автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Узорное вязание коми (зырян) конца XIX - начала XXI вв. в контексте традиционной культуры

  • Год: 0
  • Автор научной работы: Гагиева, Надежда Гавриловна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Б.м.
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Узорное вязание коми (зырян) конца XIX - начала XXI вв. в контексте традиционной культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Узорное вязание коми (зырян) конца XIX - начала XXI вв. в контексте традиционной культуры"

На правах рукописи

Гагиева Надежда Гавриловна

УЗОРНОЕ ВЯЗАНИЕ КОМИ (ЗЫРЯН) КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВВ. В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание учепой степепн кандидата искусствоведения

7 АВГ 2014

Саранск-2014

005551569

005551569

Работа выполнена в секторе этнографии ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Семенов Виктор Анатольевич

Официальные оппоненты: Кошаев Владимир Борисович, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры семиотики и общей истории искусств ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»

Шигурова Татьяна Алексеевна, доктор культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Защита состоится «24» сентября 2014 года в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.117.10 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Полежаева 44, корпус 3, ауд. 423.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» и на сайте университета: www.mrsu.ru/ru/diss/diss. рЬр?ЕЬЕМЕОТ"_Ш=30120

Автореферат разослан «_» августа 2014 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Кузнецова Ю. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных гуманитарных исследованиях активно изучаются различные аспекты формирования, становления и развития духовной и материальной культуры финно-угорских народов. Из двадцати четырех финно-угорских народов мира семнадцать живут в России, самые крупные из которых имеют свои национальные республики. В рамках государственных и республиканских программ данных республик успешно исследуется народная культура, быт и ремесла. Необходимость изучения, обобщения и использования на практике опыта народных ремесел диктуется современными потребностями общества, переживающего глубокие преобразования, связанные с урбанизацией, усилением миграционных процессов, культурной глобализацией, уходом от традиционного образа жизни, в результате чего многие народные промыслы постепенно исчезают из культурной среды, унося с собой информацию об эстетических и технологических особенностях ремесла.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что ремесло узорное вязание, являясь важной частью материальной и духовной жизни коми (зырян), может углубить и конкретизировать известные научные сведения о культурных и мировоззренческих представлениях народа коми; о роли народных ремесел в целом и узорном вязании в частности, в жизни населения Коми края.

Узорное вязание коми сохранилось до настоящего времени, но приобрело иные формы и новое содержание. Народные традиции декора, технологии, которые в недалеком прошлом были востребованными, могут быть творчески использованы на практике и сегодня, когда задачи сохранения и развития народных промыслов в целом, и узорного вязания в частности, имеют исключительное значение. Более того, народный художественный опыт является ресурсом для формирования современной комфортной среды обитания, для дизайнерских разработок и художественного творчества.

В настоящее время наблюдается возрождение интереса к узорному вязанию в образовательной и культурно-просветительской областях. Здесь происходит накопление и передача навыков ремесла с учетом национальных традиций и технологий.

Актуальность проблемы определяется также и тем, что узорное вязание в стране и регионах не являлось предметом специального исследования. Комплексное изучение данной темы на примере Коми края (коми зырян) конца XIX - начала XXI вв. позволило решить ряд вопросов, которые не рассматривались в рамках специальной литературы, или были мало изучены, или не исследованы вообще.

Автором используется понятие <<узорное вязание коми», которое было признано в региональной науке в качестве базового термина с конца 80-х гг. XX в. Термин «вязаный текстиль» - «полотно, образованное перевива-

нием одной или нескольких нитей с помощью петель» (Т. Н. Глушкова, 2006) - используется в качестве основного понятия, объясняющего культурную традицию вязания. Вязание подразумевает приемы работы с нитью при помощи спицы (одной иглы) или нескольких спиц (четыре основных и одна вспомогательная), на основе приемов ручной технологии. Термины «узорное вязание», «узор» применяются для обозначения технологии жаккардового вязания. Термин «жаккард» определяет пластичное, малорастяжимое полотно с выраженным рисунчатым эффектом, имеет лицевую (рисунок, выполненный лицевыми петлями различных цветов) и изнаночную (протяжки нитей различной длины) стороны.

Понятие «общерусская традиция» в обработке шерстяного сырья и в прядении, узорном вязании применяется к распространенной в России конца XIX - начала XX вв. традиции обработки шерсти овец и изготовления из нее нитей1; вязания чулок и рукавиц из пряжи на пяти спицах2; также использования шерстяных элементов костюма в традиционной одежде3.

Узорное вязание коми (зырян) включает в себя узорное вязание всех этнографических групп коми (99% населения края в XIX - начале XX вв.) и русских (1%), что обусловлено проживанием в общих территориальных границах Коми края.

Степень разработанности проблемы. Историография проблемы

Историография проблемы показывает, что в литературных источниках конца XIX — начала XX вв. практически отсутствует информация по заданной теме. Первые фрагментарные сведения о вязаных элементах костюма коми (зырян) встречаются в работах И. И. Лепехина (1768, 1769). Домашние и кустарные промыслы коми (зырян) представлены в работах

1 Лебедева, Н. И. Прядение и ткачество восточных славян [Текст] / Н. И. Лебедева // Восточнославянский этнографический сборник / отв. ред С. А. Токарев. - М; Л. : Изд-во АН СССР, 1956. - С. 461-532. - (Труды / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Акад. наук СССР ; т. 21); Нахлик, А. Ткани Новгорода. Опыт технологического анализа [Текст] / А. Нахлик // Материалы и исследования по археологии СССР. - М., 1963. - № 123. - С. 228-313.

Лютикова, H.H. Узорное вязание [Изоматериал] : (из коллекции музея) : альбом / Н. Н. Лютикова ; Арханг. гос. музей деревянного зодчества и народ, искусства «Малые Корелы». - Архангельск : Арханг. Печатный двор, 2004. - 24 с.

3 Калашникова, Н. М. Традиционная обувь народов России [Текст] / Н. М. Калашникова, И. В. Грязева. - СПб. : СПГУТД, 2006. - 75 е.; Маслова, Г. И. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX вв. [Текст] / Г. И. Маслова // Восточнославянский этнографический сборник. - М., 1956. - С. 543-751. - (Труды / Ин-т этнографии. Новая серия ; т. 31); Народные художественные промыслы [Текст] / О. С. Попова, Н. С. Королева, Д. А. Чирков, И. П. Работнова [и др.] ; под общ. ред. О. С. Поповой. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192 с.: ил.

последнего десятилетии XIX в. корреспондентов Комиссии по исследованию кустарной промышленности России - Ф. А. Арсеньева (1866, 1882, 1899),

А. А. Карелина (1895), М. И. Михайлова (1851, 1852), К. А. Попова (1874). В конце XIX в. основное внимание ученых было сосредоточено на изучении русского старообрядческого населения и северных коми нижней Печоры. Иногда в поле зрения исследователей (Н. Д. Голицин, 1888) попадало распространенное среди населения этой территории занятие узорное вязание. В начале XX в. сведения о вязании были представлены в статистических трудах кустарных агентов А. М. Мартюшева (1904), А. Н. Масленникова (1903), В. Ф. Попова (1902, 1904, 1910, 1916); содержались в обзорах поездок путешественников, представителей местной власти, врачей, духовенства, учителей (Попов, 1889). Малоизвестные факты быта коми выявлены при изучении научного наследия этнографа, географа, фольклориста, проф. В. П. Налимова (1925, 1991), в частности, о сакральной стороне предметов прядения.

Таким образом, в трудах дореволюционных авторов были освещены такие вопросы, как роль вязаных элементов костюма в традиционной одежде и быту коми (зырян), некоторые аспекты технологии изготовления.

В первые годы советской власти более подробно исследуются промыслы печорских коми. Работы Н. В. Воленса (1924), С. В. Керцелли (1911), И. Е. Сапрыгина (1919), содержали информацию о работе вязального кооператива на Печоре, фрагментарные сведения о вязании северных коми.

Фундаментальное исследование культуры коми (зырян) началось в 60-х гг. XX столетия. В монографии по этнографии народов коми В. Н. Белицер (1958, 1971) приводится общая характеристика традиционных вязаных элементов костюма зырян. Г. Н. Шипунова (1960) положила начало систематизации основных орнаментальных мотивов ткачества и узорного вязания зырян, привела их местные названия, описала технологические процессы крашения шерсти и изготовления вязаных изделий.

