автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Учение Виктора Франкла о человеке: философско-антропологический анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Учение Виктора Франкла о человеке: философско-антропологический анализ"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
/¿У-
00500^0^
ЗАМАЛИЕВА СНЕЖАНА АЛЕКСАНДРОВНА
УЧЕНИЕ ВИКТОРА ФРАНКЛА О ЧЕЛОВЕКЕ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность О9.О0.13 -философская антропология, философия культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
1 5 НОЯ 2012
Санкт-Петербург 2012
005054823
Работа выполнена на кафедре философской антропологии ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет».
Научный руководитель: Марков Борис Васильевич,
доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский госуниверситет
Официальные оппоненты: Решетников Михаил Михайлович,
доктор психологических наук, профессор, Восточно-европейский институт психоанализа
Бондаренко Лилия Ивановна, кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский госуниверситет
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный
электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Защита состоится 2012 года вчасов на
заседании Совета Д 212.232.68 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд. .
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан « <?г » _2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент ^^
Т.И. Лузина
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время кризис философской антропологии является общепризнанным. Он обусловлен прежде всего кардинальными трансформациями предметности философского знания, произошедшими в конце XIX - начале XX вв., которые привели к «концу метафизики» и «смерти человека». В результате отказа от метафизического дискурса, ориентированного на экспликацию абсолютного знания, человек, как предмет философии, утрачивает свою определенность и ясность и становится проблемой, требующей незамедлительного решения и в то же время принципиально не допускающей никаких однозначных истолкований. Ситуация «смерти человека» нашла свое отражение во многих философско-антропологических исследованиях.
По словам Макса Шелера, сегодня «человек признался себе, что он менее, чем когда-либо, располагает строгим знанием о себе самом и что его уже не пугает никакой возможный ответ на него»1. В условиях прогрессирующей дегуманизации, когда философия перешла в новую постантропологическую эпоху, для которой характерен отказ от идеи человека как высшей ориентирующей общественное развитие ценности, человек вынужден оставаться «открытым миру» и утверждать свое присутствие в качестве «незавершенного» и никогда не завершимого проекта.
Очевидно, что такое положение человека вызывает самые разнообразные попытки его преодоления, сводящиеся либо к восстановлению (переосмыслению) авторитета традиции, либо к созданию нового, постантропологического мышления, отказавшегося от абсолютизации дискурса о человеке. Но и в последнем случае успех разрешения кризиса, по-видимому, не гарантирован, и прежде всего потому, что человек уже не будет позиционироваться как деятель истории, автор и субъект ответственности, а вместо него субъектами истории станут технологии, которые и будут отвечать за «все чрезмерное и чудовищное на Земле»2. Неслучайна, поэтому, критика техницизма и «забвения бытия» как «подлинного в человеке», получившая широкое распространение в философии XX в. Обращение к традиции, напротив, кажется перспективным, так как в данном случае возврат к наработанным в течение столетий способам
1 Шелер М. Положение человека в Космосе // Шелер М. Избр. произв. - М., 1994. С. 132
2 Марков Б.В. Коммуникация и философия языка // Коммуникация и образование: Сб. ст. - СПб., 2004. С. 235.
продуцирования ценностей, необходимых для жизни человека и обеспечивающих его развитие, не будет простым воспроизведением готовых решений, а позволит учесть тот опыт «трагического», который был получен в результате сомнения в человеке.
Многие современные философы приходят к выводу, что «исчезновение человека и человечности есть риск современной ситуации человеческой экзистенции»1. Предотвратить этот риск можно только при помощи раскрытия глубинных основ человеческого существования. А пока это не сделано, «идея смерти и умирания человека обрамляет все размышления о современной культуре»2. Тезис о смерти культуры порождает, в свою очередь, целый ряд других «смертей» — в частности, субъектов истории и творчества, лишая человека смысла жизни и делая его существование невыносимым.
На фоне кризиса современной антропологии учение Виктора Франкла выступает оригинальной теорией, которая не только не вписывается в контекст утраты человека как -предметности философского познания, но и предлагает выход из сложившейся ситуации, обосновывая возможность нового взгляда на существо человека. Это дает полное право считать изучение творчества австрийского ученого и психотерапевта В. Франкла в настоящее время не только актуальным, но и насущно необходимым.
Свое учение В. Франкл назвал логотерапией и экзистенциальным анализом. Врач по образованию и роду деятельности, он рано начал интересоваться вопросами психотерапии и в конечном итоге пришел к созданию собственной теории. Пытаясь разобраться в причинах психических заболеваний, он много внимания уделил осмыслению человека как цельного и сложного феномена, изучая литературу и материалы исследований по всем областям знаний, имеющих отношение к человеку: медицине, биологии, психологии, философии, социологии. Религиозные учения, поскольку они сообщают определенные знания о человеке, также не остались без его внимания.
Широкий и целостный подход В. Франкла к пониманию природы человека, его опора на философские теории позволяют отнести его логотерапию к философской антропологии.' Сегодня как никогда актуален вопрос о возрождении нравственных ценностей, укреплении
1 Соколов Б.Г. Культура и традиция // Метафизические исследования. Вып. 4: Культура. - СПб., 1997. С. 27-49.
2 Уваров М.С. Пространство священного. Христианская антропология на рубеже веков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия б. Вып. 3 (№20). 1998. С. 30-38.
духа преобразования жизни на началах личной свободы и ответственности, воли человека к смыслу.
Положения его учения, связанного с пониманием сущности человека, его экзистенциальных реалий стали объектом внимания и анализа в данном диссертационном исследовании.
Степень разработанности проблемы. Широкая общественность в России познакомилась с творчеством В. Франкла сравнительно недавно, в 90-е годы XX века, хотя его идеи и книги были хорошо известны специалистам в течение последних 80 лет. В США и в Европе функционируют большие научные школы, основанные на учении австрийского психотерапевта, проводятся прикладные исследования, развивается теория логотерапии и экзистенциального анализа, открыт Институт логотерапии Виктора Франкла со штаб-квартирой в Вене. О логотерапии на Западе за последние десятилетия опубликовано свыше 200 монографий и диссертационных исследований. Это прежде всего работы таких известных франкловедов, как Н. Акценбергер, М. Айзенберг, Н. Айзнер, А. Грабер, X. Дистелькампф, Ф. Капелла, А. Ленгле, Э. Лукас, А. Паттакос.
В конце 1980-х гг. Франки посетил Москву с лекциями, после чего интерес к его творчеству среди отечественных специалистов стал быстро расти. Этому способствовали прежде всего публикации Д. А. Леонтьева, В. Б. Шуйского («"Случай" Виктора Франкла», «Виктор Франкл в борьбе за смысл», «Смыслоутрата и отчуждение», «Духовность, саморегуляция и ценности», «Экзистенциальная психологи и психотерапия»). Интерес представляют и диссертационные исследования Е. Н. Осина и М. В. Бабалаевой («Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика» (2007), «Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания» (2008)).
В первой работе содержатся теоретический анализ проблемы смыслоутраты, проведенный через призму понятия отчуждения, понимаемого как нарушение смысловых связей в структуре жизненного мира личности, а также разработка и валидизация психодиагностической методики для эмпирической оценки степени выраженности у индивида проявлений отчуждения и его структуры. Во второй диссертации акцентируется внимание на оригинальности в подходе к тематизации страдания в трудах В. Франкла. Все это имеет важное значение для понимания специфики логотерапии как
психотерапевтической теории, но не раскрывает в полной мере учение В. Франкла в контексте философской антропологии.
