автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Творчество Н. В. Гоголя и традиции религиозно-учительской культуры
Текст диссертации на тему "Творчество Н. В. Гоголя и традиции религиозно-учительской культуры"
• ; ~ ■■ с: к,-)
Российский государственный педагогический университет
имени А.И.Герцена
На правах рукописи ГОНЧАРОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ И ТРАДИЦИИ РЕЛИГИОЗНО-УЧИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
10.01.01 русская литература Диссертация
на соискание учёной степени доктора филологических наук
:п.::пе:1Е- от " |£." ..........г.,. г-:
ученую стгп-зг:ъ .
ик упраь
С.-Петербург 1997
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................4-12
ГЛАВА I. РОМАНТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА И МИФОЛОГИЯ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ГОГОЛЯ........................................................12-93
1.1.Метафизический аспект "тишины" и "молчания"................................15-32
1.1.1. Великий Полдень и "мрак непробудной ночи "..................................24-28
1.1.2. Божественная ночь.............................................................................28-31
1.1.3. Зов Тихой Вечности...........................................................................31-32
1.2. Мистические аспекты семантических комплексов "сон-душа", "любовь-семья", "мужское-женское" в раннем творчестве Гоголя............33-63
1.2.1. "Ганц Ктохельгартен": путешествие и брачный сюжет.....................37-40
1.2.2. "Вечера на хуторе близ Диканьки": ущербные семьи и сакраль-ность любви.................................................................................................40-57
1.2.3. Майская ночь, или утоПЛЕННИЦА........................................... ....57-63
1.3. Аннигиляция сюжетно-мотивного комплекса "Вечеров на хуторе
близ Диканьки": тайна "Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки" ....64-94
1.3.1. Модель заглавия и именная структура текста..................................66-73
1.3.2. Сон и возвращение в Могилев. Шпонька и великий грешник "Страшной мести".......................................................................................73-77
1.3.3. "Свой" и "чужой" мир Шпоньки, "кроткой и доброй души", "негодяя" ученика и "гадкого " младенца..........................................................77-84
1.3.4. Бессмысленность наррации и апофатическая стратегия..................84-86
1.3.5. Обрядовая мифоиоэтика и антибиография Шпоньки.....................86-
9Д4
ГЛАВА II. РЕЛИГИОЗНО-УЧИТЕЛЬНАЯ ПОЭТИКА И НЕГАТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ГОГОЛЯ (От петербургских повестей к "Мертвым душам").................................................................................95-165
2.1. Гоголевский текст и "духовное око"...................................... . .96-113
2.2. Поэтика и идеология Гоголя в контексте учительной традиции
(от петербургских повестей к "Мертвым душам")................................. 114-114
2.2.1. Символико-алле! орический метод Сковороды и поэтика Гоголя.............................................................................................................. 115-136
2.2.2. "Внешний" и "внутренний человек".............................................. 136-141
2.2.3. Анекдот-притча о носе и "внешнем человеке" Платоне Кузьмиче Ковалеве.............................................................................................. 141-145
2.2.4. Сакральность места, должности, поприща и поиски "внутреннего человека". "Я брат твой'1................................................................. 145-165
ГЛАВА III. КАТЕГОРИЯ "МЕРТВОЙ ДУШИ" И УЧИТЕЛЬНАЯ РИТОРИКА............................................................................................ 166-202
3.1. Формула "мертвая душа" и ее контексты.........................................170-177
3.2. Учительное слово и мифологизация................................................ 177-192
3.3. Приход Антихриста.......................................................................... 192-2.02
ГЛАВА IV. ОТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ К ДУХОВНОЙ........ 203-245
4.1. Второй том "Мертвых душ": движение к проповеди...................... 205-206
4.1 Л.Рай, Божий сад и "новый монастырь"........................................... 206-210
4.1.2.Назначение человека и теология труда-поприща "управителей у
Бога"........................................................................................................ 210-216
4Л.З. Праведное богатство............................................................. 216-217
4.1.4. Риторика проповеди и утопия слова............................................ 218-225
4.2. "Выбранные места" и "Авторская исповедь" в контексте учительной культуры............................................................................................ 225-245
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................... 246-250
ПРИМЕЧАНИЯ..................................................................................... 251-311
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Гоголя долгие годы изучалось преимущественно в контексте литературы и культуры нового времени как русской, так и западноевропейской. Необходимость такого подхода неоспорима. Он обнаружил и прояснил важнейшие черты поэтического мира Гоголя в сопоставлении с романтическими, нравоописательными жанрами, темами, мотивами, отдельными приемами литературы первой трети XIX в., определил место и роль Гоголя в контексте русской общественной мысли 30-40-х гг. И все-таки он далеко не исчерпал всех возможностей описания культурных сфер и инстанций, порождающих идеологию и поэтическую систему Гоголя, определяющих связь его творчества с национальными духовными традициями. По идеологическим соображениям десятилетиями был наложен негласный запрет на изучение творчества Гоголя в контексте религиозно-учительных традиций даже на том материале ("Выбранные места из переписки с друзьями" и др.), который многое говорил о себе сам, поскольку прямо связывал русскую культуру и литературу с христианством.
