автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Влияние духовной культуры на становление мировоззрения личности (на материалах конкретно-социологических исследований)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Карлы, Динара Джанбековна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ашхабад
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Влияние духовной культуры на становление мировоззрения личности (на материалах конкретно-социологических исследований)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние духовной культуры на становление мировоззрения личности (на материалах конкретно-социологических исследований)"

АКАДЕМИЯ НАУК ТУРКМЕНИСТАНА ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи КАРЛЫ ДИНАРА ДЖАНБЕКОВНА

влияние духовной культуры на становление мировоззрения личности

(на материалах конкретно-социологических исследований)

Специальность 09.00.06 —Научный атеизм, религия (история и современность)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ашхабад—1992

Работа выполнена в Отделе проблем духовной культур Института философии и права Академии наук Туркмен стана.

Научный руководитель:

Академик АН Туркменистана [Росляков А. А.[

Н а уч и ы й консул ьта нт:

Член-корреспондент АН Азербайджанской республики,

доктор философских наук, профессор Саттаров М. М.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук Алиев А. Г.

кандидат философских наук, доцент Муршудли Г.

Ведущая организация — Кафедра философии Азерба джанского государственного экономического института.

Защита состоится « 2.Ь * _илйА_ 1992

в « | » часов на заседании Специализированного совет Д.004.06/01 по защите диссертаций на соискание ученой ст пени кандидата философских наук при Институте философи и права Академии наук Азербайджанской Республик! (370143, г. Баку, М. Азизбекова, 31, Институт философии права АН Азербайджанской Республики).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной н; учной библиотеке АН Азербайджанской Республики.

ДГ!ТППРАРПЯТ ПЯЭПГЛЯН а £ <1 ч> ...... г , „ 1992 Г.

■I (.■ 1Л—

ка

Сл

СУФ-ЗАДЕ Р. Ь

I. 0Ы1<АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Демократизация общественной жизни, рост исторического самосознания народов оывшего СССР, изоравшего свое путь независимого ооновления предопределяет переходный характер как самого общества, так а происходящие в каждой из суверенных респуолик процессы.

Радикальные ваьшше изменения, стремительные перемены в оощественной жизни, высокий накал оорьш интересов, смена экономических, политических и идеологических ориентиров, оорете-ние духовной своооды каждым индивидом неизоежно оказывают жесткое давлении на представления и взгляды человека.

В условиях коренных исторических оощественных проооразо- ' ваний ' в молодежной среде нарастает ощущение тревоги, психологической и социальной нестабильности. Нормы и ценности предшествующих поколений приходят в противоречие о изменением о&-щественной реальности, но продолжают еще определенное время занимать господствующее положение. Именно такая ситуация а порождает устремления молодого поколения, которые выражаются в нових потресностях переломной эпохи. Содержание этих новаций можно оценивать по-разному, но пренеорегать ими не следует, исо они - историческая реальность, с которой нзооходимо считаться. При анализе ценностей и предпочтений различных групп молодежи следует выяснить отношение к мировоззренческим ценностям, атеистическому наследию, чтош определить возможность их превращения в оолоо стойкие идейные позиции.

Сегодня мы должны констатировать тенденцию, ориентирующую некоторую часть молодых людей на отказ от диалектико-материа-листического .миропонимания как якооы устаревшего, не выдержав-1иего проверки временем, ^ело в том, что процесо преодоления вульгарно-агрессивного отношения к религии, к ее роли в духовной жизни и культурным традициям часто сопровождается другой крайностью - нетерпимостью и полным отрицанием материалистического мировоззрения, атеизм. Он оовиняется в сездуховности, 'в пренесрожитзльном отношении к культуре, к религиозному искусству, к памятникам архитектуры, к псторачеокой памяти народа. Кго изосракают и устаревшей политической доктриной, и извра-

иенной психологической структурой, и эрзац-религией.

В целом, принимая критику в адрес практического осуществления атеистических идей, социального неравенства, ущемления прав веруещих, не осуществленного в жизни Закона о своооде совести, автор, тем не менее, усежден в правомерности постановки проОле-мы изучения научно-материалистичаского мировоззрения личности и влияния на нее духовной культуры.

Стедднь раэрароуанадст^дроодеш. Поскольку тематика научных исследований в ооласти истории и теории религии, отношения к ней молодежи, взаимообусловленности мировоззрения и духовной культуры весьма ооширна, есть неооходимость сконцентрировать внимание только на тех вопросах, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой теме.

Б диссертационной раооте предпринята попытка рассмотреть вопроса миграции естественнонаучных и философских знаний на территорию Туркменистана.''"

СХзооое значение для научного осмысления данной проолемы имеют раооты, посвященные вопросам культуры (Арно.1Ьдов А.И., Соколов Э.чй., Коган Л.Н., Боголюоова Е.В., Давидович В.Е.), изучения процесса формирования мировоззрения различных категорий молодежи (Киршко И.И., йоачук Н.Ф., Колодный А.Н., Ба-вароаев £., Садыков С., 1Уров И.О., Богачук А.И., Чуковенков

1 Здесь автором использованы раооты Роганской М.М., Шаймухаи-бетовой Г., Хайруллаевой М.М., Муминова И.М., Хыдарова Т., Чаркева Г., посвященные ранним реформаторским течения:/ в

: .исламе: Хайруллаев М.Ы. Мировоззрение караси и его зна-- чениа в истории философии. - Ташкент: Фан, 1967; Шаймухам-Оетова Г. АраОоязычная философия Средневековья и классическая традиция. - U.: Наука, 1979; Ударов Т. Прогрессивно-демократическая мысль в Туркменистане в начале XX века (1ЭОО-19Г7). - Ашхаоад: Ышы, 1979; Чарыев Г,А. Из истории осицественной мысли в Туркмении. - Аыхаоад: Туркменистан, 1954.

