автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Усеченные прилагательные в языке русской поэзии

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Кулева, Анна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Усеченные прилагательные в языке русской поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Усеченные прилагательные в языке русской поэзии"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им В В ВИНОГРАДОВА

На правах рукописи

Кулева Анна Сергеевна

УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Специальность 10 02 01-10 - русский язык

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

□ОЗ166079

Москва 2008

003166079

Работа выполнена в отделе корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им В В Виноградова РАН

Научный руководитель

кандидат филологических наук, доцент

Шестакова Лариса Леонидовна

Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор

Зубова Людмила Владимировна

кандидат филологических наук Белякова Ирина Юрьевна

Ведущая организация

Московский государственный

областной университет,

кафедра современного русского языка

Защита состоится «24» апреля 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 002 008 01 при Институте русского языка им В В Виноградова РАН (119019, Москва, ул Волхонка, д 18/2)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института русского языка им В. В Виноградова РАН (119019, Москва, ул. Волхонка, д 18/2)

Автореферат разослан М^Мгж

года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук СТ^п Б. Л Иомдин

Ю-1

Общая характеристика работы

Диссертация посвящена исследованию роли и особенностей функционирования усеченных прилагательных в языке русской поэзии

В современной лингвистике отмечается возрастающий интерес к проблемам поэтического языка, о чем говорят многочисленные работы, в том числе последних лет, в которых поэтический язык исследуется в самых разных аспектах Наглядный пример этому - многотомные «Очерки истории языка русской поэзии XX века», подготовленные в 1990-х годах в Институте русского языка им В В Виноградова РАН Тем не менее поэтический язык изучен неравномерно Одной из малоисследованных областей остается морфология, хотя морфологические средства выразительности в стихотворных текстах анализировались в трудах Л В Щербы, Р О Якобсона, В В Виноградова, Г О Винокура, Д Н Шмелева, В П Григорьева, Я И Гина и др, привлекают внимание современных исследователей1

Среди явлений поэтической морфологии особый интерес представляют те, которые прослеживаются в языке поэзии на протяжении длительного времени К ним, безусловно, относятся усеченные прилагательные

Усеченные прилагательные всегда рассматривались как характерная черта поэзии XVIII в, например- Поля покрыла мрачна ночь, Несчетны солнца тач горят (М Ломоносов, «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», 1743) Это явление нашло отражение и в филологических трудах поэтов XVIII в (Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова), и в научной литературе Х1Х-ХХ вв, например, в работах В В Виноградова, Г О Винокура, В М Живова2, представлено в существующей справочной и учебной литературе Однако до сих пор

1 См , например Ионова И А Морфология поэтической речи Кишинев, 1988, Зубова Л В Современная русская поэзия в контексте истории языка М, 2000, Сидорова М Ю Грамматика поэтического текста М , 2000, Поэтическая грамматика Том I / И И Ковтунова, Н А Николина, Е В Красильникова(отв ред)и др М,2005

2 См , например Виноградов В В Очерки по истории русского литературного языка XVII - XIX вв М, 2002, Винокур Г О Наследство XVIII века в стихотворном языке Пушкина // О языке художественной литературы М, 2006 С 228-297, Живов В М Язык и культура в России XVIII века М, 1996

усеченные прилагательные не были предметом специального исследования (исключение составляют отдельные статьи3 и оставшаяся неоконченной и не известной читателю неопубликованная работа Г О Винокура4), и единой точки зрения на проблемы их происхождения, соотнесенности с краткими и полными формами прилагательных и функционирования в языке поэзии не сложилось Все сказанное определяет в целом актуальность данной диссертации

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые прослеживается эволюция использования усеченных прилагательных в языке русской поэзии XVII - начала XXI в

Основной объект исследования в диссертации - состав и функционирование усеченных прилагательных в языке поэзии разных эпох

Предметом исследования стали многочисленные примеры использования усеченных прилагательных в языке русской поэзии

Основной целью исследования являются систематизация и описание случаев употребления усеченных прилагательных в произведениях русской поэзии XVII - начала XXI в , определение роли данных форм в языке русской поэзии разных эпох, воссоздание эволюции их функционирования Данная цель определила следующие задачи работы

О обобщить результаты исследований по вопросам происхождения и функционирования усеченных прилагательных,

2) рассмотреть проблемы терминологии, применяемой при изучении слов этой категории,

3) создать методику отбора и анализа языкового материала,

4) отобрать материал, описать формы усеченных прилагательных, употребленные в выбранных поэтических текстах,

5) определить состав морфологических моделей усеченных

1 Запольская Н Н «Усеченные» причастия в русском литературном языке XVIII в // Вестник Московского университета Серия филология, 1985 № 3 С 34-45, Мединская Е В «Усечения» прилагательных и причастий в поэзии В К Кюхельбекера // Русский язык история и современность М, 1992 С )04-!)0

' См об этом Винокур Г О О языке художественной литературы М , 2006 С 252, 297

прилагательных, особенности строения и способы образования данных форм в соотнесении с полными и краткими формами прилагательных,

6) выявить и проанализировать функции усеченных прилагательных в языке русской поэзии разных периодов,

7) воссоздать эволюцию употребления усеченных форм в языке поэзии,

8) оформить собранный материал в виде словников и таблиц Методика исследования включает в себя приемы, характерные

для описательного, сопоставительного, количественного методов лингвистического анализа

Материалом исследования послужили поэтические произведения, в которых содержатся усеченные прилагательные В ходе работы было рассмотрено около 25 тысяч разножанровых поэтических текстов 400 авторов XVII - начала XXI в Результаты исследования опираются на анализ более чем 14 тысяч примеров

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы позволяют определить место и роль усеченных прилагательных в языке русской поэзии и тем самым уточнить представление об их месте в русском языке в целом В работе проанализированы существующие точки зрения на проблему усеченных прилагательных, выявлены основные несоответствия в освещении этой проблемы, неточности в терминологии На основе изучения конкретного литературного материала установлена роль данных форм в языке русской поэзии, выявлена преемственность в их употреблении в поэзии XVII -XIX вв, прослежена эволюция функционирования усеченных прилагательных как константы русского поэтического языка

Практическое применение работы Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории русского литературного языка, истории языка русской поэзии, стилистике, лингвистическому анализу художественного текста Собранный материал может быть применен в лексикографии - при составлении словарей языка

ряда поэтов, литературных направлений, а также «Словаря усеченных прилагательных в языке русской поэзии»

На защиту выносятся следующие положения: 1 При всем многообразии и неоднозначности терминов, применяемых по отношению к выбранной категории слов, целесообразно принять термин «усеченные прилагательные» («усеченные формы», «усечения»), поскольку он имеет длительную традицию употребления, хотя и в значительной степени условен Отказ от этого термина затруднил бы изучение данных форм в поэтическом языке

2. Исследование проблемы происхождения усеченных прилагательных и их функционирования в языке поэзии плодотворно не только в синхроническом, но и, в большей степени, в диахроническом аспекте, а также в соотнесении с другими фактами истории русского литературного языка

3 Являясь по происхождению древними именными прилагательными, усеченные прилагательные могли быть восприняты языком русской поэзии из церковнославянского языка или языка фольклора, но могли и создаваться по известным морфологическим моделям в зависимости от версификационных или стилистических задач, которые решались авторами 4. Предлагается следующее определение усеченных прилагательных Усеченные прилагательные - это особого рода краткие прилагательные (не только качественные, но и относительные), а также примыкающие к ним формы причастий, местоимений, порядковых числительных, которые используются в языке поэзии в атрибутивной функции как в И-В, так и в некоторых косвенных падежах

5 Усеченные прилагательные - это одна из констант поэтического языка В различные периоды истории русской поэзии усеченные формы функционировали и воспринимались по-разному, что связано как с особенностями литературного языка разных эпох, так и с художественными установками каждой эпохи

6 Для усеченных прилагательных характерен ряд общепоэтических проявлений наиболее употребительны формы И -В всех родов и чисел, как правило, не несущие стилистической нагрузки, другие падежные формы (В ж. ед, Р и Д м-ср. ед и др) выполняют обычно определенную стилистическую функцию, усеченные прилагательные образуют в языке русской поэзии особый словарь

7 Состав и соотношение усеченных форм, словарь и устойчивость словаря, использование усечений в препозиции и постпозиции, их положение в стихотворной строке и т п имеют свои особенности в творчестве многих авторов Поэтому есть основания говорить о том, что усеченные прилагательные выступают как яркая черта отдельных идиостилей

Апробация работы Основные положения настоящей диссертации обсуждались на заседании отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики (апрель 2007 г) По проблематике диссертации были сделаны доклады на семинаре «Проблемы поэтического языка» (ИРЯ РАН, апрель 2005 г), на Международных научно-литературных чтениях, посвященных 150-летию со дня рождения И Ф Анненского (Литературный институт им А. М Горького, окгябрь 2005 г.), на Международной научной конференции «Лингвистика и поэтика в начале третьего тысячелетия» (ИРЯ РАН, май 2007 г) Результаты исследования отражены в публикациях

