автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Устин, Виталий Борисович
ВВЕДЕНИЕ . I
ГЛАВА I. ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ.
1. Задачи визуальной информации в эстетическом формировании городской среды.■ . а/ исторический обзор. б/ анализ современной практики. ??
2. Факторы,обуславливающие художественное решение визуальной информации как элемента города • - • - • • * с -
3. Композиционно-художественное построение информационных систем- .«. а/ общая организация в структуре города .. б/ композиция в городских центрах в/ включение в архитектуру зданий.
ВЫВОДЫ . *. - • • • • - - •. •
ГЛАВА П. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ОБЪЕКТОВ
ГОРОДСКОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
I/ Композиционные принципы формообразования информационных объектов .9^
2/ Художественные средства построения композиции объектов визуальной информации; а/ композиционно-пластические средства б/ средства гармонизации формы в/ графическо-световые средства выразительности . IPI
ВЫВОДЫ . I'? см. на след. стр.
ГЛАВА Ш. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РЕШЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
1. Методика ведения художественных работ в области городской визуальной информации . с
2. Системное формообразование информационных объектов
3. Развитие форм объектов визуальной информации на основе применения новых материалов, конструкций, и техники
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Устин, Виталий Борисович
Визуальная информация имеет самое широкое распространение в современном городе. Она решает разнообразные -функциональные функциональные задачи, способствуя протеканию социальных процессов в городском организме. Без нее просто немыслима сегодняшняя городская жизнь. Но информация в городе выполняет не только утилитарные функции. Она выступает одновременно и важным фактором формирования облика города и, прежде всего, его центральных улиц и площадей, на которых она сосредоточивается в силу присущих ей функциональных особенностей. Наиболее сильное влияние оказывает информация на вечерний облик города, когда зажигаются яркие огни световой рекламы. В одних случаях это влияние бывает положительным, в других - отрицательным. Задача состоит в том, чтобы придать этому влиянию твердый эстетический характер. Решить ее можно только на основе повышения художественного качества визуальной информации. В этом повышении заключена та проблема, которую ставит перед собой автор в своем теоретическом исследовании.
Сегодня в нашей практике уже много сделано в плане поднятия художественного уровня городской визуальной информации. Выразительнее стало графическое решение плакатов. Улучшен вид афишных установок. Достигнуто разнообразие форм рекламы, особенно световой. Удачно выявлена пластика вывесок, во многих случаях установлена их масштабность к архитектурному пространству. Реализованы единые планы светового рекламного оформления некоторых улиц и площадей Москвы и Ленинграда /конец ьО-х - 70-е гг./.
Вместе с тем, как указывалось в резолюциях ряда совещаний, проводимых СА СССР в рамках обсуждения вопросов городского благоустройства, внешнего оформления и дизайна /1975, 1981 гг. и др./» У нас имеются еще серьезные недостатки в плане художественного решения визуальной информации. В частности, отмечались примитивность форм и колористическое однообразие многих вывесок, указателей, выставок наглядной агитации и других объектов. Указывалось на отсутствие связи информационных объектов с архитектурой города.
Отмеченные недостатки и очевидная потребность в их устранении делают поставленную автором проблему чрезвычайно актуальной. Её решение связывается с важной задачей художественной организации среды наших городов. Эта организация направлена на выполне -ние предначертаний КПСС, в программе которой указывается, что в условиях перехода к коммунизму "художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека.х/ Она призвана устранить имеющееся однообразие облика наших городов, о котором, в частности, говорилось в документах У1 съезда архитекторов СССР. На съезде подчеркивалось, что включение малых форм, в том числе и объектов визуальной информации, в архитектурное пространство должно рассматриваться как "чрезвычайное- существенный в условиях индустриального домостроения прием формирования городской среды"
Практическое решение затрагиваемой проблемы, как неоднократно отмечалось в целом ряде публичных выступлений и в печати,должно осуществляться не на интуитивно-вкусовой основе, которая имеет место в большинстве случаев у нас сегодня, а на строго научной, с учетом критического анализа практики, развития творческой мысли и результатов теоретических исследований. Конечно, эти исследования не могут дать каких-то готовых рецептов решения пробх/ Программа КПСС. "Политиздат", М.,1974, с J3D. хх/ Документы У1 съезда архитекторов СССР, М.,1975, с.8. лемы, но они способны выявить те объективные закономерности, которые определяют целенаправленность работы художника в области городской визуальной информации.
