автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Творчество Г.И. Скородумова (1754-1792)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Г.И. Скородумова (1754-1792)"
Г1 и и И
- 5 ДПР 1933
российс-кая Академия, художеств Ордена Трудового Красного 3напеки Институт живописи, скульптуры и архитектуры- им» И.Е.Репша
На правах рукописи
СЕВССТШОВА Гаи яка Аняреевяа
ТВОРЧЕСТВО Г.ГХКОРОЩОВА Г 175^1792)
СпешэлЕИОсть 17.00.0% - изобразите такое искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой-степени кандидата истгуествоведенпя
Санкт-Петербург 1993
Работа выполнена б Ордена Трудового Красного Знамени Институте живописи, скульптуры и архитектуры им, К.Е.Репина Российской Академии худшеств.
Научный руководитель - кандидат искусствоведения Е.Б-Мозговая
Официальные оппоненты - доктор искусстБоведьккя,
профессор А .Г.Верещагина
кандидат искусствоведения Г.Н.Комелова
Ведущая организация - Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
0/1 "
Зенита диссерзавдии состоится ___1993 г.
э_час. на заседании специализированного совета 2 019.01.01
по защлтам диссертаций'иа соискание ученой-степени-доктора наук п ри • 0рзше Трудщшто -Красного Знамени Институте жив оп ис и, скульптуры и архитектура;и*. -И.£.Репийа Российской Академии худоасеств по адресу:
19903*», Санкт-Пй«р«5ург, Улетерситетская наб., .17.
С диссертацией. мсше> -«з^адамиться в Научной, библиотеке Российской Академии художеств {.Ленинград, Университетская наб., 17). /
Автореферат рааосжая " !// 1993 г.
Ученый секретарь специализированного совете
£ // Кёхне
Обпая характеристике работы
Актуальность гены. Имя Гавриилы Ивановича Скородумова (175^-1792) хоропо известно специалистам по истории русского гравировального искусства. Высоко пенятся его цветные гравюры, выполненные в технике пунктира с оригиналов европейских художников, искусство которых связано. с Сентиментализмом. Менее известно другая часть его художестве ннсго наследия: акварельные рисунки, миниатюры, оригинальные-травгры к кивопись. Кроме того, в отечественной искусствоведческой литература отсутствуют точнее-биографические сведения о худокнике. Почти не изучен фактический кптеркал, отражавший года учения Скородумова е Академии художеств, его английский и русс той п-гркоды творчества. Не проанализированы многиз произведения мастера, инеппке принципиальное значение - для развития графики 18-го столетия.
Взкной необходимостью является составление полного списка гр-оизведений'Скородумова, поскольку каталоги (1Л.Ро-винского и В.Я.Адарвкова) посвящены гравюре, что не дает, возможности оценить художественное наследие мастера в целом.
Искусство Скородумова - это искусство художника, органично соединивиего традиции русской и английской куль тури эпохи Про сведения. Оно актуально для изучения худске ственных связей России и Англии во вторая половине 1Я веке.
Творчество Скородумова представляет, на нал взгляд,значительный интерес как в плане изучения малоизвестных мастеров отечественной культуры, так и в гглакэ выявления обибй картины развития графического искусства в России.
В последние годы появились исследования, в которых рассматривается отдельные аспекты худоге стзе кной деятельности
Скор оду к об а, однако-они ке аевт. всзкогассти целостно-предсте--бить творчество мастера, определить его роль в развитии русского искусства иторой половины 18 вэкв.
Научная- новиана диссертации еосторгг б то«, что-впервые сделана попытка рассмотреть творчество Скародукова в целом к обобщить ранее опубтекевакный-катердел -пб искусстве мастера. Автором вводятся в научней-оборот с'>№Еое . количеств о архивных документов, поянгс- раскрдасяцгх ¿наградив худскнитсв и его . творческий путь.
Как 6 к л о ^замечено, вое .кздакнве -педагог в прокавгДецкй Скородумом посгяггки грагэре. Автор хиассргаи»: ъчервыз предпринял пешктку-собрать все ирсиз-кгденкя-нестера, хракшеся-в отечественных к варубекних -собраниях,-в -таюсе работе, упоминавшиеся в архивных источниках и менуорюР. татергтург. На основании изученного «втергалв вами на -основе каталога С.И.Великаксвай^ было осуществлено составление полного списка произведение мастера, в тогерои каик отрокекке нише сведения, изменения в датировках, названиях работ, а также в определении личности портретируемого.
В диссертации вперь;;е творчество Г.К.Скородумова рассмотрено в контексте развития русской к английской культуры гпохк Просвещения. Значительное место уделено вопросам технология гравирования пунктиром к цветной печати.
С именем Скоролуиова в отечественно»! -графическом искусств связаны поиски и открытия ю многих яьнрох »того вида искусства г портрете, у.зоЭраисяви сцен из народной кизни.
I. рукепкешй каталог Г.Р.Скоредуновй" хранится в
птгеле русской граигри ГРН.
