автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Учение Г. Спенсера в дореволюционной российской социологии

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Демьяненко, Николай Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Учение Г. Спенсера в дореволюционной российской социологии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Демьяненко, Николай Валерьевич

ВВЕДЕНИЕ.

I. СОЦИОЛОГИЯ Г. СПЕНСЕРА.

1.1. Сущность и значение органической теории Г. Спенсера.

1.2. Концепция эволюции Г. Спенсера.

1.3. Значение теории эволюции.

II. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ Г. СПЕНСЕРА НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

2.1. Распространение идей г. Спенсера в России.

2.2. Критика органицизма Г. Спенсера.

2.3. Теория государства Г. Спенсера по оценкам отечественных социологов.

2.4. Проблемы нравственности и воспитания Г. Спенсера в понимании российских мыслителей прошлого столетия.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по социологии, Демьяненко, Николай Валерьевич

Данная работа посвящена анализу и оценке научного творчества английского ученого Герберта Спенсера (1820 - 1903) и влиянию его идей на российскую социологическую мысль второй половины XIX столетия. Г. Спенсер принадлежал к наиболее выдающимся творцам в социологии, науке, которая с самого начала концентрировала свои интересы на проблематике общественных отношений и пыталась раскрыть основополагающие проблемы существования и функционирования человеческих сообществ. Он вошел в историю науки в качестве основателя так называемой "органической школы".

Г. Спенсер сыграл важную роль и в развитии непосредственно социологической теории и методологии. Следует упомянуть хотя бы Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева и П.Ф. Лилиенфельда - отечественных социологов, идеи которых во многом связаны с идеями Спенсера и, возможно, в немалой степени оказавшими влияние на рождение их оригинальных концепций. Работы Г. Спенсера побуждают к размышлениям, к познанию объективной реальности, которые могут быть полезны как в научной, так и в практической деятельности.

Наибольший интерес в научном наследии автора эволюционизма и органицизма представляет его оригинальная концепция государства и личности и неразрывно связанное с ней значение человека в общественном развитии. Родоначальник органицизма неоднократно в свою работах подчеркивал тот факт, что любое общество для того, чтобы выжить, в первую очередь, должно быть "нацией здоровых животных".

В основу всей теоретической системы Г. Спенсера был заложен принцип объективно данного и научно познаваемого характера законов общественного развития. Исходя из этого, ученый стремилея найти общее мерило всех человеческих проявлений. Природа, наука и эволюция как путеводные категории, методологический и онтологический натурализм в подходе к социокультурным явлениям вместе с радикальной идеологией laissez faire - вот постоянные составляющие спенсеровского мышления.

Задача изучения социологии Спенсера не исчерпывается тем, что ее исследование помогает углубленному критическому анализу западных социологических концепций. Обращение к социологии Спенсера имеет значение и для понимания развития российской социологической мысли в целом.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что важное место в нем отводится критическому рассмотрению разработки Спенсером социологических проблем, их восприятию отечественной критической мыслью. Это проблемы отношения государства и личности с точки зрения Спенсера, судьбы эволюционной теории и идей органицизма, значение этических положений Спенсера и его теории воспитания.

Исследование ярче обозначит специфику российской социологии в контексте развития мировой социологической мысли, также оно даст дополнительный научный материал по истории России в целом.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ

Огромная популярность Спенсера обеспечила перевод всех его основных работ на различные языки (французский, немецкий, китайский, японский) и в том числе на русский. Следует отметить тот факт, что перевод сочинений Спенсера на русский язык осуществлялся почти одновременно с их изданием в Великобритании (70-90-е годы XIX века). В этом отечественные исследователи совместно с издателями намного опережали своих зарубежных коллег.

Интерес к Спенсеру-социологу со стороны нынешних российских историков социологии определяется тем, что его упоминают как основоположника позитивизма в социологии, основателя органической школы и эволюционной парадигмы. Однако этим значение Спенсера не ограничивается. Значительное влияние он оказал на развитие отечественной социологии, особенно на начальном этапе ее формирования (вт. пол. XIX столетия). Восприятие идей Спенсера отечественными социологами, их взаимосвязь и развитие - эти проблемы почти не рассматривались современными учеными.

В XIX веке подобной проблематикой занимались Н.И. Кареев в работе "Введение в изучение социологии"(1897), М.М. Ковалевский "Социология" (1910), частично о влиянии идей Спенсера на отечественную социологию писали JI.3. Слонимский, Н.К. Михайловский и K.M. Тахтарев.

Общая характеристика о творчестве Спенсера представлена в трудах Осиповой Е.Г., Кона И.С.; Мещериной Е.Г., которая защитила кандидатскую диссертацию по эстетике Спенсера, а также И.А. Голо-сенко проанализировал взаимовлияние зарубежных и российских идей на примере критики исторической судьбы идей О. Конта и позитивизма вообще в работе "Трансформация позитивизма в русской социологии XIX-XX веков" (1982).

Таким образом, степень изученности влияния Спенсера дает основание говорить о необходимости исследования, в котором был бы дан критический анализ его социологической теории, показано влияние его социологических идей на российскую научно-общественную мысль и в конечном итоге более полно определено историческое значение этого социолога для нашей страны.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основное содержание социологии Спенсера и выяснить ее значимость в формировании и развитии российской социологической мысли.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы социологических воззрений Спенсера.

2. Определить степень обусловленности его социологической теории основными принципами его философии и мировоззрения.

3. Установить общие и отличительные черты социологических взглядов Спенсера в связи с общими закономерностями развития социологической науки того времени.

4. Выявить те черты социологии Спенсера, которые оказали влияние на российскую научно-общественную мысль того времени.

5. Показать специфику российской социологии прошлого столетия.

6. Показать, какое влияние оказали идеи Спенсера на отечественных мыслителей.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является социология Спенсера и российская социологическая мысль XIX - нач. XX вв.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает степень влияния социологических идей Спенсера на российскую социологическую мысль.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа носит теоретический и историко-социологический характер и основана на анализе литературы, вышедшей в России на рубеже второй половины XIX века: трудов социологов, философов, политиков, педагогов, физиологов журналистов, а также на анализе всех переведенных на русский язык произведений Г. Спенсера (в том числе и "Описательной социологии" 1878). В значительной степени на прояснение автором проблем взаимовлияния и проникновения идей повлияли исследования отечественных авторов И.А. Голосенко, В.В. Козловского, Е.Г. Мещериной и других.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Впервые систематически проанализирована и обобщена литература, посвященная социологическим идеям Г. Спенсера.

2. С позиции современной методологии проведен критический анализ социологической системы Г. Спенсера, представлен анализ популярных в российской социологии сторон социологической теории Спенсера: органицизм, эволюционизм, теория государства и воспитания.

