автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Творческая целостность празднично-обрядовой культуры

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Степанюк, Лина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Творческая целостность празднично-обрядовой культуры'

Текст диссертации на тему "Творческая целостность празднично-обрядовой культуры"

,!'% А'

' ? - А/*, у> ',» >

Д/,. : * V

'■ч*^ ' ч/ч.* ** « «V, г

МОСКОВСКИ! ГОСдаРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

СТЕШШЮК 1ша Ивановна

24.00.01 - "Теория культуры"

руководитель доктор педагогических наук,

АД.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

Москва - 1999

О ОДЕР X АНН

Стр.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

ПРАЭДНИЧНО-ОЕРЩОВЩ ШШ _____________ 18

§ I. Культура как творческая целостность........ 18

§ 2. Празднично-обрядовая культура как творческая целостность................................38

Глава I. С ОВЕРШЕНСТВОВАНШ СКУКОТЫ ТВОРЧЕСКОЁ

ЦЕ10<Ш0ОЖ 1РАЭДНИЧН0-0ШЩ0В0| КУЛЬТУРЫ 65

§ I. Концептуальный подход к совершенствованию структуры творческой целостное та празднично-обрядовой культуры ..................... 65

| 2« Драматургия - ведущий фактор творческой целостности празднично-обрядовой культуры..94

§ 3. Режжссура-сштезирущий фактор творческой

целостности празднично-обрядовой культуры 124

еШСШ ЖШРАОТН -------............................ 165

——х-

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Творческая целостность цразднич-но-обрядовой культуры в период перехода нашего общества на рыночные отношения, которые весьма динамичны и в современных условиях, делают эту научную проблему весьма актуальной.

Проблема творческой целостности празднично-обрядовой культуры проистекает как из объективных9так и субъективных причин. Пока научная цроблема творческой целостности праздничной культуры как единая динамичная система воспроизводства культуры, передачи идей, образцов поведения, оценок, стандартов вкуса представляется как гипотеза исследования.

Этим и объясняется необходимость инновационных подходов к новой системе праздников и обрядов, которые способны синтезировать новые идеи, модели действия, духовные ценности, культурные программы.

Для того, чтобы рассмотреть творческую целостность празднично- обрядовой культуры необходимо понимание реальноетей,происходящих в обществе и трансформировать их адекватно изменяющейся действительности.

Эта идея реально осуществима в стабильных условиях общественного развития, на которые оказывают свое влияние объективные и субъективные факторы. Поскольку творческая целостность празднично-обрядовой культуры-сложный феномен, его следует рассматривать как единый творческий организм, все составляющие которого трансформируются в изменяющемся образе жизни. Праздник и обряд неотъемлемые компоненты любого образа жизни. Поэтому организация праздника и обряда носит характер прямой зависимости, жесткой детерминации от социума. Организация праздника и обряда обеспечиваются внутренней прочностью, устойчивостью, высокой степенью сопряженности всех компонентов.

Отсюда, налицо противоречие между состоянием творческой целостности празднично-обрядовой культуры и объективной потребностью общества в её сущностном состоянии.

Преодоление этого противоречия мешают негативные тенденции^ опирающиеся на концепцию "культурного обслуживания", которые не позволяют раскрыть творческие потенциальные возможности празднично-обрядовой культуры.

Разрешение вышеуказанных противоречий сдерживается отсутствием специальных научных исследований,изучающих проблемы оптимизации творческой целостности празднично-обрядовой культуры.

Следовательно, актуальность данной проблемы определяется потребностью общества в раскрытии творческой целостности празднично-обрядовой культуры,оптимально сбалансированной во всех компонентах.

Степень научной разработанности проблемы. Анализа состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует значительный массив научных публикаций, раскрывающих методологию празднично-обрядовой культуры. Это труды философов Афанасьева В.Г., Андреева Э.М., Болдина В.И., Бронникова Ю.Н., Григорьева В.М., Журавлева А.Г., Иванова К.Н., Косова Е,В., Попова Г.Х., Чистяковова В Д., Яковлева И .Я.

Оригинальные поиски данной проблемы были у социологов Андреенкова В.Г., Волкова И.И,, Иванова В.Н., Кабыща A.B., Кол-бановского В.В., Коробейникова B.C., Осипова Г.В., Ракитова А.И., Рывкина P.M., Харчева А.Г., Филиппова Ф.Р., позволили раскрыть составляющие механизмы организации праздников и обрядов.

Феномен творческой целостности осмысливался и в теории культуры как способ сохранения и распространения культурных ценностей, накопленного социального опыта. Здесь актуальны исследования Афасижева М.А., Буевой Л.П., Кучмаевой И.К.,

Маркаряна Э.С., Межуева В.М., Толстых В.И.

