автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Цветовая палитра творчества С.Н. Сергеева-Ценского
Полный текст автореферата диссертации по теме "Цветовая палитра творчества С.Н. Сергеева-Ценского"
На правах рукописи
КАСЬЯНОВА Екатерина Юрьевна
ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА ТВОРЧЕСТВА С.Н. СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Специальность 10.02.01 - русский язык
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1 0 [»¡АЙ 2012
Тамбов 2012
005017046
005017046
Работа выполнена на кафедре русского языка ФБГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Научный руководитель: Козлова Раиса Петровна,
доктор филологических наук, профессор
Официальные оппоненты. Черникова Наталия Владимировна,
доктор филологических наук, доцент, Мичуринский государственный педагогический институт, кафедра русского языка, профессор
Архипова Любовь Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет, кафедра русской филологии, доцент
Ведущая организация: Елецкий государственный университет
имени И.А. Бунина
Защита состоится 28 мая 2012 года в 10.30 на заседании диссертационного совета Д 212.261.03 ФБГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: Россия, 392000, г. Тамбов, улица Советская, 181 «И», зал заседаний диссертационных советов (ауд.601).
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФБГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (г. Тамбов, ул. Советская, 6)
Автореферат отправлен на официальный сайт ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации ,/3 апреля 2012 года (адрес сайта: http://vak2.ed.qov.ru/catalogue).
Автореферат разослан «¿0» апреля 2012г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор
Хворова Л.Е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Обращение к цветообозначениям как предмету исследования объясняется тем, что они оказываются частью более глобальной проблемы соотношения содержания и формы языкового знака в определенном художественном тексте, что делает изучение семантики цветообозначений актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Особенностью этой группы слов является то, что в отличие от других лексических объединений, где нередко даже сама тематическая классификация представляет несомненную трудность, они имеют непосредственное соотношение с экстралингвистической реальностью - цветовым спектром.
Наше диссертационное исследование посвящено цветовой палитре в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского. Как показывает лингвистический анализ, системные исследования цветообозначений в творчестве писателя немногочисленны. Таким образом, изучение цветовой палитры в его творчестве остается по-прежнему актуальным.
Актуальность данного исследования заключается в определении и анализе системы цветообозначений в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, в представлении грамматики цветообозначений, в конструировании художественного образа с их помощью, в функционировании тропов и стилистических фигур с участием цветообозначений, что позволило описать их роль в художественном творчестве писателя, осветив особенности его идиостиля, которые в этом аспекте практически не исследованы.
Объектом изучения является цветовая палитра в художественных произведениях С.Н. Сергеева-Ценского. Цветовая палитра (спектр), как известно, - это подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. В художественных произведениях, цветовая палитра - совокупность выразительных средств художника слова.
В данной диссертации под «цветовой палитрой» понимается вся система изобразительно-выразительных цветообозначений, используемых С.Н. Сергеевым-Ценским в своем творчестве.
Предметом диссертационного исследования являются лек-сико-семантические, грамматические и стилистические особен-
ности лексем с семантикой цвета, употребленных в произведениях писателя.
Цель работы - описать систему лексических единиц со значением цвета в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, представить их как цветовую палитру, а также выявить специфику устойчивых словосочетаний с семантикой цвета и их роль в его художественных текстах. Таким образом, цель исследования заключается в том, чтобы показать широкий цветовой спектр как систему цветообозначений в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
1. Определить состав цветового спектра в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского.
2. Рассмотреть частеречную принадлежность цветовой лексики в творчестве писателя.
3. Описать систему образных средств с участием цветообозначений и их роль в художественных произведениях писателя.
4. Представить тематические группы цветонаименований, передающих всестороннюю характеристику человека, его психоэмоциональную сферу, жилье, а также окружающую действительность, включающую природные объекты, животный и растительный мир.
5. Выявить структурно-семантические и стилистические трансформации устойчивых словосочетаний с семантикой цвета в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского и тем самым определить одну из сторон его идиостиля.
Материалом для анализа послужили произведения, помещенные в собрании сочинений С.Н. Сергеева-Ценского в 12 томах (Москва, 1967). В ходе исследования методом сплошной выборки было выявлено более 2000 цветообозначений, составивших картотеку настоящей работы и использованных в качестве исследовательского и иллюстративного материала.
Методы исследования. В работе используются описательно-аналитический метод, позволяющий делать теоретические выводы на основе эмпирического материала; методика анализа словарных дефиниций; функциональный метод, с помощью которого изучалась репрезентация цветообозначений в художественных
текстах С.Н. Сергеева-Ценского; методика классификации и систематизации эмпирического материала.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном представлении особенностей функционирования цветообозначений в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского как одной из характерных черт его идиостиля, о чем свидетельствуют разновидности лексических единиц с семантикой цвета, разнообразие грамматических способов выражения цвета в системе языковых единиц. В данной диссертации впервые рассматривается цветовая палитра как система в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, являющаяся ярким отражением особенностей его художественного мышления.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении роли цветовой лексики в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского и в дальнейшей разработке теории цветообозначений. Полученные результаты дополняют лингвокультурологическое и лингвостилистическое осмысление его идиостиля, а это способствует усовершенствованию методики изучения сущности категории цвета в текстовых реализациях, углублению знаний об авторской цветовой концептуализации. Материалы работы помогают по-новому взглянуть на некоторые стороны творческого наследия С.Н. Сергеева-Ценского.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут найти применение в курсах стилистики русского языка, культуры речи, лингвистического анализа художественного текста, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных языку С.Н. Сергеева-Ценского, в школьных учебных курсах при изучении творчества писателя, а также в лексикографической практике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Цветовая лексика в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского составляет цветовую палитру, всесторонне отражающую представление писателя о человеке, об окрашиваемых предметах, явлениях, реалиях окружающего мира; употребление С.Н. Сергее-вым-Ценским цветообозначений как цветовой палитры позволяет определить одну из особенностей его идиостиля.
