автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Взаимоотношение эстетической культуры народов Северного Кавказа и ислама
Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимоотношение эстетической культуры народов Северного Кавказа и ислама"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный совет (Д 053.05.21) по философским наукам
На правах рукописи
АЙДЕМИРОВ Насер Гамидович
УДК I МИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ИСЛАМА
(09.00.04 — эстетика)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Москва — 1994
Работа выполнена на кафедре философии Ставропольского политехнического института.
Официальные оппоненты':
доктор философских наук, профессор Оганов А. А.
доктор философских наук, профессор Кулаев К. В.
доктор философских наук, профессор Карпушин И. И.
Ведущая организация — Ставропольский государственный педагогический институт, кафедра философии. ^
Защита состоится «tf^.iC» на заседании специализированного совета (шифр Д.053.05.21.) по философским наукам при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова (Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, П-й этаж, аудитория 1157)
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова.
Автореферат разослан «А^...» г.
Ученый секретарь специализированного совета
Кузнецова Т. В.
Университет имени М. <В. Ломоносова, 1994
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования проблемы. Проблема культуры, механизм ее формирования, закономерностей развития - .многоаспектна, сложна и противоречива. Ее м^жно раскрыть, только совмещая "горизонтальные" -социалъно-эноьоыические, политические, нравственно-психологические, социокультурные характеристики и "вертикальные" - историко-хронологическив параметры, причем в каждом конкретном случае это "совмещение" имеет свою специфику, которая оказывает ошу^имое влияние не только на теоретические построения и мировоззренческие выводе, но л на междисциплинарный способ подхода к изучению проблемы.
Актуальность ее и в том, что в современьом обществе возник ряд противоречий, .связанных с процессами освоения культург каждым вновь приходящим поколением. Культурное наследие человз-чества растет, в нем аккумулируется и позитивный, и негативный опыт развития, возможности усвоения накопленного опыта, степень его необходимости для решения новых задач, что актуализирует проблему, взятую в качестве предмета исследования.
Более того, признание и исследование культурного наследия малочисленных народов, в том числе к народов Северного Кавказа прошлых времен рассматривалось чуть ли не как проявление национализма, а в условиях Северного Кавказа, где научное, литературное и философское наследие было в основное перемешено с религиозными предрассудками и вырелеио на арабском языке,-выражение панисламизма и пантюркизма. Такое отношение к культурному насгэдию малочислен :ых 'народов прошлого находилось в прямом противоречии изучению общечеловеческих ценностей. Необходимо учесть, что каждая народность,нация, независимо от ее
численность,вносила и вносит определенный ькяад в развитие мировой культуры, в том каски науки и философии. Следовательно, встает необходимость тщательного изучения иетс&мц культуры всех народов,обобщить и сохранить то ценное и важное, что в ней имеется.
Степень изученности проблемы. Кавказ всегда привлекал к себе внимание исследователей. Особенно много по$ лилось работ по истории,археологии,этнографии,искусству 00 второй полови: та XIX века. Интерес к Кавказу приветствовался передовой наукой России. Вс.Миллер писал: "Такая область, как Кавказ,необходимо . требует и большего числа исследователей даже в количественном отношении, а между тем число исследователей, сравнительно с количеством научных задач на Кавказе представляется совершенно ничтожнкы. То,что заезжим ученым дается огромны.; трудом, может быть сравнительно легко достигнуто деятельностью местных людей"Таких местных ученых,национальных историков и зтно-^афов,осшо крайно мало. Задача осложнялась отсутствием письмен- 1 ности у абсолютного большинства народов Кавказа.
Со времени приобщения Северного Кавказа к передовой культуре России ст'ли появляться ценные работы национальных авторов (на русском языке),анализирующих различные сферы развития своих народов, многие из аспектов материальной и духовной культуры. Значительную част* исследований составляли работы заезжих путешественников и учешх-описателай,которые зачастую в угоду любителям экзотики представляли народы Северного Кап-каэа "бескуиьтурш.ши" и с дикими нравгми. Иностранцы, побывавшие на Кавказе,со своей европейской колокольни расценивали, культурные, достижения северокавказских горцев. И все-Миллер Вс. О "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа". Т.фтис, .1893? ^¡'.1.
таки дане та!че работы иногда помогают в отбора и классификации фактического материала, вних имеются ценные наблюдения. ¡Многочисленные описания российских исследователей можно в целом разделить на три направления: прогрессивно-демократическое, либерально-дрмократическое и реакционно-колонизаторское.
1Ъ объему печатных материалов последнее направление представлено в количественном отношении наиболее основательно. Историки самодержавного направления Н.Дубровин, П.Нядеждин, Е.Марков, И.Попко, С.Эсадзе, Ф.Щербина, Л.Короленко стара -лись оправдать Боенно-колонизаторскую политику царизма на Северном Кавказе, изображая горцев неспособными к духовно-ин-теллектуа.-ьному развитию. Проимперские историки стремились придать политике самодержавия благопристойный, цивилизованный характер. ¿.Лилов писал: "Есть существенная разница между цивилизацией древнего и нового мира. Для пзрвой покоренные народы и рабы были названиями синонимическими, вторая стремится массы, подавленные силой оружия, возвысить до собственного уровня в отношениях политическом, общественном, умствел-ном к нравственном"*.
С пафосом щршв об исторической миссии царизма представители официальной историографии. В.Потто, А.Чудиьов и дру -гие,"продолжавшие традиции буржуазно-дворянской иоторичес -кой науки. "Дряхлеющие под знойным солнцам юга народы жаждут прохладной тени русского скипетра"^, - уц.ервдал В.Потто.
* Лилов А. Оиерк быта кавказских'горцав. СШМ!К, 14, Тифлис, 1892, с.З.
О ■ . '■>
Потто В.А. Утверждение русского владычества на Кавказе.
Т.1. Тифлис, 1901, с.6.
'Прогрессивные исследователи видели в народах Северного Кавказа равных европейским нациям по уму, талантливости, потребностям в знаниях и художественном трорчестве, но ^тсталых по образованию, стоящих, пс словам В.И.Ленина, "в стороне от истории"*. А.Берже, ¿.Леонтович, Ы.Ковалевский, В.Пфаф,' В.Миллер представили мировой науке богатейший материал по материальной и духовной культуре горцев. Много й-актических данных, достоверных и ценных, собрали местные исследователи: Е.Д.Фелицмн (историк и археолог, инициатор создания краеведческого музея Кубанской области), И.Бентковскнй (секретарь Ставропольского статистического комитета) и многие другие. Он" были искренне обеспокоены положением дел на Северном Кавказе, понимая, к чем.,, в конечном счете, может привести политика самодержавия. "Печальный факт совершающегося на наших глазах вымирания горских племен внушает основательные опасения, что народ этот в недалеком (Гудущем исчезаем окончательно, навсегда оставшись неизученным, неразгаданным, как и вся
г,
еги многовековая история , - предупреждал Е.Фелицын.
Кевказоведа, во¡питанные на передовых идеях XIX века, в своих публицистических статьях', этнографических и экономических очерках, путевых заметках показали с гражданской добросовестностью тенденции об^окуль-; урного и духовного развития горских народов. Е.Максимов, писавший о жизни осетин и адыгов, Г.Вертепов - об ингушах и чеченцах, А.Дьячков-Тарасов, Н.Иваненков - о карачаевцах,, Н.Тульчинский - о балкарцах, были очевидцами событий л в основном правильно их оценивала.
* Ленин В.И. Полн.собр.соч. ,т.З,с..Ь9Ь.
^ йелицин Е.Д. Черкеон-ьдиге и западно-кавказские .горцы,
Екатеринодар, 16В4, с.4.
