автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Вариантное развитие и вариантная форма в творчестве П. И. Чайковского

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Сосновцева, Ольга Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Вариантное развитие и вариантная форма в творчестве П. И. Чайковского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Вариантное развитие и вариантная форма в творчестве П. И. Чайковского"

Р Г Б ОД

Г Г"" г '" На правах рукописи

Сосновцева Ольга Борисовна

ВАРИАНТНОЕ РАЗВИТИЕ И ВАРИАНТНАЯ ФОМА В ТВОРЧЕСТВЕ П.И.ЧАЙКОВСКОГО

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - 1997

Работа выполнена на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор

М.С.Филатова

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор

С.С.Гончаренко Т.ЮЛасловская

кандидат искусствоведения, доцент

Ведущая организация: Уфимский государственный институт искусств

на заседании диссертационного совета К ОУ2.17.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения при Российской академии музыки им. Гнесиных по адресу: 121069, г. Москва, ул. Поварская, д.30/3б.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии музыки им. Гнесиных.

Автореферат разослан ¿ ¿¿-^-¿^¿^с- 1997 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета, п

Защита состоится

года в 15 час.

кандидат искусствоведения, доцент

1

>-И.П.Суеидко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕШСТШ. РАБОШ

За последние десятилетия в отечественном музыкознании значительно усилился интерес к проблемам вариантности, хотя саш понятия "вариант" и "вариантное развитие" затрагивались еще в работах Б.В.Асафьева Общие вопросы вариантности были развиты в трудах В.В.Протопопова, Л.А.Мазеля, В.А.Цуккермана,

B.П.Бобровского, И.В.Лаврентьевой, И.А.Барсовой, Е.Р.Скурко,

C.С.Гончаренко, Т.Ю.Масловской. Современный уровень развития музыкознания настоятельно требует создания общей теории исторической эволюции вариантности. Однако эту проблему нельзя решить без всестороннего исследования вариантности в стилях различных композиторов прошлого и настоящего. Сегодня вариантность широко изучается в творчестве композиторов двадцатого века Богатейшая же область русской классической музыки девятнадцатого столетия - этой яркой страницы в истории вариантности - еще адет своего "часа исследования". Особенно интересно, на наш взгляд, вариантность воплощается в творчестве П.И.Чайковского. Несмотря на существование обширной литературы о его музыке, вариантность оказалась наименее изученной стороной его стиля, поэтому наше обращение к данной теме весьма актуально и своевременно.

Цель представляемой работы - исследование специфики воплощения вариантности на всех уровнях темо- и формообразования в творчестве Чайковского в широком контексте общей эволюции вариантности в русской классике.

Материалом исследования является музыка Чайковского, а также русское народно-песенное творчество и отечественная классика XIX-XX веков, представленная произведениями М.И.Глинки и его современников / А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева и др./, Н.А.РИмского-Корсакова, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского, Н.Я.Мясковского, С.С.Прокофь-

1 См., например, "Книгу о Стравинском" /1929 г./ и "%зыкальную

форму как процесс" /1ч., 1930 г./. ® По мнению многих языковедов, важнейшим и даже "ведущим методом развития" в XX веке становится вариантность во всем многообразии ее проявлений / В.П.Бобровский, Т.Ю.Масловская, С.С. Гончаренко /.

ева, Д.Д.Шостаковича, С.М.Слонимского, Р.К.Щедрина, Г.В.Свиридова.

На пути к достижению поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. На основе специальной литературы составить достаточно четкое представление об имеющихся теоретических положениях по интересующим нас вопросам, проанализировать и сопоставить их, а также сформулировать авторские определения некоторых основных понятий теории вариантности.

2. Выяснить наиболее характерные проявления вариантности в русском народно-песенном творчестве, явившемся источником вариантной стихии в отечественной классике.

3. Проанализировать этапы исторической эволюции вариантнс сти в русской классической музыке в их соотнесенности с творчеством Чайковского.

4. Выявить специфику вариантности на всех уровнях темо-

и формообразования в музыке Чайковского в сравнении с воплощением вариантности в творчестве других композиторов-классиков девятнадцатого и двадцатого столетий.

