автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Влияние духовных традиций на социокультурную трансформацию человека

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Дробовцева, Светлана Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Влияние духовных традиций на социокультурную трансформацию человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние духовных традиций на социокультурную трансформацию человека"

ОО&иои —

На правах рукописи

ДРОБОВЦЕВА Светлана Васильевна

Влияние духовных традиций социокультурную трансформацию человека: сущность и механизм процесса

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

і I Оса 7013

Нижний Новгород - 2013

005050141

Работа выполнена на кафедре философской антропологии факультета социальных наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Научный консультант: доктор философских наук, доцент,

Фатенков Алексей Николаевич

Официальные оппоненты: Савруцкая Елизавета Петровна

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и теории социальной коммуникации ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. H.A. Добролюбова»

Мальцев Константин Геннадьевич

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой методологии, истории и философии науки ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. P.E. Алексеева»

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная

медицинская академия министерства здравоохранения РФ»

Защита диссертации состоится 15 марта 2013 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.166.04 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» по адресу: 603000, г. Нижний Новгород, Университетский переулок, д. 7, ФСН, ауд. № 300.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23, корп. 1.

Автореферат разослан « 13 » февраля 2013 г.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент H.H. Воронина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что современная социокультурная ситуация характеризуется разнонаправленными тенденциями и большим количеством разноуровневых проблем: техногенные катастрофы, экологические кризисы, нарастание фундаменталистских и экстремистских настроений, террористические угрозы. Усложняется общественное бытие человека - процессы глобализации и этнической локализации, интеграции и узкой специализации, сетевой коммуникации и отчуждения человека от самого себя и от других, технологизации и сциентизации несут новые вызовы каждому члену общества. Резко увеличивающаяся степень взаимного влияния современного человека и созданной им техногенной среды обостряет вопрос о характере взаимодействия человека и окружающего мира. В связи с этим актуализируется социально-философское исследование процессов становления и развития человека в обществе, то есть, проблемы антропосоциогенеза. Необходимо дальнейшее постижение сущности современного общества как целостного организма с тем, чтобы выявлять его основные детерминационно-функциональные связи и зависимости, а также механизмы социокультурного воздействия на человека.

На первый план выходят задачи коренного переосмысления места человека и его влияния на окружающий мир, формирование у личности системы качеств, способствующих гармонизации её отношений с природой, с другими людьми и с самой собой, формирование духовно развитой личности, понимающей меру своей ответственности за сохранение бытия. Назревает необходимость поиска путей духовного обновления общества под влиянием, в том числе, и традиций.

Традиции, особенно духовные, веками накапливали знания о человеке и человечестве, о взаимодействии людей с окружающим миром, разрабатывали пути и способы духовного развития и саморазвития, реализовывали возможности духовной трансформации личности. Изучение механизмов социокультурного изменения в ходе истории наглядно показало, что традиции достаточно мощно детерминировали всю линию жизненного поведения человека.

Перемени, происходящие на рубеже ХХ-ХХ1 вв., их характер и фундаментальность, привели к появлению новых сложных социально-философских проблем. С одной стороны, для функционирования социогенетического механизма и социализации личности по-прежнему важны: опыт прошлого, связь времён и преемственность поколений. С другой стороны, меняется тип связи человека и общности, с которой он себя идентифицирует. Связи становятся более слабыми, и человек получает большую самостоятельность. В то же время в обществе увеличивается количество людей, ощущающих потребность прикоснуться к чему-то прочному, устоявшемуся, проверенному временем.

Современный человек обладает возможностью выбора своей социальной идентификации в соответствии со своими ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Однако эта свобода, даже реализованная, может нести как пользу (изучение опыта предшествующих поколений способно открыть резервы для формирования у человека нового, положительного и перспективного отношения к действительности), так и вред (примеры показывают, что люди, находясь в духовном поиске, могут быть вовлечены в деструктивные организации). Стремясь к духовному обновлению, но, не имея при этом чётких критериев определения принадлежности данной группы к заявленной традиции и к мере отклонения от неё, человек может стать жертвой чётко спланированных манипуляций, наносящих вред ему и его окружению. Всё вышесказанное, в свою очередь, актуализирует задачу более подробного изучения закономерностей трансляции традиций, механизмов их влияния на человека, принципов отбора транслируемой информации.

Степень научной разработанности проблемы. Опыт, накопленный в философии и гуманитарных науках, явился исходным материалом для данной работы. Многозначностью и комплексностью понятия «духовные традиции» обусловлен характер разработанности данной проблемы в литературе. Духовные традиции сопровождали человечество со времени его возникновения, однако активная научная разработка и философское осмысление данной проблемы начинает осуществляться гораздо позже, когда становится понятным, насколько важным для общества является закрепление и передача от поколения

к поколению многовекового культурного опыта.

Одними из первых, кто попытался осмыслить традиции как положительный фактор социокультурного развития, были представители романтизма. Недовольные дисгармоничностью своей эпохи, они старались найти некий идеал в прошлом (Ф.Г. Гёльдерлин, Э.Т.А. Гофман, Г. Клейст, В. Мюллер, Новалис, Л. Тик, Ф. Фуке, Ф. В. Й. Шеллинг, А. и Ф. Шлегели и др.). Пытаясь привлечь внимание людей к миропорядку традиционного общества, они идеализировали его, создавая образ «правильной» традиции. Романтики Гейдельбергской школы в Германии (Ансильон, Лейтон, Ф. Шеллинг) сосредоточили своё внимание на народной жизни и народной психологии, что впоследствии послужило основой для создания научной фольклористики (братья Я. и В. Гримм).

К XIX веку в системе гуманитарного знания складываются две основные линии изучения интересующего нас феномена: традиция как аккумуляция и трансляция социального опыта человечества и традиция как трансляция сферы сакрального. Первый подход представлен, прежде всего, трудами Г. Лебона и К. Маркса. В XX в. его разрабатывали Э.Г. Абрамян, Ю.В. Бромлей, Л.П. Буева, В.Б. Власова, М.М. Громыко, Л.В. Данилова, Ю.А. Левада, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, А.Г. Спиркин и др. Второй подход представлен работами Л. де Бональда, Ж.М. де Местра, Э. Ренана, Дж. Фрезера, позднее - Р. Генона, М. Элиаде, Ю. Эволы и др.

Философская мысль XIX века показала, что традиция может осмысливаться и как «синтез идей масс», «культурная память народа» (Г. Лебон), и как «бремя», «кошмар», «великий тормоз в истории» (К. Маркс). В то же время, последняя точка зрения не отрицала наличия полезных традиций, например, революционных.

Ж. М. Местр и Л. де Бональд считали, что в основе традиции лежит сакральный источник. Впоследствии подобные идеи расширят и углубят традиционалисты XX века (Р. Генон, М. Элиаде), утверждающие, что сначала возникла Единая Изначальная Традиция (Примордиальная), данная людям непосредственно от Творца, затем в качестве производных от неё произошли традиции мистические, затем религиозные, и, наконец, светские. При этом

«традиция» осмысливается как «возможность возвращения» человека к своим истинным истокам посредством ритуалов, с тем, чтобы пережить сопричастность «освящённому» Космосу.

Понимание «традиции» как «возможности возвращения» находило отклик в работах и других философов: Ф. Ницше называл себя «учителем вечного возвращения», М. Хайдеггера интересовала возможность «возвращения к истокам». Но были и те мыслители, кто отрицал возможность «самотождественного возвращения» и в этом случае традиция понималась как «процесс становления бытия», а не набор «зафиксированных элементов», передаваемых из поколения в поколение (Ж. Делёз).