Таким образом, на русском языке пока еще не представлена квалифицированная философская оценка экзистенциальной антропологии австрийского мыслителя, которую он сам обозначил термином «монантропизм», подразумевая под этим новое направление в современной философской антропологии. В данном диссертационном исследовании поставлена задача рассмотреть логотерапию и экзистенциальный анализ В. Франкла во всем объеме, связать их с проблематикой философской антропологии, а также представить логотерапию как определенный этап развития философской антропологии, с одной стороны, и как определенный выход из сложившегося кризиса, с другой.
Объектом диссертационного исследования является логотерапия и экзистенциальный анализ В. Франкла в контексте развития современной философской антропологии.
Предмет исследования — философско-антропологическое обоснование психотерапевтической теории • логотерапии как самостоятельного направления в философской антропологии посткризисной эпохи.
Целью диссертационного исследования является философско-ан-тропологический анализ учения В. Франкла о человеке.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) историко-философское обобщение и систематизация идей В. Франкла, касающихся сущности человека, его природы и основных движущих сил;
2) выявление и исследование философских предпосылок интеллектуальной эволюции В. Франкла;
3) изучение социально-политического и биографического контекстов появления логотерапии;
4) концептуализация антропологического учения В. Франкла, анализ основополагающих принципов логотерапии: «свободы воли», «воли к смыслу» как главной движущей силы человека, а также «смысла жизни»;
5) рассмотрение дименсиональной онтологии и антропологии как фундаментальных оснований его учения;
6) проведение сравнительного анализа логотерапии В. Франкла с учениями 3. Фрейда и А. Адлера;
7) демонстрация актуальности идей В. Франкла для современной философской антропологии, доказательство возможности их использования для выхода из ситуации кризиса.
Методология исследования. Основными методами исследования логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла являются реконструкция историко-философских и философско-теоретических предпосылок, определивших его учение о человеке, герменевтическое раскрытие основополагающих концептов его теории, контекстуализация и сравнительно-исторический метод.
Реконструкция историко-философских философско-теоретических предпосылок творчества В. Франкла позволила проследить влияние философских школ и направлений на его идейное становление и сделать вывод о том, что логотерапия является методом психотерапевтической работы, в то время как экзистенциальный анализ представляет собой философско-антропологическое учение, основанное на осмыслении традиции и открывающее возможность ее продолжения.
Герменевтический метод дал возможность структурировать учение В. Франкла и представить его как систему, в которой выделяются три основных смысловых компонента, определяющих сущность человека: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.
Контекстуализация использовалась для демонстрации единства теоретических положений учения и их практического применения, включенности теории в реальность человеческой жизни. В данном случае биография В. Франкла послужила основой для контекстуализации его учения.
Сравнительно-исторический метод позволил определить место и значение учения В. Франкла в развитии венских школ психотерапии.
Научная новизна исследования. Логотерапия В. Франкла и его экзистенциальный анализ впервые рассматриваются как целостное философско-антропологическое учение, а не только как одна из психотерапевтических концепций. Вывод о том, что идеи В. Франкла могут способствовать преодолению современного кризиса в философской антропологии, задает новую перспективу осмысления творчества австрийского философа и психолога. В этой связи важными моментами являются анализ ответственности как основания нравственного поведения человека и уяснение положений дименсиональной онтологии, которая, по мысли В. Франкла, должна
лечь в основу антропологии с целью преодоления «двумерного», или дуалистического, понимания человека. Ключевое положение экзистенциального анализа — понятие ответственности - впервые рассматривается в контексте нового антропологического мышления, которое должно придти на смену мышлению «без человека» эпохи кризиса философской антропологии. Определенной новизной характеризуется также рассмотрение биографии В. Франкла как иллюстрации к его теории и в то же время ее проверки. Впервые структурированы ключевые принципы и категории учения В. Франкла, показана их взаимосвязь и проанализировано их философское содержание.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В контексте логотерапии В. Франкла кризис философской антропологии был обусловлен «односторонними исследовательскими подходами», такими как рефлексология Павлова,. бихевиоризм Уотсона, психоанализ Фрейда, индивидуальная психология Адлера. Антропология стала называться философской чисто формально; по существу же она оказалась отторгнута от философии. В этом смысле учение В. Франкла является попыткой восстановления значения роли философии для разработки проблем антропологии.
2. Теорию логотерапии можно рассматривать как современный этап развития философской антропологии, характеризующийся синтезом классических представлений о человеке и опыта дегуманизации культуры в «постантропологическую» эпоху. Беря за основу традиционное понимание человека как единство тела, души и духа, логотерапия, трансформируясь в систему экзистенциального анализа, придает этому пониманию новый смысл с учетом философско-антропологической и психологической мысли XX в. Акцентируя внимание на том, что «человек — это больше, чем психика, человек — это дух», логотерапия придает философской антропологии характер теории монатропизма, то есть единства идеи Бога и человечества.
3. Учение В. Франкла является возможным вариантом преодоления кризиса в философской антропологии, так как позволяет устранить разрыв между теоретической «транскрипцией» человека и его реальной жизнью. Новизна подхода В. Франкла к осмыслению антропологической проблематики определяется спецификой личного опыта ученого-психотерапевта, который составил основу для теоретических обобщений.
4. Важнейшим положением учения В. Франкла выступает требование ответственности, выраженное в форме категорического императива логотерапии. Суть этого императива, вызванного влиянием философии Канта, выражается в требовании жить так, как будто ты живешь во второй раз и в первый раз делал все так же неверно, как ты это собираешься сделать опять. Данный императив, определяющий нравственность человека, основывается на признании уникальности человеческого существования и представляет собой попытку утверждения всеобщности на уровне ответственности человека перед его жизнью.
5. Усвоение идей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого позволило В. Франклу сформулировать принцип самоответсвенности личности перед лицом трагизма жизни и смыслоискания.
6. Сущностная связь логотерапии с дименсиональной онтологией определяет возможность преодоления дуалистической модели человека. Ключевым элементом этой онтологии является воля к смыслу, выражающая внутреннее содержание личности в ее антропологическом единстве, несмотря на онтологическое многообразие.
7. Дименсиональная онтология интегрирована с ценностными воззрениями личности, которые подразделяются в логотерапии на три категории: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. При этом приоритет принадлежит ценностям отношения, с которыми связаны абсолютные критерии смыслоискания.
Теоретическое и практическое значение исследования.
Теоретическое значение диссертационного исследования обусловлено актуализацией философско-антропологической теории В. Франкла в контексте обсуждаемых в современной философской антропологии проблем целостного определения смысла и ценности человеческого существования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащегося в нем теоретического материала при подготовке общих лекционных курсов по философской антропологии, истории психологии и социальной психологии.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования отражены в научных трудах диссертанта, в том числе в монографии «Человек все решает сам. Логотерапия и экзистенциальная антропология Виктора Франкла» (СПб.: Университетская книга, 2012); материалы исследования нашли
свое отражение в научных публикациях, в том числе, в реферируемых ВАКом изданиях; отдельные выводы и теоретические положения излагались диссертантом в электронных научных конференциях РАЕ. Положения и выводы, сформулированные в данном исследовании, использовались при проведении лекций, семинарских занятий и тренингов в ходе педагогической деятельности диссертанта.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 148 наименований. Общий объем работы составляет 141 страницу.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность и значение избранной темы, обозначаются основные направления, цели и задачи исследования, формируются теоретические и методологические принципы, а также новизна и значимость положений, выносимых на защиту.
