автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Византийская святоотеческая традиция и судьбы русской духовности

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Елдин, Михаил Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Византийская святоотеческая традиция и судьбы русской духовности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Елдин, Михаил Александрович

Введение

• 1. Специфика духовно- нравственного наследия византийской святоотеческой традиции™.

1.1. Нравственная культура византийского общества-----12.

1.2. Этико- философская парадигма греческой патристики: становление и развитие

2. Византийское духовно- нравственное наследие и судьбы русской духовности.—

2.1. Древнерусская духовная культура и византийская святоотеческая традиция

2.2. Византийское нравственное наследие и становление духовности российского общества

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Елдин, Михаил Александрович

Актуальность исследования. Проблема анализа духовно- нравственного наследия византийской святоотеческой традиции до сего дня остается одной из важнейших в процессе изучения сокровищницы отечественной религиозной философии. Четкое осознание специфики культурного влияния византийско-христианского региона на развитие нравственной культуры России позволяет выявить причины многих процессов, происходящих в обществе.

В последнее время можно достаточно часто встретить оценку XX века как периода, приведшего к фрагментации и нивелированию многовековой системы религиозно-нравственных ценностей, уходящей своими корнями в далекую средневековую эпоху Византийской цивилизации, некогда давшей толчок для развития русской этической мысли. В результате размывания духовной составляющей общественных отношений, страна переживает глубочайший многоуровневый кризис, выход из которого нам представляется возможным лишь через объективное рассмотрение основного спектра вопросов, связанных с обращением к истокам русской духовности.

Актуальность избранной темы обусловлена целым рядом причин, в их числе:

-важностью переосмысления нравственного наследия религиозных мыслителей Византии в его соотнесенности с проблемами этики, религии, философского знания современности;

-недостаточностью изученности византийской святоотеческой традиции как одного из истоков восприятия нравственных ценностей исторических поколений;

-потребностью выявления философских, этических воззрений византийских и русских мыслителей, для которых характерна нравственно- дидактическая направленность их творений;

-необходимостью анализа природы византинизма, как полисемантического проявления в духовной жизни народов, принявших православие;

-необходимостью анализа природы византинизма, как полисемантического проявления в духовной жизни народов, принявших православие;

-насущностью выяснения степени преемственности Византии и России в отношении изучения религии, философии и морали;

-малоисследованностью памятников византийской святоотеческой мысли.

Обоснование темы. Тема византийской морали разработана недостаточно в современной духовной культуре. Основная масса литературы по теме относится к XIX- началу XX вв. Исходя из специфики духовного наследия Византии, следует обратиться к комплексному исследованию по данной проблематике, что предполагает систематизацию обширного научного материала, ставшего достоянием отечественной культуры. Предпринятая диссертантом попытка осмысления и своего рода оценка последней позволяет сделать вывод о том, что к проблеме этико-философских воззрений восточных отцов церкви обращались богословы, философы, историки и литераторы.

Следует отметить ярко выраженную полярность позиций, что во многом обусловлено сложностью и многогранностью культурно- идеологических процессов византийского региона. Четко осознавая многоаспектность затронутой проблемы, в данном диссертационном исследовании будут намечены лишь некоторые вехи в изучении творчества византийских и русских мыслителей.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является комплексный анализ религиозно- нравственного наследия византийской святоотеческой традиции, выявление ее роли, специфики и значения в процессе генезиса русской и византийской культур. Важным отправным пунктом данной работы является необходимость обращения особого внимания на тот факт, что проблемы современного развития российского общества могут быть рассмотрены в контексте диалога культур. Поэтому, автор опирается на традиции отечественных религиозных, этико-философских, эстетических научных парадигм, пытаясь осмыслить роль греко-византийской патристики в отечественных нравственно- культурных процессах .

В связи с вышеуказанным диссертант ставит следующие задачи:

1. Выявить основные истоки формирования и этапы развития византийской нравственной культуры.

2. Исследовать степень важности воздействия воззрений православных мыслителей на процесс формирования византийской общественной морали.

3. Раскрыть особенности взаимосвязи византийской святоотеческой традиции и русской религиозно- этической мысли.

4. Определить роль «византийского типа духовности» в процессе формирования элементов нравственной культуры российского общества.

5. Проследить пути эволюции этических ценностей греческой патристики в пространстве современной культуры российского общества.

Объектом диссертационного исследования являются этические воззрения византийских отцов церкви как один из важнейших факторов в становлении морального сознания народов византийского региона и отечественной духовности. В качестве предмета исследования выступает взаимодействие религиозных, философских, нравственных идей в диалоге культур России и Византии.

Обзор источников. Современное состояние исследований по основной проблематике работы. Круг источников, освещавших те или иные аспекты духовно- нравственного наследия византийских отцов церкви, относится уже к периоду VI - VII веков. Существенные свидетельства и даже своеобразный анализ памятников византийской патристической мысли были сделаны такими историками ранневизантийского периода как Евагрий Схоластик (V I в.)(74), а в более поздний период разработкой святоотеческого наследия занимались Никифор Константинопольский (171), Феофанн Исповедник (217), Лев Диакон (64), Михаил Пселл (160), Анна Комнина (113) и другие.

Этико-философские, религиозно- мировоззренческие концепции византийской патристической мысли явились одним из существенных элементов нравственного наследия византийской культуры. Среди наиболее известных творений и памятников святоотеческой традиции необходимо выделить наследие таких св. отцов как: Василий Кесарийский (33) который своими аналитическими «проповедями» определил вектор развития ранневизантийской литературы, как литературы ортодоксального в основном характера, а так же виднейших систематизаторов восточной патристики-Максима Исповедника (135) и Иоанна Дамаскина (95). В поздневизантийский период выделяется творческая деятельность представителей интериорного направления в православной этике: Симеона Нового Богослова (170) и Григория Паламы (151) Византийское духовно- нравственное наследие в дальнейшем развивалось в сочинениях русских православных богословов: Илариона, Кирилла Туровского (70) и Тихона Задонского, Серафима Саровского (81) и других.