2. Цвет в творчестве писателя выражен именами прилагательными, глаголами, именами существительными, наречиями,
что способствует отражению разных сторон жизнедеятельности человека и разнообразия окружающего мира. Цвет является одной из составляющих системы выразительно-изобразительных средств в идиостиле художника слова.
3. Цветовые образы в прозе С.Н. Сергеева-Ценского многофункциональны. Они выполняют предметно-изобразительную, психологическую, символическую, эмоционально-экспрессивную, морально-оценочную функции, служат реализации основных идей и тем произведения, участвуют в формировании системы мотивов и лейтмотивов, выявляют типологическое сходство героев, конфликтов, обстоятельств.
4. Колористическая лексика - один из важнейших элементов в художественном мире С.Н. Сергеева-Ценского.
Выдвигаемая в диссертации рабочая гипотеза заключается в следующем: цветообозначения в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского представляют собой цветовую палитру как систему и являются одной из ярких отличительных черт его идиостиля.
Теоретико-методологической базой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как A.A. Брагина [1981], Б. Берлин, П. Кей [1969], А. Вежбицкая [1996], В.Ф. Петренко [1997], П.И. Плукша
[1975], Н.В. Серов [2003], Э. Сепир [1993], Т. Тонквист [1993], Б. Уорф [1960], P.M. Фрумкина [1984, 1989], Ю.М. Шпрыгова
[1976], П.В. Яньшин [1996], а также работы ученых Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, посвященные творчеству С.Н. Сергеева-Ценского: H.A. Гончаровой [2007], Р.П. Козловой [2010], В.Г. Руделева [2001], Л.Е. Хворовой [1995], Н.В. Чесноковой [2003], A.JT. Шарандина [1990], Е.Е. Яковлевой [2003] и др.
Апробация работы. Основные положения и выводы данного исследования были изложены в докладах на научных конференциях различного уровня: ежегодных общероссийских научно-практических конференциях «Державинские чтения» в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина (2008, 2010, 2011), на Всероссийской заочной научной конференции «Когнитивный подход к анализу и интерпретации художественного произведения» (Астрахань, 2011), на Международной науч-
ной конференции «Славянский мир: духовные традиции и словесность» (Тамбов, 2010, 2011), на заседаниях кафедры русского языка Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также на заседаниях аспирантских объединений. По теме диссертации опубликовано шесть работ, в том числе две из перечня ВАК РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографического списка, включающего более 170 наименования. Текст изложен на 185 страницах рукописи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяется объект, предмет исследования, формулируются цель и задачи, намечаются основные этапы анализа с указанием применяемых методов, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Цвет в языковой картине мира», состоящей из 3 параграфов, рассматривается феномен «цвета» в языковой картине мира, а также анализируется литература по проблематике исследования цветообозначений.
Цвет, являясь междисциплинарным объектом исследования различных наук и областей человеческой деятельности, составляет важную часть в структуре всего человеческого опыта и репрезентируется в языке посредством целой системы цветообозначений.
В настоящее время изучение цветообозначений рассматривается в качестве одного из направлений колористики как особой области человеческого знания, особой науки.
В лингвистике существует шесть основных подходов к изучению цветообозначений: исторический, лексико-семантический, грамматический, когнитивный, функциональный, сопоставительный. На современном этапе наиболее активно используются основные положения лексико-семантического, когнитивного и функционального подходов.
Главная задача лингвистики состоит в изучении недостаточно освещенных вопросов реального бытования слов-цветообозна-чений в языке и различных функциональных стилях речи, установление путей развития этой тематической группы в различных языках, описание разнообразных дополнительных оттенков значений на примерах конкретных художественных произведений.
В культуре человечества цвет всегда имел важное значение, будучи тесно связанным с философским и эстетическим осмыслением мира. Цветообозначение, материально выражаясь в языковой форме, является одновременно «знаковой моделью». Трудно назвать такую область культуры, где цвет и цветообозначение не играли бы существенной роли. Процесс раскрытия смысла цвета начался одновременно с началом его использования и продолжает оставаться актуальным в современной парадигме знания. Говоря о смысле цвета, принято употреблять термины «символика», «семантика», «информативность», «образ», «знак», «эмблема», «метафора», «аллегория», широко используемые авторами художественных текстов. Восприятие значения цвета индивидуально и, кроме того, обусловлено ситуативными факторами.
Цветопись - это яркая черта идиостиля писателя. Понятие идиостиля находится в центре внимания лингвистической поэтики. С идиостилем тесно связана та ипостась человека говорящего, которая определяется как «языковая личность». Языковая личность с набором определённых языковых средств обусловливает собой идиостиль.
Номинации цвета способны выражать не только цветовые, но и другие понятия, например, они выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний человека. Их восприятие и использование в художественных текстах в значительной степени носит субъективный характер. Цветообозначения являются неотъемлемым компонентом индивидуально-авторской картины мира.
