автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Устойчивость как атрибут социального сознания

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Константинов, Сергей Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Автореферат по социологии на тему 'Устойчивость как атрибут социального сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Устойчивость как атрибут социального сознания"

САРАТСЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РГ6 од

На правах рукошгси

2 3 " 1?р ч

КОНСТАНТИНОВ Сергей Александрович

УСТОЙЧИВОСТЬ КАК АТРИБУТ СОЦИАЛЬНОГО С О Э Н Л П !! Я СМ !'ЛТЕГПЛЛДХ ГССЯ-Д03Л!ПГ1 СП7Ш1ЧЕСТМ)

23.00.03 - социология куль тури, .образования» науки

ЛБТСРЕ'ЕРДТ дг.сс5ртсдлц йа сс::сг."лгл у^'рпй стспопи сшвдаяспязсжя- пгуп

Ссрзтоп -

1591

Работа выполнена на кафедре социологии Саратовского государственного университета иыэни Н. Г. Чернышевского

Научный руководитель: кандидат исторических наук,

доцент В.Ф. Листвин

.Официальные, оппоненты: доктор философских наук,

профессор П.П. Великий

кандидат философских - наук, . доцент Л.П. Летова

Ведущая организация: Сгратсшская • Выслал и»да ШД

Зедита состоится " В " таи 1994 г. в' 15 часс заседании'спэцпалигпровадного советас Д.033.68.04 по ег диссертант! на со;:с;".ашш ученой степени доктора наук в С товскш государственной чг-яшшакси ушшзроитета по адресу 41001В. г.Саратов, ул: Политехническая, 77, ауд. .

С диссертацией матлю ознакомиться в библиотеке Саратове: государственного технического университета.

Автореферат разослан " " О 1ЭЭ4. г.

' • ( '

Учецый секретарь' слециалиеировалного совеза, . кандидат исторических наук, доцен; Л. С. йк:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется двумя группами факторов, носящих объективный и субъективный характер. Объективные факторы определяются тем, что происходящие сегодня в обществе глубокие экономические и политические изменения не только отражаются в сознании людей, но и сами во многом детерминируются общественным сознанием. А оно, в свою очередь, утрачивает свой привычный характер - появляются новые общественные идеи, концепции, теоретические модели, ценностные системы. В связи о этим одновременно с ломкой старых общественных идеалов, идут процессы формирования, новой социальной парадигмы.

Проблема изучения этих процессов, а также структуры, содержания, подвижности сознания является сейчас очень острой. В связи с этим актуализируются субъективные факторы, которые характеризуются научным описанием современных проблем сознания. Исследование процессов и механизмов функционирования сознания как на общетеоретическом , методологическом уровне, так и на уровне прикладных . исследований представляет сегодня большой интерес. Однако проблема изучения сознания традиционно является комплексирй,' междисциплинарной: разными ее аспектами занимаются различные гуманитарные наук:! - социология, философия, культурология, антропология, этнология, психология, социология. Автора интересует прелде всего-пота еще недостаточно раз-, работавши социологический аспект-сознаниячто, а свою очередь, накладывает определенные условия на выбор категориального аппарата я методов реаэния данной проблем. -

С другой стороны, тема данной работа является Одной из вечных. ■Действительно,изученнэ таких структур сознания людей, которые наиболее устойчивы и менее других игмоичшгы во времени, будет интересна всегда, т.к.* агенты обцеотрз - "люди - приходя-Щи в этом мире, а само общество кивет, развивается и все процессы, происходящие э нем, так или иначе воздействуют на сознание его членов, производя а нем новые прэдстсгления, которые насланэаэтся на старые, как-то взаимодействуя с ниш. именно к результатам такого взаимоотношения отерых » новых представлений, ценностей, установок, норм в.сознании .гвдей автор обратился в данной работе.

Если изучать новые идеи, которые появляются у людей. - тс это проблема стилей мышления. . И необходимо разделять стшш мышления народных масс и определенных специализированных груш: - например, ученых или творческих личностей.

Автор стремился ограничиться социологическими рамкам изучения устойчивых элементов социального сознания людей. Пр» этом,осознавая иироту и необъятнооть данной теш, для упрощения задачи, рассматривается в ряду других социальных груш лиаь социальная группа студентов, проявление сознания которш доотаточно однородно.

