автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Органическая концепция социальной эволюции Г. Спенсера и современность
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Богомазова, Оксана Владимировна
Введение
Раздел 1. Процесс формирования социологических взглядов Г. Спенсера
Раздел 2. Разработка Г. Спенсером эволюционной концепции социального прогресса и её основные положения
Раздел 3. Актуализация концепции социальной эволюции Г. Спенсера в современных условиях
Введение диссертации2004 год, автореферат по социологии, Богомазова, Оксана Владимировна
Актуальность темы исследования.
В современной России происходит сложный и противоречивый процесс обновления, демократизации всех сторон общественной жизни на основе формирования в стране гражданского общества и правового государства. Стратегическая цель трансформации российского социума заключается в том, чтобы создать необходимые предпосылки для его постепенной органической интеграции в общее русло мирового постиндустриального развития. В наше время становится все более очевидным, что силовые, революционные методы социального прогресса исчерпали себя. Более того, они таят в себе угрозу тяжёлых локальных и международных конфликтов.
В этой связи в богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социального эволюционизма. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося английского социолога Г.Спенсера (1820 — 1903), которого по праву считают не только одним из родоначальников позитивистской социологии, но и основоположником её органического направления.
Идеи Г.Спенсера оказали громадное влияние на общественно-политическую мысль своего времени, несмотря на то, что это влияние не было однозначным. Своей уникальной научной эрудицией, убеждённостью в непреодолимости закономерностей социальной эволюции и историческом возвышении гражданского статуса человека, нравственной личности, разработкой конкретных поисковых социологических технологий Г.Спенсер внёс существенный вклад в становление и развитие социологии.
Его теоретические построения, обобщения, выводы и подходы в области анализа форм, механизмов и вектора эволюции общественных систем, не утратили своих конструктивных потенций и в наше время.
Между тем, специальному исследованию творческое наследие Г.Спенсера в последние годы не подвергалось в России. Нет и переводов на русский язык его основных трудов. Этим и обусловлена актуальность предлагаемой работы.
Степень научной разработанности проблемы.
Идеи Спенсера получили широкий резонанс, как за рубежом, так и в дореволюционной России. Современники Спенсера на Западе высоко оценили его творчество (Р. Вормс, А. Кетле, А. Фулье, А. Шеффле, А. Эспинас), в России XIX века он так же нашёл своих сторонников (П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин). И те, и другие восторженно отзывались об его эволюционной теории, органической модели строения, функционирования и развития общества. Даже мыслители, не разделявшие идеи британского социолога, признавали его незаурядный ум, огромную эрудицию, широкий кругозор, мастерство исследователя аналитика и научные заслуги. Так, Р.Ю. Виппер, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский видели в творчестве Спенсера позитивные черты в том, что он обосновал сравнительно-исторический метод в социологии, предложил универсальную идею всемирной эволюции.
Не обошли своим вниманием труды Спенсера и основатели исторического материализма К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Они отвергали его концепцию социального эволюционизма и противопоставляли ей свою теорию революционного преобразования общества. Марксисты видели в учении Спенсера лишь идеологическое оружие буржуазии, оправдывающей и защищающей капиталистический строй.
В советской философской и социологической литературе были представлены лишь некоторые из общих аспектов творческого наследия Г. Спенсера. Анализ его идей содержится в трудах таких авторов, как: Г. Асланян, Б.Ф. Бакуркин, A.C. Богомолов, Л.А. Журавлёв, И.С. Кон, М.П. Кошляк, И.С. Нарский, Г.П. Францев, Г. Челпанов и др. Отдавая должное исследованиям названных авторов, необходимо отметить, что в них доминирует идеологическое влияние марксистско-ленинского учения.
Вплоть до 90-х годов XX века исследования по истории социологии проводились в одном направлении. Основной акцент был сделан на изучении исторического материализма. Учения же таких представителей западной социальной мысли, как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и других зарубежных социологов, рассматривалось в контексте борьбы с «реакционной идеологией».
С началом перестройки в значительно возросло число публикаций по истории зарубежной социологии. Большой вклад в её разработку внесли: Н.Ф. Болдырев, С.Н. Булгаков, Ю.Г. Волков, И.А. Голосенко, Ю.Н. Давыдов, А.Н. Елсуков, М.П. Кошляк, В.А. Кудрявцев, В.Н. Лавриенко, Г.В. Осипов, Е.В. Осипова, JI.A. Паутова и другие.
В последнее время, в связи с актуализацией проблематики эволюционного развития общества, гармонизации его социальных институтов, интерес к творческому наследию Спенсера в России возрос. Достаточно часто в социологической литературе в поле зрения^ учёных попадает тот или иной аспект его научного творчества. Так, T.JI. Базулева, Ю.Г. Волков, К.Г. Горделадзе, И.А. Громов, А.Н. Елсуков, М.А. Киссель, А.Д. Ковалёв, В.Н. Лавриенко, Д.Ж. Маркович, Г.Н. Петрова, A.A. Радугин, A.A. Ручка, В.В. Танчер анализируют теоретико-методологические аспекты его концепции. Изучению идей Спенсера о государстве и личности посвящены работы Е.С. Баразгова, Г.Н. Леонова, В.А. Маслова, С.А. Москвина. Проблему социальных институтов в трудах Г.Спенсера рассматривает П.В. Федорченко. По мнению академика РАН Г.В. Осипова, «Спенсер внёс несомненный вклад в социологию. В своих трудах он отвёл много места проблеме объективности социального исследования, освобождения его от возможной исторической и классовой предвзятости»1.
1 История социологии в Западной Европе и США. Отв. редактор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА • М), 2001. С. 3.
Возрастает научный интерес к работам Спенсера в зарубежных странах в контексте поиска оптимальных путей формирования и социального прогресса современной цивилизации (Б. Абель, JI. Бигли, Д. Вине, Е.Ф. Паул, Р.Б. Перрин, М. Райе, Дж. Тёрнер, В.А. Хайнес и др.), проблем этики (Д. Винстон, Р.Д. Ричарде и др.), социальной динамики политических систем (Т.С. Грей, А. Патерсон, Т. Фитцжеральд, Р.П. Хаскес и др.)
