автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творческая история романа С. Муканова "Светлая любовь"

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ергубеков, Кулбек Сарсенович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Творческая история романа С. Муканова "Светлая любовь"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческая история романа С. Муканова "Светлая любовь""

АКАДЕМИЯ НАУК КАЗАХСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА 1ШЕНИ М. О. АУЭЗОВА

На правах рукописи УДК894.342.09

ЕРГУБЕКОВ Кулбек Сарсенович

I

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА С. МУКАНОВА „СВЕТЛАЯ ЛЮБОВЬ"

10,01.02 — Литература народов СССР (советский период)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

АЛМА-АТА, 1991

I • ■ . '

Работа шшошош в I Отделе хаиздкой советской литературы Института литературы.« «скуоотва амвон М.О.Ауазова Академии наук Казахской (ЮР

Научный руководитель i - чдвн-коррааповдвнт АШ СССР,

доктор филологических наук,

профессор КИРАЕАЕВ С,С.

Офяциальнш» ошшнент - доктор филологических наук,

профессор КАКИШЕБ Т,К.

* кандидат филологических наук, доцент UAKDHP0B С:М0

Ведущая организация - Чимкентский государственный

педагогический институт

Защита соотоится J^ff^/d^™--, 1991г. в

" часов на ьаоедании специализированного Совета по шдите диссертаций на соиоканяе ученой" степени :докчора' филологически* наук Д 008.03.01 при Институте литератур» . искусства кивки М.О.Ауввова АН КааССР по едреоу: 480СШ, г.Алш-Ата, уд.Курмангазы^гЭ,

С диооертацией можно ознакомиться в Центральной научной йиблиотехв АН Каа.ССР. ••

Автореферат равоолан 199/г.

■ ^

Учений секретарь специализированного оовеха

доктор филологических нау* Ц V уЛ^ Куйиобаев У..к.

ЗУ*'

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ..'РАБОТЫ

Актуальность уемн,исследоБаял, На современном этапе развития казахского дитзратурочодэшш на одло из первых Мбот выдвигается задала более тщательного я всестороннего изучения творчества писателей, которые стояла у казахской совоккой литературы., внесли большой вклад в ее развитие. Как иеечотяо, по обширности творческого наследия нет равных С,Мукачолу я казахской литературе. Он одан; по словам Г.Муорепом, начио&ч целую библиотеку; Только избранные его произведения смт№)Wi 16 томов /1972-1980/; а такие его романн, как "Школа яизнн", ' "Ботагоз". "Нромелышувшпй метеор" неоднократно издавалиоь ка русском и других языках народов Miipa. Пксатель на протЯ' хенаи воей своей лизни неутомимо учился, буквально впитывая' казахскую устную литературу и фольклор, восточную кл&ссику, русскую литературу XIX река» Г.'иогие писатели Средней Азии и

Казахстана, а талта Прибалтика и Бурятия, з свою очередь,

i

считают себя его последователями. Народный писатель Киргизия ЧЛЗпшоъ отмечает' 'Сабит эха представктзль зтериего цоколе пул, создавшего основу молодой национа^нпй литврадура, Мы

учшть у него, как учились у ьрхт&ря Аузэова, у Сал.р.т-вдмча

1

Afcmt, у Гафура Гуляма ,

¡i отом плане особую амг^^нооть приобретает но только анализ идойно-худоязственного осдэр-чанкл, но и тьорчоская иоторкя такого замечательного ого произв-'.'Лйния, как роман "Светлая любовь", Как известно, пвуЕНЙ ого вариант - роман "Заблудившиеся" /1931/ чтил, одаим lüj'impEax (грз^с'.йояа^ь-

1 Айтматов Ч, Негабвоннвй образ, //Кагахглакотяя правда. 1973г ¿0 апреля.

пых романов казахской литературе; бвд переведен на русский язык и вышел под названием "Сын бая" в 1935 году Зто первое казахское произведение, переведенное на немецкий язык, Роман ' Заблудившиеоя" стал заметным явлением в казахской литературе 30-х годов первым из казахских романов получил ¿^есошзную оценку. О ¡'Туканов дополнил и переработал его. иэде в 1S59 году под названием "Летлая любовь": Это одно из наиболее популярных произведений писателя, глубоко вэьояно вашнй читателей, переведенный на многие языки народов ¿OOP Изучение творческой истории романа представляет огрошай нау« ный интерес, так как это позволит • нам в какой- -то мере проникнуть в творческую лабораторию писателя, выявить принципы его работы с жизненным материалом, познать некоторые эаконо • мерности творческого процесса.

