автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена"
На правах рукописи "УДК: 75.03
ЛЯО ЧЖЭНДИН ТВОРЧЕСКИЕ СУДЬБЫ КИТАЙСКИХ МАГИСТРОВ КАФЕДРЫ ЖИВОПИСИ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА (2002-2012 гг.)
Специальность 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения
Санкт-Петербург
1 г ДЕК 2013
2013
005543736
005543736
Диссертация выполнена на кафедре художественного образования и декоративного искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена».
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор кафедры
живописи Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Васильевич АНЧУКОВ
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, заведующая сектором
западноевропейского серебра, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Марина Николаевна ЛОПАТО
кандидат искусствоведения, профессор кафедры рисунка Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, заслуженный художник Российской Федераци Евгений Александрович ЗУБОВ
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Защита состоится 18 декабря 2013 года в •17.00 часов на заседании Совета Д 212.199.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корпус 6, аудитория 49.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корпус 5.
Автореферат разослан 15 ноября 2013 года. ^
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат искусствоведения, доцент С_
А. Г. Сечин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертация посвящена изучению проблемы творческого профессионального становления китайских магистрантов, обучающихся на кафедре живописи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена), и последующей реализации в искусстве XXI века магистров художественного образования после их возвращения на родину в КНР.
Актуальность исследования
В 2014 г. кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена исполняется 50 лет. Она была создана в 1964 г. в составе художественно-графического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (ЛГПИ им. А. И. Герцена). За эти годы сложилась общность преподавателей, которые придерживаются общих идей и взглядов на профессиональное становление художника-педагога, несмотря на различные индивидуальные творческие кредо. За эти годы были опубликованы монографии и альбомы, посвященные творчеству ведущих преподавателей кафедры, но теоретической работы, комплексно освещающей историю становления кафедры живописи, концепцию, объединяющую профессорско-преподавательский состав, работы, анализирующей индивидуальное художественное творчество и методические приемы преподавателей художественной школы кафедры живописи, не существует. Знание истории становления педагогического, научного и творческого сообщества преподавателей кафедры живописи обогащает теоретический арсенал искусствоведения и художественной педагогики.
В 2002 г. Стипендиальный совет Китая организовал отдел по обучению искусству за границей. Благодаря этой государственной программе многие талантливые художники Китая смогли получить профессиональное художественное образование за границей, в том числе и в России. В РГПУ им. А. И. Герцена в 2002 году осуществлен первый набор иностранных студентов на магистерскую программу «Живопись», а в 2004 г. был сделан первый выпуск магистров художественного образования. За более чем 10-летнюю историю ведущими преподавателями кафедры живописи подготовлено более 130 магистрантов из разных районов КНР. Это большое сообщество известных художников и педагогов, объединенных тем обстоятельством, что они получили профессиональное художественное образование на кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена.
В настоящее время нет достаточной ясности в отношении существующего комплекса художественных направлений в живописи КНР. Необходимо также исследовать роль и место магистров художественного образования в этом сложном культурно-историческом процессе, сформировавшемся в КНР в начале XXI века.
На данном этапе для изучения и оценки творчества китайских художников - выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена следует, прежде всего, выявить разбросанные по музеям и частным коллекциям произведения и собрать их в единый альбом. Необходимо исследовать привнесенные китайскими художниками из России традиции академической живописи, которые, претерпев некоторую трансформацию, органично совместились с китайской традиционной живописью. В связи с этим появляется необходимость проанализировать феномен влияния художественно-педагогической школы кафедры живописи на процессы, происходящие в изобразительном искусстве современного Китая, посредством изучения творческого пути, продуктов творчества и педагогических взглядов выпускников магистратуры. Таким образом, анализ творчества молодого поколения китайских мастеров кисти, воплотивших в своих работах как черты русской реалистической живописи, так и китайской традиционной живописи гохуа, представляется сегодня весьма актуальным.