Структура работы Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографического списка, трех Приложений В Приложении № 1 приводятся сведения о текстах, в которых встречаются усеченные прилагательные, сведения об авторах, сопоставительные таблицы, данные о частоте употребления и лексическом составе усеченных прилагательных, в Приложении № 2 - примеры отражения усеченных прилагательных в словарях языка писателей и общий словник, представленный как материалы к «Словарю усеченных прилагательных», в Приложении № 3 - примеры, иллюстрирующие восприятие усеченных прилагательных современным языковым сознанием (почерпнутые из ресурсов сети Интернет)

Основное содержание работы Во Введении определяются актуальность темы исследования, его научная новизна, теоретическая значимость и практическое применение, основной объект и предмет исследования, формулируются основная цель и задачи работы, характеризуются методы исследования и проанализированный в диссертации материал

Первая глава «Место усеченных форм в системе имени прилагательного» посвящена сопоставлению усеченных прилагательных с полными и краткими формами, анализу существующих в научной литературе взглядов на усеченные прилагательные

В первом параграфе «История имени прилагательного полные (местоименные) и краткие (именные) формы» рассматриваются, с опорой на работы разных лет, основные точки зрения на происхождение форм прилагательных5

Функциональное и семантическое различие полных и кратких форм анализируется во втором параграфе «Своеобразие кратких прилагательных в русском языке»6 Здесь же приводится перечень синтаксических конструкций, устойчивых форм и сочетаний, в которых можно видеть в современном языке рефлексы атрибутивного употребления кратких (именных) прилагательных Так, значительный интерес представляют случаи полупредикативного употребления кратких прилагательных7, а также функционирование в современном русском языке фразеологизмов и устойчивых выражений (в том числе церковнославянского происхождения),

5 См , например Буслаев Ф И Историческая грамматика русского языка М, ¡959, Историческая грамматика русского языка Синтаксис Простое предложение / Под ред В И Борковского М, 1978, Иванов В В Историческая грамматика русского языка М , 1990, Древнерусская грамматика

XII-XIII вв / Отв ред В В Иванов М, 1995, Живов В М Очерки исторической морфологии русского языка XVII-XVIII веков М, 2004, Историческая грамматика древнерусского языка / Под ред В Б Крысько Т Ш Прилагательные / А М Кузнецов, С И Иорданиди, В Б Крысько М, 2006

4 См , например Русская грамматика АН СССР В 2 т М , 1980, Виноградов В В Русский язык Грамматическое учение о слове М, 1972 С 213-214, Золотова Г А, Онипенко Н К, Сидорова М Ю Коммуникативная грамматика русского языка М , 2004 С 90-92

1 См, например Патроева Н В Поэтический синтаксис Категория осложнения Петрозаводск, 2002

включающих древние краткие атрибутивные формы прилагательных,

например от мала до велика, средь бела дня, по белу свету, во время оно,

свято место пусто не бывает

В третьем параграфе «Эволюция взглядов на усеченные

прилагательные» делается попытка проследить развитие воззрений на

изучаемые формы Эта эволюция может быть представлена как путь от

отождествления их с именными прилагательными8 сначала к оценке

усечений как естественных языковых средств, употребляемых

преимущественно в поэтической речи9, а затем к полному разграничению

кратких и усеченных прилагательных и осознанию последних искусственно

созданными формами полных прилагательных, с которыми их объединяет

атрибутивное употребление'0 Эта эволюция нашла отражение в научной

литературе XVIII - XX веков, в том числе в грамматиках русского языка"

Важно, что сам термин «усеченные прилагательные» был воспринят из

грамматик церковнославянского языка (например, грамматик Лаврентия

Зизания, Мелетия Смотрицкого), где он употреблялся по отношению к

кратким (именным) прилагательным12

Таким образом, усеченные прилагательные как явление возникли в

связи с изменением взглядов на историю имени прилагательного и

соответствующим изменением терминологии когда именные

прилагательные перестали осознаваться сокращенными формами полных,

термин «усеченные прилагательные» сохранился только применительно к

языку поэзии, а сами эти формы стали восприниматься как искусственная

черта поэтического языка

К характерным признакам усеченных прилагательных, отличающим

эти формы от современных кратких прилагательных, относятся следующие

- образование усеченных форм не только от качественных, но и от

' См , например Ломоносов М В Труды по филологии 1739 - 1758//Поли собр соч Т 7 М-Л , 1952 С 462, 550, Тредиаковский В К Избранные произведения М-Л , 1963 С 377-380 'См, например ПешковскийА М Русский синтаксис в научном освещении М,1965 С 135

10 См , например Шмелев Д Н Избранные труды по русскому языку М , 2002 С 591-593

" См , например Востоков А X Русская грамматика СПб , 1831, 1874

12 См , например Винокур Г О О языке художественной литературы М , 2006 С 254

относительных прилагательных (бумажны горы), от форм превосходной степени (яснейгиа дня), действительных причастий (кораблю бегущу), местоимений (всяк час), порядковых числительных (четверту ночь), а также от субстантивированных форм (подданны),

- неполнота парадигмы (притом, что эти формы склоняются, выступая в роли согласованного определения),

- сохранение ударения на основе слова там, где оно в краткой форме переносится на окончание {мрачна),

- сохранение в суффиксе кратких страдательных причастий удвоенной Н (умудренна)

Обращение к фактам истории языка позволяет подвергнуть сомнению представление о том, что эти признаки свидетельствуют об искусственности образования усеченных прилагательных

В данном параграфе приводится также предположение о том, что литературная традиция усечений могла оказать влияние на восприятие кратких прилагательных, ограничения в их использовании, стилистическую окраску13

Во второй главе «Усеченные прилагательные содержание понятия, функции, состав форм» дается определение понятия «усеченные прилагательные», характеризуются функции употребления усечений, состав форм (среди которых выделяются более и менее частотные), анализируются способы их образования

В первом параграфе «Содержание понятия "усеченные прилагательные"» рассматривается существующая терминология, подробно разбирается каждый из терминов («усеченные формы полных прилагательных и причастий», «краткие прилагательные в атрибутивной функции», «краткие атрибутивные формы», «нечленные формы», «прилагательные сокращенные»; «формы бесчленного типа прилагательного-местоимения в роли определения», «стяженные прилагательные»,

13 См , например Голуб И Б Грамматическая стилистика современного русского языка М, 1989 С 252

«согласованные определения в именной форме»), приводятся их толкования в словарях, научной и учебной литературе Здесь же предлагается приведенное выше определение усеченных прилагательных.

Во втором параграфе «Функции усеченных прилагательных в поэтическом языке» отмечается, что основной причиной появления усеченных прилагательных в языке поэзии принято считать использование их в качестве версификационного элемента Эти формы рассматривались как одна из «поэтических вольностей», употребление которых связывалось с несовершенством появившейся в XVIII в силлабо-тонической поэзии14 (причем нередки утверждения, что история русской поэзии начинается с XVIII в) По словам Г О Винокура, «реформа стихосложения, начатая Тредиаковским и оправданная блестящими опытами Ломоносова, очень остро ставила вопрос просто об умении писать стихи, то есть подчинять требованиям метрики грамматически оформленное слово Поэтому для стихотворцев того времени громадное практическое значение приобретают всякого рода неравносложные морфологические варианты, предоставлявшие возможность известного выбора языкового материала в соответствии с требованиями стиха»15

Также в научной литературе говорится о стилистической функции усеченных форм (они упоминаются как одно из средств создания высокого стиля и как прием стилизации фольклора),16 хотя не все исследователи признавали ее существование17 Отсутствие единой точки зрения по этому вопросу можно связать с тем, что функционирование усеченных форм, как правило, рассматривалось только в синхроническом аспекте

Третий параграф «Состав форм усеченных прилагательных» посвящен описанию морфологических моделей усеченных прилагательных и частотности их употребления До сих пор о составе и частотности усеченных

14 Винокур Г О О языке художественной литературы М , 2006 С 246 "Винокур Г О Избранные работы по русскому языку М, 1959 С 127

15 См , например Горшкова К В , Хабургаев Г А Историческая грамматика русского языка М ,

1981,КоЖинА Н Литературный язык допушкинской России М, 1983

"См, например Левин В Д Краткий очерк истории русского литературного языка М,1964

форм, встречающихся в языке поэзии, говорилось только в работах Г О Винокура18 Ученый объединил употреблявшиеся в языке поэзии усеченные формы в 7 морфологических моделей, отмечая, что «усечения не имеют своего особого полного склонения и употребляются лишь в тех падежах, где они слогом короче членных форм, например, невозможен поэтому усеченный предложный падеж ед. ч м р »" Проанализированный в исследовании материал не только подтверждает наблюдения Г О Винокура, но и позволяет внести ряд дополнений

Состав морфологических моделей усеченных прилагательных в поэтическом языке можно представить следующим образом

1-4 Наиболее употребительными в стихотворных текстах разных эпох являются формы И всех родов и чисел (и совпадающие с И формы В м -ср ед и В мн, определяющие неодушевленные существительные) шумны вопны, всяк день, нежна тень, военно ремесло, причем эти формы, употребленные в качестве версификационного элемента, как правило, сохраняют нейтральную стилистическую окраску - возможно, в связи с тем, что они совпадают с краткими предикативными формами, особо следует отметить равносложные формы м ед зорок глаз, прозрачен сон (ср зоркий, прозрачный),

5 В ж ед кроваву брань,

6 Р м -ср ед (и совпадающие с Р формы В м -ср ед, определяющие одушевленные существительные) прекрасна Купидона,

