автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творческая история романа С. П. Злобина "Салават Юлаев"

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Кульсарина, Ирена Галинуровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Творческая история романа С. П. Злобина "Салават Юлаев"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кульсарина, Ирена Галинуровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Башкортостан в жизни и творчестве С.П.Злобина.

ГЛАВА II. История создания первой редакции "Салавата Юлаева". 1й

§ 1. Возникновение замысла и его художественное воплощение.7d

§ 2. Фольклорно-этнографические истоки «Салавата Юлаева» .9V

§ 3 Исторические факты и художественный вымысел. Общественный резонанс о книге.1 ОН

ГЛАВА III. Переработанные редакции романа С.П.Злобина

Салават Юлаев".\\S

§ 1. Основные мотивы и причины творческих исканий писателя. 1\£

§ 2. Вторая редакция "Салавата Юлаева". а) Работа над образной системой романа.12Г б) Работа писателя над языком и стилем произведения.13£

§ 3. Творческая работа писателя над третьей редакцией романа.14( а) Фольклор и образная система произведения.14( б) Итоги работы писателя над языком произведения.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Кульсарина, Ирена Галинуровна

Проблема изучения творческой лаборатории художника слова в филологической науке является весьма актуальной. Исследование процессов литературного творчества и читательского восприятия представляет несомненный теоретический и практический интерес в первую очередь тем, что позволяет по-новому подойти к изучению творческого метода писателя, раскрыть процесс становления индивидуального стиля и мастерства, а также понять специфические законы литературного творчества.

Изучение истории создания того или иного произведения, где глубоко и детально раскрывается художественная система писателя, поэтические элементы его стиля, образы, сюжет, композиция, язык героев, придает литературоведческой работе специфический филологический аспект. Решить данную проблему возможно лишь при комплексном подходе и с привлечением достижений разных наук. Для полного и многостороннего изучения непознанных тайн творчества необходимы данные психологии, истории, методы и приемы текстологии. Следует отметить, что в последнее время высокие результаты дают именно углубленные исследования, проведенные на стыке различных научных дисциплин.

Вопрос о соотношении писательской индивидуальности к художественного освоения действительности, субъективного и объективного в самом процессе рождения образа является одним из малоизученных в литературоведческой науке. Особую актуальность данная проблема приобретает при разработке художником слова инонациональной тематики и материала.

Изучение творческой лаборатории С.П.Злобина, одного из известных мастеров исторической прозы XX века, позволяет выявить определенные закономерности творческого процесса писателя и особенности его манеры 4 письма, благодаря которым писатель создал блестящие образцы исторических романов. Актуализируется поставленная проблема и тем, что рассматриваемый нами первый исторический роман С.П.Злобина тесно связан с мотивами башкирского фольклора и широко отражает этнографические картины башкирского быта, следовательно, требует своего детального рассмотрения и вопрос взаимодействия русской литературы с башкирским устным народным творчеством.

Литературоведение выработало богатые традиции в исследовании творческой лаборатории классиков прошлого и современности.

Впервые вопрос о необходимости научного изучения принципов творческой работы писателя был поставлен в статье А.И.Белецкого «В мастерской художника слова», написанной в начале 20-х годов ХЛ"

Зеки -1 В ней рассмотрены предварительные итоги работы автора над идеей произведения, начиная от мотивов, побуждающих к творчеству, до выбора сюжета, образной системы, приемов и средств изображения природы и конкретного воплощения замысла.

Первым ученым, обратившимся к этой новой области исследований, был Н.К.Пиксанов. В статье «Изучение творческой истории шедевра: Принципы и методы» он выдвинул доктрину о «новом пути» литературной науки. В названной статье, а также в монографии о творческой истории комедии 3

А.С.Грибоедова «Горе от ума» Н.К.Пиксанов предложил методологию подобных исследований, подал пример его практического воплощения. Понимая под творческой историей реконструкцию творческого процесса,

1 Вопросы теории и психологии творчества. Вып. 8. - Харьков, 1923. - С. 87-277. Последнее издание -Белецкий А.И. В мастерской художника слова. - М., 1989. - 160 с.

2 Пиксанов Н.К. Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра: Принципы и методы // Искусство. - 1923. -№ 1.

J Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». - М. - Л., 1928, 2-ое изд. - М., 1971. - 400 с. 5

Н.К.Пиксанов считал, что для этого необходимы данные внешней биографии писателя, палеографическое изучение рукописей, исследование разновременных редакций текста и их вариантов, эволюции языка, образов, сюжета, идейности и лиризма. Ученый подчеркивал, что, «рассуждая теоретически и безотносительно, широко понимая творческую историю шедевра как всю сумму воздействий всех сил и факторов, мы должны признать, что и литературные влияния, национальные и чужестранные, и все связи с ранними произведениями того же автора, и общественные возбуждения его творческого создания, и все изучения натуры, т. е. живых прототипов будущих литературных героев, - все это должно мыслиться в полном понятии творческой истории».1

Суждения Н.К.Пиксанова вызвали серьезные возражения академика П.Н.Сакулина, написавшего методологическую статью по этой проблеме. В целом, приветствуя работы ученого, он вместе с тем не согласился с суженным толкованием Н.К.Пиксановым понятия «творческая история»: «С большой тщательностью прослеживая динамику творчества в стиле (языка), образах, композиции, идейности и лиризме комедии («Горе от ума». - И.К.), он принципиально воздерживается от характеристики тех же сторон творчества в целом, т.е. не показывает результатов динамики, как выразились они в окончательном тексте». П.Н.Сакулин делал вывод, что рядом с творческой историей в узком понимании как следующая ступень исследования должна стоять полная творческая история.

На принципиальную недостаточность телеологического подхода к проблеме в работах Н.К.Пиксанова указывал Б.В.Томашевский. Однако, критикуя некоторую односторонность монографии Н.К.Пиксанова, сам

1 Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». - М., 1971. - С. 63.

2 Сакулин П.Н. Проблема творческой истории // Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. -М., 1990.-С. 4. 6

Б.В.Томашевский впал в другую крайность, преувеличивая роль бессознательного в творческом процессе. «Произведение создает не один человек, а эпоха, - утверждал он, - подобно тому, как не один человек, а эпоха творит исторические факты. Автор во многих отношениях является только орудием. В целом, принцип внутренней телеологии. не может служить универсальным ключом в художественном анализе произведения. Важно не то, куда целит автор, а куда он попадает».1

Позднее к этой проблеме обратился Д.С.Лихачев. Оспаривая позицию Томашевского, он писал, что «. важно и то и другое: без первого, то есть без изучения намерений автора (пусть меняющихся), нельзя понять второе, то есть творческий результат. Скажем лишь одно - отрицать целесообразность изучения «творческой истории» только на том основании, что намерения творца меняются в процессе этой творческой истории или что помимо намерений творца имеет значение и эпоха, - нет никаких оснований».2

Д.С.Лихачев предложил отделить историю текста от понятия «творческая история», так как в творческую историю того или иногс произведения почти во всех случаях входят обстоятельства, не имеющие совершенно никакого отношения к творчеству: давление цензуры, требования издателя, потеря рукописей и т.п. Поэтому исследователь должен изучить в истории текста произведения как обстоятельства, имеющие отношение к творчеству, так и не имеющие: «Для того чтобы понять, куда попал автор, надо изучать и то, как он целился, и то, каким было его ружье», и всю сумму обстоятельств, оказавших воздействие на «полет пули».3

1 Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. - М., 1990. - С. 152.

2 Лихачев Д.С. Текстология. - М.-Л., 1962. - С. 34.

3 Там же. - С. 38. 7

Таким образом, Д.С.Лихачев предложил синтез различных подходов к изучению творческой истории произведений. Только учитывая первоначальный замысел автора, его изменения в ходе работы, а также учитывая вмешательство внешних влияний, можно в достаточной полноте представить процесс создания произведения.

Это направление, начатое в 1920-х годах Н.К.Пиксановым, на современном этапе превратилось в широкое поле литературных исследований. Изучение генезиса шедевров русских писателей, в особенности, русской классики дало литературной науке немалые плоды. Создано большое количество трудов о творческой истории произведений А.С.Пушкина Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского и других. Актуальность изучения данной проблемы в значительной степени связана с подготовкой академических изданий сочинений русских писателей.

