автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Влияние политической культуры на политическое участие
Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние политической культуры на политическое участие"
На правах рукописи
Р| и од
СУНАЛЛА Махмуд Талиб ] 7 р-^
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАЛЕСТИНЫ)
Специальность 23.00.03 - политическая культура и идеология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 2000
Работа выполнена на кафедре политических наук факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов
Научный руководитель: - академик Академии политической науки,
доктор философских наук, профессор Ирхин Юрий Васильевич.
Официальные оппоненты: - доктор философских наук, профессор
Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В Ломоносова.
диссертационного совета К.053.22.27 в Российском университете дружбы народов по адресу 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, ауд. № 436.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов.
Почта Юрий Михайлович. - доктор философских наук, профессор Ушков Анатолий Михайлович
Защита состоится " 9 " • /4' 2000 г. в 15 час. на заседании
Автореферат разослан "
2000 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор философских наук, профессор
¿ИЪТ. У/г, с?
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определена необходимостью анализа 1е недостаточно изученного нового направления политики — сравнительного учения влияния политической и электоральной культуры на поведение и ятельность людей в различных социокультурных средах. От содержания и овня развития политической культуры, во-многом зависят темпы и характер шитических преобразований, особенности политического процесса, развитие >угих сфер общественной жизни. Политическая культура неразрывно связана с [астием в политике, она способствует формированию определенных типов титического поведения, придает ему специфическую направленность.
В этой связи весьма актуально изучение характерных черт арабской мштической и электоральной культуры, ее влияния на политическое участие, го связано с тем, что ареал арабской политики и политической культуры сватывает обширные регионы с населением более одного миллиарда человек.
Несомненный научный и практический интерес вызывает исследование :обенностей современной политической культуры и характера политического истия в Палестине - новом, находящемся в процессе формирования, развития и юширения своих границ, арабском государстве на Ближнем Востоке.
Во второй половине 90-х годов XX в., после продолжительной, в том кле вооруженной, а также массовой ненасильственной борьбы ("интифада") за одание независимого государства, в Палестине состоялись свободные гмократические политические выборы первого Палестинского [конодательного совета (Парламента) и Главы (Президента) Палестинской щиональной автономии (Ясира Арафата). К этим выборам палестинское юбщество шло многие годы. Изучение опыта первых демократических, •июгопартийных" выборов в Палестине, характера основных политических гнностей и ориентации палестинского общества, их влияния на политику имеет /шественное теоретическое и прикладное значение. Следует также отметить,
что от характера и направленности политического развития Палестины во-многом зависят перспективы мирного урегулирования положения на Ближнем Востоке.
Палестинское государство и Российскую Федерацию связывают традиционно дружественные отношения. Изучение современного состояния политической культуры и политического участия в Палестинском государстве будет содействовать лучшему взаимопониманию Палестины и России, их народов.
Степень научной разработанности проблемы.
Традиция изучения влияния культуры на политику, их взаимосвязи, нисходит к .истокам философии и политической науки. Важный вклад в разработку теоретических аспектов этой проблемы внесли такие известные мыслители, как Конфуций, Платон, Аристотель, Макиавелли, Ш.Л.Монтескье, Д. аль Афгани, А.Токвиль. Г.Гегель, И.Гердер, К.Маркс, Ф.Ницше, М.Вебер, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Ортега-и-Гассет, А.Тойнби, Э.Фромм, О.Шпенглер, К.Ясперс и др.
С введением учеными из США Г.Алмондом, С.Вербой, Л.Паем и др. в начале 50-х годов XX в. в научный оборот категории "политическая культура", исследования в этом направлении стали проводиться особенно активно. Проблемы политической культуры рассматриваются в трудах таких известных западных исследователей, как Г.Алмонд, Р.Арон, Ж.Блондель, П.Бурдье, С.Верба, А.Гидденс, М.Дюверже, Д.Истон, Г.Лассуэлл, Л.Пай. В.Розенбаум, С.Хантингтон, М.Херманн, П.Шаран, Р.-Ж. Шварценберг1.
