автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества"
На правах рукописи
Захряпин Алексей Викторович
ВИРТУАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБЩЕСТВА
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Саранск2004
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных наук Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации Центросоюза РФ
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор Б.Ф. Кевбрин
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор А.А. Гагаев
кандидат философских наук, доцент А.С. Чаиркин
Ведущая организация - Ульяновский государственный
университет, кафедра философии
Защита состоится 1'/ июня 2004 г. в //часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.03 по присуждению ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.11 - социальная философия при ГОУВПО „Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва" по адресу: 430000, г.Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 39 а, 3-й этаж, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М.М.Бахтина Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.
Автореферат разослан
2004 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
В.М. Сидоркина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современная эпоха характеризуется бурным развитием компьютерной техники и компьютерных технологий. Речь идёт об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий и глобальной сети Интернет, в рамках которой формируется особая экологическая среда с её атрибутами, такими как киберпростран-ство, киберпанк, электронная агора и т.д.
Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен рубежа ХХ-ХХ1 вв. В последние годы развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые в популярной и научной литературе получили название «виртуальной реальности», «мнимой реальности» и «ВР — систем», «ВР —технологий». Развитие техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, распространение компьютерных телекоммуникационных и глобальных сетей, разработка специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи— все это создало новое качество восприятия и переживаний, осознанные как виртуальные реальности.
Общество под воздействием компьютерных технологий виртуальной реальности, информационных технологий и сети Интернет изменяется, и на повестке дня возникает вопрос о виртуализации общества. Виртуализация ведёт к формированию и распространению особого типа умонастроения и мироощущения, к возникновению виртуального мировоззрения.
Возникновение этого феномена неразрывно связано с развитием науки и техники, определяемое Кевбриным Б.Ф. как «...процесс направленного и необратимого изменения генетически связанных между собой состояний систем, характеризующихся диалектическим отрицанием» (Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М.: Моск. ун-т потребкооперации. 1998. с. 30), в частности таких её областей, как микроэлектроника, кибернетика и информатика.
Следует подчеркнуть, что феномен виртуальной реальности носит характер устойчивого развития, которое определяется Айзятовым Ф.А. как «...процесс, обеспечивающий стабильный рост социоприродной системы, не нарушающий её безопасности и приводящий к повышению качества жизни как настоящих, так и будущих поколений» (Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия экологический анализ). - Саранск:
ОЭ КО^кп/Ь.З
В условиях стремительного развития общества возникает необходимость философского осмысления таких феноменов, как виртуальная реальность, глобальная сеть Интернет и виртуализация общества, приведших к возникновению виртуального мировоззрения, исследование предпосылок возникновения виртуального мировоззрения и его структуры.
Феномен виртуального мировоззрения предстаёт в качестве сложного социального феномена, оказывающего знаковое влияние на дальнейшее развитие цивилизации, в основе которого лежат компьютеризация человечества, сетевой феномен Интернет, виртуализация социума и его отношений в рамках информационного общества.
Степень научной разработанности темы. Для целостного социально -философского анализа виртуальное мировоззрение служит новым предметом исследования. Однако феномен виртуальной реальности, который лежит в основе этого мировоззрения, в той или иной степени рассматривался в контексте философских, социальных и этических проблем науки, техники, информатики и кибернетики, культуры и других аспектов.
Важное методологическое значение для изучения данного феномена имеет анализ процесса развития, проделанный Кевбриным Б.Ф., а также концепция устойчивого развития Айзятова Ф.А.
В философско - методологическом плане различные аспекты феномена виртуальной реальности отражены в работах отечественных учёных Воронова А.И., Дацюк С, Емелина В.А., Иванова Д.В., Кабловой Ю.В., Карпинского Н., Ковалевской Е.В, Носова НА, Опенкова М.Ю., Орехова СИ., Орлова A.M., Прилуковой Е.Г., Солопова П.Е., Юхвида А.В., Яковлева А.И. и др.
Относительно использования виртуальной реальности в различных сферах деятельности человека и её анализу посвящены работы Аксёнова СВ., Афониной СВ., Бондаренко СВ., Брауна С, Генисарстского О.И., Голика Н.И., Гузеева Е.Б., Карачевой Т.И., Карташевой Е.Н., Катыса П.Г., Корневой И.В., Ласточкина С.Э., Нагорной НА, Никитина А.А., Петрова А.В., Рога-нова В.Р. и др.
Не меньший интерес проявляют к данной проблематике в разных её аспектах и зарубежные учёные Беккер Б., Гамильтон Дж., Оствальд М., Рейнгольд Дж., Смит Э., Сулер Дж., Хаммет Ф., Хейм М. и др.
Развитие науки, техники и общества в целом, приведшие к возникновению постиндустриального информационного общества, послужили базовой основой зарождения виртуального мировоззрения. Среди отечественных и зарубежных ученых, чьи работы посвящены исследованию общества конца XX века, следует отметить Белла Д., Бзежинского 3., Вайнштайна М.А., Го-
лика В.Н., Иванова В.Д., Кастельса М., Кежватова П.А., Крокера А., Мясни-ковой Л.А., Масуда Й., Савкина Н.С., Тоффлера Э., Турена А. и др.
Одной из основных предпосылок возникновения виртуального мировоззрения послужило образование глобальной сети Интернет. Сетевым проблема Интернет посвящены работы отечественных и зарубежных авторов, как Астляйтнер Г., Войскуновский А.Е., Ворожцова Т.Н., Громыко Н.В., Клименко С.В., Липперт П., Митчелл У., Родионов А.А., Семпси Дж., Уоллес П. и др.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. Метод оло-гическая основа исследования состоит в моделировании взаимнооднозначного прямого и обратного соотношения сетевых структур и социальных структур, которые друг друга в коммуникации взаимно изменяют.
Оригинальный метод исследования состоит в понимании виртуальной реальности как следствия развития социальности, которое стало первичным для причинных процессов в социальности.
В методическом плане для достижения декларированных задач, автор руководствовался следующими принципами:
- комплексный анализ мировоззрения как системы принципов, категорий и законов, исследующий научно-техническую и социальную составляющие развития общества и его мироощущение, указывающий на универсальный объективный характер взаимосвязи общественных и научно-технических феноменов, раскрывающий закономерность развития данных явлений;
- структурно-функциональный принцип анализа виртуальной реальности и виртуального мировоззрения, позволяющий изучить внутреннюю структуру, в соответствии с которым виртуальное мировоззрение рассматривается как целостное образование, развернутое в динамическом процессе, имеющее внешние и внутренние ресурсы собственного развития;
- принцип определения технической формы развития ценностными интенциями западного общества, позволяющий выделять и рассматривать достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвуют определенные организации, выполняющие социально значимые функции, а также действуют нормы и предписания, регулирующие определенные области деятельности людей.
