автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Влияние Ф. М. Достоевского на русскую религиозную философию конца XIX начала XX вв.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Куликовская, Наталья Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Влияние Ф. М. Достоевского на русскую религиозную философию конца XIX начала XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние Ф. М. Достоевского на русскую религиозную философию конца XIX начала XX вв."

На правах рукописи

РГГ од

2 В аг)": ?ппп

КУЛИКОВСКАЯ Наталья Владимировна

ВЛИЯНИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА РУССКУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ ФИЛОСОФИЮ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВВ.

09.00.13. - философская антропология и философия

культуры

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

АВТОРЕФЕРАТ

Ростов - на - Д< 2000

Работа выполнена в отделе гуманитарных и социальных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор философских наук, профессор Несмеянов Е.Е. доктор искусствоведения, профессор Усенко Л.В. кандидат философских наук, доцент Тихонова Е.Ф. Донской государственный технический университет.

Защита состоится 28 июня 2000 года в ¿Г часов на заседании диссертационного совета К. 064.40.01 по философским наукам в СевероКавказском научном центре высшей школы по адресу: 344006, Ростов -на- Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, Ростов -на- Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан " ^ос.а.,^ 2000г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских на;

м.М."Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. "Книги, подобные "Идиоту' "Раскольников} " и "Братьям Карамазовым" будут в грядущем, когда вс внешнее в них устареет, восприниматься человечеством в их сс вокупности так, как мы сейчас воспринимаем Данте, едва ли п< нятного в сотне отдельных мелочей, но вечно живого и псггр; сающего нас,'1 - так оценивал творчество Достоевского немецки писатель-гуманист Г. Гессе. Правомерность этих слов подтве[ дит или опровергнет время, но уже сегодня можно сказать, т паблисити Достоевского не закончилось с его смертью, он и конце 20 века остается одним из наиболее читаемых писателей р только у нас, но и за рубежом. Причину столь широкой популя] ности, видимо, можно объяснить только одним: чем сложнее глубже природа гения, тем сильнее и упорнее интерес к его тво] честву. Читателя, критика, исследователя заставляет обращаты к Достоевскому желание понять, прежде всего, самого себя, наш путь, который приведет человека к спасению. Именно таю объяснение дал русский философ В. Розанов: "Что скажет, ч: может сказать он мне обо мне самом и обо всем, что так тягол меня и смущает в жизни - вот вопрос, который определяет выбс нами того, кого мы зовем с собою в уединение, или книги, каку избираем"

Массовое внимание свидетельствует о суггестивной мощи силе влияния Достоевского. Многие мыслители открыто назыв ют писателя своим духовным наставником, считают себя в тс или иной степени его учениками. В современном достоевсковед нии накоплен большой материал, исследующий влияние Достое ского на русских писателей, его современников и последователе а также на зарубежных литераторов и мыслителей. Но значител но меньше внимания уделено связи писателя с русской филосо( ской мыслью конца 19-начала 20 в.в., хотя сами философы это.1 периода неоднократно подчеркивали определяющую роль Дост евского в процессе становления их мировоззрения. "Достоевсю имел определяющее значение в моей духовной жизни. Еще мал чиком получил я прививку от Достоевского. Он потряс мою дуй

лее, чем кто-либо из писателей и мыслителей". Под этими сломи Н. Бердяева могли бы подписаться многие представители сского религиозно-философского ренессанса.

Вопрос о влиянии идей Достоевского на русских филосо-в порубежной эпохи приобретает сегодня особое значение, льзя в связи с этим не вспомнить замечание В. Розанова: " В охи, когда жизнь катится особенно легко или когда ее труд-сть не осознается, этот писатель может быть даже совсем забыт считаем. Но всякий раз, когда в путях исторической жизни по-вствуется что-то неловкое, когда идущие по ним народы будут и-либо потрясены или смущены, имя и образ писателя, так ого думавшего об этих путях, пробудится с нисколько не утра-зной силой". Конец 19 - начало 20 в.в. является временем по-гсений и смущений народов. Поэтому неудивительно, что (слители этого периода с большим вниманием относились к зрческому наследию Достоевского, стремились найти в нем юч к решению вопросов своего времени и, в итоге, представили ру совершенно новый облик великого писателя, разрушив все вжившиеся стереотипы в восприятии его произведений. Но ко-ц предыдущего века во многом напоминает ситуацию сего-яшнего дня: также ярко проявляется надлом духовности нации, заичность умонастроений, ожидание социальных катаклизмов, е это заставляет нас вдуматься в идеи, выдвинутые русскими лософами на рубеже веков и попытаться сформулировать но-о формулу прогресса, а, может, просто возродить забытые галы. Тем более, что на Западе наследие русских философов е давно заняло свое достойное место и воспринимаются в каче-¡е полноправного компонента европейской философии. Немец-й философ В. Гердт отмечает: "Русская философия - это наше эвное дело. Она принадлежит Европе.". На Родине же труды здставителей религиозно-философского ренессанса совсем не-зно стали доступны читателю. В свое время остались незаме-вдыми их гуманистические, нравственные, эстетические и со-ологические идеи, в России не поняли, что они не конъюнктур-го, а чисто русского характера.

