автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Творческое наследие академика М. А. Коростовцева

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Амер Хамис Абдалла
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Творческое наследие академика М. А. Коростовцева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческое наследие академика М. А. Коростовцева"

Амер Хамис Абдалла

На правах рукописи

РГБ ОД

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АКАДЕМИКА М.А. КОРОСТОВЦЕВА

Специальность 07.00.03 - всеобщая история (история древнего мира)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 2000

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

Научный руководитель кандидат исторических наук

Кардаш А.И.

Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор исторических наук Берзина С.Я.

кандидат исторических наук Савичева Е.М.

Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Защита состоится "¿2о " декабря 2000 г. в 14 час. 30 мин. На заседании диссертационного совета Д 053.22.09 в Российском университете дружбы народов по адресу:

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского университета дружбы народов.

Автореферат разослан " ноября 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент

Елманова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальпость темы. Как очень тонко подметил один из величайших хранителей духовности академик Д.С. Лихачев, в настоящее время, "когда, стоит проблема выживания человечества, сохранения цивилизации на пороге третьего тысячелетия... необходимо подчеркнуть, что речь должна идти не только о выживании человеческих особей, но и о сохранении человеческой культуры в ее нравственных, эстетических, научных традициях"1. Быть может, именно по этой причине современную эпоху отличает обострившийся интерес к истории и культурному наследию.

Среди имен, оставивших заметный след в культурном наследии XX века, несомненно, следует выделить действительного члена Академии наук СССР, крупнейшего египтолога современности Михаила Александровича Коростовцева.

Михаил Александрович Коростовцев (1900-1980) принадлежит к плеяде учёных, которыми по праву может гордиться российская историческая наука. Большинство его произведений до сих пор не утратило научной ценности, а некоторые приобрели мировую известность и, по мнению специалистов, имеют все основания считаться классическими. Труды Коростовцева служат образцом строгой аргументации и глубины выводов, построены на скрупулёзном изучении конкретного исторического материала.

М.А. Коростовцев оставил необычайно богатое и разнообразное по тематике творческое наследие. Более 200 работ вышло из-под его пера. Среди них монографии, статьи по истории исторической науки, истории религии, культуры, по филологии Древнего Египта.

Может сложиться впечатление, что М.А. Коростовцев принадлежит к числу таких историков, чьё научно-литературное наследие широко известно. Но это далеко не так. До сих пор не издано собрание сочинений ученого, многие работы его стали библиографической редкосгыо, а в научном наследии есть малоизученные разделы. Между тем значимость трудов ученого со временем только возрастает. Диапазон научных интересов М.А. Коростовцев чрезвычайно широк, его исследования касаются многих аспектов истории стран древнего Востока.

Все вышесказанное и обусловливает выбор диссертантом темы работы, написание которой он приурочил к знаменательной дате - 100-летию со дня рождения М.А. Коростовцева.

Предмет исследования. Российскому академическому востоковедению в 2000 году исполнилось 182 года. Фундамент ориенталистского университетского образования был заложен в первой четверти 19 века. Труды

1 Лихачев Д С. "Память преодолевает время", Наше наследие, 1998, № I, с.З.

первых русских востоковедов - A.B. Болдырева, JI3. Будагова, М.И. Корку-нова, В.А. Дорка, О.И. Семковского, С. С. Уварова и других - широко известны в России и за рубежом.

Признанием заслуг российского востоковедения следует рассматривать проведение в Санкт-Петербурге в 1876 г. III международного конгресса ориенталистов. Для российского востоковедения конца XIX - начала XX века была характерна система подготовки специалистов на базе широкого филологического образования с последующей специализацией, что создавало возможности работать как в науке, так и в педагогике с наибольшей эффективностью.

Выдающимися представителями российской орпсихологии были B.C. Голеншцев, Б.А. Тураев, С.Ф. Ольденбург, В.М. Алексеев, И. Крачковский, В.В. Струве. Наследником их традиции был М.А. Коростовцев.

В силу особенностей биографии этого ученого на научную деятельность ему было отведено 27 лет. За этот краткий срок ученым сделано удивительно много, особенно в области истории культуры и религии, описания и публикации источников по истории древнего Египта.

Тончайший знаток древнеегипетского языка М.А. Коростовцев перевёл на русский язык сложнейшие тексты, среди них "Путешествие Ун-Амуна в Библ" (Египетский иератический папирус № 120 Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина в Москве). В этом исследовании учений предстаёт перед нами не только как блестящий переводчик, но прежде всего как историк и философ. Перевод и исследование "Путешествие Ун-Амуна в Библ" — уникальное источниковедческое исследование, которое до сих пор остается непревзойденным эталоном. Ни одна работа, посвященная эпохе XXI династии или истории международных отношений на ближнем востоке в XI веке, как и история Египетской литературы в целом, не может быть написана без использования перевода Коростовцева М.А.

Имя М.А. Коростовцева остается не только в истории ориенталистики, но и более широко - в истории культуры. Монографии и статьи ученого, посвященные, культуре и религии древнего Египта содержат бесценную информацию о достижениях великой цивилизации древности - Египетской.

В 70-е годы в творчестве Коростовцева М.А. были необычно плодотворными, именно в эти годы вышли в свет многие работы по культуре и религии Египта.

"Религия древнего Египта" М.А. Коростовцева - самый полный компендиум того, что в настоящее время известно об этой интереснейшей области египетской истории. Груд учёного сочетает в себе глубокие теоретические знания автора с оригинальным осмыслением особенностей религиозного древнеегипетского мировидения. Особенностью работы являются ши-

рокие исторические параллели, суждения о проблемах взаимовлияния греческой и египетской культур.

Текстуальный анализ работы подтверждает, что главы книги III-XIII "Местные боги" писались, несомненно, в период пребывания Коростовцева М.А. в Египте. Исследователь настолько детально описывает города, поселения, храмы, точно воссоздает совершенный облик творений древних зодчих, а это, несомненно, возможно только при непосредственном наблюдении ira месте. Восхищение историка вызывал "Храм Исиды на острове Филе - одна из жемчужин египетской архитектуры греко-римского времени" (М.А. Коростовцев. Указ. соч. с.52). Главы 3-13 "Религии древнего Египта" имеют подзаголовок "Религиозная география" и являются совершенным образцом историко-географического и историко-культурного сочинения.

Храмы Дендеры, Тнииса, Абидоса, Саиса, Бусириса, Бехдета и Гелио-поля, Мемфиса, Гермополя, Гераклеополя, Фив и т.д. описаны историком с необычайным мастерством. Лингвистическая подготовка учёного позволила представить ономастикой Египта на древнеегипетском, древнегреческом и арабском языках.

В 1976 г. коллективом автором было подготовлено издание "Культура древнего Египта", в котором 6 статей из 20 написаны М.А. Коростовцевым. Это не только статьи по религии и филологии Египта, но и статьи о театре, музыке, спорте в древнем Египте. Как и все другие работы, эти статьи содержат уникальную информацию.

В послед1ше годы в исторической литературе развивалась тенденция изучения теоретического наследия крупных учёных, определения их вклада в развитие исторической науки и значения их творчества для современных исследований'.

