автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проза Савита Муканова 20-х годов (Мировоззрение и творчество)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Савита Муканова 20-х годов (Мировоззрение и творчество)"
; П 1 / °
ШЖСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВ?,НИЛ КАЗАХСКОЙ ССР
КАЗАХСКИЙ ОРДЩА ТРУДОВОГО ¡{РАСНОГО ЗШ'.ЕНИ госуддрстаипщи ПВДАГОгаЧЕСШ УНИВЕРСИТЕТ иигин АБАЯ
Спйцмапизиропш'лий совет К 11.1.03.01
На прапах рукописи
ТУРШШОВ РАХЫМАН САГШЕШОВИЧ
ПРОЗА САБИТА МУ1САН0ВА 20-х ГОДОВ /Мировоззрение и творчество/
10.01.02 - Литература народоп СССР /соротсшй период/
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на сопскииш ученой стяцанп кгмщидата филологгтеппх и?.ут?
Алкя - Агя - 1590
Л'
у
У
\ У
Работп шп о.чняна г л кнТцдра чизяхсой лмтг-ряту^ Казях-окого орлана Трудопого Кряопого Зг®."-">"и госуднротппнчого ули-пррогтетч rv. Т.!,!.[Скроив.
Няучтш* хугсоъо.т'тол*.
Официальные оппонзн-пт -
Ведущая органпппгдя
ггогтор илологпчгс'гпх наук, npojncoop, зяолучрпшР. доятпль науки КяяС:Р КЛЮТ'ЕВ Т.Ч.
доктор ¡¡»лгиогичпских кпук, ччек Cloven ттчспталпК 'JCJP Ц'АР'ШОВ A.Ui.
кпнп.в.тшт Яилгдсгпчвокях nay;', доцг-ит Ml'TOPPB С.
Казахский венский педагогически'? институт
Защита диссертатши состоится /"
IT. 1-0 cj
в " /у " часов на заседании опвциализирсванлого совета К 113.03.01 по присуждению ученой стелем чаяладата ^ииологв-чпсиих наук при Казахское ордена Трудового Красного Знаг/атш государственном педагогическое уиирярситет» и^ени кбзп по я.дрэсу: 480100. г. Алге-Ата, ул. Советская, 30.
С диссертацией »"о.адэ ознакомиться в библиотеки Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета ик'енй Абая.
Автореферат гярослрн " ¿V " /¿Л.р /'у'^- 1990 г.
УченнП секретарь спчциапнзягон'знчог-") совета, ч.Акгядат наук
.у>.р. ЛГУ0 г.
гсгвешй
- 'I ОБДАЯ ХАРЖГЕРИСТИКА
- Актуальность проблеш. В казахской советской литературе
видное место занимает творчество Сабита Муканова. Общеизвестно о разнообразии его литературного наследия. Однако, до последнего времени не все в его творчестве бшо предметом специального изучения. Сложные и противоречивые двадцатые годы, занимающие особое место в его творчестве, оказались исключенными из круга научных интересов учвкых, из-за трудности и противоречивости творческого направления писателя и эпохи«, Системный анализ рассказов» повестей, очерков, статей и романов позволяет говорить о самостоятельной значении этого периода не только в творчестве самого писателя» но и в развитии всей казахской литературы.
Важным ориентиром для диссертации явились труды известных ученых-литературоведов М.Ауэзова, Г.Мусрепова, Т.Нурта-анна, З.Шкловского, З.С.Кедршой, Е.Лизуновой, МДасенова, К.Жармагамбетова» И.Каратаева, В.Шалабаева, А.Шаркпова,
З.Кабдулова, М.Дуйсенова, Т.Калшэва, С.НираЙаева, А.Аоиэва, г
Р.Нургалиева и др.
I, Ауэзоэ М. Мысли разных лет. ;19бХ); Кадрина З.С. Из живо-
^о источника. (1966). На языке дружбы. 11У04); Лизунов«» В овреыенкыЯ казахский роман. (1У64); Г.Ыусрепов. Долг художника. (1970); ЬордкбьерР, Роман к современность.
Роман и история. <19701; Жармагаыбвтов К. н Сеи-
Л тли •
Искусетзо слова, крмтихк.
в времени, ижэ; ; лара/а-эв и. взреткнч - . - 8 духе роволвцшг. (Х978): Ккрабвчв С. Революция а литература, двухтомная. (197^)} Нургаличв Р. Традиции и современный литературный процесс. и966); "уртазин Т. Писатель и иизкь, 11960); Хасенов Ы. Цодожи-еяьннй герой и ткпнзатщя. Ц966)г шаяабмв £>. История аэгвсской прозы. 11966); Ш&рипо» А, Современность х проб-^ пгия казахской советской читерлтури. (1У73);,
ЯР .. 3 -
Необходимо отметить,■что большинство исследование по-свящако романам С.Мукачос» "Ботагоэ", "Школа жизни" и "Светлая любовь". Хотя нсторико-худовественная ценность его раннего творчества ныне никем не оспаривается, однако оно до скх пор не подверглось серьезному изучении. Между тем необходимость такой работы очиивдна, так как опыт работы ведающегося казахского писателя, указанного периода имеет непосредственное значение не только для истории, но и для современного сдокного литературного процесса.
