автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество Ибрагима Салахова

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Мингазова, Ляйла Ихсановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Творчество Ибрагима Салахова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Ибрагима Салахова"

РГкЗ од

> <- иХг\ 1ПЯЗ

На правах рукописи

МИНГАЗОВА Ляйла Ихсановна

Творчество Ибрагима Салахова

(Основная проблематика и ее художественное воплощение)

10.01.02—литература народов Российской Федерации

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

МИНГАЗОВА Ляйла Ихсановна

Творчество Ибрагима

Салахова

(Основная проблематика и ее художественное воплощение)

10.01.02—литература народов Российской Федерации

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Татарстана

Научный руководитель : доктор филологических наук,

профессор Мусин Ф.М.

Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор Галиуллин Т.Н.

кандидат филологических наук Мухамадиев P.C.

Ведущее учреждение

Елабужский государственный педагогический институт

Защита диссертации состоится «12» мая 1998 г.

в»15.00» часов на заседании диссертационного совета Д184.01.01. по присуждению ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.02 —литература народов Российской Федерации в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан.

Адрес: 420503, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31, а/я 263

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Татарстана (ул. Лобачевского, 2/31).

Автореферат разослан «

Cliuj

1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Ла/Ш У Рамеев 3. 3.

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Татарская литература имеет богатую и в определенной степени изученную историю. Однако лишь на рубеже 80-90-х годов, наконец, стало возможным воссоздание этой истории без купюр в более целостном виде. В результате стали возвращаться в литературу целые забытые или запрещенные имена, отдельные неизученные или малоизученные произведения. Этот процесс обогащает литературу как количест—понно, так и качественно, ибо создается более широкая, разнообразная по материалу и художественному своеобразию литературная панорама. Именно к этой малоизученной части татарской литературы относится творчество Ибрагима Салахова.

И. Салахов - один из тех писателей, чей жизненный и творческий путь сложен, богат драматическими событиями. Его творчество примечательно своей глубокой автобиографичностью. Общаясь с такими известными личностями, как Г.Ибрагимов, Г.Ниг-мати, С.Рафиков, М.Мутин, Г.Мухаметшин, Р.Алкин, Г.Республи-канец, С.Адгамова, Г.Гали, Г.Камай и другими, он разделил трагическую судьбу этого поколения: был репрессирован в 1937 году, пережил страшные годы ссылок и лагерей. В связи с чем его творчество включает актуальную для писателя тему тоталитарного режима и репрессий. Изучение жизненного и творческого пути этого писателя внесет немало интересного в воссоздание более объективной и полной картины татарской литературы 30-х и 50-80-х годов. Сравнительное изучение его творчества позволит расширить круг творческих интересов национальной литературы, усилить ее межнациональное звучание.

Состояние изученности проблемы и темы. Творчество И.Са-лахова привлекает внимание татарских критиков и литературоведов начиная с 60-х годов. Интересные мысли и наблюдения об

этом писателе высказаны С.Адгамовой, С.Рафиковым, Н.Арсла-новым, Ф.Миннуллиным, А.Гилязовым, Г.Ахуновым, Ф.Галимул-линым, Р.Мустафиным и др. В их работах содержатся образно-тематический и сравнительно-сопоставительный анализ и наблюдения по поводу своеобразия сюжетосложения, жанровых исканий, стиля писателя. Публикации о творчестве И.Салахова носят характер проблемных статей, посвященных общему литературному процессу или отдельным его вопросам, рецензий на отдельные книги и конкретные произведения, очерков его творчества. Однако, весьма сложная и многообразная творческая лаборатория писателя еще не охвачена в определенной целостной системе его художественного мира. Поэтому ощущается настоятельная необходимость в отдельном монографическом исследовании его творчества. Данное диссертационное исследование -- первая работа, посвященная исследованию жизни и творчества И.Салахова.

Цели и задачи исследования. Целью работы является определение роли и места И.Салахова в истории татарской литературы. Для реализации данной цели диссертантом ставились следующие задачи:

- воссоздать жизненный и творческий путь писателя;

- определить основные этапы его творчества, дать им научную оценку в связи с литературным процессом эпохи;

- проследить процесс накопления жизненного материала для произведений, духовного роста художника и зарождения замысла романов;

- проанализировать проблематику, жанровые и стилевые особенности творчества И.Салахова.

