автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.06
диссертация на тему: Тюркская этноойконимия Крыма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Тюркская этноойконимия Крыма"
- <у РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЙ НАУК • ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
На правах рукописи
БУИАКОВ Валерий Анатольэвяч ТВРКСКАП ЗТНООЙКОНИМИЯ КРЫМА
Специальность 10.02.06 - "Тюркскио языки"
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Херсон - 1992
Ребог« выполнена в секторе тюркологии и монголистики Института языкознания РАН
Научный руководитель - член-корреспондент АН СССР, доктор
филологических наук Э.Р. Тенииев '
Официальные оппоненты - доктор филологических наук
З.А. Грунина
кандидат филологических наук ,, Х.5. йсхвкова
ЮёО^цх д^иш^ацШ: 1^итиг>у/>7 ¿¿с/со^А
А/?. £(¡>$0? */)?№&
Защита состоится <7199^г. в ча
на заседании специализированного совета Д_00|Л7.02 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических неук при Институте языкознания РАН по адресу: 103009, Москва, К-9, ул, Сеиявко, д. 1/12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языкознания РАН.
Автореферат разослан
Ученый секретарь опецивлиаирйвакногс сэвега, кандидат филологических неук
Г.И. Ермувкин
бГН" )
" Топонимия Крыма уникальна тем, что хррниг памягь об обитавших здесь на протяжении тысячелетий народах. В Крыму жили гаврн и киммерийцы, скифч и сарматы, готы и греки, алвны и булгары, генуэзцы и половцы, татары и ногайцы, армяне и квраимы. В XIX в. в связи в присоединением Крыма к российской империи этнический состав его населения претерпел большие изменения, но ужо слояивпаяся топонимия сохранялась до конца Великой Отечественной войны, когда татарские и многие дотагарскне нвзвания селений были заменены придуманными русскими названиями.
Входящие в систему тюркских ойконимов Крыма как ее соотавная часть эгооойкошмы представляет особый интерес для изучения этнической истории татар и ногайцев Крыма.
Материалом для диссертации псслулнли: I) списки населенных пунктов и карты Крыма, 2) пасьиенкне памятника, 3) этнографические, исторические, географические, археологические в лшгвнотическиа исследования по Крыму и регионом расселения тпркских, монгольских, тунгусе- маньчжурских и других народов.
Диссертация состоит из введения, дгух глав, заклпчения и пр:г-ложвния "Сопоставление этнонимов крииоких татар к ногайцев о эткэ-нимэми других народов".
Во введении обосновывается гыбор гены, определятся задачи диссертации, деется обзор литературы по ¡штэрзсусцсП пас проблеме, приводятся источники.
Значение топонимических данных для изученюз этнической йот»-рии и этического состава нсселешм конкретного региона показал есе Энгельс в рсбоге "Франкский диалект" (К. Маркс я 0. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 19. С. 536-5Ы). Особое значение пгя денные приобретает при изучений этнической ксториа тзркскях народов.
сохранявших родоплеиенное деление до недавнего прошлого: ногайцев, башкир, казахов, кочевых узбеков, туркмен, киргизов, алтайцев, хакасов, гувинцев. У татар и ногайцев Крыма, волжских гагар, аэербай дяанцев, гурок родоплеменные названия сохранились в топонимии.
Торкская этногопонниия отражена в словарях топонимов Казахсге на, Туркмении, Каракалпакии, Горного Алтая и Башкирии. Эгнотопони-мия Азербайджана рассматривав гея в статьях Г.Л- Агаева, А.И. Алиева, F. А. Гейбуллаева, А. 1Усейнзаде и др. Зтно топонимия Ферганской долины подробно исследована С.С. Губоевой. Ногайской эгко топонимии Буджака поовященв статьи Й.В. Дрона. Э.М. Мурзаев в статье "Тюркская этно топонимия" (Этническая топонимика. М., 1987. С. 36-61) де подробный критический обзор исследований по торкской этно топоним« СССР.
На значение ойконкмии Крыма для изучения этногенеза крымских татар обратил внимание в конце прошлого века H.A. Аристов: "... в именах татарских деревень на Таврическом полуострове сохранились к настоящему времени названия родов, указывающие основной этнический состав крымских татар". На совпадение квзахских и узбекских атнонимов с названиями крымских деревень указывал телке Осман Ак-чокраклы (1927 г.).
Начало научного изучения топонимии Крыма было положено сгаты ми А.Л. Бертье-Делагарда "Исследование некоторых недоуменных onnpi сов средневековья в Тавриде" (1914 г.) и А.И. Маркевича "Географическая номенклатура Крыма как исторический материал: (Топонимические данные крымских архивов)" (1928 г.). Значительная часть поел! дней посвящена твркскш« вгкоойконимам. Затем появилась статья З.В Навпирванвво "Предварительные заметки о племенном сосгавс тюркски: народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму" (1929 г.), ко тору
автор закончил словами: "Тюрко-татарская топонимия Крыма еще не разработана. Лингвистика, филология и этнография крымских тврко-гатар гоже почти не затронута. Мои заметки является только предварительными, намечающими несколько вопросов, связанных с топонимикой и археозтногрвфкей. Развить намеченные вопросы пек следует л еще не мог в силу отсутствия под руками необходимых исторических источников, в которых, я полагаю, найдется клвч к этим вопросам".
В последующие три десятилетия не появилось ни одной публикации по топонимии Крыма. Лишь в 1963 г. публикуется статья Ь.И. Фил о не «ко "К попросу этимологического анализа твркских гидронимов Крана", в 1969 г. - статьи A.A. Белецкого "Греческие элементы в географических названиях Крыма" и A.B. Супераиской "Гйдроиимвя Крыма и северо-западного Кавказа"; В сборник "Торкская ономастика" (Алмв-Атп, 198-4) пошли методологическая отатья A.B. Супераиской 'Ономастический континуум", написанная на материале крымской топонимии, и статья И. К. Лззиной и A.B. Сперанской "Об отиотопонимах {рыма", в которой много необоснованных сопоставления крымских го-го кино в с тюркскими родоплетшшмн названиями. В том во сборнике шубл-,кована статья Х.Ф. йсхаковой "Структура соотааных топонимов [на материале твркскоП топонимии Крана)".
В статье Й.Н. Лозиной "Торхские топонима Крина" (Оноисотшш :иргизии. Фрунзе, 1985) из тряских этноников Средней Азии обаявия-тся крымские топонимы Деиердаш, Ялта, Артек, Ав-Дзг, Коккоз, о ен нельзя согласиться. Другие же сопоставления, как, например, ?о-онинэ Качи-Кальои с незнаниями киргизских родов кочи и калан, " за-луяиваот внимания, но гребувт потеряхо-лнагеистпчас по го обоснована.
В 1935 г. в Егоолави!! била опубликозана статья A.B« Супораи-
ской "Гено топонимия Крыма".
