автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Творчество В.А. Моцарта в интеллектуальном контексте его эпохи

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Шабанова, Ольга Всеволодовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Творчество В.А. Моцарта в интеллектуальном контексте его эпохи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество В.А. Моцарта в интеллектуальном контексте его эпохи"

На правах рукописи

Шабанова Ольга Всеволодовна Творчество В.А. Моцарта в интеллектуальном контексте его эпохи 24 00 01 Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Москва, 2003

Работа выполнена в Российском институте культурологии

Научные руководители:

Акопян К.З., доктор философских наук, профессор Якимович А.К., доктор искусствоведения, профессор

Официальные оппоненты:

Глазычев В.Л., доктор искусствоведения, профессор Большакова И.В., кандидат искусствоведения, доцент

Ведущая организация:

Московский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится 27 октября 2003 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 210.015.01 в Российском институте культурологии по адресу: Москва, Берсеневская наб. 20.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского института культурологии.

Автореферат разослан 26 сентября 2003 года. Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат культурологии

Конрадова Н.А.

I I

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Обращение к творческому наследию Моцарта уже в силу его художественного совершенства является непреходяще актуальным как для музыканта-исполнителя, так и для исследователя. Несмотря на эстетическую самодостаточность, творчество Моцарта немыслимо в отрыве от его времени: изучение первого неизбежно влечет за собой необходимость исследования второго. В богатой моцартоведческой литературе особое место занимает пласт, раскрывающий многочисленные реалии эпохи, которые не могли не наложить отпечаток на моцартовскую индивидуальность. При этом осмысление контактов Моцарта с современным ему миром логически ограничено рамками художественных проявлений мышления той эпохи, остальные изучаются лишь постольку, поскольку вступают в непосредственное соприкосновение с музыкальной сферой. Эта черта характеризует как классические моцартоведческие монографии Г.Аберта, Е.Черной, А.Эйнштейна, Ж.Шалле, так и новейшие масштабные исследования Г.Борна, Е.Чигаревой и К.Робинс-Лэндона и многочисленные статьи Р.Ангермюллера, С.Грохотова, Н.Зейфас, Л.Гервер, Л.Кириллиной, А.Михайлова, К.Саквы, М.Черной, Р.Фурмана, А.Герхарда, Д.Херца, К.Томсон, А.Стептоу, О.Уэссли и др. И лишь австриец Ф.Бит1, нарушая сложившуюся традицию, удостаивает Моцарта титула «музыкального философа», да и то помещает это слово в кавычки.

Вместе с тем часть связей в системе «художник - эпоха» лежит за пределами прямых взаимодействий, которые имеют место между творческой личностью и ее эпохой. И именно они остались в имеющейся моцартоведческой литературе почти не затронутыми, и настоящая работа имеет своей целью в определенной степени восполнить существующий пробел. В частности, вне поля зрения исследователей до сих пор находится вопрос о связи художественного мышления и творческого метода Моцарта с интеллектуальной жизнью эпохи. Предположить же сам факт наличия подобной связи позволяет мысль о сущест-

1 В1сг Р. Могагг - еш гт^каШсИег" РМоворЬе" // СЫегтеюЫсЬе МшОсгейз^^^ЛЙ1*01! АЛ ЬНАЯ

БИБЛИОТЕКА

вовании исторически и культурно обусловленной общности структур сознания, функционирование которых во многом не зависит от сферы конкретной дея-

г

тельности крупнейших представителей данной эпохи.

Своевременность обращения к интеллектуальному наследию прошлого — в данном случае в связи с таким колоссальным художественным феноменом, каким является творчество Моцарта, — обусловлена, как представляется, и тем, что в контексте эпохи постмодернизма, которому присущи принципиальный эклектизм и в определенной степени связанный с ним интерес к искусству ХУ1-ХУ1П веков, а также использование разнообразных приемов, характерных для художественных стилей как моцартовского времени, так и более ранних веков, особую актуальность обретает изучение культурных феноменов, далеко отстоящих от нас во времени и обнаруживающих некие сходные черты с современными художественными явлениями. В связи с этим, например, У.Эко даже задавал вопрос, «.. .не является ли постмодернизм всего лишь переименованием маньеризма как метаисторической категории)»2? Поэтому можно предположить, что и повышенный интерес к барочной музыке как современного слушателя, так и целого ряда композиторов конца XX века (что нашло отражение в их творчестве), и явно не случайное появление в последней его четверти ряда фундаментальных исследований, посвященных культуре эпохи барокко, свидетельствуют о существовании неоспоримой духовной потребности в обращении к характерному для последнего типа мышления, в том числе и музыкального, а также и, естественно, в изучении и осмыслении его особенностей.

Степень разработанности темы исследования. Помимо того, что проблема «Моцарт в контексте эпохи» широка (объемна), сложна (многосоставна), многоаспектна, своеобразие культуры Нового времени, с одной стороны, вообще и феномен Моцарта — с другой, придают ей новое измерение: она становится еще и многовариантной, то есть допускает различные ее истолкования. Это свидетельствует об особом качестве исследуемого материала, которое по-

! Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. 1988. № 10. С. 101.