Необходимо отметить, что названные авторы не ставили себе целью всестороннее, концептуальное исследование социально-политических взглядов британского Спенсера. Вне анализа остаются пока многие из аспектов его весьма обширного творческого наследия. Всё это даёт основания полагать, что требуется дальнейшее исследование конструктивных идей.
Цель и задачи исследования.
Целью диссертационной работы является исследование органической концепции социальной эволюции Г. Спенсера, исторического возрастания её актуальности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- анализ исторических условий формирования мировоззрения Спенсера;
- выявление содержания, идейной и гражданской ориентации его научной и общественно-политической деятельности;
- раскрытие философско-социологической основы учения Спенсера о социальной эволюции;
- обобщение его идей об основных чертах и особенностях органического развития общества;
- корректная экстраполяция социологических и политических воззрений Спенсера на современную эпоху и ситуацию в России.
Объектом исследования выступает научное творчество Спенсера, его теоретические разработки проблем исторического развития и функционирования общества.
Предметом исследования являются социологические воззрения Спенсера, его концепция органической эволюции.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Для решения поставленных задач диссертант опирался на базовые понятия об эволюции общества, разработанные как в мировой, так и в отечественной социологии, на труды таких мыслителей, как Э. Дюркгейм, М. Кондорсе, Д.Милль, А.Сен-Симон, Д. Белл, Т. Парсонс, А.Р. Радклифф-Браун, Г.В. Осипов, В.А. Ядов, Ю.Н. Давыдов и др.
В диссертации используется совокупность методологических приёмов и подходов, среди которых конкретно-исторический, структурно-функциональный подходы, диалектический и сравнительно-исторический методы. В осмыслении процессов современной социально-политической эволюции России диссертант опирался на материалы дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе, периодической печати, на конструктивные выводы и обобщения представленные в них. В связи с тем, что эволюционная концепция Г. Спенсера находится на стыке нескольких научных дисциплин, диссертант использовал философскую, историческую, экономическую, естественнонаучную литературу, в которой рассматриваются общие положения проблемы развития (работы О.В. Трахтенберга, А.Б. Георгиевского, О Л. Вайнштейна, Г. Челпанова, В. Лесевича, И.И. Мечникова, В.Н. Костюк, Р. Фоули, Ч. Дарвина, В.Г. Каленского, П. Лафарга, Н.Д. Кондратьева и др.).
Научная новизна диссертационного исследования связана, прежде всего, с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в литературе. Конкретно элементы новизны состоят в следующем:
- раскрыты основные этапы формирования социологических взглядов Спенсера в контексте социально-экономических и идейно-политических процессов в Англии XIX века;
- проанализированы в органическом единстве содержание, идейная и гражданская ориентация его научной и общественной деятельности;
- выявлены исходные естественнонаучные, философские, социологические и идейно-политические основания разработки Спенсером проблематики органического развития общества как универсального фактора социально-политического прогресса;
- обобщены и систематизированы представления Спенсера о путях построения научной системы социально-политической динамики общества;
- показана актуальность идей и методологических подходов Спенсера для развития мировой социологической мысли и социально-политических аспектов отечественной социологии.
Цель и задачи исследования, выбор объекта и предмета, а также методологические основы и пути их реализации определяют характер выносимых на защиту положений:
1. Формирование мировоззрения Спенсера происходило в переломную эпоху развития Англии и стран Западной Европы, в период становления в них буржуазно-демократического строя, сопровождавшегося крутыми позитивными сдвигами во всех сферах общественной жизни, бурным взлётом естественнонаучной, философской и социально-политической мысли.
2. Научная и общественная деятельность Спенсера характеризуется, с одной стороны, энциклопедической широтой его научных интересов, а с другой - доминантой социально-политической целеустремлённости. Он предстаёт одновременно естествоиспытателем, философом, социологом, историком. Но все его помыслы были устремлены на поиски научно-обоснованных органических; естественноисторических цивилизованных путей восходящего развития общества.
3. Критически осмыслив объективную логику возникновения и развития человеческих сообществ, Спенсер одним из первых мыслителей разработал оригинальную и целостную эволюционную концепцию общественного прогресса.
4. Центральное место в этой концепции занимает обоснование постепенного, плавного, органического характера развития общества и решительное отрицание его силовых, волюнтаристских, революционных преобразований.
5. Спенсер вошёл в историю как один из «отцов» позитивистской социологии, основоположник и наиболее видный представитель органического направления в социологии. В своих многочисленных трудах он всесторонне обосновал универсальный закон дифференциации и интеграции как движущую силу природного и социального развития, выделив при этом специфику основных факторов социальной эволюции, таких как: уровень развития народа, зрелость его социальных и политических институтов, масштабность и эффективность структурно-функциональных систем, в том числе механизмов самоорганизации людей и форм социального контроля.
6. Спенсер решительно выступал против вульгарного истолкования его органицизма, подчёркивая принципиальные различия социального и биологического организмов: в отличие от биологического организма, образующего «тело», имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают автономией; эта пространственная рассеянность элементов делает в обществе необходимой символическую коммуникацию; в обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить; общество отличает пространственная мобильность элементов структуры; но главное, в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество, подчёркивает Спенсер, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага государства и общества.
Гуманистическая доминанта органической концепции Спенсера заключается в том, что она призвана сохранить за гражданином автономию, не допуская его поглощения социально-политической системой.
7. Идеи Спенсера были и остаются не безупречными. Но они существенно обогащают наши представления и взгляды на процессы современного развития российского общества, - особенно те из них, которые касаются установления равновесия в обществе и постепенного перехода его на качественно новый более уровень социального и политического развития по мере вызревания соответствующих предпосылок.
Творческое наследие Спенсера является значительным вкладом в теорию, историю и методологию социологии и заслуживает дальнейшего всестороннего исследования.
Научно-практическая значимость полученных результатов определяется, прежде всего, их актуальностью в плане исследования социально-политических механизмов формирования и становления стабильного правового государства и зрелого гражданского общества в России, а также возможностью использовать их в дальнейшей разработке теоретических проблем истории социологии. Сделанные по итогам исследования теоретические выводы и обобщения можно рассматривать как определённое приращение историко-социологического знания в контексте дальнейших исследований текущих российских социально-политических явлений и процессов.