* - ' -
б
Разумеется, ни одна из работ, перечисленных и неназванных авторов не посЕяа^на волросу эстетического сознения горцев. Но любое ксслг-;ов«" мож' 4 рас-мотреть сквозь призму ' воплощения в нем объективных файлов, "'¡ежащих общественное сознание того времени, в том числе эсте^ичес Явно существующие эстетические ношы, живущие в любуя эпоху и проявляющиеся в производстве, быту, искусстве, устном народном творчестве, обрадах и празднествах, неизбежна отражаются и в исследованиях.
Выявлении характера эстетического сознания народов Северного Кавказа помогают и российские периодические издания, такие как "Русский вестник", "Вестник Европы", "Военный сборник" а также местные: "Сборник материалов дия описания местностей и племен Кавказа" (1882-1929), "Сборник сведений о кавказских горцах" (1868-1(381), "Кавказский календарь" (1946- ' 1917) и много других. В них содержатся ценные сведения о взаимоотношениях народов Северного Кавказа, их материальной и духовной культуре. Этот совокупный материал дает возможность проследить пути и хьрактег культурного общения народов и на их основе выявить взаимовлияния и общность эстетических представлений.
Материалы в дореволюционных изданиях не свободны от ошибочных и тенденциозных оценок. В советское время уже в 20-х годах появляются работы, авторы которых стремятся с объективных позиций показать историю развития горских народов, но преимущественно на старо 1 источниковедческой базе. Но и это уже было важным шагом в объективном исследовании Северного
Особенно ценны, с точки зрения достоверности, работы
а
Кавказских национальных исследователей У.Алиева, С.Габиева, И.ТамСиева, И.Карачайлы, А.Шарипова и многих других.
Советская об\цественнэя Наука развернула широкий фронт наступления на решение .проблем по разностороннему и глубокому изучению народов Северного Кавказа. Следует отметить труда
дагестанских ученых Г.Г.Газматова^, Г.А.Султановой, М.А.Яку-
Ф
бова, З.А.Гейбатовой-Шолоховой, А.Дя.Магомедова , Д.М.Маго-
Я 4
медова , Р.Микаиловой и др. Эти ученые, непосредственно не
исследуя эстетическую культуру народов Сезерного Кавказа в целом и эстетического сознания .в частности (как элемента эстетической культура), на большом фактическом материале показывают генетическую к типологическую обадеость литератур народов Дагестана, смену художественных методов, опыт культурного строительстваа в Дагестане, последовательно анализируются важнейшие этапы историко-художественного процесса, становление и развитие театра и драматургии, музыкальной культуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Автор при исследовании поднятой проблемы опирался и на работы этих ученых.
^Газматов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского
периода. Типология и своеобразие художественного опыта. М., 1982 и мр.
о
Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941 гг. М., »87.
3
Магомедов Д.М. Культура Дагестана. В кн."Искусство Дагестана". М., 1981.
^ Микаилова Р. Декоративно-прикладное искусство Дагестана". В кн."Искусство Дагестана". М.,1981.
Исследованию данной проблемы помогли т^.к-ле книги М.М.Бе-кижевв*, М.Х.ГерондоксЕг.^ и .
Неоценимую пометь этому грудному и необходимому делу оказали созданные во всех, автономных республиках и областях научно-исследовательские институты истории, язьжа и литературы: Адыгейский, Дагес1анск'"*ь Кабардино-Балкарский, Карачаево-« Черкесский. Северо-ОсеткнскиГ;, Чечен о-Ингушский. Ученые записки и "Вестники" этих НИИ содержат богатевший материал для исследования любой области материальной и духовной культуры народов Северного Кавказа. Это дало возможность на основе апробированных денных решать задачи, непосредственно связанные с темой предлагаемой работы. Многие советские философ, истор <ки, этнографа, искусствоведы подспудно внесли свой вклад 8 постановку и частичное решение проблемы развития эстетического сознания народов Северного Кавказа.
Культура народов Северного Кавказ^ имеет глубокие корни. Она включает в себя все ценные результаты духовного творчества народов и это связывает ныне живучих поколений с культурой, отдаленной от нас вре. енем. Произведения искусства, обычаи, тродицкл прошлых времен представляют большой интерес и непревзо йденнув ценность.
Понятие "эстетическая культура" вошло в научный обиход сравнительно недавно. Поэтому неудивительно, что во многих роботах, посвященных проблемам культуры и эстетики, не дается определение этому понятию. Лишь за последние года эстзтичес-
* Бекякеь М.М, Формирован га социалистической интеялегенши
у народов Северного Кавказа (1917-1941 гг.). Черкесск, 1978.
^ Гечандоков М.Х. Культурное строительство в вКабарцино-Балка- ' рии. Нальчик, 1У72.
кая культура стала предметом специального исследования. Этой проблеме посвящены работа B.Ci-атерщикова "Эстетическая культура "оветского человека"*, монографическая работа по," редек-цией М.С.Кагана "Эстетическая культура советского человека"*-, статьях "Эстетическая культура как составная части духовной культуры общества", статья И.Молкпна "Эстетическая культура и личность"^, работы А.В.Цай "Становление". Немало работ посвящено исследовании культуры, искусства, художественной культуры, религиозных верований народов Севе^ ;ого Кавказа0.
Автор, сознавая, что данная работа является только лишь началом исследования такой большой и ванной проблемы, отнюдь не не претендует на исчерпывающий анализ всех проблем формирования и развития эсто.ической культуры народов Северного Кавказа и взаимоотношения ее с исламской религией. Он стремится
* Скатерщиков В. Эстетическая культура советского человека.
М., W64.
2 Эстетическая культура советского человека. Л., 1У76.
3 См.^б.: "Эстетические очерки", вып.II. М.,1967.
^ См.сб.: "Музыка в социалистическом обществе", Л., 1969. ® Газматов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и озреобразие художественного образг М., 198£;- Искусство Дагестана. Ц., 1У31; Очерки истории советского искусства Дагестана 19171941 гг., М., I9ü7; Ье;изова Л. Ut- богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974; Герандоков М.Х. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии. 'Нальчик, 1972; Айдемиров Н.Г., Казначеева Т.П. "Эстет'чес-кис представления в системе д^в-него мировоззрения народов Северного Кавказа. В ж."Весткик Московского университета". Сер.7, ф-лософия, 198Й, J? 2; Памятники Северного Кавказа. М., 1976; Щихсавдов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (УП-ХП вв.). Иахачка-ла} 1959; Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кйм-а-эе. Ставрополь, R'34 и др. ^ ,
в историко-философском плане проанализировать генезис и формы прояглэния отдельных елементов эстетической культуры в системе мировоззрения сг зерокавказских народов в доисламский период, а также влияние ислама на развитее искусства, являющаяся-важьейшим видом "духовного освоения действительности общественным человеком, имекщи? целью формирование и развитие'его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты"*.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в том, чтобы дать анализ взаимоотношению эстетической культуры народов Северного Кавказа и религиозного сознания. В рамках этой проблемы выявить особенности формирования эстетической культуры сперокавкаэских народов, дать анализ эстетическому сознанию в системе древнего мировоззрения этих народов и мотивы богоборчества, проанализировать взаимоотношение и взвимо-вязь исламской религии и эстетических моментов в сознании, показать взаимоотношение ислама и искусства и, наконец, роль просветителей Северного Кавказа в формировании эстетической культуры в этом регионе.
Из зтогс вытекают и задачи исследования. - дать анализ формирования эстетическо:} сознания горских неродов. Формирование эстетич'еского сознания рассматривается в различных видах деятельности северокавказских народов. Эстетическое сознание, вычленяемое нами на современном уровне в отдельную форму общественного сознания, обосабливалось и специализировалось в течение тысячелетий, продолжая состоять в комплексе сложного, многоаспектного отношения человека к. миру;
* Краткий словарь по эстетике. М., 1983, с.83.
