автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Великая Отечественная война в литовском советском романе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Климашаускене, Ирена Броневна
Введение
Глава I. Возникновение темы войны в литовском советском романе.
1.1. Социально-исторические условия
1.2. Литературные .истоки.
Глава 2. Повествование о солдате в романах
К.Марукаса.
2.1. Картина фронтовых будней
2.2. Проблема солдатской ответственности
2.3. Структура повествования.
Глава 3. Влияние военной обстановки на становление личности в романах Альф. Беляускаса.
3.1. Историческая ситуация в повести "Рабочая улица" и романе "Она любила Паулиса"
3.2. Тыловые будни как фактор духовного роста героя в романе "Мы еще встретимся, Вильма!"
Глава 4. Судьба нации на исторических перепутьях в романе Й.Авижюса "Потерянный кров".
4.1. Система персонажей.
4.2. Принципы изображения жизни Литвы в период гитлеровской оккупации
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Климашаускене, Ирена Броневна
Зароздение романа о Великой Отечественной войне в литовской советской литературе относится к сравнительно позднему периоду -началу 60-х годов. В 1962 году увидел свет роман Альф. Беляуска-са "Мы еще встретимся, Вильма!", который критики назвали романом о Великой Отечественной войне"^. Это - произведение о Великой Отечественной войне, однако "в нем нет изображений ни фронта, ни р солдатского быта, ни широкой эпопейной картины войны . В центре романа - духовное становление юноши в условиях тыла, эвакуации.
В том же году вышел в свет и роман Р.Ланкаускаса "На большом поле", автор которого, отказавшись от "социально-бытовой трактовки войны, подчеркнуто ограничив место и время действия, число героев и аспекты их характеризации, /./ поставил в центр романа о этико-философскую проблематику /./, персонажи-символы" . В нем автор ищет самобытное решение проблемы "человек и война".
Через несколько лет - в 1966 году - литовский роман обогатился новым аспектом трактовки теш войны: появляется роман К. Марукаса "Для кого взойдет солнце". Писатель создал интересную, значительную и в тематическом отношении новую книгу о литовских бойцах. Здесь уже налицо привычное для "военного" романа изображение фронта, жизни воинов. См.: Lankutis J. Romanas apie Dic434. Tevynes kar^. - Per-gale, 1963, Nr. 7, p. 163-167.
2 Lietuviij literaturos istorija. - Vilnius, 1982, t. 2, p. 479. Brazenas P. Patirties pamokos. - Kn.: Brazenas P. Zmogus ir zodis prozoje. Vilnius, 1978, p. 357
В конце 60-х годов (1970) вышел роман, посвященный воссозданию жизни литовского народа в годы оккупации, - "Потерянный кров" Й.Авижюса, который вызвал огромный интерес и был удостоен высочайшей оценки - Ленинской премии. Отображаемый в этом романе период - первые военные годы "предстает как сложный исторический перекресток жизни Литвы, в корне изменивший жизнь не только отдельных людей, но и всего края"*. В романе Й.Авижюса как бы находят обобщение основные тенденции развития литовского романа 60-х годов, и в частности романа о войне, в нем дается синтетический образ жизни народа в суровые годы войны.
В 70-е годы внимание к военной теме в литовской романистике не ослабевает. Повествование о судьбе солдата продолжает К.Мару-кас в романе "А нас так мало" (1973), Альф. Беляускас изображает действительность оккупированной Литвы в романе "Она любила Паули-са" (1976), который создан на основе ранее написанной повести "Рабочая улица" (1956); й.Микелинскас создает роман "За горизонтом - свобода" (1978),"тема которого - служба в трудовых лагерях р рейха - беспрецедентна в литовской литературе ; в "Последнем путешествии Кунялиса" Е.Симонайтите (1971) война предстает новой гранью - через судьбу литовцев Клайпедского края; в романе В.Си-риос-Гиры "Когда не пылала лишь вода" (1980) раскрываются "мучительные испытания, выпавшие на долю интеллигенции, путь становления ее сознания и включение в активную борьбу против фашизма" . Lietuviij literaturos istorija, t. 2, p. 351. 2
Brazenas P. Romano siokiadieniai ir sventes. - Vilnius, 1963, p. 113.
3 Там же, с. 98.
В литературе 70-х годов наряду с романами, в которых непосредственно изображается военное время, а судьба человека связывается с военными конфликтами, важное место принадлежит романам, в проблематике которых и концепции отображаемого человека значительное место отводится памяти войны. В романах Альф. Беляускаса ("Тогда, в дождь", 1977 и "Спокойные времена", 1981), В.Петкяви-чюса ("Группа друзей", 1979 и "Дождь рябин", 1980), как и в ряде других война предстает составной частью жизни героев, их личного опыта, детерминирующей в некоторых случаях их сегодняшнюю судьбу, психологические и нравственные качества.
Интерес к военной теме, и в частности к судьбе воевавшего человека, не иссякает до настоящего времени. Примечательно, что авторы отдельных романов о Великой Отечественной войне находят все новые аспекты и продолжают ранее начатое повествование. Свидетельство тому и последнее произведение К.Марукаса "Солдатский роман" (1984).
Таким образом, литовский советский роман о Великой Отечественной войне, который довольно долго заставил себя ждать, уже стал реалией литературной жизни и художественной прозы.
Актуальность исследования романа о Великой Отечественной войне предопределяется общественной значимостью литературы этой тематической группы. Драматическая ситуация военных лет, психологическая напряженность человека, бесконечно сложные коллизии и составляют непреходящий ценностный статус изображаемого в этой литературе материала, опираясь на который, писатель оказывает огромное воспитательное воздействие на читателя.
Гуманистический пафос литературы о войне не отделим от стремления писателей постичь истину о человеке, познать духовную структуру личности. Такая значимость концепции человека зиждется на высоких моральных требованиях, предъявляемых личности в обществе развитого социализма. Эти свойства литературы о войне обусловливают и общее внимание к ней советского литературоведения. В
I 2 этой связи следует упомянуть работы А.Бочарова , П.Топера . Л.
3 4
Плоткина , А.Адамовича и других исследователей, коллективные из-5 дания , в которых подвергаются анализу все новые аспекты литературы и романа о войне.
Между тем, в литовском литературоведении, хотя об отдельных вышеупомянутых романах опубликовано немало отзывов и критических статей (о чем свидетельствуют и приводившиеся вьщержки из этих работ), специального труда, посвященного роману о войне, до сих пор нет. Отчасти это обусловлено и объясняется самой ситуацией 60-х годов: все внимание критики было направлено на лирико-психо-логический литовский роман, объект изображения которого - современность. Как известно, литовский психологический роман ("Каунасский роман" Альф. Беляускаса, "Адамово яблоко" М.Слуцкиса и др.) привлек внимание не только литовской, но и всесоюзной критики.
Литовская литература (и в частности роман) о войне стали объектом систематического изучения только в последние годы, что предопределяет актуальность данной работы.
С выходом в свет романа Р.Ланкаускаса "На большом поле" и Альф. Беляускаса - "Мы еще встретимся, Вильма!" критик Й.Ланкутис Бочаров А. Человек и война. - М., 1978. 2
Топер П. Ради жизни на земле. - М., 1971. о
Плоткин Л. Литература и война. - Л., 1967. ^ Адамович А. 0 современной военной прозе. - М., 1981. 5
Советский роман: Новаторство. Типология. - М,., 1978; Современный советский роман.: Философские аспекты. - Л., 1979. констатировал факт рождения романа о войне в литовской литературе*, а в книге "Литература и гуманистические идеалы" (1963) эти романы уже включены в общий контекст прозы, причем акцентируется, что "усилия писателей глубже раскрыть и продумать судьбу людей и народов в схватке социализма и фашизма, несмотря на отдельные ошибки и неудачи, являются многообещающим знамением творческой 2 способности литовской советской прозы .
В написанной в то же время статье К.Амбрасаса "Мастерство, разнообразие, толерантность" упоминаются роман Р.Ланкаускаса "На большом поле" и "Вот и все" В. Сириос-Гиры. Критик, подчеркивая значение изображения в литовской литературе Великой Отечественной войны, акцентирует стремление авторов этих романов искать "новые, более впечатляющие средства выражения, которые бы позволили глуб3 же и внушительнее решать актуальнейшие проблемы жизни .
О "военном" романе в литовском литературоведении и критике впервые зашла речь после выхода из печати романа К.Марукаса "Для кого взойдет солнце" (1966). Ю.Киркила, Р.Кашаускас и др. акцентировали аутентичность изображения фронтовой действительности в романе, отмечали тематическую новизну книги.