3. Впервые показано влияние основных социологических воззрений Спенсера на формирование и развитие отечественной социологической мысли. Заимствование критико-органистических идей ("субъективная" школа), политических и философских идей (JI.E. Оболенский, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский и K.M. Тахтарев).

4. Уточнено место позитивистской социологии Г. Спенсера в дореволюционной российской социологии.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

1. Материалы и выводы диссертации послужат основой для дальнейших исследований в этой области, так как влияние на отечественную социологию оказали не только Г. Спенсер, но и Г. Тард, Г. Зиммель, О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс. В свою очередь, идеи Г. Спенсера распространялись не только в нашей стране, но и в Америке, Франции и даже Японии и Китае.

2. Результаты диссертационной работы позволяют раскрыть тесную связь российской социологии с западной социологической

МЫСЛЬЮ.

3. Материалы данного исследования могут быть использованы в практике исследований и учебно-педагогической работы в курсах по истории российской и западной социологии.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Диапазон влияния идей Г. Спенсера на российскую социологию был огромен: от прямого заимствования до полного отрицания, от объективной взвешенной критики до простого популяриза-торства.

2. В процессе критического усвоения взглядов Г. Спенсера российские социологи (с учетом национальных реалий) разрабатывали и выдвигали собственные оригинальные идеи (субъективная школа, этические воззрения, взгляды на природу и сущность государства).

3. Идеи Г. Спенсера способствовали формированию и развитию позитивистского направления российской социологической мысли.

4. Г. Спенсер был популярен не только среди социологов, но и среди представителей других направлений отечественной научной мысли: историков, географов, юристов, теологов, общественных деятелей, писателей.

5. Социологические идеи Г. Спенсера проникали в политические идеи наших соотечественников. С бурным ростом отечественной социологии формировались многие отечественные политики (П.И.Милюков, В.И.Ленин).

I. СОЦИОЛОГИЯ Г. СПЕНСЕРА

Ранее отмечалось, что на развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучения общественную жизнь, прежде всего, влияет наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных социальных проблем, возникающих в общественной системе. И в практическом, и в теоретическом плане особая потребность познания социально-политических условий жизни возникла в связи с крушением рационалистических теорий XVIII века, последовавшим после трагических и результатов французской революции. Именно тогда встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие свои взоры обратили на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках.

Одним из первых, кто встал на точку зрения примата естественно научных принципов в познании общественной жизни, был Клод Анри де Сен-Симон (1768-1825) - философ, один из родоначальников концепции, вошедшей в социальную науку под названием "утопический социализм". Вместе с ним работал Огюст Конт (1798-1857) с 1817 по 1824г. в качестве личного секретаря, который и признаётся основателем социологии, ему же принадлежит приоритет введения в научный обиход самого термина "социология".

К формированию социологии как самостоятельной науки приводило не только развитие частных общественных наук (политики, юриспруденции, политической экономии) и естественно научных методов познания, но и внесение в историю философского начала. Общее направление мысли в XVIII веке заставляло передовых историков задаваться вопросом о применении законов к исторической жизни человечества. Особенно важным было стремление уловить закономерность в общем ходе истории, которая уже тогда начинала рассматриваться как постепенное совершенство человеческого рода. Немецкий мыслитель Гердер в своей "философии "истории" выразил в наиболее обстоятельной форме это миросозерцание. Независимо от него к тому же мировоззрению пришли во Франции А.Р. Тюрго и Ж.А. Кондорсе. В грандиозной форме идею философии истории развил Г. Гегель. Этой же идеей проникнут известный закон "трех стадий" развитый О. Контом и положенный им в основу его "социологии" [145, с.11]. И в этом плане в качестве непосредственных предшественников О. Конта следует назвать его соотечественников: А.Р. Тюрго (1727-1781) - экономиста, социального философа и политического деятеля и Ж.А. Кондорсе (1743-1794) - историка и философа-просветителя, утвердивших в европейском социальном мышлении идею прогресса.

История человечества, как её понимали Ж. Кондорсе и А. Тюрго, основывалась на принципе развития, собственно на нём Конт и построил свою идею социальной динамики. В целом, возникновение социологии как новой науки об обществе и стремление К. Сен-Симона и О. Конта обосновать свою "социальную физику" было симптомом общего недовольства спекулятивной философией после того социального испытания, которому она подверглась во время революции. Ужасы французской революции ставились в вину принципам и идеям рационалистической философии XVIII века. К. Сен-Симон и О. Конт, занимавшиеся преимущественно точными науками, стали на точку зрения научной реакции на политическую умозрительность философии XVIII века [30, с.190].

Вопросы, связанные с исследованием социальных и теоретических предпосылок возникновения социологии, представляют собой важную сферу социологического знания. Именно здесь прослеживается преемственность и взаимосвязь многих социогумани-тарных дисциплин (философии, истории, теории права и государства и др.)? а также причинная обусловленность тех или иных теоретических положений, взглядов, идей характером общественной жизни людей, их практическими потребностями в совершенствовании различных социальных институтов.

При жизни О. Конта его идеи не оказали заметного влияния. Позитивизм во Франции существовал не столько как социально-философское, сколько как сектантско-религиозное течение. Признание О. Конта пришло из Англии со стороны Дж. Стюарта Милля (1806-1883). Именно в Англии социология нашла свою вторую родину. Поскольку дух позитивизма с его ориентацией на методы точных наук как нельзя лучше "вписывался" в традиции английского эмпиризма [16, с.28].

Герберт Спенсер разделял основной взгляд О. Конта, по которому социология, непосредственно примыкая к биологии, составляет с ней "физику организованных тел" и рассматривает общество как своего рода организм. Правда, Г. Спенсер помещал между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Г. Спенсер был не согласен с идеей Конта в том, что весь социальный механизм покоится на мнениях, и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Мир, по Г. Спенсеру, управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями. Социальный механизм покоится не на мнениях, а почти всецело на характерах [112, с.8].

В чем состоял социокультурный контекст появления такой фигуры как Спенсер?

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский социолог, один из отцов социологии и создателей её языка, классик социологического эволюционизма. В первую очередь можно выделить такие факторы, как эпоха (правление королевы Виктории) и образ жизни.

Большую часть долгой жизни Г. Спенсер провёл как независимый "кабинетный" учёный и публицист, избегавший всяких академических постов и официальных должностей. До своего трудового затворничества он работал инженером-надсмотрщиком на железной дороге (с1837 по 1846 гг.), вторым редактором журнала "Экономист" (с 1848 г.), пытался участвовать в политической жизни [3 1, с.242].

