пред., прим. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. - 639 с.

216. Сартр Ж-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

217. Седова Н.Н. Философия человека: курс лекций. Волгоград, 1997. -158 с.

218. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т.1. - С. 47-560.

219. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. - С.493-547.

220. Соловьев B.C. Первый шаг к положительной эстетике // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. - С. 548-555.

221. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. /Под ред. А.Ю. Согомонова. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

222. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. М.: Политиздат, 1957. Т. 1.-С. 359-618.

223. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности. (Гносеологический аспект). М.: Высшая школа, 1987. - 132 с.

224. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. - 192 с.

225. Столин В.В. Самосознание личности. М: МГУ, 1983. - 284 с.

226. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.

227. Суровягин С.П. Нравственная целостность личности: Дис. д-ра филос. наук. Тюмень, 1995.- 332 с.

228. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240 с.

229. Тельнова Н.А. Проблема соотношения социального и индивидуального бытия в этике А. Бергсона // Вестник МГУ. Серия № 7. Философия. 1991.№ 1. С. 3-11.

230. Тельнова Н.А. Соотношение природного и социального бытия человека // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. (Под ред. И.А. Гобозова). М.: Изд-во «Учитель», 2001. № 4. С.61-77. (в соавт.).

231. Тельнова Н.А. Целостность как системное качество человеческого бытия // Философия без границ (Сборник статей): В 2 ч. Ч. 2. Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Под ред. В.В. Куртова, И.В. Макаровой. М.: Издатель Воробьев А.В. - С. 37-46.

232. Тельнова Н.А. Целостность человека в онтолого-антропологическом измерении. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та., 2002. - 208 с.

233. Тельнова Н.А. Целостность человека как философско-антропологическая проблема. Волгоград: ВолГУ, 2001. - 264 с.

234. Тельнова Н.А. Человек как субъект деятельности //Современная парадигма человека. Межвузовский научный сборник. Саратов, 2000. - С. 41-43.

235. Тельнова Н.А. Феномен целостности человека: метафизический статус и методология исследования. Волгоград: «Офсет», 2000. - 296 с.

236. Тиллих П. Мужество быть // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX века. М.: Наука, 1994.

237. Топоров В.Н. О ритуале // Введение в проблематику. Архаические ритуалы в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Прогресс, 1988.-С. 34- 57.

238. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987.- 256 с.

239. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - С. 383-447.

240. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Федоров Н.Ф. Сочинения. -М.: Мысль, 1982.-С. 53-604.

241. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Космо-антропо-социо-природогенез. Кн.2. Новосибирск.: Наука, 1995. - 430 с.

242. Фейербах JI. Основные положения философии будущего // Фейербах JI. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Политиздат, 1955. Т. 1. - С. 134-204.

243. Фейербах JI. О спиритуализме и материализме // Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Политиздат, 1955. Т. 1. -С. 442-667.

244. Фейербах JI. Сущность христианства // Фейербах JI. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Политиздат, 1955. Т. 2. - С. 7-316.

245. Феномен человека: Антология (Сост. П.С. Гуревич). М.: Высшая школа, 1993. - 349 с.

246. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. -583 с.

247. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 357-403.

248. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2 т. Т.1. М.: Правда, 1990. - 490 с.

249. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.- 512с.

250. Франк C.J1. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию //Франк C.JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1977.- С. 6-206.

251. Франк C.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Сочинения. М.: Правда, 1990. - С. 183-603.

252. Франк С. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 68-131.

253. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

254. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного: Сб. произведений. Ред. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. - С. 425-439.

255. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.

256. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

257. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М.: Прогресс, 1988. - С. 443-482.

258. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск: Полифакт, 1991. - 77 с.

259. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. - 331 с.

260. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

261. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2. -С. 35-40.

262. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. /Пер. с нем. Д.В. Скляднева, послесл. Б.В. Маркова. СПб.: Наука, 2000. - 379 с.

263. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - С. 221-237.

264. Хайдеггер М. Бытие и время. (Пер. В.А. Бибихина). М.: AD MARGINEM, 1997. - 451 с.

265. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.

266. Хайдеггер М. Закон и тождество // Хайдеггер М. Тождество и различие. M.:Ad Marginem, 1997. - С. 15-27.

267. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М.: Прогресс, 1988. - С. 314-356.

268. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. //Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112-123.

269. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. СПб.: Наука, 1997.- 260 с.

270. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983.- 159 с.

271. Человек в системе наук. (Ред. Фролов И.Т.). М.: Наука, 1989. - 504 с.