Работа Г. Н. Романовой (1975) о традиционных ремеслах коренного населения Коми края конца XIX - начала XX вв. содержала характеристику ремесла, описание инструментария ремесла и реконструкцию технологического процесса изготовления шерстяной нити. Значительный вклад в развитие проблемы внесли труды Л. С. Грибовой и Г. Н. Климовой; ими было введено в научный оборот понятие «узорное вязание коми». В работах Л. С. Грибовой (1980) впервые были исследованы традиции народа коми (зырян) в узорном вязании, дан анализ коми узорного вязания на основе характеристик орнамента. В работах Г. Н. Климовой (1976, 1984), самых полных по охвату проблемы, рассмотрен орнамент традиционных тканых и вязаных изделий коми (зырян), его особенности; предложена гипотеза о происхождении диагонально-геометрического орнамента, выделены его

базовые мотивы. Впервые Г. Н. Климовой была сделана классификация вязаного текстиля коми, выделены 10 разновидностей узорного вязания в соответствии с территорией проживания и художественными особенностями орнамента вязаных изделий.

Таким образом, анализ историографии проблемы показал, что узорное вязание неоднократно становилась объектом внимания ученых. Однако приходится констатировать, что узорное вязание до настоящего времени не являлось предметом самостоятельного исследования как на региональном, так и на российском уровне. Отдельные вопросы орнаментации вязаных изделий и бытования вязания в рамках традиционной культуры лишь затрагивались в редких публикациях последнего десятилетия XX - начала XXI вв. (Л. Ф. Кислуха, 2005; Н. П. Лютикова, 2009; Т. А. Молданова, 1999). Приходится констатировать, что до сих пор отсутствуют работы, в которых узорное вязание коми (зырян) рассматривалось бы в качестве значимого компонента бытовой и обрядовой культуры конца XIX — начала XXI вв. Наблюдается недостаточная консолидация всех аспектов исследования узорного вязания в вопросах, связанных с этнической культурой и своеобразием народа коми (зырян).

Теоретическую базу составили работы по искусствоведению, в том числе в разрезе декоративно-прикладного искусства, Л. С. Грибовой, Н. М. Калашниковой, Г. Н. Климовой, В. Б. Кошаева и др. В них рассматривается проблема значимости художественной традиции в декоративно-прикладном искусстве, взаимосвязи духовного и материального, характер межнационального культурного взаимодействия и др. Важное место в настоящем исследовании занимают труды в области культурологии В. В. Иванова, Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, и др., посвященные знаковой природе образов и мотивов народной культуры. Семиотические аспекты функционирования традиционной культуры рассматриваются в работах

A. К. Байбурина, В. А. Семенова. Методологическое значение имеют исследования народной художественной культуры П. Г. Богатырева,

B. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасовой, в которых рассматриваются история, виды народного художественного творчества, используемые материалы и технологии и т.д., а также труды, посвященные своеобразию коми культуры, И. Л. и Л. Н. Жеребцовых, О. С. Уляшова, Г. Н. Ши-пуновой.

Источниковую базу исследования составили вещественные памятники из фондов музеев, неопубликованные и опубликованные источники. К первой группе относятся вещественные источники фонда «Текстиль» Национального музея Республики Коми (НМ РК), насчитывающего около 700 единиц хранения. Кроме них были использованы предметы музейной коллекции конца XIX - начала XX вв. Российского этнографического музея (РЭМ) г. Санкт-Петербурга, а также музея ижемских коми п. Мужи Ханты-

Мансийского округа; музея этнографии Сыктывкарского государственного университета. Использовались также коллекции и вязаные предметы исто-рико-этнографических музеев различных районов края: с. Усть-Цильма, с. Ижма, с. Выльгорт, с. Ыб, с. Усть-Вымь, п. Корткерос, с. Усть-Кулом, г. Кослан. Кроме этого для исследования привлекались предметы из личных собраний респондентов по всей Республике Коми, собранные автором в период 2004-2012 гг. Всего автором было изучено более 900 единиц вязаных предметов различных районов края. Работа с вещественными источниками строилась на основе фронтального и выборочного анализа. Факты группировались по блокам, часть данных нашла отражение в Приложении.

К числу опубликованных источников, используемых в диссертации, относятся: 1. Нарративные источники общекультурного характера в этнографических и исторических публикациях, посвященные Коми краю и традиционной культуре народа коми (зырян) конца XIX - начала XX вв. 2. Научные исследования середины XX — начала XXI вв. по традиционной материальной культуре Коми края, где рассматривается бытование узорного вязания в рамках традиционной культуры, орнаментация вязаных элементов костюма. 3. Справочная литература, включающая словари русского и коми языков. 4. Фольклорные тексты (загадки, приметы, заговоры, трудовые и свадебные песни), в которых упоминаются вязаные элементы костюма и инструментарий ремесла.

К неопубликованным относятся рукописные тексты, содержащие сведения о вязаных элементах костюма сысольских коми; архивные документы объединения «Комитрикотажбыт».

Территориальные рамки исследования охватывают территорию традиционного расселения народа коми (зырян). Изучаемая территория в основном совпадает с территорией современной Республики Коми. В конце XIX — начале XX вв. территория, на которой ныне находится Республика Коми, входила в состав Устьсысольского и Яренского уездов Вологодской губернии; кроме того, небольшие территории с немногочисленным населением относились к Орловскому уезду Вятской губернии и Чердынскому уезду Пермской губернии. На севере граница проходила с этнографической группой русских с. Усть-Цильмы по устью притока рек Печоры, Не-рицы и с ненцами — в районе нижней Печоры и Болынеземельной тундры.

Научная гипотеза исследования. Комплексное исследование конкретного народного ремесла позволяет оценить широкий спектр традиционного культурного наследия: понять уровень технологической подготовленности коми (зырян) к освоению данного ремесла (узорное вязание), особенности их обрядово-мифологических, социально-эстетических воззрений, характер культурного взаимодействия этносов на данной территории, выявить влияние других ремесел на развитие узорного вязания (узорное ткачество, ткачество поясов).

Объектом исследования духовная и материальная культура народа коми конца ХЕХ — начала XXI вв.

Предметом исследования является узорное вязание как значимый компонент бытовой и обрядовой культуры коми (зырян).

Цель исследования заключается в комплексном изучении ремесла узорное вязание коми в процессе развития, в контексте традиционной материальной и духовной культуры.

В соответствии с целью в диссертации поставлены следующие задачи:

— проследить историю развития вязания; выявить факторы, влияющие на его становление; выделить периоды развития узорного вязания коми (зырян); дать их комплексную характеристику, сделать анализ нового периода развития ремесла;

— выявить особенности обрядово-мифологических воззрений коми (зырян), отраженных в технологических процессах изготовления нити, прядения;

— выявить характер культурного взаимодействия этносов на территории проживания коми;

— охарактеризовать влияние других ремесел на развитие узорного вязания;

— проанализировать использование вязаных элементов костюма коми (зырян) в бытовой и обрядовой жизни; выявить изменение традиций на протяжении рассматриваемого времени;

— исследовать технологию изготовления шерстяной пряжи и крашения; выявить технико-технологический процесс изготовления традиционных вязаных элементов костюма коми (зырян), его особенности;

— изучить художественные особенности коми узорного вязания и вязаных элементов костюма;

— проанализировать локальную специфику коми узорного вязания, вязаных элементов костюма с целью выявления комплекса культурных традиций коми (зырян);

— классифицировать вязаные элементы костюма коми (зырян), выявить общие и локально ограниченные черты на основе технологии, декора, конструкции.

Методологической основой диссертационного исследования является принцип историзма. Он определяет рассмотрение вязаных элементов костюма как явление культуры в исторической динамике. Применяется также междисциплинарный подход, позволяющий наиболее полно представить вязаные элементы костюма в традиционной материальной и духовной жизни коми (зырян). Существенное значение принадлежит системному подходу.

В работе применяется искусствоведческий, культурологический, исто-рико-этнографический методы, учитывающие культурные, социальные и

этнокультурные аспекты вязаных элементов костюма. При работе с вещественными источниками использовались наблюдение, эмпирическое описание, сравнительный анализ. Сравнительный анализ применялся для определения общих черт, локальных особенностей вязаных элементов костюма. При исследовании применялся диахронный анализ, позволивший рассмотреть предмет исследования на протяжении всего рассматриваемого времени, с конца XIX по начало XXI вв.

Для систематизации вязаных элементов костюма коми (зырян) использован метод классификации, в котором применялись искусствоведческий, сравнительный и хронологический анализы.