2 Арнольдов к.Л. Культура и современность. - W.: Наука, 1973; Духовная культура и социальный прогресс. - Фрунзе, I9&J; Зоц В.А. Культура, религия, атеизм. - М.: Политиздат, 1982.

Ю.А.),* соотношение культуры и религии (Арсенкин В.К., Капустин U.C., Угринович Д.К., Кирюшко А.И.),2 взаимообусловленности процессов духовного развития и мировоззрения молодежи (Зоц В.А., Новиков М.11., дулуман И.К., Кирюшко А.И., Яроцкий П.П.).3

Ученые всесторонне изучают духовный мир современного молодого поколения, исследуют процессы становления его сознания, поведения, формирования мировоззрения этой специфической со-циадьно-демографичьской группы в оощей структуре населения, ооладавдей. ярко выраженными возрастными и психологическими осооенностями. .Ода прбведения социологических исследований, имеющих целью уяснения отношения молодежи к религии и атеизму специалисты в области социологии религии предложили осщую и конкретные методики отдельных категорий молодежи (Балтанов Р.Г., Черняк Б.А., Яолоков И.А., Андреенков Б.Г., №олова О.М.).4

Важность и перспективность позитивного направления в разработке теоретических дроолем духовной культуры и ее влияния на мировоззрение личности подчеркнули и отметили в своих фи-

1 БазарОаев А., Садыков С. нормирование научно-атеастическо-го мировоззрения молодежи (опыт социологического исследования). - Нукус: Каракалпнкстан, 1980; Социализм и молодежь. - м.: Молодая гвардия,'1986; 1Урсв U.C. Or знания -к уоеждению. - й.: Советская Россия, 1988; Богачук А.И. Время жить. - Донецк: Донбасс, 1988.

2 Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь. - М.: Наука, 1984; Капустин Н.С. Осооенности эволюции религии. -М.: Мысль, 1984; Киршко И.И., йюачук Н.Ф. Атеизм, труд, культура. Личностный аспект. - Киев: Наукова думка,1981; Мчедлов М.П. Религия и современность. - М. : Политиздат, 1902.'

3 Зоц В.А. Культура, религия, атеизм. - М.: Политиздат,1982; Новиков М.П. Атеизм в духовной культуре оощества. - М. : Знание, 1984; Со.Роль духовной культуры в активизации человеческого фактора. - I.: Л1И им.Гэрцена, 1991.

4 Андреенков В.Г., гИаслова О.И. Методы'соора социологической информации. - Ж: ИСИ, 1985; Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. - М.: Политиздат, 19ъ8; Атеизм и научно-атеистическое воспитание. - Ташкент: ТащГУ, 1985.

б

лософских исследования! Байгсшсэхатов Н.Б., Новиков ¿A.n., Соколов J.B., Сохрэняева Т.В.

Ученш создан ряд фундаментальных трудов, в которых анализируются ойдеметсдологические проолемы 1;ультурного развития личности. Среда них осооуо ценность представляют росоты, в которых рассматривается мировоззренческий аспект этого вопроса.^

Предметом разрзоотки различных аспектов влияния религии ка духовную культуру являотся исследования Курочкина Д.К., Тан-чора Б.К., Угриновича д.М., Яковлева К.Г.

В раоотах этих авторов роэраоотаны ваише научно-лракти-ческие проолемы: место в роль социологии религии, составление прогрэу-ш исследования, определение ее раоочеИ гипотезы, кормы выраоотки, методика и организация соора и ойраоотки социологической информации.

Существенный вклад в разработку прооле.и теории и истории религаи и свободомыслия внесли раеоты ученых Ахадова А., Ах-иедова С., Муслимова С.Ш.» Алиевой Б.А., Кононенко В.Г., Крав-ца В.А., Костеько В.Н., Гордиенко H.H., Иванова И.Т., Курочкина Г.К., -Курса нклычева Т., Аширова Н., Ь&гаоова Л.Н., Гадаае-ва С.Л., ¡¿лравова К.Ь.. ¿да лилова Ь.а. , 1Усэйнова A.A., Байраы-сахатова Н.Ь., Кериаова Г.Ы., дсчарли <£., Саттарова «i., Бэзар-Савва ¿.Б., Дустафаева У., Чарыева Г.О., лыдырова Т.Х.деми-

1 Ьайрамсахатоа Н.Б. духовная культура народа и атеизм. - Ащ-хасад: 'Хуркыонисхаа, ladI; Соколов a.b. Культура и личность.

'Л.: Наука, Сохрзняева Т.В. Атеизм и духовная культура.

. iac... .к.ф.н. - М. „ 1966.