На протяжении существования философской мысли духовная и религиозная традиции нередко отождествлялись. Традиция как «поле философско-религиозного поиска» рассматривалась в работах Д.Л. Андреева, H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, CJ1. Франка.

Для понимания механизмов функционирования традиций в поле культуры следует отметить труды В. Вунда, М. Мюллера, Э. Тайлора, М. Томпсона (проблемы возникновения); Н.Я. Данилевского, Б. Малиновского, А. Тойнби, К. Ясперса (способы существования), H.A. Бердяева, А.И. Герцена, Ж. Делёза (трансформационные процессы в переходные периоды - «Новое средневековье», «время промежутка», «ризома»).

В XX веке спектр интерпретаций понятия «традиция» значительно расширяется. Традиция понимается как универсальный механизм, который позволяет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности (Э.С. Маркарян, И.В. Суханов), как механизм воспроизводства универсальной технологии общественной жизни (Э.Г. Абрамян, Е.П. Бородин, Л.В. Данилова, Ю.А. Левада, А.Г. Спиркин, Д.М. Угринович). Тема стабильности проявляется и в понимании традиции как устойчивых явлений общественной жизни, трансмиссия и аккумуляция которых является доменом общественного сознания (Ю.В. Бромлей, Н.П. Денисюк), как передаваемые из поколения в поколение устойчивые формы деятельности и мысли людей (К.В. Иванов). Традиция осмысливается как «особая разновидность исторического

сознания, связанная с преобразованием неоднозначных фактов прошлого в однозначные ценности настоящего» (Е. Шацкий), как духовный каркас общественных отношений (Н.С. Сарсенбаев), как «особая социальная связь индивидов и групп в обществе, содержание которой состоит в воспроизведении из поколения в поколение определенных содержательных формализмов действия и представления, фиксирующих накопленный социальный опыт и выступающих регулятивными принципами освоения новых условий и задач деятельности» (В.Б. Власова).

Содержание традиций и их влияние на общество анализировали В.Ф. Асмус (модель «Учитель-ученик»), JI.C. Васильев (восточные религии), A.A. Гусейнов (этические учения древнего мира), Б.С. Ерасов (сопоставление социокультурных оснований Запада и Востока), Д. Орехов (православное христианство), И.В. Свенцицкая (раннее христианство), С.А. Токарев (многообразие религий мира), Д.М. Угринович (сущность религиозного утешения).

Традиции рассматривались как способ самоидеитификации общества (М.Ф. Альбедиль, Н.Г. Краснодембская), как возможные детерминанты духовной трансформации человека (3. Фрейд, К.Г. Юнг, позднее А. Маслоу, В.М. Розин, С.С. Хоружий), как ментальное, смысловое, знаковое пространство (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, М. Хайдеггер, И. Хейзинга), как коммуникация (Д.Б. Зильберман).

Делались попытки рассмотреть духовные традиции как часть сущностного ядра культуры, противостоящего размыванию и обеднению ценностей (М.М. Бахтин, Ф.Ю. Исмаилов, А. Ровнер, В.М. Розин, Н.С. Сарсенбаев).

Активно изучаются этнокультурные структуры, процессы, институты (Е. Бертельс, В.В. Емельянов, К.В. Иванов, К. Кастанеда, К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, В.В. Малявин, A.A. Маслов, К. Медоуз, А. Минделл, Е.А. Торчинов, А.К. Шапошников и др). Для понимания и осмысления конкретно-исторического, этнического бытия духовных традиций большую роль сыграли исследования отечественных учёных - антропологов, этнологов, востоковедов, таких как М.Ф. Альбедиль (традиции Индии и Китая), Е. Бертельс (проблема человека в суфизме), Н.Г. Краснодембская (буддизм в Шри Ланке), В.В.

Емельянов (ритуал в Месопотамии), А.К. Шапошников (исследования Египетской Книги Мертвых), ведущих китаеведов - В.В. Малявина, Е.А. Торчинова, A.A. Маслова (основные проблемы буддизма, даосизма, конфуцианства на Востоке).

В рамках постмодернизма поднимается вопрос о том, насколько правомерно понимание традиции как структуры, в которой совершается только поступательное движение от одного состояния общества к другому (М. Фуко). Ж. Делёз и Ф. Гваттари предложили рассматривать культуру не как «систему древообразного вида», но как «децентрированную ризому», в которой цепи преемственности не существует, а те или иные культурные образования (традиции в том числе) возникают спонтанно.

Ж.-Ф. Лиотар указывает на нарастание отчуждения «знания» от «знающего» и Непривязанность «информации» к «практике» в современном мире. Подобные процессы оказывают заметное влияние на способы функционирования традиций в «обществе знания» (С. Лэш, Г. Бехманн). Формы существования традиции в нём могут оставаться прежними, а содержание становится вариативным, что приводит к релятивизму моральных норм и ценностных ориентиров. Это делает проблематичным понимание традиции как «духовного каркаса» общественных отношений (К.С. Гаджиев, Г.С. Киселёв). На первый план выходит информационная составляющая, и именно она, вероятнее всего, будет определять в большей степени те принципы, по которым складываются формы закрепления и трансляции культуры (А. Кармин).

Духовные традиции изучаются в разных ракурсах: с учётом разделения сфер жизни на материальную и духовную (А.К. Уледов); в соответствии с теми потребностями, которые традиция удовлетворяет (В.Д. Плахов); в соотнесении с духовной практикой и процессом духовного становления человека (в частности, традицию понимают как «трансляцию антропологического опыта -опыта бытийного восхождения рода» - С.С. Хоружий); во взаимосвязи с духовными сообществами, персональными центрами и локальными дискрет-этапами (A.A. Фёдоров).

Проблемы становления и преображения человека в традиции

затрагивались в трудах представителей как православных - Феофана Затворника, Иоанна Лествичника (о сущности православной веры), так и иных традиций, имеющих непосредственное отношение к духовной трансформации человека - Ван Ань-ши, Ван Би (комментарии к «Дао Дэ Дзин»), Конфуция (обоснование необходимости ритуала в жизни человека), Jlao-цзы (учение о Дао), Мэн-цзы, Д.Т. Судзуки, Экаку Хакуина (основные положения дзэн/чань буддизма), Идриса Шаха (учёба в суфизме).

Влияние традиций на соотношение индивидуального и социального в человеке отслеживается в работах А. Маслоу, 3. Фрейда, К. Юнга и отечественных исследователей: Л.П. Буевой (социальное и индивидуальное в развитии личности), Л.П. Гримака (психология личностной активности), Н.П. Денисюк (формирование личности под влиянием традиции), Ю.М. Орлова (индивидуальное в учебном процессе), A.B. Россохина (измененные состояния сознания в психоанализе), В.И. Самохваловой (работа с сознанием в духовных практиках), A.A. Скородумова (социально-психологические предпосылки попадания людей в секты).

Немалый вклад в изучение взаимовлияния человека, общества, культуры, духовности и религии внесли нижегородские учёные: С .А. Ермаков (святоотеческая традиция), Л Л. Зеленов (Закон Единства Обучения, Образования и Воспитания), В.А. Кутырёв (проблемы человека в «расчеловеченном» обществе), Е.П. Савруцкая (проблемы коммуникации в информационном обществе), В.И. Суханов (традиции как основы стабилизации общества), Л.Е. Шапошников (органические и неорганические религии в России).