Первая глава «Социально-исторические и биографические предпосылки возникновения логотерапии Франкла» посвящена изучению процесса становления и развития венских школ психотерапии, а также влиянию личностных характеристик Виктора Франкла на его учение. Характер общественного развития, особенности социально-политической и социально-экономической ситуации оказывают глубокое воздействие на появление и формирование творческих идей и концепций, к числу которых, бесспорно, относятся теории и парадигмы в области философской, общественной, психологической мысли. С этой точки зрения, философские и психотерапевтические идеи, выдвинутые В. Франклом, являются в определенной мере продуктом своего времени, реакцией на новую ситуацию, которая сложилась в Вене в начале XX в.
В первом параграфе «Социально-исторические факторы развития венской психотерапевтической мысли» рассматриваются три венские психотерапевтические школы: 3. Фрейда, А. Адлера, В. Франкла. Теоретические основы каждой из этих трех школ, их проблематика и подходы к анализу проблем человеческой души находятся в тесной связи с историей страны и отражают настроения и переживания ее жителей, и прежде всего населения Вены. Венские школы психотерапии дополняют и расширяют друг друга, каждая вырастает из предыдущей системы, одна построена на другой. Меняется лишь способ интерпретации и понимания проблем. Таким
образом, может быть выстроена своеобразная логическая цепочка от Фрейда к Франклу: воля к удовольствию, воля к власти, воля к смыслу.
Во втором параграфе «Влияние личности Франкла на его учение» указывается, что существенные различия, которые имеются в теоретических построениях Фрейда, Адлера и Франкла, возникли не только вследствие чисто научных изысканий, но и по причине особенностей личной биографии каждого из этих людей. Особое внимание уделяется раскрытию биографических предпосылок возникновения логотерапии. Франкл говорил о своей жизни как о сплетении разнообразных событий. Особенную роль сыграло его почти трехлетнее пребывание в нацистском концлагере. Франкл сумел сохранить себя не только как человека, но и как психолога, анализирующего трагические обстоятельства жизни заключенных. Это обусловило экзистенциальную направленность его мышления, стало тем «случаем», который имел не меньшее значение для понимания его научных воззрений, нежели написанные им тексты. По словам А. Лэнгле, Франкл «сам был примером для многих и воплощал человеческое стремление противодействовать страданию без смысла... То обстоятельство, что фундамент этого стремления составила его собственная биография, только сделало логотерапию для многих людей еще более убедительной»1.
Вторая глава «Философский контекст логотерапии» посвящена анализу историко-философских предпосылок антропологических воззрений Франкла.
В первом параграфе «Античная философия» освещается процесс усвоения Франклом учений Сократа, Платона и Аристотеля. С именем Сократа Франкл соединяет представления о нравственном аспекте логотерапии. Это отразилось в его философской пьесе «Синхронизация в Биркенвальде», в которой проводится мысль о принципиальной соотнесенности философии с делом, философских абстракций с внутренними переживаниями личности. Опираясь на философию Платона, Франкл разрабатывает одну из центральных тем логотерапии, а именно тему ответственности. Ученый отстаивает тезис о том, что ответственность берет свое начало в своеобразии и уникальности каждого индивида. Соответственно он формулирует важнейшую психотерапевтическую максиму: если человек ответственен перед жизнью, то он во всей полноте сознает смысл своего бытия. Продолжая тему ответственности, Франкл в духе
1 Лэнгле А. Человек в поисках смысла (К 100-летнему юбилею Виктора Франкла) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 2. №2. 2005. С. 36.
Аристотеля развивает социальную тему, сохраняя при этом установку на признание примата личности над обществом, которая отсутствовала у Стагирита.
Во втором параграфе «Западноевропейская философия»
исследуется воздействие на логотерапию Франкла учений И. Канта, А. Шопенгауэра, французских экзистенциалистов и М. Шелера. Франкл всецело солидаризируется с Кантом в вопросе о признании долга в качестве основы морали, но он отказывается от соотнесения долга со всеобщим законодательством и с общеобязательными правилами поведения человека, что составляло сущность нравственного императива кенигсбергского мыслителя. Таких правил, полагает Франкл, попросту не существует, ибо каждый человек является личностью, а это значит, что категорический императив, лежащий в основе нравственности, должен исходить из признания уникальности и неповторимости индивида. Совершенно органично воспринимает Франкл и философию Шопенгауэра, в особенности его ключевую идею о том, что человек, будучи укоренен в материальном мире, должен познаваться в его опосредованности телом, которое дано ему двумя совершенно различными способами: во-первых, как представление в созерцании рассудка, как объект среди объектов, подчиненный их законам; во-вторых, как то, что обозначается словом «воля». Поэтому тело можно охарактеризовать двояко: как непосредственный объект и как объективность в воле. Именно в этой двойственности значения тела, согласно Шопенгауэру, коренится источник страдания. Франкл почти без изменений переносит в свою логотерапию его этику страдания, ставя ее на равне с идеями Сократа. Весьма примечательно отношение Франкла и к экзистенциализму. Он принимает общие установки этого учения о причинах духовного кризиса современного человека, таких как страх, тревога, скука и т. п., но вместе с тем дополняет этот перечень понятиями «экзистенциальный вакуум» и «ноогенные неврозы», что позволяет ему утвердить оптимистический подход к смыслоисканию. Однако наибольшую роль в антропологизации логотерапии сыграло изучение философии М. Шелера. Франкл целиком воспринял идею немецкого философа о том, что. воплощением сущности человека служит дух, претворяющий в себе возможность самоосуществления «человеческой самости». Это состояние Франкл обозначил термином «воля к смыслу», придав тем самым теории логотерапии философско-ан-тропологическую направленность.
В третьем параграфе «Русская философия» раскрывается влияние на Франкла русской философии, и прежде всего таких ее
представителей, как Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Творчество первого из них позволило Франклу глубже осознать неразрывность нравственного сознания человека с решением вопроса о смысле жизни. Достоевский помог понять, что человек, с одной стороны, «ко всему привыкает» - к загнанности, безволию, отсутствию цели; но, с другой стороны, он всегда стремится вырваться из «подполья», добиться реализации своей свободы и желаний, утвердить свое Я во всей полноте своего духа. Творчески осмысливал Франкл и произведения Толстого, согласно которому вся трагичность бытия человека проистекает вследствие утраты им смысла жизни. Русский писатель укрепил Франкла во мнении, что человек - «это существо, которое всегда решает, кто он», безотносительно к тому, исповедует ли он какую бы то ни было религию или же является атеистом.
Глава третья «Принципы и категории логотерапии» раскрывает категориальные триады логотерапии, органически связанные между собой. К первой триаде относятся свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни, ко второй — ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения, к третьей — боль (страдание), вина и смерть.
В первом параграфе «Воля и смысл» анализируется ключевая категория логотерапии - воля к смыслу. Воля к смыслу - это личностное осознание необходимости сказать жизни «Да!», даже если она исполнена тягот и страданий. Речь здесь не идет о примирении со всякой жизнью; Франкл подразумевает другое: обретение смысла возможно при любых обстоятельствах, если человек в состоянии изменить свое отношение к жизни. Отсюда следует вывод об относительности всякого смысла, поскольку он всегда касается отдельного конкретного человека, вовлеченного в определенный круг действий. Данный тезис подкрепляется целым рядом правил смыслоискания, которые и составляют экзистенциальный пласт теории логотерапии. Франкл выводит на новый уровень проблему осмысления сущности человека, уникализируя формы и содержание его экзистенции.
Во втором параграфе «Дименсиональная онтология» описывается трехмерная интерпретация бытия человека и его законов. Франкл представляет человека в единстве трех ортогональных измерений: соматического, психического и ноэтического (духовного). При этом духовное в его модели превалирует над всеми остальными измерениями человека.
В третьем параграфе «Экзистенциальный анализ» выявляется тождественность логотерапии с методом экзистенциального анализа.