Однако вне поля зрения историков осталось творчество многих представителей российской науки 20 века, в том числе академика Михаила Александровича Коростовцева.

Цель и задачи исследования. В диссертации поставлена цель проанализировать творческое наследие академика М.А. Коростовцева, в том числе его многочисленные труды, касающиеся истории Древнего Востока, филологии, исследования источников по истории Древнего Египта и проблемы взаимодействия культур Древнего Египта и Древней Греции, а также научную и педагогическую деятельность М.А. Коростовцева в Академии наук СССР и в Российском университете дружбы народов с 1969 по 1976 г.

Евгений Викторович Тарле - М: Наука 1977; Е.И. Гнеушева. Академик Александр Андреевич Гувер. М.: Наука. 1987; Дунаевский В.А-, Цфасман А.Б. Николай Михайлович Лукин. М.: Наука, 1987; Чистякова Е.В. Михаил Николаевич Тихомиров М.: Наука, 1987; Качак Ю.М., И.В. Цветаев. М.: Наука, 1987.

Поставленная цель определила задачи диссертации: изучить научное наследие М.А. Коростовцева по проблемам филологии древнего Египта и исследования и публикации источников по истории Египта, а также по архивным материалам и свидетельствам современников восстановить факты педагогической деятельности М.А. Коростовцева в Российском университете дружбы народов, так как эта проблема не нашла отражения в печати.

Источниковая база работы. Для решения поставленных задач были изучены различные группы источников, опубликованных и не опубликованных. Основные исследовательские задачи, сформулированные диссертантом, решаются на основе широкого использования фондов библиотек Москвы, а также фондов архивов: Архива Российской академии наук, Петербургского филиала архива РАН, архива Российского университета дружбы народов.

Приоритетное место в источниковой базе исследования занимают труды самого М.А. Коростовцева, написанные с 1938 по 1943г и с 1960 по 1980 г. Среди опубликованных источников такого рода особо следует выделить статьи М.А. Коростовцева по истории египтологии: "Развитие египтологии в России". М., 1966, "Становление египтологии в России". М., 1977, "50 лет египтологии в СССР". М., 1979.

Следует также выделить сборник "Наследие древнего Египта" (1976 г.) и монографию "Религия древнего Египта" (1976 г.), в которых учёный касается в том числе и вопросов взаимовлияния египетской и греческой культур.

При подготовке диссертации были использованы и неопубликованные источники из архивов Москвы и Петербурга. Среди них следует особо выделить фонды архива РАН. Фонд 2 архива РАН содержит стенограммы и протоколы заседаний президиума АН СССР за 1974 г. но поводу избрания М.А. Коростовцева в действительные члены АН СССР.

Документальные материалы фонда 411 архива РАН состоят из подлинных биографических документов М.А. Коростовцева, а также отзывов учёных о научной работе М.А. Коростовцева. Например: "Отзыв В.В. Струве о работе младшего научного сотрудника Института истории и ученого сектора ЛОНН М.А. Коростовцева от 3 мая 1938 г." (Архив РАН, ф. 411, оп.

з, д. 399, л. 26), "Отзыв и.о. заведующего ленинградским отделением Института истории АН СССР профессора С.Н. Валка от 11 июня 1940 г. о работе

и.о. старшего научного сотрудника Института истории Коростовцева М.А." (Архив РАН, ф.411, оп.З, д.399, л.28), "Характеристика на старшего научного сотрудника института востоковедения доктора исторических наук профессора М.А. Коростовцева, составленная д.и.н. профессором Авдиевым В.Н. (Архив РАН, ф.411, оп.З, д.399, л.51), "Отзыв о научных трудах д.и.н.,

М.А. Коростовцева, написанный членом корреспондентом АН СССР Б. Г. Гафуровым от 19 сентября 1968 г. (Архив РАН, ф.411, оп.З, д.399, лл.65-68).

В петербургском филиале архива РАН обнаружено в фонде Б.А. Ту-раева неопубликованное ранее приложение к диссертации Б.А. Тураева: "Бог Тот. Древнеегипетская религия" - "Эпитеты Тота" (ПФА РАН, ф.10, оп.1 д11 лл.161-181).

Документальные материалы архива Российского университета дружбы народов освещают в основном педагогическую деятельность М.А. Коростовцева в университете. Среди них: "Письмо профессора, д.и.н A.C. Протопопова ректору УДН профессору доктору технических наук С.В. Румянцеву о настоятельной необходимости пригласить на кафедру всеобщей истории видного учёного египтолога М.А. Коростовцева" от 24 ноября 1968 г. (Архив РУДН, ф.9575, оп.6, ид. хр.225. подлшсше).

Письма вице-президента академик наук СССР академика М.Д. Мил-лиошцикова и директора Института востоковедения академика В. Г. Гафу-рова ректору УДН профессору Румянцеву (Архив РУДН, ф.9575, оп.6, ед.хр. 180, лл 1-3). В этом фонде 9575 хранятся заявления и приказы о зачислении М.А. Коростовцева на работу в УДН с 19 марта 1969 по 30 июня 1976 г. Постановление Ученого совета историко-филологического факультета о назначении профессора М.А. Коростовцева председателем государственной экзаменационной комиссии по специальности "История" в 1972 году (Архив РУДН. Ф5795, оп. 6 ед.хр. 225 л.6). Постановление учёного совета УДН о награждении академика Коростовцева М.А. памятной медалью УДН в честь 15-летия УДН (Архив РУДН. Ф5795, оп. 6 ед.хр. 229 л.36).

Научная новизна исследования определяется тем, что в отечественной историографии работ по изучению творческого наследия академика М.А. Коростовцева не существует. В диссертации впервые на опубликованных и неопубликованных источниках анализируется научная и педагогическая деятельность М.А. Коростовцева.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее фактический материал и выводы могут быть использованы в преподавании истории древнего мира.

Историография изучаемой темы. Хотя творчество академика М.А. Коростовцева еще не получило отражения в монографических исследованиях, ему посвящены многочисленные статьи и сообщения, изученные диссертантом в период написания работы.

Среди трудов, посвященных академику Коростовцеву М.А., особого упоминания заслуживает сборник "Древний roctok" № 1, вышедший в 1975 г. к 75-летию академика. В его редакционной статье И.С. Кацнельсон отметил заслуги академика в развитии египтологии и подчеркнул, что "много-

численные его труды получили заслуженное признание и снискали ему широкую известность, как на родине, так и за рубежом"

Статьи, опубликованные в "Вестнике АН СССР", "Вестнике древней истории", журнале "Азия и Африка сегодня", которые посвящены юбилейным датам Коростовцева М.А., объединяет то, что все они дают представление об академике как о крупном учёном. Однако исследование отдельных направлений деятельности учёного не входило в их задачи. Среди упомянутых статей нет аналитических работ, посвященных творческому наследию учёного. По этой причине даже такие документы, как отзыв академика Б. Г. Гафурова о научной работе профессора Коростовцева М.А., не могут восполнить в достаточной мере указанный пробел, и задача аналитического исследования творческого наследия академика до сих пор не утратила своей актуальности.