зволяет выстроить на его основе не одну, единственно возможную концепцию, а некоторое их множество (возможно, значительное), в равной степени убедительных и научно корректных.

В силу этих причин проблема «Моцарт в контексте эпохи» превращается в некую сверхпроблему, вбирающую в себя проблематику практически любого исследования, касающегося музыки или личности Моцарта. С этой точки зрения, уже не является существенным, идет ли речь об отдельном произведении, о семантике языка, о художественной и философской проблематике творчества Моцарта в целом или о фундаментальных основаниях моцартовского мировоззрения. Это связано с тем, что феномен Моцарта не является субъектом исключительно музыкальной культуры своего времени и даже музыки как вида искусства вообще. Семантическое содержание и философско-нравственная проблематика его сочинений закономерно уводят не только в сферу художественной эстетики (в отличие, например, от философской эстетики Канта), но и в сферу философской этики и религиозной философии.

Поэтому исследователи творчества Моцарта, даже не ставя подобных целей в качестве главных и определяющих, о чем уже было сказано выше, неизбежно испытывают необходимость в той или иной мере обращаться к проблемам, затрагивающим общеевропейские идейно-художественные, а по существу интеллектуальные константы эпохи, которые в то же время сыграли определяющую роль в формировании Моцарта как художника.

Закономерно, что естественнее всего Моцарт оказывается включенным в национально-культурный контекст австрийского Просвещения и европейского Просвещения вообще. В связи с этим прежде всего затрагиваются вопросы эстетики, причем именно «эстетики Просвещения»3, «классического стиля» (Х.Розен), «культуры моцартовского времени» (Е.Чигарева) или самого «духа Просвещения» как общеевропейского явления (О.Уэссли определяет этот феномен как «europäische Geist», то есть «европейский дух»).

3 Mozart und die Ästetiks der Aufklärung. Berlin. 1989.

Однако, несмотря на различие терминов, используемых для проблемной характеристики контекста, они, в сущности, допускают рассмотрение эпохи лишь с предельно близких позиций — через призму господствующей художественной эстетики. Так, Л.Кириллина, исследуя эпоху господства классического стиля (до Бетховена включительно), употребляет в качестве синонимов понятия «эпоха классицизма», «век Просвещения» и «XVIII век». Возникает своего рода терминологическая путаница, не позволяющая в конечном итоге «вырваться» из художественной сферы, что, как можно предположить, указывает на существование определенной инерции в исследовательских подходах к феномену Моцарта.

Если обратиться к нехудожественной сфере, то здесь мы обнаруживаем, что исследуется, по существу, лишь проблема «Моцарт и масонство» — с одной стороны, обладающая фатальной привлекательностью, а с другой — столь же фатальной безнадежностью в исследовательском отношении. Ей отдали дань практически все как уже упомянутые, так и еще не называвшиеся авторы монографий, а также ряда статей посвященных Моцарту (Г.Броше, Е.Черная, В.Широкова, Л.Браунейс, Б.Штейнпресс, И. Бэлза и др.). Однако границы такого рода исследования очевидны. Можно с предельной точностью определить семантическое значение отдельных тональностей и тональных планов, найти аллюзии и даже прямые указания на масонскую обрядность, составить «каталог» риторических фигур вплоть до полной «символической партитуры». Но в отличие, например, от объектов естественнонаучного изучения, феномен масонства таков, что, отдаляясь во времени от исследователя, он становится все более закрытым для исследования. Именно конкретная историческая локализация феномена спекулятивного масонства в конечном итоге пресекает все попытки проникнуть в его глубинное содержание и закрывает путь к изучению всего того, что лежит за пределами собственно музыкального текста, то есть к философским, религиозным и этическим взглядам, присущим не только конкретно Моцарту, но и всей его эпохе.

Научная новизна исследования. Учитывая перечисленные выше сложности, с которыми сталкиваются ведущие исследователи в изучении немузыкальных связей творчества Моцарта с основными культурными явлениями его эпохи, автор данного диссертационного исследования предпринимает попытку взглянуть на феномен Моцарта с несколько иных позиций. Так, в данной работе впервые предпринята попытка исследовать феномен Моцарта с точки зрения собственно философских основ его мышления. Очевидно, что анализ этой стороны моцартовского облика не может опираться исключительно на реалии художественной ситуации (прежде всего музыкальной эстетики и практики) его времени. Собственно музыкальная составляющая культуры моцартовского времени, сколь бы естественной для Моцарта средой она ни была, позволяет затрагивать проблемы «чистой» философии лишь в крайне опосредованном виде, что препятствует максимально полному раскрытию обозначенной проблемы.

Поэтому в данной работе творчество Моцарта помещено в нетрадиционный для классического музыковедения контекст, условно обозначенный автором диссертационного исследования как интеллектуальный. Его составляют явления немузыкальных областей культуры, которые в моцартоведческой литературе затрагиваются фрагментарно и лишь в конкретной связи с ограниченным кругом музыкальных произведений или эстетико-теоретических высказываний. Прежде всего, это касается «масонских связей» Моцарта и его дея-

I

тельности в качестве масонского композитора (в работах Ж.Шалле, Е.Чигаревой, К.Томсон, в соответствующих разделах монографий Г.Аберта, А.Эйнштейна, К.Робинс-Лэндона).