Из-за слабого здоровья до 13 лет не посещал школу. Учился дома под руководством отца и дяди, на всю жизнь приобретя прочные навыки самообразования и веру в свои силы. Г. Спенсер так до конца и оставался, по сути, самоучкой без систематического образования. С одной стороны, это положительно влияло на смелость его обобщений, универсализм, независимость и оригинальность его мысли, за что он при жизни получил лестное прозвище "английского Аристотеля", с другой - имело следствием то, что Г. Спенсер с трудом отказывался от самостоятельно усвоенных устарелых положений естествознания, однажды сделанных им опорами своего мировоззрения.

Духовный облик Г. Спенсера можно понять как продукт явления трёх сил современного ему английского общества: радикальных провинциальных течений религиозного диссидентства, оптимистической викторианской веры в Науку и особенностей организации первого промышленного общества в мире. Идейно современники помещали Г. Спенсера в долгую традицию британской эмпирической философии (от Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Д. Локка) и не сомневались в его ближайшем родстве с шотландскими моралистами-политэкономами и вообще с английским Просвещением XVIII века, включая утилитаризм И. Бентама. Но эволюционизм Г. Спенсера по своему происхождению всё же отличался от теории Ч. Дарвина, и даже вступив позднее в сложное взаимодействие с дарвинизмом, популяризируя его, Г. Спенсер сохранял верность своим более ранним идеям.

Главный плод жизни Г. Спенсера - 10 томов "Системы синтетической философии", объединяющей общей эволюционной идеей теоретические, естественные и общественные науки, в которые входили:

1. "Основные начала" (1862г.) - книга о первопринципах бытия.

2. "Основания биологии" (1866г.).

3."Основания психологии" (1855г.).

4."Основания социологии" Т.1. (1876г.), Т.Т.2,3. (1885г.).

5."Основания этики" Т.1. (1879г.), Т.Т.2,3. (1893г.)

Другие важнейшие работы Г. Спенсера - это "Нормальные границы власти правительства" (1842г.), "Социальная статика" (1850г.), "Воспитание, умственное, нравственное и физическое" (1861г.), "Изучение социологии" (1873г.), "Личность и государство" (1884г.), "Автобиография" (1893г.).

Немалую роль в формировании социологического мышления оказало развитие науки и, в частности, его друзья (Г. Бокль, Т. Гексли, Т. Тиндаль, Д.С. Милль).

В возрасте семнадцати лет работал учителем в школе, с 1837 по 1841 год работал на строительстве железной дороги. В это время Г. Спенсер выписал интересную новинку того времени "Основную Геологию" Ч. Ляйелля. Этот труд, где Ч.Ляйелль красноречиво и убедительно доказывал так называемую "гипотезу специального творения", произвёл на Г. Спенсера действие совершенно обратное тому, какого хотел автор.

В 1842 году Г. Спенсер пишет свои первые публикации - 12 "писем". "Законы о бедных", "Правительство и колонизация", "Государственная церковь", "Санитарное законодательство". Во всех этих письмах молодой автор пытался доказать мысль, что вмешательство правительственных властей во все указанные сферы общественной жизни нежелательно. Эти письма были составлены в духе крайнего индивидуализма, которому Г. Спенсер остался верен в течение всей своей жизни. Впоследствии, письма, напечатанные Г. Спенсером в журнале "Нонкомформист", вышли самостоятельной книгой под названием "Нормальные границы власти правительства" и послужили основным ядром первой значительной книги Спенсера - "Социальной статики" (1850).

В 1842 году Г. Спенсер выехал в Лондон, чтобы принять на себя литературные обязанности, которые с течением времени привели его к делу, составившему задачу его жизни. Г. Спенсер устроился работать помощником редактора журнала "Экономист". В это время он создаёт своё первое значительное произведение - "Социальную статику". Этот труд представлял собой переработку первой книги Г. Спенсера "Нормальные границы власти правительства". Работа продвигалась медленно. Эта медленность объяснялась отчасти тем вниманием, которое автор уделял изложению. Где-то он прочёл, что успех книги может быть обеспечен стилем, и это он запомнил навсегда. Преследуя к тому же, во всём высокий идеал и будучи по натуре склонным находить недостатки, как у других, так и у себя, он обычно не довольствовался первыми выражениями, приходившими ему в голову, а обдумывал предложение до тех пор, пока оно не казалось ему безупречным. Книга вышла в 1850 году и имела хороший прием у читающей публики.

В пятидесятые годы Г. Спенсер знакомится с К. Льюисом, автором "Истории философии". После прочтения этой книги у него увеличивается интерес к философии и психологии, к которой до тех пор Г. Спенсер не испытывал особого интереса. Смысл явлений для него всегда был интереснее самих явлений. Сознание причинности явлений, к которому у Г. Спенсера была широкая природная склонность, постоянно заставляло его анализировать наблюдаемые им явления, а это в свою очередь, побуждало вдумываться в суть вещей и обращать больше внимания на основные свойства предметов, чем на их конкретные формы.

1851 год - статья в журнале "The Leader" "Гипотеза развития". Она представляла собой зерно, из которого развилась философская система, изложенная в последующих трудах Г. Спенсера. В тот же год - статья в журнале "Westminster Review" "Теория народонаселения, выводимая из общих законов размножения животных". Г. Спенсер был близок к открытию некоторых основоположений теории Ч. Дарвина, которая через восемь лет произвела революцию в представлениях естествоиспытателей.

В 1851 году Г. Спенсер обдумывает новое сочинение "Введение в психологию", в этом же году он знакомится с мисс Иване, в то время известной совсем небольшому кругу лиц в качестве переводчицы "Жизни Иисуса" критически переработанная младогегельянца Штрауса, но впоследствии приобретшей всемирную славу под именем Джорджа Элиот. На Г. Спенсера мисс Иване произвела самое благоприятное впечатление. Спенсер же с самого начала своего знакомства с ней подметил некоторые художественные особенности её интеллекта и советовал ей заняться написанием романов. Её широкая начитанность также не осталась без влияния на Г. Спенсера, так, например, она, по-видимому, первая обратила внимание Г. Спенсера на позитивную философию О. Конта.

В 1851 год Г. Спенсер знакомится с биологом Томасом Гекс-ли, впоследствии их дружба продолжается до самой смерти.

1852 год - Г. Спенсер пишет ряд статей: "Философия слога" -помещена в "Westminster Review", "Метод в образовании" - напечатана в "North British Review" за май 1854 года. Впоследствии она составила вторую главу книги "О воспитании" ("Умственное воепитание"), "Обычаи и приличия" в апреле 1854 года помещена в "Westminster Review". В июле 1854 года вышла статья "Генезис науки" в "British Quarterly Review". Она явилась результатом чтения положительной философии О. Конта, но написана в духе совершенно противоположном Конту. В этом, по мнению Г. Спенсера, заключался его своеобразный долг знаменитому французскому философу.

