автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Творческое наследие М. М. Филиппова как выражение реалистического направления в русской культуре

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Евменова, Лариса Николаевна
  • Ученая cтепень: доктора культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Творческое наследие М. М. Филиппова как выражение реалистического направления в русской культуре'

Текст диссертации на тему "Творческое наследие М. М. Филиппова как выражение реалистического направления в русской культуре"

7/.. Гл'

/

МИНИСТРЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

на правах рукописи

ЕВМЕНОВА Лариса Николаевна

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.М.ФИЛИППОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Специальность 24.00.02. - историческая культурология

: с/л г ^чн^ ЛР*^

Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии

Москва -1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Своеобразие философского мировоззрения

М.М. Филиппова 19

1. Истоки философского "миросозерцания" М.М. Филиппова 19

2. М.М. Филиппов о гармонии и противоречиях науки и философии 39

3. Критический реализм как основание философской системы

М.М. Филиппова 61

4. М.М. Филиппов как историк и критик философии 100

Глава 2. Реалистическая направленность

социально-философских воззрений М.М. Филиппова 145

1. Особенности общественно-политических взглядов Филиппова 145

2. Прогрессивный характер социологических идей М.М. Филиппова 163

3. Образ творческой личности как основание этики М.М. Филиппова 205

Глава З.Проявление критического реализма в

эстетических взглядах М.М. Филиппова 253

1. М.М. Филиппов о специфике и роли литературы и искусства

в жизни общества 253

2. Реализация социально-философских и эстетических воззрений

М.М. Филиппова в его художественном творчестве 312

Заключение

Библиографический список

325 339

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Переход к новым социально-экономическим отношениям, происходящий в России, требует иной концептуализации в осмыслении прошлого, освобождения от идеологических штампов и односторонних, некритических подходов к его интерпретации. Интерес общественности к самобытной национальной культуре привел исследователей к открытию новых страниц в истории русской культуры и философии, способствующих решению сегодняшних задач.

Русская философия второй половины XIX - начала XX века искала ответы на те же вопросы, которые волнуют общественность в настоящее время - о выборе путей развития России, совершенствования человека и общества. Это была тоже переломная эпоха истории, - становление капиталистических общественных отношений, - сопровождавшаяся духовным подъемом образованной части интеллигенции. Особенностью большинства философских учений этого периода времени было господство крайних радикальных, экстремистских взглядов, утопических теорий. Их преобладание обусловлено спецификой русской истории: традициями бунтарской России как евразийского государства, сохранявшего элементы восточного деспотизма, пассивностью крестьянской массы, религиозными традициями, осуществлением социального прогресса через смуту.

Радикализмом отличались представители русской революционной демократии, материалисты, идеалисты и религиозные философы, они стремились найти пути немедленных решений социальных проблем и предлагали утопические пути террора, революции, религиозной общины и др.

В эту же эпоху жил и творил философ, являющийся выразителем другого направления русской философской мысли, - Михаил Михайлович Филиппов (1858 -1903). Его отличие от других философов заключалось в т;ом, что в своих поисках путей совершенствования человека и общества он руководствовался не абстрактным теоретизированием, а научным подходом, ко-

торый стал основным методологическим основанием его мировоззрения. Движимый патриотическими чувствами, он искал реализуемые пути национального возрождения России, для чего дал широкий анализ российской действительности. Изучение объективных условий привело философа к отрицанию экстремизма как утопического пути и к принятию эволюционизма и реформаторства. Идеи гармонизации общественных отношений, примирения и постепенного совершенствования всех сторон общества не были популярны в общественном сознании. Сторонниками этого направления были ученые-естествоиспытатели, либеральное народничество, деятели науки и культуры - наиболее просвещенная часть общества. Это были люди «третьего пути», находящегося между консерватизмом и радикализмом.

В своем философском учении, во всем творческом наследии нетрадиционном для русской общественной мысли, он на научном основании наметил реализуемые пути русского национального возрождения. В то время как большинство мыслителей этого периода времени стремилось найти радикальный путь решения проблем, Филиппов находился на центристских, умеренно-реформаторских позициях. Своеобразна судьба философии Филиппова: у современников его идеи не нашли особого отклика, в' советской философии он также не стал популярным вследствие антиреволюционных взглядов.

Исторический опыт показал, что путь насильственной ломки социальных отношений, без учета объективной реальности, не оправдал себя. Для сегодняшнего дня идеи этого оригинального мыслителя, как никогда, актуальны. Предшествующая история России показала утопичность экстремистских идей, общественное сознание отвергает войну, бунт, насилие как пути решения социальных вопросов. Наше общество преображается в соответствии с созреванием объективных условий во всех сторонах его жизнедеятельности. Для перестройки нашей философской парадигмы творческое наследие Филиппова имеет неоценимое значение. В универсальном творчестве этого

оригинального мыслителя в полифоническом ключе разработаны проблемы философии, истории философии, социологии, этики, эстетики, логики, психологии, культурологии, литературоведения и литературной критики, публицистики и др. Гуманитарное знание Филиппов связывал с изысканиями в областях математики, химии, физики, механики, астрономии, биологии, антропологии, физиологии человека, экономики, права и других наук. Более трехсот печатных трудов составляют творческое наследие Филиппова, представляющее духовное богатство России. В нем с энциклопедической универсальностью отражены процессы, происходящие в социальной действительности посткрепостнической России XIX века, когда на смену старым феодальным отношениям приходят новые, капиталистические. Вместе с тем, для Филиппова характерно глобальное видение мира, в котором Россия составляет его определенную часть.