Цель и задачи работы состоит в изучении специфики проза С.Муканова 20-х годов в художественном и исторической плане.
В соответствии с этими диссертации поставлены следующие задачи:
- проанализировать национальные и интернациональные истоки хаэахской советской прозы;
- раскрыть иа основа изучения произведений 1920-30 годов процесс становления к развития профессиональной прозы;
- дать объективный анализ идейно-худоаэственнш, стилевым, явнровыи я тематическим особенностям прозы С.Ыуканова 20-х годов s плане мировоззрении и творчества.
Научная новизна диссертационной работы заключается я теоретике- историческом изучении вдейно-художественного» яанрово- тематического своеобразия прозы С. Цуканова 20-х годов. Поскольку до сих пор нет самостоятельного исследования ьо дайной проблеме диссертация представляет собой первую подобную попытку изучения с учетом последних достижений советского литературоведения.
Предметом исследования явдяатсл рассказы, очерки, художественная публицистика, повести и роман С.Муканова, написанные в 1922- 32-е годы. Б процессе работы были использованы - 4 -
а сравнительном плена проиэтз&декш советских писателей и труды критиков, литературоведов.
Теоретическая я методологическая основа исследования. Диссертационная работа строится на методологических принципах Ц1рксизма-ленлнкзма по вопросам литературы и искусства.
Учтены и использованы программные документа, постановления Пленумов и съездов КПСС по вопросам идеологической работы, развития литературы и искусства.
Теоретической базой послужили исследования казахских советских ученых по важнейанш вопросам литературы,
Б основу исследования положен метод сравнительно-исторического анализа, позволяющего выявить общие закономерности и специфические особенности развития прозы С.Муканова в 192030-е годы и раскрыть ее художественное своеобразие.
Практическая ценность работа. Основные теоретические выводы и наблюдения диссертации могут бит» использованы в лекционных курсах и специальных семинарах по истории казахской советской литературы. Опубликованные материалы исследования могут быть рекомендованы в качестве учебного пособия преподавателям в студентам филологических факультетов вузов, учителям средней школы, а также сирояоиу кругу читателей.
Апробация работа. Результаты проведенного исследования были доложены на конференции молодых ученых и специалистов Казахского государственного университета км.С.Ы „Кирова, посвященной 55-леткп университета (Алма-Ата,1£89). Диссертаций -обсуждалась на заседании кафедри казахской литературы Казанского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.С.И.Кирова и Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени Абая.
- Б -
основное сод^шш диссуРщугл
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется состоя ¡те ее научного освещения. Структура диссертации построена & соответствий с делами и задачами исследования и состоит кз введения, трех глав и заключения.
Первая глава диссертации ("Художественные искания в малых ж&нрах.") рассматривает вопрос о значении творчества С.Ыукано-са б формирозашж ¡! утверждении у.аяда форм прозы в казахской советской литература.
В казахском литературоведении, ик-.оотся ряд трудов, в которое: освещается те клк иные вопроса, связанные с гшяром очерки. Зго работы Б.Кениебаеьа, Т.Нуртазияа, ¡-'.Кианх&нова, К.йумаха-
т
нова, А.Иуриаихоаа, Т.^рясова, С.Ордалнева и других.* Счерл - вид художественной литература. Написанный по горячим следам событий, его отличаит оперативность, актуальность, бохъаое воспитательное значение. ВвдаыЗ ученый Т.Нуртазки писал об очерке:"0чсрк - од-,ш из йэдоо художественной литературы. В основу сюжета берутся подлинные факта действительности,
. 2
2 них изображены действия конкретные хюдей".
Ъ диссертации анализируется очерки С.Мукалова, напасенные
б 20-е годи. Во глкогих его очерках отражается новая даэнь
киг^хского иаруа (например:"Тревога" (1929),"В пустыне" (1929).
Б период индустриализации страны С.Муканов задается целья
1»з/*йтъ хиэмь крупных промышленных коллективов и становления
I. ».-¿¿алиев С. Соз зергер1. К82; 1?^рисоп Т. Иобыт даГшары.
Цущ-азин Т. едзуш.бокс екнр. 1960: Кеюшбвев Б. Кгща бас-го гаг шага.- »улднз, 1960. };> I; Жаксугу-И»- Пси яаяай газдыа.- Еена эдебиет, КШ,1,- Ь; Жумаха-ь.о!; 2. Ошву сез.- Ьазал одсонзти, 1973, II мая л другие.
с. >гу>уг-зин Т. Жазувы кэна омир. 1960, с.353. -и -
казахского пролетариат» во второй половина 20-х годоа посещает Джезказганские медные? копя, Магнитогорский рудник и Челябинский тршторныЯ завод. Э результате этга поездок рождается очерк "В пустыне" (1929), "На пути к КарсакЛап" (1929). В ккх с восторгом Боспегзазтся чссттай труд освобожденных от гната ладей и вскрипаатся недостатки окружающей действительности.
Очврки Муканова поднимают злободнзгдао »опросы своего временя, в них автор но становится ни позиции созерцателя, регистрирующего факты, а высказывает свой сувдения, дает оценку Тим или дацм палениям.