Состояние и степень научной разработанности проблемы
Для исследования художественно-творческого и научно-педагогического пути в искусстве живописи китайских художников — выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в начале XXI в. привлекались многочисленные сведения из истории и теории искусства, философии искусства, художественной культуры, специальные вопросы живописи.
• Проблемами истории и теории изобразительного искусства занимались как китайские, так и русские исследователи, например: Р. Арнхейм, Б. Р. Виппер, В. В. Ванслов, Ван Чжун, X. Вёльфлин, Доу Фэнчжи, Ли Пин, Ли Цао, Ю. М. Кирцер, С. П. Ломов, Чжао Ли и др.
• Философское, эстетическое, культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве представлено в трудах В. В. Ванслова, Б. В. Вишнякова, А. М. Кантора, В. А. Разумного и др.
• Вопросами анализа творческой художественно-педагогической деятельности занимались И. И. Купцов, К. М. Максимов, Д. М. Соболевский и др.
• Исследованием художественной педагогической школы Китая занимались С. В. Анчуков, И Лили, Цзинь Шани, Чао Гэ.
• Сравнительным анализом русской и китайской педагогической школы занимались Шуй Тяньчжун и Юй Аньдун.
• Изучением истории взаимодействия России и Китая в области изобразительного искусства занимались китайские ученые-искусствоведы Дэн Цзядэ, Гао Ман, Жэнь Гуансюань, Ли Япин, Нин Бо, Си Цзинчжи, Тань Чао-бай. Также этой теме посвящено издание Министерства культуры КНР под названием «Открытая Россия: изобразительное искусство и художественные произведения. Масляная живопись» и монография, выпущенная Ассоциацией китайских художников - «Экскурс в русское изобразительное искусство».
Границы исследования охватывают период с 1964 года XX в., когда в составе художественно-графического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена была создана кафедра живописи, по начало XXI в., включая годы обучения граждан КНР в РГПУ им. А. И. Герцена и их дальнейшей профессиональной деятельности на родине.
Методологическую основу исследования определила необходимость комплексного подхода к изучению заявленной в диссертации темы. Широкий пласт источников потребовал применения исторических и эмпирических методов исследования, междисциплинарного анализа, сравнительного анализа научного, творческого и педагогического материала.
Для выявления и анализа исследовательского поля был применен исто-рико-проблемный метод. Для исследования творческих биографий художников-педагогов кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена и магистров - выпускников факультета изобразительного искусства использовался персоноло-гический метод. Для анализа динамики наследования достижений научной, творческой и педагогической школы кафедры живописи в художественно-педагогической деятельности магистров из КНР был применен сравнительно-аналитический метод. Сравнительно-исторический метод позволил выявить общность и отличия в преподавании живописи в России и КНР во второй половине XX — начале XXI века. Метод художественно-стилистического анализа использовался для анализа произведений живописи (творческих и учебных заданий). Метод интервьюирования позволил собрать уникальный документальный и информационный материал по системе подготовки на кафедре живописи и факультете изобразительного искусства в целом, по становлению творческого почерка художников-педагогов кафедры.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
— проведено комплексное исследование творческой, художественно-педагогической и научно-просветительской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена;
— в научный оборот в столь значительном объеме введены произведения художников-педагогов кафедры живописи и выпускников кафедры - художников и педагогов КНР;
— в русском искусствознании представлено творчество китайских художников и педагогов - носителей и продолжателей традиций научной, художественной и педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена;
— в работах, посвященных художественному образованию в России и КНР, определено место кафедры живописи и отдельных педагогов в истории становления и развития искусства живописи и художественного образования КНР;
— представлены направления и течения в живописи Китая, сформировавшиеся в начале XXI века;
- описано новое направление в живописи Китая, сформировавшееся в начале XXI века - Се-и («живопись идей»), образованное на пересечении реалистической масляной живописи и традиционной китайской живописи;
- диссертация является первым искусствоведческим исследованием на заявленную тему.
