автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Устные рассказы золотодобытчиков Урала

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Наконечная, Ольга Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Устные рассказы золотодобытчиков Урала'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Устные рассказы золотодобытчиков Урала"

: ,. t [j ^ ]

московский ордена лйнина, ордена октнбрьскси революции и ордена тгудозого красного знамени государствеккьи университет км. н.в .ломоносова.

IIa прамх рукописи

наконечная одыа ^онидпвнв

устные расскази золотодобытчиков урала (Тематихо-сижвтнье циклы, impcoiias«, псобеннооти стиля)

Специальность 10.01.09. - фольклористика

I

{i'Mi^

Автореферат диссортпиии не соискания учСной степени кандидата филологических неук

Москва - 1991

l'O!

/

с.

v

л

Габотэ выполнена иа кафедре фольклора 1» древней литературы Уральского государственного университета имени А.М.Горького.

Научный руководитель - д.ф.п., проф. 'йругляшова Б.Н. Официальные оппоненты - д.ф.н., ироф, Лазарев А.И.,

к .ф.н. Похидох Н .С.

Ведущая организация -- БА1КЙРСШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. '»ОЛЬТИЯ ОКТЯБРЯ

Запита состоится "_" • 1991 г. в__часов на заседании специализированного совета по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина государственном университете имеэвя М.В.Ломоносова.

Адрес; 1172 "Э*. Москва. Б-234, Ленинские горы.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного унизероктэта;

Автореферат разослан "_"___1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

к.ф.н.

А.М.Песков.

Рвлен эна/из жанров несказочной прозы зо~ гтесной взаимосвязь содержания и форш: изу-Щишнзюжетний состав, функции, структура образов и п ер-лексика, речевой стиль. Изучение фольклора отдельной со~ >о-професс;юнально!! группы позволяет понять своеобразие рабо-о творчества как искусства устного слова, его идейно-эстетично-\ . значимость. Фольклор рассматривается наш как форм, выражения воплощения эстетического в окрукающей действительности: остети-ескоз возникает ь процессе движения жизки, воспринимается человеком и воссоздается в словесно-художественно!? форле, в рамках жанровых традиций. Исследование с этих позиций устной прозы золотоискателей внявляет особенности их мировоззрения: эстетики, психологии, нравственних устоев, идеалов и т.п.

Изучение способов и средств воплощения эстетического в произведениях устного творчества рабочих подводит к решению проблемы нцейяо-худоаествошюго своеобразия рабочего фольклора.

Гычленение фолоклорних материалов по принципу профессиональной общности создателей било предпринято в советской фольклористике в 30-40-е годы, когда рабочий фольклор становится предметом пристального изучения. Р.С,Липец. А.А.Мисюрев, А.Б.Ионов обратили внимание ьа своеобразие профессионального фольклора горних рабочих, рнбаков-помороь, ямщиков. Теоретический и практический вклад в изучение рабочего творчестза внесли уральские фольклористы Л.П.Баков и В.;.*.Бирюков, собирая, исследуя профессиональный фолькяор рабочих разных отраслей промышленного производства, В-50-80-е года фольклору горнорабочих посвятили свои работы Р.Р.Гельгардт, М.Г.КитаЙпик, В.П, Круглямюпо, Л.Н.Грилнева, З.Г.Ахиетлин и др.

Актуальность данного исследования обусловлена обр&иенйвм к нрсблоче этико-эстзтического и художественного своеобразия рабочего фольклора, репен.че-которой основано на комплексном пзучеими повеет-вователышх жанров устного творчества золотодобытчиков.

Цепь диссертационной работы -- исследовать тематику, сяжэткку, персонажи. особенности стиля жанров песказочноБ прозн золотодобытчиков .Урала, впятить их этико-эотетическое и художественное снооои-рар;|'.!,

I1(:ЛЬ определяет задачи к структуру работи:

Га.'5огя состоит ну вв'ушпчг!, трех глав, заключения, ипнекп пепел кзоълипой янт? ратуш.

I глава: "Тематика, смотика, морфолог добытчиков".

Задача главы - выявить зависимость тематико-сшетного1 нвд и структуры мотивов яесказочной прозы золотодобытчиков от" вий их труда и быта, от особенностей восприятия и осмысления действительности.

П глава: "Персонам и образы фольклорных рассказов золотоискателей".

Задача главы - раскрыть этико-зстетическую сущность образов устных рассказов горняков и старателей, их профессиональную специфику; определить свойства нравственного облика человека этой профессии в сравнении с качествами русского национального характера.

Ю глава: "Лексика и роучвые особенности устных рассказов золотодобытчиков".

Задача главы - проанализировать лексику и речевые форды устной прозы рабочих дакной профессии: выявить опорные лэксико-срмап-тячоскиз группы слов, которые наиболее активно участвует в .создании образоз, развитии сюжетов; исследовать функциональные и семантические связи лексики с реалиями действительности и вымышленным ьиром устных рассказов, их экспрзсспвпо-рачзвую структуру.