Следует отметить многообразие исследовательских работ по творческой истории. Есть объемистые исследования по творческой истории таких крупных произведений, как «Анна Каренина», «Воскресение», «Тихий Дон».1 В них с наибольшей полнотой отражены вопросы творческой истории: обстоятельства, предшествовавшие возникновению замысла, стиль, образы, прототипы, «влияния» и традиции, сюжет, композиция, идея, исторические, фольклорные v другие источники. Существует также много работ, сосредоточивших внимание на одном из таких вопросов, как возникновение авторского замысла, поиск подходящего названия, план будущего произведения, первоначальные наброски, характеристики персонажей и т.п. Отсюда и терминологическая разноголосица в трудах исследователей: творческая история, история создания,

1 Жданов В. Творческая история «Анны Карениной» - М.: «Советский писатель», 1957. - 262 е.; Он же. Творческая история романа «Воскресение». - М.: «Советский писатель», 1960. - 450 е.; Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон». Творческая история романа М.Шолохова. - М., 1989. - 460 с.

2 См. Текстология произведений советской литературы. - М. 1967. - 359 с. 8 работа автора над произведением, история написания и издания, творческая лаборатория, творческий процесс, генезис художественного произведения.

Изучение творческой истории получило широкое распространение и н? Западе - в Европе и Америке. Особенно много таких работ появляется во Франции, где даже была основана специальная кафедра «литературного творчества» («des creations literaires»), возглавлявшаяся крупным французским литературоведом Жаном Помье1.

Интерес к теоретическим проблемам изучения творческой деятельности писателя, к психологии творчества особенно усилился в отечественной науке в 60-70-е годы XX века. Появились книги разного типа и уровня, которые внесли заметный вклад в изучение данной проблемы и рассчитаны на разные круги читателей .

Библиографический указатель «Творческая история произведений русских и советских писателей», содержащий около двух тысяч названий, свидетельствовал о возрастающей потребности в дальнейшей разработке проблемы творческой истории . Хотя в данном указателе были большие пробелы в исследовании многих авторов, он утвердил в литературоведении проблему творческой истории как научную дисциплину.

Н.Ф.Бельчиков, как бы подводя итоги тогдашним спорам, писал: «Многие оспаривали значение творческой истории как нового пути (метода) для историко-литературной науки.

1 Об этом см.: Вопросы творческой истории литературного произведения. - Л., 1964. - С. 3.

2 Выготский Л.С. «Психология искусства» (написана в 1925 г.); издана впервые в 1965 г., изд. 2-е. -М., 1968; Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. - Л., 1960; Ленобль Г.М. Писатель и его работа.-М., 1966; Цейтлин А.Г. Труд писателя. - М., 1962 и т.д.

3Творческая история произведений русских и советских писателей. Библиографический указатель. Составили Н.И.Житова и М.И.Колесникова. Редакция и предисловие Н.К.Пиксанова. - М., Книга, 1968.-112 с. 9 Заслуга Н.К.Пиксанова в том, что он своевременно поставил вопрос об обосновании проблемы. на основе принципов развития и всестороннего изучения явлений в их связи и единстве»1.

Труды вышеуказанных ученых, в которых очерчен круг вопросов, входящих в понятие «творческой истории», послужили методологической базой нашей диссертации. В работе также использованы теоретические концепции и методологические подходы, выработанные литературной наукой в новейший период. Изучение творческой истории наиболее значительных произведений национальных литератур ведется в соседних тюркоязычных республиках . Обогащается исследованиями в этом направлении и башкирская литературная наука3.

В диссертации использован историко-генетический метод исследования. По справедливому мнению известного теоретика литературы М.Б.Храпченко, вышеуказанный метод «занимает ведущее место в общей системе литературоведческих дисциплин», так как «вне познания жизненных социальных истоков литературного творчества невозможно глубоко понять ни отдельные художественные произведения, ни литературный процесс в целом»4. Нередко прибегаем мы в своей работе к сопоставительному методу в сочетании с методом системного анализа.

Материалом для исследования нами выбран роман Степана Павловича Злобина (1903-1965) «Салават Юлаев», имеющий достаточно богатую

1 Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. - М., 1975. - С. 137-138.

2 Ахметов З.А. Поэтика эпопеи «Путь Абая» в свете истории ее создания. Автореф. дис.,канд. филол. наук. — Алма-Ата, 1984; Джумабаев И.А. Творческая история романа «Среди гор» Т.Сыдыкбекова. Автореф. дис.,.канд. филол. наук. - Бишкек, 1995; Макпыров С. Творческая история романа «Ботагез» С.Муканова: Автореф. дис.канд. филол. наук. - Алма-Ата, 1975; Фатхрахманов Р. Г. Творческая лаборатория прозаика (на материале произведений А.Еники , М. Магдеева , А. Гилязева , Н. Фаттаха и др.):Автореф. дис-канд. филол. наук. —Казань, 2000 и т.д.

3 Хусаинов Г.Б. Секреты творчества. -Уфа, 1995. - 112 С. (На башк. языке).

4 Храпченко М.Б. Собр. соч. в 4-х томах, т. 4. - М., 1982. - С. 385.

10 творческую историю и оставивший неповторимый след в отечественной литературе XX века. Над своим романом писатель работал около сорока лет и создал три его редакции, каждая из которых представляет значительную эстетическую ценность.

Творчество С.П.Злобина привлекает к себе внимание критиков и литературоведов давно. Обстоятельно исследован роман «Степан Разин», удостоенный в 1952 году Государственной премии СССР. Изучению и анализу этого произведения посвящено несколько кандидатских диссертаций1, опубликовано большое количество статей в литературоведческих сборниках, в учебных пособиях и в периодической печати2.

Успех «Степана Разина» не явился внезапно, он был подготовлен многими годами упорного и глубокого осмысленного труда, труда историка и писателя, устремленного к единой цели - раскрытию всей полноты о исторического значения народных масс» , - справедливо отмечала З.С.Кедрина. Действительно, уже в начале своего творческого пути писатель обращается к эпохе пугачевского восстания, где народ предстал той главной силой, что творит историю. Ранним романом «Салават Юлаев» начинается и утверждается писательская деятельность С.П.Злобина.

Хотя о первом романе писателя появилось немало статей, но все еще нет монографического исследования о нем. Между тем, роман возвратил из полузабытья славное имя легендарного героя башкирского народа Салавата

1 Поляков А.Ф. Проблема изображения народа и героя в романе С.Злобина «Степан Разин». - М., 1953; Соловей Н.Я. Советский исторический роман о Степане Разине («Степан Разин» С.Злобина и «Разин Степан» А.Чапыгина). - М., 1954; Кононова В.И. Языковые средства стилизации в советском историческом романе (по материалам романов А.Чапыгина «Разин Степан» и С.Злобина «Степан Разин»), - М., 1954 Кудряшова Е.И. Роман С.П.Злобина «Степан Разин». - Л., 1955 и т.д.

2 Петров С. Новый роман о Степане Разине // Знамя. 1952. - № 1; Иванов Вс. Роман о Степане Разине // Правда,- 1952,. - 19 февраля; Кедрина 3. Живая история. // Известия. - 1952. - 20 марта; Тихомиров М. «Степан Разин" // Комсомольская правда. - 1952. - 21 марта и др.

3 Кедрина 3.C. Литературно-критические статьи. - М., 1956. - С. 131.

11

Юлаева, ставшего, по словам народного поэта Башкортостана Мустая Карима, «символом своей нации»1. Исследователями были рассмотрены проблематика, идейное содержание, сюжет, образы героев романа; высказаны отдельные наблюдения относительно истории его создания.

Выход «Салавата Юлаева» (1929) был доброжелательно встречен в литературных и читательских кругах; отзывы о романе в основном были опубликованы в периодической печати2.

Читается повесть с интересом. Исторически правдивая, она дает читателю ряд сведений по истории пугачевского движения», но «отягощена бытовыми подробностями, часто не раскрывающими социальных противоречий Башкирии. В языке встречаются иногда элементы вычурности и надуманности»3, - писал М. Беккер.