Положения, выносимые на защиту:
1. Коллективно выработанные целевые установки, задачи обучения, критерии оценки учебных работ магистрантов, основанные на следовании традициям российской академической художественной школы, с одной стороны; индивидуальное художественное творчество, выставочная и конкурсная деятельность, индивидуальные педагогические методы обучения профессорско-преподавательского состава кафедры живописи, с другой стороны, являются объединяющим условием и источником развития профессионального сообщества профессорско-преподавательского состава — художественно-педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена.
2. Обучение китайских студентов в магистратуре кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена, в культурной столице России - Санкт-Петербурге -важный этап профессионального становления будущих художников и педагогов Китайской Народной Республики.
3. Становление творческой индивидуальности китайского художника-педагога осуществляется на основе сложившихся национальных культурно-исторических представлений об искусстве живописи, влияния современных направлений в изобразительном искусстве КНР, традиций российской художественной школы и профессионализма профессорско-преподавательского состава кафедры живописи.
4. Традиции российской академической художественной школы нашли воплощение и развитие в творческой и педагогической деятельности китайских выпускников кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена, а также в творческой деятельности их учеников и последователей, и являются значимой составляющей реалистической масляной живописи и художественного образования Китайской Народной Республики в начале XXI века.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- внесен вклад в изучение проблем, связанных с исследованием особенностей становления профессионального мастерства китайских магистрантов под воздействием художественно-педагогической школы, сложившейся на кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена;
- диссертация содержит обобщенное описание методов, используемых российскими педагогами при обучении китайских студентов, которые являются востребованным методическим материалом для китайской художественной педагогики;
- материалы диссертации будут способствовать правильному пониманию сочетания аспектов влияния российской художественной школы и тра-
диций китайского национального изобразительного искусства в живописи маслом китайских магистров художественного образования, их учеников и последователей;
- предлагаемые в диссертации интерпретации живописных произведений магистрантов кафедры живописи, а затем магистров художественного образования расширяют представления об искусстве Китая начала XXI века;
- выводы и результаты исследования открывают перспективы дальнейших исследований в области изучения истории художественного образования и истории изобразительного искусства России и Китая.
Практическая значимость исследования определяется возможностью: соединения теории и практики обучения китайских студентов в магистратуре России и Китая; включения материала диссертации в курс истории изобразительного искусства современного Китая; использования профессорско-преподавательским составом в процессе профессиональной подготовки китайских магистрантов знаний о комплексе национальных культурно-исторических представлений об искусстве живописи, о современных направлениях в изобразительном искусстве КНР, о направлении Се-и («живопись идей»), особенно распространенном в современном Китае, при оценивании учебных и творческих работ китайских студентов.
Достоверность научных результатов обусловлена полнотой собранного материала, включающего значительный объем архивных, художественных и научных источников, а также системным анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования, и апробацией результатов на открытых научно-практических конференциях и в публикациях статей в научных изданиях.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты исследования:
- изложены в докладах на международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (РГПУ им. А.И.Герцена, март 2012 г., май 2013 г.); на международной научно-практической конференции «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (РГПУ им. А. И. Герцена, апрель 2013 г.); международной конференции «Стратегии и модернизации образования в инновационном развитии России. Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства» (РГПУ им. А. И. Герцена, апрель 2013 г.); международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (Высшая школа народных искусств, октябрь 2013 г.).
- отражены в II публикациях диссертанта 2011-2012 годов в научных сборниках, в том числе 5 статей в научных сборниках, рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций диссертанта по теме диссертации составляет 5,5 п.л.);
Текст диссертации на тему "Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
л ¿1" м -1 ¿5 5366
V 1 ь V I I ^ ^ в' • "
ляо чжэндин
ТВОРЧЕСКИЕ СУДЬБЫ КИТАЙСКИХ МАГИСТРОВ КАФЕДРЫ ЖИВОПИСИ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА
(2002-2012 гг.)