Функционирование языковых единиц в художественном тексте показательно для выявления своеобразия идиостиля писателя. Специфика идиостиля автора складывается, в том числе и из того, какие колоризмы и с какой целью он использует.
Во второй главе «Цветовая палитра в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского», состоящей из 4 разделов, представлен анализ цветовой палитры в произведениях писателя.
Особенность цветового видения С.Н. Ценского заключается в том, что все 7 цветов спектра, а именно красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и ахроматические цвета — белый, черный, серый, смешанные цвета - розовый, коричневый, выделяемых в русской национальной картине мира, присутствуют в текстах художника слова. С другой стороны, цветовая палитра писателя намного богаче и включает, кроме номинаций основных цветов спектра, также разнообразные полутона, выражаемые разными языковыми средствами, образующими в совокупности своеобразный лексический класс слов цвета.
Одним из основных цветов спектра является красный цвет, который относится к хроматическим цветам. Он занимает среднее положение между оранжевым и фиолетовым цветами. Исходное значение «красный» - цвет крови, спелых ягод, земляники, яркого цвета мака [Ефремова 2000: 219].
Диапазон использования красного цвета довольноширок. С.Н. Сергеев-Ценский применяет этот цвет и его оттенки при описании, в частности, деталей лица человека и его психоэмоциональное состояние: «Дядя оглядел всех веселыми глазами, и Таня фыркнула, расплескав чай, Саша вобрала губы, чтобы не засмеяться вслух, и от этого заметней смеялась глазами и красными щеками» (Валя); «И Наталья Львовна густо покраснела вдруг именно оттого, что пыталась понять и не могла» (Преображение России).
Лексема красный частотна в передаче цвета одежды героев: «И реванш тут оке был торжественно обещан этим широко-горлым молодцом в картузе, поддевке, красной рубахе и лакированных сапогах» (Преображение России).
Цветовая картина мира С.Н. Сергеева-Ценского представле-наотгенками красного цвета —розовый, румяный, пунгрвый, алый, кровавый.
У С.Н. Сергеева-Ценского розовым является одежда, еда, артефакты и многое другое: «Малыши в розовых рубашках сначала дичились, держались кучкой и смотрели исподлобья» (Сад); «Ли-
цо ее, вытертое о кофточку, сплошь зарозовело» (Устный счет); «На столе перед ними двумя порхает синий язычок пламени свечи в розовом фарфоровом подсвечнике» (Валя), «Кроме того, мешали осы: нервные, неутомимые, наглые, они вились неотбой-но кругом, облепляли ломтики розового сала...» (Сливы, вишни, черешни).
Лексема румяный, если используется по отношению к человеку, то свидетельствует о хорошем здоровье, при описании внешности человека употребляется в значении «с лицом, покрытым румянцем» [Евгеньева 1984: 172]: «В команде пеших разведчиков числились и двое ребят, увязавгиихся с полком из Севастополя: раскосый и несколько мрачноватый Демка Лабунский и вечно сияющий и румяный Васька Котов» (Лютая зима).
Отмечено, что красный, имеющий окраску пунцовый, служит для обозначения яркого, насыщенного цвета, причем более темного тона. Лексема «пунцовый» употребляется в значении ярко, густо или темно-алый, темно-багряный, багровый; червленый, червчатый [Даль 2000: 431]. Используя цветообозначение пунцовый, автор передает эмоциональное состояние героя: «Была охота, - медленно отозвалась Мушка, сама вся пунцовая» (В грозу).
Оттенком красного является алый цвет, с помощью которого раскрывается особое, яркое и красочное видение мира: «Смелее гляделось в черные окна, и казалось, что там теплеет земля и зажигаются, как свечи, алые цветы под снегом» (Лесная топь). Алый цвет также связан с образом утренней зари, лучей солнца: «После полей и после дождя - деревья и алое солнце в прозорах туч - это хорошо было» (Лерик).
Красный и алый цвета соотнесены с кровью, где они всегда однозначны и выразительны, так как кровь красная, алая: «Но когда закатили рукав и на неожиданно полной руке около локтя обозначились действительно две кровавые ранки от клыков» (Валя).
Особая, ничем незаменимая роль красного цвета проявляется в каждом произведение автора. Разнообразная палитра оттенков красного цвета вызывает сильные эмоции у читателя, являясь наиболее насыщенным, он непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным. Многообразие оттенков
красного 11вета позволяет более точно передать особенности многих явлений и предметов действительности.
Желтый г/вет также один из основных цветов спектра -средний между зеленым и оранжевым, имеющий окраску яичного желтка, золота, янтаря, шафрана, соломы, лимона. Исходное значение «желтый» - цвета солнца или золота, различной яркости оттенков [Ожегов 2001:219].
Желтый г/вет характеризует свет, блики, производимые различными источниками света, которые ложатся очень неровно, например, на лица: «Лампадный свет расплывался на его обтянутой голой голове маслянистым желтым кругом...» (Печаль полей).
Желтый цвет - цвет нездорового лица: «Коридорный, человек еще не старый, но какой-то весь выжатый, желтый, худой, бритый, лысый, с судачьими глазками» (Преображение России).
В описании пейзажа желтый цвет - это цвет осени, увядающих листьев: «Стояла осень; моросил из подымавшегося тумана мелкий дождь, и падали на землю желтые листья» (Бред).