В IУ томе "Истории литовской литературы" говорится: "Марука-су принадлежит и первый литовский роман о годах Великой Отечественной войны, о боевом пути Литовской дивизии - "Для кого взойдет См.: Lankutis J. Romanas apie Didioi Tevynes kar$, p. 163. 2
Lankutis J. Literattira ir humanistiniai idealai. - Vilnius, 1963, p. 53. 3
Ambrasas K. Kritikos etiudai. - Vilnius, 1976, p. 337. солнце (1966)nI. В романе К.Марукаса показана фронтовая жизнь, герои которой солдаты и вьщеляются здесь как главный критерий романа о войне вообще.
В немногочисленной историографии литовского советского романа о Великой Отечественной войне обращают на себя внимание две работы, в которых рассматривается проза о войне и в этом контексте речь ведется о военных литовских романах. Это работы К.Довейки и П.Браженаса.
К.Довейка, автор обстоятельного исследования "Литовские писатели в Великой Отечественной войне" (1971), на научной конференции 1975 года, посвященной 30-летию победы в Великой Отечественной войне, выступил с докладом "Тема Великой Отечественной р войны в литовской литературе" . Обобщив достижения прозы военных лет, автор в сущности лишь констатировал жизнестойкость военной темы в современном литовском романе, подчеркивая актуальность самой темы и перспективы ее развития. Lietuviij literaturos istorija. - Vilnius, 1969, t. 4, p.841. Во П томе "Истории литовской литературы" это категоричное мнение несколько уточнено: ".оба романа Марукаса ("Для кого взойдет солнце" и "А нас так мало") являются первыми в литовской литературе крупного объема произведениями военной тематики". - См.: lie-tuviij literaturos istorija. Vilnius, 1982, t. 2, p. 465. Здесь уже оперируется понятием "военный роман", т.е. изображающий фронт, солдат, р
Написанная на основе доклада статья опубликована в кн.: Doveika К. Literaturines vagos. Vilnius, 1981, p. 332-342.
В статье П.Браженаса "Уроки опыта"* предпринимается попытка более систематичного обзора развития темы войны в литовской советской литературе. Рассмотрев специфические моменты, обусловившие удельный вес темы войны в литовской советской литературе (отсутствие традиций военной литературы, сложная ситуация в годы войны, субъективные судьбы прозаиков и различные направления художественного поиска), автор подчеркивает значение теш войны: "Нельзя не оценить той исключительной роли, какая выпадает на долю прозы военных лет в самом развитии литовской литературы, и тех своеобразных черт, которыми обогатили тему войны лучшие произвер дения послевоенной литовской литературы".
Коснувшись с точки зрения выбранной темы романов "Для кого взойдет солнце" К.Марукаса и "Мы еще встретимся, Вильма!" Альф. Беляускаса, автор шире останавливается на "Лесе богов" Б.Сруоги и "Потерянном крове" Й.Авижюса. Нельзя не согласиться с выводом , (к которому приводят усилий критика дать оценку рассуждениям
Й.Авижюса - лауреата Ленинской премии о "военном" романе: "Если в понятие Великой Отечественной войны, - говорит П.Браженас, - входит борьба против фашизма всеми возможными формами и способами, а сама война не обходит стороной ни отдельных людей, ни целых государств, то все, что творится в военный период, уже может быть и 3 объектом изображения военной литературы" . Понимание того, что См.: Pergale, 1975, Nr. 5, p. 115-139. Статья входит в книгу: Brazenas P. Zmogus ir zodis prozoje. - Vilnius, 1978. Далее цитируется по вышепоименованному изданию.
2 Там же, с. 342. минувшая война не являлась лишь войной "фронта", расширяет понятие военной тематики, а тем самым и объем военной теш.
В новой книге критика "Будни и праздники романа" (1983) как факт литовской литературы узаконен самостоятельный массив романа о войне, хотя в широком разрезе он не рассматривается.
В вышедшей в 1982 г. книге "Литературные судьбы" (на лит. яз. - 1979) А.Бучис подчеркнул важность темы войны в творчестве отдельных писателей при создании литературного портрета К.Марука-са: "Сохраняя верность проблемам и испытаниям, выпавшим на долю . своего поколения, К.Марукас с болью в сердце вновь и вновь возвращается к цене ценностей бытия, спасенных воинами освободителями не только поколения самого К.Марукаса"^. А.Бучис подчеркивает важность исследования литературы, изображающей войну: "Вычитать в произведениях литовской литературы военных лет и послевоенного времени и наших дней подлинную, человеческую цену войны и её смысл, выйти за рамки тематической классификации - одна из почетнейших и, может быть, ответственнейших задач, стоящих перед нашей р литературно-критической мыслью" .
Косвенно объект данной работы - литовские романы о Великой Отечественной войне - затрагивается в исследованиях теоретического характера, монографиях, статьях, рецензиях об отдельных писателях и их произведениях.
А.Бучис в книге "Роман и современность" (1977; на лит. яз. - 1973), исследуя проблемы развития жанра литовского советского романа, анализирует и "Лес богов" Б.Сруоги, "Мы еще встретимся, Вильма!" Альф. Беляускаса, "На большом поле" Р.Ланкаускаса, "По Бучис А. Литературные судьбы. - М., 1982, с. 102.
2 Там же, с. 84-85. терянный кров" Й.Авижюса. В конце книги он сравнивает эстонский, латышский и литовский романы о войне и приходит к выводу, что "в разных советских литературах возможны сейчас различные художественные интерпретации даже одной и той же жизненной ситуации, темы и идеи"*. Не останавливаясь на специфических проблемах изображения войны, критик раскрывает литературный контекст, в котором развивался литовский роман о войне. С другой стороны, А.Бучис, вникая в проблемы развития жанра романа, отчасти, как заметил Альф. Бе-ляускас, обошел ^значение некоторых тематических новинок для развития романа в литовской литературе, например, роман К.Марукаса "Для кого взойдет солнце", "в котором чуть ли не впервые в литовской литературе с такой близости повеяло окопами Великой Отечест2 венной войны. .
Литовский роман о войне стал объектом анализа и других советских литературоведов и критиков. В более значительных исследованиях военной прозы - вышеупомянутой работе А.Бочарова, в книгах
3 4 5
Л.Ивановой , Н.Басселя , В.Оскоцкого рассматриваются и литовские романы о войне. Чаще всего упоминается роман Й.Авижюса "Потерянный кров", исследователи не обходят вниманием и роман Е.Симонай-тите "Последнее путешествие Кунялиса" и "Мы еще встретимся, Виль Бучис А. Роман и современность. - М., 1977, с. 402. 2
Bieliauskas Alf. Zalias pazinimo medis. - Vilnius, 1980, p. 226. 3
Иванова Л. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. - М., 1979. Бассель Н. Типологические связи эстонской литературы с литературами других народов: Художественная проза. - Таллин, 1980. 5
Оскоцкий В. Богатство романа. - М., 1976. ма!" Альф. Беляускаса. Роману Й.Авишоса посвящены и специальные статьи"^, в которых при рассмотрении произведения в целом затрагиваются и специфические аспекты военной теш в романе.
В основном правильно воспринимая идейно-эстетический смысл литовских романов, авторы вышеупомянутых работ в общем контексте романов о войне подчас несколько однобоко подходят к книгам литовских авторов. Без учета особенностей анализируемого произведения, в результате отождествления его со сравниваемым произведением, видимо, неизбежны неточные оценки.
В этой связи данная работа представляет собой попытку рассмотрения литовских военных романов в свете доминирующего в настоящее время в литературоведении понимания темы войны, романа о Великой Отечественной войне, которое охватывает не только непосредственное отображение фронтовых событий, но и широкое осмысление проблемы "человек и война".
Анализ романа о войне выявляет общие тенденции социалистического реализма, позволяет проследить процесс усиления принципа историзма в литовской советской литературе, ставшего важной предпосылкой для изображения военных конфликтов.
Объект исследования. Значительное число романов о войне в литовской литературе, отсутствие специальных литературоведческих работ на эту тему обусловили определенное ограничение объекта исследования. Детальному анализу подвергнуты романы 60-х годов, поскольку именно в этот период вырисовываются основные направления военной темы в романе и создается наиболее внушительное в художественном отношении произведение этого жанра, объединившее в се
Напр.: Terakopianas L. Mitij zlugimas, idealxj teigimas. -Pergale, 1972, Nr. 9, p. 89-118. бе аналитическое и синтетическое начала - "Потерянный кров" й. Авижюса.
С точки зрения развития романа 60-е годы представляют интерес не только как период романа о войне. Это - время значительного роста удельного веса военной теш в литовском романе вообще.