В одной из рецензий отмечено, что «сила Злобина в том, что с первых же глав его книги читателю делаются далеко не безразличными и Салават, и Кинзя, и другие герои романа, в том, что читатель переживает и радость борьбы Салавата и горе его неудач и поражений», а к недостаткам книги отнесено то, «что слишком вскользь и грубоватыми штрихами очерчена фигура самого Пугачева, . и больше, чем следует, фраз на башкирском языке», но «в целом книга производит глубокое и сильное впечатление, которое сохраняется надолго»4.

Заслугой писателя считалось и то, что он «проделал чрезвычайно ценную работу: на основании архивных документов, исторических работ, Мустай Карим. Салават Юлаев и его стихи // Дружба народов. - 1972. - № 11. - С. 235.

2 См.: Бойков М. Степан Злобин // Смена. - 1932. - № 7; Штейнберг Е. Революционная романтика в исторической повести // Детская и юношеская литература. - 1933 . - № 6 и т.д.

3 Беккер М. Злобин С. «Салават Юлаев» // Детская литература. — 1932. - № 7. - С. 9.

4 А. К. «Салават Юлаев» // Детская литература. - 1936. - № 17. - С. 7-9.

12 сказаний, легенд, песен реставрирована и обнажена социальная сущность пугачевского мятежа»1.

Выступая на Первом Всесоюзном съезде писателей, С.Я.Маршак отметил, что «надо оценить по достоинству смелость задачи Злобина, который попытался посмотреть на восстание Пугачева глазами башкира Салавата и для этого собрал новый, еще никем не использованный материал» . О восторженных отзывах ребят про книгу поведал со страниц журнала и П.Лысяков .

Вторая редакция книги, увидевшая свет в 1941 году, вышла с предисловием академика Л.В.Черепнина4. Вступительная статья ученого в какой-то мере помогает осмыслить исторические события периода пугачевского восстания, происходившие на территории Башкирии, и полнее представить то, о чем повествуется в романе. Обстоятельно освещаются в ней быт и уклад жизни башкир XVIII века.

Исследователь творчества С.П.Злобина Е.И.Кудряшова в своей монографии «Степан Злобин как автор исторических романов» отвела специальную главу «Салавату Юлаеву». В ней, отмечая историко-новаторскую сущность произведения, его реалистический характер, автор пишет, что «в центре внимания писателя оказались судьбы не случайных групп людей, а широких народных масс, а героем романа стал человек, кровно связанный с народом»5. Альтерман С. О творчестве Ст. Злобина // Книга о молодежи. - 1932. - № 1-2. - С. 78.

2 Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. - М., 1934. - С. 36.

J Лысяков П. За историческую повесть для детей // Детская литература. - 1935. - № 4. - С. 10-13.

4 Черепнин Л.В. Вступительная статья // Злобин С.П. Салават Юлаев. - М., 1941. - С. 3-19.

5 Кудряшова Е.И. Степан Злобин как автор исторических романов. Историко-биографический очерк. Белгород, 1961. - С. 14.

13

Изучение творчества С.П.Злобина в Башкортостане связано прежде всего с именем известного ученого-краеведа и писателя М.Г.Рахимкулова1. Освещая «башкирские страницы» жизни и творчества писателя, он дал глубокий анализ произведений С.П.Злобина, связанных своим содержанием с башкирским краем, написал пособие «Степан Злобин и Башкирия»2, в котором раскрыты творческие, деловые и дружеские контакты писателя с Башкирией, освещена история создания некоторых его произведений.

М.Г.Рахимкуловым же начато изучение творческой истории романа «Салават Юлаев». В ряде статей он подробно останавливается на истории создания двух «башкирских» романов писателя: «Салават Юлаев» и «По обрывистому пути», делится своими впечатлениями от личных встреч с писателем, приводит ряд ценных фактических материалов, извлеченных им из архивных источников3.

В нескольких книгах М.Г.Рахимкулова среди литературно-краеведческих очерков имеются также статьи, посвященные первому роману

1 Рахимкулов М.Г. О творческих связях С.П.Злобина с Башкирией // О традициях и новаторстве в литературе и устном народном творчестве. Вып. 2. - Учен. зап. Башкирского госуниверситета. - Вып. 51. Серия филол. наук, № 21 (24). - Уфа, 1972. - С. 194-208; Он же. О романе С.П.Злобина «Утро века». - Материалы вторых Уральских «Бирюковских чтений». - Челябинск, 1974. - С. 10-15; Он же. К творческой истории романа С.П.Злобина «По обрывистому пути». - Традиции и новаторство. Вып. 3. Учен. зап. Башкирского госуниверситета. Вып 80. Серия фил. наук. № 26. - Уфа, 1975. - С. 199-207. Он же. Последний роман С.П.Злобина - Предисловие к кн.: По обрывистому пути. Роман, кн. первая. - Уфа: Башкнигоиздат, 1985. - С. 513; Он же. Неизданная повесть С.Злобина: (о повести «Дороги») // Вечерняя Уфа, 1970. - 4 февраля; Он же. Лебединая песня Степана Злобина: (к творческой истории романа «По обрывистому пути») // Вечерняя Уфа, 1973. - 29 марта; Он же. Роман и история: (О романе С.П.Злобина «Утро века») // Вечерний Челябинск, 1974. -11 октября и т.д.

2 Рахимкулов М.Г. Степан Злобин и Башкирия. - Уфа: Башкирская организация общества «Знание», 1988.-С. 32.

3 Рахимкулов М.Г. Творческая история романа «Салават Юлаев»: (Предисловие) // Злобин С. Салават Юлаев: Исторический роман. - Уфа, 1982. - С. 5-18.

14

С.П.Злобина1. «Певцом Салавата» назвал этот исследователь С.П. Злобина, высоко оценивая его произведение как «первый роман, довольно полно и правдиво изобразивший жизнь и боевой путь легендарного героя башкирского народа»2.

Сравнивая и сопоставляя различные издания романа, М.Г.Рахимкулов приходит к выводу, что «каждая из редакций по-своему интересна, оригинальна и значительна», и далее отмечает, что «если первая редакция примечательна своим романтическим пафосом, поэтичностью, авторской непосредственностью и непринужденностью, обилием фольклорного материала, то последующим редакциям присуща реалистическая направленность, строго научный подход к решению поставленной в романе проблемы народ и история»3.

Кроме названных работ, имеется большое количество юбилейных статей этого ученого на разных языках, опубликованных в периодической печати Башкортостана. Все они указаны в библиографии нашей работы.

Роман «Салават Юлаев» многократно переиздавался. И каждому изданию, как правило, предпосылалось отдельное предисловие или оно сопровождалось послесловием, написанными разными авторами и затрагивавшими разные аспекты изучения произведения4. В них анализируются

1 Рахимкулов М.Г. «Старый друг Салават.» - Цветущий край, благославенный: Русские писатели о Башкирии. - Уфа: Башкнигоиздат, 1979; Он же. Воспевший Салавата. Любовь моя - Башкирия: литературно-краеведческие очерки. - Уфа: Башкнигоиздат, 1985, переизд. 1994.

2 Рахимкулов М.Г. Первый роман о Салавате / Живая память. -Уфа: Китап, 1997. - С. 58.

3 Там же. - С. 70.

4 Ленобль Г.М. С.Злобин и его роман «Салават Юлаев» (предисловие) - С.Злобин. Салават Юлаев. Свердловск, 1973. - С. 10-12; Сафуанов С.Г. Роман «Салават Юлаев» С.Злобина - С.Злобин. Салават Юлаев: исторический роман. - Уфа, 1974. - С.476-482; Козлов И. Исторические романы Степана Злобина (вступительная статья) - С.Злобин. Собр. соч. в четырех томах, т. I. - М., 1980. - С. 5-26; Филатова А.И. Степан Злобин и его роман «Салават Юлаев» (послесловие) - Злобин С.П. Салават Юлаев: Исторический роман. - Л., 1984.-С. 442-447.

15 образы героев романа и приемы изображения действительности, содержатся высказывания относительно истории создания «Салавата Юлаева».

Особенно ценными для нашего исследования являются указанная выше статья и книга Г.М.Ленобля «Писатель и его работа. Вопросы психологии творчества и художественного мастерства», где отведена специальная глава «Салавату Юлаеву»1. Новизна его работы заключается в текстологическом сопоставлении различных редакций этого произведения. Творческую эволюцию авторской концепции ученый объясняет развитием исторической и литературной наук, а также ростом художественного мастерства писателя.

