автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Пань Икуй
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
Диссертация по искусствоведению на тему 'Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши"

На правах рукописи УДК: 75.03

ПАНЬ ИКУЙ

ТВОРЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ЦЮАНЬ ШАНЬШИ

Специальность: 17.00.09 - теория и история искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 2013

21 АВГ 2013

005532169

Диссертация выполнена на кафедре рисунка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена»

Научный руководитель: Яковлева Елена Пантелеевна,

доктор искусствоведения, профессор кафедры рисунка РГПУ им. А.И.Герцена

Официальные оппоненты: Северюхин Дмитрий Яковлевич,

доктор искусствоведения, профессор кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Егорова Ирина Николаевна,

кандидат искусствоведения, методист Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного педагогического профессионального образования Центра повышения квалификации специалистов Курортного района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр»

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия

Защита состоится

им. А.Л. Штиглица» сМГ 2013 года в

2013 года в ' / час. на заседании Совета

Д 212.199.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корп. 6, ауд. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корп. 5.

д . 2 8 ИЮН 2013

Автореферат разослан « »_

2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения, доцент

А.Г. Сечин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена исследованию эволюции и особенностей творческой и художественно-педагогической деятельности китайского живописца Цюань Шаньши (род. 1930) - выпускника художественных вузов Китайской Народной Республики и Советского Союза 1950-х гг., опиравшегося в своей художественной и педагогической практике на традиции ленинградской академической художественной школы и китайской, русской, советской и европейской живописи.

Актуальность диссертации определяется необходимостью всестороннего исследования обширного и многообразного мирового художественного наследия, значимой составляющей которого является искусство масляной живописи. Немалый вклад в становление и развитие национальной масляной живописи Китайской Народной Республики, а также в процесс профессиональной подготовки современных китайских живописцев, внес Цюань Шаньши - живописец, профессор Национальной академии изящных искусств Китая1, награжденный российской медалью A.C. Пушкина за вклад в изучение и сохранение культурного наследия, за сближение и взаимообогащение культур, наций и народностей (1991). Воспитанник ленинградской академической художественной школы, Цюань Шаньши более полувека развивает ее лучшие традиции в изобразительном искусстве и художественном образовании Китайской Народной Республики. Изучение традиций русской и советской академической художественной школы, получивших развитие в искусстве и художественном образовании зарубежных стран, также является важной и актуальной искусствоведческой проблемой. Осмысление и анализ творческого пути художника в условиях появления и развития нового государства — Китайской Народной Республики и, как следствие, выявление роли и места Цюань Шаньши в искусстве, культуре и художественном образовании КНР также свидетельствует об актуальности диссертации. Важность и значимость перечисленных аспектов для теории и истории изобразительного искусства и их недостаточная изученность в российском и китайском искусствоведении подтверждают актуальность диссертационного исследования.

Состояние и степень изученности проблемы. Творческая и художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаньши до последнего времени не являлась предметом комплексного научного исследования. Между тем в Китае существует немало заслуживающих внимания публикаций, освещающих личность художника и его творческую деятельность. Помимо статей по вопросам искусства и художественного образования самого Цюань Шаньши, а также интервью с ним, дающим

1 За годы существования учебное заведение неоднократно меняло свои названия. Созданное в 1928 г. как «Государственная академия художеств (Государственный институт искусств)», с 1929 г, оно называлось «Высшее специальное художественное учебное заведение города Ханчжоу, созданное при правительстве партии Гоминьдан», с 1950 г. - «Восточный филиал Центральной академии художеств Китая», с 1958 г. -«Чжецзянская академия изящных искусств», с 1993 г. - Национальная академия изящных искусств Китая.

представление о личности мастера, это альбомы и каталоги выставок, сопровождаемые вступительными статьями китайских искусствоведов и художников. В их числе - Шао Дачжень и Тань Юнтай, обучавшиеся на искусствоведческом факультете Ленинградского института им. И.Е. Репина в одно время с художником, профессор Центральной академии художеств Китая, живописец Ло Гуанлю, в 1950-е гг. - аспирант того же института, а также искусствоведы Хуан Юехун (2008) и Чэнь Ци (2009), опубликовавшие интервью с Цюань Шаныпи.

Немаловажное значение для диссертации имели альбомы произведений Цюань Шаньши, сопровождаемые текстами самого автора (1982, 1994, 1995). Самым масштабным изданием, освещающим полувековой творческий путь мастера, является болынеформатная иллюстрированная монография, изданная в 2009 г. в Ханчжоу - столице провинции Чжецзян, где свыше полувека живет и трудится художник.

Выявленные библиографические источники с авторством и редакторской работой Цюань Шаньши наряду с документальными материалами из российского и китайских архивов позволили диссертанту проанализировать творческую, художественно-педагогическую и научно-просветительскую деятельность живописца и художника-педагога. Установлено, что Цюань Шаньши является автором статей по европейскому изобразительному искусству и составителем ряда художественных альбомов, связанных с искусством его собственной масляной живописи (1984, 1994), жанром портрета (1984), созданием эскизов (1988) и книги о технике и приемах живописи маслом (1999). Представление о деятельности Цюань Шаньши расширяют многочисленные иллюстрированные издания, выходившие в свет под его редакцией, начиная с конца 1970-х гг. Неоднократно получавшие государственные литературные премии, они сыграли огромную роль в деле просвещения китайских читателей и воспитания новых поколений художников. Издания знакомят с творчеством художников западноевропейских (1979, 1982, 1998, 1999, 2001, 2005), китайских (2006), русских и советских (1987, 1997, 2002-2006), с искусством ню (1986) и живописи барокко (1999), с коллекциями произведений русского искусства из фондов российских музеев (1997, 1998, 2004) и эскизов китайских живописцев из собрания Национальной академии изящных искусств Китая (1985). Подчеркнем, что ряд изданий о русском искусстве, имеет отношение непосредственно к учебному процессу, о чем свидетельствует название серии «Высшее образование и материалы для него. Художественное.образование в Китае» (2006, 2008,2010, 2011).

Помимо трудов Цюань Шаньщи и изданий, посвященных его творчеству, использованная в диссертации литература на китайском языке охватывает следующие вопросы: традиционная живопись Китая и ее техника, китайская национальная масляная живопись, мастера китайского, европейского, русского и советского искусства, произведения китайских живописцев-реалистов, влияние искусства русской и советской живописи на

китайскую живопись маслом, искусство социалистического (революционного) реализма, жанры живописи и средства художественной выразительности. Важное значение для понимания китайского и российского (советского) художественного образования имеют труды китайских и российских искусствоведов. В библиографии на китайском языке это история художественного образования Китая, учебные пособия по обучению композиции, рисунку и живописи масляными красками, статьи, посвященные художественно-педагогической системе П.П. Чистякова и российскому опыту в художественном образовании, а также статьи о разных аспектах деятельности Чжецзянской академии изящных искусств и Ленинградского института им. И.Е. Репина.

Близкие по сути вопросы поднимались в искусствоведческих источниках на русском языке. Кроме того, были использованы труды советских и российских авторов, посвященные истории Российской академии художеств, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, русской и ленинградской художественных школ; монографии и статьи о творчестве русских и советских художников, оказавших влияние на китайское искусство, и о ленинградских педагогах, преподававших на факультете живописи в период учебы там Цюань Шаньши; труды о взаимовлиянии российского и китайского изобразительного искусства, о российско-китайских связях в области культуры и высшего художественного образования, монографии и статьи, посвященные проблемам реализма в изобразительном искусстве. Особое внимание уделялось трудам, освещающим основные понятия истории искусства (Г. Вёльфлин) и вопросы толкования изобразительного искусства (Э. Панофски).

Следует отметить, что в современном российском искусствоведении к художественному творчеству Цюань Шаньши, как и других его современниеов, обращались в своих исследованиях российские аспиранты -граждане КНР Чэнь Чжэн Вэй (2006) и Нин Бо (2010). По справедливому утверждению Чэнь Чжэн Вэя, изучавшего реалистическую живопись Китая, именно с творчества Цюань Шаньши и Ли Тяньсяна в ее развитии начался новый этап, «отмеченный влиянием русской реалистической школы».