В диссертации особо« вниманий удолево анаяиау зишра рассказа. Кап и а других лчтерядуркх, элешнт* казахского художественного расскала вызревали еще в недрах фольклора и з дореволюционной литературе.
Удачшз опнти создания малых форм прозы ш находим у ИЗ ряд Аятшсаркна, а назадааяах АС ал Кунзнбасна, а *гыже на страница,-! гадо? "'¿Уркстал увдмгг*", "Двдл улладги"» "Айкал" 15 "Казах", Разимо виды малой фэриц прозы асгрэч&зись на страницах рукописного «дакала "Садак", кздаяавдайся л Уфе 191518 годы,
Гтдяшмнй расцвет национального рассказа наступи« о сс~ Ейтску» эпоху. Казахский гудояесяхФИНый рассказ а сроем сгслов-локяи плодотворно кспольаорзл опыр мировой, особолно русской лктературн. .
Казахское дитературобэденкэ обратила ччииаика ни и расширило объем чсипедопкшя «того кадра нйцианллькой литературы. Суцаегпует ряд работ, пссэдегап« &ьиру рассказ о га теоретическим Путина а казахской литорьг/ро. Наийодший интерес по этой пробламлт.чко вызволи шаги я исследования - 7 -
ученых З.Кабдулоаа, Б.Неурызбаева, Х.Адибаева, Б.Байтанаава
т
и других.*
Большой вклад в становление ланра рассказа внес писатель Сабит Ыукалой. 3 расскасах "Во сне" (1922)."Асия" (1925), "Проклятый" (1928), "Труд" (1929) и в других своих произведениях списызел хизнь бедняков, пробуждение самосознания казахского шаруа и классовую борьбу в ауле. Подменное знание кхони и бота аула, тонкая наблюдательность помогли автору достичь огызтньвс успехов в отражении характера достоверной психологкчесхой мотировке.
Своим идейно-художественным совершенством наделяется рассказ "Асия", где образ казахской кенцкны дооктябрьского периоде показан с особой реалистичностью.
Рассказ "Асия" по своей тематике перекликается с рассказами Ы.Ауэзоиа "Бардата", Б.Майлина "Кудлат
Бо шогих рассказах С.Мукакова, написанных в 20-е годы, находим правдивые отражения современной действительности. Галерзя персонажей многообразна: всех его героев бнв зависимости от их социального положения и уровня сознания объединяет одно качество - их обыкновенность, простота. Источником творчества Цукьноаа было повседневная еизнь. Секрет успеха Мука-нова у читателей кроется в -коы, что его произведения повествуют о простых ладях простаи людям. Это не парадокс, не игра слов: через образ героя ш постегаем дейстьнтольность того врвданя.
I. Кабдулов 3. сыры. 1964; Наурызбаев В, Беимбет Май-лини ин эиикальщ катдац, иагун туряери. 1963: Ддибаев л. Талант, талгаы, тагдыр. 1971; Байтакаеп Б. Устно-поэтические истоки жанра рассказа в казахской литературе. Автореферат, 1974.
Романтическая окрылекность проз;; начала 20-х годов сказалась превде исегс в ыанеро показа героического характера народной борьби за спетлое будуаре. Зосторженный ппфос, р^-волкцнонный энтузиазм черпался из самой яизни расцвечивал романтическими красками образы в рассказах "Петергоф" и "Во сне" Муканова. Его симпатии неизменно на стороне тех, кто через темноту, оцупью аел к свету, больно ушибался, убеждаясь на собственном опыте, с ком ему идти дальше. В рассказе "Во cue" описывая к&диости, грубость, жестокость баев, писатель правдиво изображает реьолюциенные настроения бедняков, их справедливую борьбу, хотя в развитии сшета. встречаются некоторые элементы схематичности, штампа.
Произведения С.Ыуканова имевт большое воспитательное к познавательное значение, ибо в них запечатлены горести и радости народа, его борьба за лучиуа жизнь. Небольшие по объему, простые по сазету, доходчивые по языку рассказы писателя пользуются большой популярностью у народа.
Главное содерзыние рассказов С.Мулаиога, которое органически вливается в нозрый поток советской литературы, повествуют о величайшюс переломах народного самосознания в его трудной, ко постоянном р.аженйи к светасvj будущему.
В 20 годн з Казахстане особое распространение получило печатное издание. Все известные пооты-пиоатели своя путь начинали с газет и яурналоп.
Журналистская школа научила С.Муканов«> зорко присматриваться к окруяаящеиу, выбирать наиболее актуальную тему, л и-сато точно и сжато о существенных событиях и явлениях, вчо-янть весомое содержание в малую ферцу. С.Куканов работал в газетах "Бостандык туы", "Енбеиши Казах". Работа в газетах
имела благотворное илиянке для глубокого совершенствования таланте публициста С.шукаиоаа.
Ь публицистических заметках "Прошлое и современное состояние казахского бедняка", "Старая привычка и обязанности казахского бедняка" и в других С.Муканов говорит о несправедливости, неравноправии, пробувденки классового самосознания забитых подо.есолънда трудом бедняков. В таких, как "Существование лекции". Берите пример с артели "Кисколь" и в других зауиоозкчх, автор показывает артолькуп жизнь, преимущество коллективного ведвния 'хозяйства, превращение бедно га в надежную опору Советской власти в ауле, культурно-просветительной работе.