Так, например, главные события второй части трилогии Ю.Паук-штялиса "Не всходи, солнышко!" (1963) носят исторический характер. Заметное место среди них занимают гитлеровская оккупация, партизанская борьба, освобождение Литвы, хотя об этих событиях автор повествует "скороговоркой, не вдаваясь в анализ исторического материала""''. Война определяет и судьбу героев романа В.Си-риос-Гиры "Вот и все" (1963). Это произведение интересно тем, что здесь в противоборствующих лагерях оказываются те же литовцы, занявшие в силу исторических обстоятельств разные позиции.
Некоторые литовские романы 60-х годов, непосредственно изображающие жизнь в военное время, становятся контекстом исследования, а в качестве объекта конкретного анализа избраны произведения трех писателей - Альф. Беляускаса, К.Марукаса и Й.Авижюса. Эти писатели выделены в силу сложившейся традиции при разборе темы войны говорить в первую очередь о романах К.Марукаса, Альф. Беляускаса, отметить вклад Й.Авижюса в развитие военной темы.
Тема войны не является случайной или разовой в творчестве этих писателей: черты творческой индивидуальности К.Марукаса проявились именно в результате стойкого интереса писателя к изображению войны, а верность Альф. Беляускаса теме своего поколения приводит писателя к размышлениям о человеке и войне. Война, как Bukeliene Е. Lyrines prozos keliu. - Kn.: J. Paukstelis. Rastai. Vilnius, 1981, t. 1, p. 19. отмечает А.Бучис, стала ".важнейшим тематическим узлом прозы Альфонсаса Беляускаса"*. Опыт военных лет входит неотъемлемой частью в жизненный опыт Й.Авижюса. Именно учитывая аутентичность этого опыта, А.Гудайтис-Гузявичюс еще в послевоенные годы упоминал Й.Авижюса в числе авторов, которым следовало бы обратиться б 2 романе к теме вошы, годам оккупации .
Все вышеперечисленные писатели являются представителями одного поколения. В данном случае критерием одного поколения является не только возраст (К.Марукас родился в 1921 г., Й.Авижюс -в 1922 г., Альф. Беляускас - в 1923 г.), но и то обстоятельство, что период становления их личности, человеческой зрелости совпал с годами войны. По определению русской писательницы того же поколения Ю.Друниной, война для ее поколения - "катастрофический прыжок из беззаботности детства в гущу самой большой трагедии, какая только выпадала на долю человечества, потрясение, которое невозможно забыть". Герои книг писателей, переживших войну, автобиографичны в психологическом смысле, поскольку психологический опыт в данном случае играет особую роль. По словам писателя Альф. Бе-ляускаса, такое понимание писателей, и писателей военного поколения прежде всего, должно опираться на тот же общественно-истори Бучис А. Литературные судьбы, с. 110. р
См.: Lapasinskas J. Laikas akmenis gludina. - LICLIBR, F4 2309. (Отделение рукописей библиотеки Института литовского языка и литературы АН ЛитССР). 3
Навечно в строю. - В кн.: Литература великого подвига. М., 1970, вып. I, с. 32. т ческий опыт . Великая Отечественная война в литовской литературе и воспроизводится каждым писателем с позиций своего опыта, у каждого из них свой ракурс при раскрытии судьбы литовцев в годы войны.
Творчество К.Марукаса, Альф. Беляускаса и Й.Авижюса не обойдено вниманием критиков.
В написанных по различным случаям статьях о К.Марукасе М. Слуцкие, Й.Каминскас, А.Бучис и др. выявили немало особенностей его творчества. И тем не менее, роль творчества К.Марукаса в литературном процессе не получила должной оценки, поскольку К.Марукас является прежде всего, говоря словами Альф. Беляускаса, "ос2 новным автором романов о войне в литовской литературе. Все три книги К.Марукаса - "На Жалякальнисе подметают улицы" (1962), "Для кого взойдет солнце" (1966), "А нас так мало" (1973) - последовательно раскрывают цельный жизненный путь будущего, сражающегося и бывшего воина . О бывшем солдате повествуется и в последнем произведении писателя "Солдатский роман" (1984). Личный опыт писателя сказался на его отношении и аспекте изображения войны - в книгах К.Марукаса предстает путь жизни и борьбы 16-й Литовской стрелковой дивизии, о котором он повествует с точки, зрения рядового бойца, пехотинца, который в войну всегда впереди, См.: Приложение I. Беседа с писателем Альф, Беляускасом, с.229 . Эта беседа частично опубликована в газ. biteratura ir menas ("Литература и искусство"), 1983, vas. 19.
2 Там же, с.223. 3
См.: Бучис А. Литературные судьбы, с. 78.
- 16 всегда на поле боя, с глазу на глаз с врагом
Критики А.Бучис, Э.Букелене, Й.Ланкутис, В.Радайтис, Е.Кни-пович и др., писавшие об Альф. Беляускасе, подметили связь его творчества и гражданской биографии. Этого не отрицает и сам писатель, подчеркивая, что появление военной темы в его творчестве р обусловил личный опыт в войне . Романы Альф. Беляускаса о войне, вышедшие в различные периоды развития литературы, отражают их особенности, вытекающие из закономерностей литературного процесса, упрочения принципов социалистического реализма. В плане изображения военной действительности книги писателя можно условно разделить на три группы: жизнь оккупированной Литвы ("Рабочая улица", 1956; "Она любила Паулиса", 1976), советский тыл ("Мы еще встретимся, Вильма!", 1962), раздумья о нравственном опыте военных лет ("Тогда, в дождь',' 1977; "Спокойные времена", 1981). Связывает эти романы Альф. Беляускаса внимание к таким вопросам, как ответственность человека за свои поступки, его нравственные устои, сохранение в неприкосновенности таких понятий как совесть, личность.
Роман Й.Авижюса "Потерянный кров" всесторонне рассмотрен в рецензиях и статьях П.Браженаса, А.Бучиса, Л.Теракопяна, Е.Кни-пович, Г.Ломидзе и др. Творчество писателя исследуется и в монографии Э.Букелене "Йонас Авизное" (1973). Поэтому в данной работе при анализе романа "Потерянный кров" основное внимание уделяется этологическому содержанию, т.е. вопросам, которые нередко оста См.: Приложение I. Беседа с писателем К.Марукасом, с. 213 . Эта беседа частично опубликована в газ. Literature ir menas, 1983, rugpj. 20. 2 ются на втором плане: системе персонажей и другим принципам художественного воспроизведения военной действительности.
Хотя в центре настоящего исследования - литовские романы 60-х годов, определенное внимание уделяется и появившимся позднее произведениям вышепоименованных писателей, которые так или иначе изображают войну, судьбу солдата, и это в определенной мере расширяет хронологические рамки работы.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы - проследить процесс становления литовского советского романа о войне, раскрыть основные тенденции его развития. Предпринимается попытка выявить специфические аспекты трактовки темы в литовском романе о войне, обосновать это своеобразие общественно-литературными предпосылками. Как заметил А.Адамович, современное литературоведение стоит перед необходимостью исследовать изображение Великой Отечественной войны "с учетом специфической обстановки и истории Кавказа, Крыма, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики, Центральной России и т.д."*. Соглашаясь с этим положением, приходится констатировать, что и в рамках одного региона (например, в литературах Прибалтики) следует искать различные тенденции развития той же темы.
В настоящей работе и ставится целью выявить своеобразие литовского романа о войне, раскрытию которого способствует сравнительно широкий литературный контекст, предпринимается попытка поиска по мере возможности типологических связей литовского романа с другими, прежде всего прибалтийскими литературами.
Автор настоящей работы, с учетом отдельных замечаний критики, сосредоточивает внимание на произведениях К.Марукаса, Альф. Адамович А. О современной военной прозе, с. 108.
Беляускаса и Й.Авижюса, отображающих различные стороны жизни*в годы Великой Отечественной войны, раскрытии основных аспектов и особенностей изображения войны, рассматривая в единстве содержание и форму анализируемых произведений, акцентируя значение жизненного опыта для правдивости и художественной состоятельности произведения.
Методология и методика исследования. Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют положения марксизма-ленинизма, обосновывающие понимание историзма художественного мышления. Конкретно в процессе работы автор руководствовалась положением В.И.Ленина о том, что на каждое явление следует смотреть с точки зрения того, "как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"*.
Согласно В.Новикову, историзм в литературе -"это степень проникновения художника в ход истории на основе знания ее законов, умение понять и раскрыть исторический смысл явлений в реаль2 ных жизненных связях с прошлым, настоящим и будущим . Наглядно эти принципы дают о себе знать, когда писатель задается целью осмыслить историческое время, восприятие которого в художественном произведении и является прежде всего выражением историзма мышления писателя.