Справедливо отмечая, что «в романе С.Злобина «Салават Юлаев» слились воедино фольклор, история и литературные основы», Г.Г.Ишимбаева проанализировала функции устного народного творчества в данном произведении . Детально исследуя мотивы башкирского фольклора в «Салавате Юлаеве», автор приводит сходные параллели использования образцов устного народного творчества зарубежными писателями и вводит рассмотренный роман в мировую художественную традицию исторического романа, повествующего о борьбе народа за свою свободу.

Исследуемый нами роман относится к историческому жанру, и в нем изображается один из переломных моментов отечественной истории. Нами были изучены и труды известных ученых - салаватоведов: И.М.Гвоздиковой, В.В.Сидорова, М.Х.Идельбаева3 и др.

1 Ленобль Г.М. Три варианта исторического романа. - Писатель и его работа. Вопросы психологии творчества и художественного мастерства. - М., 1996. - С. 355-393.

2 Ишимбаева Г.Г. Богатыри, воспетые народом // Вечерняя Уфа, 1993. - 24 ноября; Она же. Фольклор в романе «Салават Юлаев» / Живая память. - Уфа, 1997. - С. 74-81.

J Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. - Уфа, 1982. - С. 208 с илл.; Сидоров В.В. О башкире-певце и бесстрашном бойце. Книга о Салавате Юлаеве. - Уфа, 1983. - С. 152; Он же. По следам Салавата (историко-краеведческие очерки). - Уфа, 1988. - С. 160; Идельбаев М.Х. Сын Юлая Салават. Историко-документальное повествование. - Уфа, 1994. - 272 с. (На башк. яз.)

16

Хотя в перечисленных работах сделано немало для научного изучения романа, творческая история произведения освещена далеко не достаточно. Предпринимаемое нами исследование предполагает выяснение большого круга нерешенных вопросов, необходимых для воссоздания целостной картины творческой истории романа «Салават Юлаев».

Целью диссертационного исследования является раскрытие изначальных замыслов произведения, исследование путей и приемов их творческого воплощения, выявление принципов работы писателя над образной системой, фольклорным и языковым материалом.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи: изучить биографические и творческие связи С.П.Злобина с Башкортостаном, родиной главного героя книги;

- выяснить предысторию первой редакции романа "Салават Юлаев"; определить основные мотивы и причины пересмотра книги автором; текстологически сопоставив три редакции романа, раскрыть эволюцию концепции главного героя, фольклорного и языкового материала и показать конкретные результаты работы писателя над образной системой, сюжетным построением и идейным замыслом романа.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в предлагаемой работе осуществляется попытка системного, по возможности, всеобъемлющего исследования творческой истории романа С.П.Злобина.

Объектом нашей работы явились авторские редакции «Салавата Юлаева»1, а также черновые рукописи романа, хранящиеся в личном фонде писателя (фонд 2175) в Российском государственном архиве литературы и

1 Злобин С.П. Салават Юлаев. - М., 1935. Изд. шестое. - 315 С.; Злобин С.П. Салават Юлаев.- М., 1941,- 374 С.; Злобин С.П. Салават Юлаев. - М., 1953. - 508 С., Злобин С.П. Салават Юлаев. - М., 1980.-525 С.

17 искусства в городе Москве. В отличие от окончательной редакции произведения, черновая рукопись содержит поправки и исправления, сделанные автором во время работы над текстом. По удачному выражению французского литературоведа А.Мазона, «беловик является немым свидетельством творчества, тогда как черновая рукопись представляет собою его «говорящего свидетеля». В этом заключается ценность черновиков писателя для науки. Испещренные зачеркиваниями и поправками рукописи, изобилующие условными знаками, переносами и перечеркиваниями автографы свидетельствуют о громадном труде, вложенном С.П.Злобиным в свое «первое детище». Благодаря вдове писателя Виктории Васильевне Злобиной в нашем распоряжении имеется вторая редакция (1941 года) книги с правками самого автора для третьей редакции. Это существенно усиливает объективность результатов нашего исследования.

К черновым рукописям и различным редакциям романа примыкают многочисленные высказывания и статьи С.П.Злобина о своей работе над «Салаватом Юлаевым»1. Нам кажется ошибочным взгляд А.И. Белецкого, приглашающего исследователей покинуть ненадежную область автопризнаний и изучать мастерскую писателя по одним лишь печатным текстам его произведений . Признание автора и самоанализ хода и результатов творческого процесса, зафиксированных в статьях и в дневниках, является ценнейшим материалом для познания тайн мироздания под названием «Салават Юлаев».

Объектом нашего исследования стали также письма разных лиц к писателю и самого писателя, содержащие не менее важные признания о

1 Злобин С.П. Как я делал книгу «Салават Юлаев» // Детская литература, 1935. - № 4. - С. 18-21; Он же. О труде писателя. - Пионерская правда, 1961. - 28 марта; Машинопись статей С.П.Злобина «Как я работал над Салаватом Юлаевым» и письмо читателям в сборнике «Литературный кружок», выпускаемом Московским областным Домом внешкольной работы, хранящиеся в РГАЛИ в фонде С.Злобина № 2175, опись № 2, ед. хранения 148.

2 Белецкий А.И. В мастерской художника слова. - М., 1989. - С. 18-19.

18 творческой истории романа. Письма издавна изучаются как бесценный источник историко-литературной информации: с помощью писем реконструируется писательская биография, из писем извлекаются сведения о лицах, входящих в дружеский круг автора. Кроме этого, нами были изучены письма читателей с различными откликами о романе «Салават Юлаев». Все эти материалы были извлечены из личного фонда писателя, хранящегося в РГАЛИ, и из семейного архива.

Творчество писателя нами трактуется как динамический процесс, включающий в себя неразрывно связанные звенья: первоначальный замысел и все фазы его развертывания, затем результат авторского труда, т.е. законченное произведение, и, наконец, восприятие его читателями.

Системность творческого процесса обуславливает и системность его изучения. Системный подход, как известно, является универсальным и находится в центре современных исканий во всех областях науки.

В диссертации переработанные издания романа названы редакциями. Хотя некоторые литературоведы (Г.М.Ленобль, С.Г.Сафуанов, И.Козлов и т.д.) использовали термин «вариант», нам кажется правомерным и точным определение их как редакции (1929, 1941, 1953 гг.), учитывая значительность произведенных автором переработок.

Хочется верить, что наша работа как первая кандидатская диссертация по роману «Салават Юлаев» восполнит пробел, существующий в научной литературе о С.П.Злобине, и послужит логическим продолжением исследований творчества этого писателя.

Диссертация, посвященная изучению творческой истории первого романа о национальном герое Башкортостана, надеемся, будет иметь универсальное прикладное значение: явится важным подспорьем для энциклопедии о Салавате Юлаеве, над созданием которой работает ученый коллектив Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра

19

Российской академии наук. Произведенные нами наблюдения и выводы могут быть применены при составлении учебно-методических пособий по предметам «Культура Башкортостана» и «Башкирская литература» для средних общеобразовательных школ Республики Башкортостан.

Основные положения диссертации могут быть использованы в процесса изучения курса русской и башкирской литератур в высших и средних учебных заведениях, а также при чтении спецкурсов по краеведению.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творческая история романа С. П. Злобина "Салават Юлаев""

Заключение

Изучение творческой истории художественного произведения является одним из актуальнейших вопросов современного литературоведения и лингвистики. Для науки важен любой этап творческого процесса: от первоначальных и смутных замыслов до типографической корректуры, на которую писатель наносит свои последние исправления.

