автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему: Влияние новых многоканальных звуковых технологий на киноязык
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Русинова, Елена Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
I глава. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАПИСИ ЗВУКА И
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ.
§ 1. От немого кинематографа до кинематографа с пространственным звуком.
§ 2. Объемный звук как эстетический феномен.
Выводы к I главе.
II глава. ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКА КИНОЗРИТЕЛЕМ.
§ 1.Понятие о звуке в кино.
§ 2.Воздействие аудиовизуальных средств на сознание зрителей.
§ З.Роль техники в формировании и развитии языка кино.
§4. Монтаж и звук в контексте монтажа.
§ 5. Полифония фонограммы.
Аудиовизуальное решение фильма.
§ б.Эстетика микширования объемного звука.
Выводы ко II главе.
III глава. АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКА
В ЗАРУБЕЖНЫХ КИНОКАРТИНАХ.
§ 1. Эстетические характеристики звука в кино.
§ 2. Проблема фильмического диалога. Микширование.
§/3.Музыка.
§ 4. Локализация источников звука.
Проблема пространственного звука в кино.
Выводы к III главе.
Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Русинова, Елена Анатольевна
Актуальность темы диссертации.
Проблема влияния новых технологий на художественный язык является сегодня для кино-, теле- и других экранных искусств одной из наиболее актуальных. Возникнув как технические приемы и средства, цифровые технологии, спецэффекты, виртуальная реальность, интернет становятся элементами новой художественной реальности, оказывающей существенное воздействие на психологию художественного восприятия. Значимую роль в этом отношении играют новые многоканальные звуковые технологии. Их воздействие на киноязык - тема, почти не изученная не только в отечественной, но и в зарубежной науке об искусстве. Между тем как в нашей стране, так и за рубежом, где технические эксперименты получили весьма широкий размах, накоплен большой фактический материал, требующий научного осмысления в контексте культуры, в том числе в интересах совершенствования самой художественной практики. В этом плане наиболее актуальными представляются вопросы о том, способны ли технические новшества дать импульс возникновению новых художественно-эстетических качеств и ценностей в экранных искусствах, освещает проблему их влияние на творческий процесс, сознание и подсознание зрителей.
Цель работы ставится выявление и разработка проблем, связанных с пространственным (объемным) звуком как эстетическим феноменом, воздействием новых звуковых технологий на киноязык; анализ стилистики использования объемного звука в зарубежном кинематографе и специфика его восприятия кинозрителем.
Задачи работы определяются ее целью и формулируются следующим образом:
1. Рассмотреть звук в кино как эстетическую категорию.
2. Выявить и раскрыть характеристики и функции пространственного звука в кино, способы его использования.
3. Проследить этапы развития звуковых технологий и их использования в кинематографе.
4. Изучить влияние новых звуковых технологий на художественно-эстетическое качество фильмов.
5. Проследить динамику соотношения визуального и звукового кинообразов в современном кинематографе.
6. Проанализировать психоакустические особенности киновосприятия.
7. Выявить и проанализировать влияние многоканальных звуковых технологий на творческий процесс.
8. Рассмотреть тенденции изменения ролей режиссера, звукорежиссера, сценариста, художника в коллективном творчестве по созданию фильма.
Объектом исследования является звуковое решение зарубежных фильмов последнего десятилетия, сопряженное с moho-, стерео- и многоканальными системами звукопередачи (системами Dolby Surround и Dolby Digital). Помимо этого, объектом исследования являются отдельные высказывания отечественных и зарубежных кинематографистов и теоретиков кино о роли новых звуковых технологий в экранных искусствах.
Материалом исследования данной диссертации являются художественно-эстетические качества зарубежных фильмов, сопряженные с новыми звуковыми технологиями.
Теоретико-методологическая база исследования.
В силу того, что киноведение по своему предмету граничит с эстетикой, теорией культуры, искусствознанием, социологией искусства, психологией и другими смежными науками, пользуется их выводами и взаимодействует с ними, методологическую базу предлагаемого исследования составляет синтетический киноведческий подход, позволяющий увидеть исследуемый кинематографический объект во всей его многозначности.
Степень разработанности проблемы.