С помощью желтого г/вета передается оперенье птиц и окрас животных: «Синиг/ он ценил только большеголовых, у которых полоса черная шла от шейки через всю желтую грудку... Желтобровая птица...» (Аракуш).
Ассоциативно к желтому цветубпток золотой. Золотой цвет встречается в текстах С.Н. Сергеева-Ценского не часто, но все, что связано с этим цветом, приобретает положительное, успокаивающее действие: «Ульи были приземистые, широкие, на четырех дубовых чурбачках каждый, с крышами односкатными, крытыми, где железом, где фанерой, но однообразно окрашенными золотистой охрой, веселой на вид» (Лаванда).
Таким образом, значение желтого цвета у Сергеева-Ценского носит многообразный характер. В исследуемых художественных произведениях желтый цвет несет не только номинативную функцию, но и содержит психологическую нагрузку. Желтый цвет — это цвет болезненного состояния человека и цвет увядания природы осенью. С другой стороны, - это цвет, питающий посредством солнца все живое на земле.
Зеленый цвет тоже принадлежит косновным цветам спектра (средний между голубым и желтым), имеющий окраску свежих листьев, травы [Ожегов 2001: 214]. Сергеев-Ценский часто использует зеленый цвет в своих произведениях, употребляя его при описании природы: «Зеленели листья, и синело небо» (Неторопливое солнце); «Сядешь на зеленую травку, - продолжал Ульян Иванович, уныло мигая глазами, - помечтаешь о том, о сем, хорошо тебе» (Дифтерит).
Лексема зеленый в текстах Ценского является также средством прямой характеристики предметов и окружающей обстановки: «Маленькая лампочка с зеленым самодельным бумажным колпаком стояча на столе, и от нее падали на их лица бледно-зеленые сквозные тени»(Тундра).
Зеленый цвет присущ глазам некоторых животных: «Теперь же он (пес) был совсем не мордастый и, по мнению Жени, красивый необыкновенно, особенно в сумерки, когда казался белым, а зеленые глаза его чернели и блистали, или в яркий день на солнце, когда разваливался он и лениво раскидывал блаженно лапы и хвост» (Воронята).
Иногда при помощи зеленого цвета писатель передает состояние героя: «И лицо у Ефима Петровича было совершенно зеленое: глаза зеленые, щеки зеленые, борода зеленая - под зеленой фуражкой, с чуть заметными молоточками на околыше...» (Младенческая память).
Таким образом, чаще всего зелёный цвет С.Н. Сергеев-Ценский использует для того, чтобы описать и подчеркнуть всю красоту растительного мира. При описании героев зеленый цвет может передавать болезненное состояние человека.
Голубой цвет - это цвет средний между синим и зеленым. «Голубой цвет» - небесный, светло-синий цвет [Ушаков 1994: 54].
Голубым С.Н. Сергеев-Ценский окрашивает небо, воду и предметы окружающего мира: «Небо было хотя и облачным, но с большими прозорами бледной голубизны» (В снегах); «Горы, кудрявые, как овчина; море ослепляющее-голубое, хотя и потерявшее свою безмятежность» (Старый врач).
При помощи этого цвета Ценский подчеркивает красоту человека с голубыми глазами: «Кого вы взялись вести? - чрезвы-
чайпо удивился Нахимов, выкатив голубые глаза» (Севастопольская страда).
Среднюю позицию между голубым и фиолетовым, занимает синий цвет. Это цвет синьки [Ушаков 1994: 218]. Синий цвет использует С.Н. Сергеев-Ценский для описания, в частности, глаз: «...она так и застыла, обернувшись к ним, с бинтом в руках, с вопросом в расширенных синих глазах и с невольным замиранием сердца» (Севастопольская страда). Рисуя окружающую действительность, автор с помощью синего цвета привлекает внимание к какой-то существенной детали: «Елизавета Алексеевна была в дорожном жакете синего цвета; сложный крупный бант на ее шляпке был тоже синий; темно-синим был ее зонтик; из чего-то синего - ожерелье» (Преображение России). Синий цвет передает состояние окружающего мира: «Сумерки подсиневают окна» (Движения).
Таким образом, голубой цвет в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского имеет традиционное значение. Голубым - ярко-светло-синим г/ветом описывает писатель чаще всего небо и воду, а также глаза героев. Это теплый цвет. Синий цвет, выступает как холодный цвет.
Белый цвет - цвета снега или мела; светлый, в противоположность чему-нибудь, более темному, именуемому черным. [Ожегов 2001: 23]. Чаще всего в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского белый цвет становится признаком безжизненности и болезни: «Анна сидела в спальне на своей кровати белая, безжизненно бросив вдоль колен руки» (Печаль полей).
При описании человека белый цвет является важной информативно-изобразительной характеристикой. Используя белый цвет, С.Н. Сергеев-Ценский часто описывает руки героев. По цвету и форме рук легко определить социальное положение человека, род его деятельности и профессию, материальное и семейное положение. Как тонкий психолог С.Н. Сергеев-Ценский обращает внимание не только на выражение лица человека, на его глаза и голос, но и на руки. На лицо можно «натянуть» маску, «скрыть» глаза, но руки часто выдают натуру человека: «Рука у нее небольшая, белая; суставов на пальцах не видно, только ямочки» (Бабаев).
В творчестве писателя белый цвет используется широко и олицетворяет не только чистоту и невинность, но и смерть, внося в произведения С.Н. Сергеева-Ценского особую загадочность и неоднозначность.