В то же время, несмотря на огромную работу по изучению традиций, некоторые аспекты нуждаются в дополнительном исследовании. Главный вопрос, который оставался открытым: могут ли традиции в современном изменчивом мире выступать активными факторами регуляции и трансформации сущности человека?

Оказалось, что недостаточно освещены следующие вопросы: каким образом осуществляется переход знаний, ценностных установок из родового в индивидуальный опыт человека; как происходит развитие человека в духовной традиции с точки зрения его преображения на этом пути (не существовало

научно-теоретического осмысления механизмов трансформации человека в процессе духовного роста); почему при большом количестве позитивно значимых традиций многие люди оказываются втянутыми в группы, которые сегодня квалифицируются как деструктивные; существуют ли меры профилактики и предупреждения подобных ситуаций?

Всё вышеперечисленное обусловило сферу научных интересов диссертанта и позволило сосредоточить внимание на дальнейшем анализе социального бытия традиций как многомерного и многофункционального феномена, особо отметив трансформационные возможности данного явления в сфере антропосоциогенеза.

О&ьектом исследования выступают духовные традиции в контексте современных социокультурных изменений.

Предметом исследования являются духовные традиции как детерминанты социокультурной трансформации человека.

Цель диссертационной работы - провести анализ духовных традиций с точки зрения их многомерного бытия, обосновать наличие антропо-трансформационного потенциала традиции, раскрыть механизм социокультурной трансформации человека в контексте духовной практики.

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:

- уточнение генезиса и процесса формирования понятия «традиция»;

- рассмотрение сущностного содержания понятия «духовная традиция» в прошлом и настоящем;

- исследование специфики распространения духовных традиций в обществе в контексте современной социальной динамики;

- проведение ретроспективного анализа факторов, обусловливающих глубинное влияние традиции на человека;

- детализация и систематизация механизмов трансляции знаний при осуществлении духовной практики;

- выявление и анализ антропо-трансформационного потенциала традиции;

- определение рисков попадания человека в деструктивные группы;

- выявление индикаторов различения деструктивных групп и групп духовного развития.

Теоретические и методологические основы исследования Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных учёных, философов, антропологов, психологов, социологов, этнологов, специалистов в области изучения древних и современных духовных традиций, исследователей постиндустриального информационного общества, материалы междисциплинарных исследований.

В ходе исследования была взята за основу гипотеза о том, что традиции не просто влияют на человека, а обладают определённым, достаточно устойчивым антропо-трансформационным потенциалом. В процессе актуализации этот потенциал не только обуславливает содержательную трансляцию, но, что особенно важно, он запускает механизм, позволяющий адаптировать коллективное знание той или иной группы и внедрять его в индивидуальный опыт отдельных её представителей.

Методологической базой исследования выступает диалектический подход, включающий в себя принципы системности, взаимосвязи, преемственности, развития, историзма. Последний выступает в форме сравнительно-исторического анализа, позволяющего проследить генезис и процесс формирования понятия «традиция», основные вехи изучения понятия, а также выявить основания для выделения в качестве самостоятельного концепт «духовной традиции».

Диалектический подход дал возможность, с одной стороны, рассмотреть традицию как процесс трансляции разнообразного культурного опыта, накопленного человечеством тысячелетиями. С другой стороны, традиция была подробно изучена как сообщество (цепь сообществ), аккумулирующее антропологический опыт бытийного восхождения рода и помогающее человеку преобразовывать коллективный опыт в индивидуальный. В свою очередь, это позволило подтвердить выдвинутую гипотезу о наличии антропо-трансформационного потенциала в духовных традициях.

Идея о том, что изначально сакральное и мирское существовали как единое целое, а затем произошло разделение на сферы религиозного и светского, явилась основанием, дающим право искать общие закономерности как в религиозных, так и в светских традициях. В то же время большое

внимание в данной работе было уделено традициям религиозным, поскольку в них все особенности сущности и закономерности существования представлены в концентрированном виде.

Принцип системности определил место, роль и значение традиций в системе общественных отношений и дал возможность для структурно-функционального исследования проблемы.

Ввиду необходимости изучать сообщества духовных традиций в их непосредственной практической работе с духовными искателями использовался метод наблюдения, а для обобщения и анализа эмпирических данных - метод индукции, который позволил на основании рассматриваемых фактов определить общую специфику и основные тенденции развития духовных традиций в условиях современного мира.

В качестве источника социально-философского анализа применялся также нарративный материал, представленный собственно историческими и религиозными текстами (канонические и апокрифические тексты Библии, мифы, жития святых, священные писания, притчи, легенды, тексты и комментарии представителей духовных традиций).

Научная новизна данного исследования заключается в том, что:

- Произведена систематизация факторов влияния традиций на человека с учётом специфики их распространения в обществе.

- Детализированы механизмы трансляции знаний в духовных традициях.

- Выявлены основные этапы, виды и алгоритмы трансформации человека под влиянием духовной практики.

- Обосновано наличие антропо-трансформационного потенциала в духовных традициях, позволяющего им выступать в качестве источника социокультурных изменений человека и общества.

- Предложена типология духовных традиций в ракурсе их воздействия на человека и выделены следующие типы: антропо-инструментальные, догмо-инструментальные и информационно-инструментальные.

- Предложены практические меры профилактики для минимизации возможного негативного воздействия на человека в процессе его духовного поиска: а) выделены основные позитивные «вехи» духовного развития человека; б)

указаны основные риски при освоении различных духовных практик; в) разработана карта-схема, позволяющая на ранних этапах посещения группы выявить отсутствие/наличие деструктивности в сообществе.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Духовная традиция может выступать источником социокультурных изменений человека, так как содержит в себе антропо-трансформационный потенциал, активизирующийся в процессе перехода коллективного опыта человечества в индивидуальный опыт его представителей. Антропо-трансформационный потенциал определяют следующие параметры: внешние и внутренние факторы влияния традиции на человека; факторы трансляции традиции; алгоритмы и степени трансформации человека; позитивные вехи духовного преображения человека.

2) Факторы влияния традиции на человека группируются следующим образом: I. Факторы внешние: 1. Социально-антропный статус традиции, 2. Эзотерическо-экзотерический статус традиции. II. Факторы внутренние: 1. Сущность и содержание духовной традиции, 2. Принципы её существования.

Факторы трансляции: 1. Организационный аспект: а) предмет трансляции, б) формы трансляции, в) методы трансляции, 2. Личностный аспект.

3) Процесс духовного становления человека реализуется внутри определённой духовной практики, смысловым ядром которой является трансляция коллективного знания сообщества индивидуальному субъекту, включающемуся в духовную традицию. Данная трансляция происходит согласно технологиям, которые могут быть описаны устойчивыми алгоритмами. Эти алгоритмы являются обязательными, но недостаточными условиями для обеспечения перехода коллективного опыта сообщества в индивидуальный опыт его представителей.

4) В процессе приобретения индивидуального опыта человек может подвергаться значительным социокультурным изменениям, которые понимаются как трансформация. Эти изменения могут происходить на одном или более уровнях организации человека: интеллектуальном, психическом или соматическом. В зависимости от уровня и глубины изменений можно выделить частичную, полную и тотальную трансформацию.

5) Размытость нравственных ориентиров и метаморфозы ценностей в современном обществе приводят к тому, что трансформация человека может осуществляться как в позитивном, так и в негативном направлении. Критериями позитивной трансформации могут являться следующие состояния: 1. Переживание человеком целостности как события. 2. Переживание человеком чувства безусловной любви (эмпатии) как особого состояния. 3. Пребывание человека в диалоге с окружающим миром через состояние резонанса как процесс. Разрушение данных этапов, либо преднамеренная подмена одних состояний другими (фрагментарность вместо целостности, агрессия вместо любви и эмпатии, диссонанс вместо резонанса) влечёт за собой негативную трансформацию.