Разработанность проблемы. Творчество С,Цуканова првлекло внимание не только литературоведов Средней Азии и Казахстан« но и всесоюзной науки о литературе- М. Ауэзов. С, ;.!аршак & Шолохов, АсФадеев, В.Шкловский, И Тихонов t ПДукшщкий, Ъс.Рождественский, Г,Серебрякова, 3- ¿/©хелайтио. Р:. Гамзатов, 14Карим, Г- Гулям, А.Алиева,' М-Каратаев, З.Ахметов; С-Кирабав; З.Кабдолов, Р.Бердибаев, М-Еазарбаев: Т Какйшев, Р.Нурга-ляев, Е.Дизунова, ШсСатпаева, Ш.Елеукенов, Н^Габдуллин, А.Наримбетов написали о нем статьи, отмечали его произве-ния в своих выступлениях,, 0 творчестве С-.Муканова вшшш сборник воспоминаний "Наш Сабит Куканов" /1984/ и сборник статей "Уроки Сабита Муканова /1990/„ Специальные исследования посвятили его творчеству Т.Нуртазинг З.Кедрина, М.Хасенов, К.Еармагамбетов, С,Септов, Ы.Аткмов, С J/акпыров, А.Нуркатов,

Б.Майтанов: РТурысбекс. М.Ермаханова -1 Однако истории-

создания котя бы наиболее крупных его произведений еще. не

.изучена. Исключение - диссертация С.Макпырэва; х'огпязцзннай

о

творческой истории романа "Еотагоа :

Научная новизна исследования определяется тем что проблема изучения творческой истории произведений, которые сыграли " заметно роль в литературном процессе, сих пор мало разработана в казахском л"тературоведениз Впервые в кегоеч исслвдо-

1, Нуртазин Т. Писатель и жизнг /на каз.вз,/ Алла-Ата, 1960, Кедрта 3. Из живого источника» Алка- Ата. 1966, Хасчшов М* Са-« , бит Муканов и фольклор/на каз,яз,/. Алма -Ата Д960: Атямов М, Поэтика казахского романа /на каз„яз.,/„ Алма-Ата,1975; Еар магамбетов К,, Септов С, Сабит Муканов /на глз.яя /. Алма-Атас 1950; ¡¿акпиров С. Творческая исторк'романа С Уукаяом "Богатой АвторефоДие, „..канд.фил-наук-, Алл'л Ага,19?5, Нуркатов А, Творческий путь С Муканова /на таз,яз./» >.Э'а-Ата,1960; йыа Сабит Цукаяов/воспоминания о С.Муканове/ /на каз.яз.Л ¿лт -Ата,1984; Уроки Сабкта Муканоза /ка каь„кэ,/. Алма-Ата, 1991; •Майтанрв Б. Духовный икр героя /на каз.яз./, Алма-Ата-1937: ТуриосЗеков Р. Проза С,Цуканова 20-х годов /Шровоззтшяе творчество/, Автореф.дис. . „кянд.фЕд-наук, Алма-Ата, 1390; Ермахавова Автобиографэтеекяй роман С.Муканова "Школа жизни" /Проблематика- лавровые особенности. Поэтика./ Автореф. дао. , ..каяд-фал.наун, Ама~АтаР 1983.

2 Мадашров С. Творческая история рошин С.1.1уканова "Бота-гоз". Азторбф. дао. .,,,казд.фо.иаук» Алма-Ата Д975. 512872

, I

ваши специально анализируется история создания одного К5 крупных произведении С.Иуканова "Светлая любовь"; тем оаыым наш приоткрывается "завеса" в творческую лабораторию писателя, а ато в свою очередь, позволит., проследить сложные закономерности творческого процесса, начиная с возникновения авторского замысла и вплоть до полного его осуществления в окончательной редакции.

Цель и задачи диссертант: цель состоит во всестороннем и тщательном анализе истории создания романа С.Цуканова "Светлая любовь", на основе чего мы стараеыоя проникнуть в творческую лабораторию писателя, раскрыть особенности создания им произведений, манеру его письма, проанализировать идейно-художественное содержание двух вариантов,, сопоставить их и ответить на вопрос - в каком направлении шла переработка романа?

Достижение этой цели предполагает решение одеаголвд задач;

- тщательно проанализировать жизненные событияг легшие в основу произведения;

- исследовать, как С.Муканов собирал и систематизировал материал; ,

-выявить прототипн не только главных героев. но и некоторых второстепенных;

- изучить рукописи первого /"Заблудившиек окончательного /"Светлая любовь"-1959/ вариантов.

Источники исследования; в работе исщодьаовавы штереада архивов ЦГАЛИ, Центрального Гооудартенйого архива Казахской ССР, личный архив писателя. Диссертант в разные годы посетил места, где пребывал в свое время писатель,, работал в архивах

крупных городов, беседовал о талями известными литературоведами и писателями, как ь.1йсловотий, В,Кирпот1Шг ТД-ыдшбоков, М<'актантов, которые лично знали С.Муканова. а текиле о .Б-Кен-хебаевымг Б,Тайлаковкм: которые присутствовали на судебном процессе г послужившим для О'о%канова отправной точкой при создании этого произведения. Автор работа также беседовал о прототипами героев романа - БЛ'лкашеао" М.Мухановой и другими,

Торретихо.методологической основав нашего исследования стали выводы я положения, почерпнутые из трудов Н.Пиксаьо-за, В» • Новикова, В-Ковалева, С,Корова, Ю.Манна, В,Гуры, З.Ахметовя, Л.Ауэзовой, С .¡/аишрова; поевадчннне анализу творческой история отдельного произведения, а такхя трудов Е.Сергеенко, тунатова Ю-.Оклянокого, АДейтлина, З.Кабдулова, СКярабаева о творческой лаборатории того шш иного известного писателя? ш такие изучили работы 1.Выготского, М.Арнаудова, Б.МэФшха о психологии творчества; М,Бахтина, В,Шкловского, К.Чуковского, Н,Гея: А.Чкчбрмаа1 В,Ермилова. М-. Кравченко, Л.Якшенко,, Р.Бердабаева, Р,Пургшшзва, Ш.Елеуконова., Е.Лигуковой, М.Ати-шва, посвященяие доегякв роыеасл» Ю.Бореча з АЛевизгоза, анализ врущих творчбскйй зроцво, и гроблеш'х/дагествбкного ~оо-приягкя.. .

состоит в той, что она посвядйна вате ой и ещо мая оиооледованной проблеме а казахском лигературоееденли - которая соедини одного т замечательных романов С.Ыукамоио, "Сваидаа .глбэаъ", Это поможет нам более шш кенее изучать уьерчаокуй лаборато&ию писателя, ьыя-__ вхть некоторые эакоиоморнйм'н ?8>>рчоского процесса , что .и-

Миш ограм исй научной значимости имеет практическое значение, Работа С.Суханова над романом, хотя творческий процесс всегда сугубо индивидуален, может стать образцом, примером для молодых писателей.

По материалам диссертации можно разработать спецкурс, предназначенный для филологических факультетов ВУЗов республики, организовать спецсеминары, основные выводы и положения ее можно использовать в курсе лекций по истории казахской советской литературы, а такта в учебниках и учебных пособиях для средних школ.

Апробация исследования. Работа велась в течение последних пятнадцати лет: к 80-летию со дня рождения писателя в 1980 г. и 90-летию в 1990 г. был организован цикл радио- и телепередач; были прочитаны доклады в литературно-мемориальном музее писателя, в КазГУ, на конференциях в АЛ Каз.ССР; а такад вышли в свет статьи и монографии, общим объемом около 15 п,л*

■Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании отдела "Казахской советской литературы" Научно-исследовательского Института литературы и искусства имени М, 0 Ауэзова АН Каз СО а затем на ученом совете этого института.

Структура диссертация. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии,

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается выбор теш исследования, ее актуальность, цель и задачи£ определяется научная новизна и практическая ее значимость. '

В первой главе "Тема и творческий процесс" исследователь анализирует особенности выбора писателем теш, раскрывает, как он собирает и систематизирует материал, работает над пла-

номс и, наконец, он старается проникнуть непосредственно в процесс создания автором произведения. Остановимся вкратце на каядом из перечисленных моментов работы писателя.

Как известно, С.Мукаков'Пришел в литературу как сказитель эпоса,- который по своей функции обязан исполнять уже готовые произведения фольклора. Первоначально он не создает новых, оригинальных в традиционном понимании произведений, возможно поэтому молодой Муканов не затруднял себя поиском новых тем, а разрабатывал у*е готовые. Ответственность за выбор теш он стал осознавать с романа "Сулукал", но и в основа и этого произведения - мотивы народного эпоса, т.е. уке готовая тема. Совсем по другому, обстоит дело с возникновением ¡замысла романа "Заблудившиеся" /1931/- Ь диссертации приводится воспоминания писателя о том, как он случайно был очевидцем трагического события - убийства человека: "Когда я подошел к убитому, то оказалась, что я его знаю. Это бил работник газеты "Енбекши казах" Цустафа Кошеков! Жертва и убийца сказались двоюродными братьями - боле!"1 Эта кровавая история, произошедшая 2 апреля 1928 года в Кзил-Срде, послужила "толчком" к возникновения замысла, У писателя появилась та самая внутренняя потребность - "объектировать перевитое в образе, потребность в ху-

ч • *

дояественно-творческоа деятельности", о которой пишет А.А.Мэ-лик-Пашаев, исследующий вопросы художественного творчества.

1 Муканов С„ Вот так была написана "Светлая любовь"„.// Казах адебиети. - 1959. - КЗ/251/, - 23 октября.

2 Мелик-Пашаев А„А„ Эстотическое отношение к жизни как первооснова к художественному творчеству.// Художественное творчество./Вопроси комплексного изучения/.-Д.,1983. -С.215. 3-2872

- 10 -

Ъ диссертации описываются особенности изучения С.Иукановым избранной темы. Писатель по-разному собирал материал для своих книг, но всегда умел всматриваться в жизнь, умел отбирать из множества событий самые важные. Для того, чтобы тщательно изучить жизненную основу будущего произведения, С.Му-канов попросил назначить его общественным обвинителем Сул-танбека Абеуова, который убил человека. В личном архиве писателя наш обнаружены первые,, черновые наброски его к роману; из которых видно,как он собирал материал для "Заблудившихся". Их можно разделить на следующие источники: 1/Беседа с героями произведения. Сразу же после кровавых событий он встретился с Батиной Макаиевой - прототипом образа Батес, о Султан-беком Абеуовым, который ухе был заключен в тюрьму. Супруга писателя - Мариям Мукакова вспоминает, как после встречи с нем О.Мукаков восклицал: "Какой же несгибаемый дат гит •• 'этот' Сул-танбек!" 13 архиве писателя хранятся записи, свидетельствующие о таких встречах о прототипами будущих Героев: "Платок. Песня. Тетрадь. Три тетради с фотографиями; Фото* Два письма Мустафе'. Слова, которые я сказал во время встречи с Султан-беком в тюрьме. Сабит."

2/Дневник .Судтанбека Абеуова, его переписка с Батшлой. Исследователь убедительно доказывает, что был дневник у прототипа. .который" хотя и не сохранился, но был использован в свое время писателем. .

3/ Материалы, опубликованные на страницах периодической печати, в частности,газете "Еябекии казах", где сотрудничал 14уста4а Кошаков, а также подготовка его творческого наследия к печати.

4/ Материалы судебного процесса, который проводила сессия Сыр-Дарвинского губернского суда. Они были опубликованы в нескольких номерах газеты "Енбекши казах".

В архиве писателя сохранился текст его выступления на суде, анализ которого наталкивает диссертанта на мысль, что ухе тогда писатель наметил контуры будущего произведения. Ознакомление с другими архивными материалами, как-то план романа, эскизные наброски, ремарки, краткие характеристики убеждают в неслучайности выбора художником темы, раскрывают сложный, мучительный процесс лепки образов, построения охемы романа. Писатель прекрасно отдавал себе отчет и в том, что творческий процесс зачастую непредсказуем. Этим, в свою очередь, объсня-ются отступления и расхождения законченного произведения от его замысла

Как известно первоначально свое детище писатель назвал "Заблудившиеся"- Он начал писать, его в Кзыл-Орде, непосредственно по горячим следам событий, и первый вариант романа был завершен в Ленинградес в конце 1928 года- Главы. "Загадка" и "Акын" были опубликованы в журнале "дана адвбкет" за 1929 годг а в 1931'году в издательстве "Казахстан" роман вышел отдельным изданием, В переводе О^Фролиха и Б„Малдыбаева он был опубликован в Москве в 1935 году под названием "Сын бая". Произведение было встречено неоднозначно во всесоюзной и рес-дублэданской критике. Представители вульгарно-социологичес-крг-о, литературоведения трактовали "Заблудившиеся" как произведение, проникнутое феодально-националистическими идеями, ко-торов открывает путь к трочкистко-бухаринскому блоку, как

произведение, не соответствующее духу времени. Другие со-

2

чувственно отнеслись к судьбе обреченных, но в целом, роман в условиях общественно-политической и литературно-критической обстановка 30-х годов был подвергну!, резкой критике. После длительного времени автор вновь вернулся к своему "детищу? переработал, дополнил и издал в 1959 году роман под названием "Светлая любовь", который, по воспоминаниям В.Шкловского и других ученых, тесно общавшихся с Мукановым, бил создан на одном дыхании.

ьо второй главе "Жизненный материал и художественная правда" исследователь подчеркивает, что процесс пересоздания, превращение жизненного материала в художественное произведение - самый ответственный момент в творческом процесса,. Он отмечает возросшее мастерство С.Мукаяова яри создании"романа "Светлая любовь", более значительный по объему «изнейшй материал, лепйй в его основу.

Писателем в романе "Заблудившиеся", используется дневник главного героя, написанный в форме дастаяа. ¿ыбор жанра дас-така, присущего восточной поэзии, в том числе и казахской призван был в силу своей специфики отобразить состояние героя, его оценку происшедшего. Переплетение повествования с акали-эом событий и лиц, лирические отступления, самооценка - все это красиво подается в дневнике. Однако художник не последовал всецело за дневниковыми записями Султанбека, ибо у писа-

1 ь!иун? Р, Адвокаты кулачества. //Комсомольская правда.

- 1335. - 6 октября.

2 Тевкелл В Повесть об обреченных. // Литературная газета.

- 1935. - 15-октября.

теля свое понимание прав «изни и эв х/дот.есгвензого отоб • ранения,. А отсюда и различие в трактовке образов у писателя и автора дневника, К примеру, у Судтанбека Батвй изменница, т,9. отрицательный персона*,, а У М> какова - вто доверчива^ обманутая девушка, о обостренным чувством оправедлавооти. Или же. Абеу - старейшина аула - показан в дневниковых записях как простодушный справедливый человек, в романе в "гот бай -"сгусток" консерватизма, он хитер и прилагаем все усышк. чтобы разлучать молодых.

Ознакомлена о материалами судебного процесса позволили исследователю выяснш-ь что очи санная в ром-чкэ поездка Ба-теса на учебу на самом деле ьигтядело иначэ, Руководитель "Красной юрты11, откуда была героин* рекомендована на учебу в действительности - музччна, а в прочеведеяич -- ото дентина по имени АсиЯо 1-4уста$а впервые 'встретился с Батшой в Кзкл-Орде. данный факт в романе подается иначе, Муоапир праез-гает в Кзыл-Орду шесте с Еатес, похищая в дороге у кее сакво.та.

Общеизвестна огромная роль мемуаров в раскрытии психологии творчества. -'Специфика мемузров при зеей же жаярэвсЗ гибрад-ности /собственно воспоминаний; письма, дневника, псторичес-, кие документе/, -..пишет Г-Крашов, - документальность, о .-вздноеть /..,/ Мемуарк, по существу, не ограничивает круг проблем, необходимых для психологии творчества.

Почти документальную правдивость романа "Светлая .любовь" ' мочи1 о доказать путбм сопоставления его с другим произведением С.Муканова - кемуаром '"¡¡кола тазни**. Изображенные в них со-

1 Краснов Г. Уемуарк как источник изучения психологи: твор-

чества. .// Психология процессов художественного творчества. -£.,1980.- 0.84,

:•'■- Ц -

бытия имею', дну и ту ке' жизненную оснежу. Так, в "Светлой любви' Султаноек, когда впервые видит Батес, невольно сравнивает ее о оерной: ланью - традиционным символом уподобления девушки не только в казахскойг но и восточной литературе

.обще- В -'Школе жизкк-'- нечто подобное переживает сам С.Му-канов, автор произведения. Когда хе он впервые видит Мариям: то также в сознании сравнивает ее с серной, косулей,.

В -'Светлой любви". Бат^с щщдозят в "Красную юрту" начальник районной милиции Найзабэд Самарханов, младший милиционер -Нурбек Касимов, председатель волостного совета Сактагая Са-гымбаев, В романе "Школа жизни" Мариям привозят на суд начальник милиции Самархан Кумадилов- младший милиционер Касым Садвакасов, председатель первого сельсовета Имак Токпанов Так; в одном романе - Самарханов( в другом - Самархан, в одном случае - Касымов, в другом - Касым- В обоих произведениях герои исполняют одну ту же народную песню Г1Шра*- Кроме того, в одном из писем СЛ,{уканова, которые хранятся в его архиве, упоминается, что его первая супруга - Рахима Косиыгулова -потеряла чемоданчик, когда ехала в столицуг а в "Светлой любви" теряет саквояж Батес, Таких сопоставлений в диссертации много, они призваны доказать документальную основу произведения. Роман "Светлая любовь" чрезвычайно насыщен жизненным материалом- Автор подробно анализирует главу "Сахар", сверяет его о жизненным материалом/' почеркнутым из судебных документов» Он приходит, к выводу; что в роман включены дастан "Заблудившийся Султанбек. изменница Батима": материалы судебного процесса: творчески переработанные писателем, а также пережитое лично им и его супругой - Мариям Мукановой.

Известно;, что процесс пересоздания, "переплавки* жизненного материала в художественное произведение - ато еще проверка на мастерство- Особенно ярко ето видно на примере создания автором художественных образов» Этой проблеме посвящена третья глава "Герои _и цоодотидо*. Были лл .прототипы у героев романа? С таким вопросом не раз обращались многочисленные читатели к СЛЛуханову.

Ознакомление о исследованиями В.Шкловского: А.Чичерина. 3;Кабдолова,« А.Чуда. а, М Андронниковой, Н.Фортунатова и других, посвященных творческой лаборатории различных писателей, позволяет сделать выводt что решение отмоченной,выше проблемы помогает в какой-то мере выяснить принципы переработки жизненного материала в художественное произведение, определить мастеротво писателя, его искусство а создании художественных образов. "Лепить ~ не значить делать слепки о лвдейг существовавших в действительности. Все образы в моих романах соЬир&тельныв, но есть й ЙЙ Уёргй людбй; с которыми я жил, общался, разгоЁоряьёй или üpó'cío МблаАка.за АВт со строям"*- - отмечал в fcioé ЙрёкЙ Ма®о'лох6з-

В диссертации прсблёкй прототийсЬ рас/л.тагриЕаз-гся в не-;.; посредственной Ьвязи •„• ; с мастёрёавога ííscáffe'iS tío созданию характеров; подчёркйваетсй оходстёо и раглгй'З & лмзнеккои и художественной правде. Таз;; С.Муканов как общественирй обвинитель просил суд строго наказать обвиняемого, о в романе "Заблудившиеся',' он искренне сочувствует Буркиту, яз.'*« с некоторым восхищенном рисузт его дела и поступка, показывает, как

1 Гура Ü. Как создавался "'.Тихий М.,1980. - С.!"1.

. г 16-

О детства см был упор1Йлл и настойчивые. Его несгибаемый характер ярко выражен в его песнях^ которые приводит автор. Достойно ведет себя Султанбек и во время судебного процесса.-он просит суд строго наказать аго за убийство человека, мужественно отбивает наказание. Писатель постарался основные черты его характера, а также некоторые шгмые события в его жизни воплотить в характере и биографии своего героя - Бур-кита. которого нежно любит и очень балует бабушка, который не поддается воспитанию дяде Абена. Он дата убегает из дому, вследствие чего далее заблудился. Писатель показывает его любовь к песням, поэзии, раскрывает его простодушный и честный характер, герой умеет не поддаваться уговора:.;: не совершать дурных поступков. До конца зсизни О.Муканов поддерживал с Султанбеком - прототипом своего героя - теплые взаимоотношения. Ему не была безразлична его судьба. Султанбек Абеуов, отбыв наказание, вернулся на родину, работал* Не всем известно, что он умирая, успел позвонить писатели и попрощаться с ним. Это было 13 марта 1942 года.

Образ Батес собирательный; ее прототипами послужили Бати-ма Макашева, Рахиш. Косшкгулова,- Мариям Мука^ова- Это доказн • ■ вается в работе шмуаршага материалами и перепиской С. Муканова. Интерес читателей к ним был настолько валик, что( например. Батима Макашева была вдаувдана переехать из столицы в Петропавловск, но и там ее разыскали /СоНургалишв, Встреча с героиней. - Соц.Казахстан, - 1966„ - 2 марта/. В последние годы она жила /умерла в июне 1985г./ в Капчагае, Рахима Кос-шнгулова умерла рано, в 1925 году, а ¡¿ариям ¡¿Цуканова -. супруга писателя -.здравствует и поныне. Лучшие черта ятих реадь-

них женщин воплотил писатель в образе Еатес. Еатес - один из ярких образов в казахской литературе, воплотивший лучшие черты национального характера.

Прототипом 1фсапира пос'лу-хил Мустафа Кошеков. В 20-е годы на страницах республиканской печати он публиковал довольно хорошие литературно-критические материалы, пронизанные искренними благородными чувствами, патриотизмом. Мустафа Кошеков был энергичен и колод, еще только учился - был студентом, не успел еще вкусить, познать жизнь во всех ее проявлениях. Но в романе он обрисован как жалкий, бесприютный человек. Друзья Цустафы Кошекова в свое время обиделись за это на автора. Яисатель по-своему увидел события в его жизни, философски их осмыслил, он создал образ человека, который заслуживает •■гадости подчинил художественный образ концепции произведения

.Одни герои в романе названы так, как в жизни, например, АОеу - это реальный Абеу- Балкай - реальный Балкай Байтогаев, 6 -у других автор переменил имена и фамилии. Так; Еакыабек Даутов в произведении - это реабилитированный в настоящее время Мкряшквд Дулатов, Нунисбек Ыауытбаев - это Нусипбек Аймауытов, й творчеству которых мы вернулись в последние годы, Азимбай Йвдырбаев - Оейдазым Кадырбаев. Факт, что именно они - прототипы героев романа доказывается в работе документальными, ттериалами, извлеченными из различных источников. Но исследователь подчеркивает, что при своей реальности -это все же собирательные художественные образы, обогащенные фантазией писателя, подчиненные общей концепцией произведения.