Состояние разработанности проблемы. Проблема уотайчивост! и сменяемости структур сознания людей волновала многих учены: и ставилась ими в разной форме. Представители марксизма отста ивзжт точку зрения об общественном сознании'и его смене в за виеимооти от уровня периодически меняющихся экономических от ношений. Л. Гумилев в своей теории этногенеза•рассматривает бо ¿.-е широкий масштаб времени и ведиг в нем смену основ сознани представителей наций в зависимости от возраста этноса. • В дру гом аспекте обозначенной проблемы выделяют' изучение менталь ности, . которая широко исследуется в философских и культур но-исгорическпх школах.

Автор, опивался на работы представителен зарубежной социс логин (М.Вебер, &,Дюркгеим,' К.Маннгейм), которые в той иг иной степени затрагивали сходные вопросы, ' изучая.стили мъше ни л, коллективное Сознание, типы рационального действия.

Другая еволюция исследовательской задачи связана с анал! зом систем аботрактных ценностей, социальных норм, наиболс устойчивых установок, коллективной памяти людей. Эти каправл: ш:я разрабатывались, в основном,; зарубежными учетл'л,т:аизъм как Р.Инглхарт, Ы.Рокич, Ы.ХадьбЕако. Суцествешшл вклад разработку проблеш бил внесен такхе отечественными социолог; Ш1 <(Ы.й.Бобнева, Л.П.Взрдомацкий, Н.Ф.Наумова, И.М.Попов; З.И.йайнбург, В.А.Ядов).

При разработке проблей устойчивости (?ак атрибута социал; ного сознания необходимо остановиться на характеристиках вх( дяцих в ео состав .г-зтегорий. Центральны!.! является шнртиз "о _ци|ианоэ сооначне".'Предлагаэмое штором-понимание социально: сознания \-jzh идеальной, иптероу&гсктизной, медленно ыеняадз

- б -

ся, имплицитно присущей социуму,, имеющей характер нормативного принуждения сусдаоотп, позволяет, считать, что у социального сознания есть следующие атрибуты - интерсубъективность, относительная самостоятельность, изменчивость, обусловленность оп-. ределенными обстоятельствами социального бытия. В данном-диссертационном исследовании изучается одно из . неотъемлемых свойств социального сознания - устойчивость. Такая постановка задачи по-новому акцентирует проблему взаимосвязи и преемственности сознания ладей в современном развитии общества. Актуальность проблемы устойчивости социального сознанга обуславливается нераэрешенноотъю ряда ее аспектов и определяется в теме исследования диссертанта.

Цель данного исследования состоит в разработке и .решении' проблем устойчивости как атрибута социального сознания, в обосновании методологии анализа устойчивых структур социального сознания, а также в исследовании, процесса сменяемости элементов социального соэнайия на эмпирическом уровне на примере эдной из социальных групп - студентов. :Выбор термина устойчивость из ряда близких к не»г/ по смыслу понятий, например, та-И1Х, icai« - стабильность, преемственность, инерционность, icon- ■ зервативность, определяется его. больпэй адекватностью для рэ-лэния поставленной цели.

При реализации указанных целей ставшись и решались сле-зукщие ■ задан»:

- разработка» категориального аппарата,. соответствующего вставленной, проблеме; " •

- исследование структуры, социального сознания на предмет заявления устойчивых ее элементов;

- анализ методологичесшк ¡г' методических вопросов экс-зери; читального фиксирования .устойчивых компонентов соцкаоьно-'0 сознания; ■ '

- разработка .прогрел прикладного еккмЬ'Ргсгоского ксс-гедоваши (методом, интервью)-' для изучения уетйГгчивых пластов 5ош1злыюго сознания студентов;

- сбор, обрзОоисз и анализ соц!х!лог1г-1оской информашш по ¡рсблеме отслеживания устойчивых структур социального сознания :тудентов.

Методологическая основа, теоретические я эмпирические источники исследования. .

Исходными методологическими основами для диссертационного исследования являлись философские и социологические принципы таких выдающихся »¿ыслитеДей, как М.Вебер,' Э.Дюркгейм, А.Ф.Лосев, К.Поппер, П.СорОюш. В процессе анализа учитывались социологический, философский, исторический и социально-психологический подходы к рассмотрен™ поставленной проблема.

Основными теоретическими источниками при разработке категориального аппарата данного исследования явились работы зарубежных ученых М.Вебера, Э.Дюркгейма, Р.Коллингвуда, 'А.Швдца, а также работы отечественных ученых Г.Г.Дилигенского, Е.И.Кукуи-киной, Н.В. йобомировой, М.К.Мамардаавили, Л.К.Насоновой, И.М.Поповой. К. Т Л оценка, А. К. Ул адов а, В.П'.Щенникова. При нахождении устойчивых элементов социального сознания важную роль сыграли концепция диспозшшонных систем личности В.А.Ядова, теория социальных представлений С.Ыосковиси и культурологическая типология ценностей К.Ситарама и Р.Когделла.

На прикладном этапе работы были рассмотрены и использованы в качестве материала для сравнения работы Т.Адорно, Р.Инг-лхарта, М.Рокича, П.Сака, Й.Свитека, К.Скотта, П.Сухонена, С.Мак Фарланда, Г.Шумана, ДтЯнкеловича, а также отечественных социологов-- В.А.Ядова, - И.гайнбурга^ М.И.Бобневон, А.П.Вар-домацкого, Ю.В.Чайковского, Л.Я.Рубиной, Н.Ф.Наумовой, Г.Мин-ид, А.Непомнящего, Е.Ш.Бади, А.Н.Маяшкина, Е.Гшгак, Б.Г.Немцовского. В процессе исследования были использованы материалы таких социологических служб и программ, как ВЦИОМ, "Общественное мнение", "Пути поколения", "Народы России".

Эмпирической базой, исследования послукил опрос методом интервью 30 студентов механико-математического Факультета Саратовского университета, проведенный автором Еесной 1593 года, а также опрос методов анкетирования 184 студентов четырех вузов г.Саратова весной 1093 года.

Выводы, относимые автором к научной новигне работы, изложены в заключении диссертации. Общий их смысл состоит в том, что автором впервые применен подход к реаению проблемы игуче-ния устойчивости структурных Элементов СОЭН.—пт Катего-

рию "социальное сознание", оказавшийся в рамках социологии

достаточно плодотворным. Для достижения этой стратегической цели были решены инструментальные задачи: обоснована категория "социальное сознание", рассмотрены важнейшие компоненты социального сознания и проанализирована его структура, найдены наиболее устойчивые элементы социального сознания на теоретическом уровне.

Важным элементом новизны является программа социологического интервью, созданная по обсуждаемой проблематике для социальной группы студенчества, а также полученная с ее помощью социологическая информация.

Практическое значение выводов диссертации. Прикладные выводы диссертационного исследования показывают, что 'нынешняя ситуация перелома эпох, при которой молодое поколение вынуждено проходить свою социализацию, приводит к разорванности, некоторой дезориентации,, незавершенности устойчивых пластов их социального сознания, следствием чего мояет быть их непредсказуемое поведение в нестандартных, а возможно даже и в адаптированных социальных ситуациях. В связи с этим возникает острая необходимость переориентации в области выспего образования и молодежной политики, проводимой сегодня. В частности, необходимы практические действия по адаптационной работе со 'студентами, которые обеспечивали бы возможность их мягкого вхождения в формирующуюся в обществе новую ценностную парадигму. Это может быть осуществлено в виде создания как специальных социально-психологических олужб адаптации при вузах, 'профцентрах, подразделениях социальной работы и т.п., так и модернизации образовательных программ с помощью включения в учебный процесс особых гуманитарно-воспитэтельных блоков, целью которых стало бы целенаправленное и постепенное включение молодежи в ценностно-нормативное и одновременно социально-правовое пространство назего общества.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано три научных работы. Основные положения диссертации были доложены автором на научно-теоретических конференциях кафедрц социологии Саратовского-государственного университета-/1991, 1993/, международной научной конференции в Перми /1993 г./. Текст диссертации обсуждался на кафедре социологии Саратовского госуниверситета.

ч

Структура диссертации. Диссертация оостоит иэ введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

КРАТКОЕ ССЩЕРНАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор н еактуальное» темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определяются его цель и задачи, формулируются основные методологические принципы, обозначаются теоретические источники и вм-лирическая база, излагается научная новизна и значимость работы, даетоя ее краткое содержание.