Теоретическая и практическая значимость работы. Данная работа, укладываясь в рамки пунктов №№ 11 и 24 паспорта специальности 09.00.11 «Социальная философия», развивает теоретические положения, характеризующие сущность духовных традиций, их влияние на своих последователей, возможности и механизмы социокультурной трансформации человека, направления развития и саморазвития человека.

Определённое научное значение имеют разработанные в диссертации понятие и типология духовных традиций, определение их особенностей, которые составили методологическую основу выявления специфики, форм и методов передачи знаний в духовных традициях и алгоритмов трансформации человека.

Практическое значение результатов исследования связано с возможностью их использования в курсах по социальной философии, философской антропологии, религиоведению, этнологии. Проделанная теоретическая работа была подкреплена практической деятельностью автора в области разработок социальных тренингов и учебных курсов. Часть материалов может быть применена для проведения теоретических и практических занятий для молодёжи по разграничению истинных и «псевдо духовных традиций», а также в качестве модернизированных методов формирования человека как целостности в педагогических целях. Материалы работы актуальны в разработке групповых и индивидуальных тренингов, в практике социальной адаптации и реабилитации. 14

Апробация работы. Апробация работы осуществлялась на семинарских и лекционных занятиях по курсам философии, этнологии со студентами Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Работа обсуждалась на кафедре философской антропологии. Основные её положения были отражены в публикациях и в докладах на конференциях: Международная научно-практическая конференция «Социология социальных трансформаций» (2002 г., Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского); Межвузовская нау.чная конференция «Антропологическое измерение глобализационных процесссов» — «Философско-антропологическая аналитика бытия человека в глобальном мире» (2003 г., Владимир, ВГПУ); Международная научно-практическая конференция «Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты» (2004 г., Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского); Межрегиональная научно-практическая конференция «Антропологический потенциал современного Университетского образования» (2004 г., Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского); IV Межвузовская межрегиональная научно-практическая конференции «Человек и общество: перспективы XXI века» (2004 г., Нижний Новгород, НФ МГЭИ);УШ Международный симпозиум цикла «Диалог мировоззрений» - «Природа человека и общество» (2005 г., Нижний Новгород, Волго-Вятская академия государственной службы); V и VI Межвузовские межрегиональные научно-практические конференции «Человек и общество в противоречиях и согласии» (2005, 2006 г.г., Нижний Новгород, НФ МГЭИ); Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева «Образование и наука - непрерывный инновационный процесс: проблемы, решения, перспективы» (2007 г., Республика Казахстан, г. Петропавловск, СКГУ им. М. Козыбаева); VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (2012 г., Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского).

Основные идеи работы нашли своё отражение в 12 публикациях автора (общим объёмом 3,76 п.л.), из них — 3 в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав (шести параграфов), заключения и списка литературы, включающего 303

наименования, из них 5 работ на английском языке. Общий объем диссертации - 209 страниц машинописного текста, включая 3 приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, рассматривается степень её разработанности, определяется объект, предмет исследования, формулируются цели и задачи, характеризуется теоретическая и методологическая основа, раскрывается научная новизна и излагаются ключевые положения, выносимые на защиту, отмечается теоретическая и практическая значимость диссертации.

Первая глава «Место и роль традиций в жизни общества» содержит философский анализ представлений о традиции, в частности духовной, выявляются генезис и сущность данного феномена, даётся определение понятия «духовная традиция», производится типологизация традиций.

Первый параграф «Ггнезис и сущность понятия «традиция» посвящен исследованию различных подходов к рассмотрению данного феномена. Выполнение заявленной задачи потребовало максимального охвата имеющегося в науке материала и обобщения различных подходов к проблеме традиции, сложившихся в отечественной и зарубежной литературе.

Содержание понятия «традиция» складывалось постепенно: в процессе обнаружения и осмысления дистанции между «старым» и «новым», между сложившимся укладом жизни и новыми формами общественной жизнедеятельности, между устоявшимися ценностными ориентирами и новыми способами миропонимания. В обществе накапливался культурный опыт, который было необходимо отбирать, аккумулировать, фиксировать и передавать дальше, что в свою очередь поднимало ряд вопросов о «селекции» данного опыта и о преемственности поколений. Начиная с первых определений понятия «традиция», мыслители, в первую очередь, пытались выявить «полезность», ценность данного явления.

Долгое время традиция понималась как трансляция, передача чего-то стабильного и постоянного, в зависимости от эпохи принимая то 16

«положительный», то «отрицательный» оттенок. Романтики и традиционалисты выступали за необходимость придерживаться заведённого миропорядка, а революционеры и новаторы старались разорвать «оковы прошлого» и избавиться от традиции, считая её «бременем истории».

Предпринимались попытки примирить «устойчивость - изменчивость» в рамках существования традиции. Г. Лебон указывал, что традиции - это выражение идей, потребностей и чувств прошлого расы, и поэтому без них не может быть ни национальной души, ни цивилизации. В то же время без разрушения традиций не может быть никакого прогресса, поэтому человек создаёт сеть традиций и разрушает её после того, как «благодетельное» действие иссякает.

Г.-Г. Гадамер соглашается с тем, что мы, как существа конечные, принадлежим определённым традициям независимо от того, разделяем или не разделяем их, сознаем себя причастным им или воображаем себя начинающими всё заново.

К концу XX века накапливается опыт осмысления быстро меняющейся действительности. С одной стороны, уделяется внимание «устойчивости», и в этом ракурсе традиции рассматриваются как способ самоидентификации общества, а с другой, нельзя отрицать наличие аспекта «изменчивости», так как духовные традиции начинают весьма активно проявлять себя как детерминанты духовной трансформации человека.

Влияние духовных учений на своих последователей отмечали ещё 3. Фрейд, К.Г. Юнг, позднее А. Маслоу. Но замеченные ими изменения осмысливались как спонтанные и связывались с наличием коллективного бессознательного, которое проявляло себя через определённые знаковые (смысловые) структуры, что в свою очередь никак не объясняло «деятельностную» роль традиции, кроме как «хранилища» символических знаков и архетипов.

Предпринимались и другие попытки проанализировать процессы становления человека под влиянием духовных традиций, но и они оказались «частичными». Например, изменения человека объяснялись сугубо аутотрансформацией (С.С. Хоружий), что никак не отражало активную

деятельность наставников по поэтапному развитию своих учеников, либо были представлены как предельный вариант существования человека только внутри эзотерических (мистических) традиций (В.М. Розин), что никак не учитывало опыта перевоспитания большого количества людей в светской (педагогической) практике (опыт A.C. Макаренко). Нередко изменения связывались только с традициями религиозной парадигмы и понимались как «божественное преображение», которое было доступно немногим, и это никак не объясняло, почему в современном мире получил широкое распространение религиозный экстремизм, а «преображение» перестало носить только позитивный характер.

Новые перспективы для нашего понимания традиции оказались связанными с разрабатываемым A.A. Фёдоровым подходом, при котором исследуемый феномен был представлен как историческая структура трансляции опыта и знаний, состоящая из четырёх подсистем: институциональной, функциональной, регулятивной, коммуникативной. Трансляция опыта и знаний осуществлялась в рамках сообществ традиций, которые существуют в истории и вырабатывают на протяжении не одного поколения инструкцию «онтологического духовного претворения» или «органон духовной практики» (С.С. Хоружий).