Сам Франкл об этом пишет следующее: «Логотерапия и экзистенциальный анализ - это две стороны одной и той же теории. А именно, логотерапия - это метод психотерапевтической работы, в то время как экзистенциальный анализ представляет собой антропологическое направление исследования»1. Исследуя причины психических заболеваний, Франкл большое внимание уделяет осмыслению человека как целостного и сложного феномена, в особенности выделяя три фундаментальных начала, определяющих ноогенное содержание его бытия, а именно: свободу воли, волю к смыслу и смысл жизни.
В четвертом параграфе «Смысл и ценности» в качестве смысловых универсалий выделяется проблема ценностей. Это объясняется тем, что всякое осуществление смысла в конечном счете направлено на реализацию ценностей, которые отражают глубинные стремления личности, относящиеся к сфере нравственных идеалов. Все они по своему содержанию всегда относительны, их формирование зависит от множества самых разных факторов — социальных, исторических, политических и т. д. Франкл создает собственную систему ценностей, подразделяя их на три категории: а) ценности творчества, б) ценности переживания и в) ценности" отношения. «Этот ряд, - пишет Франкл, - отражает три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни. Первый — это что он дает миру в своих творениях; второй — это что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий - это позиция, которую занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу. Вот почему жизнь никогда не перестает иметь смысл, потому что даже человек, который лишен ценностей творчества и переживания, все еще имеет смысл своей жизни, ждущий осуществления, - смысл, содержащийся в праве пройти через страдание, не сгибаясь»2.
В пятом параграфе «Homo faber» рассматривается человек в его трех основных ипостасях: homo faber (человек созидающий), homo amans (человек любящий) и homo patiens (человек страдающий). Именно в последнем качестве, по мнению Франкла, человек полнее и глубже раскрывает смысл своей жизни, поскольку страдания способствуют выявлению самых хороших душевных качеств. Смысл страдания осознается на более высоком, ноэтическом (духовном)
1 Цит. по: Лэнгле А. Виктор Франкл: Портрет. - М., 2011. С. 188.
2 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. С. 300.
уровне, чем смысл, заключенный в труде и любви. Франки понимание ставит выше созидательности и эмоциональности.
Глава четвертая «Психопатология бездуховности» посвящена исследованию состояния бездуховности человеческого индивида.
В первом параграфе «Понятие бездуховности» состояние бездуховности раскрывается посредством двух основных понятий — «экзистенциальный вакуум» и «ноогенные неврозы». Духовность, с точки зрения Франкла, - это третий экзистенциал человеческого существования, наряду с ответственностью и свободой. Закон духовности гласит: «Лишь поскольку мы интенциональны, постольку мы и экзистенциальны; лишь в той мере, в какой человек духовно соприсутствует чему-то или кому-то, духовной или иной сущности, лишь в меру такого соприсутствия человек соприсутствует себе»1. Если этого нет, то человек впадает в состояние бездуховности, которая во многом граничит с психопатологией.
Во втором параграфе «Экзистенциальный вакуум» показано, что с этим понятием связано ощущение бессмысленности и опустошенности жизни. Франкл называет это состояние «переживанием бездны». Два момента определяют существо экзистенциального вакуума: во-первых, когда «человеку, в отличие от животного, никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать», во-вторых, когда «в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать»2. Более того, человек часто даже не знает, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он начинает подражать другим, делая либо то, что делают другие, либо то, чего хотят от него другие. Так он вносит свою лепту в конформизм и тоталитаризм; первый, по мнению Франкла, более характерен для цивилизации Запада, второй - для Востока.
Экзистенциальный вакуум не является неврозом в подлинном смысле этого слова, хотя при определенных обстоятельствах вполне может стать его причиной. Франкл относит экзистенциальный вакуум скорее к социогенным неврозам, с которыми можно легко справиться с помощью «здравой философии жизни». Таким образом, логотерапия, помимо экзистенциального анализа, дополняется еще философией монантропизма - новым самостоятельным направлением философии человека. На нее и возлагается задача наполнения экзистенциального
1 Там же. С. 100.
2 Там же. С. 308.
вакуума позитивным, облагороженным сознанием человека пониманием смысла жизни.
В третьем параграфе «Ноогенные неврозы» раскрывается сущностное содержание данных психотерапевтических явлений. Если экзистенциальный вакуум не поддается «усмирению», то он активизирует развитие ноогенных неврозов, пребывающих в латентном состоянии. Как признает Франкл, чувство бессмысленности жизни «потенциально патогенно», то есть способно при первой же возможности выявиться в болезненной форме. Ноогенные неврозы, порождаемые чувством смыслоутраты, не коренятся исключительно в психической сфере: их происхождение связано с областью духовных, нравственных явлений, искаженных вследствие экзистенциальных фрустраций. Вот почему логотерапия должна в первую очередь руководствоваться антропологическими представлениями, принимая во внимание человеческую индивидуальность пациента. «В настоящее время кажется, — заявляет Франкл, — что для психологии нужнее всего, чтобы психотерапия обрела человеческое измерение, измерение человеческих феноменов»1. Это даст ключ не только к пониманию патологии бездуховности, но и основных симптомов психопатологических расстройств, вызываемых бездуховностью.
Общий итог воззрений Франкла на ноогенные неврозы можно свести к трем основным положениям. Во-первых, ноогенные неврозы, безотносительно к тому, связаны они с психосоматическими факторами или нет, по своей сущности относятся к расстройствам духовно-нравственного, ноэтического измерения. Во-вторых, содержание ноогенных неврозов чаще всего никак не сопряжено с физической (телесной) болью, но зато они тесно захватывают душевные переживания, трансформируясь в своего рода метафизические фантомы, вызывающие патогенные отклонения. В-третьих, логотерапия, ограничивая свою роль лечением ноогенных неврозов, находится в полной противоположности к классическому психоанализу, является его психотерапевтическим антиподом. Логотерапия — это прежде всего философия человека, философия человечества.
В четвертом параграфе «Дерефлексия» раскрывается данный метод логотерапии и приводятся клинические случаи из психотерапевтической практики Франкла.
В пятом параграфе «Критика психодинамического подхода» исследуются общие характеристики понимания Франклом фрейдизма.
1 Там же. С. 321.
Ученый отмечает, что если в психоанализе речь идет об осознании бессознательных влечений человеческой природы, то в логотерапии на первый план выдвигается осознание духовного, как ответственного отношения личности к самому себе, к поиску смысла жизни. Таким образом, Франкл считает, что человеку требуется не «устойчивое состояние напряжения», а устремленность, борьба за значимую цель. Франкл вводит понятие «ноодинамики». Ноодинамика — это духовная движущая сила, которая возникает в поле напряжения между двух полюсов — между человеком и смыслом его жизни. Ноодинамический подход в учении Франкла противопоставляется психодинамическому подходу в учении Фрейда.
В шестом параграфе «Основные положения относительно природы человека» рассматриваются фундаментальные характеристики бытия человека, как они представлены в логотерапии и экзистенциальной антропологии Франкла.
В Заключении диссертации излагаются общие итоги исследования, выделяются главные моменты развития логотерапии, трансформации экзистенциального анализа в целостную систему философии монантропизма.
Список работ, опубликованных по теме диссертации:
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для опубликования основных результатов диссертационных исследований:
1. Замалиева С.А. Философско-антропологические основания логотерапии // Этносоциум. - М., 2010. №1 (25). С. 77-81. - 0,3 п.л.
2. Замалиева С.А. Основные концепты учения В. Франкла о человеке // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: www.science-education.ru/101-5563 (дата обращения: 21.02.2012).
3. Замалиева С.А. Психоаналитическое учение 3. Фрейда: историко-философский анализ //" Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2; URL: http://www.science-education.ru/102-5591 (дата обращения: 22.02.2012).
