автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Творчество Алексея Зубова

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Абдельразек, Мухамед Галаль Мухамед
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Творчество Алексея Зубова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Абдельразек, Мухамед Галаль Мухамед

1. Введение.стр. 2

2. Глава I. Историческая обстановка и состояние искусства гравюры в Западной Европе и в России до ХУШ в.стр. 15

3. Глава П. Творческий путь Алексея Зубова.стр. 39

4. Елава Ш. Изображение баталий и победных торжеств .стр. 54

5. Глава 1У.0браз Петербурга.стр. 73

6. Глава У. Портрет.стр. 92

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Абдельразек, Мухамед Галаль Мухамед

Если художник правдиво отражает в своем искусстве действительность, развивая прогрессивные национальные традиции, - он вносит нечто новое во всеобщую интернациональную историю этого искусства-;-и вместе с тем его творчество не теряет самобытности.^- Особый научный интерес в таком плане принадлежит изучению начального периода развития гравюры в России первой половины ХУШ века.

Темой данной диссертации и является творчество русского гравера Алексея Федоровича Зубова - одного из крупнейших мастеров этого века, и определение его значения в истории русской и западноевропейской графических культур. Нам представляется, что анализ произведений этого мастера в сравнении с работами других и объективная оценка дают возможность более ясно ответить на вопрос о процессе развития гравюры в ХУШ веке, и показать, что Алексей Зубов в своих произведениях черпал из отечественных и западноевропейских традиций, их обогащая.

Во второй половине XIX в. упоминание о гравюрах А.Ф.Зубова мы находим в трудах Д.А.Ровинского и В.В.Стасова. В двух подробных словарях русских гравированных портретов и русских граверов ХУТ - XIX вв. Ровинский систематизированы сведения о его творчестве

I. Об этом свидетельствует многонациональное советское искусство, например, произведения Ивана Павлова, Елены Кульчиковой /18771967/, Ореста Верейского /р.1915/, Валентины Петровой /р.1922/ и других, бывшие на выставке советских графиков к 1000-летней годовщине возникновения Каира в Зале изобразительного искусства Дайр - 1961/. мастера, установлены даты его жизни. Эти материалы используются до сих пор, хотя некоторые исторические данные изменены в трудах современных исследователей.

В литературе первой половины нашего века вышли труды "Гравюра и литография" /1913/ И.И.Лемана, "История оформления русской книги" /1946/ А.А.Сидорова, в которых дается общая оценка произведений мастера,

A.А.Федоров-Давыдов в своей книге, посвященной развитию русского пейзажного жанра, анализируя работы Зубова, в частности, "Панораму Петербурга", писал: "Это лучшее и наиболее значительное произведение русской гравюры петровского времени. Она обеспечивает А.Ф.Зубову почетное место в истории русского пейзажа в особенности".*

О том же писал В.К.Макаров в своей статье об изучении рет-ровской гравюры, анализируя работы голландских мастеров: "Пикарт оставил большой след в истории русской гравюры, как старший товарищ по работе Алексея Зубова, Алексея Ростовцева и других руср ских граверов ХУШ в.

B.В.Садовень в своем труде о русских художниках-баталистах ХУШ - XIX вв. так отзывается о работах художника: "Для гравюр А.Зубова, как и вообще для гравюр петровского времени, характерно своеобразное сочетание условной перспективно-ландшафтной схематичности с документально-конкретной точностью". Автор за

1.Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж ХУШ - начала XIX в. "Искусство'"7\М,,1953, с.42.

2.Макаров В.К. Опыт исторического изучения Петровской гравюры. Л., 1954, с.13. Из сб.Гэс»Публичней —> I библиотеки имени Й.Е.Салтыкова-Щедрина. -В. II. 1954.

3.Садовень В.В. Русские художники-баталисты ХУШ - XIX вв. "Искусство^., 1955, с. 16. канчиваЯ« призывом учиться "у старых русских баталистов, особент но в отношении мастерства рисунку и композиции". В новой книге А*А.Сидорова мы читаем? "Основываясь на своем или чужом рисунке» граверы Петровского времени, в первую очередь А.Зубов, "от себн", но с той же тщательностью, добавляют стоффаж".^

В дальнейшем о значении творчества Алексея Зубова говорится в любом историческом очерке по русскому искусству ХУ111 века*Многие статьи посвящены исследованию отдельных жанров гравюр или отдельных его произведений. Опубликованная литература дает много материала, открыты неизвестные произведения мастера, по-новому рассматриваются отдельные детали и построение композиции.

Н.Н.Ковал енская утверждала, что* листы "Панорамы Петербурга" "в соединении с природой, талантливостью А.Зубова, составляют разительное отличие его работ от равнодушных гравюр его иностранных коллег"*^

А«Эф(рос также считает, что Алексей Зубов был первым русским гравером ХУ111 в. "В полновесном историко-художественном значении слова"4, что его работы несли "новые формы русской культуры /./ на русский лад и приобретали национальную окладку не толь. ко внешним стилем своего мастерства,но и внутренним характером с своего искусства.^Никто из авторов не оценивал мастера как Эфрос, который говорит о нем: "он больше,чем основоположник петербургской

1. Садовень В. В. Русские художники-баталисты ХУ1П-Х1Х в. М., Искусство,1955,о.363

2. Сидоров A.A. Рисунок старых русских мастеров. "Академия наук СССР'^М., 1956, с.79

3# Коваленская Н. История русского искусства ХУ111 в. "Московский университет", 1962, е.3§

4. Эфрос А. Два века русского искусства. "Искусство"^., 1969, с.43

5. Там же» т жившиси; он - первый поэт Петербурга.

Труд М.С.Лебедянского является единственной монографией о художнике, содержацей сведения о всех этапах творческого пути гравера. Автор дает представление о времени его обучения и самостоятельной работе, рассматривает последний этап творчества мастера и в заключение так оценивает его вклад в историю русской гравюре: "Б свшх лучших произведениях Алексей Зубов полностью преодолел утилитарный характер петровской гравбры первого десятилетия 1УП1 в. Яркие художественные черты его твочества целиком раскрылись в таких работах, как "Триумфальное шествие после Полтавы", "Свадьба Петра", "Баталия близ Гангут", "Баталия при Гренгаме", "Васильевский остров" и "Панорама Петербурга".2 Автор также полагал, что Алексей Зувов "считался лучшим гравером-портретистом", "единственным"^ среди них работал в технике черной манеры.

О роли Зубова в развитии русского искусства Лебедянский там же пишет, что его творчество "явилось основой для развития русской реалистической гравюры на металле и стало выдающимся событием истории изобразительного искусства первой четверти ХУП1 века", его работы открывают "жанр пейз ажной гравюры", лучшие листы художника "составляют золотой фовд петровской гравюры".4 Анализируя отдельные работы Зубова, автор обращает внимание на изображение деталей и построение композиции, определяет дату портрета Головина /1720?/5; объективно относит неподписанную гравюру "Свадьба Петра I" к авторству Зубова^; шределяет,

1. Эфрос А. Два века русского искусства. М. »"Искусство",1969,с.43

2. Лебедянский М.С. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов, М., "Искусство",1973,с.43 /В дальнейшем Гравер петровской эпохи/.

3. Там же.

4. Там же,с.26 •

5. Там же,с.36 .

6« Там аке,с*26, где печатался второй вариант гравюры "Триумфальное шествие покле

Полтавы"1. Лебедянский указывает, что А.Зубов воспринял тради " р ции мастеров (Зружейной палаты и зшадноевршейской гравюры. Однако без ответа остается вопрос о том, что сохранилось несколько неподписанных гравюр 1710 года, которые можно было бы отнести к работам Зубова. ^

Следует отметить, что Лебедянский в основном ограничивается анализом работ первой четверти ХУШ в., и сравнением произведений мастера с работами галлаццских мастеров, которые жили в России в то время, хотя и сравнивает лист Зубова "Баталия при мысе Гангут" с гравюрой ггранцузского художника М.Бакуа, выполненной на эту русскую тему. Благодаря большому количеству материала книга Лебедянского имеет большую ценность. Позднее эта книга вышла во:: втором издании^ с некоторыми изменениями датировок и оценок, в сявзи о выходом статьи Г.Н.Комеловой "Панорама Петербурга - гравюра работы Алексея Зубова".^

Как в труде этого автора, так и в других книгах по истории русского искусства, творчество Алексея Зубова высоко оценивается по характеру и важной роли в развитии искусства ХШ1 века.