Научное исследование закономерностей творческой работы С.П.Злобина над романом "Салават Юлаев" помогло выявить идейно-эстетические позиции писателя в процессе выработки художественной концепции произведения, основные принципы редактирования текста, выяснить общественно-психологические предпосылки переработок и конкретно-исторический смысл романа. При этом нами бьвд/ использованы синтез различных подходов, учитывающих данные биографии писателя, материалы, касающиеся первоначального замысла произведения и все фазы его развертывания, а также результат авторского труда - законченное произведение и его переработанные редакции. По черновым рукописям и композиционным планам, дневниковым записям и эпистоляриям автора была восстановлена история создания первой редакции романа. Как свидетельствуют архивные источники, импульсом для создания книги послужили жизнь и работа С.П.Злобина в Башкирии в 19241928 годах. Наблюдения во время лесоэкономических экспедиций по районам Башкирии, сбор и изучение краеведческой литературы "столкнули" будущего писателя "с таким исключительно интересным явлением в прошлом Башкирии, как Салават Юлаев". В образовании сюжетного каркаса книги сыграли огромную роль башкирское народное творчество, работы дореволюционных краеведов Ф.Д.Нефедова, Р.Г.Игнатьева о Салавате Юлаеве. Фольклор привлекался С.П.Злобиным не только в качестве свидетельства старины и

158 прошлого быта народа, но и как форма народной мысли, как выражение народного сознания, как путь к его познанию и основа народной культуры.

В издании 1929 года произведение С.П.Злобина носило приключенческий характер, многие исторические факты и события были искажены. Переработка произведения преследовала цель более глубокого раскрытия исторического процесса, "историко-романтическая повесть об одном герое" была переделана автором в исторический роман. Сопоставление двух редакций - 1929 и 1941 годов издания - показало, что в результате переработки были произведены серьезные изменения в обрисовке действующих лиц (Пугачева, Бухаира, Юлая). На качественно новый художественный уровень поднялось изображение главного героя - Салавата. Новые сюжетные вставки и персонажи помогли ярче и полнее раскрыть характер центрального героя книги. Положительно можно оценить введение новых колоритных фигур: Семки, Абдрахмана.

По итогам исследования можно заключить, что на вторую редакцию романа огромное влияние оказала книга бельгийского писателя Шарля де Костера "Легенда об Уленшпигеле". Наблюдается оно в построении образа Кинзи, в эпизоде с сожженным угольком и в приведенных эпиграфах к главам. Традиции Александра Сергеевича Пушкина, Мигела де Сервантеса, Шарля де Костера продолжены как в художественном воспроизведении некоторых сюжетных узлов, так и в решении проблемы борьбы народа за родную землю и свободу.

При создании второй редакции "Салавата Юлаева" оказала влияние и священная книга мусульман - "Коран". Коранические мотивы были привлечены автором не только для показа традиций и обычаев башкирского народа, но и для заострения конфликтных ситуаций. Внимательное отношение писателя к "Корану" позволило переделать страницы книги, искажающие башкирскую действительность.

159

Положительно можно оценить работу писателя и над языком текста романа. Были устранены неправильность и искусственность ритма и рифмы в стихах, отброшены неудачные слова и отрывки; отвлеченные и бледные фразы заменены образными. Иноязычная лексика (башкирская) сведена до минимума, использованы только самые общеупотребительные слова.

Большая творческая работа была проделана и в последующей редакции романа "Салават Юлаев". В ней кардинально была изменена трактовка образа Кара-Сакала. Если в первых двух редакциях народ был показан в романе слабо дифференцированной массой, то положительной стороной третьей редакции является изображение социально-экономического положения русских и башкирских народных масс, расслоение их на богатых и бедных. Салават Юлаев показан в обстоятельствах Башкирии в реалистических, имеющих документально-историческую основу событиях. Индивидуализированы образы рядовых участников восстания. Прежние боевые эпизоды, воспроизводившие ход Крестьянской войны, разрастались в массовые батальные сцены. Творчески были переработаны автором образцы устного народного творчества. В издании 1953 года фольклорный материал перестает быть орнаментально-изобразительной частицей как в первых двух редакциях, а сливается в повествовательной ткани произведения с его идейной направленностью. Язык последней редакции романа показывает высокий уровень мастерства писателя. Текст произведения пополнился афоризмами, иносказаниями, пословицами.

Таким образом, в свете нового уровня исторической науки и на основе достижений исторического жанра за тридцать с лишним лет автором была проделана огромная творческая работа над первым романом о Салавате, которая наглядно была представлена и обобщена в настоящем исследовании.

Салават Юлаев" С.П.Злобина занимает достойное место в отечественной исторической литературе XX века. Роман переиздавался свыше тридцати раз, был переведен на многие языки народов нашей страны. Исходя из

161

 

Список научной литературыКульсарина, Ирена Галинуровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Злобин С.П. Салават Юлаев. - М. - Л., 1929. - 312 с. с илл.

2. Злобин С.П. Салават Юлаев. М., 1935. - 315 с.

3. Злобин С.П. Салават Юлаев. М., 1941. - 374 с.

4. Злобин С.П. Салават Юлаев. М., 1953. - 508 с.

5. Злобин С.П. Салават Юлаев. Уфа, 1957. - 566 с. (На башк. яз. Перевод Р Нигмати и Н.Идельбая).

6. Злобин С.П. Салават Юлаев. М 1980. - 525 с.

7. Машинописные и рукописные материалы, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в личном фонде С.П. Злобина.

8. Общие соображения к состоянию лесного хозяйства Башкирской республики и перспективам его изменения в предстоящее пятнадцатилетие. Приложена карта Южного Урала.- РГАЛИ.-Ф.2175. On. 1. -Д.338.- 108 лл.

9. Очерк «Башкирские смуты от 1740 года до пугачевского периода». Автограф. Крайние даты : 1920 -1930-е гг. -РГАЛИ.- Ф.2175 .- Оп.2,- Д. 120.-10 лл.

10. Дневник С.П.Злобина с записями данных лесоэкономической Северобашкирской экспедиции и др. Автограф. Крайние даты: июль-декабрь 1928 года. Ф. 2175. - Оп.2. - Д.221. - 58 л.

11. Ю.Роман «Салават Юлаев». Глава I. Вариант.

12. Машинопись с правкой автора: Оп. 2. - Д. 2. Крайние даты: 1929. -РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 221. - 58 л.162

13. Роман «Салават Юлаев»: планы, характеристики действующих лиц, композиционные материалы. Крайние даты: 1930-40-е годы. Оп. 2. - Д.16. -16 лл.

14. О воспитательном значении фольклора (1930-е гг.).- РГАЛИ.- Ф.2175.-Оп.5. Д.30.-28 лл.

15. Рецензия Соломянской и Аренштейна на сценарии С.П. Злобина и Г.Н. Спевак (Злобиной) «Салават Юлаев». Крайняя дата: 27 декабря 1936 г. -РГАЛИ. Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 353.- 5 л.

16. Сюжетная схема сценария С.П. Злобина и Г.Н. Спевак (Злобиной) для кинофильма «Салават Юлаев». Машинопись и автограф. Крайние даты 1938-39 гг. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 89. - 49 л.

17. Киносценарий С.П. Злобина и Г. Н. Спевак «Салават Юлаев». Разрозненные листы. Машинопись с правкой автора. Крайние даты: 1938-39 гг. РГАЛИ. -Ф. 2175.- Оп. 2.-Д. 88.- 52 л.

18. Киносценарий С.П. Злобина и Г.Н. Спевак «Салават Юлаев». Варианты. Разрозненные листы. Автограф. Крайние даты: 1938-39 гг. РГАЛИ. - Ф. 2175.- Оп. 2.-Д. 87.- 108 л.

19. Киносценарий С.П. Злобина и Г.Н. Спевак «Салават Юлаев». Части 1-4. Крайние даты: 1938-39 гг. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 86. - 4 л.

20. Роман «Салават Юлаев». Главы 19-30. Вариант. Машинопись. Крайние даты: 1940-е гг. РГАЛИ.-Ф.2175.-Оп.2.-Д.10.-202 л.

21. Автобиографический очерк С.П. Злобина. Варианты. Отрывок. Крайние даты: 1930-1940-е гг. -РГАЛИ.Ф.2175,- Оп.2.-Д. 136.-2 л.

22. Драма С.П. Злобина и Г.Н. Спевак (Злобиной) «Салават Юлаев». Действия I -V. Варианты. Автограф. Крайние даты: 1947-48 гг. РГАЛИ. - Ф. 2175. -Оп. 2.-Д. 96.-51 л.163

23. Отзыв Ромма Михаила Ильича, Блиоха и Магата о фильме «Салават Юлаев», по сценарию Злобина С.П. (без начала) 1947 г. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2.- Д. 69. 1 л.

24. Сообщение С.П. Злобина о работе Башкирской республиканской комиссии жюри по конкурсу на театральные произведения по рассмотрению репертуара башкирских театров. Машинопись с подписью автора. 1947 год. -РГАЛИ.- Ф.2175.-Оп.2.-д.208.-12 лл.

25. Драма С.П. Злобина «Салават Юлаев». Заметки. Крайняя дата: 1948. -РГАЛИ.-Ф. 2175.- Оп. 2.-Д. 101,- 10 л.

26. Драма С.П. Злобина и Г.Н. Спевак «Салават Юлаев»: планы, характеристики действующих лиц, замечания по содержанию и др. Автограф. Крайние даты: 1947-48 гг. РГАЛИ.-Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 100. - 177 л.

27. Драма С.П. Злобина и Г.Н. Спевак «Салават Юлаев». Машинопись с правкой автора. Крайняя дата: 1948 г. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 99. - 84 л.

28. Рецензия на пьесу К. Даяна «Эскадрон». Машинопись с подписью автора. Крайние даты: не ранее 1942 г. РГАЛИ.-Ф.2175.-Оп.2.-Д. 186.-3л.

29. Рецензия на драму Г.Галеева и Б.Бикбая «Простые люди».- РГАЛИ.-Ф.2175.-Оп.2.-д.189.-6 л.

30. Рецензия на драму А. Бикчентаева и Р. Хайруллина «Ускорившие рассвет». Автограф. Крайние даты: 1946-1947 г. РГАЛИ.-Ф.2175.-Оп.2.-Д.191.-12 лл.

31. Рецензия на либретто оперы Назипа Идельбая «Гульшат». Машинопись.- РГАЛИ.-Ф.2175.0п.2.-Д.201 .-4 л.

32. Рецензия на пьесу М. Карима «Свадьба продолжается».- РГАЛИ.- Ф. 2175.-Оп.2.- д.208.- 12 л.

33. Роман С.П. Злобина «Салават Юлаев». Машинопись. Крайние даты: 19281953 гг. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 8. - 154 л.

34. Роман С.П. Злобина «Салават Юлаев». Машинопись с правкой автора. Крайние даты: 1928-1953. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп.2.-Д. 13. -311 л.164

35. Роман С.П. Злобина «Салават Юлаев». Главы I-IV. Варианты. Машинопись с правкой автора. Крайняя дата: 1953 г. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 14. -187 лл.

36. Роман С.П. Злобина «Салават Юлаев». Разрозненные листы. Машинопись с правками (Н.С. Злобина). Крайняя дата: 1953 г. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. -Д. 15.-87 лл.

37. Конспекты из исторических источников по истории С. Юлаева Е. Пугачёва. (1920-е 30-е гг.). - РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 22. - 370 лл.

38. Злобин С.П. Моя работа над языком исторического романа. Автограф. 195? года. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп.2.-Д. 170.- 12 л.

39. Письма С.П. Злобина учреждениям и организациям. В издательство «ВЕГААР» с уточнениями к договору об издании его романа «Салават Юлаев». 28 марта 1935 года. РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. - Д. 232. - 1л.

40. Письма читателей Злобину С.П. с отзывами на его роман «Салават Юлаев». Крайние даты: 6 мая 10 сентября 1954 г. - РГАЛИ. - Ф. 2175. - Оп. 2. -Д.366. - 9 л.

41. Заметки о литературе, истории, философии, политэкономии и др. Автограф. -РГАЛИ.-Ф.2175.-On. 1 .-Д.60.-15 лл.

42. Материалы деятельности С.П. Злобина в Союзе писателей СССР в комиссии по башкирской литературе, секции прозы.-РГАЛИ.-Ф.2175.-Оп.2.-Д.75.-53 л.

43. Журнальные и газетные статьи и выступления С.П. Злобина:

44. По социальному заказу // Юный коммунист. 1929. - № 4. - С. 30-33.165

45. Чтобы быть писателем, надо многое видеть // Колхозные ребята. 1934г№ 45. - 12 августа.440 детском творчестве // Детская и юношеская литература. 1934. - №7. -С.1-3.

46. Снова о детском литературном творчестве // Детская и юношеская литература. 1934. № 8. - С. 19-24.

47. Как я делал книгу «Салават Юлаев» // Детская литература. 1935. - № 4. - С. 18-21.470 детской литературе //Литературный Узбекистан. 1936. - № 1. - С.159-162.

48. Воспитание чувства // Детская литература. 1938. - № 14. - С.4

49. Литературно-творческая помощь детям // Детская литература. 1938. - № 18.- С.110-114.

50. Воспитательное значение советской художественно-исторической литературы // О детской литературе. М. - Л., 1950. - С. 313-344.

51. Счастье творить для народа// Смена. 1952. 14 мая.

52. Великое историческое настоящее // Знамя. 1952. - № 12. - С. 155 - 157.

53. Писатели и народ // Литературная газета. 1953. - 6 октября.

54. Народ творец истории // Искусство кино. - 1953.ЯЯ - № 4.

55. Живая правда истории. Заметки об украинских исторических романах и повестях // Дружба народов. 1954. - № 4. - С. 183-187.560 моей работе над историческим романом // Советская литература и вопросы мастерства. Вып. 1. М., 1957. - С. 145-146.

56. Глубже осмысливать свой творческий опыт. (Выступление на дискуссии московских писателей) // Московский литератор. 1958.-29 апреля.

57. Продолжение личной беседы. // Иностранная литература. М., 1958. - № 4.- С. 184.590 работе с начинающими писателями // Московский литератор. 1962. - 22 марта.166

58. Как я пишу. Ответ на анкету // Вопросы литературы. 1962. - № 5. - С. 158159.

59. Дружба поколений (о творчестве молодых писателей) // Вопросы литературы. 1962. - № 9. - С.103-104.

60. Первые страницы произведения. Ответ на анкету // Вопросы литературы. -1963,-№5. С.109-110.

61. Задачи романа // Вопросы литературы. 1965. - № 9. - С. 50.

62. Роман и история // Дружба народов. 1966. - № 7. - С. 237-249.

63. В Минском лагере военнопленных. Из записных книжек. 1941-1942 гг. // Литературное наследство. Т. 78. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Книга вторая. М., 1966. - С. 134-158.

64. Коротко о себе // Злобин С.П. По обрывистому пути. М., 1967. - С. 5-16.

65. Автобиография // Советские писатели: Автобиография. Т.4. М., 1972. -С.180-195.1.. Методологическая литература

66. Белецкий А.И. В мастерской художника слова // Вопросы теории и психологии творчества. Вып. 8. Харьков, 1923. - С. 87-277.

67. Белецкий А. И. В мастерской художника слова. (Сост. и вступ. статья А.Б. Есина). — М., 1989. 160 с.

68. Бельчиков Н.Ф. Творческая история и её роль в научном исследовании // Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. Издание второе. М., 1975. - С.136-140.

69. Вязовский Г.А. Проблемы специфики закономерностей творческого труда писателя. Автореф. дис. докт. филол. наук. Киев, 1967. - 46 с.

70. Голубов С. Правда и вымысел в советском историческом романе // Вопросы литературы. 1958. - № 1.167

71. Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон». Творческая история романа Шолохова. М., 1989. - 460 с.

72. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М., 1981. -204 с.

73. Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. М., 1990. - 264с.

74. Емельянов Л.И. Изучение отношения литературы к фольклору // Вопросы методологии и литературоведения. М.-Л., 1966. - С.263.

75. Жданов В.А. Творческая история романа «Воскресение». М., 1960. - 450 с.

76. Краснов Г.В. Мемуары как источник изучения психологии творчества // Психология процессов художественного творчества. М., 1980. - С. 84-93.

77. Ковалев Л.Г. Психология литературного творчества. Л., 1960. - 136 с.

78. Кондюрина Э.Ф. Творческая история романа В.Я.Шишкова "Емельян Пугачев": Дисс-.канд. филол. наук. -М., 1954. -235 с.

79. Македонов А.В. К методологии изучения творческой лаборатории писателя //Психология процессов художественного творчества. М., 1980. - С. 68-93.