5. Создать классификацию вариантной формы в творчестве Чайковского.

6. Охарактеризовать новаторство гениального композитора-драматурга, открывшего в эволюции вариантности новые пути, достойно продолженные и развитые в творчестве композиторов двадцатого века.

Цель и содержание работы обусловили ее структуру. Во Введении дается обзор литературы по проблемам вариантности, формулируются базовые теоретические положения и основная задача нашего исследования. Первая глава посвящена непосредственным истокам вариантности в музыке Чайковского - русской народной песне, городской вокальной лирике первой половины девятнадцатого века и музыке М.И.Глинки, чьи традиции развивал Чайковский в своем творчестве.-Во второй главе рассматривается специфика воплощения вариантности на уровне темообразования в сочинениях Чайковского. Третья глава раскрывает особенности вариантности на уровне формообразования / классификация вариантной формы Чайковского /. В Заключении освещаются некоторые вопросы, связанные с претворением вариантности в отечественной клас сической и современной музыке.

Методы исследования. В качестве методологической основы выступают теоретические положения целостного анализа, позволяющие установить общее / инвариант / и специфически-индивидуальное / вариативность / в использовании различными отечественными композиторами принципа вариантности, а также теория вариантной и вариационной форм.' и функциональная теория музыкальной формы В.П.Бобровского.

Научная новизна работы определяется следующими положениями: изучены закономерности воплощения мелодической вариантности в русской народной песне на микро- и макроуровнях становления ее мелодики и выделены четыре основных типа организации вариантного развития, получившие затем большое распространение в русской классике; при этом отмечена различная роль вариантности в мелодике песен разных жанров и подробно проанализированы особенности становления протяжных лирических песен. В работе сформулированы авторские определения понятий "вариант", "вариантное развитие" и "вариантная форма". Вариантность на уровнях гемо- и формообразования в творчестве Чайковского рассмотрена в широком музыкально-историческом контексте, позволяющем раскрыть специфику ее воплощения, а также вскрыта особо важная роль вариантного принципа развития в становлении лирико-драматического тематизма произведений Чайковекого и его органичная связь с комплексом излюбленных композитором музыкально-выразительных средств. В исследовании создана классификация разновидностей вариантной формы в музыке Чайковского, обоснована специфика ее драматургии и выявлено основное новаторство замечательного композитора-драматурга: "драматический" тип вариантной формы, являющийся одним из высших ее проявлений, способный "подняться" до высот трагедии, отразив всю глубину жизненных конфликтов.

Практическое значение работы. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах анализа музыкальных произведений, истории русской и современной музыки и народного творчества в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения исследования неоднократно излагались и обсуздались на научных внутривузовских и межвузовских конференциях, проводимых в Саратовской консерватории в 1980-89 годах; на научной конференции, посвященной 90-летию музея и 100-летию поселения П.И.Чайковского в Подмоско-

вье / г.Клин, 1985 г./. Материалы диссертации и ее практическая значимость обсуждались на ФПК в Московской консерватории на кафедре теории музыки и секции анализа в 1989 году / научный руководитель - доктор искусствоведения, и.о,профессора Д.А.Арутюнов /: методическое пособие для вокальных факультетов музыкальных вузов "Вариантная форма" было рекомендовано кафедрой теории музыки МГК на депонирование /1989 г./. Материалы исследования использовались автором в курсе лекций по анализу музыкальных произведений на исполнительских факультетах Саратовской консерватории в 1980-89 годах, а также внедрены в учебный процесс по курсу анализа музыкальных произведений на музыкально-педагогическом факультете Самарского педагогического университета. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой теории музыки Московской консерватории 27 декабря 1996 года.

По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объемом семь печатных листов.

Диссертация включает в себя Введение, три главы, Заключение, библиографический список / 296 наименований, в том числе 22 - на иностранных языках / и нотное приложение / 132 примера

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность теш, раскрываются ее научная новизна, степень разработанности в науке, обозна чается предмет исследования, определяются цель и задачи работы формулируются авторские определения понятий "вариант" и "вариантное развитие". Введение состоит из трех разделов. В первом предлагается краткий обзор литературы, посвященной теоретическим аспектам изучения творчества Чайковского.