Материал исследования - художественные произведения И.Са-

лахова, архивные материалы. Кроме того были изучены статьи, высказывания, относящиеся к жизни и творчеству писателя, таких литературоведов, писателей и критиков, как А.Гилязов, Г.Аху-нов, Т.Галиуллин, Ф.Галимуллин, Р.Мустафин и др. Для сравнительно-сопоставительного анализа избраны прскизведения М.Га-ляу, Ф.Хусни, Г.Ибрагимова, Ш.Камала, И.Гази, Э.Касимова, Г.Аху-нова, М.Хасанова, Н.Фаттах, А.Гилязова, Р.Мухамадиева, Г.Тав-лина, Р.Карами, А.Солженицына, А.Рыбакова, Е.С.Гинзбург, В.Ша-ламова и других.

Теоретической основой являются труды известных ученых Ю.М.Лотмана, В.Л.Путинцева, П.Паламарчука, Ф.М.Мусина, Ф.М.Миннуллина, Т.Н.Галиуллина, Р.Х.Сверигина, Ф.Г.Галимулли-на, изучающих проблему историзма, формирование жанра романа, вопросы художественности и поэтики на материале русской и татарской литератур.

Методы исследования. Основным методом является сравнительно-сопоставительный анализ. В работе применялись также системно-структурный, сравнительно-исторические методы литературного анализа. Наше исследование в вопросе метода опирается на теоретические труды вышеназванных ученых.

Научная новизна диссертации состоит прежде всего в том, что впервые в татарском литературоведении научно осмыслено художественное творчество И.Салахова и осуществлен литературоведческий анализ его стихотворений, повестей, мемуаров и романов.

В целях выявления идейно-эстетических, художественно-исторических корней, национально-художественного своеобразия, значения творчества И.Салахова, его произведения рассматриваются в сравнительно-типологическом плане, в сопоставлении с

произведениями русских, казахских писателей.

Впервые введены в научный оборот архивные материалы, собранные автором данной работы в течение нескольких лет.

В работе сделана попытка осмысления творческого метода И.Салахова.

Научно-практическая значимость работы заключается в следующем:

- материалы данной работы могут быть использованы при чтении курса истории татарской литературы в вузах;

- при составлении программ и учебников, обзорных работ, монографии по татарской литературе;

- при преподавании татарской литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, медресе и т.д.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в статьях, опубликованных в научных изданиях и республиканской периодической печати. Кроме того, некоторые положения диссертации были изложены в научных докладах на университетских и республиканских научных конференциях молодых ученых и преподавателей г.Казани.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновываются актуальность темы и научная новизна работы, определены цели и задачи, методология исследования, указана степень изученности, методологическая и практическая значимость диссертации.

Первая глава диссертации называется "Путь к романному жанру". В ней прослеживаются жизненный и творческий путь И.Салахова, формирование его таланта, процесс накопления мастер-

ства, рождение замысла романов. В хронологической последовательности рассматриваются стихотворения, рассказы, повести, созданные в период с 30-х по 90-е годы.

В 30-е годы были заложены основы творчества И.Салахова. Формирование его творческого лица происходило под воздействием большевистской идеологии, царившей в стране. Герои И.Салахова в произведениях тех лет служат идеалам своего времени, что особенно хорошо видно на примере его пьесы "Любовь" (1936), повести "Дуэль" (1937), сборника стихотворений "На посту" (1937).

Вышеназванные произведения пронизаны романтикой революционной борьбы, идеалами, характерными для советского народа в тот период. Вместе с изображением возрастания политической активности молодежи в советской армии, укрепления в них молодой морали и участия молодежи в строительстве новой жизни, система образов служит одной единственной цели - воспитанию молодого поколения в патриотическом духе. Данные сборники также дают нам возможность проследить внутренний мир, лирические переживания человека 30-х годов, общественно-социальное лицо той эпохи, изображенное с помощью литературных деталей.

В период с 1937 по 1956 годы И.Салахов был вынужден оставить творческую деятельность, так как в 1937 году писатель по ложному обвинению был репрессирован, лишен свободы на 10 лет и гражданских прав на 5 лет.

В основе произведений И.Салахова, созданных после освобождения, лежат события автобиографического характера, то, что писатель видел и пережил сам. Сразу же после реабилитации увидели свет следующие сборники его лирических стихотворений: "Степные волны" (1957), "Песни Кокчетава" (1961).

