автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Предромантизм в русской поэзии конца XVIII-начала XIX веков

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Гаврилкова, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Предромантизм в русской поэзии конца XVIII-начала XIX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гаврилкова, Ирина Николаевна

I. Введение.

II. Глава 1. Предромантизм как литературная и эстетическая система.

II. 1. Вопрос о предромантизме в современном литературоведении.

II. 2. Историко-литературные предпосылки возникновения предромантизма в России. Взаимодействие русской и западноевропейских литератур конца XVTII-начала XIX веков.

II. 3. Поэтика эстетика предромантизма.

III.

Глава 2. Истоки предромантизма и русский классицизм.

III. 1. Элементы предромантизма в творчестве

М.В. Ломоносова: «личностные» мотивы, мотив «ночи».

III. 2. Явления предромантизма в творчестве М.М. Хераскова: темы дружбы и добродетели в понимании М.М. Хераскова, тема времени и мотив «ночи», национально-историческая и философская проблематика.

III. 3. Новое художественное видение мира в творчестве Г.Р. Державина: отступление от жанровой природы оды, национально-исторические мотивы, влияния Горация, Юнга, Оссиана на творчество Г.Р. Державина.

IV. Глава 3. Рассвет русского предромантизма.

IV. 1. Творчество М.Н. Муравьева середины 70-х годов как новый путь поэзии второй половины XVIII века. Трансформация жанра оды в творчестве М.Н. Муравьева.

IV. 2. «Легкая поэзия» М.Н. Муравьева.

IV. 3. Баллады М.Н. Муравьева.

IV. 4. Переходный характер творчества С.С. Боброва: тема смерти и скоротечности времени.

IV. 5. Элементы романтического метода в творчестве

Г.П. Каменева: кладбищенская и пейзажная лирика, черты народной поэзии.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Гаврилкова, Ирина Николаевна

За последние три десятилетия в отечественной и западноевропейской литературоведческой науке явно проступают тенденции к рассмотрению романтизма в сложных взаимоотношениях с различными эпохами.

Накопление фактического материала разных национальных литератур сделало возможным изучить романтизм в общеевропейском контексте общественного и культурного развития с учетом динамики внутреннего движения каждой страны, а также специфики межнациональных контактов.

Заметной тенденцией в исследовании художественного своеобразия романтизма можно считать теоретическое осмысление сложных вопросов об исторических границах, непрерывности и прерывности и о национальных особенностях романтизма как литературного направления.

Собран огромный и перспективный материал для сравнительно-исторического изучения литературных процессов, сделана серьезная попытка его научного анализа и систематизации в трудах ученых многих стран.

На рубеже 18-19 вв. в большинстве стран Европы (включая Россию) на смену классицизму приходит романтизм. Этот общеизвестный факт, однако, при внимательном рассмотрении нуждается во многих разъяснениях.

Проблема перехода от Просвещения к романтизму имеет множество аспектов. Но все романтики по сути своего мировосприятия шли путями, отличными от просветителей, они открывали новые подходы к жизни, они ощущали исчерпанность самой логики мысли 18 века, ее метафизичность. Жизнь оказалась сложнее, она не укладывалась в те рационалистические конструкции, которые, казалось, так убедительно обосновывали просветители.

Критика просветительских принципов началась уже в литературе так называемого предромантизма.

Вопрос о предромантизме - один из самых запутанных в нашем и зарубежном литературоведении. Самый термин не однозначен. Чаще всего он применяется для обозначения художественного опыта ряда английских писателей второй половины 18 в. Однако к этому термину прибегают и при характеристике некоторых поздних просветителей, в творчестве которых обнаруживаются идеи, образы, мотивы, в той или иной мере предвосхищающие открытия романтиков. Анализ предромантизма не представляется возможным без учета современного состояния науки о сентиментализме и романтизме в русской и западноевропейских литературах, особенностей развития этих направлений и специфики их бытования в различных национальных литературах. Исследователи, занимающиеся данной проблемой, отмечают ее сложность, многоплановость. Так, М.А. Арзуманова пишет, что «сам сентиментализм не является единым течением, отсюда вытекает необходимость его серьезного изучения во всей его исторической сложности и неоднородности» [Арзуманова, 1967, 21]. Проблема единства сентиментализма как литературного направления, не подверженного другим влияниям, сложна и требует особого рассмотрения.

Нередко понятие «предромантизма» переносится на явления сентиментализма, в частности на творчество немецких писателей «Бури и натиска». Постоянно сближают понятия «предромантизм» и «сентиментализм» историки русской литературы. «Романтизм конца 18 - начала 19 века вырастал не из сентиментализма как такового, а из этого общего предромантического литературного движения, где сентиментализм был одним из наиболее заметных идейно и эстетически оформленных течений», - пишет A.C. Курилов [Курилов, 1981, 263].