Данная диссертация представляет собой часть этих исследований. Автор выдвигает перед собой цель на основе анализа натурного материала и изучения литературных источников выявить общие закономерности художественного решения визуальной информации в С&ЯЗ'И с зстети46С.^им я>огмиро&ани&м городской cf ЕД.Ы.
Для достижения этой цели им ставятся следующие задачи:
1 - раскрыть задачи визуальной информации в эстетическом формировании городской среды,
2 - провести анализ факторов, обуславливающих художественное решение информационных объектов,
3 - выявить принципы, структуру, средства и приемы построения ансамблевой композиции визуальной информации в городе,
4, - раскрыть закономерности художественного решения отдельных информационных объектов с учетом использования различных средств выразительности.
На защиту выносятся:
- закономерности построения ансамблевой композиции визуальной информации в городе,
- закономерности художественного решения отдельных информационных объектов,
- направления, определяющие перспективную художественную разработку городской информации.
Проводимый в диссертации анализ касается только общих закономерностей художественного решения визуальной информации. Он не охватывает закономерности решения ее отдельных видов. Такое ограничение определяется,с одной стороны,,задачей конкретизации исследования, а с другой - его объемом. Автор абстрагируется также от рассмотрения вопросов содержания визуальной информации и ее светотехнического решения. Вопросы функциональной классификации и восприятия информации разбираются кратко, только в плане их влияния на ее художественное решение.
В работе классифицируются все виды городской визуальной информации, однако рассматриваются, главным образом, реклама и вывески, т.к. они наиболее ярко раскрывают композиционно-художественные закономерности решения информационных объектов. Типовые ориентирующие знаки, например, дорожные, имеющие строгий эргономический характер разработки, разбираются только в плане их участия в комплексной художественной организации информационной среды города. В диссертации анализируются объекты визуальной информации, располагаемые в тротуарной зоне и на зданиях. Визуальная информация, имеющая специфический характер размещения в витринах, в интерьере зданий и на транспорте, не затрагивантся.
Методика исследования включала:
- изучение и обобщение отечественного и зарубежного литературного материала по вопросам исторической и современной практики использования визуальной информации в городе,
- натурное обследование объектов, проведенное автором в городах нашей страны /Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Риге, Таллине и др./,
- обобщение проектных материалов отечественной и зарубежной практики рекламного оформления городов, а также опыта работы автора в проектной мастерской художественно-рекламного оформления Москвы при институте ?Моспроект-3",
- анализ проектной практики в педагогической работе автора на кафедре проектирования интерьеров, наглядной агитации, выставок и реклам Московского высшего художественно-промышленного училища /б.Строгановское/,
- теоретическое обобщение самостоятельной практической работы автора по проектированию объектов городской визуальной информации /элементов праздничного оформления города, световой рекламы, афишных установок, вывесок и др./.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые на основе детального анализа практического и теоретического материала выявлены объективные закономерности художественного решения информационных объектов, размещаемых в городе. Настоящая диссертация является первым развернутым исследованием, специально посвященным вопросу художественной композиции городской визуальной информации.х/ а результате исследования раскрыты невыявленные ранее особенности художественно-образного х/ В последние годы в отечественной и зарубежной специальной литературе заметно возросло внимание к проблеме городской визуальной информации, в том числе к аспекту ее художественного решения.Эта проблема затрагивается,например, в книге А.И.Дам-ского "Электрический свет в архитектуре города" /33/,
Гусева ii.M."Световая архитектура" /28/, в статьях Азизян И.Ерофеевой И.,Л1саяна С. и др.авторов. Из работ, связанных с настоящей диссертацией, следует выделить канд. диссертацию Борисова С.И./13/, . костенко А.Я./^в/., .Из зарубежных авторов большой интерес представляют книги и статьи американского теоретика архитектора Р.Вентури, рассматривающего проблемы архитектуры,в частности, в связи с рекламой. Однако, специальной работы по вопросу художественного решения городской визуальной информации нет. языка визуальной информации, задачи, факторы, принципы, структура, приемы построения ее ансамблевой композиции, художественного решения ее объектов,закономерности использования в них средств выразительности.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что она в определенной мере воспряняет существенный пробел, имеющийся в нашей сегодняшней теории городского дизайна в плане художественной разработки визуальной информации. Выводы и предложения автора могут быть использованы художниками, работающими в области наглядной агитации и рекламы: в мастерских ГлавАПУ и КДОИ, конструкторских бюро ВНИИТЭ, комбината Мосгор-оформления, в художественных отделах других проектных и производственных организаций, занимающихся вопросами благоустройства и оформления города. Результаты исследования могут также служить материалом для методических разработок учебных пособий для средних и высших учебных заведений художественно-промышленных специальностей.
Материалы диссертации доложены автором в ряде научных сообщений, в том числе на заседаниях секции по благоустройству и внешнему оформлению Москвы МОСА СССР и научных конференций МВХПУ /всего 5 докладов/. По теме диссертации автором опубликованы статьи II наименований.
Автором выполнен ряд проектов, связанных с темой диссертации, часть которых осуществлена в натуре.
Г Л А В A I
ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем)"
ВЫВОДЫ ТРЕТИЙ ГЛАВЫ.
I. В области художественной организации информационной городской среды перспективной является трехчастная методика ведения работ, заключающаяся в разработке комплексных планов решения визуальной информации города, в их уточнении в связи с построением информационных систем в масштабе отдельных улиц и площадей, и в выделении доминант, образующих главные композиционные точки этих систем. Комплексные информационные планы наделяются эстетическим качеством лишь в том случае, когда они органично включаются в общие "режиссерские" планы оформления города и его отдельных районов.
2. Перспективность системного формообразования информационных объектов определяют следующие методы их разработки:
- "структурное моделирование", основанное на свободной компоновке типов информационных объектов, их составных частей и первичных модульных элементов;
- композиционная разработка объектов визуальной информации в связи с разработкой "наборов" уличного оборудования;
- формообразование информационных объектов на основе их "промышленного тиражирования", обеспечивающего им высокие эстетические качества как в самостоятельном художественном, так и архитектурном значении;
- разработка информационных "кустов" и "деревьев" с учётом решения архитектурно-художественных задач:
- составление "унифицированных информационных комплексов", отмеченных не только графической целостностью, но и пдяатическим разнообразием;
- разработка "фирменного стиля", обеспечивающего гибкость информационным системам;
- построение "информационных фраз" с учетом обеспечения композиционной соподчиненности элементов в информационных системах.
3. Перспективное художественное развитие формы информационных объектов обуславливают следующие приемы использования новых материалов, конструкций и техники:
- расширение возможностей обработки алюминия с учетом его контрастного сопоставления с архитектурными материалами;
- обеспечение пластического разнообразия информационных объектов, выполненных из оргстекла;
- раскрытие декоративно-пластических свойств полимерных пленочных материалов;
- художественная трактовка светодинамических установок, в плане как их светографического решения, так и разработки формы;
- оптимизация форм.информационных объектов, выполненных из сборно-разборных конструкций на модульной основе с учётом обеспечения их гибкости и пропорциональности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I. Проведенное исследование раскрывает самые широкие возможности разработки визуальной информации в качестве элемента эстетического формирования городской среды. Для нашей практики размещения информационных объектов в городах сейчас стоит первостепенная задача эффективным образом использовать эти возможности. Анализ показал, что определяющим моментом Р врешении этой задачи является комплексная художественная организация визуальной информации на основе раскрытия ее единой композиционной темы.