Теоретическим основанием работы послужили: концепция информацио-нального общества Кастельса М.; теории социологических моделей виртуальной реальности Бюля А., Паэтау М., Крокера А., Вайнштейна М. и Ива-
нова Д.И.; концепция виртуальной реальности Носова Н.А.; теория информационного общества в целом.
Предметом исследования служит виртуальное мировоззрение как фактор технического и общественного прогресса.
Объектом исследования является виртуальная реальность как социальные отношения.
Цель и задачи исследования. Целью работы является создание модели виртуальной реальности как социального отношения и модели виртуального мировоззрения, осмысливающего мир с позиций человека как субъекта виртуальной реальности.
В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- создать модель общественных условий возникновения виртуальной реальности и сетевого феномена;
- проанализировать формирование идеи виртуальной реальности в историческом и техническом аспектах, и создать концепцию виртуальной реальности;
- проанализировать и создать модель предпосылок возникновения виртуального мировоззрения;
- создать модель виртуального мировоззрения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- в анализе развития научно-технического и общественного прогресса, приведших к возникновению феномена виртуальной реальности;
- в исследовании прецедентов использования идеи виртуальной реальности на всём протяжении исторического развития человечества для решения тех или иных задач;
- дано авторское определение виртуального объекта и на его основе виртуальной реальности;
• в классификации виртуальной реальности по типам и видам, в выделении социального типа виртуальной реальности;
- в выявлении предпосылок способствовавших образованию виртуального мировоззрения;
- впервые вводится понятие и даётся определение виртуального мировоззрения, как особого типа умонастроения общества;
- предлагается структура виртуального мировоззрения, как новому мировоззрению, соответствующему наступающей информациональной эпохе цивилизации.
Положения выносимые на защиту.
виртуализации общества явился одной из основных предпосылок возникновения виртуального мировоззрения.
Во втором параграфе - «Виртуальное мировоззрение и его структура» автор анализирует предпосылки возникновения виртуального мировоззрения и исследует его структуру.
С появлением компьютеров и компьютерных технологий взгляды человека на мир очень сильно изменились, изменилось и отношение человека к своему месту в этом бурно развивающемся мире. Научно-технические, политические и социально-экономические изменения в обществе приводят на данном этапе развития социума к возникновению того или иного мировоззрения, в целом определяемого как совокупность взглядов на мир и на отношение человека к этому миру.
Автор, анализируя приведённые в диссертации данные, отмечает, что всё большее число людей и организаций приобщаются к компьютерной действительности, не могут себе представить свою научную или коммерческую, а так же и индивидуальную деятельность без компьютерных технологий и Интернета. Виртуальная реальность становится неотъемлемой частью их жизни. Меняется психология людей в отношении окружающей действительности. Границы времени и пространства могут «меняться» самим индивидуумом в широком, зависящем от него, диапазоне.
В диссертации подчёркивается, что уже сейчас на заре третьего тысячелетия, с определённой долей уверенности, можно говорить о возникновении в сознании общества и отдельного человека, определённого взгляда на мир, основанного на базе компьютерных технологий - виртуального мировоззрения.
К основными предпосылкам образования виртуального мировоззрения диссертант отнести следующие: развитие микропроцессорной техники, повлекшее за собой образование технологий виртуальной реальности и глобальной сети Интернет, полномасштабное их внедрение в общественную жизнь, возникновение информационного общества и процесс его виртуализации.
Проведя, анализ работ Рейнгольда Г., Освальда М., Уоллеса П., Липпер-та П., Митчелла У., приведённый в работе, автор выделяет объект и субъект виртуального мировоззрения. Объектом виртуального мировоззрения служит совокупность компьютерных и сетевых технологий основанных и действующих на базе ЭВМ, где компьютер выступает как средство обеспечения этого действа, в рамках так называемого киберпространства. Субъектом виртуального мировоззрения выступает человек, работающий с совокупностью виртуальных технологий и Интернет - киберпанк.
Автором впервые в отечественной литературе делается попытка дать определение виртуального мировоззрения, которое определяется следующим образом: виртуальное мировоззрение - это система взглядов человека на мир, и его место в этом мире через «призму» компьютерных и сетевых технологий.
Как любое мировоззрение, виртуальное тоже имеет свою структуру и в целом к структурным компонентам диссертант относит следующие: философский, естественнонаучный, психологический, социально-политический, экономический, классовый, эстетический и идеологический.
Философский аспект виртуального мировоззрения заключается в том, что виртуальный мир отличается от, так называемого интерсубъективного. Основной его момент заключается в том, что виртуальное бытиё отличается от бытия вещей, и оно есть бытиё образное. Соответственно, виртуальное бытиё обладает следующими характеристиками: 1) виртуальная реальность есть реальность образная; 2) образы виртуальной реальности не имеют предметно-сущностного содержания; 3) образная реальность является ареной проявления действия свободной воли человека; 4) образ, в котором воплощена воля человека, является принципиально иным по отношению к человеку, является не его выражением, как полностью определен программой, задающей виртуальную реальность и носителем, в которой эта программа раскрыта; 5) виртуальная реальность ограничена программой ее задающей, и человек внутри нее принципиально не может ни изменить, ни вообще как-то воздействовать на программу.
Психологический аспект виртуального мировоззрения состоит в том, что записанные нулями и единицами отдельные люди и целые группы вместе с нематериальными контактами между ними расширяют и видоизменяют как пространственные, так и темпоральные границы человеческих взаимоотношений. Данный аспект виртуального мировоззрения имеет следующие характеристики: 1) ограниченное сенсорное переживание; 2) идентификация, множественность личности и анонимность; 3) уравнивание статусов; 4) размывание пространственных границ; 5) растяжение и конденсация времени; 6) неограниченная доступность контактов; 7) постоянная фиксация; 8) альтернативные и снящиеся миры.
Экономический аспект виртуального мировоззрения составляют все те артефакты и социальные технологии, которые воплощают для людей решения проблем производства и предоставления благ. Суть данного аспекта состоит в том, что современные компьютерные технологии позволяют организовать рабочее место практически везде, и поэтому на передний план выхо-
дит не производство товара или предоставления услуг, а маркетинг и реклама данного образа, точнее сказать симуляции данного товара или услуги.
К политическому аспекту виртуального мировоззрения следует отнести социальные технологии, которые воплощают решения проблем достижения суверенитета и безопасности как ипостасей располагания и обеспеченности в плане политики. Виртуализация борьбы за власть обнаруживается в том, что ведется она во все большей мере в форме "ГУ - дебатов и рекламы. Клип-, рейтинг- и имидж-мейкеры, пресс-секретари и «звезды», рекрутируемые на время политических компаний, потеснили партийных функционеров. Власть становится, во многом, функцией образа - политического имиджа.
Этический аспект виртуального мировоззрения сводится к трём основным принципам, заложенным хакерами, молодыми учёными США. Первый из них - избегать нанесения ущерба, т.е. в случае вторжения в систему, принимать величайшие предосторожности для избежания ее повреждений. Вторая цель многих хакеров - свободный обмен технической информацией, так как патентные и авторские ограничения, по их мнению, замедляют техническое развитие. Третья цель - развитие человеческого знания как такового.