•лсгсрк^гсг ?" . "д г.тн-ттп-::! ¡".«ЗЛЙПЗ cci-sx-rwt
мссг-:рг. i.r~>r:i ' пгг?з'->з сд».<г2,-л г.хг.чгхг.
i-.nv.orj з'ття'л'г'Ги i'r^-y^i^-^-i^oí s к
-'■"г^ его ?»'«сгогпэ;:пу:1' rnrrij. э та тз вгя гтор?а потг'Л'м I i
'Jg.та я '•'ítss- дзднсп
--¿-г г/ц'естзгьчогз Слср^-д./'/г. v;,
".•'i э cl.:«-;"-:' г-;""-:::;.' * ''лг: • , л .-
а ■'/"-■ . ........""Г::" Z ;
^зуче.чч:? ■•■■■ ;; пр:-гпГ-?~1 л/"::::'
вательсзмЗ çîîîct*1 Д'/CCÎ Treues СТ.ГГАДЪ» ni
тлениях сегр«»8к.-»ггэ "ск^ссгзс^вдеьи^
С cessa IT-'.ÍÜ.TV"!- оеойея.чоолй г?йзираЕг»:п:й кааегч Сксродухога :t егэ-нсггтзрсгг« поиезгэ, з- сб.чзстм графитес~згз искусства яепояьзсетгкеь- згзмэкта «aarscïw« rao m и сравнительного акгггпзз'..
В прайс«' псогедпзаягаг баяй ггрсмелэтгрсггппв- ттзуда. да истории и теорвя.руссхсго и зхтадя"с52р'ояг.*с.!:ото' гт:нет!рх:ез.тз— ного Mcîtyccrrsî отетрстеэтгчзх 'Г пагуйежйзя. йЗто'Пйа', З' ггптспжт рассмотрена диирвсы грвзярсаагйая ¡гарант -а* сзв*гяс{р пвчаая.
- б -
Практическая ценность работы заключается в.том,.что она дает целостное представление о творчестве Скородумота, раскрывает малоисследованные области его художественной деятельности. Фактический материал, представленный в дтесертаиии, и результаты исследования могут бить, использованы для дальнейшего изучения истории русской графики, разработки курса лекций по истории русской графики 18 века, а такае в прахтичеекой музейной работе при составлении научных каталогов, подготовке постоянных экспозиций и временных выставок, а также при формировании музейных коллекций и а практике экскурсионной работы.
Апробация исследования. Материалы диссертации были изложены и обсуждены на конференциях по проблемам развития русского искусства 18 века (Санкт-Петербургский государственный университет, 195^ г.), на заседании кафедры русского и советского искусства Института .квдап5!си, скульптуры и архитектурь-да. Й^Е.Репкка в 1990 г., в тахае -на научной конференции в Омской музее изобразительных искусств в 1991 г. результаты исследований использовались при чтении спецкурса по истории русской графики для студентов художественных вузов Омска, а также при подготовке выставки "Русская трафика 18 века" в Оиском музее изобразительных искусств. Основные положения диссертации нашли отражение в научных публикациях, радио и телевизионных передачах.
Объем и структура диссертации. Представленная к защите работе сострит из двух »омов. Первый том - 241 страница машинописного текста, включасвего: введение, три главы, заключение, примечания, список использованной литературы (1к1 наименований), список архивных материалов (29 наименований).
список иллюстраций, список пгокз ведений Г.ИХксродукова. Второй том содержит 52 о^отографии, иллюстрирующие основное содержание работы.
ОСНОЕНСЕ С0ЖР1АНИЕ' РАБОТЫ
Во введении'дается обоснование выбора темы, формируется це-ли к-задачи диссертации, определяется структура работы. Основное место ей введении занимает обзор архивных источников и литературы по исследуемой теке.
Кмя Скородумова и краткая характеристика его творчества встречаются во всех фундаменталияых трудах по истории русской гравюры, Сведения мастере: приводятся во многих словарях по искусству» Многочисленна и искусствоведческая литература, в которой рассматривается отдельные аспекты творчества Скородумова. Однако, главными источниками для изучения биографии мастера и его художественного наследия являются архивные документы, свидетельства современников Скородумова, а также произведения из крупневших музейных ссбраний наяей страны: пзи,
ГТГ, Г?., гаки.
Архивные материалы о «тени и творчестве Скородумова до настоягего времени в полной мере не изучены. Именно поэтому в биографии мастера и в каталогах его работ встречаются "белые пятна" и неточности.
Основные источники, отражавшие творчество Склродумова, находятся в ЦГИАЛ, нескольких фондах ИГА: Академии худочестг. Кабинета ЕЙВ, Конторы ог строений домов и садов. Важные дато"-ники хранятся в Отделе рукописей Российской национальной
библиотеке, секторе рукописей -Fñ?. /втором диссертации были привлечена некоторое сведения из неопубликованной рукописи С.И.Ееяикановой fОтдел грагврн Г?М).
Анализируемые-нами архивное источники позволили выделить в творчестве Скороду^ва границы трех периодов; ученический СI76*í-I?73), англидсяий (I773-I7S2) и-рус.ский (17621792). Зта периодизация б«ла вспольвовака при обзоре архивных источников и ксрусстветсдческок -литературы.