Размышляя о Родине и родной земле, ее природе', о молодости, любви, о времени и о себе, И.Салахов постепенно расширяет плацдарм творческих поисков и для воплощения своих замыслов обращается к разным литературным жанрам. После освобождения писатель проявил особый интерес к истории, особенно к прошлому своего края. В результате появились его воспоминания, очерки, легенды, рассказы, поэмы, стихотворения, посвященные истории литературы, разным историческим событиям и личностям. В них И.Салахов освещает разнообразные проблемы действительности. Характерно, что автор никогда не рассказывает об удивительных событиях и исключительных героях, он, в основном, направляет внимание на те обычные явления и личности, которые в повседневной жизни остаются в тени. Однако именно на примере таких событий и судеб автор сумел поднять многие важные проблемы нашей жизни.

В 70-е годы, наряду с переводом произведений казахских писателей, И.Салахов уделяет внимание и детской литературе. Такие его произведения, как "Новые приключения", "Не опустились, а возвысились", "История зеленого дома", "Покидая гнездо", "Невоспитанный ребенок", "Аристократ", "Печаль", "Первые шаги", "Материнская любовь" посвящены детям. Они также имеют автобиографический характер. В них И.Салахов изображает те жизненные события, которые происходили с ним или с его близкими, его детьми'.Шамилем и Камилем. В этих произведениях преследуются как воспитательные, так и эстетические цели. Автор знакомит юных читателей с повседневной жизнью, особенно с обычаями, природой, животным миром казахского народа, стремится воспитать в детях эстетический вкус. Что особенно ценно, знакомство с внешним миром часто преподносится через рас-

крытие внутреннего мира того или иного объекта, а не в форме внешней информации.

В 80-е годы, вместе с изданием повести "Стареет ли любовь?", поднимающей проблемы любви, нравственности, духовной чистоты, И.Салахов, поддавшись все усиливающемуся в литературе духу историзма, публикует очерки, посвященные истории кокчетавских татар, предреволюционной жизни татарских казаков, эпизоды борьбы за советскую власть в Казахстане в годы революций и гражданской войны. Здесь же автор рассказывает и историю своей жизни, полную тревог и драматизма. Мысленно обращаясь к пережитому в тюрьме и ссылке, основываясь на свои воспоминания, И.Салахов приступает к созданию романа.

Наряду с этим пишет статьи-воспоминания, посвященные истории создания произведения "Черная Колыма", отдельным эпизодам из личной биографии, делится своими размышлениями о жестокой эпохе. В этих зарисовках автор раскрывается как талантливый публицист.

После издания "Тернистого пути", впоследствии известного как книга под названием "Черная Колыма", некоторые материалы, не вошедшие в роман, увидели свет в виде отдельных очерков: "Огненная борода", "Сердечные раны", "Черные дни", "Ностальгия", "Ценный клад". Затем были опубликованы воспоминания о Г.Нигмати, Г.Ибрагимове, С.Атнагулове, Х.Туфане, С.Рафи-кове, Г.Гали, очерки "Три дива", "Испытание", "Узлы горя", "О молодости, окутанной в туман", основанные на личных переживаниях, семейных событиях.

И.Салахов в последние годы, вновь обращаясь к истории своих земляков, опубликовал публицистическое произведение "Татары Кокчетава", которое явилось важным источником и на-

чалом в уточнении истории формирования татар, живущих в Казахстане и в изучении жизни татар, живущих вдали от Родины.

Произведения И.Салахова, рассмотренные ранее, в целом говорят о накоплении им значительного творческого опыта. Все это позволило писателю И.Салахову перейти к основному жанру его творчества - к жанру романа. В нем он нашел свое подлинное место в литературе.

Вторая глава диссертации - "Ибрагим Салахов - романист" включает в себя три подраздела.

В первом подразделе в контексте с конкретными историческими условиями исследуются идейно-художественные особенности двух романов И.Салахова. ("В степях Кокчетава", "Черная Колыма").

Каждая историческая эпоха, продолжая и суммируя накопленные традиции, создает свои художественно-эстетические ценности, которые определяют степень художественности и зрелости данной литературы. Такие произведения одновременно являются главной книгой того или иного автора, вершиной его таланта, во многих случаях - итогом его жизни. Роман "Черная Колыма" (1988) является именно таким произведением, становится в татарской литературе 90-х годов крупным событием. В истории нашей литературы он по сей день остается явлением уникальным.