л
-показать, что древнее мировоззрение народов Северного Кавказа, как и у других народов, носило синкретический характер. Сикретичность мышления - всеобщая мировоззрения древних народов. Синкретическая сущность древнего мировоззрения мало исследована. Зачатки религиозных п„.едстаЕлениГ в древности возникают в тесной взаимосвязи с эстетическими, стихийно-реалистическими, нравственными нормами. Все стороны человеческого сознан.ня шлифовались и усложнились вместе с совершенствованием материально? деятельности человека;
- показать, что эстетическиз требования и нормы практической деятельнс. оти общего и частного характера, роднили эстетп-чегчую культуру, кок и культуру в цели с культурами других народов и помогали развивать дифференцированные эмоциональные отношения к лриродыы!.. и обществен;и«' явлениям, вплетаясь в общий процесс формирования народного мировоззрения;
- обосновать, что пуедстьвиецля з мире в иелом и эстетические в том числе, у северокаскаэскпх народов складывались
в зависимости от комплекса (акторов: степени освоения природы, специфики географической среды, своеобразия складывавшихся социальных отношений, общественного сознания;
- показать, что в представлениях народа о сущности и раз- . витии мира наблюдаются мотивы -огоборчестга. Мотив богобор-. чества р северокавкяоских народных сказаниях есть олицетворение реального понимания людьми сбо;.х физических и духовных возможностей. Идея борьбы с богами оказала существенное влияние на формирование мировоззрения многих поколений горских народов;
- обосновать, что при оценке роли исл&ыа в сохранение и
развитии национальных традиций, обычаев и обрядов, прекрасного
*
К ВОЗГКЛЭННОГО необходимо ПОДХОДИТЬ конкретно - KC'i v, .. Наши исплсдован!^ показывают, что исламская религия явилась ген едичетвешил- с'ипэльчки институтам, который смог сохра -нигь до наш»: дне!5 многие положительные, добрее национальные, пародию традиции и обычаи, придав им религиозную окраску;
- ьа конкретном историческом штериале показать, что в период рзепространзния л укрепления ислама развития эстетических представлений в отношении к объекту деятельности р процессе практики народов Серврного Кавказа носило объективный -и закопоиерный характер. Северокавказские народы, как и многие друп.е нероды мира, издревле почитали кэждыГ вид труда, с любовью относились к объекту деятельности. Эстетические лредстав-лени" явились результатом отражения чувственно-практиччского эмпирического опыта трудящихся масс в процесса их взаимодействия с природой;
- кг основе анализа развития искусства северокавказских народов показать, что вопреки запретам исламской религии, оно рав£1Щ8йось. Этот процесс носил объективный характер. Исламская религля очень широко чспользозала эстетические средств», в своем культе: орнамент, каллиграфию и т.д.;
- автор исследования стремится показан-, что хотя запог"-'дение исламской уеяигии изображать живые сугаесгва принесло оа^Пйет'й вред развитию изобразительного искусства, в то до время эти жесткие требования дали мосшый толчок развитию народного декоративно-прикладного искусства, разработки сашх разнообразных орнаментальных мотивов, тем самым, развивая эстети-<юск}» культуру сеиерокавказских иародог.}
- показать, что в формировании и развитии эстетической куль турл ¡'городов Северного Кавказа оказали больше влияние просве-
тители .этого региона. Эстетические представления северокавказских просветителей тесно были связаны с их нравственным мировоззрением. Они развивались также в тесной связи с их ">бшест-венно-политическши и философскими воззрениями.
Методологические.! 'новы исследования^ Основополагающим методологическим принципом исследования автора является принцип историзма. Невозможно проследить и осмыслить логику, понять и оценить объективное содержание, характер и особенности развития эстетической культуры народа, не опираясь и не руководствуясь принципом историзма. Необходимо исследовать соцпаль-ные*влвяния в тесной связи с конкретными условиями материальной жизни общества, определенной истркческоп эпохой того или иного народа. В работа в равной мере испольо^атся 14уда как классиков марксизма, так и представителей философской мысли различных регионов.
Исходит"; .позицией автора является подход к исследовании проблемы взаимоотношения эстетической культуры народов Северного Кавказа и ислама как обьактивной реальности, обусловленной факторами: .длительного и сложного взаимодействия этнических культур; общностью псторп./зекнх судеб,. социально-экономического и духовного разылпя; едпистб^м природно-кли^ат.шески» условий; общностью пскхологичес ;ого склада сеьерокавлазских этносов. „
Такой подход н&иоолае полно и объзктпвно учитывает своеобразие, присущее искусству североиавкгчских нарог.ов как шю-гонацпональной художественной системе, в которой органически сочетаются общность эстетического сознания и неповторимость индивидуального самоьыражен'.я каждого из .них.
Научная новизна, В п-зботе впервые дается анализ фоу.«%о-вания эстетической культур народов Северного Кавказа и его взаимоотношение с | "'лигигзшм сознании. На конкретном местном материале показано взаимоотношение искусства и исламской религии.
Автору видится, что поднятая проблема является самостоятельным -направлением в исследовании культуры, в целом, народов сз®ерок«эпк®зского региона.
Научна-практическая значимость робота. Практическая значимость работы связана с потребностями освоения культурного -наследия прошлого настоящим и -вновь пржодяадм поколениями. Исследование и обобщение культуры любого народа имеет большое ■ш&чгм'е в сохранении и развитии того ценного и важного, что йето в неР.
Обобщения и выводы диссертационной работы могут бьгь использованы в регионе в чтении различных учебных курсов: по эстетике, культурологии и т.д.., а также спецкурсов. В ряде вузов г.Ставрополя (политехническом, педагогическом и др.) уже читаются спецкурсы по эстетической культуре народов Северного Кавказа.
Апробация работы. Диссертация обсулодаяесь на заседании кафедры философии Ставропольского политехнического института, с докладом основного содержания диссертации '.выступил на межвузовском научно-практической конференции г.Ставрополя (февраль, 1993 г.).
Результата исследования были изложены на двух-Всесоюзных науиных конференциях (гг.Азов, Орджоникидзе (Владикавказ), на трех Всероссийских конференциях и семинарах. Ежегодно в . течение пятнадцати лет с сообщениями выступав на -краевых,
межвузовских научно-практических и теоретических конфс^мьдо-
#
ях.
Ст уктура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, примечания и библиографии,
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется ст-пень изученности, формируются цели и задачи исследования, определяется его новизна и значимость, рассматривается методологическая основа исследования.
В первой главе - "Особенности формирования осч'етический культуры народов Северного Кавказа" - выделены такие хар«к -терные особенности, как традиционная связь утилита .лого ¡1 эстетического в культуре народов Северного Кавказа; связь эстетических гуждений с нормами общественных отношений, гармония и универсальность, как нормы эстетического освоения действительности северокавкаэскими народами.
З'С^мирование эстетической культуры народов Сеьо^ного Кавказа происходило на протяжении длительного .времени г процессе становления и ¡.азвития самого человека, общества. Оно било обусловлено конкретным*уровнем развития произрчдетва, особенностями природных услош'1, психическим скл.чцоы этносов.
В области эстетического освоения мира - как и во ьсех цру-г их проявляется прксдо 1 ьсем народам слхнйно-реалистичос-кая точка^ зрения подхода к жизненный явлвп.-.ш, на кото^й стоке все человечество и которая помогает ладна правильно оа..лс-еить мир в процессе материального производства.
Для фермировенаи и развития эстетически'; культуру нгродог Северного Кавказа избраны некоторые эстепйзи'и.е кс?о~
ше на наа взгляд, наиболее полно отражают сущность гзапмо-действия возможностей субъекта и свойства объекта.
Автор считает . .еобходимым исходить из того изложения диалектики, что ни один фактор развития не может выступать обособленно, изолированно от других. В данном случае эстетические кормы как таковые g чистом виде существовать не могут, они проявляются как многообразных и многоаспектных связей, от-раяаящих универсальный характер культурного освоения мира человека.
Исследования показывают, что в культурней деятельности традиционно сложилось гак, что эстетическое отноаениэ уступает одновременно и как оценочное - в неразрывно? евр.зл с дру! зли аспектами отношения человека к миру. Оно проходит чэ-рез оценку полезности, пригодности' и разумности, согласуется с .моральными нормами, классовыми интересами, реяип узкими представления и т.д.