Сообщества традиции обладают возможностью создания «некой объемлющей среды» и условий для практических действий, используют широкую инструментальную базу для проведения изменений в ходе «духовных практик», а также имеют критерии проверки результата. При таком подходе становится очевидным, что традиция обладает значительным антропо-трансформационным потенциалом, и степень её влияния на каждого конкретного индивида может быть достаточно высока. Впоследствии это подтвердилось выявлением ряда закономерностей в механизмах функционирования традиции (см. главы 2 и 3) и позволило сместить акцент исследований на процессы сущностного изменения человека под влиянием традиции.

Глубинные изменения на одном и более уровнях организации человека (интеллектуальном, психическом и соматическом), происходящие в ходе получения им индивидуального опыта, мы обозначили нейтральным термином 18

«трансформация» и выявили, что эти изменения могут носить различный характер (от частичных до тотальных). Ещё одним важным наблюдением явилось то, что изменения человека под влиянием носителя традиции могли осуществляться и помимо воли первого (причём как в положительном, так и в отрицательном направлении).

В конечном итоге, анализ литературы и эмпирические наблюдения за функционированием сообществ традиции позволили нам определить духовную традицию как сложный, многомерный, многофункциональный феномен, который не только обеспечивает аккумуляцию, хранение и трансляцию различного культурного опыта, но содержит в себе антропо-трансформационный потенциал, активизирующийся в процессе перехода коллективного опыта в индивидуальный.

Во втором параграфе «Типология традиций» проанализированы наиболее значимые соответствующие схемы: оппозиция «Восток — Запад» (A.M. Бахтызин, Б.С. Ерасов, H.H. Трубникова); религиозные - светские учения (М. Элиаде); эзотерические - экзотерические традиции (Р. Генон, Е. Шацкий); живые - мертвые, действующие - бездействующие, функционирующие -нефункционирующие (В.Д. Плахов); духовные - материальные (А.К. Уледов). Типология, представленная С.С. Хоружим, делит традиции на культурные, религиозные, духовные.

Проанализировав антропологическую составляющую, виды коммуникативного взаимодействия транслятора и преемника в процессе передачи опыта и знаний, а также основные способы и методы трансляции, автор выделил следующие типы духовных традиций: антропо-инструментальные, догмо-инструментальные и информационно-инструментальные.

Предложенная типология позволяет содержательно вести речь об эволюции коммуникативного взаимодействия традиции и человека, акцентирует роль носителей традиции в их влиянии на учеников, указывает на новые формы организации коммуникативных процессов в обществе и делает возможным более детальное исследование механизмов трансформационного воздействия на человека со стороны традиции.

Во второй главе «Духовные традиции как детерминанты социокультурной трансформации человека» подробно анализируются возможности традиции существенно влиять на духовный мир человека, исследуется её антропо-трансформационный потенциал (под которым понимается способность традиции оказывать глубинное воздействие на человека).

В первом параграфе «Факторы влияния и принципы существования духовных традиций» раскрываются механизмы функционирования духовных учений в обществе. Кризис «закрытого общества» в 90-е годы XX века привёл к возникновению открытого культурного пространства с разрушенной системой социальных и мировоззренческих ориентиров. Постперестроечная Россия стала полем для наиболее интенсивного распространения и светских, и религиозных традиций, причём как «своих», так и пришедших «извне». Эффект «ри-зомирования» общества был настолько мощным, что перед наблюдателем одновременно представали традиции, прекращающие своё существование, традиции зарождающиеся и те, которые активно осваивали новые этнические пространства.

Одной из особенностей рассматриваемого времени являлось то, что традиции, попадая в новый регион распространения, оказывались вырванными из своего исторического контекста и в некоторой степени теряли свою аутентичность. Они начинали проявлять себя достаточно агрессивно, втягивая под своё влияние как можно большее количество новых адептов любыми способами. В то же время удалось выявить устойчивые закономерности в практике функционирования сообществ традиций, в результате чего были сформулированы и сгруппированы следующие факторы влияния на человека: внешние факторы, внутренние факторы, факторы трансляции.

Под внешними факторами влияния мы понимаем «стиль и особенности распространения» традиций в новых для них условиях. Изучая данные процессы, мы выделили два важных момента: 1. Социально-антропный статус традиции, который зависит от механизма распространения и степени интенсивности её влияния на человека и социальную группу и 2. Эзотерическо-экзотерический статус, определяемый степенью доступности и открытости традиции. 20

Внутренние факторы влияния рассматривались в следующих аспектах:

1. Сущность и содержание традиции.

2. Взаимосвязь традиции и духовной практики, осуществляемой согласно следующим принципам: а) единство теории и практики; б) триединство знаний, умений и ценностных установок (мотивов); в) сочетание наглядности, метафоричности, символичности в процессе обучения; г) соблюдение поэтапного продвижения человека в процессе становления.

Не менее важны для понимания механизма влияния факторы трансляции традиции, которые начинают своё воздействие на человека непосредственно в момент, когда «запускается» коммуникационный процесс. Во-первых, это организационный аспект, куда входят предмет и формы трансляции, а также методы оформления, хранения и передачи знаний (см. далее). Во-вторых, это личностный аспект, который указывает, насколько подготовлен к работе с группой носитель традиции (достаточно ли харизматичен или профессионален), а также насколько потенциальный последователь стремится включиться в духовную практику (какова цель - «духовный поиск» или «духовное убежище») (И.К. Калинаускас).

Во втором параграфе «Трансляция знаний в духовных сообществах: особенности форм и методов» была произведена детализация форм и методов, которые находятся в арсеналах духовных сообществ и являются важнейшей составной частью «органона духовных традиций». Взяв за основу коммуникационную деятельность транслятора традиции (духовного учителя, наставника, мастера), мы обращаем внимание, прежде всего, на корреляцию выбираемых им форм общения (групповую или индивидуальную) в зависимости от выставляемых им целей и задач.

Спектр методов широк и включает в себя как привычные современному человеку, так и специфические. Условно можно выделить три основные группы: I группа связана, по преимуществу, с методами, направленными на работу сознания (устная традиция, работа с текстами, диалог). Сюда же относятся вспомогательные методы (приёмы, улучшающие работу сознания, аутогенная тренировка, работа со зрительными образами, техники НЛП, использование внешних инструментов и т.д.).

II группа объединяет методы, учитывающие психосоматическое единство человека (передача знаний в условиях специально вызываемых неординарных психосоматических состояний человека, формирование изменённых состояний сознания механическими, акустическими, биохимическими, психоэнергетическими воздействиями).

III группу составили методы, в которых основной упор делается на соматику человека (ритуальные телодвижения, комплексы гимнастики, боевые искусства). Данные способы трансляции знания используются комплексно, дополняя друг друга. Максимальный эффект достигается при интегральном воздействии на человека.

В третьей главе «Технология трансформации человека в сообществах духовных традиций» изучается реализация механизмов влияния различных духовных традиций на человека.

В первом параграфе «Возможность, виды и алгоритмы трансформации человека в духовных традициях» субъект-субъектный механизм взаимодействия используется для рассмотрения взаимосвязи носителя традиции и потенциального преемника. Особый интерес представляют случаи так называемых «пиковых состояний», которые, согласно предположению А. Маслоу, являются причиной глубинной трансформации человека. На наш взгляд, помимо пиковых состояний важную роль играет социокультурная среда, в которой они возникают. По мнению С.С. Хоружего, в роли такой «объемлющей среды» выступает, прежде всего, духовная традиция, органично включающая в себя духовную практику.