Материалы диссертации могут быть полезными в научно-педагогической деятельности, в преподавании курсов социологии, и философии, при чтении спецкурсов по истории социологии, в подготовке аспирантов и в воспитательной работе.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры теории и истории социологии социологического факультета СГУ, на межвузовских научных конференциях «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества» в 2000 - 2002 гг. Основные положения диссертации изложены автором в 4-х публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована кафедрой теории и истории социологии СГУ к защите.
Структура работы. Цель и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Органическая концепция социальной эволюции Г. Спенсера и современность"
Заключение
Проведённое исследование ещё раз показало, что Г. Спенсер является одним из крупнейших представителей позитивистской социологической мысли XIX века. Так, Ю.В. Павленко писал: «Его часто называют первым философом викторианской Англии — притом, что и после того, как к нему пришла заслуженная слава, он неизменно отклонял все официальные почести. Он в интеллектуально-систематической форме выразил викторианскую эпоху так же, как, скажем, Ч. Диккенс в литературно-художественной, однако, в отличие от великого романиста, не проходившего мимо язв и острых проблем своего времени, Г Спенсер, нисколько не закрывая глаза, считал, что развитие знаний, успехи философии, науки и техники, в конечном счете, обеспечат победу над
239 трудностями настоящего» .
Он отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью, широтой жизненных и научных интересов, верой в достойное будущее человечества.
Формирование его мировоззрения происходило в переломную эпоху развития Европы. В Англии в этот период общество достигает своего расцвета. Её экономическое превосходство над другими странами было бесспорным. Буржуазия начинает занимать доминирующие позиции не только в экономической и политической сферах, но и в области идеологии. Такое положение дел в обществе не могло не сказаться на миросозерцании учёного. Будучи воспитан в семье сельского учителя, он вобрал в себя все лучшие качества английского интеллигента.
Спенсер не был революционером. По своим взглядам на переустройство общества он был сторонником мирного эволюционного обновления и модернизации общества. По его мнению, общество должно существовать для блага своих членов, а не наоборот. В контексте современной жизни, когда наша страна переходит от тоталитарного
239 Спенсер Г. Синтетическая философия: Пер. с англ. - К.: Ника-Центр, 1997. С. 8. режима правления к демократическому, это предупреждение выглядит особенно актуальным.
Следует отметить, что в сознании учёного индивидуальная свобода всегда оставалась высшей ценностью; можно с полной уверенностью сказать, что Г. Спенсер, наряду со своими предшественниками - Дж. Локком, Д. Юмом, Ш. Монтескье,, является одним из выдающихся представителей классического западноевропейского либерализма — системы взглядов, которых так не хватало в нашей истории.
Опыт прошедшего века подтвердил, какое важное значение в общественной жизни имеет общественное сознание укоренённой ценности личной свободы. В этом смысле творческое наследие Г. Спенсера имеет непроходящее значение. Г. Спенсер резко выступал против революций, считая их болезнями общества, за что его постоянно критиковали приверженцы марксистско-ленинского учения.
В трудах учёного разработана оригинальная трактовка структуры и социальной динамики общества, которая имеет ключевое значение для нынешнего столетия. Во всех современных изданиях по истории социологии учение Г. Спенсера об обществе занимает почётное место. Он удачно соединил функционализм со структурным анализом, в результате чего был создан системный подход, ставший ведущим методом социологических исследований.
В его работах отчётливо просматривается также использование комплексного, междисциплинарного подхода к изучению социальных процессов. Можно с полным основанием утверждать, что Г. Спенсер является одним из первых социологов, обосновавших необходимость творческого союза и тесного взаимодействия таких наук, как философия, социология, биология, история.
Г.Спенсер ясно и популярно изложил своё понимание социальных основ истории, психологии и этики. Хотя, естественно, многое в трактовке им содержания этих наук уже не соответствует современному уровню научных знаний. Но британского мыслителя оправдывает тот факт, что не было ещё совершено столько открытий в разных областях знания, сколько мы имеем в настоящее время.
Во времена Г. Спенсера только назревали предпосылки для совершения революции в области физики. Статья А. Эйнштейна, изменившая основы специальной теории относительности, «вышла в свет» только через два года после смерти социолога. Открытие Г. Менделем в 1865 году основных законов генетики не получило своего признания при жизни их учёного и оставалось практически неизвестным для исследователей и мыслителей Европы вплоть до 1900 года, когда законы наследования признаков были повторно открыты X. Де Фризом, К. Корренсом и Э. Чермаком. Сходным образом не смог Спенсер оценить «концепцию бессознательного» 3. Фрейда, которая совершила переворот в психологии. В этих областях научного знания он остался «сыном времени», в котором жил, используя все свои силы для систематизации и обобщения естественнных наук появившихся во второй половине XIX века.
Огромное значение в настоящее время имеет сделанная учёным попытка построить целостную систему знаний на основе предварительно продуманных и сформулированных базовых теоретико-методологических принципов. Ни у кого не вызывает сомнения, что спенсеровская система, несмотря на свои недостатки, подвела итог классической новоевропейской науки. Работа, проделанная учёным, не может не вызвать восхищения. На сегодняшний день мы не имеем подобной научно-философской системы, которая подытожила бы научный опыт XX века. Сможет ли кто создать что-нибудь подобное в наши дни?
На данный вопрос ответ пока не дан. Следовательно, можно с уверенностью охарактеризовать Г. Спенсера как учёного-энциклопедиста, сумевшего в XIX столетии подвести философско-социологический итог западноевропейской научной мысли по нескольким векам. Таковы основные выводы проведённого диссертационного исследования.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что научное наследие Г. Спенсера существенно обогатило социологическую науку. Как мы пытались показать, его социологические идеи имеют не только теоретическое, но и практическое значение.
Британский учёный, по некоторым вопросам был не понят как при жизни, так и после смерти. Конкретные его суждения и дела порой не находили отклика у современников. В России после революции 1917-го года и вплоть до 90-х годов, идеи Г. Спенсера приводились либо в искажённом виде, либо о них забывали вовсе. И только сейчас, в начале XXI века, они приобретают свою заслуженную актуальность.