Научную новизну исследования составляют:

— комплексный анализ узорного вязания коми (зырян) конца XIX - начала XXI вв.;

— воссоздание технико-технологических процессов изготовления шерстяной нити, крашения нити природными красителями, изготовления вязаных элементов одежды;

— определение изменений традиций технологии изготовления и декора вязаных элементов костюма коми (зырян) на протяжении всего рассматриваемого периода;

— выделение и характеристика основных мотивов орнамента вязаных изделий коми (зырян);

— предложение классификации основных традиционных вязаных элементов костюма коми (зырян);

— выделение шести разновидностей узорного вязания коми (зырян), основанных на анализе конструкции, технологических особенностей, орнамента и цвета;

— введение в научный оборот значительного объема новых источников.

Предпринятое исследование позволило выявить место и роль узорного

вязания в материальной и духовной культуре коми (зырян) конца XIX -начала XXI вв. Изложенный материал углубляет и конкретизирует сложившиеся представления о роли народных ремесел в целом и узорном вязании в частности, в жизни населения Коми края.

Положения, выносимые на защиту:

1. Автор выделяет три этапа развития узорного вязания коми (зырян): с конца XIX века по 20-е годы XX века; 30-е годы — конец XX века; начало XXI века. На каждом этапе на развитие узорного вязания оказывали воздействие различные факторы: 1) природные условия жизни (бытование в суровых условиях Севера); 2) экономические факторы (отдаленность от больших индустриальных районов России; малая эффективность земледелия края, активизация торговых отношений с конца XIX — начала XX века; преобразования в экономике, уровень селекционных работ по улучшению

пород овец XX века; новые рыночные отношения начала XXI века); 3) социально-политические факторы (изменяющаяся роль женщины в общественно-культурной среде на протяжении XX века); 4) культурные факторы (уменьшение активности обрядовой традиции, влияние городской культуры). В результате менялись: материальная база ремесла, функции вязаного текстиля, состав пряжи, орнамент, многие технологические «узлы» вязаного предмета. Невостребованность узорных вязаных элементов костюма в середине XX века привела к частичной потере преемственности ремесла.

2. На узорное вязание коми оказали влияние также следующие факторы:

1) мировоззренческий фактор. Например, технологический процесс прядения нити конца ХЗХ - начала XX вв. характеризовал не только ремесленную практику этноса, но отражал особенности обрядово-мифоло-гических, социально-эстетических воззрений коми (зырян); 2) культурные взаимодействия с другими народами. Важную роль в формировании локальных особенностей ремесла оказывали русское население Архангельской губернии (использование мотивов орнаментации), ханты (использование собачьей и смешанной пряжи); 3) смежные ремесла. Причинно-следственная связь наблюдается в формировании локальных особенностей орнаментики вязаных изделий: в тех районах, где было развито узорное ткачество, в узорном вязании использовали сложнейшие орнаментальные схемы, там же, где этой связи не наблюдалось, использовались более простые орнаменты.

3. В конце XIX — первой трети XX вв. трудовые операции по обработке шерсти, изготовлению нити и вязанию в Коми крае соотносились как с общерусскими, так и с этнолокальными традициями. Общие признаки наблюдались в первичной обработке шерстяного волокна, прядении с помощью прялки и веретена, в ассортименте изделий, основных технологических «узлах» вязаного текстиля. К локально-территориальным признакам относятся: вязание и на одной и на пяти спицах; прядение только веретеном; прядение на щеке, на бедре. Этнолокальная специфика наблюдалась в вопросах, связанных с атрибутикой прядения, в частности, с заготовкой древесины для прялки или связи веретена с сакрально-символическими представлениями народа коми (зырян). Специфика технико-технологических операций состояла в способах крашения пряжи растительными и минеральными компонентами, измерением вязаного предмета с помощью руки в стад™ изготовления, комбинировании новых и старых приемов вязания (техника вязания, повороты вязаного полотна, применение при вязании только лицевых или лицевых и изнаночных петель), следы архаичности выявлялась в наслаивании новых приемов вязания на старые (пятка, зачин), также бытование новых и старых конструктивных форм (пятка, зачин).

4. Вязаные элементы костюма в традиционной одежде Коми края в конце XIX - первой трети XX вв. соотносились как с общерусскими, так и с этнолокальными традициями. Специфику представлял вязаный текстиль, ассортимент которого создавался с учетом охотничьей и рыболовной промысловой направленности быта зырян. Вязаные элементы костюма в быту выполняли утилитарную, в семейной обрядности — ритуальную функцию. Этнолокальная традиция выражалась в особой сакрально-символической роли вязаных элементов костюма, задействованных в свадебном обряде; они являлись символом неразрывности брака: если мужчина хотел прервать брак, он мог просто разрубить пополам чулок жены. Этнолокальная традиция выявляется и в погребальном обряде.

5. Для орнамента узорного вязания коми (зырян) характерно композиционно-структурное разнообразие (использование линейного, или сетчатого, или центрического характера композиции; диагонально-геометрической или прямой структуры рисунка по отношению к линии вязания; изображение с равенством фона и мотива или смешанное; прямолинейное или диагональное движение мотивов в орнаменте; различные ритмы мотивов). Базу узорного вязания коми составлял комплекс признаков: применение многоцветного вязания, полное заполнение плоскости вязаного предмета орнаментом; использование сложного диагонально-геометрического и простого семеричного орнамента; применение среднего и крупного орнамента с прерогативой древних символов. В качестве основного мотива применялся сложносоставной ромб (с крючками, с отростками, с ромбами на концах; ромба с помещенным в него косым крестом, ромба в ромбе). К базовой основе относится структура орнаментального построения на изделии, характерная для традиции народной культуры. Этнолокальная особенность наблюдалась в маркировке вязаного изделия пасом (знак рода, человека); в использование некоторых мотивов орнаментации — например, существовал строгий запрет на изображение косого креста в погребальной одежде.

6. Со второй половины XX в. сокращается не только обрядовая функция вязаных предметов, но и утилитарная, что было обусловлено коренными преобразованиями в жизни общества. Вязаный текстиль утрачивает свое значение в свадебной и погребальной обрядности, утилитарная функция частично сохраняется.

7. Узорное вязание коми (зырян) включает шесть разновидностей: ижемская, усть-цилемская, удорская; вычегодская, сысольская, лузско-летская, основанных на локальных особенностях технологии изготовления, декора, конструкции. Различающие характеристики, обусловленные локальными традициями, проявлялись: в использовании мотивов орнаментации, в применении кардинально противоположных по сложности орнаментальных блоков; в использовании сырья, технологических (пятка, зачин) и

конструктивных особенностей (ширина и высота предмета, пятка). С локальной традицией связаны некоторые приемы декорирования (рубцовые ряды, бахрома, «волнистый» край изделия и т.д.), использование особой цветовой гаммы изделий (частая смена цвета в фоне и мотиве, единый цветовой фон, единый цвет рисунка на многоцветном фоне, предпочтительные цвета).

Достоверность научных результатов обеспечивается большим объемом изученных первоисточников, в том числе архивных, использованными методами исследования (искусствоведческого, культурологического, исто-рико-этнографического), междисциплинарным и системным подходами к исследованию.

Апробация работы и внедрение результатов.

Результаты исследования, а именно выводы о семантике орнамента, истории развития ремесла, технологии изготовления вязаных элементов костюма, предложенная классификация вязаных элементов костюма коми (зырян) использованы в преподавании дисциплин «Художественный трикотаж», «Народный костюм», в дипломном проектировании студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество», направления 071500 «Народная художественная культура», 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные ремесла» Сыктывкарского государственного университета.

Основные положения и результаты настоящего исследования изложены в докладах на научных конференциях: на Всемирном конгрессе финно-угорских народов (2008, г. Ханты-Мансийск), на межрегиональной научно-практической конференции «Музейные коллекции: история комплектования, проблемы атрибуции, опыт экспонирования (2009, г. Сыктывкар), на Февральских научных чтениях СыктГУ (2010, 2011, 2012, 2013 гг.; г. Сыктывкар), в 7 статьях.

Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 216 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений и условных обозначений, словаря терминов, списка литературы и приложения. Список литературы включает в себя 204 наименований. Приложения состоят из 49 иллюстративных страниц с фотографиями, картой, схемами.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность работы, сформулированы цель и задачи исследования, методы исследования, отражена и раскрыта научная новизна, практическая значимость работы.