1. Там же,с.22

2. Там же,с.19

3. Там же,с.43

4. Лебедянский М.С. Алексей Зубов.1682 - 1750.Л. »"Художник РСФСР" 1981./В дальнейшем. Алексей Зубов/.

5. Культура и искусство петровского времени.Государственного Эрмитажа. Л.,"Аврора" ,1977

В одном из общих трудов по истории русского искусства читаем, что А.Зубов был., реалист ом, внимательным по изображению зданий и садов своего времени и стремлению показать "новое", появляющееся и утверждающееся, свидетельствующее об изменении общественной и частной жизни России."-^ Авторы считают, что р художник, изображая Петербург, "хотел быть более точным".'0

В тексте альбома "русская гравюра конца ХУ11-ХУШ в.", где дано представление о работах Санкт-Петербургской тип огради, Академии наук и Академии художеств, как и Лебедянский, М.Й.Зше-кель сравнивает творчество А.Зубова с традиционным искусством Оружейной палаты, но показывает большую разницу между ними, считая: "Если шкала Ушакова носила переходный характер, то, начинай с Зубова, русская гравюра органически вливается в общее развитие еврспейской графики.то время,в своих исследованиях Лебедянский, А. Федоров-Давыдов и ^лекель одинаково считают, что зубовская композиция шла "от традиции древнерусской живописи".^Если у других авторов в искусстве Зубова отражается 77111 в., то у ^декеля оно, после смерти Петра,"вьпшго из моды,"5

К История русского искусства.Т.1.Искусство Х-первсй половины XIX века. ,под ред.М.М. Раковой и И.В.Рязанцева. М. /'Изобразительное искусство,1978, с.ИЗ

2. Там же.

3. Русская гравюра конца ХУП-ХУШв. ,Л. »"Художник КЖ2Р\1983. Автор вступительной статьи и составитель альбома М.И.Флекель, научный косультант и составитель каталога М.А.Алексеева.

4. Там же,с.7

5. Там же.

На значение, которое имело творчество Зубова, также указывают исследователи петровской архитектуры1, которые спираются на его гравюры как на документальные источники.

Особое внимание искусствоведов привлекает "Панорама Петербурга", котораа получила высокую оценку. Так,А.А.Федоров-Даввдов считает, что это произведение имеет большое познавательное значение? "Гравюра. Зубова - замечательный документ для изучения архитектуры Петровского времени.Но надо принять во внимание, что наряду с уже существовавшими к тому времени зданиями на ней изображены и еще только начатые././ Это изображение Петербурга одновременно и таким, каким он был уже в действительности, и таким, каким бы его хотелось видеть людям Петровской эпохи."2 О том же пишет Лебедянский: "Художник рисовал дома не только с натуры - так,он изобразил все законченные к 171Р г. постройки,- но и с эскизов и чертежей будующих зданий, многие из которых впоследствии были построены с большими изменениями или вообще построены не бшш."^ Н.Коваленская видит в этой гравюре динамическую композицию, по ее мнению она "развертывается как бы во время движения по Неве /./ с востока на запад,ипо налрвлению к ее устью.

1. См.исследования И.У.Граоаря и В.Ф.Шилкова в кн. русскаа архитектура первой половины ХУШ в., исследования и матери алы, ред. И. Э.Грабаря.М. »"Академия наук" ,1954; Ист ори русского искусства УУШ в, ,т.5 ,М.,"Академия назж",1960.

2. ^доров-Давыдов A.A. Ук.соч. ,с.42

3. Лебедянский М.б.Грзвер петровской эпохи,с.33

4. Ковале некая Н. Ук.соч.,с.36

В статье Г.Н.Камеловой о гравюре написано: "Панорама Петербурга" - одна из самых известных гравюр петровского времени /./, она является одним из шедевров в наследии А,Зубова".* После сравнительного анализа 6 рядом других произведений, автор заключает: "Все сказанное, конечно, ничуть не может умалить значения"Панорамы" в истории гравировального искусства и в исо тории Петербурга". Автор в этой статье ответил на все интересовавшие его вопросы: "что конкретно изображено на гравюре /какие здания и части города/, какова история бытования гравюры в первые годы после выхода из печати и в чем причины последующего долз гого его забвения". И, утверждая, что "художник показал в своей и гравюре реально существовавший город , автор поставил перед собой следующие задачи: "Изучение саиой гравюры, сопоставление' ее с планами Петербурга, рисунками и гравированными изображениями города первой половины ХУЩ в., прежде всего с рисунками 1740 гг. из собрания Эрмитажа и чертежами Берхгольца, с высназывания5 ми современников, с архивными документами".

Такое внимание к "Панораме Петербурга" отразилось и на оценке других работ мастера в различных жанрах, например, гра

1.Культура и искусство петровского времени. У к, соч., с, III.

2. Там же,с.138.

3.Там же,с.112.

4.До статьи Г.Н.Камеловой бытовали различные точки зрения на то, что изобразил А.Зубов в своей панораме: "одни исследователи видят в левой части панорамы Петровскун? сторону, другие -Васильевский остров, третьи - Литейную часть". Там же,с.115.

5.Там же,с,115. веры с изображением батальных сюжетов в трудах В.В.Садовеня * и М.А.Алексеевой.^ листы, посвященные фейерверкам и трансы арано там, воспроизведены к книге В.Н.Васильева? Н.В.Калязина обратилась к портретам Менпшкова в гравюрах Зубова.^ Исследователи подробно раскрывают детали композиции, особенно в отношении исторических данных, сравнивают работы Зубова с работами его современников.

В тексте диссертации, излагая свою тему, мы возвратимся к некоторым высказываниям в литературе,к положениям и выводам, с которыми можно спорить.

Как уже было сказано,в связи с постановкой темы диссертации автор ставит своей научной целью, с одной стороны, - шире определить круг произведений Алексея Зубова, с другой - установить связи творчества мастера с наследием русской гравюры ХУХ-ХУ11 вв. и последующим ее развитием до начала ИХ века. Указанное дает возможность ответить на наш основной вопрос: что новое внесено Алексеем Зубовым в развитие этого вида искусства.

Исследуя творчество А.Зубова, мы останавливаемся на особенностях графнси Петровского времени, когда русское гравирова

1. см.Садовень В.В.Ук.соч.,с.16-18

2. См.ст.Алексеевой М.А."Из истории гравюры петровского времени"-кн.: Русское искусство первой четверти УШ1 в.Материалы и исследования, под ред.т.В.Алексеевой, м.,"Наука",1974,с.190-209.

3. См.Васильев В.Н. Старинные фейерверки России.Л. »"Эрмитаж", 1960.

4. См.Калязина Н. В.Материалы к иконографии А.Д.Меншикова. Культура и искусство петровского времени.,с.70-87. нив получило высокий взлет. Необходимо оглянуться назад, в прошлое этого вида искуаства, понять его истоки, традиции, отличительные особенности - все, что придало ему характерную силу в будущем.

Наше исследование идет в двух направлениях, связанных между собой: историческом и аналитическом аспектах. В первом мы опираемся на указанные выше литературные источники, в которых уделено большое внимание этому важному времени в истории русского искусства и исследованию отдельных работ мастера или одного из жанров творчества. Наша задача не только проследить этапы творческого пути Алексея Зубова и показать как постепенно вырастал художник и стал оригинальным мастером, но и определить с какими трудностями он встретился на своем пути и к чему стремился.