Другие публикации, где отражены основные положения диссертации:
4. Замалиева С.А. Жизнь и труды логотерапевта Виктора Франкла// Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 21. — СПб., 2010. С. 124-136. - 0, 75 п.л.
5. Замалиева С.А. Философские основания психоаналитической теории Зигмунда Фрейда // Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 23. - СПб., 2011.
С. 155-172,- 1 п.л.
6. Замалиева С.А. Логотерапия В. Франкла как философская антропология // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/ article/6498 (дата обращения: 10.01.2012).
7. Замалиева С.А. Влияние особенностей субъективного восприятия смысла жизни на синдром выгорания. // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/6490 (дата обращения: 10.01.2012).
8. Замалиева С.А. «Воля к смыслу» как ресурс командною менеджмента // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/ article/6489 (дата обращения: 10.01.2012).
9. Замалиева С.А. Интеллектуальная эволюция В. Франкла // POTENZLAL.PRO все о потенциале личности и потенциале организации. 2012. № 01. URL: www.es.rae.ru/potenzial/96-198 (дата обращения: 20.01.2012).
Монографии:
10. Замалиева С.А. Человек все решает сам. Логотерапия и экзистенциальная антропология Виктора Франкла. - СПб.: Университетская книга, 2012. — 142 с.
Подписано в печать 28.09.2012 Формат 60x84'/16 Цифровая Печл. 1,125 Тираж 100 экз. Заказ 28/09 печать
Отпечатано в типографии «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 2)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Замалиева, Снежана Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
Обоснование темы и актуальность ее исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Объект и предмет исследования.
Основная цель и задачи исследования.
Методология исследования.
Научная новизна исследования.
Положения, выносимые на защиту.
Теоретическое и практическое значение исследования.
Апробация работы.
Структура диссертации.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЛОГОТЕРАПИИ ФРАНКЛА.
§ 1. Социально-исторические факторы развития. венской психотерапевтической мысли.
§ 2. Влияние личности Франкла на его учение.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ ЛОГОТЕРАПИИ.
§ 1. Античная философия.
§ 2. Западноевропейская философия.
§ 3. Русская философия.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ ЛОГОТЕРАПИИ.
§ 1. Воля и смысл.
§ 2. Дименсиональная онтология.
§ 3. Экзистенциальный анализ.
§ 4. Смысл и ценности.
§ 5. Homo patiens.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПСИХОПАТОЛОГИЯ БЕЗДУХОВНОСТИ.
§ 1. Понятие бездуховности.
§ 2. Экзистенциальный вакуум.
§ 3. Ноогенные неврозы.
§ 4. Дерефлексия.
§ 5. Критика психодинамического подхода.
§ 6. Основные положения относительно природы человека.
Введение диссертации2012 год, автореферат по философии, Замалиева, Снежана Александровна
Обоснование темы и актуальность ее исследования
В настоящее время кризис философской антропологии является общепризнанным. Он обусловлен прежде всего кардинальными трансформациями предметности философского знания, произошедшими в конце XIX -начале XX вв., которые привели к «концу метафизики» и «смерти человека». В результате отказа от метафизического дискурса, ориентированного на экспликацию абсолютного знания, человек, как предмет философии, утрачивает свою определенность и ясность и становится проблемой, требующей незамедлительного решения и в то же время принципиально не допускающей никаких однозначных истолкований. Ситуация «смерти человека» нашла свое отражение во многих философско-антропологических исследованиях.
По словам Макса Шелера, сегодня «человек признался себе, что он менее, чем когда-либо, располагает строгим знанием о себе самом и что его уже не пугает никакой возможный ответ на него»1. В условиях прогрессирующей дегуманизации, когда «философия перешла в новую постантропологическую эпоху, для которой характерен отказ от идеи человека как высшей ориентирующей общественное развитие ценности»2, человек вынужден оставаться «открытым миру» и утверждать свое присутствие в качестве «незавершенного» и никогда не завершимого проекта. Шелер М. Положение человека в Космосе // Шелер М. Избр. произв. - М., 1994.
С. 132
2 Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. - СПб., 1997.
С. 45.
Очевидно, что такое положение человека вызывает самые разнообразные попытки его преодоления, сводящиеся либо к восстановлению (переосмыслению) авторитета традиции, либо к созданию нового, постантропологического мышления, отказавшегося от абсолютизации дискурса о человеке. Но и в последнем случае успех разрешения кризиса, по-видимому, не гарантирован, и прежде всего потому, что человек уже не будет позиционироваться как деятель истории, автор и субъект ответственности, а вместо него субъектами истории станут технологии, которые и будут отвечать за «все чрезмерное и чудовищное на Земле»1. Неслучайна, поэтому, критика техницизма и «забвения бытия» как «подлинного в человеке», получившая широкое распространение в философии XX в. Обращение к традиции, напротив, кажется перспективным, так как в данном случае возврат к наработанным в течение столетий способам продуцирования ценностей, необходимых для жизни человека и обеспечивающих его развитие, не будет простым воспроизведением готовых решений, а позволит учесть тот опыт «трагического», который был получен в результате сомнения в человеке.
Многие современные философы приходят к выводу, что «исчезновение человека и человечности есть риск современной ситуации человеческой экзистенции»2. Предотвратить этот риск можно только при помощи раскрытия глубинных основ человеческого существования. А пока это не сделано, «идея смерти и умирания человека обрамляет все размышления о современной культуре» . Тезис о смерти культуры порождает, в свою очередь, целый
1 Марков Б. В. Коммуникация и философия языка // Коммуникация и образование: Сб. ст. - СПб., 2004. С. 235.
2 Соколов Б.Г. Культура и традиция // Метафизические исследования. Вып. 4:
Уваров м.и. пространство священного. Христианская антропология на рубеже веков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып. 3 (№ 20). 1998. С.
30-38. ряд других «смертей» - в частности, субъектов истории и творчества, лишая человека смысла жизни и делая его существование невыносимым.
На фоне кризиса современной антропологии учение Виктора Франкла выступает оригинальной теорией, которая не только не вписывается в контекст утраты человека как предметности философского познания, но и предлагает выход из сложившейся ситуации, обосновывая возможность нового взгляда на существо человека. Это дает полное право считать изучение творчества австрийского ученого и психотерапевта В. Франкла в настоящее время не только актуальным, но и насущно необходимым.
Свое учение В. Франкл назвал логотерапией и экзистенциальным анализом. Врач по образованию и роду деятельности, он рано начал интересоваться вопросами психотерапии и в конечном итоге пришел к созданию собственной теории. Пытаясь разобраться в причинах психических заболеваний, он много внимания уделил осмыслению человека как цельного и сложного феномена, изучая литературу и материалы исследований по всем областям знаний, имеющих отношение к человеку: медицине, биологии, психологии, философии, социологии. Религиозные учения, поскольку они сообщают определенные знания о человеке, также не остались без его внимания.
Широкий и целостный подход В. Франкла к пониманию природы человека, его опора на философские теории позволяют отнести его логотера-пию к философской антропологии. Сегодня как никогда актуален вопрос о возрождении нравственных ценностей, укреплении духа преобразования жизни на началах личной свободы и ответственности, воли человека к смыслу.
Положения его учения, связанного с пониманием сущности человека, его экзистенциальных реалий стали объектом внимания и анализа в данном диссертационном исследовании.