Архкьчке катергаяи дали гоа-»о«яоеть яремегигь бдагра-фке мастера, годи его учецяя ъ Агэдеккв худо»» ста.-« -Ннсгне К2гочк;п:',; этого периода бьлк.яг^чепь и синее опубликованы д.А.Ровинскям, Б.Я.А/.-pfjküíjkm, Г.Н.Кскглевой, Нами же впервые били ебнирукекы сведекия, кьсаюсиеоя обучения Скородуковь ъ Воспитательном учкгкзо. Больней китстес представляют ведомости и рапорты тфеподаЕатсией этого учяхиха, а ташке рукописные каталоги, г ко«срта упокггкавтек ученические работы граве рЕ,.
р ^оигьх ЦГКАЛ хлгргье быго обнаружено-метрическое свидетельство, позволявшее нвьвать точную де.ту рождения Ско-родумоЕв - 15 карта 1754 года (pF-.нее дьто:; рождения было принято считать 1? ка?7б- T^jí» голь). Сведения о биографии Скопсдумова бгяи ск<*иир*№ бяггор'рк группе документов, хре.-нядку ск в соктопс р;. копите!- •
?тэг£.~ гт:"'пг,1- г.г.хквких документе* связана с пребнвь-ккьк Скородуме??, ь Яоздсиг , откудь. г- течение девяти лет он г--.л г«гепкс>:;. xyao*tcr». Вожсйетм источником
гг;; иуV4C ::к;: с-г ";;-хкггс пгргод:: ••.■»{> рчгстга Скорсдумова r?ri:t-r¡ ог.г.ггеллгко: наследие. '~.тл гует заметить, что г
основном документа ого а группу введены в научный оборот А .Л.Трубниковым, В.Я.Адарпксвым, Г.Н.Комеясвой. Однако использование их в сокращенном варианте значительно обедняет фактический материал о жизни и творчестве Скородумова в Англии. Ценнье сгедения, характеризующие английский период мастера , нами обнаружены з мемуарах современников.
"Исследуемый нами и введенной в научней оборот авхеттаЯ материал и источники эпистолярного наследия, менуеряая лите-гат"па ггсвигяли сведения об английском пегиоде творчества Скород; чова, '¡тс помогало утавторские названия псо-v?. ведения и еггягек parier, .»чггегйекк1.'»' э Англ:;:«. Крен« того, это источники деэт цвякуй йактгггескиЯ 'материал для изучение русско-англи^еких худс^естзеиккх связей во второй половина 18 сека.
Сохранившиеся документа русского периода немногочисленны. Основная их часть такяе ренее била введена в научный оборот. Нами хе внесены некоторое дополнения я списку работ Сксродумова. 3 частности, з пиеьне вдозн -художника М.й.Ивановой к президенту Академии ху-очеств А.Н.Оленину приводятся названия ранее неизвестных граэтр мастера, что тахта позволило расширить г.рбдетпзленке о художественно"? деятельности Скородумова. Зги сведения дают возможность подтвердить' авторство гразари" из собрания-МБ Академии художеств, ране-е значившейся как работа Скородумова под вопросом. Грзвяра введена нами в спксок'Прокзведений мастера под названием "Мадлен".
Впеввь-е нами публикуются сведения, каеатгчеея пс сдача? гравюр Скородумова з Петербурге в зетампнем магазине.
До настоящего времени для изучений творчества Скорсдумо-ва большое значение имепт статьи и исследования авторов прои-лого столетия. Так, в 1852 году П.Н.Схородумовым - племянником гравера, была опубликована-стать« Т'.И.Скородумав - пергый знаменитый русский гравер*1, в которой он передает сведение, "полученные ип достоверных фактов и от лиц, современных ему, родных или хорошо знаковых". Автор, не прете-ндуя на полноту • раскрытия творчества гравера и не -обладая- профессиональными знаниями в области искусства, оставил змоцнонаяьиий рассказ с своем знаменитой родственнике.. Биографические данные и .некоторые фактические .материалы ото.:» статьи были -игпсльзовелы Л.А..Ровинским при работе над словарями, где .впервые ученый обобщает -все. материалы о гравере, систематизирует его произведения .поставляет каталог, имущий бйльзую научнуп значимость.