В настоящей работе проблема исторического времени воспринимается так, как она предстает в работах советских ученых Д.Лиха Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 67. 2
Новиков В. Новый историзм - новая правда. - В кн.: Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1974, с.94. чева, М.Бахтина, Н.Гея, Т.Мотылевой, Н.Драгомирецкой* и др.: не довольствуясь лишь интерпретацией роли исторических фактов и событий в художественном произведении, но и пытаясь осмыслить историзм мышления писателя, получающий проявление в раскрытии соотношений прошлого, настоящего, будущего при воссоздании как самого исторического процесса, так и жизни отдельного персонажа.
Данная работа относится к исследованиям военной литературы в советском литературоведении. Исходной точкой анализа литовских романов о войне служат некоторые положения научно-критических трудов о военной прозе А.Бочарова, А.Адамовича, Л.Ивановой, П. Топера, Л.Плоткина и др. Использовались художественные произведения литовской и других советских литератур, мемуарная, документальная литература, труды историков, высказывания писателей о р себе и творчестве .
При анализе отдельных романов литовских авторов о войне в качестве основополагающего взято одно из возможных рекомендованных А.Бочаровым направлений исследования военной прозы, согласно которому обильный материал делится на преобладающие тематические См.: Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979; Бахтин М. Время и пространство в романе. - Вопросы литературы, 1974, № 3, с. 133-179; Гей Н. Искусство слова. - М., 1967; Мотылева Т. Время реальное и романическое. - Вопросы литературы, 1966, № б, с. 107-123; Драгомирецкая Н. Воплощение времени. - В кн.: Проблемы художественной формы социалистического реализма.
М., 1971, т. I, с. 263-300. р
См.: Interviu su rasytojais. - Vilnius, 1980; Bieliaus-kas А1Г. Zalias pazinimo medis. - Vilnius, 1980; Приложение I, Приложение 2. группы''". Произведения отдельных тематических групп объединяет сама изображаемая военная действительность, т.е. в каждом из них речь идет о типичных обстоятельствах военного времени. Поэтому в жанровой структуре романа о войне наряду с романическим аспектом о можно отчетливо выделить статичные, "этологические аспекты, сопряженные с созданием картины сферы действия, изображаемой действительности. В литературоведении это "статическое"содержание романа связывается с чертами специфического описательного жанра (нравоописательный жанр). Основное содержание такого жанра составляет художественное воссоздание социально-моральных стереотипов определенной эпохи^.
Этологическое, описательное содержание присуще и литовским советским романам о Великой Отечественной войне. Из-за особого, специфического материала этот аспект содержания приобретает важное значение в художественной структуре произведения.
В диссертации нашли применение историко-литературный и жан-рово-типологический методы анализа, которые при необходимости сочетаются с описательным методом. См.: Бочаров А. Указ. соч., с. 5. о
Термин вводит Г.Поспелов, предлагавший и сам жанр называть этологическим. - См.: Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972, с. 176. 3
См.: Чернец Л. Литературные жанры. - М., 1982, с. 119. В литовской литературе созданные по принципам такого нравоописательного жанра произведения называются "сценами, сценками, карj тинами жизни" - Zaborskaite V. Literaturos mokslo ivadas. Vilnius, 1983, p. 173.
- 21
Научная новизна. В работе впервые систематично рассматриваются литовские романы о Великой Отечественной войне, шире и в новых аспектах выявляются общественно-литературные истоки этого романа, анализируется становление и развитие романа о войне в 60-е годы.
При изучении произведений трех наиболее ярких литовских авторов романа о Великой Отечественной войне предпринимается попытка выявить общие, объединяющие их тенденции, акцентируя вместе с тем своеобразие тематики, проблематики, стиля и структуры каждого из них. Новый аспект анализа этих романов - раскрытие их этолого-жанровой тенденции, которое позволяет наряду с романическим содержанием произведений рассмотреть и этологическое, определить, в чем их взаимодействие. В рассматриваемых произведениях именно этологическое содержание определяет один из ценностных аспектов этих романов. Анализ романов о войне К.Марукаса, Альф. Беляускаса, Й.Авижюса свидетельствует о том, что, задавшись одной целью - рассказать о человеке на войне, делая упор на активность личности, писатели воплощают ее различными художественными средствами: внимание К.Марукаса направлено на воссоздание аутентичной обстановки окопов, эмоциональной реакции героев; в центре внимания Альф. Беляускаса - создание психологического характера; для Й.Авижюса важно создать обобщенную картину жизни и судьбы народа в войну. С замыслами писателей перекликаются и особенности структуры, повествования романов.
Практическое значение. Выводы исследования романа о Великой Отечественной войне пополняют лекции по литовской советской литературе, которые читаются студентам-литуанистам. Основной материал используется в спецкурсах и на спецсеминарах. Работой смогут пользоваться студенты-филологи при изучении истории литовской литературы и развития романа, написании курсовых, дипломных и других работ.
Материал диссертации посредством педагого-методических изданий рекомендован для применения в школе с целью усиления военно-патриотического воспитания молодежи.
Работа может иметь объективное значение при формулировании более широких выводов о специфике развития многонациональной литературы, найти применение в творческой практике, при дальнейшем развитии темы войны в литовской литературе.
Апробация работы. На основе материала диссертации подготовлены доклады, прочитанные на научных конференциях в Ленинградском университете им. А.Жданова (1981 г.) и в Шяуляйском педагогическом институте им. К.Прейкшаса (1983 г.). Диссертация апробирована на кафедре литовской литературы Вильнюсского государственного университета им. В.Капсукаса.
Основные положения и выводы исследования опубликованы в 6 научных статьях и тезисах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Великая Отечественная война в литовском советском романе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В литовском советском романе о войне предстает предопределенная объективными историческими условиями художественная картина военной действительности.
Опыт художественного воплощения нового'для литовской литературы военного материала созревал в поэзии, очерке, повести. По/ явившаяся уже в военные годы литовская проза о войне, будучи неотделимой частью литературы, прошла все этапы развития советской военной прозы.
Возникновение литовского романа о войне в начале 60-х годов было обусловлено процессом развития литературы в целом. Своеобразие первых романов о войне состоит в том, что в них нет изображения фронта, жизни воинов.
Сегодня уже можно констатировать, что поставленная на I съезде писателей Литовской ССР в 1945 году задача - создание романа о войне, отчасти осуществлена. Хотя исторический роман о войне в литовской литературе не создан, каждый военный роман литовского советского писателя по-своему пополняет исторически воспринятую художественную картину военной действительности: созданы фронтовые сцены, показаны будни воинов (через путь Литовской дивизии в романах К.Марукаса), обстоятельно повествуется о жизни литовцев, условиях их труда и быта в советском тылу ("Мы еще встретимся, Вильма!" Альф. Беляускаса), в различных плоскостях раскрыта действительность жизни оккупированной Литвы ("Потерянный кров" Й. Авижюса, "Она любила Паулиса" Альф. Беляускаса).
Основные литовские романы на военную тему созданы писателями, пережившими войну. В творчестве писателей военного поколения К.Марукаса, Альф. Беляускаса тема войны является одной из глав
- 185 ных. Их книги объединяет внимание к становлению молодого человека в условиях войны - вопросы ответственности за свои действия, за свою совесть, за формирование и сохранение личности.
Связывает романы К.Марукаса и Альф. Беляускаса и преобладающий в них художественный принцип воплощения военной действительности - все проверить на эмоционально-психологическом опыте пережитой войны. Этот личный опыт войны обусловливает отчасти аспекты изображения военной действительности, особенности повествования. Именно потому, что творит аутентичный опыт имеющее поколение, в романах и предстает сильное и внушительное этологическое содержание.
Показ военной действительности, раскрытие соотношения человека с войной в романах К.Марукаса и Альф. Беляускаса обусловлены особенностями их художественной индивидуальности.
К.Марукас в своих романах не ставит основной задачей создание психологического характера, он стремится прежде всего раскрыть внутреннюю реакцию героя на окружающую среду. Сделать это ему помогает внимание к внешней детали, картине военной реальности. Основная ценность романов К.Марукаса как раз и заключается в аутентичности изображения военной действительности. Книги писателя воспроизводят подлинную картину войны, достоверную атмосферу фронта, которые создаются посредством художественных деталей, контрастных сочетаний этих деталей, противопоставления объективного времени и его субъективного восприятия. Достижению аутентичности помогает и способ повествования: рассказ от первого лица создает лирико-субъективное настроение. Такое повествование раскрывает активное отношение персонажа к окружающей действительности и прямо соотносится с замыслом писателя показать, в чем превосходство рядового воина над врагом.