Баянейшей эстетической нормой культурной деятельно::?« кзк в генэг::'1еском, а также и в процессугльно-нСтсрическок с?,'капе ьу: ли о считать но;«:/ се ~зл эстетической оценки. с .утилитарной ^ункциз^. Она осуществляется на протяжении всей культуры человечества.
Связь утилитарного и эстетического особенно ярко демонстрируют материальная культура и декорвтишо-пр-икледнез искусство народов Северного Кавказа как прошлого, так и з настоящее время.
Традиционная привязанность горцев к некоторым формам материальной культуры объясняется как практическими соображениями, так и сложирпимися на их основе эстетическими вкусами.
. Поэтому модно с уверенность») сказать, что все произведения на$ одно? материальной куиъ^ры представляют собой глубокое йдинс/ю лиаиии н красоты, которые закрепились исторически в процессе щ.ылпкп.
ьзь(.-с1но народ" Сег.ерного Кавказа в своем историческом развитии ».рс'бит.ч/г:; сьоеобрззные фирмы общественных отношений, которые-, порождаюсь уровнем развития производства, отражаются и закрепляются во всех аспектах общественного соаьенкя: политическом, правовом, нравственном, ролигиогчоы, эстетическом.
Зстетпзиция сеьеркоьказсш но^м^йиэни, пошедших классовую корректировку , о многом способствовала долговечности ах существования и объясняло целесообразность и исторически :> оправданность их воинпшоь^ния. Эсте^ тически значимыми становилкс! то общественные явления, которые с необходимостью регулировали отношения мечзду людьми: и положительную эстетическую опенку полу .мал и явления, поощряемые с точки зрения трудящихся масс. Своеобразная эстетическая установка, складывавшаяся в соаплнии трудового народа, соответствовала объективной оценке событий и явлении. •
Автор, рассматривая иекото.ае свойства .природ», помогающие человеку самому создавать объекты, Еыэывбвдке эстетическое отношение, выделяет такое униве. сг-лькоо свойство природы, кок гармония. Гармония выделяется сред*. всех остотичоских каюго-рий,прежде всего наличием в своем объективно:.; содерУбиик п&к гносеологического, так и онтологического аспектов.
Культура народов'Северного Кавказ.., как н любая другая культура, по своему гармонична как в цела«, так и в отдельных ее процессах и элементах.
Северокэвказская ктерюлыюч культур?, и пекс^егч®.-.? -п^м-кладное искусство проярляют го не-.;/ многообразии умение народов применять га^ь/ы кпк универсальный способ приведения в единство содержания п 'Т-о^м;,-. х;уда, оптимально приспо-
собленные к условиям Кчвказя, 1:.«.::ичэдсния ст1 с.ительного искусства и цеяееообраз- а я кемпоз1.:.; .я оумов, щ>едмоТ!.в бьта -все, в тс": или мноГ степени, посг.оено но закона,'.! гармонии.
В культурной деятельности ':;;.дчтнеся стремились к универсальности.
Универсальность означает многообразие продмешых контактов. Человеческая культура шла в своем процессе'от'универсальных форм ко все большей дифференциации. Одно к то же древнее оруд;;е могло выполнять множество функций. Такая же полифункциональность была присуща предметам быта, - посуде, мебели, ко- _ торая с развитием производства распадалась на отдельное объекты. Универсальность предметов во все временв бытует в народной культуре.
Таким образом, в первой главе диссертации обосновываются следуюшке выводы:
- у северокавказских народов практическое и эстетическое сливались в единую материально-духовную синкретическую деятельность при определяющем влиянии материальной стороны.Связь утилитарного и эстетического особенно ярко демонстрирует материальная культура и декоративно-прикладное искусство как прошлого, так и настоящего времени. Утилитарное как основа эстетического выступает ч сознании трудящихся масс главным содержанием их культурной деятельности. Эстетическое отношение человека к действительности складывалось генетически
»
при определяющем значении утилитарно-практического иш&„>ееа;
- эстетические представленья народов Северного Кавказа тесн^. связаны нормами общественных отрезаний. Sei tu,.чески значимыми становились те общественные явления, которые с, необходимостью регулировали отношения между людьми: и положительную эстетическую оценку получали явления, поощряемые с точки зрения трудящихся масс. Многообразные формы общественных связей
и взаимодействующие с hhmj: эстет^еские оценки общественных явлений многими своими сторонами отразились в адатах (обыденном горском горском праве), элементы которого перекликались с нормами социальной жизни других народов;
- одним из универсальных свойств природы, помогающее человеку самому создавав объекты, вызывающие эстетическое отношение к действительности, является гармония. Культура северокавказских народов, как к любая другая культура, по свс-соу гармонична как в целен, так и в Отдельных ее процессах и элементах. Удовлетворяя свои духовные и практические потребности, народы Северного Кавказа (как и вез другие народы} естественно и з£':оном«рно стремили осознанно к гармони;;. В материальной культуре и декирЗД'йьно-щ/ИЕладноь Искусстве проявляемся во всем ыногосорваии ¿iv'.ea;;o наридоь npUKSiinv« т.шим» как универсалы*.'/. способ приведен!.), в едино-'; г" '..одержанич и фор-м;
- ь кульоу ¿ноГ дея!ел.люстн г,,}цгвдгсея стрешш'.сь :: уни4-tspcactHOcTu. Культура северокввиазскпх пл одов б сре ij, р&зви-и:в шла от универсальных форм ко есо оольае?, ди^одвг.^'»«! ш.'
Б древности, зачастую и в настоящее время, одни ц то же древнее счудие могло выполнять множество йуьюлг. Полифункциональ-аость особенно была присуща предметам Сыта.
Во рюрой главе "Эстетическое сознание я системе древнего мировоззрения народов Северного Кавказа и мотивы богобор-' честге'1 - показано, что астатическое сознание изначально и постоянно является впжным аспектом мировоззрения, оно есть проявление универсального отношения человека к миру. Воззрения на мир в иелом у народов Северного Кавказа возникли и развивались с 1.;.о>;зводс1 венной деятельностью.
Эстетические представления человека возникают тогда, когда его ¡н'ку.ыэльиые практические потребности удовлетворены. В процессе освоения икрунаотэт" природы люди небезразлично относились к цвету, звзку и т.д. Так, например, источники возникновения музыки наряду с речью человека являлось и звукоподра-жани . Идея о том, чю искусство представляет собой подражание природе, космосу и деятельности людей, высказывалась уже пифа-гор?Гцами, которые видели в музыке подражание "гармони'' сфер".
Согласно Демокриту, все искусства и ремесла являются подражанием деятельности животных: в пении мы подражаем птицам, в строении жилка - ласточкам и т.д.^
Оп^ецелякгаим направлением в деятельности человека изначально бмло материально-практическое, тесно связанное с уровнем представлений о мире. Взгляды на мир во ес • времена оказывали , воздействие' на характер и степень освоения действительности. Осмысливая в лерзую очередь явления, непосредственно связанные с производством, люди одновременно вырабатывали свое отношение к ним - трудовая практика есть начало и критерий взглядов людей.____
"История эстетики. Памятники миро рой эстетической мюля",
т.1. М., с..64.
Мы гилько ЛОГИЧНО».!! МО «ем обособить эстетические ьзгя.-.ды от целостного комплексе представлений о миро. В действительной жи^пи они сг^ьны тысячами нитей со в-ем человечесьлм сознанием в целом и общественной практикой. Зпоха обособлении и относительной самостоятельности отдельных сторон мировоззрения началась со времени разделения т^уда, особенно в.фазе отделения умственного труда от физического. Мировоззрение,как качество сознания, ь древности Сило ¡щасшмочиш, сьфети-ческим - первоначальной основой формирования собственных специфических граней и свойств. Позтол^ трудно и делить в хоро-нологпческом с.-ысле первичность того или иного аспекта древних воззрений - нравственных, эстетических, религиозных и т.д.