Второй аспект диссертации: возможно конкретнее определить изменение и развитие Зубовым различной техники гравюры, трактовки пространства, динамики движения - реалистических тенденций в изображении натуры и ответить на особо интересующие нас вопросы:

1,Что именно наследовал Зубов от искусства гравюры ХУТ - ХУП вв.?

2.Отражен ли в гравюре Зубова строй композиции голландских и других иностранных мастеров, в том числе работавших одновременно в России?

3.Выполнены ли все одиннадцать гравюр, предназначавшиеся для "Панорамы", только Зубовым и Ростовцевым?

В данной диссертации портреты Зубова оцениваются не только среди произведений художников, работавших тогда в России, но и среди портретов ХУШ - начала XIX вв. в Европе. Сверх того, мы проследим за постепенным развитием его мастерства, за тем, как он меняет свой способ изображения и технику, не только в каждом периоде, но и в каждом отдельном произведении, а также рассмотрим его гравюры, созданные с другими русскими мастерами.

Автор диссертации имеет практической целью дать новые сведения по истории русского гравировального искусства для арабской библиотеки в Каире и возможность египетскому читателю приобрести более широкое и глубокое представление о сущности искусства гравирования в России. Наше исследование должно помочь не примере судьбы этого русского мастера, молодым художникам, отрицающим значение старшего поколения мастеров египетской гравюры, направить свои творческие поиски на развитие национальной специфики родного искусства, к чему призывают сегодня писатели и критики, освобождаясь от воздействия западноевропейских явлений /см.приложение П/.

Настоящая диссертация /автор которой гравер и педагог по специальности/ является продолжением исследования, выполненного для университета Хелвана /Каир/ под руководством Камала Амена Авада.* В то время автор настоящей диссертации не затрагивал специально вопросов, связанных с развитием русской графики, в целом приводя лишь отдельные примеры работы русских мастеров, занимавшихся гравированием в XX веке: С.Полякова и В.Петровой.

Наше исследование - первая работа по русской графике не только в Каире, но и в арабском мире - написана в городе, где

1.Cm. М.Е.Абдельразек, Развитие углубленного графирования и методов его печатания. /1977 - 1978, на арабском языке/.

2.Там же,с.120. создавал Зубов свои лучшие произведений, где собрана обширная библиография и хранятся работы мастера. Кроме того, в гравюрах этого мастера мя видим изображение Петербурга, его улиц и зданий такими, какими они были в первой трети УУХН века, и большой интерес представляет проследить, сравнивая прошлое с настоящим, как изменился, вырос и окреп прекрасный город сегодня. Это явилось первым побуждением для избрания темы диссертации.

Друним побуждением было попытаться определить представление о многих неизвестных фактах его жизни, раскрыть смысл деталей и строя композиции его неподписанных гравюр, что имеет большой научный интерес. Кроме того, избранная тема имела для автора диссертации, по проясни градика, большой личный интерес как для работающего в области городского пейзажа и марины.

Основной текст диссертации состоит из пяти глав. В первой рассматриваются вопросы, связанные с национальными традициями древнерусской и западноевропейской гравюры. Во второй - обзор творческого пути мастера и его стремления сохранить национальный русский характер гравюры. Третья глава посвящена работе мастера над батальными сценами, четвертая -его произведениям, рисующим современный ему Петербург, пятая-портретам мастера, В заключении определяется место, значение творчества художника и его роль в развитии русской гравюры.

В научном аппарате даны построчные примечания, два приложения, указатель имен, упоминаемых в текста, бяо.лгиогра|ия и список иллюстраций. Альбом состоит из репродукций работ А.Ф.Зубова, хранящихся в собраниях Государственного Эрмитажа и Русского музея, а также из произведений других русских,иностранных и египетс ких мастеров, избранных для сопоставления. Мы сосредоточили внимание на тех художниках и произведениях, которые оставили ясный знак на пути развития этого вида искусства, а также на йХ' фрагментах и схем/"композиционного строя.

В определении авторства Алексея Зубова в гравюрах мы опираемся на выводы ряда советских исследователей, а также делаем попытку высказать свое личное мнение, основанное на анализе присущих мастеру особенностей как по содержанию, так и по форме. Автор диссертации надеется, что его скромный труд внесет некоторые уточнения в характеристику творчества Алексея Зубова.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Алексея Зубова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге нашего исследования можно сделать некоторые общие выгоды.

Если гравюра в русской книге, начатая И.Федоровым, сохраняет свой характер у В.Никифорова и П.Метиславцева, а Н.Тарасиев и А.Т.Невежа подготовили почву для нового построения композиции в первой половине ХУЛ в. и С.Ушаков по своим взглядам на искусство предварил реалистическое изображение фигур ва второй его половине, то А. Зубов стал основоположником развития русской национальной гравюры ХУШ в.

Прославленный русский гравер в своем творчестве черпал из национальных традиций родного искусства. От С.Ушакова он воспринял самую атмосферу сюжета, передающую смысл содержания, умение привлекать внимание зрителя к важным деталям; от своего отца унаследовал красоту крупно награвированного штриха, динамическую композицию, опирающуюся на основную пластическую линию; от автора гравюры "Иоанн Златоуст" - построение сюжета на городском фоне и в горизонтальных планах. В то же время усиление динамики в работах А.Зубова напоминает нам национальный характер орннментов Зо-симы, П.Мстиславца, О.Радшевского и других мастеров гравюры. Таким образом, творчество Алексея Зубова исходит не только из наследия древнерусской живописи и техники граверов Оружейной палаты, но и от всех традиционных признаков русской графики ХУ1 - ХУЛ вв.

Во время учебы Зубов явился одним из многих художников, работавших на религиозные сюжеты с оригиналов других авторов. Опыт будущего мастера, полученный в течение шести лет, дал основу для самостоятельной работы, но ограничение определенными оригиналами мешало создать ему самобытные произведения, вплоть до первого варианта гравюры "Триумфальное шествие после Полтавы" /1710/.

- 104

В 1705 году впервые в работах молодого художника появились новые черты некоторых элементов композиции. В начале своего самостоятельного пути он изучал ее классический, строго уравновешенный характер, что отразилось на построении действия в новой его трактовке. Так, в гравюре "Свадьба Петра I "мертвая точка" в пространстве приходит в движение, что отличается от работ других художников.

В период же творческой зрелости Зубов решал сложные композици-ционные задачи, реалистические тенденции его творчества проявились многосторонне.

Среди русских мастеров, работавших в Санкт-Петербургской голографии, Алексей Зубов выделялся по своим принципам и большому таланту, руководил этим учреждением и передавал свой опыт молодым граверам, работавшим в ее штате.

После смерти Петра I, превращение такого мастера в придворного художника, возможно, было для Зубова первым ударом судьбы, другими стали закрытие Санкт-Петербургской типографии и введение иностранных мастеров в штат типографии Академии наук. Однако, поо-ле того, как Зубов покинул Петербург и переехал в Москву его опыт и стремления продолжали по-новому осуществляться в работах других русских граверов: И.Соколова, А.Качалова, М.И.Махаева и других русских художников.

В диссертации прослежены особенности строя композиции в произведениях Зубова. Преаде всего, мастер передает различный временной характер движения, раскрывает и мгновенное состояние изображенного действия, передает различной техникой гравирования динамику облаков, волн, картушей и т.д. Можно утверждать, что ряд гравюр исполнен по рисункам и быстрым наброскам с натуры, когда художник был в окружении двигающихся предметов, которые фиксировал* По этим наброскам, вместе с опытом гравирования, мастер смог

- 105 создать значительные по содержанию законченные произведения.

В батальных гравюрах этого русского мастера больше живого действия, чем у ряда других иностранных художников, создававших композиции на те же теш. Несмотря на то, что композиционный строй боя в листе "Баталия при Грейнгаме" вписан в форму пятиугольника в центре листа и все другие элементы композиции, которые находятся за пределами его и расположены симметрично, - действие остается полним динамики.