* Однако использование термина «интеллектуальный» для определения

1 данного контекста творчества Моцарта отнюдь не говорит о том, что имеется в

' виду исключительно нехудожественная сфера деятельности, связанная с такими

отраслями сугубо рационального знания, как точные науки и философия. Дело в том, что автор данного исследования считает целесообразным принять кон-

I

I

цепцию нетождественности этих понятий и опирается в этом на результаты анализа взаимоотношения и диалектики понятий «рационального» и «интел-

г

лектуального», проведенного К.Акопяном. В соответствии с данным толкованием проблемы, понятие «интеллектуальный» интерпретируется не только как «умственный», но и как «духовный», а производное от него понятие «интеллигибельный» допускает также «участие вымысла, а следовательно — воображения и фантазии, которые... совершенно естественным образом способны ввести нас в сферу художественного, в мир искусства»4 (курсив автора статьи. — О.Ш.). Основываясь на изложенном подходе, автор данного исследования считает такое определение контекста моцартовского творчества как интеллектуального не только не противоречащим его природе, но и способствующим наиболее полному его осмыслению.

В диссертационном исследовании предложено также расширенное толкование понятия «эпоха» как целостного феномена, не связанного с хронологическими границами того или иного типа мышления или художественного стиля («эпоха барокко», «эпоха классицизма», «эпоха Просвещения»). В данной работе предложен единый образ «моцартовской эпохи», не ограниченной хронологическими рамками жизни и творчества Моцарта (1756-1791) и охватывающей весь доромантический период новоевропейской истории с начала XVII века до крушения наполеоновской империи (1815).

Из такого понимания «моцартовской эпохи» автор исследования логически выводит новую концепцию «эпохи Просвещения». В противоположность традиционному (с некоторыми оговорками, например, по поводу «барочности австрийского Просвещения») отождествлению терминов «эпоха Просвещения» и «эпоха классицизма», автор предлагает рассматривать «эпоху Просвещения» как сравнительно краткий период равновесного и равновеликого неконфликтного смешения барочных и классицистских черт в различных

* Акопян K.3. Ratio и intcllectus // Вестник Российского философского общества. 200!. № 3. С. 101.

областях научного знания и художественной (прежде всего, музыкальной) практики.

Методы исследования. При разработке указанных выше проблем автор руководствуется различными аналитическими методиками. Наиболее общим является метод системного анализа. Применительно к данной проблеме эта методика приобретает особое значение, так как сама исследуемая эпоха мыслит системно. Системность мышления моцартовской эпохи проявляется на разных уровнях (от «системы мира» до тональной драматургии). Следовательно, изучение ее различных проявлений требует подобного же, то есть системного, подхода.

Сформулированная таким образом задача ставит автора перед необходимостью отказаться от аналитического метода, возникшего в искусствоведении в середине XX века и являющегося общепринятым по сей день. Его содержание сводится к идее множественности, к «плюрализму», «полистилистике» художественных тенденций и явлений, несводимых к «ведущему стилю эпохи». Здесь понятия «эпоха» и «стиль эпохи» распадаются на множество понятий, обозначающих индивидуальные стили, которые встраиваются в многоуровневую систему. Этот метод представлен именами Э.Хубала («Die Kunst des 17 Yahrhundert»), Д.Мэгона («Studies in seicento art and theory»), Ф.Бланта («Art and architecture in France. 1500-1700»), Е.Ротенберга («Западноевропейская живопись 17 века»).

Характер поставленной проблемы ставит автора данного исследования перед необходимостью искать методологическую опору в исследовательских работах другой направленности, появившихся на рубеже XX-XXI веков и обнаруживающих очевидную преемственность по отношению к классическим синтетическим концепциями первой половины XX века. В этих работах предлагается синтетическое, зачастую имперсональное толкование понятия «эпоха». В данном исследовании современная научная методология представлена именами А.Михайлова («Поэтика барокко») и Л.Кириллиной («Классический стиль в

музыке ХУШ-Х1Х веков»), а классика — именами М.Дворжака («Искусство Италии в эпоху Возрождения») и М.Блока («Апология истории»).

г

В содержательном определении понятия «эпоха» автор данной работы исходит из классической формулировки М.Блока, согласно которой она понимается как «исторический объект, отличающийся большой протяженностью»5. В качестве синонимов Блок предлагает понятия «общество» и «цивилизация», которые определяются иерархией неких «исторических сил — постоянств, структур и конъюнктур». Специфика нашей проблемы («художник и эпоха») естественным образом ограничивает область анализа областью «структур». К этой области относятся «долговременные факторы истории, экономика, социальные институты и процессы, духовный слой общества (религия, философские системы, наука, искусство)»6 (выделено мною. — О.Ш.).

Применяя в качестве главного системный метод, автор использует также ряд включенных в него частных методов, которые направлены как на анализ состояния данных систем (или подсистем), так и на координацию их между собой. При анализе мышления моцартовской эпохи в целом определяющей является концепция целостности эпохи, которая в данном случае приобретает вид принципа единства культуры. Указанная концепция требует использования ис-торико-сравнительного и историко-генетического методов, необходимых для выявления социокультурной обусловленности главных тенденций эпохи, так или иначе повлиявших на формирование профессионального и философского мышления Моцарта, а также метода сравнительного анализа для выявления общности отдельных явлений, принадлежащих различным областям культуры.

