автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Творчество Д.Д. Шостаковича в первые годы Великой Отечественной войны

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Овсянкина, Галина Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Творчество Д.Д. Шостаковича в первые годы Великой Отечественной войны'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Овсянкина, Галина Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ.

Глава П. РОМАНСЫ соч. 62.

Глава Ш. ОПЕРА "ИГРОКИ".:

Глава 17.ВТОРАЯ СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Овсянкина, Галина Петровна

Творчество Д.Д.Шостаковича неотделимо от событий современной истории. Никто более не обладал в XX веке такой способностью воплощать веяния времени в музыкальных произведениях.

Особенно наглядно это проявилось в Великую Отечественную войну. "Опыт войны, - писал В.И.Ленин, - как и опыт всякого кризиса в истории, всякого великого бедствия и всякого перелома в жизни человека, отупляет и надламывает одних,но зато просвещает и закаляет других" (I.I, 220). Творческая активность Д.Д.Шостаковича в Великую Отечественную войну стала одним из проявлений силы духа советского народа. В трудных условиях композитор не изменил своему правилу "работать не покладая рук" (4.41, II). По интенсивности, разносторонности деятельности первые военные годы - сначала в прифронтовом Ленинграде, затем около полутора лет в эвакуации в Куйбышеве - являются исключительными даже для Шостаковича. Он концертирует, много занимается общественной работой, впервые пробует свои силы как руководитель композиторской организации, печатается как публицист. Для его творчества этого времени характерно не только обилие цроизведений, но и их разнообразие: пищутся симфония, опера, камерно-вокальные миниатюры, фортепианная соната, массовые песни, музыка к спектаклям, корректируется оркестровка оперы "Борис Годунов" М.П.Мусоргского.

Изучение деятельности Шостаковича в Великую Отечественную войну как части истории культуры этого периода привлекало внимание музыковедов, публицистов. Здесь можно наметить несколько этапов. Начальный охватил 1941-1947 годы, когда по горячим следам исполнений Седьмой симфонии появилось множество газетных, журнальных отзывов, интервью композитора.

Подсчитано, что только в первые месяцы их было семьдесят семь. В работах того времени Л.А.Мазеля ("Заметки о музыкальном языке Шостаковича", 1944 г.)*, А.Н.Должанского ( "О ладовой основе сочинений Шостаковича", 1947 т.) затрагивались отдельные аспекты Седьмой симфонии, Второй сонаты для фортепиано.1 Сжатая характеристика сонаты, романсов соч.62 содержалась в статьях А.А.Соловцова ("Фортепианная музыка", 5.61), Л.А.Со-ловцовой ("Английская поэзия в вокальной лирике", 5.62) и Б,В.Асафьева("Редкий талант", А,9)'. Отклики на Восьмую симфонию поначалу были немногочисленными, а неоконченная опера "Игроки" вовсе не была известна. В 1946 году вышла первая биографическая книга - "Д.Д.Шостакович" И.И.Мартынова,—в которой из произведений военных лет большое внимание уделялось Седьмой симфонии.

В I948-1952 годах в советском искусстве и критике центральное место заняли теш социалистического строительства, темы сегодняшнего дня .' Изучение произведений Шостаковича

1 Напечатана в 1967 г. в сб. "Дмитрий Шостакович" (М.: Сов. композитор).

2 Статья написана в 1943 г.; предполагавшаяся публикация в журнале "Новый мир" не осуществилась. С сокращениями статья печаталась в 1959 г. ("Сов. музыка", Jfe I). Мы пользуемся полным вариантом, хранящимся в ЦГАЛИ.

При цитировании и ссылке на источники в данной работе принята следующая система обозначений: если цифрам предшествует буква Ш, то необходимо обращаться к списку статей Д.Д.Шостаковича, если буква А - то к перечню архивных документов. Приведенные воспоминания, зафиксированные на магнитофонной пленке, сносками не оговариваются.

I941-1943 годов несколько замедлилось. Наиболее значительной была статья А.Н.Должанского "О композиции первой части Седьмой симфонии Шостаковича", увидевшая свет в 1956 году в журнале "Советская музыка" (Л 4). Характеристики симфонии военных лет были даны в сборнике "55 советских симфоний", вышедшем в 1954 году, а также в историко-биографической работе о Шостаковиче JI,В. Данилевича ( 4.13},

С шестидесятых годов в русле начинающегося общего интенсивного развития той области музыкознания, которую называют шостаковичеведением, растет и число исследований, связанных с творчеством Шостаковича первых военных лет» Анализ Седьмой симфонии появляется в трудах Л.А.Мазеля (4.22), Б.М.Ярустов-ского (4.43), В.П.Бобровского (4.5; 5.5), М.Д.Сабининой (4.32; 4.33); о вокальном творчестве пишут В.А.Васииа-Гроссман (4;9; 4.10), Н.А.Спектор (5.63); о Второй фортепианной сонате - А.Н.Должанский (5.13), А.Д.Алексеев (4.1), В.Ю.Дельсон (4.16), Е.И.Овчинников (5.42), Л.Е.Гаккель ( 5.9). Теме "Д.Д.Шостакович в годы Великой Отечественной войны" посвящается специальная монография С.М.Хентовой, сочетающая документальную насыщенность и обобщение основных тенденций творчества (4.37); военный период освещается в новых биографических книгах о Шостаковиче Л.В.Данилевича (4.14; 4.15), очерках А.Н. Крюкова (4.20), В.М.Богданова-Березовского (4.6),И все же многое в теме остается недостаточно раскрытым. Неполна фактология жизни Шостаковича в Куйбшеве, в должной мере не оценена еще роль некоторых произведений в эволюции его творчества, лишь в самое последнее время появились первые аналитические публикации по неоконченной опере "Игроки"-'-, почти не изучен

I В 1982 году автором диссертации была депонирована в Информпродолжение см. на след. стр.) творческий процесс.

Данная диссертация охватывает деятельность Д.Д.Шостаковича с 22 июня 1941 по март 1943 года: Вторая фортепианная соната, законченная в марте 1943 года, как бы связывает тенденции рассматриваемого периода с дальнейшей творческой эволюцией, рубежом которой стала эпохальная Восьмая симфония.

Соответственно теме, диссертация сочетает историко-доку-ментальный и текстологический аспекты. Этапное значение рассматриваемых произведений, а также подробный текстологический анализ рукописей, позволивший несколько в ином ракурсе взглянуть на данные произведения, потребовали введения и аналитического аспекта.