1855 год - вышли в свет "Основания психологии", которые не имели успеха. Это вызвало упадок сил у Г. Спенсера и он почти два года ничего не писал. Однако в нашей стране, у большинства российской публики Г. Спенсер считался авторитетом в психологической науке, особенно после того, как его психологические исследования совершенно справедливо были высоко оценены профессором И.М. Сеченовым [22, с.371].

1857 год- учёный всю зиму работал над составлением статьи "Прогресс, его закон и причина", которая была помещена в "Westminster Review", за апрель 1857 года. В октябре того же года была опубликована статья "Трансцендентальная физиология" в журнале "National Review". Здесь Г. Спенсер коснулся некоторых самых общих законов биологии и в первый раз использовал слово "Эволюция", которым он впоследствии всегда пользовался вместо слова "Прогресс". В этот же год Г. Спенсер пишет статью "Происхождение и деятельность музыки", которая была опубликована в журнале "Fräsers Magazine", октябрь 1857.

Ряд последних статей и статьи "Нравственность и политика железных дорог" в "Edinburgh Review", за октябрь 1854 года, и "Социальный организм" в "Westminster Review", за январь 1860 года составили отдельный том под заглавием "Essays: Scientific, Political and Speculative", который был переведён на русский язык под названием: "Опыты, научные, политические и философские". В

России он был издан в 1866 году.

Переиздание всех прежних статей Г. Спенсера имело неожиданные, но весьма важные для него последствия. В короткое время он последовательно передумал все те многоразличные темы, которых он касался в своих статьях, и ему удалось уловить некоторые общие основные мысли, которые были им выражены при последовательном обсуждении различных вопросов - биологических, психологических и социальных. Эти общие основные мысли вылились в план создания - "Системы Синтетической Философии" - главного труда великого учёного. За несколько лет до этого появилось сочинение сэра Вильяма Грове "Соотношение физических сил", весь научный мир того времени был проникнут общей доктриной "сохранения силы". В бумагах Г. Спенсера сохранился документ, датированный 6 января 1858г. Документ заключал в себе первую общую схему, связанных между собой трудов, которые впоследствии составили "Систему Синтетической Философии" [62, с.48].

В 1857 году Г. Спенсер знакомится с Джоном Стюартом Мил-лем и с Генри Томасом Боклем, который к тому времени уже издал книгу "История цивилизации в Англии". В тот же год Г. Спенсер пишет статью " физическом воспитании", которая была помещена в "British Quarterly Review". В 1859 году статья "Какое знание наиболее ценно?", составившая впоследствии первую главу книги "О воспитании" (1861 г.).

Не имея достаточно средств для издания "Синтетической философии" Г. Спенсер, по совету своих друзей - Д.С. Милля, Т. Гексли, М. Тиндаля, К. Грота, Дж. Гукера решил попытаться предпринять издание своей философии по подписке, полагая выпускать четыре раза в год отдельные части в пять - шесть печатных листов.

В середине 1862 года полностью вышли "Основные начала", обстоятельного разбора которых, по словам Г. Спенсера, не было в течение 25 лет. 1862-1866гг. Г. Спенсер составляет два тома "Оснований биологии", которые имели ещё меньше успеха, чем "Основные начала".

Конец 60-х - начало 70-х годов - начало известности, а затем и славы Г. Спенсера и успеха его философских произведений, как в Англии, так и за рубежом. Русские стали переводить сочинения Г. Спенсера ещё в середине 60-х годов, за ними последовали французы. В конце 60-х годов Г. Спенсер был избран в члены "Athenaeuma" одного из лучших лондонских клубов, где собирались преимущественно писатели, учёные, крупные политические и общественные деятели. Как результат растущей известности, в 1867 году ему было предложено выставить свою кандидатуру на кафедру философии и логики в University college в Лондоне, и несколько позже на такую же кафедру в Эдинбурге. В данном случае необходимо еще раз отметить, что Спенсер не имел официального университетского образования. Однако в обоих случаях он решительно отказался от сделанных ему лестных предложений, считая свою литературно-научную деятельность более важной, чем чтение лекций.

В конце 19 столетия Г. Спенсер приобрёл много поклонников не только в Англии, но и в США, Японии, России, Франции. Среди американских почитателей Спенсера был его друг - профессор Эдвард Юманс, учёный, приобретший известность как талантливый популяризатор точных наук. Изданная им книга "Culture Demonded by Modern Life" (1867г.) была переведена на русский язык М.А. Антоновичем под названием "Новейшее образование", но, к сожалению, в России успеха не имела.

Профессор Э. Юманс просил Г. Спенсера написать, что-нибудь по социологии для одного научного предприятия. Спенсер долго отказывался, но затем, из уважения к своему другу, согласился написать книгу под заглавием "Изучение социологии" и изложить в ней вой взгляды на то, каковы должны быть предварительные занятия человека, который желает приняться за серьёзное изучение социологии. Встретив некоторое затруднение в поиске журнала, Э. Юманс, не долго думая, основал новый научно-популярный журнал "Popular Science Monthly", который стал одним из лучших в мире изданий [62, с.60].

Статьи Г. Спенсера имели огромный успех, равно как и образованная из них книга: "Изучение социологии". Прибыль от издания книги (14000 рублей) позволила перенести большие убытки от издания "Описательной социологии" - ("Descriptive Sociology).

Такое название Г. Спенсер дал таблицам, в которых были собраны и классифицированы факты, показывающие постепенное изменение разного рода верований, обычаев и учреждений народов, находящихся на самых различных степенях развития. Читать эти таблицы, как и любые другие, очень тяжело, поэтому неудивительно, что они не имели никакого успеха в Англии, хотя Г. Спенсер напечатал восемь частей "Описательной социологии".

1. Англичане.

2.Мексиканцы, жители Центральной Америки и Перу.

3.Полинезийские расы.

4.Африканские расы.

5.Азиатские расы.

6. Американские расы.

7.Евреи и финикийцы.

8.Французы.

Составление "Описательной социологии" принесло большую пользу самому Г. Спенсеру, так как позволило ему в сравнительно короткое время изучить огромное количество фактов, которые подлежали обобщению для составления "Основ социологии". Несмотря на такое облегчение, составление одного первого тома "Социологии" потребовало от Спенсера трёх лет труда (1874-1877). К июню 1877 года "Система Синтетической Философии" составила уже шесть томов около 3600 страниц.

Напечатав часть второго тома "Основ социологии" в виде статей в журнале "Fortnightly Review", Спенсер прервал на время этот труд и принялся за составление "Основ нравственности", первый том которых ("The Data of Ethics) вышел в нашей стране в 1880 году, то есть буквально через год после его выхода в Англии под названием "Данные науки о нравственности" и имел значительный успех [61, с.6].