Последнее десятилетие кардинальным образом развернуло русскую литературу и культуру нового времени к ее духовным истокам, в отечественном литературоведении стало формироваться научное направление, связанное с осмыслением широкого спектра проблем преемственности и соотношения светской и религиозной культур в эпоху нового времени (П.Бухар-кин, И.Есаулов, В.Котельников и др.). Немыслимые еще 10-15 лет назад коллективные исследования на тему "Евангелие и русская литература нового времени" или "Христианство и русская литература", сегодня стали привычными темами конференций и монографических исследований1.
Вообще, вопрос о дидактизме русской литературы и ее связях с различными учительными системами, церковной и внецерковной религиозностью, вопрос о соотношении идеологии и поэтики и шире - вопрос о соотношении духовной и светской культуры в эпоху нового времени требует
целого корпуса серьезных исследований. В последние годы эта фундаментальная проблема начинает постепенно обретать свои осязаемые черты и становится одной из актуальнейших задач современной истории и теории литературы, что и определяет общую актуальность исследования, которое лежит в русле тенденций современного историко-литературного и теоретического литературоведения.
Важнейшей предпосылкой теоретического осмысления проблемы становится исследование литературного творчества писателей, в ряду которых Гоголь занимает важнейшее место. Мысль о том, что его творчество связано с религиозно-учительной традицией сформировалась давно, и сегодня ее можно считать общепринятой. Изучение Гоголя как писателя религиозного типа особенно активно формировалось в начале XX в. (А .Волынский, М.Гершензон, В.Зеньковский, К. Мочульский, Дм.Чижевский и др.) именно как традиция изучения христианской идеологии Гоголя. Сегодня она оказалась востребованной и актуальной. Именно поэтому динамика исследования его творческой и жизненной биографии в последние годы последовательно ориентировалась на включение Гоголя в контекст христианской культуры (Л.Амберг, Е.Анненкова, Ю.Барабаш, П.Бухаркин, М.Вайскопф, И.Виноградов, В.Воропаев, А.Гольденберг, И.Есаулов, Р.-Д. Кайль, В.Котельников, В.Кривонос, Е.Смирнова, Л.Тикош, Г.Хьетсо, Х.Шрайер, С.Шпикер и др.). Стало очевидным, что без учета этого контекста невозможно понимание "таинственного гиганта" (Д.Чижевский). И если раньше христианская культура учитывалась практически только применительно к позднему творчеству, а именно - к "Выбранным местам...", в которых религиозная проблематика составляет основу рассмотрения всех вопросов, то в последние годы она стала постепенно составлять необходимый контекст зрелого и даже раннего творчества писателя. Это существенно стало менять представление о динамике творческого пути Гоголя и особенностях его поэтической системы, исследование которых в контексте религиозно-учительной культуры является актуальной проблемой современного гоголеведения.