Изучение творчества:гравера {¡кородумова <5ыяа продолжено в начале на пето века,- -.Благодаря-деятельности -Академии. худо*еств и "Кружка .любителей шявдных,изданий", , организовавшие ряд выставок, на которых экспонировались работы Скородумовв, имя гравера приобретает популярность и вызывает интерес со стороны . исследователей. 3 это время «творчеству Скогодумова обращаются И.;'.Леман, ЯЛ! .Врангель, А.А.Трубников,. В статьях этих авторов впервые -были выск&ааны врсторяенные шенки г радар мастера, выполненных "в- стиле Б&ртолоши" и была, поставлена.лообя&ка изучения русско-английских художественных- связей. Отмечая особу» красоту , техническое-совершенство .цветных' листов Скороду.мсва, выполненных .в Англии», эти исследователи- оказали-влияние на' дальнейшее изучение художественного наследия мастера. -
С подобной оценкой гравюр Скородумовя ми встречаемся вплоть до середин!; 1950-х годов в работах К.Р..Зелениной, А.5.Коростинг, ЕЛ'.Смирновой, П.Е.Корнилова. Цветные гравюта.-английского периода :гак гыссее достижение г. тЕориоетве Ско-•родумова-рассматривал и Е.Е.Адарвков, организовавпнЯ в 1927 году в Москве ретроспективную выставку к издавая') каталог "Граверы Г.-К.Скороду(/овй", который является ценным дополнением к каталогу Д.А.Розкнского»
Впервые всесторонний йнализ-искусства Скор-одумова был предпринят ЕЛ «Не красо^сй в • тбояьтй ■ монографии, изданной в 1954 г. е -серии кассовая библист-гет". Несмотря на характер популярного издания, автору удалось тгсггвззть значение худо-гсествеииого наследия мастера к новаторский характер его искусства. Сна впервые сйрагила вняяагиге ¡гз портреты Скороду-иоза, его канровыв сценн, политическую карикатуру.
Новый словом в из учешпг творческого наследия Скорсдуно-ва явились исследования М.З.^слсдовс.тсй и Г.Н.Кокеловой (1960-1970 гг.). О г,чубонсм-интересе к произведениям мастера говорят Неопубликованное рукописные материалы С.К.Взликансвой.
В последнее гремя интерес к искусству Скородумове значительно распирвяся. Произведения мастера были включены в рчл монографических исследотзнкй по различным вопросам развития отечественного-искусства! рисунку, миниатюре, портрет;.
3 обзоре ялтере.турн- автором диссертации рассмотрены статьи и монографии, по -истории и теории русской к западноевропейской гравюры.
Обзор литературы по творчеству русского мастера свидетельствует о том, что ранее опубликованное исследования
содержат-ряд. аекнш фактичаскк* матрридаш., глубоких неводах о деятельности Скородумсва - гравера, рксовальаика кгшвогтис Однако» ограниченность архивных источников, а такие обречени чаае всего,, к, одной .из. сфер его кекусстхвне дают возмокност целостно представить биографии мастера, его творческий-путь и оцекзть его: роль В худшаетвекио;.; предассе своего времени.
ШЕЛ I. ГЩЫ УЧШйй Г.М ^ЖСЕР01ЖША. В АВДВГИК ХЩ2ЕСТВ
Ученический ггеркод. в творчестве яябого крупного ывстера представляется .как чрезвычайно взйкум, поскольку в это время формируется не тоггько егог про'|ссскон&льноа мастерства, но в его дкчность, худож сгвентай вкус, ыкравоззренве..
Архивное документа далк возмокноегь,'«е ваш взгляд, достаточно подробно проеждяп развитие творчества Скородумова в период с 1764 по Г775 годы, Кроме того, изучение архивных источников позголкло ¿вестя а научиай оборот новые сведения, касЬвцяеся биографий мастери,
Родится Скородумов в Петербурге 13 карта 1754 гада в семье -«ивописца Канцелярии от строений доков к садов Ивана Скород^моьа (172^-175^). Б далькеивем отец гравера будет переведен на службу в А кедеки» худоявсте, где занимался "геем," .что надлежит до малярного мастерства". Семья .Скородуыо-гьх «ила 2 Роялестьенскои слободе за бассейном Литовского канале в собственном доме, кемнатн в которой сдавались внеек военикн. Б семье,- кроме будуар го грагерп, воспкп'вадись три сънь и три дочери.. Однако из вссх детей способности к
- тз -
искусству проявил только Гавриил. По провенив отца в 1754 году он бь-л принят в Воспитательное училки при Академии художеств.
Изменение даты рождения Г.И.Скорсдумова внесло некоторые уточнения в творческую биография мистера. В частности, в Академия он поступает не в девять лет, а на олинкадцмсм году жизни и заканчивает учил гае в девятнадцать лет. Следовательно, в стенах Академия буг;иии гравюр проводит не девять, а всего восемь лет.
Изученные автором диссертации архивные источники позволили дополнить ранее опублихсваннуй материал, характер азувщпй период ученичества трасера. Е честности, нами впервые приводятся ведомости и репорты-преподавателей Воспитательно-?© училища и материала каталога К.^.Гояогачевского, в котором значатся десять работ Скородумога. Многие из этих гравзр в настояп:ее время в музейнь-х собраниях не выявлена.
3 используемой нами литературе по тЕорчест-ву Скородуиоса были сбнарукенн разночтения».3- дсновнся -это касается ¡«зн педагогов, у которь-х будущий гравер учряся проз- ессиснальному мастерству. 2е?'ствительно, частая скена руководителей гравировального класса давая?, основание, чтобы в качестве наставников-Скородумова б!-ли названы Н.Колпаков, г.Сребреницкий, А.Ради?, ¡!-Стенглин. Архивное документу, анализ ученических работ Скородумова, обращение наслега мастеров, прзподавазптих в Академии художеств, позволили подтвердить вывод Г.Я.Кокеяовой: :-:епосве"ственньми настггнпгами, сбучяипми Сксродуиова гокус-стз? гравирования, били Г.сребренкпкии и А.Радкг. Кроме того, э фсрпирогаяви творческой некоей будущего гравера советгазино ¿таг;;/:'"!) ррссттрк??.??^» рол:-. Е,Чз:?ессза и Л.^гсонко. Пр;г-ге.