Черный цвет - цвета сажи, угля [Ефремова 2000: 402]. Черный цвет - это сила воздержания и строгого самоограничения. На протяжении веков черная одежда символизировала отказ от чувственной жизни: монахи, плакальщицы, священники, кающиеся и пуритане, безутешные вдовы - все они одевались ъчер-ное: «Все черныеи высокие от длинных одежд, резкие в молочных сумерках утра, проходили братья через двор, в церковь, а в церкви стояли у стен уродливыми наростами, как пятна плесени» (Молчальники).
Черный цвет автор использует при описании глаз человека. Черные глаза всегда являлись таинственными и притягательными: «...весело блеснув маслянистыми черными глазами и проведя пальцем по своей шее, шепнул Кадыр-бей Ушакову» (Флот и крепость).
Наиболее часто С.Н. Сергеев-Ценский употребляет черный цвет при описании волос: «А Ольга Ивановна, у которой и теперь даже, в шестьдесят лет, волосы были густые и черные, а лицо свежее, добротное, хлопала ее по плечу шутя...» (Недра).
Иногда использование черного цвета подчеркивает неприязнь к человеку: «Я все, кто сидел внизу, казались чрезвычайно противны: и какая-то дама, очень черпая, похожая на караимку, которая искала шпильку по всему купе и ахала...» (Ближний).
Черный 1(вет в значении «грязный» характеризует неряшливого героя: <сАндрей Силин был белесый мужик лет тридцати, не особенно высок, но что-то уж очень широк в плечах, - перли в стороны плечи, напруживши кругло старый армяк, и лапы были кротовьи, плоские, прочные, с черными твердейшими ногтями, с желтыми мозолями, круглоты в пятак, с заструпелыми морозными трещинами на суставах» (Медвежонок).
Некоторые стороны природы С.Н. Сергеев-Ценский также рисует с помощью черного цвета: «Ждали черных и теплых, как земчя густых и курчавых, как овчина, а пришЛи синевато-белые, холодные, насмеишивые тучи» (Печаль полей).
Таким образом, черный цвет в художественном пространстве писателя - это цвет чего-либо или кого-либо принявшего темную окраску.
Серый цвет - цвет, получающийся из смешения черного с белым, цвета пепла [БЭС 1998: 437]. Находящийся между светлым и темным, белым и черным, серый цвет является цветом посредничества, промежуточной области. Он нейтрален, не вызывает эмоций, не оказывает активного влияния на психику человека. Все то, что нейтрально, посредственно, является также бесцветным, однообразным, скучным, серым.
С.Н. Сергеев-Ценский довольно широко пользуется серой краской, особенно в пейзажных зарисовках: «Под серым небом кишели серые от сумерек люди» (Тундра).
В серый цвет окрашивает писатель одежду и головные уборы: «...толпа странного вида людей в плащах и то в черных, то в серых шляпах...» (Конец света).
Серыми оказываются глаза у некоторых героев: «Серые гла-заего заглядывали в желтые Семеновы глаза искательно, и голос звучал подобострастно» (Жестокость).
Описывая животных мир, С.Н. Сергеев-Ценский использует понятие окрас, которое охватывает, во-первых, собственно цвет шерсти и оперенья, во-вторых, рисунок полос на шерсти или его отсутствие, в-третьих, наличие или отсутствие на шерсти пятен белого цвета разной величины и порядок их расположения, в-четвертых, различные степени окрашенности шерсти [ЛЭС 1990: 685]. Серыми в творчестве писателя бывают лошади: «Колчено-гаясерая, с красноватыми прихотливыми крапинками, лошадь водовоза-грека тащила зеленую бочку, полную воды» (Преображение России); кошки: «За широким двором заметил Матийцев липовый сад, площадку для лаун-тенниса, пегую борзую над припавшим к земле хитрейшим серым котом» (Преображение России); пресмыкающиеся: «... и приподняв голову, ползла змея, серая с желтизной, толстая - в руку толщиной, на вид аршин двух» (Старый полоз); слепни: «Глазастые серые слепни садились на репиг/ы лошадям» (Живая вода); птицы: «Когда же Мор-дан поймал и так э/се деловито притащил ей напоказ какую-то маленькую серенькую пичужку и Женя в ужасе и с криком кину-
лась ее отнимать, кот заворчал вдруг угрожающе - глухо, забился в совершенно недоступный угол, а оттуда шаркнул в открытую дверь - ив сад» (Воронята).
В своих произведениях С.Н. Сергеев-Ценский щедро наделяет окружающий мир, природу, цвет глаз и одежду человека серыми красками. Серый цвет выступает, как правило, естественным признаком оперения птиц или масти животных.
Коричневый цвет — это «цвет жареного кофе, спелого желудя» [Ожегов 2007: 544]. Коричневый цвет в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского используется при описании одежды героев: «На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах» (Севастопольская страда); при описании внешности героев: «Потом стал думать о докторе, у которого лечился, — противном человеке, с роем коричневых веснушек около носа и выцветшими глазами» (Бабаев); при описании артефактов: «Почему именно в тот раз, когда он шел от отца, придавливая грузом своего тела гибкие доски тротуара, кинулся ему в глаза (и приковал) коричневый указательный перст на беленом железе» (Преображение России).
В творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, как и в русской картине мира, при описании глаз функционирует/^ коричневый цвет, а карий — темно-коричневый, каштановый [Филин 1979: 379]: «Па глаза ее, карие, с желтыми блестками, медленно просачиваются слезы» (Бабаев).
Для коричневых по цвету волос привычно употребление русый — это светло-коричневый цвет. Русый цвет волос - это отличительный признак большинства русских людей: «И все время, пока стоял поезд, он не отходил от окна и во всей торопливой толпе на перроне огромного вокзала разглядывал только молодых высоких женщин с русыми, подстриженными у плеч волосами» (Конец света). Коричневый цвет в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского встречается не часто. А его оттенки -русый и карий служат для передачи цвета волос и глаз человека.
Таким образом, цветовая палитра С.Н. Сергеева-Ценского насыщена цветами спектра - красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым и ахроматическими цветами - чёрным, белым, серым. Писателю свойственны и смешанные цветообозначения, используемые для того, чтобы подчеркнуть оттенок каждого цвета, например, оттенки красного — багряный, алый, кровавый, пунцовый и др. Цветовая палитра способствует более яркому изображению пейзажа, индивидуальности портрета, разнообразию характеристики окружающей действительности и в приведенных примерах выполняет номинативную функцию.
Классификация цветовой лексики по морфологическим признакам позволила сделать вывод о том, что в своих произведениях С.Н. Сергеев-Ценский широко использует цветовую гамму, представленную, в основном, именами прилагательными и глаголами. Имена существительные и наречия употребляются им крайне редко.
Значительную часть в его произведениях занимают прилагательные как полные, так и краткие, которые вносят в текст определенную стилистическую экспрессивность. Сложные прилагательные в произведениях писателя имеют разные словообразовательные модели:
1. Прилагательные, корневые морфемы которых относятся к разной цветовой группе, где обе морфемы выражают цвет эксплицитно: «Казалось, что солгще задержалось на горизонте гораздо дольше, чем было ему отведено, и эти последние иззелеиа-орапжевые лучи просквозили верхушки сосен, берез и елей в парке так, как этого и нельзя было представить солнечным днем» (Счастливица).
2. Прилагательные, содержащие форманты -ярко, -темно, -бледно, -светло: «Одета она была в какой-то ярко-желтый капот, с вырезными рукавами, обшитыми кружевом» (Пристав Дерябин).
3. Прилагательные, в которых обе морфемы противопоставлены друг другу по значению: «Загорелое, жаркое, широкое -лицо Марийки, и бело-розовое с синими тенями - Ленино лицо» (Небо).
4. Прилагательные с морфемами, относящимися к разным цветовым полям, где первая морфема выражает цвет имплицитно: «А инженер был бритый, увесистый, медно-красный, в тужурке и в пустых глазах навыкат» (Бабаев).
Разнообразен растительный мир, представленный цветовыми прилагательными: «И под самыми кустами, в глуши попадаются кустики фиалок, - цветов давно уже нет, одни листики, сверху зеленые, а повернешь, - то будто фиолетовые, то розовые: из та выходит букетик куда лучше, чем из вонючего дикого луку» (Мелкий собственник).
Глаголы в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского играют важную роль, так как они передают цветовую палитру в действии. Большинство цветообозначений в текстах С.Н. Сергеева-Ценского употребляются в форме прошедшего времени: «Юра покраснел густо от одной только мысли, что он придумал такую речь» (Потерянный дневник). Часто использует в своем творчестве Ценский глаголы несовершенного вида, которые указывают на длящееся действие: «Синеют горы, синеет море» (Счастье).
Промежуточную зону между глаголами и прилагательными, обозначая признак в его становлении, занимают в художественном пространстве писателя причастия и деепричастия: «Даже у своих солдат второго батальона Ковалевский к ужасу своему увидел винтовки, забитые застывшей грязью, совершенно неспособные стрелять; лица позеленевшие, скуластые, с запавшими и горящими глазами; опухшие кисти рук; несвободные, старческие движения ног, когда случалось им переходить с места на место...» (Лютая зима); «Кричал Зарубин, краснея и дергая шеей» (Севастопольская страда).
В ходе анализа была выявлена и цветовая лексика, обладающая морфологическими признаками имен существительных: синь, синева, зелень, золото, серебро и т.д. Существительные с семантикой цвета в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского передают колористику окружающего мира и природных явлений: «Потом вынесли лампочку, столпились все трое около колодца, смотрели в сырую черноту» (Устный счет); цветовую гамму продуктов: «Парники затеяла этой весной - своя зелень к столу
была - салат, редиска, все-таки сердцу приятно и на базаре не покупать» (Бабаев).
Для того чтобы полнее и ярче описать предметы, разнообразные явления природы, эмоционально-психическое состояние героев, а также создать общий эмоциональный настрой эстетически значимого пейзажа, писатель активно использует выразительно-изобразительные средства языка: сравнения, метафоры, эпитеты.
Сравнения в его произведениях характеризуют внешность человека: «Когда на новенькой, сверкающей спицами машине Федька прокатился мимо кузни, даже и ногами не работая, - на свободном колесе, как барин, - белый, раздобревший, в господском шершавом зеленом костюме» (Преображение России); явления природы: «Одно облако над горою поразило в это время Таню. Оно было все плотное, белое и кудрявое, как овечья шерсть, и очень стройно подымалось в высоту над горой» (Искать, всегда искать!); повседневные ситуации: «Лес смеялся, и смех был такой простодушный, зеленый, как у стариков после мирского дела, когда они сидят на завалинках, теплые от вина и курят трубки, утаптывая золу корявыми пальцами» (Лесная топь).