Метод и маторяалы исследования.

Основным методом принят конкретно-исторический, исторкко-бнто-бой анализ фольклорного материала.

Предметом исследования послушали устные рассказы золотодобытчиков Урала, опубликованные в различных фольклорных сборниках, материалы фольклорного фонда Б. П. Крюкова в Государственном архива Свердловской области (Г&СоЧ. труда по истории и этнографии уральского региона, произведения уральских писателей как дополнительный источник фольклорных матеша/гоз и этнографических сведений. Основной текстовой материал составляют записи устной прозы, хранишься п фольклорном архиве Уральского государственного университета, собранные студентами в 40-в0~е годы з районах Среднего Урала, а так-у.е личные записи автора,

Уотнке рассказы собраны тех районах, гд? велась и ведемся доСлчо золота ? платаны, где сформировались династии рабочих. Полевая работа основана яе методике собирания рабочего фольклора, разработанной кафедрой фольклора я древней литераторы Уральского университета (научный руководитель профессор ВЛГ.Кдеглдшо?*). Обгем

привлеченных к анализу текстов составляет более двухсот с лпиц, выявлено четырнадцать основных сюкетов во множестве вариантов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. .Теоретической и практической разработке подвергнут вопрос своеобразия рабочего фольклора отдельно-! социально-профессиональной труппы.

2. Путем комплексного исследования жанров устной проза на те-матпко-ечкзтном, образном, лексическом и речевого уровнях решается проблема специфики профессионального фольклора.

3. йгталяегся зааисылость зтикс-эстегического содержания устных рассказов от особенностей труда и быта, этических л эстетических представлен;«; рабочих данной социально-хчрофесс.иональной группы.

Теоретическая значимость к практическая ценность исследования.

Результаты исследования могут быть полезны дял раскрытия общих теоретических вопросов, связанных с понятием "рабочих фольклор": его генезиса, функции, этшсо-эстетического и художественного свое-образ,тя; для типологической характеристики жанров несказочной прозы; для иллюстрации и решения вопросов поотикп жанров народной лрозы; для определения перспективы дальнейшего комплексного изучения профессионального фольклора разных стран и народов.

Материал диссертации может быть использован для проведения ■спецкурсов и спецсеминаров по вопроса!,5 рабочего фольклора, при подготовке студенческих курсовых и дипломных работ на теш, связанные со спецификой яанрок несказочной рабочей прозы.

Апробация работы.

Основные положения, выводы диссертации докладывались на научных конференциях в Уральском, Пермском, Челябинском, Сыктывкарском университетах в 198-5-1009 гг. Содержание работы отраненэ в двух депонированных статьях и десяти публикациях тезисов.

Содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность теш, характеризуется предает диссертационной работы, определяются цоль и задачи исследования, его основной метод. Кроме того, дается краткая история изучения проблемы профессионального фольклора в русской фольклористике, уточняются терминологические границы жанров несказочкой прозы.

и гюрлой глвво осуществлена жгировзя и тсматико-оажетна.»! классификация и морфологический анализ шлллшчшх сют.етов фодък коркой лрозч аолсголсбыт'Шков. Она высвечивает наиболее воаано моменты их

лизни: устные рассказы повествуют о том, где искать золото, какие приметы и предзнаменования указывают на его близость, как нужно правильно действовать, чтобы его добыть, кто может помочь,.а кто навредить в работе, каковы условия труда и т.п. Очевидна информативная фикция этих рассказов: они содержат необходимые для успешной работы сведения. Объединяет их тема профессионального труда золотодобытчиков и главной объект изображения - человок, загштый добычей золота, в его сложных, многообразных связях с окружающим миром. В анализируемой прозе выявлены основные циклы: качщый цикл объединяет несколько десятков устных рассказов на определенную тому, которая реализуется в сюжетах. Сюкеты варьируют благодаря изменению мотивов и их компонентов в структуре сюжета, Еолъиипство сюжетов построено на одном ведущем мотиве, содержание которого заключается в конкретном действии главного героя рассказа. Структуру этого основного мотива повествования составляю? отдельные значимые составные части мотива - компоненты (элементы) мотива. Варьирование компонентов мотивов является главным.условием варьирования сайтов. Результатом лматико-оюиетной классификации и структурного анализа носкааочной прозы золотодобытчиков Урала стала следующая таблица г

I цш'.л. Тома: "Открытие первого русского золота и начало разработок".

Сюжет-!. Месторождение открыл Ерофей Марков. Спжет-2. Золото нашел каторжник.

Мотив-действие. Камноченты мотива: цель действия, мзото действия, результат действия. 'г цшел. Темь: "Процесс добычи золота (платины), условия труда". Сияет. "Трудно было работать, тяяельче, чем в России", Мотив-действие, Компонент мотива: результат действия.