Основой для анализа музыкального материала используется классический для отечественного музыковедения метод ингерентного анализа музыкального текста, который опирается на концепцию единства формы и содержания, а также содержательной информативности «текста» как ключа к «под-

5 Блок М Апология истории. М: 1973. С. 205.

6 Там же.

тексту» (Л.Мазель, В.Бобровский, Ю.Холопов). Этот метод является базовым, так как его результаты дают материал для интертекстуального анализа неограниченного охвата. В данном случае под «текстом» автор понимает стилевые, технические, драматургические параметры' отдельного произведения, а под «подтекстом» — специфическое преломление в нем общих принципов мышления эпохи.

Цели диссертационного исследования:

- исследовать происхождение и проявление главных составляющих моцартовского творческого метода и питающих его философских концепций, для чего необходимо проследить становление структуры сознания «эпохи Моцарта»;

- рассмотреть особенности мышления Моцарта как типичного представителя своей эпохи, а также структуру и качественные характеристики его сознания, которые выражены через драматургию, стиль, музыкальный язык его произведений, но ими не ограничены;

- установить степень «вписанности» Моцарта не только" в музыкальный и художественный контекст, но и в общее интеллектуальное движение эпохи Просвещения;

- выявить основные этапы формирования философского и творческого самосознания Моцарта путем контекстологического анализа концепции и метода, отраженных в «этапных» произведениях 1781-1791 годов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Новоевропейская культура ХУП-ХУШ веков является целостным феноменом, внутренняя динамика которого на разных этапах его развития определяется диалектикой двух основных противоположных тенденций — барочной и классицистской. В рамках единой структуры сознания данной эпохи каждая из них оформляется в самостоятельную и законченную систему взглядов на мир, а также и в модель этого мира, создаваемую как в художест-

венных, так и в научных произведениях, которые становятся «сверткой» мировоззрения этой эпохи.

/

2. Эпоха Просвещения — особый период новоевропейской истории, отличающийся временным равновесием этих тенденций, когда барочные и кяассицистские черты мышления на уровне «логоса» и «сенсуса» не противоборствуют, а сосуществуют, не смешиваясь, и в этом ее уникальность.

3. Творчество В.А.Моцарта и его эволюция являются единственным в области музыкального творчества примером, когда можно говорить о тождестве интеллектуальных актов художественного и научного сознания. Творчество Моцарта 1781-1791 годов представляет собой освоение индивидуальным творческим сознанием мира научных и философских идей своего времени, отраженное в ряде последовательно создаваемых концепций музыкальных стилей и жанров.

4. Создание Моцартом музыкально-драматургических концепций, основанных на взаимодействии барочных и классицистских жанров, форм и техник, приходится на период «Великого стилевого поворота» (1782-1786). Однако истоки и итоги этого сложного процесса выходят за рамки указанного промежутка времени, в связи с чем временные границы указанного периода и расширяются до 1781-1788 годов.

5. В процессе переосмысления философских основ современного сознания Моцарт проходит несколько творческих кризисов, последний из которых ему не суждено было пережить. Неоконченный Реквием знаменует собой начало нового кризиса, итоги которого вряд ли можно определить даже гипотетически. Это последнее и наиболее яркое подтверждение непрерывного эволюционирования творческого и личностного сознания Моцарта на протяжении всегалериода 1781-1791 годов.

Практическая ценность работы. Материалы проведенного исследования проблемы «Моцарт в интеллектуальном контексте эпохи» в настоящее время применяются автором в вузовских курсах истории зарубежной музыки и

оперной драматургии по темам: «Творчество В.Моцарта», «Метастазианская мелодрама», «Жанровые черты azione sacra» и др. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в качестве основы для разработки новых лекционных курсов по новейшим отраслям музыкознания (например, либрет-тологии), для использования в курсах по истории культуры, а также в исследованиях, посвященных как творчеству Моцарта, так и содержательным проблемам «моцартовской эпохи».

Апробация диссертации. Как уже было сказано, отдельные положения и материалы, вошедшие в текст диссертации, постоянно уточнялись в ходе практической лекционной работы. Они также были изложены в форме докладов на заседании Комиссии по изучению творчества Гете и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры РАН (1996), на конференциях «Слово и музыка» в МПС (1995, 1998), «Самарское музыкальное училище сквозь призму поколений (2002). Текст диссертаций дважды обсуждался на заседании сектора Российского института культурологии.

Структура работы. Диссертация состоит из вступления и двух глав, каждая из которых включает три параграфа, а также заключения и библиографического списка, состоящего из 220 названий.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ВСТУПЛЕНИЕ посвящено обоснованию подхода к проблеме и определению категории «моцартовская эпоха». В ходе рассмотрения аналитического подхода к понятию «эпоха», являющемся ведущим в искусствознании второй половины XX века (Э.Хубала, Д.Мэгон, Ф.Блант, Е.Ротенберг), становится очевидна невозможность применения этого метода к проблеме типа «художник в контексте эпохи». Обосновывается бблыная эффективность подхода к понятию «эпоха» как к целостному феномену, который был отражен в ряде новейших литературоведческих (А.Михайлов) и музыковедческих (Л.Кириллина) ис-

следований и который восходит к классическим концепциям МДворжака и М.Блока.