В ходе практики трансляция знаний и опыта организуется согласно определённым алгоритмам, в которые входят пик- и плато-переживания, время для осознанного проведения изменений в своей жизни, интеграция полученного знания в фон жизни. Данные алгоритмы работают как в религиозной, так и в светской сферах. Существенные опасения вызывает то, что по одним и тем же каналам можно транслировать как позитивно значимые ценности, знания и опыт, так и негативные, деструктивные воздействия.

Во втором параграфе «Конструктивные и деструктивные воздействия на человека в процессе его духовного поиска» оценивается 22

возможность эффективно определять, в каком направлении (позитивном или негативном) происходит трансформация человека.

В современном мире спектр духовных традиций весьма широк. Одной из самых серьёзных опасностей является попадание в группы, которые оцениваются сегодня как деструктивные. К ним относят объединения (а также организации и идеологии), в которых существует направленность на разрушение самих оснований человеческого общежития, на подрыв возможности существования общества как такового и его развития независимо от формы, типа существующего общества (Б.П. Шулындин, Л.А. Калинин).

Определённую опасность также могут представлять такие факторы как «вырванность» духовной традиции и практики из аутентичного социокультурного контекста, незнание исторического фона возникновения традиции, отсутствие представления о необходимости гармонизации и компенсации различных уровней духовной практики, неподготовленность психоэмоциональной сферы потенциального последователя учения, отсутствие необходимых личностных качеств как у трансляторов, так и у преемников традиции и так далее.

Конструктивные духовные традиции вводят человека в состояния целостности, безусловной любви и резонансного состояние общения с миром через диалог. Интенсивность и порядок этих состояний могут быть различными, но в традиционном ученичестве духовный путь считался пройдённым только тогда, когда все три состояния были «освоены» человеком. Подмена состояний - целостности фрагментарностью, любви ненавистью, резонанса диссонансом - ведёт к разрушительным последствиям.

Функционирующие духовные сообщества придерживаются определённых принципов организации работы: 1) принцип диалектического единства общего, единичного и особенного, который конкретизируется в 2) принципе гармонизации индивидуального и социального в человеке и в 3) сопряжении содержания конкретного учения с толерантным отношением к другим традициям, 4) к поиску диалога внутри и вне духовного сообщества 5) при сохранении уважительного отношения к личности, при 6) культивируемой скромности наставника, 7) с ориентацией на конечный результат, при

соблюдении 9) принципа безопасности жизни и 10) свободного входа - выхода из сообщества. Те группы, которые указанные принципы нарушают, явно стремятся к внесению деструктивного влияния в ряды своих последователей.

Для минимизации рисков втягивания людей в деструктивные группы автором разработана и апробирована система профилактических мер, направленных на раннее выявление негативного влияния соответствующего учения и сообщества.

В Заключении подводятся общие итоги работы, обобщаются полученные выводы, даются практические рекомендации, намечаются дальнейшие перспективы исследования.

Основные положения исследования нашли своё отражение в следующих публикациях:

а) публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК

1. Дробовцева, C.B. Формы и методы передачи знаний в духовных традициях [Текст] / C.B. Дробовцева II Вестник Нижегородского Университета: Серия Социальные науки. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. - 2007. -№ 3 (8). - С. 179-185. (0,74 пл.)

2. Дробовцева, C.B. Пути оптимизации образовательного процесса на факультете физической культуры и спорта [Текст] / C.B. Дробовцева// Вестник Нижегородского Университета. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 2 (Часть 1). - С. 34-39. (0,62 пл.)

3. Дробовцева, C.B. Традиция как способ трансляции опыта рода (тезисы) / C.B. Дробовцева// Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса в 3-х томах. - Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. - T. III. - С. 153-154. (0,05 пл.)

о) публикации в других изданиях

4. Дробовцева, C.B. Возможность практического использования духовных традиций для изменения человека и общества / C.B. Дробовцева // «Социология социальных трансформаций». Материалы Международной научно-практической конференции. - Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2003. - С. 275-277. (0,14 пл.)

5. Дробовцева, C.B. Духовные традиции как константы человеческого бытия / C.B. Дробовцева // Антропологическое измерение глобализационных процессов: материалы Межвузовской научной конференции «Философско-антропологическая аналитика бытия человека в глобальном мире» - г. Владимир: ВГПУ, 2003. - С. 186-188. (0,14 п.л.)

6. Дробовцева, C.B. Возможность распознавания личностью деструктивной направленности группы / C.B. Дробовцева // Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х т. - Нижний Новгород: Издательство НИСОЦ, 2004. - Т.1 - С. 353-358. (0,27 п.л.)

7. Дробовцева, C.B. Трансляция знаний в духовных традициях: прошлое и современность / C.B. Дробовцева II Человек и общество: перспективы XXI века. Материалы IV Межвузовской региональной научно-практической конференции. - г. Н.Новгород. Нижегородский филиал Московского гуманитарно-экономического института, 2004. - Часть I. - С. 84-88. (0,34 п.л.)

8. Дробовцева, C.B. Виды трансформации человека в духовных традициях / C.B. Дробовцева // Природа человека и общество. Диалог мировоззрений: материалы VIII Международного научно-богословского симпозиума. -Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. -С. 239-240. (0,24 пл.)

9. Дробовцева, C.B. Основные вехи трансформации человека в духовных традициях / C.B. Дробовцева // Человек и общество в противоречиях и согласии. Материалы V Межвузовской научно-практической конференции-Н.Новгород: Издатель Гладкова О.В., 2005. - Ч. II. - С. 203-206. (0,28 пл.)

10. Дробовцева, C.B. Значение опыта древних духовных традиций для современного образования / C.B. Дробовцева // Антропологический потенциал современного университетского образования. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - г. Н.Новгород, 2006. - С. 73-76. (0,20 п.л.)

11. Дробовцева, C.B. Традиционалисты и постмодернисты: традиция и будущее / C.B. Дробовцева // «Образование и наука - непрерывный инновационный процесс: проблемы, решения, перспективы». Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Северо-

Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева - Республика Казахстан, г, Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007 г. - С. 154-158. (0,44 п.л.)

12. Дробовцева, C.B. Групповое взаимодействие как способ передачи знаний в традиционных сообществах / C.B. Дробовцева И Человек и общество в противоречиях и согласии. Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции. - Н.Новгород: Издатель Гладкова О.В., 2007. - Часть I. - С. 252257. (0,30 п.л.)

Подписано в печать 06.02.2013. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать цифровая. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1. Заказ № 86. Тираж 100.

Отпечатано в РИУ Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.

 

Текст диссертации на тему "Влияние духовных традиций на социокультурную трансформацию человека"

ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского»

На правах рукописи

Дробовцева Светлана Васильевна

Влияние духовных традиций на социокультурную трансформацию человека: сущность и механизм процесса

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный консультант -доктор философских наук, доцент Фатенков А. Н.

