автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Устное народное творчество как источник общественно-философских и эстетических идей
Полный текст автореферата диссертации по теме "Устное народное творчество как источник общественно-философских и эстетических идей"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА ИМЕНИ И.М.МУМИНОВА
На правах рукописи УДК 1 (09) (575.1)
ХАСАНОВ УМАР УСМАНОВИЧ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОГЧЕСТВО КАК ИСТОЧНИК ОБЩЕСТВЕННО - ФИЛОСОФСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ
09.00.03 - История философии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации «а сэагканне ученой степени кандидата философских паук
ТАШКЕНТ - 1996
Работа выполнена на кафедре общественно-политических наук Ташкентского Государственного Института искусств имени Маштона
yfirypa.
Научный руководитель - доктор философских паук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан Вахндов Х.П.
Официальные onnoueirm:
1. Доктор философских паук, профессор Носиров Р.Н.
2. Кандидат философских паук, доцент Мухаммадиёров ОХ.
Ведущая организация - Ташкентский Государственный Университет им.М.Улугбека.
Защита состоится /Л » Х]> _1996 г., в пасов на
заседании специализированного совета ДО15.03.02 по защите диссертации на соискапие ученой степени доктора наук в Институте философии и права им. И.М.Мушшова All Республики Узбекистан по адресу: 700170, Ташкент, ул. И.М.Муминова, 9.
С диссертацией можно ознакомится в Фундаментальной библиотеке All Республики Узбекистан) 700170, г. Ташкент, ул. И.М.Муминова, 13)
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного совета доктор философских наук, профессор
Х.ААликулов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Стратегия перехода к рыночной экономике в условиях социально ориентированной политики, проводимой независимой Республикой Узбекистан на нынешнем этапе ее развития, предполагает и в значительной степени зависит от творческой активности, энергии и инициативы се граждан, в которых заложены неиссякаемые потенциальные силы, резервы и во~можности, обеспечивающие решение этой задачи.
Реализация этой проблемы немыслима без глубокого и всестороннего изучения историке- культурного наследия народов Узбекистана, в том числе философских, эстетических ценностей, накопленных ими в течение многих тысячелетий. Как подчеркивал Президент республики Узбекистан И.А.Карнмов, "Фундамент нашего иарода-духовное наследие, оставленное нчшими предками, которое само по себе является бесценным сокровищем. Имеющийся у нас духовный фундамент, наши глубокие корни позволяют воздвигнуть соответствующее им здание независимости"1.
Исследование истоков философских, культурно-эстетических идей и представлений народных масс на различных этапах исторического развития, определение их места и роли в духовной культуре человечества и активное включение этих идей н взглядов в воспитательной процесс - важнейшая задача, выдвигаемая современностью.
Огромное значение приобретает в связи с этой задачей изучение различных произведений устного народного творчества, отражающих в художественных образах истинно народные философские и эстетические идеи, проливающие свет на исторические особенности национальной культуры и ее вхлад в общечеловеческие ценности .
I. Каримов II.А. Не сбиваясь, двигаться к великой цели. - Ташкент: Узбекистан, 1993. С.8.
Изучение процесса возникновения, формированиями смены различных философских и эстетических представлений и взглядов приобретает особую актуальность в условиях становления н развития эстетической кулыуры независимого Узбекистана.
Освоение культурно-художественного наследия никогда не может быть исчерпывающим. Каждое новое поколение из этого сокровища извлекает новые идеи, образы, созвучные с требованиями современного общественного, развития. Поэтому сказания н легенды о Шираке, Зарине, Гор-оглы, Алпамише, Рустаме, Фархаде, Томирнсе, Спитамепе, Мангубсрди, Темур-Малике, А.мир Тсмурс, Навои, Бабуре и о других одинаково ценны и актуальны для современников и в наши дни.
В нашем научном исследовании ставится задача изучения произведений узбекского народного творчества - дастаиов, сказок, легенд;, иаред'лых песен, пословиц, поговорок в историко-философском аспекте. Причем, главное внимание обращается иа диалектику возникновения и становления различных эстетических идей, представлений и взглядов, их взаимосвязь с предметами Й явлениями природы, общественной жизни.
Степень разработанности проблемы. Народное творчество, его лучшие образцы всегда привлекали внимание передозы.. мыслителей, ученых писателей и поэтов.
Отдельные теоретические аспекты культурного наследия народов Центральной Азии были исследованы русскими востохоаедами В.В.Бартольдом, Е.Э.Бертельсом, А.А.Семсиовым, С.П.Толстосы.м.1 Специфические вопросы узбекского народного творчества рассматривались в работах ученых-фольклористов - Х.Т.Заршюва, В.М.Жирмунского,
' См.:Ба;польд i).В. КулЫ)ра »jíjuMiaiieTM. CGop.co4.T.Vl-M., 1966 . 1>еркльс Е.Э. Лиг«р;*тура вародов Срслкей Л:нн// Ноаыя mh¡). 1939 г. Л«6-8, CcmciiovVA. Cpe.-uieainaituim трактат вэ музыке дар»нш-Лди.-Т.,1946. С.П.Тож-iub. Древняя культур» 1945,
М.Афзалова, М.Алавия, Т.Мирзаева, К.Имамова, Г.Л.Джалалова, М.Мур адова1.