г

В моцартоведческой литературе понятие «моцартовская эпоха» ограничено второй половиной XVIII века. Однако применительно к обозначенной проблеме нижняя временная граница должна быть расширена до XVII века включительно. Настоятельная потребность в этом заявляет о себе в классических проблемах типа «Моцарт и барокко».

«Портрет эпохи», который автор предлагает определить как «интеллектуальный», создается на основе явлений, заимствованных из философии и математики, то есть областей, не имеющих прямых связей с музыкой, располагающих системой вербальных или знаковых формул, которые отражают структуру и законы мышления эпохи в наиболее общем виде. Такое расширение границ понятия «моцартовская эпоха» позволяет взглянуть на Моцарта не столько как на гениального музыканта, сколько как на полноправного представителя интеллектуальной культуры Нового времени вообще.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДИАЛЕКТИКА БАРОЧНЫХ И КЛАССИЦИСТ-СКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ХУЛ - XVIII ВЕКАХ. Первая глава посвящена обрисовке «суммарного» облика эпохи в диалектике барочных и классицистеких тенденций.

§ 1. Классицизм в недрах барокко. Раздел посвящен анализу барочных черт мировоззрения XVII века и их взаимодействию с нарождающимся класси-цистским типом мышления. Материалом для исследования является логика развития мысли, в рамках которого рождается представление о хаотичности и враждебности мира, о ничтожестве человека. Наиболее полно это представление отразилось в философско-религиозных доктринах янсенизма и пиетизма и было выражено в «Мыслях» Б.Паскаля, «Монадологию» ГЛейбница, психологических коллизиях драм Ж.Расина. Особое внимание автор уделяет рационализации и математизации мышления эпохи. Научное мышление барочного типа

находит законченное выражение в формировании своего рода культа геометрии как высшей формы логического мышления и как системы символов, подобной риторике.

Риторическая природа барочного мышления находит отражение в тенденции к моделированию глобальных мировых процессов на уровне отдельно взятого произведения или отрасли знания, приводит к стиранию граней между наукой и искусством, отдельными отраслями науки, поэтикой и риторикой. Синкретизм мышления породил концепцию «книги-мира» (А.В.Михайлов), сложившейся в жанре энциклопедического романа, и естественно-научную концепцию мироздания как «мира-книги». Эти две концепции не только тождественны по структуре и иерархической организации, но и по функциям их элементов.

Внутреннее структурирование обеих «книг» демонстрирует назревшую внутри синкретической системы знания потребность к функциональной эмансипации ее составляющих, что в области литературы привело к становлению «чистых» жанров и системно организованных эстетических норм, а в науке — к размежеванию точных и естественных наук и к открытию фундаментальных законов мироздания.

! § 2. Между барокко и классицизмом. Содержание этого раздела со-

I ставляет анализ социальных, психологических, интеллектуальных процессов

, переходного периода между эпохами барокко и Просвещения. В связи с этим

! автор ставит ряд вопросов, связанных с взаимодействием барокко и классициз-

ма как двух концепций мира, в частности вопроса о причинах множественных | возвратов элементов барочного мышления в эпоху безоговорочного господства

| классицизма.

I Вторая половина XVII века представлена автором как период агрессив-

ного становления классицистского мировоззрения, выразившегося в тяготении

I

I к системности и обобщенности знаний, в частности в культе законов небесной

I

I I

! I

механики, по образцу которой строилась концепция социума — политический абсолютизм.

f

Особое внимание уделено противоборству барочных и классицистских тенденций в науке (галилеевская «теория относительности» и физические абсолюты ныотонианства, полемика вокруг «Аналитика» Дж.Беркли, теория флогистона Г.Шталя и др.). Этот антагонизм достигает кульминации в резком разрыве между объектом и комментарием (физикой и математикой), который был устранен лишь на исходе первой трети XVIII века («Механика» ЛЭйлера). С этого времени классицистское сознание эпохи перестает отторгать то позитивное, что несли в себе барочные методы, и осознает мир как диалектическое двуединство классицистской и барочной составляющих.

§ 3. Просвещение. Этот раздел посвящен анализу структуры сознания и процессу ее становления в период, который традиционно считается «моцартов-ской эпохой» — то есть от середины XVIII века и до крушения наполеоновской империи (1815). Характер культурного развития эпохи Просвещения принципиально отличается от соответствующих параметров рассмотренных выше периодов. Это отличие — в спокойном «симбиозе» классицистских и барочных тенденций, равновесие которых сохраняется по мере возрастания их массы и глубины, соединяя системную нормативность целого с неповторимой индивидуальностью процессов, протекавших внутри каждого отдельного явления.