• Сборник "Ономастика. Типология. Стратиграфия" (М., 1988) вкл чает ситьи Х.#. Исхаковой "Огузско-кипчакские соответствия в топ нимии Крыма" и И.Н. Лезиной "К вопросу о стратификации тюркских г ноюпонимов Крыма". В статье И.Н. Лезиной сопоставляются названия географических объектов (гор, холиов, урочшя, пещер, оврагов, рек родников, озер, заливов) с родоплеменными названиями тюрков и мон голов. Большинство приведенных сопоставлений основаны на случайно часто неполном, сходсгве топонимов Крыма с этнонимами из других р гионов. Из 238 приведенных в статье топонимов отэтнонимное происх ждениэ имеот немногим более двадцати: гора Алчин, балка Кангыл, р ни Актачи, Салгир, Самврчик, озеро Комрат и др.
Цель диссертации состоит в решении задач, давно поставленных H.A. Аристовым, А.1}. Маркевичем и 3.1. Навширвановым, которые мож но сформулировать следующим образом:
1) установить структурно-семантические признаки тюркских эти ойконимов Крыме и их номенклатуру;
2) опираясь на материалы этноойконимии, привлекая письменные памятники и специальные исторические и этнографические исследован определить номенклатуру родов и племен сформировавшегося после мо гольского завоевания тюркоязычного неселения Крыма;
3) на основании этшнимических денных установить этногенетич! сккз связи татар и ногайцев Крыма с другими народами.
Первая глава - Формирование тюркской этноойкониин Крыма - состоит из пяти разделов. В ней затронуты вопросы формирования ойкомимической системы Крыма, классификации ойконкмов, о-гро-хення в ойконямии собственно отионимев, а также социальных терминов и антропонимов.
Первый раздел посвящен этнолингвистической истории {рада и связанным о ней спорным вопросам происхождения топонимов 4ангуп, Керчь, Кыркор. Показана зависимость формирования ойконимии )г социальной и этнической структуры населения.
Для Крымского полуострова всегда была характерна полиэтнич-мсть населения, обусловленная как его географическим положением, гак и сложной топографией. Перед монгольским завоеванием в Х1!1 в. :гепную часть полуострова занимали кипчаки-половцы, а нагорную (Та-зрика) - грецизированный огнос, сложившийся в результате многовеко-юго смешения потомков древних гавро-скифов о принлыми греками, готами и сармаго-аланвми, носителями Черняховской археологической •.ультуры, а также с булгарами и аланемн, носителями салтоЕО-маяцкой :ульгурн. После падения Византийской империи юго-западная чаоть Тав-гики (Готия) номинально принадлежала Трвпеэундской империи, а затем гала отдельным инюкесгвом со столицей Феодоро. К северу от р. Качн юзиикло аланское ккяяесгво с центром в Кыркоре (после татарского авоевання - Кале, затем Чуфу^Кале), захваченное в 1299 г. гатара-и и ставшее глядением Явлавскнх беев. Юкный берег от Кафц до Балак-ави принадлежал генуэзцам до его захвата турками в И75 г.
Ядро Крымской юрга в составе Золотой Орды, а затем незавиои-ого Крымского хенсгво (1'й3-1783), составляли северные предгорья ежду городами Старым Крымом и Бахчисэрвем, где размещались бейликн одов ширин, барын, аргын, кипчак и др. и ханский домен династии иреец. Северные предгорья - места с благоприятными для отгонного котоводсгва и земледелия условиями. Торгово-ремеслешые центры намного Крыма СКафа, Судок, Старый Крым, Карасубазар, Кыркор, Хер-ан) служили местами сбчга продукции скотоводства и земледелия и ;?стапщнками ремесленных изделий, способствуя слиянию осевших здесь
гврко-иоигольских племен с автохтонным населением. Имена осевших племен и родов отразились в названиях деревень ог Ьайдарскор. доли ны на аападе до р. Кучук-Карасу но востоке: Кайту, Байдар, Карань Чоргун, Сп(й)рен(ь), Албат, Качи-Кальен, Актачи, Аранчи, Еодрак, Нангую, Кояв, Карач, Курчи, Двир, Битак, Аратук, Дколман, Вейрат, Калмук-Кары, Кайнауг, Чуюнчн, Нейман, Аргин, Конграт, Гаксан, Еу-раган, Тайган, Тама, Уйюунь и др., О туз между Судаком и Феодосией
Татары, осевшие в предгорном и горном Крыму, а местах со ста рым греческим и отреченным населением, восприняли от последнего сельскую территориальную общину, сложившуюся здесь в глубоком сре невековье, и смешались с ник, в результате чего сформировался крымскотатарский этнос. Этноним хе "татары", относившийся ко всем твркоязычному населению Золотой Орди, бил прииесен из Монголии, где возник в древности как звукоподражательное название части мои голоязичных племен, ср. монг. tatari 'говорящий с иностранным акцентом; плохо говорящий; заика".
Сами татары Крыма делили тюркское население полуострова, исключая ногайцев, на "шеэрнен дагг халкъи" (жители Симферополя, На расубазара, Феодосии и Евпатории, говорящие на осивниаироваином кипчакском наречии, и жители гор и Ккного берега - потомки давнего населения, говорящие но османском диалекте) и "мель халкъи" (жители степей - потомки племен, пришедших с монгольскими завоевс гелями). Ногайцы поселились в степном Крыму в ХУ в. при хане Сеа-дет-Гирее.
Б предгорных Симферопольском и Феодосийском уездвх, где cijof ыировались центральные говоры крымскотатарского языка, сосредоточены ойконммы с гопоформантом -эль/-эли. Практически все они происходят ог имени или звания лица, в зависимости ог которого нвхо-
1ились жители (эль) данного селения. В фирмаче Селим-Гирея поддайте хана именуются "хан-эли", подданные беев - "хошун" и "эль". 3 Анонимах на -г>ль/-зли представлены следуввие сословные термины: 1гъа, аталыкъ, бай, бакгчы 'садовник (?)', бий, дуван 'высокопосгэ-|ленный чиновник', къазы, молла, сеит, султан, улан, челеби, сеПх, ан. Нет ни одного ойконииа, в котором формант -эль/-эли сочетался ы с этнонимом.
Ойконимн с формантом -кой 'деревня' сосредоточены в пго-запад-ом Крыму, где этот топоформант появился с османским завоеванием, ля этих ойконимов также характерно образование от терминов, обоз-ачащих социальный статус: авдан 'охотник*, дуван, къады-зскер главный духовный судья', молла, мирза, сейнан 'наемный телохранк-гль хана', топчн 'канонир', ханыы .'ханская жена', иейх, эфенди.
В горном Крыму названия многих (прежде христианских) деревень 5разованы при помощи топофорншиа -сала 'Село, деревня': Бия-Сала, м-Сала (три деревни), Кучук-Сала, Мачик-Сала, Рамазан-Сала, Сул-зн-Сала, Суук-Салы (или просто Сала), Улу-Салз, Фоти-Сала (две ¡резни), Ходжа-Сала (или Еугаэ-Сала) и Эмир-Салд.
Такое сосуществование в ойкошмии нагорного Крыма топофорнэн-!В различного происхождения является одним из свидетельств его южной социальной и этнической истории.