А между тем до последнего времени сикре'Гичесъая с;,1дносгь древнего мировоззрения мало исследовалась. Осторожность некоторых ученых в отношении потони! алчного фактического равенст-
и
ва все-х граней сикреткческого мирогоззрення объясняется отчасти необоснованной боязныо нанести вред атеизму. Тот факт, что зачатки религиозных представлений возникают ъ тесной взаимосвязи с эстетическими, стихк.Н'но-реалистическимг, нравственными, - не принижает роли ни науки, ни морали, ни искусства.
Синкретпчность мышления - всеобща« ^орть мировоззрения ♦ древних народов, особенно ярко отразившаяся е мифологии, го всех жанрах устного народного творчеств-. Здесь Капицы з статического видения мира нераздельны со 'всеми другими эя«й.кп-тши мироощущения.
Историю формирования эстетического аспекта сбщесхвенаого
сознания народов Северного Кавказа ш можем проследить со вымени складывания произведении устного народного творчества., то-есть со II - I тысячелетия до новой эры. астатическое сознание, естественно, бытовало в сфере обыденного уровня.
И&евле активно-творческое сознание народа сумело ухватить самую суть своего собственного существования - трудовую деятельность. Боя исторк I народов Северного Кавказа, впрочем, как и всех других народов, свидетельствует об осмыслении ими непрохидящей ценности человеческого труда. Трудолюбие, терпеливая, разумная работа на земле, особое уважительное отношение к природе в целом как постоянному партнеру в труде, тщательность и добросовестность в исполнении любого дела - реаль-* ные доказательства отношения горцев к труду.
Горцы с древности осознали роль орудий труда в развитии человечес:.их сообществ и отметили это в своих сказаниях.
Герои устного народного тгорчества и сами создают орудия. Художественная идеализация изобретателей топора, плуга, кузнечных клещей, серпа и т.д. присутствует в эпосе всех северокавказских народов. Нз менее важным для человеческой жизии горцы считают и изобретение музыкальны., инструментов, отмеченное в 'эпосе возвышенно-трагическими обстоятельствами.
Ьольшим эстетическим содержанием насыщают горцы кпацьй ред труда. Несмотря на тяжесть физической работы, трудности добывания природных материалов, сама коллективная деятельность, рождавшая зримые результаты, вызывала у людей нрагстве.шо -эстетическое удовлетворение.
Мотив богоборчества, живой струей пробивающий сеос^ дорогу в северокавказских народных сказаниях, есть олицетворили«
ального понимания людьми своих физических и духовных возможностей. Идея борьбы с богами оказала благотворное влияние на формирование мировоззрения многих поколений горцев. Народ эстетизирует богоборчесьто, прославляя своих героев и их стремление утвердиться в мире.
Цдеи народа о сущности и развитии мира неизменно выражагат-
о
ся в яркой, эстетически броской, запоминающейся форме.
центром Вселенной многие из горских народностей в древности считали Землю, где живут люди (в б эпосе - нарты). Первенство в эпосе среди всех живых существ отдается нартам (мифическим богатырям), представляющим человеческий род. Их труд, разум, благородство всепобеждающи.
В этой главе на большом фактическом материале автор обосновывает следующие положения:
- эстетическое сознание изначально и постоянно является важным аспектом мировоззрения, оно есть проявление универсального отношения человека к миру. Это ке только порождение че-ловеского производительного труда, но и его деятельный участник, все более утверждающийся к оформляющийся с каждым новым этапом развития общества;
- воззрения на мир у народов Северного Кавказа возникли и развивались вместе с производственной деятельностью, своими взлетами отражая практические успехи людей. Синкретичность древнего народного сознания, присущая ранним историческим периодам и ярко проявлявшаяся до обособления отдельных форм общественного сознания, нашла свое особое выражение в миропонимании северокавказскпх горцев. Пути формирования эстетическо-:: соьншыя в общем русле рсех сторон мировоззрения у этих
?Л
нродов отразили в миниатюре процесс духовного развитая человечества. Только имея в своей основе здоровые, пусть наивно-реалистические взгляды, сознание людей могло стать активной, действенной силой преобразования мира, в познании природы, которая явилась пержм объектом универсального человеческого ■отношения;
- представление о мире в целок и эстетические в том числе, у северокавказских народов складывались в зависимости от комплекса факторов: степени освоения природы, специфики географической среды, своеобразия складывающихся социальных отношений, общественного сознания. Эстетические соззрения народа явились своеобразной "хроматической окраской" его общественного созн!а~ ния, сзз которой мир не был бы представлен столь разносторонне и красочно; '
- в представлениях народа о сущности и развитии мира наблюдаются мотивы богоборчества. Мотив богоборчества' в северокавказских народных сказаниях есть олицетворение реального понимания людьми своих физических и духовных возможностей. Идея борьбы с богами оказала существенное влияние на формирование мировоззрения многих поколений горских народов.
■ В третьей главе - "Развитие эстетической культуры в период распространения и утверждения ислама на Северном Кавказе" -ьыор исследует такие вопросы, как эстетические представления народов Северного Кавказа в доисламский период, эстетическое и религиозное в семейно-бытоьых обычаях и традициях-северокавказских народов и проявление и развитие эстетического б созиа-' нии народов в отношении их к объекту деятельности.
о
В этой главе автор на конкрешоы материале показывает, •-•■
развитие эстетической культуры северокавказскии народов -это естественно-исторический процесс. Этот процесс, начав еще задолго до распространения ислама, продолжает и в период распространения и укрепления мусул^шкско,. религии.
Ислам, укрепившись на Северном Кавказе, вносит свои коррективы б жизнедеятельность народов этого региона особенно в
о
семейно-бытсвых отношениях. 9та религия проникает во все сферы жизни людей и выполняет в первую очередь свою регулятивную функцию, ^на оказывает сильное эмоциональное воздействие на верующих, постепенно формирует у них свой эстетический вдеал -веру ко всемогущему, всесильному... Аллаху, стремление к нему и в почитание священной книги мусульман Корана.
В результате этого происходит изменение в представлениях ' верующих об окружающей действительности. Формируется в сознании народа особенное мусульманское мировосприятие.
Аллах в воображении мусульман - это высшее.совершенство. Отношение к Аллаху, как самому совершенному идеалу выражено во многие формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, на памятниках мусульманской архитектуры многих стран мира.
Ислам внушает верующим, что прекрасное, возвышенное -°это беспредельная преданность Аллаху, слияние с ним, достижение Царства небесного, а безобразное, низменное - все то, что про тиворечит этому. Мусульмане эмоционально, с особыми чувствами, любовью относятся и к священной книге ислама Коран -древнему памятнику культуры. Она является объектом величайшего поь.ич-анин и поклонения мусульман.
Ьиле бы ошибкой считать, что ислам, проникнув и укрепив-
шись среди саверокаькадскпх народов, отказался пли полностью вытеснил то прекрасное, положительное, которое бытовало в их сознании, во взаимоотношениях, от их добрых и благородных по-читаний, обычаев и традиций. Эта религия, насаждая свои предписания, обряды и традиции среди местного населения, заимствовала ¿к и у них и придавала им религиозную окраску.
Лслам закрепил, сделал более мощным и влиятельным религиозно» сознание народов, но он не вытеснил эстетическое сознание людей. Во взаимосвязи и взаимодействии развиваются и религиозное сознание и эстетическое осмысление окружающей действительности. У северокаБказсш.х народов продолжается в условиях господства 1Слама стремление к прекрасному и возвышенному, осуждении, негативное отношение к безобразному и низменному. .Зто прослеживается и в семейно-бытовых отношениях, и в отно-4ен*шх лю;,еи друг к другу, и в отношении их к объекту жизнедеятельности, в трудовой практике.
И:лам способствует укреплению б сознании верующих того да-1о;кнтельного, возвышенного, что было в их жизни. Но порой эта религия абсолютизирует тот или ¿.ной обычай или ту или ¿Шую ■¿рацицию. Такая абсолютизация приводила к негативным явлениям. В результате возвышенное, прекрасное приобретает форму иезобразного, низменного.