3 цикл. Тома: "Бзаимсотноиегая "работных ладей" с горной админист-

рацией и внутри старательской артели".

('гает-1. Рабочие расправляется с "вре.шшм" штейгером.

Начальство наказывает рабочих.

С.сг.ет-2. Рабочие карат за вороЕстпо своего товарища. Свт.ет-З. Хороиещ стьрятелп, если он пгнал о беду, воогла помогут.

4 цикл. Тема: "Прнм'зтк на золото. Обрядл с?аоатеЯ!!&".

Стет-1, Где золото (г.лптрна). там ппкмзыгэетс!!.

- б -

Вариант сюжета. Где золото (платина), там слышится. Мотив-действие. Компоненты мотива: кто показывается, что показывается (слышится), кому показывается, причина действия.

Сюжет-2. Необходимо знать определенные правила {"осос. >е слово"),.чтобы добыть золото и избежать беды. Мотив-действие. Компоненты мотива: условие действия, место действия.

Сгает-3. Некоторые люди находят золото' (платину) благодаря особого умению (знанию).

Мотив-действие. Компоненты мотива: способ действия, результат действия.

Сюжет-4. "Старатели благодарствуют земле". МогиЕ-действие.

5 цикл. Тема: "Помощники и вредители в работе".

Сшст-1. Сверхъестественные силы помогают найти золою. Сюжет-2. Сверхъестественные силы вредят человеку. Мотив-действие. Компоненты мотива: условие действия, причина действия.

6 цикл. Тема: "Богатая находка золота - "дикое счастье" старателей".

Сюжет-1. "Денег получат кучу, не знают, куда деть и ни во что их не ценят".

Мотив-действие. Компоненты мотива; причина действия, результат действия.

Сюжет-2. Начальство-"награждает", за находку золота. Мотив-действие.

Устные рассказы I цикла по своему жанру - предания; они сохраняют в памяти парода имя первооткрывателя русского золота и дают оценку этому событию и главному харою - Ерофею Маркову.

В основе обоих скжетси этого цикла - социальный конфликт, осложненный в I. сюжете нравственным противостоянием Е.Маркова "тайной силе" и "начальству".

Предания содержат достоверные и правдоподобные сведения из далекого нсторичолксго прошлого, но в развитии сюжетов болвщую роль играет вымысел, иг/ектай реалистическую основу, Шмысел, фантастика призваны сделать сттаечы-о находке золота более убедительными и достоверными: кончро'пкитг/уптся цель, место, ситуация нахождения полота, осмысляются результаты и последствия ее. Шмысел оформляется В

структуре повествования в виде компонентов мотивов и их вариантов. Устойчивым дня этого цикла является мотив: "Золото Марков нашел случайно". В народном представлении первооткрыватель золота должен бить честным, некорыстным, трудолюбивым. Б большинстве вариантов утверждается, что золото не принесло Маркову богатства и радости, а "отведал он и кутузкл, к плеток". Этот мотив традиционен как для фольклорных рассказов золотодобытчиков, так и для фольклорной эстетики в целом. В образе главного героя воплощены свойства эстетического идеала народа, которые вырабатывались в результате постижения жизни не абстрактным рассказчиком, а конкретным трудовым коллективом. В преданиях этого цикла намечается образ рабочего-золотодобытчика, отпадающего необходимыми с народной точки зрения нравственными качествами. Фантастические женские персонажи цикла (Хозяйка Медной горы, йена Глафира) служат раскрытию нравственной суч характера главного героя, выявлению етических и эстетических представлений рабочих-золотодобытчиков.

Фольклорные тексты второго цикла относятся к жанру рассказов-меморатов, в большинстве случаев они вычленеры из биографий рассказчиков, которые сами участвовали в добыче золота. Сюжеты этих рассказов фрагментарна и отрывочны, поэтому точнее их назвать сюжетной ситуацией. Она'построена на мотиве-действии, который соверши описание процесса добычи золота, варьирует компонент мотива -результат действия. Сбраз рабочего-золотодобытчика получает в этом '• цикле дальнейшее развитие: подчеркивается значение профессиональных знаний и мастерства, "необходимость овладения определенным* знаниями и умешшш для того, чтобы добыть золото, т.е. средство к существо-ванта. Традиционный фольклор воспевал, в основном, красоту крестьянского труда, в рабочем фольклоре золотодобытчиков мы находим подробное описание процесса, технологии труда. Эти устные рассказы являются исторической и профессиональной памятью рабочих данной профессии, имеют познавательное значение. Информативная функция со-, метается с этико-эстетической функцией, которую формирует оценка, реализованная в екаете, данная рассказчиком процессу труда, его условиям и результатам. У золота были нищими - таков лейтмотив этого цикла, реалистическое изображение отвечает задача:,! цикла. У не в этом цикле выракено двойственное отношение рабочего к своему труда: с одной стороны, как к "необходимому злу", которое дает средства к существования, с другой - как к той сф^ре жизни, где он в большей

Щгепенк может проявить свою человеческую сущность, свой характер, мои творческие способности. Таким образом, труд в фольклорной прозе золотодобытчиков становится важной эстетической ч нравственной категорией: через труд оценивается человек.

