автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Установка художественного восприятия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мальченкова, Ирина Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА УСТАНОВОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Общая теория установки.
2. Природа художественного восприятия.
3. Структура художественно-психологической установки.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ХУ
ДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Функционирование художественно-психологических установок в процессе восприятия произведений искусства.
2. Формирование художественно-психологических установок впроцессе художественного восприятия.
Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Мальченкова, Ирина Александровна
Актуальность исследования. Создавшаяся в нашей стране в настоящее время социокультурная ситуация отличается особой сложностью. Радикальные изменения, происходящие в течение последних десяти лет, влекут за собой ломку существовавшего на протяжении длительного времени социального миропорядка. Реформы касаются всех сфер человеческой жизни: политики и экономики, культуры и быта, отношений между людьми, их духовного мира и т. д. Ученые — философы, психологи, социологи — не скрывают свою глубокую обеспокоенность слабой подготовленностью общества к изменениям, связанным с намечаемыми и проводимыми в стране реформами.
Новый порядок на деле часто оказывается не движением вперед (если таковым считать замысел реформ), а возвращением к более архаичным нормам и формам социального бытия. Изменяются ценностные ориентации людей, царит хаос, искусственное,механическое соединение традиционных, исконно присущих представителям русского и других народов понятий о добре, зле, красоте и чужеродных, "новаторских", не соответствующих их менталитету. Декларируемое раскрепощение личности на деле оказывается полной ее зависимостью от экономических отношений и приводит к ее фрустрации. Реальная действительность — жесткая, беспощадная, фантасмагорическая — перестает быть источником эстетического наслаждения. Люди, не подготовленные к происходящим событиям, уходят в частную жизнь, готовы заслониться от действительности любой (самой примитивной) иллюзией.
Одним из знамений времени стало широкое распространение произведений массовой культуры, чему способствует развитие mass-media, которые все в большей степени определяют характер и направленность социокультурных, духовно-нравственных процессов, происходящих в обществе. Конечно, в реальном художественном процессе по-прежнему существуют образцы высокого искусства, очевидна установка на эстетические ценности, сложившиеся в прежние годы, но массовое сознание, особенно молодежи, все в большей степени подвергается воздействию низкопробной культуры в ее западной и отечественной разновидностях. Именно массовая культура определяет сегодня коллективный субъект художественного восприятия, формирует способности, умения, навыки художественного восприятия широкой публики, уровень ее художественных потребностей, развитости художественного вкуса, создает нормативное представление и общую художественно-психологическую установку на вполне определенный способ общения с искусством.
В сложившихся обстоятельствах проблемы художественного восприятия, художественно-психологических установок, художественных потребностей и вкуса приобретают особую социально-культурную значимость. Соответствующая подлинному искусству установка в процессе художественного восприятия может не просто помочь сделать выбор из множества высокохудожественных произведений искусства, отбросить все ненужное, малохудожественное, не приносящее эстетической радости, а сформировать неприятие, отторжение эрзац-культуры, выплеснувшейся на книжные прилавки, сцены театров, экраны телевизоров и т. д.
Вряд ли становление полноценной личности, подлинное раскрытие сущностных сил человека возможно без внутреннего настроя субъекта на искусство, обладающее высоким художественным значением. Актуальность темы данного исследования обусловлена также практической необходимостью совершенствования системы формирования художественно-психологических установок, развития художественных потреб ностей, художественного вкуса всех членов общества, улучшение вза имодействия различных социально-культурных институтов, от которы зависят ход и направленность духовных процессов в обществе, станс вление и развитие полноценной личности. э
Степень разработанности проблемы. Как и другие виды установки, художественно-психологическая установка "расположена" на бессознательном уровне психики и потому трудно поддается традиционным методам анализа категорий философско-эстетического порядка. Ее трудно реконструировать и обычными экспериментально-психологическими методами, так как она нацелена на сложившийся комплекс психических актов, необходимых для создания и потребления произведений искусства. Тем не менее обогащение обширного экспериментального материала на основе развивающейся теории художественного творчества и теории художественного восприятия позволяет исследователям судить о ее природе, структуре, функционировании и формировании. То же самое можно сказать о функционировании и формировании художественно-психологической установки в процессе восприятия произведений искусства — также одной из малоизученных проблем как в общетеоретическом, так и практическом отношении.
Попытки осмысления специфики художественной установки, условий формирования и особенностей проявления предпринимались уже неоднократно. Как правило, исследователи художественно-психологической установки опираются на общую теорию установки, разработанную Д. Н. Узнадзе и представителями его школы в рамках психологической науки. Общая теория установки является в настоящее время обширным и важным разделом психологической науки и стимулирует, в частности, исследования художественно-психологических установок.
В работах Д. Н. Узнадзе и ученых его школы установка рассматри вается как состояние готовности или предрасположенности субъекта j действию определенным образом1. См.: Узнадзе Д. H. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961; С же. Психологические исследования. М., 1966; Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 19( Он же. Психология установки и кибернетика. М., 1966; Он же. Установка и поведение. Тбилиси, 19( Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная установка. Тбилиси, 1966; Прангишвили А. С. t
Механизм установки, первоначально открытый и изученный на импульсивном уровне поведения (который характерен и для животных), в дальнейшем исследовался на более высоких уровнях организации человеческой деятельности. Исследования установки на уровне социального поведения человека представляют собой следующий этап в развитии общей теории установки. Это работы А. Г. Асмолова, Ш. А. Нади-рашвили и др.1
Для более глубокого и полноценного анализа художественно-психологической установки необходимо рассмотрение процессов создания и восприятия произведений искусства. Стремление к системному подходу к искусству, его изучение во взаимосвязях всех сторон и процессов характерно для нынешнего этапа развития философской и искусствоведческой мысли2.