Автор отнюдь не претендует на исчерпывающее освещение темы. Научное наследие Спенсера поистине неисчерпаемо. Дальнейшего специального исследования заслуживают, на наш взгляд, его теория социальной эволюции и социального прогресса, трактовка структуры общества и динамика его социальных институтов.
Список научной литературыБогомазова, Оксана Владимировна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"
1. Александров Г.А. Банкротство буржуазной социологии. М., 1848. -29 с.
2. Александрова Р.И. Этология и мораль : (Критика буржуаз. концепции врожд. агрессивности человека). М.: Знание, 1978. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика"; 1978,6).
3. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. (Сборник статей). / Под ре. Д-ра филос. наук Г.В. Осипова. М., 1972. 392 с.
4. Антонович И.И. Социальное развитие и проблема прогресса: Критика новейших буржуазных концепций / И.И. Антонович. Минск: «Беларусь», 1977. - 286 с.
5. Асланян Г.Г. Идея прогресса в буржуазной философии истории. Ереван, 1965. 395 с.
6. Базулева, T.JI. Великое предвосхищение Герберта Спенсера // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право. СПб., 1998. - Вып. 3. - С. 115-117
7. Базулева, Т.Л. Спенсеризм в России во второй половине XIX века // Вече: Альманах русской философии и культуры. СПб., 1997. - Вып. 10. - С. 142-152
8. Баразгова, Е.С.; Раскостов, В.А.; Хузин, A.A. Проблема типологии политической организации общества в истории буржуазной социологии // Типология социальных явлений. Свердловск, 1982. - с. 148-155
9. Баскин М.П. Англо-американская социология на службе империализма. М.,- Л., 1949. 180с.
10. Ю.Бергер П. Социалистический миф // Социологические исследования. 1990. №7.- 15-24 с.
11. Блюм, В.Р. Проблема субстрата культуры в этнологии эволюционизма XIX в // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Тарту, 1986. Тр. по философии. -Вып. 731.-С. 29-39
12. Богомолов A.C. Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма. М.: Мысль, 1964.- 421с.
13. З.Богомолов A.C. Идея развития в буржуазной философии XIX XX вв. М.,изд-во Моск. ун-та. 1962. - 376 с.
14. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1900. Т. 61. -472 с.
15. Бочкарёв Н.И. В.И. Ленин и буржуазная социология в России. М., Изд-во Моск. ун-та, 1973. 251 с.
16. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Философия хозяйства. М., 1990. 269-275 с.
17. Вагнер Г. Дифференциация абсолютное понятие? К ревизии одной социологической категории // Социальные и гуманитарные науки. 1998. №4.-68-71 с.
18. Ванштейн О.Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии в XIX XX вв. СПб., 1979. - 345 с.
19. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII XIX вв. (Теория прогресса). "Основа", Иваново-Вознесенск., 1925. - 207 с.
20. Вишневский, AJI. Религия как социально-политический институт у Э.Дюркгейма и Г. Спенсера // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит, науки. -М., 1999.-N4.-С. 59-75
21. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Серия "Учебники, учебные пособия", Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999. С.
22. Вормс Р. Биологические принципы в социальной эволюции. Киев, 1912. — 76 с.
23. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М., 1983. 150 с.
24. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. М., 1898. 345 с.
25. Гордеева Е.Ю. Позитивистская философия Г. Спенсера и проблема авторской точки зрения в "Трилогии желания" Теодора Драйзера / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Ниж. Новгород, 1994. - 40 с.
26. Горделадзе К.Г. Органицистское направление в социологии. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1985. - 111 с.
27. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. 286 с.
28. Дарвин Ч. Избранные письма. Под ред. Н.И. Фейгинсона, 1950, изд-во ИНОСТ. ЛИТЕРАТУРЫ., М.,- 392 с.
29. Добженский Т. Детерминизм и индетерминизм в биологической эволюции // Философские вопросы биологии и биокибернетики. М. 1970. -8-15 с.
30. ДюркгеймЭ. Метод социологии. Киев; Харьков., 1899.-257 с.
31. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900, 215 с.
32. Епина, Л.В.; Зимбовский, Г.М. Английский позитивизм и теоретическое наследие народников : (Очерки осмысления и критики) / Урал. гос. ун-т им. А.М.Горького. Свердловск , 1984. - 85 с.
33. Жавори Ж. Идея прогресса. СПб., 1851.-254 с.
34. Журавлёв Л.А. Позитивизм и проблема исторических законов. М. Изд-во Моск. ун-та. 1980. 309 с.35.3авадский K.M. К пониманию прогресса в органической природе. Сб.: "Проблемы развития в природе и обществе". М. Л. 1958. — 296 с.
35. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / (В.И. Купцов, Г. Павельцен, Г. Штайнингер и др.); Под ред. М.А. Розова. М: Изд-во МГУ, 1989. - 224 с.
36. Историк-марксист. СПб., 1929. Т. 12. 342 е.
37. История буржуазной социологии XIX начала XX века / И.С. Кон, Е.В. Осипова, А.Б. Гофман и др.; Отв. ред. И.С. Кон. М.: Наука, 1979. - 344 с.
38. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА • М), 2001. - 263 с.
39. История социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т.Г. Румянцева, A.A. Грицанов; Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Высш.шк., 1997. - 381 с.
40. История экономических учений (конспект лекций). М.: "Издательство ПРИОР", 1999.-80 с.
41. Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века. (ПЛ. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский). Л., Изд. Ленинг. ун-та, 1969.- 131 с.
42. Каленский В.Г. Государство как объект социологического анализа. (Очерки истории и методологии исследования). М., «Юрид. Лит., 1977. — 182 с.
43. Калугина Т.А. Новые информационные типологии в сфере образования: методологические проблемы разработки и внедрения / Под. ред. проф. Г.В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Гос УНЦ "Колледж", 2000. - 319 с.
44. Кареев Н. Общество и организм // Юридический Вестник. М., 1883. № 6. -201 -233 с.
45. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. 368 с.
46. Карпинский В.В.Философские искания Э.Ожешко // Философия и науч. коммунизм. Минск, 1981. - вып.8. - с. 109-114
47. Кетле А. Социальная система и законы ею управляющие. СПб., 1866. — 259 с.51 .Киссель, М.А. Концепция социальных изменений О.Конта и Г.Спенсера // Актуал. пробл. критики соврем, буржуаз. философии и социол. Л., 1987. -Вып. 7.-С. 7-20
48. Ковалевский М.М. Общий ход развития политической мысли во второй половине XIX в. СПб., 1905. 47 с.