Широкую известность в исторической науке приобрело нагтисон-е на древнееврейском языке письмо хазарского царя Иосифа (Я в.), :ервые изданное йсоэком Акрипем в 1577 г. в Стамбуле. В 1874 г. я 'б ран и и рукописей караимского ученого A.C. Зирсовича била обнару-на ток называемая пространная редакция этого письма. Если в кра-ой редакции лить сказано, чго с западной стороны Каэория яивут инадцагь народов, располагавшихся по берегам Черного моря, то а
пространной редакция приведены названия следующих тринадцати селе ний:• Шркил (Саркел), Смкрц (Самкун), Крч (Керчь), Суграй (Судак), Алус (Алуита), Либт (Ламбат), Бртнг (Партенит), Алубика (Алупка), Кут, Манкп (Мангуп), Бурк, Алма (Алиа-Кермен), Грузин (Гурзуф или Херсон). Сопоставление пространной редакции с трактатом Нонстанги на Багрянородного "Об управлении империей" (X в.) показало, что раздел 42 трактата был тем источником, из которого фальсификатор пространной редакции заимствовал топонимы Саркел, Таматарха, Бос-пор, Сарат (р. Серег), Бурат (р. Прут) и Херсон. Гидронимы Серег Прут трактата: "... Пачинакия занимает всю землю /до/Росии, Боспо ра, Херсона, Capara, Бурата и тридцати краев", - в пространной ре дакции превратились в ойкоиимы Кут (<Срг) и Бурк (<Бурт) в pe3j льтате замены одних еврейских букв другими из-за их графического сходства при переписывании рукописи. Название Таматарха (Тмуторо-кань русских летописей) было заменено на Самкун или Свмкри (евреГ ский), упомянутое у арабского географа Ибн ал-Факихэ ал-Хамедани, которое превратилось в Смкрц из-за искажения двух последних букв или из-за опибки переписчика, дважды написавшего следующее название Крц, которое заменило название Боспор.
Различные этимологии названия Керчь были предложены Д.И. Сое лоеским, В.И. Абвевым, Дя.Н. Коковым и О.Н. Трубачевым. Исторически и лингвистически наиболее достоверной представляется мысль, что известное с Х1У в. генуэзское название Боспора Cérch/io/ 'круг, окружность; городские стены' превратилось в Керчь вследствие метатезы на тюркской почве.
Ой ко ним Мсигуп-коле (тур. oerikúp «погерпеввий неудачу, попавший в беду; ВП8ИЗВЙ в немилость, опальный») сменил прежнее на венис #еодоро столица одноименного княжества после его завоеван«
урками в Й75 г.
Во втором разделе главы определены материалы и етоды исследования крымской этноойконимии.
Исследуемый ойконимическ-ий материал представлен главным обра-эм в четырех списках селений Крыма, которые датированы 178 3, 1805, 365 и 1867 годами, и картами Крыма в "Путеводителе по Крыму" (М., J05) А. Бесчшского и э "Большом Советском атласе мира" (М., 1939. . 2).
Системный подход, учитывавший лингвистический, исторический и го графический фактор формирования топонимии, позволяет выявить тнонимический ряд в системе ойконимов Крыма путем сопоставления 1конимоа с этнонимами тюркских, монгольских и других народов и ^тем использования структурно-семантических признаков, присущих эркским этнонимам и крымским этноойконимам. •
В третьем разделе рассматривается этноойкони-1Я Крыма как составная часть его ойконимии.
При переходе кочевников к оседлости ойконим обозначал вначале ! селение, а самих жителей аула или ¡Сютлака, оедясзихся по родо-(еменному принципу. Со временем название жителей (этноним или гении) правраиалось а название селения - сйконим. Еолызое количе-'во эгиоойконимов характерно для рйоноз расселения недавних ?оче-1иков. Названия тпрксккх родов и племен или имена родоначальников ■ранены во многих ойконимах Западной и Центральной Анатолии, ербайджона, Бу/лека, Узбекистана, Туркмении й Башкирии.
Сс гласно A.B. Суперанской (Чт^ такое топонимика? М., 1985. С. -68), происхождение ойконимов может быть связано (I) с отноикна-и антропонимами и (2) с собственными названиями природно-геогра-ческих объектов, апелгягиваии, обозначавшими артефакты (церкви,
монастыри и т.и») или тип селения. Количественный анализ семантических значений показал, что в степноГ; и предгорной частях Крыма названия деревень, sa небольшим исключением, образованы от гюркск антропонимов и этнонимов, т.е. откосятся к ойконимам первого cens тического ряда. В горной же части картина совершенно иная. Так, i Муфги-Апралыкском кедылыке из 12 названий деревень 8 откосились к второму ряду: (руиейск.) Шурв, Кериенчик 'крепостца', (румейск.) Истиля 'столб, колонна', (румейск.) Лака 'яма, впадина, лесной ое par', Бешев 'пять домов', Улаклы (от крым.-тат. улакъ 'козленок') ОЙконимы второго ряда в Крыму часто образуются от гидронимов или от терминов, обозначающих водные источники: 6ве 'исток, верхо вье', голь 'озеро', кгуо 'колодец', озеи 'река*, сув 'вода, родни река*, тамакъ 'устье', чесме и чокъракъ 'родник'. В ойконимах эта го ряда отражены также термины, обозначавшие природно-reo графические объекты, определяете рельеф местности: бурун 'мыс, дагъ и тав 'гора, лес*, дере 'ущелье', кгая 'скала', кгоба 'певера', оба 'холм, могила', тогьай 'луг', тав 'квмень', чукьур 'впадине, яма' яр 'обрыв, крутой берег*. В ойконимах отражены также осъекты хо-вяйственной деятельности: багь 'сад, виноградник', багъчо 'сед', базар 'рынок', дегирмек 'мельница', къурулу 'небилысой учпсток по садом или виноградником', тузла 'солеварня'. Особое место в формн рованик ойконимов второго ряда занимают термины, гСозньчакаие *и-лице, поселенке, укрепление, религиозное здание: ?в и уЯ 'дом', сарай 'дворец', ввуд 'аул», кой, сала и эль 'деревня, село', джой дакъ и яйдав 'летовко', къыалвкь к Кьыюлав 'зимовье', отар 'хутор врг 'док, селение', кмле, (румейск.) къвотель н кернен 'крепость орду 'военный лагерь', мвсчит 'мечеть', текккс "обитель дервивей' В степном и прадгорном Крыму отноойконимы составляют токую
же часть от всех ойконимов как и в Ферганской долине (си.: С.С. 1>баева. Этнонимы в топонимии Ферганской долины. АКД. М.. 1973. С. 9): около половины ойконимов а Чвтырлнкском кадылыке Перекопского каймакансгва, одну треть ойконимов Санврчикского кед. Перекопского кайм., Каракуртского, Акмечетского и Ташлынского кад. Бакчесарайского кайм., Лип-Чонгарского, Кучук-Карасувского и Таманского кад. Карасувбазарского кайм., четвертую часть ойконимов Насывского кад. Карасувбазарского кайм. и пятув часть ойконимов Мангытского кад. Козловского кайн.
В качестве топонимических формантов можно рассматривать в ойконимии Крыма аффикс множественности -лар^-лер, сочетание аффикса родительного падежа -нинъ~-нинъ с аффиксом -ки и аффикс -лыкъ.