В научном мировоззрении Филиппова философия является синтезирующим началом знаний о человеке, его внутреннем и внешнем мире, кроме того она служит опорой научного прогресса человечества. Как никто другой, Филиппов смог интегрировать прогрессивные идеи своей эпохи, обобщить научные труды и культурные достижения, хотя и не сделал значительных открытий в отдельных отраслях знаний. Он решал иные задачи - поиска путей прогресса мира и человека и создал систему знаний, невостребованность которой осознается особенно сегодня. До последнего времени в советской науке преобладала марксистско-ленинское понимание истории философии и культуры: они были крайне идеологизированы и политизированы. Это вело к искажению реальности, в результате чего многие деятели философии и культуры были отнесены в разряд второстепенных либо совсем исключены из отечественной истории. Настало время дать объективную оценку творческому наследию деятелей русской культуры и философии, незаслуженно забытых и несправедливо оцененных. Идеи созидания, творчества, ненасилия и примирения, высказанные Филипповым, звучат современно.

Актуальность темы обусловлена практической не изученностью таких сторон творческой деятельности Филиппова, как этическая, эстетическая и художественное творчество. В отечественной философской науке не предпринималось попыток целостного изучения обширного наследия Филиппова, его места в историко-философском процессе. В период ломки общественных отношений, переживаемых современной Россией, труды Филиппова, широко отразившие своеобразие эпохи социальных преобразований и культурного возрождения пореформенной России XIX века, актуальны как источник опыта. В связи с преодолением авторитарных и тоталитарных пережитков в общественном сознании наших современников антидогматическое научно-философское миросозерцание Филиппова может стать духовным ориентиром. В условиях гипертрофированного возрождения русской религиозно-идеалистической философской традиции исследование данной темы открывает новые перспективы для осмысления истории философии и культуры в ее многоаспектности и разнообразии течений.

Научное исследование универсального творческого наследия Филиппова позволяет осмыслить многообразные и сложные взаимосвязи русской культуры с западноевропейской и общечеловеческой культурой.

В философии XIX века по-разному решались вопросы о человеческой природе, о деятельности и творчестве, о свободе воли человека. Отражая эпоху «культурного ренессанса», Филиппов по-новому, в широком смысле раскрывает проблему творчества, которая сегодня весьма актуальна. Предпринятое исследование служит подготовкой к систематическому изучению направления русской культуры и философии прошлого века, которое можно определить как реалистическое; оно оставляет простор для дальнейшего научного поиска.

Данная работа направлена на восстановление исторической справедливости - введения в научный оборот имени этого крупного деятеля науки,

культуры, философа-реалиста, выяснения особенностей реализма, как направления культуры и философии.

Степень изученности проблемы. Исследование обширного творчества М.М. Филиппова показало отсутствие целостной разработки и неполную освещенность его в культурологической и философской литературе, сопровождаемую разноголосицей суждений и оценок. В «Философской энциклопедии» (1962 - 1972 г.г.) о нем имеется лишь краткое упоминание. В «Большой советской энциклопедии» он представлен как философ-позитивист. Причастность Филиппова к этому направлению отмечена в исследовании П.С. Шкуринова «Позитивизм в России XIX века». Как позитивист и легальный марксист он определен в словаре «Русская философия» (1995 г.), а также в словаре «Философы России XIX - XX столетий» (1995 г.). Исследователи разных периодов истории относили его к марксистам, материалистам, атеистам и просто литераторам. Философские труды Филиппова, известные за рубежом, получили высокую оценку в словаре Г.Шмидта (1961 г. С.517).

Многие исследователи советского периода по идеологическим соображениям отмечали эволюцию взглядов Филиппова к марксизму. Необходимо выделить труды ряда исследователей творчества Филиппова, таких как Б.М.Филиппов, И.М.Болатов, П.Д.Данюшин, В.В.Жданов, А.Н.Лемешев, Ю.В.Манн, Л.А.Пупышева, О.Л.Савинова, А.Ф.Сметанников, А.А.Турков. В разное время они рассматривали отдельные стороны творческого наследия Филиппова, и их труды дали основание для дальнейшей разработки темы в направлении синтезации сторон, создании целостного представления о творчестве Филиппова, его мировоззрении, месте и роли в социокультурном и историко-философском процессах.