Во втором разделе раскрывается краткая история и теоретическое содержание понятий "вариантность", "вариант" и "вариант ное развитие", толкование их разными музыковедами / Б.В.Асафье вым, В.В.Протопоповым, Л.А.Мазелем, В.А.Цуккерманоы, И.В.Лаврентьевой, И.А.Барсовой, Е.Р.Скурко, С.С.Гончаренко, Т.Ю.Мас-ловской /. Не следует забывать, что вариантность является одной из основных закономерностей жизни вообще - вариабельности всех ее проявлений, на что неоднократно указывается в современной философской и музыковедческой литературе. Вариантность в

музыке - это частный случай вариантности "высшего порядка". Этим и объясняется полисемантичность понятия "вариант". Дополняя ртд приведенных определений, автор формулирует и свое собственное: "Варианты - это относительно равноправные и самостоятельные разновидности первого построения, выполняющего функцию темы, иногда сравнительно близкие, иногда более далекие от "теш", но все же внутренне сохраняющие с ней глубокую сущностную связь". Определяя содержание понятия "вариантное развитие", следует отметить, что уже сам термин указывает на процесс совершающихся вариантных изменений: "Вариантное развитие представляет собой процессуальную направленность единой по своей образной сфере вариативной системы, состоящей из ряда диалектически взаимодействующих мелзду собой вариантов: а.«— •»-*■ &2 аз а4"» и Т«Д«" В процессе вариантного развития складывается особая система взаимодействия стабильности и мобильности, инвариантности и вариативности: преобладание инвариантности приводит к усилению стабильности в данной системе и возникновению "строгой" вариантности, а преобладание вариативности, связанной с активизацией мобильных сил, - к возникновению "свободной" вариантности. Таким образом, вариантное развитие, представляя собой сложный процесс по своему внутреннему содержанию, обладает высокой степенью обобщения, концентрации музыкальной мысли.

В третьем разделе Введения дается краткая характеристика структуры диссертации.

На современном этапе развития общей теории вариантности пока еще отсутствуют обобщения по ее важнейшему разделу - по вопросам проявления принципа вариантности в русской народной музыке. Однако исследование генезиса вариантности - этого песенного типа развития - должно стать краеугольным камнем всей теории вариантности в русской классической музыке.. Поэтому в первом разделе Первой главы - "Народные и профессиональные истоки вариантности в русской классической музыке"- рассматриваются закономерности мелодической вариантности народных песен во всем ее многообразии / на микро- и макроуровнях становления музыкальной мысли./. Анализируя песни разных жанров, можно заметить в их мелодике четыре основных типа организации вариантности, получившие затем большое распространение в русской классике:

I/ варианты, тождественные по началу, но различные по за-

вершению / от сходного - к несходному /;

2/ варианты, различные по началу, но сходные по завершению / от несходного - к сходному /;

3/ варианты, тождественные и по началу, и по завершению;

4/ длительные вариантные цепи со свободным развитием.

Если первый тип вариантного становления в народной музыке встречается сравнительно редко, то второй получил в ней наибольшее распространение. Третий тип более характерен для скорб ных, драматических по содержанию песен. Длительные вариантные цепи встречаются, чаще всего, в лирических протяжных и свадебных песнях; именно здесь воплощается сама природа, "душа" вари антности. Наиболее детально^ анализу в этом разделе подвергаются лирические протяжные песни, представляющие собой как бы "квинтэссенцию" "свободной" вариантности, существенно повлиявшей на становление лирико-драматического симфонизма Чайковского. Вариантность в русской народной песне могла бы стать темой самостоятельного большого исследования. Нам же необходимо было затронуть лишь некоторые аспекты этой проблемы, без изучения которых трудно было бы многое понять и объяснить в истоках и особенностях вариантного развития в русской классической музыке и, в частности, в творчестве Чайковского.