В списке крымских селения 1637 г. насчитывается 37 деревень с названиями на -лар~-лер, большинство которых образовано от социальных терминов: абуз~ хавыз, (х)адаы, бай, гъази, къул, молла, мырза, сеит, сеймен, тархан, ходжа, челеби, иейх, эмир.
Ойконимы на -ныньки-"-НИШ.КИ представляют осйсЯ а'нгропоним в родительном педегиз, субстантивированный суффиксом -ки: Казынинки •(деревня), принадлежащая кадия', Каранки, Откары- и Эльгерц-Коджанки, Молланынки, Гемиринки, Черкезинки и др.
Ойконимы на -лыкъ относятся, как и ойконимы на -ныньки, к "владельческим": Пашалык 'владение пази', Ханлык, Ходаалнк, Шига-лак 'владение пейха', Темишлнк и др.
Важно кзгметигь, что эти топофорнэнты не образувг ойконимы от этнонимов. Нагайлык и Казаклар (в этой деревне яил мельник казак Андрей) составляв! исклвчение и могуг рассматриваться как отант-ропонимные ойконимы. Эгноойконмш ке Еайлар, Ка'ралар, Ниияер,
- и -
Оилар, Сарылар, Узунлар и Юзлер произошли непосредственно ог родо племенных названий на -лвр~ -лер.
Отапеллягивное происхождение имеет и название города Крым, и вшего также параллельное генуэзское имя Солкаги. Ойконим (крым.-тат.) Кгырым (определение Эски 'старый» город получил не ранее ХУП в.) объясняется из тюркского термина къырым 'яма, ров', и эта этимология находит подтверждение в семантике наззания Солкаги, ко торое объясняется из игал. solcate ' 'борозды, рвы*. Название ropo да, являющегося административным центром юрта, переело на весь по луостров.
В четвергом разделе рассматриваются структ.у но-семантические признаки крымских эгноойконимов.
При переходе кочевников к оседлости за всеми селениями, осно ванными представителями одной родоплеменной группы, сохранялось е название или они назывались по именам родоначальников. В ойконими Крыма отраяено более трехсот родоплеменных названий, имеющих со от ветсгвия в этнонимии ногайцев, бапкир, каракалпаков, казахов, узбеков, киргизов, туркмен, алтайцев, тувинцев, хакасов, монголов, эвенков и маньчжуров, каждое из которых обычно представлено неско лькими ойконииами: кипчак - 27 ойконимов, кияг - 26, конрат - 19, найман - 17, имей и мин -15, ипунь~уйшунь, киргиз, кырк и тама - 13, бочала - 12, кенегез - II, кары -10, керлеут - 9, алчин, ас бепевли~беюуйли, келечи и шибан - В, вейраг~ойрат и кирей - 7, меркит - 6, оргын, бзрач, джайчи, ички, канлы и сиджеут - 5, албе одаргин, барын, бесиг~месит, даабу, джанай, джурчи, карангыт. какгит, селын, токсоба - 4, алачь, бадрак, байлар, буйтень, бурчи н дяБбвнак~дааманак - 3, баяут, бурлак, джабачь, джалаир, джор-гун, дулат, каратаяк, катаган, кереит, самарчик и унгут - 2.
Такин образом, повторяемость ойконимв является одним из при-шаков его отэгноннмного происхождения.
¿ля различения селений с одинаковыми названиями используются :пециальные определения. Расположенные недалеко друг от друга оди-тковые отноойконимы образуют ряды по признакам сравнимости (см.: ).М. Мурзаев. География в назввнкях. Н., 1982. С. 123). В рядах ни различаются определениями, которые соотносятся друг с другом, 'ады образуются по:
1) величине селений: Буюк- и Кучюк-Акгачи, Улу-Аргын и Аргин-1ик, Азгана- и Коп-Кары, Баи- и Кучюк-Киргиз, Аз- и Коп-Отуз к др, крым.-таг. буюк и улу 'больной1, коп 'много, многочисленный», бая главный', кучюк »малнй», аз к азгьана 'малый, малочисленный»);
2) высотр расположвчия селений относительно друг друга: нага-, Орта- и Юкары-Баксан (ашагьа 'нижний», орта 'средний' и къары 'верхний');
3) степени удаленности и ориентации: Эльгеры- иОрта-Аблаи, 1ль'гери- и Сыр г-Лжам а нак, Огкары-Карсв, Эльгеры и Откары-Коджанк::, льгеры- и Сиртке-Колжалки (иди Ге ри-Коджалки) (ильгери 'передний', ери, сырт, сыртки и а/р/ткгарм 'задний»; сырт имеет еде значения гребень горн, холма' и 'север');
4) местонахождению; в этом случае в качестве определения'ча-то встречаются следующие термины: кънр и сырт 'возвышенность', ой
чукгур 'низина1 (Кир- и Ой-Кият, Чокур-Кияг, Кыр- и Чокур-Койи), тар »ггасгбице». (Епш- и Отэр-Ойраг), джагга 'берег (реки)' (Дкага-ипчак, Джагв-Кущи, Лжагэ-Тома), бой 'русло реки', твП 'полуоотров' Вой- и Тюп-Мамай,' Тш-Канлн), аггыз 'устье реки', 'начало, раз-илка или перекресток дорог' (Ауз(или Агиз)-Кенеге:з, Ауз-Кырк);
5) наличию каких-либо характерных объектов или характеру
иеогности: Квялы-Кенегеа, Каялы-Сарт (къаялы 'со скалой, скалисты! Таш-Кую-Кене гез (гаш къув 'каменный лолодец*), Мечетлы-Китай, Ак-Мв четь-Нейман, Минарели-Шибан (мин а рели -с минаретом'), Сарайлы-Кият (сарайлы 'о дворцом'), Терекли (или Дирекли)-Абаш, Терекли-Асс, Терекли-Карса, Терекли-Китай, Герекли-Конрат, Терекли-Ишунь (терекли~ дирекли 'с тополями');
б) времени возникновения: Алчин и Дженелчин, Кипчак и Ени-Кипчак. Менгыт и Ени-Мангыт, Мин и Ени-Мин, Найман и Ени-Пойман (е ни ~ якъы ~ джанъы • но вый').
Роль ойконимических определений в различении деревень хорошо показывают следующие ойконимы: Иейх-Эли, Л*ага-Шейх-2ли. Куру-Джил га-Шейх-Эли, Тереклы-Шейх-Эли, Тузла-Еейх-Эли, .Чокраклы-Е!ейх^ Эли и Яман-йол-11!ейх-Эли.
В этноойконимии Крыма чрезвычайно много сложных ойконнмов: Мусабай-, Табун- и Тубет-Адаргин, Асс-Джаракчи и Асс-Джаркин, Тебулды- и Темев-Асс, Джврин-, Тереклы-, Тентек-, Токмай-, Гракай и Эсен-Бак-Ишукь и др. Двойные этноойконимы могут происходить от парных этнонимов, в которых название рода, как правило, предшествует название племени: бурлак-вейрат, джарин-ивукь, бешаран-кирей ногай-кипчак и др.,- хотя порядок, видимо, может быть и обратным: асс-джаракчи, асс-джаркин, мангыг-сулеш, найман-каракчора, тама-бегича.