В них освещены особенности узбекского народного творчества, его связь с традициями классической литературы, своеобразие исполнительского искусства, основные идейно-художественные направления творчества узбекских народных сказателей. В этих работах имеются отдельные соображения авторов относительно отражения в произведениях народного творчества идей и представлений о природе, о жизнн, о человеке.
Некоторые вопросы народного творчества рассмотрим в научных исследованиях Рахманова H.A., Хамидова X., Хакимова М. и других2. Ценный фактический материал собран в учебном пособии Абдуллаева II. "История искусства"3, в котором анализируются древнейшие памятники народного твор>";ства, их взаимосвязь с жизнью, трудовой деятельностью народных масс. Общественно-политические проблемы, жанровые и видовые особенности, мнфо: 1гические истоки, своеобразие развития народного творчества тюркских народов Центральной Азии исследуются в работах ряда авторов4.
В работах И.М.Муминовд, М.М.Хайруллаева, В.Ю.Захидова, Х.П.Сахидоаа, Ю.Ж.Дкумабаева, ХААликулова5, рассматриваются
1 См: Зарипсв X Т. Аннотация опубликованных работ, представленных на соискание уч.степени д-ра филол.ваук.Т., 1965. Жирмунский D.M., Зарнпоа Х.Т.УзбекскиА народный героический эпос.-
М.,1947., Афзалов МЛ. Узбек поэзняеннякг антологиям.-Т., 1948., Аласия М.Узбекистон хялц лсрикаси.-Т., (959.Мир^2ей {.Искусство узбекских народных сказателей и особенности нх эпического репертуара.Автор-дисс.д-ра фклол.наук.-Т.,198б.Имаиов К-Геиезис н поэтическая трансформация жаяро« узбекской народной поэзии. Авт.днсс.д-ра филол. яаук.-Т.,1985.,Джалалов А.Г.Узбекский пародией эпос.Автор; сс . д-ра фнлел.наук. - Т., 1980.
1 Рахманов li.A.Opxatio-Енисейские памятники и тюрские опосы.Автор.диссл-ра филол.иаук,-Т.1991. Х.Хамндов.Фирдоуси н узбекская литература. Автор днсс.д-ра фнлол. маук.-Т., 1991. Хакнмов М. Традиции фольклора в творчестве Алишера Навои. 5 Абдуллаев Н. Санъат тарнхи. 2-тои.-Т., Укиг-b'iJ, 1986.
4 Пуринов К. Формирование и развитие эстетической культуры казахского народа.Автор.днсс.д-ра филос.наук.-К.1991. Алиев'Ж.Из истории формирования научно-матсриалистического мкровозрения в Казахстане 20-30 годи.Автор.днсс.канд.филос.нэук.-Т., 1990.
5 Муминов U.M. Материалы но истории общс-твенно-философской мысли в Узбекистане.-Ташкент:
Фан, 1957. Хайруллаев М.М. Культур кое наследие в истории философской мыслн.-Т.:Фан,1985.
Захнлав В.Ю. Народный ноэт-бунтарь.-Т.,Фан, 1981. Вахидоа Х.Н.Просветительская идеология >
Туркестане.-Т.,1979. Думабоев Ю.Д. , Мамедов Ш.Ф.Эстетическая мысль в Средней Азии в IX-XV11
методологические вопросы изучения художественного наследия как источника общсствеино-фнлософских, эстетнчсск1:\, художественно-культурных «щей и представлений народа.
Изучение произведений узбекского устного народного творчества, как источника общественно-политических идей начинается с монографии Г. Ша-юсуповой1. В исследовании С.Х.Алимова2 рассматриваются вопросы воплощения эстетического идеала в узбекском устном народном творчестве.
О.Журасв3 о своей монографии анализирует проблемы взаимосвязи классической литературы с народным творчество" и вопросы отражения в нем философско-дидактическнх материалов.
Весомый вклад в историко-философское исследование узбекского устного народного творчества внесли А.Ахмедов, М.Хазраткудов4. В их работах устное народное творчество подвергается философскому анализу как источник мнропозреция, жизненного опыта народа. При этом отмечается, что лучшие представители классической литературы добивались наилучшего успеха именно осваивая идеи народного творчества.
Определенный вклад в изучение народного творчества в искусствоведческом плане внесли Г.А.Пугг.'Рнкова, С.М.Векслер, М.С.Рахманов, М.Х.Кадирог к др. Работы этих авторов являются важном подспорьем в изучении материальной и духовной культуры узбекского народа.