Композиция произведений, посвященных торжественным событиям с широким изображением Петербурга и берегов Невы в виде длинных горизонтальных планов, разнообразна по трактовке. На листе "Васильевский остров" эти планы придают равновесие целому и освобождают место показу заднего плана, где происходит торжество. Просвет между полосой зданий сохраняет это равновесие различной техникой передачи тонов. В "Панораме Петербурга" затемненность первого плана и верхней части неба играет в композиции большую роль, не мешая связи общего строя.

В трактовке композиции пейзажного фона А.Зубов проявил большую самостоятельность в воспирятии природа, чем другие маете* ра. Исполнение всех его гравюр показывает, что он постоянно ищет нового, реалистического начала в передаче натуры,и, в связи с этим, меняет технику, способ изображения не только фигур и архитектуры, но и вода, облаков, животных, т.е. показывает изменения в самой природе. Картуши, которые встречаются уже в начале русского гравирования с изображением святых, получили в городских пейзажах А.Зубова дальнейшее развитие. Большее движение в этой детали становится одной из характерных черт композиции его работ.

Как показывает проведенный нами анализ композиции, развитие мастерства Зубова определяется: по изображению волн, делится на четыре этапа: первый-в листе "Васильевский остров" /1714/, второй - в "Панораме Петербурга" /1716/, третий в гравюре "Дворец Меншикова на Васильевском острове" /ок.1717/ и, наконец, в "Баталии при Грейнгаме /1720/ получает полное развитие по трактовке фона, что зависит от точки зрения художника, с которой рисуется любой мотив.

Алексей Зубов больше других мастеров первой половины ХУШ в. разработал композиции гордского пейзажа, завещая дальнейшее ее совершенствование следующему поколению художников. Это видно, в частности, в работах Махаева, развивавшего зубовские приемы / например, затемнение первого плана и изображение волн в форме треугольника/.

Наше исследование показывает, что из одиннадцати гравюр, предназначенных для "Панорамы Петербурга", Зубов выполнил, кроме двух, им подписанных /"Летний сад" и "Александро-Невская лавра"/, только один незаконченный мастером "Дворец Меншикова на Васильевском острове", Ростовцев, сверх своих двух подписанных гравюр -"Дворей Меншикова в Ораниенбауме" и "Дворец Петергоф" - создал лист "Екатерингоф". Остальные пять видов города выполнены тремя неизвестными граверами Санкт-Петербургской типографии под руководством их учителя - Алексея Зубова.

В диссертации впервые выдвинуто предположение, что в пейзажных гравюрах А.Зубова, кроме показа строительства Петербурга первой половины ХУШ в. и многочисленных праздников, внимательный художник, возможно изобразил, как и на "Панораме Петербурга", помимо фигур Петра I и Екатерины,- известных в то время персон: А.Д.Меншикова,Я.В.Брюса, Наталью Алексеевну и Марфу Матвеевну.

Портретные работы А.Зубова занимают видное место среди гравюр других мастеров петровской эпохи, и по сравнению с Пикартом

- 107 в ХУШ в. отличаются наблюдением натуры и ясным выражением характеров.

Технические приемы Зубова, имеющие стойкий харктер, как видно на исправлениях прерывистой линии /которые заметны по контуру парусов на "Панораме Петербурга" /показывают, что гравер переводил свой рисунок на доску через тонкую бумагу для то/ го, чтобы найти точное место в композиции. Это отличает Зубова от приемов мастера Оружейной палаты А.Трухменского, опиравшегося на характер основных линий рисунков Ушакова. Портреты Зубова /1726/ показывают высокое мастерство работы в технике черной манеры. Зубов был одним из тех, кто частично использовал также пунктирную манеру. Кроме того, как мы это пытались доказать, црекрасно совместил и другие технические приемы: штриховку резцом и офорт разной глубины. Гравюры Алексея Зубова не уступают по живости изображения, оригинальности композиции и технике исполнения крупнейшим мастерам ХУШ века.

Особе$ю ценность имеют произведения Зубова, посвященные Петербургу. Наряду со значением исторических документов, в них отражена любовь мастера к своему молодому, только начинавшему строиться городу. Об этом факте справедливо М.С.Лебедянский пишет: "Имя Алексея Зубова не будет забыто, он навечно останется первым русским художником, который с большой любовью и талантом изобразил молодой город"*. Такая любовь не ощущается в работах французских граверов, которые изображали египетские виды: архитектуру, народные занятия /илл. 113/, животных и птиц и т.д. на множестве гравюр, помещенных в альбомах "Описание Египта" во

I. Лебедянский, М.С. Алексей Зубов. Ук.соч., с. 29 времена Наполеона /1798/Естественно, что в образах Петербурга Зубовым мы не видим трагедии тяжелого труда человека, создавшего его в невероятных условиях постоянной борьбы с природой. Это был труд, подобный рытью египетского Суэцкого канала.

Следует отметить, что если мы внимательно рассмотрим детали любой зубовской работы, то встретим изображение многих мелких предметов, которые, возможно, покажутся незначительными, но добавляют композиции чувство времени. Это - посуда, оружие, детали одежды, прически и т.д. Они имеют касательство к истории быта и вызывают у зрителя большой интерес иногда как единственное свидетельство очевидца.

Творчество Зубова, истинно русского художника, развивается в переходный период истории русского искусства первой четверти ХУШ века, посвящено событиям и природе родного города, неразрывно связано с национальными традициями. По своему опыту гравирования и композиции он находится между крупными мастерами этого времени.

Эти гравюры, показанные в 11-ти альбомах, хранятся в библиотеке Института изобразительного искусства в Каире. Несмотря на то, что эти работы имеют ценность как документы, в них не изображены ни определенные события, ни известные лица и представляют интерес для археологических экспедиций. Они созданы, в то время, когда египетской гравюры еще не существовало. В конце времени Гурея и в период Измайловского набега, особенно когда Слем I /1520/ отправлял ремесленников и художников в Константинополь, остановилось развитие египетского искусства. Во время французской колонизации Египта египетскому искусству не было суждено развиваться. В основном в Египте работали западно-европейские художники.

Зубов шел большой творческий опыт. Его работы были результатом наблюдения действительности и он строил свои гравюры, подчиняя целое определенному идейному замыслу.Символическое начало в его произведениях связано с древнерусскими источниками и традициями, распрастраненными в петровскую эпоху, однако, мастер решал важную задачу - показать реальное значение изображенных событий, символизирующих мощь Русского Государства.

Основой Творчества Зубова являются действительность своего времени и поиски отражения нового ее содержания. Сохранение реалистических тенденций и развитие национального характера искусства присуще творчеству этого замечательного русского художника и его роли в истории гравюры первой половины ХУШ века.

- но

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Б АН Библиотека Академии наук СССР

ГЕЯ Государственная библиотека СССР им.В.И,Ленина

ГОМ Государственный исторический музей

ТОП Госудаственная Оружейная палата

ГМИИ Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушки на

ГПБ Государственная Публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина

ГРМ Государственный русский музей

ГТГ Государственная Третьяковская галерея

ГЭ Государственный Эрмитаж

ЦВМ Центральный Военно-морской музей

ПМХУ Павловский музей художественного убранства

 

Список научной литературыАбдельразек, Мухамед Галаль Мухамед, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. М., "Искусство", 1967, It., 584 е., П т. 627 с.

2. Ленин В.И. О культуре и искусстве. М., "Искусство",1956, 572 с.

3. Ленин В.И. Философские тетради. М., "Политическая литература", 1965, 752 с.

4. Ленин В.И. О литературе и искусстве.Изд. 5-е. М., "Худож.лит.", 1976, 827 е., 4 илл.общие труда

5. Богданов a.a. Изобразительное искусство Арабской Республики Египет. М., "Изобразительное искусство", 1975, 233 с. с илл.