Долгое время проблемой восприятия занималась преимущественно психология. Здесь были достигнуты заметные успехи, особенно в экспериментальном изучении сенсорных процессов. Продвинулись работы психологов по исследованию восприятия как целеустремленной деятельности субъекта, по изучению мотивов и установки личности, процессов воображения, памяти и т. д. Все это важно и для изучения художественследования по психологии установки. Тбилиси, 1967; Он же. Психологические очерки. Тбилиси, 1975; и др.
1 См: Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979; Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси, 1987; и др.
2 См: Антонов А. В. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974; Он же. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994; Бучило H. Ф. Художественное восприятие. М., 1989; Она же. Восприятие искусства. М., 1990; Восприятие художественного произведения как проблема искусствознания и художественного воспитания. Краснодар, 1993; Еремеев А. Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. М., 1987; Джанибекова Г. А. Художественное произведение и его восприятие. Баку, 1983; Зись А. Я. В поисках художественного смысла: Проблема межсубъектных отношений. М., 1991; Иванов В. П. Человеческая деятельность - познание - искусство. Киев, 1977; Каган М. С. Мир общения. М., 1988; 0> же. Эстетика как философская наука. Спб., 1997; Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественно! восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985; Он же. Проблема творчеств; и художественное восприятие. М., 1985; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие М.,1966; Музыка: Творчество, исполнение, восприятие: Сб. науч. тр. М., 1992; Огородников Ю. А Особенности воздействия искусства на человека. М., 1992; Салиев А. А. Человеческая психология искусство. Фрунзе, 1980; Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. Спб., 199? Целма Е. М. Художественные переживания в процессе восприятия искусства. Рига, 1974; и др. ного восприятия. Однако для того чтобы психология сомкнулась с этой областью, необходимо ее тесное сотрудничество с литературоведением, искусствознанием, эстетикой. Иначе для психологов искусство останется лишь объектом вне эстетическим, который рассматривался лишь с точки зрения предмета самой психологии. Психологический аспект, изолированный от других общественных дисциплин, не дает возможности изучать ни эстетическое воздействие искусства, ни эволюцию восприятия, его обусловленность многими факторами, которые находятся на иных уровнях.
Невнимание к процессам художественного восприятия приводит к существенным изъянам в понимании процессов создания, функционирования и распространения произведений искусства. В этой связи понятно желание многих авторов проанализировать и понять единую картину художественного восприятия, выяснить его природу и структуру1.
Исследования феномена художественного восприятия ведутся во многих направлениях. В психологическом аспекте, заложенном в работах JI. С. Выготского, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона2, рассматриваются проблемы самого процесса восприятия произведений искусства3. Однако они, как правило, не выходят в социально-философскую плоскость.
Психологические исследования часто ведутся в жесткой связи с физиологическими. В своем единстве психология и физиология дают возможность исследовать сам процесс и механизмы восприятия в его специфике4. Одновременно выявляется необходимость аксиологического
1 См.: Восприятие художественного текста: Тезисы конф.-семинара. Таллинн, 1979; Лановенко О. П. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев, 1987; Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972; Органова О. H. Специфика эстетического восприятия. М., 1975; Творческий процесс и художественное восприятие / Отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л., 1978; Художественное восприятие: Сб. ст. / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1971; Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1972.
2 См.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987; Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961; Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
3 См.: Кечхуашвили Г. H. К проблеме психологии восприятия // Вопросы музыковедения. Т. 3. М., 1960; Нагибина Н. Л. Стратегия восприятия музыки: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1995; Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972; и др.
4 См., например: Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексподхода, т. е. определение ценностного аспекта художественного восприятия1.
Некоторые авторы включают процесс восприятия в тот или иной социальной контекст2. Так, например, в исследовании Т. В. Воробьевой восприятие искусства рассматривается как форма общения не только личностей, социальных групп внутри одного общества, но и различных групп, наций, народов, удаленных друг от друга как по пространственному (этническому) параметру, так и по временному (историческому).
В целом в философской, эстетической, психологической, социологической литературе отсутствуют работы, рассматривающие художественную установку как органичную целостность, включающую психологические процессы, обусловленные социальными тенденциями развития личности.
Методологической основой решения проблемы художественного восприятия является комплексно-системный подход, причем развертываемый не только на теоретико-абстрактном уровне, но и на конкретно эмпирическом материале. Среди подобных исследований выделяются монографии Е. В. Назайкинского "О психологии музыкального восприятия" (М., 1972), В. В. Медушевского "О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки" (М., 1976), работа Г. А. Джанибековой (Баку, 1983). Особый интерес представляет сборник "Восприятие музыки" (М., 1982), в котором намечены аспекты, актуальные не только для сегодняшнего дня, но и для перспективы развития исследований в этой области.
Общие позиции авторов труда формулируются в статье В. Скатер-щикова "О задачах развития эстетической культуры в наше время". О ный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985.
1 См., например: Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 1965.
2 См., например: Воробьева Т. В. Художественное восприятие как форма общения: Дис. . канд. филос. наук. Л., 1983; Огородников Ю. А. Особенности воздействия искусства на человека. М., 1992; Семенов В. Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л., 1988. сущности музыкального восприятия, о связи этой проблемы с общими проблемами искусствоведения говорится в статьях Н. Маркова "Теория искусства. Функциональный подход", И. Лукшина "Социальная типология эстетического вкуса", В. Максимова "Анализ ситуации художественного восприятия", В. Медушевского "О содержании понятия "адекватное восприятие". Выделение в качестве специального вопроса о жизненной ситуации, в которой происходит восприятие музыки, и другого — об адекватности восприятия — должно привлечь внимание исследователей других видов искусства — литературы, театра, живописи, кинематографии. Подтверждая плодотворность и эвристическую ценность комплексного подхода, авторы сборника вместе с тем указывают на трудности его конкретного претворения в ходе исследований.