"Поэтому при оценке роли ислама, служителей культа в сохранении и развитии национальных традиций,обычаев и обрядов необходимо подходить конкретно - исторически, избирательно, а не односторонне, как это делала, к сожалению, многие ¿¡сследо-вателп исламской религии, рассматривая ее роль только^нега -тивно. Исследования показывают, что ислам явился тем единст-
венным социальным институтом, который смог сохранить до наш. дней многие положительные, добрые национальные, народные тр> дицпи и обычаи, придав им религиозную окраску.
Эстетическое и религиозное в сомьйно-бытовкх отношениях находились в диалектической взаимозависимости и взаиыовлия -
нии.
о
Таким образом, использованный исторический материал в дио сертации и некоторые рассуждения автора позволяют сделать сле д^ювие выводы:
- ислам, насаждая свои предписании, обрдць; и традиции ср' ди местного 1.аселения заимствовал их и у нас и придавал этим традициям и обычаям религиозную окраску. Ислам, запретив и сдепав более мощным и влиятельным религиозное сознание народов, не вытеснил эстетическое сознание людей. Во взаимосвязи и взаимодействии развиваются и религиозное сознание и эстетическое осмысление окружающей действительности. У северокав-
)
к^аеких народов продолжается стремление к прекрасному и выз-Еышеннсму, осуждение, негативное отношение к безобразному и низменному и в условиях ислама;
- при оценке роли ислама, служителей культа в сохранении
°
и развитии национальных традиций, обычаев и обрядов, прекрасного и возвышенного необходимо под содить конкретно - истори-ческ»'., избирательно. Исследования покааываот, что исламская религия явилась тем единственным социальным институтом, который смог сохранить до наших дней многие положительные, добрые национальные, народные традиции и обычаи, придав им религиозную окрасгу. Эстетическое и религисзнсе в семейно-бытовых отношениях находились в диалектическид связи и взаимовлиянии;
в пержд распространения и укрепления ислама развит.¡е эстетических представлены" в отношении к объекту деятельности в процессе практики народов Северного Кавказа носило объективный и закономерный характер. Стремление к прекрасному, жить по законам красоты, презрительное, негативное отношение к безобразному, стремление понять окружающую действительность-уто бъективный процес, в жизни любого народа;
- использованный исторический материал и некоторые наши рассуждения показывают, что северокаькаэские народы, как и многие другие народы мира, издревле почитали каждый вид труда, с любовью относились к объекту деятельности. Воззрение на мир, в целом и эстотичсские Представлена?, в частности, явились р¿зультотом отражения чувственно-практического эмпирического опыта Едящихся масс в процессе их взашодейстыщ с природой- Они объективно возникали и развивались вместо с производством, непосредственно в процессе взаимодействия с объектом деятельности, независимо от религиозного влияния.
В четвертой .главе - "Взаимоотношение ислама и искусства северокзвказских народов" - исследуются такие вопросы, klк отношение ислама к изобразительному искусству, ислам и архитектура, использование эстетических средств в культе ислама, ислам и устное народное творчество.
процесс становление монотеизма в Аравии шел в борьбе с политеизмом, т.е. необходимо было преодолеть идолопоклонство (каждое племя имело своех'о идола), избегать его. А это.требовало определенных запретов. В исламе презда всего бь:»о выдвинуто запрещение изобретать живые существа (человека,животных,
о
птиц, насекомых и т.д.) во избем&ни^ цдололоклонства и иг»
f
опасенияотрицания единого Сои. И еще,не менее важной п.ич ной эгпрещения избракений живых сущзстЕ мусульманской релш ' ей - не допустить человека сбоим творчеством конкурировать ■ богом, ибо ислам, как 'л другие религии, считает, чте создана живого существа - дело Аллахе. Человек же, если и изображает живое существо, никогда не может одушевить его и привести в движение. Lor - вот "кто придает вам форму в утроб;5-£, как пожелает". Изображать же растения, Евши и геометрические фигуры иелг.м разрешает. Запрещение ислама изображать живые существа не означало отказ ислама вообще от кскусстрэ. Воздействуя на эмоции, оно способствовало объединению людей, возбуждает в h.jc лнбовь и ненависть, радость и страх, чувство возвышенного и прекрасного. В искусстве, в его содерж.• нш выражены идеи, • эстетические взглады того или иного народа. Каким бы отсталым в общем культурном развитии наро;; ни был, нельзя отрицать развитие его искусства, эстетического отношения к окружавшему миру. В странах распространения ислама гравде некие сооружения и культовые здания были украшены богатейшей резьбой, геометри-чгскими и растительными орнаментами.
На Северном Кавказе одновременно с процессом исламиэации распространяются и специфические формы искусства, присущ юз кул туре мусульманских стран Востока. Ислам оказывал влияние на развитие различных видов искусства, в'какой-то мере определяя и ограничивая круг тем и содержание художественных произведения рамками шариата. В то же враля ислам стремился поставить искусство себо на службу, наполнить его религиозным содержанием. "Зная силу эмоционального и психологического воздействия искусства на массовое сознание,- пишет, профессор Г.Ы.Керимов,-
Идеологи ис..аыа старалась направить его в религиозное русло" Запеть: ортодоксального ислама изображать живив суцестгс, жесткие рамки религиозных канонов и правил в определенной степени дали толчок развитию народного декоративно-п^.киадного иекуостр'з, поиск народными укельцемк разработки се:¡их разнообразных орнаментальных мотивов. Вместе с тем отступление от но5Д'. религиозньк кон чоп и правил в искусстве, особенно в с^ери народного декоратоло-прякледного искусства били сплошь и а изобразительное сюжеты и мотквн, б какуа бы слож-
ьую орнаментальную связь не Сьль облачены и опутаны, явственно проступали и в архитектурном декоре V! в художественном убранстве самых различных произведений народного искусства. *
Для зъясненпя вопроса об отношении ислама к изобразительному искусству ц&ши и вг.мкм источником служат камешке рел£фы, у:-.ъшащио культовые и светские постройки аулов Северного Кавказа, особенно южных районов.
С запретом ислама на изобразительное искусство в нэше время Произошло то же, что и со многими другими шариатскими установлениями: под влиянием новых, изменяющихся условий лизни он видоизменился, приспособился к современным потребностям.
аак известьо, важнейшим видом искусства является архитектуре]. специфическая особенность заключается в том, что в архитектуре сплавляются в единое целое элементы и духовной и материальной культуры. Архитектура дает возможность судить об уровне строительной техники эпохи, и в творческом гелии создателей тех или иных произведений культуры, о гос-
^ Керимов Г.М. Как ислам относится к искусству? ж."Н,?ука и религия", 1»80, ¡,< 4, с.41.
подствовавших н&нрах, видах искусства, с х1ДОжественных вкусах эпох.., об идейном воздействие на все это религии и драгах форы общественного сознания и т.д.
Великие зодчие и архитектор" созд;ли поразительные по красоте мечети, минареты, которое до в «ни были своим великолепием напоминать всем о пелички ислама и действительно приводили в тре • .1 ¿к-ч'рг. Умел!« каллиграфы украсили стены и ворота мечетей тгдишмп загадочными арабесками, переписали стихи корана тек, что каждая стро <ка напоминает прекрасный орнамент.
Для ч.'ения молите и призыва с минаретов муллы всегда привл кали людей с красивыми, звучными голосами.
А если мы обратимся к характеру мили^ народов Северного Кавказа и их архитектуре, то вынуждены отметить, что религия ислама почти никакого влияния на них не оказала. Как известно, абсолютное большинство коренных народов Северного Кавказа проживало в аулах. На их внешний облик и архитектору оказали влияние условие жизни того или ../.ого народи, прежде все-II) географическая среда, а также социально-экономическая причина. Северокавказские селения по внешнему виду весьма резко разделяются но горные, предгорные и равнинные. И архитектура отдельных домов в целом горных- предгорных и равнинных селений была обусловлена этими внешними, природными причинами, а '¡пые особенностям., жизни на равнинах и в горах.