Русский религиозно-философский ренессанс идейно питаж как из внутренних, так и из внешних источников. Во-первых, эт было новое обращение к традиции отечественной мысли, идувд от Чаадаева и славянофилов. Во-вторых, было востребовано з; падное философское наследие самого широкого спектра - < древних гностиков до Канта и Ницше. Философские ориентир русских мыслителей этого времени различны и источниками ^ вдохновения являлись разные персоналии как отечественной, тг и мировой философии. Так, концепции Н. Бердяева опирались I логические построения В. Несмелова, М. Тареева, на взгляды : Беме. Философия Н. Лосского отталкивалась от идей А. Козлов Но тем не менее, все представители русского религиозн философского ренессанса вдохновлялись идеями Достоевско; Разумеется, это было не прямое заимствование и усвоение идей, их интерпретация, порой довольно смелая. Но именно благода] этой смелости выдвигались новые идей, строились оригиналы« концепции. Говоря о влиянии Достоевского на русских мыслит лей конца19-начала20в.в., можно подразумевать под этим толы лишь довольно широкие рамки общей традиции писателя, кот рую они продолжали развивать. Основные интерпретации ид< Достоевского складывались в острой мировоззренческой борьб Зачастую обращение к творчеству писателя служило поводом д; высказывания диаметрально противоположных мыслей. Это ра нообразие взглядов говорит, прежде всего, о широте и глуби! наследия Достоевского и об остроте и актуальности поднятых г проблем, которые не решены и в наши дни. Нелрекращающий поток статей, книг, исследований, посвященных как Достоевск му, так и русской философской мысли конца 19 - начала 20 в. свидетельствует о том, что это наследие остается активной сило формирующей современное сознание, чем и оправдан интерес данной теме.

Научная разработанность проблемы. Споры вокруг творчест Достоевского начались еще при жизни писателя. Хорошо извес ны отзывы на его произведения В. Белинского, Н. Добролюбо! Д.Писарева и др. Названных критиков интересовали социальш

1тивы в творчестве писателя. Вопрос о философии писателя исгически не поднимался в критике. Первые философские рабо-: появились после смерти Достоевского. Представителями русого религиозно-философского ренессанса была разрушена тра-ция восприятия Достоевского только как бытописателя, выра-геля социальных проблем. Значительным работам Н. Бердяева, Шестова, Н. Лосского, В. Иванова, Д. Мережковского и др. ш присущ научно-исследовательский характер, поэтому приня-з обозначение "философская критика" в какой-то мере условно, пгерес мыслителей был сосредоточен на вопросе о гуманизме сателя. Хотя некоторые критики увидели в его таланте неоп-вданную жестокость, а сами произведения рассматривали в ка-:тве психологических исследований, представляющих интерес, ежде всего, для психиатров и криминалистов, в целом Достоев-ий рассматривался русскими философами как великий гума-ст, христианский мыслитель.

Труды, появившиеся в 30-е г. в достоевсковедении, хотя и от-чались литературоведческим характером, в них ощущался кос-инын интерес к философской стороне творчества писателя. Ра-гы Л. Гроссмана, Б. Реизова, В. Переверзева, В.Виноградова, Лихачева этих лет во многом посвящены исследованию связей эрчества Достоевского с его предшественниками, как отечест-яными, так и зарубежными, поиску его теоретических истоков. ;обое место занимает труд М. Бахтина "Проблемы творчества >стоевского", вышедший в 1929году. В нем впервые была ры-ззана мысль о полифоничности романов Достоевского. Хотя эта чка зрения в настоящее время подвергается критике, тем не мег концепция Бахтина представляет серьезный интерес для ис-гдователей.

В трудах более позднего периода усиливается интерес к фило-|)ским аспектам наследия Достоевского. В 50-е г.г. выходит ряд зчительных работ В. Кирпотина, А. Долинина и др., посвящен-[X идеологическим вопросам, рассматриваемым Достоевским. А 30-70г.г. были опубликованы фундаментальные исследования Фридлендера, Н. Чиркова, В. Шкловского, Ю. Куд-

рявцева и др. Они наметили новые задачи изучения творчесп Достоевского, и большое внимание уделялось разработке вопро< о его связях с предшествующей и современной писателю фил« софской мыслью. Выходят работы А. Латыниной, П. Гайден» М. Ермаковой, Я. Голосовкера, Н. Вильмонта и др. рассматр] вающпх произведений писателя с идеями Канта, Гегеля, Ницше др. Важным событием этого периода был выход Полного собр; ния сочинений Достоевского и сопутствующих "Материалов исследований", где творчество писателя рассмотрено не только связи с литературными и политическими, но и философским проблемами времени.

Таким образом, интерес к философскому прочтению произв дений Достоевского зародился давно и особенно усилился в 81 90г. г. Однако можно сказать, что до сих пор нет фундаментальна го исследования, раскрывающего связь творчества писателя русской религиозной мыслью конца 19-начала 20 в.в. Ряд набли дений по этому вопросу мы находим в работах А. Латыниной, К Кудрявцева, В. Белопольского, Н. Пруцкова, Г. Фридлендер Ю. Давыдова, Г. Померанца и др., но отдельных работ названнь авторы данному вопросу не посвятили. Своеобразным этапом рассмотрении проблемы можно считать выход серии "Материал и исследования". Здесь опубликованы статьи В. Сахарова "Досг евский, символисты и Блок", А. Долгополова "Роман А. Бело] "Петербург" и философско-исторические идеи Достоевского", I Роднянской "В. Иванов. Свобода и трагическая жизнь. Исслед ванне о Достоевском" и некоторые другие. Но все они рассматр! вают влияние Достоевского на развитие символизма в России и основном не обращаются непосредственно к философским тр дам.