7 Д м -ср ед взору изушенну,

8 Редкая равносложная форма Р ж ед вселенны (ср вселенной), 9-10 Отмечены единичные случаи употребления ряда форм Т мн

(дарованьями различны), П м -ср ед (на месте пусте)

Рассмотренный материал позволяет сопоставить усеченные прилагательные (в таблицах - У П) с древними именными формами (см Таблицу 1)

" Винокур Г О О языке художественной литературы М, 2006 С 256-259 "Винокур Г О Избранные работы по русскому языку М, 1959 С 129

Период/ источники Кол-во текстов /стихов Кол-во текстов /стихов сУП всего форм прилагат 1 У П Кол-во И-В мн 9 % 03 К Э 8-со Я 5 * Я ч и и S о. о S а. 4 BJ а, у 5 Ч Р ж ед др формы

Евангелие от Матфея на ц -сл яз 1082 стиха I 14% ст 736 151 (22%) 12 30 14 5 25 47 9 3 6*

Произведения фольклора10 26 текстов / 5997 стихов 26 18% ст 3666 1018 (28%) 178 164 83 118 160 223 67 15 10**

Древнерусский язык 21 - 223 41 32 18 16 13 23 16 8 56***

Житие протопопа Аввакума" 1 63 8 19 8 4 4 12 1 2

Силлабическая поэзия XVII-XVIII вв Обзор 8 авторов 13 текстов / 1435 стихов !3 15% ст 647 217 (34%) 74 11 25 40 42 17 8 0 0

Поэзия XVIII в Обзор 17 авторов 150 текстов / 8810 стихов 100 - 67% 11% ст 3336 988 (30%) 381 38 87 202 183 74 18 5 0

* - Р мн 2, П м ед 4

**-Рмн 1,Джед 2, Тм.ед 1,Тмн 3, Пмед 3 ***-Рмн 1, Д мн 9, Т м ед 16,Тмн 4, Пмед 16,Пжед 10 **** - Пмед 5

Как видно из таблицы, усечения в поэзии ХУП-ХУШ вв употреблялись практически так же, как и именные прилагательные в языке тех периодов, когда эти формы еще не утратили склонения и выступали в атрибутивной функции В привлеченном материале такие формы составляют 20-30% употребленных прилагательных Наиболее частотны И и В всех родов и чисел, Р и Д м -ср ед, тогда как формы других падежей малоупотребительны или отсутствуют в рассмотренном материале (например, Д ж ед, Д мн, Т мн, П ж ед, П мн) Поскольку утрата склонения именными прилагательными проходила в течение нескольких веков, как в книжном, так и в разговорном языке состав и соотношение атрибутивно употреблявшихся форм изменялись постепенно При этом дольше всего сохранялись именно те формы, которые были характерны для усеченных прилагательных Таким образом, неполноту парадигмы не стоит считать доказательством искусственности усеченных форм

20 Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым М , 1977

11 Древнерусская грамматика Х11-Х1П вв /Отв ред В В Иванов М,1995 "Чернов В А Русский язык в XVII веке Морфология Красноярск, 1984

В четвертом параграфе «Способы образования усеченных прилагательных» утверждается, что существующее представление о механическом отсечении местоименного окончания (или последнего гласного, или последнего слога окончания), как и о стяжении полной формы, едва ли может быть признано верным Точнее говорить об использовании в атрибутивной функции (или образовании по существующей модели) краткой формы прилагательного вместо полной Также нельзя считать единственной причиной появления усечений их версификационную функцию, так как встречались и равносложные формы (например, светел - ср светлый)

Третья и четвертая главы посвящены анализу отобранного фактического материала Во введении к этим главам отмечается, что в диссертации сопоставлялся язык нескольких периодов развития русской поэзии, выделенных согласно традиционным представлениям о ее истории 1) поэзия, созданная до силлабо-тонической реформы, 2) силлабо-тоническая поэзия второй половины XVIII - начала XIX в, 3) классическая русская поэзия XIX в, 4) поэзия XX - начала XXI в Отдельно рассматривались случаи употребления усеченных прилагательных в языке целого периода (на материале нескольких произведений значительного ряда авторов) и в языке наиболее известных представителей периода (анализировался значительный корпус поэтических текстов по наиболее авторитетным изданиям, в ряде случаев - все поэтическое наследие автора) Таким образом, особенности использования усеченных форм в творчестве отдельного автора изучались на фоне основных черт эпохи В центре внимания находился язык лирических произведений, поэтому не рассматривались, за исключением отдельных особо оговариваемых случаев, поэмы и драматические произведения

Третья глава «Усеченные прилагательные в языке русской поэзии XVII-XIX вв » состоит из трех параграфов

В первом параграфе «Виршевая и силлабическая поэзия XVII-XVIII вв» анализируется употребление форм прилагательного в языке поэзии, во многом близком церковнославянскому (что связано и с кругом

авторов, среди которых не только известные поэты Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, но и приказные чиновники, справщики Печатного двора, архимандриты Герман и Никанор) Рассмотренный материал показывает, что формы, которые можно назвать усеченными прилагательными, широко употреблялись в поэтическом языке до силлабо-тонической реформы (подробнее см Таблицу 2) В виршевой поэзии, стих которой практически не упорядочен ритмически, можно отметить такие формы юноши светлы предстоят (Справщик Савватий, «Послание царю Михаилу Федоровичу»), из мутны тины чиста вода не истекает (Феоктист, «От Феоктиста к Лариону старцу отвещание») Из 80 произведений виршевой поэзии изучаемые формы встречаются в 70 (что составляет 88% текстов) или в 7% стихотворных строк (для примера в церковнославянском Евангелии от Матфея такие формы содержатся в 14% стихов, а в произведениях фольклора - в 18%) В поэзии, созданной после силлабо-тонической реформы, усеченные прилагательные встречаются не чаще (в 75% текстов Ломоносова, 65% - Майкова, 57% - Сумарокова)

Во втором параграфе «Усеченные прилагательные в теории и практике поэтов XVIII в » прослеживается связь творчества поэтов-реформаторов (А Кантемира, В Тредиаковского, М Ломоносова) с предшествующей филологической и поэтической традицией, анализируется употребление в их произведениях усеченных прилагательных в сопоставлении с теоретическими взглядами авторов Так, высока доля усеченных форм в силлабической поэзии Кантемира (80% текстов), в творчестве Тредиаковского (79%) и Ломоносова (75%), воспитанных на силлабической традиции, в поэзии Радищева (88%), язык которой насыщен церковнославянскими элементами, тогда как в целом по периоду этот показатель едва превышает 60% (см Таблицу 2)

ПОЭЗИЯ ХУП-ХУШ вв Кол-во текстов /стихов Кол-во текстов /стихов сУП Кол-во У П И-В мн И-В мед 5 а У ар S 5 « s 5 * са Р м-сред | Д м-сред др формы

Виршевая поэзия (перв пол XVIIв) 31 автор 80 8219 70-88% 7% ст 598 105 143 42 31 66 125 81 Ржед2 Т мн 1

Силлабическая поэзия XVII-XVIII вв 6 авторов 8 562 8-100% 19% ст 106 30 7 7 25 16 15 6 0

«русские немцы» И-В Паус 3 130 3 -100% 8% ст 11 6 1 0 2 2 0 0 0

Поэзия XVIII в 20 авторов

В Тредиаковский 1703-1769 155 9533 121-79% 16% ст 1490 353 159 96 327 282 190 56 Ржед 27

А Кантемир 1707-1744 82 6078 65 - 80% 17% ст 1003 323 118 88 144 238 63 27 Т мн 2

М Ломоносов 1711-1765 134 10012 100-75% 12% ст 1209 594 72 120 195 213 12 1 Ржед 2

А Сумароков 1717- 1777 271 8689 154-57% 8% ст 664 259 44 52 92 116 79 18 Ржед 3

В Майков 1728-1778 115 9412 75 - 65% 7% ст 671 312 30 46 114 123 33 8 Ржед 5

М Херасков 1733-1807 17 10 54 24 0 5 12 6 6 1 0

В Петров 1736- 1799 3 3 54 28 0 2 10 9 4 1 0

А Ржевский 1737-1804 И 5 10 1 0 2 4 3 0 0 0

Я Княжнин 1742-1791 6 6 101 33 3 9 23 26 4 3 0

М Попов 1742-1790 6 2 6 4 0 1 0 1 0 0 0

И Богданович 1743-1803 82 6220 43 - 52% 7% ст 432 ¡98 23 28 54 111 ¡6 I Ржед 1

Г Державин 1743-1816 163 4024 127-78% 22% ст 878 391 43 56 165 139 64 17 Ржед 3

Д Фонвизин 1745-1792 1 1 4 3 0 0 0 1 0 0 0

А Радищев 1749-1802 16 4594 14-88% 17% ст 775 228 43 124 106 109 135 29 Т мн 1

Н Львов 1751-1803 124 4862 97-78% 6% ст 303 107 23 30 51 74 9 7 Ржед 1 П м ед 1

Е Костров 1752-1796 4 4 34 10 1 3 7 11 2 0 0

Ю Нелединский-Мелецкий 1752-1828 9 7 27 13 0 5 1 5 3 0 0

М Муравьев 1757-1807 10 9 78 41 2 4 11 10 9 1 0

В Капнист 1758-1823 7 5 27 7 0 2 9 8 0 1 0

И Дмитриев 1760-1837 369 9326 144-39% 6% ст 557 190 31 51 119 112 36 13 Ржед 5

всего по периоду 1585 992-63% 8377 3119 592 724 1444 1597 665 184 51

Специально отметим, что широко используются усечения в поэзии Г

Державина (78% текстов или 22% стихов), например благовонны фимиамы, нежны длани, девушки российски