Вторую группу работ составили монографии и статьи русских и зарубежных исследователей, посвященные проблеме взаимовлияния восточной и античных культур. Анализ этих работ проведен в первом параграфе третьей главы диссертации, причем по возможности в сопоставлении со взглядами на эти проблемы самого М.А. Коростовцева.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из трех глав, введения, заключения, библиографии работ академика Коростовцева М.А. и списка использованных источников и литературы.

Первая глава начинается обзором развития египтологии в России в начале XX века и до 40-х XX в., до того времени, когда началась научная деятельность Коростовцева. Это очень важно для определения того вклада в развитие египтологии, какой предстояло сделать учёному, для того, чтобы высветить особые его заслуги на фоне общих достижений Российской египтологии. Во II и III параграфах первой главы освещены научная и педагогическая деятельность учёного.

Глава II посвящена проблемам источниковедения в трудах М.А. Коростовцева, Филологические исследования составляют значительную часть наследия учёного. Глубокая филологическая подготовка ориенталистов -традиция русской науки, и Коростовцев М.А. ей неукоснительно следовал. Безупречное владение языками позволило академику осуществить уникальные исследования в области источниковедения древнего Египта. Этим проблемам посвящены И и III параграфы второй главы.

Глава III посвящена вопросам взаимовлияния египетской и греческой культур. В I параграфе дана историография проблемы. Во II и III параграфах освещены некоторые аспекты взаимовлияния египетской и греческой куль-

1 Древний восток№ 1. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1975, с.З.

тур на материале религиозного взаимодействия и взаимовлияния в области религиозной и художественной литературы.

В заключении подведены основные итоги исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность избранной темы, предмет, а также цели и задачи исследования, описываются источниковая и историографическая основа диссертации, а также ее структура.

Первая глава посвящена выявлению места академика Коростовцева в российской (советской) египтологии. Сопоставляя состояние этой отрасли востоковедения в России в начале XX века и до 40-х XX в., т.е. до того времени, когда началась научная деятельность Коростовцева, с тем вкладом, который внес в ее развитие сам Коростовцев, диссертант выявляет безусловную преемственность между академиком и его учителями.

М.А. Коростовцев явился наследником богатейших традиций российского востоковедения, таких его величайших представителей, как Б. А. Тура-ев, С.Д. Ольденбург, В.М. Алексеев, В.В. Струве и др. В своих работах, посвященных истории египтологии, М.А. Коростовцев сам уделял большое внимание творчеству основателя российской египтологии Б.А. Тураева, он посвятил его наследию несколько статей, одна из которых была опубликована в специальном сборнике "Древний Восток", посвященном Б.А. Тураеву. В этой статье Коростовцев опроверг неверные взгляды на наследие Тураева и представил его выдающимся ученым, создавшим уникальный учебник по истории древнего Востока.

В своих работах по истории египтологии большое внимание уделял М.А. Коростовцев и трудам своего учителя В.В. Струве, особенно подчеркивая ценность сочинения ученого "Манефон и его время", где В.В. Струве дал совершенно новую трактовку деятельности Манефона и оценку его сочинений.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. египтологическая наука, обогащенная теоретическим и фактическим материалом, достигла высокого уровня развития, и тем не менее даже на этом фоне значительность трудов М.А. Коростовцева не утрачена.

"Религия Древнего Египта" М.А. Коростовцева - это самое полное описание того, что в настоящее время известно об этой области истории Египта. Труд ученого сочетает в себе глубокие теоретические знания с оригинальным осмыслением особенностей древнеегипетского религиозного ми-ровидения. Особенностью работы являются широкие исторические параллели, суждение о проблемах взаимовлияния греческой и египетской культур. Всесторонняя разработка проблем египетской культуры; школьное и внешкольное образование, религиозно-магическое миросозерцание и накопление реальных знаний, роль женщины в культурной жизни Египта представлены в монографии М.А. Коростовцева, изданной в 1962 г. "Писцы Древнего Египта".

М.А. Коростовцев был выдающимся педагогом, он преподавал в вузах Москвы и Петербурга, Каире, с 1969 по 1976 г. он был профессором кафедры всеобщей истории РУДН.

Значение научно-педагогического наследия академика М.А. Коро-стовдева определяется прежде всего тем, что им была разработана концепция преподавания древней истории. Она включала основополагающие суждения о том, что история древнего мира - это фундамент гуманитарного образования, что она - один из важнейших этапов в культурном развитии человечества, эпоха появления различных наук, литературы, философской мысли. Именно в этот период была создана письменность, в том числе и алфавитное письмо, в измененном виде сохранившееся до сих пор. Письменность способствовала взаимному обогащению народов достижениями культуры. Ответственной задачей древней истории М.А. Коростовцев считал необходимость показать преходящий исторический характер этнических комплексов и политических объединений царств и империй, необоснованность претензий на вечное превосходство одного какого-либо народа или культуры над другим народом гаи другой культурой. Объективное развитие исследования историко-культурного развития древних цивилизаций имеет особую научную значимость. Основным направлением курса было выявление аспектов взаимовлияния древних цивилизаций Востока и их влияния на античный мир, а затем и европейскую цивилизацию.

Вместе с тем в концепции М.А.Коростовцева важная роль отводилась Египетской цивилизации и ее влиянию на Африканский континент. По свидетельствам как археологических, так и антропологических источников, египтяне были этнической общностью, близкой к берберам-ливийцам и в какой-то степени к другим племенам и народам Северной Африки, а также к семитам.

Глава II посвящена проблемам источниковедения в трудах М.А. Ко-ростовцева, которые составляют значительную часть творческого наследия учёного. Глубокая филологическая подготовка ориенталистов - традиция русской науки, и Коростовцев М.А. ей неукосшггельно следовал. Безупречное владение языками позволило академику осуществить уникачьные исследования в области источниковедения древнего Египта. Этим проблемам посвящены II и III параграфы второй главы.

Более 17 веков минуло с тех пор, как древнеегипетская письменность утеряла свое былое величие. Но письменные памятники (папирусы, настенные и надгробные надписи, всевозможные надписи на предметах быта и кустарных изделиях) не дают однозначных ответов на множество вопросов, связанных с их переводом и трактовкой. Блестящие догадки ученых-египтологов приоткрыли так называемый "Покров Изиды" - искусство древнеегипетской письменности. Такая плеяда европейских исследователей,

как Ж.Ф. Шампольон, Д.А. Ольдерогге, У. Бадж и др., занимались исследованиями в области египетской иероглифики.

Среди же российских ученых одним го наиболее известных был М.А. Коростовцев. Лингвистические проблемы он разрабатывал главным образом в своих общих трудах, в таких, как «Египетский язык»1, «Писцы древнего Египта»2, «Введение в египетскую филологию»", «Грамматика новоегипетского языка»4. Занимаясь исследованием основы египетской письменности и чтения иероглифических знаков в разные исторические периоды Древнего Египта, М.А. Коростовцев, как и многие исследователи до него, выделял в развитии египетской письменности пять основных этапов (от староегипетского до коптского).