Идеологический аспект виртуального мировоззрения состоит в совокупности идей, названных сетевым либерализмом, под которым понимается неформальная идеология, виртуально установившаяся в киберпространстве глобальной сети, главным лейтмотивом которой является максимальное ограничение вмешательства государства в процесс циркуляции информационных потоков.
Суть естественнонаучного компонента виртуального мировоззрения заключается в следующем. Во-первых, материальный эксперимент всё чаще замещается экспериментом на моделях. Если раньше теории могли строится только на основе открытия некоторого порядка, присущего вещам, то теперь вполне допустимо моделирование без выхода к каким-либо реальным референтам, например, компьютерное моделирование природных и технологических процессов. Во-вторых, процесс верификации гипотез всё чаще замещается процессом фальсификации. Если раньше достаточным аргументом против теории считались данные опыта, противоречащие её положениям, то теперь лишь изобретение альтернативной модели может служить аргументом.
Классовый аспект виртуального мировоззрения заключается в том, что общество по отношению к использованию компьютерных и сетевых технологий делится на два обширных класса - пользователи данных технологий и аутсайдеры, не являющиеся пользователями данных технологий и, как правило, не квалифицированные рабочие.
Итак, виртуальное мировоззрение выступает перед нами как сложный
социальный феномен, возникший в постмодернистскую информационную эпоху, вследствие бурного развития микроэлектроники, компьютерных и информационных технологий. Проблема возникновения и структура данного феномена ещё достаточна не изучена, и наше исследование не претендует на окончательную разработанность данного вопроса.
В заключение диссертации подведены итоги, сформулированы основные выводы.
Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:
1. К методологии физики. Мировоззренческие и методологические аспекты её преподавания // Сборник научных трудов учёных МГУ им. Н.П. Огарёва. Часть II. - Саранск: Изд-во МГУ им. Н.П. Огарёва, 1998.-с. 20-23.
2. Связь физики с философией на семинарских занятиях по философии // Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2001.-с. 257-258.
3. Аспекты возникновения виртуального мировоззрения // Потребительская кооперация: опыт и проблемы управления: Материалы науч. конф. - Саранск: СКИ МУПК, - 2002. - с. 12 - 13.
4. Предпосылки возникновения и структура виртуального мировоззрения // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты (Межвуз. Сборник научных трудов). - Вып. III. -Саранск: Ковылк. тип., 2002. - с. 33 - 37 (в соавторстве).
5. Структура виртуального мировоззрения // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов. Ч. 2, выпуск 16. Чебоксары: Изд-во «Салика», 2002. - с. 124 - 127.
6. Виртуальная реальность как феномен, возникший в эпоху постмодерна // Социально-гуманитарные исследования: традиции и реальности (Межвуз. Сборник научных трудов). - Вып. III. - Саранск: Ковылк. тип., 2003. - с. 105 - 109 (в соавторстве).
7. Межпредметные связи как компонент формирования научного мировоззрения учащихся // Народное образование Республ Мордовия № 1-2. - Саранск: Ковылк. тип., 2003. - с. 81 - 90 (в со вто стве).
8. Информационное общество и его виртуализация к к п едпосылки возникновения виртуального мировоззрения гуманитарные исследования: теоретические
(Межвуз. сборник научных трудов). - Вып
тип., 2004.-с. 265-268.
Подписано в печать 30.04.04. Объем 1,0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 848.
Типография Издательства Мордовского университета 430000, Саранск, ул. Советская, 24
№11460
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Захряпин, Алексей Викторович
Введение.
Глава 1. Развитие современной науки и идея виртуальности.
1.1. Развитие микропроцессорной техники как результат возникновения виртуальной реальности и сетевого феномена.
1.2. Феномен виртуальной реальности.
Глава 2. Феномен виртуального мировоззрения.
2.1. Информационное общество и его виртуализация как предпосылки возникновения виртуального мировоззрения.
2.2. Виртуальное мировоззрение и его структура.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Захряпин, Алексей Викторович
Актуальность темы исследования. Современная эпоха характеризуется бурным развитием компьютерной техники и компьютерных технологий. Речь идёт об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий и глобальной сети Интернет, в рамках которой формируется особая экологическая среда с её атрибутами, такими как киберпространство, кибер-панк, электронная агора и т.д.
Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен рубежа XX-XXI вв. В последние годы развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые в популярной и научной литературе получили название "виртуальной реальности", "мнимой реальности" и "BP —систем", "BP —технологий". Развитие техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, распространение компьютерных телекоммуникационных и глобальных сетей, разработка специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи— все это создало новое качество восприятия и переживаний, осознанные как виртуальные реальности.
Общество под воздействием компьютерных технологий виртуальной реальности, информационных технологий и сети Интернет изменяется, и на повестке дня возникает вопрос о виртуализации общества. Виртуализация ведёт к формированию и распространению особого типа умонастроения и мироощущения, к возникновению виртуального мировоззрения.
Возникновение этого феномена неразрывно связано с развитием науки и техники, определяемое Б.Ф. Кевбриным как ".процесс направленного и необратимого изменения генетически связанных между собой состояний систем, характеризующихся диалектическим отрицанием" (Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон; М.: Моск. ун-т потребкооперации. 1998. с. 3 0), в частности таких её областей, как микроэлектроника, кибернетика и информатика.
Следует подчеркнуть, что феномен виртуальной реальности носит характер устойчивого развития, которое определяется Ф.А. Айзятовым как ".процесс, обеспечивающий стабильный рост социоприродной системы, не нарушающий её безопасности и приводящий к повышению качества жизни как настоящих, так и будущих поколений" (Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия (методологический и социально-экологический анализ). - Саранск: Мордов. пед. ин-т, 1998. - с.21).
В условиях стремительного развития общества возникает необходимость философского осмысления таких феноменов, как виртуальная реальность, глобальная сеть Интернет и виртуализация общества, приведших к возникновению виртуального мировоззрения, исследование предпосылок возникновения виртуального мировоззрения и его структуры.
Феномен виртуального мировоззрения предстаёт в качестве сложного социального феномена, оказывающего знаковое влияние на дальнейшее развитие цивилизации; в основе которого лежат компьютеризация человечества, сетевой феномен Интернет, виртуализация! социума и его отношений в рамках информационного общества.
Степень научной разработанности темы. Для целостного социально — философского анализа виртуальное мировоззрение служит новым предметом исследования. Однако феномен виртуальной реальности, который лежит в основе этого мировоззрения, в той или иной степени рассматривался в контексте философских, социальных и этических проблем науки, техники, информатики и кибернетики, культуры и других аспектов.
Важное методологическое значение для изучения данного феномена имеет анализ процесса развития, проделанный Б.Ф. Кевбриным, а также концепция устойчивого развития Ф.А. Айзятова.
В философско-методологическом плане различные аспекты феномена виртуальной реальности отражены в работах отечественных учёных А.И; Воронова; С. Дацюк, В1А. Емелина, Д.В. Иванова, Ю.В. Кабловой, Н. Карпинского, Е.В. Ковалевской, Н.А. Носова, М.Ю. Опенкова, С.И. Орехова, A.M. Орлова, E.F. Прилуковой, П.Е. Солопова, А.В: Юхвида, А.И: Яковлева и др.
Относительно, использования виртуальной реальности в различных сферах деятельности человека и её анализу посвящены работы С.В. Аксёнова, G.B. Афониной, С.В. Бондаренко, С. Брауна, О.И. Генисаретского, Н.И. Голика, Е.Б. Гузеева, Т.И. Карачевой, Е.Н. Карташевой, П.Г. Катыса, И.В. Корневой, С.Э. Ласточкина, Н.А. Нагорной, А.А. Никитина, А.В. Петрова, В.Р. Роганова и др.
Не меньший; интерес проявляют к данной проблематике в разных её; аспектах и зарубежные учёные Б. Беккер, Дж. Гамильтон, М. Оствальд, Дж. Рейнгольд, Э. Смит, Дж. Сулер, Ф. Хаммет, М.! Хейм и др.
Развитие науки, техники и общества: в целом, приведшие к возникновению постиндустриального информационного общества, послужили базовой основой зарождения виртуального мировоззрения. Среди отечественных и зарубежных ученых, чьи работы посвящены исследованию общества конца XX века, следует отметить Д. Белла, 3. Бзежинского, М. Вайнштайна, B.Hi Голика, В.Д. Иванова, М. Кастельса, П.А. Кежватова, А. Крокера, J1.A. Мясниковой , Й. Масуда, Н.С. Савкина, Э. Тоффлера, А. Турена и др.
Одной из основных предпосылок возникновения виртуального мировоззрения послужило образование глобальной сети Интернет. Сетевым проблема Интернет посвящены работы отечественных и зарубежных авторов, как Г. Аст-ляйтнер, А.Е. Войскуновский, Т.Н. Ворожцова, Н.В. Громыко, G.B. Клименко, П. Липперт, У. Митчелл, А.А. Родионов, Дж. Семпси, П. Уоллес и др.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологическая основа исследования состоит в моделировании взаимно однозначного прямого и обратного соотношения сетевых структур и социальных структур, которые друг друга в коммуникации взаимно изменяют.
Оригинальный метод исследования состоит в понимании виртуальной реальности как следствия развития социальности, которое стало первичным для причинных процессов в социальности.
В методическом плане для достижения декларированных задач, автор руководствовался следующими принципами: комплексный анализ мировоззрения как системы принципов, категорий и законов, исследующий научно-техническую и социальную составляющие развития общества и его мироощущение, указывающий на универсальный объективный характер взаимосвязи общественных и научно-технических феноменов, раскрывающий закономерность развития данных явлений; структурно-функциональный принцип анализа виртуальной реальности и виртуального мировоззрения, позволяющий изучить внутреннюю структуру, в соответствии с которым виртуальное мировоззрение рассматривается как целостное образование, развернутое в динамическом процессе, имеющее внешние и внутренние ресурсы собственного развития; принцип определения технической формы развития ценностными интенциями западного общества, позволяющий выделять и рассматривать достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвуют определенные организации, выполняющие социально значимые функции, а также действуют нормы и предписания, регулирующие определенные области деятельности людей.
Теоретическим основанием работы послужили: концепция информацио-нального общества М. Кастельса; теории социологических моделей виртуальной реальности А. Бюля, М. Паэтау, А. Крокера, М. Вайнштейна и Д.В. Иванова; концепция виртуальной реальности Н.А. Носова; теория информационного общества в целом.
Предметом исследования служит виртуальное мировоззрение как фактор технического и общественного прогресса.
Объектом исследования является виртуальная реальность как социальные отношения.
Цель и задачи исследования. Целью работы является создание модели виртуальной реальности как социального отношения и модели виртуального мировоззрения, осмысливающего мир с позиций человека как субъекта виртуальной реальности.
В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- создать модель общественных условий возникновения виртуальной реальности и сетевого феномена;
- проанализировать формирование идеи виртуальной реальности в историческом и техническом аспектах, и создать концепцию виртуальной реальности;
- проанализировать и создать модель предпосылок возникновения виртуального мировоззрения;
- создать модель виртуального мировоззрения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- в анализе развития научно-технического и общественного прогресса, приведших к возникновению феномена виртуальной реальности;
- в исследовании прецедентов использования идеи виртуальной реальности на всём протяжении исторического развития человечества для решения тех или иных задач;
- дано авторское определение виртуального объекта и на его основе виртуальной реальности;
- в классификации виртуальной реальности по типам и видам, в выделении социального типа виртуальной реальности;
- в выявлении предпосылок способствовавших образованию виртуального мировоззрения;
- впервые вводится понятие и даётся определение виртуального мировоззрения, как особого типа умонастроения общества;
- предлагается структура виртуального мировоззрения, как новому мировоззрению, соответствующему наступающей информациональной эпохе цивилизации.
Положения выносимые на защиту.
1. Создана модель общественных условий возникновения виртуального мировоззрения и сетевого феномена.
2. Предложена концепция виртуальной реальности.
3. Создана модель предпосылок возникновения виртуального мировоззрения.
4. Создана модель виртуального мировоззрения.
Научная и практическая значимость диссертационной работы. В работе подробно охарактеризованы тенденции и факторы становления и развития виртуального мировоззрения на базе компьютерно-телекоммуникационных технологий. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы диссертации для решения дискуссионных проблем в области современной социальной философии, а так же при разработке общих и специальных учебных курсов по философии, социологии, информатике и других учебных дисциплин.
Апробация работы. Основные положения диссертации вошли в доклады и научные сообщения автора на научно-практических конференциях учёных, аспирантов и соискателей, студентов Саранского кооперативного института МУПК, Чебоксарского кооперативного института МУПК, МГУ им. Н.П. Огарёва, а так же отражены в ряде публикаций.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества"
Заключение
Итак, виртуальное мировоззрение это особый феномен, продукт общественного и научно-технического развития. Этот феномен имеет свою историю, связанную с развитием компьютерно-телекоммуникационных технологий, технологий виртуальной реальности, со становлением современного постиндустриального и информационного общества, а так же его виртуализацией, трансформацией техногенной цивилизации. Виртуальное мировоззрение обнаруживает тесную связь не только с технологиями виртуальной реальности и глобальной сетью Интернет, но и с философией, социологией и с другими науками.
Проведённое в диссертации исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие, синтез и насущная потребность "в практическом использовании таких направлений в науке середины XX в. как кибернетика и информатика оказали знаковое влияние на дальнейшее развитие компьютерных технологий. Во второй половине середины XX в. качественный скачёк в производстве микропроцессорной техники, приведший к повышению мощности компьютеров и совершенствованию аппаратно-програмных средств ввода и вывода информации позволило существенно расширить возможности связи человека и компьютера, что, в конце концов, способствовало появлению и развитию технологии компьютерной виртуальной реальности.
2. Дальнейшее внедрение компьютеров и компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности, и потребность в обмене большого обмена информации между пользователями компьютерной техники приводит к образованию компьютерных сетей, изначально корпоративных, а в дальнейшем и пользовательских. Образование компьютерных сетей способствовало взглянуть человечеству с качественно новой стороны на информационно-коммуникационную роль общественных отношений в зарождающемся информационном обществе. Это способствовало образованию и практическому использованию глобальной сети Интернет, что повлекло за собой возникновение сетевого феномена в современном обществе, без которого его, называемое информационным, нельзя сегодня представить. Устойчивое развитие глобальной сети Интернет и технологий виртуальной реальности, способствовали к их более глубокой интеграции, что привело к образованию таких сетевых объектов данного феномена как "виртуальный банк", "виртуальная корпорация", "виртуальный суд", "виртуальный класс" и т.д.
Использование идеи виртуальности в науки и в частности в философии берёт своё начало с античной эпохи и в дальнейшем, попытки её разработки применялись в философии - восточной, византийской, схоластической, вплоть до наших дней — иногда в явном, иногда в неявном виде. Интерес и использование данного понятия в науке, на протяжении всей её истории, с попеременным успехом то возникал, то исчезал, и это было обусловлено теми мировоззренческими установками, которые на данном этапе общественного развития превалировали. Идея виртуальности в науке на разных её исторических этапах подразумевает полионтичное устройство мира, возможность сосуществования и взаимодействия реальностей разного уровня.
Проведя анализ использования понятия категории виртуальности и виртуального объекта, начиная с античной эпохи и до настоящего времени, предлагаются авторские определения виртуального объекта, понятия виртуальности и виртуальной реальности, которые опираются на использовании компьютерно-телекоммуникационных технологий социумом. Под виртуальным объектом понимается совокупность информации об этом объекте, пораждаемой константной реальностью и способной ею его видоизменять и наоборот, способность виртуального объекта изменять константную реальность. Соответственно, виртуальный - это порождённый поток информации в сознании индивидуума или социальной группы, и в среде конгломерата компьютерной сети Интернет. Под конгламератом компьютерной сети Интернет понимается совокупность компьютерных и сетевых технологий. Исследуя, широко используемое понятие виртуальной реальности в разных сферах человеческой деятельности, можно выделить следующие свойства виртуальной реальности; независимо от её природы:
1) порождённость, виртуальная реальность продуцируется активностью какой - либо другой реальности, внешней по отношению к ней; 2) актуальность, виртуальная реальность существует актуально, только "здесь и теперь", только пока активна порождающая реальность; 3) автономность, в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования; 4) интерактивность, виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.
Так же следует отметить, что: а) виртуальная реальность - это явление, связанное с деятельностью сознания человека; б) виртуальные образы порождаются взаимодействием человека с какой-либо другой реальностью, внешней по отношению к ней: с другими людьми, компьютером, в целом активностью человека, виртуальная реальность существует, пока действует порождающая реальность; в) человек, находящийся в виртуальной реальности, непосредственно в ней участвует или у него создается полное впечатление участия, т.е. что между ним и событиями виртуальной реальности нет никаких промежуточных звеньев, при этом человек видит все виртуально происходящее со своей точки зрения, главный участник событий всегда он сам; г) в виртуальной реальности свое пространство, время и законы существования.
Соответственно, учитывая вышеприведённое определение виртуального объекта и свойства виртуальной реальности, даётся следующее определение виртуальной реальности. Виртуальная реальность - устойчивая структура, условно объединённая в концептуальный объект в концептуальном пространстве и, взаимодействующая с константной или порождённой реальностью посредством человек-компьютер. На современном этапе развития, виртуальная реальность представляет собой сложные социо-культурный и научно-технический феномен, требующий не только философского осмысления данного явления, но и его классификацию. Выделяется три типа виртуальной реальности: компьютерный, психологический и социальный.
1) Компьютерная виртуальная - интерактивная среда, созданная с помощью компьютера, имеющая графические, аккустические, пластические и иные свойства, в которую пользователь погружается как зритель или творец.
2) Психологическая виртуальная реальность - отражение в самообразе характера актуализации образа. Психологическая виртуальная реальность формально есть отражение характера актуализации образа, а по содержанию тождественна содержанию этого образа. Поэтому виртуальная реальность может возникнуть в любом образе, каким бы элементарным он ни был, но будет переживаться как полноценная реальность.
3) Социальная виртуальная реальность - реальность, которая может порождаться как самим человеком, и социумом, так и компьютером, и взаимодействие между индивидуумами и социальными группами происходит посредством компьютерных технологий.
В рамках каждого типа виртуальной реальности можно выделить пять основных видов виртуальной реальности:
1) имитационные виртуальные реальности - полноценная имитация действительности;
2) условные виртуальные реальности - это виртуальные миры, которые по отношению к миру обычному выступают как модели;
3) прожективные виртуальные реальности - все реальности, созданные исходя из некоторых идей, это и простые фантазии и идеи, основанные на определенных знаниях;
4) пограничные виртуальные реальности - сочетание обычной реальности с виртуальной, данный тип позволяет "расширять сознание" человека, вооружая его знаниями, которыми он актуально "здесь и сейчас" - обладать не может.
5) трансцендентные виртуальные реальности - это такие виртуальные реальности, источник которых нам до конца неизвестен: вдохновение, экстатические состояния сознания, сны, в том числе реальности, возникающие под влиянием компьютерных технологий. Возникновение информационного общества, в результате развития микропроцессорной техники, повлекшее за собой лавинообразный рост информации и возникшие потребности в её переработке, явилось платформой возникновения виртуальной реальности в социально-гуманитарном и коммуникационном плане и послужило базой для построения теории виртуализации общества; Дальнейшее внедрение и использование в общественной жизни технологий виртуальной реальности, компьютерных, а также телекоммуникационных технологий и сетевого общения способствовали устойчивому внедрения метафоры виртуализация, как замещение реальных объектов симуляциями, что в результате способствовало виртуализации общества. В свою очередь процесс виртуализации общества явился одной из основных предпосылок возникновения: виртуального мировоззрения. Можно выделить основные предпосылки возникновения виртуального мировоззрения: а) создание технологий виртуальной реальности, б) возникновение информационного общества, в) виртуализация общества. Развитие микропроцессорной техники и современного общества, определяемое информационным критерием развития, приводит к появлению термина виртуальная реальность, обозначающий особый тип реальности, альтернативный обыденной реальности - виртуальная реальность. Бурная компьютеризация общества и появление глобальной сети Интернет, приводит к возникновению в сознании индивидуума, да и общества в целом, особого мироощущения и миропонимания, к особому отношению к действительности, к возникновению виртуального мировоззрения. Виртуальное мировоззрение — это система взглядов человека на мир, и его место в этом мире через "призму" компьютерных и сетевых технологий.