12 августа 1882 года Спенсер выехал в США и пробыл там около трёх месяцев, был очень тепло принят местными почитателями его таланта. По возвращении оттуда он написал статьи в журнал "Contemporary Review", а затем выпустил их отдельной книгой "The Man versus the State" (1884г.), то есть об отношениях личности к государству. Это было одно из наиболее реакционных по своей тенденции сочинений Г. Спенсера, после которого значительная часть консервативных слоёв английского общества с большим основанием стала причислять его к своим апологетам. Вначале на русский язык была переведена лишь одна глава из этой книги "Грядущее рабство" (1884г.). Из-за существовавшей в России цензуры, целиком эта книга была опубликована только в 1908 году.

В последующие годы Г. Спенсер закончил "Основы социологии" (1885) и "Основы нравственности" (1892), диктовал автобиографию (1893), последняя часть которой была им написана в возрасте 73 лет. В это время вышли последние тома "Синтетической философии" и, фактически, на этом закончилась вся литературная деятельность Г. Спенсера.

В последней части своей "Автобиографии" Г. Спенсер попытался дать общую оценку своему уму и характеру. По его мнению, существуют три основные умственные способности, которые он унаследовал от отца:

Способность к интуитивному пониманию причинности явлений.

2. Способность к синтезу.

3.Способность к анализу.

4. Способность - естественное следствие трёх остальных - способность замечать сходства, не бросающиеся в глаза, что так необходимо для любого рода плодотворных обобщений.

Дополнительно Спенсер выделил ещё четыре оригинальные особенности своего ума и характера:

5.Необыкновенная способность изложения.

6. Большая склонность к критике и вообще, склонность замечать свои и чужие недостатки.

7.Пренебрежение авторитетами.

8.Тесно связанное с третьим пунктом - отсутствие страха перед кем-либо.

Все эти особенности, как говорил Г. Спенсер, следует приписать тому, что мои отец и дед всю жизнь были учителями" [100, с.440]. Склонности относиться ко всему критически, Спенсер приписывал свой успех в качестве философа. Кроме этого, ему был присущ "архитектонический инстинкт" или, говоря проще, "любовь к созданию стройной системы мыслей" [100, с.440].

Задача множественного и единого всегда сильно заботила Спенсера, как согласовать разнообразие явлений с их предполагаемым тождеством? Этот вопрос не переставал его мучить и оказал немалую долю влияния на внутренний склад его мировоззрения [19, с.161].

Размышления" ("Reflections") - этим трудом заканчивается автобиография великого мыслителя. Эти части были им написаны на 73 году жизни, когда фактически уже прекратилась его научная деятельность, и приняли свою конечную форму его взгляды на все важнейшие философские и иные вопросы.

Пренебрежение авторитетами и стремление во всём искать истинную причину явления - вот, на мой взгляд, те основные черты, которые сделали из Спенсера великого учёного и исследователя. Он обладал способностью схватывать основные факты явлений, а не запоминать о них много подробностей. Смысл явлений для него был интереснее самих явлений. Сознание причинности явлений заставляло его анализировать наблюдаемые явления, а это, в свою очередь, побуждало вдумываться в сущность вещей и обращать больше внимания на основные свойства предметов, чем на их конкретные формы [59, с.9].

В своих взглядах на политические вопросы Спенсер также придерживался независимой точки зрения. Воспитывая свой характер подобным образом, он научился видеть скрытые явления, а это приводило к большей точности и объективности его социологических исследований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Учение Г. Спенсера в дореволюционной российской социологии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Г. Спенсер сделал классификацию обществ. По его теории, с течением длительного периода времени возникнет совершенное состояние общества (подвижное равновесие), где все люди будут счастливы и довольны, где не будет войн и убийств, каждый будет свободен, способен жить, не мешая другим. Однако прежде чем возникнет такое состояние, многие поколения людей будут враждовать, покорять и убивать друг друга.

- Значит, счастливы будут только те, кто родится позже, в далеком будущем. А чем виноваты те, кто родился раньше, сейчас? За что эти люди будут погибать или уже погибли? Где же справедливость? Почему будут счастливы только те, кому повезет родиться позже, при "подвижном равновесии"?

Г. Спенсер ничего не говорит об этом. Это его первое крупное упущение.

- В таком случае можно поставить под сомнение всю теорию прогресса Г. Спенсера. Если счастливы не все, кто когда-либо рождался или родился, а только их отдаленные потомки, то это уже не справедливость и вряд ли этот процесс можно назвать улучшением.

В этом заключается вторая существенная ошибка Спенсера. Он оценивает развитие обществ, как улучшение, а это уже неправильно. Это его личная субъективная точка зрения, а не объективный научный подход. И в этом плане Н.К. Михайловский и Н.И. Кареев были совершенно правы.

- В своем исследовании Г. Спенсер не учитывает мнения самих участников событий, как они сами оценивают происходящие с ними изменения? Может быть, подобное развитие общественной формы они не определили бы как улучшение их состояния, а наоборот, как его ухудшение? может быть дикарь счастливее и комфортнее чувствует себя, чем современный человек, например, в силу различных потребностей?

Более того, то подвижное равновесие, к которому столько долгих мучительных веков будет идти человечество, почему оно должно сохраняться долго? Почему сразу же не начнется обратный процесс - процесс распадения? И вообще, сколько времени продлится такое равновесие? И почему оно должно долго сохраняться?

Об этом Г. Спенсер также ничего не сказал.

- Скорее всего, при последовательном развитии теории Г. Спенсера человеческое сообщество будет развиваться до своей критической точки, а дальше пойдет обратный процесс распадения, не менее мучительный, чем предыдущий. Где гарантия, что человечество зависнет в этой высшей стадии развития?

- Скорее возможен другой вариант. Общество вообще может до нее не дойти, и по ряду обстоятельств может начаться обратный процесс. Ведь не всякий человек успевает за вою жизнь добиться полного совершенства? Спенсер сам говорит об этом, что процесс эволюции может быть нарушен, как самим человеком, так и извне, рядом внешних обстоятельств.

В таком случае, вся теория эволюции Г. Спенсера по отношению к человеку не есть прогресс.

- Усложнение структуры общественной организации нельзя рассматривать как улучшение. Оценивая этот процесс подобным образом, Спенсер проявил субъективизм.

- Улучшение или неулучшение можно определить только на основании мнения самих участников событий.

- Внутреннее удовлетворение граждан не стоит в прямой зависимости от сложности общественной структуры. При более простом общественном устройстве может существовать относительно гармоничная жизнь людей, с высокой степенью внутреннего удовлетворения.

Как видно, русские ученые акцентировали внимание на психологической и этической проблематике эволюционного развития общества. Г. Спенсер в этом случае допустил серьезный пробел.

Влияние идей Г. Спенсера на российскую социологию было огромно: от простых заимствований (П. Лилиенфельд, А. Строиин) до полного отрицания (Б. Ленские Н. Михайловский), с рядом объективной взвешенной критики (К. Тахтарев, М. Ковалевский) и простым популяризаторством (А. Гольденвейзер, П. Мижуев).