- 186
Альф. Беляускас, сохраняя в своем творчестве верность теме поколения и вникая в проблему ответственности человека, каждый роман пишет по-иному: от эпического повествования он вдет к внутреннему монологу, формам потока сознания. Писателю присуще "врожденное романическое видение мира" (Э.Букелене). Для него ближе изображение внутреннего мира человека, каким бы сложным и противоречивым этот мир ни был. Быт, история, событие писателю не кажутся заслуживающими таких усилий и труднее поддаются художественному обобщению. Так и в книгах о войне. Альф. Беляускас, попытавшись создать построенное на внешнем действии повествование ("Рабочая улица"), в других своих романах начинает больше заниматься созданием психологического характера, подчас раскрывая среду и действие лишь в общих чертах. Не отказываясь полностью от изображения внешней действительности, писатель раскрывает ее преимущественно с позиций внутреннего мира героя. Этому служит и субъективность повествования, нередко перерастающая во внутренний монолог, соотношение внешнего и внутреннего действия (роман "Мы еще встретимся, Вильма!").
В романах и К.Марукаса, и Альф. Беляускаса война предстает как неотъемлемая часть современной жизни, сегодняшнего опыта людей. По словам Н.Воробьевой, именно "с этих позиций рассматривает сегодня литература тему истории, взаимосвязи каждого человека с обстоятельствами исторического времени"*. В романах литовских писателей наглядно воплощается один из важнейших принципов социалистического реализма - раскрыть деятельную личность, которая выявляется через исторически воспринимаемую картину военной действи Воробьева Н. Принципы историзма в советском романе. - В кн.: Советский роман, с. 388.
- 187 тельности, через особенности структуры, повествования романов.
Исторический подход к минувшей войне доминирует и в других литовских романах. Своеобразным синтезом тенденций изображения войны становится роман Й.Авижюса "Потерянный кров", в котором посредством сложной системы персонажей, через призму различных действующих лиц автор изображает оккупационную действительность, создает обобщенную картину жизни в годы войны, которая помогает акцентировать главную проблему судьбы нации в войне, общечеловеческие аспекты этой проблемы.
Потерянный кров" Й.Авижюса знаменует начало и нового десятилетия в развитии военной темы в литовском романе. Наряду с непосредственным показом военной действительности в романе этого периода все чаще встает проблема памяти войны. Писатели обращаются к войне, решая важные проблемы современности, ища в прошлом нравственные истоки личности. Такой подход обусловлен вниманием современной советской литературы к духовному миру человека, моральному потенциалу личности. В этих романах война трактуется как "знамение судьбы и духовного опыта всех нас"*.
С определенной дистанции времени к годам войны подходят в некоторых выше рассмотренных романах К.Марукас, Альф. Беляускас, Е.Симонайтите. Дистанция времени явна, например, и в новейших романах В.Петкявичюса. Нравственный критерий при оценке личности Тадаса Каросаса, главного героя романа "Группа друзей" (1979), является самым важным. Тадас Каросас напоминает и Ауримаса Глуо-сниса из упомянутых выше романов Беляускаса, и взводного Ажуоласа из "А нас так мало" К.Марукаса. Ажуолас мечется, не находя себе сферы деятельности, а Каросас - энергичный директор большого Bucys A. Literaturos atvaizdai, p. 66.
- 188 завода, энтузиаст своего дела, но и он что-то утратил из своей солдатской юности. Пока на его плечах были власть и ответственность, он прекрасно ориентировался в привычной с самой юности стихии, но со временем все рухнуло, и Каросас, которому предложено уйти на пенсию, почувствовал себя как Ажуолас - нет больше цели, нет смысла. Оглянувшись, Тадас видит, что остался совершенно один, нет рядом плеча друга, не с кем затянуться, как на фронте, одним дымком. Товарищи разбрелись кто куда, и Каросас понимает, что это он разобщил их, распределив на подчиненных и начальников: "Поэтому и слово "товарищ" в моих устах износилось будто какой-то служебный атрибут или не имеющее значения обращение, вроде господин, вы или другое/./ и сейчас хотя и при самом горячем желании так скоро не вернешь того прежнего, испытанного в боях смысла этого замечательного слова"*. В военные и послевоенные годы деятельно боровшись за свой край, Каросас любит повторять: "Я вам лбом тоннель пробил". Его идейная сознательность сомнений не вызывает, но все же в монологах товарищей ощущается некоторая ирония, становится понятным, что Каросас весьма противоречивая личность. С юных дней он борется с влиянием стяжательской среды родительского дома. Помогают врозеденная социальная сознательность и его человеческие свойства: побуждаемый стяжательством отца вцдает учителя, но тут же предупреждает его об опасности; пойдя в школу милиционеров из-за большого заработка, становится прекрасным работником; надежность его, боевого товарища, испытал раненый Римша, которого Каросас спас, не бросил на произвол судьбы. Petkevicius V. Grupe draugij. - Vilnius, 1979, p. 18. Далее цит. по этому изданию с указанием только страниц, (Доел.пер.)
- 189
Энергичность и деятельность Тадаса, твердость характера, приобретенные в борьбе, пригодились ему в мирной жизни, но он с трудом переориентируется с изменением времен, привыкнув верить в авторитеты, не смеет усомниться в их правоте. Привыкнув быть всюду первым, Тадас как бы отрывается от реальной действительности, пытается свои большие или меньшие ошибки оправдать сложившимися обстоятельствами.
Автор показывает ряд общественно-исторических причин, обусловивших поступки Тадаса, воздействовавших на его личность. Их характеризует и ссылка отца как классового врага, и отказ жениться на любимой девушке из-за ее неясного социального происхождения. А женившись на подходящей в социальном отношении Живиле, Ка-росас ломает жизнь всей семье. Такой подход .автора к герою напоминает романы Альф. Беляускаса, когда вся вина за жизненные ошибки и несчастья не сваливаются только на личные качества героя, поскольку характер складывается не без влияния конкретной эпохи.
Структура романа В.Петкявичюса основана на отношении прошлого-настоящего. Это обусловливает и исходная точка сюжета: воспоминания товарищей, стоящих в последнем почетном карауле, о покойном Тадасе Каросасе.
Взаимосвязь прошлого-настоящего-будущего выявляется в романе через столкновения старшего и молодого поколений. Писатель открыто, публицистически напоминает, говоря словами А.Гушчюса, что никакое почтенное прошлое родителей, никакие их заслуги перед обществом не заменят собой радости естественного духовного общения*.
См.: Guscius A. Draugij ispazintis draugui. - Korajaunimo tiesa, 1980, saus. 25.
- 190
Через отношения Тадаса Каросаса, Микаса Римши, Витаутаса Бутримаса, Савераса Рекштиса с молодым поколением автор анализирует, чего стоят провозглашаемые старшими истины, как они осознаются и воспринимаются. Почти все вышеупомянутые персонажи выполняют в романе прежде всего репрезентативную функцию, т.е. представляют те или иные этико-моральные нормы.
В военные и послевоенные годы люди отдавали жизнь за идею, вдохновленные ею шли в бой, но сегодня это подчас лишь красивые фразы, возвышенные цитаты, а говоря словами Севераса Рекштиса, революция и социализм - не фраза, не цитата - ее не выучишь, даже в наследство не получишь. Она сама обязана выбрать лучших. Призадуматься товарищей Тадаса заставляет и судьба его сына Реми-гиюса. Юноша не сумел дать отпор влиянию деда, да и сам Каросас, всю жизнь боровшийся против жадности собственничества отца, не сумел привлечь сына на свою сторону.
И К.Марукаса, и Альф. Беляускаса, и В.Петкявичюса, поднимающих в своих романах проблемы столкновения двух поколений, волнует вопрос, кто же пойдет вслед за "старой гвардией"? Не ответственны ли за это и те, кто прошел огонь войны и послевоенных лет?
Эти и другие поднимаемые в романе вопросы о взаимоотношениях человека и общества, сохранении революционных завоеваний, борьбе человека за правду и добро обусловливают публицистический пафос романа "Группа друзей", принципы создания характеров в котором близки этологическомуСнравоописательному^жанру. Все эти черты связывают рассмотренный роман с другой книгой писателя "Дождь рябин" (1980). Романы появились один за другим, они связаны соотношением писателя с обществом и временем, подходом к человеку. Автор стремится заставить читателя призадуматься и поспорить, говоря о том или ином образе жизни, противопоставляя те или иные этические ценности.
Главные герои обеих романов тоже близки. В центре внимания нового романа - ученый Викторас Моцкус - противоречивая личность, которая, многого достигнув в науке, не способна сочетать лично-семейные и общественно-научные интересы, путается в своих отношениях с жизнью. Основное время действия романа - современность. Но действующие лица не отделимы от прошлого. События этого периода "изображены несколькими яркими эпизодами, из которых никоим образом не догадаешься, как сложатся жизни героев, но уже можешь составить себе кое-какое мнение об их характерах, почувствовать, каков их духовный мир.