2 Алексеев A.B. Наука и ¡мировоззрение. - ¡vi.: Политиздат,I9db; Духовная культура и социальный прогресс. - Фрунзе: йлим,198(

3 Ахадов А. Ислаь; в погоне за веком. Л.: Политиздат, JLSBö; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической оорьое.-М.: Политиздат, 1965; Алиева Б.А. Вера или знание? - ¡.ихач-кала: ^г.книгоиздат,19оВ; Быску «i.A. Атеистичзсксо воспитание раоотаощей молодежи. - Киев: штгинцаД^вЬ; Вага сов iL.Б. Ислам и семья. - М.: Наука, i960; Акиниязоь Г.Б. Антиклерикализм я всльиодумке -туркменских мыслитьлай позднего средно-вгкоаья. Ааюреф.дис.ий со;<ск.уч.ст.д.$илсс.н. - Ьаху,Х&8 Чарыев Г.А. Из истории оедаствеьиой даслв в Туркменистан*»-Лшхасал! ЗУркаанастан, 1954.

дова С. U., в тш числе и туркменских учешх Отдела проблем духовной культуры АН Туркменистана Акмурадова К.A.f Аннаиурова М., Шаниязовой Б.С., Пзльвяновой О.й. и.других.

3 трудах туркменских ученых рассматриваются вопросы глиро— воззрения женщин, сельского населения, проблемы оорядности, роли литературы и искусства в становлении духовности различных слоев населения Туркменской Респуолики.

В сборнике "нормирование мировоззрения подрастающего поколения"* преподаватели Туркменского госуниверситета затрагивают вопросы формирования взглядов у студенческой молодежи и учащихся школ, показывая, что в ходе преобразований условий жизни туркменского народа происходит внедрение в его out новых традиций и ошчаев, их интернационализация.

В орошюро "Социологические исследования и атеистическое воспитание"^ Акмурадова X. наиболее важное значение имеет определение типологии верующих и неверующих. Работа 11а льва новой О.И. "Особенности атеистического воспитания женщин в современных условиях"3 исследует состояние религиозности-женщин различных промышленных предприятий Туркменистана, прослеживает взаимосвязь проявления религиозности с 'демографическими и образовательный характеристиками,-отношение генщины к религии в шро-воззренческсм и культовом аспектах.

Из работ Шаниязовой Б.С. обращает внимание монография "Роль естествознания в становлении научно-материалистического мировоззрения".4 Автор раскрлвает и исследует механизмы и средства формирования материалистического фундамента естествознания в свете новых не традиционных возможностей мировидения, которые открывает современная наука, трансляция его на воспи-тательно-ооразовательный процеос.

___В монографии "Духовная культура народа и атеизм"^ Байрам-

1 нормирование мировоззрения подрастающего поколения. Межвузовский сборник. - Ашхабад: Т1У, 1982. .

2 Акмурадов К. Социологические исследования и атеистическое воспитание. - Ашсаоад: Знание, 1S8I.

3 Пальванова 0.*1. Особенности атеистического воспитания женщин в современных условиях. - Ашхабад: Ылым, I9&3.

4 Шаннязова Б.С. Роль естествознания в становлении научно-материалистического мировоззрения.-Ашхабад: Шши, 1988.

5 Ьайрамсахатов Н. .¡духовная культура народа и атеизм. - Акха-оад: Туркменистан, I9dl.

сахатов Н. впервые на материалах истории и современного развития туркменского народа раскрывает место и роль религии и свободомыслия в его духовной жизни. Автор анализирует компоненты и функции духовной культуры, освещает вопросы материалистического понимания диалектики духовной культуры и атеизма.

Цель, и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования - дать анализ механизма связи духовной культуры с мировоззрением раоочей молодежи в процессе его становления, показать влияние ооразования на формирование социально-активной, духовно оогатой личности.

- Рассмотреть роль и место научного мировоззрения в структуре духовной культуры.

- Определить в социологическом аспекте категории молодели в зависимости от ее отношения к таким компонентам духовной культури как религия и научно-материалистическое мировоззрение.

- Дать анализ результатам конкретно-социологических исследований, проведенных среди молодежи и отдельно среди представителей раоочей молодежи государства Туркменистан (с учетом образовательного уровня).

дналектико-материалистическое понимание социальных процессов. Автор стремится проследить пути формирования мировоззрения молодого* Туркменистана, раскрыв глубокую взаимосвязь духовной культуры, философии и мировоззрения как в оодематодологическом масштабе (в основном на диалектике Гегеля, где эта взаимосвязь нашла наиболее полное отражение), так и в учете специфики развития духовной культуры в среднеазиатском рэгионе, где идеи свободомыслия нашли свое яркое проявление.

В своем исследовании автор опирался также ва труда отечественных и заруоехных философов.

в ходе социологического опроса, проведенного по составленной ■ предварительно программе и репрезентативной для целей исследования выборка. В качестве репрезентативных признаков сыли использованы: рогион проживания, социальное полскокие респондентов, возраст, под, образование.

Исследование велось в русле проолематики, разрабатываемой Отделом проблем духовной культуры института философии и права 4Н Туркменистана.

Научная но.вцэ.иа-яас.деД2ШШ связана, прежде всего, о актуальностью теш диссертации, представляющей в настоящее время но только научный интерес, но приооретающей также вано-ноо политическое значение.

Теоретическая актуальность и практическая значимость ра-ооты связана с объектом исследования - мировоззрением ]эаоо-чего класса Туркменистана. Новизна исследования заключается в изучении духовного ¡/ара рабочего класса Туркменистана представителей мусульманских народов на основе использования эмпирического материала, определении взаимосвязи мировоззрения а духовной культуры молодого человека, разработке ?4екото-рых рекомендаций по дальнейшему совершенствовании воспитания духовной культуры молодых раоочих, формированию у них научного мировоззрения.