После того, как ученый-египтолог Ж.Ф. Шампольон нашел ключ к чтению египетских текстов, естественно, встала задача определить место египетского языка среди других языков. Многие ученые стремились решить эту задачу, однако их попытки выдвинуть ту или иную версию по этому поводу долгое время терпели крах, и так и не было точно установлено, к какой же именно группе языков его отнести.

Коростовцев также занимался данной проблемой и считал, что египетский язык был языком коренного населения Египта и за пределами этой древней страны распространения не имел. Однако памятники египетского языка часто встречаются и на других территориях, там, где египтяне были немногочисленны, но сохраняли свой язык и культуру. Что же касается вопроса о происхождении египетского языка, то в его решении М.А. Коростовцев опирался на исследования крупнейших семитологов. Проводя сравнение языка Древнего Египта с другими языками семито-хамитской группы, он не отрицает его африканское происхождение, т.к. Африка - родина племен, говоривших на семигских языках.

Целый ряд исследований посвятил М.А. Коростовцев и грамматике так называемого новоегипетского языка (бывшего до конца XV в. до н.э. разговорным, а затем ставшего литературным). В этой области он тоже пересмотрел ряд гипотез таких корифеев египтологии, как А. Эрман, А. Гар-динер и Г. Лефевр, и предложил свою новую трактовку. Завершением этой работы является "Грамматика новоегипетского языка'1, опубликованная в 1974 г. на французском языке.

М.А. Коростовцев явил собой тот тип ученого, в котором органично сочетаются блестящая филологическая подготовка и профессиональные качества историка. М.А. Коростовцев известен своими многочисленными пуб-

1 Коростовцев М.А.. Египетский язык, М„ ИВЛ, 1961.

" Он же. Писцы древнего Ьгипта. М.,ИВЛ,1961.

' Он же. Введение в египетскую филологию, М.,ИВЛ, 1963.

Он же. Огаттгиг ёи пео egyptien. М.: Наука, 1973.

ликациями древнеегипетских литературных памятников, среди которых такие шедевры как "Повесть Петеисе III" и "Путешествие Ун-Амуна в Библ". Ученый впервые в мировой историографии полностью опубликовал этот текст. Исторический комментарий к источнику представляет собой по существу оригинальное историческое исследование. Публикация "Путешествие Ун-Амуна в Библ" - выдающаяся источниковедческая работа. Ни одно сочинение, посвящешгое эпохе XXI династии или истории международных отношений на Ближнем Востоке в XI в. до н.э. или истории египетской литературы в целом, не может быть написано без использования публикации Коростовцева.

Глава III посвящена вопросам взаимовлияния египетской и греческой культур. В I параграфе дана историография проблемы. Во И и III параграфы освещены некоторые аспекты взаимовлияния египетской и греческой культур на материале религиозного взаимодействия и взаимовлияния в области религиозной и художественной литературы.

Компаративный анализ восточной и античной цивилизаций позволяет выявить черты общности и различия в их культуре. В трудах М.А. Коростовцева эти черты детально прослежены на материале религиозной культовой архитектуры в III-XIII главах его монографии "Религии Древнего Египта".

М.А. Коростовцев особо выделял аспекты религиозного взаимовлияния. Он отмечал, что "египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древгше греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли интерес к ней в своих трудах. Тот факт, что.такой историк, как Плутарх, посвятил специальный труд египетской религии, свидетельствует о глубоком интересе к ней в античном мире (М.А. Коростовцев. Указ. соч., с. 3).

Механизм религиозного взаимовлияния прослежен ученым на материале, свидетельствующем о введение в Египте в эпоху эллинизма нового культа Сараписа. На основе анализа древнеегипетских источников и трудов античных авторов Плутарха и Тацита ученый пришел к следующим выводам: изобретение культа Сараписа - результат религиозной политики Пто-ломея, стремившегося сблизить на религиозной почве местное египетское население новой столицы и победителей феко-македонцев, нет оснований сомневаться; что культ Сараписа был изобретен Птолемеем I при содействии афинянина ТимЬфея и египетского жреца Манефона.

Тенденции взаимовлияния прослежены и на литературном материале. Ученый подчеркивал, что тесные греко-египетские контакты наблюдались в сфере художественной и религиозной литературы; мифах, сказках.

Аспекты взаимовлияния прослеживаются и на герметической литературе. Традиционно к ней обращались философы, историки делали это край-

не редко. И тот факт, что к ней обратился М.А. Коростовцев, имел весьма важное значение для исторической науки. В частности, если философы считали, что эти книги принадлежали греческой философии, то академик М.А. Коростовцев полагал, что герметическая литература возникла в Египте и что ее авторами были египтяне. И от встречи религиозных доктрин Египта и философских учений Греции родилась египетская философия. Она не оставила других памятников, кроме книг Гермеса. И в этом явлении особенно отчетливо проявился аспект взаимовлияния древнеегипетской и древнегреческой культур.

В заключении подведены основные итоги исследования. М.А. Коростовцев явился наследником традиций российского востоковедения, таких его величайших представителей, как Б.А. Тураев, С.Д. Ольденбург, В.М. Алексеев, В.В. Струве и другие. Об этом свидетельствуют многие труды академика, пронизанные бережным отношением к творчеству своих учителей.

1. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. египтологическая наука, обогащенная теоретическим и фактическим материалом, достигла высокого уровня развития. Тем не менее даже на этом фоне значительность трудов М.А. Коростовцева не утрачена. Его "Религия Древнего Египта", "Писцы Древнего Египта", публикации древнеегипетских литературных памятников, среди которых такие шедевры как "Повесть Петеисе ПГ' и "Путешествие Ун-Амуна в Библ", "Египетский язык", "Введение в египетскую философию" и "Грамматика новоегипетского языка", опубликованная в 1974 г. на французском языке, являют собой образцовые научные труды. Характерные для его творческого наследия широкие исторические параллели, всесторонняя разработка проблем египетской культуры; школьное и внешкольное образование, религиозно-магическое миросозерцание и накопление реальных знаний, роль женщины в культурной жизни Египта и многие другие научные находки академика - это такой вклад в историческую науку, на котором будет учиться еще не одно поколение российских и зарубежных египтологов.

2. М.А. Коростовцев был выдающимся педагогом, он преподавал в вузах Москвы и Петербурга, Каире, с 1969 по 1976 гг. он был профессором кафедры всеобщей истории РУДН. Значение его научно-педагогического наследия определяется прежде всего тем, что им была разработана концепция преподавания древней истории, которую он справедливо считан фундаментом гуманитарного образования.

3. М.А. Коростовцев был инициатором и организатором многих начинаний в области изучения древних цивилизаций. В частности, под его руководством в отделе Древнего Востока Института востоковедения АН СССР была начата подготовка многотомного труда по истории древнего Востока,

который по охвату фактического материала и уровню научно-теоретического осмысления его не имел аналогов1.

4. Научная деятельность М.А. Коростовцева получила широкое международное признание. В 1958 году Французское египтологическое общество избрало М.А.Коростовцева своим действительным членом, а в 1965 году он был удостоен звания почётного члена Египтологического института Карлова университета в Праге. Многие его труды были изданы на французском и арабском языках.