В области исследований восприятия живописи заслуживают внимания методологические разработки художника и теоретика искусства Н. Н. Волкова и психолога П. М. Якобсона. Ими были поставлены проблемы изучения процессов восприятия в статьях и докладах на симпозиумах по комплексному изучению художественного творчества. Н. Н. Волкову принадлежит идея изучения процесса изобразительного творчества в связи с проблемой "обратных связей". Он затрагивал также вопрос о внешних и внутренних условиях восприятия в контексте реальной человеческой лрактики. Кроме того, ученым ставился вопрос о дальнейшем изучении исследователями психофизиологических механизмов восприятия1.
Методология в изучении художественного восприятия - вот главное, что интересовало известного психолога П. М. Якобсона. По его мнению, участие психологии в изучении художественного восприятия оставалось долгое время недостаточным. Между тем изучение процесса психологии художественного восприятия позволяет выявить его компо
1 См: Волков H. H. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие. Л., 1971. С. 281 - 297; Он же. Восприятие картины. М., 1976. ненты и звенья, найти психологические основы развития культуры восприятия искусства. Перед психологией возникает обширная область исследований: изучение процесса художественного восприятия в его целостности, в его качествах и закономерностях. Осуществление широкого круга исследований по психологии художественного восприятия должно обогатить процесс осмысления его закономерностей, а также будет способствовать совершенствованию системы художественного воспитания.
Эффективность восприятия произведений искусства требует творческой активности самого реципиента. Так, В. Ф. Асмус называет чтение художественной литературы трудом и творчеством. В современную теоретическую литературу широко вошел термин "сотворчество", подразумевающий своеобразное соучастие воспринимающего субъекта в работе художника, активное усвоение и творческую интерпретацию воспринятого им произведения. Ведь именно в этом заключается одна из важных особенностей воздействия искусства на личность: его практически действенная задача не может осуществляться механически, а только при посредстве относительно самостоятельной, активной и, по существу, творческой работы самой личности1.
Проведенные исследования выявили многослойную структуру художественного восприятия, его фазовый, стадийный характер. На протекание художественного восприятия оказывают влияние многие факторы, в том числе и художественно-психологическая установка. В современной науке установка, как и всякая психическая деятельность, рассматривается с трех взаимосвязанных точек зрения: физиологической, собственно психологической и философско-гносеологической2. Эстетические исследования не только опираются на психологические, но и по
1 См: Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 55 - 68; Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985; и др.
2 Эстетический подход строится на основе последней. своему их дополняют. Заметим к тому же, что искусство само является могучим средством формирования разнообразных социально-психологических установок, способствует трансформации сложившихся социально-психологических установок в жизненные установки личности.
Исследования художественно-психологической установки необходимы, в первую очередь, художественной сфере: значение этого феномена в процессах создания и потребления произведений искусства исключительно велико. Тем не менее следует подчеркнуть недостаточную ее изученность. Можно говорить о немногих эстетических1 и искусствоведческих исследованиях, в частности на музыкальном материале2. Так, общеэстетический анализ художественной установки представлен широко и многоаспектно в работе И. А. Богачевой. Механизму установки автор отводит роль посредника и регулятора субъективных и объективных детерминаций художественной деятельности, определяющего меру активности субъекта творчества.
Проблемы художественно-психологических установок активно исследовались учеными в 60 - 70-е годы. В ряде работ было положено начало осмыслению специфики художественно-психологической установки, условий ее формирования и особенностей проявления (например, в исследованиях В. В. Блудовой, Е. С. Бокшицкой). Авторы справедливо связывали установку со специальной художественной апперцепцией; отмечали, что в едином процессе восприятия участвуют разные типы уста
1 См.: Блудова В. В. Теоретические проблемы художественного восприятия и задачи эстетического воспитания: Дис. канд. филос. наук. М., 1975; Она же. Природа и структура художественного восприятия //Эстетические очерки. Вып. 4. М., 1977. С. 114 - 152; Богачева И. А. Роль установки в художественно-творческой деятельности: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1983; Бокшицкая Е С. Музыковедческий фильм как средство эстетического воспитания // Эстетические очерки. Вып. 3. М., 1973. С. 209 - 228; Природа искусства и механизмы художественной деятельности / Под ред. A. H. Илиади. Л., 1975; Раппопорт С. X. От художника к зрителю. М., 1978.
2 См: Мазеяь Л. А. Вопросы анализа музыки. М., 1978; Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976; Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972; Он же. Логика музыкальной концепции. М., 1982; Самсонидзе Л. С. Особенности развития музыкального восприятия. Тбилиси, 1987; и др. новок. В более поздних работах рассматривались вопросы, связанные с функционированием понятия установки в процессах творчества и художественного восприятия, с точки зрения социальной психологии, эстетики, искусствознания1. Позднее интерес к данной теме заметно ослаб, и за последние десять лет не вышло ни одного специального исследования, посвященного разработке данной проблематики. Однако необходимость в этом существует как никогда ранее, и анализ функционирования и формирования художественных установок является, на наш взгляд, достаточно актуальным.
Актуальность проблемы и степень ее научной разработанности определили тему, цель и задачи данной диссертации.