Социалистические едеалы новой эпохи вдохновляли С.Ы/кало-ва призывать казахских писателей глубже вникать в сущность основных процессов гизни, научиться и сквозь тление старого различать и типизировать в слоях произведениях то, что растет, развивается, утверждается как непобедимая сущность правда
С-.Муканов один из боевых полемистов 20-х годов. Его острые х стсаспше стать1', заирщаецне принципы партийности литературы и массового подхода к явлениям не раз служили объектом ол-еогочзкного кригикм и нападения. Но это нисколько не исцу-гяло молодого защитника, так называемой пролетарской литературы.
С.Туканов вел полемику с людьми с иными миропоннманиями. Налрмлер, Н.Турекулов п своей рецензии о "Неукротимом тулпаре" и "Тернистом пуга"^" вместо раскрытия недостатков произведений,
I- ¿УРогО-яов Н. "Тьр кол, тайга!! хешу" -Цфэлы б1р=ек1 сэзА-
вдбеки! цезац", 1928 , 24 желтексан; Тем1р ^азьгц , 12*3, $ I.
обрушился с упрекаш* в адрес основоположника казахской советской литературы С.Сейфуллина. Таких явлений в критических суждениях было ко мало, что выпытывало ответные реакции. Стремление защиты классовых понятий, кьк л но аргументированные их опровержения привели к вульгарному социологизму, что уводило восторгом от самого худояе с ? ванн о го творчества.
В серьезной статье "Казахская литература и ИбраП" С.Му-канов рассуждал о значения роли литературы з истории культуры. Он четко различал два вида литзратуры: ус-гное народное творчество и письменную литературу. Писатель, выделяя специфические свойства устной и письменной литературы, останавливается на творчестве акынов. С особой лгобовьи отаечая творческих взлетов акынов Арыстанбая, Швл, Шоке, Оршбая, Еиргона, Анапа рассматривает с большим полиманием творчество йбрал Сшздыбайулы. Его песни "Ганку", "Каракаг- коз™ (Черноглазая), "Мшшал", "Мсщ-ма^гер" имея в народе особую популярность, доказывали своеобразия ксмпозитора=пессиннка. С.Цуканов стремится к полному анализу стихов, поэм Ибрая, написанных на разные темы после революции.
В работе "О художественной литература" аэтор статьи утверждает подлинный рассвет »: национальной литературы после Октябрьской революции, и поднимая вопрос о партийности литературы, говорит об огромной ответственности возлагающейся на писателя перед читателем и обществом. В статьях '"Мои некоторые заключительные шел и о литературе" дает ответ н° критическив суждения о литературном процэссе К.Кенсцгерова, опубликованной а газете "Енбошн К по ах". Если з первой статье С.Мукйнов чрезмерно макимая на классовый подход н художественным явлениям, то во второй, в ш«у поленики, высгазгггшп4 ни- II -
гилкстические суждения п отношении национального художественного опыта.
Статьи "Пусть будат конференция писателей", "Улучшить алзнь писателей", написанные во второй половгае 20-х годов, посвящены, как видно из названия, консолидации творческих сил и быту писателей. С.Муканов верно и точно выразил в своих стетьях идеи времени, кнели и чувства трудящихся тех лет.
Мы далеки от утверждения, что произведения и публицистика С.Кухааова созданное км в 20-ые годы, в вдейно-худокестаенном отношении равнозначны, идеальны. Были субъективные и объективна причина. Естественно, что молодой писатель, во-первых, не о-Зледал достаточным художественным опытом лепки характера, во-вторых, общий образовательный уровень был не на высоте, что безусловно отразился на мировоззрении. И самое главное, б период строительства новой советской жизни искусственно обострилось классовое понимание, что требовало аестиого классового подхода ?£ описывуемоыу явлении действительности. С.Му-кансв поверил е непогрешимость едейной платформы пролеткульта, где как раз к проявились явные перекосы в политике, идеологии, культуре и в частности в литературе, Отдельные ошибки его б ал и обусловлены общественно-политическими, социальными условиями к атмосферой того периода, с которой творчество а«сателя было теано взаимосвязано и переплетено. В 20-ые годы С.Муканов считал многих классиков казахской литературы Абая, Шокана, современных ему крупных деятелей, как А.Байтурсунова, М .Жумабаева, Ы.Дулатоаа, .Е.Аймаутова по ту сторону баррикады.
Шли стреилзния писателя позяз исправить свои левые суй-денйл, признавая большой склад Абая и других, а такде определенной прогрессивной роля партий "Алаш орды" в судьбе казахс-
кого народа. Но общие партийные установки vex лет не дг.эали ему возможности и э "Шкодах жизни" и других работав и критических выступлениях снять резкостей предвзятых оценок творчества некоторых представителей казахской дорезоеяциоиной и современной литературы. Во исбеж&нмл новых епкбох з оценке литературного мировоззрения С.Муканова необходимо исходить из контекста того времени.
Публицистика С.Мукаг.ова была органически связана духом эпохи. Она несет на себе стпечаток характерной художественной манеры писателя, особенностей ого стнля. К в своих статьях С.Муканов г;вступает как мастер огомеской манеру письма; чувствуется тяготение его к эпическим описаниям, к создания больших развернутых картин и правдивых образов.