" '-Cm.: The Civil Culture Revisited // Almond G„ Verba S.-Boston, Toronto, 1980: Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines // Easton D. - Newbury Park. Sage, 1991: Political Culture, Public Policy and the American Stales // Kingsaid J. - Philadelphia, 19X2: Political Culture and Political Development // Pye 1.. - Princeton, 1965; Political Psychology // Hermann M.G. - San Francisco, 1986; Almond G„ Verba S. The Civil Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Princeton. N.Y., 1963; Brim M.A. Genealogy of Political Culture. - Boulder, Colorado. USA, \99\\Giddens A. Sociology. - Cambr., 1989; Dowse R.E., Hughes J.A. Political Sociology. - L., 1986; Huntington S. The Clash of Civilization. Remaking of World Order. -N.Y., 1997; Milbrath I.. Coel M. Political Participation. Chicago. - 1977; Rosenbaum W. A Political Culture. - N.Y.. 1975; Sharon P. Theory of Comparative Politics. - New Delhi. 1984; Scliwartzenberg R.-J. Sociologie Politique, 4-eme ed. - P.. 1988.
Теоретические и методологические аспекты политической культуры и мштического участия рассматриваются в трудах ряда российских философов и )литологов. Среди них можно выделить исследования Г.К.Ашина, .Я.Баталова, А.Г.Белова, П.П.Гайденко, К.С.Гаджиева, П.К.Гречко, С.Ерасова, М.В.Ильина, Ю.В.Ирхина, А.С.Панарина, А.И.Соловьева, .М.Ушкова, А.И.Соловьева, Е.Б.Шестопал, В.А.Щегорцева и др2.
Проблемы политической и электоральной культуры, а также элитического участия в арабских странах, в том числе в Палестине, :следуются рядом российских ученых. Среди них: А.М.Васильев, Л.С.Васильев, .Д.Звягельская, П.А.Грязневич, ' Е. Д. Дмитриев, А.З.Егорин, В.И.Киселев, .С.Кирабаев, А.В.Кудрявцев, В.П.Ладейкин, Р.Г.Ланда. Л.И.Медведко, .Н.Мельников, М.Б.Пиотровский, Ю.М.Почта, Е.М.Примаков, В.И.Смирнов, .В.Степанов, С.Л.Стоклицкий, А.М.Хазанов и др''.
2 См.: Политическая культура: теория и национальные модели / К.С.Гаджиев. - М.: нтерпракс, 1994; Батаюв Э.Я. Политическая культура современного американского Зщества. - М.: "Наука", 1993; Гапаганови С.Г., Ушков A.M., Фролова М.А. Сравнительная злитология: Запад - Восток - Россия. - М.: МНЭПУ, 1995; Голосов Г.В. Сравнительная митология. - Новосибирск, 1995; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. - М.: Ористъ", 1999; Панарин A.C. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. - М.: Университет", 1999; Соловьев А.И. Политическая культура и модернизация российского эщества. - М: МГУ, 1992; Шестопал Е.Б. Личность и политика. - М,: Мысль, 1988; Ще?чрцов .А. Политическая культура: модели и реальность. - М., 1992 и др.