Во втором разделе первой главы рассматриваются особенном: воплощения вариантности в вокальной лирике первой половины девятнадцатого века, когда появились городские варианты старинны крестьянских напевов, вобравшие в себя все характерные черты бытового музицирования того времени. В процессе анализа вокаль ных произведений плеяды композиторов-современников Глинки раскрывается различная роль вариантности в многообразии индивидуального преломления крестьянской традиции в разных жанрах городской лирики: в обработках народных песен, "русских песнях", лирических романсах, элегиях и лирико-драматических романсах-монологах, - и прослеживается то общее, что ведет к особенностям вариантности в русской классике. В сочинениях этих компози торов предвосхищены многие приемы, которые в дальнейшем будут так или иначе использованы в творчестве как самого Глинки, так и других русских композиторов, включая Чайковского.

В третьем разделе первой главы затронуты некоторые вопрос: воплощения вариантности в музыке Глинки, гениально обобщившего ее закономерности во всем их многообразии - от отдельных попе-

вок до применения интонационно-вариантных связей в масштабах целостной оперной композиции. Глинка весьма свободно распоряжался широким арсеналом средств вариантного принципа развития, впервые поставив его на высшую ступень профессионального мастерства. Традиции Глинки в этой области были продолжены и развиты в дальнейшем в русской классике. Таким образом, в первой главе раскрываются три непосредственных истока вариантности не только в творчестве Чайковского, но и во всей отечественной музыке.

Вторая глава - "Вариантное развитие в творчестве Чайковского" - состоит из четырех разделов. В первом проанализированы многочисленные образцы проявления микровариантности в тематическом развитии сочинений композитора, связанные с уже известными по народной музыке четырьмя типами организации вариантного становления. Рассматривая песенность как основное формирующее качество мелодизма Чайковского, автор подчеркивает особенности ее творческого преломления сквозь призму собственного стиля композитора, что явилось новой качественной ступенью в исторической эволюции вариантности. Особо подробно мы останавливаемся на анализе воплощения вариантности с непрерывным сквозным развертыванием на большом протяжении тематического развития, выделяя при этом шесть ее закономерностей:

I/ "свободное" вариантное развитие мелодической фразы / аналогично народной протяжной песне /;

2/ в отличие от метроритмической переменности народной песни, в музыке Чайковского обычно возникает ритмическая остинат-ность на всем протяжении вариантной цепи / как в скерцо Второго квартета, в вальсе из Шестой симфонии, в среднем эпизоде фантазии "Франческа да Римини" /;

3/ характерной чертой сквозной вариантности у Чайковского является становление вариантных цепей на большом протяжении развития темы, иногда даже в масштабе произведения в целом;

4/ длительные вариантные цепи имеют четкую внутреннюю организацию, включающую экспозиционный, серединно-развивающий и заключительный разделы;

5/ иногда сквозная вариантность становится основным фактором темообразования - интонационным источником почти всех последующих тем произведения / как в Третьем квартете /;

6/ порой "свободная" вариантность при длительном развитии приводит к глубоким мелодическим изменениям, к появлению новых

/ или относительно новых / мотивов и фраз / как в становлении побочной темы первой части Шестой симфонии в экспозиции, разработке и репризе /.

Во втором разделе второй главы вскрывается специфика вариантного развития у Чайковского - его взаимодействие с секвент-ностыо. вариационностью и разработочностью. Проанализировав многообразные случаи такого взаимодействия, можно заметить и различную роль вариантности. Так, если в системе "вариантность *-* секвентность", вариантность выступает как средство динамизации, способствуя значительной интенсификации внутреннего напряжения, и, препятствуя расчлененности, создает единую прогрес сирующе-динамическую линию становления, то в системе "вариантность вариационность" мы встречаем разнообразие способов сочетания и взаимодействия этих ведущих принципов русской музыки. Здесь и взаимодополняющее сочетание вариантно-изложенной темы с ее "глинкинским" варьированием в дальнейшем развитии, и "параллельное" сосуществование вариантности и вариационности, и тесное их взаимодействие - в некоторых случаях даже "борьба" с последующим доминированием вариантности / как в монологе Эбн-Хакиа из оперы "Иоланта" или в "Рассказе Франчески" из фантазии "Франческа да Римини"/. В системе "вариантность разра-боточность" довлеет разработочность как "всеобщий" принцип симфонического развития. Разработочные разделы в произведениях Чайковского поражают размахом острейших конфликтных столкновений контрастных тем-образов, напряженностью симфонического становления тематических элементов. И все же вариантность различными способами проникает в общее русло разработочного развертывания. Помимо микровариантности в начальном изложении тем большое значение имеет переосмысление их сущности в процессе разработочного развития. В конфликтной драматургии Чайковского подобное явление - не редкость. Именно здесь вариантность оказывалась незаменимой - особенно в процессе становления лирических тем, когда композитор прибегал к масштабной симфонической разработке их вариантных перевоплощений / как в симфонических сочинениях, так и в операх / . Примечательно в этом от-