Нин Бо в диссертации «Китайские выпускники Института им. И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы» (2010), рассматривая творческие судьбы шестнадцати китайских живописцев - выпускников этого вуза конца 1950-х -первой половины 1960-х гг., первым из исследователей заострил вопрос о необходимости комплексного изучения их творческой и художественно-педагогической деятельности на родине и проблему изучения академических традиций в искусстве и художественном образовании современного Китая. Тем самым Нин Бо подсказал пути будущих исследований, и в этом заключается важнейшее значение его труда для нашей диссертации. Полезными для нее оказались также статьи Нин Бо о ленинградском периоде

жизни Цюань Шаньши (2010) и других китайских живописцев, обучавшихся с ним в одно время в Институте им. И.Е. Репина. Это совместные статьи Нин Бо и Е.П. Яковлевой о Ли Тяньсяне (2007), который, как и Цюань Шаньши, занимался в мастерской В.М. Орешникова, о выпускниках мастерской театральной живописи, возглавляемой М.П. Бобышовым (2010), о культурно-художественных связях России и Китая (2012). Это также статьи Нин Бо о Линь Гане (2008) - воспитаннике мастерской Б.В. Иогансона, о Чжан Хуацине (2011), написавшем дипломную работу в той же мастерской, но под руководством А.Д. Зайцева и В.В. Соколова, о Дэн Шу (2010) - ученице Ю.М. Непринцева и Фын Чжень (2010) - одной из первых выпускниц мастерской Е.Е. Моисеенко. Диссертация Нин Бо и его статьи значительно расширили наше представление о годах, проведенных Цюань Шаньши в Ленинграде, о его ближайшем окружении тех лет и методике обучения будущих живописцев в академическом художественном вузе.

В работе над диссертацией были использованы также труды китайских и российских ученых, посвященные истории Китая XX в., истории взаимоотношений Китая и России, КНР и СССР. Большую пользу оказали авторефераты диссертаций и научные статьи, посвященные изобразительному искусству КНР (Ван Фэй, Е.В. Виноградова, Гуань Сино, Чжу Гуан Чэнь, Чжэн Вэй, Ли Япин и др.), статьи в сборниках научных трудов Института им. И.Е. Репина «Вопросы художественного образования» (отв. ред. проф. И.А. Бартенев) и «Из истории художественной школы» (сост. Е.М. Елизарова), а также в сборниках РГПУ им. А.И. Герцена «Традиции художественной школы и педагогика искусства» (науч. ред. H.H. Громов), «Искусство и диалог культур» (науч. ред. П.А. Кудин и C.B. Анчуков), «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (науч. ред. Э.В. Махрова).

Анализ обширной литературы на китайском и русском языках показал наличие значительного материала различной тематики и направлений, связанных с общей проблематикой диссертации, однако комплексного исследования искусства, творческой, художественно-педагогической и научно-просветительской деятельности Цюань Щаньши ни в китайском, ни в российском искусствоведении до последнего времени не проводилось.

Объект исследования - искусство масляной живописи и высшее художественное образование Китайской Народной Республики.

Предмет исследования - эволюция и особенности творческой и художественно-педагогической деятельности китайского живописца Цюань Шаньши.

Цель диссертации - исследовать искусство, творческий путь, художественно-педагогическую и научно-просветительскую деятельность Цюань Шаньши.

Задачи исследования:

• освоить фактологическую, источниковую и историографическую базу исследования;

• выявить в документальных источниках, систематизировать и ввести в научный оборот новые биографические сведения о Цюань Шаньши, информацию о его учебе в КНР и СССР;

• исследовать и охарактеризовать творческую деятельность Цюань Шаньши в области масляной живописи и художественного образования Китайской Народной Республики;

• рассмотреть основные этапы творческой эволюции Цюань Шаньши;

• проанализировать масляную живопись Цюань Шаньши, рассмотрев ее с точки зрения жанров, образных и художественно-выразительных особенностей и с позиции соответствия критериям китайской национальной масляной живописи;

• проанализировать взгляды Цюань Шаньши на искусство масляной живописи и художественное образование;

• исследовать художественно-педагогическую деятельность Цюань Шаньши;

• выявить имена наиболее талантливых учеников и последователей Цюань Шаньши и кратко охарактеризовать их творчество.

Источниками исследования являются художественные, документальные и литературные материалы. Первую группу составляют произведения Цюань Шаньши из фондов китайских музеев, частных коллекций и собрания самого художника, вторую группу - документальные материалы из Научного архива Российской академии художеств в Санкт-Петербурге и личных архивов Цюань Шаньши и диссертанта, находящихся в КНР. Третью группу составляют опубликованные на русском и китайском языках труды по общим вопросам истории китайского, русского, советского и западноевропейского изобразительного искусства и художественного образования КНР и СССР; статьи и альбомы произведений Цюань Шаньши, его воспоминания и интервью; монографии и статьи о творчестве Цюань Шаньши; художественные альбомы и сборники, посвященные русской, советской, западноевропейской и китайской живописи, изданные под редакцией Цюань Шаньши; статьи разных авторов о творчестве учителей, учеников и соучеников Цюань Шаньши; материалы китайской и российской периодической печати 1950-2010-х гг.; альбомы и каталоги художественных музеев; каталоги выставок, в которых принимал участие Цюань Шаньши; справочные издания по художественному образованию КНР и СССР.

Методологическая основа исследования определяется принципом комплексного подхода к заявленной в диссертации теме. Проблематика, цель и задачи диссертации обусловили методологию исследования, а принцип

комплексного подхода — методы исследования: исторические и эмпирические, а также междисциплинарный анализ и сравнительное изучение исторической, культурологической, искусствоведческой и художественно-педагогической литературы.

Историко-проблемный метод позволил обозначить поле исследования, определить его структуру и очертить круг источников; персонологический метод способствовал исследованию личности и творческой биографии Цюань Шаньши; сравнительно-аналитический метод позволил проследить эволюцию искусства живописи и художественной педагогики Цюань Шаньши в контексте китайского и советского искусства и художественного образования; сравнительно-исторический метод способствовал выявлению общего и особенного в искусстве масляной живописи Цюань Шаньши и живописи КНР, СССР, России и европейских стран разных исторических периодов; метод художественно-стилистического анализа был применен с целью детального изучения анализируемых произведений и выявления в них определенных тенденций; метод интервьюирования и собеседования позволил собрать уникальный документальный и информационный материал о жизни и деятельности художника.

Положения, выносимые на защиту.

1. Творческая и художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаньши - важное звено в истории становления и развития искусства национальной масляной реалистической живописи и художественного образования Китайской Народной Республики.

2. Творческая эволюция Цюань Шаньши включает четыре этапа: «академический», «историко-революционной живописи», «синьцзянский» и «европейский». Каждый из них получил отражение в истории культуры, изобразительного искусства и художественного образования Китайской Народной Республики второй половины XX — начала XXI в.

3. Полувековая художественно-педагогическая практика Цюань Шаньши, обогащенная его обширной творческой, научно-просветительской и общественно-культурной деятельностью, способствовала подготовке нескольких поколений профессиональных китайских живописцев и художников-педагогов.

4. Изучение и популяризация творческой и художественно-педагогической деятельности китайского живописца Цюань Шаньши - носителя и продолжателя традиций русской (советской) академической художественной школы - способствует укреплению научных, культурных и художественных связей Китая и России.

5. Исследование творческой, художественно-педагогической и научно-просветительской деятельности Цюань Шаньши конкретизирует его роль и значение в процессе становления и развития современной китайской национальной реалистической живописи.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые:

• проведено комплексное исследование творческой, художественно-педагогической и научно-просветительской деятельности Цюань Шаньши;

• в научный оборот российского искусствоведения введены: а)значительный корпус произведений искусства Цюань Шаньши из китайских собраний; б)документы о жизни и творчестве художника из Научного архива Российской академии художеств в Санкт-Петербурге и личных архивов Цюань Шаньши и диссертанта (КНР); в) многочисленные китайские литературные источники, включающие статьи, воспоминания, интервью, каталоги и альбомы произведений Цюань Шаньши, а также альбомы произведений русской, советской, западноевропейской и китайской живописи, составленные под редакцией Цюань Шаньши и изданные в КНР с конца 1970-х до начала 2010-х гг.;

• исследованы четыре основных этапа творческой эволюции Цюань Шаньши («академический», «историко-революционной живописи», «синьцзянский» и «европейский»), произведения которых соотнесены с критериями их соответствия произведениям китайской национальной масляной живописи;

• в российском искусствоведении проанализированы особенности масляной живописи Цюань Шаньши всех периодов творчества художника;