И.Салахов приступает к этому произведению, имея за плечами богатый опыт жизни и многие годы творчества. Продуманное и осознанное отношение к прошлому и настоящему, умение предвидеть будущее определяют горизонты таланта, глубину образного мышления писателя.

Роман И.Салахова "Черная Колыма" можно считать своеобразным итогом его многолетних литературных исканий и пережи-

ваний. Здесь писатель не только описывает тюремную действительность, бесправие народов, но и выносит суровой приговор антинародному сталинскому режиму и его наследникам - командно-административной системе.

И.Салахов в этом произведении развивает тему, освещенную еще в романе "В степях Кокчетава", увидевшем свет в 1965 году. Вследствие того, что в этом романе на первый план выдвинута тема освоения целины, произведение до сих пор в критике рассматривалось и оценивалось именно с этих позиций. На самом деле роман по своему содержанию двузначен.

Писатель, привыкший в годы заточения действовать осторожно, вынужден и в своих произведениях мыслить обдуманно. Поэтому первый творческий опыт в жанре романа "В степях Кокчетава" получился как бы двухслойным по содержанию. Желая высказать свою преданность идеологии того времени, И.Салахов берется за освещение темы освоения целины, широко разрекламированной тогда официальной пропагандой. Показ ее составляет, так сказать, верхний слой содержания произведения. В то же время, под маской лояльности официальной идеологии, автор, опираясь на личные переживания, обращает внимание на проявления несправедливости совет-ской системы, и повествование об этом составляет второй, внутренний пласт произведения. Несомненно, писателю ближе и важнее именно этот второй пласт. Идейно-эстетическая ценность книги, прошедшей испытание временем, также связана с ним. Таким образом, идея произведения "В степях Кокчетава" вливается в одну из тенденций, занявших место в татарской прозе 60-х годов. Речь идет о начале освещения в той или иной форме несправедливых сторон тоталитарной системы. В этой связи можно назвать также романы,

как "Жизнь не дается дважды" Э.Касимова, "Дочь Волги" Г.Аху-нова, "Весенняя зарница" М. Хасанова.

В диссертации дается анализ идейного содержания и художественных особенностей обоих пластов. В "В степях Кокчета-ва" основное внимание, в соответствии с авторским намерением, мы уделяем второму, внутреннему пласту. Данное произведение анализируется еще в сравнении с романом Н.Фаттаха "Джигиты остаются в степи" (1962).

В романе обращение автора к тем изменениям, которые происходят в степях Кокчетава, отнюдь не случайно. И.Салахов, чей взгляд на мир становится более глубоким и зрелым, начиная с 60-х годов, уже намного серьезнее относится и к творчеству. Писатель горит желанием еще более масштабно изобразить, шире объять жизнь в литературе. Зрелость мировосприятия усилило в нем стремление рассмотреть жизнь в историческом разрезе. Как известно, многие годы освоение целины рассматривалось как важный исторический акт, и в литературе оно должно было освещаться именно с такой точки зрения. Под влиянием официальных утверждений, постановлений, И.Салахов освещает освоение целины в историческом плане, то есть, стремится показать сегодняшнее в тесном сплетении и в сравнении с прошлым.

Во втором пласте произведения И.Салахов через образ Сайда Батталова всего в нескольких деталях, однако вполне впечатляюще, сумел передать все то, что пережил в годы культа личности как сам, так и народ в целом. Несмотря на то, что при создании образа С.Батталова роль автобиографического фактора велика и прототипом образа является сам писатель, И.Салахов в данном произведении, написанном в условиях 60-х гг., неполностью смог передать все пережитое им лично. В те годы не со-

зрели еще условия, при которых можно было бы сказать всю правду о культе личности. И.Салахов вынужден был писать о своих личных переживаниях (роман "Черная Колыма") " закрыв оконные дверцы, опустив шторы, заперев дверь". В диссертации достаточно места уделено истории созидания данного произведения.

Роман "Черная Колыма" в 1991 г. был переведен и на русский язык. В отличие от оригинала, русское издание на одну главу больше. В этой главе даются ранее уже опубликованные воспоминания автора, его ответы на многочисленные вопросы читателей.

В критике было немало суждений о жанре "Черной Колымы". В данном научном труде предпринята попытка определить жанр произведения на основе критических высказываний.