1 Например, становление теш "Во поле береза стояла" в финале Четвертой симфонии, побочной теш первой части Шестой симфонии, темы любви в опере "Пиковая дама".

ношении появление в кодах мелодико-ладовых вариантов тем как итога всего предшествующего интенсивного разработочного развития Таким образом, вариантность служит средством воплощения глубоких жизненных конфликтов и играет важнейшую роль в раскрытии содержания произведения. Введение вариантности в разработочный поток значительно способствовало усилению лирического начала, формируя общий лирический тонус самых драматических страниц музыки Чайковского и придавая напряженной разработочной стихии особый, неповторимый характер. Проникновение вариантности - этого песенного принципа развития - в разработочные разделы масштабных инструментальных сонатно-симфонических циклов Чайковского является одной из самых интересных новаторских сторон его симфонизма - не случайно он получил определение "лирико-драматического"!

В третьем разделе первой главы рассматривается воплощение вариантности в становлении лирических тем в произведениях композитора, что связано, прежде всего, с их вокальной природой. Многие лирические побочные теш так или иначе связаны с вариантностью: она возникает и на микроуровне, и на макроуровне, пронизывая все развитие темы во всех разделах сочинения В четвертом разделе идет речь еще об одной особенности мелодической вариантности Чайковского - ее взаимодействии с ладовой вариантностью. Последняя, связанная нередко с глубоким переосмыслением тематизма, получила в творчестве композитора значительное распространение: диалектическое симфоническое развитие тем естественно предполагает их качественное преобразование Не удивительно поэтому, что ладовая вариантность осо-

1См., хотя бы, коды увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" и первой части Шестой симфонии.

^Примером подобного может стать сквозное развертывание темы любви в опере "Пиковая дама", где все узловые моменты драматургического действия связаны с вариантностью, дальнейшее же развитие ее переосмысленных элементов происходит уже путем тематической разработки.

^ Это явление перекликается с западно-европейскими музыкальными романтическими традициями / вспомним ладовые преобразования тематизма в творчестве Шуберта, Листа, Шумана, Вагнера /.

бенно часто встречается в трагических произведениях коыпозито ра. Своеобразная "сущностная модуляция" тематизма представляет собой как бы предел воплощения выразительных возможностей вариантности, являясь одним из завоеваний симфонизма. Рассмат ривая многочисленные примеры, автор приходит к выводу о преимущественном использовании подобной вариантности в заключительных разделах сочинений Чайковского - в репризах и, особен но, кодах, где можно отметить три типа вариантно-ладового переосмысления тематизма: один из них связан с перевоплощением основной темы /например, коды романса "Забыть так скоро" и "Элегии" из "Серенады для струнного оркестра"/; другой - второй /побочной/ темы /см. коды первой части Третьего квартета, скерцо Первой симфонии, финала Шестой симфонии/; третий -обеих тем /как в коде медленной части Второго квартета/. Ладовая вариантность никогда не появляется вне связи с предшествующим развитием тематизма: она - более других видов вариантности - всецело "вытекает" из предыдущего, играя важнейшую роль в раскрытии идеи произведения. Частое обращение композитора к этому виду вариантности демонстрирует широкий диапазон выразительных возможностей самого явления вариантности в музыке

В заключение следует вывод о том, что в исторической эво люции вариантности огромной заслугой Чайковского было обогаще ние этого песенного принципа симфоническим становлением, связанным с качественным преобразованием тем на длительных пространствах развертывания музыкальной мысли.