Яркий отпечаток национального колорита искусно выдеру./.ваот-ся С.Мукаиовым в подборе всех используемых им изобразительных средств и з самсм языке.
Изображая своих героев, простых незакетнах лэдей, писатель подчеркивает в них горячее чувство любая ч Родике, к родной земле. Лейтмотивом проходит через ряд этих рассказов, очерков искреннее, глубокое восхищение автора огромными силами, богатством натуры человека.
Народ в изображении С.Мукакова - ото неисчерпаемы¡1 источник энергии, ума и талгдаа. Писатель стремился избежать в своем повествовании множество устарелых, мало понятных читатели слов и вырпхенкй.
20-е года - время напряженных поисков ноосгс тпсрчесгого мотсда. Реьолоция поднимала забитое, угнетенные, тетще мас-сн. Путь 1гк х осознанному участки в революции был городке трудным и противоречива, как показывает в лучгих расска^ех Б.Пайлина, М.Ауоэова. Именно этим и определялся пзфсс лучзчх
соадйний прозы 20->: годоп:
Одна из су-десттшкх особенностей прозы этих лет - сложно? переплетение возвысенной революционной символики, эффектной условности, эмоциональной окрашенности ситуаций, образов с реалистически коккретым раскрытием жизненных конфликтов. -
£з форма ыелого кги-;ри особенно успешно отт&чиэалось ис-кус'гзо наблюдения гизни, навыки краткого и точного письма. Так, рассказ и очерк становились не только действенным средством познания нового ъ быстротекущей современности, а вместе с те;.! л перьой попыткой генерализации ведущих ее тенденций, но -л лабораторией художественно-публицистического мастерства.
Обилие и оперативность малых «аиров позволяли широко охватить все стороны жизни.
Особенность публицистики С.Куквнова заключается в интонации необыкновенной убежденности, страстности.
Публицистика С.Муканова основана на киьых актуальных фактах социалистического опыта, которые позволяли писателю пропагандировать новые человеческие откоиения.
Композиционное построение и скахе? прозы С.Муканова просты, без внешних ухраседий. В них нат ьеохаданних ситуаций. !$из-нендае явления, поступки героев списывайтел рельефно, предельна точно.
Глаза вторая называется "Сцена новой дизни" /Повести/. Х'четлпао ааметен идейно-худоаественный рост писателя в конца 20-х годов - от персонажей - страдальцев в ранних рассказах С.Мухзнов приходит к создан но образов борцов, раскрывает народное движение эа свободу. От рассказов, очерков, публицистики идет к иироким эпическим полотном - повестям и романам.
Со становлением казахской советской литературы утвержда-^сь.новас темы и литературные кайры, в частности, прогресси-- 14 - ■
резал ,тачр повести. Е совершенствовании зтого гачра в казахской прозе огромная доля труда и С.Куканова. Етагодаря тсср-чэскому мастерству СЛ'уканст г казахской повести появились новые мотиви м траотозкя картины новой низин, нардинзльаме изменения а судьбе казахской яенцина.
Вахно отметить, что С.Муканов Создавая образы коеьк героев, обогащая казахские поЕести различными художественней формами к приемами продолжал разработку казахского советского романа. В »той связи повести С.Муканова, написанные в 20-ые годы снесли весоцуп лепту в развитие романного мышлении, масштабность» материала, изображающего револвционнда преобразования в казахской степи.
Романтическая сярьиенность прозы начала 20-х годов сказалась пргдде всего в манере показа героического характера народной борьбы, двиаеиия масс в революционных преобразованиях. Восторженный пафос, революционный энтузиазм черпался из самой лизни и расцвзчивал роьантичгским?. красками обризн к пез-тику и повестей С.Сейфуллкна, Я.Аймаунтова, Б.Майлина, М.Ауэ-зова, С.Спдвакасова, Г.Мусрепсза, А.Айсарина, Я.Тлепо'ертеко-ва, А.Асылбекова, Б.Бзкенова, С.Ыуканова, С.Каркпсва к .других.
Довести С.Муканова является логическим продолжением его творческих исканий и в то же время новой ступенью вдейнс-художественкой зрелости.
Если в рассказах перед наш были линь фрагменты ио акзни героев, то в повестях "Исповедь Акбомз", "Светлым пугам", "Смерть Аяар" мир предстаат в дзкаекии, прелде зеего езлзан-нсм с эволюцией психологии героев.
Эти произведения совершенно различии я ло теуатдае к по художественному воплощении замысла. Но сни свидетельствует - 15 -
о том, что неизмеримо выросло реалистическое мастерство автора, з?.вораившггз переход от отдельных прозаических эскизов к роззсрну-гому изображении хи- тл.
"Кспсзадь лк5опе" - писал Т.Нуртазш,- явилась для писателя важной вехой ка пути к большой прозе",*
Приобщение аурода к социалистическим идеям шло сложным и трудным путем. В атом отношении исключительно типичен характер Ахйспо.
Нулен был талант подлинного художника, чтобы реалистически зримо показать с-уцествекнысз стороны новой жизни и ее гуманизм . Й довести в широком реалистическом плане представлен образ народа, воздойствуш;ого «а формирование взглядов героев.