ПШИДЧаОкая значи«0.здь.гр_а£О'Щ. Данная раоота может представлять определенный интерес для специалистов, ¡?аш>- -мающихся проблемами рабочей молодежи, формированием ее мировоззренческой культуры. Результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы в педагогической практике новой системы ооразования по подготовке молодежи в гимназиях, колледжах, лицеях Туркменистана.

Положения диссертации оыли обсуждены на расширенном заседании Отдела проблем духовной культура, Отдела философии и проблем развития современного общества Института философии и права АН Туркменистана. Отдельные вопросы апробировались на Республиканской научно-практической конференции: "Актуальные вопросы философии, социологии и правоведения" (Ашхабад, 1992) и республиканском семинарэ-со-вещании "Проблемы социального развития Туркменистана"(Ашхабад, 1984).

Структура пу.со?ртдццц. Раоота состоит из введения, двух глав и заключения. Каждая глава состоит из двух параграфов. В тексте встречаются таблицы, где приведены результаты анкетного опроса среда работающей молодежи'Туркманистана.

П. ОСНОВНОЕ ССЫРЛШИЕ РАБОТА

ооосновывается выоор томи, дается краткая характеристика степени разработанности проблемы, ставятся цели и задачи исследования, раскрывается методологическая и теоретическая основа, научная новизна, определена практическая значимость раооты.

й.Л2ЛШ2й_ШШ£ -"-¡есто научно-материалистического мировоззрения в структуре духовной культуры" - дается анализ развития материалистических тенденций в духовной культуре народов Средней Азии.

Общность исторических судеб, оацзствоняо-эконошчоского развития туркмен, узсеков, таджиков, азербайджанцев, каракалпаков, киргизов, казахов и ряда других народов Средней Азии и Закавказья обусловили и единство основных моментов их духовной жизни, в том числе ваднейоах черт их художественной и философской шсли. Поэтому развитие философских, социологических и иных идей этих народов ни в коем случае нельзя рассматривать в отрыве, они взаимосвязаны, взаимообогащают и дополняют друг друга, ¿яо особо отчетливо выступает в процессе развития философской мысли туркменского, уэоекского и таджикского народов. Без всестороннего учета этого обстоятельства невозможно правильное понимание исторического процесса развития духовной жизни■ Средней Азии вообще, Туркменистана в частности.

; С установлением на всей территории Ара «¡кого Халифата монотеистической религии и признанием в качестэе основного арабского языка преодолевались этническая разрозненность и языковые барьеры, в обстановке религиозного фанатизма и Обскурантизма возникло явно не теологизированное, несхоластическое по своей проблематике течение - средневековая араоская философия.

¿е представители обладали высокой культурой знаний и независимостью суждений по отвоы-зшо к вероучение. Такое положение сегодня кажется несколько не ела данным на фоне устоявшихся представлений о Средневековой философии как "служанки богословия". Сйнако таксвсп философия бала «а Западе

и характерна для христианства. В восточном регионе теология оформилась позднее, чем философское постижение мира, которое приняло и усвоило идеи греко-эллинистических учений.

В отечественной к заруоехной востоковедческой литературе история переводов на арабский язык сочинений греческих и эллинистических мыслителей достаточно хорошо освещена.* Авторы дают полную картину становления и развития перезодческого дела, роль и значение которого трудно переоценить для распространения греко-эллинистйческой культуры. Немало было сделано в этом направлении "домом ¡дудрости" - "Бейталь-лакма" ? в био-лиотеке которого насчитывалось около 400 тыс.рукописей на арабском, греческом, сирийском, персидском, китайском, индийском а других языках. В X в. [Духагаледом-ибн-Исхаком был написан "Фихрист аль алум" - "Указатель имен", состоящий из десяти книг. Отдельные разделы этой раооты посвящены античным мыслителям, развитию знания у греков. В УШ в. учения досокра-тиков стали известны на арабском Востоке благодаря материалу, собранному Аль-Лкуби. Об интересе арабов к греческой философии и его значении для становления философской и научной мысли в араооязычном средневековье писал исследователь творчества Аль-• Йкуби ¡Л.&лампот.?

На втором этапе развития научной мысли Средневекового Востока (начало ХП в.) начинают широко использоваться достижения современной тому времени науки, которые отличаются от греческой традиции обилием задач чисто прикладного характера. В эту эпоху творили такие крулнейще ученые," как ораться Бану Муса, Сабит ибц Кора, аль-Баттани, аль-Фараби, аль-Фергани, аль-Еируни, Ибн Сина, Олар Хайям, аль-Хазаыи.

Средневекового философа отличала широта научных интересов. Это был пбдлинный энциклопедист, сочетающий в сеое одновременно знания врача и математика, астронома и химика, знания оптики с музыкой и поэзией.

В конце XIX. - начале вв. виднейаае европейские востоковеды ¡Л.Штайни:найдер, И.Гольдциер и ¿.Дитерици в обзорах по истории средневековой философии отмечали противостояния в

1 См. библиографию в книге Г.Шай:/>ухамбетовой "Арабоязычнзя философия средневековья и классическая традиция.й., 1979.