6. Грабарь И.Э. И.П.Зарудный и московская архитектура первой четверти ХУШ в. В кн.: Русская архитектура первой половины ХУШ в., исследования и материалы, под ред. И.Э.Грабаря. М.,"Литература по строительству и архитектуре", 1954, с. 39-92 с илл.

7. Гривнина a.c. Искусство ХУШ в. в Западной Европе. М., "Академия художеств", 1963, 76 с. с илл.

8. Из истории реализма в русской живописи. Сост.: К.В.Михайлова и др., вступ.ст.: М.В.Алпатова. М.,"Изобразительное искусство", 1982, 209 с. с илл.

9. История искусства зарубежных стран /средние века, возрождение/,под ред.Ц.Г.Несселыптраус. М., "Изобразительное искусство", 1982, 664 с. с илл.

10. История русского искусства Д первой половины XIX в./ т.1 под ред. М.М.Ракова, И.В.Рязанцева. М., "Изобразительное искус- II 5 -ство", 1978, 360 с. с илл.

11. История русского и советского искусства, под ред. Д.В.Сарабья-нова. М., "Высшая школа", 1979, 383 сс.с илл.

12. Золотов Ю.К. Французский портрет ХУШ в. М., "Искусство", 1968, 276 с. с илл.

13. Новаленская Н. История русского искусства ХУШ в. М., "Московский университет, 1962, 286 с. с илл.

14. Коровкевич C.B. Социалистический реализм и вопросы анализа картины. автореферат диссертации. М., "Академия художеств СССР" 1969, 37 с.

15. Краткая история СССР /с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции/, т. I, под ред. Колл. Н.Е.Носова, Р.Ш.Ганелина, академика Д.С.Лихачева, А.Н.Цаиутали. М.» "Наука", 1983, 431 с. с илл.

16. Некрасова Е. Русское изобразительное искусство ХУШ в.Альбом. М., "Советский художник", 1966, 10 с. с 87 илл.

17. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов ХУ1 XIX вв. Посмертное издание. В 2-х томах, СПб., 1895.

18. Русская культура У1 ХУШ вв. Очерк-путеводитель. Составители О.М.Иоаннисян, Н.Д.Косточкина и др., под ред. Г.Н.Комеловой и И.Н. Ухановой. Л., "Искусство", 1983, 168 с. с илл.

19. Садовень В.В. Русские, художники- баталисты. М., "Искусство", 1955, 370 с. с илл.

20. Шилков В.Ф. Архитекторы-иностранцы при Петре I. В кн.: Русская архитектура первой половины ХУШ в. Исследования и материалы, под.ред. И.Э.Грабаря. М., "Литература по строительству", 1954, с 118 - 166 с илл.

21. Шилков В.Ф. Архитекторы-иностранцы при Петре I. В кн.: История русского искусства ХУШ в., т.У, под ред. И.Э.Грабаря. М., "Академия наук СССР", i960, 84 114 с. с илл.1. ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.

22. Алексеева М.А. Гравировальная палата Академии наук.- В кн. Русское искусство ХУШ в. исследования и материалы, под ред.Т.В.Алексеевой. М.,"Искусство", 1968, с.72-95

23. Алексеева М.А. Братья Иван и Алексей Зубовы и гравюры петровского времени.- В кн.:Россия в период реформ Петра I. М., 1973

24. Алексеева М.А. Из истории гравюры Петровского времени.- В кн.:Русское искусство первой четверти ХУШ в., материалы и исследования, под ред. Т.В.Алексеевой. М.,"Наука", 1974, с.182-209 с илл.

25. Алексеева Т.А. Некоторые проблемы изучения русского искусства ХУШ в.- в кн.:Русское искусство ХУШ в., исследования и материалы, под ред.Т.В.Алексеевой. М.,"Наука", 1973, с.7-19 с илл.

26. Васильев В.Н. Старинные фейерверки России ХУЛ первой четверти ХУШ в.Л.,"Государственный Эрмитаж", 1960 , 58 с.,16 илл.

27. Гаврилова Е.И. Русский рисунок ХУШ в. Л. »"Художник РСФСР", 1983, 204 с. с илл.

28. Грабарь И.Э. Основание и застройка Петербурга. в кн.:Русская архитектура первой прловины ХУШ в.Ук.выше, с.93-117,с илл.

29. Гравюра петровского времени /Каталог выставки/. Автор вступительной статьи и сост. каталога ЭД^А.Алексеева, научный редактор В.А.Пушкарев. Л. ,1971.

30. Иогансон М.В., Кирпичников А.Н. Петровский Шлиссельбург / по новооткрытым архивным материалам/.- В кн. Русское искусство первой четверти ХУШ в., под ред.Т.В.Алексеевой. М.,"Наука", 1974, 26 с. с илл.

31. Калягина Н.В. Материалы к иконографии А.Д.Меншикова /прижизненные портреты/. В кн.: Культура и искусство Петровского вре- 117 мени, под ред. Г.Н.Комеловой. Л., "Аврора", 1977, с. 7087 с илл.

32. Комелова Г.Н. Сцены русской народной лизни конца ХУШ начала XIX в. по гравюрам из собрания Государственного Эрмитажа, под ред. В.М.Глинки. Л., "Государственный Эрмитаж, 1961, 87 с. с илл.

33. Комелова Г.Н. Виды Петербурга и его окрестностей середины ХУШ в. /Альбом/. Гравюры по рисункам М.Махаева. Л., "Советский художник", 1968.

34. Сидоров A.A. история оформления русской книги. Допущено Министерством высшего образования СССР в качестве учебного пособия. М., "Гизлегпром", 1946, 384 с. с илл.. .

35. Сидоров A.A. Древнерусская книжная гравюра. М., "Академия наук1. СССР" 1951 395 с. с илл.русских

36. Эфрос А. Два века русского искусства. Л., "Искусство", 1969^ .«с. с илл.- 119 1. Б. На арабском языке

37. Абдельразек М. Г* Развитие углубленного гравирования и методов его печатания./Вань Эль-Хавр эльгаир ва Турук тбаату/. Работа выполнена для Университете Хелвана, под ред.Камала Амена Авада. Каир. 1977-1978, 167 с. с илл.

38. Абдель Махмуд Эль Сайд. Создание и характер /Эль епдаа ва Элъ-Шахсея/. Каир, "Дар Эль-Маареф", 1971, 442 с.

39. Махмуд Заки Нагиб. Философия и искусство /Вальсафа ва вань/, Каир, "Эль-Ангело Эль-Месреия", 1963, 240 с.

40. Бернард Майзар. Изобразительное искусство и как его рассматривать /Эль-венун эльташкелея ва кайф натазвкаа/, перевод на арабский язык Садом Мансурым и'М.Элькадилем иод ред. Сайда Мухамеда Хатаба. Каир, "Эль-наада эль-месрия", 1966, 453 с. с илл.

41. Франсис Ругарз. История печати и писания Дарех эль-ктаба ва эль-тебаа/, перевод на арабский язык Махмуд Заки Нагиб. Каир, "Дар эль-тебаа эль-хадеса^, 1969, Ц52 с. с илл.

42. Фахема Эбрагем Амен. Словарь известных художников /Комус машер Эль-вананен/, "Эль Нахда эль месрия", 1971, 311 с. с илл.1. В. На романских языках.

43. Allan Braham. Dürer A.D.Sbring books. First published, London,1965, 44 с. с 50 илл . David Bland A. history of book illustration The illustrated manuscript and the Printed book. Faber and Faber limited London, 1958, 448 с. с ujiji .

44. John Buckland-Wrifht. Etching and engraving. Techniques andthe modern trend. Inctructorin engraving at the slade school of fine art University colleg. The studio Publications, London, 1953, 240 c. c uJM .

45. John Ross. The complete printmaker the f ree près s, Collier -Hacnillan limited, London, first printing, 1972, 260 c. c u M .

46. Kenneth Clark. Rembrandt and the italien renaissance. John Murray. Fifty albemarle street, London, 1966, 225 c. c ujfjr .