Таким образом, можно утверждать, что усеченные прилагательные не появились в русском поэтическом языке в связи с силлабо-тонической реформой, но стали использоваться как версификационный элемент, поскольку этого требовала более строгая ритмическая организация стиха

В разделах параграфа освещаются основные тенденции в употреблении усеченных прилагательных, возникшие и развивавшиеся в поэзии XVIII в , в частности - расширение стилистических возможностей использования усечений Первоначально усеченные прилагательные не несли стилистической нагрузки (например, могли употребляться в произведениях разных жанров), хотя их церковнославянское происхождение могло придавать им книжный характер Поскольку церковнославянский язык в жизни общества постепенно терял свое прежнее значение, церковнославянские по происхождению элементы приобретали все более заметную стилистическую окраску - вследствие этого усеченные прилагательные становились одной из примет высокого стиля

К концу XVIII в усилилось внимание к жанрам среднего стиля, возник интерес к народной культуре, стали появляться фольклорные стилизации (поэзия Львова, Нелединского-Мелецкого, Муравьева), что отразилось в языке поэзии если Тредиаковский говорил о невозможности употребления в языке серьезной поэзии выражений типа бел шатер, то уже Ломоносов сближал усеченные прилагательные с народно-поэтическими постоянными эпитетами (калена стрела), а в языке фольклорных стилизаций с конца XVIII в. широко использовались как фольклорные, так и литературные по происхождению эпитеты (ср красна девица и цветочки ароматны)

Притом что общепоэтические черты усеченных прилагательных прослеживаются достаточно последовательно, выявляются особенности в употреблении усечений, характерные для творчества отдельных поэтов -даже в рамках одного периода, литературного направления Так, в поэзии

Радищева состав и частотность употребления усеченных форм гораздо ближе церковнославянскому языку, чем поэзии XVIII в в целом (например, отмечается очень редкая форма Т мн украшен 1 Дарованьями различны) Однако прилагательные, встречающиеся в произведениях Радищева в усеченной форме, характерны для словаря поэзии сентиментализма любезна птичка, душу нежну

В параграфе отмечается изменение поэтического словаря если в силлабической поэзии его образует по преимуществу религиозная лексика, лексика с семантикой нравственной оценки (благ, велики, свята), то в поэзии

XVIII в одический словарь пополняется окказионализмами разной семантики (парнасски, российско) Наиболее частотны в поэзии Кантемира и Тредиаковского лексемы всяк, которы, мал, многи, Ломоносова - велик, котора, российска, Радищева — сильна, славны, новы, Львова - прекрасна, сладка, красна, Державина — всяк, вселенна, черна

В третьем параграфе «Поэзия XIX в» прослеживается эволюция употребления усеченных прилагательных в поэтическом языке

Собранный материал позволяет говорить о резком сокращении количества усеченных форм и морфологических моделей, но не подтверждает широко распространенное представление о том, что усеченные прилагательные полностью исчезли из языка русской поэзии в первой трети

XIX в Об этом свидетельствуют данные, приведенные в Таблице 3 из 7358 стихотворных текстов XIX в, проанализированных в работе, усечения содержатся в 829 (11%) Резко увеличивается разрыв между употреблением форм И -В всех родов и чисел (1992 формы из 2453) и косвенных падежей -менее употребительными становятся формы В ж ед, Р и Д м -ср ед (соответственно 353, 68 и 34 формы), остальные же представлены единичными случаями, часто лексикализованными- в форме Р ж ед встречается слово «вселенна» (отец вселенны), форму П м -ср. ед можно обнаружить в архаизированном названии города (в Новегородё)

ПОЭЗИЯ XIX в Кол-во текстов /стихов Кол-во текстов /стихов сУП Кол-во У П И-В мн <и £ оа 1 К 5 8-(О я 5 я к 5 * со 5 а. у Вн Д м-сред др формы

Н Карамзин 1766-1826 160 8458 14-9% 0,5% ст 30 16 2 4 3 4 1 0 0

И Крылов 1769-5844 221 61 -28% 193 91 18 14 30 34 6 0 0

В Жуковский 1783-1852 159 67-42% 305 168 42 11 40 35 7 1 1

Д Давыдов 1784-1839 96 24-25% 48 33 2 4 4 5 0 0 0

Ф Глинка 1786-1880 18 8 18 14 1 0 1 2 0 0 0

К Батюшков 1787-1855 170 6705 82 - 48% 5% ст 365 233 5 22 33 58 11 2 1

С Аксаков 1791-1859 29 11 37 17 2 3 2 10 2 1 0

П Вяземский 1792-1878 267 28-10% 42 22 0 8 4 8 0 0 0

К Рылеев 1795-1926 158 37-23% 74 44 4 5 8 12 1 0 0

В Кюхельбекер 1797-1846 68 8-12% 12 2 0 0 4 2 0 2 2

А Дельвиг 1798-1831 204 31 - 15% 75 43 2 2 10 И 2 5 0

А Пушкин (лицейский период) 138 6574 57-41% 4% ст 208 101 16 И 29 50 1 0 0

А Пушкин (лирика, поэмы, драмы) 609 35242 122-20% 1% ст 438 169 117 16 71 48 9 7 1

Е Баратынский 1800-1844 28 7 8 4 3 0 1 0 0 0 0

Ф Тютчев 1803-1873 334 23 - 7% 54 17 12 6 12 4 1 2 0

Н Языков 1803-1836 335 41 - 12% 78 53 12 3 3 5 1 1 0

А Хомяков 1804-1860 101 18-18% 32 13 5 5 3 4 2 0 0

Д Веневитинов 1805-1827 46 3 6 4 0 0 1 1 0 0 0

С Шевырев 1806-1864 52 10-19% 15 7 4 1 2 1 0 0 0

К Павлова 1807-1893 93 1 -1% 1 0 0 0 0 1 0 0 0

А Кольцов 1809-1842 217 36-17% 44 17 4 3 6 8 3 3 0

Е Ростопчина 1811-1858 37 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0

М Лермонтов 1814-1941 374 30-8% 105 41 26 8 11 14 3 2 0

А К Толстой 1817-1875 168 34-20% 62 11 27 2 6 4 9 2 1

Я Полонский 1819-1898 135 4 - 3% 5 2 0 1 1 1 0 0 0

Н Некрасов 1821-1878 471 33 - 7% 142 42 43 11 15 25 4 2 0

А Григорьев 1822-1864 95 1 - 1% 1 0 1 0 0 0 0 0 0

И Никитин 1824-1861 221 2 - 1% 2 0 1 0 1 0 0 0 0

В Курочкин 1831-1875 103 7 - 7% 8 5 1 1 0 0 0 1 0

Д Минаев 1836-1889 170 1 - 0,5% 2 0 2 0 0 0 0 0 0

другие авторы" (обзор) 81 27 42 15 1 4 8 6 5 3 0

всего по периоду 42 авт 5358 829 2453 1184 354 145 309 353 68 34 6

+ без У П 19 авторов 2000 -11%

" А Мерзляков, И Козлов, Н Гнедич, М Загоскин, П Катенин, В Раевский, А Бестужев, А Одоевский, А Подолинский, Е Гребенка, Н Огарев, К Аксаков, А Майков

Показательно, что усеченные прилагательные отмечаются даже в произведениях авторов, творчество которых было рассмотрено в обзоре (привлекалось от 1 до 20 текстов отдельных поэтов)

Разделы параграфа посвящены важнейшим проявлениям в эволюции употребления усеченных форм переосмыслению их роли в поэзии рубежа ХУШ-ХГХ вв, и в особенности в творчестве А С Пушкина, а также утверждению стилистически оправданного употребления усечений

В своем развитии поэзия все более и более противопоставлялась прозе24, что нашло отражение в языке Так, к началу XIX в усеченные прилагательные стали осознаваться как поэтизм, отличительная черта стихотворного языка, что в наибольшей степени проявилось в романтической поэзии первой трети XIX в При этом словарь усеченных прилагательных сузился до набора поэтических штампов развалины унылы, мрачны своды, любезна (субст) Например, в лирике Жуковского наиболее частотны формы котора, любезна, мил, прелестна, в поэзии Батюшкова - печальны, нежны, священны, небесно, в лицейской поэзии Пушкина - темны, мрачны, томны

Изучение усеченных прилагательных в творчестве Пушкина имеет давнюю традицию25, однако единой точки зрения в этом вопросе практически не существует Так, Г О Винокур отмечал у многих исследователей неразличение усеченных и кратких форм и опровергал мнение В В Виноградова о том, что употребление усеченных прилагательных «с половины 20-х годов реставрируется Пушкиным»26

Эволюцию использования усеченных форм в поэтическом языке XIX в можно представить на примере поэзии А С Пушкина следующим образом- употребление усеченных форм в духе поэзии классицизма О страх1 о грозны времена, Отяготела днесь на их надменны выи («Воспоминания в Царском Селе», 1814),

24 Гаспаров М Л Оппозиция «стих - проза» и становление русского литературного стиха // Русское стихосложение Традиции и проблемы развития М 1985 С 264-277 " См , например Будде Е Ф Очерк истории современного литературного русского языка XVII-XIX век М, 2005, Виноградов В В Язык Пушкина М-Л, 1935

24 Винокур Г О О языке художественной литературы М,200б С 253-261

- обилие поэтических штампов в ранней (лицейской) поэзии нежну руку, томну главу, небесны очи, могильну сень,

- пародирование поэзии классицизма древни клады, кораблю бегущу («Ода его снят гр Дм Ив Хвостову», 1825),

- употребление усеченных прилагательных в качестве фольклорного элемента грозен Стенька Разин («Песни о Стеньке Разине», 1826), ворон конь, неминучу беду, алы цветики ("«Песни западных славян», 1833-1835),

- использование усеченных форм в стихотворениях последних лет с яркой стилистической окраской жены непорочны, области заочны («Отцы пустынники и жены непорочны », 1836), причем особенно показательна форма Р м-ср ед животворяща древа («Мирская власть», 1836)

Поскольку применительно к творчеству Пушкина и последующих этапов в развитии поэзии неправомерно говорить о «несовершенстве поэзии» и потребности «облегчить труд стихотворца»27, стилистическая функция усеченных прилагательных представляется несомненной

В выводах к главе отмечается, в частности, что усеченные прилагательные в поэзии XIX в несли стилистическую нагрузку, во многом обусловленную их происхождением, могли использоваться как элемент высокого стиля (например, у Давыдова, на бранну прю, у Тютчева сии кровавы тени, секиру изощренну), как поэтизм, характеризующий язык поэзии в отличие от прозы (всяк - субст), как средство создания иронического звучания (у Вяземского - растрепанна печаль, у Курочкина изданну книжицу), и, наконец, в качестве народно-поэтического элемента (у Кольцова: зимню ночь, у Некрасова- совесть глиняна, царска грамота)

Поэзия середины - второй половины XIX в характеризовалась яркой тенденцией к демократизации языка, вследствие чего в качестве поэтизма усеченные формы практически исчезли и как элемент высокого стиля были востребованы мало, но продолжали использоваться с фольклорной (Кольцов, Некрасов) или пародийной (Курочкин) стилистической нагрузкой

17 Винокур Г О Избранные работы по русскому языку М, 1959 С 127

Четвертая глава «Усеченные прилагательные в языке русской поэзии XX - начала XXI в » посвящена функционированию слов рассматриваемой категории в языке поэзии Серебряного века, середины и второй половины XX в, рубежа ХХ-ХХ1 вв Хотя речь идет в целом о немногочисленных примерах использования усеченных форм в произведениях указанных периодов, их роль в поэтическом языке несомненна и многообразна, что позволяет говорить о жизнеспособности усеченных прилагательных в языке русской поэзии

В первом параграфе «Усеченные прилагательные в поэзии Серебряного века» отмечается, что для данного периода характерно редкое обращение к усеченным формам (см Таблицу 4), причем обычно они встречаются наряду с народно-поэтическими эпитетами в произведениях, отмеченных фольклорной стилизацией Материал показывает, что функционирование усеченных прилагательных в поэзии Серебряного века может быть в определенной степени соотнесено с литературными течениями Например, показательно практически полное отсутствие усеченных форм в произведениях акмеистов Н Гумилева, А Ахматовой, О Мандельштама

Многообразно использование усеченных прилагательных в поэзии символистов Так, единичные формы с фольклорным звучанием видим в поэзии В Брюсова на злат-стол воссесть, А Блока Не звала б да не манила 1 Дальня сторона' В творчестве И Анненского усеченных форм больше и функции их разнообразнее в частности, использование усеченных прилагательных служит для стилизации просторечия, маркирует в стихотворении речь персонажа Ой, реченька желты-пески, Эй, лисья шуба, коли есть лишни, 1 Не пожалей пятишни Религиозно-философские искания Вяч Иванова нашли отражения в своеобразном языке его поэзии усложненном архаизированном синтаксисе, особом словаре, обилии морфологических архаизмов, среди которых усеченные прилагательные занимают заметное место древо кипарисно украшати, упадал тут с лазорева неба [камень], изведать скорбны чары

ПОЭЗИЯ XX в Серебряный век Кол-во текстов Кол-во текстов сУ П Кол-во У П И-В мн э й и X ! И-В сред 5 * к э к я Р м -ср ед Д м -ср ед др формы

И Анненский 1856-1909 250 11-4% 16 10 6 0 0 0 0 0 0

Вяч Иванов 1866-1949 1054 51-5% 115 35 37 8 9 10 3 12 1

Скиталец (С Петров) 1869-1941 ] 29 2 3 2 1 0 0 0 0 0 0

И Бунин 1870-1953 408 6- 1% 7 1 5 0 1 0 0 0 0

М Кузмин 1872-1936 670 40-6% 82 33 22 5 9 8 3 2 0

В Брюсов 1873-1924 290 2 -1% 4 2 2 0 0 0 0 0 0

II Рерих 1874-1947 118 5-4% 60 25 16 2 4 6 5 2 0

А Блок 1880-1921 1330 4 - 0 5% 7 0 3 0 2 1 1 0 0

С Городецкий 1884-1967 29 3 6 1 2 1 0 0 2 0 0

В Каменский 1884-1961 75 3 - 4% 3 1 0 0 1 1 0 0 0

Н Клюев 1884-1937 38 9 27 8 7 3 6 1 0 2 0

Велимир Хлебников 1885-1922 586 38-6% 66 26 22 1 9 3 1 4 0

П Орешин 1887-1937 49 2-4% 2 1 0 0 0 1 0 0 0

А Ширяевец 1887-1924 51 4 - 8% 7 2 2 0 2 0 1 0 0

М Артамонов 1888-1958 4 2 2 1 0 0 1 0 0 0 0

С Клычков 1888-1940 114 2-2% 2 0 1 0 0 1 0 0 0

Н Крандиевская 1888-1963 3 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0

Н Асеев 1889-1963 74 1 - 1% 1 0 0 0 0 0 1 0 0

М Цветаева 1892-1941 1351 65 - 5% 315 65 113 14 77 27 15 3 1

В Маяковский 1893-1930 192 1 - 0,5% 1 0 0 I 0 0 0 0 0

С Есенин 1895-1925 316 26-8% 44 19 5 2 9 3 5 1 0

А Мариенгоф 1897-1962 3 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0

Даниил Хармс 1905-1942 142 20-14% 30 4 17 0 6 2 1 0 0

всего по периоду 23 автора 7176 299 119 3 372 320 76 199 131 52 40 3

+ без У П 73 автора 2000 -3%

Встречаются усечения, в том числе индивидуально-авторские, в поэзии

футуристов. Маяковского, Каменского и особенно Велимира Хлебникова До

сих пор ведутся споры о том, кем был Хлебников - поэтом-

экспериментатором или поэтом-архаистом По мнению В П Григорьева,

самой точной была бы оценка творчества Хлебникова как новотворчества,

«вскормленного великолепными традициями русской древности»28.

Подтверждением этому может служить широкое использование

2'Григорьев В П Грамматика идиостиля В Хлебников М, 1983 С 49

Хлебниковым усеченных прилагательных (в 22 стихотворениях из 553 и 16 поэмах из 33, всего 66 форм), причем преимущественно в качестве черты высокого стиля образ грешен, пагоды благоуханны, волны косны, рассудком нищи Для создания фольклорного колорита в поэзии Хлебникова усечения служат редко чернооку молодцу, зелена лягушечка, да прошел-прошел буен молодец

Заслуживает внимания употребление усеченных прилагательных в стихах крестьянских поэтов (ранний Есенин, Клюев, Клычков, Орешин) В их творчестве встречаются фольклорные постоянные эпитеты молода жена, зелено вино, буйну голову, но чаще такие формы связаны с традицией усеченных прилагательных скрипучи каблучки, тучу вихристу, с весела-разгула В 316 рассмотренных текстах С Есенина встречается 44 усечения (в 23 стихотворениях из 309 и в трех поэмах из семи), причем из этих 26 текстов 20 относятся к 1910-1916 годам, 4-к1917-1918, ав более поздних произведениях такие формы практически отсутствуют

Использование усеченных прилагательных характеризует творчество поэтов, не входивших в определенные литературные группы Среди них выделяется М Кузмин, в поэзии которого усеченные формы встречаются неожиданно часто, если сравнивать его стихи с произведениями многих его современников На 670 произведений Кузмина таких форм приходится 82 в 40 текстах Усеченные прилагательные чаще всего используются Кузминым в стилизациях религиозного характера архангельски гласы, тесну келью, зчату трубушку, река огненна, златокованны цепочки

Наиболее обширный материал для изучения функционирования усеченных прилагательных в языке поэзии XX в предоставляют произведения М Цветаевой (хотя доля текстов с усечениями выше в творчестве других поэтов - Есенина, Кузмина, Хлебникова) из 1330 стихотворений усеченные формы содержатся в 52 текстах, из 21 поэмы - в 13, всего 315 форм Стилистическая нагрузка усеченных прилагательных многообразна они используются как примета высокого стиля (через