2 ГНаянс рКл^050рЬу апЛ е. ^а^иоп-Со^атко.^МЗг

философии и теологии средневековой духовной культуры Ближнего и Среднего Востока. В то время теология и философия, каждая со своей стороны, заявляли о независимости. В духовной жизни мусульманского региона того периода теология, как учение о вере, рационалистический анализ откровения, как система кора ни ческой догматики, сложилась позднее, нежели возникло и укрепилось философское учение. Надо сказать, что философские изыскания были небезопасными. Это отчетливо понимал аль-Газали, который сам, будучи философом, оформил рационалистическую догматику ислама. Интеллектуальную независимость араооязычных философов . питала не только "умственная" несостоятельность оогослсвов в сфере метафизических проблем, но и собственное понимание взаимоотношения философии, теологии и религии. Однако не следует представлять дело таким образом, оудто мыслители раннего ерзд-невмеов.ья были атеистами: вне всякого сомнения, это шли верующие люда. Однако они "верили в оога", но не "верили Оогу". ¿'1х оог сил абстрактным, оезличным принципом, воплощающим "це-локупность существ" (иен Рувд). Причем это абстрактное ооаест-во как ш ъно не именовалось: "необходимое существо, "первопричина", "отдаленная причина", "первый сущий" и т.д., осязательно входило в онтологический ряд умозрений философов, органично присутствовало в их структуре мышления.

Для мусульманского Востока средние века явились эпохой оурного прогресса'научных знаний. К примеру, в Базне - столице династии Газнешдов (577-1166), чья держава простиралась от Западной Индии до, Хорезма и славилась известными, поэтами и учеными, такилм как АСу-л-Касим Унсури., великий ¿ирдоуси, 'руни (996-1030), в Бухаре- державе Саманидов расцветали таланты поэтов ЬУдаки, дакики и таких выдающихся ученых, как Аоу Бакр ар-Рази, Авиценна (Исн-Сана) и др.

Как .законсервированное ЗДровоззр&няз ислам просуществовал до АУШ в. почти в неизменном виде. О яроазккоБениш. экономики и политики европейских государств в страны Востока, в них на- • чикает сказываться и влияние европейской науки и техника, культуры а философии,образования а т.д. Ъ .конкретно-Есторачаской обстановка того, времен*: развитие капиталистических общественных отношений и зарокаение идей просветительства и религиозно-, го реформаторства псадставдяхи собой аспекты.единого процесса, ;-

который все оольше углублялся в конце ИХ - начале XX веков.

для истории исламской культуры, как и для любой другой истории, характерны периоды спада и подъема ее влияния на умы миллионов людей. Это оставляет глубокий след в духовной культуре народа.

К примеру, наличие плодородных земель в Туркмении, теплый климат, ооилие солнца не только способствовали прогрессу местного населения, но и возбуждали алчность завоевателей. История свидетельствует, что уке в 1У в. до н.э. сода вторгались полчища иранскнх завоевателей, захватившие огромные территории. Земля туркмен о!цутила на сеое и походы Александра Македонского, разрушительную силу сасанидских царей. Вторжение араоских халифов (651 г. н.э) огнем и мечом безжалостно истреблявших населения целых городов, привело к насаждению новой религии-ислама. Для 1Х-Х11 веков характерен новый подъем страны. Даже в тяжелейишх условиях народ Туркмении создал прекрасный край о оросительными системами.

Туркменистан по своему социально-экономическому и культурному развитию принадлежал к числу передовых стран тогдашнего мира. Орда <й1нгас-хана принесли огромный ущерб краю: шли ' разрушены крупнейшие центры мирового значения, такие как Мэрв, ТУрган, Ниса, выведены из строя ирригационные системы МургаО-ского оазиса, дававшш жизнь хозяйству страны. Наступил длительный период застоя. К середине XIX в. накогда оогатая страна превратилась в отсталый край с патриархально-натуральным хозяйством. '

В общих чертах можно говорить о том, что в истории философии Туркмении как в раннюю, так и в Солее позднюю эпоху наблюдается определенный подход к рассмотрению и исследованию наиболее общих вопросов бытия и познания, истолкования сущности жизни и мышления и других философских проблем.

Дубоко усроив учения средневековых ученых Средней Азии, развивая их лучоие наиболее прогрессивные традиции, туркменские мыслители Азади, Шхтумкули, Зелили, Кемине, Сеида, Молланепес стремились изучить и постичь•животрепещущее проблемы, потребности туркменского общества, понять условия жизни своего народа, способствовать объединению туркменских земель в единое государство. В силу известной застойности и

отсталости экономического и политического развития туркменского общества, мыслители, находясь в целом на позициях религиозно-идеалистического мировоззрения, развивали антиклерикальные, демократические, стихийно-материалистичоскиэ и ьаивно-диалек-тьчоские идеи. Критическое изучение истории духовной культуры народов Средней Азии, культурно-философского наследия мыслителей прошлого показало, что творческое развитие их прогрессивных идей имеет ваяшое значение для духовной культуры народов Туркменистана.

Начиная с советского периода для духовной культуры туркменского народа, для ислама и его места в обществе характерна уже известные в целом по стране положения, философские заключения и сентенции, которые и рассмотрены автором на протяжении всего исследования. Кроме того, дается критический анализ политических и социальных событий прошлого, объясняется суть научно-материалистического мировоззрения как составной части духовной культуры.

В последние годы в нашей стране имели место серьезные упущения в. сфере социально-экономического развития и в идеологии. Целеустремленная, последовательная и систематическая идейно-воспитательная работа зачастую подменялась формализмом, проведением надуманных кампаний, использованием устаревших стереотипов и схем вместо творческого подхода к вопросам воспитания и образования личности. Это привело к тому, что нередко игнорировались ооьвктавнне противоречия в развитии общественного сознания, отсутствогал плюрализм в оценке действительного положения дел.