272. Чечулин А.В. Негативная антропология. СПб.: Изд-во «Лань», 1999.- 159 с.

273. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 192 с.

274. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 344 с.

275. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.

276. Шелер М. Философское мировоззрение //Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

277. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - С. 259-337.

278. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М.: Прогресс, 1988. - С.31-95.

279. Шеллинг Ф. Бруно, или О божественном и природном начале. Беседа. // Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1987. Т.1 - С. 490-588.

280. Шеллинг Ф. К истории новой философии (мюнхенские лекции) // Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 2. - С. 387-560.

281. Шефтсбери A.SENSUS COMMUNIS или опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа // Шефтсбери А. Эстетические опыты. -М.: Искусство, 1975.

282. Шимин Н.Д. Целостность как феномен бытия человека /Аксиоматика единства мужского и женского начала в Человеке/. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной архитектурно-строительной академии. - 162 с.

283. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск: Литература, 1998.- 1406 с.

284. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. - С. 189-370.

285. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.55-60.

286. Энгельс Ф. К жилищному вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Т. 18. С. 203-284.

287. Это человек: Антология. (Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича). - М.: Высшая школа, 1995. - 320 с.

288. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УССР, 1997. - 445 с.

289. Юнг К.Г. Приближаясь к бессознательному // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. - С. 351-436.

290. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: «Серебряные нити»: «Университетская книга»:ACT, 1997. - 367 с.

291. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. - 336 с.

292. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - С. 13-30.

293. Barthelemy-Madaule М. Bergson et Teilhard de Charden. P.: Ed. du Seiul Univ. de Paris, 1963. - 686 p.

294. Beauvoir S. de. Pour une morale de Г ambiquite. Paris, 1947. - 140 p.

295. Bergson H. Les deux sourses de la morale et de la religion. -Paris: Alcan, 1932.-346 p.

296. Bergson H. Ecrits et parole. (Textes rassembles par B-M. Mosse-Bastide). T. 1-3. P.: PUF, 1958. T. 2.

297. Blay P. Exchange and power in social life. N.Y., 1964.

298. Bradford D. E. Hume on existence // International Studies in Philosophy. -Torino, 1983. Vol. 15. n. 3. P.25-43.

299. Brenton Ph., Proulx S. L'exsposion de la communication. La naissance d'une nouvelle ideologie. Paris, 1989.

300. Clezio le J.M.G. L'extase materielle. Essai. Gallimard., 1967.

301. Cohen R. J. Morale individualiste ou morale sociale. P., 1950. - 47 p.

302. Deleuze G., Guattari F. Rhizome. Introduction. P., 1976.

303. Dufrenne M. Pour Г homme. Paris, 1968.

304. Gallagher J. Moralite in evolution. Univ. of Ottawa, 1970. - 107 s.

305. Fluehr-Lobban C. How anthropology should respond to an ethical crisis. // Chronicle of Higher Education, 10.06.2000, vol. 47 Issue 6, p. B24, lp.

306. Harbsmeier M. Social Anthropology //Journal of the Royal Anthropological Institute Sep. 99, Vol. 5 Issue 3, p. 511, 6-7 p.

307. Hare R. M. The Language of Morale. Oxford, 1952.

308. Lavelle L. Du Temps et de Г Eternite. P: Aubier, 1945. - 278 p.

309. Le Senne R. L' introduction a la Philosophic. P.: Perrin, 1947. - 218 p.

310. Marcel G. Etre et avoir. Paris, 1935. - 154 p.

311. Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception. Paris, 1960.

312. Psyhologie sociale. Sous la direction de Moscovici S. Paris, 1984. - P. 216-227.

313. Rorty R. Cartesian Epistemolohy a change Г octologi. Paris, 1972.

314. Ruyer R. Philosophic de la valeur. P. Armand Colin, 1952.

315. Sahlings M. Two or three Things that i know about culture // Journal of the Royal Anthropological Institute, Sep 99, Vol.5 Issue 3, p.399, 23p.

316. Saverland S.R. Wholeness and selfidentity // Social theory a practice. -Tallahasse 1994. -Vol. 20. № 2. P. 210-234.

317. Tanney J. Investigating cultures a critique of cognitive anthropology // Journal of the Royal Anthropological Institute, Dec.98, Vol. 4,Issue 4, p.669, 20 p.

318. Thomas L.E. Womanist. Theology, epistemology and a new anthropological paradigm // Cross Currents, Winter 99/ Vol. 48. Issue 4, p. 488, 12 p.

319. Weidlich W. Stability and Cyclicity in Social Systems // Behavior Sciences. 1988. Vol. 33. P. 241-256.