Степень научной разработанности проблемы
Широкая общественность в России познакомилась с творчеством В. Франкла сравнительно недавно, в 90-е годы XX века, хотя его идеи и книги были хорошо известны специалистам в течение последних 80 лет. В США и в Европе функционируют большие научные школы, основанные на учении австрийского психотерапевта, проводятся прикладные исследования, развивается теория логотерапии и экзистенциального анализа, открыт Институт логотерапии Виктора Франкла со штаб-квартирой в Вене. О логотерапии на Западе за последние десятилетия опубликовано свыше 200 монографий и диссертационных исследований. Это прежде всего работы таких известных франкловедов, как Н. Акценбергер, М. Айзенберг, Н. Айзнер, А. Грабер, X. Дистелькампф, Ф. Капелла, А. Лэнгле, Э. Лукас, А. Паттакос.
В конце 1980-х гг. Франкл посетил Москву с лекциями, после чего интерес к его творчеству среди отечественных специалистов стал быстро расти. Этому способствовали прежде всего публикации Д. А. Леонтьева, В. Б. Шумского («"Случай" Виктора Франкла», «Виктор Франкл в борьбе за смысл», «Смыслоутрата и отчуждение», «Духовность, саморегуляция и ценности», «Экзистенциальная психологи и психотерапия»). Интерес представляют и диссертационные исследования Е. Н. Осина и М. В. Бабалаевой («Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика»
2007), «Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания»
2008)).
В первой работе содержатся теоретический анализ проблемы смысло-утраты, проведенный через призму понятия отчуждения, понимаемого как нарушение смысловых связей в структуре жизненного мира личности, а также разработка и валидизация психодиагностической методики для эмпирической оценки степени выраженности у индивида проявлений отчуждения и его структуры. Во второй диссертации акцентируется внимание на оригинальности в подходе к тематизации страдания в трудах В. Франкла. Все это имеет важное значение для понимания специфики логотерапии как психотерапевтической теории, но не раскрывает в полной мере учение В. Франкла в контексте философской антропологии.
Таким образом, на русском языке пока еще не представлена квалифицированная философская оценка экзистенциальной антропологии австрийского мыслителя, которую он сам обозначил термином «монантропизм», подразумевая под этим новое направление в современной философской антропологии. В данном диссертационном исследовании поставлена задача рассмотреть логотерапию и экзистенциальный анализ В. Франкла во всем объеме, связать их с проблематикой философской антропологии, а также представить логотерапию как определенный этап развития философской антропологии, с одной стороны, и как определенный выход из сложившегося кризиса, с другой.
Объект и предмет исследования
Объект исследования - логотерапия и экзистенциальный анализ В. Франкла в контексте развития современной философской антропологии.
Предмет исследования - философско-антропологическое обоснование психотерапевтической теории логотерапии как самостоятельного направления в философской антропологии посткризисной эпохи.
Основная цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является философско-антро-пологический анализ учения В. Франкла о человеке.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) историко-философское обобщение и систематизация идей В. Франкла, касающихся сущности человека, его природы и основных движущих сил;
2) выявление и исследование философских предпосылок интеллектуальной эволюции В. Франкла;
3) изучение социально-политического и биографического контекстов появления логотерапии;
4) концептуализация антропологического учения В. Франкла, анализ основополагающих принципов логотерапии: «свободы воли», «воли к смыслу» как главной движущей силы человека, а также «смысла жизни»;
5) рассмотрение дименсиональной онтологии и антропологии как фундаментальных оснований его учения;
6) проведение сравнительного анализа логотерапии В. Франкла с учениями 3. Фрейда и А. Адлера;
7) демонстрация актуальности идей В. Франкла для современной философской антропологии, доказательство возможности их использования для выхода из ситуации кризиса.
Методология исследования
Основными методами исследования логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла являются реконструкция историко-философских и фи-лософско-теоретических предпосылок, определивших его учение о человеке, герменевтическое раскрытие основополагающих концептов его теории, контекстуализация и сравнительно-исторический метод.
Реконструкция историко-философских философско-теоретических предпосылок творчества В. Франкла позволила проследить влияние философских школ и направлений на его идейное становление и сделать вывод о том, что логотерапия является методом психотерапевтической работы, в то время как экзистенциальный анализ представляет собой философско-антропологическое учение, основанное на осмыслении традиции и открывающее возможность ее продолжения.
Герменевтический метод дал возможность структурировать учение В. Франкла и представить его как систему, в которой выделяются три основных смысловых компонента, определяющих сущность человека: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.
Контекстуализация использовалась для демонстрации единства теоретических положений учения и их практического применения, включенности теории в реальность человеческой жизни. В данном случае биография В. Франкла послужила основой для контекстуализации его учения.
Сравнительно-исторический метод позволил определить место и значение учения В. Франкла в развитии венских школ психотерапии.
Научная новизна исследования
Логотерапия В. Франкла и его экзистенциальный анализ впервые рассматриваются как целостное философско-антропологическое учение, а не только как одна из психотерапевтических концепций. Вывод о том, что идеи В. Франкла могут способствовать преодолению современного кризиса в философской антропологии, задает новую перспективу осмысления творчества австрийского философа и психолога. В этой связи важными моментами являются анализ ответственности как основания нравственного поведения человека и уяснение положений дименсиональной онтологии, которая, по мысли В. Франкла, должна лечь в основу антропологии с целью преодоления «двумерного», или дуалистического, понимания человека. Ключевое положение экзистенциального анализа - понятие ответственности - впервые рассматривается в контексте нового антропологического мышления, которое должно придти на смену мышлению «без человека» эпохи кризиса философской антропологии. Определенной новизной характеризуется также рассмотрение биографии В. Франкла как иллюстрации к его теории и в то же время ее проверки. Впервые структурированы ключевые принципы и категории учения В. Франкла, показана их взаимосвязь и проанализировано их философское содержание.
Исходя из этого, диссертант формулирует основные положения, выносимые на защиту:
1. В контексте логотерапии В. Франкла кризис философской антропологии был обусловлен «односторонними исследовательскими подходами», такими как рефлексология Павлова, бихевиоризм Уотсона, психоанализ Фрейда, индивидуальная психология Адлера. Антропология стала называться философской чисто формально; по существу же она оказалась отторгнута от философии. В этом смысле учение В. Франкла является попыткой восстановления значения роли философии для разработки проблем антропологии.
2. Теорию логотерапии можно рассматривать как современный этап развития философской антропологии, характеризующийся синтезом классических представлений о человеке и опыта дегуманизации культуры в «постантропологическую» эпоху. Беря за основу традиционное понимание человека как единство тела, души и духа, логотерапия, трансформируясь в систему экзистенциального анализа, придает этому пониманию новый смысл с учетом философско-антропологической и психологической мысли XX в. Акцентируя внимание на том, что «человек - это больше, чем психика, человек - это дух», логотерапия придает философской антропологии характер теории монатропизма, то есть единства идеи Бога и человечества.
3. Учение В. Франкла является возможным вариантом преодоления кризиса в философской антропологии, так как позволяет устранить разрыв между теоретической «транскрипцией» человека и его реальной жизнью. Новизна подхода В. Франкла к осмыслению антропологической проблематики определяется спецификой личного опыта ученого-психотерапевта, который составил основу для теоретических обобщений.
4. Важнейшим положением учения В. Франкла выступает требование ответственности, выраженное в форме категорического императива логотерапии. Суть этого императива, вызванного влиянием философии Канта, выражается в требовании жить так, как будто ты живешь во второй раз и в первый раз делал все так же неверно, как ты это собираешься сделать опять. Данный императив, определяющий нравственность человека, основывается на признании уникальности человеческого существования и представляет собой попытку утверждения всеобщности на уровне ответственности человека перед его жизнью.
5. Усвоение идей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого позволило В. Франклу сформулировать принцип самоответсвенности личности перед лицом трагизма жизни и смыслоискания.