Третий цикл устной прозы рассказывает о взаимоотношениях "работных людей" .с горной администрацией и внутри старательской артели. Б основном, это рассказы о дореволюционном прошлом, относятся к жанру преданий. Прошлое оценивается с позиций современности. В основе сюжетов - социально-нравственные конфликты, функция сюжэта-1 - показать социальную активность рабочих в борьбе против угнетения и произвола, сюжеты-2 и 3 имеют ярко ЕЫрэженную нравственную функцию, утверждают этику взаимоотношений в рабочем коллективе. Позиция рассказчика классово определенна. Добавляются новые черты к образу идеального рабочего в этой профессии, конкретизируется функции и роль трудового коллектива, определяющего отношения мевду работниками в процессе труда и в быту.

В четвертый цикл выделены устные рассказы, в. которых сообщаются приметы на золото: какими способами оно молот-себя "оказывать", где и при каком условии егс можно добыть и т.п. К этому ко циклу отнесены многочисленные-рассказы о необыкновенном умении некоторых людей обнаруживать /леста залегания золота. Сюжеты построены следующим образом: человеку показывается кто-то или что-то (пли слимитен) , опытный человек знает, как ему еле,дует поступать, си должен обладать необходимыми знаниями, даже особенными, необыкновенными свойствами, чтобы найти золото, совершить определенные обряды перед началом работы. Объединяет эти повествования в один цикл то, что в них действуют традиционные нерсонааи народной демонологии, характерные для жанра бнллчвк, но главное действующее лицо - человек, золотоискатель. Столкновение его с демоническими силами и результат этого столкновения логит в основе сюжетов. В определении канров устной прозы данного цикла решающую роль играет функциональность: назначение лх - передать тайные профессиональные знания последующим поколениям золотоискателей. Эта функция и обусловливает, в конечном

счсто, их содержание и структуру: возникновение таких компонентов мопша-действие, как "место", "условие", "способ", но по мара утраты суеверных представлений спи приобретают и другую функции - этико-эстетическую. Перенесение акцента с информативной стороны на нравственную привело к изменении и переосмыслению содержания, но в рамкях.

традиционной, устоявшейся формы. Фантастический вымысел, возчик'Ц на основе языческих представлений, претерпевает исторические кзг| нения, сохраняя тем не менее типологические связи с древними ани-~ мистическими представлениями и обрядами, и служит раскрытию этического и остетичсского смысла устных рассказов. Нанр их следует обозначить как предания с элементами легенды-былички.

Фольклорное рассказы пятого цикла повествуют о том, кто помогает и вредит золотодобытчику. Основу сюжетов составляет конфликт золотоискателя с "тайной силой", которая конкретизируется в различных фантастических персонажах, выступающих в роли хозяев подземных богатеть. Демонические силы руководствуются в своих действиях по отношению к рабочему неписаными законами народной нравственности, которые представлены рассказчиком как основные законы даь..ого профессионального коллектива. Компонента мотива "условие" и "причина" действия варьируют к определяют характер конфликта, лежащего в ос~ . нове обоих сюаетов: столкновение человека с демонической силой выявляет этико-эстетические представления профессиональной среды зо- ■ лотодобытчиков. Отсюда вытекает и функция рассказов данного цикла -показать, кому помогает "тайная сила", а кого наказывает. Еакровые признаки этих устных рассказов следующие: по своему генезису это узко профессиональные рассказы с установкой на достоверность, которые передаются из поколения в поколение наряду с другими профессиональными знаниями. Несмотря на то, что вера в существование фантастических Хозяоб подземных богатств почти утрачена современными горнорабочими, рассказы о них продолжают, бытовать в районах добычи золота, хотя и в разрозненном, фрагментарном виде. Ослабевает и утрачивается их значение как источника практической информации, но усиливается и становится главным их этико-эстетический аспект, общечеловеческая 'значимость которого расширяет сферу бытования профессионального фольклора. Все это позволяет отнести эти'рассказы к ванру - преданий с элементами Оыяички, т.к. действующие в них демонические персонажи - различные модификации горных духов - близки по своему генезису и функциям древнейшим демоническим силам, олицетворяющим силы природы, - лешему, домовому, водяному и т.п. Своеобразие рабо-| чих рассказов заключается в том, что встреча человека с таинственными существами не имеет самодовлеющего значения и служит раокрытт| его стремлений, характера, нравственных представлений. Фантастические нерсонает играют служебную, второстепенную роль, по в структур)

рассказа встреча или столкновение с фантастически:.! существом -идейный и композиционный центр, ключевой момент в развитии характера золотодобытчика.