О.А.Савинова, подчеркивая широкую эрудицию и разносторонность знаний Филиппова, вместе с тем отрицает их позитивистскую направленность в общепринятом значении этого понятия. П.Д.Данюшин, исследовавший социологическую часть трудов Филиппова, отмечает влияние марксиз-

ма на его мировоззрение. И.М.Болатов относит философские воззрения Филиппова к материалистическому направлению. Анализу литературно-критического наследия Филиппова посвящено исследование Ю.В.Манна, отметившего спорные моменты литературно-критического характера, а также влияние трудов философа на общественную мысль России. Он справедливо подчеркнул необычность сочетания естественнонаучной и литературной деятельности Филиппова.

При всем богатстве творческого наследия Филиппов оказался малоизвестным в России. Его идеи эволюционного развития общества, гармонизации социальных отношений, ненасилия и творческого созидания на основе научного познания мира оказались в свое время неактуальными, поэтому не вызывали дискуссий. Они выходили за рамки общепринятых понятий, привычных вопросов, нередко опережали время. Всесторонне образованный философ мог дальше видеть перспективы развития России как части мирового сообщества. В советское время Филиппов также не привлек интереса вследствие идеологических причин.

Своеобразие работ Филиппова заключается в том, что свои взгляды он выражает через критический анализ произведений других авторов. Также следует отметить жанровое многообразие его трудов - публицистику, философскую и литературную критику, очерки, эссе, прозу. Мы не отрицаем отдельных недостатков его работ: сегодня вызывают возражение, например, черты биологизаторства в рассмотрении общества, человека, некоторый эклектизм, однако в основном, - в универсализме, стремлении к синтезу, интеграции, гармонизации всех сторон внутреннего и внешнего мира человека, он оказался прав, а по ряду положений даже опередил своих современников.

Данное исследование восполняет пробелы в изучении разных сторон творческого наследия Филиппова: автор пытается воссоздать целостную картину его миросозерцания как пласт культуры под новым углом зрения. В философской литературе монографических работ по данной теме не обнаружё-

но. Автором были изучены труды философов-западников, под воздействием которых формировалось мировоззрение Филиппова, философское наследие ученых-естествоиспытателей, а также представителей религиозной философии XIX века, деятелей культуры. Особое внимание автор уделил воззрениям тех философов, с которыми полемизирует Филиппов (Вл.Соловьев, С.Булгаков, Н.Бердяев), рассмотрено философское наследие мыслителей разных эпох, изучение которых позволяет сделать выводы о сходстве и различии их с теорией Филиппова.

Автором использовались современные труды по этике, эстетике, культурологии, литературоведению, художественному творчеству.

Работа выполнена на основе комплекса источников разного типа, часть из которых впервые вводится в научный оборот. Отбор источников и способы их интерпретации подчинены главной цели диссертационной работы.

Разнс стороннее творческое наследие Филиппова обусловило цели, задачи и структуру данной диссертации.

Цели и задачи исследования.

Целью данного диссертационного исследования является представление универсального творческого наследия Филиппова в обобщенном, целостном виде, раскрытие направления, содержания составляющих его элементов, своеобразия мировоззрения, обусловленного характером эпохи, в которую он жил, а также определение места и роли русского мыслителя в культурном и историко-философском процессах. На основе сведения воедино разрозненных фрагментов обширного творчества философа, их анализа поставлена цель углубить представления о культурно-исторической эпохе последней трети XIX века.

Автор стремится интегрировать все части творческого наследия Филиппова, эксплицировать внутренние связи системы, дать целостную философскую и культурологическую реконструкцию, освободить от идеологической интерпретации, сохраняя объективность.

Поставленные цели предполагают решение следующих задач:

■ охарактеризовать общую духовную атмосферу России второй половины XIX - начала XX веков как источник мировоззрения М.М.Филиппова;

■ определить взгляды Филиппова на соотношение науки и философии в обществе;

■ выявить общий характер философской системы М.М.Филиппова;

■ выяснить основные принципы анализа Филипповым историко-философских произведений;

■ показать особенности общественно-политических позиций Филиппова и пути их реализации;

■ раскрыть содержание и направленность социологических идей Филиппова;

■ определить конкретно-историческую оценку этических взглядов Филиппова;

■ показать эстетические взгляды Филиппова на литературу и искусство и их роль в общественной жизни;

■ осмыслить литературно-художественное наследие Филиппова с точки зрения реализации его социально-философских воззрений.

Теоретико-методологические основания исследования:

В работе автор опирается на анализ конкретных текстов произведений Филиппова. Объем работы не позволяет охватить все огромное наследие философа, поэтому были избраны для рассмотрения наиболее характерные труды из различных областей гуманитарного знания.

Автор использует в своем исследовании такие подходы, как системно-структурный, сравнительно-исторический, социокультурный. При всестороннем рассмотрении объекта были применены методы анализа, синтеза, обобщения материалов. Диссертант опирался на принципы взаимодействия и

преемственности в культурном развитии разных народов и культурно-исторических эпох.

Научная новизна исследования:

1. В диссертации предпринята попытка целостного освещения универсального творческого наследия русского философа М.М.Филиппова, о