Его идеи имели широкое хождение среди очень большого круга русских мыслителей прошлого века. Он оказал влияние на представителей различных направлений отечественной социологической мысли: социологов-историков (И. Лучицкий), социологов-географов (Л. Мечников), правоведов (С. Гальперин, С. Муромцев), теологов (Г. Корсун, А. Гусев), общественных и политических деятелей (Л. Оболенский, П. Лавров, П. Милюков).

Сочинения Г. Спенсера расходились по стране огромным тиражом. В виде статей: "Изучение социологии" в журнале "Знание" (1873), в виде отдельных томов, в виде брошюр "О праве собственности на землю" (1907), в виде собраний сочинений под редакцией Н. Тиблена (1866) и Н. Рубакина (1899).

Кроме этого, работы выходили в разных издательствах ("Основные начала" в издательстве Н. Тиблена, Л. Пантелеева, Н. Рубакина) и переводились разными переводчиками, например, "Этика половых отношений" и "Воспитание" были каждая переведены четырьмя различными переводчиками буквально за последнее десятилетие прошлого века.

Распространение идей Г. Спенсера в России стало своеобразным стимулом к развитию различных направлений в отечественной социологии. Появились приверженцы "субъективного" метода в социологии (П. Лавров, Н. Михайловский, И. Кареев), сторонники

176 эволюционного подхода (Л. Оболенский, Н. Кареев, М. Ковалевский), немного позднее стала распространяться марксистская социология. (А. Деборин, Г. Плеханов).

В противовес Г. Спенсеру российские социологи выдвигали собственные оригинальные идеи (Субъективная школа: Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Гальперин, органицизм: П. Лилиенфельд, этические воззрения: Л. Оболенский, П. Линицкий, С. Соколова, Д. Львов).

В итоге, социологические идеи стали оказывать активное влияние на политические идеи и настроения. Развитие социологии в нашей стране шло параллельно с отменой крепостного права и деятельностью народничества, только постепенно марксистская социология вытеснила социологию Г. Спенсера и имела значительно больший успех у отечественных политиков. Как известно, на неё активно опиралась большевистская элита (В. Ленин, И. Троцкий).

Российские социологи не отставали от своих западных коллег, а во многом даже опережали их. "Субъективная школа" со своим психологизмом, который опирался на тотальную критику идей Г. Спенсера может рассматриваться как предшественник психологического направления в мировой социологии.

 

Список научной литературыДемьяненко, Николай Валерьевич, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1. А-Н "Новое исследование о первобытном человеке" / Вестник Европы, 1876, №10.

2. Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. До-бренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. -496с.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: "Прогресс", "Универс", 1992. -608с.

4. Бекер В. Закон соучастия и его элементы. Рига, тип. М.Я. Падзе-вича, 1912.-3 1с.

5. Библиографический листок Г. Спенсера / Вопросы философии и психологии. М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерёв и К, 1899, кн.49.

6. Богомолов A.C. Идея развития в буржуазной философии 19-20 вв. М.: 1962, гл.2.

7. В.К. (Кигн В.Л.) Позитивизм в русской литературе // Рус. бог-во. 1889. №3.

8. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Дело, СПб., тип. Г.Е. Благосветлова, 1877, №8.

9. Гальперин С.И. органическая теория строения и развития общества. Екатеринослав, тип. Л.М. Ротенберга, 1900. ~134с.

10. Ю.Гаупп О. Г. Спенсер. СПб.: Образование, 1898. -196с.

11. П.Гефдинг Г. История новейшей философии. СПб.: журн. "Образование", 1900. -496с.

12. Глебов Н. Координаты. Введение. СПб.: тип. Ю. Мансфельд, 1908. -110с.

13. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М.: Онега. 1995.

14. Голосенко И.А., Скороходова A.C. Сочинения зарубежных социологов в русской печати середины XIX начала XX веков. Библиографический указатель. СПб.: Изд. СПб. филиала института социологии РАН. 1997.

15. Гольденвейзер А.С. Г.Спенсер. Идеи свободы и права в его философской системе. СПб., Сенатская тип., 1904. -173с.

16. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.: Изд-во "Ольга", 1996. -286с.

17. Грязнов Б.С. Позитивизм и наука. Кр. Очерк. М.: Наука, 1975.

18. Гусев А.Ф. Разбор возражений Спенсера и его единомышленников против учения о Боге, как личном существе / Православный собеседник, СПб., тип. Импе. Ун-та, 1896, май, ч.2.

19. Де-Роберти Е.В. О монизме Г. Спенсера. / Южный сборник в пользу пострадавших от неурожая, Одесса, хромо-лит. В. Тиль и К,1892.

20. Де-Роберти. Прошедшее философии: опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли. СПб. 1886. ТТЛ, 2.

21. Де-Роберти. Социология. СПб. 1880.

22. Достоверность знания // Свет. 1878. № 11, 12.

23. Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон, 1995. -352с.

24. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1996. -591с.

25. Ибервек Ф., Гейнце М. История новой философии в сжатом очерке. СПб.: 1899.

26. Ивановский В.Н. Обзор книги Де-Роберти "Конт и Спенсер" / Вопросы философии и психологии, М.: типо-лит. Высочайше утверждённого т-ва И.Н.Кушнерёв и К,1895, кн.29.

27. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. -280с.

28. История буржуазной социологии кон. 19 нач. 20 века (Под ред. Ю.Н. Давыдова). М.: Наука, 1979. -344с.

29. История буржуазной социологии нач. 20 века М.: Наука, 1979. -306с.

30. История теоретической социологии в пяти томах. Отв. Ред. Ю.Н. Давыдов. Т.1. От Платона до Канта. М.: Наука, 1995. -270с.

31. История теоретической социологии в четырех томах. Отв. Ред. Ю.Н. Давыдов. М.: Канон, 1997.

32. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., тип. М.М. Стасюлевича, 1897. -418с.

33. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Т.2. М.: тип. А.И.Мамонтова и К, 1883. -400с.

34. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: изд-во "Ивана Лимбаха", 1996. -368с.

35. Карпинский М.И. К вопросу о позитивизме // Православное обозрение, 1875. Т.З Окт.

36. Карпинский М.И. Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных. П., 1914.

37. Книгин И.А. Л.Е. Оболенский литературный критик. Саратов, 1992.

38. Ковалевский М.М. Б. Ленский "Последнее слово буржуазной философии" / М.: тип. Ф.Б. Миллера, 1879, №1.

39. Ковалевский М.М. Соперничество немецкого, французского и английского влияний на русскую интеллигенцию с средины прошлого столетия // Вестник Европы, СПб.: 1916, № 1.