5. Наиболее важное место в творческом наследии М.А. Коростовцева занимал компаративный анализ восточной и античной цивилизаций, нашедший отражение в первую очередь в монографии "Религии Древнего Египта". В ней М.А. Коростовцев особо выделил аспекты религиозного взаимовлияния, механизм которого прослежен ученым на введении в Египте в эпоху эллинизма нового культа Сараписа.

М.А. Коростовцев сделал важное наблюдение и о том, что культ Иси-ды в эллинистический период стал универсальным - божеством всего эллинистического мира2. Это влияние подтверждается текстами, которые могли быть и греческого происхождения, но в них присутствует египетский субстрат3. Политические реалии эпохи эллинизма приводили к крушению и полисной системы у греков и снижению значимости полисов в Птоломеевском Египте. Эти процессы не могли не отразиться на религии: начался этап создания новых богов. Именно в этот период культ Исвды приобретает особую значимость - «она стала одним из вселенских божеств»4. М.А. Коростовцев убедительно доказывает, что культ Исиды в какой-то мере расчистил путь для христианства.

Тенденции взаимовлияния прослежены и на литературном материале. Ученый подчеркивал, что тесные греко-египетские контакты наблюдались в сфере художествешюй и религиозной литературы: мифах, сказках, а также на герметической литературе. Академик Коростовцев доказан, что герметическая литература возникла в Египте и что ее авторами были египгяне. И в результате взаимодействия религиозных доктрин Египта и философских учений Греции родилась египетская философия, которая не оставила других памятников, кроме книг Гермеса. И в этом явлении особенно отчетливо, по мнению ученого, прослеживается аспект взаимовлияния древнеегипетской и древнегреческой культур.

' История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации М.: Главная редакция Восточной литературы, 1983.

2 Коростовцев М.А. Религии Древнего Египта. М , Наука, 1976, с. 282

1 Там же.

4 Там же, с. 3

Подведением итогов научного творчества М.А. Коростовцева стал семинар, который состоялся в Институте востоковедения РАН 24 апреля 2000 г. и был посвящен 100-летию со дня его рождения. На нем выступили заместитель директора института, доктор исторических наук, профессор Алпатов В.М., отметивший великие заслуги М.А. Коростовцева в египтологии, О.И. Павлова, заведующая сектором Древнего Востока института, сказавшая о Коростовцеве как о замечательном учителе, тонком педагоге. Особенно пространно и тепло говорила о М.А. Коростовцеве Т.В. Степугина, которая работала в отделе Древнего Востока под руководством М. А. Коростовцев. Она говорила о нем как об удивительном человеке, благородном, отзывчивом, влюбленном в жизнь и науку, которой он отдал себя без остатка.

Наследие М.А. Коростовцева живет в книгах, которые продолжают выходить, и в его учениках, которые продолжают его дело служения гуманистическим идеям. "Такое цельное всестороннее знание становится всё нужнее. Жизнь частная, а тем более общественная, осложняется с каждым поколением. Нашим детям будет труднее жить, чем живётся нам, и не без основания можно опасаться, что наши внуки будут завидовать легкости жизни своих отцов. Значит ли это, что мы идём назад или падаем? Ни то, ни другое, но для движения вперёд, как и для подъема, необходимы новые средства и усилия. Культура, возвышая общий уровень духовной и материальной жизни, от отдельных людей с каждым поколением требует всё большего напряжения сил, что бы подняться на уровень своего времени и на нём удержаться. Для этого необходимо устойчивое сознание, необходимо твёрдый общий взгляд на людей и вещи, а такое сознание, такой взгляд даётся только научно выработанному мышлению, приобретается переработкой научного наследия в цельное мировоззрение"1.

Научное наследие Михаила Александровича Коростовцева -"Памят-Ш1к нерукотворный", и "память о сотворивших такое сохранится навеки. Они ушли, но не забыты их имена, и живут они в писаниях своих и в памяти человечества"2.

По теме диссертации опубликованы две научные статьи:

1. Великий египтолог XX века академик М.А. Коростовцев и его вклад в развитие мировой египтологии. - В кн.: Общество, история, культура. Актуальные проблемы всеобщей истории. Материалы конференции аспирантов кафедры всеобщей истории РУДН. М.: РУДН, 1999, с. 32-39.

2. Научная и педагогическая деятельность М.А. Коростовцева. - В кн.: Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность. Материалы конференции аспирантов кафедры всеобщей истории РУДН. М.: РУДН, 2000, с. 24-33.

'Ключевский В О Характеристики и воспоминания. М, 1912., с.1-2. гКоростовцевМ.А. Повесть Петеисе ill. .Древнеегипетская проза. М., J97S., с 241-142.

Амер Хамис Абдалла (Йемен) "Творческое наследие академика М.А. Коростовцева"

Настоящая диссертация приурочена к ЮП-петию со дня рождения выдающегося египтолога XX века Михаила Александровича Коростовцева. Она посвящена анализу и обобщению научной и педагогической деятельности академика М.А. Коростовцева. В работе подробно освещается жизненный и творческий путь ученого, дается анализ вклада академика в разнообразные разделы египтологии и востоковедения в целом.

Amer Khamis Abdalla (Republic of Yemen) "The creative heritage of academic M.A. Korostovtscv."

This dissertation thesis is, dedicated to the hundredth birthday of one of the most prominent and outstanding Egyptologist of the twentieth century M.A, Ko-rostovtsev. !t analyses and summarises the scientific and educational works of academic. This work takes a detail look at the life and works of the outstanding scientist and his contribution to different aspects of Egyptology and oriental studies.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Амер Хамис Абдалла

Введение

ГЛАВА I. Научная и педагогическая деятельность М.А. Коростовцева

§ 1. Развитие египтологии в России в 1-ой половине XX века и место в ней М.А. Коростовцева.

§ 2. Научная деятельность М.А. Коростовцева.

§ 3. Педагогическая деятельность А. М. Коростовцева.

ГЛАВА II. Проблемы источниковедения в трудах М.А. Коростовцева.

§ 1. М.А. Коростовцев об этапах развития древнеегипетского языка и древнеегипетской письменности.

§.2. Публикация и исследование «Путешествия Ун-Амуна в Библ».

§ 3. Исторические переводы М.А. Коростовцева.

ГЛАВА III. Проблемы взаимовлияния восточной и античной культуры в трудах М.А. Коростовцева

§ 1. Российские и зарубежные историки о проблемах взаимовлияния культур.

§ 2. Проблемы религиозного взаимовлияния восточной и античной цивилизаций на примере Египта и Греции.

§ 3. Некоторые аспекты взаимовлияния греческой и древнеегипетской литературы в работах академика М.А. Коростовцева.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Амер Хамис Абдалла

Актуальность темы. В настоящее время, "когда стоит проблема выживания человечества, сохранения цивилизации на пороге третьего тысячелетия. необходимо подчеркнуть, что речь должна идти не только о выживании человеческих особей, но и о сохранении человеческой культуры в ее нравственных, эстетических, научных традициях"

Современную эпоху отличает обострившийся интерес к истории и культурному наследию. Среди имен, оставивших заметный след в культурном наследии XX века, несомненно, следует выделить действительного члена Академии наук СССР, крупнейшего египтолога современности Михаила Александровича Коростовцева.