Исследователь пытается выяснить еще один вопрос, имеющий непосредственное относеяие к рассматриваемой проблемес Почему такие славные сыны казахского народа, как М.Дулатов и К.Ай-мауытов, реабилитированные в наше время, показаны в романе как отрицательные персонажи? Очевидно, писатель так обрисовал их, потому что они, судя по даотану Сулганбека Абеуова( вмешались в судьбу молодых людей. Конечно, они руководствовались при зтом только добры,а намерениями. Кроме того, следует учитывать, что это не герои, а прототипы героев и лишь немногие из читателей знают, что именно М.Дулатов, ¿иАймауытов, С.Ка-дарбаев послухюш прототипами для писателя. При создании художественного образа писатель творчески перерабатывает дела и поступки особенности характера, портрет не одного человека, а многих ладей, которые его окру,чают, которых он хорошо энает.

В начале четвертой главы "Уроки мастерства" диссертант делает обзор статей и высказываний Б.Сахаривва, Т,Катаева, Т.Нуртазина, Т.Алимкулова, С.Кирабаева, З.Кабдолова, Р.Еер-дибаева, Ш.Елеукенова, М.Каратаева, Р.Нургалиева и других с тем, чтобы раскрыть значимость исследуемой проблемы, определить наиболее вахные неизученные вопросы, связанные с творчеством С'.Муканова. Исследователь подчеркивает, что произвел, денив С.Цуканова "Светлая любовь" о момента выхода в свет получило неоднозначную оценку, что свидетельствует о широкой типизации, о глубине авторского замысла( о богатстве идейно-худохосгвенного содержания романа.

Орсвлойио иэдалных вариантов ргхана. "Заблудившиеся" /1531/ и "Светлая любовь" /13ЬУ/, вкдкчая и вариантов рукописей дали возможность диссертанту сделать следующие выводы:

- - В "Заблудившихся" весьма заметно влияние дневника /прототипа/, что прослеживается в фабуле произведения, в развитии окне та, в выборе прототипов; оно очень близко к жизненному материалу,- ^ романе "Светлая любовь" жизнешгый материал, послуживший его основой, в корне переработан, обогащен фантазией писателя, который открыто высказывает свою точку зрения на жизнь и судьбы героев.

- "Заблудившиеся" строится на узкой, любовной'кнтриге, а "Светлая любовь* - это довольно значительный по объему, широкий общественно-психологический роман, в котором /в отличие от первого варианта/ типизированы образы героев.

- Композиция в "Заблудившиеся" весьма разветвленная /можно даже сказать - несколько неряшливая/. Так, писатель приводить дневник второстепенного персонажа - Еркина, который не.вписывается в построение произведения, а стоит как-то особняком. А роман "Светлая любовь", как отмечает М.Атимов, имеет цикличную композицию, которая ве распадается на отдельные части, как в "Заблудившихся". . •

- Трудно определить, что представляет собой по фйрме роман "Заблудившиеся" - роман-дневник, роман-воспоминани$( р0ман в письмах, а "Светлая любовь" написана в форме воспоминания ге~г-роев романа- Это форма новаторокая в своей основе, которой обогатил казахскую литературу писатель.

- Общественно-политическая ореда, фон, нарисованный в "Заблудившихся", весьма невыразительны, в "Светлой любви" преобладают историко-этногр&яческие материалы,* роман насыщен яркими, густили красками. Писатель подробно показывает историю края, на фоне которого происходят события, любовно описывает

- 20 -

этнографические особенности казахского народа, традиции и обычаи, раскрывает исторические фактн, дает этнографические пояснения. Мифологические предания в одних случаях слу-нат фоном для развития событий, в других это своеобразная примета для героев или просто этнодеталь.

- Ь роман "Заблудишиеся" автор включил мночества народны;) песен, но они не оталп органической частью реалистического в целом произведения. "Светлая любовь" - это образец реалистической прозы.

Роман "Заблудившиеся" написан искреннег в нем чувствуется молодой задор, жажда правды, а в "Светлой любви" преобладает рационалистическое, приоритет какого-то одного мотива. В этом думается, сказалось Время, Бремя, которое сломало не одну писательскую судьбу. Превоанесекие партийных, классовых постулатов над общечеловеческими ценностями не обошли стороной и роман "Светлая любовь"... Он с момента выхода в свет превратился в своего рода "культовое" произведение-,' <3гал одним из популярных в казахской литературе.

С.Куканов по-своему разработал традиционную Акт.--- сказать древнюю/ и вечно новую тему - тему любви, обогагзог ад-вествование алймайгаш казахского повествования - энгИмё/ Сю-, разы главных героев - Буркма, Батес, Иусапира - это яркие,' неповторимые худЫсёбтвенные образы, которые оказали огромное влияние на теш Чувства не одного поколения читателей. В . • работе приводятся и анализируются саше интересные, с напей точки зрения, пясы-а читателей,1 подчеркивается, что "цен-

1 Пкоьма читателей хранятся в Центральном Государственном архиве Каз.Си'Р. '!>онд 1634, опись 1, д.233.

ность художественного произведения проверяется в процессе его потребления

Мы проанализировали не просто творческую историю одного произведения, хотя в работу исследован конкретный, жизненный материал, послуживший основой конкретного произведения.Исследование коснулось широкого круга проблем: в первую очередь это йшашние принципов работы писателя с различными источниками, наблюдение над процессом творческого их переосмысления вплоть до полного осуществления им своего замысла. Кроме того, рассмотрен вопроо о влиянии романа на жизнь, приведены многочисленные отзывы читателей- овидотельствующив о том, что худояее-тгвнко-творческий процесс, по утверждении Ю.Борева, "состоит из звеньев,, действительность - художник - произведение - читатель - действительность''^, Лишь подлинным произведениям искусства доступно воспитание читателей, влияние на шзнь. Ро-мая С Ыуканова "Светлая любовь" сполна выполнил и выполняет эту роль, поэтоглу ш утверздаем, это произведение - настоящее произведение искусства.

^ .заключении излагаются основные выводы," которые моиш свести к следующему:

- Роман "Заблудившиеся" 0Д1уканова стал заметным явлением в казахской литературе 30-х годов, получил всесоюзную оценку, а роман "Светлая,любовь" стал одним из лучших произведении 60-х годов.

:. Левидов А. Автор - образ - читатель. - Л. ,1977. -0.34.

2 Борев Ю. Искусство интерпретации и оценки, /Опит прочтения "Медного всадника"./ - ¡VI. ,1981. - 0.7.

- 22 -

- а "Светлой любви" заметно влияние русской реалистическо( прозы - "Капитанской дочки" А.С.Пушкина, "Воскресения"

Л.Н.Толстого, "Преступления и наказания" Достоевского.

- Роман насыщен ксторико-этнографяческим'; материалом, новаторским по своей художественной форме. Его герои - Буркит, Батес, ¡лусапир, а также Абеу, дакипбек, Сактаган, Гали - полнокровные художественные образы, взаимно дополняющие друг-друга. Именно поэтому произведение читается до сих пор о большим интересом.

- Роман "Светлая любовь", в свою очередь, оказал влияние на такие произведения казахских писателей, как "Инеш" С.Ыай-ыерденова, "Годы молодости и любви" А.Нуршаиховас "Веление времени" £.Еумаханова, "Половодье" Д.Исабекова, "Супруги" Б.Нурхекеева, которые, как считает исследовательь написаны

в духе романа С.Муканова.

- Произведение "работает" не только на прошлоес но и современность, открывает "дорогу" к будущему5 наотолько оно кизненкое, Бе только сам роман, но и даже его творческая история могут служить образцом для подражания, образцом работы душ писателей.

( ^ 23

По теме диссертации опубликованы сладуиадв работы! I.1 Теплота души/ /Наследование/. - Алма-Ата- Хаям, 1961. /на каа яз./6 п.л.

а. Сабит fiityKaaoB, /Наследование/. - Алиа-Ата, МектвпД96^. /на каз.яа./ & п,л.;

3.Комментарий и примечания к Избранным произведениях С.Ыуканова в 16-ти томах. 16 том. - Алма-Ата, Жаауш,1980. /на каз.яз,/

■ 4 Писатель и тема, //Известия АН Kaa.CUP. Сер.филол», 1991, » 1, /на каз.яз./ i

I 1

5. Сабит Мукаяов в Ленинграде, // Казахстан ментоби, 1990, »4, /на каз.яз,/ •

б. Переменчивый ветер времени. //Жадин,1D90, #3. 'на каз.яа./,

7. У нашего народа есть сбоя история иаторвй. // Казахстан айедцври.1990, М. /на каз.яз./

8. О творческой даборатоии .С, Цуканова. // Парасат, 1990, №4. /на;каз.яз-/

9. Истина о романе "Заблудившиеоя" /повеоть-исследова-

i •

ир»/ //Алматы актами, 1990, М94-107. /на каз.яз,/

I

рецензии и отзывы на публикации автора: U Нургалиев Р. Телагыо /Традиции и современный литерат: -цроцвсс/; /Монография/. -Алма-Дта,1986. C.32F-327.

2. Каракулов М. Возвращение старого друга, // Алмат« актами, 1990, 4 ниш. . .

1 '. ' *

3. Апшмханов Д. Кризио и раав^ие. '/Казах адебиети, }990,

8', лсця.

4. Габбасулы С. Познание и эотетичеокий. вкуо. ,, Алматы актами, 1990, 28 августа./

^Sitn

■Роридт 60*841/ie- Тираж 100 .a 3«». V, 2B72.

TtHOTIY^S * вилвтно-бл»ив4110* продукции Ми|1№."Гп|«.Тп<1

печати Я MSCCOBOt иифорчаи. 480016, г. Алма-Ата, уп, К. Маркса, 10/1.