- Ik -
влияние Че месс га имеет скорее опосредованный характер и скажется позднее в портретном искусстве мастера, тогда- как Лосенко влиял на развитие творчества Скородумсва-саным непосредственным образом, еьполкяя с учеником совкестнуп работу по гравировании своих произведений. Влияние Лосенко на Скорсдумо-ва сказалось г формировании тг-орческих призшипов гравирования яивописннх оригиналов. ' -
Анализ'.фуя гравиру "Учение с натуры" (1771, ГР?0 с оригинала Лосеико ''Каин" (Р?М) и совместную работу Лосенко и Скородумова по созданий двух листов к альбому "Гзъяснение краткой пропорции человека..." (1772, ГРМ), т попктаяись ответить на несколько вопросов, ранее-мало оовечапнхся в искусствоведческой литературе: какова, степень, творческой свободы гравера относительно-оригинала; какие черты репродукаион-ной гравпрь позволяет отнести ее к самоценным произведениям искусства? Ревение- этих вопросов дает' кляч к пониманию тех задач, которые ставились в гравировальном классе при воспитания профессиональных качествбудущих граверов.
Гравзры Скородумова,-выполненные по оригиналам Лосенко, а татее лист "Лот-с дочерьми" (1772, ГР',0 по оригиналу * Л.-Н.Лвгрвне-Старйего (нкне в ГРМ), служат основанием для следующих выводов: главная-задача заклйчалась в способности ученика- выявить особенности живописного оригинала-и-средствами, входящими в арсенал технических возможностей грав&ры, вопло-яать общее впечатление-.от живописи. Особую ценность'репродукционной гравяре-придавала и способность ученика передать свое отношение к оригиналу .Именно-.эмоциональная-' интонация «естера
вносит в репродукционную-грайиру тот штрих, которой позволяет рассматривать ее как произведение■ искусства.. На яая взгляд, именно такие качества, воспитанные граЕером в ученические годы, позволили ему получить, европейскую известность, выполняя репродукционное-гразярн с каргинпросяавяенннХ живописцев 18 столетия.
Грагер Скородумов был первым русским пенсионером, отправленном Академией худодастВ- "соЕерженстзоЕаться в искусствах" не-в Италию или *раннипу как было•прийятоу а в Англию.
"Вспыхнувшее увлечен:-® цветной- гравюрой, мода на гра-. циозные- видения Анжеякхи Кауфман, д-оседвея до России, - писал-А.А^Трубнаков,. - побудили.-Аквдзчиа-послать- отличивпегосл- питомца- х наиболее- знаменитому -мастеру Еартояоаци'Ч^
ГЛАВА II. АКШЯОМ ГЁРЙОЛ ТВСРЧЕСТЕА СКСР-ОДУМОВА
Английский, период творче ства.-.мастера ~ наиболее полно осЕещенньй в литературе отал-искусства СкородумовЕ. .Однако < изученные автором'диссертаций.архивные-материалы,- мемуарная литература, и памятники, эпистолярного-на-оледия- псзволидя'расширить- фактический- материал о жизни и творчестве---русского художника в период с 1773 по 17.32 ^оду.-'атакйе-ввести'в научный оборот новые сведения о его художественном наследии.
В диссертации более полно приводится та-кет писем А.СЛ'усина-Путакина. к 1!.И.Бецкоху, барона,. Грймма..'к Екатерине-Второй» Егергье опубликована письма Н.'-Е.Валлен-Деламбта к ' А.С.МусииуЧ1-уп«ин-у- и А'.В-.Олсуфье-йа:к Скородужзву.-Зти источ-
I. А.А.Трубников. Гравер;Скородумов -■-■ пенсионер Академии художеств. - Русский библиофил,; 1915, ^. Э,, с.77.
ники даст возможность подробнее представить жизнь русского гравера в Лондоне, его творческие и дру каски« еекзи с соотечественниками и деятелями английской культуру,
Нами било проанализировано наследие Скоподумова английского периода. -В работе рассмотрены серп',! грызяр мастере» выполненные с жшопнсных произведений и ?г.кр«)»> проге-дин сравните льну;' р.нллу.з гравюр и оригиналов.
В иск*сствоЕедческвй лйтйсй ?:<{:« «• трсслйяось мнение: Скоровумов в Англии 'гравиг стая "т-, стиле Гаутспоспи". Сг.клто , выполненный ка«в сравнителыи»й мшдиа цветных «истой русского мастера и его учителя Ф.Гартолоции тоццаад сужет&еинке различия их метода гравирования.. Особенно пагяндкс это проявилось с технической стороны: разрешенной-нинесгние пуихгира « глубокое травление у Схородумова к плотнач мелкай зернь у Е&р-толоцци. Анализ работ показал и различи: а передаче цвета. Оттиски.с доски Еартолоцци мягче, иехнсс а тоньсе в ш>зте. У Сксрсдумова цвзт белее интенсивный, резче ен л: на тонаяьчьб' отноаения. Отспда - впечатление больсей декоративности.