Академик Михаил Александрович Коростовцев (1900-1980) принадлежит к плеяде учёных, которыми по праву гордится российская историческая наука. Большинство его произведений до сих пор не утратило научной ценности, а некоторые приобрели мировую известность и, по мнению специалистов, имеют все основания считаться классическими. Труды М.А. Коростовцева служат образцом строгой аргументации и глубины выводов, построены на скрупулёзном изучении конкретного исторического материала.

М.А. Коростовцев оставил необычайно богатое и разнообразное по тематике творческое наследие. Более 200 работ вышло из-под его пера. Среди них монографии, статьи по истории исторической науки, истории религии, культуры, по филологии Древнего Египта.

Может сложиться впечатление, что М.А. Коростовцев принадлежит к числу историков, чьё научно-литературное наследие

1 Лихачев Д. С. "Память преодолевает время", Наше наследие, 1998, № 1, с.З. широко известно. Но это далеко не так. До сих пор не издано собрание сочинений ученого, многие работы его стали библиографической редкостью, а в научном наследии есть малоизученные разделы. Между тем значимость трудов ученого со временем только возрастает. Диапазон научных интересов М.А. Коростовцев чрезвычайно широк, его исследования касаются многих аспектов истории стран древнего востока.

Все вышесказанное и обусловливает выбор диссертантом темы работы, написание которой он приурочил к знаменательной дате - 100-летию со дня рождения М.А. Коростовцева.

Предмет исследования. Российскому академическому востоковедению в 2000 году исполнилось 182 года. Фундамент ориенталистского университетского образования был заложен в первой четверти 19 века. Труды первых русских востоковедов - A.B. Болдырева, JL3. Будагова, М.И. Коркунова, В. А. Дорка, О.И. Семковского, С.С. Уварова и других - широко известны в России и за рубежом.

Признанием заслуг российского востоковедения следует рассматривать проведение в Санкт-Петербурге в 1876 г. III международного конгресса ориенталистов. Для российского востоковедения конца 19 начало XX века была характерна система подготовки специалистов на базе широкого филологического образования с последующей специализацией, что создавало возможности работать как в науке, так и в педагогике с наибольшей эффективностью.

Выдающимися представителями российской ориентологии были B.C. Голенищев, Тураев Б.А., С.Ф. Ольденбург, В.М. Алексеев, И.

Крачковский, B.B. Струве. Наследником их традиции был М.А. Коростовцев.

В силу особенностей биографии этого ученого на научную деятельность ему было отведено 27 лет. За этот краткий срок ученым сделано удивительно много, особенно в области истории культуры и религии, описания и публикации источников по истории древнего Египта.

Тончайший знаток древнеегипетского языка М.А. Коростовцев перевёл на русский язык сложнейшие тексты, среди них "Путешествие Ун-Амуна в Библ" (Египетский иератический папирус № 120 Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина в Москве). В этом исследовании учений предстаёт перед нами не только как блестящий переводчик, но прежде всего как историк и философ. Перевод и исследование "Путешествие Ун-Амуна в Библ" - уникальное источниковедческое исследование, которое до сих пор остается непревзойденным эталоном. Ни одна работа, посвященная эпохе XXI династии или истории международных отношений на ближнем востоке в XI веке, как и история Египетской литературы в целом, не может быть написана без использования перевода Коростовцева М.А.

Имя М.А. Коростовцева остается не только в истории ориенталистики, но и более широко - в истории культуры. Монографии и статьи ученого, посвященные, культуре и религии древнего Египта содержат бесценную информацию о достижениях великой цивилизации древности - Египетской.

В 70-е годы в творчестве Коростовцева М.А. были необычно плодотворными, именно в эти годы вышли в свет многие работы по культуре и религии Египта.

Религия древнего Египта" М.А. Коростовцева - самый полный компендиум того, что в настоящее время известно об этой интереснейшей области египетской истории. Труд учёного сочетает в себе глубокие теоретические знания автора с оригинальным осмыслением особенностей религиозного древнеегипетского мировидения. Особенностью работы являются широкие исторические параллели, суждения о проблемах взаимовлияния греческой и египетской культур.

Текстуальный анализ работы подтверждает, что главы книги III-XIII "Местные боги" писались, несомненно, в период пребывания Коростовцева М.А. в Египте. Исследователь настолько детально описывает города, поселения, храмы, точно воссоздает совершенный облик творений древних зодчих, а это, несомненно, возможно только при непосредственном наблюдении на месте. Восхищение историка вызывал "Храм Исиды на острове Филе - одна из жемчужин египетской архитектуры греко-римского времени" (М.А. Коростовцев. Указ. соч. с.52). Главы 3-13 "Религии древнего Египта" имеют подзаголовок "Религиозная география" и являются совершенным образцом историко-географического и историко-культурного сочинения.

Храмы Дендеры, Тиниса, Абидоса, Саиса, Бусириса, Бехдета и Гелиополя, Мемфиса, Гермополя, Гераклеополя, Фив и.т.д описаны историком с необычайным мастерством. Лингвистическая подготовка учёного позволила представить ономастикон Египта на древнеегипетском, древнегреческом и арабском языках.

В 1976 г. коллективом автором было подготовлено издание "Культура древнего Египта", в котором 6 статей из 20 написаны М.А. Коростовцевым. Это не только статьи по религии и филологии Египта, но и статьи о театре, музыке, спорте в древнем Египте. Как и все другие работы, эти статьи содержат уникальную информацию.

В последние годы в исторической литературе развивалась тенденция изучения теоретического наследия крупных учёных, определения их вклада в развитие исторической науки и значения их творчества для современных исследований1.

Однако вне поля зрения историков осталось творчество многих представителей российской науки 20 века, в том числе академика Михаила Александровича Коростовцева.

Цель и задачи исследования. В диссертации поставлена цель проанализировать творческое наследие академика М.А. Коростовцева, в том числе его многочисленные труды, касающиеся истории Древнего Востока, филологии, исследования источников по истории Древнего Египта и проблемы взаимодействия культур Древнего Египта и Древней Греции, а также научную и педагогическую деятельность М.А. Коростовцева в Академии наук СССР и в Российском университете дружбы народов с 1969 по 1976 г.

Поставленная цель определила задачи диссертации: изучить научное наследие М.А. Коростовцева по проблемам филологии древнего Египта и исследования и публикации источников по истории Египта, а также по архивным материалам и свидетельствам современников восстановить факты педагогической деятельности М.А. Коростовцева в Российском университете дружбы народов, так как эта проблема не нашла отражения в печати.

1 Евгений Викторович Тарле - М., Наука 1977; Е. И. Гнеушева. Академик Александр Андреевич Гувер. М.: Наука, 1987; Дунаевский В. А., Цфасман А. Б. Николай Михайлович Лукин. М.: Наука, 1987; Чистякова Е.В. Михаил Николаевич Тихомиров М.: Наука, 1987; Качак Ю. М., И. В. Цветаев. М.: Наука, 1987.

Для решения поставленных задач были изучены различные группы источников, опубликованных и не опубликованных. Основные исследовательские задачи, сформулированные диссертантом, решаются на основе широкого использования фондов библиотек Москвы, а также фондов архивов: Архива Российской академии наук, Петербургского филиала архива РАН, архива Российского университета дружбы народов.