Необходимо особо подчеркнуть, что начиная с 60-х годов изучение узбекского народного творчества поднялось на новую ступень. Сбор и издание
вв.М.:. МГУ.1974. Аликулов Х.Л. Этические возрения мыслителей. Средней Aihh в 1\-\V «и. и Хорас»иа.-Т:Фан.1992.
1 Шаюсупова Г.Узбек халц огзакм нжоднда ыжтамомй-сиёгнн юялар.(Х1Х яср охнр» XX аср бошаркда).- Т.: Узбекистон, 1965.
1 Алимов С.Х. Эстетический идеал и еш воплощение в дореволюционном узбекском фольклоре.Автор.дисс. канд. Т. 1975.
3 Джурасв О. Узбек классик адаПнсзнла фалсафкй дидакгмк досюкчмлкк.-Т.: Фан, 1985.
4 Ахмедов .А. Мировоззренческие проблемы устного народного !ворчс.*ва (на материале > (оскского фольклоря).Автор.дмсс.д-ра фнлос. наук.-'Г.. Хазраткулив М.Философия ншрак. (омрспииЭЛпоьн, проблемы, теилеции рагвнгкя.Лвюр. лисе.д-ра фнлос. на)к.-Т., 149!.
сказок, достанов, легенд, пословиц и поговорок подготовили реальную почву для издания миоготомннка "Узбекское народное творчество".
Кроме того, появилось несколько сборников научных трудов, журнальных статей ученых-фольклористов, в которых в основном в литературоведческом аспекте анализируются различные произведения устного народного творчества, начиная с древнейших видов, вплоть до своевременных жанпов.
Как видно, проделан;» огромная по масштабам работа по сбору, изданию и исследованию устного «ягодного творчества узбекского народа. Однако, до сих пор в историко-философской литературе отсутствуют труды, посвященные обобщению и систематизации произведений узбекского народного творчества, как источника философских и эстетических идей н взглядов.
Методологические и теоретические оспочн исследования.
Ими стали прошлые и современные концептуально-методологические достижения историко-философской науки. Автор опирался также на научные труды по общетеоретическим проблемам эстетики, фольклористики, искусствознания.
При исследовании да: юн проблемы применялся научно-диалектический метод, основанный на при- гшах объективности, историчности, логичности, преемственности. Работа построена на материале узбексхого народного творчества, собранного и изданного в многочисленных антологиях, сборниках, специздкннях, а также использован н живой разговорный опыт.
Цель н задач:! исследования. Целыо настоящего исследования является
выяснение г историко-философском плане истоксз народной эстетики, проследить процесс возникновения, формирования н смены различных филесофсхо-эстетнчесхих ндсИ, предетавлеь.н1 н взглядоз узбекского народа, отраженных в произведениях устного народного творчества, эстегического освоения предметов и явлений природы, общественно!« жизни. В работе ставится также задача определить места и роль народной зстегнкн а
становлении эстетической культуры независимого Узбекистана в эстетическом воспитании в современных условиях.
В соответствии с этой целью в диссертационной работе ставятся следующие задачи:
- определение места народного творчества в системе философских и эстетических идей, выявление особенности народной эстетической мысли, его места в поиске эстетического идеала;
- показать процесс отражения явлений природы и их роль в возникновении и развитии философских н эстетических идей;
исследование общественно-политических идей в народном творчестве, их взаимосвязь и взаимообусловленность с условия' 'и жизни и трудовой деятельностью народных масс;
- определение места и роли философско-эстстических идей народного тпорчества в системе воспитания молодежи в современных условиях.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- выявляются особенности и истоки общественной н эстетической мысли, отраженные в устном народном творчестве;
- в работе дается определение понятия народной эстетики, анализируются предметы и явления природы, а также трудовая деятельность как источники народных фнлософско-эстетнчсских идеи и представлений;
- выявляется обусловленность таких общечеловеческих общественно-эстетических ценностей, как общественный идеал свободы, человеческой красоты, гуманизма, патриотизма, социальной справедливости, трудолюбия с условиями общественной жизни;
- раскрыта взаимосвязь народной эстетики с философскими, нравственными, религиозными представлениями, отраженными в произведениях народного творчества;
- показываются место н роль народного творчества в общественном развитии и эстетическом воспитании членов общества.
Научно-практическая значимость. Научно-теоретические выводы и рекомендации, изложенные в работе могут быть практически применены:
- и вовлечении произведений народного творчества в практику становления эстетической культуры и формировании идеологии независимости Республики Узбекистан;
- в изучении философских, общественно-полита .еских и эстетических идей и взглядов народов Центральной Азии и Узбекистана;
- создании ™1сбникзо, учебных пособий , спецкурсов по философии, эстетике, этике, истории г: гл культуры;
- в эстетическом, нравственном, экологическом воспитании люден в современных условиях.