49. Ковалевский М.М. Политическая программа нового союза народного благоденствия. СПб., 1906. — 110 с.
50. Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России /Новые идеи в социологии. СПб., 1913., сб. 1. 35 с.
51. Ковалевский М.М. Социология. Соч. в 2-х т. Т. 1. / Отв. ред. Бороноев А.О. СПб.: Алетейя, 1997. - 286 с.
52. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Исторический очерк.Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1914. 207 с.
53. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб., 1909.-265 с.
54. Кондратьев Н.Д. Основные учения о законах развития общественной жизни // Новые идеи в экономике. СПб., 1914. № 5. 1- 35 с.
55. Кудрявцев, В.А. Мировоззренческие основы возникновения социологии : (На примере творчества О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология. М., 1999. - N 3. -С. 141-153.
56. Култыгин В.П. Классическая социология / РАН, Ин-т социально-полит. Исследований. M. М.: Науки, 2000. - 527 с.
57. Лафарг П. Экономический детерминизм Карла Маркса. M.-JL, 1928. 222 с.
58. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. - М: Политиздат, 1976. Т. 13. - 579 с.
59. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. -М: Политиздат, 1961. Т. 18. - 525 с.
60. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. — М: Политиздат, 1976. Т. 20. — 583 с.
61. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. - М: Политиздат, 1969. Т. 26. - 590 с.
62. Леонова Г.Н. Г.Спенсер о типах социально-политических систем // Вестн. МГУ им. М. В Ломоносова. Сер. 11. Право. 1983. - N 1. - 67-73 с.
63. Леонова Г.Н. Критика органической теории государства Г.Спенсера // Вестник Московского университета. Серия "Право", М., 1982. 2-15 с.
64. Леонова, Г.Н. К вопросу о классификации государств в социологии Г.Спенсера // Актуальные вопросы истории политических и правовых учений. М., 1987 . - С. 90-102
65. Лесевич В. Что такое научная философия? СПб., 1891. 158 с.
66. Лилиенфельд П.Ф. Мысли о социальной науки будущего. Ч. 1. СПб., 1872.-403 с.
67. Ляйэлль Ч. Основные начала геологии или новейшие изменения земли и её обитателей. М., 1866. Т. 1, 2. 399 с.
68. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.-Л., Госиздат. 1939. Т. 23. 523 с.
69. Маслов, В.А. О некоторых особенностях возникновения и развития представлений о бюрократии в либеральной буржуазной общественно-политической мысли XVIII-XIX вв // Филос. науки. М., 1987. - N 12. - С. 65-73
70. Матвейчев, O.A. Политические онтологики / РАН. Урал, отд-ние. Ин-т философии и права . М.: ООО ""СОВЕРО-ПРИНТ"", 2001. - 167 с.
71. Медушевский А.Н. История русской социологии: (Учебное пособие для вузов) /Рос. гос. социал. ин-т. М.: Высш. шк., 1993. - 316 с.
72. Мечников И.И. Задачи современной биологии / Вестник Европы. СПб., 1871.№4.-740-756 с.
73. Мещерина, Е.Г. Герберт Спенсер о категориях красоты и грации // Проблемы некоторых эстетических категорий в теории и истории эстетики. М., 1983. — 81 с.
74. Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. М.: "МЫСЛЬ", 1980. 166 с.
75. Милль Д.С. Система логики. М., 1914. 781 с.
76. Минькова, Е.С. Психолого-педагогическое наследие английской опытной школы второй половины XIX века : Монография / Арзамас, гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара. Арзамас, 1999. - 328 с.
77. Мир политической мысли : Хрестоматия по политологии / Балт. гос. техн. ун-т. Каф. политологии; Под ред. Голикова А.К., Юстузова В.Е. СПб., 1995 Ч. 3. : Политическая мысль конца XVIII-XIX вв. Кн. 1./ Сост.: Голиков А.К. и др. - 243 с.
78. Митин М.Б. Философия и социальный прогресс: Анализ современной буржуазной концепции социального прогресса. — М.: Наука, 1979. 231 с.
79. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? Соч., изд. 4-е, Т. 1. СПб., 1906. — 223 с. 4
80. Москвин, С.А. Герберт Спенсер против тоталитаризма // Социол. исслед. -М, 1992.- N2. -129 с.
81. Очерки по истории теоретической социологии XIV — нач. XX в. / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. М.: Наука, 1994. С. Спенсер Г. Основания биологии. СПб., 1899. Т. 1.-238 с.
82. Паньков А.Ф. Теория развития систем и системная теория логики. Кн. 1. Пермь., 1993.- 194 с.
83. Паскаль. Ньютон. Линней. Лобачевский. Мальтус: Биогр. Повествования / Сост., общ. ред Н.Ф. Болдырева; Послесл. А.Ф. Арендаря. 2-е изд. -Челябинск: "Урал LTD", 1997. -448 с.
84. Паутова Л.А. Стабильность социальной системы (социальная постановка проблемы). Социология и социальная антропология. Межвуз. Сб. // Под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. Изд-во "Алетейя", СПб.,1997. — 448 с.
85. Петрова Г.Н. Трактовка Г.Спенсером государства как организма. Актуальные проблемы истории политических и правовых учений (Сборник научных трудов). М. 1990. — 123-136 с.
86. Петропаловский Р.В^ Диалектика прогресса и его проявление в нравственности. М.: Наука, 1978. - 280 с.
87. Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественной политической мысли XIX первой трети XX столетия / РАН, ЮНИОН. М. 1997. - 316 с.
88. Пилипенко, А.П. Наследие Герберта Спенсера в молекулярной биологии и эволюционной химии (к 175-летию со дня рождения философа) // Наука та наукознавство = Наука и науковедение. Киив, 1996. - N 1/2. - 138-140 с.
89. Письмо Спенсера проф. Паккарду от 16 августа 1902 г. D. Duncan. Life and Letters of H. Spencer, N. Y., 115 p.