В отечественном киноведении не существует специальных исследований, посвященных проблеме влияния многоканальных звуковых технологий на киноязык. Однако, можно выделить целый ряд работ, посвященных вопросам звука в кино как элемента художественной выразительности. Исследования в новой сфере опираются на труды авторов определенных направлений, среди них работы классиков киноведения - Б.Балаша, Д.Довженко, З.Кракауэра, В.Пудовкина, С.Эйзенштейна; исследования А.Андриевского, О.Дворниченко, Т.Егоровой, З.Лиссы, Н.Ефимовой, А.Корганова и И.Фролова, Т.Поповой, Э.Фрида, И.Шиловой, посвященные проблемам киномузыки; имеется целый ряд публикаций, авторами которых являются звукорежиссеры -практики В. Бабушкин, И.Вепринцев, В.Виноградов, Г.Гроссман, П.Кондрашин, Я.Харон. Особый интерес представляют работы Р.Казаряна, посвященные проблемам пространственности в кино. В настоящее время в сети интернет существуют работы по психологии восприятия звука, а также целый ряд публикаций зарубежных авторов, выявляющий признаки эволюции звуковых систем и ее влияния на художественный язык экрана.
Научная новизна работы.
Тематическая новизна диссертации обусловлена анализом нового фильмографического материала, созданного при помощи многоканальных звуковых технологий. Концептуальная новизна исследования определяется его поисковым характером, оригинальным теоретико-методологическим подходом к анализу инновационных художественных проблем, сопряженных с технологическими новшествами. Среди последних диссертантом выделяется вопрос о влияние техники на киноискусство и обратном воздействии киноискусства на технику, не являвшийся ранее объектом специального киноведческого анализа. В аспекте изучения роли многоканальных звуковых технологий в развитии языка кино рассматривается соотношение в нем монтажа и звука. Анализируется вопрос о контрапункте в кино, специфике слышимого пространства, глубинной локализации звука.
Выявляются особенности воздействия новой, высокотехнологичной аудиовизуальной среды на сознание и подсознание зрителей, в частности, специфика «скрытого сообщения» как способ создания психологической установки, программирования поведения. Намечаются подходы к созданию целостной авторской концепции места и роли многоканальных звуковых технологий в современном кинопроцессе.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Художественно-эстетический эффект новых многоканальных звуковых технологий в кино сопряжен с созданием у зрителей ощущения реальности происходящего на экране, их вовлеченности в кинематографическое действие.
2. Пространственный звук дает возможность реалистически рассказать историю, выходящую за пределы экрана, из экранного пространства - в зрительный зал.
3. Современные звуковые технологии становятся новым средством художественной выразительности в той мере, в какой способствуют расширению акустического и визуального пространства фильма, реализации творческого замысла художника.
4. Возрастание творческой роли звукорежиссера в кино обусловлено влиянием новых звуковых технологий на художественную сторону кинопроцесса и обратном воздействии искусства на технику.
Практическая ценность работы.
Данная работа может быть полезна как для теории, так и для практики современного кинематографа. Она отчасти заполняет лакуну, сопряженную с анализом роли новых многоканальных звуковых технологий в отечественном и, во многом, мировом киноведении. Результаты исследования могут быть использованы при подготовки курсов лекций по звукорежиссуре и киноведению, для написания учебных пособий.
Апробация работы.
Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИКа, были доложены на научных конференциях («Метафизика и искусство», ИФРАН, Москва, апрель 2001г.; «Топ» («Звук»), НРР-Ро1вс1ат, Германия, декабрь 2002г.; «Высшее гуманитарное образование в условиях современных аудиовизуальных технологий», СПбГУП, Санкт-Петербург, январь 2004г.) Выносимые на защиту положения нашли отражение в публикациях автора по теме диссертации.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, фильмографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние новых многоканальных звуковых технологий на киноязык"
Выводы к III главе.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
1. Работая с пространственным звуком важно стремиться создать единое звуковое пространство - звуковую сферу вокруг зрителя. Активные закадровые шумы должны органично сочетаться с изображением, не вызывая ощущения инородного звука, либо звука, не принадлежащего данному звуковому пространству.
2. Возможность точно имитировать источник звука практически в любой точке объема зрительного зала, несомненно, должна быть учтена на раннем, подготовительном, этапе работы над фильмом. Одновременно с этим необходимо уделять особое внимание проработке звуковой партитуры картины и аранжировке музыки и шумов с учетом возможностей многоканальной системы звукопередачи.