6. Сущностная связь логотерапии с дименсиональной онтологией определяет возможность преодоления дуалистической модели человека. Ключевым элементом этой онтологии является воля к смыслу, выражающая внутреннее содержание личности в ее антропологическом единстве, несмотря на онтологическое многообразие.
7. Дименсиональная онтология интегрирована с ценностными воззрениями личности, которые подразделяются в логотерапии на три категории: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. При этом приоритет принадлежит ценностям отношения, с которыми связаны абсолютные критерии смыслоискания.
Теоретическое и практическое значение исследования
Теоретическое значение диссертационного исследования обусловлено актуализацией философско-антропологической теории В. Франкла в контексте обсуждаемых в современной философской антропологии проблем целостного определения смысла и ценности человеческого существования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащегося в нем теоретического материала при подготовке общих лекционных курсов по философской антропологии, истории психологии и социальной психологии.
Апробация работы
Основные результаты диссертационного исследования отражены в научных трудах диссертанта, в том числе в монографии «Человек все решает сам. Логотерапия и экзистенциальная антропология Виктора Франкла» (СПб.: Университетская книга, 2012); материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях, в том числе, в реферируемых ВАКом изданиях; отдельные выводы и теоретические положения излагались диссертантом в электронных научных конференциях РАЕ. Положения и выводы, сформулированные в данном исследовании, использовались при проведении лекций, семинарских занятий и тренингов в ходе педагогической деятельности диссертанта.
Структура диссертации
Структура работы определяется предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Учение Виктора Франкла о человеке: философско-антропологический анализ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На фоне кризиса современной философской антропологии учение Франкла не только не вписывается в контекст идеи «смерти человека», но и предлагает выход из сложившейся ситуации, обосновывая возможность нового взгляда на проблему человека.
Логотерапия явилась следствием социального окружения, которое обусловливалось социокультурными особенностями Вены и Австрии, а также влиянием различных философских течений, принявших широкий размах в XIX и XX веках. Все это способствовало формированию трех венских школ в западной психотерапии.
Первая была основана Зигмундом Фрейдом в эпоху стабильной и консервативной Австрийской империи. В эту эпоху из публичной жизни изгонялись все проявления чувственности, открытости, наслаждения жизнью. Фрейд обозначил это как подавление стремления к удовольствию, сексуальности.
Альфред Адлер, чья научная деятельность протекала в обстановке развала империи, приходит к выводу, что человек обладает свободой воли, которой достаточно для преодоления своей изначальной неполноценности и достижения власти.
Дальнейшее изменение социального окружения в очередной раз дало толчок развитию психотерапии - появляется третья венская школа Франкла. В основу его теоретической концепции легло учение об индивидуальном поиске смысла существования, смысла жизни. Нахождение индивидуального смысла компенсировало отсутствие разорвавшихся социальных связей и помогало человеку обрести устойчивость, почувствовать твердую почву под ногами.
Логотерапия Франкла предлагает три способа найти смысл жизни. Первый - действие, создание чего-либо. Второй - переживание, погружение в чувство. Третий - отношение человека к ситуации, которую он не способен изменить. Смысл может быть найден при помощи совести и с помощью ценностей. Ответственность человека возникает вследствие свободы выбора и знания о наличии смысла. Если нет хотя бы одного из этих факторов, то нет и ответственности.
Экзистенциальный анализ и логотерапия распространяются на человека во всей его целостности, которая обусловливается единством всех трех измерений личности - соматического, психического и ноэтического, при определяющем значении ноэтического, духовного.
Список научной литературыЗамалиева, Снежана Александровна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Работы В. Франкаа:
2. Франки В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
3. Франка В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.
4. Франка В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000.
5. Франка В. Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере. М.: Смысл, 2008.
6. Франка В. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
7. Франка В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
8. Франка В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2001.
9. Франкл В. Синхронизация в Биркенвальде // Франка В. Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере. М.: Смысл, 2008.
10. Франка В. Десять тезисов о личности // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. № 2 (7).
11. Frankl V. Psychotherapy and Existentialism. Selected Papers on Logotherapy. -New York: Simon&Schuster, 1967.11 .Frankl V. The Unheard Cry for meaning. New York: Simon&Schuster, 1978.
12. Frankl V. Recollections: An Autobiography. New York: Plenum Press, 1997.
13. Ъ.Frankl V. Religion in Education Foundations. Lecture. University of Illinois. February 18, 1963.
14. Frankl V. The Unconscious God. New York: Washington Square Press, 1975.
15. Frankl V. The Unheard Cry for Meaning. New York: Washington Square Press, 1978.
16. Frankl V. The Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. New York.: Nal Penquin Inc, 1988.
17. Frankl V. Man's search for meaning. New York:, Simon&Schuster, 1984.
18. Frankl V. Man's search for ultimate meaning. New York: Basic Books, 2000.
19. Frankl V., Kreuzer F. Im Anfang war der Sinn. Von der Psychoanalyse zur Logotherapie. Ein Gespräch. München: Piper, 1986.
20. Frankl V. Was nicht in meinen Büchern steht Lebenserinnerungen. München: Quintessenz, 1994.
21. Frankl V. The will to meaning (видеозапись лекции). Phoenix, Arizona: Zeig, Tucker & Theisen. DVD ISBN 978-1-932462-548, 1985.
22. Использованная литература:
23. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997.
24. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
25. Авдеев Д.А. Духовная сущность психических расстройств. -М., 1998.
26. Антология античной философии / Сост. С. В. Переверзенцев. М.: OJI-МА-ПРЕСС, 2001.
27. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969-1971.21 .Антонович М.А. Избранные философские сочинения. М., 1945.
28. Аристотель. Сочинения: В 4 т. -М., 1975.
29. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
30. Акимов O.E. Правда о Фрейде и психоанализе. М.: Издатель АКИМОВА, 2005.31 .Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002.
31. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
32. ЪЪ.Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние.(1960) // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург; Бишкек, 1997.
33. ЪА.Власова O.A. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ- Курск: Курск, гос. ун-т, 2009.
34. Вальверде Карлос. Философская антропология. — М.: Христианская Россия, 2000.
35. Ъв.Вундт В. Система философии / Пер. с нем. А. В. Водена. СПб, 1902.
36. Выжлецов Г.П. Онтологическая аксиология И.О. Лосского // Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 22. СПб., 2011.38 .Гартман Э. Сущность мирового процесса или философия бессознательного / Пер. с нем. А. А. Козлова. Вып. 1-2. М., 1873-1875.
37. Гегель Г. Сочинения. Т. 1-14 / Пер. Столпнера, Б. Фохта, А. Ведена. -М.;Л., 1929-1959.
38. Гиренок Ф.И. Философская антропология. М.: Изд. Академический проект, 2005.41 .Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 1-2. М.: ИФРАН, 1999, 2001.
39. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997.
40. Дорофеев Д. Философская антропология Макса Шелера. СПб.: Алетейя, 2011.
41. Сор.соч. В 15 т. Т. 15. СПб., 1996. 49Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. -М: Мысль, 1994. 50.Замалеев А.Ф. История русской культуры. - СПб., 2005. 51 .Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. - СПб., 1999.
42. Ильин В.В. Философская антропология. М.: КДУ, 2006.
43. Ильин В.В. Аксиология. М.: Изд-во МГУ, 2005.
44. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.
45. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 2. Учение о человеке. М.: Русская книга, 2002.
46. Кривцова С.В. Альфрид Лэнгле. «Виктор Франкл. Портрет» // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1. С. 181-184.
47. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966.
48. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. -М., 1996.
49. Лавров П.Л. Философия и социология. / / Избранные произведения: В 2 т. Т. 2-М., 1965.
50. Между Эдипом и Озирисом: становление психоаналитической концепции мифа. Львов; М., 1998.61 .Леонтьев Д. «Случай» Виктора Франкла // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 2.