Эффективность художественного решения информационных систем обуславливается их диалектической связью с архитектурой города. Эта связь предопределяет прямую зависимость организации информационной среды от композиционных качеств застройки и ее элементов и в то же время активное влияние визуальной информации на архитектуру, ее композиционно-образный строй.
Закономерности художественного решения информационных систем раскрываются, в частности, в их связи с функционально-планировочной организацией городской структуры, с взаимодействием её центров и доминант. Такая связь обуславливает структурное построение информационных систем по принципу "разделения - связи" элементов.
Важной закономерностью является обеспечение композиционного разнообразия визуальной информации с учетом повышения эмоциональной активности городской среды. Такая активность должна способствовать нейтрализации негативных черт, имеющейся в наших городах монотонной застройки, или, наоборот, обеспечивать единство пёстрой по своему облику застройки.
Анализ показал, что информационные системы раскрывают свои эстетические свойства только в том случае, когда они решаются с учётом композиционного построения архитектурно-градостроительного пространства. Такое решение обуславливает выполнение этими системами важной пространственно-организующей, пластическо-фор-мирующей и масштабно-корректирующей роли в художественной организации городской среды. Выполнение этой роли зависит от самого широкого использования в композиции визуальной информации объемно-пространственных форм, ее ритмической, пластической, колористической, масштабной и световой организации в прямом контексте с раскрытием эмоционально-образной характеристики архитектуры.
2. Углублению художественной характеристики информационных систем способствует образно-пластическая разработка их отдельных элементов. Как вытекает из проведенного исследования этой разработке присущи свои закономерности.Их характеризуют:
- достижение неразрывного единства в форме объектов визуальной информации утилитарного и художественного и обеспечение на его основе эмоционального воздействия этой формы на зрителя;
- контрастное сопоставление элементов композиции при сохранении ее целостности;
- активное включение в композицию информационных объектов фона;
- выявление пространственного характера формы, отвечающего ее восприятию в городе;
- раскрытие сложной масштабной характеристики объектов визуальной информации с учетом установления их соразмерности окру-жающемуу пространству, зданиям и человеку;
- выявление тектонических свойств формы за счет органического сочетания каркасных и навесных ее конструктивных элементов;
- разработка световой формы с учетом выявления пластических особенностей разных видов света, а также их выразительного сочетания;
- применение динамики не столько в чисто зрительных, сколько в образноформируемых^еля*.
3. Материал диссертации позволяет сделать важный вывод о том, что перспективное развитие информационных систем, обуславливающее дальнейшее повышение роли визуальной информации в эстетическом формировании городской среды, определяется методической целенаправленностью их разработки, которая включает в себя следующие основные моменты; а/ углубленное изучение творческого наследия в области городской визуальной информации и преемственность на основе такого изучения положительного исторического опыта художественного и, прежде всего, образно-пластического решения, а также архитектурного решения информационных объектов; б/ разработка визуальной информации на основе всестороннего учета факторов,обуславливающих их художественное формообразование, включая факторы эмоционально-психологического восприятия человеком городского пространства, а также современные принципы композиционного формирования городской среды; в/ организация информационной среды с учетом использования трехчастной методики ведения художественных работ, предусматривающей их комплектность, последовательность /поэтапность/ и выделение доминант; г/ разработка новых художественных форм информационных объектов на основе принципов их "структурно-модульного моделирования", "промышленного тиражирования", органичного включения в "наборы" городского оборудования, композиционного составления "информационных фраз"; д/ выявление эстетических свойств /пластичности, гибкости и др./ объектов визуальной городской информации, выполненных из новых материалов и конструкций, в новой технике и технологии производства.
Список научной литературыУстин, Виталий Борисович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве". М.,1967, т.1,2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., "Изд-во Художественной литературы",1969. Материалы ХХУ съезда КПСС "Политиздат", М.,1976.х1. СССР",1970, № 10.
2. Азизян И. Световая композиция города. "Декоративное искусство СССР", 1972, № II.
3. Азизян И. Пластика города при искусственном освещении.
4. Декоративное искусство СССР",1973, № 8.
5. Азизян И. Через самоценность к полифонии. "ДИ", 80/11.
6. Ангелов В.А. Дизайн в эстетическом формировании городскойсреды. Канд.дисс., М.,1981.
7. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. "Наука", М.,1969.
8. Асе Б.В. Дизайн в пространстве города. "ТЭ",80/6.
9. Бархин М. Художник и город. "Творчество",1974, № 6.
10. Беляева Е.Л. Композиционная роль объектов дизайна и малыхформ в городском интерьере"."Техническая эстетика ",1978, № 9. Ю.Беляева К.Л. О зрительном восприятии городской застройки.
11. Строительство и архитектура Ленинграда",1968,№ 12
12. Беляева С. Городская среда: простота или сложность?
13. Декоративное искусство"СССР",1973, № 6.
14. Берман Г. Реклама и плакат. М.,1924.
15. Борисов С.И. Малые формы в облике улиц и площадей.1. Канд.дисс.,М.,1958.
16. Шрифтовая среда. "Декоративное искусство", 1977, № 3.
17. Архитектурные принципы искусственного освещения города. Канд. дисс., Л.,1961.
18. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. М.,1952.
19. Глазычев В. Улица магазин."Декоративное искусство СССР",1967, № 5.
20. Гландштейн Г.Я. Вопросы композиции городских центров.
21. Строительство и архитектура Ленинграда",1968, № 6.
22. Глущенко Г.П. Освещение города. Сб. "Искусство и быт",йзд-во "Советский художник", М.,1968,вып.3.
23. Голубев В.А. Архитектурные задачи искусственного освещения городских площадей. Канд. дисс.,М.,1950.
24. Горбатов В. Цвет и графические элементы в экстерьере автомобиля. Канд.дисс. ,М. ,1970.,
25. Город и культура. "Декоративное искусство СССР",1970,; № 2.
26. Громов П., Человек украшает свой дом. "Декоративное Уваров П. искусство СССР", 1973, № 6.
27. Гусев Н.М. Световая архитектура. "Стройиздат", М.,1973. Макаревич В.Г.14. Бриикман А.15. Быков В.В.16. Воеводин И.17. Вудсон У. Коновар Д.18. Герчук Ю.19. Гизе М.Э.- 169
28. Ермолаев А.П. Дизайнер для города. Новые перспективы творчества. "Техническая эстетика",1978,v № 9.
29. Дамский А.И. Электрический свет в архитектуре города.
30. Литература по строительству". М.,1970.
31. Дегтярев Ю. Торговая реклама, экономика, искусство.1. Экономика", М.,1968.
32. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. Перев. с французск., "Стройиздат", М.,1964.
33. Дмитриенко С.П. Газосветная реклама, "Росторгреклама",1. М.,1970.
34. Зинченко В.П. Зрительное восприятие и творчество. "Техническая эстетика", 1975, № 9.
35. Едзаев С. Дома и краски. "Декоративное искусство СССР",1975,. № 4.
36. Ерофеева И.И. Город и реклама. "Искусство и быт",
37. Советский художник", М., 1968.
38. Есаян С. От карнавала к посту. О биографии вывески.
39. Декоративное искусство СССР", 1958, № 3.
40. Иконников А.В. Язык улицы. "Декоративное искусство СССР",1966, № 2.
41. Иконников А.В. Архитектура города."Стройиздат", М.,1972.29. Гутнов А.Э.30. Гутнов А.Э.31. Гушева Т.М.43