Приоритетное место в источниковой базе исследования занимают труды самого М.А. Коростовцева, написанные с 1938 по 1943г и с 1960 по 1980 г. Среди опубликованных источников такого рода особо следует выделить статьи М.А. Коростовцева по истории египтологии: "Развитие египтологии в России". М., 1966, "Становление египтологии в России". М., 1977, "50 лет египтологии в СССР". М., 1979.

Следует также выделить сборник "Наследие древнего Египта" (1976 г.) и монографию "Религия древнего Египта" (1976 г.), в которых учёный касается в том числе и вопросов взаимовлияния египетской и греческой культур.

При подготовке диссертации были использованы и неопубликованные источники из архивов Москвы и Петербурга. Среди них следует особо выделить фонды архива РАН. Фонд 2 архива РАН содержит стенограммы и протоколы заседаний президиума АН СССР за 1974 г. по поводу избрания М.А. Коростовцева в действительные члены АН СССР.

Документальные материалы фонда 411 архива РАН состоят из подлинных биографических документов М.А. Коростовцева, а также отзывов учёных о научной работе М.А. Коростовцева. Например: "Отзыв В.В. Струве о работе младшего научного сотрудника Института истории и учёного сектора ЛОНН М.А. Коростовцева от 3 мая 1938 г." (Архив РАН, ф. 411, оп. 3, д. 399, л. 26), "Отзыв и.о. заведующего ленинградским отделением Института истории АН СССР профессора С.Н. Валка от 11 июня 1940 г. о работе и.о. старшего научного сотрудника Института истории Коростовцева М.А." (Архив РАН, ф.411, оп.З, д.399, л.28), "Характеристика на старшего научного сотрудника института востоковедения доктора исторических наук профессора М.А. Коростовцева, составленная д.и.н. профессором Авдиевым В.Н. (Архив РАН, ф.411, оп.З, д.399, л.51), "Отзыв о научных трудах д.и.н., М.А. Коростовцева, написанный членом корреспондентом АН СССР Б. Г. Гафуровым от 19 сентября 1968 г. (Архив РАН, ф.411, оп.З, д.399, лл.65-68).

В петербургском филиале архива РАН обнаружено в фонде Тураева Б.А. неопубликованное ранее приложение к диссертации Тураев Б.А.а: "Бог Тот. Древнеегипетская религия" - "Эпитеты Тота" (ПФАРАН, ф.Ю, on. 1 д11 лл.161-181).

Документальные материалы архива Российского университета дружбы народов освещают в основном педагогическую деятельность М.А. Коростовцева в университете. Среди них: "Письмо профессора, д.и.н A.C. Протопопова ректору УДН профессору доктору технических наук C.B. Румянцеву о настоятельной необходимости пригласить на кафедру всеобщей истории видного учёного египтолога М.А. Коростовцева" от 24 ноябре 1968 г. (Архив РУДН, ф.9575, оп.6, ид. хр.225. подлинные).

Письма вице-президента академик наук СССР академика М.Д. Миллионщикова и директора Института востоковедения академика В. Г. Гафурова ректору УДН профессору Румянцеву (Архив РУДН, ф.9575, on.6, ед.хр. 180, лл 1-3). В этом фонде 9575 хранятся заявления и приказы о зачислении М.А. Коростовцева на работу в УДН с 19 марта 1969 по 30 июня 1976 г. Постановление Ученого совета историко-филологического факультета о назначении профессора М.А. Коростовцева председателем государственной экзаменационной комиссии по специальности "История" в 1972 году (Архив РУДН. Ф5795, оп. 6 ед.хр. 225 л.6). Постановление учёного совета УДН о награждении академика Коростовцева М.А. памятной медалью УДН в честь 15-летия УДН (Архив РУДН. Ф5795, оп. 6 ед.хр. 229 л.36).

Историография изучаемой темы. Хотя творчество академика М.А. Коростовцева еще не получило отражения в монографических исследованиях, ему посвящены многочисленные статьи и сообщения, изученные диссертантом в период написания работы.

Среди трудов, посвященных академику Коростовцеву М.А., особого упоминания заслуживает сборник "Древний восток" № 1, вышедший в 1975 г. к 75-летию академика. В его редакционной статье И.С. Кацнельсон отметил заслуги академика в развитии египтологии и подчеркнул, что "многочисленные его труды получили заслуженное признание и снискали ему широкую известность, как на родине, так и за рубежом"1.

Статьи, опубликованные в "Вестнике АН СССР", "Вестнике древней истории", журнале "Азия и Африка сегодня", которые посвящены юбилейным датам Коростовцева М.А., объединяет то, что все они дают представление об академике как о крупном учёном. Однако исследование отдельных направлений деятельности учёного не входило в их задачи. Среди упомянутых статей (См. Список источников

1 Древний восток № 1. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1975, с.З. и и литературы) нет аналитических работ, посвященных творческому наследию учёного. По этой причине даже такие документы, как отзыв академика Б. Г. Гафурова о научной работе профессора Коростовцева М.А., не могут восполнить в достаточной мере указанный пробел, и задача аналитического исследования творческого наследия академика до сих пор не утратила своей актуальности.

Вторую группу работ составили монографии и статьи русских и зарубежных исследователей, посвященные проблеме взаимовлияния восточной и античных культур. Анализ этих работ проведен в первом параграфе третьей главы диссертации, причем по возможности в сопоставлении со взглядами на эти проблемы М.А. Коростовцева.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из трех глав, введения, заключения, библиографии работ академика Коростовцева М.А. и списка использованных источников и литературы.

Первая глава начинается обзором развития египтологии в России в начале XX века и до 40-х XX в., до того времени, когда началась научная деятельность Коростовцева. Это очень важно для определения того вклада в развитие египтологии, какой предстояло сделать учёному, для того, чтобы высветить особые его заслуги на фоне общих достижений Российской египтологии. Во II и III параграфах первой главы освещены научная и педагогическая деятельность учёного.

 

Список научной литературыАмер Хамис Абдалла, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1.. Литература Среднего царства, XXI-XVII века до. н. э.

2. I. Литература Нового царства, XVI-IX века до. н. э.1.. Литература демотическая, VIII век до. н.э.-Ш век н. э.Эта периодизация, пишет М.А. Коростовцев, в основном соответствует большим этапам развития языка: Древнее царство

3. Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию. M., Изд. вост. лит., 1963.

4. История древнего Востока, зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., Главная редакция Восточной литературы, 1983.

5. История древнего Востока, зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., Главная редакция Восточной литературы, 1988.

6. Архив РУДН, ф. 9575,оп.6,ед. хр. 225, л 10 //Подлинник.

7. Архив РАН, ф.411, 3, ед.хр.399 //Подлинник

8. Архив РУДН, ф.9575,оп.6, ед. хр. 1807,л.1 //Подлинник.

9. Архив РУДН, там же л. 3 //Подлинник.

10. Рознатовский Ю.А. Мой профессор //Известия от 18 Января 1968.№ 15.