Апробация диссертации. Основные положения исследования изложены в ряде публикации, докладывались на научно-теоретических конференциях института повышения квалификации преподавателей общественных наук при ТашГУ имени М.Улугбека, были предметом обсуждения на заседаниях кафедры общественно-политических наук Ташкентского Государственного института искусств имени Мгшюна Уйгура.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Со введении мотпг^свап выбор темы, определены предмет, цель и задачи исследования, показана его актуальность^ научная новизна и практическая значимость.
Первая глаиа "Устное народное творчество и философско-эстстнчесхое освоение природы "поспящсна рассмотрению теоретических аспектов народных философских и эстетических идей, анализу предметов и явленна природы как источника философских и эстетических представлений народных масс.
В первом параграфе "Особенности эстетического освоения действительности", базируясь на основополагающих .трудах известных исследователей истории философии, эстетической мысли и фольклора, рассматривается своеобразие устного народного творчества, как специфического вида искусств.
В диссертации обосновывается правамсрность понятия "народная эстетика". Оно используется для обозначения эстетических представлений и взглядов народных масс, содержащихся в произведениях народного творчества. В отличие от научных эстетических теорий, представляющих логически взаимосвязанную систему, термин "народная эстетика" раскрывает содержание п художественно-эстетическую и эмо-чюиальную природу народных эстетических представлений и взглядов. В работе анализируется история формирования этого понятия и введения его в научный оборот.
В диссертации подчеркивается , что понятие "народная эстетика" включает в себе элемент устиости, индивидуальности исполыштсля, творческой импровизации в качестве своеобразных, важнейших признаков устного народного творчества.
Произведения народного творчества, будучи синкретическим видом искусства, представляют собой целостный комплекс сложных элементов, fc них исползуются своеобразные художественно-выразительные средства, расчитанные на слуховое и зрительное воспрятмс в момент исполнения. Это дастаны, мифологические сюжеты, сказка, легенда, поговорка, песни, пантомима, аския (острословие) и др.
В диссертации раскрываются особенности народного творчества: - коллективность авторства н творческого акта; это коллективно выработанные, широко принятые массами, ставшие традиционными и передающиеся эстафетой в веках народные представления о прекрасном, возвышенном, безобразном, низменном, добром и злом, трагическом и комическом;
эстетический и художественный синкретизм, т. е., внутренняя диалектическая связь образно-выразительных элементов литературы, театра, музыки, танца;
- живой, творческий контакт исполнителя и слушателя, когда дополыштелыю возникающие ассциацин, актуализированные исполнителем, тут же передаются слущятелям-зрителям •> становится общественно-осознанным фактом: отсюда неизбежно »зрисутстяующий элемент импрофизацни во время исполнения произведения ц- рствга творчества;
- органическая связь народного творчество с жнзныо народа, поскольку в нем так или иначе присутствую? жпзненнме потребности народа, связанные с его материальными и духовными запросами;
- диалектическое единство реальности и фантазии, художественно-образная форма выражения философских, общественно-политических, нравственных, религиозных и , конечно, эстетических взглядов, представлений и верований иа;ода;
- спределеная односторонность и ограниченность идей народного творчества как выражения стихийности мнровозрешш народных масс, отсутствие у них четких и конкретных планоз изменения условий жизни.
Таким образам, наро—эе творчество есть специфический вид искусства и результат того, как нарэд воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию.
Второй параграф "Природа как источник философских и эстетических идей" посвящен анализу природы, се разнообразных предметов и явлений как источник философских п эстетических представлений парода. Предметы и явления оказывают существенное влияние на повседневную практическую жизнь народа, па все сферы материального и духовного производства.
В диссертации подчеркпвпе.'ся, что главное внимание народа привлекали те предметы н явления природы, с которыми он постоянно взаимодействует и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность. Так, например, а устном народном творчестве важнее место занимает
проблема воды и ирригации - как абсолютной жизненной необходимости. Это - образ солнца как антипода холода и мрака, олицетворяющих собою злые, темные и косные силы; деление предметов, явлений и состояний природы и времен года на мужскую и женскую половины; - специфическая функция образа луны как олицетворнтелышцы восточной красы ("луноликая", "ойдин", "онпари", "ойсары" и т.д.) - проблема огня как образа вечно возрождающейся жизни, ее силы; - проблема психологического пейзажа, при помощи которого раскрывается внутреннее состояние героя.
На ранней ступени человеческого общества оценка явлений природы носила непосредственный характер. Первобытные люди просто преклонялись перед силами природы, испытывая перед ними страх, будучи не в силах овладеть ими. Это выражалось в том, что в произведениях народного творчества природу одухотворяли, называя ее "мастерицей всех вещей". На почве таких эстетических представлений возникали легенды, сказания о богах-творцах, олицетворяющих силы природы.