£ условиях современности по-новому встает проблемы развития духовной культуры, духовной кизни, мировоззрения личности. - "

Следует учитывать ряд новых реальностей, имеющих место в настоящее время..

Во-первых, это падание доверия к социалистической морали . и н^учно-гатераалистаческо'ду .мировеззрвшгю, потеря нравственных и мировоззренческих идеалов у части населения, возникших' на фоне социально-негативных явлений периода застоя.

Во-зторых, это признание приоритета общечеловеческих ценностей-над классовый как проявление нового жжения и в

сфере международных отношений, и в сфере решения социально-экономических, 'политических проблем.

В-третьих, это вовлечение верующих и духовенства в общественно-политическую жизнь. Представители религиозных организаций участвуют з деятельности общественных фондов, выступают по радио, телевидению, в газетах, являются депутатами различных уровней, что меняет традиционное представление о религии а церкви в целом.

В-четвертых, интерес общественности к религии и церкви, их роли в истории общества растет, сопровождаемый критикой атеизма, отождествляемого частью интеллигенции, особенно творческой, с разруштельными и антигуманными тенденциями в . духовной культуре народов страны.

Исходя из того, что становление и развитие научно-материалистического мировоззрения связано с культурным прогрессом . человечества возникает необходимость'рассмотреть само понятие "культура" и его место в системе культурных ценностей общества.

Культура в широком смысле есть совохсупиость'устоЗчивых форм деятельности, закрепившихся в человеческой практике и общественном сознании. При этом она выступает как процесс -в виде материальной и духовной деятельности человека, и как результат - в виде продуктов этой деятельности. ;

Ученые, в соответствии с основными видаки человеческой деятельности вычленяют материальную, духовную и политическую культуру. Они тесно взаимосвязаны между собой и взаимодопол-няпт друг друга. Кроме того, каждый из них имеет сложную структуру, включает множество ооразуюиих элементов. Провести' четкую границу можду материальной и духовной культурой очень сложно. В дальнейшем анализа мы будем исходить из того, что между ниш существует определенное различие и главное внимание сосредоточим на особенностях духовной культуры.

В настоящее время духовное состояние нашего общества мо2^ но охарактеризовать как кризисное. Это проявляется в размы- '. ваш»: ценностей духовного и нравственного порядка. Очевидными становятся лрагматизацая и примитивизация духовных запросов людей. Поэтому первостепенным в обновлении нашей духовной жизни иведставляется отыскание путей пробуждения высоких духов- • нас потребностей и запросов, а слособоз их полноценного

удовлетворения.

В системе культуры религия и атеизм выступают как.единство противоположностей, как относительные, альтернативные, взаимо-полагающие и взаимоисключающие явления духовной жизни. Исторически именно в религиозной и нерелигиозной форме формируются основы духовного мира личности, ее убеждения. Через определенное отношение к-идее оога; сверхъестественного человек обычно решал и решает овои мировоззренческие проблемы.

В условиях' современности роль и значение духовной культуры, ее влияние на все сферы жизни общества возрастает, оказывая существенное воздействие на сознание самых широких масс трудящихся, на весь процесс: воспитания молодого человека.

Одним йз инструментариев изучения процессов, происходящих в духовном мире личности, в частности и в мировоззренческом аспекте, являются социологические исследования, одной из первоочередных задач которых было выявление мнений и оценок определенной категории людей, выражающих их отношение к реалиям общественной жизни. В связи с этим сыл использовав метод опроса, позволивший получить необходимую информацию о сознании молодежи, мотивации'ее поведения, оценки окружающей действительности, процеосов, происходящих в стране и за рубежом.

Вторая глава - "Духовная культура как важный фактор становления мировоззрения личности" - носит прикладной характер. Здесь анализируется непосредственно содержание и структура мировоззрения конкретной личности, рассматривается сущность и структура религиозного, а также не религиозного сознания.

Религиозное сознание находит свое проявление в идеологии, распространяемой прежде всего служителями культа всех конфес-■ сий. Есть основания также говорить о проявлении религиозности в обыденном религиозном сознании людей, которое включает в сося религиозные ооразы, иллюзии, настроения и чувства. Последним принадлежит доминирующая роль. ■'•'■•■

Важно подчеркнуть, что все уровни религиозного сознания диалектически взаимосвязаны между сооой, имеют как общие черты, так д существенные различия.. Она изменяются в процессе

1 дзыкоаич В,Р. Атеизм и религия в' культуре социалистического общества // Научный атеизм а атеистическое воопишща,-Ыинск: Беларусь, 1989. - С.УЗ.

г?

развития научного познания, определенным ооразом реагаруют на социальные процессы и научно-технический прогресс. Но это не затрагивает их основного содержания, ,так как главным всегда остается идея оога, идея сверхъестественного.

для достоверности эмпирического восприятия' следует также учитывать, что верующие одного вероисповедания имеют различные представления, даже люди различных племен туркменской нации имеют оригинальные взгляды, традиции, ооычаи. Поэтому в диссертации о сознании говорится лишь в оощих чертах.

Интенсивность проявления веры зависит от глубины религиозных чувств, переживаний. Внешне религиозное сознание проявляется в религиозном поведении человека, его взаимоотношениях с другими людьми.

Яри выделении типов верующих возможны различные основания классификации. Автор предлагает типологию верующих,наиоолее удачно отвечающую целям исследования: 1) убежденных верующих, 2) обыкновенных верующих и 3) колеблющихся.

Уатериалистичвскоа сознание личности фиксируется в . поведении, в активных действиях, направленных на преодоление религиозных взглядов.