Нижний Новгород - 2013

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Место и роль традиций в жизни общества 17

1.1. Генезис и сущность понятия «традиция» 18

1.2. Типология традиций 55 Глава 2. Духовные традиции как детерминанты социокультурной

трансформации человека 71

2.1. Факторы влияния и принципы существования духовных традиций 72

2.2. Трансляция знаний в духовных сообществах: особенности форм и методов 97

Глава 3. Технология трансформации человека в сообществах духовных традиций 125

3.1. Возможность, виды и алгоритмы трансформации человека в духовных традициях 125

3.2. Конструктивные и деструктивные воздействия на чело

века в процессе его духовного поиска 146

Заключение 171

Список литературы 178

Приложение 1 206

Приложение 2 208

Приложение 3 209

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что современная социокультурная ситуация характеризуется разнонаправленными тенденциями и большим количеством разноуровневых проблем: техногенные катастрофы, экологические кризисы, нарастание фундаменталистских и экстремистских настроений, террористические угрозы. Усложняется общественное бытие человека - процессы глобализации и этнической локализации, интеграции и узкой специализации, сетевой коммуникации и отчуждения человека от самого себя и от других, техно-логизации и сциентизации несут новые вызовы каждому члену общества. Резко увеличивающаяся степень взаимного влияния современного человека и созданной им техногенной среды обостряет вопрос о характере взаимодействия человека и окружающего мира. В связи с этим актуализируется социально-философское исследование процессов становления и развития человека в обществе, то есть, проблемы антропосоциогенеза. Необходимо дальнейшее постижение сущности современного общества как целостного организма с тем, чтобы выявлять его основные детерминаци-онно-функциональные связи и зависимости, а также механизмы социокультурного воздействия на человека.

На первый план выходят задачи коренного переосмысления места человека и его влияния на окружающий мир, формирование у личности системы качеств, способствующих гармонизации её отношений с природой, с другими людьми и с самой собой, формирование духовно развитой личности, понимающей меру своей ответственности за сохранение бытия. Назревает необходимость поиска путей духовного обновления общества под влиянием, в том числе, и традиций.

Традиции, особенно духовные, веками накапливали знания о человеке и человечестве, о взаимодействии людей с окружающим миром, разрабатывали пути и способы духовного развития и саморазвития, реализо-вывали возможности духовной трансформации личности. Изучение механизмов социокультурного изменения в ходе истории наглядно показало, что традиции достаточно мощно детерминировали всю линию жизненного

поведения человека.

Перемены, происходящие на рубеже ХХ-ХХ1 вв., их характер и фундаментальность, привели к появлению новых сложных социально-философских проблем. С одной стороны, для функционирования социогенети-ческого механизма и социализации личности по-прежнему важны: опыт прошлого, связь времён и преемственность поколений. С другой стороны, меняется тип связи человека и общности, с которой он себя идентифицирует. Связи становятся более слабыми, и человек получает большую самостоятельность. В то же время в обществе увеличивается количество людей, ощущающих потребность прикоснуться к чему-то прочному, устоявшемуся, проверенному временем.

Современный человек обладает возможностью выбора своей социальной идентификации в соответствии со своими ценностными ориента-циями и мировоззренческими установками. Однако эта свобода, даже реализованная, может нести как пользу (изучение опыта предшествующих поколений способно открыть резервы для формирования у человека нового, положительного и перспективного отношения к действительности), так и вред (примеры показывают, что люди, находясь в духовном поиске, могут быть вовлечены в деструктивные организации). Стремясь к духовному обновлению, но, не имея при этом чётких критериев определения принадлежности данной группы к заявленной традиции и к мере отклонения от неё, человек может стать жертвой чётко спланированных манипуляций, наносящих вред ему и его окружению. Всё вышесказанное, в свою очередь, актуализирует задачу более подробного изучения закономерностей трансляции традиций, механизмов их влияния на человека, принципов отбора транслируемой информации.

Степень научной разработанности проблемы. Опыт, накопленный в философии и гуманитарных науках, явился исходным материалом для данной работы. Многозначностью и комплексностью понятия «духовные традиции» обусловлен характер разработанности данной проблемы в литературе. Духовные традиции сопровождали человечество со времени его возникновения, однако активная научная разработка и философское

осмысление данной проблемы начинает осуществляться гораздо позже, когда становится понятным, насколько важным для общества является закрепление и передача от поколения к поколению многовекового культурного опыта.

Одними из первых, кто попытался осмыслить традиции как положительный фактор социокультурного развития, были представители романтизма. Недовольные дисгармоничностью своей эпохи, они старались найти некий идеал в прошлом (Ф.Г. Гёльдерлин, Э.Т.А. Гофман, Г. Клейст, В. Мюллер, Новалис, Л. Тик, Ф. Фуке, Ф. В. Й. Шеллинг, А. и Ф. Шлегели и др.). Пытаясь привлечь внимание людей к миропорядку традиционного общества, они идеализировали его, создавая образ «правильной» традиции. Романтики Гейдельбергской школы в Германии (Ансильон, Лейтон, Ф. Шеллинг) сосредоточили своё внимание на народной жизни и народной психологии, что впоследствии послужило основой для создания научной фольклористики (братья Я. и В. Гримм).

К XIX веку в системе гуманитарного знания складываются две основные линии изучения интересующего нас феномена: традиция как аккумуляция и трансляция социального опыта человечества и традиция как трансляция сферы сакрального. Первый подход представлен, прежде всего, трудами Г. Лебона и К. Маркса. В XX в. его разрабатывали Э.Г. Абрамян, Ю.В. Бромлей, Л.П. Буева, В.Б. Власова, М.М. Громыко, Л.В. Данилова, Ю.А. Левада, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, А.Г. Спиркин и др. Второй подход представлен работами Л. де Бональда, Ж.М. де Местра, Э. Ренана, Дж. Фрезера, позднее - Р. Генона, М. Элиаде, Ю. Эволы и др.

Философская мысль XIX века показала, что традиция может осмысливаться и как «синтез идей масс», «культурная память народа» (Г. Ле-бон), и как «бремя», «кошмар», «великий тормоз в истории» (К. Маркс). В то же время, последняя точка зрения не отрицала наличия полезных традиций, например, революционных.

Ж. М. Местр и Л. де Бональд считали, что в основе традиции лежит сакральный источник. Впоследствии подобные идеи расширят и углубят традиционалисты XX века (Р. Генон, М. Элиаде), утверждающие, что сна-

чала возникла Единая Изначальная Традиция (Примордиальная), данная людям непосредственно от Творца, затем в качестве производных от неё произошли традиции мистические, затем религиозные, и, наконец, светские. При этом «традиция» осмысливается не только как «память о событиях», произошедших во время Оно (сотворения мира и человека) и закреплённая в мифологических структурах, но как «возможность возвращения» человека к своим истинным истокам посредством ритуалов, с тем, чтобы пережить сопричастность «освящённому» Космосу.

Понимание «традиции» как «возможности возвращения» находило отклик в работах и других философов: Ф. Ницше называл себя «учителем вечного возвращения», М. Хайдеггера интересовала возможность «возвращения к истокам». Но были и те мыслители, кто отрицал возможность «самотождественного возвращения», и в этом случае традиция понималась как «процесс становления бытия», а не набор «зафиксированных элементов», передаваемых из поколения в поколение (Ж. Делёз).

На протяжении существования философской мысли духовная и религиозная традиции нередко отождествлялись. Традиция как «поле философско-религиозного поиска» рассматривалась в работах Д.Л. Андреева, H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка.

Для понимания механизмов функционирования традиций в поле культуры следует отметить труды В. Бунда, М. Мюллера, Э. Тайлора, М. Томпсона (проблемы возникновения), Н.Я. Данилевского, Б. Малиновского, А. Тойнби, К. Ясперса (способы существования), H.A. Бердяева, А.И. Герцена, Ж. Делёза (трансформационные процессы в переходные периоды - «Новое средневековье», «время промежутка», «ризома»).

В XX веке спектр интерпретаций понятия «традиция» значительно расширяется. Традиция понимается как универсальный механизм, который позволяет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности (Э.С. Маркарян, И.В. Суханов), как механизм воспроизводства универсальной технологии общественной жизни (Э.Г. Абрамян, Е.П. Бородин, Л.В. Данилова, Ю.А. Левада, А.Г. Спиркин, Д.М. Уг-

ринович). Тема стабильности проявляется и в понимании традиции как устойчивых явлений общественной жизни, трансмиссия и аккумуляция которых является доменом общественного сознания (Ю.В. Бромлей, Н.П. Денисюк), как передаваемые из поколения в поколение устойчивые формы деятельности и мысли людей (К.В. Иванов).

Традиция осмысливается как «особая разновидность исторического сознания, связанная с преобразованием неоднозначных фактов прошлого в однозначные ценности настоящего» (Е. Шацкий), как духовный каркас общественных отношений (Н.С. Сарсенбаев), как «особая социальная связь индивидов и групп в обществе, содержание которой состоит в воспроизведении из поколения в поколение определенных содержательных формализмов действия и представления, фиксирующих накопленный социальный опыт и выступающих регулятивными принципами освоения новых условий и задач деятельности» (В.Б. Власова). Таким образом, речь идет о традиции как способе культурного наследования и механизме поддержания устойчивости и стабильности в жизни общества.

Содержание традиций и их влияние на общество анализировали В.Ф. Асмус (модель «Учитель-ученик»), JI.C. Васильев (восточные религии), A.A. Гусейнов (этические учения древнего мира), Б.С. Ерасов (сопоставление социокультурных оснований Запада и Востока), Д. Орехов (православное христианство), И.В. Свенцицкая (раннее христианство), С.А. Токарев (многообразие религий мира), Д.М. Угринович (сущность религиозного утешения).

Традиции рассматривались как способ самоидентификации общества (М.Ф. Альбедиль, Н.Г. Краснодембская), как возможные детерминанты духовной трансформации человека (3. Фрейд, К.Г. Юнг, позднее А. Мас-лоу, В.М. Розин, С.С. Хоружий), как ментальное, смысловое, знаковое пространство (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамарда-швили, М. Хайдеггер, И. Хейзинга), как коммуникация (Д.Б. Зильберман). Делались попытки рассмотреть духовные традиции как часть сущностного ядра культуры, противостоящего размыванию и обеднению ценностей (М.М. Бахтин, Ф.Ю. Исмаилов, А. Ровнер, В.М. Розин, Н.С. Сарсен-

баев).

Активно изучаются этнокультурные структуры, процессы, институты (Е. Бертельс, В.В. Емельянов, К.В. Иванов, К. Кастанеда, К. Леви-Строс, JL Леви-Брюль, В.В. Малявин, A.A. Маслов, К. Медоуз, А. Минделл, Е.А. Торчинов, А.К. Шапошников и др.). Для понимания и осмысления конкретно-исторического, этнического бытия духовных традиций большую роль сыграли исследования отечественных учёных - антропологов, этнологов, востоковедов, таких как М.Ф. Альбедиль (традиции Индии и Китая), Е. Бертельс (проблема человека в суфизме), Н.Г. Краснодембская (буддизм в Шри Ланке), В.В. Емельянов (ритуал в Месопотамии), А.К. Шапошников (исследования Египетской Книги Мертвых), ведущих китаеведов - В.В. Малявина, Е.А. Торчинова, A.A. Маслова (основные проблемы буддизма, даосизма, конфуцианства на Востоке).

В рамках постмодернизма поднимается вопрос о том, насколько правомерно понимание традиции как структуры, в которой совершается только поступательное движение от одного состояния общества к другому (М. Фуко). Ж. Делёз и Ф. Гваттари предложили рассматривать культуру не как «систему древообразного вида», но как «децентрированную ризому». В ней нет чёткой иерархии, и в любой момент могут возникнуть любые новые «линии истечения», т. е. цепи преемственности не существует, а те или иные культурные образования (традиции в том числе) возникают спонтанно. Свою трактовку они иллюстрируют тем фактом, что в истории человечества всегда присутствовали два вида традиций - традиции оседлых народов и кочевых племён, кардинально отличающиеся друг от друга по своей сути.

Ж.-Ф. Лиотар указывает на нарастание отчуждения «знания» от «знающего» и непривязанность «информации» к «практике» в современном мире. Подобные процессы оказывают заметное влияние на способы функционирования традиций в «обществе знания» (С. Лэш, Г. Бехманн). Формы существования традиции в нём могут оставаться прежними, а содержание становится вариативным, что приводит к релятивизму моральных норм и ценностных ориентиров. Это делает проблематичным пони-

мание традиции как «духовного каркаса» общественных отношений (К.С. Гаджиев, Г.С. Киселёв). На первый план выходит информационная составляющая, и именно она, вероятнее всего, будет определять в большей степени те принципы, по которым складываются формы закрепления и трансляции культуры (А. Кармин).

Духовные традиции изучаются в разных ракурсах: с учётом разделения сфер жизни на материальную и духовную (А.К. Уледов); в соответствии с теми потребностями, которые традиция удовлетворяет (В.Д. Пла-хов); в соотнесении с духовной практикой и процессом духовного становления человека (в частности, традицию понимают как «трансляцию антропологического опыта - опыта бытийного восхождения рода» - С.С. Хору-жий); во взаимосвязи с духовными сообществами, персональными центрами и локальными дискрет-этапами (A.A. Фёдоров).

Проблемы становления и преображения человека в традиции затрагивались в трудах представителей как православных - Феофана Затворника, Иоанна Лествичника (о сущности православной веры), так и иных традиций, имеющих непосредственное отношение к духовной трансформации человека - Ван Ань-ши, Ван Би (комментарии к «Дао Дэ Дзин»), Конфуция (обоснование необходимости ритуала в жизни человека), Лао-цзы (учение о Дао), Мэн-цзы, Д.Т. Судзуки, Экаку Хакуина (основные положения дзэн/чань буддизма), Идриса Шаха (учёба в суфизме).

Влияние традиций на соотношение индивидуального и социального в человеке отслеживается в работах А. Маслоу, 3. Фрейда, К. Юнга и отечественных исследователей: Л.П. Буевой (социальное и индивидуальное в развитии личности), Л.П. Гримака (психология личностной активности), Н.П. Денисюк (формирование личности под влиянием традиции), Ю.М. Орлова (индивидуальное в учебном процессе), A.B. Россохина (измененные состояния сознания в психоанализе), В.И. Самохваловой (работа с сознанием в духовных практиках), A.A. Скородумова (социально-психологические предпосылки попадания людей в секты).

Немалый вклад в изучение взаимовлияния человека, общества, культуры, духовности и религии внесли нижегородские учёные: С.А. Ермаков

(святоотеческая традиция), Л.А. Зеленов (Закон Единства Обучения, Образования и Воспитания), В.А. Кутырёв (проблемы человека в «расчело-веченном» обществе), Е.П. Савруцкая (проблемы коммуникации в информационном обществе), В.И. Суханов (традиции как основы стабилизации общества), Л.Е. Шапошников (органические и неорганические религии в России).

В то же время, несмотря на огромную работу по изучению традиций, некоторые аспекты нуждаются в дополнительном исследовании. Главный вопрос, который оставался открытым: могут ли традиции в современном изменчивом мире выступать активными факторами регуляции и трансформации сущности человека? Недостаточно освещены следующие вопросы: каким образом осуществляется переход знаний, ценностных установок из родового в индивидуальный опыт человека; почему при большом количестве позитивно значимых традиций многие люди оказываются втянутыми в группы, которые сегодня квалифицируются как деструктивные; существуют ли меры профилактики и предупреждения подобных ситуаций? Оказалось, что недостаточным образом изучалась пробл