Мифологические и религиозные представления базировались на более развитом поиятнйно-образн"м мышлении. Здесь человек обладал способностью не только оперировать абстрактными понятиями, но и противопоставлять их самой действительности. Оснс»:<ь:м признаком такого мышления является вера в сверхсстествсиное.
В работе показаны принципиальные изменения в сфере материальной и духовной жизни общества, обусловленные появлением и развитием 'звуковой речи, состоящей из четко дифференцированных понятий и суждений. Это существенно перестроил познавательный процесс. Человек стал мыслить о предметах и событиях, которые имели место в прошлом или произойдут в будущем. Тем самым создавались условия для превращения спыта, знания отдельных людей в достояние всего коллектива, обеспечивая их передачу от поколения к поколению. Многие произведения народного творчества -дастаны, сказки, легенды отражают эти свойства и признаки понятийно-образного мышления.
В диссертации подчеркивается, что в народном творчестве наряду с позитивными знаниями существует и сверхсстествепное, осознание своей беспомощности перед силами природы, что нашло отражение в обожествлении отдельных предметов и явлений природы.
В диссертации уделяется внимание раскрытию роли мифологического мышления в формировании эстетических представлений в народном творчестве. В широком смысле мнф (др.грсч. слово - речь, рассказ, предание) - это фантастический вымысел, объясняющий происхоз*де*ия или сущность какого-нибудь предмета или явления чаще всего путем перенесения на них человеческих отношений и свойств. Ачализ истоков философско-эстетичсских идей немыслим без учета сущности и специфики мифологичекого мировозрения. В мифологическом мышлении объективный мир и человек оказываются чем-то единым, отсюда нерасчленешюсть одушевленного и неодушевленного, естественного и сверхъестественного, познавательного и эмоционального, логического и аллогического.
В мифе осмысление предметов и явлений природы выступает непосредственно, выпукло, конкретно. Герои мифологических сюжетов противостоят хаосу, побеждая чудовищные, гигантские силы, устанавливают порядок.
Стремление понять причинность, выявить сущность вещей и сделать обобщения привело к созданию человеком многочисленных фольклорно-мнфологических образов и сюжетов, которые дают краткие, но наглядные объяснения природных явлений. В народном творчестве мифологические легенды и сюжеты постоянно превращаются в образные, символические изложения взглядов и представлений народных масс о природе, социальной действительности и о самих себе. Так, у большинства народов вырабатываются мифологические модели мира в виде бинарных (двоичных) различительных признаков, которых включает в себе до 20 пар противопоставленных друг другу особенностей, имеющих положительное и отрицательное значение, способствующее возникновению соответствующей
эстетической оценке: верх-низ, небо-земля, земля-подземное царство, восток-запад, ссвср-юг, день-ночь, весна (лето) - зима (осень) , белый (красный) -черный, вода - огонь, мужской- женский, старший - младший, предки -потомки, свой- чужой, хороший - плохой, левый - правый, внутрениым -внешний, сакральный - мирской, счастье - несчастье, жизнь - смерть1.
В диссертации показывается, что иредмсты н явления природы в народном творчестве осмысливаются в связи с психологической спецификой людей, их побуждений, настроений. Например, весна связывается с молодостью, побуждением, зима со спячкой, угасанием, пора летного цветания - с расцветом человеческих сил и т. д. Протовоположиость дневного света и ночной тьмы, летней жары и зимнего сурового холода, весеннего жизнерадостного оживления природы н ее застывшее а спячке мертвенное состояние зимой послужили источником возникновения по существу противоположных философско-эстетическнх понятий и представлений, внося в эту модель мира коррективы региональных и национальных особенностей.
Так, природные и климатические условия Центральной Азии настоятельно требовали решек :я жизненно важной проблемы региона- Ьодных ресурсов. Поливное зеилежелне, фруктовые сады могли давать урожай и плоды только при достаточном орошении. Угасала жизнь, если зича оказывалась сухой, влажной. Жаркое и сухое лето при нехватке воды все иссушало и природа становилась не матерью, а злой "мачехой".
Поэтому вода в произведениях узбекского народного творчества -дастанах, сказках, легендах, пословицах и поговорках приобретает особую эстетическую ценность как источник жизни, всего прекрасного. В сказках "Отец Вод", "Месяц и Зумрад" и во многих легендах воде приписываются волшебные некие магические свойства, рассказывается о живой н омолаживающей (о&кзам-зам) воде, которая старика преращает в сильного, красивого молодца, излечивает различные болезни.
См.: Мифы народов мира. В 2-х томах. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 162.
Такую же эстетическую оценку получают и другие предметы и явления прпроды, с которыми люди сталкиваются на каждом шагу духовно-практического освоения действительности.