Роман И.Салахова "Черная Колыма" является первым произведением в татарской литературе, освещающим эпоху культа личности "открытым текстом", хотя в литературе других народов эта тема была уже довольно широко освещена. Так, в "Архипелаге ГУЛАГ" А.Солженицына, "Колымских рассказах" В.Шаламо-ва, романах "Слепящая тьма" А.Кестлера, "Дети Арбата" А.Рыбакова, а в татарской литературе вслед за И.Салаховым еще в произведениях "Давайте, помолимся" А.Гилязова, "Бедствие", "Страницы рабства" Г.Тавлина, "Мерзавец" Л.Бадикшана, "Проклятые этапы" Р.Карами, "Мост над адом" Р. Мухамадиева и других прозвучал суровый приговор тоталитарной системе. Роман И.Салахова занимает достойное место среди них, что дает нам возможность для сравнительно-сопоставительного анализа его творчества с творчеством вышеназванных писателей. При этом мы оперируем критическими статьями Ф.Галимуллина, Ф.Мицнулли-

на, А. Гилязова, А.Сахапова.

Роман "Черная Колыма" автобиографичен и основан на воспоминаниях писателя, который сам оказался жертвой культа личности и десять лет томился в сталинских тюрьмах и лагерях ГУЛага. Поэтому каждый эпизод или факт, описанный автором, воспринимается нами, несомненно, как показания очевидца преступления - геноцида против собственного народа, организованного режимом власти. И.Салахов смог раскрыть жестокую правду сталинской действительности. Истина - самое ценное в романе.

В диссертации значительное место отводится анализу образов данного произведения. Здесь рассказывается о многих знаменитых исторических личностях, таких, как Г.Ибрагимов, Г.Ниг-мати, М.Мутин, Р.Алкин, К.Наджми, Г.Мухаметшин, Г.Гали, Г.Камай, Г.Республиканец и других, описываются отдельные эпизоды тюремной и лагерной жизни, но всех объединяет образ самого автора и, конечно же, ненависть к тоталитарному режиму.

Через трагическую судьбу автора, других исторических личностей мы прослеживаем драму всего татарского народа, лучшие сыны и дочери которого были загублены в сталинских концлагерях. Одновременно автор показывает и то, как были осуществлены жестокие и бесчеловечные меры по уничтожению национального духа народа, его интеллектуального и духовного богатства, национальных обычаев и традиций.

В конце романа большое место уделено размышлениям автора о своей драматичной судьбе. В личной трагедии И.Салахов не винит одного конкретного человека. Здесь писатель как бы делает вывод, что виновата вся тоталитарная система, люди, которые воспитывались этой системой. И это - суть, идея романа.

Рассказывая о пережитом, И.Салахов ставит перед собой и цель предостеречь нынешнее поколение, чтобы подобное впредь не повторялось, призывает оглянуться назад, чтобы иметь ясное представление о сегодняшнем дне.

Главный урок романа "Черная Колыма" в том, что он учит смотреть в лицо жизни и правде, в том, что страшная конкретность бытия важнее любых идеологических концепций.

Во втором подразделе ( Историзм романа И. Салахова "Дубы углубляют корни": традиции и новаторство ) мы рассматриваем роман И.Салахова "Дубы углубляют корни". Этот подраздел посвящен сравнительно-сопоставительному анализу данного романа с другими,так называемыми "историко-революционными" произведениями татарской литературы, а именно, романами и повестями "Наши дни", "Сказание о красных цветах" Г.Ибрагимова, "На заре" Ш.Камала, "Мать", "Мухаджиры", М.Галяу, "Весенние ветры" К.Наджми, "Тропа пешехода" Ф.Хусни, "Дорога легиона" Ш.Ус-манова, "Незабываемые годы" И.Гази и др.

Роман И.Салахова "Дубы углубляют корни" в освещении историко-революционного прошлого продолжает традиции перечисленных выше произведений. И.Салахов объял историческую эпоху, изображенную в вышеназванных произведениях татарской классики. Писатель освещает прошлое исходя из классовой позиции, то есть, изображает пробуждение классового сознания героя под воздействием несправедливой жизни, становление данного героя на путь классовой борьбы. В этом роман "Дубы углубляют корни" идейно перекликается с предшествующими ему произведениями. Однако он имеет и существенные отличия.

Роман, встреченный критикой противоречиво, является первым произведением татарской литературы, в котором историчес-

ки правдиво отражена борьба татарских казаков за установление Советской власти в Казахстане.