В главе 1 "Философеко»социологические аспекты анализа социального сознания" последовательно проводится категориальный ;анализ и дается характеристика таких форм сознания, которые описывает интегрирующий и надиндивидуальныи феномен.сознания в обществе, и обосновывается социальное сознание как адекватное понятие для исследования проблемы устойчивости сознания.- Ввиду особой важности акцентируется ценностный срез социального сознания, рассматриваются элементы, в него входящие. На основе .этого формируется_ структура социального сознания, построение которой осуществляется с учетоа социально-психологических концепций сознания В.А.Яцова, С.Московиси и культурологической типологии ценностей К.Ситарама -и Р.Когделла. При обращении к исторической .памяти делзатся выводы относительно споооба трансляции элементов социального сознания во времени.

При философском анализе сущностных признаков реального сознания выделяются как главные гносеологический и социологический, а так^йв и онтологический,. аксиологический, культурологические- и другие подходы. Автор отталкивается от социологического взгляда на феномен сознания, предметно разграничивая социологии и философию, что влечет за собой различный смысл в понимании понятий, употребляемых ранее как в философии, так и в социологии. Далее делается акцент на эмпирически фиксируемых видах сознания, но понимаемых с точки зрения их влияния на поведение, взаимодействие и взаимовлияние индивидов в обществе, то есть с точки зрения их регулятивности..

Корректное и обоснованное решение поставленной цели тре-

бует разработки определенного научного инструментаокя, в частности, выбора наиболее адекватной категории. Автор остановил свой выбор на категории "социальное сознание", которая позволяет вписаться в существующую в отечественных социальных науках традицию и своим прообразом имеет категорию "коллективное (общее) сознание", Э.Дюркгейма, отражающую то, что связь'• зет между ' собой ' различные поколения людей в обществе. Предлагая оригинальную категорию, автор оговаривает, что он понимает под социальным, а такяе соотносит ее с используемыми в социологии понятиями, такими,как общественное' сознание, массовое сознание,' групповое сознание, индивидуальное сознание, обыденное и теоретическое сознание, политическое, экономическое, эстетическое сознание.

Результатом проведенного категориального анализа стало ' утверждение, что понятие ."социальное сознание" принадлежит к категориальному ряду социологии как самостоятельной науки и используется, в частности, для фиксирования эмпирических 'Ьоры реального сознания людей. Социальное сознание присуще социальным общяостям и социальным субъектам разного уровня, от общества в . целом до .отдельных индивидов. С одной стороны, оно порождается и ограничивается специфическими свойствами социального, сущность которого (вслед ~а М.Вебером) автор понимает как'результат взаимодействия ладей, окагыаахшш влияние на поведение других ладен, а с другой стороны, - состоит из тех представлений, установок; , ценностей и т.д., которые являются "коллективными или общими" (в терминологии З.-Дюркгейма), ин-терсубгектиекыш относительно различных социальных субъектов и групп. Такие ввды сознания, как индивидуальное, грушгоьоэ, массовое, могут выделяться и в социальном сознании, когда оно дифференцируется по его субъекту. ■ Если г я имеется в виду уровень освоения действительности, то а социальном оозиьиик выделяется соответственно обыденное и теоретическое сознание. Используемые в научной терминологии понятия политического, зю-нсмнческого и прочих видов соэнат... могут та.«да нести черт« социального сознания при условии выполнения по етногсенда к ним критерия социальности.

На следующем этапе теоретического анализа рассматривайте:! компоненты социального сознания, а для ограничения и уперядо-

.чания проблематики и для более углубленного рассмотрения дается ценностной срез социального сознания ввиду его особой важности при комплексном функционировании исследуемого феномена. При этом автор пользуется таким определением ценностей (ка> результат знания-желания-нормирования, по Г. Ееккеру), которое ** большей степени отвечает целям и задачам исследования и объединяет вместе несколько позиций, включающих в ценностях у познавательный, и нормативный и регулятивный элементы'. Все этс показывает соизмеримость ценностей, норм и установок, что позволяет поместить их в ценностной срез социального сознания и считать, что на компоненты социального сознания переносится авторское понимание социального..

Следующий теоретический иаг - нахождение наиболее устойчивых компонентов социального 'сознания. Для этого используются концепция дислозиционных, систем личности В.-А. Ядова, теория социальных представлений С. Московиск и типология ценностей К. Ситарама и Р. Когдедла. Анализ этих моделей сознания показывает,' чтс лаиболев удаленным от поверхности и устойчивая элементом сознания является так называемое "центральное ядро", "высший уровень диспозиции". Среди элементов социального сознания наиболее устойчивыми во времени (то есть передающимися почти а неизменной форме-от поколения к поколению в обществе) является система абстрактных (конечных) ценностей, общая направленность интересов, укорененные е культуре наиболее общие установки и нормы.