40. Ковалевский М.М. Социология. Т.1. Пт.: тип. М.М. Стасюлевича, 1910. -300с.

41. Колосов E.H. Михайловский, как критик органической теории общества / Современник, СПб.: тип. "Т-во Худ. печати", 1911, №2. -393с.

42. Колосов E.H. Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского. Теория разделения труда, как основа научной социологии. СПб.: тип. Т-ва "Общественная польза", 1912. -435с.

43. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л.: ЛГУ, 1964. -207с.

44. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соцэкгиз, 1936. -264с.

45. Корсун Г.Н. Г. Спенсер и его идея эволюции / Вера и разум, Харьков, тип, "Мирный труд", 191 1, № 15.

46. Красносельский А. Современный моралист / слово, СПб.: тип. Р.М.Голике, 1881, № 3.

47. Критика буржуазных философских и социологических концепций культуры. Л.: ЛГИК, 1986. -178с.

48. Критика современной буржуазной теоретической социологии. Отв. Ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 1977. 279с.

49. Лавров П.Л. Задачи позитивизма / Современное обозрение, СПб., тип. Н. Неклюдова, 1868, № 5.

50. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965. -264с.

51. Ленский Б. Последнее слово буржуазной философии / Слово, СПб.: тип. В. Демакова, 1878, № 9-12.

52. Линицкий П.И. Религия и нравственность. Данные науки о нравственности Г. Спенсера / Труды Киевской Духовной Академии, тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1881, № 10.

53. Лихтенштадт О. Воспитание умственное, нравственное и физическое.

54. Сочинение Г. Спенсера / Критическое обозрение, М.: тип. Ф.Б. Миллера, 1879, № 18.

55. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк. 1991.

56. Лский (Л.Е.Оболенский) Организм и органическая теория //

57. Свет, СПб.: Рус. Скоропеч. П.С. Нахимова, 1879, № 1-3. -336с.

58. Львов Д.П. Принципы этики. М.: Универ. Тип., 1890. -130с.

59. Любомудров И.М. Введение в историю метафизики. Ковров, тип. Бр. И. и В. Гусевых, 1906.

60. Любомудров И.М. Введение в науку о справедливости Г. Спенсера. Ковров, тип. Бр. и В. Гусевых, 1906. -27с.

61. Любомудров И.М. Введение в философию Г. Спенсера. Ковров, тип. Бр.И. и В. Гусевых, 1905. -62с.

62. Мечников Л. Школа борьбы в социологии // Дело, 1884, № 4,5.

63. Мещерина Е.Г. Критический анализ эстетической концепции Спенсера. Автореферат. М.: 1985, -17с.

64. Мижуев П.Г. Г. Спенсер, основатель новейшей социологии. СПб.: изд-во Г.Ф. Львовича, 1906. -121с.

65. Милославский П. Основания философии как специальной науки. Казань, тип. Импер. Ун-та, 1883. -443с.

66. Милль Д.С. О. Конт и позитивизм. СПб.: тип. Б.М. Вольфа, 1906. 170с.

67. Миртов П. (Лавров П.Л.) Г. Спенсер и его "Опыты" // Женевский Вестник, СПб.: тип. Морского Мин-ва, 1867, № 6.

68. Михайловский Н.К. Аналогический метод в общественной науке //Отечественные записки, СПб.: тип. A.A. Краевского, 1869, № 7.

69. Михайловский Н.К. Записки профана // Отеч.зап., СП.: тип. A.A. Краевского, 1877, № 1.

70. Михайловский Н.К. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX- начало XX века. Л.: Изд. худ.лит. 1989.

71. Михайловский Н.К. Теория Дарвина и общественная наука // Отеч. Зап., СПб.: тип. A.A. Краевского, 1870, № 3

72. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Отеч.зап., СПб.: тип. А.А.Краевского, 1869, № 9.

73. Михайловский Н.К. Что такое счастье? // Отеч.зап., СПб.: тип. A.A. Краевского, 1872, № 3,4.

74. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. М.: 1960. гл.4.

75. Никанор еп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. СПб.: 1876. Т. 1-2.

76. Новые книги // Отеч. зап. 1878. №12.

77. N. N. (JI. Оболенский) Красносельское непонимание Спенсера //

78. Организм и общество // Свет. 1878. №7.84.0сипова Е. Социология Г. Спенсера. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1995. -28с.

79. Основания социологии Г. Спенсера. Т.1. // Дело, СПб.: тип.

80. В. Тушнова, 1876, № 10. -494с. 86.Отечественные записки. СПб.: тип. A.A. Краевского, 1878, № 12, раздел "Новые книги".

81. П.Л. (Лилиенфельд П.) Мысли о социальной науке будущего. 4.1. СПб.: тип. В. Безобразова и комп., 1872. -402с.

82. П.М. Полемика Ритчи со Спенсером // Русское богатство, СПб.: 1892, № 12.

83. Полетика И.А. Современные направления философии. СПб.: тип. В.А. Полетики, 1878. -166с.

84. Поппер К. Открытое общество и его враги. В двух томах. М.: Междун. фонд "Культ. Инициатива", 1992. Т.1. Чары Платона. -446с., Т.2. Время лжепророков. -525с.

85. Последнее слово буржуазной философии. (Основания социологии Г. Спенсера) Б. Ленского // Свет, СПб.: Рус. скоропеч. (П.С. Нахимова), 1878, № Ц, 12.

86. Проблемы теоретической социологии. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994. -248с.

87. Русский позитивизм. (Отв.ред. А.Ф. Замалеев, А.И. Новиков) СПб.: Наука, 1995. 362с.

88. Слонимский Л.З. О некоторых теориях прогресса // Вестник Европы, 1889, № 3.

89. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат,1990.- 432с.

90. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат,1991. -414с.

91. Соколова С. Критика этики Спенсера. СПб.: склад изд. У М.В. Пирожкова, 1905.-1 16с.

92. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат,1992. -543с.

93. Социальная дифференциация общества. М.: Наука, 1996. -140с.

94. Спенсер Г. Автобиография. 4.1. СПб.: т-во "Просвещение", 1902. -355с.

95. Спенсер Г. Афоризмы из сочинений / Извлечены и приведены в систему Ю.Р.Гинджелл. СПб.: Б.и., 1896. - 200 с.

96. Спенсер Г. Душевные движения первобытного человека // Знание. 1875. - №2. - Разд. - С.26-40.

97. Спенсер Г. Изучение социологии. Воспитание умственное, нравственное и физическое. СПб.: издание АО "Издатель", 1899. 254с. + 115с.

98. Спенсер Г. История визита. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1898. -15 с.

99. Спенсер Г. Какое знание самое ценное? // Вестн. знания. -1904. №3. - С.26-33.