Анализируя судьбу видного ученого, бывшего борца за Советскую власть Виктораса Моцкуса, автор не абсолютизирует его недостатков, ищет социальные корни ошибок. Это ведет к прошлому героев. Верность Моцкуса прошлому и тем идеалам, за которые он боролся, словно воплощают его отношения с Саулюсом Бутвилаеом, сыном погибшего боевого товарища. Саулюс - будто живая связь между прошлым и настоящим, своеобразная совесть Моцкуса.
Прошлое, война связывают с Моцкусом и старого водителя Йона-са. Из его рассказов как раз и становятся известны многие эпизоды прошлого. Война обусловливает моральный опыт Моцкуса, который не позволяет ему опуститься до уголовного преступления. Поэтому Йонас так смело защищает бывшего фронтового товарища: "Все Моцкус может, только не это. Ты мне поверь, мы все фронты вместе прошли. Он в армию попал, когда ему не было восемнадцати, поэтому человек из него вышел решительный, горячий, ну, немного с хитрецой, как и ICondrotas S.T. Kieta liking рупё. - Pergale, 1981, Nr. 4, p. 163. все люди нынешних времен, но этого - боже упаси - никогда не сделает. Я головой ручаюсь"*.
Такой вывод подтверждает и сам Моцкус, говоря о тех же событиях: "За кого ты меня принимаешь? На фронте и я не раз пришлепнул фашиста, но здесь, в мирное время?" (с. 149).
В сложных перипетиях романа, при распутывании заблуждений Моцкуса выясняются мнимые уголовные преступления, сберегается его человеческий авторитет, но остается вина героя перед другими.
Таким образом, и в новейших литовских романах, объект изображения которых - современность с ее проблемами, война встает как нравственный опыт героев, своеобразный критерий их жизни сегодня. Согласно П.Топеру, "в сущности нет и не может быть сегодня произведения, ставящего значительные вопросы современности, чтобы в нем, так или иначе, в непосредственном изображении или в предр ыстории героев - не присутствовала бы Отечественная война . Общественные противоречия сложного периода истории Литвы (19401950 гг.) и сегодня живы в сознании, в жизни людей, они возвращаются в настоящий день через воспоминания, кровь родную, связи бытия и небытия. У этой границы драматизм эпохи, ее сложность сливаются с духовным драматизмом человека, в котором всегда торжествуют усилия сохранить благородство своей души, защитить человеческие ценности.
Литовские писатели К.Марукас, Альф. Беляускас, В.Петкявичюс и другие ввдвигают в своих новейших произведениях те нравственные уроки военного опыта, которые представляют значение для современной жизни. I
Petkevicius V. Sermuksni^ lietus. - Vilnius, 1980, p. 74. p Топер П. Поиски военной прозы, с. 43-44.
Таким образом, ныне в литовском романе можно обнаружить довольно разнообразные аспекты изображения военной теш. Рассмотренные романы позволяют говорить и о многообразии художественного воплощения этой темы: наравне с эпическим в одном ряду идут лирико-психологическое повествование, философское размышление о войне и публицистический пафос суждений.
Война - сложное политико-социальное явление, требующее эпо-пейного осмысления, и начатое в литовских романах повествование еще не завершено. Наряду с другими очень важными сегодня темами и проблемами одной из ведущих остается тема Великой Отечественной войны, ибо "в наших литературах происходит сегодня процесс мобилизации исторического опыта личности и всего общества, целью т которого является развитие исторической сознательности" . Варм Г. "Исторический роман" о Великой Отечественной войне. - В кн.: Современный советский роман: Философские аспекты, с. 105-106.
Список научной литературыКлимашаускене, Ирена Броневна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Основные источники
2. Avyzius J. Sodybij tustejimo metas. Vilnius: Vaga, 1970. - 595 p.
3. Avyzius J. Sodybij tustejimo metas. 3-asis leid. Vilnius: Vaga, 1976. - 615 p.
4. Bieliauskas Alf. Darbo gatve. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1956. - 319 p.
5. Bieliauskas Alf. Ji mylejo PauLj. Vilnius: Vaga, 1976. - 298 p.
6. Bieliauskas Alf. Mes dar susitiksim, Vilma! Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1962. 423 p.
7. Bieliauskas •Alf. Mes dar susitiksim, Vilma! 4-asis leid. - Vilnius: Vaga, 1975. - 446 p.
8. Bieliauskas Alf. Ramus laikai. Vilnius: Vaga, 1981. - 439 p.
9. Bieliauskas Alf. Tada, kai lijo. Vilnius: Vaga, 1977. - 453 p.
10. M a r u k a s K. Kam patekes saule. Vilnius; Vaga, 1977. - 453 p.
11. M a r u k a s K. Kareiviskas romanas. Vilnius: Vaga, 1984. - 221 p.
12. M a r u k a s К. 0 musij tiek mazai. Vilnius: Vaga, 1973. - 303 p.
13. M a r u k a s K. Zalialcalny sluoja gatves. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1962. - 351 p.
14. M a r u k a s K. Zaliakalny sluoja gatves. Kam patekes saule. 0 musii tiek mazai: Romanai. Vilnius: Vaga, 1981, -592 p.- 195
15. Simonaityte I. Paskutine Kimelio kelione. -Vilnius: Vaga, 1971. 273 p.2. Другие источники
16. Marcinkevicius J. Iskovotas rytas: Romano fragmentai. LKLIBR, P 49-6; P 49-9; P 49-Ю; P 49-12.
17. Marcinkevicius J. Isvadavimas. LKLIBR, P 49-16.
18. Marcinkevicius J. Uzpuolimas: Pirmoji dalis. LICLIBR, P 49-26.
19. Бакланов Г.Я. Пядь земли: Повесть. В кн.: Бакланов Г.Я.
20. Военные повести. М., 1981, с. 289-396.
21. Бондарев Ю.В. Горячий снег. Собр. соч.: В 4-х т. М., 1974, т. 3, с. 7-386.
22. Бондарев Ю.В. Последние залпы. Избр. произвед.: В 2-х т. М., 1977, т. 2, с. 7-166.
23. Куусберг П. В разгаре лета. Одна ночь. Капли дождя: Романы / Пер. с эст. М.: Сов. писатель, 1978. - 734 с,
24. Леберехт Г. Солдаты идут домой. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд., 1957. - 436 с.