Определенным шагом в развитии проблемы является выход сери книг "Русский путь", в которых авторский коллектив стремился

познакомить читателей с истоками и основными позициями ру ского религиозно-философского ренессанса. В данных изданш широко представлены отзывы самих русских философов о вли

и Достоевского на их мировоззрение, но практически отсугст-ют современные исследования данного вопроса. зль и задачи диссертационного исследования. Цель исследова-(я - выявление и анализ особенностей влияния Ф.М. Достоев-ого на русскую религиозную философию конца 19 - начала 20 з. и противоречий в оценке идей писателя мыслителями обо-аченного периода. Разработке этой главной проблемы подчине-1 остальные проблемы исследования и организация исследуемо-материада. Это обусловлено следующим. Во-первых, несмотря , огромное количество литературы, освещающей творчество )стоевского, до конца не выявлена его роль в истории русской мософской мысли. Во-вторых, в условиях духовного кризиса временной цивилизации и культуры антропологические и идео-гические взгляды Достоевского, а также идеи русских филосо->в конца 19 - начала 20 в.в., развивающих его традиции, могут ¡влиять на понимание сущности человека и судеб современной льтуры.

В связи с поставленной целью исследования в диссертации ре-нотся следующие задачи:

проследить развитие основных антропологических идей Достоевского в трудах Н. Бердяева, Н. Лосского, В. Розанова и др. русских философов конца 19-начала 20 в.в. Установить генетические и типологические связи между художественными и публицистическими произведениями Достоевского и философскими трудами выше названных авторов. Выявить содержание и причины различий в восприятии и оценке идей Достоевского русскими религиозными философами конца 19-начала 20 в.в.

сазанные цель и задачи диссертационного исследования опре-ляют его теоретическую новизну: исследована степень преемственности идей Достоевского русской религиозно-философской мыслью конца 19 - начала 20 в.в.

• установлена инициирующая роль идей Достоевского в форм ровании религиозно-философских учений конца 19 - начала : в.в.

• показаны мировоззренческие различия философских позищ русских религиозных мыслителей в понимании и истолкое нии идей Достоевского.

• рассмотрен модус влияния художествен« мировоззренческой мысли на философскую в рамках конце ции человека.

Теоретическую основу исследования составляют произведен авторов русской и мировой философской мысли, в трудах кот рых дается анализ творчества Достоевского, рассматривают различные аспекты философских учений представителей русс» го религиозно-философского ренессанса.

Методологической базой исследования является метод сравн тельного, историко-культурного анализа и метод проблемно анализа текстов работ Достоевского и представителей русско религиозно-философского ренессанса. На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Насыщенность творческого наследия Достоевского филосо скими идеями и образами определила восприятие его в качес ве оригинальной философии. Однако оно может быть назва философией только в метафорическом плане, так как иное* зательный, символический способ выражения этих идей треб ет перевода их в философский эквивалент, что может прив дить к значительному искажению авторской мысли.

2. Не являясь системным философом, Достоевский оказал и ютючительное влияние на развитие русской религиози философской мысли конца 19 - начала 20 в.в. Философы это периода воспринимали Достоевского как учителя в деле п становки и решения проблем. Таким образом, можно сказа! что первостепенное значение Достоевского для русского рел гиозно-философского ренессанса состоит в инициирован] идей: величайший художественный талант, которым облад писатель, позволял ему не только обнажить глубину идей, :

парадоксальность, но и заставить человека откликнуться на них.

Русские религиозные философы конца 19 - начала 20 в.в. утверждали, что их интересовал "весь Достоевский", что позволило им по-настоящему оценить его творчество. Но многие социальные проблемы, поднятые писателем, остались за кругом интересов данных философов, сконцентрировавших внимание на антропологических аспектах творчества Достоевского. Таким образом, можно утверждать, что религиозные философы открыли миру новый облик писателя - гуманиста, христианского мыслителя, но создать полный образ Достоевского, к чему они стремились, им не удалось.

Выделяется ряд идей, которые вызывали наибольший резонанс среди религиозных мыслителей конца 19-начала 20 в в.: свобода, мировое зло, сущность человеческой природы и т.д. Русские философы порубежной эпохи вслед за Достоевским рассматривали эти традиционные для философии проблемы по-новому, через призму православия, которое было принято ими в качестве феноменальной почвы для философствования. тактическая значимость диссертации определяется тем, что в й рассматривается одна из значительных страниц истории оте-ственной культуры, что имеет особое значение в условиях ду-сного кризиса, переживаемого нашей страной: Основные ре-льтаты исследования имеют характер теоретических положе-1Й, которые адресованы как специалистам, так и широкому кру-читателей. Обоснованные в диссертационном исследовании шоды могут найти применение в дальнейшем анализе данной юблемы.

груктура и объем диссертации определяются предметом иссле-®ания. Диссертация структурно расчленяется на введение, три авы, заключение и списка используемых материалов. Диссерта-1я изложена на 141 страницах машинописного текста.

эт перевода в философский эквивалент, что может повлечь несение мысли автора. Лосский Н. Подчеркивал, что зачастую шходится довольствоваться лишь вероятными предположе-ши ... что та или другая мысль действительно входит в состав ропонимания Достоевского". Понимая насколько легко можно казить авторскую позицию, русские философы к. 19 - н.20 в в. л не менее тенденциозно подходили к его творчеству. Благода-их трудам был разрушен стереотип в восприятии Достоевского к бытописателя и обращено внимание на антропологический пект его творчества. Но некоторые аспекты русские философы тушевывали, развивали идеи писателя по своему представле-йо, давая порой взаимоисключающие оценки. В третьем параграфе данной главы "Мир идей Достоевского" ассмотрен вопрос о сути влияния Достоевского на русскую ре-игиозно-философскую мысль обозначенного периода. Не являясь системным философом, Достоевский оказал исклю-ительное влияние на развитие русской религиозно-философской !ысли конца 19 - начала 20 в.в. Его влияние определяется тем, гго он с особой силой и остротой поставил самые сложные во-1росы человеческого бытия. Причем поставлены они с твердым /беждением в том, что "человек на поверхности земной не имеет !рава отвертываться и игнорировать то, что происходит на земце". Достоевский предложил и свой способ решения "проклятых вопросов", который условно можно назвать "движение навстречу тьме": писателя интересует момент истины в любой идее. Он нащупывает точку, в которой идеи ушли в заблуждение и от нее ищет верную дорогу. Этот способ снискал Достоевскому славу "жестокого таланта", но он и заставил вдумчивого человека идти вслед за писателем. Именно такое вольное следование примеру писателя мы имеем в виду, когда говорим о влиянии Достоевского на русскую религиозную философию. Важное значение в этт имеет тот факт, что творчество Достоевского запечатлело н< столько "насущное", т.е. эмпирическую действительность ег< времени, сколько таящиеся в нем возможности^ что и давало бо