3. Объемный звук изменил некоторые монтажные приемы. Один из наиболее важных принципов - компенсация общих планов изображения звуком. Теперь нет необходимости представлять место действия сцены общим планом, чтобы сориентировать зрителя в пространстве. Достаточно проработанного звукового ряда, чтобы охарактеризовать место и дать представление о расположении объектов.
4. Важно отметить существенное увеличение средних и крупных планов в изображении. Развитие техники записи и воспроизведения звука открыло новые возможностей для использования атмосферных звуков и шумов и активной проработки закадрового звукового пространства вокруг зрителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Спор «древних» и «новых» - одна из «вечных» тем в истории культуры и искусства. Еще Вольтер замечал, что новое принимают не сразу, не все, не везде: его знаменитые слова «все жанры хороши, кроме скучного» стали девизом защиты художественной новизны. Тема эта получила новое развитие в аспекте технических достижений ХХ-ХХ1 вв. Ведь кинематограф как таковой - результат технических инноваций. Другой вопрос, какие факторы способствуют превращению аттракциона в искусство, феномен художественной культуры. Думается, как и во все времена, это - талант, развитый эстетический вкус, воображение, общая культура художника, его профессионализм. Сказанное относится и к оценке новых многоканальных звуковых технологий. Все зависит от того, как используется их потенциал -в качестве трюка, ради эпатажа, рекламы или в собственно творческих, художественных целях. Поэтому так важен сущностный киноведческий, художественно-эстетический анализ влияния нового звукового дизайна на киноязык. Такой анализ способствует выработке взвешенного научного подхода к проблеме, свободного как от апологетики, так и от «эстетического луддизма». Он позволяет пролить свет на новые явления в профессиональной среде, связанные с возрастанием роли звукорежиссера в процессе создания фильма, расширением возникающих перед ним творческих задач. Не менее важной является проблема воздействия технических новшеств в области многоканального звука на зрителей, их сознание и подсознание, психологию эстетического восприятия в целом.
Современные звуковые технологии становятся новым средством художественной выразительности в той мере, в какой способствуют расширению акустического и визуального пространства фильма, создают у реципиента ощущение реальности происходящего, вовлекают его в кинематографическое действие. При этом не только новые технологии влияют на художественную сторону кинопроцесса, но и искусство оказывает обратное воздействие на технику, вызывает потребность в ее усовершенствовании.
В диссертации в ракурсе заявленной темы проведен сравнительный анализ фильмов режиссеров США и Европы, позволивший выявить ряд закономерностей в развитии новых многоканальных звуковых технологий. Разумеется, это лишь первый исследовательский шаг. В перспективе предполагается расширить круг изучаемых явлений, включив в него фильмы отечественных кинематографистов. Теоретические выкладки мы намерены сочетать с материалами интервью, взятых у специалистов в области многоканального звука как в нашей стране, так и за рубежом. За рамками работы остались также проблемы, связанные с изучением новых аспектов звуковой партитуры в других экранных искусствах, в частности, на телевидении. Наконец, в педагогическом плане планируется разработка методических приемов обучения новым звуковым технологиям в процессе профессиональной подготовки звукорежиссеров в кинематографических вузах.
Список научной литературыРусинова, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Кино-, теле- и другие экранные искусства"
1. Антониони М. Профессия: репортер. - М.: Искусство, 1980. -111с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск: БГК им. И.А.Бодуэна де Куртенэ, 1999. - 392 с.
3. Базен А. Что такое кино?// Сб. статей. М.: Искусство, 1972. -383с.
4. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968.-328с.
5. Брессон Р. Материалы к ретроспективе фильмов. М.: Музей кино, 1994. -56с.
6. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958. - 348с.
7. Волков Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. - 320с.
8. Вопросы современного киноискусства. Сб. М.: ВНИИК, 1980. -200с.
9. Выготский JI. Психология искусства: Анализ эстет, реакции. -М.: Лабиринт, 1998. 413 с.
10. Гинзбург С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974. - 264с.
11. Грегори Р. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. - 271с.
12. Дворниченко О. Гармония фильма. М.: Искусство, 1982. - 200с.
13. Довженко Д. Собр. соч. в 4-х тт.- М.: Искусство, 1969. т. 4. -545с.
14. Железняков Валентин. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. М.: ВГИК, 2001. - 268с.
15. Казарян Р. Воображение фонограммы. // Киноведческие записки 1998; №40. С. 183.
16. Казарян Р. О мнимой самостоятельности изображения. // Киноведческие записки 1988; №1. С.71.17