В шестой цикл прозы объединены рассказы о богатых находках, "диком счастье" старателей. В центре внимания рассказчика -- человек, ого судьба после удачной находки. Основные жанры цикла - предания, частично - рассказы-воспоминания в процессе фольнлоризации. Этот цикл развивает трэлициошшй мотив всех г иров устного народного творчества - большйе богатство не приносит человеку счастья. Основная функция цикля - этико-эстеттпесаая.

Подводя итоги, можно сказать следущеп: теми, сюзетн, конфликты, мотивы, образы устной прозы золотодобытчиков вырастают из производственно-бытового уклада та жизни, обусловлены профессиональной спецификой, отражают социальную психологию пх создателей; Фантастические представления, идейно-эстетические и нравственное основы мировоззрения уходят своими корнями в дохристианский период истории, частично переосмысляются, приобретая профессиональную окраску.

Во второй главе исследована морфология сюжетов устных рассказов: ведущее место в структуре каждого цикЛ;, занимает человек труд;« в его многообразных связях о окружающим миром, си является главным объектом изображения и оценки, стоит в центре народного миропонимания. Тема труда является сквозной темой всех циклов фольклоспнт. рассказов горнорабочих, а рассказ о профессии - это ироаде всего рассказ о человеке, о нравственных законах жизни.префзеоионпчьчого коллектива. Кизнь познается в фольклорном произведении, так р. как и в авторском, средствами искусства слова,"в ражч: определенного жанра осмысливается с помощью художественных образов, неоуки концепцию действительности. Изучение образно? структура водет ч выяснению центрального смысла з идейно-эстетическом с.одогдашпз лорного произведения.

['^следование горняцкого фольклора Р.Г.Гслымрдгси. ВЛ.Круглк-шозой, Б.Г.Ахмзтрганым показало, что в преданиях старят*я =»й и горнч-ков гязннх национальностей, разявх периодов ярекана сложился ппсэ-деленный круг действующих щщ, хоторне пэхоястля »■•ч.гу собгП V устойчивых г.заимоерчзях, зчпопняпт оданшеоше функшгч, кмк *7>чи значения. Это ролтлорглют чосладос.-'!сопря.'М'шгг яглис.й устеч.т рассказов горнорабочих.

повторяемость, устоД!».:пг.згь иерсс»РЧ-';Л г сбрпэш >>лг<-(>! г»

■s

прозы золотодобытчиков, идейно-эстетическОй значимости всех ее элементов позволяет говорить о слонявшейся структура, обусловленной профессиональной сг;ецкфш{ой жанровой традиции. Роль каждого фольклорного образа в развитии сюжета определяет его содержание, которое необходимо исследовать как неразрывное, органическое единство чув-стнешшл и смысловых моментов, познавательного, иногда чисто утилитарного, и идеологического, эстетического аспектов. Б фольклорном i/бразм прямо или косвенно отражены явль;ля реальности, он содержит конкретно-исторические сведения о времени к месте своего бытования, объективную информацию об окружающем мире и его оценку. Структура и • :0!U)iwirae образов обусловлены функцией евгеха, цикла; информативная функция органично переплетается с этико-эстетической функцией. 0бьь'Д1'П1Л.--1' все персонами отношение к шш рассказчика и слушателей, рокденноз функцией «аиров: установка на достоверность предопределя-(/; и отношение к действующим лицам как к реалиям прошлого.

Намечая главные тенденции в разработке персонажей фольклорной и,ч>аи золотодобытчиков, мо&но сказать следующее:

1. Наличие или отсутствие вымысла в их содержании позволяет ва-де.чпгь 3 группы персонажей:

а) фантастические, вымышленные действующие лица, никогда не су-^.-таоьаБМге в действительности;

б) персонажи, ¡менаде прототипов ь реальной действительности,' ¡и наделенные необыкновенными, фантастическими свойствами;

в) герои, которые существовали или могли существовать в далеком прошлом.

2. Вое образы к персонажи тесно связаны с трудовой деятельностью m создателей, имеют яркий произБодстсепшШ колорит и четкий ооцяцльный статус.

3. Фантастические образы и персонашт внетупают в зависимости от поведения и нравственных устоев, от профессионального умения зо~ лоп.текателя как: а) помощники в работе, доброжелатели; б) вредителе, t. «1:цот1зь[1яюиЦ'1в враждебные золотодобытчику силы. Индифферентных по отнесению к человеку, к его работе дейст.вувдгас лиц и преданиях

я рассказах-ысыщатах не -встречалось.