Й повссск авгер с больпоЯ психологической убедительностью рисует внутренний мир своих героев.
В отличие оу преанкх рассказов в этой повести С.Муканов изображает нэ только внешние действия порсонавей, но и психологически убедительно.раскрывает внутренние переживания героев.
Пафссу пробуждавшейся к активной жизни народной ыассн сопутствовал пафос освобождения человека от рабского прошлого. Многогранность этих жизненных процессов еце не воплощалась
в крупных человеческих характерах. »
Поз2с?ь "Ударник" С.Муканова, наззатя з переработанном варканю "Светлым путам", состоит из шести глав, в композиционно« и смысловом плане имеет дво четко очерченные части, кпадая из которых соответствует новому этапу развития характера У тт.
Но в самых "мрачных" рассказах о проолом т ощущаем, как Сабнт %квнов. Крит ико -б и о графич а ский очерк.
писатель словно выссечизад светом поэзии прекрасное человеческое лицо, поступки, деталь характера персонажа, чтобы раскрыть то новое, что пробивалось через гибель, кровь, унижение навстречу солнцу новой жташ. В начале классовых боев, в конфликтах героев, в неотвратимости победы революционных начал движется новый мир людей.
«
С.Муканову всегда бьшо присуще острое чувство современности, и если теперь мы оглянемся на его прозу, то увидим, что изображение новых людей - его страсть, его художническая гордость. Нет, не просто было показать новый народный характер, всю сферу его проявлений, чтобы он был полнокровен, реалистичен, силен своей правдой. Таковы Акбопе и Умит.
Повести "Исповедь Акбопе" и "Светлым путем" помечают главные направления стиля Сабита Мукенова. Система образов отличается широтой психологических градации, воссоздающей с большой реалистической глубиной ясизнь в первые годы Советской власти. Именно в больших прозаических занрях наиболее полно раскрывается дарование С.Муканова. В своих повестях он развертывает сложнейший процесс пробуждения сознания народа после Октября.
Повесть "Смерть Ажар" затрагивает судьбу кенщин, борьбу против старого, костного.
Трагическая гибель Asan, принимается читателем как сильный протест против старых феодальных порядков. Личность становится субъектом социального анализа, происходящих перемен п обществе, и сналиэ этот, охватывая главный конфликт времени, соотносит изображение судьбы отдельного человека с судьбой общества. Азгар со своей мечтой, устремлениями, наконец, со своей печальной судьбой одна заполняет всп трагедии. Читатель, приковрнный к стремительному развития событий, забывает все, - 17 -
его внииание всецело поглощено столкновениями, действиями основных персонажей.
Б третьей главе диссертац я "ЗаблудиБшиеся" и проблемы рамена" рассмотрены вопросы закономерности становления крупной форш прозы в казахской литературе в 1920-е годы.
В казахском литературоведении немало трудов, посвященных проблемам жанра романа.* На основе последних разработок науч-но-теорзтичесхого характера, особенно работ М.Бахтина, Л.Ершова, а .Кузнецова, З.Кожикова рассмотрены проблемы становления яанра романа, двуединства к диалектики содераани: и формы художественного произведения.
На основа анализа литературного процесса мокно сделать| вывод, что уае в дззацатыз о начале тридцатых годов роман увароннс прокладывал для себя дорогу в творчестве Ж.Аймаутова, М.Ауэасва, В.Ыайлнна, К.Дканоугурооа м многих других.
I. Атинов и. Казак ромаадарынын позтш;аом. А.,1975; Ахметов 3. Современное развитие и тладицки казахской литературы. А., 1970; Еепдиба&п Р. "смак коне загнан. Л. ,1967; Казак тарихи рохянк. я.,1979; Еряов Л.Ф, РусскьЦ советский роман. Л., 1967; Днелроа'В.Д. Черты романа XX века. М.-Д., 1965; История и литература. И,, 1960; Искусство романа XX зека. ¡1., 1У73; Дизунова Е. Современный казахский роман. А.,1964; Иаратааэ и. Социалиста« реалпзш1н,, казан проаасызда кагап-чьяуи., А. ,¿565; Кедрина 3. Из шгаого источника. А. ,1966; КуэнецоЕ л.м. Пут« развития советского роиана. М.,Т971; Поспелов г,И. Проблемы исторического развитая литературы.
Проблема современной советской прози. М.,1972; Чуковский к. Высокое искусство. М.,1353; Шалабаев Б. История казахской прози. А,д 1968; 1>азав; романынм} тууи мам калыптасу тарихы. А.,1983; Шарипов А, Наз1рг1 пэу1р хзнв совет эдебиот1н1ц даму проблеиалары. А. .1973.
- 18 -
Крупный вклад в становление ,чакра романа внес Сабит Цуканов. Обзоры и исследования прозы, особенно романоь Сабите. Муканова содержатся в работах Г.Тогдаиова, Е.Иснаилоиа, З.Шага-кина, А.Нуркатова, Г.Нуртазика, 3.Кедриной, З.Кабдулова, Т.Какишева, Р.Вердибаева, Н.Гебдуллина, М.Хасеноьа * и других.