В свое время открытая тематизация религиозно-церковных аспектов в письмах 40-х гг., "Выбранных местах...", "Авторской исповеди" и других текстах писателя породила концепцию, согласно которой творчество второй половины 40-х гг. резко противопоставлялось более ранннему творчеству как столкновение художества и религиозно-дидактической тенденции. При внешней очевидности такой схемы в последнее время она претерпевает существенные корректировки теперь уже в пользу гармоничного соотношения раннего и позднего Гоголя: позднее творчество рассматривается как логический итог развития, в котором нет кардинального отхода от ранних творческих принципов. Разумеется, проблема заключается не в том, чтобы примирить раннего и позднего Гоголя и связать две точки пути прямой линией христианского восхождения. Гораздо важнее попытаться исследовать само движение на уровне изменений его поэтической системы, соотносимой с религиозно-мистическими интенциями различного порядка, многоликой религиозно-учительной культурой, которая вдохновляла писателя не только идеологически, но самим способом мышления и словесного оформления, иначе говоря, своей риторической практикой, имевшей для Гоголя важнейшее значение. Решение этой задачи важно не только в отношении к его поэтике, но через неё позволит более конкретно говорить и о сложной природе религиозности писателя. В связи с этим следует отметить продуктивность подходов, ориентированных на анализ поэтической системы Гоголя и учитывающих идеологический аспект отношений в тесной связи со словесной природой религиозно-учительной культуры, ее особой риторикой и литературностью. Круг таких работ в последние годы заметно увеличился (Е.Анненкова, С.Бочаров, П.Бухаркин, М.Вайскопф, А.Гольденберг, И.Есаулов, В.Кривонос, С.Шпикер и др.), при этом знаменательно стремление к анализу конкретных аспектов сопоставления (с евангельскими притчами, древнерусскими дидактическими жанрами, гностическими сюжетами и мотивами и т.д.). Однако еще нельзя сказать, что достаточно полно и целостно описана поэтическая система Гоголя в обширном контексте различ-
ных религиозно-мистических традиций, что определены дискурсивные инстанции, трансформированные в нарративную стратегию писателя и определяющие важнейшие черты его поэтики.
Проблема осложняется и тем, что до сих пор не очерчен достаточно полный круг религиозно-учительных контекстов и традиций, возможных аспектов их анализа, актуальных для творчества Гоголя. И если общие духовные устремления религиозно-учительной культуры, определяющие основные черты гоголевского мировосприятия, его жизнетворческие задачи, тип писательского и бытового поведения, освещены в гоголеведений значительно больше, то особенности поэтической системы (не только на уровне темы и сюжета), художественная антропология Гоголя в контексте религиозно-учительных и мистических традиций только начинают описываться. Это связано с тем, что не отработаны анализ и интерпретация, предметом которых является "перевод" идеологии, религиозно-учительного дискурса в поэтическую систему. Это одна из фундаментальных историко-литературных и теоретических проблем не только современного гоголеведения, но и вообще русской литературы.
Каково соотношение религиозного миросозерцания Гоголя, пронизанного мистическими интуициями, и его художественного творчества? Как и на каких уровнях оно отражается в поэтической системе? Влечет ли это за собой особую концепцию человека и особые способы его изображения? Как на уровне поэтической системы Гоголя происходил переход от художественной прозы к духовной, в чем заключаются литературные особенности "Выбранных мест..." и "Авторской исповеди? Целый ряд проблем возникает при соотнесении религиозно-учительной системы с фольклорно-ми-фологической в творчестве Гоголя. Это соотношение также практически не исследовано и неизбежно встает перед исследователями его творчества. Поэтому многоуровневые связи поэтики Гоголя с религиозно-учительной культурой, отдельными аспектами фольклорно-мифологической традиции, его художественная антропология, взятые в общей динамике его твор-
чества, стали в диссертации главным предметом анализа. Ориентация на решение этих проблем в широком религиозно-учительном контексте определяет научную новизну диссертационного исследования, которая дополняется новизной подхода к анализу романтических текстов.
Используемое в работе понятие "религиозно-учительная культура" прежде всего призвано сменить господствующую многие десятилетия парадигму Гоголя-сатирика, которая искусственно сужала и упрощала сложнейшие интенции писателя. Оно связывается в диссертационном исследовании не только с патристикой и древнерусской учительной литературой, но и с религиозно-мистической культурой нового времени. Употребляемое понятие подразумевает чрезвычайно разнородный "идеологический мир", который не замыкается в пределах религиозно-церковного движения, но и включает в себя внецерковную религиозность и дидактику народной культуры.
Следует специально оговорить, в каком смысле используется в работе понятие "традиция". Когда исследование ставит своей целью показать логику развития литературного процесса или определенной сферы культуры, тогда традиция понимается и рассматривается как историческая цепь логических закономерностей и трансформаций, связывающих преемственностью предшествующее и последующее. В таком случае принцип историзма становится общей методологической базой исследования. В данном случае традиция понимается не с точки зрения развития религиозно-учительной культуры, приведшей к рождению Гоголя и в нем результирующей один из моментов своего существования. Перспектива здесь иная - от Гоголя в глубь культуры. В таком случае художественное сознание писателя соотносится с традицией как континуальным пространством культуры, для которого диахрония не релевантна и актуальна в своем единовременном присутствии, иначе говоря - синхронном виде.
Материалом исследования стало творчество Гоголя от эпохи "Ганца Кюхельгартена" и "Вечеров на хуторе близ Диканьки" до "Выбранных
мест..." и "Авторской исповеди", которые в зависимости от аспекта анализа рассматриваются с учетом различных религиозно-мистических и учительных традиций и контекстов: от сочинений св. отцов до мистики предроман-тической эпохи. В центре нашего внимания были художественные тексты писателя и тексты духовной прозы, так как именно с ними в наибольшей степени связана актуальная проблема исследования соотношения идеологии и поэтики. По мере необходимости привлекается весь корпус сочинений писателя, в том числе его письма.
Творчество Гоголя мыслится нами в парадигме романтизма (с учетом его трансформации), и общей методологической посылкой диссертационного исследования послужил аргументированный тезис В.М.Жирмунского о том, что "романтизм является своеобразной <...> формой развития мистического сознания"2. Актуализованное в культуре романтизма влиянием античного платонизма и неоплатонизма, средневекового и более позднего мистицизма разного толка, мистическое сознание оказало сильное влияние на формирование основополагающих идей и концепций этики, эстетики, философии и художественного творчества западноевропейских и русских романтиков. Романтизм, таким образом, представляет собой первый наиболее существенный опыт взаимодействия светской и духовной культуры в эпоху нового времени. Универсализующий характер романтических интенций заставляет нас увидеть в указанных явлениях не только историко-культурный и биографический контекст, в котором развивается творчество писателя, но осознать его как явление и соположенное, и внутриположенное его творческим инициативам, его художественному мышлению. Вне этого контекста сложно адекватно прочесть риторику романтизма, его сюжетику, мотивику, ключевые темы, а в конечном счете - увидеть и осознать его динамику.
Основные положения диссертации выносимые на защиту:
1. Художественное творчество Гоголя отражает его религиозно-философские искания, характер и направленность которых были определены
прежде всего культурной ситуацией в России конца XVIII - нач. XIX вв., ориентированной на проблему религиозного преображения национальной жизни.
2. Движение Гоголя в сферу религиозно-учительной культуры начинается с освоения религиозно-мистических и метафизических интуиций романтизма.
3. Специфика изображения человека в прозе Гоголя в значительной степени определена риторическими приемами апофатического дискурса, определившего нарративные стратегии писателя.
4. Художественная антропология Гоголя формируется под влиянием типологии "внешнего" и "внутреннего человека" религиозно-учительной культуры. Общая динамика его творчества - это движение от изображения "внешнего" человека к поиску "внутреннего человека".
5. Разработка темы "мертвой души" осущес