Для определения этноннмического характера ойкошмов, кроме v о тру к туры, существенное значение имеет семантика. С.М. Абрамзон i статье "К семантике киргизских этнонимов" (Сов. этнография. 1946. £ С. 123-131) и H.A. Егскаков в статье "Модели тюркских этном мов и их типологическая характеристика" (Ономастика Востока. М., 1980. С. 199-210) определили основные семантические группы тюрк-
жих этнолимов. Семантические классификации этнонимов служат надежной основой определения отэтнонимного происхождения ойконимов.
Таким образом, для установления эгнонимического характера срымских ойконимов могут использоваться с л еду си ие присущие этно-1Йконимам исторические, структурно-типологические и семантические физнаки:
1) историческое свидетельство о существовании в Крыму или за го пределами родоплеменных групп, названия которых имеют соотвег-твия ъ крымской ойконимии;
2) повторяемость ойконимов (при атом для их различения часто спользуются ойконимические определения);
3) эгнонимичеокий характер ойконимов, выраженный в их семан-
ике.
Следует различать этноойконкмы, образованные or родоплемениых азваний, и этноойконимы, образованные от названий национальности, последним в Крыму можно отнести следующие ойконимы: Татар-Кой, этар-Джолман, Тага р-Осман-Кой, Османчик, Кезаклар," Нагайлык, ^ркмень, Черкеслер, Чувеп и, возможно, Чегеие (крым.-таг. чингене-дыган') и Чечень-Юрг.
Названия многих крымских деревень, встречающиеся один-два ра} и имевшие соответствия вне Крыма в тюркской этнонимии, происхо-iT от патронимов как и соответствующие им родоплемежше имена. |добных ойконимов, имеющих параллели в этнонимии казахов, каракал-iKOB, кочевых узбеков и др. более двухсот: Абай, Абдал, Алагай, щана, Байрач, Боташ, Бурундук, Джабага, Джабачь, Д;ианай, КазвнЧи, |раджи, Квракчи, Кендже, Козу, Кокей, Кокчегоз, Конек, Корпечь, рт, Лев, Манай, Мешек, Ораз, Отеи, Пусурман, Саднр, Сакав, Capulín, Сарык, Стабан, Кодагай, Сунвк, Тавука, Твбулдй, Тогай, Токлук,
Топчак, Чайгоз, Чегене, Чирик, Эльток и др.
Б пятом разделе ра осматриваются ойкокимы, образованные от эндемичных крымских этнонимов.
На основании установленных в разделе 1.4 структурно-семантических признаков крымских зтноойконимов возможна реконструкция названий ряда татарских и ногайских родоплемеиных групп, не имеющих параллелей за пределами Крыма. Некоторые из таких родоплеменных имен упоминаются в письменных памятниках: акрак (д. Акрак - владение мурз Акракских), багалак (д. Аппаз-, Карагоджа- и Терс-Багала* беваран (д. Бепарак, пять названий, Ееваран-Кирей, Ееиаран-Китай), боз-оглу (д. Еоэ-Оглу-Каратаяк, Еоз-Оглу-Кереит и Еоз-Оглу-Салаул; род боз-оглу упоминается в ярлыке Мухаммед-Гирея), дайр (д. Дайр, Аввга-Кисек-Даир, Тавлы- и Юхары-Даир; крымское племя дайыр упоминает Эвлия Челеби), джв(га)мин (д. Джага-Мин, Asiera- и Юхары-Джа-(га)мин; владения мурз Джаминских находились в Евпаторийском и Перекопском уездах), каралез (д. Аоега-, Орта- и Юхары-Кэралез, принадлежавшие иурэам Квралезским), карса <д.' Аткарн-, Обекчи-, Tepei ли-« Узун-Аяк-Карса и Чораг-Карсе), кеиельчи (д. Кемельчи, Алжи-Иулла-Кемелче, Бнакай-, Джангарв-, Курмвн-, Мурзелар- и Топэй-Ке-мельчи), кояв Сд. Кояш, Кояв-Кенгыл, Мурза-Кояш, Кыр- и Чукур-Коя1 орка (д. А«ь, Хыгай- я Учевли-Орка), сэраСуз (три д. Саробуз п Ак-мечетском кад.), сулев, или явлав (беи Явлавские, или Су-лето вы, владели д. Бипк- и Кучук-Явлав, Мангыт-Сулев и др.), тайген (д. Ai ara- и Юхари-Тайган, принадлежавшие мурзам Тайганским, д. Бпрын-Тайган), таккл (три д. Такил, Коп- и Яныш-Такиль), тарпанчи (д. Т панчи в Евпаторийском у.).
Вторая глава - Крымские отноойконлми, имеющие пар ллели в этнонимии тюркских, монгольских и других народов - состоя
13 сени разделов.
Отраженная в ойконимии этнонимическая номенклатуре татар и но-айцев Крима доет возможность исследовать их отиогенетические свя-¡и с половцами, занимавшими Северное Причерноморье до монгольского авоевания, монголами, тюркскими народами, сложившимися в золото-рдынский исторический период, т.е. баикирами, ногайцами, каракал-эками, казахами и кочевыми узбеками, а также с киргизами, туркме-ами и народами Кавказа.
В первом разделе рассматриваются этнонимы сред-евековых племен и народов домонгольской эпохи, отраженные в крнм-кой ойконимии: халадж (несколько д. Алачь и Алчин; племена алач и лчин известны у ногайцев, казахов и узбеков), кереитское племя лбаг (д. Ллбат, три д. Лблан; племя вблан ногайцев, албан казахов, лман узбеков), аргу (деревни Аргын и род аргын в Крыму; племя оран казахов и узбеков), аланы-ясы (д. Втек- и Кучук-Асс, Табулды-, змеи-, Тереклы-Асс и др.), дашлаир (туяло китайских летописей) иве д. Джолаир; племя джалэйг монголов, джалаир казахов и узбеков), му, дулунь-хэцзинь китайских хроник (д. Дулат и Т/лат; племя ду-1ат монголов, дулат казахов), квнглы (д, Канлы, Карача-, Каясты-, зп-Канлы и др.; племя кзнлн башкир, канглы казахов и узбеков, кан-} киргизов), кереит (д. Кереит и Еоз-Оглу-Кереит, Кирей, Кучук-, ¡пара»-, Курчи-, Тазанай- и Толкоидяи-Кирей; племя кереит ионго-13, кирей банкир, казахов и узбеков), киргиз (д. Киргиз, Буюк- и чюк-Киргиз, Адаман-, Еаджак-, Еап-, Буй тень-, Мавлев-, Тамо- и мзктКиргиз)г» китей Сд. Китай, Еешаран-, Бозгос-, Карача-, Сары-, 1марчик~Кигай и др.; племя катай банкир, хытай узбеков, кытей кир-:зов), меркчг (д. Ак-Сакал- и Алтышши-Меркит; иеряиты воили в став монголов, алтайцев, киргизов, казахов, узбеков, бапкир и
туркмен), найивн (весть д. Найма», Бвбасан-, Еуденеджи-, Квра-, Мкп^нь-, Унгар-Найкан и др.; вайманы вошли в состав монголов, ал тайцев, киргизов, казахов, узбеков, каракалпаков и ногайцев), уи гут (две д. Унгут; племя онгут узбеков, нойгут киргизов), кереи! ское племя чжуркин (д. Чоргун и Дхоргун и племя джургун в Крыму Эвлии Челеби), ветвь джиюн племени.ЭД2уиг-меркит, "татарский нарс чжуив", "кара-китайский народ чжуин" (д. Чююг; род вуйит карака; паков, племя джуют узбеков).