В результате рассмотрения некоторых вопросов взаимодействия этнических ценностей византийской святоотеческой традиции и русской духовной культуры, были отмечены и проанализированы позиции таких выдающихся русских философов досоветского периода, как К.Н. Леонтьев (119), С.Н. Булгаков (26), П.А. Флоренский (197), B.C. Соловьев (178), В.В. Розанов (166) , H.A. Бердяев (19), Л.П. Карсавин (106) и других. При обращении к теме восточно- византийской патриотической мысли основной акцент был сделан в работах отечественных исследователей XIX- начала XX веков на богословской ее значимости.

Советские специалисты в области византийской культуры в своих изысканиях по специфике духовно-нравственного наследия Византии, среди которых следует отметить труды Успенского Ф.И.(193) Аверинцева С.С. (5), Пигулевской Н.В. (154), Лихачева Д.С. (121), Бычкова В.В.(29), М.Н. Тихомирова (187) и других, рассматривали проблемы этики и философии византийской эпохи (IV- XVbb.), как явление, оказавшее серьезное воздействие на судьбы конфессиональной культуры (православия) не только в византийском регионе, но и в ряде других стран.

В то же самое время тематика «византийского влияния», его значения, анализировалась через призму социологического подхода. Достаточно часто утверждалась та формулировка, согласно которой Григорий Палама и в целом последователи исихазма, оказались предвозвестниками асоциальных и обскурантистских идей, которые парализовали общественно- прогрессивные силы византийского и русского общества. Позиция именно такого плана прослеживается в работах М.Я. Сюзюмова (183), И.П. Медведева (137), А.П. Каждана (101) и др.

Свой взгляд на данную проблему изложил известный историк и философ J1.H. Гумилев (55), говоря о православии как этнопсихологической доминанте.

В последнее время работа по комплексному анализу отдельных проблем византийского влияния в русской духовной культуре в среде отечественных исследователей этики, продолжающая после долгого перерыва эстафету разработок дореволюционных российских, ученых активизировалась. Такие исследователи, как В.Г. Иванов (90), И.П. Медведев, Г.М. Прохоров (159) довольно широко рассматривали специфику византийской этики и философской мысли, особенно это касается вопросов исихастко- паламитского литературного наследия. Достаточно оригинальной является одна из последних работ С.А. Иванова «Византийское юродство», где автор прослеживает историческое развитие на примере агиографического материала византийской традиции святости- православное юродство (91).

При рассмотрении этико-философских проблем в рамках святоотеческого наследия Византии, в плане ее влияния на генезис русской конфессиональной культуры, большое значение имеют разработки некоторых исследователей таких, как: Флоровский Г.В. (198), рассмотревшего историю подвижничества восточных отцов церкви, Е.И. Смирновым (184), C.JI. Епифановичем (77), А. Шмеманом (212), А.П. Лебедевым (118) и других, анализировавших историческое значение христианских церковных традиций в Византии и странах «православной ойкумены». Среди церковно- православных авторов, проследивших исторический генезис философского наследия восточных отцов, следует упомянуть труды A.A. Спасского (179), В.В. Зеньковского (85), В.В. Родзянко (165), арх. Платона (156), И. Мейендорфа (139), В. Кривошеина(32) и других.

Важной следует считать и позицию известного современного философа и богослова И.Н. Экономцева (214), который довольно обстоятельно проанализировал значение кирилло-мефодиева наследия и роль в нем этических и политических традиций византийского общества.

Зарубежные исследования духовной культуры Византии производились уже со времен падения Константинополя в 1453г. Однако, с Петрарки на Западе утвердилась мысль о том, что средневековая греческая культура и Византия-синонимы косности и варварской отсталости, где в политике господствовали тоталитаризм и деспотизм, а в церкви консерватизм, обращавшие любой творческий подход в сугубо восточную мистику и созерцательность.

Наиболее последовательно особенности византийского церковного влияния и специфики (православной) конфессиональной культуры рассмотрены в работах таких крупных западных философов, социологов и историков, как A.A. Тойнби (188), Б. Рассел, (164) М. Вебер(38), Н. Смелзер (176).

Отдельные положения искусствоведения, культурологии и психологии использовались в работе при обращении к положениям отечественных и зарубежных исследователей: У. Эко (213), X. Ортеги-и- Гассета (147), К. Хорни (203), Г.К. Вагнера (31), В.Д. Лихачевой (124).

В целом, феномен византинизма и византийской святоотеческой традиции еще предстоит изучать не только частично, но и комплексно, применяя, в том числе, и метод качественных изменений в нравственной культуре. В свете последних социокультурных перемен не только в российском обществе, но и, например, на Балканах представляется особенно важным акцентировать внимание на тот факт, какое воздействие на нравственно-психологическом уровне самосознания личности человека и общества оказали конфессиональная специфика и моральная ориентация сочинений византийских отцов церкви. В российских условиях, при обострении проблем поиска и нравственного самоопределения общества данная акцентуация выглядит как ни когда актуальной.

Методологические основания диссертации. В своих методологических подходах к философско-этическому анализу святоотеческой традиции автор данной работы использовал теоретические изыскания таких исследователей в области этики и религиоведения, как Р.И. Александрова (10), Апресян Р.Г.(13), А.А. Гусейнов (46), О.Г. Дробницкий (71), Е.Л.Дубко (73), А.П. Скрипник (173), В.Н. Шердаков (211), Л.Н. Митрохин (142), И. А. Крывелев (116) и др.

Теоретическо- методологической основой диссертации является культурологический подход, основной смысл которого заключается в обнаружении глубоких связей византийского духовно- нравственного наследия с русской религиозной и этической мыслью, а также с отечественной культурой и национальным менталитетом.

Исходя из полисемантичного значения византийской святоотеческой традиции, в качестве основы используется комплексное применение следующих методологических подходов:

-аксиологический подход, позволяющий раскрыть принципиальные особенности византийского религиозно- нравственного философствования, связанного с позднеантичной философской культурой;

-метод сравнительно- исторического анализа этических концепций, разработанный отечественными историками этики, направленный на выявление содержания и сущности нравственных исканий, позволяющий проследить динамику религизно-нравственных ценностей и традиций византийско-православного региона;

-герменевтический метод, помогающий осмысленно интерпретировать творческое наследие византийских мыслителей, облегчающий реконструкцию прошлого в обращении к культурно- нравственным достижениям изучаемой эпохи;

-«диалогическая» концепция М.М. Бахтина, способствующая обнаружить органическую взаимосвязь нравственно-философских взглядов с языком и стилем.

Теоретическая значимость и новизна исследования состоит в следующем:

- в предлагаемой работе показаны системообразующая и целеполагающая роль нравственных ценностей, отраженных в памятниках византийской патристической литературы;

- определены особенности морального идеала византийского общества и значение в его формировании православной этики;

- впервые дана сравнительная характеристика религиозно-нравственных воззрений византийских и российских философов;

- обоснована необходимость рассмотрения культурного наследия Византии в развитии русской духовности;

Практическое значение диссертации определяется возможностью использования выводов исследования в дальнейшем изучении творческого наследия византийских отцов церкви.

Итоги работы применимы в дальнейшем изыскании концепций позитивного развития нравственного сознания на основе ориентации на самобытные начала российского общества. Возможно приспособление некоторых установок восточной патристики к современным реалиям. Диссертационный материал расширяет представления о генезисе отечественной религиозно- нравственной философии и может быть использован при составлении курса истории отечественной философии, религиоведения, культурологии, этики.

Результаты исследования. В ходе исследования были получены следующие результаты:

11

-сделаны попытки определения места религиозно-этических взглядов мыслителей византийской церкви в традициях и особенностях духовной жизни русского общества;

- выявлены такие важнейшие особенности византийской патристики: практическая направленность и отрицание сугубо доктринерского подхода; -проанализированы религиозно- нравственные воззрения отечественных философов;

-исследованы моральные идеи в культуре российского общества, которые во многом были заданы наследием византинизма;

-воплощены объективно намеченные задачи по истолкованию метафизического значения православной веры в нравственном сознании народов России и Византии.

Апробация работы.

Основные результаты исследования докладывались на научных Огаревских чтениях (Саранск 1997- 1999), на VI международнных Бахтинских чтениях (1998), на научно- практической конференции Молодых ученых (2000), Материалы диссертационного исследования были использованы в лекциях и семинарских занятиях со студентами МГУ им. Н. П. Огарева, на заседаниях кафедры философии гуманитарных факультетов Мордовского госуниверситета.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Византийская святоотеческая традиция и судьбы русской духовности"

Заключение.

Православие приобщило Россию к восточно- христианскому культурному пространству, ставшему колыбелью византийской цивилизации. Не станет преувеличением то, что в жизни русского общества именно восточно-христианская доминанта была исходным пунктом при рассмотрении подходов к анализу «духовной ситуации времени» в России. Святоотеческая православная традиция оказала решающее воздействие на подготовку «почвы духовной», на которой взошли такие выдающиеся светочи русской духовной мысли как: Сергий Радонежский и Тихон Задонский, или A.C. Пушкин и Ф.М. Достоевский, а также Сергий Булгаков и другие.

Из Византии шла культурная традиция, которая оказала непосредственное влияние не только на политическую, но и духовно-нравственную атмосферу русско-славянского общества, а также и тех государств, которые в значительной степени восприняли элементы византийского культурного наследия.

Византийская империя была могущественной страной, которая выдержала удары с востока, севера и запада и сохранила свою основную территорию, где сформировалась средневековая государственность византийцев, Малую Азию- родину православной культуры, которая в свою очередь, вместе с античным греко- римским наследием стала фундаментом византийской духовной культуры.

Именно синтез античности и христианства воплотился во многих сторонах духовной жизни византийского общества. Следует отметить процесс постепенной кристаллизации и установление устойчивых традиций, одной из которых была святоотеческая. Одной из важных составляющих элементов византийской духовной культуры была философия и этика, которую можно охарактеризовать всеохватностью, задевавшей многие стороны бытийственности человеческого общества и личности в нем.

Надо сказать, в Византии политические изменения и перевороты всегда оказывали серьезное воздействие на религиозное сознание византийца. Так случилось в эпоху иконоборчества, когда греческое и ориентализированные начала боролись в византийском общественном самосознании за господствующее положение. Анализ воззрений духовных деятелей той эпохи подтверждает глубокую идейную сущность многих теологических трудов той эпохи. В частности специфика творческого наследия Иоанна Дамаскина состоит в том, что в них шла неизменная опора на исконные ценности православной этики, а также апелляция к библейским традициям и логике античной фллософии.

В бытийственной философии мистика и индивидуализм исихастского направления византийской православной мысли являлись основой мироощущения, то есть любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближнему твоему. Принцип «симфонии» божественного и человеческого- вот подлинное бытие по заповедям Христа. Жить по божьи, превозмогая зло, которое суть «страсти мирские и плотские», прежде в себе самом- смысл бытия и путь к спасению. В качестве основных критериев дидактичной философии поздневизантийских мыслителей православной церкви можно отметить приоритет духовного над телесным, также нравственное перерождение личности (метанойя), духовному возрождению личности и ответственность за свои поступки и деяния.

В целом, можно отметить своеобразие в решении философских и этических проблем, поднимавшихся византийскими мыслителями, основным направлением среди которых оказалось патристическое.

Высказанные византийскими святыми отцами и ортодоксальными мыслителями идеи стали важным явлением в истории мировой философской культуры. Характерными достижениями в подходе к постижению духовной жизни верующего византийца были: 1) в своеобразном решении противоречивой проблемы для христианского мировоззрения- сущности зла, 2) выделение фактора человеческого выбора, приоритет роли духовного учительства над церковной иерархией, 3) изучение возможности применения в духовной жизни нравствено- дидактического метода, в форме поучений.

Теологическим фундаментом для византийского мировоззрения было святоотеческое учение о таких вечных основах духовной жизни человека, как вера в Бога, надежда на спасение, любовь к ближнему своему, мудрость (опыт духовного поиска), свобода в выборе нравственного поведения, совесть, семья и отчизна.

Заслуга византийских мыслителей церкви состояла в том, что они, несмотря на жестокие потрясения, сотрясавшие их отечество- Византию, смогли сохранить для европейской культуры античное наследие. Именно в Византии была впервые сформулирована Максимом Исповедником и Иоанном Дамаскиным теория гармонии рационального и чувственных элементов в душе человека: воли, разума и любви, как одно из условий соединения с божественной энергией (синергизм). Только тогда возникает одухотворяющее человека познание, когда в нем достигнута симфония рационального и чувственного.

Кроме того, когда с IX в. шло распространение православного христианства среди славян, византийские критические труды по переработке языческой мифологии, в частности труды Василия Кесарийского, имели для вчерашних язычников наибольшее значение. В случае с принятием христианства от Византийской церкви, можно говорить о пути, который не разрушил культуру новообращенных славян, но христианизировал ее. К примеру, в вопросе языка богослужения.

Не трудно заметить, что все отмеченные в работе черты русского типа духовности в значительной степени соответствовали духу раннехристианской традиции и нравственному наследию греческих отцов церкви. Как известно, Византийская церковь, откуда в России было заимствовано христианство, формировалась в условиях распада рабовладения античного типа и как новый духовный фактор в развитии общества выражала чаяния и интересы тех социальных групп, которые объективно были противниками рабовладения-рабов и свободных подданных, крестьян, которые характеризовались понятием демос (народ, греч.бецос;). Это не могло не привести к существованию в

165 восточно-христианской традиции некоего идейного «вектора», выражающего стремление людей к свободе, братству, и справедливости. Эта тенденция нашла свое выражение в идее «богоподобия» прежде всего и осознала величайшую революцию в духовной жизни общества. Именно соответствие раннехристианского, ортодоксального умозрения условиям формирования русского этноса и обеспечило превращение православия в органичную для России форму русской духовной культуры, как православной в своей нравственно- этической основе.

Все перечисленные черты русского типа духовности самым непосредственным образом повлияли на судьбы самой этой духовности и определили ее характерную наполненность: акцентированность на морально-нравственных выводах, способность впитывать культурные достижения других стран, самоопределение и т.д.

Неоценимо практическое значение духовного наследия византийской культуры, в частности святоотеческого литературного наследия. В настоящее время различные его аспекты получают все более заметную роль в процессе нравственного возрождения России.

 

Список научной литературыЕлдин, Михаил Александрович, диссертация по теме "Этика"

1. Абрамов А.И. Роль Византии и Болгарии в крещении Руси //Введение христианства на Руси,- М.:Мысль, 1987-с. 78-91.

2. Августин Аврелий. Исповедь.// Августин Аврелий: Абеляр П. История моих бедствий: пер. с латинского.- М. Республика, 1990,- 335с.

3. Аверинцев С.С. Византия и Русь два типа духовности //Новый мир.-1988, №7.-С. 210-220.

4. Аверинцев С.С. Византия и Русь два типа духовности //Новый мир, 1988, №8,- С. 227-235.

5. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- М.: Наука, 1977 -320с.

6. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли. //Культура Византии IV-первая половина VIIbb.- М.Наука, 1984,- С.55-68.

7. Аверинцев С.С. Философия VII- ХНв,- М.: Наука, 1989,- с. 36-59.

8. Аверинцев С.С. Христианство в XIII веке. //Наука и религия, 1988,- №:.6 -С.38-41.

9. Александрова Р.И. Нравственная философия М.М. Бахтина.- Саранск.: Изд-во Мордов. ун-та, 1996,- 326с.

10. Александрова Р.И. Курносикова Е.А. Россия: духовность, философия любви,- Саранск.: Изд- во Мордов. ун-та, 1999- 176с.

11. Альмарик А. Просуществует ли Советский союз до 1984 г.?// Детектив и политика, Вып 2,- М.: Новости, 1990,- С. 338- 341.

12. Антология мировой философии: В 4Т., Т.1, ч.1 и ч. 2,- М.: Наука, 1969 -938с.

13. Апресян Р. Г. Идея морали и базисные нормативно- этические программы.-М.: РАН Институт философии, 1995,- 353.

14. Архангельский JI.M. О характере морального сознания. //Вопросы философии, 1969, №5.-С. 83- 87.

15. Багрянородный К. О управлении империей,- М.: Наука, 1991.- 496с.

16. Бахтин М.М. Литературно- критические статьи,- М.: Худож.лит, 1986,- 543с.