25. Bieliauskas Alf. Naktis pries atak^: Jvairiij. metij apsakymai. Vilnius: Vaga, 1978. - 310 p.
26. Cvirka P. 4zuolas: Apsakymai. Vilnius: Vaga, 1974. - 382 p.
27. Cvirka P. Upe negr^zta. Rastai: 13 tomij. Vilnius, 1956,t. 12, p. 141-177.
28. Dautartas V. Ieskau mylimo veido: Apsakymq rinktine. Vilnius: Vaga, 1977. - 405 p.
29. Dovydaitis J. Apsakymai. Kaunas: Valst. groz. lit. 1-kla, 1947. - 157 p.
30. Gliauda J. Ora pro nobis. Chicago, 1953. - 447 p.- 196
31. Katiliskis M. Isejusiems negr:j.zti.' Chicago, 1958. - 537 p.
32. Korsakiene H. Gimtajame mieste. Kaunas: Valst. groz. lit. 1-kla, 1962. - 159 p.
33. Lankauskas H. Vidury didelio lauko. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1962. - 159 p.
34. Marcinkevicius J. Rastai: 3 t. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1955, t. 2. - 610 p.
35. Marukas K. Draugyste. Kaunas: Valst. groz. lit. 1-kla, 1948. - 103 p.
36. Marukas K. llaktigoneje. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1953. - 138 p.
37. Mazalaite N. Saules taka3. Chicago, 1954. - 417 p.
38. Mikelinskas J. Rugpjucio naktj.: Apsakymij rinktine. Vilnius: Vaga, 1971. - 378 p.
39. Mikelinskas J. Uz horizonto laisve. - Vilnius: Vaga, 1978. - 509 p.
40. Paukstelis J. Netekek, saulele! 3-asis leid. - Vilnius: Vaga, 1974. - 335 p.
41. Petkevicius V. Grupe draugij. Vilnius: Vaga, 1979. - 471 p.
42. Petkevicius V. Sermuksniij lietus. Vilnius: Vaga, 1980. -351 p.
43. Pukeleviciute B. Astuoni lapai. Chicago, 1956. - 392 p.
44. Promet L. Kaimas be vynj. Vilnius: Vaga, 1964. - 303 p.
45. Ramojus V. Lenktynes su setonu: Ivaro nuotykiai. Chicago, 1956. - 292 p.
46. Simonaityte I. Vilius Karalius. 4-asis leid. - Vilnius: Vaga, 1971. - 623 p.
47. Sirijos Gira V. Lolita Voltareno. Kai neliepsnojo tik van-duo. Vilnius: Vaga, 1980. - 255 p.
48. Sirijos Gira V. Stai ir viskas. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1963. - 274 p.
49. Sluckis M. Nedidele avarija. Vilnius: Vaga, 1976. - 523 p.
50. Venclova A. Apsakymai. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1951. 65 p.3. Мемуарная литература
51. Apyvala S. Sakalai broleliai: Partizano uzrasai. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1961. - 272 p.
52. Bakutis L. Per liepsnojanci^ zem§. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1961. - 287 p.
53. Bracas B. Suolis per gelezinkeli. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1962. - 262 p.
54. Bredikis Z. Partizanij takais. Vilnius: Valst. polit. ir moksl. lit. 1-kla, I960. - 266 p.
55. Haujalis S. Pedsakai dingsta miske. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1963. - 263 p.
56. Paplauskas J. Negreit isaus diena. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1963. - 214 p.
57. Povilavicius A. Lauke teviskes berzeliai: Didziojo Tevynes karo dalyvio prisiminimai. Vilnius: Vaga, 1974-. - 246 p.
58. Urbonavicius B. Liaudies kersytojai. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1954. - 394 p.- 198
59. Vaupsas S. Kersto ugnys: Partizano prisiminimai. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1955. - 645 p.
60. Vildziunas V. Aukstaitijos kalvose: Partizano atsiminimai. -Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1954. 219 p.4. Теоретическая литература
61. Ленин В.И. А.М.Горькому. Поли. собр. соч., т. 47, с. 219220.
62. Ленин В.И. 0 государстве. Полн. собр. соч., т. 39, с. 6484.
63. Ленин В.И. Пророческие слова. Полн. собр. соч., т. 36, с. 472-478.
64. Адамович А.А. 0 современной военной прозе. М.: Сов. писатель, 1981. - 440 с.
65. Бассель Н.М. Типологические связи эстонской литературы с литературами других народов: Художественная проза. Таллин, 1980. - 392 с.
66. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худ. литература, 1975. - 502 с.
67. Бахтин М.М. Время и пространство в романе. Вопросы литературы, 1974, № 3, с. 133-179.
68. Бочаров А.Г. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. 2-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1978. - 478 с.
69. Борьба за Советскую Прибалтику в Великой Отечественной войне I94I-I945 гг.: В 3-х кн. Рига: Лиесма, 1967. - Кн. 2. К Балтийскому морю. 371 с.
70. Бучис А. Роман и современность: Становление и развитие литовского советского романа / Пер. с литов. авт. М.: Сов. писатель, 1977. - 414 с.
71. Бучис А. Литературные судьбы: Из истории литовской советской прозы. Очерки и портреты / Пер. с литов. авт. М.: Сов. писатель, 1982. - 406 с.
72. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суадения. Споры. -М.: Современник, 1980. 334 с.
73. Варм Г. "Исторический роман" о Великой Отечественной войне. В кн.: Современный советский роман: Философские аспекты. Л., 1979, с. I04-I2I.
74. Гей Н.К. Искусство слова: 0 художественности литературы. -М.: Наука, 1967. 364 с.
75. Драгомирецкая Н.В. Воплощение времени. В кн.: Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2-х т. М., 1971, т. I, с. 263-300.
76. Иванова Л.В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1979. - 200 с.
77. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 19411945: В 6-ти т. / Ред. комиссия: П.Н.Поспелов и др. М.: Воениздат, 1961. Т. I. Подготовка и развязывание войны империалистическими державами. 535 с.
78. История русского советского романа: В 2-х кн. М.-Л.: Наука, 1965, кн. 2. - 483 с.- 200
79. Кардин В. Сегодня о вчерашнем: Мемуары и современность. М.: Воениздат, 1961. - 191 с.
80. Лазарев Л.И. Память. Вопросы литературы, 1965, № 5, с. 5878.
81. Ломидзе Г.М. Нравственные истоки подвига. В кн.: Литература великого подвига: Великая Отечественная война в литературе. М., 1970, вып. I, с. 107-137.
82. Лисенкайте Л. Проблемы развития литовской советской прозы в послевоенные годы: (1945-1952 гг.). Автореф. дис. . канд. филолог, наук. Вильнюс, 1962. - 21 с.
83. Навечно в строю: (Слово писателей о войне и о военной теме). В кн.: Литература великого подвига: Великая Отечественная война в литературе. М., 1970, вып. I, с. 10-68.
84. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. - М.: Наука, 1979. - 352 с.
85. Мотылева Т.Л. Время реальное и романическое. Вопросы литературы, 1966, №6, с. 107-123.
86. Новиков В.В. Новый историзм новая правда. - В кн.: Новиков В.В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1974, с. 92-163.
87. Новиков В.В. Правда народного подвига. Там же, с. 164-248.
88. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: Сборник материалов в 3-х т. / Под общ. ред. Р.А.Ру-денко. М.: Юрид. литература, 1966. - Т. 3. Преступления против человечности. 799 с.
89. Оскоцкий В.Д. Богатство романа: Многообразие и единство. Проблемы. Наблюдения. Полемика. М.: Сов. писатель, 1976. -368 с.- 201
90. Плоткин Л.А. Литература и война: Великая Отечественная война в русской советской прозе. М.-Л.: Сов. писатель. Ленинград, отд., 1967. - 368 с.
91. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М.: Просвещение, 1972. 271 с.
92. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в советском романе. В кн.: Советский роман: Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978, с. 350-389.
93. Смородин А.А. Становление социалистической личности и литература 30-х годов: Очерк, рассказ, роман. В кн.: Проблемы психологизма в советской литературе. Л., 1970, с. 150-196.
94. Топер П.М. Поиски военной прозы. В кн.: Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М., 1971, с. 43-92.
95. Топер П.М. Ради жизни на земле: 0 военной теме в литературе. М.: Сов. писатель, 1971. - 439 с.
96. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1970. - 392 с.
97. Чернец Л.В. Литературные жанры: (Проблемы типологии и поэтики). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 191 с.
98. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. - 291 с.
99. Якименко Л.Г. Война и гуманизм. В кн.: Якименко Л.Г. За быстро текущим днем. М., 1980, с. 72-109.
100. Якименко Л.Г. Исторический оптимизм и гуманистический пафос советской литературы. Там же, с. 110—141•
101. Ambrasas К. Apie kai kurias temas ir problemas. Kn.: Ambrasas K. Kritikos etiudai. Vilnius: 1976, p. 298-312.
102. Ambrasas K. Alf. Bieliausko "Darbo gatve". Pergale, 1956, Nr. 7, p. 113-118.
103. Atamukas S. Nauja Lietuva nauji kadrai: (LKP darbas, ug-dant respublikos kadrus). - Vilnius: Mintis, 1974. - 238 p.
104. Avyzius J. Kai pribr§sta vidine butinybe. Pergale, 1974, Nr. 1, p. 117-125.
105. Barkauskas A. Kultura ir visuomene. Vilnius: Mokslas, 1975. - 408 p.
106. Bieliauskas Alf. Vieninga, bet ^vairi. Kn.: Bieliauskas Alf. Tiltai i sirdis. Vilnius, 1981, p. 103-110. ,
107. Bieliauskas Alf.Paciame istorijos viduje: (A. Bucio "Roma-nas ir dabartid). Kn.: Bieliauskas Alf. Zalias pazinimo medis. Vilnius, 1980, p. 217-228.
108. Bieliauskas Alf. Ar uzpuste smelis takus?: (M. Matiliskio "Isejusiems negrj-zti"). Ten pat, p. 147-151.
109. Bieliauskas Alf. Skaudziai gyvas gyvenimas. Naujos kny-gos, 1981, Nr. 4, p. 20-21.
110. Brazenas P. Patirties pamokos. Kn.: Brazenas P. Zmogus ir zodis prozoje. Vilnius, 1978, p. 340-362.
111. Brazenas P. Ramus laikai, tylios dramos. Pergale, 1982, Nr. 1, p. 167-169.
112. Brazenas P. Romano siokiadieniai ir sventes. Vilnius, 1983. - 309 p.
113. Bucys A. Legenda ir tekstai. Pergale, 1970, Nr. 12, p. 102-122.
114. Bucys A. K. Marukas: Patirties nasta ir verte. Kn.: Bucys A. Literaturos atvaizdai. Vilnius, 1979, p. 59-85.
115. Bucys A. Pasakojimas pirmuoju asmeniu ir romano struktura. -Kn.: Siuolaikines lietuviij literaturos bruozai. Vilnius, 1969, p. 59-118.115116117118119120121122123124125126127128129- 203
116. Bucys A. Romanas ir dabartis: Lietuviij romano raida iki 1970 m. Vilnius: Vaga, 1973. - 432 p. Bukeliene E. Dar kartq. apie psichologizmq. - Pergale, -1967, Nr. 5, p. 123-133.