Ни один текст художественного произведения С.Н. Сергеева-Ценского не обходится без ярких и запоминающих метафор: «Колокольня одевалась в черный дым, как в рясу» (Молчальники); «Чуть зеленоватая луна вверху глядела сквозь облака» (Печаль полей); «Уоблаков, ближе клуне, чуть пожелтели щеки, а дальше они растянулись мягкие, темно-серые, чуть зеленые, точно июньское сено с поемных лугов» (Печаль полей).
Проведенная семантическая систематизация цветовых лексем, выступающих в функции эпитетов, позволяет сделать вывод о необычайном многообразии состава этой лексики, которая может быть распределена по трем сферам: сфера человека «Так стали жить коричнево-зипунные сухотинцы, волосатые, медленные и тугие, - на земле, из земли, земля, и тысяча случаев, то злых, то добрых, чередуясь, правили ими как они комьями чернозема» (Печаль полей); сфера артефактов «Зеленым, насмешливым глазом мигала у образа лампадка» («Сад»); сфера природы: «За-
хотел голубую лошадь увидеть - и увидишь, - только захотеть надо»(Печаль полей).
Таким образом, автор с помощью цветовых сравнений, метафор и эпитетов создает необходимый эмоциональный фон повествования. Проведенное исследование представляет мастерство словесной живописи писателя, языковое новаторство в передаче тонов и оттенков, позволяет признать, что цветовое слово у С.Н. Сергеева-Ценского выступает чрезвычайно важным средством эстетического воздействия, являет собой художественное воплощение авторской цветовой палитры, отражающей индивидуальность мировидения писателя.
В третьей главе «Тематические группы цветообозначе-ний и особенности их функционирования», состоящей из 2 параграфов и 10 разделов, представлены тематические группы цве-тообозначений в текстах С.Н. Сергеева-Ценского с учетом их особенностей и функционирования в его творчестве. Это тематические группы, обозначающие «внешность человека», «психоэмоциональную сферу», «религиозный мир», «водные пространства», «небосклон и небесные объекты», «метеорологические явления», «ландшафт», «растительный мир» и «животный мир».
Цветовые характеристики внешности человека - цвета реально-физического спектра представляют оценочную шкалу, то есть цвет является положительным или отрицательным маркером физического и психологического состояния человека.
Заслуга С.Н. Сергеева-Ценского заключается в своеобразии портретного описания человека. Его словесно-художественный портрет - содержательный реалистический, раскрывающий внутреннее богатство личности человека и отображающий, хотя и весьма скупо и сдержанно, яркие типичные черты социального облика героев, он вместе с тем конкретизирует и индивидуализирует художественный образ. Поэтому у каждого героя свое лицо, свой характер, своя манера поведения, свой вкус, своя еда, своя манера одеваться и т. п.
С.Н. Сергеев-Ценский детально рисует человека. Так, при описании головы С.Н. Сергеев-Ценский употребляет различную цветовую гамму, что косвенно свидетельствует либо об особом состоянии героя, либо о влиянии на него явлений природы: «Го-
бзоривший с видимым трудом и как-то нырявший при этом вперед непокрытой желтой головою на длинной жилистой согнутой шее» (Лаванда); «Из окна показалась голая и тоже красная голова отца» (Валя).
Об эмоциональном состоянии человека свидетельствует нередко цвет лица. В произведениях С.Н. Сергеева-Ценского лексема лицо достаточно часто используется как для детализации внешнего вида, качеств и характера человека, так и для выражения различных состояний: «Когда подошел он, на него очень участливо поглядел фотограф, загорелый черный мужчина с кривым на левый бок носом, но, встретясъ с ним глазами, Садко тут же отвел свои» (Сказочное имя); «Вот каков был Антон Антоныч: в поясе тонок, высок, сероглаз, чернобород с проседью, краснощек, моложав, красив; ходил широко и прямо; от роду имел пятьдесят семь лет» (Движения); «Он курит и старается выпускать дым так, чтобы закрыть ее лш{о. Но оно проступает - красное, пухлое, жалкое» (Бабаев).
Важной частью лица являются глаза. Они подчеркивают красоту человека и представляют собой самый информативный компонент внешности. Цветовая характеристика глаз в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского имеет оценочное значение. Самыми частотными в его творчестве являются серые, голубые, карие глаза". «Вышла она вся в него, веселая, живая, краснощекая, с серыми задорными глазами, рыжеватыми волосами и прямым носом» (Счастье); «И улыбались голубые глаза Оли» (Потерянный дневник); «Между тем подошла к ним с той стороны, куда двинулся беззаботный техник, женщина в белой кофточке и серой клетчатой юбке, приземистая, немолодая, уже с проседью в редких волосах, с морщинками около карих глаз, с рыхлой полнотою пожилых женщин» (Лаванда).
Неотъемлемой частью описания внешнего вида персонажа является одежда: рубашки, платья, юбки, сарафаны, головные уборы: «На нем была длинная синяя рубаха с пояском, на Гудкове — красная» (Бабаев); «И она поднялась вдруг и выскочила в дверь, изгибисто мелькнув широким синим платьем» (Лаванда); «На цыганках были коричневые платки с голубыми ирозо-выми цветами» (Конец света).