47. Philip Hofer. The disasters of wars-Francisco Goya, Dover publications, INC, lev; York, 1967.

48. The Neva Symphony Leningrad, of graphic art and painting. Compdt-ted by V.Pushkariov. Introduced by 0.Yevangulova and I.Ria-zantsev."Aurora Art Publishers, Leningrad". M., 1975.

49. Robert N.Engraved Stationery handbook. Rublished by the Cronite co, IMC, lew York, 1950, 213 c. c uM .

50. Vladimir Kemenov. The USSR academy of arte /Sculpture, painting, graphic/. Aurora. Leningrad, 1982, 413 c. c u«M .

51. Walter1 L. The complete engravings, etchings and drypoints of Albrecht Durer /120 illustrations/. Dover publications -INC, Hew York, 1973, 235 c. c ujiji .1. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

52. Никифоров В. Заставка с изображением евангелиста Матфея из "Евангелия" широкощрифтного анонимного издания. Москва, экз. 1556. Ксилография. 12,4 X 6,4. ГБЛ.

53. Заставка из Библии. Москва. 1499. Рукопись. ГИМ.

54. Федоров И. и Мстиславец П. Св.Лука. Фронтиспис "Апостол". Издания Ив.Федорова. Москва. 1564. Ксилография. 26,25 X16,6. ГБЛ.

55. Неизвестный итальянский гравер. Портрет женщины. 1446. Резец. 22;5 X 14,3. Комната печати. Берлин.

56. Никонов А./?/.Св. Лука.Фронтиспис Ш части "Евангелия" издания 0.Радищевского. Москва,1606.Ксилография.25,8 X 17,09. ГБЛ.

57. Невежа А.Т. и Тарасиев Н. Давид.Фронтиспис. Псалтыри. Москва. 1568. Ксилография. 14,9 X 10,5. ГБЛ.

58. Дюрер А. Поклонение Волхвов. 1504.,Масло. 98 X 112. Уффици. Флоренция. Схема композиции.

59. Воуверман Ф. Отдых во время прогулки. I половина ХУП в. Масло. 35,5 X 41. ГЭ.

60. Шхонебек А. Взятие Азова. 1699.Офорт, резец. 47,3 X 57,2. ГРМ, ГЭ.

61. Зосима. Фронтиспис и герб из Библии. Москва. 1663. Ксилография. 34,7 X 20,7. ГБЛ.

62. Церковь Петра и Павла в Смоленске. Середина ХП в. Фотография.

63. И.З. и А.Р. Григорий Богослов. Из книги "Великая псалтырь", Москва. 1664. Ксилография. 28,8 X 14,7. Схема композиции.

64. Неизвестный автор. Иоанн Златоуст. Из книги "Служебник". 1669. Ксилография. 12,9 X 9,7.

65. Григорий Благушин и Соврей С./?/. Титульный лист книги "Учение и хитрости ратного строения пехоты людей". 1647 1649.1. Резец. 27,3 X 19.

66. Серебряяная чаша с усольской эмалью. ХУЛ в. ГОД Фрагмент.

67. Ушаков С. Семь смертных грехов. 1665. Офорт. Ок. 28 X 22,4. ГШ.

68. Трухменский А. Дввид. Фронтиспис Псалтыря в стихах /по рисунку С.Ушакова/. 1680. Резец. 22,3 X 14,2.

69. Трухменский А. Валаам Иоасаф. Фронтиспис к "Истории о Валааме и Иоасафе" /по рисунку С.Ушакова/. 1681 . Резец. 20,8 X 13,5. ГШ.

70. Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Роллена. Ок. 1434. Масло. 84,5Х 62,4. Париж, Дувр.

71. Трухменский А. Христос в обрамлении. Фронтиспис к "Обеду душевному" /по рисунку С.Ушакова/. 1682. Резец. 25 X 15,7.ГИМ.

72. Лествичик,Георгий и Власий. Вторая половина ХШ в. Икона. 108,7 X 66,8. ГРМ. Фрагмент.

73. Трухменский А. Архангел Михаил. 1681 /?/. Резец. ГШ.

74. Зубов Ф.Е. Богоматерь. Вторая половина ХУЛ в. Резец. ГШ.

75. Св.Иоанн. Византийская рукопись "История Христа". Лондон. Национальный музей.

76. Иванов К. Св.Иоанн./по рисунку П.Чирина?/ Фронтиспис 1У части Евангелия. Москва. 1627. Ксилография. 23,4Х 16.

77. Нефедов А.Св.Иоанн. Фронтиспис 1У части Евангелия. Москва. 1677./по рисунку Ф.Е.Зубова/. Ксилография. 23,5 X 15,5. Схема композиции.

78. Андреев В. Св.Иоанн Воин. Фронтиспис к "Службе Иоанна Воина". Москва. 1695. Резец. 13,4 X 10,3. ГШ.

79. Андреев В. Зосима и Савватий. 1699. Резец. ГШ.

80. Зубов А.Ф!Сошествие святого духа. 1701. Офорт, резец. 20,3 X 16,7. ГРМ.

81. Зубов А.Ф. Распятие Господне./копия с листа йана Депорта1667 г./. 1703. Офорт, рецец. 29,6 X 21,7. ГРМ.

82. Зубов И.Ф. Вознесение /копия с листа Жана Депорта 1667 г./ 1703. Офорт, резец. 30,2 X 21,2. ГРМ.

83. Зубов Д.Ф. Пшеничное поле и серп. Транспарант первого января 1705 г. 1705. Офорт. 19,5 X 14,5. ГРМ.

84. Зубов И.Ф. Вид села Измайлова под Москвой. 1728 1729. Резец. 26,3 X 37. ГПБ.

85. Портрет Петра I. 1728. Офорт, резец. 26,28 X 20. ГМИИ.

86. Портрет Петра I. 1734. Резец. 25,28 X 20. ГМИИ.

87. Соколов И.А. Маскарад. Концовка к книге "ОписаниеК короновании имп.Елизаветты Петровны" / с рисунка Э.Гриммеля/.1744. Офорт, резец. 17,3 X 18,6. ГРМ.

88. Махаев М.И. Вид по реке Мойке от Крюкова канала и дворцагр. П.И.Шувалова. 1757. Бумага, тушь, перо, кисть. 43 X 68,6. ГРМ.

89. Качалов Г.А.Вид Адмиралтейства от Невского /по рисунку М.И. Махаева/. 1753. Офорт, резец. 41,5 X67,1. ГРМ.

90. Чемесов Е.П. Портрет ими.Елизаветы Петровны в черной мэн-тиль^/с незаконченного оригинала П.Ротари/. 1761. Офорт, сухая игла, резец. 31,3 X 22,4. ГРМ.

91. Ерменев И.А. Нищие. 1764 1765. Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 26,4 X 17,5. ГРМ.

92. Зеленцов К.А. Продавец посуды и игрушек. 1817. Офорт, раскрашенный оттиск.

93. Зеленцов К.А. Бондарь. 1817. Офорт, раскрашенный оттиск.

94. Зубов А.Ф. Баталия при мысе Гангут 27 июня 1714 года. Первый вариант композиции. 1715. Офорт, резец. 51,4 X 68. ГРМ.

95. Б2куа М. Баталия при мысе Гангут 27 июня 1714 г. 1722. Офорт. 47 X 72. ГРМ.

96. Пикарт.П. План баталии при мысе Гангут 1714 г. Офорт, резец.

97. X 92,5 /на двух досках/. ГРМ.

98. Зубов А.Ф. Баталия при мысе Гангут. 1714./копия гравюры М.Бакуа. Исполнена для "Книги Марсовой"/. 1726. Офорт, резец. 47 X 72. ЕАН.

99. Зубов А.Ф. Баталия при мысе Гангут. 1715. Схема композиции.

100. Зубов А.Ф. Баталия при мысе Гангут. 1715. Второй вариант композиции. Офорт, резец. 51 X 68. ГРМ.

101. Зубов А.Ф. Баталия при Грейнгаме 27 июля 1720 года. 1721. Офорт, резец. 46,7 X 61,5. ГРМ.