90. Платонов Г.В. Дарвин, дарвинизм и философия. М., Госполитиздат, 1959.-431 с.
91. Поппер K.P. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8.-58-65 с.
92. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. Не будет ни революции, ни контрреволюции. // Российская газета. 4 апреля 2001 г.
93. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. №6.-191 с.
94. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в РИО-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, 1993. -123 с.
95. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. (Сборник. Сост. И.А. Исаева. М., 1992.-427 с.
96. Радклифф-Браун. Метод социальной антропологии. (Фрагменты) // Социальные и гуманитарные науки. 1997. № 2. — 320 с.
97. Радугин A.A., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. - 160 е.: ил.
98. Расулов Т. А. Критика В.И. Лениным позитивистской социологии в 90-е годы XIX века. Баку, Изд-во Акад. Наук АзСССР, 1960 175 с.
99. Ранский С.П. Социология Н.К. Михайловского. СПб., 1901. 164 с.
100. Сен-Симон. Рассуждения литературные, философские и промышленные // Избр. сочинения. М. Л., 1948. Т. И. — 585 с.
101. Сидорина Н.К. Герберт Спенсер и современная буржуазная педагогика // Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. -М., 1980.-вып. 156.- 135 с.
102. Соременная палентология: Методы. Направления. Проблемы. Практ. Прик.: Справочное пособие. М., 1988. Т. 1. 539 с.
103. Социальная философия: Учеб пособие для вузов / В.Н. Лавриенко, В.П. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. Проф. В. Н. Лавриенко. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. 238 с.
104. Социология: Учеб. для студентов вузов / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. и др. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2000.-510 с.
105. Социология : Хрестоматия. Учеб. пособие / Удм. гос. ун-т. Ин-т человека; Сост., авт. введ. и заключения Разин P.A. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. - 402 е., схем.
106. Спенсер Г. Автобиография. Санкт-Петербург., Б.г. ч. 1,2. 621 с.
107. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. 2-е изд. СПб., 1906. 228 с.
108. Спенсер Г. Гипотеза развития. Сб. ""Теория развития"". СПб., 1904. -238 с.
109. Спенсер Г. Личность и государство. СПб., ""Вестник знания"", 1908. 83 с.
110. Спенсер Г. О праве собственности на землю. Одесса, 1907. 32 с.
111. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современ. Литератор, 1998. 1.104 с.
112. Спенсер Г. Основания биологии. Сочинение в 2-х томах. СПб., 1870.-810 с.
113. Спенсер Г. Основания социологии. В 2-х т. Соч. Т. IV. Киев; СПб., Харьков., Б.г. 496 с.
114. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1897. 467 с.
115. Спенсер Г. Прогресс, его закон и причина. СПб., 1868. 45 с.
116. Спенсер Г. Разные мелкие статьи. СПб., 1899. 174 с.
117. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. в 2-х т. Т. 1. -СПб., 1898.-512 с.
118. Спенсер Г. Социальная статика. СПб., 1906. 536 с.
119. Спенсер Г. Справедливость. СПб., 1897. 242 с.
120. Спенсер Г. Хорошее и дурное поведение (Развитие поведения и поведение вообще). СПб., 1899. 122 с.
121. Спенсер изучение социологии // Философская и социологическая мысль. 1992. № 1. 120-187 с.
122. Спенсер, Г. Индукция социологии // Философия и общество = Philosophy a. society . М., 1997. - N 4. - 200-225 с.
123. Стронин А.И. История и метод. СПб., 1869. 447 с.
124. Стронин А.И. Политика как наука. СПб., 1873. 237 с.
125. Танчер В.В., Ручка A.A. Г. Спенсер первый гранд социологии // Философская и социологическая мысль. 1992. № 1. - 92-99 с.
126. Таран, А.И. Генезис политической социологии в XIX в. первой половине XX в // Политологические проблемы современности. - М., 1991. -Вып. 1.-С. 16-23
127. Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации в России. М.: Палея, 1996.-87 с.
128. Ткачёв П.Н. Соч. в 2-х томах. М.:Мысль. 1975. Т. 1. 655 с.
129. Трахтенберг. О.В. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX века. М., Изд-во Моск. ун-та. 1959. -216 с.
130. Тульвисте, П. Культурно-историческое развитие вербального мышления : (Психол. исслед.) / Тарт. гос. ун-т. Таллин: Валгус, 1988. -342 с.
131. Федорченко П.В. Дифференциация в обществе и социальные институты Г. Спенсера / Киев. Гос. Ун-т им. Т.Г. Шевченко. Киев., 1990. -100-104 с.
132. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверинцев., Э.А. Араб-Оглы, Л .Ф. Ильичёв и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 814 с.
133. Фоули Р. Ещё один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. Пер. с англ. М.: Мир, 1990. - 367 с.
134. Францев Г.П. Исторические пути социальной мысли. М., ""Мысль"". 1965.-558 с.
135. Фуллье А. История философии. Пер. с франц. СПб., 1901. 360 с.
136. Фуллье А. Современная наука об обществе. М., 1895. 330 с.
137. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992. 302 с.
138. Хвостов В.М. Теория исторического прогресса. М., 1919. 91 с.
139. Цыпленков А.И. Критика позитивизма русскими революционными демократами 60-70-х годов XIX века : Автореф. дис. .канд. филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Специализир. совет К 053.05.64 по филос. наукам. М.: Из-во Моск. ун-та, 1981. - 19 с.
140. Цыренов, Б.Д. Г. Спенсер и П. Кропоткин : (К постановке пробл.) // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. -М., 1992. Вып. 7. - 145-159 с.
141. Челпанов Г. Введение в философию. Киев., 1907. — 167 с.
142. Шевчук И.И. Вариант лекции на, тему «Эволюционное и революционное в общественном развитии» // Философия и общество. 2000. № 3 166-181 с.
143. Эспинас А.В. Социальная жизнь животных. Опыт сравнительной психологии с прибавлением краткой истории социологии. СПб., 1822. — 319 с.
144. Abel В. Herbert Spencer : The man versus the state // Contemporary с увввввввччуггеу. L., 1982. - vol. 241, N 1398. - p. 37-44
145. Battistelli, F. War and militarism in the thought of Herbert Spencer : With an unpublished letter on the Anglo-Boer war // Intern, j. of comparative sociology. Leiden, 1993. - Vol. 34, N 3/4. - 209 p.