Среди нерелигиозного населения в работе вычленяются следующие основные группы неверующей молодежи: L) убежденные атеисты,-2) неверующие, 3) индифферентные.

В ходе исследования делается попытка проследить и конкретизировать механизм воздействия духовной культуры, как мощного и эффективного средства в формирование мировоззрения личности.

В результате осуществленных социологических исследований шли получены простые распределения путем обработки ответов па вопросы анкеты 492 респондентов женского (53, и мужского пола (46,1$) а возрасте от 16 до 30 лет, имеющих среднее, неоконченное высшее и шешее образование.

Анализ названных и других, социально-демографических характеристик объекта исследования свидетельствует о том, что выборочная совокупность н целом отражает социальную структуру молодежи Туркмении'и дает основание сделать определенные выводы оо отношении icuoieà.и";дгвуквк к научному атеизму и религии,

показать капали воспроизводства религиозности и причины индифферентности со стороны отдельных групп.

Подводя итоги исследовании отношения молодежи Туркмении к атеизму и религии, автор делает следующие выводы:

1. Среди работающей молодежи все более устойчиво проявляется тенденция индифферентного отношения к вопросам религии, особенно это проявляется в последнее время.

2. Имеет место примиренческое, а порой апологетическое, отношение некоторой части раоотающей молодежи к религиозным

. суевериям и предрассудкам.

3. Среди работающей молодежи обнаруживается также примиренческое отношение и к религиозным взглядам своих сверстников (17,7/5). Отдельные ее представители (10,7/5) воооще отрицают необходимость переубеждения сверстников.

4. Значительная часть работающей молодежи не только не считает необходимым систешгическое материалистическое воспитание всех категорий населения, в особенности молодежи (8,3$ респондентов считает, что религия отомрет сама по себе", а

■ 33,- никак не выразили своего- отношения к этому вопросу).

5. Существует религиозное окружение, которое является одним из источников сохранения религиозности, формирования нейтралистского отношения к вопросам религии. Так, 39,молодых людей утверждают, что они вели оеседы с верующими, основным содержанием которых шли следующие вопросы:

- о религиозных праздниках и обрядах и необходимости их соблюдения (18,7$);

- о содержании религиозных книг (Биолии, Корана) í?,9^);

- о встречающихся еще нарушениях норм морали (7,1$);

- о конце света и загроонбй жизни (6,5$);

- о чудесных исцелениях (6,3%);

- о роли религии в моральном совершенствовании человека (5.1/0 •

6. Исследования свидетельствуют, что 10,6$ юношей и девушек проявляют интерес к религиозной литературе; 1,6/5 - к передачам зарубежных радиостанций на религиозные теш, в частности их интерзсуют:

- беседы'-о воложэкпи церкви и верующих в бывшем СССР.. • (4,1л); .

- церковные службы в сопровождении музыки и пения (3,9$);

- Оеседа на религиозные темы (о праздниках, обрядах) (3,9$).

Отметим еще и то, что определенное число молодых людей слушает беседы читает литературу о позитивной роли религии и церкви в становлении и развитии национальной и отечественной культуры.

В ходе исследования рассматривается влияние ооразования на формирование материалистического мировоззрения личности, система ооразования и воспитания раоочей молодежи. Анализируя социально-демографические характеристики ооъекта исследования, результаты анкетного опроса делаются выводы о влиянии оора-зовательного и культурного ценза на материалистическое мировоззрение молодых раоочих в трудовых коллективах Туркменистана.

В диссертационном исследовании весь круг проОлем, связанных с духовным развитием личности рассматривается на конкретном ос/ьекте-городской раоочей молодежи.

Промышленность города вступила в новый етап своего развития. Непосредственный производитель, рабочий, активно включается в научно-технический прогресс, используя "ультратехнологию" становится и непосредственным участником экологического процесса. А это уже треоует и развитого экологического мышления, экологически нормального отношения к природе и другим индивидам,соответствующего мировоззрения. Именно в аспекте взаимосвязи научно-техяичесг.ого прогресса и экологической . проблематика возникают совершенно новые требования и к формированию мировоззренческой ориентации личности, ео воспитанию и образованию.

Задача образования состоит в том, чтош последовательно развивать индивидуальное сознание, приобщать его к различным формам общественного сознания. Мировоззрение может Сыть. соа-"> рактеризовано как ядро сознания, как та духовная призма, через которую воспринимается окружающая действительность.

Полученные молодыми людыш знания- в процессе образования. its преходят бесследно л, являются фактором, определяющим киро-. всззреачесхле лозицпг,личности. И хотя культурное стэвсвление личности обусловлено не только образованном, вое жа стшекь

образованности совпадает с общим уровнем культурного развития и может до некоторой степени служить показателем последнего, поскольку является необходимым, но еще недостаточным условием.

Процесс повышения уровня культуры выражается у рабочей молодежи в стремлении к обогащению своей духовности, к познанию закономерностей общественной жизни, знание прошлого и настоящего своего народа. Это, в свою очередь, обогащает содержание труда, спосооствует активизации интеллектуальной энергии, придает труду все более творческий характер.

Рабочая молодежи в современных условиях выполняет роль социальной силы, определяющей характер поступательного движения общества. Именно'в-силу этой своей роли она выступает в качестве ооъекта данного исследования.