Третья глава - "Вариантная форма в творчестве Чайковского" - состоит из четырех разделов. В первом представлены: панорама теории вариантной формы, разрабатываемой в современном музыкознании, авторские характеристика и классификация этой формы, а также определение данного понятия: "Вариантная форма представляет собой функционально подвижную, не обладающую постоянной структурой, обычно единую по своей образной сфере вариативную систему относительно равноправных, диалектически взаимодействующих компонентов, объединенных общим процессом вариантного становления".

1 Естественно, что ладовая вариантность у Чайковского не все1 да связана с трагическим перевоплощением тем - к примеру, £ коде поэмы "Фатум" возникает мажорный вариант темы вступле*

Второй раздел связан с анализом шести разновидностей вариантной формы, встречающимися в творчестве Чайковского:

1. Композиция из вариантов, сходных по началу развития / ариозо Кумы "Глянуть с Нижнего..." из оперы "Чародейка"/.

2. Композиция из вариантов, сходных и по началу, и по завершению / романс Полины из оперы "Пиковая дама"/.

3. Композиция, основанная на сочетании и взаимодействии различных типов вариантного становления / ариозо Куш "Где же ты, мой желанный..." из оперы "Чародейка", ариозо Лизы "Ах, истомилась..." из оперы "Пиковая дама", "Арабский танец" из балета "Щелкунчик"/.

4. Композиция на основе непрерывного развития вариантных цепей / средний раздел "Рассказа Франчески" из фантазии "Франческа да Римини"/.

5. Композиция, в основе которой дежит вариантное становление нескольких тематических элементов / романс "Ночь" на слова Д.Ратгауза, соч.73 /.

6. Композиции, построенные на сочетании и взаимодействии вариационного и вариантного принципов развития /"вариационно-вариантные" и "вариантно-вариационные"/, где выделяются три вида этого взаимодействия:

а/ контрастное сопоставление / романс "Я ли в поле да не травушка была..."/;

б/ взаимопроникновение и сочетание / монолог Збн-Хакиа из оперы "Иоланта"/;

в/ сочетание или чередование контраста и синтеза этих двух принципов /вариационности и вариантности/ в рамках единой композиции / "Рассказ Франчески" из "Франчески да Римини" /.

Результаты исследования говорят об удивительной гибкости вариантной формы, что проявляется в ее разнообразных сочетаниях с другими музыкальными формами / и простыми, и сложными /, причем, каким бы сложным ни было переплетение черт разных форм, определяющим принципом, в конечном счете, становится именно вариантность. Этим обусловлено огромное значение вариантности в творчестве Чайковского.

В третьем разделе третьей главы анализируется явление "рассредоточенной" вариантности, приводящее на уровне формообразования к возникновению структуры особого типа - "рассредоточенной вариантной формы", раскрываются ее особенности и ком-

позиционные закономерности. Примерами подобной формы у Чайковского могут служить: ариозо Воина из кантаты "Москва", где она "вписана" /термин В.В.Протопопова/ в простую трехчастную; "Меланхолический вальс" из Третьей сюиты - в сложную трехчастную; Интермеццо из Первой сюиты - в сонатную форцу без разработки; ."Рассказ Франчески" и финал Шестой симфонии, где возникают совершенно особые разновидности этой синтетической музыкальной формы,

В четвертом разделе рассматривается специфика драматургии вариантной формы в сочинениях Чайковского. При всем удивительно композиционном многообразии вариантной формы * нетрудно заметит ряд объединяющих моментов - прежде всего, принцип волновой драматургии. столь характерный для стиля композитора. Именно волно вал драматургия в строении вариантной формы дает Чайковскому возможность создать единое целое без привлечения каких-либо иных форм "второго плана" /термин В.В.Протопопова/. Таким образом, стабилизация структуры вариантной формы на основе волновой драматургии явилась одний из новаторских достижений композитора

Сочетание архитектонической завершенности с мощным током непрерывного симфонического развития - одна из характернейших сторон формообразования в музыке Чайковского. И вариантная форма не стала здесь исключением. Именно симфоничность ее драматур гии и составляет ее следующий важнейший признак. Кроме того, единству и цельности композиции в значительной мере способствует ее восходящий динамический профиль, что характерно и для "рассредоточенной" вариантной формы. В целом драматургия вариантной формы Чайковского носит очень активный прогрессирующий характер, что заметно отличает ее от подобных композиций в творчестве других композиторов-классиков. Не случайно поэтому вариантная форма используется Чайковским, преимущественно, в самых трагических по содержанию произведениях, что также является ее спецификой.