Таковыми были в первую очередь бескрайнее небо, ярко светящее п дарующее людям тепло солнца, другие небесные светила - как символы н носители добрых и злых начал, имеющих соответственно, прекрасную или безобразную эстетическую ценность.
Восточная красота часто связывается с полной луной. Эпитеты "лунолнкая", "сияющий месяц" - постоянные спутники и определители красоты у восточных народов* в том числе и узбеков, широко распостраиены имена Ойпары, Шамс, Хуршид, Зухра, Муштарий, Яшин, Чакмок и другие.
Особым эстетическим качеством наделен огонь. С возженнем опт издревле соединялась поэтическая мысль о возрождении жизни н силы, а с угасанием его - мысль о холоде, старости и смерти.
Произведения узбекского народного творчества отразили в себе коитрасную природу Центральной Азии и Узбекистана: зеленые, цветущие оазисы, окруженные знойной пустынен, бурные горные реки, разливающиеся по множестве каналов, безводные степи. Скудность и бедность иных ландшафтов иногда дополняется фантазией народной эстетики. Ее уровень возрастает многократно, когда применяется такой художественный прием, как "психологический пейзаж":
"В гости к нам на свадебный пир Приглашаю пссчанный мир..., Улыбайся, жена моя, И сегодня среди живых В целом мнре-лишь ты да я Нет счастливее нас двоих"1.
Узбекские народные поэмы. - Ташкент, 1958. С.167.
С одной стороны - скупые тона природы, а, с другой - герои счастливы, им хорошо. Бедность окружающего пейзажа, скудность природы великолепно оттеняют чувство свободы н счастье жизни.
В диссертации на анализе образоа фауны, разнообразных животных и птиц показывается выражения символов добра, героизма, красоты, а также негативных качеств - злой хитрости, глупости, тупости, злости.
Таким образом, отражение действительности в народном творчестве одновременно и реально н нереально. Диалектическое единство этого противоречия придает ей особую, художествснно-эмоциональиую прелесть, что составляет ее специфику. В центре внимания произведений народного творчества - преобразующая деятельность человека.
Вечно развивающаяся и обновляющаяся природа, ее многочисленные предметы и явления, служили основными источниками возникновения и развития различных философско-эстетических идей. Борьба добра и зла, светлого и темного выработала в народной эстетике своеобразные символические образы, олицетворяющие эстетически прекрасное или иизмеиное. В этой борьбе прекрасное непобедимо, оно неизменно берет верх.
Во второй главе "Проблемы труда, человека н общественного идеала в народном творчестве" рассматривается роль труда и трудовой деятельности формировании эстетических представлений об идеале человеческой красоты, общественной справедливости.
В первом параграфе "Труд - источник прекрасного" исследуется народное понимание труда • как источника благосостояния людей, как основе материальных и духовных ценностей.
В диссертации показываются истоки рождения сказок, легенд, героических дастаиов о необыкновенных богатырях - героях, их величайших трудовых свершениях. Это библейский Самсон и античный Геракл, Рустам, Равшан, Алпамыш, Фархад и другие образы народного творчества.
В процессе труда человек открывает и самого себя, его практическое чутье перерастает в эстетическое отношение к своей работе, побуждает его
быть требовательным , взыскательным и нетерпимым к малейшей погрешности в отделке, стремится к изяшсству конструкции и завершенности внешнего вида создаваемых изделий. "Мастерство дороже вдвое, чем богатство даровое", - отмечает пословица. Достигнутое в результате мастерства совершенство и есть красота. В диссертации аналйзаруются народные сказки, пословицы и поговороки , в которых получило свое отражение чувство гордости и эстетического наслаждения результатами труда, понимание тружеником своего места в трудовом коллективе, в семье, обществе.
В диссертации .сл анализ конкретных произведений народного творчества, в которых разоблачается тунеядство, лень, неумение и нежелание работать, желание жить за счет труда других. Народ противопоставляет этому безобразному образу жизни красоту творческого труда, самоутверждающую силу честных тружеников, увенчивая их в финале неизменной н заслуженной победой. Эстетическая мораль таких произведении пусть наивна, но величава в своей чистоте и красоте.
В работе отмечается также, что в произведениях народного творчества отношение к труду выражается не всегда однозначно. В отдельных произведениях труд изображается как некое унизительное бремя, наложенное судьбой на людей грехи.
В этом грешном гг<ре невозможно освободиться от этого тяжкого занятия - наказания. Подобное взгляды и представления, несомненно, глубоко проникали з народное творчество, как отражение фактов реальной жизни трудящихся, когда человек с раннего утра до позднего вечера работает па хозяина, отчуждаясь от результатов своего труда.