102. Зубов А.Ф. Баталия при Грейнгаме. 1721. Схема композиции.

103. Зубов А.Ф. Баталия при Грейнгаме. 1721. Схема композиции.

104. Зубов А.Ф. Баталия при Грейнгаме. 1721 Офорт, резец. Схема композиции.

105. Зубов А.Ф. Триумфальное шествие Полтавы. Второй вариант композиции. Офорт, резец. 51 X 71. ГЭ.

106. Зубов А.Ф. Васильевский остров. Ввод пленных шведских судов после победы при Гангуте, 1714. Офорт, резец /на двух досках/ 49 X 83. ГРМ.

107. Зубов А.Ф. Торжественный ввод в Санкт-Петербург взятых шведских фрегатов. 1720. Офорт, резец. 50 X 61. ГРМ.

108. Неизвестный гравер мастерской П.Пикарта. Синодальные триумфальные ворота по случаю вступления русских войск в Москву после полтавской победы, сооруженные "трудами школьных учителей". 1710. Офорт, резец. 48,5 X 64,5. ГРМ.

109. Неизвестный гравер мастерской П.Пикарта♦ Триумфальные ворота ' по случаю вступления русских войск в Москву после полтавскойпобеды, построенные по проекту И.Зарудного на средства А.Д. Меншикова. 1710. Офорт, резец. 48,7 X 42. ГРМ.

110. Зубов А.Ф. Триумфальное шествие после Полтавы,Первый вариант композиции. 1710. Офорт, резец. 51 X 71. ГЭ.- 125

111. Зубов А.Ф. Триумфальное шествие после Полтавы. Первый вариант композиции. 1710. Фрагмент.

112. Зубов А.Ф. Триумфальное шествие после Полтавы. Второй вариант, композиции. I7II. Фрагмент.

113. Триумфальное шествие после Полтавы. Второй вариант композиции. I7II. Схема композиции.

114. Зубов А.Ф. Торжественный ввод в Санкт-Петербург. 1720. Схема композиции.

115. Зубов А.Ф. Свадьба Карлика Петра I Якима Волкова. ГШ. Офорт, резец. 30 X 27,9. ГЭ.

116. Зубов А.Ф. Свадьба Петра I. 1712. Офорт, резец. 49,8 X 56,7.Га

117. Шхонебек А. Свадьба Ф.Шанского. 1702 1703. Офорт, резец /на двух досках. Женская половина - 47,X 56, Мужская половина-47 X 57 /. ГЭ.

118. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498. Фреска. 420 X 910. Трапезная монастыря Санта Мария делла Грация близ Милана. Схема композиции.

119. Шхонебек А. Свадьба Ф.Шанского. 1702-1703. Схема композиции.

120. Зубов А.Ф. Свадьба Петра I. 1712. Схема композиции.

121. Зубов А.Ф. Свадьба Петра I. 1712. Фрагмент.

122. Пикарт П. Санкт-Петербург. 1704. Офорт, резец. 33 X 43,5. ГПБ.

123. Зубов А.Ф. Йайорама Петербурга. 1716. Офорт, резец. 76,3 X 255 /на 8 досках, печатных на четырех досках и на четырех по-лулистах/.ГЭ. Полные экземпляры "Панорама Петербурга и П видов города и его окрестностей" очень редки. ЦВМ.- 126

124. Зубов А.Ф. Панорама Петербурга. 1716. Фрагмент.

125. Зубов А.Ф. Васильевский остров. 1714. Фрагмент.

126. Зубов А.Ф. Панорама Петербурга. 1716. Фрагмент.

127. Зубов А.Ф. Торжественный ввод в Санкт-Петербург. 1720. Фрагмент.

128. Зубов А.Ф. Баталия при Грейнгаме. 1721. Фрагмент.

129. Бликлаят И.Панорама Москвы о Каменного моста /по рисунку П.Пикарта/. 1708. Офорт, резец /на 16 досках/. 97 X 245. ГЭ. Фрагмент.

130. Бликлант И. Панорама Москвы от Каменного моста. 1703.Фрагмент.

131. Неизвестный художник XIX в. Вид на Петропавловскую крепость Часть Васильевского острова ¿Петербургской стороны /с гравюры А.Ф.Зубова "Панорама Петербурга"/. Бумага акварель.44,5 X 72,6. Всесоюзный музей А.С.Пушкина.

132. Зубов А.Ф. Свадьба Петра I. 1712. Фрагмент.

133. Зубов А.Ф. Триумфальное шествие после Полтавы. 1711. Фрагмент.

134. Зубов А.Ф. Панорама Петербурга. 1716. Фрагмент.

135. Зубов А.Ф. Александро-Невская Лавра, ок. 1717. Офорт, резец 16,5 X 35,3. ГЭ.

136. Зубов А.Ф. Летний сад. Ок. 1717. Офорт, резец. 16,5 X 20,3. ГЭ.

137. Ростовцев А.И. Петергоф. Ок. 1717. Офорт, резец.16,5 X 20.Г&.

138. Ростовцев А.И. Дворец А.Д. Меншикова в Ораниенбауме. Ок.1717. Офорт, резец. 16,5 X 20. ГЭ.

139. Ростовцев А.И. Екатеригоф. Ок.1717. Офорт, резец. 16,5 X 20. ГЭ.

140. Зубов А.Ф. Дворец Меншикова на Васильевском острове.Ок. 1717. Офорт, резец. 16,5 X 20. ГЭ.

141. Неизвестный гравер Санкт-Петербургской типографии. Котлин остров. Ок. 1717. Офорт, резец. 16,5 X 20. ГЭ.

142. Неизвестный гравер Санкт-Петербургской типографии. Гостинный двор. Ок. 1717. Офорт, резец. 16,5 X 20. ГЭ.

143. Неизвестный гравер Санкт-Петербургской типографии. Зимний дворец. Ок. 1717. Офорт, резец. 16,5 X 20. ГЭ.

144. Неизвестный гравер Санкт-Петербургской типографии. Форт Кроншлот. Ок. 1717. Офорт, резец. 16,5 X 20. ГЭ.

145. Неизвестный гравер Санкт-Петербургской типографии. Адмиралтейство. Ок. 1717. Офорт, резец. 16,5 X 20. ГЭ.

146. Неизвестный гравер Санкт-Петербургской типографии. Адмиралтейства. Ок. 1717. Фрагмент.

147. Зубов А.Ф. Панорама Петербурга. 1716 1717. Фрагмент.

148. Зубов А.Ф. Летний сад. Ок. 1717. Фрагмент.

149. Зубов А.Ф. Вид на Санкт-Петербург. 1727. 26,8 X 34,8. ГМИИ.

150. Зубов А.Ф. Вид на Санкт-Петербург. 1727. Схема композиции.

151. Зубов А.Ф. Вид на Санкт-Петербург. 1727. Схема композиции.

152. Качалов Г.А. Вид Адмиралтейства от Невского /по рисунку М.И.

153. Махаева/. 1753. Схема композиции.

154. Виноградов Е.Г. Вид вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук /по рисунку М.И.Махаева/. 1753. Офорт, резец.на двух досках/. 41,2 X 133. ГРМ.Фрагмент.

155. Зубов А.Ф. Портрет Петра I для"Книги Марсовой". 1712. Офорт, резец. 22,6 X 33, ГЭ.

156. Зубов А.Ф. Портрет Петра I для "Книги Марсовой". 1712. Схема композиции.

157. Зубов А.Ф. Портрет А.Д.Меншикова. Титульный лист книги "Лев-рая". 1714. Офорт, резец. 31 X 20,4. ГРМ.

158. Пикарт П. Портрет Петра I в одежде голландского матроса. 1898. Офорт.

159. Зубов А.Ф. Портрет И.М.Головина. 1720 /?/. Офорт, резец, пунктир полировальным инструментом черной манеры. 52 X 655. /портрет 21,7 X 18/. ЦГАДА. Фрагмент.