В целях получения объективной информации по рассматриваемому вопросу были опрошены рабочие и инженерно-технические работники различных предприятий и городов Туркмения, всего 550 человек. Анализиуя определенные социально-демографические характеристики рабочей молодежи, автор приходит к заключению, что в целом была охвачена группа молодежи, у которой налицо различное содержание труда, уровень его механизации, разные возможности для проявления творческой активности, что позволяет сделать достаточно надежные выводы.

Обобщая результаты исследования, в раобхе автор заостроет внимание на вопросе зависимости категорий неверующих и верующих от степени образования. Характер мировоззренческой ориентации рабочей молодежи - нерелигиозность и религиозность -можно определить на основе отношения ее к идее сверхъестественного, а также в активном противостоянии религиозному миропониманию, в осознании молодым человеком естественного характера процессов и явлений окружающего ьара, своих возможностей утзердаться в действительно человеческом бытии путем предметно-практической деятельности.

В анкете шли поставлены соответствующие вопросы, ответы на которые распределились следующим образом (см.таол.1).

Исходя из ответов и наблюдений в процесое анкетного опроса, а также основываясь на избранную классификации, автор приходит к следующему выводу. В целом среди обследованной рабочей молодей есть неверующие и ворующие, колеблющие-

Таблица I

Вопроси

Варианты ответов

- Образование (в »

ьачаль- средт средне- выс-вое нее опециал. шее

I. Как вы считаете, I. Пользу 11,2 а 4 4,2

приносит ли ре- 2. Вред 50 66,8 48,7 73,5

лигия человеку вред? 3. Ни пользы, ни вреда 33,6 25,3 47,6 21

2. Верите ли вы в I. Верю 16,8 11,2 3,8 2,1

существование о Не ворю 73,в 75,2 84,1 88.2

бога и сверхъ- 3. Сомневаюсь 11,2 13,2 6,4 8,4

естественных

сил?

3. Верите ли вы в I. Верю •II,2 6,7 2,3 2,1

загробную жизнь? 2. Не верю 67,2 73,3 91,1 92,4

3. Сомневаюсь 16,8 8,9-, 1.7 2,1

4. Что вы думаете о сотворении I. ;Ляр сотворен Оогом 5,6 6,8 4,1 2,1

мира? 2. Существует вечно и никем не сотворен 2В 66,2 36,5 77,7

5. Ваше мнение о познаваемости мира?

6. Как вы думаете каковы л >ичина явлений природа'

7. Вата мнение о с га ал е отзни?

3. I.

Не знаю

61,6 78,4

г.

I.

? г. з.

X.

Человек может псзчать мир с псмощьч практического опыта

Без помощи 11,2 оога познать мир новсвможпо

йстественЕые 72,3 причины

Но воле Оога 5,6 Не знаю 22,4

достижение 31,6 счастья для 'асзх людей . ¿а бота о ела- ;53,6 сепии душ и подгот овка к . Загробной жизни

24 59,2 18,9 86,4 37 90,3

II,а 9,9 8,4

83,3 71,3 92^4

3.0 1,7 -

15,7 26,1 В.З

«9,9 83,4 92,4

4,2 9,3 4,2

ся и индифферентные. Причем четко выявилась тенденция зависимости оезрелигиозного сознания от степени ооразованности личности (см.табл.2).

Таблица 2

(ь %)

Образование Обыкновенные Колеблющие-• верующие ся Индифферентные Неверующие

Начальное . 5,6 5,6 84 4,8

Среднее 4,2 9 80,1 6,7

Среднее специальное. 2,3 7,6 53,0 36,5

Высшее 2,1 .4,3 17,9 11,1

Целенаправленная раоота всей прежней образовательно-воспитательной системы имела определенное влияние на формирование ьезрала'гаозного мировоззрения молодежи. Но тем не ■менее, наши исследования подтверждают и другую тенденцию: молодые рабочие с высшим, сродним и средним специальным образованием, несмотря на известные усилия, не оказались убежденными атеистами, а даже среди молодых людей с высшим образо» £аШШМ — - верующие; 4,3/5 - ¿{олеблются между верой и неверием; 17,9^-индафферентше; молодые рабочие со среднем специальным образованием: верят в бога - ¿,3%, колеблются - . 7,6$; безразлично относятся к мировоззренческим проблемам -53%; со. о.Редтазд образование;,;: верующих - 4,2/5; колеблющихся - 9$, индифферентных - 80,1$.

fr заодвчодзд излагаются основные выводы диссертации.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Задача воспитания // Ж.Агитатор Туркменистана. -* 5. - 1983. — 0,5 п.л.

2. Влияние духовной культур на атеистическое воспата-ниа молодежи. - Ашхабад: Звание, 1982. - 1,75 ы.л.

3. Атеистическое мировоззрение - важное условие духов- . ного развития молодежи. - Ашхабад: Знание, 1906. - 1,75 п.л.

4. Молодежи - атеистическую убежденность // Агитатор Туркменистана. - А 7. - 1985. - 0,5 л.л.

5. Атеистическое воспитание в условиях перестройка // 3. 1урк»;энистчя ¡.аыщтсти. -й а. - 19Ш. - 0,5 я.л. (в соавторстве).

6. Проблемы атеистического воспитания молодела и женщин// Комцунистаческоа воспитание трудящихся Туркменистана: опыт

и проблемы. - Т.2. - Аахабад: Ылым, 1990. - 0,5 п.л. (в соавторстве).

7. К вопросу о влиянии духовней культура ва атеиотпче-ское воспитание (в производств)).- Ашхабад: Ниш, 1992. -

4 п.л.

л/.