Одной из особенностей народного творчества является то , что подобного рода идеи передаются и через образы и повадки животных, птиц и насекомых. В народных сказках верблюд, осел, пчела, муравей, олицетворяя трудолюбие, честность, скромность, выступают как олицетворение эстетически прекрасного. А волх и лисица часто изображаются как тунеядцы,
живущие за счет других, обманщики, грабители, представляя эстетически низменное.
Труд свободный, созидательный, возвеличивающий человека, создающий блага для коллектива, семьи и для труженика по народный мудрости может быть источником прекрасного. В народной мудрости постоянно подчеркивается мысль о том, что богатство и изобилие имеют место там, где господствует единство, спокойствие и честный труд.
Во втором параграфе "Проблемы идеала человеческой красоты и общественной справедливости в народном творчестве" подробно исследуются истоки идеала человеческой красоты, отраженный в узбекском народном творчестве. Этот идеал, являясь воплощением народного гуманизма, представляет собой сгусток, синтез таких вековых человеческих стремлений и чаяний, как жить в согласии, в мире и дружбе с другими пародами , а также понятия и чувства человеческой справедливости, счастья, благоразумия, целемудрня, свободы, равенства, братства, патриотизма. Этот эстетический вдеал воплощается прежде всего в любимом герое поэм, дастанов, сказок, легенд. Он имеет в себе две стороны прекрасного: внешнюю красоту (красоту тела) другая - это духовная, внутренняя, нравственная красота.
Богатыри, борющиеся с темными силами природы и избавляющие народ от злых духов и разного рода чудовищ - прежде всего прекрасны физической мощыо, телосложением, силой. Это поклонение перед внешней красотой объясняется естественным желанием человека насытить силой мышцы, приобрести легкость и ловкость движений. Человечеству с давних пор известно, что здоровому телу сопутствует полнота ощущений радости жизни. И то, что у древних греков получило классическую формулировку " в здоровом теле здоровый дух", было свойственно всегда народному миропониманию, созерцанию многообразия естественных процессов.
С другой стороны, народная фантазия не могла представить победителен злых и темных сил природы внешне рядовыми, обыденными.
Только герои с фантастической силой и мощыо могли осуществлять вековые желания, чаяния и мечты людей.
В узбекском народном творчестве сказочным идеалом выступает главным образом невероятная физическая сила героев - мужчин и неземная красота героинь - женщин. Почти все произведения полны поэтическими выражениями, передающими восхищение внешней красотой, стройностью фигуры девушек:
А лнцо се, - говорят -В темноте горит, - говорят, -Светится в темноте она. Этот свет - не простой свет В мире больше такого ист!1
Широко распространен метафорический прием сравнения красоты девушек с небесными светилами: глаза девушек - с яркими звездами, - зубы -с драгоценными камнями - бриллиантами и жемчугом. Особое значение придается женским косам.
В этих образах - мечтах народ видит освобождение от тяготевших над человеком бедностью, серостью, тяжести повседневного быта.
Внутренняя красота героев народного творчества как главные признаки идеала - она выражается в деяниях героев на благо общества, в борьбе за счастье и свободу народа и тесно связана с тем социально резонирующим счастьем и радостью.'
Идеал человеческой красоты проявляется также в беззаветной любви к детям. Почти во всех произведениях неизменными эпитетами, характеризующими красу детства, выступают слова "солозсй", "цветок", "весна", "красота" и т.д., которые передают глубину человеческого душевного состояния и восхищения.
Узбекские народные поэмы.- Ташкент, 1958. С.406.
В устном творчестве многих народов важное место занимает утопический идеал "о золотом веке", утерянном когда-то по вине самих же люден. Например, в "Авесте" говорится, что первые люди па земле жили в раю, блаженстве, которое, однако, продолжалось не долго, так как люди дали злому гению обольстить себя.
В диссертационной работе отмечается, что апелляция народной мудрости к прошлым временам, бесследно исчезнувшему "золотому секу" и символико-поэтичсским образам, воплотили в себе народные мечты и чаяния о справедливых царях, желанием народа озарить светом идеала свой жиленный путь, наполнить его духом оптимизма и ясной надеждой.
Эстетика народных масс проявляется н в эстетическом развенчании бездельников и тунеядцов общества, живущих результатами чужого труда, в резком и едком осмеянии лени: " Во время жатвы нет, во время посева нет, а не гумне (готов) ест", "Есть сомненье и печать у богача, что скуп: давать суп голодным вроде жаль, не дать - прой&гет суп"1. Народное творчество возвеличивает только богатство, которое добыто честным трудом.
В диссертации анализируется процесс формирования эстетики народного протеста, не вполне осознанное, стихийное отражение отношения парода к условиям общественной жизни.
Основной темой парадного протеста является крайне тяжелые, невыносимые условия жизни, несправедливость,. гнет. Характерно, что идейное содержание этих произведений окрашено не пессимизмом,' а, наоборот, их отличает глубокий оптимизм, вера в конечную победу добра I! дружбы над враждой н жестокостью:
Не говори - пути непроходимы,-Сил не пожалеешь - одолеешь. Не говори, враги непобедимы,
' Акл - аклдан кувват олади. Ташкент, 1967, 240-248- бетлар.