Симфоничность, волновой и прогрессирующе-динамический тип драматургии, связь с остинатностыо, сложнейшая диалектика ста-

1 Даже во всем творчестве Чайковского нет ни одной идентичной вариантной формы, не говоря уже о различном "произнесении" ее другими композиторами прошлого и настоящего!

бильных и мобильных сил, движение по "замкнутому кругу" - все это естественно привело композитора к созданию особого типа вариантной формы, который можно определить как "драматический". Чайковского, несомненно, привлекали неисчерпаемые выразительные возможности вариантной формы, ее способность к отражению всей палитры нюансов человеческих чувств - от спокойного лирического созерцания до скорбного откровения. Можно сказать, что Чайковский "поднял" эту форму до высот трагедии, создав ее "драматический" тип Это - подлинное новаторство гениального композитора-драматурга, открывшее в исторической эволюции вариантности новые пути.

В Заключении диссертации, помимо выводов о специфике воплощения вариантности в музыке Чайковского, которая выразилась в симйонизации вариантного развития и вариантной формы и создании ее "драматического" типа, освещаются некоторые вопросы, связанные с претворением вариантности в отечественной классике, так как эта специфика может быть полнее выявлена лишь в сравнении с творчеством других композиторов. Объем работы не позволяет нам подробно рассмотреть эти вопросы, поэтому мы останавливаемся лишь на некоторых характерных чертах вариантности в музыке великих современников Чайковского - композиторов "Могучей кучки" Римского-Корсакова, Мусоргского и Бородина.

Новаторские достижения Чайковского в сфере вариантности были достойно продолжены и развиты в творчестве русских композиторов двадцатого столетия - Рахманинова, Стравинского, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Слонимского, Щедрина, Свиридова -поэтому в заключении мы вкратце обрисовываем историческую перспективу эволюции вариантности в отечественной музыке XX века, что было обусловлено как развитием фольклорных традиций, так и обновлением средств и форм музыкального высказывания. Обращение к музыке двадцатого столетия лишь подчеркивает неисчерпаемость

1 Конечно, в произведениях Чайковского встречается не только "драматический" тип вариантной формы. Так, например, в ариозо Кумы "Глянуть с Нижнего..." из оперы "Чародейка" или во вступлении к "Элегии" из "Серенады для струнного оркестра" вариантная форма способствует, прежде всего, особой стройности и законченности лирико-эпического высказывания, что лишний раз говорит о многосторонности выразительных возможностей этой удивительной формы!

данной актуальнейшей темы ввиду универсальности и константности вариантного принципа развития.

1. К вопросу о вариантном развитии в русской народной песне. - ^копись депонирована в НИО "Информкультура", 1983. -2 печ. л.

2. Вариантная форма в творчестве П.И.Чайковского. Метода-ческая разработка для студентов дневного и заочного отделений музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов по курсу анализа музыкальных произведений. Куйбышев, 1988,

- 1,5 печ. л.

3. Вариантная форма: методическое пособие по курсу анализа музыкальных произведений для вокальных факультетов музыкальных вузов / Московская консерватория. - ^копись депонирована в НИО "Информкультура", 1989. - 1,5 печ. л,.

4. О содержательности вариантной формы в музыке Чайковского // П.И.Чайковский. Вопросы истории и стиля / к 150-летию со дня рождения /. Сборник трудов ШЛИ им.Гнесиных. Вып. 108.

- М., 1989. - С. 47-59.

5. Специфика вариантности в творчестве П.И.Чайковского // Чайковский. Вопросы истории и теории. Второй сборник статей. - М.: Моск. консерватория, 1991. - С. II3-I34.

6. К вопросу драматургии вариантной формы П.И.Чайковского // Вопросы музыкальной драматургии. Сборник трудов /межвузовский/. - Екатеринбург, 1991. - С. 65-78.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЩИЕ РАБОТЫ: