автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Византийская интеллектуальная среда: состав и формы общения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Кущ, Татьяна Викторовна
Введение.
Глава 1. Состав византийской интеллектуальной среды.
1.1. Демографический анализ интеллектуальной среды.
1.2. Интеллектуалы на государственной службе.
1.3. Социальная характеристика.
Глава 2. Формы интеллектуального общения в Византии конца Х1У-ХУ веков.
2.1. «Ученая дружба» как феномен византийской интеллектуальности.
2.2. Отношения «учитель-ученик».
2.3. Литературные салоны поздневизантийских интеллектуалов.
2.4. Письмо как форма интеллектуального общения.
Глава 3. Исход византийских интеллектуалов на Запад.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Кущ, Татьяна Викторовна
Византийская империя XIV- XV вв. представляла лишь жалкое подобие былой могущественной державы. Территория государства катастрофически сокращалась. Угроза со стороны турок - османов, ставшая с середины XIV в. уже постоянной, поднимала на повестку дня вопрос о сохранении политической независимости. Все усилия императоров были направлены на поиск союзников в борьбе с нависшей опасностью. Многочисленные дипломатические миссии в западные страны, тем не менее, не приносили ничего, кроме обещаний. Византийские правители в надежде все-таки получить помощь Запада вынуждены были идти на уступки, обсуждая унизительный для Византии союз западной и восточной церквей. Метания между турками и латинянами, возможность заключения унии, с Западом и противостояние в обществе этим попыткам приводили к политическому и религиозному расколу в обществе. Центральная власть постепенно утрачивала свои ведущие позиции на фоне роста сепаратистских тенденций, а бюрократический аппарат управления, скованный многими пороками, был недейственным. Политический и идеологический кризис усугублялся бедственным финансовым положением империи. Обнищание не только простого населения, но и верхних слоев общества было следствием недальновидной внутренней политики последних Палеологов. Негибкое государственное регулирование ремесленного производства и незащищенность внутренней и внешней торговли от иностранной (в первую очередь, венецианской и генуэзской) конкуренции приводили к экономической стагнации.
Византия как «империя противоречий»1 вновь породила на исходе своего существования удивительный парадокс. На фоне общеполитического хаоса и экономических трудностей византийская духовная жизнь времени Палеологов переживала период подъема, свой последний взлет. Именно на это время приходится деятельность многих ярких фигур византийской культуры.
Объектом исследования является византийская интеллектуальная среда 70-х гг. Х1У-ХУ вв.
Интеллектуальная деятельность включала в себя преподавание (в широком смысле); сочинительскую, переводческую работу; поддержание контактов с другими учеными посредством переписки, научных бесед и споров, обмена рукописями.
Византийская аристократия ума являлась носителем культурных традиций не только своей эпохи. Именно она и выступала в роли наследницы древней Эллады, сохраняя и культивируя в своей среде трепетное отношение к античности. Не в последнюю очередь благодаря этому тонкому слою классическое наследие оказалось живой составляющей культурного пространства византийской и западноевропейской истории.
Представители интеллектуальной среды были активно вовлечены в обсуждение внешнеполитической ситуации, в которой оказалась страна, пытаясь предложить тот или иной рецепт спасения империи. Интеллектуалы полемизировали друг с другом, выступали как главная оппозиционная сила и первый критик власти или же в качестве проводника и защитника имперских идей. При всей пестроте и неод
1 Hunger Н. Byzanz - eine Gesellschaft mit zwei Gesichtern // Historisk-filosofiske Meddelelser. Kobenhavn, 1984. Bd. 51/2. S. 3. нородности интеллектуальная среда все же сохраняла некоторое внутреннее единство.
Интеллектуалы в конце XIV-XV вв. оставались лишь довольно тонким слоем в структуре византийского общества. Они продолжали сохранять замкнутый и элитарный характер, ограничивая проникновение в свою среду высоким' образовательным «цензом».
Наличие особого интеллектуального слоя является феноменом, свойственным в средневековом европейском мире лишь византийскому социуму. На Западе процесс выделения интеллектуальной деятельности как самостоятельного рода занятий начался только с XIII-XIV вв., при этом формирование интеллигенции было обусловлено становлением университетской структуры и шло параллельно с развитием европейских университетов2.
Обращение к проблеме византийской духовности, которая является одной из стержневых основ цивилизационной парадигмы, является приоритетным направлением современного византиноведения. Это связано не только с состоянием гуманитарных наук в настоящее ч время, но и с возрождением в обществе пристального интереса к истокам русской культуры и религиозности, которые питались византийскими корнями.
Актуальность темы определяется тем, что такая общественная категория, как интеллектуалы (интеллигенция), исследуется в контексте социального кризиса, который постиг Позднюю Византию, особенно в период конца XIV - первой половины XV вв. Интеллектуалы в ситуации кризиса общества - такая тема не может не быть актуальной в настоящее время.
2 '
Уваров П.Ю. Лучшие люди христианства, лучшие люди королевства: интеллектуалы Средневековья// Элита и этнос Средневековья/ Под ред. A.A. Сванидзе. М., 1995. С. 206.
Употребление в диссертационном исследовании понятия «интеллектуал» соотносимо с понятием «интеллигент», а понятие «интеллектуальная среда» с понятием «интеллигенция», однако не в современном смысле этих преимущественно русских слов (тоже многозначных), а соответственно эпохе. Речь идет о носителях высокого образования и духовности, которые являлись производителями некоего интеллектуального продукта. В качестве аналогии могут быть приведены употребляемые в науке понятия «античная интеллигенция», «средневековая интеллигенция». Однако, в силу византиновед-ческой традиции, далее ' будут использоваться понятия «интеллектуал» и «интеллектуальная среда»3.
Византийская интеллектуальная среда эпохи Палеологов может рассматриваться как сколок некой целостной системы. Изучение ее внутренних связей и системообразующих элементов позволит понять ментальные основы данного социокультурного феномена и системы в целом.
В качестве хронологических рамок исследования взяты сле-> дующие политические события: битва при Марице 1371 г., после которой Византия утратила свой прежний политический апломб, став, по сути, вассальным государством, и падение империи в 1453 г. Однако вполне понятна относительность таких временных границ, поскольку трудно вписать жизни людей в это «прокрустово ложе» времени. Деятельность многих интеллектуалов не прекратилась в связи с
3 В трудах отечественных и зарубежных византиноведов в настоящее время широко используется термин «интеллектуальная среда» («intellectual milieu») для обозначения замкнутого слоя византийских писателей и ученых: Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV- XV вв. СПб., 1997. 2-е изд. С. 26; Поляковская М.А. V
Портреты византийских интеллектуалов. СПб, 1998. 2-е изд. С. 13; Sevcenko I. Society and Intellektual Life in the XlVth century// XIV Congrès International des études Byzantines. Bucarest, 1971. P. 9. гибелью Византии, поэтому уместно будет расширить границы до конца XV в.
Кроме временных рамок, следует уточнить и пространственные границы. Несмотря на то, что собственно византийские территории в этот период были незначительны, мы относим к византийской ойкумене и те регионы, которые находились в социокультурной близости к Византии, где еще был жив греческий дух и живы византийские традиции. Поэтому, под Византией мы подразумеваем более широкое пространство, включая и венецианский Крит, и Кипр, и Трапезунд, и некоторые другие территории, реально входившие в орбиту влияния имперйи. В силу специфики исследования будет затронут и итальянский регион.
Целью данной работы является исследование интеллектуальной среды конца XIV- XV вв. как некоего социально-культурного феномена с точки зрения его статуса, места в обществе и функционирования. Достижение основной цели предполагает решение следующих задач: • проведение просопографического, демографического, половозрастного и социального анализа интеллектуальной среды;
• рассмотрение различных форм интеллектуального общения, распространенных в конце XIV- XV вв., выявление их античных корней и гуманистической окраски;
• исследование становления и развития контактов и форм общения византийской образованной элиты с итальянскими гуманистами, изменений в отношении к западной науке, исхода ученых на Запад.
Теоретико-методологической основой исследования стал принцип историзма, в связи с чем феномен византийской интеллектуальности рассматривается в исторической перспективе, а следовательно, это делает возможным проследить становление и развитие форм поведения особого социального слоя византийского общества. Такой подход позволяет применить также методы ретроспекции и компаративного анализа, которые помогают провести параллели с ситуацией в предшествующие периоды, выделить своеобразие поздневизантий-ской интеллектуальной среды по сравнению с другими эпохами византийской истории, а также соотнести культурные реалии Византии конца XIV-XV вв. с иными цивилизационными (античной и средневековой западноевропейской) парадигмами.
Применение системного подхода к изучению интеллектуальной ситуации в обозначенный период позволяет реконструировать не только духовную сферу бытования исследуемого социума, но и другие стороны общественной жизни Византии, тем самым не разрушая «целостности» эпохи.
В диссертации были использованы методы междисциплинарного подхода, в частности, наряду с историческим анализом применялись культурологические, филологические, социологические, демографические и просопографические методики, что позволило в настоящем исследовании высветить дополнительные ракурсы изучаемых проблем.
Источниковую базу диссертационного исследования составляют эпистолярные сочинения поздневизантийских интеллектуалов. Византийское письмо относится к произведениям риторического жанра. Это определяет специфику данного источника4. Во-первых, личный характер посланий порождает высокую степень субъективности, поскольку в письмах нашли отражение авторское восприятие происходящего и его оценка5. Это свойство писем, с одной стороны, позволя
4 О характеристике поздневизантийских писем см.: Сметании В.А. Византийское общество XIII-XV веков по данным эпистолографии. Свердловск, 1987. С. 20-26.
5 Сметанин В.А. Эпистолология поздней Византии. Постановка проблемы и обзор историографии//АДСВ. 1977. Вып. 14. С. 60. ет посмотреть на эпоху глазами очевидца, но, с другой стороны, требует критичного отношения к письмам в силу определенной предвзятости автора6. Во-вторых, следование требованиям риторического жанра порождало высокую степень деконкретности7, когда информация, предназначенная для корреспондента, кодировалась, создавая скрытые информативные пласты. Кроме того, давление эпистолярных канонов заставляло автора усиливать риторическую сторону сочинения, прибегая к помощи аллюзий, иносказаний и штампов. Это затрудняет работу с данным видом источников, но не уменьшает значимости эпистолярных сочинений как ценного свидетельства по истории интеллектуальной жизни Византии.
Основным источником по данной теме стала, таким образом, корреспонденция деятелей культуры конца Х1У-ХУ вв. В первую условно выделяемую группу можно отнести специальные издания писем интеллектуалов. Богатый материал, позволяющий реконструировать жизнь византийского интеллектуала, заключен в эпистолярном наследии Димитрия Кидониса. Публикация его 450 писем была осуществлена Р. Ленертцом8. В диссертационном исследовании, в соответствии с его хронологическими рамками, использованы преимущественно письма последних двадцати лет жизни их автора. Активно привлекаются в исследовании эпистолярные сочинения византийского
6 Sykutris J. Epistolographie// Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft/Eds. G. Wissowaand W. Kroll, Stuttgart, 1931. Supplbd V. S. 219.
7 Сметанин В.А. Идейное наследие Византии и «деконкретизация» (на примере эпистолографии)//АДСВ. 1984. Вып. 21. С. 5-10; Karlsson G. Idéologie et cérémonial dans Tépistolographie byzantine. Textes du X-e siècle analysés et commentés. Uppsala, 1962. P. 14-17.
•8 Démétrius Cydonès. Correspondance/ Publ. par R.-J. Loenertz. Studi e testi, 186, 208. Città del Vaticano, 1956. Vol. 1. 1960. Vol. 2. Немецкий перевод: Demetrios Kydones. Briefe/ Übers, und erl. von F. Tinnefeld. Stuttgart, 1981-1999. T. 1, HBd. 1-2. T.2. T.3. Перевод писем последнего периода жизни Димитрия Кидониса еще не осуществлен. императора Мануила II Палеолога, изданные Г. Деннисом9; письма Мануила Калеки, вышедшие в свет под редакцией Р. Ленертца10; корреспонденция Иоанна Хортасмена в публикации Г. Хунгера11; письма Виссариона, подготовленные Л. Молером12; эпистолы Геннадия Схолария, входящие в полное собрание его сочинений13.
Вторую группу источников образуют письма других византийских интеллектуалов, разрозненно опубликованные в различных изданиях: эпистолярные сочинения Исидора Киевского14, Андроника Каллиста15, Мануила Хрисолоры16, Марка Евгеника17 и других.
Третью группу эпистолярных источников составляют письма итальянских гуманистов, в которых отражены интеллектуальные контакты византийских ученых с их западными коллегами. К работе привлекались письма Франческо Филельфо18, Гварино да Верона19, Антонио Урчео Кодро20 и других гуманистов21.
9 The letters of Manuel II Palaeologus/ Ed. G. Dennis. Washington, 1977.
10 Correspodance de Manuel Calekas/ Publ. R.Loenertz. Vaticano, 1950.
11 Johannes Chortasmenos. Briefe, Gedichte und kleine Schriften/ Publ. H. Hunger. Wien, 1969.
1 л
Aus Вessarions Gelehrtenkreis. Abhandlungen, Reden, Briefe von Bessarion, Theodores Gazes, Michael Apostolis, Andronikos Kallistos, Georgios Trapezuntios, Niccolo Perotti, Niccolo Capranica/ Ed. L. Möhler. Padeborn, 1967.
13 rscopyiou той ZxoAapiou, "Anavra та sOpiOKÖ/jeva/ Publ. L. Petit. Paris, 1928. Vol. 4.
14 Holmann G. Quelle zu Isidor von Kiew als Kardinal und Patriarch// OCP. 1952. Vol. 18. S. 143-156; Isidore of Monemvasia (and Kiev). Letters/ Ed. W. Regel// Analecta Byzantino-Russica. Petrograd, 1891; Ziegler A.W. Die restlichen vier unveröffentlichten .Briefe Isidors von Kijev// OCP. 1952. Bd. 18. S. 135- 146; Ziegler A.W. Vier bisher nicht veröffentlichte griechische Briefe Isidors von Kijev// BZ. 1951. Bd. 44. S. 570-577.
15 Boissonade J. Fr. Anecdota graeca. Paris, 1833. Vol. V; Powell J. Two letters of Andronicus Callistus to Demetrius Chalcocondyles// BNJ. 1938. Vol. 15. P. 14-20.
16 Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series graeca. Paris, Vol. 160. (далее PG); Europa im XV Jh. von Byzantinern gesehen Byzantinische Geschichtsschreiber// Hrsg. E. von Ivanka. Graz, Wien, Köln, 1954. Bd. II. S. 103-147.
17 Aajjnpoqln. П. ПаАаюАоуш m\ flsAonovvrjoiaKa. AQqvai, 1912-1923. TöfjoiA',B\
18 Lettres grecques de Francois Filelfe/ Ed. E. Legrand. Paris, 1892.
Круг источников был расширен благодаря привлечению и сочинений иного рода. Мы обращались к историческим трудам этого времени, в частности, к «Истории» Дуки22 и к «Хронике» Георгия Сфрандзи23, сообщения которых давали дополнительную информацию по интересующим нас вопросам. Также использовались некоторые речи24 и церемониальный трактат XIV в. Псевдо-Кодина25.
Для раздела диссертационного исследования, посвященного анализу статуса византийских интеллектуалов, в качестве своеобразного «вторичного» источника использован просопографический труд австрийских византинистов26.
Степень изученности проблемы. Исследованием интеллектуальной среды долгое время пренебрегали, обвиняя византийскую интеллигенцию в сервилизме и рабской зависимости от античных образцов27. Впервые интеллектуальная среда как социокультурное явление была подвергнута анализу, в том числе и статистическому, в докладе
19 Из писем Гварино да Верона/ Публ. М.И.Шеременды// сб. «Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII вв.». Иваново, 1995. С. 170-189;
Guarino Veronese. Epistolaria/ Ed. R. Sabbadini. Venezia, 1915. Vol.VIIL
Антонио Урчео Кодро. Вступительная речь к курсу лекций по греческому языку/
Публ. Н.В. Ревякиной // сб. «Традиции образования и воспитания.» С., 144-158. 01
Neuhausen К.А., Trapp Е. Lateinische Humanistenbriefe zu Bessarions Schrift «In calumniatorem Piatonis»// JOB. 1979. Bd. 28. S. 141-165.
22 Dueas. Historia Turco-Byzantina (1341-1462)/ Ed. V. Grecu. Bucharest, 1958.
23 Георгий Сфрандзи. Хроника/ Пред., перев. и примеч. Е.А. Джагацпанян// Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Вып. 5; Sphrantzes Georgios. Memorii. 1401-1477/ Ed. V. Grecu. Bukarest. 1966.
24 Плифон Г.Г. Речи о реформах/ ¡Перевод и предисловие Б.Т. Горянова// ВВ. 1953. Т. 6; Alexandre С. Plethon, Traite des Lois, ou Recueil des Fragments. Paris. 1858; «Es wäre gut für jener Menschen, wenn er nicht geboren wäre». Eine Disputation am Hof Kaiser Manuels II. über ein Jesuswort vom Verräter Judas. Einleitung, kritische Erst, und Übers, von F. Tinnefeid // JÖB.1995. Bd.45. S. 115-158.
Pseudo-Kodines. Traite des offices/Introd.,texte ettrad. J. Verpeaux. Р., 1966.
26 Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit. Wien, 1976-1994. F.l-12. (далее PLP).
27 Kazhdan A. The Fate of the Intellektual in Byzantium: A propos of Society and In-tellektual Life in Late Byzantium by I. Sevcenko (London, 1981)// GOThR. 27.1: 94.
И. Шевченко на XIV Международном Конгрессе византинистов в 1971 г.28 Американский ученый подчеркнул элитарный характер этой группы и ее немногочисленность, определил социальный статус образованных людей и их деление (в процентом отношении) на лиц светских и духовных. Однако И. Шевченко не ставил задачи дать более полную демографическую, половозрастную, этническую, социальную характеристики. Кроме того, его наблюдения распространяются преимущественно на XIV в.
Рецензия А.П. Каждана29 на статью И. Шевченко стала, по сути, ее продолжением, развив некоторые положения и скорректировав выводы. Эти две работы стали стимулом к изучению интеллектуальной среды конца XIV-XV вв. в данном диссертационном исследовании.
Интеллектуальная жизнь XIV-XV вв. стала объектом изучения в I главе монографии И.П. Медведева30. Он воссоздает «литературный быт» эпохи, анализируя такие формы духовного общения как театр и эпистолярные связи, а также уделяет значительное внимание деятельности Плифона и его интеллектуального кружка. Стиль общения византийских интеллектуалов, не являясь целью специального изучения, обозначен ученым контурно, на отдельных примерах, одновременно открывая перспективу исследования этого вопроса на ином ис-точниковом материале, чему и следовал автор диссертационного сочинения.
Внимание отечественных и зарубежных византиноведов в основном приковывали отдельные фигуры ученого мира, хотя при этом
28 Sevcenko I. Society and Intellektual Life in the XlVth century. P. 7-30. Позже эта и другие статьи, посвященные проблемам духовной жизни, вышли отдельной книгой: Sevcenko I. Society and Intellektual Life in Late Byzantium. London, 1981.
29 Kazhdan A. The Fate of the Intellektual in Byzantium. P. 83-97.
Медведев И.П. Византийский гуманизм. С. 15-65. акцент делался не только на характеристике их литературного наследия, но и на воссоздании духовно-эмоциональной атмосферы эпохи через призму воззрений, Оценок и взглядов византийских интеллектуалов31 .
Особое внимание исследователей, обращающихся к изучению XV в., приковывает судьба византийских писателей накануне и после гибели империи. Вызванная трагическими событиями эмиграция способствовала сближению двух культурных традиций. Тема взаимодействия византийского и итальянского гуманизма становится главной в серии работ Д. И. Джеанакоплоса32, в трудах Г.М. Хартмана33, П.О. Кристеллера34, И. Монфасани35, Н.Г. Вилсона36.
31 В этом отношении исследование жизни и деятельности Димитрия Кидониса является показательным. См.: Поляковская М.А. Жизнь и смерть в понимании Димитрия Кидониса// АДСВ. 1984. Вып. 21. С. 109-118; Она же. К характеристике средневекового ученого (значение научной дискуссии в понимании Димитрия Кидониса)// АДСВ. 1983. Вып. 20. С. 40-51; Она же. К характеристике византийской образованности: учителя и ученики// АДСВ. 1987. Вып. 23. С. 111-120; Она же. Портреты византийских интеллектуалов.; Kianka F. Demetrios Cyclones ( ca. 1324-ca. 1397): Intellectual and diplomatic relations between Byzantium and the West in the fourteenth century. New-Jork, 1981; Tinnefeld F. Tinnefeid F. Freundschaft und naiösia: die Korrespondenz des Demetrios Kydones mit Rhadenos // Byz. 1985. T. 55. Fase. 1. S. 210-244; Tinnefeld F. Georgios Philosophos. Ein Korrespondent und Freund des Demetrios Kydones// OCP. 1972. Bd. 38. H. 1. S. 142-171. О других примерах см. также: Красавина С.К. Дука и Сфрандзи об унии православной и католической церквей// ВВ. 1967. Т. 27. С. 142-152; Удальцова З.В. Борьба византийских партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии// ВВ. 1950. Т. 3. С. 106-132. ол
Geanakoplos D.I. Constantinople and the West. Wisconsin, 1989; Ibidem. Constantinople and the West. Essays on the Late Byzantine (Palaeologan) and Italian Renaissances and the Byzantine and Roman Churches. Wisconsin. 1989; Ibidem. Interaction of the «Sibling» Byzantine and Western Cultures in the Middle Ages and Italian Renaissance (330-1600). New-Haven, London, 1976.
33 Хартман Г.М. Значение греческой культуры для развития итальянского гуманизма//ВВ. 1959.Т. 15. С. 100-124; Hartman G. М. Die Bedeutung des Griechentums fur die Entwicklung des italienischen Humanismus/ in: Probleme der neugriechischen Literatur. Berlin, 1960. Bd. 2.
34 Kristeller P.O. Humanismus und Renaissance. Die antiken und mittelalterlichen Quellen. München, 1973.
Импульс к изучению проблемы «исхода» византийских интеллектуалов на Запад дан исследованием ИП. Медведева37, но перемещение культуры на периферию рассматривалось им преимущественно на примере Георгия Гемиста Плифона. В диссертации же этот феномен трансплантации культуры как на периферию, так и в Италию изучен в качестве характеристической черты интеллектуальной среды позднего периода на основании источникового материала, не входившего в исследовательское поле И.П. Медведева.
В специальной литературе рассматривались, также преимущественно за пределами XV в., проблемы византийской традиции воспитания и обучения38, отношения интеллектуалов к западной науке39, представления о дружбе в образованных кругах40 и другие вопросы, которые являются штрихами к собирательному портрету византийского ученого.
Таким образом, детальное изучение самостоятельных сюжетов и исследования деятельности отдельных личностей создают почву для
35 Monfasani J. Byzantine Scholars in Renaissance Italy: Cardinal Bessarion and other Emigres. London, 1995.
36 Wilson N. G. From Byzantium to Italy. Greek studies in the Italian Renaissance. Baltimore, 1992.
Медведев И.П. Византийский гуманизм.; Он же. Греческая культура к. XV-n. п. XVII вв. как составная часть европейской культуры // История Европы. М., 1993. Т. 3. С. 586-591.
38 Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig, Berlin; 1926; Tinnefeid F. Schooling in the Palaiologan Period// Byzantium: Identity, Image, Influence. Abstracts. XIX International Congress of Byzantine Studies. Copenhagen, 1996. S. 7521; Ibidem. Von Tradition und Wandel humanistischer Erziehung in Byzanz// Gymnasium. 1989. Bd. 96. H. 5. S. 429-443.
39 Sevcenko I. The Decline of Byzantium seen through the eyes of its Intellectuals// DOP. 1961. Vol. 15. P. 169-186; Tinnefeld F. Das Niveau der Abendländischen Wissenschaft aus der Sicht gebildeter Byzantiner im 13. und 14. Jh.// BF. 1979. Vol.6. S. 241-281.
40 Любарский Я. H. Михаил Пселл: личность и творчество. М., 1978. С. 117-124; Tinnefeld F. «Freundschaft» in Briefen des Michael Psellos. Theorie und Wirklichkeit// JOB. 1973. Bd. 22. более широких обобщений в рамках обозначенной проблемы и хронологических рамок.
Отдельные историографические сюжеты проблемы будут рассмотрены в последующих главах, соответственно тем темам, которые они поднимают.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• впервые рассмотрена во всех возможных аспектах характеристики византийская интеллектуальная среда как особый социальный слой в акорпорированном византийском обществе;
• впервые объект исследования рассмотрен в рамках конца Х1У-ХУ вв.;
• впервые дан комплексный анализ стиля жизни и общения поздне-византийских интеллектуалов.
Практическая значимость диссертации вытекает из исторического материала и выводов, представленных в работе. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов «История средних веков», «История культуры средних веков», специальных курсов по истории и истории культуры Византии, а также при разработке учебных пособий и программ спецкурсов, при написании монографического исследования по истории европейской интеллигенции.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в 10 статьях, а также в докладах на межвузовских конференциях студентов и аспирантов «Высшая школа в преддверии XXI века» (Екатеринбург, 1995), «Россия в контексте мировой истории» (Екатеринбург, 1996), на X научных Сюзюмов-ских чтениях «История Византии и византийская археология» (Екатеринбург, 1998), на XV Всероссийской научной сессии византинистов «Византийское государство в 1У-ХУ вв. Центр и периферия» (Барнаул, 1998). Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре истории древнего мира и средних веков исторического факультета Уральского госуниверситета.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Византийская интеллектуальная среда: состав и формы общения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование интеллектуальной среды конца XIV-XV вв. позволяет сформулировать общие выводы.
Интеллектуальное сообщество данного периода сохраняло положение немногочисленного слоя византийского общества, оставаясь замкнутой социальной группой с прочными внутренними связями. Список поздневизантийских интеллектуалов, проанализированный в диссертационном исследовании, представлен 151 именем. Просопо-графический и демографический анализ дал возможность нарисовать собирательный портрет носителей византийской культуры. Научные штудии являлись преимущественно мужским занятием. Среди интеллектуалов поразительно много долгожителей по меркам средневекового времени. Люди образования предпочитали вступать в брак, бережно относились к семейным узам, тем не менее, они пропагандировали свободу от брачных обязательств как необходимый выбор истинного ученого. В этот период среди писателей увеличивается число выходцев из провинций, но они, как и их предшественники, тяготели в большей степени к Константинополю, который оставался культурной столицей империи. Однако его лидерство с конца XIV в. начинают оспаривать другие центры интеллектуальной жизни как в Византии (Мистра, Фессалоника, Афон), так и за пределами империи (итальянские города). Провинциализация интеллектуальной жизни становится устойчивой тенденцией. Смена вектора притяжения интеллектуальных сил на центробежный усиливается на протяжении первой половины XV в., что было связано с общей политической ситуацией в стране, вызвавшей массовую эмиграцию ученых.
Византийские интеллектуалы принадлежали как к светским, так и к церковным кругам. Почти половина из них занимала посты в церковной иерархии, часть связывала себя монашескими обетами. В этот период появляются такие люди, которые сменили вероисповедание и перешли на службу папскому престолу, сумев сделать там блестящую карьеру (кардинал Виссарион). Лишь незначительное число интеллектуалов имело практическую профессию врача, адвоката и пр.
В связи с этим многие представители ученого сообщества, не обладавшие земельными владениями, стремились попасть на государственную службу. Это обеспечивало образованному человеку повышение социального статуса и улучшение материального положения. Интеллектуалы участвовали в дипломатических посольствах, выполняли личные поручения императора, занимали посты в административном аппарате управления. Однако в исследуемый период сокращается практика раздачи должностей образованным людям, которых васи-левс предпочитает использовать частным порядком. Другая тенденция, проявившаяся с начала XV в., связана с переходом интеллектуалов на службу к другим правителям. Все более слабеющая центральная власть была не в состоянии удержать их вокруг себя, и интеллигенция вынуждена искать новых, более надежных покровителей за пределами императорского дворца.
Византийские интеллектуалы конца XIV-XV вв., как показывает социальный анализ, принадлежали к нескольким общественным группам: к верхним и средним слоям византийского социума. Имея порой довольно скромное происхождение, образованный человек, тем не менее, мог рассчитывать на продвижение по социальной лестнице. Таким образом, образование являлось тем «социальным лифтом», который обеспечивал вертикальную мобильность в обществе. И если интеллектуалы в целом не относились к верхушке социума, то они, несомненно, находились в непосредственном ее окружении.
Являясь замкнутой группой, византийское интеллектуальное сообщество было связано воедино прочными внутренними нитями, в качестве которых выступали различные формы межличностного общения, скрашенные «ученой дружбой». Феномен «ученой дружбы», который питался античными корнями, является свойством именно византийской интеллектуальности. Он наложил отпечаток на характер личных взаимоотношений в ученом мире, на ход научной дискуссии, на представления в интеллектуальной среде об идеале ученого. «Ученая дружба» также выполняла компенсаторные функции (заступничество, протекция), выступая в качестве заменителя социальных связей.
Отношения «учитель - ученик», имеющие в Византии глубокие традиции, укрепляли корпоративность данной группы и являлись одной из форм интеллектуальных контактов. Эти отношения возникали как вид наставничества, где доминантой выступали общность научных интересов и дружеское расположение.
Особой формой интеллектуального общения были византийские веатра. Литературные собрания имели выраженную гуманистическую окраску, что проявилось в способе их функционирования, Византийские театры, рассмотренные через призму их игрового начала (как литературная игра и игра в античность), вывели нас на проблему диалогизма в контексте данной культуры.
Эпистолярная форма общения, получившая широкое распространение в интеллектуальной среде, демонстрирует глубину античной традиции на византийской почве. Письма являлись способом коммуникации интеллектуалов, ареной, на которой мерялись риторическим
Список научной литературыКущ, Татьяна Викторовна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Антонио Урчео Кодро. Вступительная речь к курсу лекций по греческому языку// сб. «Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII вв.». Иваново, 1995.
2. Византийский сатирический диалог/ Под. ред. Я.Н. Любарского. Л., 1986.
3. Георгий Сфрандзи. Хроника/ Пред., перев. и примеч. Е.А. Джагацпанян// Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Вып. 5.
4. Из писем Гварино да Верона/ Публ. М.И.Шеременды// «Традиции образования.».
5. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
6. Памятники византийской литературы IX-XIV вв. М., 1969.
7. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II-V вв. М., 1964.
8. Плифон Г.Г. Речи о реформах/ Перевод и пред. Б.Т. Горянова// ВВ. 1953. Т. 6.
9. Alexandre С. Plethon, Traite des Lois, ou Recueil des Fragments. Paris, 1858.
10. Correspodance de Manuel Calekas/ Publ. R.Loenertz. Vaticano, 1950.
11. Europa im XV Jh. von Byzantinern gesehen Byzantinische Geschichtsschreiber/ Hrsg. E. von Ivanka. Graz, Wien, Köln, 1954. Bd. 2.
12. Demetrios Kydones. Briefe/ Übers, und erl. von F. Tinnefeid. Stuttgart, 1981-1999.T. l,HBd. 1-2.T.2.T. 3.
13. Гесоруюи тои IxoAapiou,"AnavTa та eöpiOKÖpsvaf Publ. L. Petit. Paris, 1928. Vol. 4.
14. Guarino Veronese. Epistolaria/ Ed. R. Sabbadini. Venezia, 1915. Vol. VIII.
15. Hofmann G. Quelle zu Isidor von Kiew als Kardinal und Patriarch// OCP. 1952. Vol. 18.
16. Johannes Chortasmenos. Briefe, Gedichte und kleine Schriften/ Publ. H. Hunger. Wien, 1969.
17. Isidore of Monemvasia (and Kiev). Letters/ Ed. W. Regel// Analecta Byzan-tino-Russica. Petrograd, 1891.
18. Ла/jnpoq In. П. ilaAaioAöyeia Kai ilsAonovvqaiaKa. AQqvai, 1912-1923. Töfjoi 1,2.
19. Lettres grecques de Francois Filelfe/ Ed. E. Legrand. Paris, 1892.
20. The letters of Manuel II Palaeologus/ Ed. G. Dennis. Washington, 1977.
21. Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series graeca. Paris, T. 156, 160, 161. (PG)
22. Neuhausen K.A., Trapp E. Lateinische Humanistenbriefe zu Bessarions Schrift «In calumniatorem Piatonis»// JOB. 1979. Bd. 28. S. 141-165.
23. Petavius. Dogmata theologia. Editio nova. Paris, 1865. T. 3.
24. Plethon G.G. Politik, Philosophie und Rhetorik im spätbyzantinischen Reich (1355-1452)/ Übers, und erläut. von W. Blum. Stuttgart, 1988.
25. Powell J. Two letters of Andronicus Callistus to Demetrius Chalcocondyles// BNJ. 1938. Vol. 15.
26. Pseudo-Kodines. Traite des offices/ Introd., texte et trad. J. Verpeaux. Paris, 1966.
27. Sphrantzes Georgios. Memorii. 1401 -1477/ Ed. V. Grecu. Bukarest, 1966.
28. Ziegler A.W. Die restlichen vier unveröffentlichten Briefe Isidors von Kijev// OCP. 1952. Bd. 18.
29. Ziegler A.W. Vier bisher nicht veröffentlichte griechische Briefe Isidors von Kijev//BZ. 1951. Bd. 44.2. Справочная литература
30. Dictionary of the Middle Ages. N-Y, 1986.
31. Dölger F. Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reiches. München, Berlin, 1965. Teil 5.
32. Lexikon des Mittelalters. München, Zürich, 1977. Bd. II.
33. The Oxford Dictionary of Byzantium. NY-Oxford, 1991. 3 Vol.39. ilavkooijio Вюурсхфко As^'iko. AQqva, 1985. 4 T.
34. Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit. Wien, 1976-1994. F. 1-12. (PLP).3. Специальная литература
35. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности/ Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.
36. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
37. Артог Ф. Возвращение Одиссея// Одиссей: человек в истории. М., 1998.
38. Барвинок В.И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев, 1911.
39. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
40. Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл. М., 1890.
41. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М. Бахтина)// Одиссей: человек в истории. М., 1989.
42. Брагина Л. М. Аргиропуло (из истории философии итальянского Возрождения)// СВ. 1968. Вып. 31.
43. Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и ее общеевропейское значение// История Европы. М., 1993. Т. 3.
44. Броджи-Беркоф Дж. Древнерусская и византийская эпистолография: сравнительный анализ/ Русь между Востоком и Западом: культура и общество, X-XVII вв. Зарубежные и советские исследования. М., 1991. Ч. 1.
45. Бронштейн В.А. Георгий Трапезундский// ВИ. 1995. № 9.
46. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.
47. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. СПб., 1999.
48. Васильев A.A. Падение Византии. Л., 1925.
49. Васильев A.A. Путешествие византийского императора Мануила II Па-леолога по Западной Европе// ЖМНП. 1912. Т. 5- 6.
50. Веселаго Е.Б. Историческое сочинение Лаоника Халкокондила// ВВ. 1957. Т. 12.
51. Веселаго Е.Б. Еще раз о Лаонике Халкокондиле и его историческом труде//ВВ. 1958. Т. 14.
52. Гарэн Э. Проблемы итальянского гуманизма. М., 1986.
53. Горфункель А.Х Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
54. Горянов Б.Т. Религиозно-полемическая литература по вопросу об отноIшении к латинянам в Византии Х1П-ХУ вв.// ВВ. 1956. Т 8.
55. Горянов Б.Т. Предисловие/ Плифон Г.Г. Речи о реформах/ перевод и предисловие Б.Т. Горянова// ВВ. 1953. Т. 6.
56. Греку В. К вопросу о биографии и историческом труде Лаоника Халко-кондила// ВВ. 1958. Т. 13.
57. Гукова С.Н. Школа и образование в поздней Византии// Культура Византии XIII- первая половина XV в. М., 1991.
58. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. М., 1947. Т. 1.
59. Дестунис Г.С. Опыт биографии Георгия Франдзия// ЖМНП. 1893.
60. Джагаспанян Е.Д. Мировоззрение византийского историка XV в. Георгия Сфрандзи// Кавказ и Византия. Ереван, 1982. Вып. 2.
61. Джагацпанян Е.Д. Предисловие/ Георгий Сфрандзи. Хроника/ Пред., пе-рев. и примеч. Е.А. Джагацпанян// Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Вып.5. ' '
62. Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М., 1908.
63. Дуйчев И.С. О древнерусском переводе «Рыдания» Иоанна Евгеника// ВВ. 1957. Т. 12.
64. Жаворонков П.И. Гуманистические мотивы в культуре Никейской империи//ВВ. 1989. Т. 50.
65. Жаворонков П.И. Состав и эволюция высшей знати Никейской империи: элита//ВО. 1991.
66. Закржевская О.Г. Концепция патриотизма Никифора Григоры (к вопросу о «греческом патриотизме XIV в.)// АДСВ. 1977. Вып. 14.
67. Ирмшер И. Трансформация идеи государственности в последний период истории Византии// ВВ. 1976. Т. 37.
68. История Византии. М., 1967. Т. 3.
69. Каждан А.П. Об аристократизации византийского общества УШ-ХП вв.// ЗРВИ. 1968. Т. XI.
70. Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.). СПб, 1997.
71. Каждан А.П. Византийский публицист XII в. Евстафий Солунский// ВВ. 1967. Т. 27; 1968. Т.28; 1969. Т. 29.
72. Каждан А.П. Изучение истории византийской знати. Рец. на: G. Weis. Ioannes Kantakuzenos Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch. Wiesbaden, 1969//BB. 1973. T. 34.
73. Каждан А.П. «Корабль в бурном море». К вопросу о соотношении образной системы и исторических взглядов двух византийских писателей/ Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
74. Каждан A.C. Социальный состав господствующего класса XI-XII вв. в Византии. М., 1971.
75. Карпов С.П. Трапезундский ученый Георгий Амирутци// ВИ. 1991. № 6.
76. Корелин Н.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. СПб, 1914.
77. Красавина С.К. Дука и Сфрандзи об унии православной и католической церквей// ВВ. 1967. Т. 27.
78. Красавина С.К. Мировоззрение и социально-политические взгляды византийского историка Дуки// ВВ. 1973. Т. 34.
79. Кривушйн И.В. Византийское образование при Палеологах// сб. «Традиции образования и воспитания.»
80. Кудрявцев О.Ф. От эрудитских собраний к научным сообществам: итальянские академии XV-XVII вв.// СВ. 1985. Т. 48.
81. Литаврин Г.Г., Медведев И.П. Дипломатия поздней Византии// Культура Византии. М., 1991. Т. 3.
82. Литаврин Г.Г. Рец. на: Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV- XV вв. Л., 1976//ВВ. 1980. Т. 41.
83. Любарский Я. Н. Пселл в отношениях с современниками (опыт характеристики личности)// ВВ. 1976. Т. 37.
84. Любарский Я. Н. Михаил Пселл: личность и творчество. М., 1978.
85. Малахов С.Н. Дружба и духовное родство в византийском обществе по письмам патриарха Николая Мистика// Доклады межвузовской научно-теоретической конференции.Петропавловск-Камчатский, 1992.
86. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб, 1997.
87. Медведев И.П. Греческая культура к. XV-n. п. XVII вв. как составная часть европейской культуры// История Европы. М., 1993. Т. 3.
88. Медведев И.П. К вопросу о принципах византийской дипломатии накануне падения империи// ВВ. 1972. Т. 33.
89. Медведев И. П. Литературные «салоны» в поздней Византии// Литература и искусство в системе культуры. М., 1988.
90. Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийско-го города. Л., 1973.
91. Медведев И.П. Падение Константинополя в греко-итальянской гуманистической публицистике XV в.// Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. СПб, 1999.
92. Медведев И.П. Политическая экономия Георгия Гемиста Плифона// ВВ. 1973. Т. 34.
93. Медведев И.П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры// Культура Византии XIII- первая половина XV вв. М., 1991.
94. Мейендорф И.Ф. Флорентийский собор: Причины исторической неудачи//ВВ. 1991. Т. 52.
95. Мещерский H.A. «Рыдание» Иоанна Евгеника и его древнерусский перевод//ВВ. 1953. Т.7.
96. Монье Ф. Опыт литературной истории Италии. Кватроченто. СПб, 1904.
97. Поляковская М.А. Димитрий Кидонис и Запад (60-е гг. XIV в.)// АД СВ. 1979. Вып. 16.
98. Поляковская М.А. Жизнь и смерть в понимании Димитрия Кидониса// АДСВ. 1984. Вып. 21.
99. Поляковская М.А. Чекалова A.A. Интеллектуалы и власть в Византии// ВО. 1996.
100. Поляковская М.А. К характеристике средневекового ученого (значение научной дискуссии в понимании Димитрия Кидониса)// АД СВ. 1983. Вып. 20.
101. Поляковская М.А. К характеристике византийской образованности: учителя и ученики//АДСВ. 1987. Вып. 23.
102. Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов. СПб., 1998.
103. Поляковская М.А., Медведев И.П. Развитие политических идей в поздней Византии // Культура Византии XIII- первая половина XV вв. М., 1991.
104. Поляковская М.А. Эмоциональный мир византийца// АДСВ. 1992. Вып. 26.
105. Ш.Попова Т.В. Византийская эпистолография// Византийская литература. М., 1974.
106. Прохоров Г. М. Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе//ТО ДР Л. 1979. Т. 33. ИЗ.Пшизова С.Н. Флорентийский университет и развитие гуманизма в XIV-XV вв.// СВ. 1993. Вып. 56.
107. Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV вв. Иваново, 1993.
108. Сметанин В.А. Византийское общество XIII-XV веков по данным эпиNстолографии. Свердловск, 1987.
109. Сметанин В.А. Восприятие общественных проблем ортодоксально-православным мыслителем (Иосиф Вриенний)// АДСВ. 1990. Вып. 25.
110. Сметанин В.А. Идейное наследие Византии и «деконкретизация» (на примере эпистолографии)// АДСВ. 1984. Вып. 21.
111. Сметанин В.А. Новое в развитии представлений об эпистолографии// АДСВ. .1980. Вып. 17.
112. Сметанин В.А. Об объеме эпистолярного наследия поздневизантийских авторов// АДСВ. 1973. Вып. 10.
113. Сметанин В.А. Перечень изданий поздневизантийских писем с 1502 до 1917 гг.// АДСВ. 1969. Вып. 6.
114. Сметанин В.А. Теоретическая часть эпистолологии и конкретно-исторический эфармосис поздней Византии// АДСВ. 1979. Вып. 16.
115. Сметанин В.А. Эпистолография. Свердловск, 1970.
116. Сметанин В.А. Эпистолология поздней Византии. Постановка проблемы и обзор историографии//АДСВ. 1977. Вып. 14.
117. Сметанин В.А. Эпистолология поздней Византии. Проэвлевсис (конкретно-историческая часть)// АДСВ. 1978. Вып. 15.
118. Соловьев C.B. Мануил Хризолор и гуманистический идеал образованности (конец XIV -первая половина XV века)// сб. «Традиции образования и воспитания.»
119. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
120. Сюзюмов М.Я. Возрождение, гуманизм и феодализм// АДСВ. 1979. Вып. 16.
121. Сюзюмов М.Я. Некоторые проблемы исторического развития Византии и Запада//ВВ. 1973. Т. 35.
122. Тивчев П. Леонтий Махера как историк Кипра// ВВ. 1973. Т. 35.
123. Уваров П.Ю, Лучшие люди христианства, лучшие люди королевства: интеллектуалы Средневековья// Элита и этнос Средневековья. Под ред. A.A. Сванидзе. М., 1995.
124. Удальцова З.В. Борьба византийских партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии// ВВ. 1950. Т. 3.
125. Удальцова З.В. Вклад византийской культуры в культурное развитие Европы/ Литература и искусство в системе культуры. М., 1988.
126. Удальцова З.В. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского// ВВ. 1976. Т. 37.
127. Удальцова З.В. К вопросу о социально-политических взглядах византийского историка XV в. Критовула// ВВ. 1957. Т. 12.
128. Удальцова З.В. Рец. на: Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. Л., 1976// ВВ. 1980. Т. 41.
129. Удадьцова З.В. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии// ВВ. 1973. Т. 35.
130. Утченко С.Л. Две шкалы римской системы ценностей// ВДИ. 1972. № 4.
131. Фонкич Б.Л. Иоанн Евгеник и его «Монодия на падение Константинополя»// Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. СПб, 1999.
132. Фрейберг Л.А. Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета IX-XV вв. М., 1978.
133. Хартман Г.М. Значение греческой культуры для развития итальянского гуманизма//ВВ. 1959. Т. 15.
134. Хвостова К.В. Византийская цивилизация//ВИ. 1995. № 5.
135. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.v
136. ХейзингаЯОсень Средневековья. М., 1988.
137. Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. М., 1959.
138. Anastos М. Studies in Byzantine Intellectual History. London, 1979.
139. Arnakis G. George Pachymeres- a Byzantine humanist// GOThR. 1966-1967. Vol. 12.
140. Barker J.W. Manuel II Palaeologus (1391-1425): A Study in Late Byzantine Statesmanship. New-Brunswick, New-Jersey, 1969.
141. Baxandall M. Guarino, Pisanello and Manuel Chrysoloras// Journal of the Warburg and Courtauld Institut. 1965. Vol. 28.
142. Beck H.-G. Das byzantinische Jahrtausend. München, 1994.
143. Beck H.-G. Der byzantinische "Ministerpräsident"// BZ. 1955. Bd. 48.
144. Beck H.-G. Die griechische Volksliteratur des 14. Jahrhunderts. Beiträge zu einer Standortsbestimmung// XIV Congrès International des études Byzantines. Bucarest, 1971.
145. Beck H.-G. Geschichte der byzantinischen Volksliteratur. München, 1971.
146. Beck H.-G. Humanismus und Palamismus// Xlle Congrès International des études Byzantines. Belgrade-Ochride. 1961. Rapports III.
147. Beck H.-G. Kirche und Theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959.
148. Bernardinello S. La grammatica di Manuele Caleca// XIV Congrès International des études Byzantines. Bucarest, 1971.
149. Browning R. Byzantine Scholarship// Browning R. Studies on Byzantine Histori, Literature and Education. London, 1977.
150. Browning R. Byzantinische Schulen und Schulmeister// Das Altertum. 1963. Bd. 9.H.2158; Cammelli G. I dotti bizantini e le origini dell 'Umanesimo, I. Manuele Crisolora. Firenze, 1941.
151. Dagron G. Manuel Chrysoloras: Constantinople ou Rome// BF. 1987. Bd. 12.
152. Darrouzes J. La date la mort d'André Chrysoberges O.P., archeveque de Nicosie et légat apostolique en Chypre/ in: Darrouzes J. Littérature et histoire des textes byzantins. London, 1972. Vol. XIX.
153. Die Editiontätigkeit der Griechen in der italienischen Renaissance (14691529). Graekogermanika. Acta humaniora. 1989.
154. Dieten van J.-L. Politische Ideologie und Niedergang im Byzanz der Palaiologèn// Zeitschrift für historische Forschung. 1978. Bd.6. H. 1.
155. Diller A. Ioannes Canabytzes und Michael Chrysococces// Byz. 1972. T. 42.
156. Dölger F. Politische und geistige Strömungen im sterbenden Byzanz// JÖBG. 1954. Bd. 3.
157. Enepekides P. Der Briefwechsel des Maximos Margunios, Bischof von Kythera (1549-1602). Ein Beitrag zur Kirchen und Gelehrtengeschichte der Griechen im 16. Jh. und denen Beziehungen zum Abendland// JOBG. 1951. Bd. 1.
158. Eubel C. Hierarchia catolica medii aevi. Munster, 1914. Vol. 2.
159. Eszer A.K. Das abenteuerliche Leben des Johannes Laskaris Kalopheros. Forschungen zur Geschichte der ost-westlichen Beziehungen im XIV Jh. Wiesbaden, 1969.
160. Fledelius K. Byzantium and the West 1204-1996- a European Perspective// Byzantium. Identity, Image, Influence. XIX International congress of Byzntine Studies. University of Copenhagen, 1996. Major Papers.
161. Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig, Berlin, 1926.
162. Geanakoplos D.J. Constantinople and the West. Essays on the Late Byzantine (Palaeologan) and Italian Renaissances and the Byzantine and Roman Churches. Wisconsin, 1989.
163. Geanakoplos D.J. Interaction of the «Sibling» Byzantine and Western Cultures in the Middle Ages and Italian Renaissance (330-1600). New-Haven, London, 1976.
164. Grecu V. Georgios Sphrantzes// BS. 1965. Vol. 26. N. 1.
165. Grecu V. Kritobulos aus Imbrös//BS. 1957. Vol. 18.
166. Harris J. Greek emigres in the West. Camberley, 1995.
167. Hartman G.M. Das Menschliche in der Weltanschauung der Renaissance/ Renaissance und Humanismus in Mittel- und Osteuropa. Hrsg. I. Irmscher. Berlin, 1962. Bd. 1.
168. Hartman G. M. Die Bedeutung des Griechentums für die Entwicklung des italienischen Humanismus/ In: Probleme der neugriechischen Literatur. Berlin, 1960. Bd.2.
169. Hatlie P. Life and Artistry in the «Publication» of Demetrios Kydones' Letter Collection// GRBS. 1996. Vol. 37/4.
170. Hatlie P. Redeeming byzantine EpistoIography//BMGS. 1996. Vol. 20.
171. Haynes A. Manuel Chrysoloras- a Byzantine Scholars. The Renaissance in Italy was enhanced by the arrival of scholars from Byzantium to wards the end of the fourteenth century// History today. 1977. Vol. 27.
172. Hofmann G. Quelle zu Isidor von Kiew als Kardinal und Patriarch// OCP. 1952. Vol. 18.
173. Homey er H. Zur Synkrisis des Manuel Chrysoloras, einem Vergleich zwischen Rom und Konstantinopel. Ein Beitrag zum italienischen Frühhumanismus//Klio. 1980. Vol. 62/2.
174. Hunger H. Aspekte der griechischen Rhetorik von Gorgias bis zum Untergang von Byzanz// Ösrerreichische Akademie der Wissenschaft. Philosophisch-historische Klasse. Sitzungsberichte, Wien, 1972. Bd. 277. Abh.3.
175. Hunger H. Aus den letzten Lebensjahren des Johannes Chortasmenos. Das Synaxarion im Cod. Christ Church Gr. 56// JOB. 1995. Bd. 45.
176. Hunger H. Byzantinischen Geisteswelt von Konstantin dem Grossen bis zum Fall Konstantinopels. Amsterdam, 1967.
177. Hunger H. Byzanz- eine Gesellschaft mit zwei Gesichtern// Historisk-filosofiske Meddelelser. Kobenhavn, 1984. Bd. 51/2.
178. Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978. Bd. 1-2.
179. Hunger H. Der Ethikos des Theodoros Metochites// 'EÁÁqviKá: napápTqpcx. 1957. T. 9.
180. Hunger H. Johannes Chortasmenos. Briefe, Gedichte und kleine Schriften. Wien, 1969.
181. Hunger H. Klassizistische Tendenzen in der byzantinischen Literatur des 14. Jahrhunderts// XIV Congrès International des études Byzantines. Bucarest, 1971.
182. Hunger H. On the Imitation (¡jijjqoiq) of Antiquity in Byzantine Literature// DOP. 1969-1970. Vol. 23/24. ,
183. Hunger H. Phänomen Byzanz- aus europäischer Sicht. München, 1984.
184. Hunger H. Prooimion: Elemente der byzantinischen Kaiseridee in den Arengen der Urkunden. Wien, 1964.
185. Hunger H. Reich der neuen Mitte. Der christliche Geist der byzantinischen Kultur. Graz,Wien, Köln, 1965.
186. Hunger H. Spätbyzantinische Bildbeschreibung der Geburt Christi// JÖBG. 1958. Bd. 7.
187. Irmscher J. Georgios von Trapezunt als Griechischer Patriot// XII Congrès International des études Byzantines. Beograd, 1964. T. 2.
188. Irmscher J. r&œpyioq T llAfjdcûv: AàoKaAoq tcüv 'EAAqvœv Kai AàoKaAoq rrjq Aüaqq//BuÇavTivœ MeAérai. 1991. T. 3.1.66-75.
189. Irmscher J.Nikäa als «Zentrum des grichischen Patriotismus»// RESEE. 1970. T. 8. №1.
190. Ivanka E. Der Fall Konstantinopels und das byzantinische Geschichtsdenken//JÖBG. 1954. Bd. 3.
191. Jacoby D. Jean Laskaris Calopheros// REB. 1968. Vol. 26.
192. Karlsson G. Idéologie et cérémonial dans Tépistolographie byzantine. Textes du X-e siècle analysés et commentés. Uppsala, 1962.
193. Karpozilos A. Thomas Aquinas and the Byzantine East// 'EKKAqoiacmKÔq 0Ùpoq. 1970. Vol. 52.
194. Kazhdan A. P., Epstein A. W. Change in byzantine Culture in the eleventh and twelfth centuries. Berkeley, Los Angeles, London, 1985.
195. Kazhdan A. Der Mensch in der byzantinischen Literaturgeschichte//JOB. 1979. Bd. 28.
196. Kazhdan A., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to modern byzantine Studies. Washington, 1982.
197. Kazhdan A. The Fate of the Intellektual in Byzantium: A Propos of Society and Intellektual Life in Late Byzantium. By I. Sevcenko. London: Variorum Reprints, 19817/ GOThR. 1982. Vol. 27. N. 1.
198. Kianka F. Demetrios Cydones and Thomas Aquinas// Byz. 1982. Vol. 52.
199. Kianka F. Demetrios Cydones ( ca. 1324-ca. 1397): Intellectual and diplomatic relations between Byzantium and the West in the fourteenth century. N-Y,1981.
200. Kianka F. Demetrios Kydones and Italy// DOP. 1995.Vol. 49.
201. Kianka F. The Letters of Demetrios Kydones to Empress Helena Kantak-oüzene Palaiologina// DOP. 1992. Vol. 46.
202. Kioussopoulou A. La ville chez Manuel Chrysoloras: lúvKpiaiq ílaÁaiáq Kai Néaq 'PáfjqqlIBS. 1998. Vol. 59/1.
203. Klette Th. Beiträge Geschichte und Literatur der Italienischen Gelehrtenrenaissance. N- Y, 1970.
204. Konstantinou E. Der Beitrag der byzantinischen Gelehrten zur abendländischen Renaissance des 15. Jh.// Byzantina. 1985. Vol. 13/2.
205. Kristeller P.O. Humanismus und Renaissance. Die antiken und mittelalterlichen Quellen. München, 1973. Bd. 1.
206. Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches (527-1453). München, 1897. Vol. 1.
207. Lampros Sp. Das Testament des Neilos Damilas// BZ. 1895. Bd. 4.
208. Laourdas B. Intellectuals, scholars and bureaucrats in the byzantine society// KAr/povo/jia. OeooaÀoviKr., 1970. T. 2.
209. Leontiades I. G. Gelehrtenkreise im Thessaloniki der Palaiologenzeit// 'Erœpsia MaKSöoviKäv onouôœv.'EopTaoTiKÔq rôfjoç, 50 xpovia, 1939-1989. OsooaÀoviKrj, 1992.
210. Loenertz R. La société des freres pérégrinants. Étude sur l'Orient Dominicain. Rome, 1937.
211. Loenertz R. Pour la biographie de Jean Laskaris Calopheros// REB. 1970. Vol. 28.
212. Loenertz R. Pour la biographie du cardinal Bessarion// OCP. 1944. Vol. 10.
213. Ljubarskij Ja. The Fall of an Intellectual: The Intellectual and Moral Atmosphere in Eleventh-Century Byzantium// Byzantine Studies. Essays on the Slavic World and the Eleventh Century. New Rochelle, N-Y, 1992.
214. Masai Fr. Le problème des influences byzantines sur le platonisme italien de la Renaissance.- Bull, de l'Association Guillaume. Bude, 1953.
215. Masai Fr. Plethon et le Platonisme de Mistra. Paris, 1956.
216. Matschke K.-P. The Notaras family and its Italian connections// DOP. 1995. Vol. 49.
217. Matschke K.-P. Die Schlacht bei Ankara und das Schicksal von Byzanz. Studien zur spätbyzantinischen Geschichte zwischen 1402 und 1422. Weimar, 1981.
218. Matschke K.-P. Die spätbyzantinische Öffentlichkeit/ in: Tanz S. Mentalität und Gesellschaft im Mittelalter. Beitrag zur Mentalitätsgeschichte. Frankfurt am Main, 1993. Bd. 2.
219. Medvedev I. P. The so-called déarpa as a form of communication of the byzantine intellectuals in the 14th and 15th centuries/ 'H èrriKoivcûvia orà BuÇâvTio. 'AQqva, 1993.
220. Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e
221. Teodoro Meliteniota. Vaticana, 1931.
222. Meyendorff I. Society and culture in the fourteenth century: religions problems// // XIV Congrès International des études Byzantines. Bucarest, 1971.
223. Möhler L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann. Padeborn, 1967. Bd. 1.
224. Möhler L. Theodor Gazes. Seine bisher ungedruckten Schriften unci Briefe// BZ. 1943. Bd. 42.
225. Monfasani J. Byzantine Scholars in Renaissance Italy: Cardinal Bessarion and other Emigres. London, 1995.
226. Mullett M. Aristocraty and Patronage in the Literarz Circles of Comnenian Constantinople/ in: M. Angold. The Byzantine Aristocracy to the IX-XIII centuries. London, 1984.
227. Nelson R. The Italian Appreciation and Appropriation of Illuminated Byzantine Manuscripts, ca. 1200-1450// DOP. 1995. Vol. 59,
228. Nicol D. The last centuries of Byzantium 1261-1453. Cambridge, 1993.
229. Oehler K. Aristotle in Byzantium// GRBS. 1964. Vol. 5. N. 2.
230. Ostrogorsky G.Geschichte des byzantinischen Staates. München, 1963.
231. Ostrogorsky G. Observations on the aristocracy in Byzantium// DOP. 1971. Vol. 25.
232. Papadopulos S. G. Thomas in Byzanz. Thomas-Rezeption und ThomasKritik in Byzanz zwischen 1354 und 1435// Theologie und Philosophie. 1974. Bd. 49.
233. Patrinelis C.G. An Unknown Discourse of Chrysoloras addressed to Manuel II Palaeologus// GRBS. 1972. Vol. 13.
234. Plethon G.G. Politik, Philosophie und Rhetorik im spätbyzantinischen Reich (1355-1452) Übers, und erläut. von W. Blum. Stuttgart, 1988.
235. IloAirq A. "AyvcooTO spyo toO NiKrjQôpou KaAA'iOTOu QavdonoûAou èdqyqorj crrôv 'lœùvvq rrjq KAipaKoq// KAqpovofJia. OeooaAoviKq, 1971. T. 3.
236. Poljakovskaja M.A. Freisinn oder Angst? Die moralischen Dominanten zweier Korporationsgruppen der byzantinischen Gesellschaft // Byzantium: Identity, Image, Influence. Abstracts. XIX International Congress of Byzantine Studies. Copenhagen, 1996.
237. Runciman S. The Last Byzantine Renaissance. Cambridge, 1970.
238. Runeimen S. Lukas Notaras, «yafjßpoq toû ßaoiAsoq». Heidelberg, 1966.
239. Setton K. V. The Byzantine Background to the Italian Renaissance// Proceedings of the American Philosophical Society. Philadelphia, 1956. Vol. 100. N. 1.
240. Sevcenko I. Intellektual Repercussions of the Council of Florence/ in: Sevcenko I. Ideology, Letters and Culture in the Byzantine World. London, 1982.
241. Sevcenko I. Renaissances before the Renaissance. Cultural revivals of Late Antiquity and the Middle Ages. California, 1984.
242. Sevcenko I. Society and Intellektual Life in the XlVth century// XIV Congrès International des études Byzantines. Bucarest, 1971.
243. Sevcenko I. Society and Intellektual Life in Late Byzantium. London, 1981.
244. Sevcenko I. The Decline of Byzantium seen through the eyes of its Intellectuals//DOP. 1961. Vol. 15.
245. Sevcenko I. Théodore Métochites, Chora et les courants intellectuels de 'époque/ Art et société aByzance sous les Paléologues. Venise, 1971.
246. Schreiner P. Zum Tod des Johannes Chortasmenos// JOB. 1995. Bd. 45.
247. Sykutris J. Epistolographie/ Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft// Eds. G. Wissowa and W. Kroll. Stuttgart, 1931. Supplbd V.
248. Talbot A.-M. Bluestocking Nuns: Intellektual Life in the Convents of Late Byzantium//Harvard Ukrainian Studies. 1983.
249. Tatakis B. La philosophic byzantine. Paris, 1949.
250. Thomson I. Manuel Chrysoloras and the early Italian Renaissance// GRBS. 1966. Vol .7.
251. Thraede K. Grundzüge grichisch-römischer Brieftopik. München, 1970.
252. Tinnefeid F. Das Leben des Demetrios Kydones// Demetrios Kydones. Briefe. T.l.HBd.l.
253. Tinnefeid F. Das Niveau der Abendländischen Wissenschaft aus der Sicht gebildeter Byzantiner im 13. und 14. Jh.// BF. 1979. Vol.6.
254. Tinnefeid F. «Es wäre gut für jener Menschen, wenn er nicht geboren wäre».t
255. Eine Disputation am Hof Kaiser Manuels II. über ein Jesuswort vom Verräter Judas//JOB. 1994. Bd. 44.
256. Tinnefeid F. «Freundschaft» in Briefen des Michael Psellos. Theorie und Wirklichkeit//JOB. 1973. Bd. 22.
257. Tinnefeid F. Freundschaft und naiösia: die Korrespondenz des Demetrios Kydones mit Rhadenos // Byz. 1985. T.55. Fasc.l.
258. Tinnefeid F. Georgios Philosophos. Ein Korrespondent und Freund des Demetrios Kydones// OCP. 1972. Bd. 38. H. 1.
259. Tinnefeid F. Kriterien und Varianten des Stils im Briefcorpus des Demetrios Kydones// JOB. 1982. Bd. 32/3.
260. Tinnefeid F. Schooling in the Palaiologan Period// Byzantium: Identity, Image, Influence. Abstracts. XIX International Congress of Byzantine Studies. Copenhagen, 1996.
261. Tinnefeld F. Von Tradition und Wandel humanistischer Erziehung in Byz-anz/ Gymnasium. 1989. Bd. 96. H. 5.
262. Thraede K. Grundzüge griechisch-römischer Brieftopik. München, 1970.
263. Trapp E. Hermetianos und Hermonymos// JOB. 1978. Bd. 27.
264. Trapp E. Die Stellung der Ärzte in der Gesellschaft der Palaiologenzeit// BS. 1972. T. 33/2.
265. Treu K. QiAia und àyânq . Zur Terminologie der Freundschaft bei Basilios und Gregor von Nazianz// Studi Ciasice. 1961. Vol. 3.
266. Toapaq F. Z(ppavTÇqq,0iaAÎTqq q 0pavTÇrjq// Byzantina. 1977. T. 9.
267. Turner C. On the Works of Theodore Agallianos// BZ. 1968. Vol. 61.
268. Turner C. The Career of George-Gennadius Scholarius// Byz. 1969. Bd. 39.
269. Verpeaux J. Contribution a l'étude de l'administration byzantine/ BS. 1955. T. 16.
270. Vogel M.- Gardthausen V. Die griechischen Schreiber des Mittelalters und der Renaissance. Hildesheim, 1966.
271. Weiss G. Joannes Kantakuzenos- Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch- in der Gesellschaftseritwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert. Wiesbaden, 1969.282/ Weiss R. Medieval and Humanist Greek. Padova, 1977.
272. Wilson N. G. From Byzantium to Italy. Greek studies in the Italian Renaissance. Baltimore, 1992.
273. ZaKuQqvàq A.A. 'lösoAoyiori ouyKpouosiq siq rqv mAiopKOuiJévqv KcovoTavTivoÛTToAiv//Nsâ 'Eoria. 1950. T. 47.
274. Ziegler A.W. Die restlichen vier unveröffentlichten Briefe Isidors von Kijev// OCP. 1952. Bd. 18.
275. Ziegler A.W. Vier bisher nicht veröffentlichte griechische Briefe Isidors von Kijev//BZ. 1951. Bd. 44.
276. Zqoq Q. Fsvvaöioq B' IxoAapioq: Bioq-ZuyypafjfjaTa-AiöaoKaAia. OsooaAoviKq, 1980.