80. Ленобль Г.М. Три варианта исторического романа // Писатель и его работа. Вопросы психологии, творчества и художественного мастерства. М., 1966. -С. 355-393.

81. Ленобль Г.М. История и литература. Издание второе. М., 1977. - 301 с.

82. Лихачев Д.С. Текстология: краткий очерк. М.-Л., 1964. - 104 с.

83. Медведев П.Н. В лаборатории писателя. М.- Л., 1971. - 392 с.

84. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л., 1969. - 448 с.

85. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. М., 1980.-С. 5-23.

86. Мессер Р.Д. Советская историческая проза. Л., 1955. - 303 с.168

87. Молчанов В.В. Писательский замысел и пути формирования читательского восприятия (к изучению творческой лаборатории писателя). Дисс.,.канд. филол. наук. - Д., 1971. - 168 с.

88. Мусатов Е.И. Методологическое значение творческой истории литературного шедевра // Страницы истории русской литературы. М., 1971. - С. 283-290.

89. Нестеров М.Н. Язык русского советского исторического романа. Киев, 1978.- 191 с.92,Осоцкий В.Д. Роман и история. (Традиции и новаторство советского исторического романа). М., 1980. - 383 с.

90. Пауткин А.И. Советский исторический роман (в русской литературе). М., 1970.- 110 с.

91. Петров С.Г. Тайны творчества. М., 1964.-128 с.

92. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе. М., 1961. - 223 с.

93. Пиксанов Н.К. Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра: Принципы и методы // Искусство. 1923. - № 1. - С. 94113.

94. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». M.-JL, 1928. Второе издание. - М., 1971.-400 с.

95. Сакулин П.Н. Проблема творческой истории // Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. М., 1990. -С. 4-7.

96. Семанова M.J1. Творческая история произведений русских писателей: Книга для учителя. М., 1990. - 192 с.

97. Серебрянский М. Советский исторический роман. М., 1936. - 158 с.

98. Творческая история произведений русских и советских писателей. Библиографический указатель. Составили Н.И. Желтова и М.И. Колесникова. Редакция и предисловие Н.К. Пиксанова. М., 1968. - 112 с.

99. Текстология произведений советской литературы. М., 1967. - 359с.169

100. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов, изд. 5-е. М., 1976. - 548 с.

101. Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. М., 1959. -278 с

102. Фатхрахманов Р. Г. Творческая лаборатория прозаика (на материале произведений А. Еники, М. Магдеева, А. Гилязова, Н. Фаттаха и др.): Автореф. дисс.канд. филол. наук. Казань, 2000. -32 с.

103. Фортунатов Н.М. Творческий процесс Л.Н. Толстого как «опыт лаборатории» // Психология процессов художественного творчества. М., 1980.-С. 94-103.

104. Хусаинов Г.Б. Секреты творчества. -Уфа7Й95. 112 с. (На башк. яз.).

105. Цейтлин А.Г. Труд писателя. Вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда. Второе издание. М., 1968. - 563 с.

106. Чудакова М. О. Рукопись и книга. Рассказ об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателя. М., 1986.-173 с.

107. Ян В. Проблема исторического романа // Литература и искусство. 1993. 15 мая.

108. I. Литература о жизни и творчестве С.П. Злобина

109. А.К. Салават Юлаев // Детская литература. 1936. - № 17. - С.7-9.

110. Альтерман С. О творчестве Степана Злобина // Книга молодёжи. 1932. -№ 1-2. - С.77-80.

111. Багуманов А. Певец ли Салавата? (на баш. яз. «Салауатты данлаусымы»?) // Башкортостан. - 1993. - 28 декабря.

112. Беккер М. Злобин С. «Салават Юлаев» // Детская литература. 1932. - № 7.-С.9.170

113. Бикбай Б. О большом художнике, большом патриоте // Совет Башкортостаны. 1965. - 22 сентября (На баш. яз.)

114. Бойков М. Степан Злобин // Смена. 1932. - № 7. - С.23

115. Вахитов Р. Салават Злобина // Башкортостан». 1993. - 19 августа (На баш. яз. - «Злобин Салауаты»).

116. Геллер Д. Салават Юлаев // Кино. -1941.-21 февраля.

117. Григорьев С. О маленькой исторической библиотеке Детиздата // Детская литература. 1939. - № 10-11.

118. Губарев В. Салават Юлаев // Комсомольская правда. 1941. - 7 марта.

119. Злобин Н. Клевета // Башкортостан. 1994. - 28 мая. - № 102 (на баш. яз.).

120. Ишимбаева Г.Г. Богатыри, воспетые народом // Вечерняя Уфа. 1993. - 24 ноября.

121. Ишимбаева Г.Г. Фольклор в романе «Салават Юлаев» // Живая память. -Уфа, 1997.-С. 74-81.

122. Ишимбаева Г.Г. К вопросу о трагическом в "Салавате Юлаеве" С. Злобина // Бельские просторы. 2000. - № 9.- С. 144-147.

123. Кассис В., Колосов JI. Тринадцать новелл о советских разведчиках. Книга 2.-М., 1992.- 176 с.

124. Кедрина З.С. Живая история // Литературно-критические статьи. М., 1956.-С. 130-153.

125. Козлов И. Исторические романы Степана Злобина (вступительная статья) // Злобин С.П. Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 1. М., 1980. - С. 526.

126. Кононова В.И. Языковые средства стилизации в советском историческом романе (на материале романов А. Чапыгина «Разин Степан» и С. Злобина «Степан Разин»). Автореф. дис.лсанд. филол. наук. М., 1954. - 16 с.

127. Кораллов М. М. Буян \\ Злобин С. П. Остров Буян. -М., 1994. С. 691716.171

128. Крючков Н. Памятный фильм // Известия Башкортостана. 1993. - 18 декабря.

129. Кудряшова Е.И. Роман С. Злобина «Степан Разин». Автореф. дис.канд. филол. наук. J1., 1995. - 16 с.

130. Кудряшова Е.И. Степан Злобин как автор исторических романов. Критико-биографический очерк. Белгород, 1961. - 222 с.

131. Ленобль Г.М. Степан Злобин и его роман «Салават Юлаев» (предисловие) // Злобин С.П. Салават Юлаев: исторический роман. Свердловск, 1973. - С. 10-12.

132. Лысяков П. За историческую повесть для детей // Детская литература. -1935,-№4. С. 10-13.

133. Михеева А.А. Проблема использования художественного вымысла в историческом романе С.П. Злобина «Степан Разин». Автореф. дис.канд. филол. наук. Томск, 1955. - 16 с.

134. Надыршин К. Степан Злобин и скульптура Салавата // Вечерняя Уфа. -1997. 23 января.

135. Нечаев М. Степан Злобин «Пугачёвский бригадир С. Юлаев» // Просвещение национальностей. - 1933. - № 6. - С. 93-94.

136. Оснос Ю. Художественная повесть и популярная историография // Литература и искусство. 1943. - 4 сентября.

137. Панневиц И.Г. Фольклорная символика в романе С.П. Злобина «Степан Разин». // Фольклор народов РСФСР: межвузовский сб., вып. 2. Уфа, 1975. -С. 115-124.

138. Писатели Москвы — участники Великой Отечественной войны. М., 1997.-496 с.

139. Поляков А.Ф. Проблема изображения народа и героя в романе С.П. Злобина «Степан Разин». Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1953. - 16 с.172

140. Рахимкулов М.Г. Певец Салавата ( О С.П. Злобине) // Агидель. 1966. - № 12. —С.66-71 (На баш. яз.).

141. Рахимкулов М.Г. Неизданная повесть Степана Злобина: (о повести «Дороги») // Вечерняя Уфа. — 1970. — 4 февраля.

142. Рахимкулов М.Г. О творческих связях С.П. Злобина с Башкирией // О традициях и новаторстве в литературе и устном народном творчестве. Вып.2. Ученые записки БГУ, вып. 51, серия филол. наук № 21/24). Уфа., 1972.-С. 194-208.

143. Рахимкулов М.Г. Лебединая песня Степана Злобина: (к творческой истории романа «По обрывистому пути»). // Вечерняя Уфа. 1973. - 29 марта.

144. Рахимкулов М.Г. Первый роман Степана Злобина: К 200-летию Крестьянской войны 1773-1775 гг. //Вечерняя Уфа. 1973. - 14 ноября.

145. Рахимкулов М.Г. Роман и история (о романе С.П. Злобина «Утро века»), // Вечерний Челябинск. 1974. - 11 октября.

146. Рахимкулов М.Г. Первый роман Степана Злобина (предисловие) // Злобин С.П. Салават Юлаев: исторический роман. Уфа, 1978. - С. 661-671.

147. Рахимкулов М.Г. «Старый друг Салават.» // Цветущий край, благословенный. Русские писатели о Башкирии. Уфа, 1979. - С. 175-208.

148. Рахимкулов М.Г. Башкирия в творчестве С.П. Злобина. // Советская Башкирия. 1979. - 27 мая.

149. Рахимкулов М.Г. Творческая история романа «Салават Юлаев» (предисловие) // Злобин С.П. Салават Юлаев: исторический роман. Уфа, 1982.-С. 5-18.

150. Рахимкулов М.Г. Воспевший Салавата: (80 лет со дня рождения С.П. Злобина) // Агидель. 1983. - № 11. -С. 108-114 (На баш. яз.).

151. Рахимкулов М.Г. Воспевший Салавата: (О С.П. Злобине) // Советская Башкирия. 1983. - 24 ноября.173

152. Рахимкулов М.Г. Воспевший Салавата — Любовь моя Башкирия. Литературно-краеведческие очерки. - Уфа, 1985. - С. 171-206.

153. Рахимкулов М.Г. Последний роман Степана Злобина (предисловие) // Злобин С.П. По обрывистому пути: роман. Книга первая. Уфа, 1985. - С. 513.

154. Рахимкулов М.Г. Мотивы башкирского фольклора в произведениях русских писателей 1920-х годов // Фольклор народов РСФСР: межвузовский сб.-Уфа, 1988. С. 118-124.

155. Рахимкулов М.Г. Степан Злобин и Башкирия (методические рекомендации в помощь лектору). Уфа: Республиканское общество «Знание», 1988. - 32 с.

156. Рахимкулов М.Г. Народной мудрости родник. Уфа, 1988. - 184 с.

157. Рахимкулов М.Г. Батыр ярасы яуда унала // Кызыл тан. 1993. - 21-28ноября.

158. Рахимкулов М.Г. Опальный первопроходец. К 90-летию со дня рождения С. Злобина // Ленинец. 1993. - 21-28 ноября.

159. Рахимкулов М.Г. Воспевшие Салавата. Образ батыра в русской литературе. (Художественно-краеведческие очерки). Уфа, 1994. - 160 с.

160. Рахимкулов М.Г. Неизвестный Злобин // Бельские просторы. Уфа, 1996. -С. 161-206.

161. Рахимкулов М.Г. Первый роман о Салавате // Живая память. Уфа, 1997. - С. 54-74.162. «Салават Юлаев». Съемки исторического фильма // Вечерняя Москва. -1940. 8 октября.

162. Сафуанов С.Г. Роман «Салават Юлаев» Степана Злобина (послесловие) // Злобин С.П. Салават Юлаев: исторический роман. Уфа, 1974. - С. 476-482.

163. Сидоров В.В. Любимый герой Степана Злобина // По следам Салавата (историко-краеведческие очерки). Уфа, 1988. - С. 47-63.174

164. Соловей Н.Я. Советский исторический роман о Степане Разине («Степан Разин» А. Чапыгина и «Степан Разин» С. Злобина). Автореф. дис.,канд. филол. наук. М., 1954. - 20 с.

165. Тарле Е. Исторические книги для детей // Известия. 1940. - 27 декабря.

166. Узиков Ф.А. Воплотивший историю в книги // Это с нами навсегда. -Уфа, 1983.-С. 82-84.

167. Узиков Ф.А. (под псевдонимом Ю. Архангельского). Рождение «Салавата Юлаева» // Заман Башкортостан. - 1998 год. - 18 апреля.

168. Филатова А.И. Степан Злобин и его роман «Салават Юлаев» (послесловие) // Злобин С.П. Салават Юлаев: исторический роман. Л 1984.-С. 442-447.

169. Черепнин Л.В. Вступительная статья // Злобин С.П. Салават Юлаев: исторический роман. М., 1941. — С. 3-19.

170. Шабанов Л. Салават Злобина // Башкортостан. 1994. - 22 января (на баш. яз. - «Злобин Салауаты»).

171. Штейнберг Е. Революционная романтика в исторической повести. Злобин С. «Салават Юлаев» // Детская и юношеская литература. 1933. - № 6. -С.24.

172. Янсен Марк. Суд без суда. 1922 год. Показательный процесс социалистов-революционеров. М., 1993. - 272 с.1.. Литература о Салавате Юлаеве

173. Ахметшин Б.Г. Предания о Салавате Юлаеве. В сб.: Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала. Вып. 1. - Уфа, 1974. - С. 144171.175

174. Ахметшин Б.Г. Предания о крестьянской войне 1773-1775 годов , записанные в деревне Ильчино Учалинского района БАССР.-В сб.Фольклор народов РСФСР .Межвузовский сб. изд. Баш. ун-та.-Уфа Д981.-С.74-78.

175. Галин Г.М. Последний путь Салавата. Сподвижники Пугачева в Прибалтике. Научно-популярное издание. Уфа, 1994. - 128 с.

176. Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. Уфа, 1982. - 208 с.

177. Игнатьев Р.Г. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор // Башкирия в русской литературе в 6-ти томах. Т. 2. / Сост. и предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М.Г.Рахимкулова/. Уфа, 1990. - С. 281-300.

178. Игнатьев Р.Г. Песня о батыре Салавате // Башкирия в русской литературе в 6-ти томах. Т. 2. / Сост. и предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М.Г.Рахимкулова/. Уфа, 1990. - С. 278-280.

179. Идельбаев М.Х. Сын Юлая Салават: Историко-документальное повествование. Уфа, 1994. - 272 с. (на баш. яз.).

180. Исторические предания и легенды о Салавате-В сб.; Башкирское народное творчество.-Уфа, 1987,- Т.2.-С.235-282.

181. Карим М. Салават и его стихи // Дружба народов. 1972.-№1.-С.232-234.

182. Крестьянская война в России в 1773-1775 гг. Восстание Пугачева. Т.З. Отв. ред. проф. Мавродин B.B.-JL, 1970.-488 с.

183. Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии: Сборник документов. Уфа, 1975.-495 с. с карт.

184. Лимонов Ю.А., Мавродин В., Панеях В. Пугачев и его сподвижники.-М.-Л., 1965.-С. 110-138.

185. Надыршина Ф.А. Башкирский фольклор о Крестьянской войне. В кн.: Участие народов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции. - Уфа, 1974.-С.68-80.176

186. Салават Юлаев (о нем).-Советская историческая энциклопедия. Т.12.-М., 1969.-С.482.

187. Сидоров В.В. Народно-поэтическая биография Салавата Юлаева // Вопросы башкирской фольклористики. Уфа, 1978. - С. 37-59.

188. Сулейманов A.M. Н.К.Дмитриев и башкирский фольклор // Ватандаш. -2000. № 10. - С. 123-127 (на башк. яз.).

189. Таймасов С.У. Восстание 1773-1774 гг. в Башкортостане. Уфа, 2000.376 с.

190. Усманов А. Башкирский народ в крестьянской войне // Народы в крестьянской войне 1773-1775 гг. Уфа, 1977. - С. 58.

191. Харисов А. Салават Юлаев и его образ в литературе // Литературный Башкортостан. 1953. - № 5. - С. 44-55.

192. Швырев И. Пугачевцы в Эстонии // Советская Башкирия.-1973.-22 декабря.

193. Янгиров Р. Салават на экране. (С. Юлаев в кинофильмах) // Вечерняя Уфа.-1969.-18 июля.1. V. Переводная литература

194. Antos. G. Grundlagen einer Theorie des Formulierens. Textherstellung in geschriebener und gesprochener Sprache, Tubingen.-1982.

195. Silman. T. Texttheorie. Munchen.-1974.

196. Charles Henri De Coster. La Legende et les aventures heroigues, jouyeuses et glorieuses d'Ulenspiegel et de Lamme Gvedzac au pays de Flandres et ailleurs.178