автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Творческие принципы И. Стравинского в свете неомифологизма культуры России начала ХХ в.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Аракелова, Александра Олеговна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Творческие принципы И. Стравинского в свете неомифологизма культуры России начала ХХ в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Аракелова, Александра Олеговна

Введение.

I.винский и философско-художественные искания в России начала XX века.

1. Неомифологизм как знаковое явление в культуре России конца XIX - начала XX века. С. 6

2. «Преодоление Диониса» в творчестве Стравинского. С. 32

3. «Особая религиозность» Стравинского и философские искания в России «серебряного века». С. 42

II. Пространственно-временные параметры музыкального синтаксиса произведений Стравинского в соотнесенности с основными закономерностями диалектики мифа.

1. Темообразование Стравинского и основные закономерности диалектики мифа. С. 51-59.

2. Особенности серийности Стравинского в соотнесенности с логикой мифа (инкорпорированное предложение, аритмология Н. Бугаева). С. 59-69.

3. Формообразование Стравинского в ракурсе софийного конструирования мифа. С. 70-78.

III. Идейно-образный аспект произведений Стравинского в свете мифоритуальности.

1. «Петрушка». С. 79-92.

2. Архетипическая образность в опере «Похождения повесы». С. 93-103.

3. «Число» в системе мифоритуальной организации балета «Агон». С. 104-113.

 

Список научной литературыАракелова, Александра Олеговна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Аверинцев С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. М.: Искусство, 1972.

2. Аверинцев С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. М.: Наука, 1972.

3. Аверинцев С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. М.: Наука, 1975.

4. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.

5. Аврелий М. Латинский язык как всемирный // Весы, 1904, № 7.

6. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995.

7. Актуальные проблемы теории и истории русской литературы // Ученые записки ТГУ, вып. 748, Тарту, 1987.

8. Акулинин В. Философия всеединства от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990.

9. Алексеев В. Бугаев Н. В. и проблемы идеализма московской математической школы. Юрьевъ: типография К. Маттисена, 1905.Ю.Алфеевская Г. «Царь Эдип» Стравинского (к проблеме неоклассицизма) // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. ML: Музыка, 1978.

10. Античные риторики. М.: изд. МГУ, 1978.

11. Античные теории языка и стиля. М.-Л.: Соцэкгиз, 1936.1 З.Аполлон. 1909, № 1,2.

12. Арановский М. Симфонические искания. Л.: Сов. композитор, 1979.

13. Асафьев Б. Игорь Стравинский и его балеты // О балете. Л.: Музыка, 1974.

14. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977.П.Астахова О. К вопросу о хореографической теме в классическомбалете // Музыка и хореография современного балета. М.: Музыка, вып. 4, 1982.

15. Бакст Л. Пути классицизма в искусстве // Аполлон, 1909, № 2.

16. Баранова Т. Танцевальная музыка эпохи Возрождения//М.: Музыка, вып.4, 1982.

17. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.: Худ. литература, 1990.

18. Белый А. Между двух революций. Л., 1934.

19. Белый А. Начало века. М., 1933.

20. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1933.

21. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

22. Бенуа А. Беседа о балете. СПб, 1908.

23. Бенуа А. В ожидании гимна Аполлону // Аполлон, 1909, № 1.

24. Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928.

25. Бенуа А. Художественные письма. «Речь», 1911.

26. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

27. Бердяев Н. Самопознание: опыт философской автобиографии, М.: Книжное обозрение, 1988, № 52.

28. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

29. Блок А. Белый А.: переписка // Летописи, кн. 7., М.: ГЛМ, 1940.

30. Блок А. О современном состоянии русского символизма. Петербург: Алконост, 1921.

31. Блок А. Полн. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 5, М., 1962.

32. Бугаев Н. Математика и научно-философское миросозерцание. Киев, 1898.

33. Бугаев Н. Основы эволюционной монадологии. М., 1893.

34. Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. М.:Терра, 1991.

35. Бычков В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма // Философия искусства в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1981.

36. Бычков В. К вопросу о древнерусской эстетике // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985.

37. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М., 1988.

38. Вересаев В. Живая жизнь: Аполлон и Дионис. М.: Недра, 1929.

39. Вершинина И. Ранние балеты И. Стравинского. М.: Наука, 1967.

40. Вульфсон А. Неоклассические балеты И. Стравинского // Музыка и хореография современного балета. Вып. 1. М.: Музыка, 1974.

41. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.

42. Гервер Л. А.Н. Скрябин и античные мотивы нового мифотворчества: исследования и статьи // ученые записки. Гос. мемориальный музей А.Н. Скрябина, вып. 3. М.: Ирис-пресс, 1998.

43. Гессе Г. Игра в бисер. М.: Правда, 1992.

44. Гливинский В. Позднее творчество И.Ф. Стравинского. Донецк: Донеччина, 1995.

45. Голосовкер Я. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

46. Грабарь И. Ранний александровский классицизм и его французские источники // И.Грабарь о русской архитектуре. М., 1969.