Основная цель настоящего исследования заключается в анализе сущности и структуры художественно-психологической установки, ее функционирования в процессе художественного восприятия и взаимодействия с художественными потребностями, художественными эмоциями, художественным вкусом.
Осуществление данной цели в диссертации предполагает решение следующих задач: проследить историю появления, становления и развития понятия "установка художественного восприятия"; определить специфику художественного восприятия; — проанализировать сущность и структуру художественно-психологической установки, рассмотреть различные ее формы, стороны, виды; рассмотреть особенности функционирования художественно-психологической установки в процессе восприятия произведений искусства; определить специфику формирования установки художествен
1 См., например: Горошидзе Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде: Дис. . канд. психол. наук. Тбилиси, 1982; Макарова Г. А. Формирование художественно-психологической установки в процессе восприятия произведения искусства: Дис. . канд. филос. наук. М., 1986; Потапова М. В. Установка в восприятии искусства: Дис. канд. филос. наук. Л., 1987; и др. ного восприятия в современных условиях.
Объектом данного исследования является процесс восприятия произведений искусства.
В качестве предмета исследования выступают сущность, структура, особенности функционирования и формирования установки художественного восприятия.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании автор опирается, прежде всего, на методологию социально-философского анализа художественного восприятия, а также на общую теорию установки, разработанную отечественными психологами, в частности Д. Н. Узнадзе и представителями его школы. Автор обращается к трудам современных отечественных ученых, занимающихся вопросами художественного творчества и восприятия, художественно-психологической установки, рассмотрения ее сущности, структуры, функционирования и формирования: И. А. Богачевой, В. В. Блудовой, Е. С. Бокшицкой, Н. Ф. Бучило, Г. А. Джанибековой, А. Я. Зися, М. С. Кагана, Е. Р. Левиной, И. С. Левшиной, Б. С. Мейлаха, Ю. А. Огородникова, С. X. Раппопорта, В. Е. Семенова.
Поскольку тема диссертации находится на стыке нескольких дисциплин, автор использует комплексный подход, опирающийся на философскую, эстетическую, искусствоведческую, психологическую, социологическую литературу, в которой в той или иной мере затрагиваются проблемы восприятия, установки, художественных потребностей, вкуса.
В процессе работы над диссертацией применялось социально-философское обобщение эмпирического материала, почерпнутого из статистических сборников, федеральной программы "Сохранение и развитие культуры и искусства", концепции развития культуры и искусства Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что автор попытался адаптировать теорию установки, разработанную в общей и социальной психологии, к восприятию произведений искусства, к художественной сфере с учетом своеобразия искусства и художественно-эстетического сознания. Проведенный анализ позволяет говорить о своеобразном, специфическом виде установки — художественно-психологической .
Автором дана классификация художественно-психологических установок с точки зрения создания либо восприятия произведений искусства, времени возникновения установки (до, во время или после общения с художественным произведением), восприятия искусства в целом или какого-либо конкретного произведения; показана специфика проявления установки художественного восприятия в массовом сознании.
В диссертационном исследовании ставится вопрос о научно обоснованных системах формирования художественно-психологических установок, делается попытка наметить направления повышения уровня художественных потребностей, развития художественного вкуса, деятельности социальных институтов, занимающихся вопросами культуры и искусства. Предпринята попытка определить направление и пути формирования установки художественного восприятия в современных условиях.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные автором результаты способствуют углублению и обновлению научного знания о специфике художественно-психологической установки, особенностях ее функционирования и формирования. Ряд положений и выводов исследования по проблемам формирования художественных потребностей, вкуса, установок реципиентов могут быть использованы для конкретизации путей решения этой задачи социальными институтами, занимающимися вопросами культуры.
Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки отдельных лекций в рамках преподавания теории и истории искусств, культурологии; разработки специальных курсов, касающихся вопросов создания и восприятия произведений искусства, сущности, формирования и функционирования художественно-психологической установки, в художественных и творческих вузах, институтах культуры.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы по социальной философии, на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Положения диссертационного исследования излагались на методологическом семинаре "Философия. Язык. Культура" (Москва, Российская академия государственной службы, март 1996 г.); научно-практической конференции "Культура — искусство — образование" (Москва, Московский государственный открытый педагогический университет, декабрь 1996 г.). Основные выводы и положения работы отражены в публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Установка художественного восприятия"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Назначение искусства состоит не только в том, чтобы информировать читателя, зрителя, слушателя о событиях, явлениях, отношениях, описываемых автором в произведении, но и удовлетворять потребности субъекта в разнообразной и эмоционально насыщенной активности, восполняя ее отсутствие в самой жизни. Искусство обнаруживает свою силу, делая изображаемое предметом переживания, а не только познания, понимания, рационального истолкования. Другими словами, подлинное искусство обогащает опыт его потребителя, как если бы это было пережито в реальности.
Для того чтобы искусство выполняло свою роль в жизни общества необходимо полноценное, адекватное восприятие его всеми членами этого общества. Это невозможно без развитого художественного вкуса, высокого уровня художественных потребностей и художественно-психологической установки на общение с искусством.
Изучение художественно-психологической установки в процессе восприятия произведений искусства позволило выявить ее природу, структуру, сущность, особенности формирования и функционирования. В основе ее лежит открытие психологической установки, которое явилось значительным событием в истории науки. Вначале речь шла преимущественно о простейших действиях индивидов и сравнительно простых психологических актах. Впоследствии, в ходе широких экспериментальных и теоретических исследований установки, развернувшихся в середине XX века, выяснилось, что она может приобретать общественный характер, проявляться в различных сферах общественной жизни, охватывая большие массы людей и оказывая влияние на общественное сознание. Стало очевидным, что установка является важным фактором, влияющим на протекание и результаты всех психических процессов до самых сложных, связанных с различными видами творчества - научным, техническим, художественным.