Особое внимание автор уделяет определению сути Просвещения как исторической эпохи и просвещения как социально-культурного явления, а также его субъекта и объекта. В центр анализа помещена вольтеровская концепция просвещения как естественного права человека на «знание знания». К специфическим реакциям сознания эпохи на господствующую доктрину рационализма отнесено усиление тяги к мистике, породившее такое уникальное историко-культурное образование как спекулятивное масонство, взявшее на себя функцию распространения просвещения.

t

г

Кульминационным пунктом в интеллектуальном развитии эпохи Просвещения является «критическая философия» И.Канта. В «Метафизических началах естествознания»(1786) Кант устанавливает иерархию научных методов и определяет наличие математического аппарата главным критерием науки и научного знания вообще. Это крайняя точка развития того барочного интеллектуализма, который берет начало от картезианской «mathesis universalis» и проходит через концептуальные абсолюты XVIII века.

В контексте разрабатываемой проблемы этот вывод особенно важен: именно в концепции Канта очерчена тенденция интеллектуального движения к самопознанию, свойственная мышлению Нового времени. Именно это качество мышления эпохи Просвещения создает ее неповторимый облик, диалектически противоречивый, но целостный и типологически уникальный; эпохи, которая с необходимостью воспроизводит себя в каждом отдельно взятом своем представителе, каковым, с точки зрения избранной проблемы, является и В.А.Моцарт.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ МОЦАРТА В 1781-1791 годы. Во второй главе анализируется становление мировоззрения и профессионального самосознания Моцарта в 1781-1791 годы, а также соотношение этого развития с ведущими тенденциями эпохи.

§ 1. Великий стилевой поворот: аналитический этап (1781-1785). Первый из двух параграфов, посвященных становлению и развитию зрелого моцартовского мышления и стиля, открывается анализом преломления мировоззренческого дуализма эпохи Просвещения в области искусств. Период «подключения» Моцарта к мировому интеллектуальному процессу получил в классической моцартоведческой литературе название «Великого стилевого поворота» (А.Эйнштейн). Но его содержание не ограничивается чисто музыкальными исканиями: это было время, когда Моцарт переживал мировоззренческий и методологический кризис, выход из которого состоялся лишь по достижении фи-

лософской зрелости и в результате переструктурирования индивидуального сознания в соответствии с интеллектуальными канонами эпохи.

г

Такое определение сути Великого стилевого поворота требует отодвинуть его начало к периоду «Идоменея» К-366 (1780-1781), потому что наиболее законченным выражением структуры сознания эпохи в области музыкально-драматической стала метастазианская мелодрама (опера seria). Именно стилевая и методологическая безупречность этого жанра позволила Моцарту создать первую версию «Идоменея» — произведение, законченное по своей «образцовой оригинальности»7.

Дальнейшие события творческой судьбы Моцарта погрузили его в иной, крайне специфический культурный контекст, в котором его искания сосредоточились на проблемах религии, философии и морали. В непосредственно музыкальном выражении это были проблемы техники и семантики контрапункта и жанров церковной музыки. Проблему «подлинной церковной музыки» Моцарт надеется решить в мессе К-427, вложив в это произведение свои представления о контрапункте вообще, о барочной крупной форме как модели мира, о степени актуальности их философского содержания для своего времени.

Поиски актуальной религиозной философии приводят Моцарта в 17831784 годах к религиозной философии спекулятивного масонства и к центральной проблеме ее этики — проблеме жизни и смерти. Процесс осмысления этих категорий отражает «Maurerische Trauermusik» К-477 (1785): барочная по своему происхождению техника хоральной обработки служит для выражения этической концепции новейшей философской системы. Это произведение отражает начальный, аналитический этап освоения двуединого метода эпохи, когда его составляющие осознаны и сведены в рамках одной миниатюры, но их органическое единство пока не достигнуто.

§ 2. Великий стилевой поворот: синтетический этап (1785-1788). В этом разделе автор сосредоточивает внимание на эволюции моцартовской кон-

' Термин И.Канта.

цепции крупных симфонических жанров — «больших концертов» 1785-1786 годов и «больших симфоний» 1788 года. Именно они отражают путь Моцарта к синтезу барочного и классицистского начал, который в предыдущий период Великого стилевого поворота был осуществлен лишь частично. Создание концептуально новых жанров «большого концерта» и «большой симфонии» отражает две самостоятельные фазы этого этапа.

Первоначально синтез такого рода сложился в жанре «большого клавир-ного концерта». На пути решения этой задачи Моцарт экспериментирует в рамках «большого концертного Allegro», а затем пробует различные жанровые концепции финала («галантного», «драматического», «ученого» и «жанрового») и цикла в целом. Анализ драматургических исканий Моцарта сделан на материале концертов КК-466 d-moll и 491 c-moll (1785 и 1786), концепцию которого автор определяет как «симфонию с облигатным клавиром».

В этом последнем произведении Моцарт создал первую с начала Великого стилевого поворота цельную концепцию мироздания, построенную средствами симфонизации барочного жанра — концерта. Ее определяет «драматический» тип контактов солиста и оркестра (и связанных с ними философских категорий), аналогичный прямому, без посредничества авторского слова, взаимодействию персонажей драматического произведения.