• исследованы и проанализированы художественно-педагогическая и научно-просветительская деятельность Цюань Шаньши и его взгляды на художественное образование.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы способствуют лучшему пониманию процесса сложения и эволюции современной китайской национальной масляной живописи и определению места в этом процессе живописи Цюань Шаньши, опиравшегося на лучшие традиции академического, русского, советского, европейского и китайского национального искусства. Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшего изучения истории художественного образования и изобразительного искусства Китайской Народной Республики, а также творчества Цюань Шаньши и других китайских художников-реалистов — воспитанников русской (советской) художественной школы. Выводы и обобщения, сформулированные в результате исследования, могут явиться основой для изучения искусства и художественно-педагогической деятельности иностранных художников, обучавшихся в советских и российских высших учебных художественных заведениях и продолживших традиции академической художественной школы в искусстве и художественном образовании своих стран.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в научной работе; при организации

художественных выставок; при подготовке каталогов, статей, альбомов и монографий; в образовательном процессе - при составлении курса лекций по искусству масляной живописи Китая и творчеству Цюань Шаныпи, по истории художественного образования Китайской Народной Республики и Советского Союза, по истории китайской реалистической живописи маслом второй половины XX - начала XXI в., а также по истории китайско-советских и китайско-российских отношений.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях и практической деятельности искусствоведов, историков культуры, сотрудников музеев и антикварных салонов, при проведении экспертизы и атрибуций произведений Цюань Шаныпи, составлении научных каталогов, при разработке учебных программ, лекционных курсов и специальных семинаров в гуманитарных и художественных вузах.

Достоверность результатов проведенных исследований и обоснованность научных положений обеспечивается методологической целостностью работы, учитывающей современные методы искусствоведческого исследования, опорой на обширный фактологический материал, включающий значительный объем художественных, документальных и литературных источников, и его анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования.

Апробация исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения исследования нашли отражение в восьми научных статьях (4,2 п.л.) и четырех докладах диссертанта на международных научно-практических конференциях: Евразийский научный форум «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации» (СПб: Русское географическое общество, 28.10.2011), «Искусство и диалог культур»: VI Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора П.А. Кудина (СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 29.02.2012), «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке»: IV Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодежи (СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 28.03.2012), «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке»: V Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодежи (СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 29.03.2013).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, поделенных на разделы, заключения, перечня архивных материалов, библиографии на китайском (172 наименования) и русском (139 наименований) языках и приложения в виде альбома иллюстраций (82 сюжета). Основной текст с примечаниями составляет 142 е., общий объем диссертации — 220 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, выясняется степень научной разработанности проблемы, формулируется объект и предмет исследования, определяются цель и задачи диссертации, приводятся источники и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводится апробация исследования.

Структура диссертации обусловлена двумя основными видами творческой деятельности Цюань Шаньши — его искусством и художественной педагогикой, а также основными этапами творческой эволюции художника, каждый из которых представляет собой процесс, ознаменованный качественными изменениями и событиями в его творческой судьбе. Первый, «академический», этап включает десятилетнее профессиональное обучение Цюань Шаньши сначала в Восточном филиале Центральной академии художеств Китая (1950-1953), затем в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (1954-1960). Второй этап - «историко-революционной живописи» - связан с созданием историко-революционных полотен, повествующих о героическом прошлом Китайской Народной Республики (с 1960 г.). Третий, «синьцзянский», этап обусловлен поездками Цюань Шаньши в Синьцзянь, обогатившими его живописную палитру (с 1979 г.). Четвертый этап творческой эволюции Цюань Шаньши связан с поездками уже зрелого и опытного мастера в страны Европы с целью глубинного постижения основ, эволюции и особенностей национальных школ европейской масляной живописи и, как следствие, — с его активной научно-просветительской (издательской) деятельностью (с 1991 г.). Каждый этап творческой эволюции Цюань Шаньши получил отражение в истории изобразительного искусства и художественного образования Китайской Народной Республики.

В главе 1 «"Академический" этап творческой эволюции Цюань Шаньши» рассматривается период профессионального обучения будущего художника. Предваряет его вводный раздел 1.1, содержащий сведения о рождении Цюань Шаньши 23 октября 1930 г. в провинции Чжецзян, о его семейном окружении, в которое входили родители, пять братьев (из них Цюань Шаньши — младший) и младшая сестра; уточняется, что одним из предков будущего художника был известный философ и писатель первой половины XVIII в. Цюань Цзуван. Сообщается об учебе Цюань Шаньши в школе, о его увлечении классической европейской музыкой и работе на радиостанции «Голос Нинбо». Показано, что все перечисленное оказало большое влияние на становление творческой личности Цюань Шаньши. Между тем желание юноши получить музыкальное образование неожиданным образом изменилось, и он поступил в художественный вуз.

Раздел 1.2 посвящен учебе Цюань Шаныни в Восточном филиале Центральной академии художеств Китая (1950-1953), расположенном в Ханчжоу. Вместо положенных пяти лет обучения Цюань Шаньши прошел весь курс за три года, успешно защитив выпускную работу - картину «Девятое марта», в которой изобразил скорбь китайских заводских рабочих, пораженных известием о смерти И.В. Сталина. Профессиональная подготовка и положительные рекомендации позволили дипломированному китайскому художнику войти в число многочисленных претендентов на учебу в Советском Союзе, куда в 1950-е гг. правительство КНР направляло талантливых и способных молодых людей. Выдержав экзамены и пройдя годовой курс обучения русскому языку в Пекинском институте русского языка, Цюань Шаньши осенью 1954 г. отправился в Ленинград. При этом главный его интерес уже тогда был связан с желанием постигнуть искусство масляной живописи.

В разделе 1.3 исследуется шестилетняя студенческая жизнь Цюань Шаньши в Ленинграде, его обучение на факультете живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (1954—1960). Особое внимание уделяется занятиям в учебной мастерской профессора В.М. Орешникова и дипломной работе — картине «С нами Мао Цзедун», которую китайский выпускник защитил на «отлично». Окончив институт с отличием и получив систематическое художественное образование, Цюань Шаньши обрел крепкую основу для развития своего художественного творчества. Показано, что за годы жизни в Ленинграде китайский студент не только овладел азами профессионального мастерства, но и понял, что именно масляная живопись станет главным его призванием. За шесть ленинградских лет молодой живописец ближе познакомился с русской, советской и европейской культурой, живописью, музыкой, изучил искусство старых мастеров в Эрмитаже и русское искусство в Русском музее, побывал в разных регионах СССР, подружился с советскими студентами и лучше узнал многонациональный советский народ. Все это имело огромное значение для обогащения личности и профессионального развития художника.

В главе 2 «Живопись Цюань Шаньши и основные этапы его творческой эволюции» анализу подвергнуто искусство художника. В разделе 2.1 показано, что масляная живопись Цюань Шаньши, порожденная его талантом, трудолюбием и профессионализмом, стала значимой составляющей изобразительного искусства Китайской Народной Республики. Отмечено, что в искусство своей страны Цюань Шаньши привнес академические традиции масляной живописи и что своим творчеством он заострил интерес к формам и ценностям культуры разных народов Китая и других стран. За период более чем в шесть десятилетий художник создал огромное число произведений, отражающих повседневную жизнь и историю своего народа, образы многонациональных жителей и природы Китая и других стран. Это сюжетные полотна с преобладающим в них историко-

революционным жанром, портреты современников, пейзажи (чистые, индустриальные, исторические), натюрморты. Отмечено, что Цюань Шаньши работал преимущественно в станковом искусстве, в реалистической манере и в технике масляной живописи. Произведения художника отличаются разнообразием композиционных построений, богатой цветовой палитрой и легким мазком. Все средства художественной выразительности художник подчинял основной идее произведения. Создавая свои полотна в технике масляной живописи, Цюань Шаньши стремился к решению главной задачи -приданию картине, написанной в традициях европейской реалистической живописи, национального китайского характера. Наибольшее внимание художник уделял владению кистью и цветовой палитре. Их сочетание, по его мнению, и является сутью масляной живописи, и от него зависит художественный образ произведения. С точки зрения мастера, стиль может меняться, но эти факторы должны оставаться неизменными, иначе живопись утратит свою специфику.

Три последующих раздела второй главы посвящены основным этапам творческой эволюции художника. Рассматриваемый в разделе 2.2 этап «историко-революционной живописи» теснейшим образом связан с аналогичным жанром советского искусства. Согласно идеологии СССР и КНР начала 1960-х гг., историко-революционный жанр призван выполнять важную роль в формировании коммунистического мировоззрения народа, в воспитании чувства патриотизма и пролетарского интернационализма, в «пропаганде марксистского понимания истории и разоблачении реакционной политики мирового империализма». Созданные в традициях революционного реализма (китайского аналога советского социалистического реализма) историко-революционные полотна Цюань Шаньши во многом отвечают пафосу идеологической установки Коммунистической партии и, вместе с тем, свидетельствуют об искренности и убежденности автора, во время работы над картиной побывавшего в местах боев и сражений и немало поработавшего с первоисточниками изображаемых событий.

Историко-революционные полотна Цюань Шаньши создавал на протяжении нескольких десятилетий, но наиболее продуктивным был период первой половины 1960-х гг. Начало этапу «историко-революционной живописи» положила дипломная работа - картина «С нами Мао Цзедун» (1960), в которой автор запечатлел образ исторической личности - вождя Мао Цзедуна, работающего на стройке водохранилища плечо к плечу с простым народом. Идея произведения («вождь и народ») и личность главного героя придали бытовому в сущности сюжету статус исторической картины. Здесь необходимо подчеркнуть важную особенность историко-революционной живописи Цюань Шаньши: сюжеты своих произведений он черпал, как правило, из событий недавнего революционного прошлого КНР.

В диссертации подробно освещается период начала 1960-х гг., когда вернувшийся из Ленинграда Цюань Шаньши включился в масштабную работу коллектива китайских художников во главе с Ло Гуанлю по созданию

историко-революционных полотен для только что построенного в Пекине Военного музея китайской революции. Первой работой художника стала его совместная с Ло Гуанлю картина «Одни за другими» («Бесстрашно встанем на смену павшим», 1959), посвященная трагическому событию в истории китайской революции — массовому истреблению коммунистов, учиненному в Шанхае 12 апреля 1927 г. силами Гоминьдана и его союзников. В 1976 г. художники написали копию этой картины. Вторым общим с Ло Гуанлю произведением стало их большеформатное (420x365 см) полотно «На горе Цзинган» (1962), основу сюжета которого составляло восхождение рабоче-крестьянских отрядов Красной Армии под командованием Мао Цзедуна на гору Цзинган для создания там революционного опорного пункта.

В разделе приводится история создания и бытования, содержание и анализ не только перечисленных произведений, но и таких большеформатных композиций на историко-революционную тему из собрания Национального музея Китая как варианты картины «Умереть, но не сдаваться (Несгибаемые герои)» (1961 и 1970), «Пройти Лоушан» (1975— 1978), «Историческая тенденция» (1986), «Перед рассветом» (2008), «Великая стена из плоти и крови (Марш добровольцев)» (2009) и др.

Особое внимание уделено истории и мотивации создания трех вариантов картины «Восемь женщин топятся в реке», в которой художник изобразил китайских женщин, военнослужащих Северо-Восточной антияпонской объединенной армии, которые в кровопролитном бою героическими усилиями дали отпор японским войскам. Не желая сдаваться, они бросились в реку. Главным средством художественной выразительности картины Цюань Шаныни сделал цвет - красно-багровую гамму, на фоне которой изобразил бредущих по колено в воде, измученных, но не сломленных духом, обреченных на гибель женщин. Написанное в 1963 г. для Хэйлунцзянского музея произведение в годы «культурной революции» (1966-1976) было подвергнуто резкой критике. Его упрекали в «реакционном содержании» и «пропаганде ужасов войны»; в результате чего картина была уничтожена. Спустя годы, узнав о трагической судьбе произведения, сотрудники Музея Востока в Лос-Анджелесе (США) и Фонда искусства Востока в Гонконге предложили автору написать его вариант. Созданный в 1989 г., он экспонировался на разных континентах, привлекая к себе большое внимание зрителей, а в 2003 г. Цюань Шаньши создал третий вариант картины, который в честь восьмидесятилетия Компартии Китая подарил Музею искусств города Нинбо.

Размышляя о наиболее значимых составляющих произведений историко-революционного жанра, Цюань Шаньши, с одной стороны, причисляет к ним, достоверность и яркость сюжета, отражающего важное для народа событие и лучшие качества героев, а с другой стороны, -эрудицию автора, обладающего обширными знаниями и умением безошибочно выбрать сюжет и с помощью символики и средств художественной выразительности правдиво воплотить на холсте суть

задуманного. При этом на первый план, по мнению Цюань Шаньши, всегда следует ставить величие участников исторического события, ибо произведение искусства призвано, прежде всего, формировать и укреплять дух народа.

Если в начале 1960-х гг., еще до начала «культурной революции» в Китае, Цюань Шаньши создавал историко-революционные картины исключительно в стиле живописи революционного реализма, делая основной упор на идеологию, сюжет, отражение реальных событий и их героизацию, то после «культурной революции», несмотря на то, что он по-прежнему следовал натуре, художник стремился к развитию композиционного мышления, уделял повышенное внимание рисунку, цвету, сочетанию цветов. С годами Цюань Шаньши все чаще стал вводить в свои произведения, созданные по законам академической живописи, элементы китайской национальной живописи. Так, в картине «Пройти Лоушан» на заднем плане композиции художник в традиционной китайской манере изобразил горные вершины и мощные хребты.

В разделе 2.3 исследуется «синьцзянский» этап творческой эволюции Цюань Шаньши, связанный с поездками художника в многонациональный Синьзцян-Уйгурский автономный район Китая. Уточняется, что после завершения «культурной революции» Цюань Шаньши продолжил совмещение труда живописца и художника-педагога. В 1977 г. он возглавил Третью учебную мастерскую факультета масляной живописи Чжецзянской академии изящных искусств, в 1978 г. стал деканом этого факультета, на посту которого занялся формированием нового преподавательского состава, организацией учебного процесса и восстановлением порядка преподавания дисциплины «масляная живопись».

В 1979 г. во главе группы аспирантов и преподавателей Цюань Шаньши отправился с ознакомительной целью в Синьцзян. Поездка оказала на всех огромное впечатление. Богатая и разнообразная природа региона, красивые, смелые и трудолюбивые его обитатели - уйгуры, дунгане, казахи, туркмены, тибетцы и другие народы, одетые в яркие национальные одежды; все вдохновляло художника. Он писал укрытые снегом горы, интерьер сельского дома с дымящейся печью, отдыхающую от работы девочку-подростка, портреты разносчика дынь, ремесленника, старого плотника и старого кузнеца, узбекского писателя, молодых уйгурских артисток и т.д. В это время художник решал не только задачи портретного сходства, но и увлеченно вел поиски цветопередачи.

Немалая роль в творческом развитии Цюань Шаньши принадлежит его поездке в Дуньхуан - уникальный раннебуддийский пещерный храмовый комплекс 1У-Х1У вв., расположенный на пересечении границ трех провинций — Ганьсу, Цинхая и Синьцзяна. Художник пришел в восторг от разнообразия и высочайшего художественного уровня фресковых композиций — динамичных, жизненных, декоративных, от их живописи. Он

рисовал общие виды пещер, копировал фрагменты росписей, создавал собственные композиции под влиянием дуньхуанской живописи, которая показала ему, что масляными красками можно писать легко, энергично и эмоционально. По мысли Цюань Шаньши, эти особенности могли бы стать основой для создания китайской национальной масляной живописи, о которой он мечтал с юности. А пока знакомство с дуньхуанскими росписями и их глубокое постижение повлекло за собой отказ художника от густого нанесения красок в его собственных произведениях, смену привычной ему техники при написании фона картин на легкую, заимствованную из росписей народной керамики и фарфора. Отныне структуру будущей картины Цюань Шаньши намечал легкой кистью, одним мазком, отчего полотна обретали визуальную легкость. Влияние дуньхуанских росписей и пленэрный опыт работы в Синьцзяне, когда сама природа заставляла художника писать решительно и быстро, способствовали тому, что, переступив через устаревшую к тому времени модель художественного языка, Цюань Шаньши стал овладевать новыми возможностями языка масляной живописи и техники ее цветопередачи.