160. Зубов А.Ф. Портрет И.М.Головина. 1720. Схема композиции.

161. Зубов А.Ф. и М.И.Адольский. Портрет Екатерины I с арапчонком. 1726. Черная манера. 57,3 X 38. ГМИИ.

162. НО. Зубов А.Ф. Портрет Меншиковой М.А. 1726. Черная манера. 33,2 X 21,9. Государственный музей в Берлине /ГДР/.

163. Таннауэр И.Г. /?/. Портрет М.А.Меншиковой. 1722-1723. Масло.77 X 61. ПМХУ.

164. Зубов А.Ф. Портрет Д.М.Меншиковой. 1726. Черная манера. 34 X 25,1. Государственный музей в Бердине. /ГД5/.

165. Неизвестный французский гравер конца ХУШ начала XIX вв. Плотники рубки леса . /из второго альбома "Описание Египта"/. Офорт. 32,3 X 21,5. Библиотека Института изобразительного искусства в Каире.

166. Эль Хусейн Фоузие М. Землевладелец. 1958. Офорт, сухая игла. 22 X 33,5. Собственность мастера.

167. Абдель Ала М.Г. Женщины во время похорон. 1947. Офорт, акватинта. 45 X 60. Институт изобразительного искусства в Каире.

168. Камал A.A. Девушка с голубем мира. 1977. Акварель. 38 X 52. Собственность семьи мастера.

169. Камал A.A. Весна. 1977. Офорт. 43 X 56. Собственность семьи мастера.

170. Сад Камел. Отвести невесту /Свадьба/. Линогравюра. 1978. 45 X 45,5. Собственность художника.1. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН I1. А. На русском алфавите.1. Абдельразек Г. 12.1. Адольский И. 47, 98.

171. Алексеева М.А. 7, 10, 42, 48, 54, 83.1. Алексеева Н. 82, 106.1. Алексеева Т.В. 10, 48.1. Алексеевин И. 82.1. Альхадым С.А. 15.

172. Андреев В. 28, 36, 37, 52, 85.1. А.Р. 24.1. Арциховский А. 17.

173. Ван Дейк 21, 22. Васильев В.Н. - 10, 43. Венсетел Н. - 21. Верейский 0.-2. Вильде де Мария - 69, 70. Вильде де Якоб - 69, 70. Виноградов Е.Г. - 50, 90. Вортман А.Х. - 49. Воуверман Ф. - 22.

174. Гейнсборо Т. 28, 102. Георг-Унфер-Докт И. - 49.

175. Здесь даны имена лиц, упомянутых в тексте диссертации, примечаниях и приложениях.

176. Гиберти JI. 32. Гойя Ф. - 79. Головин И.М. - 5, Граб У. - 22. Грабарь Н.Э. - 8, Гриммель Э. - 50. Гро А.-Ж. - 99. Гухар A.A.96, 97,107.61, 62, 83, 84.1. Девит Г. 39.

177. Дюрер А. 16, 18, 19, 22, 33, 70.

178. Екатерина I 46, 47, 51, 52, 73, 97-99. Еляков И.П. - 50. Ерменев И.А. - 50.

179. Зарудный И.П. 61, 62. Зосима - 23, 32. Зиновьев Г. - 41. Зеленцев К. - 51.

180. Зубов И.Ф. 40-45, 51, 53, 55, 58. Зубов Ф.Г. - 29, 34, 35, 37, 93, 103.

181. Иванов К. 23, 35. И.З. - 24. йоановяа А. - 51. Истомин К. - 35.1. Кайзер Я. 55.

182. Каязияа М.Б. 10, 80, 81, 94, 100. Камал A.A. - 12.113. Камел С.

183. Лебедянский М.С. 5-8. 4Т-44, 56, 58, 59, 62-65, 68-70,83, 92, 97, 98, 107.

184. Левинсон-Лессинг В.Ф. 39. Левден Л. - 16^22. Леиан И. И. - 3.

185. Леонардо да Винчи 20, 23, 71 Лукас - 28.

186. Макаров В.К. 3. Майзар П. - 15, 99. Мансуры С. - 15. Мантенья А. - 16.1. Матвеевна М. 82, 106. <

187. Махаев М.И. 50, 89, 90, 104, 106, Махмуд Эль Хусейн Ф.

188. Ментиков А.Д. IG,ISV 40, 52, 61, 62, 63, 67, 68, 76, 80,81, 83, 85, 86, 87, 91, 92, 94, 95, 99, 105, 106.

189. Меншикова Д.М. 99. Меншикова М.А. - 99, 100, 101. Мстиславец П. - 17, 103, 108. Микельанжело - 20. Миро И. - 26. Михайлович А. - 29. Мусикийский Г.С. - 81. Мустафа М.А.1. Наполеон I Б. 99, 108.1. Наптейм Р. 21.

190. Невежа Ж.Т. 18, 21, 30, 103.1. Нефедов А. 35,1. Никитин И. 100.1. Никитин Ф. 64.1. Никифоров В. 16,108.1. Ноаов Н.Е. 17.1. Остаде В.И. 22.

191. Павлов И. 2. Палайоло А. - 22. Паулюс П. - 21.

192. Петр X А. 5, 7, 39, 46, 48, 51, 61,63, 67, 68, 70, 71, 73,80.82, 89, 92-97, 99, 104, 105. Петр ПА. 49, 51, 52. Петровао В. - 2, 12. Петровна А. - 100. Петровна Е. - 50, 100.

193. Пикарт П. 3. 39, 43, 45, 47, 54, 55, 57, 58, 63, 64, 67,73. 74, 77-79, 92, 95, 96, 97. Пикассо П. 26. Полоцкий С. - 29. Поляков С. 12. Цринцева Г.А. - 53.

194. Ровинский Д.А. 2, 40. Радшевский 0. - 21,23, 103. Ракова М.М. - 7, 16, 31, 33. Растрелли Б.К. — 81. Рембрандт - 21, 22, 31, 33. Роландсон Т. - 28.

195. Ростовцев А. 3, II, 45, 61, 73,82-89, 91, 105. Ротари П. - 50.

196. Рязанцев Й.В. 7, 16, 31, 33.

197. Садовень В.В. 3, 4, 10, 44. Салтыков-Щедрин М.Е. - 3. Селиванов А.И. - 53.

198. Сидоров A.A. 2,4, 16, 17, 18, 23,24, 27, 32, 36. Симон Ж. - 81. Сипаэи Ю. -Слем I - 108.

199. Соколов И.А. 49, 50, 104. Стасов В.В. - 2.

200. Тарасиев Н. Ц 18, 21, 30, 103.1. Тарасевич Л. 53.1. Тамилов В. 41.

201. Таннауэр И.Г. 99, 100, 101.1. Трезини Р. 69.

202. Трухменский А. 28, 29, 33, 34, 53, 77, 90, 107.

203. Ушаков С.Ф. 7, 26- 34, 36, 37, 41, 70, 77, 97, 103, 108.

204. Федоров-Давыдов A.A. 3, Федоров й. - 17, 20, 103. Федорович М. - 64. Флекель М.И. - 7, 43, 57, Фоанов И. - 23.7, 8, 57, 64, 65,73, 83, 84. 69, 74, 83, 98, 100

205. Хатаб М. 15. Хопфер Д. - 22.

206. Чемесов А.П. 50, 53. Чирин П. - 35.

207. Шанский Ф. 69. Шерементьев В.П. - 92. Шея Э. - 17.

208. Шилков В.Ф. 8, 83, 95. Шонгаэр М. - 16.

209. Шхонебек А. 22, 39, 41, 43, 52, 54, 55, 67, 70,74, 89, 92.

210. Эйк, Ван Ян 30. Эллигер 0. - 49. Эфрос А. - 4, 5.1. Б. На латинском алфавите.

211. John Buckland-Wright 18. Menschikoff - 81, Robert N. - 22. Walterl L. - 20.