ТОМ1
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Специальность 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. В. Анчуков
Санкт-Петербург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Профессиональное становление китайских художников-педагогов в магистратуре кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена..................................................13
1.1. Художественное и педагогическое творчество профессорско-преподавательского состава кафедры живописи как источник развития художественно-педагогической школы.........................................................................16
1.2. Влияние российской художественной культуры на профессиональное становление китайских магистрантов................43
1.3. Учебные и творческие достижения китайских магистрантов кафедры живописи в России........................................73
Глава 2. Выпускники магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в художественной жизни современного Китая............................................................................89
2.1. Творческие направления в живописи КНР в начале XXI
века..........................................................................................................91
2.2. Путь в искусстве китайских художников - выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена..........104
2.3. Место и роль магистров художественного образования в изобразительном искусстве современного Китая............................129
Заключение.........................................................................................................170
Библиография.....................................................................................................174
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертация посвящена изучению проблемы творческого профессионального становления китайских магистрантов, обучающихся на кафедре живописи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена), и последующей реализации в искусстве XXI века магистров художественного образования после их возвращения на родину в КНР.
Актуальность исследования
В 2014 г. кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена исполняется 50 лет. Она была создана в 1964 г. в составе художественно-графического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (ЛГПИ им. А. И. Герцена). За эти годы сложилась общность преподавателей, которые придерживаются общих идей и взглядов на профессиональное становление художника-педагога, несмотря на различные индивидуальные творческие кредо. За эти годы были опубликованы монографии и альбомы, посвященные творчеству ведущих преподавателей кафедры, но теоретической работы, комплексно освещающей историю становления кафедры живописи, концепцию, объединяющую профессорско-преподавательский состав, работы, анализирующей индивидуальное художественное творчество и методические приемы преподавателей художественной школы кафедры живописи, не существует. Знание истории становления педагогического, научного и творческого сообщества преподавателей кафедры живописи обогащает теоретический арсенал искусствоведения и художественной педагогики.
В 2002 г. Стипендиальный совет Китая организовал отдел по обучению искусству за границей. Благодаря этой государственной программе многие талантливые художники Китая смогли получить профессиональное художественное образование за границей, в том числе и в России. В РГПУ
им. А. И. Герцена в 2002 году осуществлен первый набор иностранных студентов на магистерскую программу «Живопись», а в 2004 г. был сделан первый выпуск магистров художественного образования. За более чем 10-летнюю историю ведущими преподавателями кафедры живописи подготовлено более 130 магистрантов из разных районов КНР. Это большое сообщество известных художников и педагогов, объединенных тем обстоятельством, что они получили профессиональное художественное образование на кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена.
В настоящее время нет достаточной ясности в отношении существующего комплекса художественных направлений в живописи КНР. Необходимо также исследовать роль и место магистров художественного образования в этом сложном культурно-историческом процессе, сформировавшемся в КНР в начале XXI века.
На данном этапе для изучения и оценки творчества китайских художников - выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена следует, прежде всего, выявить разбросанные по музеям и частным коллекциям произведения и собрать их в единый альбом. Необходимо исследовать привнесенные китайскими художниками из России традиции академической живописи, которые, претерпев некоторую трансформацию, органично совместились с китайской традиционной живописью. В связи с этим появляется необходимость проанализировать феномен влияния художественно-педагогической школы кафедры живописи на процессы, происходящие в изобразительном искусстве современного Китая, посредством изучения творческого пути, продуктов творчества и педагогических взглядов выпускников магистратуры. Таким образом, анализ творчества молодого поколения китайских мастеров кисти, воплотивших в своих работах как черты русской реалистической живописи, так и китайской традиционной живописи гохуа, представляется сегодня весьма актуальным.
Состояние и степень научной разработанности проблемы
Для исследования художественно-творческого и научно-педагогического пути в искусстве живописи китайских художников -выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в начале XXI в. привлекались многочисленные сведения из истории и теории искусства, философии искусства, художественной культуры, специальные вопросы живописи.
• Проблемами истории и теории изобразительного искусства занимались как китайские, так и русские исследователи, например: Р. Арнхейм, Б. Р. Виппер, В. В. Ванслов, Ван Чжун, X. Вёльфлин, Доу Фэнчжи, Ли Пин, Ли Цао, Ю. М. Кирцер, С. П. Ломов, Чжао Ли и др.