47. Григорьева Е. Распыление мира в дореволюционной прозе А. Белого // Актуальнейшие проблемы теории и истории русской литературы / ученые записки ТГУ, вып. 748, 1987.

48. Гумилев Н. Заветы символизма и акмеизм. Аполлон, 1913, № 1.

49. Друскин М. Игорь Стравинский. Л.: Сов. композитор, 1974.

50. Друскин М. О западно-европейской музыке XX века. М.: Сов. композитор, 1973.

51. Дягилев С. и русское искусство: статьи. Интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. В 2-х т. М.: Искусство, 1982.

52. Зиновьев А. Магия Апокалипсиса. Саранск: Поиск, 1990.

53. Иванов Вяч. Борозды и межи: опыты эстетические и критические. М.: Мусагеть, 1916.

54. Иванов Вяч. Древний ужас // Золотое руно, 1909, № 4.

55. Иванов Вяч. Заветы символизма//Аполлон, 1910, № 3.

56. Иванов Вяч. Ницше и Дионис // Весы, 1904, № 5.

57. Иванов Вяч. Поэт и чернь// Весы, М., 1904, № 3.

58. Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего Бога // Новый путь, 1904, № 1.

59. Ивлева JI. Обряд, игра, театр // Народный театр. Л., 1976.

60. Ипатов А. Православие и русская культура. М.: Сов. Россия, 1985.

61. Исупов К. Историзм Блока и символическая мифология истории // А. Блок. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1991.

62. Кессиди Ф. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972.

63. Краснова О. К проблеме генезиса мифологического действия. Саратов: изд-во СГУ, 1988.

64. Краснова О. О соотносимости категорий мифопоэтического и музыкального // Музыка и миф. М.:ГМПИ им. Гнесиных, 1992.

65. Кудряшов Ю.В. Музыкальная готика мессы Гийома де Машо // Музыкальная культура Средневековья: Теория. Практика. Традиции: сб. науч. трудов. Л., 1988.

66. Курченко А. Стравинский и Достоевский//Сов. Музыка, 1990, № 3.

67. Левая Т. От романтизма к символизму // Проблемы музыкального романтизма. Л.: ЛГИТМиК, 1987.

68. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991.

69. Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. № 7, 1970.

70. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.

71. Лосев А. Диалектика мифа. М.: собственное изд. автора, 1930.

72. Лосев А. Диалектика числа у Плотина. М., 1928.

73. Лосев А. Знак, символ, миф. М.: изд-во МГУ, 1982.

74. Лосев А. Из ранних произведений. М.: Наука, 1990.

75. Лосев А. История античной философии. М.: Мысль, 1989.

76. Лосев А. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Наука, 1969, т. 2.

77. Лосев А. История античной эстетики. Поздний период: эллинизм. М.: Наука, т. 6, 1980.

78. Лосев А. История античной эстетики: поздние века. М.: Искусство, кн. 1, 1988.

79. Лосев А. Страсть к диалектике. М.: Наука, 1990.

80. Лотман М. Минц 3. Статьи о русской и советской поэзии. Таллин, 1989.

81. Лотман Ю. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.

82. Лотман Ю. Литература и мифология // Семиотика культуры. Тарту, 1981, № 13.

83. Лотман Ю. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту: ТГУ, ученые записки, вып. 754, 1987.

84. Лотман Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург / Труды по знаковым системам, вып. 18. Тарту, 1984.

85. Манн Т. Доктор Фаустус. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.

86. Медушевский В. Музыкальное мышление и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Муз. Украина, 1989.

87. Мейерхольд. Балаганы // О театре. СПб., 1913.

88. Мейерхольд В. Старинный театр в Петербурге // Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. М., 1968.

89. Мелетинский Е. Клод Леви-Стросс и структурная типология мифа / /Вопросы философии, 1970, № 7.

90. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

91. Минин А. О трудах Н.В. Бугаева по теории чисел. М.: Университет, 1904.

92. Минц 3. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Творчество А. Блока и русская культура XX века/Ученые записки ТГУ. Тарту, 1979, вып. 459.

93. Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991.

94. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т.М.: Сов. энциклопедия, 1987.

95. Мусхешвили Н., Сергеев В. Контекстная семантика понятий и зарождение логических парадигм // Текст: семантика и структура. М., 1983.

96. Некрасов П. Московская философско-математическая школа и ее основатели. М.: Университет, 1904.

97. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., Искусство, 1988.

98. Орлов Ю. Невидимая гармония // Число и мысль. М.: Наука, вып. 3, 1980.

99. Пайман А. История русского символизма, М.: Республика, 2000.

100. Пашина О. Об игровой природе музыки Стравинского // Музыка в контексте духовной культуры/сборник трудов, вып. 120, М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988.

101. Петр Сувчинский и его время / Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах. М.: Композитор, 1999.

102. Петросов К. Эволюция мифологических мотивов и образов в поэзии В.Я. Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. Ереван, 1985.

103. Пильгун А. Музыка как символ гармонии мироздания. Анонимный трактат «Сумма музыки». В. 10, 1983.