Касаясь взаимодействия личности с окружающей его культурной средой, формированием коммуникативных навыков, способствующих ее интеграции в общество, автор обращался к трудам Ибрагимова Р.И., Иконниковой С.Н., Когана Л.Н., Лукина Ю.А., Палеевой H.H.

Следует выделить ряд исследований, имеющих научное значение для изучения творческой целостности празднично-обрядовой культуры, основной составляющей сферы культуры, где раскрываются ре-жиссерско-драматургические основы театрализованных представлений, праздников и зрелищ, самых крупномасштабных форм культурно-досуговых программ. Особый вклад здесь внесли такие исследователи, как Аксенов B.C., Владимиров Е.А., Гагин В.Н., Генкин Д.М., Жарков А.Д., Жаркова I.C., Конович A.A., Красильников Ю.Д., Сасыхов A.B., Садовская B.C., Стрельцов Ю.А., Триодин В.Е., Шабалин В.Г.

Приведенные выше авторы в своих исследованиях косвенно касались выявления творческой целостности празднично-отраслевой культуры. Они обосновали методологию проблемы, определили ее место в системе культурологии, сконцентрировали внимание ученых на основных направлениях исследования данной проблемы.

Следовательно, актуальность исследования определяется потребностями общества в разработке целостной картины празднично-обрядовой культуры - важнейшего фактора развития личности в рыночных отношениях.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы диссертантка избрала объектом исследования празднично-обрядовую культуру переходного периода нашего общества к рыночным отношениям, а предметом - процесс творческой целостности современной празднично-обрядовой культуры.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования, которая состоит в предположении о том, что рас!фытие эволюционного процесса трансформации системы праздников и обрядов социалистического общества в демократическое общество как сложившегося элемента духовного развития общества будет способствовать оптимизации процесса творческо целостной саморегулирующейся и динамичной системы.

Все это и определило цель исследования, которая состоит в изучении процесса формирования творческой целостности современной празднично-обрядовой культуры России,

Данная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

- рассмотреть понятие "тверческая целостность культуры";

- раскрыть понятие "празднично-обрядовой культуры как твор-че ской целое тнос ти";

- выявить основные направления совершенствования творческой целостности празднично-обрядовой культуры;

- выработать практические рекомендации по оптимизации организации деятельности учреждений культуры в современных условиях по формированию празднично-обрядовой культуры.

Вазами исследования стали Дворцы культуры г.Волжского Волгоградской области "Волгоградгидросзроя" и Дворец культуры комбината "Химволокно".

Выбор баз исследования был определен идентичностью решения ими творческих и коммерческих задач, территориальным расположением, что создавало возможности дня репрезентативного исследования и сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытного этапов исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили

сложившиеся в философии и культурологии концепции целостных подходов к деятельности, органического единства творческого и организационного процесса, на основе активного восприятия духовных ценностей и понимания всепроникающего характера культуры. ;:

Идеи тесной взаимосвязи явлений материальных и духовных (Кант, Гегель, Фихте), ценностно-ориентированного, активно-деятельное тного процесса "духовно-практического" основания мира (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов).

Существенное воздействие на теоретическую позицию автора оказали идеи русских мыслителей - Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, М.М.Бахтина, Г.С.Батищева и др. о бесконечном духовном самоопределении человека, о путях удовлетворения духовных потребностей личности. .

Проблемы творческой целостности празднично-обрядовой культуры рассматривались с позиций эстетических идей Дробязко В., Погожева Т.А., Протопопова Н.Ф., Славинаса А.Я., Чемякина С.Н., Хромова Ю.Б.

В основу исследования была положена научная концепция доктора педагогических наук, профессора Жаркова А.Д. о целостном ценностно ориентированном, активно-деятельноетном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры. В данной концепции содержательный потенциал, включающий организационные процессы и творческие формы художественного развития личности, находятся в неразрывном единстве.

Существенную роль в определении теоретической позиции диссертантки сыграли труды, обогащающие опыт организации деятельности учреждений культуры функционирующих в различных регионах России по формированию творчески целостной празднично-обрядовой культуры.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение

6-ти лет (1992-1998 гг.).

Было осуществлено изучение и анализ философской, культурологической, социологической, педагогической литературы с целью выявления состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведения исследования. На основе анализа документов, материалов, периодической печати, монографий и других публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована методологическая часть программы исследования и намечен ее процедурный раздел. На основе анализа документации экспериментального и контрольного Дворцов культуры было изучено состояние празднично-обрядовой культуры в г.Волжском Волгоградской области.