• Философское, эстетическое, культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве представлено в трудах В. В. Ванслова, Б. В. Вишнякова, А. М. Кантора, В. А. Разумного и др.
• Вопросами анализа творческой художественно-педагогической деятельности занимались И. И. Купцов, К. М. Максимов, Д. М. Соболевский и др.
• Исследованием художественной педагогической школы Китая занимались С. В. Анчуков, И Лили, Цзинь Шани, Чао Гэ.
• Сравнительным анализом русской и китайской педагогической школы занимались Шуй Тяньчжун и Юй Ань дун.
• Изучением истории взаимодействия России и Китая в области изобразительного искусства занимались китайские ученые-искусствоведы Дэн Цзядэ, Гао Ман, Жэнь Гуансюань, Ли Япин, Нин Бо, Си Цзинчжи, Тань Чаобай. Также этой теме посвящено издание Министерства культуры КНР под названием «Открытая Россия: изобразительное искусство и художественные произведения. Масляная живопись» и монография,
выпущенная Ассоциацией китайских художников - «Экскурс в русское изобразительное искусство».
• Методы обучения масляной живописи в российских вузах пытался осмыслить и обобщить китайский художник Чэнь Вэньхуа.
Однако творческие судьбы китайских художников-педагогов -выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена не изучались как отдельная проблема.
Объект исследования - масляная живопись Китая в начале XXI века в контексте взаимодействия российской и китайской художественных школ.
Предмет исследования - путь в изобразительном искусстве и живописные произведения китайских магистров художественного образования - выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена.
Цель исследования - обоснование роли художественно-педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в становлении профессионального мастерства китайских магистров художественного образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть индивидуальное творчество ведущих преподавателей кафедры живописи с позиций сохранения академических традиций для определения принципов и концепции развития художественной школы кафедры живописи;
- провести комплексное исследование сочетания общего и индивидуального в педагогических подходах профессионального сообщества профессорско-преподавательского состава кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена к обучению живописи российских и иностранных студентов;
- выявить, систематизировать и ввести в научный оборот биографические сведения о китайских магистрантах РГПУ им. А. И. Герцена; составить общую картину их обучения в России;
- проанализировать учебные, дипломные и творческие работы китайских студентов магистратуры кафедры живописи на предмет следования традициям российской художественной школы;
- обобщить и систематизировать значимые направления в живописи современного Китая, рассмотреть особенности направления Се-и, которое занимает особое место в живописи Китая XXI века;
- изучить произведения живописи китайских художников - магистров художественного образования, их творческий путь в искусстве и выставочную деятельность после возвращения на родину в КНР;
- выявить в творчестве китайских художников - выпускников магистратуры кафедры живописи черты принадлежности к направлению Се-и, основанномму на пересечении культурно-исторических традиций живописи гГохуа и реалистической академической живописи маслом.
Границы исследования охватывают период с 1964 года XX в., когда в составе художественно-графического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена была создана кафедра живописи, по начало XXI в., включая годы обучения граждан КНР в РГПУ им. А. И. Герцена и их дальнейшей профессиональной деятельности на родине.
Методологическую основу исследования определила необходимость комплексного подхода к изучению заявленной в диссертации темы. Широкий пласт источников потребовал применения исторических и эмпирических методов исследования, междисциплинарного анализа, сравнительного анализа научного, творческого и педагогического материала.