4. Преимущественно какой-то 'один фольклорный образ играет определявши роль в развитии сюжета, и формировании мотивов, т.к. з ого содержании заключается основной йдойло-эстетичзский потенциал ■и-мы, ¡-.отогни реализуется в каждом конкретном манре па основе проч-:.сй ï-a.i_r.030i; ■¡pia.niuv, в устойчивых структурных форглах.

~ 12 -.

. 5. Образ создается в русле фольклорной эпической' традиции, дет которой характерны предельное обобщение явлений действительности и фактическая достоверность, конкретность деталей; идеализация герся и тяготение к реалистической типизации; отсутствие глубокой психологической разработки характера и нравственная мотивировка поступков; наличие фантастических элементов в реалистическом'содержании . образа, отсутствие мистической окраски в обрисовке фантастических персонажей и образов.

6. Образ рабочего-золотодобытчика находи ^я в центре внимания рассказчика, исследуется и изображается в 3 аспектах: производственном, социальном и нравственном - и оценивается по законы.*, коллективной морали и' народной эстети-и.

7. Оантастические образы, обобщенный образ золотодобытчика .воплощают характерные черты эстетического идеала, сформировавшегося под влиянием профессии в результате философского и эстетического оошсления действительности. Эстетический идеал горнорабочих-золотодобытчиков - это человек опытный, знающий свою профессию, трудолюбивый, смелый, независимей, честный, некорыстный, умеющий логсчг. товарищу, иронично, даже презрительно относящийся к богатству, умещай широко,' с выдумкой погулять.

8. Образа содержат познавательную и эстетическую ш'фррмпцнк, вбирают в себя рациональное и эмоциональнее постижение окру ^^^л.1

.кара не о дым человеком, а производственной общностью гплей; н&зп-взсе.го от национальности и региональных границ своеобразно отрази; схоЛшв для дядей птой профессии впечатления дерствительгоотп,

В третьей главе предпринят семвнгико-функцконалъиь'й знаялз словарного фонда устных рассказов горнорабочих. Оч об нг-гует.л 4 с е.-яспных тематически группе слов, характеразугаих наиболее пакт теиатйко-сваатние лшщи в устном творчестве ребочлх-золотолобитчн-коз. Каздзя тематическая группа (далее ТГ) объединяет слова, с.'о-значащие денотаты одного ранга, близкие по тематике, яглятеш^сл ключевыми в создании тецатико-стаетпых циклов: учитывалась частгг-ность употребления лексемы и роль обозначаемого ею'денотата ъ крнтии сюжетной коллиз

Выделенные п лексике устных рассказов 4 тематические группы слов состарлявт ссяову их лексического мкояеетяа, т.к. сбсгт-та? наиболее вахныэ для данной социально^-професспонпльной группк геа-лик окру кощей действительности: объект и объект трудовой дектз

кости, орудия труда и этапы трудового^процесса, место и время действия - обусловлены идейно-тематическим содержанием этих рассказов, их функциональной направленностью.

функция лексики и речевых средств определяется полифункцио-налыюстью образов: лексика выполняет не только номинативную и коммуникативную функции, но и экспрессивно-оценочную, т.е., кроме прямей номинации, содираит, зачастую, оценку обозначаемого денотата, иыражая при этим не узко субъективные симпатии и антипатии рассказчика, а той социально-профессиональной эбщьости, к которой ок принадлежит. Зыоцнональнс-.оценочкая окрашенность лексики и речевых выражений порождена объективной реальностью, отраженной а сознании а психике людей, и выявляет этико-эстетические взгляда социально-профессиональной среды золотодобытчиков, выработанные в процессе труда. Паяную роль в создании тематпко-сюжэтного своеобразия устной прозы играет профессиональная лексика, которая в прямом своем значении нэг.шдно демонстрирует зависимость языка от сферы деятельности его носителей. Но особенностью профессионализмов является то, что в них отпааовтея не только изменения в технологии производства, процессе труда и т.п., по и те перемены, которые происходят в сознании и психике людей, в атикс и эстетике их взаимоотношений. Профессионализм!, возникшие е языке для обозначения конкретных действий и яредоетов профессионального труда, зачастую у&е в процессе своего зарождения наделялись другой, не менее важной для их создателей, функцией - эмоционально-оценочной. Эта лодиф.ункционалыюсть производственной терминололш во многом объясняет и ее этимологию, и ее речевой узус.