117. Bukeliene E. Jonas Avyzius: Kurybos bruozai. Vilnius: Vaga, 1975. - 240 p.
118. Cvirka P. Rastai: 13 t. Vilnius, 1957, t. 13. - 354 p. Cvirka P. Rastai: 8 t. - Vilnius, 1959, t. 8. - 377 p. Desimt klausimij ras:ytojaras: (atsako Alf. Bieliauskas). -Nemunas, 1980, Nr. 7, p. 10-12.
119. Doveika K. Didziojo Tevynes karo tema lietuviij. tarybineje literaturoje. Kn.: Doveika K. Literaturines vagos: Straips-niij rinkinys. Vilnius, 1981, p. 332-342. Doveika K. Lietuviij rasytojai Didziajame Tevynes kare. -Vilnius: Vaga, 1967. - 331 p.
120. Galinis V. Petro Cvirkos apsakymai. Vilnius: Valst. groz. lit. 1-kla, 1954. - 366 p.130131132133134135136137138139140141142- 204
121. Gudaitis-Guzevicius A. Amnestijos falsifikacija ir kiti da-lykai Lietuvoje. Kn.: Gudaitis-Guzevicius A. Didvyriskumo estafete: Publicistika / Sud. L. Lisenkaite. Vilnius, 1981, p. 81-87.
122. Guscius A. Draugij ispazintis draugui. Komjaunimo tiesa, 1980, aausio 25.
123. Hitlerine okupacija Lietuvoje. Vilnius: Valst. polit. ir moksl. lit. 1-kla, 1961. - 545 p.1.terviu su rasytojais / Sud. S. Lipskis. Vilnius: Vaga: 1980. - 543 p.
124. Kaminskas J. Pasakotojo paveikslas romane. Pergale, 1965, Nr. 5, p. 129-143.
125. Kaminskas J., Radzevicius A. Stiliaus ir charakterio proble-mos lietuviii tarybineje prozoje. Vilnius: Vaga, 1966. -289 p.1.ancevicius V. 1940 metij birzelis Lietuvoje. Vilnius: Mintis, 1973. - 111 p.
126. Kasauskas R. Kareivio tiesa. Tiesa, 1966, rugs. 4. Kazakevicius V. Apysaka apie darbo gatv§. - Tiesa, 1956, liep. 7.
127. Keleras J. Dvasios kelione. Literatura ir menas, 1983, liep. 9.
128. Kondrotas S.T. Kieta likimij pyne. Pergale, 1981, Nr. 4, p. 163-165.
129. Korsakas K. Didziooi pareiga. Literatura ir menas, 1943, Nr. 11.
130. Korsakas K. Lietuviij tarybine literatura. Pergale, 1945, Nr. 6, p. 39-61.
131. Kovcg'e pries hitiering okupacijq: Lietuvos KP(t>) atsisauki-mai Didziojo Tevynes karo metu. Vilnius: Valst. polit. lit. 1-kla, 1948. - 190 p.
132. Klicius J. Rasytojas, karys, draugas. Literatura ir menas, I960, gruodz. 24.
133. Krasnovas A. Vidinio monologo proza. Vilnius: Vaga, 1983. -238 p.
134. Krasnovas A. "Subjektyvus" pasakojimas ir psichologinis de-termini zmas. Literatura ir menas, 1979, geg. 1.
135. Kubilius V. Socialistinio humanizmo keliu. Kn.: Kubilius V. Наидц keliij ie3kant. Vilnius, 1964, p. 7-18.
136. Lankutis J. Prozos panorama. Kn.: Lankutis J. Literatura ir humanistiniai idealai. Vilnius, 1963, p. 34-70.
137. Lankutis J. Romanas apie Did^ji Tevynes kar^. Pergale, 1963, Hr. 7, p. 163-167.
138. Lietuvos TSR istorija / Red. kolegija: V. Sadzius, R. Sar-maitis, B. Vaitkevicius ir kt. Vilnius: Mokslas, 1975,t. 4. 366 p.
139. Lietuviij liaudis Didziajame Tevynes kare (1941-1945): Doku-mentij ir medziagos rinkinys / Partijos istorijos institutes prie Lietuvos KP CK Marksizmo-leninizmo instituto prie TSKP CK filialas ir kt. - Vilnius: Mintis, 1982. - 461 p.
140. Lietuviij literaturos istorija: 4 t. / Red. K. Korsakas ir J. Lankutis. Vilnius: Mintis, 1968, t. 4. - 927 p.
141. Lietuviij literaturos istorija: 2 t. / Red. J. Lankutis. -Vilnius: Vaga, 1982, t. 2. 581 p.
142. Lisenkaite L. Aleksandras Gudaitis-Guzevicius: Biografija ir kurybos i3takos. Vilnius: Vaga, 1980. - 316 p.
143. Lisenkaite L. Lietuviij tarybines prozos raida 1940-1945 m. -WU mokslo darbai, Literatura, I960, t. 31 (2), p. 37-55.
144. Masines zudynes Lietuvoje (1941-1944 m.): Dokumentij rinki-nys (D.) 2 / Sud. G. Erslovaite. Vilnius: Mintis, 1973. -423 p.
145. Navickas 1С. TSRS vaidmuo, ginant Lietuvcj. nuo imperializmo agresijos 1920-1940 metais. Vilnius: Mintis, 1966. - 336 p.
146. Radaitis V. Apie rasytojq ir draugq. Pergale, 1980, Nr. 10, p. 113-117.
147. Raguotis B. Neramu ramiais laikais. Literatura ir menas, 1981, lapkr. 14.
148. Rakunas A. Klasiij kova Lietuvoje 1940-1951 metais. Vilnius: Mokslas, 1976. - 216 p.
149. Schaff A. Filozofja czlowieka. Wyd. 3-cie, rozszerzone. -Warszav/a, 1965. - 309 s.
150. Sezemanas V. Estetika. Vilnius: Mintis, 1970. - 463 p.
151. Sluckis M. Pranasiski zodziai. Kn.: Sluckis M. Sunkiau-sias menas. Vilnius, I960, p. 46O-467.
152. Stanzel P. Typische Pormen des Romans. Gottingen, 1969. -78 S.
153. Svetulaitis V. Lietuviij liaudies kovos su vokiskaisiais gro-bikais apdainavimas L. Giros terybineje poezijoje. Vil-niaus pedagoginio instituto mokslo darbai, 1959, t. 8,p. 181-207.
154. Svetulaitis V. Liudas Gira tarybinis poetas. - Vilniaus pedagoginio instituto mokslo darbai, I960, t. 11, p. 183-216.
155. Staras P. Partizaninis judejimas Lietuvoje Didziojo Tevynes karo metais. Vilnius: Mintis, 1966. - 335 p.
156. Sviesioj planetos daly: Su rasytoju Alf. Bieliauslcu kalbasi literaturos lcritikas Br. Raguotis. Literatura ir menas, 1980, liep. 12.
157. Tarybij Lietuva Didziajame Tevynes kare / LTSR MA Istorijos in-tas. Partijos istorijos in-tas prie LKP CK Marksizmo -leninizmo in-to prie TSRS CK filialas. - Vilnius: Mintis,1975. 232 p.
158. ТагуЪц Lietuvos kultura: (1940-1980) / Ats. red. A. Bendrius, M. Burokevicius. Vilnius: Mokslas, 1982. - 323 p.
159. Terakopianas L. Mitij zlugimas, idealij teigimas: (J. Avyziaus romanas "Sodybij tustejimo metas" ir jo herojai). Pergale, 1972, llr. 9, p. 89-118.
160. Uz tarybin§ literature: Visuotinio Lietuvos TSR tarybiniij rasytojij susirinkimo, 4-vykusio 1946 m. spalio 1-2 d.d., me-dziaga. Kaunas: Valst. groz. lit. 1-kla, 1947. - 123 p.
161. Varasinskas S. Karo sukuriuose. Vilnius: Mintis, 1970. -182 p.
162. Venclova A. Lietuviij tarybine proza Tevynes karo metu. -Kn.: Venclova A. Apie gyvenimq ir rasytojo darb^. Vilnius,1976, p. 21-40.
163. Venclova A. Pastabos romanui apie kar%. Pergale, 1972, Nr. 3, p. 149-154.