17. Безобразов П.В. Очерки византийской культуры,- Пг.: Огни, 1919,-179с.

18. Бердяев Н.А Истоки и смысл русского коммунизма,- М.: Наука,1990,- 224с.

19. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России,- М.: Республика, 1997.-540с.

20. Бердяев H.A. О назначении человека,- М.: Республика, 1993. 423с.

21. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. //Этическая мысль: научно- публицистические чтения. М.: Прогресс, 1990,- С. 16-57.

22. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего мира,- Саранск.: Изд-во Мордов ун-та, 1996,- 148 с.

23. Бубер Мартин. Два образа веры: пер с нем.- М.: Республика, 1995,- 464с.

24. Булгаков С.В. Православие: праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и западной церквей,- М.: Современник, 1994,- 575с.

25. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви,- М.: Терра, 1991,-413с.

26. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения,- М.: Республика, 1998,-418с.v27. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры.sub specie aesthetica. В2-х Т.Т., т 1. Раннее христианство. Византия,- М.: СПб.: Университетская книга, 1999,-575с.

27. Бычков В.В. 2000 христианской культуры.sub specie aesthetica. В 2-х ТТ., т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия,- М.: СПб.: Университетская книга, 1999.-527С.

28. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI- XVII века,- М.: Мысль,1992,- 637с.

29. Бякишев В. Первая в столице.// Наука и религия, 1987,- №5,- С. 30- 3

30. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси,- М.: Искусство,1993,-255с.

31. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов.-Н.Новгород.: Изд- во Братства во имя св. Александра Невского, 1996,- 445с.

32. Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Нравственные правила,- СПб.: Сатисъ, 1998-191с.

33. Василий Великий. Творения в 4-х Ч.: ч.1.-М.: Паломник, 1993.-273с.

34. Василий Великий. Творения в 4-хЧ.: ч.2,- М.: Паломник, 1993,- 181с.

35. Василий Великий. Творения в 4-х Ч.: чЗ,- М.: Паломник, 1993,- 332 с.

36. Василий Великий. Творения в 4-х Ч.: ч.4,- М.: Паломник, 1993,- 404с.

37. Вебер М. Избранные произведения/Пер. с нем;Сост. Ю.Н. Давыдова,- М.: Прогресс, 1990.-808с.

38. Вениамин (Новик). О православном миропонимании (онтологический аспект)//Вопросы философии,- 1993.-№4,- С. 135- 149

39. Войтыла К. Основания этики.// Вопросы философии. 1991.№1- С.28-36.

40. Византийский сатирический диалог,- Д.: Наука, 1986,- 192с.

41. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса,- М.: Республика, 1994 -367с.

42. ГальцеваР. Это не заговор, но.// Новый мир, 1998, №1,- С. 128- 145

43. Гараджа В.И. Политика и религия.// Наука и религия, 1991, №3,- С.2-3.

44. Гачев Г. Национальный космо- психо- логос.// Вопросы философии, 1994, №12,-С. 59- 78.

45. Геннадий Константинопольский. Слово о вере и жизни христианской.-СПБ.: Сатисъ, 1998,-С. 129- 183.

46. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной литургии,- М.: Современник, 1990,- 124с.

47. Гранстрем Е.Э. Наука.// История Византии в 3 Т., т.2,- М.: Наука, 1967,- с. 357- 365.

48. Григорий Богослов. Творения в 2-х Т.: Т. 1/ Пер.с греч,- Святотроицкая Сергиева Лавра, 1994.-345с.

49. Григорий Богослов. Творения в 2-х Т.: т.2/ Пер с греч,- М.: Свято

50. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10- 17 вв.- Изд-во МГУ, 1991,- 285с.

51. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии// Вопросы философии, 1994,- №1,- С. 54-61.

52. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности,- М.: Изд- во МГУ,1974,- 158с.

53. Гусейнов A.A. Этика и плюрализм// Этическая мысль: Науч. публицистич. чтения 1991 год.- М.: Республика, 1992.- С.5-11.

54. Гумилев JT.H. Древняя Русь и Великая Степь,- М.: Мысль, 1993.-781с.

55. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы.-М.: Соратник, 1995,- 310с.

56. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры,- 2-е изд.- М.: Искусство, 1984-350с.

57. Дашков С.Б. Императоры Византии,- М.: ИД Красная площадь, АПС-Книги, 1996,- 368с.

58. Деяния Вселенских соборов:В 4-х Т.: т. 1,- СПб.: Паломник, 1996,- 574с.

59. Деяния Вселенских соборов: В 4-xY.: т. 2,- СПб.: Паломник, Воскресение, 1996,- 304с.

60. Деяния Вселенских соборов: В 4-х Т.: т.З,- СПб.: Паломник, 1996,- 357с.

61. Деяния Вселенских соборов: В 4-х Т.: т.4,- СПб.: Паломник, Воскресение, 1996,-645с.

62. Джемс У. Воля к вере: Пер. с англ.- М.: Республика, 1997,- 431с.

63. Диакон JI. История: пер.с греч,- М.: Наука, 1988,- 240с.

64. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории,- М.: Изд- во Иностр. лит., 1947,- 183с.

65. Дмитрий Ростовский и его избранные тверения,- СПб.: Светослав, 1998,-255с.

66. Диониссий Ареопагит. О небесной иерархии: тексты.Пер с греч,- СПб.: Глаголь, РХГИ, Университетская книга, 1997,- 188с.

67. Добиаш- Рождественская O.A. Культура западноевропейского средневековья,- М.: Наука, 1987,- 352с.70. Донини А. У истоков христианства./Пер. с ит,- М.: Политиздат, 1989.- 365с.

68. Достоевский Ф.М. Собр. соч в 2Т.: т1. М.: Сов. Россия, 1987,- 345с.

69. Древняя русская литература: Хрестоматия,- М.: Просвещение, 1988,- 429с.

70. Дробницкий О. Г. Моральное сознание и его структура// Вопросы философии- №2,1972.-с. 32- 42.

71. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности,- М.: Наука, 1977,- 333с.

72. Дубко E.JI. Социальная справедливость.// Этическая мысль: научно-публицистические чтения,- М.: Политиздат, 1988,- 384с.

73. Евагрий Схоластик. Церковная история,- СПб.: Алетейя, 1999,- 380с

74. Евагрий Понтийский. Творения Аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты. Пер. с греч,- М.: Мартис, 1994,- 364.

75. Ерасов Б.С. Социальная культурология : Пособие для студентов в 2 ч.: Ч.2.-М.: АО Аспект Пресс, 1994,- 240с.

76. Епифагювич С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие,- М.: Мартис, 1996,- 220с.

77. Ефрем Сирин. Творения В2-х Т.: т.1,- М.: Посад,1993,- 403с.

78. Ефрем Сирин. Творения. В 2-х Т.: т.2,- М.: Посад, 1993.-432с.

79. Жития византийских святых,- СПб.: Изд-во Корвус, 1995,- 544с.

80. Жития и творения русских святых,- М.: Современник, 1993,- 180с.

81. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности,- Л.: Лениздат, 1991,- 207с.

82. Записки русских путешественников XVI-XVII вв.- М.: Сов. Россия, 1988,-538с.

83. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум,- Минск. НТООО «Тетра Системе», 1997,- 320с.

84. Зеньковский В.В. История русской философии в2-ТТ., т.1,- Ростов н/ Д.: Фенникс, 1999,- 544с.

85. Зеньковский В.В. Основы христианской философии,- М.: Канон, 1997.-560с.

86. Зеньковский B.B. Русские мыслители и Европа,- М.: Республика, 1997,-368с.

87. Зяблицев Г. «Возвыситься до бессмертия»: Аристотель и святоотеческая этика// Москва,- 1991- №2- С. 168- 170.

88. Иванов В.И. Родное и вселенское.- М.: Республика, 1994,- 428с.

89. Иванов В.Г. История этики средних веков.- М.: МГУ, 1987.- 387с.

90. Иванов'С.А. Византийское юродство,- М.: Междунар. отношения, 1994-240с.

91. Изборник: Повести Древней Руси.- М.: Худож. лит., 1986,- 447с.

92. История православной церкви в Х1Хв.: Славянские церкви,- Свято-Троицкая Сергиева- Лавра, 1998,- 772с.

93. Иоанн Дамаскин. Творения. Кн1: Полемические, христологические гомилии: Пер. с греч.-М.: Мартис, 1994- 544с.

94. Иоаннн Дамаскин. Точное изложение православной веры./ Пер. с греч,- М.: Лодья, 1998,-365с.

95. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12Т.: т.1,- М.: Православная книга, 1991,- 398с.

96. Иоанн Кронштадский. Душа- христианка: созерцания и чувства христианской души (из дневника за 1904 год).- М.: СПб.: Лествица. Диоптра, 1997,- 256с.

97. Ипатов А.Н. Православие и русская культура,- М.: Сов. Россия, 1985,- 128с.

98. История православной церкви в Х1Хв.: Славянские церкви,- Свято-Троицкая Сергиева- Лавра, 1998,- 772с.

99. Ильин В.В., Ахиезер A.C. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы,- М.: Изд- во МГУ, 1997,- 387с.

100. Каждан А.П. Византийская культура.- М.: Наука, 1968,- 232 с.

101. Кантор В.К. Российская ментальность// Вопросы философии, 1994., №1,- С. 40- 51.

102. Карпов С.П. Культура Латинской Романии.// Культура Византии XIII- XIV в.-М.: Наука, 1991,- С. 138- 187.

103. Карпов С.П., Жаворонков. Особенности социально- экономического и политического развития греческих земель в эпоху политической раздробленности и латинского владычества// Культура Визатии XII- XIVbb.-M: Наука, 1991.-С. 12-45.

104. Карсавин Л.П. Культура средних веков,- Киев.: Символ, 1995,- 208с.

105. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители церкви,- М.: Изд-во МГУ, 1994- 176 с.t

106. Картайев A.B. Очерки истории русской церкви В2Т, т1- М.: Терра, 1997,688 с.

107. Карташев A.B. Очерки истории русской церкви: В2 Т., т.2,- М.: Терра, 1992,- 569 с.

108. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы,- Париж.: YMKA- PRESS, 1950,- 610 с.

109. Киселева М.С. древнерусские книжники и власть.// Вопросы философии. 1998,-№7-С. 127- 147.

110. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси,- М.: АО Аспект-Пресс, 1994,- 368 с.

111. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник/ Репринт. Изд.- М.: Наука, 1988,- 509 с.

112. Комнина А. Алексиада.- СПб.: Алетейя, 1996,- 704 с.

113. Кон И.С. Сексуальность . Нравственность. Культура.// Этическая мысль.-М.: Республика, 1990- 480 с.

114. Крывелев И.А. История религий. Очерки в2 Т.: т. 1,- М.: Мысль, 1975,- 415 с.

115. Крывелев И. А. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация,- М.: Наука, 1968,- 292 с.

116. Курбатов Г.Л. История Византии,- М.: Высшая школа, 1984,- 205 с.

117. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории восточно- византийской восточной церкви в IX, X, и XI вв.- М.: Ди К, 1998,- 384 с.