В первой главе «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЗОРНОГО ВЯЗАНИЯ В КОМИ КРАЕ», разделенной на три параграфа, характеризуются основные этапы развития вязания на одной игле и на пяти спицах.

В первом параграфе «Развитие узорного вязания зырян на рубеже XIX - XX вв.» автор отмечает ключевые вехи истории развития вязания у коми (зырян), исследует период функционирования ремесла в рамках традиционного хозяйства.

Многие традиции народной культуры коми восходят к глубокой древности, к финно-угорской общности народов. Распространение культурной традиции использования шерсти животного происхождения и ее обработки относится ко П тыс. до н.э. (О. Н. Бадер, В. А. Оборин, 1958; В. Н. Белицер, 1958). На время и источник распространения животноводства в среде коми указывает основная терминология этой хозяйственной отрасли, которая имеет древние иранские корни (Н. Д. Конаков, 2004). Изготовление шерстяных тканей у финно-угорских племен достигло высокого уровня исполнения; их основным этнодиагностирующим признаком было наличие на поверхности «ломаной саржи» — рисунка в елочку или ромбического изображения (Т. Н. Глушкова, 2006). Непосредственно на этнической территории коми животноводство и ткачество из шерсти получило широкое распространение к I в. н.э. На традиционность прядения в среде зырян VIII в. указывают многочисленные археологические находки (веретена разной конструкции, предметы для обработки шерсти) в захоронениях по р. Вычегде (Э. А. Савельева, 1971).

Исследования древнего плетения и ткачества позволили отнести вязание одной спицей в среде финно-угров к периоду Андроновской культуры (Г. П. Сосновский, 1934). Данная техника вязания спицей (есь) включительно до XX в. была широко распространена среди коми (зырян) в районах верхней Вычегды, нижней Печоры, на Сысоле.

Анализ собранной информации широкого круга научных источников (археология, история, этнография) позволил диссертанту сделать важный для данного исследования вывод: шерсть относилась к традиционному для коми народа сырьевому источнику; культурная традиция изготовления предметов одежды в технике вязания при помощи дополнительных приспособлений (одной спицей) была известна коми издревле.

Распространение вязания на пяти спицах в Коми крае связывается с XVII - XVIII вв.; техника характеризуется как заимствованная; орнамент вязаных изделий считается привнесенным, имеющим русские корни. Узорное вязание коми (зырян) в своем развитии прошло три периода. Первый период - конец XIX - 20-е гг. XX вв., второй - 30-е гг. - конец XX в., третий - начало XXI в.

В параграфе диссертант анализирует причины широкого бытования ремесла вязания на пяти спицах в конце XIX - начале XX вв., как в России,

так и в Коми крае. Факторы различного характера (природного, экономического, исторического, социального, культурного) способствовали тому, что зырянки осваивали вязальное ремесло в качестве жизненно-необходимого компонента повседневной жизни.

Первый период отличался развитием ремесла в рамках натурального подсобного хозяйства, в котором важная роль отводилась овцам. Шерсть овец ценилась, имела в мировоззрении крестьян исследуемого времени устойчивую семантику «богатства», «достатка». Первый период характеризовался высоким уровнем развития ремесла, его функционированием в разнообразных формах: домашнего и кооперативного производства. Развитие рыночных отношений в конце XIX в. способствовало расширению территории распространения ремесла, создавало условия для продажи части произведенной в крестьянском хозяйстве вязаной продукции и способствовало превращению ремесла в доходный подсобный промысел. Номинальная стоимость вязаных шерстяных изделий на рынке труда коми (зырян) была устойчиво высокой, стабильной. Чулками и рукавицами расплачивались за выполненную работу, за свершенные церковные обряды; они обменивались на зерно, хлеб, другие продукты питания или потребления.

В параграфе анализируется материальная база ремесла, которая по Коми краю была развита неравномерно.

Узорные вязаные элементы костюма являлись значимым компонентом бытовой и обрядовой культуры зырян. Вязаные элементы костюма традиционно использовались в качестве женского приданого (козин), что позволила зырянкам поднять планку исполнительского и художественного мастерства свадебных вязаных предметов до высокого уровня.

В конце XIX — начале XX вв., под влиянием уникальных территориальных условий проживания, культурных местных традиций, различного уровня развития технологических аспектов ремесла, в узорном вязании Коми края сформировались шесть разновидностей.

Во втором параграфе «Узорное вязание Коми края в XX в.» исследуется период, характеризующийся общим затяжным спадом ремесла.

Развитие ремесла в 30-е гг. - конце XX в. происходило в новых условиях бытования: проводимая государством политика привела к изменению традиционного уклада жизни женского населения края, нарушению характера трудовых нагрузок в семье, способствовала отрыву зырянок от дома и выполнению не свойственных им прежде дел.

В исследуемый период силовыми методами искореняются многие традиции зырянок, и, в частности, изготовление большого вязаного приданого в свадебном обряде, в связи с чем, у девушек отпала мотивация к оттачиванию вязального мастерства. Активизация торговых отношений в крае способствовала появлению дешевых материалов фабричного производства, на основе которых широко распространяется новая одежда городского

типа. В комплексе костюма коми (зырян) длинные чулки заменяются модной обувью с длинными голенищами, вязаные чулки частично выходят из употребления.

Уже в довоенный период многие традиционные ремесла коми (зырян), связанные с изготовлением народной одежды, теряют свои позиции в жизни крестьянского населения края. Такой важный качественный технологический показатель женских ремесел, как навык воспроизводства сложного геометрического орнамента (ткачество тканей и поясов, узорное вязание), будет потерян в кратчайшие сроки.

Начало продразверстки в 20-х гг. XX в. приведет к массовому сокращению количества овец в подсобных крестьянских хозяйствах, последующая в 30-х гг. коллективизация коми деревни подведет материальную базу ремесла к губительной черте. Сырьевая база ремесла исследуемого периода меняется: при вязании чаще используется покупная пряжа низкого качества, «ватная» нить. При вязании прежние нормы технологических операций соблюдаются не в полной мере, используемый орнамент значительно упрощается, цветовая гамма вязаного предмета ограничивается двумя-тремя цветами. Начиная с 60-х гг. XX в. традиции узорного вязания среди молодых женщин фактически прерываются; вязанием занимается лишь старшее поколение женщин края.

В третьем параграфе «Новый этап развития ремесла» автор рассматривает факторы, способствующие развитию ремесла в новом формате, анализирует работу современных профессиональных мастеров ДПИ.

Третий, новый период (начало XXI в.), характеризуется появлением предпосылок к возрождению узорного вязания коми на новом уровне. В исследуемое время развиваются как традиционные формы ремесла (народных домашних ремесел, самодеятельных городских мастеров, художественных промыслов), так и новая (профессиональных художников декоративно-прикладного искусства), принципиально отличная от старых. Профессиональные художники, работая в сфере узорного вязания, используют новую технологию изготовления на вязальных машинах, внедряют ранее не использованные виды пряжи модной цветовой палитры, вместе с плоским традиционным многоцветным узором — одноцветные объемные заимствованные переплетения. Прежние нормы декорирования часто не соблюдаются, но обогащаются новыми приемами.

Во второй главе «УЗОРНОЕ ВЯЗАНИЕ КАК КОМПЛЕКС КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КОМИ (ЗЫРЯН)» дана комплексная характеристика вязаного текстиля коми (зырян). Автором воссоздаются технологические процессы прядения и крашения шерстяной нити, изготовления традиционных вязаных элементов костюма. В главе исследуется декор коми узорного вязания. Обобщает исследование классификация характеристик вязаных элементов костюма коми (зырян).

В первом параграфе «Вязаные элементы в комплексе народного костюма коми (зырян)» автор приводит традиционные представления об одежде (паськом) конца XIX — начала XX вв., которые оставались глубоко языческими.

На территориях различных этнографических групп Коми края в конце XIX — 20-х гг. XX вв. существовала отличная по своей хозяйственно-культурной направленности одежда; при этом вязаные элементы костюма были широко востребованы у всех этнографических групп коми. Длинные чулки (кузь сера чувки) носили с короткой или длинной кожаной, валяной, лыковой обувью. Вязаные рукавицы (кепысь, вачег) и перчатки (чуня ке-пысь) - в комплекте с традиционной верхней одеждой. В параграфе анализируются художественно-конструкторские образы костюма коми (зырян), варианты конструкции вязаных элементов одежды.