В мелях эмоционального воздействия нэ верующего и утверждения своих принципов ислам не сткаэслся от использования эстетических способов и средств пронали'щк.
Ишг известно, никакая религия на может существовать без
культа, т.е. системы особых действией, с помощью которых религиозные люди пытаются влиять на сверхъестественные объекты их веры - духов, богов к т.п. Культовые действия предполага-:от создание особой обстановки, отличной от повседневности, йцз издревле культогые действия включали в себя многие эстетические компоненты. В монотеистических религиях (буддизме, христианство, исламе ч др.) искусство уже выступает как элемент религиозного культа, было призвано его обслуживать и эстетически воздействовать на верукхдего.
В исламе важной сферой применения искусства были мечети, минареты, каменные надгробия. Ярким примером этому могут служить старинные памятники архитектуры, хорошо сохранившиеся, древнего Дербента и многих аулов Северного Кавказа.
Самобытным видом искусства народов Северного Кавказа является музы'а. Она сыграла большую роль в формировании чувства прекрасного, красоту у горцев. Музыка, танцы, мелодии песен северокавказских народов очень близки да характеру, темпу, ритму, независимо от их религиозной принадлежности. Особенно это ярко ладно на музыкальном 'и хореографическом искусстве осетин. Оно едино по национальному характеру, хотя часть осетин исповедует ислвм, а большая часть - христианство.
Взаимоотношение ислама и музыки сложно и противоречиво. В пйриод становления догматов мусульманской религии проповедники сознавали, какую опасность таит в себе музыка, пробуждающая любовь к земной жизни. Одьако полностью отказаться от музыки в культе ислама было невозможно.
Музыка, пение и темпераментные ганцы северокавказских народов - это плцд деятельной совместной жизни и борьбы с сила-
ми природы за свое существование. В танцах горцев отражены бесстрашие, храбрость и удаль, а также лиризм, верность дружбе, стремление защищать свою честь и честь своих близких и товарище^. Ислам не оказал ни: акого влияния в дальнейшем развитии музыкального искусства народов Северного Кавказа.
Развитие культурных Традиций народов Северного Кавказе
о
шло под воздействием богатого устного народного творчества. Песни, легенды, сказки, пословицы и поговорки играли большую роль в формировании эстетической культуры народов Северного Кавказа, активизируют их сознание. В устном творчестве севе-рокавказсклх народов ярко выражалось прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. Оно явилось своеобразным поэтическим резервуаром, в котором собирались и отстаивались эстет) ческке представления народа, его думы и чаяния, развивались
его литературные способности и вкусы. В нем ведущее место занижали мотивы борьбы за свободу и иеэависмость, противоборства социальному злу и несправедливости, и беззаветная'любовь.
Эстетические взгляды северокаБказеках народов в большинстве случаев тесло были пзреплетены с их эстетическими представлениями. В человеческой жизни, с ее богатством и разнообразием эстетическое и этическое играют огромную роль. Хоа°( они выражают две качественно различные сферы духовкой «изни об -лестна и обладают собственной спецификой, имеют границы совпадения и оказывают влияние друг на друга. Эта взаимосвязь ярко отражена в устнсм народном творчестве. Единство эстетического и этического выражает объективный процесс развития как общественной жизни, так и искусства. Сне проявляется з отношениях мезду людьми, находит свое выражение в художственных
взглядах и представлениях отдельных людей. Объектом эстетической оценки здесь становятся поступки и действия люд;й,их реальная, земная жизнь. Эстетическое восприятие переносится с отдельного поступка на характер человека в целом. Центральное место в устном народном творчестве народов Сеьерного Кавказа занимает человек.
Исследования автора позволяют сделать следующие выводы:
- исламская релкгкя укрепилась на Северном Кавказе, когда искусство народов этого региона, как самостоятельная уже давно сложившаяся форма общественного сознания, вступило в своем развитии в расигет. История искусства, как и в целом культуры народов Северного Кавказа, уходит своими корнями в глубокую древность;
- как известно, ислам запрещал изображать живые существа. Это в определенной мере отрицательно сказалось на развитии изобразительного искусства в странах мусульманского Востока, а также и но Северном Кавказе. Вместе с тем зьпреты ортодоксального ислама изображать живые существа, жесткие рамки религиозных каионов и правил дали мощный толчок развитию народного декоративно-прикладного искусства, поисками народными
умельцами разработки самых разнообразных орнаментальных моти-*
вов;
- вопреки запретам исламской религии искусство на Северном Кавказе развивалось. Это объективный процесс в истории любого народа. Мусульманская религия не смогла до конца Еиедрить эти запреты среди горских народов. Даае на мусульманских культовых здан! лх и на памятниках культового искусства встрече эт~ -л доеного рода изображения живых существ;
л
у^и.х^.ч очень широко использовала эстетические сродства в своем культе: орнамент в его бесчисленном мно гообразии, каллиграфические надписи арабскими буквами в мусульманских мемориальных соор;чеьиях, надгробных памятниках и т.д.;
- анализ устного народного творчества сеЕерокавказских
о
народов показывает, что после распространения ислама в этом регионе получили широкое распространение антиклерикальные мо тисы. Среди народов создавались про/зведенпя, осуждающие безобразное и низменное в поведении отдельны: служителей культа, отдельные догмы ислама. Эстетические взгляды горских народов были тесно переплетены с их эстетическими представлениями. Они были диалектически взаимосвязаны.
В пятой главе -"Эстетические идеи в мировоззрении просветителей Северного Кавказа' - дается краткий анализ твор чества таких ученых и просветителей, как К.Атэжукина, Й.Ног-мова, Анхил Марин, Курбана из Курхыахи, Мрчи-Казака* Али-Гаджи, Омарла Ьатырая, Ь.Вачева, А.Омарова, л1.Казем-Ьека и йР-
О северокавказскоы просветительстве до сих пор нет ни од ного специального обобщенного научного труда, тем более?об эстетических взглядах просветз-теязй Северного Кавказа.
Правда, в историко-философских работах, посватанных анализу общественно-политической и философской мысли отдельных народов Северного Кавказа в дореволюционный период, попутно раскрываются взгляды того или шого ученого, шелитояя, анализируются творчество поэтом и писателей. Появился ряд исследований, В которых анализируются , нэучно-мэтериалксти-
,г,скке, атеистические взгляды отдельных мыслителей^.
В XIX Ееке начинается более широкое развитие у всех нарот дов Сеыерного Кавказа просветительское движение, общественная мысль в целом. Этому способствовало в значительной стемени присоединение этого региона к Росси-:. На социально-экономическое развитие Северного Кавказа, на развитие его общественной мысли оказывает ощутимое влияние передовая русская культура. Только в XIX веке десятки русских художников посетили Северный Кавказ. Они оставили богатейшее наследие, имеюаее и поныне огромное художественно-эстетическое значение (й.Айвазовский, Г.Гагарин, Е.Лансере и др.). Кавказ представлял особый интерес для русских исследователей.
Во данным Ы.О.КосБвна за весь дореволюционный период на Кавказе побывало более В00 русских исследователей, в их работах в той или иной степени нашло отражение жизнь местных народов.
Большинство просветителей Северного Кавказа выступали против отсталых ферм феодально-патриархальной системы, за улучшение условий труда и сыта, отстаивали "естественное право" каждого индивида на свободу и равенство, в образовании и про-свепекии видети единственное средство прогресса общества. Выс-
* Абдуллсев U.A. Мыслители Дагестана XIX в. и начала XX в.
Махачкала., IS63; Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана в XIX в. Ü.,1968; Тотаев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX в. Орджоникидзе, I960; Цховребов З.П. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии. Вторая печовина XIX- начало XX вв.,Ы.,1977; Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX Еека* Орджоникидзе, 1935 и др.