Второй раздел посвящен кипчакским этнонимам.
Эгнонимическая номенклатура татар к ногайцев, отраженная в ойхонимии Крыма, дает возможность исследовать их этногенегическ! связи с половцами-кипчаками. Кипчаки явились этнической основой формирования ногайцев, каракалпаков, казахов и кочевых узбеков, внесли вклад а этногенез волжских татар, башкир, карачаевцев, б г перцев, кумыков, киргизов и алтайцев. Этноним кыпчак отражен в < названиях крымских деревень в списке 1783 г., что свидетельству« о той большой роли, которую кипчаки сыграли в этногенезе тюрков Крыма.
Бейбарс ал-Мансури (ум. 1325) в труде "Сливки размышления I иоторки хиджры" привел названия II кипчакских племен, некоторые из них упоминаются и в русских летописях. Половецкий этноним тоз соба (токсобичи русских летописей) отражен в крымских ойк. Токс( в Симферопольском у. и Еиюк- и Кучук-Токсоба в Евпаторийском у. Этноним иета (егебичи) сопоставим с ойк. Джетлер. Этноним бурда лы (бурчевичи) сопоставим с ойк. Бурчи, Буюк- и Кучук-Еурчк. По ловецкое племя бурли, или эльбули (отперлюевичи или, возможно, елобичи) упоминается под именем ильоари у Джузджани и ольбурлик Раеид ад-Дина. Оно могло войти в состоэ ногайцев, каракалпаков
кочевых учбеков, у которых имеется племя бурлак. Этноним бурлак отражен и крымских ойк. Вурлак-Вейрвт и Еурлак-Тема. Половецкий этноним дуруг (терьтробичи) сопоставим с ойк. Дюрте и Илгери-Дюрте.
Некоторые крымские ойхонимы совпадают с именами половецких князей: Feляуз-Кипчак (ср. гидронимы Мелеуз в Башкирии) - князь Бельдиз (упоминается в русской легопиои под ПОЗ г.), Отар- и Ялы-Буйнак(Мойнвк) - предводитель днепровских половцев Боняк, Бий-Булуш
- князь Еулув (под 1054 г.), Кончен и Евйкончек - глава донских половцев Кончак, Макгуш - Мангуш, сын половецкого хана Котяна, Чонгар
- князь Ченегрепа (под 1103 е.). Топоним Чонгар сопоставим и о именем половецкого племени дженгар у Руки ад-Дина, которое может быть отражено и в ойк. Джангэра, Джангара-Кеыельчи и Караул-Джангара (ср.: подразделение джангара киргизского племени адигине).
В третьей разделе рассматриваются о гузо-туркменские этнонимы, отряженные в кррмокой ойконимии.
В ХШ в. золотоординский хвн Берке разрешил поселиться в восточном Крыму туркмснам-сельджукам, приведшим туда через Балканы из Малой Азии. Назвпние расппложзниоЯ к западу от Судака горной д. 1Ее-лен сопоставимо с азербайджанскими ойк. Шилян-Тязя, Шилян-Апега и Шилян-Юхары, в которнх, по мнении Г.Д. Агаева, отражено имя племени шилян,
Абу-ль-Гази-хян со обшил предание о переселении в Х1У в. из Ирана в Крым турккен-овлоров. Этноним сэлор (салгыр), вероятно, сохраняется в гидрониме Салгир,
Ойк. Еиюк- и Кучук-(Х)алк8лч сопоставили с огузским этпонимои плко (или алкпраули), алка-ойли у туркмен, Байрпч - именем рода ¿пйрач туркменских племен спрцк и гене, Биченак и Чаби - именами огузских племен бечене л чапки.
Крымское племя бочала дало имя Еочалатскому кадилику, в котором насчитывается II ойконимов от зтоднима бочала, совпадающего с именем рода бочала туркменского племени оскк.
Имя рода капыхалков Битакских и ойк. Ак-Кую- и Мурзали-1«гок сопоставимы с туркменским этнонимом битык(ли) и названием отделения битак рода байбакты поколения байулы Младшего жуза казахои.
Ойк. Дхайчи, Алты-Пармак-, Еоз-, Сусук- и Суллу-Дквйчи совпадают с названием туркменского племени йайджы. Ойк. Кырк-Джолбон н Бакчесарайском, Кырк-Авага в Акмечетском, Кырк. Кучук-Кырк и Чок-раклы-Кырк в Карасухйаэорском и Кырк в Ке^инском кайм. сопоставимь с названием огузского племени кырк, или кызык. Этноним кырк предсз влен также у ногпйцев, каракалпаков, казахов и узбеков. Ойк. Д(ж)а улджар, Сарык, Теге и Бая-Туркмень сопоставимы с туркменскими этнонимами чаудор~джаулдор, сарык, теке и баят.
Судя по соотношению крымских отноойконимов огузп-туркменского и кипчакского происхождения, огузский этнический элемент в Крыму сильно уступал кипчакскому.
Четвертый раздел посвяшен монгольским этнонимам, которые иироко представлены в ойконимик Крыма: адаргин, бормн баяут, бесит~меснт, джадран и джурат, дюрмень, калмук, карвнгнт, катаган, кекегес, керлеут, кингат, кияг, конгрзт, мангыт, ойрат, сидкеуг и др. Эти этнонимы представлены в этнонимии ногайцев, каракалпаков, казахов, кочевых узбеков и других тюркских неролов.
Монгольские завоевания вызвали передвижение огромных масс кочевников в Азии и Восточной Европе, в результате чего возникли новые политические и этнические объединения, с которыми связано формирование соврекгкшк тюркских неродов. В их этногенезе значительную роль сыграли монгольские племена, расселигвиеся зв пределами
Монго.чии. В Крым монголы впервые пришли в 1?23 г. и заняли его окончательно в Г239 г. Какая-то часгь монгольских родов осела в северных предгорьях, где их имена сохранились в названиях деревень: Барин, Вейрог (Ойрат), Кайнэут, Конграг, Уйшунь л др. Многие монгольские этнонимы были принесены в Крым позднее уже ногайцами. ,
Ряд крымских ойконимов может восходить к именам родоплемен-ных образований, эпонимами которых являются Чингизвды или монгольские военачальники. Примером таких образований служат ногайские роды кислык и бадай, родоначальниками которых были нойоны Чингисхана Еадай и Кишлык. Род кишлык имеется также у кочевых узбеков.