Для раскрытия идейно-тематического и этпко-остетичоскогс со-доркания 'повествования шссказчиками используется устойчивая, став-шал ¡¡широкой стилевой традицией, система лексических к речевых средств, базирующаяся на местной диалекте, включающая такие традиционные фольклорные средства создания образов, как метафора, эпитет, метонимия и т.п., что свидетельствуеч о стремлении золотоискателе?. к неосознанно-художественному отражению реальности, л о, к определенной атикс-эстетической оценке своего труда, нелегкого, но увлекательного. Ьгинология лексики обняруяквгет 1*дубишше связи фольклора золотодобытчиков с древним:! анимистическими и мифологическими представлениями людей, контакты с различными этническими и прифосспоннлышми группами шиоясния разных регионов страны и дру-

гих государств. Эти яводшш объяончютои н" только спецификой труда, золотоискателей, но и сходством психологической мотивации в процессе словотворчества, выработанных под влиянием одинаковых условии труда и быта эткко-астетичвскпх оценок окру.азглцоЯ действительности, ^глмолш'лческло взыскания в области локсийи нередко позволяют ннЯ-гл п истокам фольклорной образности и, в целом, фольклорного произведения, понять психологические мотивы речевого творчества, их связи с явлениями окружавшего мира, с особенностями географической, этнографической, этнической, профессиональной среды. Особый бодствэнпуН языкоеоН узус, связывающий людей одной профессии. очк~ ооботвовал созданию отличной от других соцпальПо-профьс.спочалькой общности, выходящей за этнические к региональные границы.

В ва.сдхиении представлены итоги и бнводы исстшдованпл.

Исследование 7ематико--сют.етпого состава, системы персона чей и образов, лексики и стилевых особенностей жанров леекззочной прозы золотодобытчиков Урала раскрыло своеобразие этого фоль-лорного материала как искусства устного слова, которое имеет свою оолерм--тольно-позтичеокую организацию. Форма снрапенля~и поплоше:«!' идем-чо-зотетичеексго содержания обусловлена сдсяьым комплексом ссциачь-:;о-битовых рзалпй н эт^ко-?отэтичееких г.редогазхенч;! рабочих данной соцчал1)1ю-ч1р0чфс-1)с1гснллыгой грунт:, роачпзуегол и традивда-мизг «а«-ро1-их разновидностях несказешой ирог>я, отрькао? эиошшп почтатс«-.-к&ге оозпэиич конкретной ооедн, o6iiap.ysrir.wi яг-ну а лаа/.сичость от функцгл каждого цикла рассказов.

Цель устных, рассказов золотодобытчиков - пер^д-а?ь с .ту дат? л ж! не: только профессиональный опнт, секреты мастерстэя, но и ррзъет-вопно-остетлчоеккй кодекс производственного колчектиза.

Анализ устной прозы показа':, что зтико-эстэгрчестм-: гредетяр-ле-ния, норм;; и правила попеденик золотоискателей ухоият своими корнями я дохристианский период истории, обнаруживая глубинные сг,ям фольклора о трудовой «лчныа народа: они прпфессисиапьг.с сориентированы, хонкреттокровякы. Выявлена стабильность ассоциативных поэтического оозняняя рабочих с с;.'рул;1Г»Щ';й дрйутря гюлысст.^ц, м.-»-

кречленн-эя жянрово!? трэдзщиой. ¡'есть штвних тшт-лж-чю-г.ячх нл-клоз ппплл.-'ирус.'лой прозы расс газнгззт о на/бо^ее ьпялкх дачной г-рсфесспома м-.ной группы обит ил;; и я? линиях скдоамигого ¡ул.с-е-

0'1{эзи0 отраженных в сояншшг л/,,пей. О олной '¡тс:«;ки, ?<:т«иг о.ггг<зч зол.гсолоЗчтчйиов отляг/тач- пото^аткои иг.зггугь-л гггпогрг-

- Г5 -

¡cía обеден!«, а с другой - раскрывают субъективно-творческий мир коллективного дворца отих произведений, тот круг жизненных впечатлений , наблюдений, эмоций, который позволяет говорить об особенностях 'iCiix"y/iornii золотодобытчика - 1'лавного объекта осмысления и оценки рассказчика,

"Практическая" функция рассказов как источников необходимой для роботы информации рясу.vía я большей или меньшей степени всем циклам устной прозы, го иг основная функция в современности - эти-ко-зсто'дичсская, воспитательная. Этой цели подчинены все средства устного словесного игг.усотвэ: рассказчик выбирает интересный для слушагел-зС материал, поучительный; с его точки зрения, оценивает его о позиций осмотического идеала, традиционного в его профессионально.'; среде, и. старается при ломощп языковых средств, мимики, ¡nacía и других приемов психологического воздействия убедить слушателей и правильности своих ылоннй и оценок. Соотношение ипформатявно-го и зтико-эстетичоского аспектов в разных циклах устной прозы не одинаково, и это находит свое отражение в структуре сметой, системе персонакий и образов, языковом оформлении.

Своеобразие устной прозы золотодобытчиков проявляется в рамках профессиональных представлений, труд становится важной эстетической п нравственной категорией: через труд, через умение и желание трудиться осмысливается внутренняя и вкемляя красота человека, оцениваемся его личность, общественная значимость. Эстетический идеал, формирующий оценку человека и окружающего мира, роздал я под влиянием тех взеиейаых требовании, которые предъявляет к человеку нрофес-сил; он определяет идокпо-оотетическую суть каадогс цикла рассказов к в цепом фольклора 'золотодобытчиков.