В целом данный раздел является теоретической частью программы проведенного автором социологического исследования.

Б главе 2 "Характеристика и методические проблемы изучения уотойтт юти социального сознания" делается попытка ссют-- нести категории "ыентальность" и "устойчивые структуры социального сознания", а также рассматривается методический ьоаро-еы экспериментального фиксирования устойчивых компонеш социального сознания, приводится методики социологических исследовании по иссушаемой проблеме М.Рокича, Р.Ннглхарта, Б.А.Ядова, Г.Шумана, Ж.Скотта и других. В ■ результате их. анализа представляется аыорскзя программа социологического исследования методом интервью устойчивых структур социального сознания

СГУД^НЮБ,

Проведенный разбор категории "ментальность" позволяет автору сопоставить ее с устойчивыми структурами .циадьного сознания. Иэ определения ментальнооти следует, что она близка к глубинному, что в нашем случае тоедёственно устойчивому уровню социальгого сознания. Разница заключается в том, что в социальное сознание помимо смысла "коллективное" вносится дополнительное содержание, связанное со спецификой социального. Друге1 возмолшое различие состоит в том, что в ментальнооти четко выделяется бессознательный пласт, независимо от того, входит бессознательное прлностыз, частично или совсем не входит в социальное сознание.

Связь между менталькоегьы и устойчивыми структурами социального сознания подтверждают и другие характеристики менгаяь-ности - это совокупной^ готовностей, установок, формирующихся в зависимости от традиций, культуры, социальных структур. Именно эти качества ментальнооти являются, как выяснил аагор, компонентами глубинных структур социального сознания, связывающими их с культурой общества. Тем самым, ' если отвлечься от специфики бессознательного, можно, сделать еыеод, что понятие "ментадьность" отратаз? примерно то же-, что и "устойчивые структуры социального сознания".

Проанализировав проблему бессознательного, автор формулирует следующее его понимание. Бессознательному присуди как иррациональные, так и рациональные моменты, так .не как и соа-иаик»; бессознательному присущи КсК биологические, так и социальные характеристики, оно имеет место как на уровне психического, так и на поведенческом уровне для различных социальных общностей и индивидов. В отношении об-дей проблематики автор подчеркнул, что бессознательное входит в устойчивые структуры социального сознания СЕоей социальной частью. Категория "мен-тальнреть" в таком контексте близка к понятию "устойчивые структуры социального сознания". С другой стороны, бессознательные компоненты очень трудно экспериментально зафиксировать, особенно социологическими нет дачи, хотя и допустимо це-лать ссылки на бессознательное при об-ьяонешад социологически.', фактов.

В эакяочеииэ теоретического раздела исследовали.* лыч-цд! по-новому рассмотрен вопрос о ретрансляции структур и ал<гигк-

тов социального сознания в механизмах социально-исторической памяти. Различные части.социального сознания по-разному транслируются во времени в'социуме через социальную память. Поверхностные элементы социального сознания, куда входят сиюминутные установки, частные"ценности повседневности, т.е., то, что скорби характерно для индивидуального сознания, социальной памятью будут передаваться минимальному количеству людей - ближнему окружению - н поэтому такал" социальная .память будет очей коротка. Но, о другой стороны, чтотто даже в повседневны; действиях будет регулироваться уже не биографическими особенностями, а обычаями, которые лежат в более глубоких слоях социального сознания, и данный тип-социальной памяти будет до вольно устойчив во времени. Безусловно, самый глубокий уровен социального сознания, - являясь наиболее устойчивым, обдадае самой продолжительной социальной памятью. ' ^

Эмпирический этал работы начинается с решения ыегодичес ких вопросов фиксирования компонентов социального сознания Выясняется, что экспериментальные данные об'изучаемом объект можно получить через вербальное поведение респондентов и аден ватную интерпретация их языковых высказываний. Далее предлаг£ ется механизм вычленения субъективно значимых, мнений из интег субъективных, сдаооть котошго заключается в применении кр! терия _ си^галъпссгг;. Для обияруиения устойчивых пластов сот ального сознания используется метод вычитания, суть которо! заключается в устранении из подученных представлений, вход! цих, по результатам соответствующей оценки, в глубинные сл< социального сознания, тех иэ них, которые в большей степа; изменчивы во времени и менее .объективизированы для различи социальных гр,яп. Однако не всегда существует возможность и пользования полученных ранее экспериментальных данных д. сравнения с результатами настоящего исследования, поэтому п необходимости проведения такого сравнения диссертант исподьэ ет усюяЕыиеия и широка признанные утверждения.