Начиная с 1981 г., Цюань Шаньши ездил в Урумчи - столицу Синьцзян-Уйгурского автономного района - в качестве руководителя четырехмесячных «Курсов масляной живописи для малых народностей Синьцзяна», созданных в этом регионе впервые. В его группе занимались семнадцать человек. Как и в Чжецзяне, в своей педагогической практике художник строго придерживался учебного плана. Требования к учащимся были у него высоки; программа занятий упорядочена и хорошо построена. Следуя академической традиции, особое внимание уделял он последовательности работы над картиной. Преподавателя и его учеников объединяли взаимное уважение и доброжелательность. Отправляясь в Синьцзян, Цюань Шаньши иногда брал с собой студентов Чжецзянской академии, которых эти поездки также обогащали впечатлениями и художественными находками..

Судя по произведениям, созданным в Синьцзяне на протяжении 1980-х гг., живопись Цюань Шаньши становилась все более зрелой. Художник упорно работал, расширяя границы своего творчества. Изображения мужчин и женщин на его полотнах теперь означали не только конкретных персонажей, но и процесс (например, игру на народных инструментах) или состояние (ожидание, медитацию). Вместе с тем Цюань Шаньши продолжал писать портреты людей разных профессий - таджикской девушки-доктора, строителя, фермера, в которых на первый план выходили и профессиональные признаки, и психологическое начало. Одним из лучших в этом ряду является большеформатный, вытянутый по вертикали портрет декана (1989). Из полотен, написанных в Синьцзяне в 2007 г., отметим портреты уйгурского долгожителя Мамата и таджикской девушки Айгуль в национальном костюме: они выполнены рукой опытного и тонкого живописца.

Произведения, созданные в Синьцзяне, художник охотно показывал на выставках. Широчайший резонанс получила передвижная персональная выставка Цюань Шаныпи 1982-1983 гг., открытая сначала в Синьцзяне, затем в других провинциях Китая.

Анализ «синьцзянского» этапа творческой эволюции Цюань Шаныни показал, что за годы пребывания в Синьцзяне художник не только создал значительное число произведений в разных жанрах, но и внес огромный вклад в развитие масляной живописи региона, подготовил первую группу синьцзянских художников, освоивших искусство масляной живописи. В портретной, пейзажной и жанровой живописи Цюань Шаныпи с годами все отчетливее проявлялась особенность, ставшая характерной для позднего творчества художника, — объединение в пространстве картины академических традиций европейской реалистической живописи и традиций национального искусства. Все это приближало мечту художника о появлении в Китае национальной масляной реалистической живописи, основанной на синтезе народной китайской и академической европейской художественных традиций с их уникальными системами художественного языка. В целом же «синьцзянский» этап значительно расширил границы творческой и художественно-педагогической деятельности Цюань Шаньши.

В разделе 2.4 исследуется «европейский» этап творческой эволюции Цюань Шаньши, связанный с его поездками в европейские страны с целью постижения основ и особенностей национальных школ европейской масляной живописи и поиском путей создания китайской национальной масляной живописи. Своеобразие этого этапа, совпавшего с последними двумя десятилетиями рубежа XX — XXI вв., заключается в том, что он связан не столько с творческой и художественно-педагогической деятельностью Цюань Шаньши, сколько с его научно-исследовательской работой по изучению масляной живописи и обширной просветительской (издательской) деятельностью. Следует подчеркнуть, что, подобно другим этапам, «европейский» этап обусловлен историко-политической ситуацией в стране, а именно - новым периодом в истории КНР, периодом реформ, широко открывшим границы страны для перемещения китайских граждан по миру. Художникам и любителям искусства новая политика государства позволила воочию ознакомиться с шедеврами мирового искусства в самых разных уголках планеты.

Начиная с 1991 г., совпавшего с выходом Цюань Шаньши на пенсию, шестидесятилетний художник стал регулярно посещать «колыбель масляной живописи» - Европу. В общей сложности почти пять лет провел он в Италии, Испании, Франции, Австрии, в странах Скандинавии, в новой России и на Украине, где в музейных залах и академиях изучал полотна великих живописцев, пытаясь распознать и осмыслить секреты их искусства и глубже понять, как формировалась, развивалась и эволюционировала западная масляная живопись. Художник хотел «выявить причинно-следственные связи этого процесса», хотел изнутри понять процесс превращения живописи как

вида изобразительного искусства в живопись национальную и, главное, — стремился найти и осмыслить тот путь, по которому должна была развиваться китайская национальная масляная живопись. Поездки в Европу позволили Цюань Шаньши по-новому взглянуть на китайскую масляную живопись и осознать, что только объединение разных художественных традиций и разных форм национального искусства позволит живописцам сотворить нечто новое и особенное. Дальнейшее развитие изобразительного искусства КНР подтвердило правоту Цюань Шаньши: традиция национального китайского искусства органично вписалась в заимствованную европейскую, в том числе российскую классическую традицию, и это привело к появлению нового вида национального искусства — китайской национальной масляной живописи.

Глубоко изучив шедевры старых мастеров, осмыслив новые знания об их живописи, Цюань Шаньши понял, что должен донести эти сведения до своих учеников и - шире - соотечественников. Вернувшись на родину, он занялся подготовкой к изданию художественных альбомов, учебных пособий, сборников и статей. На рубеже 1990-х - 2000-х гг. под редакцией Цюань Шаньши в разных китайских издательствах вышли в свет альбомы произведений классической итальянской живописи, живописи барокко, живописи «от импрессионизма до авангарда», шедевров французских художников. Особенно много изданий Цюань Шаньши посвятил русскому и советскому изобразительному искусству - его видам и жанрам, мастерам и коллекциям.

Верный традициям академической художественной школы, Цюань Шаньши вошел в историю искусства КНР как последовательный живописец-реалист. Убежденный в том, что реализм берет свое начало в жизни, художник не переставал повторять это ученикам, обучая их азам и мастерству реалистической живописи на примере великих европейских и русских живописцев. Не случайно художественные альбомы под редакцией Цюань Шаньши посвящались, главным образом, реалистическому искусству и творчеству художников-реалистов. Из западных мастеров это шведский живописец, график и скульптор А. Цорн и недостаточно известные в Китае итальянские живописцы Дж. Сегантини и П. Аннигони. Из русских художников - И.И. Шишкин, Н.И. Фешин (которому Цюань Шаньши посвятил три издания), М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.Я. Головин, Ф.А. Малявин, а также современники Цюань Шаньши - китайский живописец и педагог Ли Ци, московские живописцы Г.М. Коржев, братья С. и А. Ткачевы, украинская художница Т.Н. Яблонская и, конечно, художники-педагоги Ленинградского института им. И.Е. Репина — В.М. Орешников, Е.Е. Моисеенко, П.Т. Фомин, A.A. Мыльников. Творчеству Мыльникова Цюань Шаньши посвятил два альбома, а в 2003 г. в технике масляной живописи написал его портрет. Трудно переоценить значение всех перечисленных изданий для общей культуры китайского народа и художественного образования КНР. По существу, на этих книгах и альбомах выросло огромное

культурное сообщество. Во многом благодаря им, в Китае имеют представление о русской и западноевропейской живописи.

Помимо этого, в 1991 г. вместе с Дэвидом Дином Цюань Шаныни создал в Италии «Дин Артцентр», мастерская которого в Болонье предназначалась для занятий китайских художников. Неоднократно удостаивавшийся государственных наград, Цюань Шаньши в этот период продолжал заниматься общественно-художественной деятельностью, занимая посты председателя Союза чжецзянских художников (с 1991) и заместителя председателя Китайского союза живописцев (с 1999).

Таким образом, если на протяжении предыдущих трех этапов основное внимание Цюань Шаньши было сосредоточено на учебной, творческой и художественно-педагогической деятельности, а исследованием истории и теории европейской масляной живописи художник занимался в меньшей степени, то после неоднократных посещений европейских стран и России, в частности, он наверстал упущенное. Как результат — исследовательский, теоретический и научно-просветительский труд Цюань Шаньши, как и его живопись, сыграли огромную роль в появлении в Китае национальной масляной живописи.

В главе 3 «Художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаньши», основанной исключительно на китайских документальных и литературных источниках, освещается художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаньши и его взгляды на художественное образование (раздел 3.1) и приводятся сведения о некоторых наиболее известных современных китайских живописцах - учениках и последователях мастера (раздел 3.2).

После окончания Ленинградского института им. И.Е. Репина на протяжении полувека деятельность Цюань Шаньши-педагога была связана с его первой aima mater - Чжецзянской академией изящных искусств. За этот период художник прошел путь от преподавателя, руководителя Третьей учебной мастерской, декана факультета масляной живописи до доцента (с 1978), профессора (с 1985), а также заведующего учебной частью академии и члена Государственного совета по художественному просвещению (1986). В персональной учебной мастерской профессора Цюань Шаньши обучались многие ведущие впоследствии живописцы - художники и педагоги КНР.

В диссертации подробно рассматриваются особенности художественно-педагогической практики Цюань Шаньши периода реформы художественного образования, начавшейся вскоре после окончания «культурной революции» в Китае. Показано внимание, которое преподаватель уделял учебному плану, определяющему свод учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. По мнению Цюань Шаньши, учебный план должен соответствовать не только общим правилам обучения студентов, но также национальной политике государства и особенностям представления о

системе художественного образования коллектива учебного заведения. Разработкой плана и введением его в учебный процесс Цюань Шаныни внес огромный вклад не только в развитие факультета масляной живописи Чжецзянской академии изящных искусств, но и в систему китайского художественного образования. Согласно учебному плану, основной курс обучения в академии составлял сначала пять лет, затем был сокращен до четырех, и за ним следовала аспирантура. При этом система китайского художественного образования по-прежнему ориентировалась на систему обучения в советских художественных учебных заведениях, а обучение на факультете масляной живописи следовало традициям академической художественной школы и искусства революционного реализма. Китайские студенты факультета масляной живописи, подобно советским студентам, ежегодно выезжавшим на летнюю практику, регулярно отправлялись на «натуру» - в деревни, на фермы и на заводы, в воинские части, где жили и работали рядом с крестьянами, рабочими и военнослужащими и могли изнутри наблюдать за их жизнью, чтобы, согласно партийной идеологии, правдиво отражать эту жизнь в своих произведениях.

В процессе профессионального обучения студентов художественных вузов большое значение Цюань Шаньши придавал эвристическим методам преподавания, когда учащиеся при содействии наводящих вопросов педагога должны были сами доходить до истины. Использовал Цюань Шаньши и дифференцированный подход, применяя к студентам различные требования, давая точные указания и советы. Достижения воспитанников Цюань Шаньши наглядно свидетельствуют, сколь эффективны были его методы. В кругу студентов, аспирантов и коллег Цюань Шаньши имел репутацию умного, образованного, знающего свое дело преподавателя, строгого придерживавшегося учебного плана и опиравшегося на упорядоченную и продуманную программу обучения. Занятия в аудитории начинались в 8 часов утра, при этом в 7 часов 45 минут Цюань Шаньши вместе со студентами уже стоял у входа в класс. При разработке уроков масляной живописи он тщательно планировал каждое занятие, лично расставлял предметы для написания натюрмортов, находил модели и ставил декорации, стремясь к созданию выразительного и полного смысла образа. Большое внимание уделял педагог и составлению домашних заданий.

Особенность художественно-педагогического метода Цюань Шаньши заключалась в богатстве мыслей учителя и простоте их изложения. На занятиях он преподносил материал ясно, живо и образно, обязательно приводил точные и запоминающиеся примеры, знакомил с новыми теориями. Все в целом обогащало студентов знаниями и умениями, заинтересовывало их и не забывалось, спустя годы. Основное правило художественного образования, по словам Цюань Шаньши, заключается в направлении студентов на правильный путь и развитии у них таланта, знаний и вкуса. Обучая своих воспитанников масляной живописи, педагог считал, что, в первую очередь, они должны понимать ее сущность, язык и средства

художественной выразительности. Особенно важным это понимание являлось для китайских студентов, долгие годы не имевших возможности видеть оригинальные классические произведения масляной живописи и не знавших истинную природу живописи маслом.

В 1986 г. Цюань Шаньши, признанный художник и педагог, стал членом Государственного совета художественного просвещения, а в 1994 г. занял пост заместителя председателя провинциального отдела народного образования провинции Чжецзян. В диссертации показано, что своей художественно-педагогической деятельностью в провинции Чжецзян и Синьзцян-Уйгурском автономном районе Китая Цюань Шаньши внес большой вклад в развитие художественного образования, изобразительного искусства и культуры Китайской Народной Республики.

В разделе 3.2 приводятся краткие сведения о наиболее знаменитых учениках и последователях Цюань Шаньши, продолживших традиции академической и реалистической живописи в китайском искусстве. Отмечено, что многие из них стали художниками-педагогами, имеющими учеников, преумножающих славу китайской масляной живописи.

Из учеников и последователей Цюань Шаньши в диссертации приведены сведения, в первую очередь, о профессорах Национальной академии изящных искусств Китая. Это Хуан Фасян, Хэ Хунчжоу, Ху Чжэнюй (член Академического художественного комитета, Союза деятелей искусства Китая, глава Китайского научного общества масляной живописи), Сюй Цзян (ректор, руководитель докторантуры, заместитель председателя Ассоциации художников Китая, председатель Ученого совета по китайской масляной живописи), Ян Цаньцзюнь (декан факультета масляной живописи, член Ассоциации художников Китая и представитель китайской современной неабстрактной живописи), Сунь Цзинган (заместитель декана факультета масляной живописи), Цуй Сяодун (доцент факультета масляной живописи), а также Сюй Маняо (профессор, директор Института изобразительных искусств при Шанхайском педагогическом университете), Шан Дин (член Калифорнийского клуба изобразительных искусств, возглавлявший Первую мастерскую Центральной академии художеств Китая), Сюй Вэйсинь (заместитель ректора Института живописи имени Сюй Бэйхуна при Китайском народном университете) и др.

В Заключении сообщается о том, что проведенное в диссертации исследование позволило осветить важную и актуальную искусствоведческую проблему, связанную с комплексным изучением искусства масляной живописи китайского художника Цюань Шаньши, его творческой, художественно-педагогической и научно-просветительской деятельности, рассмотренной сквозь призму китайского, русского, советского и европейского искусства и академического художественного образования первой половины XX - начала XXI в. Исследование заострило внимание на процессе становления и развития современной китайской национальной

масляной реалистической живописи и показало роль и значение Цюань Шаньши в этом процессе. В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Реконструкция и исследование творческого пути Цюань Шаньши позволили определить вклад художника в искусство масляной живописи, художественное образование и культуру Китайской Народной Республики.

2. Исследование творческой, художественно-педагогической и научно-просветительской деятельности Цюань Шаньши позволило выявить его роль и значение в истории развития масляной живописи, художественного образования и культуры Китайской Народной Республики.

3. Анализ живописи Цюань Шаньши и его размышлений об искусстве показал важность и значимость единения в искусстве масляной живописи общемировых художественных тенденций и национальных традиций, что нашло свое подтверждение в появлении в искусстве Китайской Народной Республики национальной станковой масляной реалистической живописи.

4. Основные этапы творческой эволюции Цюань Шаньши -«академический», «историко-революционной живописи», «синьцзянский» и «европейский» - получили отражение в истории изобразительного искусства, культуры и художественного образования КНР, став их неотъемлемой частью.

5. Лучшие традиции русской и советской академической художественной школы, воспринятые Цюань Шаньши в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, получили развитие и обогащение в реалистической живописи художника и его художественно-педагогической практике в Китае.

6. Введенные в научный оборот документальные источники позволили уточнить биографические сведения о Цюань Шаньши и его ближайшем окружении, оказавшем влияние на становление творческой личности художника, а также позволили выяснить обстоятельства обучения живописца в Восточном филиале Центральной академии художеств Китая и в Ленинградском институте им. И.Е. Репина.

7. Использованные в диссертации литературные источники на китайском языке позволили не только прояснить обстоятельства творческой и художественно-педагогической деятельности Цюань Шаньши, но и ввести в научный оборот российского искусствоведения значительное число китайских изданий, связанных с искусством масляной живописи КНР, творчеством Цюань Шаньши и его научно-просветительской деятельностью - составлением, подготовкой к изданию и научным редактированием многочисленных книг по русскому, советскому, западноевропейскому и китайскому искусству. Все перечисленное способствует укреплению научных, культурных и художественных связей России и Китайской Народной Республики.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Пань Икуй. Ленинградские учителя китайского художника Цюань Шаныыи [Текст] / Пань Икуй // Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Материалы Евразийского научного форума, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24 — 28 октября 2011 года. Часть вторая. Искусствоведение: Сб. науч. ст. / под ред. М.Ю. Спириной. - СПб.: МИЭП, 2011. - С. 123 - 135. (0,55 п.л.)

2. Пань Икуй. О Чжецзянской академии изящных искусств и двух ее выпускниках 1953 года [Текст] / Пань Икуй // Искусство и диалог культур: VI Междунар. науч.-практ. конференция. Вып. 6: Сб. науч. тр. / под ред. C.B. Анчукова, Т.В. Горбуновой. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. -С. 161- 164. (0,4 п.л.)

3. . Пань Икуй. Живописные поиски и уроки Цюань Шаньши [Текст] / Пань Икуй // Золотая палитра [Москва]. - 2012. - № 1. - С. 78 - 79. (0,4 п.л.)

4. Пань Икуй. Синьцзян в живописи Цюань Шаньши [Текст] / Пань Икуй // Евразийская интеграция: экономика, право, политика: Международный научно-аналитический журнал. - СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург». - 2012. - № 12. - С. 252 - 254. (0,37 п.л.)

5. Пань Икуй. Исторический жанр в живописи Цюань Шаньши [Текст] / Пань Икуй // Вестник Орловского государственного университета: Федеральный научно-практический журнал. Серия «Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 9 (29). - С. 181 - 184. (0,7 п.л.)

6. Пань Икуй. Художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаньши и его взгляды на художественное образование [Текст] / Пань Икуй // Вестник Орловского государственного университета: Федеральный научно-практический журнал. Серия «Новые гуманитарные исследования. - 2013. - № 1 (30). - С. 295 - 297. (0,6 п.л.)

7. Пань Икуй. Синьцзяньский период творчества Цюань Шаньши [Текст] / Пань Икуй // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Вып. 4: Сб. ст. по матер. IV Международной науч.-практ. конф. / под ред. Э.В. Махровой. - СПб.: КультИнформПресс, 2013. - С. 259 - 264. (0,35 п.л.)

8. Пань Икуй. Европейский след в творческой эволюции Цюань Шаньши [Текст] / Пань Икуй // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке: Вып. 4: Сб. ст. по матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Э.В. Махровой. — СПб.: КультИнформПресс, 2013. - 265 -275. (0,76 п.л.)

Подписано в печать 20.06.13 Формат 60х84'/1б Цифровая Печ. л. 1.2 Тираж 100 Заказ 03/06 печать

Отпечатано в типографии «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 2)

 

Текст диссертации на тему "Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши"

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

На правах рукописи

ПАНЬ ИКУЙ

ТВОРЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ЦЮАНЬ ШАНЫИИ

Специальность: 17.00.09 - теория и история искусства

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор кафедры рисунка Елена Пантелеевна Яковлева

Санкт-Петербург - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3

ГЛАВА 1. «АКАДЕМИЧЕСКИЙ» ЭТАП ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЦЮАНЬ ШАНЬШИ...........................................................................................23

1.1. Ранние годы: семья и становление творческой личности Цюань Шаньши..................................................................................................................23

1.2. Учеба в Восточном филиале Центральной академии художеств Китая (1950- 1953)..........................................................................................................30

1.3. Учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры

имени И.Е. Репина Академии художеств СССР (1954 - 1960).........................41

ГЛАВА 2. ЖИВОПИСЬ ЦЮАНЬ ШАНЬШИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.................................................................62

2.1. Живопись Цюань Шаньши в контексте истории развития европейской, русской, советской и китайской масляной живописи.......................................62

2.2. Историко-революционный жанр в живописи Цюань Шаньши.................78

2.3. Синьцзянь в жизни и творчестве Цюань Шаньши......................................96

2.4. Европейский след в творческой эволюции Цюань Шаньши..................108

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЮАНЬ ШАНЬШИ.........................................................................................122

3.1. Художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаньши и его взгляды на художественное образование..........................................................122

3.2. Ученики и последователи Цюань Шаньши: продолжение традиций ....134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................141

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.........................................................143

БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................................144

ПРИЛОЖЕНИЕ. Иллюстрации.............................................................174

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация посвящена исследованию эволюции и особенностей творческой и художественно-педагогической деятельности китайского живописца Цюань Шаныди (род. 1930) - выпускника художественных вузов Китайской Народной Республики и Советского Союза 1950-х гг., опиравшегося в своей художественной и педагогической практике на традиции ленинградской академической художественной школы и китайской, русской, советской и европейской живописи.

Структура диссертации обусловлена двумя основными видами творческой деятельности Цюань Шаныпи - его искусством и художественной педагогикой, а также основными этапами творческой эволюции художника, каждый из которых представляет собой процесс, ознаменованный качественными изменениями и событиями в его творческой судьбе. Первый, «академический», этап включает десятилетнее профессиональное обучение Цюань Шаныпи сначала в Восточном филиале Центральной академии художеств Китая (1950-1953), затем в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (1954-1960). Второй этап - «историко-революционной живописи» - связан с созданием историко-революционных полотен, повествующих о героическом прошлом Китайской Народной Республики (с 1960 г.). Третий, «синьцзянский», этап обусловлен поездками Цюань Шаныпи в Синьцзянь, обогатившими его живописную палитру (с 1979 г.). Четвертый этап творческой эволюции Цюань Шаныпи связан с поездками уже зрелого и опытного мастера в страны Европы с целью глубинного постижения основ, эволюции и особенностей национальных школ европейской масляной живописи и, как следствие, - с его активной научно-просветительской (издательской) деятельностью (с 1991 г.). Каждый этап творческой эволюции Цюань Шаныпи получил отражение в истории

изобразительного искусства и художественного образования Китайской Народной Республики.

Актуальность диссертации определяется необходимостью всестороннего исследования обширного и многообразного мирового художественного наследия, значимой составляющей которого является искусство масляной живописи. Немалый вклад в становление и развитие национальной масляной живописи Китайской Народной Республики, а также в процесс профессиональной подготовки современных китайских живописцев, внес Цюань Шаныии - живописец, профессор Национальной академии изящных искусств Китая1, награжденный российской медалью A.C. Пушкина за вклад в изучение и сохранение культурного наследия, за сближение и взаимообогащение культур, наций и народностей (1991). Воспитанник ленинградской академической художественной школы, Цюань Шаныии более полувека развивает ее лучшие традиции в изобразительном искусстве и художественном образовании Китайской Народной Республики. Изучение традиций русской и советской академической художественной школы, получивших развитие в искусстве и художественном образовании зарубежных стран, также является важной и актуальной искусствоведческой проблемой. Осмысление и анализ творческого пути художника в условиях появления и развития нового государства - Китайской Народной Республики и, как следствие, выявление роли и места Цюань Шаныии в искусстве, культуре и художественном образовании КНР также свидетельствует об актуальности диссертации. Важность и значимость перечисленных аспектов для теории и истории изобразительного искусства и их недостаточная изученность в российском и китайском искусствоведении подтверждают актуальность диссертационного исследования.

' За годы существования учебное заведение неоднократно меняло свои названия. Созданное в 1928 г. как «Государственная академия художеств (Государственный институт искусств)», с 1929 г. оно называлось «Высшее специальное художественное учебное заведение города Ханчжоу, созданное при правительстве партии Гоминьдан», с 1950 г. - «Восточный филиал Центральной академии художеств Китая», с 1958 г. -«Чжецзянская академия изящных искусств», с 1993 г. - Национальная академия изящных искусств Китая.

Состояние и степень изученности проблемы. Творческая и художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаныпи до последнего времени не являлась предметом комплексного научного исследования. Между тем в Китае существует немало заслуживающих внимания публикаций, в большей или меньшей степени освещающих личность художника, его творчество и созданные им произведения. Помимо статей по вопросам искусства и художественного образования самого Цюань Шаныпи, а также интервью с ним, дающим представление о личности мастера, это альбомы и каталоги выставок, сопровождаемые вступительными статьями китайских искусствоведов и художников. Двое из них - Шао Дачжень и Тань Юнтай - являются старыми друзьями художника, обучавшимися в одно время с ним на искусствоведческом факультете Ленинградского института имени И.Е. Репина и в течение многих лет наблюдавшими за его творчеством. Профессор Центральной академии художеств Китая Шао Дачжень написал вступительную статью к альбому произведений Цюань Шаныпи, изданному в Нанкине (2001) , а Тань Юнтай поделился впечатлениями от выставки произведений масляной живописи (1983),

л

созданных Цюань Шаныпи в Синьцзяне . Следует отметить, что эта выставка инициировала несколько важных публикаций, в том числе статью «Реалистические картины Цюань Шаныпи в Синьцзяне», автором которой является Ло Гуанлю - старший товарищ Цюань Шаныпи, известный живописец, профессор Центральной академии художеств Китая, в 1950-е годы обучавшийся в аспирантуре Ленинградского института имени И.Е. Репина. Ло Гуанлю особо отметил «глубокую выразительность цвета» в

2 Шао Дачжэнь. Цюань Шаньши: Альбом. - Нанкин: Гуансинское искусство, 2001 (на китайском языке). Здесь и далее: перевод библиографических описаний с китайского на русский язык - Е.А. Петренко при участи П. И куя.