туп ал и за создание национальной письменности, расширение культурных свлзей с другими народами. В области политики просветители единодушно выступали сторонниками присоединения к России, укрепления дружбы с русским народом, приобщение горцев к его культурным ценностям.
Вместе в тем они выступали против господства религиозной идеологии, схоластических методов обучения, высмеивали в своих произведениях невежество к безобразное в поведении и действиях отдельных священнослужителей - мулл.
Общность исторических судеб горцзв определила примерно оди-
«V
нъкопое развитие художественно-эстетического мышления, худо-жественнс-поэткческое сходство фольклора ,вообще, и песенной поэзии, в честности, На этом было и основано раннее песенное творчество поэтов и просветителей Северного Кавказа. Такие певцы-импровизаторы, как лезгинский ашуг Сайд Коч«!арский, кумыкский певец Ирчи Квзак, даргинский певе^ Омар Ьатырай, аварская поэтесса Анхил Маршей др. создавали не стихи в полном сйысле этого слова, а стихи-песни, словесный текст которых органически сочетался с музыкальным сформлениш.
Анализ творчества певцов-инпровизаторов, просветителей и учеьых-мыслителей, поэтов Северного Кавказа показывает, ч®о:
- специальных трудов, посвягенных проблемам эстетики у них нет. Но в песнях к стихах, общественно-политических, философских и литературных трудах прослеживается проявление высокого чувства возвышенного и прекрасного, высмеивание и осуждение низменноого и безобразного, уродливого. В них воплощены эстетические взгляды народа. Их воззрения явились отражением реальной действительности этого региона, жизни народов Северно-
го Кавказа.
В заключении диссертации дается краткое обобщение по"всем главам, говорится о непроходящем значении для современности традиций, обычаев и обрядов прошлого, которые впитывали в себя и аккумулировали народные иде.-ль- добра, красоты, прекрасного и возвышенного, трагического ¡- комического.
Основное соде унт1 не диссертации отражено .в ^следующих I бликациях:
1. АДдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного Кав-
каза и ислам. - Ставрополь, 1992- 8,1 п.л.
2. Айдемиров Н.Г. Нормирование »стетиче( кого сознания народов
Северного Кавказа. Стеврополь,1992.- 7,0 п.л. (в соаьторстве).
3. Айдемирсв Н.Г. Эстетические представления в древнем миро-
. ' воззрения народов Северного Кавказа. '¿."Бестнж МГУ", серия "¿ннософия", 2, 1981.
4. Айдемиров Н.Г. Эстетическое и религиозное Iобзор выступле-
ния на Всесоюзной конференции в г.Азове). '&. "Наука и религия", ]? II, 198*2.
5. Айдемиров Н.Г. Откровенный, разх'овор продолжается. Ж."Наука
к религия", А- II, 1564. -0,3 п.л.
Ь. Айдемиров Н.Г. Системный подход к эстетическому воспитании. // Системный подход к теоретической и практичес-• кой деятельности. Ставрополь, 1585. - 0,3 п.л.
7.„Айдемиров Н.Г. Картина мира .в древнем мировоззрении неродов Северного Кавказа. // Формирование и функционирование научной картины мира. Уфа, 1985. - 0,3 п.л.
д. Айдеиироз Н.Г. Сущность исламского социализма. Ж.- КК КПСС "Агитатор Ставрополье", Р 16, 1985. - 0,7Ь п.л.
9. Айдемиров H.Г. Влияние искусства на формирование твор-
ческой активности тичности. // Ускорение научно-технического прогресса - коренной вопрос экономической политики партии. Ставрополь,i960.-С.3 п.л.
10. Айдемиров Н.Г. Эстетическое и утилитарное. Дсп.ШИОН
)Г 2L¿Üd, 1907. - 0,6 п.л..
11. Айдемиров h.Г. Полезен ли пост. Ий. КПСС "Агитатор
Ставрополья", № 10, 1988. - 0,5 п.л.
I<¡. А^емиров Н.Г. Традиции, которые еоспи'.. ,.;ваят. ¡К. ]íK
hUCC "Агитатор Ставрополья", F Ici, 19Ш.-0,5 п.л.
13. Айдемиров Н.Г. Искусство и ислам. КК КПСС "Агитатор
Ставрополья", J," 20, 19dÜ. - ü,b п,л.
14. Айдши^ов Н.Г. Пути совершенствования преподавания эс-
тетики в техническом вузе. // Актуальные ыетодоло-'гическне и психило-педагогическпе проблемы перестройки высшего технического образования. Ставрополь, 1кз9. - О,Я п.л.
15. Айдемиров h.Г. Критика фальсификации положения ислама
и мусульман на Северном Кавказе (в помощь лектору). Ставрополь, Краевое общество'"Знание", IS89. -I п.л.
16. Айдегиров Н.Г. Об эстетическом воспитании студентов
технического вуза Дфилософско-соцнелогические аспекты). // аииосс^око-социалогические и психоло-Iз-педагогкчёские проблемы форыировгчия научного мировоззрения. Ставрополь,' 19ЬУ. - 0,2 п.в.
I?. Айдемиров Н.Г. К вопросу о формировании эстетического сознания народов Северного Кавказа. //.Философ-* ско-социологические и психолого-педагогические проблемы формирования научного мировоззрения. Ставрополь, 1989. - п.л.
16. Айдемиров Н.Г. Основные этапа"формирования эстетической культуры народов Северного Кавказа. // Материал ХУШ конференции по итогам^НИР профессорско-педагогического состава за 1986 г. ,Стаь^сг.ол'-. 1989. - 0,25 п.л.
19. Айдемиров Н.Г. Аксиологическая направленность формирэва-
ния эстетической культуры студентов. // Обшечеловеческие ценности и студенческая молодежь". Ставрополь, 1990. - 0,0 п.л.
20. Айдемиров Н.Г. эстетическая культура и научное творчестве
// Теоретико-методологические и психолого-педагоги-чеекке проблемы активлеацн-л самостоятельной работы студентов. Ставрополь, 1990. - 0,2 п.л.
21. Айдемиров Н.Г. Искусство и религия (в помоаь лектору).
Ставропольское краевое общество "Знание", Iü9G. -Т п.я.
22. Айдемиров Н.Г. О путях формирования у будущих специалис-
тов чувства красоты. // Теоретико-методологические и организационные проблемы проо.ориентационной работы в техническом вузе. Ставрополь, 1991.- 0,3 п.я.
23. Айдемиров Н.Г. Формирование эстетической культуры в ус-
ловиях Непрерывного образования. // Непрерывное образование: актуальные проблемы". Ставрополь, 1992. - 0,2 п.;,.
24. Айдемиров Н.Г. Актуальные проблемы формирования культу-
ры у будущих специалистов-инженеров. // "Непрерывное обр.: актуальные проблемы. Ставрополь,Í992. -0,1 п.л.
25. Айдемиров Н.Г. Проблеш культурного творчества. Раздел
в коллективной монографии "научное творчество": теория, методология, практика". Ставрополь,1992.-7,5 п.л.- (отмечено в аннотации монографин).
26. "Айдемиров Н.Г. Взаимосвязь эстетической культуры и на-
родного творчества. //Личность специальста-шжене-ра как социологическая проблема в условиях непрерывного образования". Ставрополь, 1932.- 0,1 л.,
27. Айдемиров Н.Г. -Цикличность в развитии культуры: объек-
тивный процесс. // Циклические процессы в природе и обществе (материалы Пегвой кзжцуняродноа "cn'je-реьгда "Циклические процессы в прнродо и обеестЕе", 1 Id-21 октября, г.Ставрополь). Ставрополь,1593 -0,2 п.я.
Подписано в печать 17.01,94г. ^брмат 60хб<» . 1/16
Усл,печ.д.2,0 Тираж 100 • Заказ № $0
Ставропольский голитехнический институт, п^ .Кулакова ,2
Копировально-множительный учаотрк