118. Леонтьев К.Н. Избранное.- М.: Московский рабочий, Рапогъ, 1993,- 400 с.

119. Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопр. философии, 1990.-№4.- С.3-6.

120. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы,- М.: Наука, 1987,- 327 с.

121. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси,- М.: Наука, 1970,- 180 с.

122. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х- XVII вв.- М.: Наука, 1945.-285с.

123. Лихачева В. Д. Искусство Византии.IV- XV веков,- М.:- Л.: Искусство, 1981.-31 Ос

124. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 15-Т.: т.6,- М.: Л.: Наука, 1952,- 387с.

125. Лосев А.Ф. Очерки античной мифологии и символизма,- М.: Мысль, 1993,-959с.

126. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения,- М.: Мысль, 1982,- 623с.

127. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура,- М.: Политиздат, 1994 -524с.

128. Лосский Н.О. История русской философии,- М.: Сов. Писатель, 1991,-480с.

129. Лосский В.Н. Очерки истории богословия Восточной церкви.-М.: Центр СЭИ, 1990,- 287с.

130. Лукашевский Е. Кронштадский праведник.// Наука и религия, 1990., №5,-С. 13- 14.

131. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика).- М.: Мысль, 1979,- 431с.

132. Майоров Г.Г. Этика в средние века,- М.: Знание, 1986,- 64с.

133. Максим Исповедник. Творения. Кн1: Аскетические и богословские трактаты. Пер. с греч. М.: Мартис, 1993,- 354с.

134. Максим Исповедник. Творения, Кн2: Второвопросы к Фалассию.- М.: Мартис, 1993,- 285с.

135. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XVbb.- Л.: Наука, 1976,-256с.

136. Медоедов И.П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности. //Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI- XVII вв.).- Л.: Наука, 1990,- 248с.

137. Межуев В.М. О национальной идее. // Вопросы философии, 1997,- №12.-С. 3-14.

138. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие,- М.: Весть, 1992,-359с.

139. Миронов Б.Н. Историк и социология,- Л.: Изд-во ЛГУ, 1984,- 174 с.

140. Митрохин Л.Н. Религия и нация.// Наука и религия, 1989.-№ 3.-С.2-4.

141. Митрохин Л.Н. Философия религии,- М.: Республика, 1993,- 415с.

142. Мысли русских патриархов от начала до наших дней,- М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1999,- 560с.

143. Николин А. Церковь и государство: история правовых отношений,- М.: Изд- во Сретенского монастыря, 1998,- 430с.

144. Опись архива посольского приказа 1673 года: ч,1,- М.: Изд- во АН СССР,1990,- С. 365- 369.

145. Ортега- и- Гассет X. Что такое философия?- М.: Наука, 1991,- 408с.

146. Ортега- и- Гассет X. Эстетика. Философия культуры,- М.: Искусство,1991,- с. 465.

147. Паисий Величковский. Крины Сельные или цветы прекрасные: о заповедях Божьих и о святых добродетелях,- Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1990,- 76с.

148. Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны: Пер. с фр,- М.: Междунар. отношения, 1991,-240с.

149. Памятники византийской литературы 1У-1Хвв,- М.: Наука, 1968,- 355.

150. Памятники византийской литературы IX- Х1Увв,- М.: Наука, 1969,- 463с.

151. Памятники средневековой латинской литературы. М.: Наука, 1970- 444с.

152. Патриарх Никифор. Бревиарий.// Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: пер. с греч,- М.: Наука, 1980,- С.145- 168

153. Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия и славяне,- Л: Наука, 1976,-240с.

154. Писачкин В.А. Мораль и экологическое воспитание: Учеб. Пособие.-Саранск.: Изд- во Сарат. ун- та. Саран. Фил., 1989,- 76с.

155. Платон (Игумнов), архимандрит. Нравственное богословие. Свято-Троицка Сергиева Лавра, 1994,- 240с.

156. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени,- М.: Русская книга, 1993,- 600с.

157. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // ТОДРЛ,- Л.: Наука, Ленигр. Отд, 1968., Т. 23,- С. 86,- 108.

158. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху куликовской битвы,- Л.: Наука, 1978.- 238 с.

159. Пселл М. Хронография./ Пер. с греч. и комм. Я.Н. Любарского,- М.: Наука, 1978.-503с.

160. Пселл М. Богословские сочинения./ Пер. с греч,- СПб.: РХГИ, Нева, 1998 -384с.

161. Пустарнаков В.Ф. Философские идеи в религиозной форме общественного сознания Киевской Руси. // Введение христианства на Руси,- М.: Мысль, 1987,-с. 204- 262.

162. Радугин A.A. Введение в религиоведение.- М.: Республика, 1996,164. Рассел Б. Мудрость Запада: историческое исследование западной философии в свете с общественными и политическими обстоятельствами: Пер. с англ.- М.: Республика, 1998,- 479с.

163. Родзянко В. В. Теория распада вселенной и вера отцов,- М.: Православный паломник, 1996,-237с.

164. Розанов В.В. Собр. соч.: Около церковных стен,- М.: Республика, 1995.-558с.

165. Роуз Серафим. Православие и религия будущего,- СПб.: Общество свт. Василия Великого, 1997,- 224с.

166. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян,- М.: Наука, 1981.- 607с.

167. Сидоров А.И. Некоторые проблемы ранневизантийской философии. //Древнейщие государства на территории СССР: материалы и исследования за 1985год.-М.: Наука, 1986.-С.206- 219.

168. Симеон Новый Богослов. Творения вЗТ.: т1. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1996,- 587с.

169. Симеон Новый Богослов. Творения, в ЗТ.: т2,- Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1996,-332с.

170. Симеон Новый Богослов. Творения вЗ Т.: т 3. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1996,- 289с.

171. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры,- М.: Политиздат, 1991.-351с.

172. Скрынников Р.Г. Русская культура в XVI веке. //Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2Т., т.2,- Смоленск.: Русич, 1996.-е. 308- 337.

173. Слова духовно- нравственные святых отцов,- М.: Паломник, 1995.-619 с.

174. Смелзер Н. Социология: пер. с англ.- М.: Феникс, 1994,- 688с.

175. Смирнов Е. И. История христианской церкви.- Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1995.-338с.

176. Соловьев B.C. Спор о справедливости: Сочинения,- М.: ЭКСМО- Пресс, Харьков.: Фолио, 1999,- 864с.

177. Спасский A.A. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов,- Сергиев Посад, 1914,- 650с.

178. Столяров А. А. Феномен совести в античном и средневековом сознании. //Историко философский ежегодник,- М.: Наука,1986,- С. 21- 34.

179. Струве П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм.-Республика, 1997,- 527с.

180. Сюзюмов М.Я. Первый период иконоборчества// История Византии в ЗТ.: т. 2.-М.: Наука, 1967.-е. 49-64.

181. Сюзюмов М.Я. Философия и Богословие// История Византии в 3 Т.: т.З,-М.: Наука, 1967.-С.234- 236.

182. Тальберг Н. История христианской церкви,- М.: Интербук, 1991,- 143с.

183. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания,- М.: Мысль, 1974,- 278с1:

184. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность,- М.: ГУЛ Облиздат, ТОО Алир, 1998,- 672с.

185. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией,- М.: Наука, 1969.- 374с.188,Тойнби. А.Дж. Постижение истории. / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1996.-608с.

186. Успенский Ф.И. История Византийской империи IV-IX вв.- М.: Мысль, 1996- 827с.

187. Успенский Ф.И. История Византийской империи XI- XV вв. Восточный вопрос,- М.: Мысль, 1997,- 830 с.

188. Федотов Г.П. Святые Древней Руси,- Ростов н/Д Феникс, 1999,- 384с. 196.

189. Флоренский П.А. Собрание сочинений в 11Т., т.1.: Статьи по искусству,-Париж.: Умка-PRESS, 1967,- 509с.

190. Флоренский П.А. Освящение реальности// Богословские труды./Сб. 17,-М.: Изд- во Моск. патриархии, 1977.-С.178- 184.

191. Флоренский П.А. Иконостас: у водоразделов мысли,- М.: Правда, 1998.-448с.

192. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV- VIIIbb.- M.: Паломник, 1992,- 260с.

193. Флоровский Г.В. Пути русского богословия.- Вильнюс.: Тип. «Вильтис», 1991,-602 с.

194. Фонкич Б.Л. Греческо- русские культурные связи XV- XVII вв.- М.: Наука, 1977,- 247с.

195. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: пер с нем.- М.: Республика, 1993,-447с.

196. Христиаство и ислам: вечное противостояние или диалог. // Наука и религия,1984.-№5.-с. 42- 44.

197. Хорни К. Невроз и развитие личности: Пер с англ.- М.: Смысл, 1998,- 375с.

198. Хоружий С.С.Исихазм и история// Человек, 1991.-№4; №5,- С. 71- 78.

199. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия// Вопросы философии, 1999,- №9,- С. 139- 147.

200. Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства в Египте,- М.: Присцельс,1997,- 384с.

201. Чалоян В.К. Восток- Запад: преемственность в философии античного и средневекового общества.- М.: Наука, 1979,- 216с.

202. Честертон Г.К. Вечный человек,- М.: Изд- во Полит, литературы, 1991,- 2с.

203. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. К XVIII конгрессу византинистов.- М.: Наука, 1990,- 173

204. Церковь Христова,- Саранск.: Мордов. книжное издат., 1981,- 402 с.

205. Шердаков В.Н. Иллюзии добра: Моральные ценности и религиозная вера,-М.: Политиздат, 1982.- 287с.

206. Шмемд.н А. Исторический путь православия.- М.: Паломник, 1993,- 390с.

207. Эко У. Постмодернизм, ирония, занимательность// Имя розы .- М.: Книжная палата, 1989,- 486с.

208. Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия,- М.: Христиан. Литература, 1992-233с.

209. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Пер. с нем.- М.: Республика, 199

210. Юрьева И.Ю. Пушкин и христианство: сборник произведений АС. Пушкина с параллельными текстами из Священного Писания и комментарием.-М.: ИД Муравей, 1999,- 280с.

211. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Республика, 1994,- 527с.179

212. Hosch E. Orthodoxie und Häresie im altem Russland.// Wiesbaden in Komission bei O. Harassowirtz.- 279s

213. Kirchenlexikon: Christliche Kirchen, Freikirchen und Gemeinschaften im Überblick.- Berlin.: Union Verlag, 1990,- 331 s

214. Konrad A.N. Old Russia and Byzantium: The Buzantine and Oriental Origins of Russian Culture. //(SEEJ)Slavic and East European Jornal, №17, 1973,- p.484- 488

215. Lenhoff G.Christian and Pagan Strat in the East Slavic Cult of St. Nicolas: Polemical Notes on Boris Uspenskij// SEEJ,№ 28.- P. 147- 163.

216. Rainer Cottlob. Der Skandal der Philosophie.- Essen: Verl/ Die Blaue Eule, 1989,- 278 s.

217. Seeman K.D. Thesen zum mittelalterlichen Literaturtypus und zur Gattingssystematik am Beispiel der altrussisen Literatur// Gattingsprobleme der alteren slawischen Literaturen.- Berlin.:Wiesbaden, 1981- S. 277- 290.