Советский роман определился в 1920-е годы как роман "синтетического охвата действительности" больших социальны* кон]>-ликтов л человеческих характеров. Широта охвата действительности сочеталась с глубоким проникновением во внутренние процессы история и преломлением их в художественно индивидуализированных человеческих характерах.
В диссертации особое внимание уделено анализу роиана С,Муканова "Заблудившиеся" £1931). Писатель сосредоточивается на раскрытии "внутреннего человека", ка тех ситуациях, в которых каждый из героев предстает во всей реалистической цельности и психологической мотивированности его социьльно-кравстзенной сущности. О тематике, содержания, структуре, форме, сюжете, проблематике и о взаимоотношениях героев романа налксэно напало трудов.^
I. Тсряанов Г, Здсбкет кзне сын иаселзлер1. Ккгшордя Д02Э; ЫсмаРылов К. Ьелестен белеске,- ¡>азак здебиет1,1усч), 3 киу-
О сильных и смелых.-"Правда",1949.17 мая; Смирнов* В. Свет из России.-"Литературная газета", 1949,14 мая; Кабдуив 3. Жанр сиры. А.,19о4; Кэкишев Т. Дэу1р лидеры.А.,I уЗо: Ыаи-К1Ш 3. Сэбит романдаш тур алы ойлар.- адгаи одебизг! ,1558, 15 такыз; Хасенов М.'Унаг/удо образ гэио типтенд!ру.и,,19Ь6, т.б.
2. Кенкебаев Б. Эдебкет <5елестер1. Исследования.статьи. А,, 1986,с.368-3<3у; Куссепов Г. Суреткер парызы.-.Лнторатурно-крнтиччекие статьи." Л. ,1970, с.224: Баратаев в - Г«псн1с из-яер1. А,,1984, с.204; Кабдолов 3. Йакр сиры. А.,1964с.148-ТЬ8: ¡{ирабаеэ С. Унев вр1с1. А. Л971.сЛеб;К«наев '¿,. Дэу1р яидары. А.,1585, с .165-167 :Ьем1баев Р. Роси^лар тол-гьук. А.,1977,с.240; Яатимбетоэ А. йахаббаг хира.-дошунизм таны, 19о0, II июня; Шалабаея Б. К^гза1> рсманкивд тууы кен калыптасу тзрихы. А.,1У63,с.122; Елеукенов Ш. От фольклора до романа-эпопеи. А.,1У87,с.1о9; Нургалиев Р. ¡(аза? рево-лецияльп? поэзиясы. А, ,198?,с.59; Сахариев Б. Уакнт тшысы.
алай жол талты. кездесу.-
Б работа предпринята попытка анализировать ногори» появления .романь "Заблудившиеся". В диссертации также уделено боль-воо внимании роботам литератур*»^ критиков.
В стьт;>*2 "Бот как била написана ''Светлая любовь"^ и в три-р
логик "Икояа. низнк , С.Мукыюв раскрывает внутреннюю прукину тех социслы:о-о5к;ес;тэениых причин, которые стали основой романа "Заблудившиеся".
Роиен "Заблудизшиеся" увидел свет а Москве под названием '"Сын бая" (переводчики Б.Калдыбаев и О.Фрелих, 1935 год). Он был на только пзраьы казахским романом, переведенный на русский язык для всесоюзного читателя, но и первым произведением,
вызвавшим обцесоазкуо дискуссию на страницах "Комсомольской
3 и
правды''. "Литературной газеты" других.
Ромьи "Сын бея" вызвал осуждение республиканской критики,
которая обвиняла автора в идейной невыдержанности, и этим
4
иалоЕияи социаяько-эстеткческий запрет а& его издание.
Этот роман, ставший объектом дискуссии, одновременно был показ меле»: художественного уровня казахской литературы перед ясесодзной литературной общественность».
Однако успех, романа "Заблудившиеся" оказался кратковременным» По заключению официальной комиссии он якобы не соответствовал .принципах социалистического реализма, становление и фор-кироеание которого в казахской литературе происходили на годы
1. ИуканоБ^С, "Бот как была написала "Светлая любовь",- йазш$ здебиен, Т.9Ь9, &3 октября.
2. Муг.аноь С. 8м 1р мактеб1, 1970, с.262.
3. йпунт ?. Адвокаты кулачества.-„Комсомольская правда'; 193Ь, ., о окткбря: Тевкели Б. Повесть об обреченных;.Литературная
газета", 1930, Ь октября.
4. Ьтепсв й. "Удебиет образындагы кемш1л1ктвр1".-"Социалистич Казахстан", 1УЗо, 12 апреля: "Большев1кт1к сынды оз ара €)рАстетей1к".-"Социалист1к Казахстан", 1937, 16 имя;"1'агы да едасцандар туралн нвмесе Сабит Иукшювтш. эдебнеттеги Овйзыядыга "Лениншнл жас",1937, 1о иоля: Абди«пдиров К.
¿дебмегтогл троискияид-бухармнщил ултшил-фешист зиянкесте-КЭте |£уР1у керак'.-Назах эдебиети*\1937,13 авгус-
- го -
создания романа. Сталинские репрессии 1937 года не обозли стороной и Сабита Цуканова. Он был исключен из партии и отстранен от работы, а его роман решением Сооза писателей Казахстана подвергся инсинуации.