Если не робеешь - одолеешь.'
Особым образом эстетическим протест проявлялся в отношении к бесправному, унизительному положению жешцин. Многочисленные песни, пословицы и сказки выпукло отразили это явление:
Растет цветок, но ты цветка не рги,
Бутоном дай раскрыться, дорогая.
Не рви цветка, цветка моей любви2.
За старика меня , мама , не сватай, м-'тч моя"3.
Противопоставляя свое исконное, здоровое отношение к женщине, народ воспевал красоту взаимного чувства, силу добра и любви.
В диссертации подчеркивается, что эстетическое освоение явлений социальной действительности в народном творчестве характеризуется многогранностью и многофункциональностью. Художественно-духовный портрет народа получил свое отраженно в его отношении к мнру, жизни.
■ В заключении диссертации сделаны выводы и даны некоторые рекомендации об использовании идей, образов к идеалов узбекского народного творчества в формировании эстетической культуры народа, необходимость кропотливой работы по дальнейшему собиранию, изданию и пропаганде произведений народного творчества, вовлекая его лучшие образы в научную и практическую творческую орбиту.
Основное содержание диссертации освешено в следующих публикациях диссертанта:
1. Идеал человеческой красоты и воспитание личности (брошюра, на узбекском языке).-Ташкент.: Знание, 1975, 1 п.л.
2. Эстетика узбекского народного творчества // Вопросы эстетики, истории и теории театрального искусства. Сбор. науч. трудов. № 662. ТашГУ,-Ташкент, 1981, 0,8 п.л.
1 Караван мудрости. - М., 1966. С.15
1 Народна» лирика Утбекиаана.-Ташкент, 1959. С.38. ' Том же .С.-12.
3. Народная эстстнка и их особенности (брошюра, на узбекском языке).- Ташкент, 1995, 1,2 л.л.
4. Эстетические ценности в устном народном творчестве и их использование в воспитании подрастающего поколения// Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Великой победы над фашизмом, "Ватанни - севмок, иймондандир". Гулнсюн. 1995 г. О, 2 п. л.
5. Народная эстетика - фактор гармонично развитой личности// Материалы II- Республиканской научно-- практической конференции "Мустащш Узбекистан": Фалсафа фапншшг долзарб муаммоларн.- Тошкент,
1995, 0,2 п.л.
Узбек хг-лк,!1!шмг егзаки тяодн асарларн - эртаклар, афсоиалар, достонлпр, г:ушик/!ар, макрллар миллим цадрият ва мафкурасгшинг тари::£ий цнсмндир. Улар халцнмиз узлнпши билиш, рух,и1ш тушунишда мух,нм омнлдир.
Тарихий тарпк/сгётшшг узок; даврларидан бошлаб турлн авлодларшшг ижтимоий - фалсафнм ва эстетик гоялари, к,арашлари ва тасаввурлари бу асарларда акс этиб, узлуксиз такоинллашиб боргам.
Ушбу ил мни тадцицотда узбек халци огзаки ижоди асарларида ифодаланган ижтимоий идсаллар, фалсафий ва эстетик гоялар ургаиилгаи. Бунда» гояларшшг пайдо булишн, такоииллашнб, диалектик ривожлаииб борншшшг маибаларц -табиатиниг турли-тумаи жисмлпрн, ижтимоий хаёт ,\одисалари зкаплиги ашиушшди, улар миллий маданиятшшг, маънавий мбросшшг таркибнн к,ис?,ш енфатида тпдкш; кдолинадн.
Мус тал и л Республиками:* эстетик маданията шакллаиишнда огзаки ижод асарларн, уларда акс этган турлн к,арашлар, гаялар мухам ах,амнят касб зтади. Таадикотда халц ижгимоий-фалсафий па зетстик гояларини илми:"! ургаиши йуллари, усул ва шакллапи, миллий мафкура шакллашшшдаги лмалий я^амияти курсатнллди.
RESUME
This Candidate dissertation studies the Uzbek folklore as a source of (lie social and aesthetic ideas.
The origin and formation of the peoples ideas, views and conceptions of the nature and "the social life arc investigated on" the base of such specific data as folk legends, talcs, dastons, songs and proverbs.
The main sources of these ideas arc proved to be various material phenomena, such as fire^ water, animals, events of the social life and labour. They have developed the people ideals of the social life and human beauty that one can find in the Uzbek folk-lore works.
The dissertation points out that these ideas ought to be used at present to form the ideology of the independence of the Republic-of Uzbekistan as well as to develop the aesthetic education of the people. The forms and merhods to introduce these ideas into the life arc explained.