Как известно, судьба казахского народа в годы революции и гражданской войны нашла художественное отражение в казахской литературе, в частности, в мемуарно-автобиографическом романе С.Муканова "Школа жизни", а также в "Тернистом пути" С.Сейфуллина. В отличие от них И.Салахов поставил другую задачу - изобразить исторический путь татарских казаков в переломные моменты истории. Замысел автора - воссоздать широкую панораму народной жизни, показать*как переломные моменты в жизни общества становятся причиной, приводящей народные массы в сложнейшее движение. "Дубы углубляют корни" - роман, который дает широкую картину жизни казахского общества: в нем мы видим, с одной стороны, казахскую степь и трудовых людей, обреченных на бесправное и жалкое сущестствование при самодержавной власти, представителей господствующих классов и царизма, совместно гнетущих трудовой народ, с другой, автор показывает, как постепенно переполняется чаша народного горя и нарастают гнев и протест.

События в романе играют двоякую функцию: они сами по себе интересны как отражение подлинной истории татарских казаков. Кроме того, они несут в себе судьбы героев романа, являются почвой формирования народного характера.

И.Салахов смог красочно описать природу казахской деревни, нравы и обычаи, труд и праздники, вековые традиции и быт дореволюционной жизни; сумел запечатлеть в событиях, человеческих характерах и судьбах целые вехи народной истории.

У автора своеобразный композиционный прием: каждого героя он вводит в повествование с отступлением в его прошлое.

Это дает нам возможность видеть процесс формирования данного характера героя, понять причины тех или иных его поступков.

Действующие лица романа, как было принято в советской литературе, в зависимости от характера поступков, образуютсис-тему положительных и отрицательных персонажей: первые - с трудящимися и за трудящихся, вторые - с эксплуататорами, которые с отчаянием гибнущих стремятся удержать старые порядки.

Главный герой романа - историческая личность, Гусман Абдрашитов. Исключительная честность, человечность, смелость и другие его черты вызывают у читателя чувство уважения к не-му.Это чувство усливается еще больше, когда убеждаешься в максимальном совпадении всего того, о чем рассказывается в книге с фактами истории. В одной из своих статей И.Салахов писал о личном знакомстве с Г.Абдрашитовым, который умер в 90 лет. Писатель вспоминает, что он часами беседовал с этим героем, обсуждая переломные моменты истории Казахстана. И как видим, рассказы Г.Абдрашитова легли в основу романа "Дубы углубляют корни".

Перед взором читателя, как и в романе К.Наджми "Весенние ветры", проходит жизнь трех поколений семьи Абдрашитовых: бедный казак - старик Джафратил, его дочь Амина, покорная своей судьбе, ее сын Гусман, восставший против несправедливых порядков жизни.

Написанный в духе советской идеологии, роман рассказывает о том, как крайне угнетенное состояние населения, народное горе, голод и холод, звериная жестокость богачей обостряют классовую борьбу, которая постепенно приобретает всеобщий непримиримый характер. В эту борьбу, естественно, вовлекается и молодежь, в том числе и Г.Абдрашитов. После разгрома

интервентов и внутренних контрреволюционных сил, герой романа выступает в рядах борцов против остатков белогвардейских банд, за укрепление Советской власти в казахской степи. Жизненный путь Гусмана в произведении представлен как процесс становления и возмужания нового героя советской системы, показ которого считался важнейшей задачей советской литературы.

В романе с большой симпатией изображен образ Сабира Шарипова, являющегося также исторической личностью.

Писательское внимание сосредоточено на показе его кипучей революционной деятельности, легендарных поступков в борьбе за новую жизнь.

С.Шарипов - личность знаменитая. Он • ученый, писатель, государственный деятель, революционер, воплощение благородства, преданности трудящимся, народу.

При создании образа С.Шарипова, по словам И.Салахова, взяты те черты, которые были присущи герою на самом деле. Вместе с тем литература не допускает простого копирования действительности, поэтому вымысел необходим писателю даже при показе исторических личностей.

В создании образа Сабира Шарипова, наряду с использованием большого количества фактического материала, автор активно обращается и к своей фантазии, особенно при раскрытии духовного мира героя.

Как видно из источников, не вошедших в роман, судьба С.Шарипова заканчивается трагически. Посвятив всю свою жизнь борьбе за светлое будущее, он, в конечном этоге, погибает в сталинских тюрьмах.

В романе с большой любовью воссозданы образы боевых соратников С.Шарипова - родных братьев Карима и Хамита Су-

тюшевых, Д.А.Ушакова, Мадины, Г.Майкотова, Ирченко и других. Они предстают перед читателем такими, какими были на самом деле - энергичными, сильными, готовыми на любые жертвы бойцами революции. Всех их объединяет общая цель - отстоять завоевания революции.

Одной из особенностей романа является обилие в нем эпизодов и действующих лиц, которые появляются на страницах произведения по мере развития событий, что, по нашему мнению, и определило неодинаковую степень художественной обрисовки их характеров. Запоминающимися оказываются те из них, которые являются непосредственными участниками важнейших событий. Таковы,например, старик Джафратил со своей драматичной судьбою; живой, энергичный, молодой, но не сразу нашедший себя Багау; старик Нарсия -большой знаток исторических и других преданий; мечтательный, мастер на выдумки Иркатай; добрая и искренняя Зифа; строгий, но справедливый Лачынбай и др.

В романе немало внимания уделяется показу и отрицательных персонажей, являющихся представителями господствующего класса. Это прежде всего Калимулла бай, его сын, бездельник Галимулла, спесивый невежда И.В.Орлов, Верблюд Иван, А.Алиев, Сиражетдин мулла и др. Исходя из классовых убеждений автора, они изображены всем своим существом враждебными народу.

Роман И.Салахова "Дубы углубляют корни" выделяется простотой и непосредственностью стиля, точной речевой характеристикой действующих лиц, часто являющихся историческими личностями, своеобразием изображаемого материала. Эти и другие особенности произведения подробно, на конкретных примерах раскрыты в диссертации.

-20В своих произведениях И.Салахов часто обращается к воспоминаниям о прошлом. Это, в свою очередь, дает писателю возможность рассмотреть разные эпохи и поколения в единстве и преемственной связи. В этом смысле его роман "Дубы углубляют корни" можно рассматривать в сопоставлении с такими уже проанализированными нами произведениями, как "В степях Кок-четава" и "Черная Колыма", так как и в них находят отражение разные, переплетенные между собой трагические события и явления XX века. В то же время эти произведения в освещении сложного исторического этапа в жизни народа и страны дополняют и обогащают друг друга.

В целом, в романах И.Салахова через изображение судеб разных социальных групп и слоев татар находит отражение сложный и полный драматизма путь нашего народа в XX столетии. И этот путь писатель часто изображает на примере судеб отдельных исторических личностей.

Третий подраздел называется "Жанровое и поэтическое своеобразие романов И.Салахова".

Говоря о художественной значимости романов И.Салахова и о том новом, что принес он в татарскую литературу, мы, в первую очередь, имеем в виду творческую реализацию приы-ципа историзма. С другой стороны, именно этот принцип стал для нас основным критерием при анализе романов и помог определить талант, художественное мастерство писателя, идейно-эстетическую ценность его произведений.

Своеобразие произведений И.Салахова критика склонна больше объяснять воздействием на писателя традиций его родной земли (писатель родился в Казахстане), то есть, считают, что художественное мышление автора, языковые и стилистичес-

кие средства - все это порождено казахскими степями. Действительно, И. Салахов обогащает татарскую литературу своеобразием жизненного материала своего творчества, характерными поисками и находками в художественном воплощении этого материала.

Разнообразие изображаемой действительности побудило автора обращаться к разным романным формам. Так, "В степях Кокчетава" можно назвать социально-психологическим романом. Подобная форма произведения в определенной мере обусловлена раскрытием сложной судьбы и непростого духовного мира главного героя Сайда Батталова.

Жанровое своеобразие названного романа связано самым непосредственным образом и с существующими в нем конфликтами. Интерес писателя к противоречивым взаимоотношениям между личностью и системой, к неоднозначным отношениям между персонажами обусловлен в значительной мере его повышенным вниманием к человеческой судьбе. Эта проблема разрешается автором, в частности, через изображение сложной линии любви Сайда и Гайши, показанной в тесном сплетении с крупными общественными событиями, которые происходят в стране.

Что касается романа "Черная Колыма", то он носит хроникально-документальный автобиографический характер.

В центре "Черной Колымы" - образ самого автора. Он исполняет роль активного организатора сюжета, построенного на автобиографических моментах. Однако было бы далеко неполным считать, что автором в романе ставилась цель создать только свой образ. Он показывает еще немало таких героев, которые пережили судьбу, схожую с судьбой самого автора. Образы этих героев одновременно содействуют воспроизведению исто-

рической действительности.

Роман полон деталями и красками, характеризующими духовный мир, "образ жизни" репрессированных.

Эпизод за эпизодом автор раскрывает пережитое в тюрьмах-лагерях через реальные жизненные картины. Как свидетель, раскрывая жестокую правду лагерей, И.Салахов, однако не поддается личным чувствам, предстает перед читателями как сторонник объективно реалистического повествования.

Вместе с тем все изображенное в романе представлено через восприятие автора, пронизано мыслью художника.

Роман "Дубы углубляют корни", занимающий важное место в творчестве И.Салахова, отличается от других его произведений своей структурой, темой, системой образов, стилем. Он относится к жанровой форме, которая в свое время называлась "историко-революционным" романом. Как положено произведению подобной формы, роман от начала до конца пропитан духом непримиримой классовой борьбы.

Данное эпическое произведение, широко охватывающее жизнь татарских казаков в переломное историческое время, можно отнести к жанру романа-эпопеи. Одновременно роману присуща историческая хроникальность.

Историческую и литературно-эстетическую силу, композиционную структуру и построение сюжета романа "Дубы углубляют корни" определяют драматические события, идея революционно-классовой борьбы. Конечно, то, что в центре произведения образы исторических личностей , в значительной степени определяет структуру романа.

Писатель досконально изучил объект изображения, руко-водствовуясь принципом историзма, художественно отразил че-

ловеческие судьбы на поворотах истории, проник во взаимосвязь истории и человека.

Согласно жанровой природе произведения И.Салахов оперирует чаще всего событиями историческими, достоверными, имеющими точное время, место.

При воплощении образов героев автор использует конкретные детали, объясняющие не только индивидуальные признаки, но и их социальную принадлежность. Кроме того, он делает отступления, рассказывает предысторию почти каждого персонажа, а затем возвращается к его нынешней жизни, стремясь, таким образом, к более полной характеристике.

Произведения И.Салахова обращают на себя внимание и стилевыми особенностями. На поэтику его романов в какой-то степени оказывает влияние и жизненный материал. Например, в романе "В степях Кокчетава" весьма ощутимы любовь и уважение автора к казахскому народу, его образу жизни и традициям. Поэтому этнографические детали и средства, умело использованные И.Салаховым, придают произведению своеобразное звучание и пафос, присущие казахскому народу.

И.Салахов в своих романах уделяет важное внимание изображению природы. Особый интерес писателя к этому первозданному миру обусловлен не только осознанием им его незаменимой роли в жизни человека и всего общества. Явления природы, с другой стороны, в произведениях И. Салахова выполняют и художественно-познавательную и изобразительную функцию. С их помощью автор образно и впечатляюще отражает мысли и переживания героев, картины реальной жизни, одновременно они становятся своеобразным средством характеристики персонажей.

Еще одним важным поэтическим источником в романах И.Са-

лахова являются шедевры народного творчества. Хотя писатель стремится к многоцелевому их использованию, однако они более активно и эффективно применяются автором при отображении национального своеобразного духовного мира героев и вообще всего народа. Кроме того, в романе "Дубы углубляют корни" в этих целях умело используется разговорный язык местного населения, который изобилует мишарскими, казахскими и русскими словами.

В целом, романная форма позволила И.Салахову творчески возмужать и совершенствоваться. Из произведения в произведение он все шире и эффективно используетвозможности"генераль-ного" жанра прозы для всестороннего и углубленного показа жизни героя в преемственной связи настоящего и прошлого.

В заключении подведены итоги исследования и роль И.Са-лахова в истории татарской литературы, намечены возможные перспективы дальнейших исследований.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Уткэннэр авазы II Казан. -1994. - N 5-6. -102 -1136.

2. Язмыш Ьам иэцат // Казан утлары. -1995. N 4. -175-1796.

3. ИбраИим Салахов II Ялкын. -1995. - N 11. - 20-23 б.

4. Сынап карау... II Сеембикэ. -1995. N 12. - 20-24 б.

5. ИбраГшм Салахов II Казан утлары. -1986. N 5. -140-1496.

6. Галимжан ИбраИимов Ьэм ИбраЬим Салахов II ШэИри Казан. -1997, 25 март, 3 б.

7. Нигезен какшаттылар II Казан утларь