В 1953-54 годах С.Муканов вновь попадает з ополу. Но несмотря на превратности судьбы, писатель остается верен своему замыслу и приступил к переработке романа. В 1959 году С.Мука-нов на основе решения XX съезда, со значительными изменениям;! публикует свой древний роман "Заблудившиеся" под новкм названием "Светлая любовь". Если сопоставить худоиественнчй уровень двух вариантов, то предпочтение всо яа на стороне романа "Заблудившиеся" . Это объясняется тем, что названный роман вцдо-ляется острым, реалистическим показом лизни казахского общества в 20-ые годы, отточенности языка, воспринимаемого читателем, как дастш о либвп, (Зчезгдоо, что именно художественная сторона романа "Заблудившиеся" определили ей почетное место в сокровищнице казахской советской литературы как один из парных романов в 'полнок смысле этого слова. И в связи с этим возникает проблема о переиздании первого варианта романа "За-блудившиесп", как наиболее пвдагацяйсл произведение, отвечавшего духовным запросом читателей «о только начала 30-х годов, по и современных»
В диссертации анализируется разные научные мнения и рецензии критиков я дается оценка этим работам с позиции современных требования.
Сравнивая три редакция романа, изданнда и 1031, 1935 и 1959 годах, диссертант ставят задачу проследить творческие искания писателя, выявить системы идейно-выразительных средств.
Произведение "Заблудившиеся" сыграло больаув роль в становлении канра романа казахской прозы. Писатель чутко улавливает сухость общественного быт; i к необходимость борьбы за прогресс.
Диссертант в анализе романа постоянно уделяет внимание характеру, типу повествования, композиции к сюкету,
Роман м3аблуд»шкесяп знаменует дальнейший идейна-художост-вонный pocv Муканоса С., поднимает на новуа ступень его мастерство.
В "Заключении" подведены итоги исследования и обоег )ван& перспективность дальнейшей разработки пробдеш. Рассматривая вопросы ранней прозы С.Нуканова необходимо отметить о формирующейся крупном эпическом таланте писателя, об оригинальнее» та его стиля и всей художественной скотски.
Начавший свой творческий путь с поэзии, писатель ввел в казахскуа литературу свою оригинаяькуо художественную манеру. Руководствуясь революционными идеями, он показал борьбу нового со старым, стремления народа к лучшему.
С.Цуканов внес крупным вклад б развитие новой национальной литературы. Анализ романов "Школа низки", "Бэтагоэ","Иатеор'' в др. подтварзцдазт, что ошты 20-х годов бьши глубоким истоками творчества писателя .
В диссертаций сделана попытка исследовать своеобразна ком-.позиции расиказов,очерков, статей, повестей и романа С,Цукано* вя, еоэдышгж в -'¿0-х годах.
Проузкадендя С.Мукаиоеа утверждает красоту жизни. 11счти всех его героев объединяет одна благородная и возвышенная цель - сделать анзнь человека еще болез прекрасной, йго горой-это «iîyv»î благородные, с твердой волей, ' борющиеся за победу справедливости, , правда, добра. Они аивут трудом ииркш.созй-
- 2Z -
дателькум, дарящим счастье. Тонкими психологическими штрихами С.Муканов создает выразительные человеческие характеры, запоминающиеся образн.
Произведения Муканова яшзнвинн потому что главнее для писателя - правда, как См ее не принимали последугшда поколения читателей. Он делает предметом своего глализа общечеловеческие проблемы, проявляя страстное отношение к тому или иному общечеловеческому вопросу, часто дает па них ответы г. классовой дозировке. Произгедепил писателя проникнуты искренней тревогой о времени и человеке.
Творчество С .Муканова пронизано духом патриотизма и друк-бц народов, что дают его произведениям высокое общественно-политическое звучание.
Основа творчества С.Муканова- партийность и народность. Чувство повышенной ответственности перед временем, ответственность перед народом - вот ведущий принцип С.Муканова - писателя и граядсни.на.
Исследование истории проза С.Муканова 20-х годов еще раз убет-дазт насколько слох-.ен был путь формирования новой литература и критики, как и черэз какие трудности иришосв пройти т?м, кто стоял у истоков нового искусства.
Мастер литературной фор?«, вледезлий всеми богатствами казахского языка, С.Мукпнов прошел длительней, сло.тны!? творческий путь и занял почетное место п ряда классиков, казахской советской литература.
- 23 -
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Себм % чанов эцг1мелер1н"н керкемд1к ялем1 туралы.-¡\азак иен вдебиет1 /жинак/. КазЫУ, 198&, с.104-106.
Горизонты жанра,- Тезисы научной конференции, посвященной 90-летию академика-писателя Сабита Ыуканова. 1990, 16 мая.
Противостояние./К 90-летию со дня рождения академика -писателя Сабита Цуканова/.-"Простор", 1990, № 6, с.149-150.
Сабит Муцанов вене чазац совет 8дебнет1.- ^азш; ССР ГА хабаршысы. (Веотник АН КазССР), 1990, № 7, с.83-85.
Шыгарма хено уа^ыт тынысы.- Казак т1л1 - гшым т1л1. (Казахский язык - язык науки. Научное издание). 1990, с.БЗ-54.