11. Коростовцев М.А. Путешествие Ун-Амуна в Библ. М., 1960.

12. Из воспоминаний профессора Бомбейского университета Падмы Лоран-Дам-Личнный архив Кардаш А.И.

13. Из личного архива Кардаш А.И.

14. Учебные программы по специальности " История" УДН, М.,1979. С.38-46.

15. Архив РУДН, ф.9575 оп.6, ед. хр. 225., л.20.

16. Архив РУДН, ф.9575 оп.6, ед. хр. 225, л.36-37.

17. Архив РУДН. Ф. № 5795,оп .6., ед. хра.225., л.34.

18. Тураев Б.А. История древнего востока, Т. 2., 1935., с.7.

19. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976 г., с. 295

20. Минковская Э. Египетская религия в Куше. -// М.А.Коростовцева. Религии древнего Египта. М., 1976 г., с. 298-323.

21. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Учебное пособие в 2-х частях. (Под редакцией М.А.Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980., с.4.

22. Коростовцев М.А. Египетский язык, М., 1961.

23. Он же. Писцы древнего Египта. М.,1962.

24. Коростовцев М.А. Grammair du neo egyptien. M., Наука, 1973.

25. ИДЕОГРАММА (от греч. idea — идея, образ и .грамма), письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме, напр., в древнеегипетской, китайской иероглифике(Электронная БЭ Кирилла и Мефодия 200).

26. Архаическая иератика. Характерная черта этой письменности заключается в наименьшей затрате времени и энергии.

27. Иератика Древнего Царства (с VI по XI династии). Характерно огрубление письма.

28. Иератика Среднего Царства (XII XVIII династии). Характерно расхождение между книжной и курсивной иератикой.

29. Иератика Нового Царства (с середины XVIII до XXI династии). Характерны ясность и изящество, но формы знаков здесь иные, чем в книжной иератике предшествующего периода.

30. Аномальная иератика (так Гриффис назвал самый поздний этап развития иератики)1. Изучение анормальной иератики находится в начальной стадии. К концу XXVI династии анормальная иератика была вытеснена

31. Демотика ранняя время XXVI-XXX династий.

32. Демотика птолемеевского времени.

33. Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию. М., 1963., с.58-69.

34. Демотичесое письмо (от греч. Demotikos-народный), скорописная форма египетского письма, возникшая в 8-7 вв. до н. э.

35. Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию. М., 1963., с.80-87.

36. Знаменательные части речи:1. Существительные;2. Прилагательные;3. Наречия;4. Глаголы.И. Местоимения.1.I. Числительные.1.. Служебные слова:1. Предлоги;2. Частицы.V. МеждометияСуществительные и прилагательные.

37. Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию. М., 1963., с. 116.2 Там же, с. 119.Египетские существительные особых морфологических признаков не имеют и в своем большинстве тождественны с корнями. Они имеют 3 формы:

38. Двухсогласные глаголы, например: с1с1 "говорить".

39. Трехсогласные глаголы: а) сильные спЬ "жить";б) слабые рп "выходить";в) геминирующие \¥пп "быть";г) каузативные глаголы от двух согласных глаголов, например: вшп "заставить пребывать".

40. Отзыв о научных трудах д.и.н., М.А. Коростовцева, написанный членом корреспондентом АН СССР Б. Г. Гафуровым от 19 сентября 1968 г //Архив РАН, ф.411, оп.З, д.399, лл.65-68.

41. Голенищев B.C. Иератический папирус из коллекции В. С. Голенищева., с. 45-46.

42. Erman А. Eine Reise nach Phönizen im 11 Jahrundert vor Chr., ZAS,38(1900), 2.

43. Helck-Otto, Kleines Worterbuch der Aegyptologie, Wiesbaden, 1956, S.407.

44. Тураев Б.А. История древнего Востока, т.1, Л., 1935, с. 10.

45. Тураев Б.А. Египетская литература, М., 1920, с. 199

46. Wiedeman A. Altägytpische Sagen und Märchen, Leipzig, 1906, S. 94.

47. Gardiner A. Writing and literature, in Glanville s «the Legacy of Egypt», Oxford, 1934, p.76.

48. Путешествие Ун-Амона в Библ. M. I960., с.16.

49. Albright. W. The Eastern Mediterranean, Saint-Louis, Miss, 1951.

50. Литература Древнего Царства, 3-е тысячелетие до н.э.1.. Литература Среднего Царства, ХХ1-ХУП века до н.э.

51. I. Литература Нового Царства, ХУ1-1Х века до н.э.

52. Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. Перевод с древнеегипетского М.А Коростовцева. М., 1978., с.243-248.

53. Собрание слов и избранных мыслей, составленное жрецом Гелеополя Хахаперрасенебом, прозванным Анху.» (сторона ректо).

54. Он говорит, что если бы ему удалось найти неведомые изречения, необычные мысли, новые слова, к которым не прибегали до тех пор,

55. Нечего хвалиться последующим поколениям речами его предков.

56. Не произносил еще нового говорящий, а другой ничего не добавит своего к словам предков и только промолвит, что говорили когда-то предки, и никто не узнает, что он хотел сказать.

57. Поступающий так ищет своей гибели, он говорит это согласно древним текстам с первого поколения и до7. поколения того времени. Он хотел бы ведать такое, чего не знают другие. Вымолвил бы он это и ответил бы своему сердцу.

58. Рассказал бы он о страдании своем и облегчил бы от бремени свою спину. Избавился бы он от тяготящих слов,9. поведав сердцу своему свою тревогу, и ощутил бы облегчение.

59. Он созерцал происходящее, постигал состояние той страны. Не схож тот год с предыдущим. Страна в смятении, она для него опустела.

60. Истина изгнана, попраны предначертания богов. Страна пребывала в горе и бедствии.

61. Мрак в городах и селах, всюду разруха, полный упадок в стране, и даже мертвые не находят покоя и при свете дня люди с ужасом взирают на деяние ночи.

62. Горе и боль в сердце его, ему трудно это скрыть, и в печали поникают сердца людей. А сердце смелого для него друг в час испытаний.

63. Если бы его сердце могло страдать, то он бы мог положиться на него. Ради него он подавил бы свою боль1.Сторона версо).

64. Сердца никак не могут повлиять на происходящее. День ото дня становилось все хуже от воцарившейся жестокости, не нашлось мудреца, уразумевшего происшедшее.

65. Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. Перевод с древнеегипетского языка М.А. Коростовцева. М., 1978., с.219-220.

66. Тураев Б.А. Очерки истории изучения Финикийский древностей, СПб, 1893.,.с.7.

67. Он же. История Древнего Востока, 1935, Т.П., с.319-321.

68. Исследователь обязан установить, как происходили заимствования культуры, когда, где и кем они были осуществлены. Американские ученые разработали ряд схем, отражающих процесс аккультурации:

69. Отчуждение потеря народом своей культуры под влиянием чужой.

70. Новая ориентация существенные изменения в культуре-восприемнике под влиянием иноземной культуры.

71. Fenelossa Е. The Cuinese Written Character medium for Poetry. San Francisko, 1991, p.l 13.

72. Культура Древнего Египта. М., Наука, 1978.