Очевидно, что «драматическая» концепция не содержала перспектив для высшего стилевого и методологического обобщения, к которому стремился Моцарт, поэтому дальнейшие искания могли быть продолжены лишь в качественно ином жанре «большой симфонии». Моцартовская концепция жанра «большой симфонии» прошла несколько фаз формирования — от «Пражской» симфонии К-504, представляющей собой «концерт без солирующего инструмента», через экспериментальную драматургию цикла в симфонии К-543 — к драматургической завершенности и стилевым «компромиссам» симфоний К-550 и 551. Анализ «Юпитер-симфонии» К-551 как итога «симфонических исканий» Моцарта 1786-1788 годов показывает закономерность ее статуса как «по-

следней симфонии Моцарта», с одной стороны, и как произведения, завершающего Великий стилевой поворот фактически, полугора годами позже тра-

е

диционно признаваемой временной границы — с другой.

§ 3. На пороге нового стилевого поворота. Реквием. Последний параграф второй главы представляет собой описание главных тенденций последнего периода творчества Моцарта (лето 1788 - декабрь 1791). Анализ событий творческой биографии Моцарта в последние годы его жизни показывает, что они не укладываются в традиционное понимание «позднего периода», являющегося «итогом», «завершением», «вершиной» творческого пути. Окончание летом 1788 года Великого стилевого поворота не вызвало торможения в стремительной и непрерывной эволюции моцартовского художественного и философского сознания.

Уже в процессе сочинения трех «больших симфоний» Моцарт вновь обнаруживает признаки надвигающегося творческого кризиса, который у него всегда выражается в повышенном внимании к чисто «ремесленным» сторонам музыкальной композиции (контрапунктические штудии), в обращении к музыкальному наследию позднего барокко (оратории Генделя) и попытке создать крупное произведение церковного стиля (Реквием К-626).

Анализ части партитуры Реквиема, несомненно принадлежащей Моцарту, позволяет автору диссертационного исследования отметить очевидное сходство этого произведения с проанализированной выше мессой К-427, стоявшей в начале Великого стилевого поворота и оставшейся также незавершенной. Особое внимание к контрапунктической технике, тонкая работа с текстом секвенции «Dies irae», многогранная трактовка старинных литургических форм с позиций современной драматургии сонатно-симфонического типа — все свидетельствует о том, что в процессе создания Реквиема Моцарт находился в непрерывном поиске, свойственном началу нового творческого периода, а не его окончания.

Вместе с тем автор диссертации вынужден признать, что «уважитель-нейшая (по выражению А.Эйнштейна) из причин» — смерть, которая оборвала работу Моцарта над Реквиемом, лишает исследователей возможности предполагать, в каком направлении могли быть направлены дальнейшие художественные и идейные поиски Моцарта и каким мог бы быть итог этого нового стиле-и вого поворота — третьего в творческой биографии Моцарта.

Вместе с тем существующая партитура Реквиема является необходимым и достаточным материалом для понимания идейно-эстетических, художественно-философских основ творчества Моцарта в последний год его жизни. Именно Реквием демонстрирует как совершившийся факт, что к концу жизни Моцарт постиг способ и метод мышления эпохи, сформировал себя по этому образу и подобию и достойно вошел в сообщество деятелей, которые воплощали в жизнь великую идею XVIII века — Просвещение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключительном разделе работы автор подводит итоги проделанному анализу феномена Моцарта в интеллектуальном контексте эпохи и излагает полученные в исследовании основные выводы.

• «Вписанность» Моцарта не только в художественный, но и в интеллектуальный контекст эпохи несомненна и абсолютна.

• Анализ структуры сознания эпохи снимает вопрос о «барочности Моцарта», так как равновесие барочных и классицистских черт является атрибутом мышления его времени в целом.

• Движение Моцарта к интеллектуальным вершинам своего времени и в конечном итоге их достижение — таково содержание творческого периода, называемого в классической моцартиане «Великим стилевым поворо-том»(1782-1786), границы которого автор предлагает расширить от зимы 17801781 годов до лета 1788 года.

• Так называемый «поздний период» творчества Моцарта (1790— 1791) является не завершением всего предыдущего творческого пути, а началом

нового стилевого поворота, признаки которого недвусмысленно слышны в мо-цартовской части партитуры Реквиема К-626. Жизнь Моцарта оборвалась на новом витке его непрерывного эволюционирования как выдающегося худож- I

ника-мыслителя своей эпохи. I

• Проблема «Моцарт в интеллектуальном контексте эпохи» не может считаться структурно и информационно закрытой, так как предложенная кон- ^

цепция культуры Просвещения может быть применена к любому ее представителю, круг которых бесконечно широк, как широка проблема «Творческая личность в контексте эпохи», частным случаем которой является исследованная проблема.

Содержание диссертации отражено в следующих работах:

1. Пирамида символов (из масонского музыкального словаря Моцарта) // Музыкальная культура: история и современность. - Астрахань, 1995. - С. 29-38.

2. «Милосердие Тита»: Метастазио - Маццола - Моцарт. - Текст лекции. - Самара, 1998. - 32 с.

3. Ж. Расин и П. Метастазио в библейской драме: «Аталия» - «Иоас» | // Самарское музыкальное училище сквозь призму поколений. Материалы международной научно-практической конференции 25-26 ноября 2002. - Т. 1 Науч- ! ные статьи. - Самара, 2003 (в печати). (1 п.л.).