Так как диссертация носит источниковедческий характер, то в целях изыскания новых нотографических, документально-исторических материалов была проведена архивная работа в Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Серноводске. Изучены некоторые фонды Государственного архива Куйбышевской области (ГАКО), Партийного архива Куйбышевского обкома КПСС (ПАКО), Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки ( ГЦММК), газетные фонды Государственной публичной библиотеки имени В.И.Ленина, Отдела редкой книги Куйбышевской областной библиотеки имени В.И.Ленина» В результате найден продолжение; культуре статья "Опера Д.Д.Шостаковича "Игроки" (15.Ш.'82., № 257J. После завершения диссертации вышла в свет работа* А.В.Богданова 0 некоторых особенностях стиля оперы Д.Д.Шостаковича "Игроки". - В кн.: Музыкальный современник. Вып. 5, М.: Сов.композитор, 1984; с.75-89. набросок Второй сонаты для фортепиано, написанный на обороте эскиза романсов соч.62 (ЦГАЛИ, ф.2048, оп.1, ед.хр.49), введен в научное обращение автограф партитуры соч.62а (ГЦММК, ф.32, ед.хр.87). Из использованных новых материалов следует отметить рукописные книги спектаклей Большого театра, содержащие план трансляции премьеры Седьмой симфонии и программы концертов с участием Шостаковича, отчеты партийной организации ГАБТа о подготовке премьеры Седьмой симфонии, документы Куйбышевской областной филармонии за I94I-I943 годы об авторских концертах Шостаковича, о его участии в культурной жизни города, стенограммы заседания Куйбышевского отделения Союза композиторов, отчеты профорганизации работников культуры Куйбышевской области о шефских концертах из произведений Шостаковича, монтажные листы Куйбышевской студии кинохроники с текстами киножурналов и документальных фильмов о Шостаковиче, материалы Куйбышевского областного радиокомитета со сведениями о радиовыступлениях Шостаковича, об исполнении его сочинений, концертные афиши и программки города Куйбышева за I94I-I943 годы. Автором обнаружены три неопубликованные статьи Шостаковича^, а также четыре ранее библиографически не учтенные выступления в прессе, публикации из газет "Правда", "Известия", "Литература и искусство", "Волжская коммуна" ( о филиале ЦДРИ,

0 вечерах отделения ВТО, о митинге в защиту детей от фашистского варварства), неизвестные рецензии на концерты Шостаковича, его интервью, первые отзывы о Седьмой симфонии, заметки о подготовке ее премьеры и т.д. Из личных архивов, храня

1 С небольшими сокращениями статьи опубликованы автором диссертации в газете "Комсомолец Каспия". ( "Новое о Шостаковиче", - Комсомолец Каспия. 1983, I окт.) .

-щихся у частных лиц, ценные материалы предоставили: вдова композитора И.А.Шостакович, лектор Куйбышевской областной филармонии Е.М.Цветова, куйбышевский краевед Н.П.Аннаев, бывший директор средней школы $ 81 города Куйбышева 3.И.Колотовкина, артистка Куйбышевского драматического театра имени А.М.Горького И.Ф.Щеглова, артисты оркестра Большого театра Я,Л.Каплун, В.И. Матковский, бывший заместитель директора Большого театра Ф.Л. Петров, профессор Горьковского государственного университета доктор филологических наук С;А.Орлов, артистка Большого театра К.Н.Оголевец, народный художник СССР Герой Социалистического Труда Н.А.Соколов, письменными воспоминаниями поделились тогдашний художественный руководитель Куйбышевской областной филармонии В.В.Жако, Ф.Л.Петров. Часть воспоминаний - К.Д. Ассеевой, Л.Ф.Другова, Я.Л.Каплуна, И.Е.Морозова, К.Н.Оголевец, С.А.Орлова-задисана на магнитофонную пленку.

Разнообразный комплекс материалов позволил создать подробную панораму творческой и общественной активности Шостаковича во время его пребывания в Куйбышеве, отметить неизвестные начинания: работу над музыкой к драме А.Н.Афиногенова "Накануне", симфонической поэмой к 25-летию Октября. Обнаруженный факт продолжения сделанной до войны инструментовки оперы "Борис Годунов" дополняет историю этого произведения М.П.Мусоргского. Исследование оркестрового варианта романсов соч.62 -соч.62а позволяет считать оркестровку I97I-I974 годов второй редакцией Составлен; список опубликованных и неопубликованных статей Шостаковича с 22 июня 1941 года, насчитываю

I Оркестровки исследованы в статье автора диссертации "Шесть романсов соч.62 Д.Д.Шостаковича", депонированной в Информ-культуре ( 22.Ш.82., № 260). щий 25 наименований, их подробное изучение восстанавливает размах публицистической активности композитора.

Главное внимание в диссертации уделено тексталогическому анализу автографов, воссозданию по ним особенностей становления каждого сочинения. Последнее, в свою очередь, дает основание сделать ряд выводов о творческом процессе Шостаковича в целом. Б современном музыкознании особо пристальный интерес вызывает процесс возникновения и развития творческой идеи. Однако верно и то, что в исследовании этого процесса редко можно проследить целостную картину зарождения и роста произведения, проникнуть в творческую лабораторию художника. Между тем как раз изучение жизни и творчества Шостаковича первых военных лет дает весьма благодатную почву для раскрытия динамики творческого процесса. Молодой Шостакович, как правило, не сохранял эскизы и черновики своих произведений^и это создавало у музыковедов впечатление, что сочинения композитора складывались без усилий. Однако автографы первых лет Великой Отечественной войны свидетельствуют°друтом.'

Рукописей много, В трудных условиях эвакуационной жизни, которая постоянно проходила на людях , композитор был вынужден фиксировать почти все теш и планы, не ожидая, когда они окончательно сформируются в глубинах воображения. Новые сочинения вдали с нетерпением, хотели исполнять еще до публикации, как Седьмую симфонию. И потому Шостакович, не имея переписчиков, копировал ноты чаще всего сам- В результате помимо окончательного автографа появлялись промежуточные варианты, причем при переписывании ранее созданное не оставалось в первоначальном виде: рождались свежие детали, повороты мысли. Различия между вариантами одного и того же произведения помогают вникнуть в суть сложившихся образов, обогащают их понимание»

Обильный автографический материал этого периода позволяет воспроизвести ход работы над сочинениями от зарождения до подготовки к печати. По автографам можно отметить то, что вызрело не сразу, объяснить причины корректур, отказа от некоторых набросков в свете логики воплощения образа. Рукописи отвечают на немаловажные вопросы: почему "Игроки" сочинялись без заметных сложностей, в то время как хронологически близкая, связанная с непосредственными военными событиями Вторая фортепианная соната вызывала заметные трудности; отчего зависел столь длительный период становления романсов соч.62 ?

В основе текстологического аспекта лежит сравнение каждого автографа с печатным вариантом и всех оригиналов между собой. Дается общая характеристика автографов, подробно описывается их внешний вид, так; как в манере записи, оформления по-своему проявляется личность композитора, его настрой на разных этапах работы. На основе систематизации внешних примет оформления выявляется четкая временная последовательность манускриптов, определяется их роль в работе над произведением. Также анализируются все отмеченные расхождения. Особое внимание уделяется разбору эпизодов, требовавших неоднократных проб. Они связаны, как правило, с поиском новых стилевых штрихов, с более конкретным воплощением образа, с музыкальным воспроизведением слова (например, в "Игроках";. Именно здесь творческий процесс Шостаковича ближе всего соприкасается с бетховен-ским преодолением "сопротивления материала".

На основе полученных данных в диссертации воссоздается относительно полная картина работы над сочинением и делается ряд обобщений по особенностям записи Шостаковича, по специфике вызревания каждого произведения, по творческому процессу Шостаковича в целом. Б Заключении формулируются четыре модели? творческой практики Шостаковича.

Сличение автографов с публикациями показывает, что,хотя большинство законченных сочинений Шостаковича печаталось при его жизни, проблема f&t&xt • выдвигается как одна из важных проблем шостаковичеведения. Изучение работы Шостаковича от начальных эскизов до выхода произведений в свет свидетельствует, что его роль в подготовке изданий была разной. Б одних случаях, как с Седьмой симфонией, он тщательнейшим образом сам правил корректуры, помечая ошибки, добиваясь их исправления, настаивая даже на повторной выверке. Потому первые и тождественные им последующие издания Седьмой ст/фонии почти полностью соответствуют чистовому автографу и могут считаться воспроизведением Однако порой композитор участвовал в опубликовании не столь детально: так было с"Шестью романсами на стихи английских классических поэтов", Второй сонатой для фортепиано.

Диссертантом предпринята попытка восстановить авторские ремарки, исправить неточности. Данной цели служат характеристики изданий романсов соч.62, Второй фортепианной сонаты и их корректурные таблицы на основе сравнения первого и последую

I "Модель - система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предаю та исследования (оригинала)". (Краткий словарь по философии. - Изд. 4=е. М.: Политиздат, 1982, с.ISO). В данном случае формулировка дает наиболее характерные черты становления произведения. "В основе модели лежит определенная аналогия, соответствие между исследуемым объектом и его моделью"f там же . щих выпусков с окончательным автографом.

Текстологический анализ рукописей, исследование процессуальной стороны рождения сочинений, естественно, требует характеристики конечного результата. Аналитический аспект основан на главном требовании целостного анализа: выявлении наиболее характерных черт, определяющих неповторимое своеобразие произведения. Наряду с целостным анализом используются элементы стилистического анализа с целью вычленения общего, неизменного в трактовке жанра, средств выразительности музыкального языка. Все произведения освещаются в связи с предыдущим и последующим творчеством Шостаковича.

Масштаб целостного анализа диктуется степенью изученности сочинениям заданным диссертационным объемом. Так, характеристика Седьмой симфонии, всесторонне исследованной во многих трудах, дана сжато и лаконично. Акцент сделан на выявлении генезиса симфонии, узловых стилистических черт, того, что обогатило не только творчество Шостаковича, но и мировой симфонизм.

Центром работы является анализ романсов соч.62 и оперы "Игроки". Роль романсов соч.62 в творчестве Шостаковича намного значительней, чем это принято считать. Во второй главе предпринята попытка раскрыть новаторские черты этого вокального цикла: сочетание обобщенной и конкретной образности; решение проблем цикличности; связи музыкального языка со стилем литературного источника; жанровая основа, интонационное воплощение слова; многообразие мелодических типов, интонационной структуры, организации мелодического материала; своеобразие фортепианной партии. Подробно рассматривается малоизученная опера "Игроки". В работе также освещаются проблемы отношения

Шостаковича к литературному источнику, особенности музыкальной драматургии, подход к омузыкаливанию прозы, интонационные связи, мелодический стиль, функции оркестра.

Анализ Второй сонаты для фортепиано, как и Седьмой симфонии, краток. Внимание сосредоточено на характеристике нового фортепианного стиля Шостаковича (это подтверждается лаконичным разбором цикла), В частности, освещается новизна драматургии и пианизма.

Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения и "Указателя использованной литературы" (включающего 129 названий). Все главы посвящены ведущим произведениям рассматриваемого периода в их хронологической последовательности: "Седьмая симфония", "Романсы соч.62", "Опера "Игроки", "Вторая соната для фортепиано". Исторический материал объединен в разделе "Летопись военного времени", введенном в Приложения. Помимо него в последнее входят:"Характеристика изданий и корректурные таблицы романсов соч.62, Второй сонаты для фортепиано"; "Список статей Д.Д.Шостаковича (с 22 июня 1941 по март 1943 гг.)"; "Тексты неопубликованных статей Д.Д.Шостаковича (с 22 июня 1941 по март 1943 гг.)": "24-ая годовщина Октябрьской революции? "В настоящее время я работаю над 4-ой и последней частно моей 7- ой симфонии", "Умер Рахманинов" ; "Нотные примеры" (71); "Перечень архивных материалов" (41 документ}.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Д.Д. Шостаковича в первые годы Великой Отечественной войны"

- 158 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первые годы войны стали для Шостаковича периодом огромного творческого подъема. Сплочение народа, сконцентрировавшего все помыслы и усилия для победы над фашистскими захватчиками, вызвало у композитора необычайную обостренность восприятия происходящего. Всегда работавший очень напряженно, он в эту пору действует предельно активно во всех творческих направлениях, с максимальной отдачей. В эти годы со всей полнотой и яркостью проявился огромный этический и общественный масштаб личности Шостаковича, выявилась неразрывная связь его творчества с жизнью и прежде всего со злободневными политическими событиями. Главными плодами первых военных лет были четыре разножанровые шедевра, новаторские по самой своей сути: Седьмая симфония, романсы соч.62, опера "Игроки" и Вторая соната для фортепиано.

Седьмая симфония определила основную перспективу композиторской деятельности Шостаковича в военные годы, ее неуклонно продолжавшееся обновление и дух эксперимента. Симфония еще раз продемонстрировала возможность этого жанра выражать самые трагические ситуации в истории человечества.

После Седьмой симфонии происходит своеобразное творческое "исследование",продиктованное свойственными Шостаковичу резкими жанровыми и тематическими переключениями. Композитор обращается к вокальной лирике и к опере. Несмотря на внешне разительный контраст с предыдущим сочинением,они также порождены современностью. Жизнеутверждающий гуманизм "Шести романсов на слова У.Ралея, Р.Бёрнса и В.Шекспира" носит ярко выраженный антивоенный характер. Опера "Игроки", казалось бы никак не связанная с суровым лихолетьем, тоже по-своему апеллирует к нему. Мир наживы и обмана Шостакович воспринимает как одно из явлений, взрастивших фашизм. Вторая фортепианная соната вновь непосредственно возвращает нас к образам Великой Отечественной войны.

Все сочинения 1941 - начала 1943 года в различных аспектах отражают породившее их время.

Процесс создания этих.спроизведений имеет свои особенности и вместе с тем характерен для творческой психологии Шостаковича, говорит о ее принципиальных чертах. Каждый из рассмотренных типов работы композитора неоднократно встречается на протяжении его жизненного пути, и это позволяет выделить четыре модели творческой практики Шостаковича, индивилуальность ее проявления в зависимости от жанра и образов.

По автографам Седьмой симфонии прослеживается, как уже на начальном этапе относительно точно и быстро возникали многие яркие фрагменты (главная партия afl£ie^retto , ее трансформированный вариант в репризе, реквием, тема и первые девять вариаций эпизода нашествия, целые страницы скерцо, большая половина с£060,^00) . В то же время мы видим, что побочная партия первой части потребовала метроритмических корректур, правилась связка между вариациями, полностью перерабатывались последние вариации, собственно разработка выстроилась лишь при ретроспективном обзоре, постепенно определялись основная тема скерцо, соло флейты из ofohz^co , контрапунктическое сплетение хорала и пунктирного движения из JllocUrato roso&tto в начале репризы, длительным было и рождение финала. Работа над Седьмой симфонией представляет собой модель творчества, в которой стремительность и точность первого импульса фантазии не исключают сложности в становлении некоторых эпизодов, вплоть до их вариантности, а порой и перестройки всей композиции.

Подобная двойственность - созидательного процесса обусловливается определенными объективными и субъективными факторами. С одной стороны, сильнейшее общественно-политическое потрясение, желание Шостаковича как можно скорее отразить происходящие события, высказать свое отношение к ним вызывают максимальную интенсивность творческого процесса, изначально ясное в&дение целого. С другой стороны, новизна содержания влечет за собой и новые художественно-технологические задачи, а это требует многих вариантов, что в известной мере замедляет работу.

Иная картина наблюдается при создании романсов соч.62. Произведение пишется отдельными фрагментами. Поначалу нет четких представлений ни о концепционной, ни о композиционной целостности. Последняя выявляется в процессе творчества, и для ее утверждения необходимо немалое время. Автографы свидетельствуют, что эскизы первых трех романсов сочинялись спонтанно и послужили импульсом к возникновению завершенной композиции. Следующие номера должны были контактировать с ними, замыкая архитектоническую 'арку на обобщенно-идейной основе. Заключительный этап, потребовавший нескольких месяцев труда, включал оркестровку и разнообразную докоррек-тировку.

Данный тип творчества - с замедленным становлением целого - обусловлен освоением необычных для Шостаковича циклических связей, а также новизной литературного источника, еще не получившего в тот период широкого воплощения в русской и советской вокальной музыке.

Третий вариант прослеживается при создании оперы "Игроки", где композиторский процесс протекает без заметного напряжения и никакие обстоятельства не ускоряют его ход, где нет проблемы целого, и автор с самого начала предвидит гипертрофию масштабов, где^ экспериментируя, он словно смакует музыкальное выражение острохарактерной речи гоголевских персонажей.

В подобной модели произведение сочиняется внешне крайне легко за счет более длительного внутреннего созревания , и запись становится лишь воспроизведением на бумаге точно выверенных мыслей. Отсюда высокая степень детализации эскиза, при которой правка имеет в основном редакторское значение.

В отличие от "Игроков", рукописи Второй сонаты для фортепиано свидетельствуют о многоступенчатости творческого, процесса с обязательной стадией развернутых предварительных набросков. Автографы рассказывают, что сочинение прошло по меньшей мере три этапа, что сравнительно долго продумыва-лась структура,. что,даже заканчивая сонату, композитор вынувден был ее частично перерабатывать. Так создавался первый после фортепианного квинтета инструментальный цикл со столь обобщенной образностью - цикл, где формировались черты нового фортепианного стиля Шостаковича. Данная модель творчества встречается у Шостаковича относительно редко.

Для всех этих моделей творческого процесса в той или иной степени характерны: сочетание моцартовской легкости и бетховенского преодоления "сопротивления материала", стремления отойти от еложившихся художественных стереотипов (что сказывается уже в эскизах); многообразие стадий внутреннего созреЕания , то кратковременных, когда между рождением новой мысли в воображении и ее изложением протекают буквально мгновения, то длительных, вплоть до вынашивания идеи годами; столь же разнообразен и этап записи, который может сводиться как до двух оригиналов (чернового и окончательного), так и до многочисленных автографов различного назначения; постепенность формирования 'целого в цикле; если Бетховен прежде чем приступить к фиксированию произведения его предварительно обдумывал ео всех подробностях, действуя далее по намеченному плану (это давало ему возможность одновременно работать над несколькими частями опуса), то Шостакович нередко менял первоначальный замысел и, только реализовав его хотя бы частично, мог окончательно сцементировать композицию; отражение в структуре отдельных автографов драматургической взаимосвязи мезду частями, а в датировках оригиналов-особенностей работы над сочинением; раннее вызревание основных драматургических вершин, преда всего кульминаций; их месторасположение и материал композитор, как правило, выявляет без промедлений; значительная роль ретроспективного обзора в возникновении некоторых эпизодов -например, лирических, так как их становление, по сравнению с энергично-действенными образами, часто замедленно; обязательный учет технических возможностей интерпретатора, порой отказ от более выразительного варианта ради удобства исполнения; единая тональность либо единая фактурная формула в качестве исходного импульса в эскизных пробах одного и того же образа; разумный практицизм в оформлении черновых автографов, сказывающийся в поразительной способности выхватывать основное, дополняя его наиболее значительными из побочных деталей, в использовании скорописных приемов, в пропусках того, что легко восстанавливается из контекста; главенство в начальных автографах линеарного, графического метода изложения, воссоздание посредством одноголосия ш оркестровых произведениях многотембровой музыкальной ткани; внутреннее представление оркестровых сочинений сразу в определенной тембровой окраске, что, однако, не исключает тесситурных уточнений на заключительной стадии творческого процесса; усложнение ладовой и метроритмической организации мелоса на высшей стадии творческого процесса (для начала же характерно более обобщенное, без специфически шостаковических ладовых наклонений слышание тональной картины в отдельных относительно законченных фрагментах); связь интонационно-ритмических корректур в вокальных сочинениях с образным и логически точным воплощением текста; фиксирование некоторых исполнительских ремарок, так называемых ремарок 'первичного значения , уже в черновом эскизе, в то время как полные интерпретационные указания проставляются в конце работы.

Неоспорима ценность каждого оригинала в познании специфики возникновения того или иного опуса. Черновой автограф Седьмой симфонии раскрывает особенность создания ее первых трех частей. Эскиз трех романсов соч.62 свидетельствует о композиционном выстраивании цикла. Рукопись четырех романсов ваяна как промежуточный вариант. Чистовой автограф еще раз говорит о драматургической сочлененности миниатюр. Самостоятельный автограф "Сонета 66" отображает заключительный этап работы над этим романсом. Единственная рукопись инструментовки 1943 года дополняет историю соч.62. Черновой автограф "Игроков" интересен как проявление особой точности созидательного импульса, позволяет отметить ряд деталей, связанных с омузыкаливанием- слова. Эскизные листы Второй фортепианной сонаты выявляют оттачивание нового пианистического мышления Шостаковича. Значение всех чистовых автографов прежде всего в том, что они дают возможность восстановить подлинный авторский текст.

Произведения, созданные с июня 1941-го по начало 1943-го года, сыграли важную роль в эволюции стиля Шостаковича.

Традиционная основа этих сочинений - многие стилевые пласты. Среди них и уже ставшие типичными для Шостаковича отдельные элементы творчества И.Баха, Г.Генделя, Л.Бетховена, А.П.Бородина, П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, русской народной песенности, и впервые нашедшие претворение в искусстве композитора формообразующие принципы "Болеро" М.Равеля и "Камаринской" М.И.Глинки, новшества русской классической камерной оперы, фортепианных сонат П.Хиндеми-та.

Своеобразие данного творческого этапа определяется прежде всего военной темой. Можно выделить два метода отражения военно-исторического конфликта, представленные в Седьмой симфонии и Второй сонате для фортепиано, основанные на видении происходящего с различных ракурсов.

Седьмая симфоншшо дожила начало лащювой ветви, развившейся е музыке XX века, - симфоний о войне.

Отражение трагедии войны углубляет содержание сонатно-симфонического цикла, обогащает драматургию и конструкцию как отдельных частей формы, так и цикла в целом. Индивидуализация сонатного «Ж-Ие^с связана с введением эпизода в разработку (в Седьмой симфонии), в контрапунктическом изложении главной и побочной партий в репризе (во Второй фортепианной сонате). Развиваются и необычные формообразования, в частности, свободная индивидуализированная форма, основанная на принципе структурной полифункциональности в финале Седьмой симфонии; насыщается чертами других конструкций сложная трехчастная форма.

Впервые в сонатно-симфоническом цикле Шостаковича возникает внешне -несоразмерное соотношение крайних, масштабных частей, каждая из которых может иметь самостоятельное значение, и миниатюрно-камерных средних.

Происходит дальнейшее обновление жанров, уже получивших в творчестве Шостаковича большое развитие, в частности, появляется лирическое скерцо, а в яЛсйг^Со совершенствуется монологический тип возвышенного высказывания, идущий от традиций Баха, Генделя.

Многообразное, психологически значительное содержание способствует усилению политематизма в симфонии. Эволюция мело дизгла направлена в сторону демократизации языка,расширения его стилевых истоков, обусловивших исключительную образную выпуклость тематизма.

Лолитематизм сочетается с тонким претворением моно-тематизма: этот процесс активно разовьется в творчестве последних двух десятилетий. Увеличивается функциональность вариационности и рондадьности, что предвосхищает разрабо-точные методы Одиннадцатой симфонии (М.Д.Сабинина). Разнообразие способов варьирования направлено на преодоление тенденции к вариационному членению, способствует динамичности.

Более разносторонним и тонким становится комплекс связей между построениями. Особую роль приобретают ритмоинто-нации, единство на основе образной общности жанров, стилистического родства, а также на близости оркестровых, фактурных приемов. Вводятся своеобразные типы переинтонирования. Драматургически броско представлена реминисценция.

Военная тема ускоряет эволюцию фортепианного стиля Шостаковича. Во Второй сонате для фортепиано впервые в его фортепианном творчестве представлена образная концепция, равная симфонической. От предыдущих фортепианных сочинений соната отличается более углубленным психологизмом, размахом драматургии, полифоничностью мышления. Принципом фактурного образования в ней становится "основное, двухголосие'.' При создании сонаты Шостакович впервые обращается к традициям позднегофортепианного стиля Л.Бетховена.

В вокальных произведениях этого периода намечен тот принцип подачи литературных источников, который будет многократно применен в дальнейшем, - принцип, сочетающий верность духу и букве писателя и приспособление текста к удобству вокализации.

Романсы соч.62 впервые в творчестве Шостаковича представляют целостную композицию из шести различных стихотворений, объединенных не сюжетом или литературным источником» а общими смысловыми связями. Новаторство цикла выражается прежде всего в наличии в нем двух основных тенденций шоста-ковического творчества: стремления к конкретно-зримой характеристичности и тяги к обобщенной образности. Это проявляется в интерпретации жанра вокальной миниатюры, в типах вокальных партий, во взаимоотношении голоса и сопровождения, в организации мелодического материала, структуре тематизма, интонационной усложненности, в трактовке сопровождения.

Игроки" - новая грань оперной музыки Шостаковича, иной, по отношению к опере "Нос", вариант развития сюжета Н.В.Гоголя. Произведение продолжает линию русской камерной оперы, что определяет его стиль. Мелос "Игроков" - напряженно вокализированная декламация, богатство которой базируется на развертывании речитативных форм: в "Игроках" синтезируются предыдущие новации Шостаковича в области речитатива. Как и в соч.62^мелодика представляет пластичное взаимопроникновение ариозного и декламационно-речитативного пения. Опера становится новым этапом в ому выкаливании1 слова и,- как в свое время "Женитьба" у М.П.Мусоргского — своеобразной лабораторией- музыкального воплощения русской прозы. Дальнейшую разработку получает метод шаржирования, расширивший возможности отражения комического.

Сочинения первых военных лет обобщают и предшествующие достижения Шостаковича в оркестровке. Композитор широко пользуется персонификацией тембров. Значительна роль оркестровки в формировании структурной логики. Большой эволюции достигают трансформация мелодизма посредством инструментовки, психологизация сольных партий, особенно духовых.

Углубляется специфика ладового мышления с характерными шостаковическими диатоническими ладами, а также появлением более сложных образований, свидетельствующих о синтетичности ладового языка, наличии в нем "ладовых гибридов" ("Игроки").

Шостакович не часто оглядывался на рааее созданное. Но как к законченным сочинениям, так и к неиспользованным эскизам первых военных лет он возвращался неоднократно.

Анализируемые произведения имеют непосредственное продолжение в творчестве Шостаковича. От Седьмой симфонии -- дорога к Восьмой, Десятой, революционным Одиннадцатой и Двенадцатой симфониям. В романсах соч.62 - зачатки образно-эмоционального строя поздних вокальных циклов. Стилистические особенности "Игроков" сказались в Четырнадцатой симфонии, "Четырех стихотворениях капитана Лебядкина", Вторая фортепианная соната открыла новые черты пианизма Шостаковича, завершением которых стал цикл"24 прелюдии и фуги для фортепиано!

Тринадцатая симфония содержит прямую цитату из романса "Макферсон перед казнью", его отзвуки слышны в Четырнадцатой и Девятой симфониях. "Истина" из цикла на слова Ми-келанджело Буонарроти ассоциируется с "Сонетом 66", И, что очень примечательно, в семидесятые годы композитор делает новую оркестровку соч.62. Беспримерную для Шостаковича автоцитату представляет вторая часть из Сонаты для альта и фортепиано. Своеобразным авторским повтором является прелюдия и фу па аС'5 - пьо-tt (из соч. 87) - часть эскизов Второй сонаты для фортепиано.

Военные опусы Шостаковича оказали заметное влияние на советское музыкальное творчество. Как уже отмечалось исследователями, Седьмой симфонией навеяна образность Второй симфонии Г.Н.Попова и Второй симфонии В.И.Мурадели; нередко применялись ее драматургические приемы (напр., реминисценции главной партии первой части в финале) в симфониях В.И.Мурадели, А.М.Баланчивадзе. Вторую симфонию Т.Н.Хренникова роднит с Седьмой Д.Д.Шостаковича образно-интонационная трактовка сольных речитативов.

После романсов соч.62 советские композиторы неоднократно обращались к английской поэзии, и в воплощении ее образов несомненно влияние цикла Шостаковича, включая наиболее значительные произведения, такие^как "Десять сонетов на слова Вильяма Шекспира" Д.Б.Кабалевского, "Песни на стихи Роберта Бёрнса" и вокальная сюита "Из Шекспира" Г.В.Свиридова.

В 60-70-е годы начинается интенсивное развитие советской камерной оперы, появляются "Шинель" и "Коляска" А.Н.Хол-минова, "Дневник Анны Франк" Г.С.Фрида, "Доадь" Б.А.Арапова и т.д. Развитие камерного жанра было потребностью времени, и Шостакович в числе первых наметил этот путь.

Вторая соната для фортепиано, безусловно, оказала воздействие на Четырнадцатую сонату А.Н.Александрова ( в трактовке финального вариационного цикла, его тематизма), проложила путь к сонатам Б.И.Тищенко, Г.И.Уствольской.

Таким образом, сочинения Шостаковича I94I-I943 годов остаются неиссякаемым источником, питающим развитие советской музыки.

-171

 

Список научной литературыОвсянкина, Галина Петровна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. I. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн.собр.соч., т.26, с.209-265.

2. Постановление ЦК КПСС о присуждении Государственныхпремий в области литературы и искусства. Правда, 1942, 10 алр.

3. Постановление ЦК КПСС от 29 января 1975 года "О 30-летии Победы Советского народа в Великой Отечественной войне I94I-I945 годов". В кн.: КПСС о формировании нового человека. Сборник документов и материалов (I965-I98I). - М.,1982.

4. История второй мировой войны. 1939-1945. М.: Воениздат, 1973-1982. Т.1У, 1975. - 535 е.; Т.У, 1975.- 511 с.

5. Алексеев А.Д. Советская фортепианная музыка. I9I7-I945.- М.: Музыка, 1974. 248 с.

6. Асафьев Б.В. "Чародейка". Опера П.И .Чайковского. Опытраскрытия интонационного содержания. -М.-Д.: • . Музгиз, 1947. 40 с.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1 и 2, 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

8. Бобровский В.П. Камерные инструментальные ансамбли

9. Д.Шостаковича. М.: Сов.композитор, 1961. - 257 с.

10. Бобровский В.П. 0 переменности функций музыкальной фор

11. Опубликованные и неопубликованные статьи Д.Д.Шостаковича с 22 июня 1941 по март 1943 гг., указанные в отдельном приложении, здесь не приводятся.мы. М.: Музыка, 1970. - 227 с.

12. Богданов-Березовский В.М. Дороги искусства. Кн.1.1. Д.: Музыка, 1971. 280 с.

13. Богданова А.В. Оперы и балеты Шостаковича. М.: Сов.композитор, 1979. 208 с.

14. Большой театр СССР. Спера. Балет. М.: Музгиз,1958.- 566 е., ид,

15. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. М.:

16. Музыка, 1978, 4,2. Интонация, Ч.З. Композиция. -366 с.

17. Васина-Гроссман В.А. Мастера советского романса, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка,1980. - ЗГ7 с.

18. Веприк A.M. Очерки по вопросам оркестровых стилей.

19. М.: Сов.композитор, 1978. 427 с.

20. Володина М.Д. Дмитрий Шостакович. Нотографическийсправочник. М.: ВААЛ, 1976. - 60 с.

21. Данилевич JI.B. Д.Д.Шостакович. М.: Сов.композитор,1958. 193 с.

22. Данилевич Л.В. Наш современник. Творчество Шостаковича, М.: Музыка, 1965. - 329 с.

23. Данилевич Л .В. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество.- М.: Сов.композитор, 1980. 301 с.

24. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество Д.Д.Шостаковича.- М.: Сов.композитор, I97I. 246 с.

25. Друскин М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы наматериале классического наследия. М.: Музгиз, 1952. - 344 с.

26. Задврацкий В .В. Полифония в инструментальных произведениях Д.Шостаковича.- М.: My зыка, 1969. 279 с.4.19* Климовицкий А.И. О творческом процессе Бетховена. -Л.: Музыка, 1979. 174 с.