Как показало исследование, психоэмоциональная сфера в структуре художественного текста создается, в том числе и при помощи цветовой лексики, дополняя ее разными необходимыми деталями. Цветообозначения помогают проникнуть во внутренний мир героев, передают их переживания, а также эмоциональное состояние. Предпочтительными для писателя в выражении эмоций оказываются лексемы красный, багровый, бледный, которые передают чувство стыда, испуг, смущение или радость: «Ульян Иванович издали сообразил, что получены какие-то печальные известия, и, судя по тому, как дрожали руки брата, как он сначала побледнел, потом покраснел до синевы» (Дифтерит); «И женщина вдруг закраснелась, просияв, и стала девически молодою» (Лаванда).
Мир артефактов, писателем представлен детально, что позволяет с помощью цветообозначений более ярко и четко представить дома, хаты, постройки, в доме занавески, стены, посуду и т.д.
Цветообозначение природных объектов связано с изображением водных пространств, небесных объектов, метеорологических явлений, ландшафта. С.Н. Сергеев-Ценский в своих произведениях чаще всего описывает юг - блаженный, полуденный край России. Рисуя водные пространства, он изображает синее теплое южное море, с белыми чайками, качающимися на волнах, словно их «припаяло к воде», с маяками в розоватом на рассвете тумане, отслоившемся от гор. Мир природных объектов, яркий, расписной и играет большую роль в создании пейзажной картины- зеленые горы, синее море, голубое небо, черная земля.
Рисуя растительный мир, автор особое внимание уделяет описанию лесов, цветов, трав, передает их природное цветовое разнообразие, которое во многом зависит от времени года, состояния погоды. В его произведениях встречаются белые подснежники, иззелена-лиловая лаванда, синие незабудки и др. Большое место отводится изображению леса: «Черный лес слева казался только траурной рамкой для залитого лунным светом белого леса справа» (Сад), с разнообразными деревьями, которые окрашены в разные цвета: черный клен, зеленую и белую акации, красные дубы, желтые тополя, зеленые осины.
Представители животного мира в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского чаще всего имеют естественную окраску: черные, каштановые, рыжие собаки; белые, желтые, черные кошки; белые, вороные, серые, рыжие, гнедые кони и лошади; пестрые бычки; черно-рыжие свиньи.
Исследование показало, что цвет в художественных произведениях С.Н. Сергеева-Ценского выполняет две принципиально различные функции: цвет-описание является частью неповторимой поэтики произведения, цвет-характеристика служит как средство раскрытия образа, а, следовательно, идеи произведения.
В Заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы. Диссертационное исследование показало, что цветовая палитра творчества С.Н. Сергеева-Ценского -это система изобразительно-выразительных средств цветообозна-чений, выполняющих номинативную, предметно-изобразительную, психологическую, символическую, морально-оценочную функции в художественном пространстве писателя и выраженная именами прилагательными, глаголами, существительными и наречиями, а также сравнениями, метафорами, эпитетами.
Цветовая палитра является неотъемлемой частью художественной прозы С.Н. Сергеева-Ценского. Анализ цветописи выявил своеобразие языковой картины мира писателя. Цветовая палитра, являясь частью идиостиля мастера слова, дает представление об особенностях видения им действительности и наиболее ярко раскрывает его как языковую личность. Лексическая система цвето-обозначений произведений писателя отличается богатством, самобытностью и выразительностью. Выделенные в работе тематические группы цветообозначений образуют единую систему, отображающую представления писателя об окружающем его мире.
Перспектива исследования видится в дальнейшем изучении проблемы на материале стихотворных текстов, а также в более углубленном анализе выразительных особенностей идиостиля С.Н. Сергеева-Ценского, его антонимических и синонимических средств.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:
1. Касьянова Е.Ю. Частеречная принадлежность цветовой лексики в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. - Вып. 11 (103). - С. 248-251.
2. Касьянова Е.Ю. Цветовой эпитет в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные пауки. Тамбов, 2011. - Вып. 12 (104). — С. 236-238.
3. Суворова (Касьянова) Е.Ю. Цветовая палитра творчества С.Н. Сергеева-Ценского // Проблемы дискурсивного анализа: Сб. науч. трудов молодых филологов / Отв. ред. Р.П. Козлова, Н.Л. Потанина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. - С. 42-47.
4. Суворова (Касьянова) Е.Ю. Цветовая палитра творчест-ваС.Н. Сергеева-Ценского // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сб. мат-лов Междунар. науч.-метод. конф. / науч. ред. Н.Л. Потанина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - С. 268-270.
5. Касьянова Е.Ю. Символика цвета в рассказе С.Н. Сергеева-Ценского «Счастье» // Когнитивный подход к анализу и интерпретации художественного произведения: материалы Всероссийской заочн. науч. конф. (г. Астрахань, 18-25 апреля 2011 г.) / под ред. проф. Г.Г. Исаева; сост.: Г.Г. Исаев, Е.Е. Завьялов, Т.Ю. Громова, Д.М. Бычков. - Астрахань: АГУ: Издательский дом «Астраханский университет», 2011. - С. 78-79.
6. Касьянова Е.Ю.Функционирование колоративной лексики в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сб. мат-лов Междунар. науч.-метод. конф. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. -С. 242-245.
Подписано в печать 18.04.2012 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 126/12.
392008, Тамбов, ул. Советская, 190г. Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина. Отпечатано в типографии Издательского дома ТГУ имени Г.Р. Державина