Вязаные элементы костюма в бьгту выполняли, прежде всего, утилитарную и эстетическую функции. В обрядах жизненного цикла коми (зырян) реализовывалась ритуальная функция: использование вязаных элементов костюма в обрядовых ритуалах наделяло их широким спектром функций и высоким семиотическим статусом.

Являясь частью традиционного комплекса одежды коми (зырян), вязаные элементы костюма следовали общим правилам ношения одежды, им были присущи социально-половые, возрастные, локальные признаки.

Второй параграф «Технология узорного вязания» объединяет исследование технологического процесса обработки шерсти, прядение, крашение шерстяной нити и технологического процесса изготовления вязаных элементов костюма коми (зырян) конца XIX - начала XX вв., которые представлены автором как культурная традиция коми (зырян).

В конце XIX - 30-х гт. XX вв. в Коми крае были распространены две технологические традиции вязания - на одной, и пяти спицах. Вязание одной иглой было сосредоточено в руках мужчин, которые изготовляли в данной технике сети для рыболовных и охотничьих промыслов, будничные рукавицы из шерсти. Узорное вязание на пяти спицах было сосредоточено в руках женщин, характеризовалось как домашнее производство. Ремесло развивалось на основе приемов ручной технологии, в виде последовательных определенных процессов. Навыки труда передавались из поколения в поколение в рамках родственного коллектива.

Сырьем для изготовления нити повсеместно по Коми краю служила шерсть овец, в южной и западной этнографической группе - лен. Технология изготовления шерстяной нити коми (зырян) в конце XIX — 30-х гг. XX вв. состояла из нескольких этапов: перебирания сырья и чистки различными способами, чесания специальным приспособлением, прядения нити двумя способами — с помощью веретена и прялки, веретеном; сучения двух нитей в одну. В зависимости от локальной специфики и назначения вяза-

ного предмета пряли как очень тонкую нить, так и нить средней и большой толщины.

В параграфе автор воссоздает процесс крашения шерстяной пряжи, ныне утерянный населением. Готовую нить красили различными природными и минеральными компонентами, или анилиновыми красителями. Наиболее часто для крашения использовалось природное сырье деревьев: кора (ива, ольха, лиственница, осина), наросты (капы), листья (осина, береза); ветки кустарников (багульник, вереск); другие растения (дрок, толокнянка, подмаренник, ползучий плаун, зеленица); части растений (листья брусники, щавеля, цветы купальницы, ягоды голубики). Для крашения использовались мхи и лишайники (мох, бородатый лишайник). Следы архаики выявляются в использовании минеральных компонентов (болотная жижа, жижа из-под точильного камня, различные сорта цветной глины). В ходе исследования автором выявлена традиция народа коми (зырян) в технологической операции крашения шерстяной пряжи.

Изготовление традиционных вязаных элементов костюма представлено диссертантом в виде последовательных технологических процессов.

Уровень исполнительского мастерства коми (зырян) по всей территории края был высоким, что указывает на длительность владения техникой узорного вязания на пяти спицах. В ремесле применялся простой инструментарий: для вязания использовали тонкие металлические спицы длиной 20-22 см. Технология изготовления изделия заключалась в формировании «трубы» нужной длины; в прорезь такой «трубы» вплетался большой палец рукавицы или пятка носка. Вязание велось от большего объема к меньшему, производилось в закрытом пространстве, нарастало по спирали с каждым новым витком. Структура вязаного полотна плотная, пластичная, легко распускаемая. Такая вязка достигалась вхождением спицы в образующую петлю один раз. В основе техники вязания - движение спицы «от себя» — накидывание на спицу нити — движение спицы «к себе» - формирование петли - формирование петельного ряда.

Накопленные знания в области конструктивных особенностей человеческого тела позволяли зырянкам не делать замеров в процессе вязания: мерой измерения становилась рука вязальщицы. В параграфе приводятся приемы измерения мужского и женского чулок, которыми пользовались коми (зыряне).

Характерной особенностью вязаных элементов костюма была плотность, которая варьировалась в большом диапазоне; верхний параметр зафиксирован у вычегодских коми: Пг. - 4,8 петель, Пв. - 5 петель в одном см. В зависимости от локальной специфики для придания большей плотности к вязаному полотну могли применить элементы технологии валяния: изделие опускали на короткое время в кипяток; при этом шерсть свойлачивалась, структура полотна уплотнялась.

Отточенная веками технология изготовления вязаных предметов была ориентирована на выполнение утилитарных потребностей человека:

- использование шерсти в качестве сырья позволяло вязаному предмету быть одновременно эластичным и плотным, внося удобство в процесс эксплуатации;

- вязание с узором давало возможность с помощью технологических протяжек утеплять вязаный предмет, тем самым использовать вязаные элементы костюма в качестве полноценной осенней и зимней составной обуви;

- использование в зачине вязаного предмета стабильного переплетения не позволяло ему соскользнуть с ноги (руки), создавая комфортную среду для человека;

- пятку «усиливали» вязкой, которая надолго продляла сроки эксплуатации вязаного предмета.

При этом всегда учитывались особенности быта зырян: для охотников использовались вязаные рукавицы из шерсти с двумя пальцами для большого и указательного пальцев, чтобы в них можно было одновременно держать ружье и нажимать на курок; для рыбаков применяли рукавицы с добавлением человеческого или коровьего волоса, чтобы при частом намокании они дольше сохраняли форму.

В технико-технологических аспектах ремесла прослеживаются следы архаичности, выявляются «наслаивания» новых форм на старые:

- при вязании — в сохранении различных способов набора петель;

- в употреблении различных приемов вязания. Основное их отличие заключалось в приемах захвата и накидывания нити и продевания ее через петлю. Наиболее старым признается накидывание нити на спицу свободной рукой, в то время как обе спицы держали в другой руке;

- в освоении различных видов переплетения, среди которых старым признается вязание по кругу «с переворотом» всего полотна изделия лицевым переплетением и рубец с переменным вязанием двух нитей; новым - ажур и резинка;

- в разнообразных способах изготовления и уплотнения пятки, которые отражают несколько периодов в развитии технико-технологических приемов изготовления ручным способом. Старыми признаются двухмерные пятки - со скосом на закругление пятки, с усилением рубцами в верхней части; без скоса на закругление пятки, без узора и с узором; со скосом, выполненная двухцветными рубцами со сменой цветов, с эффектом вертикальных полос; со скосом, усиленная рубцами, с многоцветным цветовым решением. Новыми признаются трехмерные пятки, с перепонками различной ширины, различными способами вязания и соединения.

В период с конца XIX - по XXI вв. прослеживаются многие признаки вязаного предмета, трансформированные во времени:

— в конструкции чулка: форма иоголенка изменялась от прямой по всей длине к форме со скосом к щиколотке; форма пятки от двухмерной без скоса к двухмерной со скосом, далее к трехмерной с перепонками различной ширины; длина чулок существенно уменьшилась;

— в конструкции рукавицы: форма изменялась от прямой по всей длине к форме с «подхватом» на резинку; ширина рукавиц и перчаток от широкой приблизилась к естественной;

— в технологии вязания чулка: зачин изделия менялся от рубцов к ажурному, к фигурному, к резинкам различных модификаций, чулочной вязке; пятка менялась от рубцов, к чулочной, к лицевой;

— в технологии вязания рукавицы: зачины менялись от Рубцовых к резинке различных модификаций;

— в воспроизводстве некоторых технологических приемов вязания и декорирования: исчезли рубцовые ряды на узорном полотне, бахрома по краю рукавиц и перчаток, волнистый ажурный край перчаток и рукавиц;

— в ассортиментном ряду исчезло из традиции вязание перчаток, чулок без пятки;

— в декоре вязаных предметов: локальная орнаментация не выявляется, ее границы размываются. Общей по Коми краю тенденцией становится использование мелкого орнамента усть-цилемской разновидности узорного вязания, семеричных бордюров диагонально-геометрического характера;

— в декоре вязаных предметов: размываются характеристики локальных, традиционно богатых цветовых гамм и цветовых пар (кроме усть-цилемской). Общей тенденцией является применение ограниченной гаммы контрастных цветов, использование модных цветовых пар.

Третий параграф «Декор узорного вязания» содержит исследование орнамента и цвета вязаных изделий коми (зырян).