В результате рассмотрения множества методик по выявлен и изучению систем конечных и наиболее абстрактных цгшюст (М.Рокичэ, Р.Ннглхарта, А,Вардоыацкого), общественных норм Ы.Еобневой, глубинных установок - Т.Адорно, а также саосоС оснарудений социально-исторической памяти -'Р.Шумана, й.Скс

та, автором делается вывод о том, что наиболе- плодотворным методом иэучения устойчивых структур социального сознания является фокусированное глубинное интергью. Ввиду сложности предмета исследования, а также того, что у исследуемой группы происходит первичное формирование устойчивых структур социального сознания, предпринимается попытка провеоти такое интервью-лют. на примере этой одной специфической социальной группы -студентах, то есть предметом эмпирического исследования становится социальное сознание студентов. '

Основными гипотезами исследования явились следующие предположения:

- социологическими методами могут быть адекватно измерены • устойчивые компоненты социального сознания,

- искомые -структуры сознания формируются у индивида один раз и очень редко подвергаются в течение жизни изменениям," их достраивание происходит путем непротиворечивого включения новых представлений в старые,

- у исследуемой группы - студентов - именно в данный возрастной период происходит или завершается формирование устой-' чивых пластов социального сознания,

- современная нестабильная общественная' ситуация приводит к нестандартным формам, способам и результатам формирования социального сознания и его устойчивых элементов у студентов,

- результатом искаженного способа социализации является уход индивида "в себя", замыкание его на ценностях микроуровня, болезненное восприятие общественной ситуации и, как следствие, социальная апатия, политическая индифферентность.

Операционаяизацкя понятий, связанных с факторами, влияющей! на формирование социального сознания, осуцэствляется автором по трем направлениям - семейные, микросоциалыгые и мак-рсобцественные факторы, так как именно через шк происходит социализация личности студентов.

В опросе методом интервью пред латалось опросить 3) человек, студентов мехщшко-математичес1'.ого факультета Саратовского государственного университета и методом анкетирования 164 человека, студентов пяти вузоз г.Саратова по анкете "Молодежь и экономика", из которой были выбраны и проанализированы близкие к рассматриваемой теме блоки вопросов. Опросы проходили а

течение весны 1933 года. Достаточно малый объем выборки в интервью объясняется однородностью объекта изучения и пилотаж-ностью работы, позволяющей проиллюстрировать эмпирический материал в Солее развернутых исследованиях.

В главе 3 "Анализ результатов социологических исследований устойчивости социального сознания студентов" содержится характеристика объекта исследования студентов как одной ив групп молодежи. Йаются экспериментальные результаты социологических исследований, полученных автором данной диссертации, и проводится сравнительный анализ социологической информации на предмет обнаружения наиболее устойчивых структур социального сознания студентов. ,

, Автором дается развернутая характеристика объекта исследования - студенчества как одной из подгрупп общества - молодежи. Молодежь - группа, характерная для современных обществ, занимающая переходное положение от детей' к взрослым. Ей присущи некоторые качества детей и некоторые качества взрослых.. При атом априори предполагается, что молодежь о течением времени , имеет тенденции становиться взрослыми, что важно отметить, т.к. в современных обществах наметилась тенденция к продлению времени нахождеши в атой роли. Возникновение в обществе социальной группы молодежи можно связать о его возросшей структурной сложностью и выросшим богатством, что позволяет обеспечить ату группу средствами существования на период социальной адаптации. Молодежь современного общества - неоднородная социальная группа, в ней выделяются три подгруппы по способу соотнесения с- общепринятыми в обществе социокультурными образцами. Эти же виды молодежи можно найти среди ее подгрупп, выделяемых по сфере деятельности (трудящиеся, учащиеся, в том числе и студенты), по месту жительства, происхождения и другим параметрам. Важную роль при этом будут играть разделяемые молодежью ценности, нормы, установки, цели, идеалы.