146. Beeghley, L. Spencer's theory of kinship evolution and the status of women : Some neglected considerations // Sociol. perspectives. Beverly Hills (Cal.), 1983. - vol. 26, N 3. - 299-322 p.
147. Comte A. Systeme de politique positive. Paris, 1851. Т. 1. — 345 p.
148. Corning P. A. Durkheim and Spencer // Brit. j. of sociology. L., 1982. -vol. 33, N 3. - 359-382 p.
149. Doherty, G.; Gray, T. Herbert Spencer and the relation between economic and political liberty // History of polit. thought. Exeter, 1993. - Vol. 14, iss. 3.-475-490 p.
150. Durkheim E. Cours de science sociale: lecon d, ouverture // Rev. Intern, enseignement. 1888. V. 15. 245 p.
151. Durkheim E. Les etudes de science sociale // Rev. philos. 1886. V. 22. -326 p.
152. Fitzgerald, T. Herbert Spencer's agnosticism // Religious studies. -Cambridge; N. Y., 1987. Vol. 23, N 4. - 477-491 p.
153. Gray T. S. Herbert Spencer's theory of social justice desert or entitlement // History of polit. thought. - Exeter, 1981. - vol. 2, N 1. - 161-186 P
154. Gray, T.S. Is Herbert Spencer's law of equal freedom a utilitarian or a rights- based theory of justice? // J: of the history of philosophy. Claremont, 1988. - Vol. 26, N 2. - 259-278 p.
155. Guthrie M. On Mr. Spencer's Unification of Knowledge. L., 1882, -235 p.
156. Haines, V.A. Is Spencer's theory an evolutionary theory? // Amer. j. of sociology . Chicago, 1988. - Vol. 93, N 5. - 1200-1223 p.
157. Haines, V.A. Spencer's philosophy of science // Brit. j. of sociology. L., 1992 . - Vol. 43, N 2. - 155-172 p.
158. Harris M. The rise of anthropological theory. N. Y. 1968. 321 p.
159. Hiskes. R.P. Spencer and the liberal ideas of community // Rev. of politics. Notre Dame, 1983. - vol. 45, N 4. - 595-609 p.
160. Kocsondi A. A pozitivizmus metafizika elleni harcanak tortenetehez; I. A klasszikus pozitivizmus // Filozofia. Szeged, 1979. - 31-57 Old.
161. Lanaro G. Spencer e la polémica verso Comte // Riv. crit. di storia della filosofía. Firenze, 1981. - a. 36, fase. 1. - 29-55 p.
162. Mills C. W. Images of Man. N. Y., 1960, 345 p.
163. Nye, R.A. Sociology and degeneration : The irony of progress // Degeneration : The dark side of progress. N.Y., 1985. - 49-71 p.
164. Oates, D. Social Darwinism and natural theodicy // Zygon. Winter Park, 1988 . - Vol. 23, N 4. - 454 p.
165. Offer, J. Recensio. // Sociology. L., 1986. - Vol. 20, N 2. - 325-327 p. Rec. ad op.: Turner J.H. Herbert Spencer: A renewed appreciation. - Beverly Hills etc., 1985.- 160 p.
166. Parsons T. Introduction // Spencer H. The Study of Sociology. Ann Arbor, 1961. 243 p.
167. Patterson, A. The egalitarian giant: Representations of justice in history/ literature // J. of Brit, studies. Hartford, 1992. - Vol. 31, N 2. - 97-132 p.
168. Paul, E.F. Herbert Spencer: The historicist as a failed prophet // J. of the history of ideas. N.Y., 1983. - vol. 44, N 4. - 619-638 p.
169. Perrin, R.G. Emile Durkheim's 'Division of labor' and the shadow of Herbert Spencer // Sociol. quart. Carbondale (111.), 1995. - Vol. 36, N 4. -791-808 p.
170. Richards, R.J. The moral foundations of the idea of evolutionary progress: Darwin, Spencer, and the neo-darwinians // Evolutionary progress. -Chicago; L., 1988. 148 p.
171. Ruse, M. Social Darwinism : The two sources // Riv. di filosofia. -Torino, 1982. vol. 73, fasc. 1-2. - 36-52 p.
172. Scientific explanation : Papers based on Herbert Spencer lectures given in the Univ. of Oxford / Ed. by Heath A.F. Oxford: Clarendon press, 1981. -X, 123 p. - (Oxford science publ.)
173. Smith, C.U.M. Herbert Spencer's epigenetic epistemology // Studies in history a. philosophy of science. Oxford; Elmsford, 1983. - Vol. 14, N 1. - 122 p.
174. Spencer. H. The study of sociology. N. Y., 1891.-326 p.
175. Spenser H, First principles/ N. Y. 1898. 376 p.
176. Spenser H. The principles of ethics. N. Y.,1904. 453 p.
177. Stafford, J.M. Hume, Spencer and the standard of morals // Philosophy. -L.; N.Y., 1983. vol. 58, N 223. - 39-55 p.
178. Szacki J. Historia mysli socjologioznej. Cz. 1. Warszawa.1981. 245 p.
179. Turner J, H. The forgotten theoretical giant: Herbert Spencer's models a. principles // Rev. europ. des sciences sociales. Geneve, 1981. - t. 19, N 59. -79-98 p.
180. Turner J. H. The structure of sociological theory. Chicago, 1986.-587 p.
181. Turner, J.H. Herbert Spencer : A renewed appreciation. Beverly Hills (Cal.) etc.: Sage, 1985. - 160 p - (Masters of social theory; Vol. 1) Indices: p. 155-159.
182. Ward J. Naturalism and Agnosticism, vol. II. L., 1906. 365 p.
183. Weinstein, D. Equal freedom, rights and utility in Spencer's moral philosophy // History of polit. thought. Exeter, 1990. - Vol. 11, N 1. - 119142 p.
184. Wells, D. Evolution and a free society : Spencer, Kropotkin and Popper // Politics. Bedford Park, 1988. - Vol. 23, N 1. - 55 p.
185. Wilbanks J; J. On the ontological deduction of natural rights // Pacific philos. quart. Los Angeles, 1981. - vol. 62, N 3. - 293-301 p.
186. Zafirovski, M.Z. Spencer is dead, long live Spencer: Individualism, holism, and the problem of norms // Brit. j. of sociology. L., 2000. - Vol. 51, N3.-579 p.
187. Doherty, G.; Gray, T. Herbert Spencer and the relation between economic and political liberty // History of polit. thought. Exeter, 1993. - Vol. 14, iss. 3. - 475-490 p.
188. Durkheim E. Cours de science sociale: lecon d, ouverture // Rev. Intern, enseignement. 1888. V. 15. 245 p.
189. Durkheim E. Les etudes de science sociale // Rev. philos. 1886. V. 22. -326 p.
190. Fitzgerald, T. Herbert Spencer's agnosticism // Religious studies. -Cambridge ; N. Y., 1987. Vol. 23, N 4. - 477-491 p.
191. Gray T. S. Herbert Spencer's theory of social justice desert or entitlement // History of polit. thought. - Exeter, 1981. - vol. 2, N 1. - 161-186 P
192. Gray, T.S. Is Herbert Spencer's law of equal freedom a utilitarian or a rights- based theory of justice? // J. of the history of philosophy. Claremont, 1988. - Vol. 26, N 2. - 259-278 p.
193. Guthrie M. On Mr. Spencer's Unification of Knowledge. L., 1882, -235 p.
194. Haines, V.A. Is Spencer's theory an evolutionary theory? // Amer. j. of sociology . Chicago, 1988. - Vol. 93, N 5. - 1200-1223 p.
195. Haines, V.A. Spencer's philosophy of science // Brit. j. of sociology. L., 1992 . - Vol. 43, N 2. - 155-172 p.
196. Harris M. The rise of anthropological theory. N. Y. 1968. 321 p.
197. Hiskes. R.P. Spencer and the liberal ideas of community // Rev. of politics. Notre Dame, 1983. - vol. 45, N 4. - 595-609 p.
198. Kocsondi A. A pozitivizmus metafizika elleni harcanak tortenetehez; I. A klasszikus pozitivizmus // Filozofia. Szeged, 1979. - 31-57 Old.
199. Lanaro G. Spencer e la polemica verso Comte // Riv. crit. di storia della filosofia. Firenze, 1981. - a. 36, fasc. 1. - 29-55 p.
200. Mills C. W. Images of Man. N. Y., 1960, 345 p.
201. Nye, R.A. Sociology and degeneration :. The irony of progress // Degeneration : The dark side of progress. N.Y., 1985. - 49-71 p.
202. Oates, D. Social Darwinism and natural theodicy // Zygon. Winter Park, 1988. - Vol. 23, N 4. - 454 p.
203. Offer, J. Recensio. // Sociology. L., 1986. - Vol. 20, N 2. - 325-327 p. Rec. ad op.: Turner J.H. Herbert Spencer: A renewed appreciation. - Beverly Hills etc., 1985.- 160 p.
204. Parsons T. Introduction // Spencer H. The Study of Sociology. Ann Arbor, 1961. 243 p.
205. Patterson, A. The egalitarian giant: Representations of justice in history/ literature // J. of Brit, studies. Hartford, 1992. - Vol. 31, N 2. - 97-132 p.
206. Paul, E.F. Herbert Spencer: The historicist as a failed prophet // J. of the history of ideas. N.Y., 1983. - vol. 44, N 4. - 619-638 p.
207. Perrin, R.G. Emile Durkheim's 'Division of labor' and the shadow of Herbert Spencer // Sociol. quart. Carbondale (111.), 1995. - Vol. 36, N 4. -791-808 p.
208. Richards, RJ. The moral foundations of the idea of evolutionary progress: Darwin, Spencer, and the neo-darwinians // Evolutionary progress. -Chicago; L., 1988. 148 p.
209. Ruse, M. Social Darwinism : The two sources // Riv. di filosofía. -Torino, 1982. vol. 73, fasc. 1-2. - 36-52 p.
210. Scientific explanation : Papers based on Herbert Spencer lectures given in the Univ. of Oxford / Ed. by Heath A.F. Oxford: Clarendon press, 1981. -X, 123 p. - (Oxford science publ.)
211. Smith, C.U.M. Herbert Spencer's epigenetic epistemology // Studies in history a. philosophy of science. Oxford; Elmsford, 1983. - Vol. 14, N1.-1-22 p.
212. Spencer. H. The study of sociology. N. Y., 1891. 326 p.
213. Spenser H. First principles/ N. Y. 1898. 376 p.
214. Spenser H. The principles of ethics. N. Y.,1904. 453 p.
215. Stafford, J.M. Hume, Spencer and the standard of morals // Philosophy. -L.; N.Y., 1983. vol. 58, N 223. - 39-55 p.
216. Szacki J. Historia mysli socjologioznej. Cz. 1. Warszawa.1981. — 245 p.
217. Turner J, H. The forgotten theoretical giant: Herbert Spencer's models a. principles // Rev. europ. des sciences sociales. Geneve, 1981. - t. 19, N 59. -79-98 p.
218. Turner J. H. The structure of sociological theory. Chicago, 1986. 587 p.
219. Turner, J.H. Herbert Spencer : A renewed appreciation. Beverly Hills (Cal.) etc.: Sage, 1985. - 160 p - (Masters of social theory; Vol. 1) Indices: p. 155-159.
220. Ward J. Naturalism and Agnosticism, vol. II. L., 1906. 365 p.
221. Weinstein, D. Equal freedom, rights and utility in Spencer's moral philosophy // History of polit. thought. Exeter, 1990. - Vol. 11, N 1. - 119142 p.
222. Wells, D. Evolution and a free society : Spencer, Kropotkin and Popper // Politics. Bedford Park, 1988. - Vol. 23, N 1. - 55 p.
223. Wilbanks J. J. On the ontological deduction of natural rights // Pacific philos. quart. Los Angeles, 1981. - vol. 62, N 3. - 293-301 p.
224. Zafirovski, M.Z. Spencer is dead, long live Spencer: Individualism, holism, and the problem of norms // Brit. j. of sociology. L., 2000. - Vol. 51, N3.-579 p.