Художественную выразительность зырянских изделий определяли: рустикальный край, достигаемый за счет фактурной вязки «рубец», технологических приемов (бахрома, волнистый край) и декоративных приемов («пунктирные» или цветные полосы) оформления; многосоставная, активная по цвету, орнаментальная основа предмета (поголенок чулка, кисть рукавицы), занимающая большую часть вязаного предмета; контрастные по отношению к основе однотонные детали (пятка чулка, стопа или большой палец рукавицы), вносящие ритмическую ясность и зрительную «паузу» в доминирующее многоцветие предмета.

Вязаный предмет с красочной фактурой всегда сохранял необходимый для народного искусства баланс функции - технологии - красоты.

Традиционно богатым орнаментом украшались не только сакрально отмеченные вязаные изделия — свадебные (праздничные), но и повседневные. Орнамент вязаных изделий коми (зырян) создавался в процессе вязания двумя нитями контрастного цвета. Изобразительная форма — плоско-

стная. Орнамент подразделялся на: диагонально-геометрический ромбовидной структуры (все этнографические группы); геометрический квадратной структуры (северная и западная этнографические группы). По характеру композиции орнамент относился к линейному, сетчатому или центрическому.

В основном, для узорного вязания коми был характерен тип изображения с равенством узора (три петли) и фона (три петли). К нему относился семеричный (в семь рядов) орнамент, в котором изображение фона и рисунка было идентичным. В параграфе отмечены также локальные типы орнамента. Семантику орнамента вязаных изделий составляли известные земледельческие образы народного искусства: (земли) - ромб в разнообразных трактовках; (воды) - волнистые линии; (солнца и огня) - прямой и косой крест (огонь земной), шести - или восьми - лучевая звезда, свастика; также символов рогов (оленьих и других животных).

Вязаный орнамент зырян включал в себя большой арсенал способов построения орнамента. Как правило, мотив не использовался сам по себе: переплетаясь в определенном ритме с другими элементами, входил в структуру более сложных композиций. Мотив мог иметь двухстороннюю, четырехстороннюю симметрию изображения, смещаться во всех направлениях. Часто один элемент, повторяясь в полосе друг за другом, образовывал орнаментальный бордюр.

Орнамент узорного вязания коми обладал организующим началом, внося в вязаное изделие строго выверенные ритмические и пропорциональные закономерности, объясняемые принципами симметрии.

Цветовые характеристики вязаных изделий зырян имели свои закономерности, которые заключались: в использовании контрастных цветосоче-таний; в применении локального, отличного для каждой местности колорита; в использовании многоцветного вязания, которое создавалось при частой смене цветовых пар (как правило, при переходе с одного бордюра на другой менялись и цвет рисунка, и цвет фона; в одном изделии могло меняться до двадцати бордюров); в применении в одном изделии до пяти-шести цветов; в богатстве представленного цвета, который применялся с большой градацией тона, теплотности и насыщенности.

Черный и белый цвет редко использовались в качестве основного фона (кроме северной этнографической группы), часто в стопе или пятке, в полосах или небольших мотивах.

В параграфе подтверждается тезис об этническом своеобразии коми узорных изделий.

В четвертом параграфе «Классификация вязаных элементов костюма коми (зырян)». При разработке классификации единообразие общих признаков позволило выделить закономерности, выраженные в четырех характеристиках и тринадцати критериях. Основными характеристи-

ками вязаных элементов костюма коми (зырян) являются: 1) предметные характеристики; 2) конструкция; 3) технология; 4) декор.

«Предметные характеристики» (1) формируются универсальными критериями: «наименование элементов костюма»; «социальный признак»; «место хранения»; «место бытования»; «период бытования»; применяются не только к вязаным элементам костюма, но и к любому этнографическому памятнику. Характеристика «Конструкция» (2) определяется критерием: «форма детали предмета». Автором приведена методика обмера вязаных элементов костюма, разработаны конструктивные варианты основных деталей вязаного предмета. В характеристике «Технология» (3) выделены следующие критерии: «технические показатели нити»; «технология вязания»; «технические показатели вязаного полотна». Критерий «технические показатели нити» включает «способ изготовления», «волокнистый состав», «красители», которые характеризуют нити, используемые при вязании. Критерий «технология вязания» конкретизирует переплетения, используемые коми узорным вязанием в зачинах, основном полотне, деталях вязаного предмета. Критерий «технические показатели вязаного полотна» дает представление о соотношении веса и плотности вязаного изделия. Характеристика «Декор» (4) образуется критериями: «орнамент» и «цвет». Критерий «орнамент» дает представление о «структуре построения орнамента», «типе орнамента», «характере композиции орнамента», «основных мотивах», «условном ритме мотивов». Критерий «цвет» позволяет разделить цветовую гамму на: «цветовые пары», или «основные цвета», или «основной рисунок на многоцветном фоне», или «меланжи».

Заключительным этапом исследования стало обобщение характеристик и критериев 15 изделий каждой разновидности узорного вязания коми, выполненные на основе Классификации, в результате чего были обозначены локальные особенности узорного вязания коми:

Северная этнографическая группа характеризовалась наличием более архаичных признаков вязаных элементов костюма: возрастными отличиями в женской вязаной одежде; прямой по всей длине конструкцией длинных чулок с большой шириной рубцов, стабильной орнаментацией, мотивы которой воспроизводились без изменений и вариаций. Использованием геометрического типа орнамента квадратной структуры, с условно коротким ритмом мотивов.

Южная этнографическая группа характеризовалась разнообразными технологиями вязания, как архаичными, так и новыми; богатым орнаментальным декором. К новым технологиям относились «волнистый» и ажурный край вязаных изделий. Группа отличалась красочностью цветовой палитры вязаных изделий, особенным богатством цвета выделялась вычегодская разновидность узорного вязания. Применялась диагонально-геометрический орнамент с условно редким ритмом мотивов. У лузско-

детской разновидности не сформировалось своего ярко выраженного своеобразия.

В западной этнографической группе соединились разнообразные технологии вязания, орнаментальные мотивы севера Коми края и русского населения европейского Северо-Востока.

В Заключение диссертации подводятся итоги.

Ремесло узорное вязание рассматривалось как продукт общественной системы России конца XIX — начала XXI вв., изменяющийся по мере его развития, несущий этнический компонент. Периодизация научной проблемы была увязана с основными этапами и периодами политического и социально-экономического развития страны, кардинально влияющими на ход развития ремесла. Выделение периодов определялось комплексом разноплановых явлений, наблюдавшихся в указанные отрезки времени. Анализ ремесла на разных стадиях развития с различных позиций дал возможность конструировать узорное вязание как часть содержательного целого.

Комплексное изучение ремесла показало, что в традиционной материальной и духовной культуре зырян ремесло играло значительную роль, вязаные элементы костюма являлись важным компонентом бытовой и обрядовой жизни коми (зырян). Основные технико-технологические операции узорного вязания на пяти спицах представляли собой общерусскую традицию, что отмечалось многими исследователями. Но долгое развитие ремесла в особых условиях северного региона со значительной отдаленностью от большого мира, со специфическими локальными социально-экономическими условиями быта, мировоззренческими факторами зырян превратили вязание на пяти спицах в узорное вязание коми с ярко выраженными локальными художественными характеристиками. Исследование показало, что в узорном вязании коми (зырян) тесно переплетаются общерусский пласт ремесла (технико-технологические приемы вязания, орнаментальная культура) и богатейшие знания финно-угорской общности народов, наследниками которых являются зыряне (навыки обработки шерсти, прядения нити, ткачество шерстяных тканей, вязание на одной игле и моделирование конструктивного объема с помощью данной техники вязания). Поэтому, культурная традиция вязания на пяти спицах с большим основанием может быть отнесена и к русской традиции, и к коми (зырянской).

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

Статьи в научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ:

1. Гагиева, Н. Г. Технологический код изготовления нитей и вязания в контексте обрядов жизненного цикла коми (зырян) конца XIX - начала XX веков [Текст] / Н. Г. Гагиева // Вестник Вятского государственного гума-

нитарного университета. Т. 5. История и юридические науки. - 2011. -№ 2 (5). - С. 74-76.

2. Гагиева, Н. Г. Орнамент вязаных изделий коми (зырян) конца XIX — начала XX веков: анализ знаковых средств культуры [Текст] / Н. Г. Гагиева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Т. 2. Филология и искусствоведение. - № 4 (2). -2011. - С. 151-155.

3. Гагиева, Н. Г. Технологический процесс крашения шерстяной пряжи в традиции коми (зырян) конца XIX - начала XX веков [Текст] / Н. Г. Гагиева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2012. - № 7 (21): В 3 ч. - Ч. 2. - С. 48-51.