Крымский ойк. Байдар, имя рода иурз Байдарских и рода байдар у ногайцев и монголов сопоставимы с именем Байдар сына Чагатая. Ойк. Еоурчи имеет соответствия в ногайской ойконимии Буджакв и сопоставим с именем Богорчи-нойона, ведавшего "тьмою правого корпуса," примыкающей к Алтаю". Ойк. Бек-¡Сотая-(Конрот) совпадает с ойк. Бей-Котан в Сурхпн-Дарымском округе и именем легендарного предка всех казахов Когана, в котором можно видеть Кутан-нойона в войске Джучи. )йк. Бора сопоставим с именем сына Джучи Еора. Ойк. Бурчи, Бивк- и :(учук-Еурчи сопоставимы с назваЯияш родов борчи племени аргын казахов и борчжи монголов и маньчжуров и с именем Е^рджи-нойона в /лусе Джучи. Эпонимом крымского племени дайыр мог быть нойон-тысяч-шк Чингис-хана Дайр из племени конкотаи. Этноним дайыр отражен в срымских ойк. Даир и Аиога-Кисек-Даир в Симферопольском и Дойр, Гоми- и Юхарн-Даир в Перекопском у. Ойк. Джурчи (или Юрчи), Джур-1и-Хазжи, Кто- и Ой-Джурчи в Перекопском кайм. имеют соответствия 1 этнонимии каракалпаков (р">д уйручи племени конграт) и узбеков 'племя ойручи, кивлак Ррчя) и сопоставимы с именем нойона-тысячни-:а Чингис-хана Чяурчжедая, получигаего в управление четыре тысячи
- гц -
уругов. Ойк. Квйту в Еайдарской долине сопадает с именем окна Чагагая Кайду~Хайту, который был военачальником у Батыя. В ойк. Коне«'!, Ашага- и Юхары-Конечи, Кончи, Кияг-Кончи и др. отражены названия родоплеменных групп, эпонимами которых могли быть сын Иибана и внук Джучи Коничи или сын Орды и внук Джучи Кончи. Ойк. Кончек и Конджак совпадают с именем внука Батыя Кунчека~Кунджак Можно предположить, что внук или правнук Джучи Мзджар стал эпони мои родсплеменной группы, имя которой отражено в крымском ойк. Маджор и в названии племени маджер ногайцев и узбеков. Ойк. Менг лер и Меигелерджик (Минлер и Минлерчкк) сопоставимы с именем вну Чингис-хака Менгу. А.И. Маркевич связывал ой ко ними Шибан с именс сына Джучи Сыбана, командовавшего правым крылом войска Батыя. Племя су(в)ан имеется у казахов.
Рассмотренные в разделе 2.1 ойк. Буркут, Джалаир, Иргиз, Ке ит, Кирей, Меркит, Нейман, Унгуг, Джоргун и Чюют также можно был бы отнести к числу этноойконимов монгольского происхождения, учи тывая несомненную монголизацию племен, имена которых отражены в этих ойконимах.
Если в предыдущих разделах второй главы рассматривались кры ские ойконкмы, в которых отражены тзркские и монгольские этноним распространившиеся в результате образования Монгольской империи представленные в этнонимии современных тюркских и монгольских ке дов, то пятый раздел главы посвяшен ойконимам, в ко: рых отражены родоплеменные названия, предетовленные в этнонимии только тюркских народов, имеющие тесные эгногонетические связи с юрками Крыма: ногайцев, каракалпаков, казахов и деитикипчакских узбеков.
Сопоставительный анализ (даже с учетом вероятного отсугсгви
енегическил связей между отдельными, особенно мелкими, родопле-енными образованиями, имеющими одинаковые, чаще всего отектропо-имнне названия) этнонимов тюркских народов позволяет на основе ыявленных в их этнонимиях общих элементов находить этногенетиче-кие связи. Например, названия аулов ногайцев Едисанской орды Имир Тобал, Оймауг, Тереклы, Кингес, Аранчи и Нукис на Молочных Водах мевтсоответствия в названиях каракалпакского племени кенегес и ходящих в него родов: емир, добел, оймаут, тараклы, араншы, накис.
Таких параллелей между ойконимией Крыма и этнонимией тюркских зродов а разделе рассмотрено более ста. Для наглядности некоторые 1 огих параллелей между крымской ойконимией и этнонимией I) ногай-;в, 2) башкир, 3) каракалпаков, 'О казахов, 5) узбеков, 6) кирги-в и 7) туркмен можно представить в виде следующей таблицы:
Наличие (х) этнонима в этнонимии перечисленных народов
Этнонимы Т 1 3 4 5 б 7
аг5акли X X X
акчора X X
вчпмайлн X X X
бадpas к X X X
буй тень (муйтен) X к X
бешуйлц X X X X
цу.абу X X
иргаклм X X X
камбор X X X
каратаяк X
ка рмиш X X X
кары X
келечн X X
копай X X X
кушчи X X X X X X
I 2 3 í;. Ч 5 6 7
um xx x x
орманчи x xxx
сакав х х х х
салын х
табун (габын) к х х
гама хх х х
тюбей хх х
чакмак х
ширин х у
Ёеотой раздел посвящен крымско-кавказским згноге нетическкм связям, отраженным в топонимии Крыма.
Между Крымским ханством и Северным Кавказом существовали тесные экономические и политические отношения, сопровождаемые иигращ ей населения. В литературе неоднократно Обращалось внимание на со; падение некоторых этнонимов и топонимов этих двух регионов, на основании чего делались чаотные выводы о проживании в Крыму че; kbcoi н кабардинцев.
В крымских топонимах Кабврты~Квсерды (деревня и река), Черкез, Черкес-Кермен, Черкес-Кобазы, Черкес-Конрат, Черкес-Чобай и Черкес-Эли (деревни), на Ежнобережье Черкесын-Даг (гори и лес), Черкес-Дере (яр), Черкес-Ков (овраг), Черкезын-Хыр (бугор), Черкес -Чокрак (родник), возможно, отражены этнонимы (кас.) кэбордэи, (тврк.) къебарты 'кабардинцы* и черкес, относившийся прежде ко всем ебхазо-адыгским народам. Но перечисленные топонимы могут восходить и к антропонима«: имя Черкес известно в тюркской антропонимике с во лото ордынской опохи, а зтноним кэбэрдой объясняется из отглагольного тюркского антропонима Къвборды правителя переселивших-
ся ив восток эдигов. Нельзя исклочать и возможность происхождения топонима Кабарты от опеллягивв (тур.) каЪагИ 'выпуклость, выступ'.
Во владении мурзинских родов, ведущих свое происхождение от черкесских княжеских фамилий, находились крымские д. Балатук и Хункал. Род Балатуковых стоял во главе адыгейского племени болог-квй. или темиргой, твмговые знаки которого обнаружены М.Я. Чорефон в крымском укреплении Черкес-Кермен.
Род мурз Еэрак(овых), имя которого отражено в ойк. Барак и Барак-Зли, возможно, связан своим происхождением о абазинским племенем бяракай, ср. адыгейский ойк. Баракъай на Кубани, но может иметь и ногайское происхождение: род баракъ входит в состав племени месит караногайцев.