летейски воды), как средство стилизации просторечия (Голов сахарных не станет, - 1А купецки на што?) и языка фольклора (светел-месяц) Необычна частотность употребления форм усеченных прилагательных в поэзии Цветаевой самой распространенной оказывается форма И м ед, затем И ж ед - тогда как наиболее употребительная для поэзии Х1Х-ХХ вв форма И мн занимает лишь третье место (соответственно 113, 77 и 65 словоупотреблений) Форма И м ед преобладает, видимо, благодаря важной роли, которую играет в произведениях Цветаевой местоимение всяк (21 словоупотребление), например всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст

К разделам, в которых освещается роль усеченных форм в творчестве ряда авторов Серебряного века, примыкает раздел, посвященный поэзии Даниила Хармса, без обращения к которой спектр стилистических оттенков усечений был бы неполным Усеченные прилагательные, встречающиеся в поэзии Хармса в функции, близкой полупредикативной, несут отпечаток традиции высокого стиля, контрастируя с контекстом, что усиливает общее ощущение абсурдности бытия Я отпихивал бумагу I цаловал свою жену I предо мной сидящу нагу

Усеченным прилагательным как черте идиостиля посвящен второй параграф «Усеченные формы в творчестве поэтов середины XX в Леонид Мартынов Иосиф Бродский» (см Таблицу 5) В поэзии Мартынова усечения играют особую роль, отмечая обращение поэта к важной для него теме истории Сибири, например схоронилася в обдоры дева-идол золота, под басурманску власть, сибирску летопись писать, Иртышски волны Можно сказать, что в языке русской поэзии со временем усеченные прилагательные приобретают новую функцию, выступая в роли средства исторической стилизации, архаизации текста В исторических поэмах Мартынова усечения используются как яркая черта изображаемой эпохи — ХУШ-Х1Х вв

Сходную роль играют усеченные прилагательные в творчестве Бродского Наиболее показательно в этом отношении стихотворение «Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром На объективность», в

котором находим следующие примеры Умер пароль, ведший нас чрез часты тенета 1 «Льется отколь, полная слез, плачуща нота? 1 Чей там хорал в землю ведет часть превосходную» \ Тот, кто терял, тот и поет песню отходну

Таблица 5

ПОЭЗИЯ XX и рубежа XX-XXI вв Кол-во текстов Кол-во текстов сУ П Кол-во У П И-В мн 3 s ю я =t U о. U И Я 5 s s S X m S a. и S A. Д M-сред др формы

И Сельвинский 1899-1968 5 1 6 1 1 0 2 0 2 0 0

Н Заболоцкий 1903-1958 48 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0

Л Мартынов 1905-1981 675 10-2% 99 44 10 1 18 23 3 0 0

В Соснорар 1936 243 26-11% 31 14 8 1 3 5 0 0 0

И Бродский 1940-1996 210 6 - 3% 34 10 6 3 3 6 3 3 0

В Кривулин 1944-2001 206 13-6% 16 2 6 6 0 1 0 0 1

Ю Кублановский р 1947 15 I 1 0 0 0 1 0 0 0 0

С Гандлевский р 1952 15 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0

Б Гребенщиков р 1953 200 9-5% 10 4 1 2 3 0 0 0 0

Н Азаровар 1956 15 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0

А Башлачев 1960-1988 68 8-12% 20 2 5 3 4 3 2 1 0

С Шестаков р 1960 48 4 4 0 1 0 1 2 0 0 0

А Штернберг р 1962 38 3 7 3 2 0 2 0 0 0 0

Д Ревякин р 1964 145 6-5% 9 5 2 1 1 0 0 0 0

А Чернецкийр 1964 68 1 2 0 0 0 0 2 0 0 0

О Арефьева р 1966 75 I 1 0 0 0 0 1 0 0 0

Я Дягилева 1966-1991 72 3 3 1 1 0 0 1 0 0 0

0 Медведев р 1966 69 3 3 3 0 0 0 0 0 0 0

Р Анчевская р 1967 150 7-5% 9 2 1 3 2 1 0 0 0

С Калугин р 1967 39 4 5 0 3 0 1 0 1 0 0

М Ляшкор ¡967 103 6-6% 13 9 3 0 1 0 0 0 0

А Непомнящий 1968-2007 117 5-4% 6 4 0 0 0 2 0 0 0

А Щербина р 1969 107 2-2% 3 2 0 0 1 0 0 0 0

Веня ДРкин 1970-1999 103 6-6% 9 1 2 2 l 2 1 0 0

Я Соколовр 1970 54 7- 13% 13 0 0 0 6 0 0 7 0

М Богдановар 1972 181 7-4% 11 5 0 4 0 2 0 0 0

М Степанова р 1972 180 35-19% 63 21 5 13 7 12 2 3 0

Д Твердый р 1976 168 8-5% 10 1 2 0 3 4 0 0 0

всего по периоду 28 авторов 3417 185-5% 119 3 372 320 76 199 131 52 40 3

+ безУП 112 авторов 3000 -3%

В третьем параграфе «Поэзия второй половины XX - начала XXI в » традиции употребления усеченных прилагательных прослеживаются в творчестве таких поэтов, как В Соснора, В Кривулин, М Степанова, а также ряда современных авторов Данные, отраженные в Таблице 5, свидетельствуют о явном присутствии усеченных прилагательных в поэзии последнего десятилетия Как представляется, в поэзии этого периода встречаются усеченные формы, различные по своему происхождению и функционированию Среди найденных примеров мы видим и народнопоэтические постоянные эпитеты (ясны соколы), и литературные формы, церковнославянские по происхождению (злат венец), и поэтизмы (всяк), и явные авторские новообразования, которые можно признать примером творческого развития отмеченной традиции искрометны овны - Соснора, в тишину серо-жемчужну - Кривулин, Снежна Бабушка, в шапку тернову -Башлачев, стрела умна - Ревякин, ненасытну печаль - Шестаков, пластмассовы цветочки — Непомнящий, сигаретны автоматы, в не-опытно поле, за карусельна коника — Степанова, в имманентну рощу — Твердый

Особо следует отметить, что спектр возможностей усеченных форм продолжает расширяться О развитии новых функций усеченных прилагательных говорится в четвертом параграфе «Использование усеченных форм в поэтических переводах» В частности, в переводах произведений скальдической поэзии29 значительную роль играют различные по происхождению архаизмы, как лексические, так и морфологические, среди которых важное место занимают усеченные прилагательные Из 59 текстов 33 содержат усечения, всего же отмечается 80 форм, причем наряду с фольклорными эпитетами (черны вороны), употребляются и церковнославянизмы (млад потомок), авторские новообразования (другиню хвойновласу, ель исландску) Стремлением к архаизации языка можно объяснить введение редких форм Р и Д. м -ср ед, Т мн знатна волка водна, Храфну достославну, Со язычески богиХакон I Сгинул

" Поэзия скальдов (Литературные памятники) СПб, 2004

Фактический материал, проанализированный в работе, отражен в Приложениях Сопоставительные таблицы и словники позволяют проследить как изменения в употреблении усеченных прилагательных в языке русской поэзии разных эпох (например, сокращение морфологических моделей, изменение частотности форм - см Таблицу б), так и особенности функционирования усеченных форм в творчестве отдельных авторов

Таблица 6

Поэзия ХУП-ХХ1 вв по периодам текстов Кол-во с У П Кол-во текстов Кол-во У П И-В мн 4 и СО 5 г о. о И 5 5 * X ч и Й а 5 о. и й. г о. о 5 др формы

XVII в 38 авторов 91 81-89% 715 141 151 49 58 84 140 87 4

XVIII в 20 авторов 1585 99263% 8377 3119 592 724 144 4 159 7 665 18 4 51

1790-1810-е гг 45 авт 428 26161% 2035 985 122 162 334 325 73 29 5

XIX в 61 автор 7358 82912% 2453 1184 354 145 309 353 68 34 6

ХХ-ХХ1 вв 236 авт 1559 3 484 - 3% 1193 372 320 76 199 131 52 40 3

ВСЕГО 400 авторов (из них без У П - 246) 2505 5 264710% 1477 3 5801 153 9 115 6 234 4 249 0 998 37 4 69

Как следует из Таблицы 6, усеченные прилагательные встречаются в языке русской поэзии на протяжении всей ее истории, причем в значительном объеме текстов - в 2647 из 25055, что составляет около 10% Выше отмечалось, что усеченные формы традиционно рассматривались как черта поэзии XVIII в, однако в проанализированном материале лишь небольшая часть стихотворных текстов (около двух тысяч из 25055) относится к этой эпохе

В Заключении делаются основные выводы

1) усеченные прилагательные представляют собой особое явление русской морфологии, отличное от кратких и полных форм прилагательных,

2) для усеченных прилагательных характерен ряд общепоэтических проявлений,

3) усеченные прилагательные выступают как яркая черта отдельных идиостилей,

4) усеченные прилагательные образуют в языке русской поэзии особый словарь, при этом для каждой эпохи характерен свой определенный состав усеченных прилагательных;

5) эволюция использования усеченных прилагательных в языке русской поэзии может быть представлена следующим образом •

- первоначально в языке поэзии ХУН-ХУШ вв использовались краткие атрибутивные формы (по происхождению - древние именные формы), естественные для церковнославянского языка и не полностью утраченные в русском языке, как книжном, так и разговорном,