Для выявления и анализа исследовательского поля был применен историко-проблемный метод. Для исследования творческих биографий
художников-педагогов кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена и магистров - выпускников факультета изобразительного искусства использовался персонологический метод. Для анализа динамики наследования достижений научной, творческой и педагогической школы кафедры живописи в художественно-педагогической деятельности магистров из КНР был применен сравнительно-аналитический метод. Сравнительно-исторический метод позволил выявить общность и отличия в преподавании живописи в России и КНР во второй половине XX - начале XXI века. Метод художественно-стилистического анализа использовался для анализа произведений живописи (творческих и учебных заданий). Метод интервьюирования позволил собрать уникальный документальный и информационный материал по системе подготовки на кафедре живописи и факультете изобразительного искусства в целом, по становлению творческого почерка художников-педагогов кафедры.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
- проведено комплексное исследование творческой, художественно-педагогической и научно-просветительской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена;
- в научный оборот в столь значительном объеме введены произведения художников-педагогов кафедры живописи и выпускников кафедры - художников и педагогов КНР;
- в русском искусствознании представлено творчество китайских художников и педагогов - носителей и продолжателей традиций научной, художественной и педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена;
- в работах, посвященных художественному образованию в России и КНР, определено место кафедры живописи и отдельных педагогов в истории становления и развития искусства живописи и художественного образования КНР;
- представлены направления и течения в живописи Китая, сформировавшиеся в начале XXI века;
- описано новое направление в живописи Китая, сформировавшееся в начале XXI века - Се-и («живопись идей»), образованное на пересечении реалистической масляной живописи и традиционной китайской живописи;
- диссертация является первым искусствоведческим исследованием на заявленную тему.
Положения, выносимые на защиту:
1. Коллективно выработанные целевые установки, задачи обучения, критерии оценки учебных работ магистрантов, основанные на следовании традициям российской академической художественной школы, с одной стороны; индивидуальное художественное творчество, выставочная и конкурсная деятельность, индивидуальные педагогические методы обучения профессорско-преподавательского состава кафедры живописи, с другой стороны, являются объединяющим условием и источником развития профессионального сообщества профессорско-преподавательского состава -художественно-педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена.
2. Обучение китайских студентов в магистратуре кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена, в культурной столице России - Санкт-Петербурге -важный этап профессионального становления будущих художников и педагогов Китайской Народной Республики.
3. Становление творческой индивидуальности китайского художника-педагога осуществляется на основе сложившихся национальных культурно-исторических представлений об искусстве живописи, влияния современных направлений в изобразительном искусстве КНР, традиций российской художественной школы и профессионализма профессорско-преподавательского состава кафедры живописи.
4. Традиции российской академической художественной школы нашли воплощение и развитие в творческой и педагогической деятельности китайских выпускников кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена, а также в творческой деятельности их учеников и последователей, и являются значимой составляющей реалистической масляной живописи и художественного образования Китайской Народной Республики в начале XXI века.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- внесен вклад в изучение проблем, связанных с исследованием особенностей становления профессионального мастерства китайских магистрантов под воздействием художественно-педагогической школы, сложившейся на кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена;
- диссертация содержит обобщенное описание методов, используемых российскими педагогами при обучении китайских студентов, которые являются востребованным методическим материалом для китайской художественной педагогики;
- материалы диссертации будут способствовать правильному пониманию сочетания аспектов влияния российской художественной школы и традиций китайского национального изобразительного искусства в живописи маслом китайских магистров художественного образования, их учеников и последователей;
- предлагаемые в диссертации интерпретации живописных произведений магистрантов кафедры живописи, а затем магистров художественного образования расширяют представления об искусстве Китая начала XXI века;
- выводы и результаты исследования открывают перспективы дальнейших исследований в области изучения истории художественного образования и истории изобразительного искусства России и Китая.
Практическая значимость исследования определяется возможностью: соединения теории и практики обучения китайских студентов в магистратуре России и Китая; включения материала диссертации в курс истории изобразительного искусства современного Китая; использования профессорско-преподавательским составом в процессе профессиональной подготовки китайских магистрантов знаний о комплексе национальных культурно-исторических представлений об искусстве живописи, о современных направлениях в изобразительном искусстве КНР, о направлении Се-и («живопись идей»), особенно распространенном в современном Китае, при оценивании учебных и творческих работ китайских студентов.
Достоверность научных результатов обусловлена полнотой собранного материала, включающего значительный объем архивных, художественных и научных источников, а также системным анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования, и апробацией результатов на открытых научно-практических конференциях и в публикациях статей в научных изда