Для студентов прежде всего характерно то, что это - учащаяся и высокоинтеллектуальная часть молодежи, Еыбравшая в качестве .♦"эненной цели, повышение своего образовательного уровня и, следовательно, соответствующего ей жизненного пути. При описании качеств, присущих отечественным студентам семидесятых -девяностых годов, автор обращается к работам таких социологов,

ак В Л. Лисовский, А.А.Овсянников, Л.Я.РубиНа, ' В.Н.Шубкин.

Перед разбором и анализом социологической информации ав-эром приводятся возможные способы ее обработки, среди которых оделяются: группировка по интересующим признакам, контент-яализ полученных фактов, метод семантического дифференциала, эхника ранжирования систем ценностей.

Далее осуществляется анализ результатов эмпирического зучения устойчивых структур социального сознания студентов, втор ориентируется па такие позиции в исследовании структуры эциального сознания студентов, которые включают ее самые важ-ае моменты - систему ' ценностей, социально-историческую паять, восприятие разных поколений людей российского общества, элитический и экономический срез социального сознания, сте-ень религиозности и научную картину мира студентов. Подобный ыбор суживает систему индикаторов по заявленной диссертантом рограмме, но позволяет сделать адекватные выводы по исследуе-ой теме, используя возмояности доступных социологических дан-ых для сравнения по рассмотренным позициям. Результаты анали-а социального сознания студентов, полученные по методике взора и по анкете "Молодежь и экономика" совпадают. Выводы, деланные диссертантом на выборке студентов СГУ, во многом лизки дачным •масштабных социологических исследований молодели • Института молодели, программ "Обдественное мнение" и "Народы оссии". В Итоге делаются следуюпрге выводы:

1. Социологические методы при соответствующей методологи-еской, методической и технической проработке приемлем для зучения устойчивы* элементов социального сознания людей.

2. Подтвержден тезис о том, что поколение людей-формирует ркие истор5гческие события , - происходивши в период их юности. ■ ели на кизкь и сознание болвсинства поколений людей наиег.о бкестЕа оказачи влияние известные, революционные и военные соития из истории страны, то для нынешнего поколения студен-ества такими событиями явились в первую- очередь перестройка, азоблачение деятельности Сталшт, август 1991 года, распад, ССР, которые они, по всей видимости, пронесут в своей памяти ерез всю жизнь.

3. Глубоко укоренивиейся, но не осознаваемой особенностью -оциального сознания студентой, как и более старших поколений

нааего общества, является его политизированность, несмотря на внешне кажущуюся аполитичность.

4. Современное состояние социального сознания студентов характеризуется в большей степени негативной реакцией на происходящие события и трудности сегодняшней жизни, и, как следствие, стремление к формам существования, установленным в развитых странах мира,' где важное значение имеют экология, религий, микроокружешт, собственная семья, здоровье.

. Б. В целом же ситуация перелома эпох, характеризующаяся отсутствием устоявшихся общественных ценноотеи и норм, при которой сегодняшнее молодое поколение вынуждено проходить свою социализацию зачастую стихийно, приводит к разорванности, дезориентации, незавершенности устойчивых плаотов социального сознания, следствием чего может быть непредсказуемое поведение в нестандартных, а возможно даже и в адаптированных социальных ситуациях как на шзкро-, та: и на макроуровнях.

6. Образовательные программы российской выссвй школы тем активнее способствуют процесса.! положительной социализации личности студента, чем фундаментальнее их связь.с конкретными' социологическими исследованиями и теорией социологии обрагова-ния, культуры, науки.

В заключении обобщаются и производятся окончательные выводы проделанной работы и указывается практическое значение результатов проведенного носледоваяия. "

' Основное содергканиэ диссертации отражено ,в следующих пуб- ■ лккацилх. автора:

1.Некоторые подходы к изучению глубинных пластов социального сознания студентов //.Актуальные проблемы политической сошюлопш: Ыэ.чшузовскш сборши: научных трудов. Саратов, 1992. С. 30-33. ...

2.К анализу понятия ''социальное сознание" // Актуальные пробле-ш; политической социологии: Мэгхвузовскш сборник научных трудов. Выпуск 2. Саратов, 1993. С.20-25.

3.Изменчивость глубинных пластов социального сознания студентов // Инженер и культура: Тезисы докладов международной научной конференции (октябрь 1933 года). Пермь, 1993. С.211-212. \/

ЬИ^1