- в силлабо-тонической поэзии XVIII в усеченные прилагательные стали использоваться как версификационный элемент поэтического языка,

- эволюция использования усечений в поэзии XIX в ясно прослеживается на примере творчества А С Пушкина при резком сокращении употребления усеченных прилагательных наблюдается усиление их стилистической роли,

- усеченные прилагательные употреблялись с яркой и многообразной стилистической мотивировкой в произведениях поэзии Серебряного века и позднее, вплоть до начала XXI в ,

- в поэтическом языке продолжают появляться новые функции усеченных прилагательных (например, функция исторической архаизации, в том числе — в поэтических переводах), что опровергает представление о раннем исчезновении слов этой категории из языка поэзии

На наш взгляд, принципиально важно, что русская поэтическая традиция не прерывалась, но продолжает развиваться

Представляется перспективным дальнейшее изучение усеченных прилагательных, в том числе на материале прозы и драматургии (переводы Кантемира, пьесы Фонвизина, творчество Лескова, Максима Горького и других авторов)

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих

работах

1 Усеченные прилагательные в языке поэзии Кузмин и Хлебников // Национально-культурный компонент в тексте и языке Материалы докладов III Международной научной конференции под эгидой МАПРЯЛ, Минск, 7-9 апр 2005 г в 3 ч Ч 1 / Отв редакторы А В Зубов, С. М. Прохорова Мн, 2005 - С 163-164

2 Усеченные прилагательные в языке современной русской поэзии // Лингвистика и поэтика Сборник научных трудов М, 2005 - С 141144

3 Усеченные прилагательные в языке поэзии Михаила Кузмина // Проблемы семантики языковых единиц в контексте культуры (лингвистический и лингвометодический аспекты) Международная научно-практическая конференция 17-19 марта 2006 г М, 2006 - С 222-224

4 Усеченные прилагательные в поэзии Леонида Мартынова // Русская речь 2007, №2 - С 31-35

5 Проблема происхождения усеченных прилагательных в зеркале русской поэзии XVII века // Проблемы теологии Вып 4 Материалы Четвертой международной богословской научно-практической конференции (16 февраля 2007 г) Екатеринбург, 2007 -С 161-170

6 Стилистическая роль усеченных прилагательных в русской поэзии // Лингвистика и поэтика в начале третьего тысячелетия Материалы международной научной конференции (Институт русского языка им В В Виноградова РАН Москва, 24-28 мая 2007 г ) М, 2007 - С 304308

7 Эволюция употребления усеченных прилагательных в языке русской поэзии//Русская речь 2008, №3 -С 35-39.

Работы № 4 и № 7 опубликованы в издании, соответствующем списку

ВАК РФ

Отпечатано в ООО «Компания Спутник+» ПД № 1-00007 от 25 09.2000 г Подписано в печать 18.03.08 Тираж 100 экз. Уел п л 1,87 Печать авторефератов (495) 730-47-74,778-45-60

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кулева, Анна Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕСТО УСЕЧЕННЫХ ФОРМ В СИСТЕМЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

1.1. История имени прилагательного: полные (местоименные) и краткие (именные) формы.

1.2. СВОЕОБРАЗИЕ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

1.3. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Выводы.

ГЛАВА 2. УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ, СОСТАВ ФОРМ.

2.1. Содержание понятия «усеченные прилагательные».

2.2. Функции усеченных прилагательных в поэтическом языке.

2.3. Состав форм усеченных прилагательных.

2.4. Способы образования усеченных прилагательных.

Выводы.

ГЛАВА 3. УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХУП-Х1Х ВВ.

3.1. Виршевая и силлабическая поэзия ХУП-ХУШ вв.

3.2. Усеченные прилагательные в теории и практике поэтов XVIII в.

3.2.1. Усеченные прилагательные в творчестве поэтов-реформаторов. Кантемир. Тредиаковский. Ломоносов.

3.2.2. Употребление усеченных форм в поэзии второй половины XVIIIe.

3.3. Поэзия XIX в.

3.3.1. Усеченные прилагательные в поэзии А. С.Пушкина.

3.3.2. Переосмысление роли усеченных прилагательных в середине — второй половине XIX в.

Выводы.

ГЛАВА 4. УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX - НАЧАЛА XXIВ.

4.1. Усеченные прилагательные в поэзии Серебряного века.

4.1.1. Символизм. И. Анненский. Вяч. Иванов. В. Брюсов.

4.1.2. Футуризм. Велимир Хлебников.

4.1.3. Сергей Есенин и крестьянские поэты.

4.1.4. Михаил Кузмин.

4.1.5. Марина Цветаева.

4.1.6. Даниил Хармс.

4.2. Усеченные формы в творчестве поэтов середины XX в.

4.3. Поэзия второй половины XX - начала XXI в.

4.3.1. В. Соснора. В. Кривулин. М. Степанова.

4.3.2. Усеченные прилагательные в поэзии рубежа веков.

4.4. Использование усеченных форм в поэтических переводах.

Выводы.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Кулева, Анна Сергеевна

В данном диссертационном исследовании рассматриваются роль и особенности функционирования усеченных прилагательных в языке русской поэзии.

Актуальность исследования. В современной лингвистике отмечается возрастающий интерес к проблемам поэтического языка, о « чем говорят многочисленные работы, в том числе последних лет, в которых поэтический язык исследуется в самых разных аспектах. Наглядный пример этому — многотомные «Очерки истории языка русской поэзии XX века», подготовленные в 1990-х годах в отделе стилистики и языка художественной литературы Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН [Очерки истории языка русской поэзии XX века 1990, 1993, 1994, 1995а, 19956]. Тем не менее поэтический язык изучен неравномерно. Одной из малоисследованных областей остается морфология [Тин 1996], хотя морфологические средства выразительности в поэтических произведениях анализировались в трудах Л. В. Щербы, Р. Якобсона, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Д. Н. Шмелева, В. П. Григорьева, привлекают внимание современных исследователей [Ионова 1988; Зубова 2000; Поэтическая грамматика 2005].

Среди явлений поэтической морфологии особый интерес представляют те, которые прослеживаются в языке поэзии на протяжении длительного времени. К ним, безусловно, относятся усеченные прилагательные.

Усеченные прилагательные всегда рассматривались как характерная черта поэзии ХУШ в., например: Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень; Несчетны солнца там горят (М. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», 1743). Это явление нашло отражение и в филологических трудах поэтов XVIII в. (Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова), и в научной литературе Х1Х-ХХ вв. (например, в работах В. В. Виноградова,

Г. О. Винокура, В. М. Живова), представлено в существующей учебной и справочной литературе. В настоящее время можно утверждать, что единой точки зрения на проблемы происхождения и употребления данных форм не существует. До сих пор усеченные прилагательные не были предметом специального исследования: исключение составляют отдельные статьи [Запольская 1985; Мединская 1992] и оставшаяся неоконченной и не известной читателю неопубликованная работа Г. О. Винокура [Винокур 2006: 252, 297].

Обычно усеченные прилагательные рассматриваются как искусственные книжные формы, по структуре близкие именным прилагательным, но по своему грамматическому значению и синтаксической функции относящиеся к парадигме полных (местоименных) прилагательных.

Различно определяется способ образования данных форм, который связывается с самим термином: прилагательные «усеченные» — то есть образованные «усечением» одного слога. Не определен точно и состав усеченных форм. Принято считать, что усеченные прилагательные не имели полной парадигмы склонения, так как использовались только формы, бывшие на слог короче полного прилагательного. Важно также, что в языке поэзии, несмотря на устоявшееся понятие «усеченные прилагательные», возможны «усеченные» формы причастий, местоимений, порядковых числительных, а также субстантивированных форм.

Наиболее принципиальна проблема функционирования усеченных прилагательных в языке поэзии. Вопрос о причине появления в поэзии XVIII в. усеченных форм тесно связан с определением роли, которую эти формы играют в поэтическом тексте. На этот счет существуют две основные точки зрения. В соответствии с первой, усечения рассматриваются как одна из поэтических вольностей, технический версификационный прием, связанный с приспособлением русского языка к нуждам силлабо-тонического стихосложения и призванный облегчать труд стихотворца. Согласно второй точке зрения, усечения определяются как прием стилистический, однако исследователями зачастую отрицается существование стилистической функции использования усечений [Винокур 2006; Виноградов 2002; Левин 1964а].

Усеченные прилагательные можно назвать одной из констант языка русской поэзии. Представленный в диссертации материал показывает, что усеченные прилагательные употреблялись в русской поэзии на протяжении всей истории ее существования, употребляются и на современном этапе. Все сказанное в целом определяет актуальность диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые прослеживается эволюция использования усеченных прилагательных в языке русской поэзии XVII — начала XXI в.

Основной объект исследования в диссертации — состав и функционирование усеченных прилагательных в языке русской поэзии разных эпох.

Предметом исследования стали многочисленные примеры использования усеченных прилагательных в языке русской поэзии ХУП — начала XXI в.

Основной целью исследования являются систематизация и описание случаев употребления усеченных прилагательных в произведениях русской поэзии XVII — начала XXI в., определение роли данных форм в языке русской поэзии разных эпох, воссоздание эволюции их функционирования. Эта цель определила следующие задачи работы:

1) обобщить результаты исследований по вопросам происхождения и функционирования усеченных прилагательных;

2) рассмотреть проблемы терминологии, применяемой при изучении слов этой категории;

3) создать методику отбора и анализа языкового материала;

4) отобрать материал, описать формы усеченных прилагательных, употребленные в выбранных поэтических текстах;

5) определить состав морфологических моделей усеченных прилагательных, особенности строения и способы образования данных форм в соотнесении с полными и краткими формами прилагательных;

6) выявить и проанализировать функции усеченных прилагательных в языке русской поэзии разных периодов;

7) воссоздать эволюцию употребления усеченных форм в языке поэзии;

8) оформить собранный материал в виде словников и сопоставительных таблиц.

Методы и приемы исследования. Для достижения достоверности результатов исследования в работе была использована комплексная методика анализа языкового материала. Эта методика включает в себя приемы, характерные для описательного, сопоставительного, количественного методов лингвистического анализа. Основные методологические принципы работы — историзм и системность.

Материалом исследования послужили поэтические произведения, в которых содержатся усеченные прилагательные. В ходе работы было рассмотрено более 25 тысяч разножанровых поэтических текстов 400 авторов XVII - начала XXI в. Результаты исследования опираются на анализ более чем 14 тысяч примеров.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы позволяют определить место и роль усеченных прилагательных в языке русской поэзии и тем самым уточнить представление об их месте в русском языке в целом. В работе проанализированы существующие точки зрения на проблему усеченных прилагательных, выявлены основные несоответствия в освещении этой проблемы, неточности в терминологии. На основе изучения конкретного литературного материала установлена роль данных форм в языке русской поэзии, выявлена преемственность в их употреблении в поэзии XVII — XIX вв., прослежена эволюция функционирования усеченных прилагательных как константы русского поэтического языка.

Практическое применение работы. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории русского литературного языка, истории языка русской поэзии, стилистике, лингвистическому анализу художественного текста. Собранный материал может быть применен в лексикографии — при составлении словарей языка ряда поэтов, литературных направлений, а также «Словаря усеченных прилагательных в языке русской поэзии».

Основные положения, выносимые на защиту

1. При всем многообразии и неоднозначности терминов, применяемых по отношению к выбранной категории слов, целесообразно принять термин «усеченные прилагательные» («усеченные формы», «усечения»), поскольку он имеет длительную традицию употребления, хотя и в значительной степени условен. Отказ от этого термина затруднил бы изучение данных форм в поэтическом языке.

2. Исследование проблемы происхождения усеченных прилагательных и их функционирования в языке поэзии плодотворно не только в синхроническом, но и, в большей степени, в диахроническом аспекте, а также в соотнесении с другими фактами истории русского литературного языка.

3. Являясь по происхождению древними именными прилагательными, усеченные прилагательные могли быть восприняты языком русской поэзии из церковнославянского языка или языка фольклора, но могли и создаваться по известным морфологическим моделям в зависимости от версификационных или стилистических задач, которые решались авторами.

4. Предлагается следующее определение усеченных прилагательных:

Усеченные прилагательные — это особого рода краткие прилагательные (не только качественные, но и относительные), а также примыкающие к ним формы причастий, местоимений, порядковых числительных, которые используются в языке поэзии в атрибутивной функции как в И.-В., так и в некоторых косвенных падежах.

5. Усеченные прилагательные — это одна из констант поэтического языка. В различные периоды истории русской поэзии усеченные формы функционировали и воспринимались по-разному, что связано как с особенностями литературного языка разных эпох, так и с художественными установками каждой эпохи.

6. Для усеченных прилагательных характерен ряд общепоэтических проявлений: наиболее употребительны формы И.-В. всех родов и чисел, как правило, не несущие стилистической нагрузки, другие падежные формы (В. ж. ед., Р. и Д. м.-ср. ед. и др.) выполняют обычно определенную стилистическую функцию; усеченные прилагательные образуют в языке русской поэзии особый словарь.

7. Состав и соотношение усеченных форм, словарь и устойчивость словаря, использование усечений в препозиции и постпозиции, их положение в стихотворной строке и т. п. имеют свои особенности в творчестве многих авторов. Поэтому есть основания говорить о том, что усеченные прилагательные выступают как яркая черта отдельных идиостилей.

Апробация работы. Основные положения настоящей диссертации обсуждались на заседании отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики (апрель 2007 г.). По проблематике диссертации были сделаны доклады на семинаре «Проблемы поэтического языка» (ИРЯ РАН, апрель 2005 г.), на Международных научно-литературных чтениях, посвященных 150-летию со дня рождения И. Ф. Анненского (Литературный институт им. А. М. Горького, октябрь 2005 г.), на

Международной научной конференции «Лингвистика и поэтика в начале третьего тысячелетия» (ИРЯ РАН, май 2007 г.). Результаты исследования отражены в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографии, трех Приложений. В Приложении № 1 приводятся сведения о текстах, в которых встречаются усеченные прилагательные, сведения об авторах, сопоставительные таблицы, данные о частоте употребления и лексическом составе усеченных прилагательных; в Приложении № 2 — примеры отражения усеченных прилагательных в словарях языка писателей и общий словник, представленный как материалы к «Словарю усеченных прилагательных»; в Приложении № 3 — примеры, иллюстрирующие восприятие усеченных прилагательных современным языковым сознанием (почерпнутые из ресурсов сети Интернет).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Усеченные прилагательные в языке русской поэзии"

Основные выводы работы могут быть представлены следующим образом:

1) усеченные прилагательные представляют собой особое явление русской морфологии, отличное от кратких и полных форм прилагательных;

2) для усеченных прилагательных характерен ряд общепоэтических проявлений;

3) усеченные прилагательные выступают как яркая черта отдельных идиостилей;

4) усеченные прилагательные образуют в языке русской поэзии особый словарь, при этом для каждой эпохи характерен свой определенный состав усеченных прилагательных;

5) эволюция использования усеченных прилагательных в языке русской поэзии может быть представлена следующим образом:

- первоначально в языке поэзии ХУП-ХУШ вв. использовались краткие атрибутивные формы (по происхождению — древние именные формы), естественные для церковнославянского языка и не полностью утраченные в русском языке, как книжном, так и разговорном;

- в силлабо-тонической поэзии XVIII в. усеченные прилагательные стали использоваться как версификационный элемент поэтического языка;

- эволюция использования усечений в поэзии XIX в. ясно прослеживается на примере творчества А. С. Пушкина: при резком сокращении употребления усеченных прилагательных наблюдается усиление их стилистической роли; усеченные прилагательные употреблялись с яркой и многообразной стилистической мотивировкой в произведениях поэзии Серебряного века и позднее, вплоть до начала XXI в.;

- в поэтическом языке продолжают появляться новые функции усеченных прилагательных (например, функция исторической архаизации, в том числе — в поэтических переводах), что опровергает представление о раннем исчезновении слов этой категории из языка поэзии.

Представляется перспективным дальнейшее изучение усеченных прилагательных, в том числе на материале прозы и драматургии (переводы Кантемира, пьесы Фонвизина, творчество Лескова, Максима Горького и других авторов).

Таким образом, следует признать, что судьба усеченных прилагательных в языке русской поэзии — это хотя и частная, но важная проблема истории поэтического языка, заслуживающая внимания и дальнейшего изучения.

На наш взгляд, принципиально важно, что русская поэтическая традиция не прерывалась, но продолжает развиваться.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволяет получить представление об усеченных прилагательных как средстве поэтического языка, об истории его употребления, функциях в стихотворных текстах разных эпох.

Фактический материал, проанализированный в работе, отражен в Приложениях. Сопоставительные таблицы и словники позволяют проследить как изменения в употреблении усеченных прилагательных в языке русской поэзии разных эпох (например, сокращение морфологических моделей, изменение частотности форм - см. Таблицу 7), так и особенности функционирования усеченных форм в творчестве отдельных авторов.

 

Список научной литературыКулева, Анна Сергеевна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Агеносов В., Анкундинов К. Современные русские поэты. М., 1998. -364 с.

2. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990.-168 с.

3. Аксаков К. С. Опыт русской грамматики. // Полн. собр. соч. Т. 3, ч. 2. М.,Л880. — 667 с.

4. Александрова И. Б. Поэтическая теория и поэтическая практика стихотворцев 18 в. — Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Хераскова. Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М., 1995. — 18 с.

5. Александрова И. Б. Поэтическая речь ХУШ века. М., 2005. 368 с.

6. Алексеев А. А. Язык светских дам и развитие языковой нормы в XVIII в. // Функциональные и социальные разновидности русского литературного языка XVIII в. Л., 1984. С. 94-95.

7. Алексеев А. А. Место П. А. Вяземского в истории русского литературного языка. // In Honor of Professor Victor Levin: Russian Philology and History. W. Moscovich et al., eds.. Jerusalem, 1992. -C. 145-156.

8. Алексеев А. В. Семантические и стилистические функции церковнославянизмов в произведениях С. Калугина и А. Башлачева. // http://www.mhpi.ru/institute

9. Алехина Е. А. Краткие и полные имена прилагательные в языке произведений А. П. Сумарокова. Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М., 1954. 17 с.

10. Артеменко Е. В. Синтаксические функции полных и кратких прилагательных в русской народной лирической песне. Автореферат дисс. . канд. филол. наук. Воронеж, 1958. — 16 с.

11. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.-339 с.12