Общая теория установки стимулирует исследования художественно-психологических установок.
В современной психологии сформулировано общее определение установки. Это - состояние готовности или предрасположенности индивида к действию определенным, однозначным образом. Интересующая нас общепсихологическая концепция установки наиболее глубоко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. Отметим основные ее положения.
1. Любому психическому акту предшествует некоторая предугото-ванность. Она определяет направление, ход, главные особенности этого акта.
2. Установка есть выражение некоторого опыта. Она формируется бессознательно, но на основе накопленного или присвоенного опыта.
3. Будучи бессознательной для данного человека, установка может быть вполне сознательно сформирована у него другими.
4. Установка есть выражение некоторой потребности. Потребность может быть как духовной, так и материальной. Материальные потребности обычно не зависят от воли, желаний, сознания людей: они необходимы. В духовной же сфере потребности, разумеется, определяются этими факторами. И здесь-то проявляется особая роль установок: они не только выражают потребности, но и формируют их.
Более глубокий и полноценный анализ художественно-психологической установки предполагает, с нашей точки зрения, рассмотрение процесса художественного восприятия, его природы и специфики, сущность которого состоит не в извлечении информации об объекте, например, о полотне картины, красках; бумаге, на которой напечатан текст, типографских шрифтах; мраморе, дереве, из которых созданы скульптуры и т. д., а информация о том, что лежит за их пределами.
Итог восприятия искусства — не целостный чувственный образ воспринимаемого материального объекта, а особые, тоже целостные, но художественные образы — и не только этого объекта, а широкого мира, лежащие вне его и не зависящие от него. Сформированные в сознании автора произведения и воплощенные в данном художественном предмете, они извлекаются из него читателем, слушателем, зрителем этого произведения. Художественные образы формируются механизмами высшего интеллектуального уровня психики. Формирование образа воздействующего в данном процессе предмета (красок, полотна картины, мрамора, глины и т. д.) есть лишь первая и предварительная ступень этого восприятия, необходимая предпосылка для перехода к следующим, основным ступеням, где постигаются результаты авторского осмысления жизни и где складывается духовно-практическое воздействие произведения. Данный процесс можно назвать восприятием второго рода.
Художественное восприятие следует отличать от эстетического восприятия, которое относится не только к искусству, но и к явлениям действительности, в отличие от рассматриваемого процесса.
Восприятие произведений искусства зависит от степени овладения данной системой языка искусства связанными с нею художественными ассоциациями, уровнем художественных потребностей и художественного вкуса, художественно-психологической установки. Структура художественно-психологической установки включает несколько сторон: общую и частную, устойчивую и временную, внешнюю, которая складывается предварительно, и внутреннюю, которая формируется в процессе восприятия (ее можно назвать "текущей").
Необходимо различать две разновидности художественно-психологических установок: креативную (от лат. creatura — создание, творение) и рецептивную (от лат. receptio — принятие). Креативная установка есть предуготованность психики к деятельности, направленной на создание произведения. Рецептивная установка выступает как предуготованность психики потребителей искусства к восприятию художественных произведений.
Внешняя рецептивная установка есть особая предрасположенность психики зрителя, слушателя, читателя к восприятию произведения искусства, включающая его отношение к искусству в целом, к какому-либо его виду, жанру, конкретному автору или произведению. Ее становление предшествует контакту с данным произведением: она формируется в практике восприятия многих произведений, под влиянием особых мер художественного воспитания и самовоспитания личности.
Внутренняя установка складывается в ходе данного контакта — в процессе восприятия произведения искусства. И формирует ее само это произведение, с помощью специальных средств, заложенных в его структуру художником. Если внешняя установка создает предварительный стимул, своеобразный внешний толчок начинающемуся процессу восприятия, то внутренняя участвует в управлении им на всем его протяжении, в возбуждении и организации творческой активности читателя, зрителя, слушателя и управляет этим процессом изнутри, как бы пребывая в нем самом (здесь складывается и функционирует); причем и само ее формирование есть процесс: она может изменяться в ходе восприятия, а потому и ее функционирование — управление всем ходом восприятия - тоже может носить процессуальный характер.
Общая художественно-психологическая установка есть предрасположение к искусству. Она содержит ожидание особого удовлетворения, выступающего перед человеком как его личная художественная потребность. Она включает и определенное отношение к искусству, которое выражает художественные потребности общества и представляет собой определенные ценностные ориентации, направляющие выбор произведений для восприятия и нацеливающие на выявление тех или иных черт произведения, извлечение из него того или иного содержания. Эти ценностные ориентации составляют основу художественного вкуса. Вкус является мерилом способности психики отвечать эстетическими эмоциями на художественное воздействие, испытывать благодаря этому особое удовлетворение. Он способствует реализации того ожидания, которое обязательно содержит художественно-психологическая установка.
Частная установка относится к процессу восприятия конкретного произведения, но и она в некоторой степени вырабатывается предварительно — на основе общей установки, под влиянием знаний о других произведениях данного автора, направления, к которому он принадлежит, под воздействием критики и т. д. Определенную роль играют при этом обстоятельства, предшествующие акту восприятия, и условия, в которых оно протекает, т. е. возникшая ситуация. На ее основе складываются временные моменты частной установки.