L

Лицензия на издательскую деятельность №020861 выдана Министерством печати и информации РФ. Формат 64x80,1/16. Подписано в печать 25.09.03. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 1255 Отпечатано ИВЦ СГАКИ

i !

Í15 103

í

í^io; I

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Шабанова, Ольга Всеволодовна

Вступление.

Глава первая. Диалектика барочных и классицистских тенденций в XVII-XVII1 веках

§1. Классицизм в недрах барокко.

§2. Между барокко и классицизмом.

§3. Просвещение.

Глава вторая. Развитие философско-художественных воззрений Моцарта в 1781-1791 годах

§1. Великий стилевой поворот. Аналитический этап: 1782-1785.

§2. Великий стилевой поворот. Синтетический этап: 1785-1788.

§3. На пороге нового стилевого поворота. Реквием.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество В.А. Моцарта в интеллектуальном контексте его эпохи"

Итак, сформулируем главные итоговые положения, которые обозначились в процессе разработки проблемы «Моцарт в философско-интеллектуальном контексте эпохи».• Первым и важнейшим следует считать доказательство абсолютной и несомненной вписанности Моцарта не только в музыкально-художественный, но и в интеллектуальный контекст своего времени. Этот вывод сделан на основе анализа структуры сознания периода в истории новоевропейской культуры, который традиционно обозначается как «эпоха Просвещения». И если художественная индивидуальность Моцарта резко выделяется в сравнении его современниками-музыкантами, то за гранью узко музыкальной сферы он оказывается фигурой, идеально вписанной в круг интеллектуальной элиты своего времени, представители которой отыскивали и шлифовали типические черты мышления, объединяющие разные сферы деятельности в феномен единой культуры.• Такой подход к проблеме моцартовского мышления снимает один из популярнейших вопросов, возникающих в этой связи • о «барочности» Моцарта. В самом деле, если равновесное смешение барочных и классицистских тенденций является отличительным признаком сознания эпохи Просвещения вообще, то оно неизбежно должно было обнаружиться и в музыке Моцарта.Аналогично решается и вопрос о «барочности» австрийского Просвещения.• Несомненная принадлежность Моцарта к высшему, элитарному кругу представителей своего времени была достигнута в процессе длительного и многоступенчатого структурирования как профессионального, так и философского самосознания Моцарта. Не будучи строго интеллектуализированным, то есть, не обладая вербально оформленными целью и средствами, этот процесс, тем не менее, обладает ярко выраженными чертами целенаправленного моделирования современной структуры сознания и картины мира средствами музыкального искусства.• Движение Моцарта к интеллектуальным вершинам своей эпохи, достигнутым к этому времени точными, естественными и философскими науками, приходится на период, который в классической моцартиане обозначен как «Великий стилевой поворот». Его традиционные границы (1782-1786), однако, охватывают лишь аналитический этап, то есть период изучения драматургических возможностей и вариантов взаимодействия «ученого» и «галантного» стилей, которые в музыке выражают барочный и классицистский элементы концепции мира вообще.Вместе с тем, анализ аналогичного периода в суммарном облике эпохи показал, что к моцартовскому времени (то есть ко второй половине XVIII века) осознание этих составляющих современного сознания и мироздания вступило в синтетическую фазу.Следовательно, стилевой и философский поворот Моцарта не мог остановиться на его аналитической фазе и должен был продлиться вплоть до реального достижения абсолютного равновесия составляющих его стиль элементов. Поэтому окончание Великого стилевого поворота отодвигается до лета 1788 года, когда появятся последние симфонии, последние именно потому, что они подводят итог всему периоду 1782-1788 годов.• Так называемый «поздний период» творчества Моцарта (1790-1791) является не завершением всего предыдущего творческого пути, а началом нового стилевого поворота, признаки которого недвусмысленно слышны в моцартовской части партитуры Реквиема К-626. Именно здесь обретает законченную художественную интерпретацию основополагающий принцип мышления эпохи на основе неконфликтного смешения барочных и классицистких тенденций, а также и более частных научных концепций, как, например, «принцип наименьшего действия». Жизнь Моцарта оборвалась на новом витке его непрерывного эволюционирования как выдающегося художника-мьюлителя своей эпохи.• Исходя из всего вышесказанного, важно отметить, что проблему «Моцарт в интеллектуальном контексте эпохи» нельзя считать структурно и информационно закрытой. Во-первых, она является частным аспектом проблемы «Моцарт в контексте эпохи», а во-вторых, может быть включена и в другой круг проблем. Условно обозначим его как «Творческая личность в контексте эпохи», причем понятие «творчества» отнюдь не следует ограничивать областью искусства. В самом деле, располагая «сверткой», суммарным очерком мышления эпохи, подобному исследованию можно подвергнуть творчество и личность любого из современников Моцарта, решающего в своей области задачи, общие для всего времени. Лишь всесторонняя обрисовка интеллектуальной жизни эпохи через творчество ее великих представителей позволит воссоздать законченный в своей уникальности феномен культуры Просвещения - предгрозового равновесия составляющих ее структурных элементов, которые, взорвавшись от искры Великой французской революции, дадут, наконец, новое качество -

романтический тип личности и культуры.