См.: Арабский мир в конце XX в. - М., 1996; Мусульманские страны: религия и элитика. - М., 1991; Новейшая история арабских стран Азии.- 1917-1985. - М„ 1988: егиональные конфликты в Азии и Северной Африке / А.М.Хазанов. - М.: Институт остоковедения РАН, 1997; Человек как философская проблема: Восток-Запад / Н.С.Кирабаев. М., РУДН, 1991; Ахмедов А.К. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.. 1985; асичьев A.M. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. - М.: Наука", 1993; Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. - М., 1983; он же История религии остока. - М., 1983; Грятевич П.А. Ислам и государство // Ислам. Религия. Общество, осударство. - М., 1984; Дмитриев Е.Д. Палестинский узел. - М.. 1978; он же Палестинская рагедия. - М., 1986; Звягелъския И.Д. "Конфликтная политика" США на Ближнем и Среднем остоке. - М., 1989; Егории А.'}, к Х.А.Абдель ,¥алшс). Война за ближневосточный мир. - М., 998: Киселев В.И. Палестинская проблема в международных отношениях: региональный :пект. - М.: "Наука", 1988; Кудрявцев A.B. Исламский мир и палестинская проблема. М„ 1988; 'айда Р.Г. Освободительная борьба арабов Палестины - "Народы Азии и Африки", 1976. - №4 №5; Медведко Л.И. К Востоку и Западу от Суэца. - М., 1980: Пиотровский М.Б. [сторические истоки политической теории и практики современного ислама. - М.. 1986; 1очта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. - М.: Изд-во РУДН. он же 1усульманская проблематика R современной России // Диалог цивилизаций: Восток - Запад, ретий международный философский симпозиум. - М.. РУДН. 1997; Примаков Е.М. Анатомия лижневосточного конфликта. - М„ 1978; он же История одного сговора. - М.. 1985 и др.
Существенный вклад в исследование проблем истории, социокультурной самобытности и политического своеобразия развития арабского, в том числе палестинского общества внесли арабские (палестинские) исследователи и политические деятели. Среди них: Я.Арафат, М.И.Аш-Шаер, М.Аббас, Абу Бакр, Махмуд Аббас, Абдель Рахман, Ас-Сафарини Али, Халиль Аль-Шакики, Набил Ксис, Зухейр Мохсен, Хайдар Абду-Шафи, Саиб Арикат, 3. Камаль Э.Джад, Камаль Аль Мануфи, Н.Ашхаб, Рияд Аль-Мадики, Хассан Ханафи, Фуад Закария, Кристина Закария, Хайри Абдель Фатгах аль-Ориди, Ханан Ашрауи, Хасан Халед, Х.А.Абдель Хамид и др4.
Проблемам Палестины и Ближневосточного урегулирования посвящены труды ряда западных исследователей. Среди них можно выделить работы З.Бжезинского, Г.Киссинджера, Г.Робинсона, Д.Видаля, В.Т.Маллисона, М.Хадсона, А.Харта, С.Тиллмана, Г.Ушер и др3.
4 Саиб Арикат. Национальная власть и выборы. (Председатель Комиссии о выборах местного управлении о подготовке к первым палестинским выборам).- г. Наблус, 1995 (на араб, яз.); Тауфик абу Бакир. Ясер Арафат: 70 лет со дня Рождения. 30 лет у власти. Центр стратегических и следований в г. Дженине, 1999 (на араб, яз.); Закария. Кристина. Голосование за президента Арафата. Первые президентские выборы. - г. Наблус, 1997 (на араб, яз.); Набил Ксис. Израильско-Палестинское соглашение и выборы (Генеральный директор Института Палестинского экономического анализа о выборах в Палестине). - г. Наблус, 1994 (на араб, яз.); М. Фида, З.Камалъ Э.Джад. Н.Саид. Женщина и выборы. - г. Наблус, 1995 (на араб, яз.); Диктор Xatwt Алъ-Шакики и др. Первые Палестинские выборы. - Палестина, г. Наблус, 1997. (на араб, языке); Ас-Сифирини, А.пи. Выборы и Палестинская политическая система. Философия Палестинского Закона о выборах. - г. Газа, ¡994 (на араб, яз.); Абу Бакр. Тауфик. Выборы органов палестинской законодательной власти: дискуссии и свидетельства // "Ар-Рабита" (Катар), 8 янв. 1996 г. (на араб, яз.), Xilium Баракят. Современное арабское общество. - г. Бейрут, 1984 (на араб, яз.): А.чь-Мануфи. Семья и политика в арабских странах. - г. Бейрут. 1984 (на араб, яз.); