автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Миловидов, Виктор Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Миловидов, Виктор Александрович

ВВЕДЕНИЕЗ

ГЛАВА ПЕРВАЯ: Джеймс Томсон. Очерк жизни и творчества /проблемы жанра ииля/. .14

ГЛАВА ВТОРАЯ: Поэма "Город Страшной Ночи" /проблема метода и поэтики/91

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Миловидов, Виктор Александрович

Творчество английского поэта-демократа Джеймса Томсона /1834-1882/ - одна из малоизученных страниц истории литературы второй половины XIX века. Ни в нашей стране, ни за рубежом нет пока исследований, достаточно глубоко и полно рассматривающих его поэзию и прозу.

А между тем, Дж.Томсон - один из интереснейших представителей прогрессивной английской культуры XIX века, и его творчество внесло существенный вклад в демократическое искусство Англии.

Задача изучения подобного рода литературных явлений особенно актуальна сейчас, когда, как отмечается в Постановлении июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС, "на международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем, двух полярно противоположных мировоззрений""''. Современная буржуазная литература и литературоведение всеми силами стремятся лишить прогрессивного звучания наиболее яркие и интересные явления в истории литературы, затушевать и замолчать их глубоко революционное звучание. В этом смысле литература минувших дней становится аргументом современной обострившейся идеологической борьбы, и исследование ее перестает быть задачей сугубо^ академической.

Поэтическое мастерство Томсона, глубина и актуальность по

I. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 г. - В кн.: Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983, с.68. ставленных им социальных, философских, эстетических проблем, их оригинальное творческое решение снискали поэту известность уже при жизни. Его поэзию высоко оценивали Дж.Мередит и Дж.Элиот, Г.Мелвилл и Г.Лонгфелло, а позднее - Т.Гарди и поэт-социалист Г.Солт.

Прямой наследник революционных романтиков и поэтов-чартистов, восторженный почитатель и пропагандист творческого наследия В.Блейка, П.Шелли, Дж.Леопарди и Г.Гейне, Дж.Томсон близок английским поэтам-социалистам своим демократизмом, остротой социальной критики, своим "сочувствием к жертвам социальной несправедливости"^".

В то же время, поэтические идеи Томсона отзываются и в творчестве символистов Дж.Дэвидсона, Л.Доусона, А.Саймондза, в поэзии Т.С.Элиота.

Творчество Дж.Томсона - явление сложное и противоречивое. Социально-критический пафос, сочувствие и сострадание к жертвам буржуазного миропорядка в нем сочетается с мотивами отчаяния и безысходного трагизма. Истоки этой противоречивости -в сложности и неоднозначности историко-литературного периода, на который приходится зрелое творчество поэта. Оно отразило как сильные, так и слабые стороны английского демократического движения 60-Х-80-Х годов XIX века, развивавшегося в условиях ожесточенной политической и идеологической реакции.

Противоречивость литературно-художественного явления отнюдь не является свидетельством его слабости и неполноценнос

I Salt, Henry. Life of James Thomson (B.V.)«London,1914,p148,

В дальнейшем указание на источник дается в тексте работы: первая цифра - номер источника в списке литературы, вторая цифра - номер страницц/. ти. С одной стороны, противоречивость мировоззрения, творческого метода есть важнейшая предпосылка их развития. С другой стороны, явления подобного рода в тенденции несут в себе важнейшие характеристики искусства последующих поколений. И в этом отношении поэтическое творчество Томсона может стать материалом широких историко-литературных и теоретических обобщений .

Вторая половина XIX века - это эпоха освоения и переосмысления творческого наследия романтизма начала столетия, эпоха резкого размежевания литературных сил. Зарождение в недрах романтической литературы искусства реализма и декаданса, становление и развитие искусства социалистического - важнейшие черты второй половины XIX века как литературного периода. Творчество Томсона фокусирует в себе эти важнейшие тенденции, и изучение его позволяет дополнить наше представление о литературном процессе Англии той поры.

Дж.Томсон прошел сложный, порой мучительный путь художественных исканий. Завершающим моментом его мировоззренческой эволюции стала выработка твердого и мужественного взгляда на жизнь, взгляда атеиста и демократа. Развитие творческого метода поэта шло по направлению обогащения традиций революционно-романтической поэзии реалистическими тенденциями. Глубоко новаторским было обращение Томсона к теме буржуазного города, в чем он предвосхитил художественные открытия крупнейших поэтов-урбанистов конца XIX - начала XX века - Э.Верхар-на и Т.С.Элиота. Как поэт-урбанист, Дж.Томсон стоит у истоков поэзии наших дней, а его творчество становится частью духовной культуры современности.

Вместе с тем, как в советском, так и в западном литературоведении фигура Дж.Томсона остается в главных своих очертаниях во многом неясной.

Буржуазных критиков и литературоведов отталкивает демократизм творчества Томсона. Для большинства из них он, прежде всего, - поэт-"пессимист". Томсона пытаются представить духовным сподвижником Шопенгауэра, выразителем идей его философии, стремятся связать его творчество с позднейшей литературой экзистенциализма, представить его духовным отцом современного модернизма.

Не претендуя на оригинальность методологии, целая группа исследователей пытается найти истоки идейно-художественного своеобразия поэзии Томсона в фактах биографии поэта, связывая мотивы и темы его произведений, например, с меланхолическим складом характера, религиозностью, унаследованными поэтом, якобы, от матери /328:148/. Общим местом в исследованиях о Томсоне стала констатация прямой зависимости трагических мотивов его поэзии от факта безвременной смерти юной возлюбленной поэта Матильды Уэллер /330:15-22/.

Подобная методология может довести исследователя и до курьеза. Обширный труд Дж.Маркс, в оглавлении которого стоят имена Э.По, Т.де Квинси, Ш.Бодлера, Дж.Томсона, посвящен не проблемам их творчества, но определению характера влияния на них наркотиков и алкоголя. Подменив литературоведческий анализ наркологическим, исследовательница так, например, определяет суть центрального образа поэмы Томсона "Город Страшной Ночи": "Для Томсона всегда "реальной ночью" был алкоголизм, а не употребление опиума" /300:122/.

Более основательны, на наш взгляд, исследования, в которых творчество Дж.Томсона связывается с философскими, религиозными, этическими и эстетическими теориями, господствовавшими в Англии XIX века. Правда, представляя те или иные аспекты творчества поэта результатом "движения идей", а не поэтическим осмыслением противоречий общественной жизни, такие исследователи, как К.Байрон, модернизируют идеи и образы его поэзии, делая его, например, предтечей экзистенциализма в литературе, прямым предшественником модернистской литературы XX века /324:9/.

Ряд работ, посвященных творчеству Дж.Томсона, связывают его проблематику с господствовавшими в Англии второй половины века социал-дарвинистскими теориями. Именно их влиянием зачастую объясняют "пессимистические", трагические мотивы творчества Томсона и его современников. Авторы подобного рода работ обычно не поднимаются над уровнем философского мышления, свойственным буржуазным социологам XIX века. Так, вслед за "викторианцами" отождествляя прогресс социальный и О прогресс биологический, Р.Форсит полагает, что именно теория Дарвина, воспринятая Томсоном, породила социальный и исторический "пессимизм" поэта. Эволюционная наука, полагает исследователь, вступив в конфликт с религиозными воззрениями Томсона, оставила на его долю лишь "наблюдение за естественным порядком вещей, лишенным очевидной цели" /328:136/. От исследователя явно скрыто то, что было ясно поэту - истоки трагедии человека не в неразумном устройстве вселенной, но в несправедливости социальных отношений, царящих в мире.

Работы же собственно литературоведческого характера, посвященные Дж.Томсону, страдают известным эмпиризмом. Исследователи творческих связей Дж.Томсона и Леопарди /325/, Дж.Томсона и Г.Гейне /323/ пафос своих работ ограничивают изучением тематических, образных, текстовых заимствований и аналогий.

Подобная методика характерна и для работ, в которых делается попытка связать творчество Томсона с традициями поэзии английского романтизма /329/. Самоограничение проблемой идейно-эмоциональных аналогий и тематического заимствования существенно искажает картину воздействия наследия революционного романтизма на Томсона и его современников. Так, Р.Дерксен полагает, что и М.Арнольд и Дж.Томсон "глубоко интересовались Шелли, но их энтузиазм был возбужден единственно его эстетическим символизмом и поэтической техникой" /268:150/. ^акт широчайшего идейного и творческого воздействия Шелли на Томсона, проблема переосмысления наследия революционного романтика в поэзии автора "Города Страшной Ночи" остались за пределами исследования.

Поиски аналогий и "проходных" образов плодотворны только в том случае, если сравнительный анализ подкреплен типологическим, если та или иная сторона произведения, подвергнутого анализу, не вычленяется как самостоятельная и автономная из всего многообразия его связей и взаимодействий.

Попытки типологического осмысления одного из важнейших для англоязычной поэзии второй половины XIX - начала XX века образов - образа "бесплодной земли", предпринятые К.Далем, удачны во многом именно потому, что в основу своего анализа исследователь положил идею взаимозависимости художественной формы и содержания, которая определяет пафос работы. Сравнивая образ "бесплодной земли" в поэме Т.С.Элиота с аналогичными образами в творчестве Р.Браунинга и Дж.Томсона, исследователь ставит поэтические особенности творчества "виктори-анцев" и Т.С.Элиота в прямую зависимость от их мировоззрения и творческого метода. Возвышенно-героический характер поэзии Браунинга и Томсона прямо связан с гуманистической устремленностью их искусства: "Бесплодная земля викторианцев скорее социальна, чем индивидуальна" /326:343/, - пишет исследователь. Модернистский субъективизм Т.С.Элиота лишает судьбу его героя пафоса высокой трагедии.

Эклектизм методологии, недифференцированный подход к идейно-художественному содержанию литературы определил, как мы показали, неясность в решении принципиально важного для анализа творчества Дк.Томсона круга вопросов, связанных с определением истоков и характера мировоззрения поэта, форм его воплощения в художественных произведениях. Методологическое несовершенство работ большинства западных исследователей, обращавшихся к творчеству Дж.Томсона, вызвало и терминологическую путаницу в их литературно-теоретических построениях, в частности - нерасчлененность строго философской, этической и эстетической терминологии. Так, широко используемый в этих трудах термин "пессимизм", в большей степени применимый к определению явлений этических, был перенесен в сферу эстетических категорий, что существенно затрудняет верное прочтение поэзии Дж.Томсона.

Существенным шагом в освоении и раскрытии специфики творческого наследия Дж.Томсона явился опыт социалистической критики Англии. Одним из первых биографов и исследователей поэзии автора "Города Страшной Ночи" был Г.Солт, автор известной книги о творчестве П.Шелли. Обращение английской социалистической критики к творчеству Томсона, как и к поэзии "гениального пророка" социализма, было далеко не случайным. Социалистическая поэзия и критика видела в лице Шелли и Томсона своих прямых предшественников, связывая генезис социалистического искусства с искусством революционных романтиков и их последователей.

Феномен поэзии Томсона, ее художественный метод и стиль

Г.Солт справедливо связывает с демократическими воззрениями поэта, на протяжении всей своей жизни "симпатизировавшего целям народным" /334:148/. Солт видит в Томсоне прежде всего политического мыслителя и поэта-демократа, отвергающего все, что препятстсвует истинно гуманному, демократическому устройству жизни /334:148/. Очевидны для критика и истоки противоречий поэтического творчества Дж.Томсона, которые глубоко коренятся в условиях и особенностях развития демократического движения в Англии 50-х-80-х годов XIX века /334:147/.

Книга Г.Солта, органично сочетающая внимание к личности поэта, к особенностям его мировоззрения, художественного метода и стиля с решением наиболее общих проблем прогрессивной культуры Англии, стала отправной точкой многих исследований творчества Томсона, в том числе и советских.

Русский читатель познакомился с творчеством Томсона в 1907 году /224/. С тех пор появились лишь отдельные статьи, главы и упоминания о Томсоне в исследованиях и пособиях по истории английской литературы, отдельные переводы в антологиях.

Исследования о творчестве Дж.Томсона, вышедшие на русском языке, в силу своей фрагментарности и неполноты не могут дать исчерпывающего представления об английском поэте. Вместе с тем, они определяют важнейшие направления исследования, его методологию.

Так, верно определяет социальные истоки поэзии Дж.Томсона М.В.Урнов: Томсон, как и Гарди, выражал "настроения трудовой бедноты, слабо или вовсе не связанной с организованным рабочим и социалистическим движением, .не только их сильные стороны, в том числе способность к протесту, но и слабые -склонность к отчаянию" /226:244/.

Собственно же художественная специфика выражения этих настроений остается за пределами исследования.

Частично она раскрыта И.М.Катарским, связывающим поэму Дж.Томсона "Город Страшной Ночи" с традицией романтической философской поэмы. Следуя этой традиции, полагает исследователь, Томсон создает произведение, "где в символических образах с предельной полнотой выражен взгляд поэта на мир" /225:39/.

С традициями байроновских мистерий связывает главную поэму Томсона и М.Гутнер /222:454/.

Проблема же развития и переосмысления в творчестве Томсона романтических традиций, однако, в указанных работах даже не поставлена.

Она по-своему интересно намечается и решается в очерке эстетических взглядов и творчества Томсона, написанном Л.М.Ариншт ейном /223/.

Автор справедливо стремится преодолеть сложившееся в советском литературоведении 30-х-40-х годов представление об английской искусстве второй половины века как о духовной родине формализма и декаданса. Ему удается показать, что и в сложный для развития английской поэзии период, который долгое время принято было называть периодом упадка, прогрессивные общественно-политические тенденции, завещанные XIX веку Свифтом и романтиками, продолжали развиваться в творчестве Браунингов, М.Арнольда, Ч.Суинберна, Дж.Томсона.

Интересными и важными представляются наблюдения автора над эволюцией творческого метода в поэзии Томсона, для которого обращение "к исторически конкретной социальной тематике" .было средством "преодолеть абстрактность, декларативность и подражательность, характерные для "Гибели Града" /203:132/,

- 12 одного из ранних, романтических произведений поэта.

Однако, самоограничение проблемой отражения общественно-политической проблематики в творчестве Томсона, обращение к КРУГУ произведений, в которых политические взгляды поэта выражены в прямой форме, заставляет автора искусственно разорвать общественно-политическое и философско-этическое содержание поэзии Томсона, в результате чего за пределами исследования осталось его самое значительное произведение - философско-символическая поэма "Город Страшной Ночи". Анализ этой поэмы показал бы более сложный и органичный процесс переосмысления идей революционных романтиков и их эстетики в творчестве Томсона. Автор же, говоря об эстетических воззрениях поэта, вынужден скорее ограничиться перечислением его литературных симпатий и антипатий, а не анализом эстетики /223:108-128/.

Стремясь защитить Дк.Томсона от обвинений в "пессимизме", автор определяет направление идейно-философской эволюции поэта как процесс преодоления к 80-м годам "пессимистических" настроений: "характерной чертой всех без исключения произведений, созданных поэтом после 1880 года, является жизнеутверждающий оптимистический тон" /223:161-162/. Однако, именно в 1882 года были написаны наиболее трагические по пафосу произведения поэта - "Бессонница", "Поэт и Муза".

Исследователю не удается снять вопрос о т.наз. "викторианском пессимизме", как не удается это сделать и другим советским исследователям, обращающимся к творчеству Дк.Томсона и его современников. Вместе с тем, вопрос этот требует настоя-V, тельного решения. Оно прояснит-важнейшие идейные истоки поэзии Дж.Томсона, характер его связей как с предшествующей литературной традицией, так и с творчеством поэтов последующих поколений, особенности поэтики и стиля его произведений.

- 13

Данным вопросам посвящены соответствующие главы настоящего исследования.

В первой главе "Джеймс Томсон. Очерк творчества" /Проблемы жанра и стиля/ будет раскрыт характер мировоззрения поэта в связи с общей картиной духовной жизни Англии второй половины XIX века, с проблемами английского демократического движения. Будут вскрыты истоки мироощущения поэта и формы выражения его в поэтических произведениях. Главной проблемой первой главы является проблема эволюции мировоззрения и творческого метода поэта, проявившейся в смене жанровых и стилевых форм его стихотворений и поэм, в изменении их тематики и идейной направленности. Проблема эволюции в первой главе решается с учетом воздействия на Томсона революционно-романтической поэзии начала века^ в контексте современной ему литературной жизни. Будет показано, что в своей мировоззренческой эволюции Томсон близко подходил к идеям, которые впоследствии легли в основу проблематики социалистической поэзии 80-х-90-х годов, а как художник, пришел в своем зрелом творчестве к реалистическим принципам художественного исследования действительности.

Вторая глава - "Поэма "Город Страшной Ночи" /Проблема метода и поэтики/ - впервые в советском литературоведении раскрывает идейно-художественное своеобразие главного поэтического произведения Томсона. Проблема метода и поэтики решается в широком конктексте литературных связей, охватывающем как XIX, так и XX век. Это позволяет рассмотреть некоторые общие закономерности литературного процесса Англии данного периода.

В "Заключении" подводятся итоги исследования, делаются соответствующие выводы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дж.Томсон начинает свою поэтическую и литературно-критическую деятельность как искренний почитатель и последователь поэтов революционного романтизма. Социально-философская и философско-нравственная проблематика раннего творчества Томсона подчинена задачам обличения правящих классов буржуазно-аристократической Англии /"Гибель Града"/, показа нравственной деградации ее верхушки /"Подсказанное "Стансами к Гранд Шартрез"/; в его первых поэтических произведениях воссоздается стихия лирического, субъективного отношения к миру, свойственная романтической поэзии /"Нашим Дамам Смерти"V "Mater Tenebrarum " /; поэтика раннего творчества Томсона следует романтическим моделям.

Однако уже в 60-е годы поэт осознает недостаточность современного ему романтического искусства. Позднеромантичес-кая /Вордсворт/ и эпигонская /Теннисон/ поэзия вызывает многочисленные критические высказывания поэта. Поэзия Томсона 60-х годов, стремящаяся к преодолению кризиса романтического миропонимания, демонстрирует существенные черты, сближающие ее с реалистическим искусством.

Тенденция к объективно-реалистическому исследованию законов бытия, наметившаяся в поэзии Томсона в 60-е годы и ставшая определяющей в последующие периоды творческой деятельности поэта, существенно видоизменяют художественный мир его произведений - их жанровую.природу, характер образности, стиля, характер и формы воссоздания поэтического идеала.

Социально-философская проблематика, свойственная поэзии

революционного романтизма, в творчестве Томсона в 60-е -70-е годы сочетается с реалистическим анализом социальных проблем "викторианской" Англии.

Вместе с тем, полемизируя с романтизмом, Томсон творчески воспринял важнейшие стороны революционно-романтического искусства - его демократизм, философскую насыщенность, страстный лирический пафос. Сочетая свойственное реализму стремление к анализу социально-исторической проблематики с ее глубоко лирическим осмыслением, используя в своем творчестве черты как романтической, так и реалистической поэтики, Томсон создает произведения, в которых решение социальных проблем Англии второй половины XIX века поднимается до уровня высоких философских обобщений.

Как поэт>-демократ, поэт-реалист, Томсон новаторски разрабатывает важнейшую для европейской поэзии Х1Х-ХХ веков урбанистическую тему. Ставший для поэта символом буржуазного мира, враждебного лучшим, гуманистическим свойствам человека, образ Лондона в поэзии Томсона предвосхищает развитие урбанистических мотивов в творчестве Э.Верхарна, Т.С.Элиота, других урбанистов XX века.

С демократическими воззрениями поэта связан и характер трактовки главного героя поэзии Томсона.

Исследуя жизнь, поэт в ее недрах находит явления и силы, способные противостоять миру буржуазных отношений. Они связаны,.прежде всего, с его героем, бедняком-лондонцем, для которого ум и честь, милосердие и совесть, любовь и сострадание - не пустые слова. Эти качества составляют реальную духовную основу его жизни, и они тем более близки поэту, что его герой сознает враждебность мира буржуазных отношений, его бездуховность и жестокость. Но герой Томсона. зна-

чительно превосходит буржуа по своим жизненным, духовным возможностям; в битве жизни моральная и эстетическая победа остается за ним. И в этом Томсон следует гуманистическим традициям английской литературы, традициям Р.Бернса, ревоюционных романтиков и поэтов-чартистов. В этом он -прямой предшественник социалистической поэзии 80-х-90-х годов.

Поэтическое своеобразие творчества Томсона во многом определялось трагизмом его мироощущения. Поэту не свойственен исторический оптимизм революционных романтиков - Англия второй половины XIX века не давала поводов для оптимистических воззрений. Но не свойственен поэту и пессимизм, сопряженный с резиньяцией перед лицом враждебного мира. Трагическое, героическое мироощущение Томсона пронизано болью за человека, живущего в антигуманных обстоятельствах, состраданием и сочувствием к его трагедии, и в этом Томсон следует одной из наиболее глубоких в английской литературе, шекспировской традиции.

Ромен Роллан в своих знаменитых очерках о Шекспире прямо связывает трагическое миропонимание Шекспира с его гуманистическими воззрениями: "В трагической ночи, в которой шествует мрачная истина, остается одна звезда, один слабый проблеск - Милосердие" /195-346/. "Милосердие", иными словами, гуманизм Шекспира, полагает писатель, объединяет всех людей, независимо от их общественного положения, перед общей трагедией существования в сословном обществе, оно "как бы служит мостом, переброшенным через ров, разделяющий и отдельных людей и классы. Оно соединяет руки богатых и бедных, хозяев и слуг" /195:229/. Гуманизм Шекспира лишен ясной социальной определенности, он абстрактен. Но великий

драматург был способен интуитивно уловить реальные истоки трагедии человека в мире социального зла, и в этой соотнесенности истории и гуманизма - величайшее достижение его искусства, стоящего на реалистических позициях. Трагическое миропонимание Шекспира-реалиста не искажает облик мира в его произведениях, "чрезмерный пессимизм этот передает лишь представление о мире, как он отражается в душах, потрясенных чрезмерными страданиями. Не желая обобщать этот пессимизм, Шекспир оправдывает его в отношении несчастных, и никто не имеет права высказывать суждение о жизни и о человеке, не выслушав и не взвесив этих страшных свидетельств горя с орлиными глазами" /195:229/.

Это "горе с орлиными глазами" - трагическое мироощущение, сочетаемое с представлением о высоком достоинстве и предназначении человека, составляющее основу шекспировского гуманизма, - определяет и гуманистический пафос поэзии Томсона. Как и Шекспир, Томсон в лучших своих социально-философских произведениях исследует социальные истоки трагедии человека в собственническом мире, стремится к их реалистическому раскрытию.

Типологические связи поэзии Томсона охватывают, таким образом, широчайший круг литературных явлений прошлого и настоящего. Открывая новые пути демократической и реалистической поэзии XIX и XX веков, творчество Томсона становится частью духовной культуры современности.

 

Список научной литературыМиловидов, Виктор Александрович, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1.Е г о р о в а Л.П. К вопросу о романтическом типе творчества,- В кн.: Некоторые методологические и теоретические проблемы изучения литературы. Ставрополь, 1971, с.3-42.

2. Е листратова A.A. Роберт Берне. М.: Гослитиздат, 1957, 159с.

3. Е листратова A.A. Байрон. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956, 264с.

4. Е листратова A.A. К проблеме взаимоотношения реализма и романтизма.- Вопросы литературы, 1957, №6.

5. Е листратова A.A. Наследие английского романтизма и современность. М.: Изд-во Акад. наук СССР, i960, 505с.

6. Е листратова A.A. Поэмы и лирика Кольриджа.- В кн.: Кольридж С.Т. Стихи. М.: Наука, 1974, с. 203-245.

7. Ж ирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975, 664с.

8. Ж ирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977, 407с.

9. Ж ирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л.: Наука, 1978, 423с.1303 асурский Я.Н. Американская литература XX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966, 440с.1313 атонский Д. Что такое модернизм.- В кн.: Кон-текст-1974. М.: Наука, 1975, с. 135-167.

10. И в а ш е в а В.В. Творчество Диккенса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954, 472с.

11. И в а ш е в а В.В. Теккерей сатирик. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958, 304с.

12. И в а ш е в а В.В. Английский роман XIX века в его современном звучании. М.: Худож. литература, 1974, 460с.

13. И о н к и с Г.Э. Английская поэзия XX века : I9I7-I945. М.: Высшая школа, 1980, 200с.

14. И о н к и с Г.Э. Английская поэзия 1910-1930-х годов : Автореф. дис. . докт. филол. наук. М,, 198I, 32с.

15. И о н к и с Г.Э. Английская поэзия XX века :1917-1945. М.: Высшая школа, 1980, 200с.

16. История английской литературы : В 3-х т.,/ред. коллегия И.И.Анисимов и др./, т.З, М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958, 732с.

17. История зарубежной литературы ХТ'Х века: ч.2, М.: Изд-во МГУ, 1983, 544с.

18. История зарубежной литературы XIX века. М.: Просвещение, 1982, 320с.

19. История зарубежной литературы конца XIX начала XX века /под ред. Л.Г.Андреева/ : изд. 2-е, М.: Высшая школа, 1978, 472с.

20. К арбанова И.Ю. Тема рабочего класса в произведениях Диккенса.- Уч. зап./Латв. ун-т, филол. науки, 1968,т.89.

21. К арельский А. Повесть романтической души.- В кн.: Немецкая романтическая повесть. М., 1977, с.5-39.

22. К атарский И.М. Диккенс. М,: Гослитиздат, 1960, 272с.

23. К атарский И.М. Диккенс в России. М,: Наука, 1966, 428с.

24. К атарский И.М. Восточные мотивы в английской литературе XIX века.- Народы Азии и Африки, 1974, №3, с.95-107.

25. К л и м е н к о Е.И. Язык и стиль Шелли,- Уч. зап./пед. ин-т им. А.Н.Герцена, т.У1П, кафедра всеобщей литературы. Л., 1937.

26. К лименко Е.И. Стилистическая, реформа Вордсворта и Кольриджа.- Уч. зап./ I ин-т иностр. языков, т.1, Л., 1939.

27. К лименко Е.И. Проблемы стиля в английской литературе первой трети XIX века. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959, 302с.150 .К лименко Е.И. Байрон. Язык и стиль. М.: Изд-во литературы на иностр. языках, 1960, 112с.

28. К лименко Е.И. Иносказательный смысл моря в поэзии Байрона.- Вест. ЛГУ, 1963, №8, серия "история, литер., язык.", вып. 2, с.164-167.

29. Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1967, 228с.

30. K лименко Е.И. Традиция и- новаторство в английской литературе. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1961, 192с.

31. К лименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1971, 144с.

32. К о д у э л л К. Иллюзия и действительность. М.: Прогресс, 1969, 365с.

33. К олесников Б.И. Роберт Берне. М. : Просвещение, 1967, 239с.

34. К олесников Б. И. Революционная эстетика П.Б.Шелли. М.: Высшая школа, 1963, 114 с.

35. К очеткова И.К. Поэзия Т.С.Элиота.- Вестн. МГУ, филология, 1967, М, с. 15-28.

36. К у р г и н я н М.С. Джордж Байрон. М. : Гослитиздат, 1958, 216с.

37. К у р г и н я н М.С. Трагическое и его роль в познании нового /Из истории западноевропейскойедрамы и романа/.- В кн.: Литературу и новый человек. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963, с.309-370.

38. Л а д ы г и н М.Б. Романтический роман. М. : МГПИ, 1981, 140с.

39. Л а з а р е в а М.А. Трагическое в литературе. М.: Изд-во МГУ, 1983, 119с.

40. Л е о п а р д и Дж. Стихотворения. M., 1893, 93с.

41. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, 636с.

42. Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934, 336с.

43. Л осев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976, 367с.

44. Л уначарский A.B. Собрание статей : В 8-ми т.: Литературоведение. Критика. Эстетика. М.: Худож. литература, т.6, 1965, 639с.

45. Л уначарский A.B. и Ш ю р Р. Диккенс. М.-Л.:Гослитиздат, 1931, 30с.

46. Л юбарская Л.А. Вилфрид Скоуэн Блант. Л.: Наука, 1969, 395с.

47. Карл Маркс и актуальные вопросы эстетики и литературоведения : Сб. статей /ред. коллегия А.Л.Дымшиц и др./, М.: Наука, 1969, 256с.

48. М алкина Л.Г. Восток в английской литературе XIX века.- Вост. филология, 1976, вып.4, с.149-164.

49. М елетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976, 407с.

50. М ихальская Н.П. Чарльз Диккенс. М.: Учпедгиз, 1959, 195с.

51. М ихальская Н.П. и Аникин Г.В. Английский роман XX века. М.: Высшая школа, 1982, 192с.

52. М о р т о н А.Л. Английская утопия. М.: Изд-во иностр. литературы, 1956, 278с.

53. М о р т о н А.Л. От Мэлори до Элиота. М.: Прогресс, 1970, 256с.

54. М от ы лева Т.Л. Достояние современного реализма. М.: Сов. писатель, 1973, 438с.

55. Н аливайко Д. Романтизм как эстетическая система.-Вопросы литературы, 1982, №11, с.156-194.

56. Н екрасова Е.А. Творчество В.Блейка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962, 182с.

57. Н еупокоева И.Г. Творчество П.Б.Шелли. М. ,1956.

58. Н еупокоева И.Г. Революционный романтизм П.Б. Шелли. М.: Гослитиздат, 471с.

59. Н еупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. М.: Наука, 1971, 520с.

60. Н еупокоева И.Г. История всемирной литературы : Проблема системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976, 359с.

61. Н иколюкин А.Н. Массовая поэзия в Англии концаХУШ начала XIX веков. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961, 275с.

62. H иколгокин A.H. Наследие чартистской литературы и современность. В кн.: Генезис социалистического реализма в литературах стран Запада. M.: 1965, с.28-45.

63. H иколюкин А.Н. Байрон, Шелли и современная им английская массовая поэзия.- Изв. Акад. наук СССР, отделение литер, и язык., т.16, вып.4, 1957, с.311-323.

64. H иколюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука. 1968, 411с.

65. H о в а л и с. Генрих фон Офтердинген.- В кн.: Избранная проза немецких романтиков : В 2-х т., т.1, М.: Худож. литератур ра, 1979, 397с.1890 р л о в С.А. Исторический роман В.Скотта. Горький : Горьк. ун-т, i960, 480с.

66. П и р с о н X. Диккенс. М.: Молодая гвардия, 1963, 511с.

67. П оспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978, 315с.

68. П оспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1983, 336с.

69. Проблемы эстетики и творчества романтиков.- Межвуз. темат. сб./Калинин, гос. ун-т, Калинин : КГУ, 1982, 185с.

70. Р е и з о в Б.Г. Творчество В.Скотта. М.-Л.: Худож. литература, 1965, 498с.

71. Р о л л а н Р. Собр. соч.: В 14 т., т.14, М.: Гослитиздат, 1958, 832с.

72. Р о м м A.C. Романтизм, реализм и Вальтер Скотт.-'Вопросы литературы, 1961, ÄB.

73. Русский романтизм : Сб. статей. М.: Высшая школа, 1974, 359с.

74. С и л ь м а н Т. Диккенс. М.: Гослитиздат, 1958, 407с.

75. Теория литературы : Основные проблемы в историческом освещении : В 3-х кн.,/ред. коллегия : Абрамович Г.Л. и др./. М.: Наука, кн.2, 1964, 486с.; кн.З, 1965, 504с.

76. Т ерт е р я н И. Романтизм как целостное явление.- Вопросы литературы, 1983, №4, с.151-181.

77. Т и м о ф е е в Л.И. Проблемы теории литературы. М.: Учпедгиз, 1955, 302с.

78. У р н о в М.В. Томас Гарди. М.: Худож. литература, 1969, 150с.

79. У р н о в М.В. На рубеже веков. М.: Наука, 1970, 432с.

80. У эллек Р. и Уоррен 0. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978, 325с.

81. Ф е д о р о в A.A. Томас Манн. Время шедевров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 198I, 335с.

82. Ф оке Р. Роман и народ. М.: Гослитиздат, i960, 247с.208.$ ридлендер Г.М. Карл Маркс и Фридрих Энгельс и вопросы литературы : Изд. 2-е, М.: Худож. литература, 1968, 606с.

83. Х рапченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1975, 407с.

84. X рапченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек.- Собр. соч. в 4-х т., т.4, М.: Худож. литература, 1982, 476с.

85. X р у л е в В.И. Проблема романтизма /в литературе/ в свете ленинской теории отражения.- Вестн. Моск. ун-та, серияЮ, филология, 1970, М, с. 16-28.

86. Ш е л л и П.Б. Письма, статьи, фрагменты. М.: Наука,1972, 534с.

87. Ш е л л и П.Б. Триумф жизни. М.: Мысль, 1982 , 256с.

88. Ш е т е р И. Романтизм : Предыстория и периодизация.-В кн.: Европейский романтизм : Сб. статей, М.: Наука, 1973, с.51-90.

89. Ш и л л е р Ф.П. Очерки по истории чартистской поэзии. М.-Л.: Гослитиздат, 1933, 173с.

90. Ш о х и н К.В. 0 трагическом герое и комическом персонаже. М.: 1972, 56с.

91. Щ е р б и н а В.Р. Ленин и вопросы литературы. М.: Наука, 1961, 607с.

92. Щ е р б и н а В.Р. Проблемы литературоведения в свете наследия В.И.Ленина. М.: Наука, 1971, 343с.

93. Э л и о т Т.С. Бесплодная земля. М.: Прогресс, 1971, 188с.

94. Э л ь с б е р г *Я.Е. Трагическое и комическое.- В кн.: Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Госполитиздат, 1961, с.445-461.

95. Фридрих Энгельс и вопросы литературы : Сб. статей, М.: Наука, 1971, 343с.

96. Критические работы о Дж.Томсоне на русском языке.

97. Г у т н е р М. Предисловие и комментарий.- В кн.: Антология новой английской поэзии. Л.: Гослитиздат, 1937, с.10, 423.

98. А ринштейн Л.М. Ре(волюционно-демократическая поэзия Джеймса Томсона. Джеймс Томсон : Эстетические взгляды.В кн.: Прогрессивные общественно-политические тенденции в английской поэзии 50-70-х гг XIX века. М.: Росвузиздат, с.108-172.

99. Д и о н е о. Лауреат пессимизма.- Русское богатство, 1907, №6.

100. К атарский И.М. В кн.: История английской литературы : В 3-х т., М.: Изд-во Акад. наук СССР, т.З, 1958, с.3-40.

101. У р нов М.В. В кн.: На рубеже веков. М.: Наука, 1970, с.242-244.

102. У р н о в М.В. В кн.: История зарубежной литературы. М.: Высшая школа, 1978, с.328-329.

103. Источники. Произведения Джеймса Томсона на русском языке.

104. Т о м с о н Дж. Город Страшной Ночи.- В кн.: Антология новой английской поэзии. Л.: Гослитиздат, 1937, с.123-129.

105. Источники. Произведения Джеймса Томсона на английском языке.- 177

106. T homson J« Poems of James Thomson (B.V.). New York : Holt, 1927, 251p.230.0? h о m s о n J. "The City Of Dreadful Night" and Other Poems /with a preface by H.S.Salt/. London s Watts, 1932, 11Op.

107. T h 0 m s о n J. Biographical and Critical Studies. London : Reeves and Turner, 1896, 483p»

108. T homson J. The Poetical Works of James Thomson : In 2 vols., London, Reeves and Turner, vol. 2, 1895, 446p.

109. T homson J. The Speedy Extinction of Evil and Misery i Selected Prose of James Thomson, ^niv. of California press, 19671 353p

110. T homson J. Poems and Some Letters of James Thomson /ed. A. Ridler/. Carbondale : Southern Illinois Univ. press, 1963, 278p.

111. Общие работы и художественные тексты на иностранных языках.235«A b r a m s M. The Mirror and the Lamp : Romantic Theory and the Critical Tradition» New York : Oxford Univ. press, 1953, 406p.

112. A b r a m s M. English Romantic Poets : Modem Essays in Criticism. New York : Oxford Univ. press, 1960 , 384p.

113. A d a i r P. The Walking Dream : A Study of Coleridge's Poetry. London : Arnold, 1967, 247p.

114. A n n a n N. The Strands of Unbelief,- Ideas and Beliefs of the Victorians : A Historic Revaluation of the Victorian Age. London, 194-9, p.150-156.

115. A r n o 1 d M. Poetry and Prose. Cambridge (Mass.) : Harvard Univ. press, 1970, 800p.

116. A r n s t jb i n W. The Bradlaugh Case.- Ins Journal of the History of Ideas, April, 1957, p.251-269.

117. A usubel H. In Hard Times : Reformers Among the Victorians. Columbia Univ. press, 1960, 403p.

118. B a b b i t I. Rousseau and Romanticism. New York sNoonday press, 1955» 324p»

119. B a i 1 e y J» Thomas Hardy and the Cosmic Mind. Chapel Hill : Univ. of North Carolina press, 1956, 223p.

120. B a t h o E. and D e b r e e B. The Victorians and After. London : Cresset press, 1950f 360p,

121. B a u g h A, A Literary History of England. London : Routledge and Kegan Paul, 1967» 1796p»2£6»B each J» A Romantic View of Poetry» Minneapolis : Univ. of Minnesota press, 1944, 133P»

122. B o w r a C» Heroic Poetry. London : Macmillan, 1952, 589p.

123. B rantlinger P. The Spirit of Reform : British Literature and Politics s 1832-1867. Cambridge (Mass.) -London : Harvard Univ. press, 1977» 239p.

124. B r i n t o n Cr. The Political Ideas of English Romanticism. New York : Russel and Russel, 1962, 242p.

125. British Victorian Literature s Recent Revaluations. New York Univ. press London Univ. press, 1969» 506p.251 .B rowning R# Poetical Works : 1833-1864. London s Oxford Univ. press, 1970, 952p.

126. B u c k 1 e y J. Victorianism»- Ins Victorian Literature: Modern Essays in Criticism. New York, 1976} p»3-6.253»B uckley J. Tennysson : The Grouth of a Poet. Cambridge (Mass,) : Harvard Univ. press, 1960, 298p.

127. B uckley J. The Triumph of Time : A study of the Victorian Concepts of Time, History, Progress, and Decadance. Cambridge (Mass.) : Belknap press of Harvard Univ. press, 1966, 187P.255»B y r o n G. Selections from Byron. Moscow s Progress, 1979, 250p.

128. C hachravarty A. The Dynasts and the Postwar Age in Poetry. London-Oxford, 1938, 174p.

129. C h a p m a n R» The Victorian Debate : English Literature and Society : 1832-1901. London s Weidenfield and Nicolson,1968, 377p.- 179 2580 lough A. The ^oems of A.H.Clough. Oxford : Clarendon press, 1974, 822p.

130. C o 1 e G. Chartist Portraits* New York : Macmillan, 1965, 377p.

131. C unlife J. Literature During the Last Half-Century: 2-d ed. rev., New York : Macmillan, 1928, 357p*

132. D a i c h e s D. The Critical History of English Literature : In 4 vols, 2-d ed., London : Seeker and Warburg, 1972, vol.4, p.856-1211.

133. D avidson J. The Poems of J. Davidson : In 2 vols, Edinbourgh London : Scottish association press, vol.1, 1973» 292p., vol.2, 1973, p.293-551.267 .D rinkwater J. The Pilgrims of Eternity* New York: Kennikat press, 1969, 408p.

134. D uerksen R. Shellean Ideas in Victorian Literature. The Hague, 1966, 240p.

135. E 1 i o t T.S. Essays Ancient and Modern. London : Faber and Faber, 1936, 190p.

136. E 1 i 0 t T.S. Collected Poems. New York : Harcourt, Brace and Co, 1936, 220p.

137. Eliot T.S. Collected Poems. London : Faber, 1963, 240p.

138. E 1 1 e d g e W. Byron and the Dynamics of Metaphor. Nashvill; Vanderbilt Univ. press, 1968, 155P*

139. English Poetry in Transition : 1880-1920 s An Antology of English Poetry from 1880 1920. Nejr York : Pegasus, 1968} 446p.

140. E v ans B. English Poetry in The Later Nineteenth Century. London : Methuen, 1933» 404p.

141. E vans B. Thadition and Romanticism. London : Archon Books, 1964, 213p.

142. E vans B. English Literature : Values and Traditions. London, 1962, 96p.

143. F a v e r t y P. The Victorian Poets : A Guide in Research. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1956, 292p.

144. F o a k e s R. The Romantic Assertion. Yale Univ. press, 1958, 179p«279«F rye N. Romanticism Reconsidered. New York : Columbia Univ. press, 1964, 144p.

145. G aunt W. Arrows of Desire : A Study of William Blake and His Romantic World. London : Museum press, 1956, 144p.

146. G leckner R. Byron and the Ruins of Paradise. Baltimore : John Hopkins press, 1967, 365p.

147. H a r d y T. Poems of T. Hardy : A New Selection. London: Basingstroke : Macmillan, 1977» 368p.

148. H a r d y P. The Later Years of Thomas Hardy. London : Macmillan, 1930, 286p.

149. H earn L. Interpretations of Literature : In 2 vols, New York-Port Washington : Kennikat press, 1965» 785p.

150. H eath-Stubbs J. The Darkling Plain : A Study of the Late Fortunes of Romanticism in English Poetry from George Darley to W.B.Yeats. London : Eyre and Spottis Woode, 1950, 221p.

151. H eine H. Ausgewählte Werke : In 2 Bänden. Moskau : Verlag für Fremdsprachige Literatur, 1951, B.1, 576S., B.2, 364S.

152. H enderson P. ^ennysson : Poet and Prophet. London, Henley : Routledg® and Kegan Paul, 1978, 225p.

153. H o u g h G. The Last Romantics. London : Methuen, 1961,284p.

154. H o u s m a n A. The Collected Poems of A.E.Housman. tondon s Cape, 1944, 256p.

155. J a c k A. Shelley : An Essay. New York London : Kennikat press, 1970, 127p.291 .J a m e s D. Scepticism and Poetry. New York : Barnes and Noble, 1960, 274p.

156. H oughton W. and Strange G. Victorian poetry and Politics. Boston; Houghton, Mifflin Co, 1968, 915p*

157. K eats J. The Poetical Works of John Keats. London s Frederic Warne and Co, 452p.

158. K eats J. The Life and Letters of John Keats. Ed. B.M.M. Houghton. London Toronto : Dent, New York : Dutton, 231p.

159. K u r t z B. The Pursuit of Death. New York s Octagon Books, 1970, 339p«

160. L e a v i s F. Revaluation : Tradition and Development in English Poetry. Harmondsworth (Middl.) ; Penguin Books, 1964, 223p.

161. L e a v i s F. The Great Tradition. London : Chatto and Windus, 1948, 266p.

162. L i n d s a y J. William Blake s His Life and Work. London : Constable, 1978, 334p.

163. L u c a s F. Ten Victorian Poets. Cambridge : The Univ. press, 1940, 199p.

164. M a r k s J. Genius and Disaster. New York : Adelphi, 1926, 193p.

165. McNiece G. Shelley and the Revolutionary Idea. Cambridge (Mass.) : Harvard Univ. press, 1969, 303 p.

166. M orris W. On Art and Socialism. London : Lehman, 1947, 335p.

167. M orris W. Letters of W.Morris to His Family and Friends. London : Longmans, Green and Co, 1950, 406p.

168. M o r t o n A.L. The Everlasting Gospel. London : Lawrence and Wishart, 1958, 64p.305 .Р о t t 1 е Р. Shelley and Browning s A Myth and Some ■^acts. New Haven : Archon Books, 1965» 94p.

169. D e Quincey T. The Opium Eater and Other Writings. London s Cassel and Co, 1908, 415p.

170. H e a d H. Phrases of English Poetry. London : Faber-Faber, 194-8, 148р.

171. Romantic Rebels : Essays on Shelley and His Circle. Cambridge (Mass.) Harvard Univ. press, 1973» 320p.309*S aintsbury G. A History of English Prosody; In 3 vols, vol.3» New York : Bussel and Russel, 1961, 562p.

172. Shakespeare W. The Complete Works of W. Shakespeare. London : Soring Books, 1979» 1082p.

173. S h e 1 1 e у P.B. Poetical Works of P.B.Shelley. London: Frederic Warne and Co, 656p.

174. S omervell D. English Thought in the 19th Century. London : Longmans, Green and Co, 1929» 241p.313*Stevenson L. Darwin Among Poets. Chicago, 1932.

175. S t г о n g A. Three Studies in Shelley and an Essay on Nature in Wordsworth and Meredith. Hamden : Archob. Books, 1968, 189p.315*S winburne A.C. The Best of the Swinburne. New York : Nelson, 1937» 435p.

176. Tennysson A. The Poetical Works of A. Tennysson. New York : The American News Co, 448p.

177. T h о m p s о n E. W.Morris i Romantic to Revolutionary. London : Lawrence and Wishart, 1955» 908p.

178. Tillotson G. A View of Victorian Literature. Oxford : Clarendon press, 1978, 396p.319*T ownsend B. John Davidson : Poet of Armageddon. New Haven, 1961.

179. W a 1 к e r H. The Literature of the Victorian Era. Cambridge Univ. press, 1931» 1067p.321 .W ordsworth W. Poems of Wordsworth. London : Mac millan and Co, 1888, 331p.

180. Y о u n g G. Victorian England : Portrait of an Age. New York, 1954, 162p.

181. Критические работы о Дж.Томсоне на иностранных языках.

182. В lack J. James Thomson : His Translation of Heine.-Modern Language Review, XXX1, 1936, p.48-54.

183. В у г о n К. The Pessimism of James Thomson (B.V.) in Relation to His Times. London : Mouton, 1965» 174p.

184. C о t t e n L. Leopardy and "The City of Dreadful Night".- Studies in Philology, XL11, 194-5, p.675-689.

185. D a h 1 С. The Victorian Wasteland.- Colledge English,xvi, 1955, p.341-347.

186. D obeli B. A Memoir.- In: The Poetical Works of James Thomson. London : Reeves and Turner, vol.1, 1895, p.1-15*

187. F о r s y t h R. Evolutionism and Pessimism of James Thomson (B.V.)— Essays in Criticism, XX1, April 1962, p.148-166.

188. H a r p e r G. Blake*s Nebuchadnessar in "The City of Dreadful Night".- Studies in Philology, L, 1953, p.68-80.

189. M e e k e r J. The Life and Poetry of James Thomson (B.V.). Yale Univ. press, 1917, 145p.

190. M ore P. James Thomson (B.V.)The Nation, V, 85, №2217, December 1926, New York, p.583-586.

191. N e w b u r g V. James Thomson.- The Freethinker, November . 25 and December 2, 1934.

192. P eyre H. Les Sources du Pessimisme de Thomson.-Revue Anglo-Americaine, Paris, Décembre 1924 et Février 1925, s.152-156, 217-231.

193. S alt H. The Life of James Thomson (B.V.) London : Watts and Co, 1914, 165p

194. S chaefer W. James Thomson (B.V.) : Beyond "The City". Berkeley Los Angeles : Univ. of California Studies,1965, 208p.

195. S c Ii a e f e r W. The Two Cities of Dreadful Night.-Publications of Modern Language Society of America, LXXV11, December 1962, p.609-616.

196. Y a c h o t C. James Thomson (1834-1882). Paris : Didier, 1964, 508s.

197. W e i s s e 1 J. James Thomson der jüngere, Sein Leben und Seine Werke. Wien und Leipzig, 1906.

198. Z a b e 1 M. James Thomson j Poems.- Poetry, XXX11, July, 1928, p.229-233.