Прочие публикации:

4. Гагиева, Н. Г. Коллекция узорного вязания коми (зырян) Национального музея РК. К вопросу о классификации [Текст] / Н. Г. Гагиева // Музеи и краеведение. - Сыктывкар, 2010. - С. 64. - (Труды / Нац. музей Респ. Коми ; вып. 7).

5. Гагиева, Н. Г. Конструктивные особенности и технология изготовления узорных изделий коми (зырян) конца XIX - начала XX веков [Текст] / Н. Г. Гагиева // От ремесла к искусству : матер, науч.-практ. конф. - Сургут ; Ханты-Мансийск, 2011. - С. 127-129.

6. Гагиева, Н. Г. Изучение традиционных технологий крашения как средство формирования культуры цвета у студентов первого курса профиля «Руководство студией декоративно - прикладного творчества» [Текст] / Н. Г. Гагиева // Креативность : проблемы и методы профессиональной подготовки студентов художественных направлений (специальностей) высшего профессионального образования : матер. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Сыктывкар, 28-29 ноября 2013 г.). - Сыктывкар : СыктГУ, 2014. - С. 8892.

7. Гагиева, Н. Г. Изучение новаций коми узорного вязания (на материале преподавания дисциплины «Теория и история народного декоративно-прикладного творчества») [Текст] / Н. Г. Гагиева // ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ. - Сыктывкар, 2014. - С. - (Труды / СыктГУ: вып. 2). (Находится в печати).

Подписано в печать 24.07.2014. Усл. п. л. 1,4 ИПО СыктГУ. Тираж 100 экз. Заказ № 174.

 

Текст диссертации на тему "Узорное вязание коми (зырян) конца XIX - начала XXI вв. в контексте традиционной культуры"

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

КОМИ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ

04201460917 На правах рукописи

Гагиева Надежда Гавриловна

УЗОРНОЕ ВЯЗАНИЕ КОМИ (ЗЫРЯН) КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВВ. В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ

24.00.01 - Теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Семенов Виктор Анатольевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИИ УЗОРНОГО ВЯЗАНИЯ В КОМИ КРАЕ...................................................................18

1.1. Развитие узорного вязания зырян на рубеже XIX - XX вв........................18

1.2. Узорное вязание Коми края в XX в.....................................................31

1.3. Новый этап развития ремесла............................................................39

ГЛАВА II. УЗОРНОЕ ВЯЗАНИЕ КАК КОМПЛЕКС КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КОМИ (ЗЫРЯН)............................................................45

2.1. Вязаные элементы в комплексе народного костюма коми (зырян).........45

2.2. Технология узорного вязании............................................................54

2.3. Декор узорного вязания....................................................................86

2.4. Классификация вязаных элементов костюма коми (зырян).........................97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................132

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ................140

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ......................................................................141

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................146

ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................167-216

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных гуманитарных исследованиях активно изучаются различные аспекты формирования, становления и развития материальной культуры финно-угорских народов. Из двадцати четырех финно-угорских народов мира семнадцать живут в России, самые крупные из которых имеют свои национальные республики. В рамках государственных и республиканских программ данных республик успешно исследуется народная культура, быт и ремесла. Необходимость изучения, обобщения и использования на практике опыта народных ремесел диктуется современными потребностями общества, переживающего глубокие преобразования, связанные с урбанизацией, усилением миграционных процессов, культурной глобализацией, уходом от традиционного образа жизни. В результате, многие народные промыслы постепенно исчезают из культурной среды, унося с собой информацию об эстетических и технологических особенностях ремесла.

Узорное вязание коми сохранилось до настоящего времени, но приобрело иные формы и новое содержание. Однако народные традиции декора, технологии, которые в недалеком прошлом были востребованными, могут быть творчески использованы на практике и сегодня, когда задачи сохранения и развития народных промыслов в целом, и узорного вязания в частности, имеют исключительное значение. Более того, народный художественный опыт является ресурсом для формирования современной комфортной среды обитания, для дизайнерских разработок и художественного творчества.

В настоящее время наблюдается возрождение интереса к узорному вязанию в образовательной и культурно-просветительской областях. Здесь происходит накопление и передача навыков ремесла с учетом национальных традиций и технологий.

Актуальность проблемы определяется также и тем, что узорное вязание в стране и регионах не являлось предметом специального исследования. Комплексное изучение данной темы на примере Коми края (коми зырян) конца XIX - начала XXI вв. позволил решить ряд вопросов, которые не рассматривались

в рамках специальной литературы, или были мало изучены, или не исследованы вообще.

Степень разработанности проблемы. Историография проблемы.

В исследовании узорного вязания коми (зырян) можно выделить три этапа: первый с конца XIX века до 1917 г.; второй - 1917-1980 гг., третий - с 1980-х гг. по настоящее время. Выделение этих этапов определяется комплексом разноплановых явлений, наблюдавшихся в указанные отрезки времени.

Первые фрагментарные сведения о вязаных элементах костюма коми (зырян) встречаются в работах путешественника и исследователя И. И. Лепехина (1768 г.) [109]. Наиболее близкая информация к исследуемой теме представлена в работах корреспондентов Комиссии по исследованию кустарной промышленности России последнего десятилетии XIX века - ведущего вологодского экономиста Ф. А. Арсеньева [4-7], А. А. Карелина [80], М. И. Михайлова [129, 130], К. А. Попова [151]. В этих работах дается оценка домашним и кустарным промыслам коми (зырян), описывается инструментарий и технология изготовления различных предметов быта.

Однако наиболее полная картина по заданной теме представлена в работах исследователей конца XIX - начала XX вв., когда основное внимание ученых было сосредоточено на изучении русского старообрядческого населения и северных коми нижней Печоры. Эта территория славилась развитым овцеводством и традициями вязания, поэтому в поле зрения исследователей всегда попадались те или иные аспекты вязального ремесла. Так, например, в экономическом обзоре Печорского края архангельского губернатора Н. Д. Голицина [47] дается описание кустарного вязального промысла конца XIX в., приводится торговая классификация вязаных изделий. В частности, приводятся цены, которые менялись в зависимости от качества пряжи, от наличия орнамента, длины изделия, количества цветных нитей в изделии. Автором описаны также некоторые технологические способы крашения шерстяной пряжи при помощи растительных красителей. В начале XX века фрагментарные сведения о вязании были представлены в статистических трудах кустарных агентов, среди которых

можно отметить работы А. М. Мартюшева [99, 119], А. Н. Масленникова [120] и В. Ф. Попова [124, 148, 149, 150]. Значительный интерес вызывают публикации экономического характера в «Вологодских губернских ведомостях», «Ежегодниках», «Памятной книге Вологодской и Архангельской губерний». В частности, сохранилось упоминание, что на промышленной выставке 1853 г. в гор. Вологде сысольские и вычегодские мастерицы получили похвальные листы за мастерство в вязании.

Сведения описательного характера о вязании содержались в обзорах поездок путешественников, представителей местной власти, врачей и духовенства, учителей. В рукописной работе земского учителя Попова [152] описываются вязаные элементы костюма сысольских коми, технология крашения. Малоизвестные факты быта коми выявлены при изучении научного наследия этнографа, географа, фольклориста проф. В. П. Налимова [134, 135] - в частности, о сакральной стороне предметов прядения.

Таким образом, в трудах дореволюционных авторов были освещены такие вопросы, как роль вязаных элементов костюма в традиционной одежде и быту коми (зырян), некоторые аспекты технологии изготовления.

В первые годы советской власти публикации, посвященные промыслам, и ремеслам, ограничивалась экономическими обзорами, издаваемыми Облпланом и Всекомпромсоюзом. Достаточно подробно в это время исследуются промыслы печорских коми. Работы Н. В. Воленса [35], С. В. Керцелли [81] и И. Е. Сапрыгина [168] содержат информацию о работе вязального кооператива на Печоре, фрагментарные сведения о вязании северных коми.

Фундаментальное исследование материальной культуры коми (зырян) на научной основе началось в 60-х гг. XX в. Одной из самых содержательных в данном направлении является монография о материальной культуре коми В. Н. Белицер [22]. Наряду с масштабным исследованием истории народов коми (зырян) и пермяков в ней дается анализ народного прикладного искусства XIX -начала XX вв., в рамках которого приводится общая характеристика вязаных элементов костюма зырян.

