автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Творческая история романа И. Шмелева "Лето Господне": от очерка к роману
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творческая история романа И. Шмелева "Лето Господне": от очерка к роману"
Писательская лаборатория - то святое место, где хозяйничает сам творец, не терпя чужого глаза. Так бывает при жизни творца, но вот дни его ^ жизни бегут под уклон, каждый человек смертен. И нам, потомкам его, как непослушным детям становится доступен запретный плод: это рукописи, черновики — все, что сам писатель считал засохшими крошками от выпеченного пирога. Подробное исследование архивов И.С. Шмелева только предстоит, и настоящая работа заключает в себе только наметки и подступы.Конечно, основой нам служили не черновики, не рукописи, а как раз доступные множеству чужих глаз газетные варианты. Но самих черновиков как таковых нет и в архиве Шмелева. Печатная машинка выстукивала поправленный текст, куда Шмелев вносил некоторые коррективы от руки чернилами. Иногда газетный текст оставлял без правки, вырезал его, наклеивал на бумагу и клал рядом с машинописными листами, так и шел этот газетный текст без изменений в книгу. Так, в основном, происходило со всеми теми очерками, что Шмелев собрал в книгу и выпустил в 1933 г. в Белграде. Никто и не думал тогда, что получится роман с концепцией и идеей, с оригинальной структурой и героями. Н.И. Кульман в рецензии на «Богомолье» упоминает и о «Лете Господнем»: «"Богомолье" тесно связано с «Летом Господним»: та же среда, тот же быт, те же главные типы. Но в художественном отношении «Богомолье» отличается еще большим единством, большей цельностью, чем «Лето Господне». В «Лете Господнем» много тем, определяемых кругом праздников. В «Богомолье» тема одна — паломничество к преподобному Сергию» [Кульман 1935:464-466].Еще в 1930 г. газета «Россия и славянство» откликнулась значительной по размеру статьей на 35-летие литературной деятельности Шмелева; заканчивается она обзором последнего из написанного юбиляром. Отдав должное «книге ужаса и скорби» «Солнцу мертвых», критик Н. Кульман отмечает появление в прозе Шмелева светлой тоналыюсти: «Художник откликнулся на то, что исполосовало его душу, но, ведь, в этой душе не * только от настоящего, но и от прошлого. В ней драгоценные заметы впечатлений всей жизни, всего пережитого, и рано или поздно они неудержимо вырвутся и отольются в яркие образы.Это случилось и со Шмелевым. Доказательством может служить роман «История любовная», где наряду с тонким изображением пробуждающейся любви разсыпано столько юмора, и разсказы из цикла «Лето Господне благоприятное»* с чудесным изображением ушедшего быта и всего того, чем была жива и прекрасна душа русского народа. Широко, видимо, задуман и только что начатый роман «Солдаты», печатающийся в «Современных записках» [Россия 1930: 4] (под звездочкой перечислены уже напечатанные очерки из будущих книг «Богомолье» и «Лето Господне»). Для нас значимо, Ф^ что между «Летом Господьн1м» и «Боголюльем» пока не делается разницы. И у самого Шмелева идея тон окончательной книги еще не сформирована.Заключение Показательна история с очерком «Серебряный сундучок», потом ставшим главой самой последней части «Лета Господня» - «Скорби». Подробный план очерка найден в переписке с Ильиным задолго до реального воплощения. Но, планируя очерк «Серебряный сундучок», Шмелев задает не тон будущих глав «Лета Господня», а идею объединить прошлое и настоящее, политику и тему детства. В очерках первой части «Лета Господня», не подвергнутых правке, замечается пафос, не упрятанный глубоко в словесные недра. Публицистические вставки, подробно нами представленные, направлены не на ребенка, обращены не к будущему, они все в моменте: еще действует чемоданное настроение. Тогда, в 1927-1929 гг.думали о себе, о своем возвращении в Россию, после думают о возвращении детей. Хотя в «Праздниках» есть маленький герой, есть объединяющее звено для глав, но звенОхМ он и остается, он — повод к рассказу о праздниках в старой Москве. Его возраст не определен. Он колеблется от предгимназического отрока до младенца. При серьезном формировании героя автор «Лета Господня» претворяет идею романа. Как это происходит, мы попытались наметить в последней главе нашей работы. Ведь «автор - единственно активная формирующая энергия, данная не в психологически конципированном сознании, а в устойчиво значимом культурном продукте, и активная реакция его дана в обусловленной ею структуре активного врщения героя как целого, в структуре его образа, ритме его обнаружения, в интонативной структуре и в выборе смысловых моментов» [Бахтин 2000: 35].Разумеется, в готовом целом чувствуется активность авторской воли.Мы видим, к сожалению, лицевую гладь, а чтобы заключить о степени мастерства, чтобы творческая активность не предстала перед нами застывшим кадром, а сделалась кинематофафической лентой, мы должны отслеживать шага формирующей активности. Тогда у нас есть меньше вероятности ошибиться в суждении об авторском замысле.Только-только намечается в «Праздниках», проглядывает в мозаике переработок попытка найти корни революции, падения России. И уже затем * через план «Серебряного сундучка», в котором кроется дыхание смерти, разрушение патриархального уклада, оскудение святости на русском Афоне с потерей народной простоты, возникает идея учительного, воспитательного романа. Такого романа, где «характерно изображение мира и жизни как опыта, как школы, через которую должен пройти всякий человек и вынести из нее один и тот же результат - протрезвение с той или иной степенью резиньяции» [Бахтрш 1979: 201].