51. Леонтьев Д.А. Психология смысла. -М.: Смысл, 2007.
52. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
53. Лейбин В.М. Зигмунд Фрейд: психоаналитический портрет. М: МПСИ, 2006.
54. Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.
55. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии. -М.: Генезис, 2010.61 .Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004.
56. Лэнгле А. Человек в поисках смысла (К 100-летнему юбилею Виктора Франкла) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. №2.
57. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 1. С. 5-21.
58. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. № 2. 2008. С. 37-57.
59. Лэнгле А., Шумский В. Программа дисциплины «Психология поиска смысла». М.: Высшая школа экономики, 2010.
60. И.Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологически-экзистенциальный феномен // Московский психотерапевтический журнал. 2002. №2. С. 34-38.1Ъ.Ленгле А. Виктор Франкл поверенный человечности // Вопросы психологии. 2005. С. 107-112.
61. А.Марков Б.В. Диалектика телесного и духовного // Диалектика. Творчество. Гуманизм. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. С. 40-57.
62. Марков Б.В. Дуальность природы человека // Человек. СПб., 1995.
63. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб.: Изд-во «Лань», 1997.
64. Марков Б.В. Реквием сексуальному // Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000. С. 5-34.1%.Марков Б.В. Философская антропология XX века // URL: anthropology.ru/ ru/texts/markov/phanxx.html
65. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Питер, 2008.
66. Мечников И.И. Этюды оптимизма. -М., 1988
67. ЪЪ.Миронов В.В., Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян КХ. Философия. Учебник. М.: Инфра-М, 2004.
68. Миронов В.В., Иванов A.B. Онтология и теория познания. М.: Гардари-ка, 2005.
69. Можейко М.А. История философии. Энциклопедия. Минск: Интерпрес-сервис, 2002.
70. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. П. Сумерки богов. -М., 1989.
71. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Интербук, 1990.
72. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. -СПб., 1993.910 свободе воли: Сб. ст. // Труды московского психологического общества. Вып. З.-М., 1889.
73. Проблема смысла в науках о человеке. Материалы международной конференции. М.: Смысл, 2005.
74. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. -М.: Мысль, 1990-1994.
75. Подорога В.А. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995.
76. Подорога В.А. Словарь аналитической антропологии // Логос. 1999. № 2.
77. Решетников М.М. Элементарный психоанализ. СПб., 2003.91 .Решетников М.М. Психическое расстройство. Лекции. СПб., 2008.
78. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Человек в западной философии. М.,1988.
79. Современная западная философия. Словарь. -М.: ИПЛ, 1991.
80. Современный философский словарь. М., 1996.
81. Стоун И. Страсти ума или Жизнь Фрейда. М.: Мысль, 1994.
82. Соколов Б.Г. Культура и традиция // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб., 1997.
83. Соловьев B.C. Смысл любви. Избранное. М., 1990.
84. Сосланд А.И. Способы обеспечения привлекательности философского и психологического дискурса // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы третьих чтений, посвященных памяти
85. Л. С. Выготского. -М.: РГГУ, 2003. С. 309-317.
86. Сосланд А.И. Ключ к Хайдеггеру // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 2 (37). С. 64-88.
87. Сосланд А.И. Бытие и пространство // 2-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Звенигород, 2-5 мая 2004 г.). -М., 2004. С.120-125.
88. Сосланд A.M. Глубокое и высокое // Экзистенциальная традиция. № 1 (4). 2004. С. 128-143.
89. Толстой JI.H. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1911.
90. Телешов М., Телешова Н.В. Франкл о психотерапевтической функции религии // URL: telepovs.ru/articles/?ELEMENTID=79
91. Уколова Е.М. Обретение себя и преодоление бессмысленности бытия в учении В. Франкла // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. № 2. 2009. С. 132-140.
92. Уваров М. С. Пространство священного. Христианская антропология на рубеже веков // Вестник Санкт- Петербургского Университета. Серия 6. Вып. 3 (№ 20). 1998. С. 30-38.
93. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
94. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания, Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М., 2002.
95. Философская энциклопедия: В 5 т. М.: Изд. Советская Энциклопедия, 1960-1970.
96. Философский словарь. М., 1964.
97. Фрейд 3., Брейер Й. Исследования истерии // Собр. соч. В 26 т. Т. 1. -СПб.: ВЕИП, 2005.
98. Ференцы Ш. Теория и практика психоанализа. М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2004.
99. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ и новый цикл. М., 2006.
100. Фрейд 3. Толкование сновидений. М., 2005.
101. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
102. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -М.: Наука, 1991.
103. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
104. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002.
105. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Долгопрудный, 2000.
106. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме. Избр.филос.произв. В 2 т. М., 1955
107. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.
108. Фромм Э. Иметь или быть. М.: ACT, 2000.
109. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.
110. Шумский Б.В. Экзистенциальная психология и психотерапия. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010.
111. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1995.
112. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики / Пер. с нем. О. В. Никифорова. -М.: «Русское феноменологическое общество». Изд. «Логос», 1997.
113. Barnes Robert С. Franklian psychology: An Introduction to Logotherapy. (Available from: Victor Frankl Institute of Logotherapy. Abilene, TX).
114. Buhler Charlotte. Psychologie im Leben unserer Zeit. Miinchen, Zurich: Droemer/Knaur, 1962.
115. Crumbaugh James, Maholic Leonard. The Purpose in Life Test. Munster, 1969.
116. Could William Blair. Frankl. Life with meaning. Pacific Grove, С A: Brooks/Cole Publishing Company, 1993.
117. Fabry Joseph B. The pursuit of meaning: Logotherapy applied to life. -Boston: Beacon Press, 1968.
118. Fabry J.B. Guideposts to meaning. Oakland, CA: New harbinger Publications, 1988.
119. Fabry J.B. Joe Fabry letter to President Clinton in the international Forum for Logotherapy. 16, 42 Abilene, TX Viktor Frankl Institute of Logotherapy Press, 1993.
120. Fabry Joseph. The Frontiers of Logotherapy // Barnes Robert C. Franklian psychology: An Introduction to Logotherapy. (Available from: Victor Frankl Institute of Logotherapy. Abilene, TX).
121. Graber Ann. V. Frankl's Logotherapy; method of choice in ecumenical pastoral psychology. Lima, OH: Wyrdham Hall Press, 2003.
122. Gstrein H. Judisches Wien. Wien: Herold, 1984.
123. Kalmar S. A brief history of logotherapy. Analecta Frankliana. Berkley, CA: Institute of Logotherapy Press, 1982.
124. Lukas Elisabeth. Logotherapie als Personlichkeitstheorie. Unferoofentliche Dissertation und der Philosophischen Fakultät der Universität Wien. 1971.
125. Lukas Elisabeth Auch dein Leben hat Sinn. Logotherapeutishe Wege zur Gesundung. Freiburg, 1980.
126. Long Jerry. The Quest for Meaning in The Twenty-First Century // Barnes Robert C. Franklian psychology: An Introduction to Logotherapy. (Available from: Victor Frankl Institute of Logotherapy. Abilene, TX).
127. Victor and I. Noetic Films. Inc/Laguna, Niguel, California USA 9493655626,-2011.
128. Welter Paul R. Franklian Psychology: Attitudinal Change. Distance Learning Course Guide. (Available from: Victor Frankl Institute of Logotherapy. Abilene, TX).
129. Weisskopf-Joelson Edith. The Place of Logotherapy in the World Today // Barnes Robert C. Franklian psychology: An Introduction to Logotherapy. (Available from: Victor Frankl Institute of Logotherapy. Abilene, TX).