Согласно архивным данным, э Крыму жили черкесские хапыхалкя (придворные стражи хвна) Салгнрские, Арагукские и Альмкнские. )Йк. Харатук (две деревни), Кир-Харатук, Харатук-Гусе ин~ Мурза и Цжолмон-Харатук в Акмечегском, Харатук-Кесеги и Джолман-Харатук в Закчесарпйском ксйм. сопоставимы с ойк. Арадук в Абхазии и названием абхазского племени врдона~вардане (арт~ арат-сбхзэы у Звлии )елеби). На Кавказе этот этноним сохранился в ойк. Адлер (Арглар~ \ратляр у Эплии Челеби).
В литературе встречаются различные ошибочные толкования изве-гного названия АджимупкаИ, В д. Аджимупкай (Хздчи-Мшакай) на Керенском полуострове прежде жили черкесы. Ойкошм входит в один ряд
адыгейскими отантропоникными владельческими ойконимами. на -кай: 'гбукай, Лашукай, Понезкукэй, Хатукай, Эденсукой и др.
Южнобережный ойк. чуак может объясняться из апеллятива (адыг.) 1уак 'додчна среди гор'.
Ойк. Ашага-, Оргя- и Кхары-Баксон сопоставимы с балкарским
топонимом Бакъсаи— Басхан (село и река), кабардинскими фамилией Бакъсэн и топонимом Бакьсанукъ къала, а также с ногайским или алаяским ойк. Баксаны в Молдавии. Грузинские авторы Х1У-ХУ вв. г нещали к западу ог Дигории область басиани (соврем. Балкария), которой владел аланский род Басиани.
В ойк. Кумуклар-Отары отражен этноним къумукъ 'кумык'.
Седьмой раздел второй главы посвяаен тем'оЙко> мам Крыма, в которых отражены религиозно-социальные термины сек! ходжа и шейх и которые указывают на существование в Крымском хаи стве "священных" сословий, подобных религиозно-социальным группа других мусульманских народов. Так, у туркмен почитались "священн племена иих, ходке, are, сеид и др. Родоплеменные группы сейиг, ходжа и шейхлар имеются у казахов.
В Крыму существовала особая область - ходжалык, управляемая ходжой, должность которого была наследственной. Ходжалык включал 16 деревень кадылыка Есйх-Эли Козловского кайм. с центром в д. Н -Кулач. Ойк. Атай в Евпаторийском у. совпадает с именем крымског "священного" племени ходка-атай.
К привилегированному сословию относились и челебии, "происх диване от муйгкев и других знатных особ". Термин челеби отражен ойк. Челеби-Эли, или Челебилер, в Ширинском код.
У крымских татар сохранялось предание о четырех "священных" пламенах гавлы, кулеч, каикчи (качи) и чолунчи (чуюнчи), образов иих кадылыхи Тавлы-Шейхели-Бевпареси, Колечский, Качи-Бео-Пареск и Чоюнчийсккй Бсспаре. Названия родоплеменной группы таилы отраж в ойк. Тэвлы-Двкр, Таилы-Кипчак, Тчвлы-Тема и Таили-Шейх-2ли; ку лечь - Кки- к Кыр-Колвчь в Козловском и Колечь в Кефинском кайм. чувнча - Човичи в Акмечехсквм, Корр.гувбрззгском и Козловском кай
В г,а к л о ч е н и и сказано следующее:
Структурно-семантический анализ эгноойконимов Крыма и их сопоставление с этнонимами тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов позволили установить номенклатуру поселившихся в Крыму тюрко-монгольских родов и племен. Более трехсот этнонимов крымских тюрков имеют соответотв1<я в этнонимии древних и современных кипчакских, огузо-туркменских, монгольских, тунгусо-маньчжурских и кавказских народов. Многие этнонимы .татар и ногайцев Крыма не встречаются за его пределами. Только в крымской ойкэнимии сохранились имена монгольских племен адаргпн и сиджеут.
Поселившиеся после монгольского завоевания в Крыму порко-монгольские племена слились с азтохгонным грецизированным населением зеверннх предгорий. Здесь сформировался крымскотатарский этнос, о сложном этногенезе которого свидетельствуют не только данные антро-чологип, агнографиг и лингвистики, но и ойконимия. С новым этносом юстепенно интегрировались древнее население Южного берега, пере-;елекцн с Кавказа и ногайцы степного Крыма. Генетическая близость юслелних с крымскими твтарами подтверждается совпадением многих 1ТН00ЙК0НИМ0 3 степного и нагорного Крыма.
В результате топонимической метонимии некоторые крымские этно-!йконими перешли на реки: Аранчи, Арагук, Беитерек, Бадрок, Боран-к1, Еурчек, Ички-£жолм8Н, Калмук-Кара, Кангыл, Кача, Каролар, Бав-с.иргиз, Свлгир, Салнн-Узень, Свмврчик, Тайгаи, Темеи, Чоргун (Чер-1вя), Чувнчи и др.,- и озера: Лктачинское (Акточийское), Карпч, :вчик, Керлеутокое, Киятское, Кондратское, Кончек, Кнрк, Пусурман-кое, Узунларское САктаи-Алчин), Сунакское (Чонгарское) и др.
Ойконимия Крыме дает богатый материал для изучения этнической ■ социальной истории крымскотатарского народа.
Список публикаций по теме диссертации:
"I. Термины, обозначавшие селения и крепости, в топонимии Крыма// Сов. тюркология. 1985. # 2. С. 28-37.
2- Сементичесхий анализ крымских ойконимов с гопоформанта» -сала, -кой, -эльЛэли и аффиксом -лар~-лер// Соа. тюркологи» 19Р9. * 2. С. 40-49.
3. Почему назвали Мариуполем?// Социалистический Донбасс. 13 мая 1969 г.
4. Что означало название Артек?// Русская речь. 1990. № 2, С. 128-130.
5. Походження кримських гопон1м1в Керч I Мангул I проблем! доогов1рност1 розширено! редекцИ лис то хазарського царя Госиф: та напису на Тмутараканському камен!// У1 ?еспубл1кансько оном! стична хон$>ерснц1я, 4-6 грудня 1990 р., Одеса/ Тези допов1дей пов1донлень. Одеса, 1990. Ч. I: Теоретична те 1сторична ономастики. С. 6-9.
6. Как возникло название города и страны Крым// Кьасевет (Крым). 1991. * I (21). С. 3*5.
7. Почему Еоспор стал Керчью?// Русская речь. 1991. № I. С. 131-141.
8. О происхождении крымскотатарского народа// Проблемы кс рив Крыма/ Тезисы докладов научной конференции, 23-28 сентября 1991 р., Симферополь. Симферополь, 1991. Вып. I, С. 19-20.
9. Крыиско-узЗскские зтнониынчсские параллели// £1 Республ конская научцо-првктическпя койеренцкя "Ономвстикс Узбекистан 3-5 декебря 1991 г., Ургенч. Тсзисы/ "Хива" (Ургенч). 1991. » С. 30.
10. О дрешсм названии города-крепости Чу^ут-Кэле - Кырк.о Батзн (Крим). 19?!. £ 10. С. 14-20.
11. Структурно-семантические признаки этноойконимоа Крыма Ц Тюркология. 1992. № Г. С.МЗ-51.
12. О происхождении названия крымского города-крепости Монгуп// Тюркология. - В печати.
/Ъ
ХОУНБГ 1392 г.Наказ Ш? торга 120 окз.Пэчагь офезташь