27. Крюков А.Н. Музыка в кольце блокады. Очерки.-М.: Музыка, 1973. 159 с.

28. Куйбышевская область. Историко-экономический очерк.- Куйбышев: кн.изд-во, 1977. 408 с.

29. Мазель Л.А. Симфонии ДЛостаковича. Путеводитель.

30. М.: Сов.композитор, I960. 151 с.

31. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. 616 с.

32. Мартынов И.И. Дмитрий Шостакович. М.-Л.: Музпиз,1946. III с.

33. Маршак СЛ. Английские баллады и песни. М.: Сов.писатель, 1942. III с.

34. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981.261 с.

35. Мусоргский М.П. Письма. М.: Музыка, 1981. - 359 с.

36. Муха А.И. Процесс композиторского творчества. -Киев:

37. ИЦузична Украина, 1979. 269 с.

38. Памяти И.И.Соллертинского. Воспоминания. Материалы.

39. Исследования. Л.-М.: Сов.композитор, 1974. -308 с.

40. Пастернак Б.Л. Избранные переводы. М.: Сов.писатель.- М.: 1940. 200 с.

41. Римекий-Корсаков Н.А. Основы оркестровки. С партитурными образцами из; собственных сочинений. М.-Л.: Музгиз, 1946, т.1. - 122 с.

42. Сабинина М.Д. Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости.- М.: Наука, 1965. 175 с.

43. Сабинина М.Д. Шостакович симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. М.: Музыка, 1976, - 476 с.

44. Тараканов М.Е. Музыкальный театр Альбана Берга, М.:

45. Сов.композитор, 1976. 558 с.

46. Федооова Э.П. Диатонические лады в творчестве Д.Шостаковича. М.: Сов.композитор, 1980. - 189 с.

47. Хентова С.М. Молодые годы Шостаковича. Л.: Сов .композитор, 1975-1980. Кн.1, 1975. 333 е. Кн.2, 1980. - ЗГ7 с.

48. Хентова С.М. Д.Д.Шостакович в годы Великой Отечественной войны. Л.: Музыка, 1979. - 280 с.

49. Хентова С.М. Шостакович в Петрограде-^Генинграде.2.е изд., доп. Л.: Лениздат, 1981. - 308 с.

50. Хентова С.М. Д.Д.Шостакович, Тридцатилетие, 1945-1975.- Л.: Сов.композитор, 1982. 413 с.

51. Шебалин В.Я. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.:

52. Сов.композитор, 1970. 419 с.

53. Д.Шостакович о времени и о себе: 1926-1975. М.:Сов.композитор, 1980. 374 с.

54. Яворский Б.Л. М.: Сов.композитор, 1972, т.1. Статьи,воспоминания, переписка. -711 с.

55. Ярустовекий Б.М. Симфонии о войне и мире. М.:Наука,1966. 367 с.

56. Ярустовский Б.М. Очерки по драматургии оперы XX века.

57. М.: Музыка, 1978, кн.2. 261 с.445. fc&StncivUicJi %>»и£/у yAaJfafowifacA, cwyurft/r—

58. Арановский М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора. В кн.: Методологические проблемы современного искусствознания. Вып.1, Л.Д975, с.127-141.

59. Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного втворческом процессе композитора. В кн.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т.2, с.583-590.

60. Асафьев Б.В. Три имени. В кн.: Избр.тр, М., 1957,т.5, с.127-131.1 .

61. Бацун В.И. Жизненный и творческий путь А.В.Фере.

62. В кн.: Науч.тр. /Куйбышев.нед.ин-т, 1976,т.112, с.3-32.

63. Бобровский В.П. Программный симфонизм Шостаковича.

64. В кн.: Музыка и современность. Вып.Зу М«, 1965, с.33-67.г

65. Вйрта Н.Е. Штрихи эпохи. Моск.большевик, 1942,19 апр.

66. В музыкальной школе. Волжск .коммуна, 1942,13 марта.

67. Вечера дома искусств. Волжск.коммуна, 1942,15 нояб.

68. Гаккель Л.Е. Д.Шостакович (1906-1975). В кн.: Л.Е.

69. Гаккель. Фортепианная музыка XX века, Л.-М.Д976, с.256-280.

70. Гуревич В.А. Шостакович в работе над "Хованщиной".

71. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. ВыпЛ, Л., 1972, с.84-130.

72. Данилович JUB. Симфонизм Д.Шостаковича и искусствотеатра. В кн.: Д.Шостакович, М.,1976,с.166-Г74.

73. Декада советской музыки. Волжск, комму на, 1942,20 окт.

74. Должанский А.Н. О ладовой основе сочинений Шостаковича. О композиции первой части Седьмой симфонии Шостаковича. Вторая соната для фортепиано. В кн.: Избр.статьиf Л.,1973, с.37-51, с.52-66,с.127-130.

75. Дружеская встреча. Волжск.коммуна, 1942, 8 марта.

76. Зарицкая Р.И. Конкурс исполнителей. Волжск.коммуна,1942, 24 нояб.516. (Информация о предстоящих концертах. Волжск.коммуна, 1941, 2 нояб.

77. Информация о первом заседании Куйбышевского отделения Союза советских композиторов. Волжск.коммуна, 1941, 16 дек.

78. Интервью и.о.директора Большого театра СССР т.Леонтьева. Волжск.коммуна, 1941, 18.дек.

79. Информация об окончании Д.Д.Шостаковичем Седьмой симфонии. Волжск.коммуна, 1942, 2 янв.

80. Информация об окончании Д.Д.Шостаковичем Седьмойсимфонии, об авторском концерте./ Правда,1942, 9 янв.521. (Информация об окончании Д.Шостаковичем Седьмой симфонии. Рисунок Н.А.Соколова "Композитор Д.Д.Шостакович" J Лит. и искусство, 1942, 19 янв.

81. Информация о собрании работников искусств Куйбышева.- Волжск.коммуна, 1942, 6 февр.

82. Информация о работе Большого театра СССР. J Волжск.1коммуна, 1942, 6 февр.

83. Информация о вручении Государственных премий в области литературы и искусства. Правда, Т942Д2 апр.

84. Информация о предстоящих концертах радиокомитета^- Волжск,коммуна, 1942, 22 мая»

85. Каплер А.Я. Ветер победы. Лит. и искусство, 1942,4 алр.

86. Конкурс на лучшее произведение. Волжск.коммуна,1942, 30 окт.

87. Корабельникова Л.З. Архив композитора как материалдля изучения процессов творчества. В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения, Л.,1982, с.265-270.

88. КУрышава Т.А. Камерный вокальный цикл в современнойрусской советской музыке. В кн.: Вопросы музыкальной формы. Вып.1, М.,1967,с.273-313.

89. Мазель Л.А. Две заметки о взаимовлиянии оперных исимфонических принципов у Чайковского. Сов .музыка, 1958, № 9, с.72-81.

90. Мазель Л.А. О стиле Шостаковича. В кн.: Черты стиля

91. Д.Шостаковича, М., 1962,с.3-23.

92. Мазель Л.А. Заметки о музыкальном языке Шостаковича.-В кн.: Дмитрий Шостакович, М., 1967,с.308-359.

93. Мазель Л.А. Раздумья об историческом месте Шостакови1 ача. В кн.: Д.Шостакович. М.,1976,с.56-72.

94. Малевин П. Мелодии борьбы. Лит. и искусство, 1942,4 июля.

95. Медушевский В .В. Человек в зеркале интонационной формы. Сов .музыка, 1980, № 9, с.39-48.

96. Мейлах Б.С. Комплексное изучение творчества и музыковедение. В кн.: Проблемы музыкального мышления. Вып.1, М., 1974, с.9-28.-1785.37. Митинг в защиту детей. Волжск.коммуна, 1942,19 мая.

97. Михеева Л «В, И.И.Соллертинский. Из переписки военныхIлет. В кн.: Музыкальная панорама Ленинграда? Л.-М., 1977, с.80-99.

98. Нестеренко Е&Мощь духа и мощь гения. Сов .музыка,1976, & 9, с.37-40.

99. Объявление о конкурсе на лучшее произведение, посвященное 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. J Волжск.коммуна, 1942, 15 сент.

100. О Втором Всеславянском митинге в Москве. Моск.большевик, 1942, 7 апр.

101. Овчинников ЕДДторая фортепианная соната Шостаковичатрактовка сонатно-циклической формы). В кн.: Вопросы теории музыки. Вып.1, M.f 1968,с.239-265.

102. Оголевец А.С. Конкурс на лучшее музыкальное произведение. Волжск .коммуна, 1943, 9 янв.

103. Ойстрах Д.Ф. Титаническое произведение. Волжск.комму на, 1942, 8 марта.

104. Орлова Е.М. Музыкальная жизнь и процесс . . интонирования. (О некоторых закономерностях). Сов .музыка, 1981, № 6, C.II-I7.

105. Петров Е.П. Торжество русской музыки. Лит. и искусство, 1942, 4 июля.

106. ПрокофьеваМ.А. Из воспоминаний. Сов .музыка, 1961,1. JЬ 4, с.91-104.

107. Протопопов В .В. Вопросы музыкальной формы в произведениях Д.Шостаковича. В кн.: Черты стиля Д.Шостаковича, М., 1962, с.87-125.

108. Рабинович Д.А.,Шлифштейн С.И. Седьмая симфония.

109. Лит. и искусство, 1942, 13 янв.

110. Рабинович Д.А., Шлифштейн С.И. Поэма о наших днях*

111. Лит. и искусство, 1942, 4 аир.

112. Родин И. Торжество советского искусства. Волжск.коммуна, 1942, 4 марта.

113. Рождественский Г.Н. Клады Шостаковича. Сов .музыка,1976, J6 9, с.18-20.

114. Рохлин Я. Дом искусств в Куйбышеве. Волжск.коммуна,г1942, 18 июня.

115. Седьмая симфония Шостаковича. Волжск.коммуна,1942,21 февр.

116. Симфония великой борьбы и победы.

117. Адуев Н. Памятник грозных и славных дней. Волжск.коммуна, 1942, 4 марта.

118. Симфония победы. Волжск, комму на, 1942, 6 марта.

119. Слонимский С.М. Премьера "Игроков" Д.Шостаковича.- Сов .музыка, 1979, J£ I, с.75-78.

120. Смирнова Л. Памяти Д.Д.Шостаковича. Седьмая симфония.- Волжск.коммуна, 1975, 17 авг.

121. Солисты ГАБТа у микрофона. Волжск.коммуна, 1941,24 нояб.

122. Соллертинский И.И. Седьмая симфония Шостаковича.

123. Сов.Сибирь, 1942, 16 июля.

124. Соловцова Л.А. Английская поэзия в советской вокальной лирике .-Информ.сбj М.: Музфонд. СССР,1944, J£ 5-6. (Союз сов.композиторов СССР), с.54-58.

125. Соловцов А.А. Фортепианная музыка. В кн.: Очеркисов.музык. творчества^ М., 1947, т.I,с.160-197.

126. Спектор Н.А. "Сонет 66" Шекспира в творчестве Д.Шостаковича. К проблеме межопусных связей. В кн.: Из истории рус. и сов.музыки. Вып.З, М., 1978, с.210-217.

127. Тараканов М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения. -В кн.: Психология процессов художественного творчества, Л., 1980, с.127-138.

128. Творческая встреча. Волжск.коммуна,1941, 3 дек.

129. Тищенко Б.И. Этнщ к портрету. В кн.: Д.Шостакович^1. М., 1976, с.98-104.

130. Толстой А.Н. На репетиции Седьмой симфонии. Правда,1942, 16 февр.

131. Треблен И. Два концерта. Волжск.комму на,1942 , 22нояб.

132. У композитора Д. Д. Шостаковича. Волжск, комму на,194I, 21 дек.

133. Фишман Н.Л. Автографы Бетховена в СССР. Сов .музыка,1.60, $ 12, с.57-67.

134. Фишман Н.Л. Музыкальный архив Бетховена за I8I2-I8I6годы. Сов .музыка, 1977, J63, с.87-93.

135. Храпченко Б.М. Советское искусство в дни войны.

136. Лит. и искусство, 1942, I янв.

137. Цветова Е.М. Музыкальный образ победы. Волжск.коммуна, 1975, 7 мая.

138. Цветова Е.М. Он здесь творил. Волжск.коммуна,1975,25 сент.

139. Шостакович Д.Д. О "Борисе Годунове". Известия,1941,1. Г мая.

140. Шостакович Д.Д. Ленинградская симфония. Сов.культура, 197I, 30 окт.

141. Штейнберг Л.П. Большой день советского искусства.

142. На первом исполнении 7-ой симфонии Шостаковича). -Правда, 1942, 6 марта.

143. Щедрин К.М. Концерт лауреатов. Волжск.коммуна,Г942,5 дек.

144. Ярешко А.С. Колокольные звоны инструментальная разновидность русского музыкального народного творчества. -В кн.: Из истории рус. и сов.музыки. Вып.З, М., Г976, с.36-74.580. ч€г. ztc