—питт/ ПЫТЛИВОМУ уму.

Круг идей Достоевского, вызвавших наибольший резонанс среде русских религиозных мыслителей конца 19 - начала 20 в. неоднократно очерчивался исследователями. Подчеркнем, чт они рассматривались представителями религиозно-философског ренессанса вслед за Достоевским через призму православия.

Глава 2 "Человек есть тайна" (Ф.М. Достоевский) состой из 3 параграфов.

В первом параграфе данной главы "О природе человека" сс поставлены взгляды Достоевского и русских религиозных фило софов порубежной эпохи на сущность человека.

Заслугу Достоевского русские религиозные мыслители конц; 19-начала 20 в.в, видели прежде всего в открытии им онтологиче ских черт русского человека - антиномичность, устремленность I бездну, жизнь "не по телу, а по духу", соборность. Высоко оценивая антропологию писателя, каждый из представителей рели-гиозно'философского ренессанса выделил в ней свой аспект. Так Н. Бердяева интересует "трагическое движение в самом последнем пласте бытия человека", Франк С. оценил гуманизм писателя: «он заглянул в глубину человеческого духа и смог увидеть даже в самом последнем Божественный образ»; для Розанова В. важен факт установления Достоевским причин дисгармонии человече-;кой души. Особый взгляд у Шестова Л. Он оценил Достоевского <ак первооткрывателя подполья

Проявляя интерес к различным сторонам антропологической сонцепции писателя, мыслители сходились во мнении, что "эта ювая антропология учит о человеке как существе противоречием и трагичном". Трагедия - во внутреннем разладе души. Ис-ледуя причины и сущность раздвоенности., философы приходят к ыводу, что первоначально человеческая природа цельна и добра, ак как немыслимо существование абсолютного зла. Она может ыть затемнена грехом. Но всякое зло в ней "не есть свидетельст-э бездушия, а напротив... есть признак особой напряженности уховной жизни".

Проблему человеческой природы русские философы связывали с решением вопроса об источнике зла в мире, ответ на который сопряжен с вопросом о человеческой свободе.

Во втором параграфе данной главы "Свобода или своеволие?" рассмотрены взгляды Достоевского и представителей религиозно-философского ренессанса на происхождение, сущность и значение свободы для человека.

Проблема свободы, являясь одной из фундаментальных проблем философии в целом, занимает особое место в русской религиозной философии к.19-н.20в.вгде разрабатывались ее новые аспекты через призму христианской религии. Чем для человека является свобода: злом или благом? В этом ключе вслед за Достоевским рассматривалась проблема свободы русскими философами.

Достоевский исходил из того, что стремление к свободе изначально присуще человеку. Хотя свобода может привести ко злу, к человекобожеству, она является величайшим благом для человека. Русские философы едины в оценке человекобожества как антихристова начала, но считают, что эту идею нельзя свести "к средней пошлости". Человекобог - это, прежде всего, "жертва несвободной любви к ближнему".

Свобода может погибнуть как от открывшегося в ней зла, так и от принудительного добра. Поэтому без свободы греха и зла гармония невозможна. И тем не менее русские философы выступали за ограничение свободы, так как "полная свобода волков - смерть для овец". Они видели прежде всего религиозные пути ограничения свободы, но не отрицали и ограничение в форме права.

Происхождение свободы русские философы объясняли по-разному: от теории несотворенной премирной свободы Бердяева, до теории "райского неведения" Шестова. Однако все они подтверждали вывод Достоевского о том; что у человеческой свободы только два пути: путь человекобожества, антихриста, на котором человек находит свою гибель; и путь богочеловечества, дающий человеку спасение.

Русские философы развили идею Достоевского о "телегах, подвозящих хлеб человечеству". Признавая, что для устроения земного счастья свобода является помехой, они выдвинули мысль о том, что свобода не право, а обязанность человека.

Вне основного русла решения данной проблемы находился Шестов, утверждавший, что другие философы, так и не ставшие христианами, не разглядели сомнений писателя и исказили его взгляды. Философ утверждал, что Достоевскому была ясна несостоятельность мечты о свободе в этом мире и он видел только один путь для человека - "подполье".

В третьем параграфе данной главы " О любви и бессмертии" рассмотрены взгляды представителей религиозно-философского ренессанса на проблему индивидуальной деятельной любви в контексте творчества Достоевского.

Феномен индивидуальной любви рассматривался русскими философами вслед за Достоевским в тесной связи с феноменом свободы. "Не свобода прежде любви, а любовь прежде свободы"-истина богочеловечества. Они исходили из того, что подвиг деятельной любви вполне реален, несмотря на трудности, мешающие его осуществлению, так как человек обладает некой "мистической интуицией, улавливающей чужую индивидуальность во всей ее ... ценности". Вера Достоевского в реальность христианской любви подтверждалась для него существованием страдания, рассматриваемого им как наказание за отказ от самопожертвования. Эта мысль была поддержана и развита русскими философами, однако они выдвигали и другие объяснения сущности страдания.