Словесно-художестъонпая форма, выражающая эстетическое отношение рассказчика к действительности, обнаруживает глубокие связи фольклора золотодобытчиков с трпдиццошийЛ! фольклорными форма:,к и в то ке время шлеет ощутим^ профессиональный колорит. Этимологические разыскания в области лексики и стилистики речи помогают осмыслить специфику фольклорной odj'aaHOCTn, психологические мотивы речевого творчества, евг.зи с производственным и социально-бытовым укладом, с дретшгдо мифологическими: представлениями людей, контакты с различными этническими и профессиональными группам» населения других регионов. Профессиональная общность золотодобытчиков - это особый языковей коллектив, имещий свои лексический узу с, который ич-

пилняет на только номинативные функции, но и эмоционально-оценочние. 1йбор рассказчиками лексических, и стилевых средств для воплощения ссдермния тяготеет к устойчивости, обусловлен идейно-эстетической сутью фольклорного повествования, основан крк на региональном диалекте, так и на общефольклорной традиционной лексико-стипистпчес^ой основе.

Изучение фольклора отдельной социально-профессиональной группы позволяет глубже понять своеобразие рабочего фольклора, сд-о значимость в художественном фонде общенародного фольклора.

СЛИСОК ОГОТЗПЕСОВАНШ! РАБОТ

1. Наконечная' О.Л. Некоторые социально-лрсфессзоналы'ые особенности фольклора золотодобытчиков (по материалам фольклорных экспедиций УрГУ в IS66-I934 гг. п i\ Березовский) // Областная научно-практическая конференция "Изучение народного тзсрчеспза на современном этапе". Тез. докл. ~ Пермь, 1205.

2. Наконечная О.Л. 2анры несяаяочноД лрозы г '"оврекегыом фолькяс;о уральсдпх рабочих-золотодобытчиков (по матсрмлам фольклорных экспедиций Уральского университета в 1965, -1903—190:5 гг, в г. Березовский Свердловской обл.) /'/ Межвуз. кснф. "Итоги фольклорного года в Уральском регионе". Тез.- докл. - СЕсрдлов'ок, I&'íF- ■

3.. Наконечная О.Л. Еанр предпчпй гз фольклоре золотодобытчике]? Ург,-ла // Меквуз. конф. "Содержание и форма в язучо л .пге[э?1рэ". Тза. докл. - Свердловск. 198?. i

4. Наконечная О.Л. Специфика отратапм труд? в фольклоре :-ол-,тодс~ бытчикоз (По материалам фольклорных экспедиций УрГУ в 7.9-3f>-JS04 гг. в г.Березовский) // Содержание и форма в языке и литература, - Свердловск, 1985. - С. 90-101. - Рук. дэи. в Ш!ОК АН СССР

)г 2В466 от 27.02.87.

5. Наконечная О.Л. Легенда и предания рабочлх-золотодобгп чиксе // Фольклорное наследие и его роль в духовней культуре мгп-.о.вд) Ур--;-ла V Поволжья. - Сыктывкар, 1937.

G. Наконечная O.E. Социальная и профессиональная шзпрмлепноогг. ;r>-с::?зочпо'-г прозы золотодобытчиков Урала // Седмсю ¿>рте?сяя&' чтения, вссгяцеяикн 250-лбги« Чззф$1ЯСК8. Тез. докл. - Ча;:л-бияск, 1987.

7. Накопечпаг О.Л. Soup предо!«tí з фояы'лоие золотояоагг-тгясй У^п-

лэ У/ '.löir/yj. :<01<ф. • «осиицошта ТО-литим Вгликой Октябрьской социалкс!ической революции. Тез, докл. - Сиердлопск, 1987.

В. Иштсиеч.шч О.Л. К tonpocy о традиционности преданий (По штерл-ana¡¿ оовршеннкг записей) /V Гчхяше Пдемколскпо чтения, лослл-щсшше ЮО-л -и'иь со |»ж№нэд l'.ll.Iàîif.KOi'a, Тон. докл. - Челябинск, 198!'.

Э. Някспч'шш! О.Л. Неловок в ннродннх у^ачьских предшште /7 Мчк-ьуя. конф, "CW'opMsmtP. к фо;мн в я:<ако, фольклоре и лпчс-;<ату[io", Tea. д.;i..л. - С'гьр.алиск, !Л'0Ь.

10. Ноконечайя СЛ. 'Лчко-йототичеокля cywiwïb уральских нредш.нй ас!Я1П'Одг,бн-гч;..:1.а // Ы«авуз. копр. "lîror.i фолъклорнш о го-

;i'¡ Р УркП.окоы tiM'i!t)!í>?". Тез. докл. - Сви^'юрок, 198У,