3 Тань Юнтай. Впечатление от выставки картин маслом и живописи художника из Синьцзяна // Современное искусство [Ханьчжоу]. - 1983. - № 1. - С. 60 - 70 (на китайском языке).

живописи Цюань Шаныни и показал его неразрывную связь с «формой и духом» произведений художника4.

Большое значение для понимания личности художника имеют интервью с Цюань Шаныпи и его воспоминания, записанные и опубликованные искусствоведами Хуан Юехуном (2008)5 и Чэнь Ци (2009)6. В них поднят обширный свод вопросов, освещающих жизнь, творчество, взгляды Цюань Шаныпи на искусство.

Немаловажное значение для диссертации имели альбомы произведений

7 Я

Цюань Шаныни, сопровождаемые текстами самого автора (1982', 1994°, 19959). Самым масштабным изданием, освещающим полувековой творческий путь мастера, является болыпеформатная иллюстрированная монография, изданная в 2009 г. в Ханчжоу10 - столице провинции Чжецзян, где свыше полувека живет и трудится художник.

Выявленные библиографические источники с авторством и редакторской работой Цюань Шаныпи наряду с документальными материалами из российского и китайских архивов позволили диссертанту проанализировать творческую, художественно-педагогическую и научно-просветительскую деятельность живописца и художника-педагога. Установлено, что Цюань Шаныни является автором ряда статей по

4 Jlo Гуанлю. Реалистические картины Цюань Шишана в Синыдзяне // Современное искусство [Ханьчжоу]. -

1983. - № 1. - С. 60 (на китайском языке).

5 Хуан Юехун. Дух рациональности и истинная жизнь: интервью с господином Цюань Шаныии // Любители

художеств [Пекин]. - 2008. - № 4. - С. 32 - 39 (на китайском языке).

6 Чэнь Ци. Воспоминания Цюань Шаньши: Советско-художественный сборник 50-х годов 20-ого века Китая [Книжная серия]. - Ляонин: ООО Северное объединенное издательство средств массовой информации (фуппа); Ляонинское художественное издательство, 2009 (на китайском языке).

7 Цюань Шаньши. Натурные пейзажи Синьцзяна. - Новый Урумчи: Народное издательство Синьцзяна, 1982. - 51 с. (на китайском языке).

8 Цюань Шаньши. Сборник картин. - Гонконг, 1994 (на китайском языке).

9 Цюань Шаньши. Избранные произведения. - Гонконг, 1995 (на китайском языке).

10 Цюань Шаньши. Собрание произведений. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун; Чжэцзян, Ханчжоу; Издательство Чжэцзянского университета, 2009. - 358 с. (на китайском языке).

европейскому искусству, составителем множества художественных альбомов. Некоторые из них связаны с искусством его масляной живописи (1984, 1994)11, жанром портрета (1984)12, с эскизами (1988)13, техникой и приемами живописи маслом (1999)14. Призывая художников идти только вперед15, автор проанализировал в своей книге и процесс изучения масляной живописи в КНР (2001)16.

Существенно расширяют представление о научной, художественно-педагогической и просветительской деятельности Цюань Шаныпи многочисленные иллюстрированные издания, выходившие в свет под его редакцией, начиная с конца 1970-х гг. Неоднократно получавшие государственные литературные премии, они сыграли огромную роль в деле просвещения китайских читателей (как профессионалов, так и любителей искусства) и воспитания новых поколений художников. Эти издания

17 18

знакомят с творчеством и произведениями китаиских , русских и

" Цюань Шанъши. Сборник масляной живописи. - Хэбэй, Шицзяяжуан: Художественное издательство провинции Хэбэй, 1984. - 51 е.; Цюань Шаныии. Маслянная живопись Цюань Шаньши. - Чжэцзян, Ханчжоу: Издательство Китайской академии художеств, 1994. - 205 е.; Цюань Шаньши. Классика современной китайской масляной живописи: Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Цзинань. - 2000. - 140 с. и др. (все на китайском языке).

12 Цюань Шаньши. Сборник портретной живописи. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 1984. - 51 е.; Цюань Шаньши. Портреты. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 1998. - 12 с. (на китайском языке).

13 Цюань Шаньши. Эскизы. - Сычуань, Чэнду: Художественное издательство провинции Сычуань, 1988. -47 с. (на китайском языке).

|4. Цюань Шаньши, Хэ Юэшен. Масляная живопись. Сборник примеров техник и приемов. - Шанхай: Шанхайское издательство каллиграфии и живописи, 1999 (на китайском языке).

15 Цюань Шаньши. «Волна за волной: отважно продвигаться вперед» // Китайский художественный музей [Пекин]. - 2006. - № 7. - С. 64 - 68 (на китайском языке).

16 Цюань Шаньши. Третья волна изучения масляной живописи в Китае: Цюань Шаньши. - Гуанси, Наньнин: Художественное издательство Гуанси, 2001.

17 Ли Ци. Эскизы // Изобразительное искусство / под ред. Цюань Шаньши. - Чжэцзян, Ханчжоу: Издательство Китайской художественной академии, 2006. - 221 с. (на китайском языке).

18 Эскизы Серова и Врубеля / под ред. Цюань Шаньши, Тянь Юнтай. - Цзянси, Наньчан: Народное издательство провинции Цзянси, 1987. - 98 е.; Русские художники братья Ткачевы / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 1997. - 183с.; Русский художник Коржев / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство

10 9П 0 1

западноевропейских художников, с искусством ню и живописи барокко ,

а также с коллекциями произведений русского искусства из фондов

22

российских музеев и китайских эскизов из фондов Национальной академии

провинции Шаньдун, 1998. - 106 е.; Русский художник Мыльников / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2002. - 397 е.; Четыре великих русских пейзажиста XIX века / под ред. Цюань Шаньши.. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2003. - 151 е.; Художественный мир России на рубеже XIX - XX веков / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2004; Фешин (1881 - 1955): масляные эскизы / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2005. - 268 е.; Фешин: сборник портретов / под ред. Цюань Шаньши. -Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2005. - 66 е.; Фешин: сборник эскизов / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2005. - 54 е.; Русская живопись: натюрморт / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2006. - 38 е.; Русская живопись: портрет / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2006. - 58 е.; Русский художник Фомин / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2006. - 208 с. (все на китайском языке).

19 Справочные материалы по эскизам иностранных художников / под ред. Цюань Шаньши, Тань Юнтай. -Цзянси, Наньчан: Народное издательство Цзянси, 1979; Эскизы Дега / под ред. Цюань Шаньши. -Шанхай: Народное художественное издательство Шанхая, 1982. - 89 е.; Европейская масляная живопись: известные художники комментируют произведения великих мастеров / под ред. Цюань Шаньши, Цао Ицзян. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 1998. - 282 е.; Сегантини / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 1999. - 118 е.; Современная живопись: от импрессионизма до авангарда / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 1999. - 399 е.; Эскизы классической итальянской живописи / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 1999. - 76 е.; Аннигони / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2001. - 209 е.; Шведский художник Цорн / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2005. - 238 е.; 100 картин известных французских художников / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 2005. - 100 с. (все на китайском языке).

20 Сборник этюдов человеческого тела / под ред. Цюань Шаньши, Чжан Дяньюй. - Чжэцзян, Ханчжоу: Издательство академии художеств провинции Чжэцзян, 1986. - 67 е.; Этюды человеческого тела / под ред. Цюань Шаньши., Ху Чжэньюй, Ху Шаньюй и др. - Сычуань, Чэнду: Художественное издательство провинции Сычуань, 1986. - 40 с. (все на китайском языке).

21 Живопись барокко / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 1999. - 397 с. (на китайском языке).

22 Картины из собрания Государственной Третьяковской галереи / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство провинции Шаньдун, 1997. - 161 е.; Картины из собраний российских музеев / под ред. Цюань Шаньши. - Шаньдун, Цзинань: Художественное издательство

изящных искусств Китая . Подчеркнем, что ряд изданий о русском искусстве имеет отношение непосредственно к учебному процессу. �