В перечисленных случаях речь идет о совершенно разных явлениях, хотя используется один и тот же термин «предромантизм».

В отечественном и зарубежном литературоведении проблемы предромантизма вызывали и продолжают вызывать огромный интерес исследователей. Но общей концепции, целостного представления о поэтике и эстетике этого литературного явления так и не выработано.

В основе выбора темы лежало следующее гипотетическое предположение: т.к. в современной литературоведческой науке к настоящему времени не сложилось четкого мнения о предромантизме (самостоятельное литературное направление - переходный период в литературном процессе - отождествление с предшествующим и последующим направлениями), то в процессе анализа творчества определенного круга авторов можно получить представление о предромантизме как литературном явлении конца 18 - начала 19 вв. в русской поэзии.

Мы выбрали для анализа литературную деятельность поэтов, чье творчество может стать показательным в рассмотрении вопросов, связанных с трансформацией литературного процесса в интересующем нас аспекте.

Это исследование должно было:

1) показать наличие в русской поэзии указанного периода процесса формирования определенной эстетической системы, вызвавшей закономерный переход от одного литературного направления - сентиментализма - к другому -романтизму.

2) выявить специфику поэтики и эстетики предромантизма в русской поэзии конца 18 - начала 19 вв., ее связь с западноевропейской поэзией.

Актуальность работы определяется тем, что творческая деятельность некоторых представителей русского классицизма и сентиментализма рассматривается нами с точки зрения наличия в ней ранних романтических веяний, что подчеркивает планомерность смены одного литературного направления другим.

По признанию большинства ученых, ближе всего к исследуемой нами проблеме находятся произведения М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова, С.С. Боброва, Г.П. Каменева, чьи сочинения анализируются в диссертации. Элементы предромантизма присутствуют в творчестве М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

Таким образом, объектом исследования в работе стали поэтические произведения конца 18 - начала 19 вв. Материалом послужили литературные журналы этого периода, академические издания полных собраний сочинений М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, М.Н. Муравьева, В.А. Жуковского. Анализ текстов проводится на основе авторитетных научных изданий. Непосредственным предметом исследования стали основные темы предромантизма, типы видения действительности в эту эпоху, зависимость искусства от истории, связи русской литературы с литературами западноевропейскими.

В работе была поставлена цель: проследить истоки предромантизма, его место и роль в историко-литературном процессе конца 18 - начала 19 вв. Указанная цель определила постановку исследовательских задач:

1) изучение текстов указанного периода и их анализ с последующим выявлением поэтики предромантизма;

2) выявление специфических черт русского предромантизма ;

3) определение круга явлений западноевропейской литературы, влиявших на историко-литературный процесс в России;

4) разработка теоретических положений, определяющих круг понятий поэтики и эстетики предромантизма.

Задачи определили выбор методов исследования: историко-генетический, типологический, сравнительно-сопоставительный, метод наблюдения, элементы структурного анализа. Использован метод наблюдения и сравнительно-сопоставительный метод.

Научная новизна состоит в том, что впервые была осуществлена попытка систематизации научных знаний по данной проблеме и теоретического обоснования явлений предромантизма на основе проанализированного практического материала.

Также впервые рассматривается поэзия классицистов с точки зрения наличия в ней тенденций, связанных с началом крушения этого метода.

Теоретическая значимость определяется тем, что материалы диссертации вводят в научный обиход новую информацию, выявленную на базе текстологического анализа, о поэтике и эстетике предромантизма как переходного явления в литературном процессе России. Эти данные могут заинтересовать специалистов, участвующих в разработке самых разнообразных литературных аспектов данного периода: методологии, поэтики, литературных связей, текстологии и др.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания истории русской литературы, в частности, литературы 18 и 19 вв., истории зарубежной литературы, а именно английской литературы 18 в., а также в процессе преподавания культурологии, философии, эстетики. Материал и выводы диссертации могут быть использованы при проведении спецкурсов по русской и английской литературам 18 века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исходя из того, что предромантизм в России проявился не столь ярко, как в странах Западной Европы, и в творчестве лишь определенного круга авторов, среди которых не представляется возможным выявить хотя бы единственного представителя, четко следовавшего только традициям предроман-тизма, мы будем рассматривать предромантизм как переходное явление.

2. Традиционную тематику, проблематику и поэтику западноевропейского предромантизма следует считать основополагающей для русского предро-мантизма.

3. Зарождение ранних романтических веяний обнаруживаем уже в недрах классицизма.

Апробация. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Брянского государственного университета, на научных конференциях Московского государственного университета (1999-2000 г.), Екатеринбургского государственного университета (2003 г.).

По теме имеется 3 публикации.