Углубленное исследование вязаных изделий коми (зырян) впервые было предпринято в 1960 г. Г. Н. Шипуновой [200] на основе этнографического материала, который собирался автором в 1928 - 1931 гг. в Ижемском, Сыктывдинском, Сысольском, Сторожевском, Помоздинском и Усть-Вымском районах Коми АССР. Следует отметить, что в это время народная традиция в вязальном ремесле не прерывалась, поэтому особо ценными являются описанные автором технологические процессы крашения шерсти и изготовление вязаных изделий. Г. В. Шипунова положила начало систематизации основных орнаментальных мотивов ткачества и узорного вязания зырян, привела их местные названия.

Значимый вклад в исследование узорного вязания внесла работа Г. Н. Романовой [156] о традиционных ремеслах коренного населения Коми края конца XIX - начала XX вв. Автор дала характеристику ремеслу узорному вязанию, провела реконструкцию технологических процессов вязания, в частности, изготовления шерстяной нити.

В 80-х гг. XX века появляются исследования народного декоративно-прикладного искусства коми Л. С. Грибовой [52, 53], в которых впервые обозначаются традиционные ремесла населения Коми края и их исторические этапы развития. В том числе были определены традиции народа коми (зырян) в узорном вязании, дан анализ узорному вязанию коми на основе орнаментальных и цветовых характеристик. JI. С. Грибовой введен в научный оборот понятие «узорное вязание коми». В работах Г. Н. Климовой [85-88], данного периода и самых полных по охвату проблемы, рассмотрен орнамент традиционных тканых и вязаных изделий коми, его особенности; предложена гипотеза о происхождении диагонально-геометрического орнамента, выделены его базовые мотивы. Впервые Г. Н. Климовой была сделана классификация вязаного текстиля коми, выделены десять разновидностей узорного вязания в соответствии с территорией проживания и художественных особенностей орнамента вязаных изделий.

В этот период для изучения узорного вязания все более активно привлекаются новые исторические источники: музейные и личные коллекции, что приводит к оживлению исследовательской работы.

Таким образом, анализ историографии проблемы на данном этапе показал, что культура коми (зырян) неоднократно становилась объектом внимания ученых. Однако исследование узорного вязания Коми края проходило неравномерно, совсем неизученными оставались центральные районы, территория рек Летки и верхней Печоры, тогда как районы нижней Печоры исследовались более активно. Фрагментарные упоминания о вязании не давали представления о развитии ремесла. Не проводился комплексный анализ вязаного текстиля, как значимый компонент материальной культуры коми (зырян). В связи с тем, что в данный период вязаные предметы изучались только в их внешних, физических закономерностях, то некоторые исчезающие из быта зырян технико-технологические приемы ремесла так и остались не рассмотренными.

Третий период исследования узорного вязания отмечен повышенным интересом к проблемам народных промыслов как в стране в целом, так и в регионах. Однако приходится констатировать, что узорное вязание до настоящего времени не являлось предметом самостоятельного исследования как на региональном, так и на российском уровне. Отдельные вопросы орнаментации вязаных изделий и бытования вязания в рамках традиционной культуры исследовались лишь в редких публикациях [41, 83, 116, 117, 131]. На рубеже XX-XXI вв. новых исследований по узорному вязанию коми не проводилось. Вышедшие в последнее десятилетие XX - первой половине XXI вв. работы по узорному вязанию народа коми развивали идеи Л. С. Грибовой, Г. Н. Климовой, Г. Н. Романовой и Г. В. Шипуновой.

Таким образом, несмотря на определенную изученность данного вопроса, приходится констатировать, что до сих пор отсутствуют работы, в которых узорное вязание коми (зырян) рассматривалось бы в качестве значимого компонента бытовой и обрядовой культуры конца XIX - начала XXI вв. Также не

наблюдается консолидация всех аспектов исследования в вопросах, связанных с этнической культурой и своеобразием народа коми (зырян).

Источниковую базу исследования составили вещественные источники из фондов музеев, неопубликованные и опубликованные источники. К первой группе относятся вещественные источники фонда «Текстиль» Национального музея Республики Коми (НМ РК), насчитывающего около 700 единиц хранения. Кроме них были использованы предметы музейной коллекции конца XIX -начала XX вв. Российского этнографического музея (РЭМ) гор. Санкт-Петербурга, а также музея ижемских коми п. Мужи Ханты-Мансийского округа; музея этнографии Сыктывкарского государственного университета. Использовались также коллекции и вязаные предметы историко-этнографических музеев различных районов края: с. Усть-Цильма, с. Ижма, с. Выльгорт, с. Ыб, с. Усть-Вымь, п. Корткерос, с. Усть-Кулом и гор. Кослан. Кроме этого, для исследования привлекались предметы из личных собраний респондентов по всей Республике Коми, найденные автором в период 2004 - 2012 гг. Всего автором было изучено около 900 единиц вязаных предметов различных районов края. Работа с вещественными источниками строилась на основе фронтального и выборочного анализа. Факты группировались по блокам, часть этих данных нашла отражение в Приложении.

К числу опубликованных источников, используемых в диссертации, относятся: 1) Нарративные источники общекультурного характера в этнографических и исторических публикациях, посвященные Коми краю и традиционной культуре народа коми (зырян) конца XIX - начала XX вв. 2) Научные исследования середины XX - начала XXI вв. по традиционной материальной культуре Коми края, где рассматривается бытование узорного вязания в рамках традиционной культуры, орнаментация вязаных элементов костюма. 3) Справочная литература, включающая словари русского и коми языков. 4) Фольклорные тексты (загадки, приметы, заговоры, трудовые и свадебные песни), в которых упоминаются вязаные элементы костюма и инструментарий ремесла.

К неопубликованным относятся рукописные тексты, содержащие сведения о вязаных элементах костюма сысольских коми; архивные документы объединения «Комитрикотажбыт».

Территориальные рамки исследования охватывают территорию традиционного расселения народа коми (зырян). Изучаемая территория в основном совпадает с территорией современной республики Коми. В конце XIX -начале XX вв. территория, на которой ныне находится Республика Коми, входила в состав Устьсысольского и Яренского уездов Вологодской губернии [Приложение, с.40]. Кроме того, небольшие территории с немногочисленным населением относились к Орловскому уезду Вятской губернии и Чердынскому уезду Пермской губернии. На севере граница проходила с этнографической группой русских с. Усть-Цильмы по устью притока рек Печоры, Нерицы и с ненцами - в районе нижней Печоры и Болыпеземельной тундры [10].

Научная гипотеза исследования. Комплексное исследование конкретного народного ремесла позволяет оценить широкий спектр традиционного культурного наследия: понять уровень технологической подготовленности коми (зырян) к освоению данного ремесла (узорное вязание), спектр их обрядово-мифологических, социально-эстетических воззрений, характер культурного взаимодействия этносов на данной территории, выявить влияние других ремесел на развитие узорного вязания (узорное ткачество, ткачество поясов).

Объектом исследования духовная и материальная культура народа коми конца XIX - начала XXI вв.

Предметом исследования является узорное вязание коми (зырян) как значимый компонент бытовой и обрядовой культуры.

Общепринятое понятие «узорное вязание коми», установившееся с конца 80-х г. XX в., используется в качестве базового. Термин «вязаный текстиль -полотно, образованное перевиванием одной или нескольких нитей с помощью петель» [46] используется в качестве основного понятия, объясняющего культурную традицию вязания. Вязание подразумевает приемы работы с нитью при помощи спицы (одной иглы) или нескольких спиц (четыре основных и одна

вспомогательная), на основе приемов ручной технологии. Термины <<узорное вязание», «узор» применяются для обозначения технологии жаккардового вязания. Термин «жаккард» - пластичное, малорастяжимое полотно с выраженным рисунчатым эффектом, имеет лицевую (рисунок, выполненный лицевыми петлями различных цветов) и изнаночную (протяжки нитей различной длины) стороны.

Понятие «общерусская традиция» в обработке шерстяного сырья и прядении, ремесле узорном вязании применяется к распространенной в России конца XIX - начала XX вв. традиции обработки шерсти овец и изготовления из нее нитей [105, 138], вязания из пряжи на пяти спицах чулок и рукавиц [116, 137], а также использование шерстяных элементов костюма в традиционной одежде [77, 122].

Цель исследования заключается в комплексном изучении ремесла узорное вязание коми (зырян) в процессе развития, в контексте традиционной материальной и духовной культуры.

В соответствии с целью в диссертации поставлены следующие задачи:

- проследить историю развития вязания; выявить факторы, влияющие на е