104. Порфирьева А. Русская символистская трагедия и мифологический театр Вагнера. Драматургия Вяч. Иванова//Проблемы музыкального романтизма. Л.:ЛГИТМиК,1987.

105. Притыкина О. Музыкальное время: понятие и явление // Пространство и время в литературе и искусстве. Л.:ЛГИТМиК,1988.

106. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М., Наука, 1972.

107. Пропп В. Морфология сказки. М., Наука, 1974.

108. Пропп В. Русская сказка. М., Наука, 1582.

109. Райчикова Н. «Талашкинская княгиня» // «Встреча» № 6, 2001.

110. Розанов В. Сборник статей. М.: Мысль, т.1, 1990.

111. Русский космизм и ноосфера: тезизы докладов Всесоюзной конференции. М.:МФТИ, ч.1, 1989.

112. Савенко С. К вопросу о единстве стиля Стравинского // И. Стравинский: статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1973.

113. Савенко С. О неоклассицизме Стравинского // Проблемы музыки XX века. Горький, 1977.

114. Сарнацкая Л. Генетическая связь искусства и мифологии// Вопросы философии и социологии. Л., 1989.

115. Семенкин Н. Философия богоискательства. М.: Полит, литература, 1986.

116. Смирнов В. Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм Стравинского // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 2. Л.: Музыка, 1967.

117. Смирнов В. О предпосылках эволюции Стравинского к неоклассицизму / /Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, вып. 5, 1967.

118. Смирнов В. Творческое формирование И.Ф. Стравинского. Л.: Музыка, 1970.

119. Соловьев В. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990.

120. Соловьев В. Соч. в 2-х т., Т. 1, 1996.

121. Соловьев В. Россия и Вселенская церковь. М., 1911.131 .Стеблин-Каменский М. Миф. Л.: Наука, 1976.

122. Сторожко М. Harmonia universalis:My3biKanbHbm миф XVII столетия и рождение новой концепции художественного творчества // Музыка и миф. М.:ГМПИ им. Гнесиных, вып. 118, 1992.

123. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 1971.

124. Стравинский И. Переписка с русскими корреспондентами: материалы к библиографии. T.l, М.: Композитор, 1998.

125. Стравинский И. Сборник статей/научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 18 - М., 1997.

126. Стравинский И. Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1973.

127. Стравинский И. Публицист и собеседник. М.: Сов. композитор, 1988.

128. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музыка, 1963.

129. Топоров В. О числовых моделях в архаичных текстах // Структура текста. М.: Наука, 1980.

130. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

131. Успенский П. Tertium organum: ключ к загадкам мира. Петербург: Андреев и сыновья, 1992.

132. Уткина Н. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1996, № 6.

133. Флоренский П. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1996.

134. Фрейденберг О. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978.

135. Фрезер Д. Золотая ветвь. М.: Наука, 1986.

136. Хайдеггер Н. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии, №7, 1990.

137. Хангулян С. Античность в раннем поэтическом творчестве В. Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. Ереван, 1985.

138. Холопов Ю. Музыкально-теоретическая концепция А.Ф. Лосева. Теория музыкального времени // Проблемы музыкальной теории / сборник научных трудов. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1991.

139. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М., 1971.

140. Холопова В. Музыкально-хореографические формы русского балета // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4, 1982.

141. Хоружий С. Философский символизм Флоренского и его поздние истоки // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1988.

142. Чертков А. Православная философия и современность. Рига: Авоте, 1989.

143. Шахназарова Н. «Музыкальная поэтика» Стравинского // Проблемы музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1975.153

144. Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1973.

145. Эпштейн М. Игра в жизни и искусстве//Современная драматургия, 1982, № 2.

146. Эткинд М. А. Бенуа, Л.: Искусство, 1965.

147. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного// Вопросы философии, 1988.

148. Ярская В. Время в эволюции культуры. Саратов: изд. СГУ, 1989.

149. Ярустовский Б. И. Стравинский. Л.: Музыка, 1982.

150. Craft R. A note on Gesualdo,s «Sacrae cantiones» and on Gesualdo and Stravinsky, In:Tempo, Autumn 1957, № 45.

151. Craft R. Ein Ballet fur zwolf Tanzer, Aus: Melos, 24 (1957) 10.

152. Levi-Strauss CI. Mythologiques. V. 1-4, Paris, 1964-1971.

153. Tarasti E. Myth and Music. Helsinki, 1978.

154. Vlad R. Igor Stravinsky/s «Threni», Aus: Melos, 26 (1959) 2.

155. Vlad R. Stravinsky: (His life and work) / Roman Vlad; Transl. From the ital. By Frederic Fuller.- 3-ed ed. London etc.: Oxford univ. Press, 1978 -VIII.

156. Walsh S. The Music of Stravinsky. Clarendon Press, Oxford, 1993.

157. White E.W. Stravinsky: the Composer and his Works/Erik Walter White.- 2-d ed. Bercley; Los Angeles: Univ. Of California press, 1979.