8. Виртуальное мировоззрение, как и любое другое, обладает структурой, которая включает в себя следующие компоненты: философский, естественно-научный, социальный, политический, экономический, идеологический, классовый и этический. Которые были охарактеризованы в данной работе.
И так, возникновение определённого взгляда индивидуума и: общества в целом на окружающий мир и его место в этом мире обусловлено, прежде всего, состоянием технического развития общества. Научно-технический прогресс играет ключевую роль в формировании господствующего мировоззрения в обществе на данный момент времени. В данном случае развитие кибернетики, информатики микропроцессорной техники и компьютерных технологий в результате насущной потребности человека, привели к созданию технологии компьютерной виртуальной реальности.
В свою очередь, возрастающая потребность общества в коммуникации наряду с развивающимися компьютерными технологиями способствовали образованию сетевых коммуникационных технологий. В результате дальнейшего развитие и синтеза этих двух направлений научно-технического прогресса бала образована глобальная сеть Интернет, которая стала детерминирующим фактором развития современного общества, определяемого как информационное.
В рамках информационного общества, где происходит широкое применение, и использование понятия виртуальной реальности и оно приобретает особый социальный статус, а общественные отношения всё больше строятся в виртуальном пространстве сети Интернет, происходит явление виртуализации общества, заключающееся в замене действительности и его объектов симуляциями и образами.
В результате выше перечисленных тенденций возникает особый тип умонастроения и мировосприятия не только у людей непосредственно сталкивающихся с компьютерными и сетевыми технологиями, но постепенно и у общества в целом, которое определяется нами как виртуальное мировоззрение.
Таким образом, виртуальное мировоззрение предстает в качестве сложного социального феномена, важного фактора динамики общественной жизни и формирования новых контуров современной цивилизации.
Список научной литературыЗахряпин, Алексей Викторович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы: Автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11 Саранск. -1999.-46 с.
2. Аквинский Фома. Онтология и теория познания.: Фрагменты соч. М.: Б.И.-2001.-206 с.
3. Аксёнов С.В. Компьютерное моделирование и виртуальная реальность. // Автоматизация проектирования. № 2. - 1998. - с. 45-48.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: ПБОЮЛ Грачёв С.М., 2000. - 608 с.
5. Алхутов Н.И. Психотерапия как виртуальная реальность. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург - 1999. - с. 278 - 279.
6. Аль-Наами Б. О. Исследование эффективности взаимодействия операциональных систем виртуальной реальности с оператором: Автореф. дис. . канд. техн. наук: 05.02.20. СПб. - 2000.- 15 с.
7. Арто А. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993. — 192 с.
8. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. — Львов: "Вища школа" 1986 - 196 с.
9. Асадулин С.Х. Психологическое воздействие в виртуальной реальности. //
10. XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург - 1999. - с. 279 - 280.
11. Астляйтнер Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. Можайск Терра, 2000. с. 56- 62.
12. Афонина С. В. Виртуальная торговля: Автореф. дис. . канд. экон. наук: -08.00.05. СПб., 2001. - 17 с.
13. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). М.: Наука, - 1976. - 394 с.
14. Бабенко B.C., Махлина С.Т. Виртуальная реальность в музейном деле. СПб.: Axioma, 1997. 156 с.
15. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. -956 с.
16. Бергсон А. Творческая эволюция. М.-СПб.: Русская мысль,1914. - 59 с.
17. Бзежинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы / Пер. с англ. О.Ю. Уральской. М.: Междунар. Отношения, 1999 — 356 с.
18. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. - 256 с.
19. Бондаренко С.В. Виртуальные сетевые сообщества: специфика становления и функционирования: Социологический аспект: Автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.04 Ростов н/Д. - 2001. - 18 с.
20. Браун С. Виртуальные частные сети. М.: Лори. — 2001. - 264 с.
21. Буянов B.C. Научное мировоззрение: Социально философский аспект. — М.: Политиздат, 1987 - 206 с.
22. Быченков В.М. Царство фиктивное. // ХХГвек: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. — Екатеринбург — 1999.-с. 248-249.
23. Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические. Новая Атлантида // Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1978. с. 349 - 518.
24. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: 2-е изд., Наука. - 1983 - 343 с.
25. Виртуальная реальность. Virtual reality : Филос. и психол. Проблемы: Материалы конф., май 1997 г.. М.: ИПКгосслужбы, 1997. - 168 с.
26. Виртуальная реальность как феномен науки, техники икультуры Материалы 1-го Всерос. симп. по филос. проблемам виртуал. реальности (Отв. ред. Шаповалов Е.А.). СПб.: СПбГАК, 1996. - 94 с.
27. Виртуальный мир инфосферы: практическое использование человеком : Материалы V междунар. науч.- практ. конф. (г.Владивосток, 1998 г., август), Под ред. Горчакова В.В. — Владивосток: Рос. таможн. Академия. — 1998. — 207 с.
28. Войскунский А.Е. Метафоры интернета.// Вопросы философии. М. - №11 2003.-с. 64-79.
29. Вопросы кибернетики. № 181. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. М., 1995. — 159 с.
30. Ворожцова Т.Н., Скрипкин С.К. Гиперструктурная моель инфраструктуры Internet и виртуальное информационно-вычислительное взаимодействие в компьютерных сетях. Иркутск: РАН Сиб. отд. ин-т им. JI.A. Мелентьева, -1998.-51 с.
31. Воронов А.И. Философский анализ понятия "виртуальная реальность": Ав-тореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.08. СПб. 1999. - 19 с.
32. Всемирная энциклопедия: Философия XX век /Главн. Науч. Ред. И сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. -976 с.
33. Генисаретский О.И. Носов Н.А., Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора// Труды Гос НИИГА. Авиационная эргономика и подготовка лётного состава. М., 1986. Вып. 253. с. 32 - 39.
34. Голего В.Н. Системотехнические основы предотвращения ошибок авио-персонала // Безопасность полётов. М., 1989. с. 46 — 51.
35. Голик Н.И., Гречкин М.А., Чернов С.А. Информационная экономика как виртуальная реальность. Монография. Шахты.: ДГАС.- 1997. — 134 с.
36. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм их значение для современного образования. // Вопросы философии № 2 — 2002. - с. 175-181
37. Гузеева Е.Б., Кармазановский Г.Г., Цвиркун В.В., Федоров В.Д. Виртуальное хирургическое моделирование на основе данных компьютерной томографии М. Издат. Дом Видар-М 2003. 182 с.
38. Дацюк С. Ноу-хау виртуальных технологий. 2000. WWW document. URL. http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~xyz/virtreal.rus.html.
39. Делез Ж. Симулякр и античная философия. СПб.: Axioma, 1999. - с.336 -337.
40. Долныкова А.А., Чудова Н.В. Психологические особенности суперпрограммистов // Психологический журнал. 1997. Т. 18 № 1.-е. 16-22.
41. Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Москва, 1999. — 15 с.
42. Еникеев Е.Е. Виртуальность дзен. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург — 1999.-е. 280-281.
43. Жданов В.Ф. Философия космического виртуализма. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т. 1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. — Екатеринбург 1999. - с. 289.
44. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет.// Психологический журнал. 2000. - том 21. - № 2. - с. 75-78.
45. Закаровский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функционирования эрга-гических систем. М.: Наука, 1987. - 97 с.
46. Иванов Д.В. Виртуализация общества. 2000. WWW document., URL. http://m 16.medport.ru/USSR/chapters/society.htm.
47. Иванов Д.В. К пониманию современности: критический вызов // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2. СПб., 1996. с. 56 - 65.
48. Иванов Д.И. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: "Петербургское востоковедение", 2002. — 224 с.
49. Каблова Ю.В. Феномен виртуальной реальности в контексте современной культуры. 2000. WWW document. URL http://www.kacha.ru/php/readtxt.htm
50. Карачева Т. И. Технотронная цивилизация. Сдвиг от проблем экологии к виртуальной реальности: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01 М.- 1999. -132 с.
51. Карпинский Н. Онтология виртуальной реальности. 1999. URL http://tvfi.narod.ru/virtual/karpiz.html.
52. Карташева Е.Н. Виртуальная реальность и САПР.// Открытые системы.1997.-№6.-с. 74-77.
53. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ. 2000. - 606 с.
54. Катыс П. Г. Компьютерный синтез виртуальной реальности. М.: Компания Спутник+., 2002. - 137 с.
55. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М.: Моск. ун-т потребкооперации. - 1998. - 224 с.
56. Киберкультура и философия виртуальности. // Проблема виртуальной реальности на II Российском философском конгрессе. 1999. URL http://ich.iph.ras.ru/koi/philcong.html.
57. Кежватов П.А. Научно-информационная деятельность как социальный феномен. Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. Саранск. 2001. — 16 с.
58. Клименко С.В., Уразметов В.Ф. Internet: среда обитания информационного общества. Протвино: РЦФТИ. - 1995. - 327 с.
59. Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: философско-методологический анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01 М. 1998. - 21 с.
60. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар, ин-та, 2000. - 205 с.
61. Корнева И.В. Телевизионное пространство и его виртуальные образы: Изопыта отечественного телевидения 1990-х годов: Автореф. дисканд. филол. наук: 10.01.10 СПб. - 2002. - 20 с.
62. Корсунцев И.Г. Субъект в технологическую эпоху. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.З Ч. 1. Онтология, гносеология и методология науки, логика. -Екатеринбург 1999.-е. 120-121.
63. Крокер А., Вайнштайн М.А. Политическая экономия виртуальной реальности: пан-капитализм // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. Виртуальные реальности и современный мир. М., 1997. с. 25 - 31.
64. Крюгер М. Искусственная реальность: прошлое и будущее // Исследования по философии современного понимания мира. Вып. 1. - М., 1995. - с. 67 -78.
65. Кузанский Николай. Сочинения в двух томах./Сост. В.В.Бибихина. Пер. с латинск. А.Ф.Лосева и др. М.: Мысль. - 1980. - Т. 2. - 471 с.
66. Кунафин М.С. Виртуальное бытиё // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург -1999.-с. 73-74.
67. Курьева Г.Г. Человек виртуальный. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. — Екатеринбург —1999.-с. 273 274.
68. Ласточкин С.Э. Способы описания систем виртуальных реальностей // Тез. докл. На конференции "Технологии виртуальной реальности" М., ГосНИИ-АС, 1995.-с. 87-95.
69. Логунцев Е.Н. Управление развитием города. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.2 Ч. 1. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург - 1999. - с. 93 - 94.
70. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики./3-е изд. М.: Изд. Моск. ун-та. 1972.-575 с.
71. Лосев А.Ф. Эллинско-римская эстетика I-II вв. н. э. М.: Изд-во МГУ, 1979.-456 с.
72. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М.: РОСПЭН. 1997. - 238 с.
73. Миронов С.В. Компьютерные технологии виртуальной реальности. // Мир ПК. №4 - 1996. - с. 45 - 48.
74. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. М.: Науч. совет по комплекс, пробл. "Кибернетика" РАН, 995. - 94 с.
75. Мясникова Л.А. Экономика постмодерна и отношения собственности.// Вопросы философии. № 7 - 2002. - с. 5-16.
76. Нагорная Н.А. Виртуальная реальность сновидения в творчестве A.M. Ремизова. Барнаул: Изд-во БГПУ. - 2000. - 131 с.
77. Никитин А.А., Никитин А.В., Решетникова Н.Н. Концепции и средства доступа к виртуальным мирам в образовании, культуре и исскустве. // Электронные библиотеки. 2002. - Том 5. - Выпуск 4. - с. 72-77.
78. Носов Н.А. Введение: перспективы виртуальной цивилизации 7/ Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. Под ред. Н.А. Носова. - М.: ИТАР - ТАСС, - 1996. - 160 с.
79. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. М. - 2002.1. Ю. с. 158.
80. Носов Н.А. Психология виртуальной реальности // Тез. докл. на конференции "Технология виртуальной реальности" М.: ГосНИИАС. - 1995. - с.23 — 26.
81. Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. Под ред. Н.А. Носова.- М.: ИТАР ТАСС, - 1997. С. 83 - 84.
82. Носова Т. В.Психологические особенности генезиса виртуальной образности в дошкольном возрасте: Автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. -М.- 2000. -17 с.
83. Овечкин А.О. О типах проблем в Internet // Бизнес. 19.11.1996. - с. 2.
84. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. СПб.: Питер. - 2001. - 672 с.
85. Опенков М.Ю.Виртуальная реальность: онто-диалогический подход: Автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09.00.01. М. - 1997. - 44 с.
86. Орехов С.И. Поиск виртуальной реальности: Монография. Омск: Ом. гос. пед. ун-т. -2002.-214 с.
87. Орлов A.M. Экология виртуальной реальности. М.: ПКФ "Леруша". -1997.-86 с.
88. Островская Е.П., Рудой В.И. Комментарий // Классическая йога ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьясабхашья"). М. - 1992. - с. 15-22.
89. Пекер Ф.Л., Морозов Б.А. Прикладное программирование в системе виртуальных машин ЕС ЭВМ. Справ, пособие Минск: Вышейш. шк, 1989-207с.
90. Перрн Дж. Декларация независимости Киберпространства // Компьютерра, №29, 1997. - с. 45 - 47.
91. Петровский В.А. Феномен субъективности в психологии личности: Авто-реф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01. М. - 1993. - 18 с.
92. Плеханов Е.А. Виртуальность человеческой природы. // ХХГвек: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург - 1999. - с. 235 - 236.
93. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. -2001.-1040 с.
94. Потемкин А.П. Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие: Россия. Порог XXI в. Экономика. М.: ИНФРА-М. - 2000. - 148 с.
95. Прилукова Е.Г. Теле-виртуальная еальность: Гносеологический аспект: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01. Магнитогорск. - 1999. - 22 с.
96. Пронин П.Д. Проблемы построения виртуальных образовательных систем: Монография. Уфа.: Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. - 2001. — 258 с.
97. Роганов В.Р. Методы формирования виртуальной реальности: Учеб. для студентов специальности 21.03.00 "Роботы и робототехн. счистемы". -Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та. 2002. - 142 с.
98. Родионов А.А. Социальность виртуальности: Соц. содерж. соврем, интернет-технологий и перспективы упр. обществ, развитием. М.: Компания Спутник. - 2001. - 125 с.
99. Розин В.М. Философия техники. Учебное пособие для вузов. М.: NOTA BENE.-2001.-456 с.
100. Романенко И.В. Виртуалистика в контексте классической неклассической рациональности в психологии. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2.
101. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург1999.-с. 281-282.
102. Рудометов Е.В., Рудометов В.И. Архитектура ГПС, комплектующие, муль-тимедия. СПб: Полигон, - 2000. - 90 с.
103. Савкин Н.С. Социальная философия: учеб. пособие. Саранск: изд-во Мордов. ун-та. - 2003. - 208 с.
104. Свечников В.С.Социальное конструирование виртуальных реальностей. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2003. - 195 с.
105. Словарь иностранных слов. 13 изд. М.: Рус. яз. - 1979. - 608 с.
106. Смирнова И.А. Интернет как фактор субкультуры виртуального сообщества: Автореф. дис. . канд. культурологических наук: 24.00.04. СПб.2000.- 18 с.
107. Собкин B.C. Подросток: виртуальность и социальная реальность = The teenager: virtuality and social reality: По материалам социол. исслед. М. ЦСО РАО.-2001.- 155 с.
108. Солопов П.Е. Виртуалистика и философия. — М.: Изд-во ВИУ. 2000. -49 с.
109. Стаханов Д.В. Виртуальная коммерция. Ростов на Дону.: Юж.-Рос. гума-нит. ин-т. - 2001. - 106 с.
110. Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства. 1999. URL http://www/.flogiston.df.ru/projects/translate/electronic.shtml.
111. Тарасов В.Б. Системный подход к описанию и управлению взаимодействия человека с виртуальной средой // Тез. Докл. На конференции "Технологии виртуальной реальности" М.: ГосНИИАС, 1995. - с. 15 - 19.
112. Тейярд де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука. - 1987. - 239 с.
113. Титов В.И. Игра в жизнь. Размышления о виртуальной реальности. М.: Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры. - 1998. - 95 с.
114. Тонких А.С. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. -Воронеж: изд. ВГУ. 1980. - 148 с.
115. Торгашев М.А. Синтез виртуальных сцен в реальном режиме времени в видеотренажерных задачах: Автореф. дис. канд. физ.-мат. наук: 05.13.01. -М.- 2001. -18 с.
116. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT. - 2002. - 557 с.
117. Трейстер Р. Персональный компьютер фирмы ИБМ: Пер. с англ. М.: Мир. - 1986.-208 с.
118. Тюляева Л.М. Виртуальные свойства потребителей. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург - 1999. - с. 274 - 275.
119. Ускеев С.Ш. Мир виртуальной реальности. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1 Ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. — Екатеринбург 1999. - с. 283.
120. Фейман Р. КЭД- странная теория света и вещества. М.: Наука. 1988. -68 с.
121. Философские проблемы естествознания: Учеб. пособие для аспирантов и студентов философ, и естеств. фак. ун-тов/ Под ред. С. Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк. 1985. - 400 с.
122. Цукио Е. Состояние и перспектива технологии мнимой реальности. // Бизнес Уик. 1993. - №1. - с. 8 -9.
123. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. — 336 с.
124. Шапиро Д. И. Человек и виртуальный мир: Когнитив., креатив, и прикладные проблемы. М.: Эдиториал УРСС. - 2000. - 222 с.
125. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН, 1995. -965 с.
126. Юхвид А.В. Концепция виртуальной реальности новый перспективный подход к авторизованному образованию // Вестник МЭГУ. Международный научно-теоретический журнал авторизованной педагогики. — 1999. -№ 11.-С: 60-63.
127. Яковлев А.И. Виртуальная реальность новая информационная технология человеко-машинного взаимодействия. - М.: Изд-во Путь, - 1999. — 78 с.
128. Яшин А.А. Информационная виртуальная реальность: Монография. Тула.: Тул. Полиграфист. - 2003. - 240 с.
129. Becker В., Paetau M. Virtualisierung des Sozialen. Die Informationsgesellschaft zwischen Fragmentierung und Globalisierung. Frankfurt a M., 1997
130. Berleur J., Whitehouse D. (eds.). An ethical global information society: Culture and democracy revisited. Chapman & Hall & IFIP Publ., 1997.
131. Bourdieu P. Le sens pratique. Paris, 1997
132. Biihl A. Die virtuelle Gesellschaft. Okonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997.
133. Giddtens A. Central problems in social theory: structure and contradiction in social analysis. London, 1997
134. Hamit F. Virtual reality and the exploration of cyberspace. — Carmel Indiana Sams Publishing. N. Y., 1993.
135. Heim M. The Metaphysics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promise. Westport and London., 1991, p. 27-33. http://jan.ucc.nau.edu/~ipct-j/1997/n4/lippert.html.
136. Leary T. Chaos and cyber culture. Berkley: Ronin Publishing, 1994.
137. Lippert P.J. Internet: the new agora? Interpersonal Computing and Technology: An Electronic Journal for the 21st Century, 1997, Vol. 5(3-4), pp. 48 51.
138. Masuda Y. The information society as post-industrial society. Tkyo, 1980
139. Mitchell W. City of bits. The MIT Press, URL http://mitpress.mit.edu/e-books/City-of-Bits/.
140. No more queues. Virtual banking offers armchair transactions and fewer jobs, The Banker, 13, may 1995.
141. Ostwald M.J. Virtual urban futures I I Virtual Politics. Identity and Community in Cyberspace / D. Holmes (ed.). SAGE Publications, 1997. P. 125 144.
142. Rheingold J.M. The virtual community. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1993.
143. Smith J. Psychological aspects of programming language choice: Why is the choice of programming language so emotionally charged? 2000. WWW document. URL http://www.media.mit.edu/~jsmith/sas/languages4.html.
144. Suler John. Unique Roles in Cyberspase. 1996. http://www.rider.edu/users/suler/psycyber/
145. Touraine A. The waning sociological image of social life // International journal of comparative sociology. Vol. 25 (1984), № 1-2.
146. Virtual cocpit,s panoramic displays advanced mission capabilities // Aviatin Week and Space Technology. 1985. № 2.
147. Wallace P. The psychology of the Internet. Cambridge University Press, '1999.
148. World apart // The Economist. March. - 11th. - 1995.