В обоих Дворцах культуры проводилось изучение объективных возможностей совершенствования организации деятельности учреждений культуры, в создании творческой целостности цразднично-обря-довой культуры. Осуществлена логическая и структурная обработка исследовательских материалов; получен фактологический материал, что позволило разработать специальную программу 3включающую комплексные разделы по созданию творческой целостности цразднично-обрядовой культуры, в которых предусмотрены различные акции

)

раскрывающие социально-педагогический потенциал этого феномена.

Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. В том числе метод наблюдения использовался в целях определения эффективности различных компонентов творческой целостности празднично-обрядовой культуры. Методы беседы и опроса.

Для проведения исследования была сделана попытка найти методики, которые позволили бы^в дополнение к внешним обстоятельствам, выявить специфику праздника и обряда как социального организма и осознать специалистам и сотрудникам учреждений

культуры, что подлинными мотиваторами организации деятельности являются знания, умения, навыки, способы и формы деятельности, которые бы были созвучны стратегии государственных праздников и обрядов. Избранная методика позволила получить необходимый и достаточный набор сведений, способствующих наиболее полному пониманию сущности празднично-обрядовой культуры.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, достаточностью полноценного фактологического материала. Репрезентативность фактологического материала позволила осуществить сравнительный анализ полученных данных. Подтверждается широтой и типичностью баз исследования, длительностью научного поиска, адекватностью методики его целям и задачам.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная проблематика будет впервые исследована в данном контексте. До сих пор не предпринималось попыток исследовать феномен творческой целостности празднично-обрядовой культуры, связанных с духовным творчеством и символической коммуникацией, как художественно-эстетический образ конкретной эпохи, как пространственно-временной континиум развития и жизнерадостности личности. В обосновании современной концепции ценностно-ориентированного, активно-деятельноетного подхода к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.

В процессе исследования рассмотрены понятие и существенные характеристики творческой целостности празднично-обрядовой культуры, что позволило выстроить систему5способную быть самоупра] ляемой, саморазвивающейся. Для выяснения жизнеобеспечения системы на базах исследования были определены три основные направления совершенствования творчески целостной празднично-обрядовой культуры. Это внедрение в организацию деятельности учрездения куль-

туры целостной празднично-обрядовой культурной программы, которая проявляет профессионально-прогностические функции специалистов; расширяет диапазон действия, что представляет наибольшие возможности для обогащения празднично-обрядовой культуры.

Творчески целостная празднично-обрядовая культурная программа позволяет осуществлять взаимодействие учреждения культуры с другими институтами, способствует повышению уровня координации как составной части организации, способствующей созданию психолого-педагогических ситуаций для реализации социально-творческих способностей личности.

Разработаны и внедрены в практику научно-методические рекомендации для учреждений культуры, где автор делает акцент на то, что организация деятельности учреждения культуры будет наиболее эффективной, если она осуществляет дифференцированный подход к возрастным категориям посетителей на основе ценностных ориентации и мотивированного включения личности в празднично-обрядовую культуру. Создание специализированной творчески целостной празднично-обрядовой культурной программы способствует развитию многофункциональной предметной художественной деятельности, подготовке полифункциональных празднично-обрядовых программ, различающихся по формам организации и методам проведения, что позволило зафиксировать реальные позитивные результаты организации его деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработанных автором рекомендаций, предложениях и выводах, которые внедрены в практику Волгоградских учреждений кулыуры и могут быть использованы в учреждениях культуры различного типа.

Материалы полученные в ходе исследования могут быть использованы в деятельности Областного научно-методического Центра народного художественного творчества и культурно-просветительной

работы:

- оказании информационно-методических, образовательных и других видов услуг цредприятиям, учреждениям, организациям культуры;

- участии в разработке и производстве материально-технической базы досуга;

- организации и проведении учебной и производственной практики студентов в передовых базовых организациях отрасли культуры.

Материалы^полученные в ходе исследования данной проблемы,, используются в Волгоградском училище культуры в процессе преподавания курса "Режиссура культурно-досуговых программ" по кафедре "С оциально-культурной деятельное ти".

Апробация работы осуществлялась посредством:

- опубликования результатов исследования в печати;

- выступления на республиканской научно-практической конференции молодых ученых Москва 25-26 марта 1997 года "Социум и культура: голоса молодых" с докладом "Творческая целостность празднично-обрядовой культуры";

- участия в работе научно-методической конференции "Культура в духовной жизни общества". Москва, 1996; инструктивно-методических совещаниях 1993-97 гг. в г.Волгограде;

- отчетов перед специалистами работников учреждений культуры г.Волжского Волгоградской области в 1995-1996 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

- празднично-обрядовая культура-исторически обусловленное образование., осуществляющее производство и освоение духовных ценностей, обеспечивающая универсальное развитие и реализацию сущностных сил личности;

- творческая целостность празднично-обрядовой культуры осуществляется на основе определенного набора взаимосвязанных

операций; прогнозирование результата с учетом объективных и субъективных фактор