Шестов Л. и в этом вопросе занял иную позицию. Отождествив Достоевского с его литературным героем Иваном Карамазовым, философ утверждал, что писатель не верил в возможность христианской любви. По мнению философа, не любовь является истиной, а одиночество "глубже которого не бывает под землей, ни на дне морском".

Русские философы разделяли мысль Достоевского о бессмертии как условии деятельной любви. Без веры в бессмертие все теряет смысл: или вера или разбой. Однако они игнорировали

тот факт, что писатель видел выход из этой фатальной логики. Он допускал, что добродетель несет в себе характер внутренней необходимости, даже если нет бессмертия.

Глава 3 " Россия - мессия грядущего дня" (А. Белый) включает три параграфа.

В первом параграфе данной главы "К спорам о русской идее" дан анализ взглядов русских мыслителей и современных исследователей на феномен "русской идеи".

Понятие "русская идея" не имеет строгих рамок. Оно существует в десятках интерпретаций. В нем заложены несколько мифологем: Россия - это часть Европы; Россия принадлежит Востоку; Россия -мост между Западом и Востоком. В рамках этих мифологем сформировались конкретно-исторические формулы русской идеи: духовная, великодержавная, уваровская, революционно-идеологическая, национал-коммунистическая.

Во всех исторических вариантах русской идеи есть общая черта - притязания на мировую значимость, что стало причиной рассмотрения ее в качестве программы экспансии и идеологии русского империализма. Русская идея не имеет с этим ничего общего. В изначальном облике - это, прежде всего, обращение к русской интеллектуальной истории. Говоря словами Бердяева, это ответ на вопрос, "что замыслил Творец о России".

Термин "русская идея" принадлежит Достоевскому. В ней он видел синтез всех лучших идей, которые развивала Европа в отдельных национальностях.

Понимание русской идеи представители русского религиозно-философского ренессанса формулировали в условиях эмиграции, что наложило свой отпечаток. Они стремились к созданию целостной концепции национальной жизни, к осмыслению России как целого. Вслед за Достоевским русские мыслители видели две задачи русской идеи. Личную - развить полно все свои духовные силы и отдать себя Христу. Общественную - предав себя Богу, пребывать в неслиянном единстве со всеми.

Во втором параграфе данной главы "О самодержавии и революциях" рассмотрены взгляды Достоевского и представите-

лей религиозно-философского ренессанса на монархию и революции как возможные пути развития России.

Монархизм Достоевского стал неразрешимой проблемой для многих русских философов при осмыслении его творчества. Они не увидели, что не идеализация царя и монархической формы правления служит писателю основанием для утверждения о способности русского самодержавия развивать общество по пути демократических преобразований, а идеалы, характер русского народа, его вера и культура, а также некоторые конкретные политические шаги правительства.

Хотя большинство русских философов не приняли мысль Достоевского о неразделимосги судеб России и самодержавия, они проявили полное согласие в вопросе о возможных путях развития России. "Пзть признания и путь непризнания Бога" - это "основной выбор человеческого существования". Развитие Европы было для Достоевского примером выбора в пользу "непризнания Бога". Не являясь противником материального достатка, писатель считал, что гедонистические устремления делают человека неспособным к жертвенной любви. Бердяев указывал на противоречивое отношение писателя к Европе, но столь же противоречивы были и взгляды самих русских философов в этом вопросе.

Отвергая "хрустальный дворец" сытости, Достоевский не принял и революций с их атеистическим гуманизмом. Считая, что цель атеистического гуманизма - "счастье последующих поколений, торжествующих на костях и крови своих предков", русские философы тем не менее считали революции неизбежными при отсутствии или слабости творческих духовных сил. Положительное значение революций они видели в том, что, революция устраняет несправедливость и ложь.

Практически для всех русских философов было характерно проведение параллелей между религией и революцией. Иванов В. один из немногих заявил, что "революция отвлечена и отсечена от религии".

Русские философы считали, что социализм идет на смену христианству, а не капитализму, с которым он стоит на одной почве, и утверждали, что к такому выводу приходил и Достоевский.

В целом, у каждого мыслителя порубежной эпохи был свой взгляд на решение политических проблем того времени, который они не проецируют на Достоевского.

В третьем параграфе данной главы "Наш русский социализм'^ Ф.М. Достоевский) рассмотрена идея мессианской роли России в контексте творчества Достоевского и представителей русского религиозно-философского ренессанса.

Сытому благополучию Европы, атеистическому гуманизму революции Достоевский противопоставляет идею о спасительности православия как для русского народа, так и для всего человечества. На взгляд писателя, славянская идея свободна и от идеи насильственного объединения народов, свойственной католицизму, и от идеи господства одной нации, заложенной в протестантизме.

Взгляды русских философов на природу и назначение русского православия совпадают со взглядами писателя, оценки же других конфессий зачастую более лояльны. Однако они соглашались, что Россия, сохранившая чистый лик Христа, должна его именем объединить народы. Для этого русский народ наделен "всемирной отзывчивостью" и стремлением к братству - соборностью. Эти качества обусловлены многими обстоятельствами, например, серединным положением России между Западом и Востоком, мно-гонациональностью государства и др.

Соборность каждый философ трактовал по-своему. Но они сходились в мнении, что это "всесветное единство во имя Христово".

Вопрос об историческом предназначении России был очень болезненным для русских философов, понимающих, что грань, отделяющая идею русского мессианизма от обыкновенного национализма, довольно тонка. Так, чтобы национальный мессианизм не вырождался в национализм, Булгаков С. предложил путь "аскетического урегулирования" национального чувства.

Л. Шестов стоял и в этом вопросе вне основного русла развития русской философской мысли. На взгляд философа, русская идеология, которой упиваются другие мыслители, привела только к безосновательной вере русского человека в себя, к желанию и природе диктовать свои законы. Шестов считает, что задача России - прекратить распевать "надзвездные песни" и заняться практическим делом.

В Заключении говориться о том, что роль Достоевского в истории русской религиозно-философской мысли еще не выявлена до конца. Но уже сегодня писатель рассматривается не как один из "фактов" в отечественном философском процессе, а как его ключевая фигура.

Одну из главных своих задач русские философы порубежной эпохи видели в критическом переосмыслении основных идей Достоевского в контексте важнейших проблем своего времени.

Русских философов отличало стремление ответить на все вопросы, поставленные писателем, что порой приводило к сглаживанию противоречий в мировоззрении писателя.

Линия, которую наметил Достоевский, и придерживаясь которой, решали вопросы своего времени ¡представители религиозно-философского ренессанса, разрабатывается и в нащи дни. Так она прослеживается в концепции, предложенной патриотическим движением "Духовное наследие".

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. О "философии" Достоевского. // Научная мысль Кавказа. СКНЦВШ. Приложение. №2, 1998. С. 13-14.

2. Проблема мирового зла: Ф.М. Достоевский и Н.О. Лосский. // Гуманитарные и социально-экономические науки. СКНЦ ВШ. №1, 2000. С 83-84.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Куликовская, Наталья Владимировна

Введение

Глава первая. «Философия есть тоже поэзия»?

§ 1. Некоторые особенности русской религиозно-философской мысли конца 19 начала 20 в.в.

§ 2. О «философии» Достоевского.

§ 3. Мир идей Достоевского.

Глава вторая. «Человек есть тайна».

§ 1. О природе человека.

§ 2. Свобода или своеводае? * ;.,

§ 3. О любви и бессмертии. . '

Глава третья. «Россия -мессия грядущего дня».

§ 1. К спорам о «русской идее».

§ 2. О самодержавии и революциях.

§ 3. «Наш русский социализм».

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Куликовская, Наталья Владимировна

Актуальность темы исследования. «Книги, подобные «Идиоту», «Раскольникову» и «Братьям Карамазовым» будут в грядущем, когда все внешнее в них устареет, восприниматься человечеством в их совокупности так, как мы сейчас воспринимаем Данте, едва ли понятного в сотне отдельных мелочей, но вечно живого и потрясающего нас,» - так оценивал творчество Достоевского немецкий писатель-гуманист Г. Гессе (81,132).* Правомерность этих слов подтвердит или опровергнет время, но уже сегодня можно сказать, что паблисити Достоевского не закончилось с его смертью, он и в конце 20 в. остается одним из наиболее читаемых писателей не только у нас, но и за рубежом. Причину столь широкой популярности, видимо, можно объяснить только одним: чем сложнее и глубже природа гения, тем сильнее и упорнее интерес к его творчеству. Читателя, критика, исследователя заставляет обращаться к Достоевскому желание понять, прежде всего, самого себя, найти путь, который приведет человека к спасению. Именно такое объяснение дал русский философ В. Розанов: «Что скажет, что может сказать он мне обо мне самом и обо всем, что так тяготит меня и смущает в жизни - вот вопрос, который определяет выбор нами того, кого мы зовем с собою в уединение, или книги, какую избираем» (31,64).

Массовое внимание свидетельствует о суггестивной мощи и силе влияния Достоевского. Многие мыслители открыто называют писателя своим духовным наставником, считают себя в той или иной степени его учениками. Здесь и далее первая цифра в скобках указывает порядковый номер источника в списке литературы к д иссертации, вторая - страницу цитируемой работы. Бели источник представляет собой многотомное издание, указывается том.

В современном достоевсковедении накоплен большой материал, исследующий влияние Достоевского на русских писателей, его современников и последователей, а также на зарубежных литераторов и мыслителей. Но значительно меньше внимания уделено связи писателя с русской философской мыслью конца 19 -начала 20 в.в., хотя сами философы этого периода неоднократно подчеркивали определяющую роль Достоевского в процессе становления их мировоззрения. «Достоевский имел определяющее значение в моей духовной жизни. Еще мальчиком получил я прививку от Достоевского. Он потряс мою душу более, чем кто-либо из писателей и мыслителей» (2, 12). Под этими словами Н. Бердяева могли бы подписаться многие представители русского религиозно-философского ренессанса.

Вопрос о влиянии идей Достоевского на русских философов порубежной эпохи приобретает сегодня особое значение. Нельзя в связи с этим не вспомнить замечание В. Розанова: « В эпохи, когда жизнь катится особенно легко или когда ее трудность не осознается, этот писатель может быть даже совсем забыт и нечитаем. Но всякий раз, когда в путях исторической жизни почувствуется что-то неловкое, когда идущие по ним народы будут чем-либо потрясены или смущены, имя и образ писателя, так много думавшего об этих путях, пробудится с нисколько не утраченной силой» (31, 62). Конец 19 - начало 20 в.в. является временем потрясений и смущений народов. Поэтому неудивительно, что мыслители этого периода с большим вниманием относились к творческому наследию Достоевского, стремились найти в нем ключ к решению вопросов своего времени и, в итоге, представили миру совершенно новый облик великого писателя, разрушив все сложившиеся стереотипы в восприятии его произведений. Но конец предыдущего века во многом напоминает ситуацию сегодняшнего дня: также ярко проявляется надлом духовности нации, мозаичность умонастроений, ожидание социальных катаклизмов. Все это заставляет нас вдуматься в идеи, выдвинутые русскими философами на рубеже веков и попытаться сформулировать новую формулу прогресса, а, может, просто возродить забытые идеалы. Тем более, что на Западе наследие русских философов уже давно заняло свое достойное место и воспринимается в качестве полноправного компонента европейской философии. Немецкий философ В. Гердт отмечает: «Русская философия - это наше кровное дело. Она принадлежит Европе» (32, 8). На Родине же труды представителей религиозно-философского ренессанса совсем недавно стали доступны читателю. В свое время остались незамеченными их гуманистические, нравственные, эстетические и социологические идеи, в России не поняли, что они не конъюнктурного, а чисто русского характера.

Русский религиозно-философский ренессанс идейно питался как из внутренних, так и из внешних источников. Во-первых, это было новое обращение к традиции отечественной мысли, идущей от Чаадаева и славянофилов. Во-вторых, было востребовано западное философское наследие самого широкого спектра - от древних гностиков до Канта и Ницше. Философские ориентиры русских мыслителей этого времени различны и источниками их вдохновения являлись разные персоналии как отечественной, так и мировой философии. Так, концепции Н. Бердяева опирались на логические построения В. Несмелова, М. Тареева, на взгляды Я. Беме. Философия Н. Лосского отталкивалась от идей А. Козлова. Но тем не менее, все представители русского религиозно-философского ренессанса вдохновлялись идеями Достоевского Разумеется, это было не прямое заимствование и усвоение идей, а их интерпретация, порой довольно смелая. Но именно благодаря этой смелости выдвигались новые идей, строились оригинальные концепции. Говоря о влиянии Достоевского на русских мыслителей конца 19-начала 20 в.в., можно подразумевать под этим только лишь довольно широкие рамки общей традиции писателя, которую они продолжали развивать. Основные интерпретации идей Достоевского складывались в острой мировоззренческой борьбе. Зачастую обращение к творчеству писателя служило поводом для высказывания диаметрально противоположных мыслей. Это разнообразие взглядов говорит, прежде всего, о широте и глубине наследия Достоевского и об остроте и актуальности поднятых им проблем, которые не решены и в наши дни. Непрекращающийся поток статей, книг, исследований, посвященных как Достоевскому, так и русской философской мысли конца 19 - начала 20 в.в. свидетельствует о том, что это наследие остается активной силой, формирующей современное сознание, чем и оправдан интерес к данной теме.

Научная разработанность проблемы. Споры вокруг творчества Достоевского начались еще при жизни писателя. Хорошо известны отзывы на его произведения В. Белинского, Н. Добролюбова, Д. Писарева и др. Названных критиков интересовали социальные мотивы в творчестве писателя. Вопрос о философии писателя фактически не поднимался в критике. Первые философские работы появились после смерти Достоевского. Представителями русского религиозно-философского ренессанса была разрушена традиция восприятия Достоевского только как бытописателя, выразителя социальных проблем. Значительным работам Н. Бердяева, Л. Шестова, Н. Лосского, В. Иванова, Д. Мережковского и др. был присущ научно-исследовательский характер, поэтому принятое обозначение «философская критика» в какой-то мере условно. Интерес мыслителей был сосредоточен на вопросе о гуманизме писателя. Хотя некоторые критики увидели в его таланте неоправданную жестокость, а сами произведения рассматривали в качестве психологических исследований, представляющих интерес, прежде всего, для психиатров и криминалистов, в целом Достоевский рассматривался русскими философами как великий гуманист, христианский мыслитель.

Труды, появившиеся в 30-е г. в достоевсковедении, хотя и отличались литературоведческим характером, в них ощущался косвенный интерес к философской стороне творчества писателя. Работы Л. Гроссмана, Б. Реизова, В. Переверзева, В. Виноградова,

Д. Лихачева этих лет во многом посвящены исследованию связей творчества Достоевского с его предшественниками, как отечественными, так и зарубежными, поиску его теоретических истоков. Особое место занимает труд М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского», вышедший в 1929 году. В нем впервые была высказана мысль о полифоничности романов Достоевского. Хотя эта точка зрения в настоящее время подвергается критике, тем не менее концепция Бахтина представляет серьезный интерес для исследователей.

В трудах более позднего периода усиливается интерес к философским аспектам наследия Достоевского. В 50-е г.г. выходит ряд значительных работ В. Кирпотина, А. Долинина, и др., посвященных идеологическим вопросам, рассматриваемым Достоевским. А в 60-70 г.г. были опубликованы фундаментальные исследования Г. Фридлендера, Н. Чиркова, В. Шкловского, Ю. Кудрявцева и др. Они наметили новые задачи изучения творчества

Достоевского, и большое внимание уделялось разработке вопроса о его связях с предшествующей и современной писателю философской мыслью. Выходят работы А. Латыниной, П. Гайденко. М. Ермаковой, Я. Голосовкера, Н. Вильмонта и др., рассматривающих произведения писателя в сопоставлении с идеями Канта, Гегеля, Ницше и др. Важным событием этого периода был выход Полного собрания сочинений Достоевского и сопутствующих «Материалов и исследований», где творчество писателя рассмотрено не только в связи с литературными и политическими, но и философскими проблемами времени.

Таким образом, интерес к философскому прочтению произведений Достоевского зародился давно и особенно усилился в 80-90г.г. Однако можно сказать, что до сих пор нет фундаментального исследования, раскрывающего связь творчества писателя с русской религиозной мыслью конца 19- начала 20 в.в. Ряд наблюдений по этому вопросу мы находим в работах А. Латыниной, Ю. Кудрявцева, В. Белопольского, Н. Пруцкова, Г. Фридлендера, Ю. Давыдова, Г. Померанца и др., но отдельных работ названные авторы данному вопросу не посвятили. Своеобразным этапом в рассмотрении проблемы можно считать выход серии «Материалы и исследования». Здесь опубликованы статьи В. Сахарова «Достоевский, символисты и Блок», А. Долгополова «Роман А. Белого «Петербург» и философскоисторические идеи Достоевского», И. Роднянской «В. Иванов. Свобода и трагическая жизнь. Исследование о Достоевском» и некоторые другие. Но все они рассматривают влияние Достоевского на развитие символизма в России и в основном не обращаются непосредственно к философским трудам.

Определенным шагом в развитии проблемы является выход серии книг «Русский путь», в которых авторский коллектив стремился познакомить читателей с истоками и основными позициями русского религиозно-философского ренессанса. В данных изданиях широко представлены отзывы самих русских философов о влиянии Достоевского на их мировоззрение, но практически отсутствуют современные исследования данного вопроса.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования -выявление и анализ особенностей влияния Ф.М. Достоевского на русскую религиозную философию конца 19 - начала 20 в.в. и противоречий в оценке идей писателя мыслителями обозначенного периода. Разработке этой главной проблемы подчинены остальные проблемы исследования и организация исследуемого материала. Это обусловлено следующим. Во-первых, несмотря на огромное количество литературы, освещающей творчество Достоевского, до конца не выявлена его роль в истории русской философской мысли. Во-вторых, в условиях духовного кризиса современной цивилизации и культуры антропологические взгляды Достоевского, а также идеи русских философов конца 19 - начала 20 в.в., развивающих его традиции, могут повлиять на понимание сущности человека и судеб современной культуры.

В связи с поставленной целью исследования в диссертации решаются следующие задачи:

• проследить развитие основных антропологических идей Достоевского в трудах Н. Бердяева, Н. Лосского, В. Розанова и др. русских философов конца 19 - начала 20 в.в.

• Установить генетические и типологические связи между художественными и публицистическими произведениями Достоевского и философскими трудами вышеназванных авторов.

• Выявить содержание и причины различий в восприятии и оценке Достоевского русскими религиозными философами конца 19-начала 20 в.в.

Указанные цель и задачи диссертационного исследования определяют его теоретическую новизну:

• исследована степень преемственности идей Достоевского русской религиозно-философской мыслью конца 19 - начала 20 в.в.

• установлена инициирующая роль идей Достоевского в формировании религиозно-философских учений конца 19 - начала 20 в.в.

• показаны мировоззренческие различия философских позиций русских религиозных мыслителей в понимании и истолковании идей Достоевского.

• рассмотрен модус влияния художественно-мировоззренческой мысли на философскую в рамках концепции человека.

Теоретическую основу исследования составляют произведения авторов русской и мировой философской мысли, в трудах которых дается анализ творчества Достоевского, рассматриваются различные аспекты философских учений представителей русского религиозно-философского ренессанса.

Методологической базой исследования является метод сравнительного, историко-культурного анализа и метод проблемного анализа текстов работ Достоевского и представителей русского религиозно-философского ренессанса. На защиту выносятся следующие основные положения 1. Насыщенность творческого наследия Достоевского философскими идеями и образами определила восприятие его в качестве оригинальной философии. Однако оно может быть названо философией только в метафорическом плане, так как иносказательный, символический способ выражения этих идей требует перевода их в философский, эквивалент, что может приводить к значительному искажению авторской мысли.

2. Не являясь системным философом, Достоевский оказал исключительное влияние на развитие русской религиозно-философской мысли конца 19 - начала 20 в.в. Философы этого периода воспринимали Достоевского как учителя в деле постановки и решения проблем. Таким образом, можно сказать, что первостепенное значение Достоевского для русского религиозно-философского ренессанса состоит в инициировании идей: величайший художественный талант, которым обладал писатель, позволял ему не только обнажить глубину идей, их парадоксальность, но и заставить человека откликнуться на них.

3. Русские религиозные философы конца 19 - начала 20 в.в. утверждали, что их интересовал «весь Достоевский», что позволило им по-настоящему оценить его творчество. Но многие социальные проблемы, поднятые писателем, остались за кругом интересов данных философов, сконцентрировавших внимание на антропологических аспектах творчества Достоевского Таким образом, можно утверждать, что религиозные философы открыли миру новый облик писателя - гуманиста, христианского мыслителя, но создать полный образ Достоевского, к чему они стремились, им не удалось.

4. Выделяется ряд идей, которые вызывали наибольший резонанс среди религиозных мыслителей конца 19 - начала 20 в.в.: свобода, мировое зло, сущность человеческой природы и т.д. Русские философы порубежной эпохи вслед за Достоевским рассматривали эти традиционные для философии проблемы по

12 новому, через призму православия, которое было принято ими в качестве феноменальной почвы для философствования. Практическая значимость диссертации и апробация ее результатов: определяется тем, что в ней рассматривается одна из значительных страниц истории отечественной культуры, что имеет особое значение в условиях духовного кризиса, переживаемого нашей страной. Основные результаты исследования имеют характер теоретических положений, которые адресованы как специалистам, так и широкому кругу читателей. Обоснованные в диссертационном исследовании выводы могут найти применение в дальнейшем анализе данной проблемы.

Теоретические выводы автора, сделанные им в ходе работы над диссертацией, Использованы при выступлениях на конференциях и в учебном процессе.

Структура и объем диссертации определяются предметом исследования. Диссертация структурно расчленяется на введение, три главы, заключение и список используемых материалов. Диссертация изложена на!41 страницах машинописного текста.