Несмотря на то{ что техника гравирования пунктиром практически не давала мастерам возможности для выявления индивидуальной манеру, тем не менее более деталью й-анализ показал, что определеннее качества: »дне се кие страха, глубина травления, раскраска печатной -£срмы Нормировались дееляо индивидуально и были обусловггкк совой худсчествзнис;: культурой мастере, и его пГ'О^есспснадь'г.ьм от;тс:<. По че.ь?му мнений, зыполнгнние в Англии цветное гравор;: Скородумога отмечены срагинально:'. творческой уанерой и пк>т«»у они не заверялись в псто:<ь то;; "массовой х^ДОлгсТП'инп;! Продукннл", кстовйн во вворей пслп'''.'.!:!■;
18 века буквально наводнила Европу► ?то подтверждается к высказываниями игтпруемых в диссертации современников. -
В иелсм, разделяя мнение Е.А.Некрасовой и Г.Н.Коселовой о тон, что 1'ветные граворь- Скородумева, выполненные гто оригиналам художников» связанных с искусством сентиментализма, "день моде" и "'особая область" творчества мастера.,, мы тем не менее считаем необходима еще рм подчеркнуть: именно эти произведения составили славу русского мастера л вписали его имя в коетексг европейского искусстав»
Оригйнгаькуе покскя квстера б обггата ризунет и ксаото-зшии наиболее полно икргяяиеь s танре портргта. В Англии Скородуисз начинает грагврорагь по соСстгвнини рясуккаи» о чей свидетельствуя* воздет« ии портреты Е.р,.?ккковой (1777) и СЛ.Румяттгз (17825.
Интересен портрет Е.Р.Дкшэт.ой, s котором Скородумов 'гтрвменягт тип композиции, характерней для гекскиу. "головок" -пегрудное имроратеняе г osnse. Сднпко, згот портгет характеризует ио»кй подход к и.'йртенвп обре.зг. адг», Главное внимание сосредогочгяо I» лют лортр^гируемпй. ?счк*>я контур рисунка, энергичнв% уьнренкач ппсгийоткп стеноз? (особенно лиц?. и век), подчеркнутее индивидаяьнн& особенности -гисенооги Isskc-бой доносят до зрителя н^гввиерммй "«рьсэнлН v.?p?.jtret" молодое яеязинь!, з< б*д,"вем пгеяиденгк дуух А кадет:!- России.
Човнм г.гсрру в тпарчестрс граяера- явился незаконченна? "Секейнмй портгет-^впкочой*' 01777, езкнстгеникП гтяечр.ток в Г?5. По сути, это - первая попытка в грчгире в! пс.тнить групповой портрет в интерьере Сизоб paste ни Дагкогг, ее сын Павел и дочь Анастасия}. Б этом не за конченном портрете просматривается связь
- IB -
с английски» групповым портретом, -так жазываемы-мк '.'сценами собеседования"» что,-является ecTecTBEHHw для Скородумове, несколько -лет-проживаегр-в. Англии и, очевидно, обааврегося с мастерами coiiv^qticti ~-. fiic сеs . : Дарф^ани и Мортимером.
- Эти-два портрета значительно; расширяет иконографию Дашковой. К cosiaлени»,: они почти неизвестнь'гне только широкому кругу лвбкте-лей-искусства, но и специалистам;
Ъ творчестве Скорсдумова- портрета Даггковой - первое известное нам:обращение к-штуре*-Они отличаются от ранее созданных произведений.-piсей самостоятельностью в реалистичностью характеристики.
В Англии Скородумоаь'м по собственному рисунку бил создан портрет С.Й.Румяниева ■ (ранее ■ сЧитавяийся -портретом Н.П.Румянцева). Рто малоформатный гравированный,портрет, выполненный пунктирной-манерой. По стилистическим признакам он близок миниатюре и напоминает "послание к близкому другу", что било характерно длят искусства сентиментализма с его повышенной чувегвительностьи к'обостренным интересом к внутреннему миру -человека.
Аналогия гравированного кзобракеник и киниктюрь каводкт не. мысль, что,портрет Румянцева создавался Скородуксвнк именно с миниаюрн, вь-пслнсннак кь .бумаге акварелью. ?та техника бглс. характерна-для-английской-миниатври второй половит.! IB века. Б некоторой степени ото прьдполокение подтверждаем портрет Р.К.Габлиие ГТК), написанный акварелью в размер ниниа -
•торы.
К сток группе произведений следует отнести портрет молодея- ьеншкик, чигеяяег книгу, который 6т обнаружен няни v HF
Академии худояеств <Т-7093) среди гравюр.-ансни-'ных авторов. Архивное источник» позволили атрибуирояать гравюру как портрет "Мадлен" и датировать его -началом Г780-Х годов,.