Художественно-психологическая установка является индивидуально-личностной настроенностью психики субъекта на восприятие произведения искусства и, кроме того, действует внутри этого процесса. Она выступает, с одной стороны, как ценностная ориентация потребителя искусства в предстоящем процессе художественного восприятия, а с другой — как регулятор самого этого процесса. Художественно-психологическая установка органично связана с художественным вкусом — важным инструментом ценностной ориентации, художественными потребностями — одним из субъективных факторов возникновения художественно-психологической установки, художественными эмо циями — непременного атрибута полноценного художественного восприятия.
Формирование художественно-психологических установок не сводится к созданию тяги и возбуждению интереса к искусству. Необходимо помочь людям-яриобрести особое умение для глубокого постижения произведений «скусства. Непременным проводником в мир подлинного искусства является развитый художественный вкус, формирование которого протекает лишь в художественной практике. Для того чтобы вызвать у читателя, слушателя, зрителя активное и заинтересованное, серьезное и умное отношение к искусству, нужна система сложного комплексного воздействия, в которой участвуют и умело подобранные произведения подлинного искусства, и тактичное слово критиков, и социальные институты государства, занимающиеся вопросами культуры, и особые приемы, облегчающие неподготовленным реципиентам "вхождение" в мир искусства. Необходимо решить многие не только теоретические, но и практические проблемы.
Значимость подлинно художественной установки для социального и духовного развития российского общества такова, что общественная потребность в научной разработке и обосновании системы формирования художественно-психологических установок трудно переоценить, особенно в условиях наступления массовой культуры, нарастания бездуховности и деэстетизации общественной жизни.
Список научной литературыМальченкова, Ирина Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974. 271 с. (Пер. с англ. Г. Б. Рубальского).
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
3. Антонов А. В. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наук, думка, 1988. 182 с.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с. (Сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина).
5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.
6. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.150 с.
7. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. С. 55 68.
8. Атаджанова Ш. А. Эстетическое воспитание личности / Отв. ред. Т. Б. Любимова. Ашхабад: Ылым, 1990. 123 с.
9. Афасижев М. Н. Эстетические потребности человека. М.: Знание, 1979. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика; N 8).
10. Афасижев М. Н. Критика буржуазных концепций художественного творчества: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1984. 127 с.
11. Бассин Ф. В. Сознание и "бессознательное" // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. С. 425 475.
12. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. М.: Наука, 1968. 468 с. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972. 470 с.
13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
14. Белинский В. Г. Эстетика и литературная критика: В 2 т. М.: Гослитиздат, 1959. Т. 1. 702 е.; Т. 2. 782 с.
15. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. 528 с. (Мыслители XX века).
16. Бергсон А. Непосредственные данные сознания: Время и свобода воли // Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. Спб., 1914. 224 с. (Пер. Б. Бычковского).
17. Берхин Н. Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981.64 с.
18. Берхин Н. Б. Специфика искусства: Психологический аспект. М.: Знание, 1984. 63 с.
19. Бехтерев В. М. Избранные произведения. М., 1954.
20. Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси: Мецниереба, 1965. 228 с.
21. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М.: Наука, 1966.252 с.
22. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 412 с.
23. Блудова В. В. Теоретические проблемы художественного восприятия и задачи эстетического воспитания: Дис. . канд. филос. наук. М., 1975.
24. Блудова В. В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. Вып. 4. 1977. С. 114 -152.
25. Богачева И. А. Роль установки в художественно-творческой деятельности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1983.
26. Бокшицкая Е. С. Музыковедческий фильм как средство эстетического воспитания // Эстетические очерки. Вып. 3. М., 1973. С. 209 228.
27. Бучило Н. Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика; N 7).
28. Бучило Н. Ф. Восприятие искусства. М.: Изд-во Философского Общества АН СССР, 1990. 176 с.
29. Волков Г. Н. Три лика культуры. М.: Мол. гвардия, 1986. 336 с.
30. Волков Н. Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. 32 с.
31. Волков Н. Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие. Л., 1971. С. 281 297.
32. Волкова Е. В. Произведения искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. 239 с.
33. Воробьева Т. В. Художественное восприятие как форма общения: Дис. канд. филос. наук. Л., 1983. 184 с.
34. Восприятие музыки: Сб. ст. / Ред.- сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.256 с.
35. Восприятие и деятельность: Сб. ст. / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1976. 320 с.
36. Восприятие художественного произведения как проблема искусствознания и художественного воспитания: Тез. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 1993. 99 с.
37. Восприятие художественного текста: Тез. конф.-семинара. Таллин, 1979. 41 с.
38. Вундт В. Основы физиологической психологии. Спб., Б. г. Т. 3.
39. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Яро-шевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
40. Гадамер Г.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 699 с.
41. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 366 с.
42. Гегель Г. Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968 1973. Т.1. 312 е.; Т. 2. 328 с.
43. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 404 с.
44. Гольдентрихт С. С., Гальперин М. Т. Специфика эстетического сознания. М.: Высш. шк., 1974. 103 с.
45. Горошидзе Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде: Дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1982. 165 с.
46. Громяк Ф. Т. Гносеологические и психологические основы процесса восприятия произведений художественной литературы: Дис. канд. филос. наук. Киев, 1968. 223 с. (На укр. яз.)
47. Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1996.288 с.
48. Дворкин Ю. Художественная рецепция и социальная активность // Методологические проблемы современного искусствознания. JL, 1990. С. 77 93.
49. Демократизация культуры и новое мышление / Рос. акад. упр.; Отв. ред. Т. М. Сурина, В. В. Савельев. М., 1992. 145 с.
50. Джанибекова Г. А. Художественное произведение и его восприятие / Об-во "Знание" АзССР. Баку, 1983. 64 с.
51. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. 192 с. Дранков В. JI. Психология художественного творчества / Ленинград. ин-т культуры. Л., 1991. 76 с.