100. Спенсер Г. Классификация наук. М.: Книжное дело, 1897. -133с.

101. Спенсер Г. Личность и государство. СПб.: Изд-во "Вестник знания" В.В. Битнера, 1908. -84с.

102. Спенсер Г. Наука и суеверие // Науч. обозрение. 1900.- №3.-С.551-560.

103. Спенсер Г. Научные основания нравственности. СПб.: И. Иванов и И. Перевозников, 1896. -560с.

104. Спенср Г. Начала социологии: Обрядовые учреждения. Киев, Е.Я. Фёдоров, 1880. -392с.

105. Спенср Г. Недостаточность естественного подбора СПб.: Журн. "Науч. обозрение", 1894. - 65 с.

106. Спенсер Г. О причинах моего разногласия с О. Контом. СПб.: Тип-лит. т-ва И. Кушнерев и Ко, 1906, -32с.

107. Спенсер Г. Описательная социология или группа социологических фактов, классифицированные и распределенные Г. Спенсером / Пер. под ред. И.В. Лучицкого Киев: тип. М. П. Фрица, 1878. - X, IV, 408 с.

108. Спенсер Г. Опыты, научные, политические и философские. В трёх томах. Под общ. ред. H.A. Рубакина, Спб.: АО "Издатель", 1898-1900. Т.1. -310с., Т.2. -266с., Т.З. -285с.

109. Спенсер Г. Основания биологии. В двух томах. СПб.: Н.П. Поляков, 1870. T.I. -370с., Т.2. -440с.

110. Спенсер Г. Основания психологии. В трёх томах. СПб.: И.И. Билибин, 1876. Т.1. -296с., Т.2. -375с., Т.З. -315с.

111. Спенсер Г. Основания социологии. В двух томах. СПб.:

112. И.И. Билибин, 1876-1877. Т.1. Данные социологии. -496с., Т.2. Индукции социологии, -с.497-896.

113. Спенсер Г. Основания социологии. Т.2. Домашние отношения, обрядовые учреждения, политические учреждения, общественные профессии, промышленные учреждения. СПб.: под ред. H.A. Рубакина, 1898. -707с.

114. Спенсер Г. Основания этики. Система синтетической философии. Киев, Харьков, 1899. -209с.

115. Спенсер Г. Основные начала. СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1897. -467с.

116. Спенсер Г. От свободы к рабству: Доводы против социализма: Пер. с англ. Ковна: Тип. Соколовского и Минскера, 1894. - 42 с.

117. Спенсер Г. О нравственном воспитании: Одесса: Г.Бейленсон и И.Юровский, 1895. 64 с.

118. Спенсер Г. Права женщин: 2 главы из "Основ этики". / Пер. с англ. Л Голдмерштейн. СПб.: Владимирская тип-лит. Морду-ховского, 1898. - 35 с.

119. Спенсер Г. Право собственности на землю. М.: 1907.-30с.

120. Спенсер Г. Происхождение науки: Пер. с англ. СПб.: О.Н. Попова, 1898. 87 с.

121. Спенсер Г. Происхождение суеверий // Знание. 1875. - №4. -Разд. 1. - С.32-52.

122. Спенсер Г. Промышленные учреждения // Нучн. обозрение. -1887. №2. - С.89-100; №3. - С. 114-131.

123. Спенсер Г. Развитие политических учреждений. СПб.: изд-во журн. "Мысль", 1882. -330с.

124. Спенсер Г. Развитие профессий / Пер. с англ. Т. К-ль // Мир Божий. 1896. - №1. - С.153-169; №4; №5. - С.193-208.

125. Спенсер Г. Размышления: Глава из "Автобиографии". / Пер. сангл. Г.Г Оршанского. Харьков: П.А Брейтигам., 1905. - 66 с.

126. Спенсер Г. Социальная статика. СПб.: 1906.-534с.

127. Спенсер Г. Справедливость. СПб.: 1897. -242с.

128. Спенсер Г. Сравнительная психология // Знание. 1876. - №4. -разд. 2. - С.45-62.

129. Спенсер Г. Факты и мысли. Харьков, 1903. -263с.

130. Спенсер Г. Хорошее и дурное поведение: Пер. с англ. СПб.: Пар. Тип. А.Л. Трунова и К, 1899. - 122 с.

131. Спенсер Г. Целомудрие, браки, родительство: Из "Принципов этики". / Пер. А.Самойлова. Киев-Харьков: Ф.А. Иогансон, [1898]. - 68 с.

132. Стронин А.И. История и метод. СПб.: тип. A.M. Котомина, 1869. -446с.

133. Тахтарев К. Основные идеи социологов. Конт и Маркс // Современный мир, II т.: тип. Б.М. Вольфа, 1914, № 9.

134. Тексты по истории социологии 19-20 вв. Хрестоматия. М.: Наука, 1994. -383с.

135. Трахтенберг О.В. Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в. М.: из-во Моск. Ун-та, 1959. — 116с.

136. Тюрго А.Р. Избранные философские произведения. М.: Соцэк-гиз, 1947.-189с.

137. Филиппов М.М. По поводу теории Вейсмана // Научное обозрение. 1894. №15, №18.

138. Филиппов М.М. Спенсер против дарвинизма // Новости. 1892. № 256.

139. Формула прогресса г. Михайловского // Отеч.зап., СПб.: тип. A.A. Краевского, 1870, № 2.

140. Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук. М.: Книгоиздательство "Берег", 1922. -124с.

141. Хайек Р. Дорога к рабству. М.: Экономика: МП "Эконов",1992. -175с.

142. Хвостов В.M. Социология. Исторический очерк учений об обществе. М.: 1917.

143. Чебрикова М.К. Теория воспитания Спенсера // Эскирас А. Эмиль XIX века. СПб. 1871 (с.1-69) 1 издание; 2-ое 1874. -С.1-64.

144. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки // Вопросы философии и психологии. 1992, кн. 13.

145. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.-416с.

146. Энциклопедический социологический словарь. (Под ред. Осипова Г.В.) СПб.: ИСПИ РАН, 1995.-939с.

147. Языков Н. Рецензия: Г.Спенсер. Воспитание умственное, нравственное и физическое // Критическое обозрение. 1879. № 18.

148. Яроцкий В. Отношение личности и государства с точки зрения Спенсера // Северный вестник, СПб.: т-во "Печатня С.П. Яковлева", 1885, № 3.

149. Boulding, Kenneth Ewart. Ecodynamics: A new theory of social évolution by K.E. Bouting. Beverly Hills; London: Sage pupl. 1978, -368p.

150. Peel J.D.Y. Herbert Spencer: The Evolution of a Sociologist. N.Y., Springer, 1971. -130p.

151. Perrin R.G. Herbert Spencers four theories of Social Evolution. Amer.J.Sociol, 1976, vol. 81, № 6.