Анализируя портретное наследие Скородумова, мы приходим к выводу: изобразительная структура этих-произведений сочетает традиции русского Гравирован него портрета (через искусство Е.Н.ЧемесоЕа), с его объективность*) -и индивидуальностью подхода- к изображения человека* и -английской, в большое. степени через миниатюру. Причем,-английская традиция портретного искусства сказалась, в основном, в адекватности акбора модели и ху-• дожестЕенно-Еьразительнкх. средств-, стличшедйхея элегантность в и сдержанны* изяаествбм;•раскрытие духогних качеств личности, вьсоксе исполнительское, маетерстЕ0-;л0зз6ляит Отнести портреты • Скородумова к выдающимся образцам русекото. и европейского гра- . фического портрета . второй: половины.Тв^еет. ■
рассматривая' английский период-творчества-Саородумова в целом,, ав?ор,яиссертати."психт>дит"к выводу:--великолепная-профессиональная акола,' -полученная в, йастерской т.Бартолопчн, его многолетняя ■ работа' з "Англии позволили- »^сгеру подняться, на вь-сокуй ступень • худсжественнаго' развитие- и подготовили его-открытия во многих областях графического искусства»
глава и."' РУесад"т®йЬ^'в"тв®^ст.БЕ-:1. -
СШЩУМ'СВА -
Русский период творчест-за-Скороаумова-охватывает-по'с-леднее десятилетие, «изки .мастера'.;- 17Й2?-1792 годи.
Скороду.Мов-прИе-з'жаБт В.Россию з-;1-7?2 году по приглашению Екатершы-II'/Он становится-придвор.нш граЕером и хранителем
коллекции эстампов в Зрмитаке. Работа в Зр^итаже, безусловно, отвлекала Скородумова от творческой деятельности. Известно всего около двадцати произведений, выполненных в Россия, В' основном это - гравированное портреты, жанровые сцены и миниатюры.
Б искусствс-ведческоЯ литеоитуре русский период Скородумова, по нааему мнении, не получил объективной опенки. С.П.Яремич писал о "медленной агонии" мастера на родине, ','сгле-довате-ли обращались, в основном,- к отдепьнь'н произведениям,созданном Скосодум-лвым в Россия, или отдельном аспектам его-искусства. Б диссертации впервье- тесанализиговано .творчество художника в целом, что дело'возяокность сделать следущиЯ' вывод: искусство Скородумова в России суаественкь'м образом меняет свое направление. Оно идет по пути освоения новых жанров, новой тематики и» самое главное, оно присбретает .чертн гвсрческо? свободы, новаторства. Именно в России-худокних создает произведения, откраввка новую страницу в развитии отечественно;'» графики. Искусство Скородумова русского периода - ото искусство самобытного мастера, не-замыкающегося в ранках одного ■ханра. Большое внимание з диссертации удалено портретному наследию художника. Рассматривая гравированные портреты А.А.Вяземского (17*45), Н.А.Демидова (1735-1736), И.'И.Михеяьсона (1735-1736), мь обратили внюание на их связь с обеим направлением развития- отечественного портрета второ'Л половины-18 Еека. На примере анализируемых гравюр Скородумова мк модам говорить о портрете "малъх ¿ори", который был обусловлен-нарастанием интимного содержания в портрете. Однако в большей степени зти гравярь связана с классицистическим направлением в портретном искусстве России,
В них -ваякание худокиика уде-дено ськяясико обще стае иного положения «одели.
В пределах-классицистической программности формы портрета художник'развивает черты характеристики личности, внося камерные интонации« - Особенно ото чувствуется в детских портретах Александра и Коветенткка Павловичей (I7S7),. а та.тке в-портретах П .А * Ера с (Г7Ш-е годы) и Ц.П.Евар«а (1737).
'ЗЪтая камерного портрета в болыжг; игре гкяглдась в муляга'язре хуждакка, которой присуща пскхологстеская ггувяаа, "кзогслганeso-o»" ггсртрепа-х харгаягеркотиа, создали*«: предельно, гакошквыля- отобразителькуяк средства««. П«я?.ег:гге кшшз-теры СкспсдумоЕЗ разнообразны пэ-мхк>:':г колодкою». В ззейси- ' мости от nosTa.B.TCtiKi;:i задач огг пспогьзует акварель, гуагь, пй»т ita бумага, кссти, пергамине. Кастер прж<г«г.гт разнообразные' приемы письма, он то наносит граску легкими точечпугш ударами и тоглайсчй страховкой-коделЕрует объемы, то пппет мягкой кксгтвю сирогсо и свободно, oioinifiï .летали, Хостогерно известно в ее го несколько мияиатпрких портретов Сгтородумэва:. портрет £.И.Майкова (после 1777, ГРМ), '"'Портрет-молодого человека со се«тлъии волосами" (1787. ГРМ) » "Портрет неизвестного б коричневом фраке" (кояеи 1740-х гг., Анализируя зти
портрета, нельзя не гадатить v.r. связь с гравировашим портретом "мальх порм", в честности, с портретом С.П.Румяниелв, е такке со станкозо? акварелыи.
К вершинам портретного творчеств!. Скородумове относятся рисунки - "Портрет отиа" (ГТГ) и автопортрете. Б русском искусстве 14 века графический автопортрет - редкая область художественного творчества, опире.гд&чся, в основном, ка тра-
-давни. западное врстоиокси графики - (имею тся в--прежде .-всего, графические -автопортреты. |®ре.ра и-Реийрандта) .. Автопортреты , Скбродукеве ;Потг8рываюф ■ божеой и. слоккь'й Путь11 - развития атогаивдра- в русеквм искусстве., к представляют с обо йуи юга ль-нье образцы отечественная графики 1В-5ека.
нешаи'-бврваюаиг -в-Аго кенровьх р]»в'зрах» Нами булк проанйлизйр.аганыфра№енть гре-.вары "СграитедьсТЕо нзбереккой НевбА СХ792, . ГРМ)»' Е ней вгшр-вье в-от&чеетвенно^крхусстве худокник показал, пр'оцйссжруда, • крупны' горокак. Рассматривая эту
- ..^аавкгия. 'ь-р.вссв»-.««рв -«радею»
видов, мы содтвередаеи ваводь', ранее кзлсйешшев работах
^..^Д^Йб^щааб^.'!^^^-?^]^^«^''¿геи* у,
кстаков-регвкткя-какра1 ж графике. Цитату втойгрешрнке. однократна кспогьгрвалиоь- А«4-Л2ексеевьм кБ.Патерседои.
'. Б- области'.{!аторй.ч.рекой гретри* (имеется ■■в-'жв&./Я&ергь Потемкина в степях .Бессарабии",. 1792) Скородумову также удалое ь -сказать-- новое 'слово I -В. -че ставочек, • &«мвз грввор'в, свидетельствует о ;возкожностях мастера передеввть состоянке природы,- что -,йуде-т характерно для русск а;< яит сграфии 20-3 0: год ов 19 века-.
Уника ль нем. явлением, в русском профессиональное искусстве . 13 века является политическая карикатура Сксродумова "Баланс в Европе" (1791). Она била-написана-маслом и в нае-. тоя№е время известна только по-более поздним .копиям. Однако, арх1;вные материалы, хранящиеся в Загорске, дают основание полагать, что сохранился-авторский вариант этой карикатуры.
Анализируя наследие Скородумова русского периода, необходимо отметиты многие его поиски и открытия не получили своего завершения. Однако, то- немногое, что было создано в России, характеризует его как одного из самобытных мастеров русского искусства второй половина 18 столетия,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе наиболее полно представлены биография, творческий-путь художника и эволюция его искусства,-Главное вникание-уделено новым материалам, обнаруженным автором диссертации в ходе-.исследовательской.работа, которые позволили восполнить существуя®!?' пробе-ян а творчесХси' портрете-мастера, а тают- уточнит», и дополнить ранее .созданное каталоги произведения худояняяа.
В прйяожении диссертацйи.-нами'-вькёсен ползшй-список работ-Скородумова , вкдпчавций разделы:- гр'авпры, рисунок, миниатеры} живопись» Кроме-того, наим *5ыля выявлены копии, выполненное с произведении-мастера, работу, гравированные по его рисункам,- а такяе прсиз.ёедэяйя-Скородумовау известные по архивным и литературным- истсчйикам. Г1 то посволило- значительно распирить представление о наследин-мастера и выявить круг работ, - ранее недавестя^х-,:спецмя11стйм-,-'-Архгйййе-ттеЧочнйки дали-' во'зможнбстб-внести изменений-в названия работ (имеется в виду серия "Четыре свойства человеческие"), уточнить -оригиналы,, по. которым гравировал. СкорОДумов, В частности, это касается портрета^ Вяземского (оригинал ?-?иропольского из
Зриитака). Нами были обнаружена ранее неизвестные оттиски гравяр (" Гсанн Крестите ль с ягненком" с раскраской акварельв кз Зрмптака), а тексг портрет молодо;! кекзипа ("Мадлен", НБАХ)•
В ходе иг слз лягания нам и б ^ сделана попытка рассмотреть искусство Скород улова на 50нс развития отечественного и заподное£ропг¡»ского худсхестзеккоге пр-.сесга. Введенная нами в научный оборот ысьогрсф;:;! «.Салака:^ позволила более детально рассмотреть вопросы техни;;;; гразиреганнл пунктире;! и технологи« цвзтней печати, что дало вса-ояассть по-нсвсру сиенита граверы мастера, взполизинге з ¿иглах.
йакокоц, на попь-тьлйсь раскрыть значена? русского периода творчества мастера- в обосновать укиг&з^квЯ характер С08да«Н1йС прокзЕедзнкя. йглггясь родоначальником новых кйироз в отсчгстзекпся график:, Скгрсдумов проложил пути для далькгйзго раз2игкя -зйЕрсзсй гразгрл», автопортрета и пожи-ттссго" карккаг/рь-» Крскг того-, значительна роль Скородумова в освоении руссх'.&га мастерам новых гравировальных техник. Грагара пунктирной каае?ой- на&гэт шфокое применение среди мастеров "бе касса екай" сколы.
Подводя итоги исследовательской работа, мы стремились подчеркнуть самсбытньй характер творчества универсально одаренного худскнпка-, органично соединившего черта отечественной и западноевропейской культуры зтохи Просвещения.