52. Еремеев А. Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. М.: Искусство, 1987. 317 с.
53. Ершов П. М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. 364 с. Зись А. Я. В поисках художественного смысла: Избр. работы. М.: Искусство, 1991. 350 с.
54. Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев: Наук, думка, 1977. 251 с.
55. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М.: Наука, 1981.335 с.
56. Искусство: Современные творческие процессы / РАН, Рос. ин-т искусствоведения; Отв. ред. И. Е. Светлов. М.: Наука, 1993. 248 с.
57. Каган М. С. Искусство и зритель // Искусство кино. 1970. N 10. С. 108.
58. Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретические исследование внутреннего строения мира искусств: В 3 ч. JL: Искусство. Ленинград, отд-ние, 1972.
59. Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
60. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 320 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
61. Каган М. С. Эстетические факторы перестройки и ускорения. Л.: Знание, 1988. 32 с.
62. Каган М. С. Эстетика как философская наука. Спб., 1997. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.107 с.
63. Кант И. Критика способности суждения: Собр. соч.: В 8 т. М.: Чо-ро, 1994. Т. 5.414 с.
64. Каменская О. Л. Текст и коммуникация: Учеб. пособие для ин-тов и ф-тов иностр. яз. М.: Высш. шк., 1990. 152 с. (Библиотека филолога).
65. Кечхуашвили Г. Н. К проблеме психологии восприятия // Вопросы музыковедения. Т. 3. М., 1960.
66. Коган Л. Н. Художественный вкус: Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966. 214 с.
67. Кожинов В. В. Виды искусства. М.: Искусство, 1960.128 с. Комиссаров С. Н., Шендрик А. И. В поисках идеала. М.: Политиздат, 1990.
68. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк. М.: Прогресс, 1977. 264 с. (Пер. с англ. П. Тульвисте).
69. Кривцун О. А. Искусство и мир человека: Искусство в формировании духовного мира человека. М.: Знание, 1986. 112 с.
70. Культура и реформа // Вопросы философии. 1994. N 7/8. С. 37 47. (Встреча в редакции).
71. Лановенко О. П. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев: Наук, думка, 1987. 245 с.
72. Левина Е. Р. Психология восприятия художественной литературы: Учеб. пособие / Моск. гос. ин-т культуры. М., 1989. 56 с.
73. Лёвшина И. С. Как воспринимается произведение искусства (Из опыта социологических исследований). М.: Знание, 1983. 96 с.
74. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Под общ. ред. М. Лившица. Л.: Изогиз, 1933. 204 с.
75. Лисаковский И. Н. Искусство в понятиях и терминах: Словарь-справочник. М.: Прогресс, 1995. 144 с.
76. Лифшиц М. А. Поэтическая справедливость: Идея эстетического воспитания в истории общественной мысли. М.: ТОО "Фабула", 1993. 472 с.
77. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во МГУ, 1981.224 с.
78. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.
79. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
80. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Между-нар. книга, 1994. 368 с.
81. М. М. Бахтин: эстетическое наследие и современность: Межвуз. сб. науч. тр.: В 2 ч. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1992. 368 с.
82. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978.350 с.
83. Макарова Г. А. Формирование и функционирование художественно-психологической установки в процессе восприятия искусства: Дис. . канд. филос. наук. М., 1986. 150 с.
84. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. 284 с.
85. Марков М. Е. Воздействие искусства как психофизиологическая проблема // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л., 1975. С. 155 159.
86. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 253 с.
87. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. 318 с.
88. Методологические проблемы современного искусствознания / Отв. ред. А. Я. Зись. М.: Наука, 1986. 350 с.
89. Методологические проблемы современного искусствознания: Сб. науч. тр. Вып. 5 / ЛГИТМиК. Л., 1990. 172 с.
90. Михайленко И. И. Императив гуманизма в культуре: феномены европейского постмодернизма // Народы России: возрождение и развитие. Спб., 1994. С. 20 27.
91. Михеева И. Н. Соотношение нравственных и эстетических потребностей. М.: Знание, 1985. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Этика; N6).
92. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. 560 с. (Пер. К. О. Эрастова, Н. М. Нагорного).
93. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. 452 с. (Пер. с фр. Б. А. Власюка, Ю. Ф. Кичатова, А. И. Теймана).
94. Музыка: Творчество, исполнение, восприятие: Сб. науч. тр. / Моск. гос. консерватория; Отв. ред. В. В. Протопопов. М., 1992. 150 с.
95. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст. / Сост. А. Г. Костюк. Киев: Музична Украина, 1986. 124 с.
96. Нагибина Н. Л. Стратегия восприятия музыки: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1995. 16 с.
97. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецние-реба, 1987. 368 с.
98. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.:1. Музыка, 1972. 383 с.
99. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.318 с.
100. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. 280 с.
101. Народы России: возрождение и развитие. Вып. 1. Общество и человек: пути самоопределения. Спб.: Петрополис, 1994. 160 с.
102. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. 162 с.
103. Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная установка. Тбилиси: Мецниереба, 1966. 192 с.
104. Общество и современность: вопросы мировоззрения, экономики и культуры: Сб. ст. Казань, 1993.
105. Огородников Ю. А. Особенности воздействия искусства на человека: Учеб. пособие / Рос. акад. кадрового обеспечения агропромышленного комплекса. М., 1992. 94 с.
106. Органова О. Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высш. шк., 1975. 224 с.
107. Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983. 248 с.
108. Потапова М. В. Установка в восприятии искусства: Дис. . канд. филос. наук. Л., 1987. 158 с.
109. Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1967. 340 с.
110. Природа искусства и механизмы художественной деятельности / Под ред. А. Н. Илиади. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. 208 с. (Проблемы этики и эстетики; Вып. 2).
111. Природа искусства и теория эстетического воспитания: Сб. ст. / Под ред. В. П. Крутоуса. М.: Изд-во МГУ, 1980. 172 с.
112. Проблема потребностей в этике и эстетике / Под ред. М. С. Кагана, В. Г. Иванова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 176 с. (Проблемы этики и эстетики; Вып. 3).
113. Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы: Сб. науч. тр. / Калинин, гос. ун-т. Калинин, 1984. 166 с.
114. Психология творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1990.222 с.
115. Пути и средства эстетического воспитания / Отв. ред. Н. И. Кия-щенко, И. А. Коников. М.: Наука, 1989. 190 с.
116. Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. 168 с. (Вопросы эстетики).
117. Раппопорт С. X. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Сов. художник, 1978. 237 с.
118. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
119. Руубер Г. Э. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Валгус, 1985. 344 с.
120. Салиев А. А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. 380 с.
121. Самохин В. Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985. 208 с.
122. Самсонидзе J1. С. Особенности развития музыкального восприятия. Тбилиси: Мецниереба, 1987. 65 с.
123. Сарингулян К. С. Культура и регуляция деятельности. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1986. 156 с.
124. Семенов В. Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 168 с.
125. Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1995. 199 с.
126. Слимов Ю. В. Духовное общение как культурная ценность // Общество и современность: вопросы мировоззрения, экономией и культуры. Казань, 1993. С. 50 54.
127. Смелзер Н. Дж. Социология // Социология искусства. 1990. N 12.
128. C.l 16 137 (Гл. 2. Культура).
129. Современный мир и эстетическое развитие человека. М.: Прометей, 1993. 109 с.
130. Столович JI. Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.
131. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.
132. Стрельченко В. И., Педько С. С. Ассоциативные связи при восприятии графических изображений / Об-во "Знание" УССР. Киев, 1980. 20 с.
133. Таиров А. Я. Записки режиссера: Статьи. Беседы. Речи. Письма / ВТО. М., 1970. 603 с.
134. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности: На материале музыкального восприятия. М.: Наука, 1979. 191 с.
135. Творческий процесс и художественное восприятие / Отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л., 1978.
136. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного восприятия // Изв. АПН РСФСР. Вып. 11. М.; Л., 1947.
137. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Учпедгиз, 1961.535 с.
138. Тереев Э. Н. Общение как способ трансляции ценностей культуры // Общество и современность: вопросы мировоззрения, экономики и культуры. Казань, 1993. С. 54 57.
139. Толстой Л. Н. Что такое искусство: Статьи, письма, дневники. М.: Современник, 1985. 592 с.
140. Толстых А. В. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск: Полымя, 1990. 207 с.
141. Толстых А. В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М.: Педагогика, 1990. 160 с. (Психология школьнику).
142. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки.
143. Тбилиси: Изд-во АН ГрузССР, 1961.
144. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 452 с.
145. Философские вопросы теории творчества: Межвуз. сб. тр. / Отв. ред. Я. Ф. Аскин. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1992. 135 с.
146. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.,1982.
147. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 456 с. (Сер. Классики науки; Пер. Г. В. Барышниковой).
148. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 269 с. (Пер. с англ. Г. Ф. Швейника).
149. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 330 с. (Пер. с англ.; Библиотека зарубежной психологии).
150. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с. (Библиотека этической мысли).
151. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с. (Мыслители XX века).
152. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высш. шк., 1991. 190 с.
153. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М.: Наука, 1981. 304 с.
154. Художественное восприятие: Основные термины и понятия: (Словарь-справочник) / Твер. ун-т. Тверь, 1991. 89 с.
155. Художественное восприятие: проблемы теории и истории: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Калинин, ун-т; Отв. ред. В. В. Прозоров. Калинин, 1988. 153 с.
156. Художественное восприятие: Сб. ст. / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука. Ленинград, отд-ние, 1971. 387 с.
157. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / АН СССР. Л.: Наука. Ленинград, отд-ние, 1982. 279 с.
158. Художественное творчество и психология / АН СССР, ВНИИ искусствознания МК СССР. М.: Наука, 1991. 190 с.
159. Художественно-эстетические ценности в системе культуры: Меж-вуз. сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1990. 120 с.
160. Целма Е. М. Художественные переживания в процессе восприятия искусства. Рига, 1974.
161. Цукерман В. С. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. 204 с.
162. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: XIX век / Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Республика, 1995. 528 с.
163. Чхартишвили Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси, 1971.
164. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с. (Философское наследие).
165. Шерозия А. Е. К проблеме сознания и бессознательного психологического: В 2 т. Тбилиси: Мецниереба, 1969 1973. Т. 1. 382 е.; Т. 2. 522 с.
166. Ширматова Г. А. Взаимодействие и взаимообогащение национальных культур и развитие эстетического восприятия: Дис. . канд. филос. наук. Ташкент, 1974. 196 с.
167. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1983. 480 с. (История эстетики в памятниках и документах).
168. Шульгин В. И. Искусство и личность в системе средств массовой информации и пропаганды. М.: Знание, 1979. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика. N 9).
169. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
170. Эстетические очерки: Сб. ст. Вып. 3 / Сост. В. К. Скатерщиков. М.: Музыка, 1973. 256 с.
171. Эстетические очерки: Сб. ст. Вып. 4 / Ред.-сост. С. X. Раппопорт;
172. Сост. И. А. Константинов. М.: Музыка, 1977. 224 с.
173. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 62 с.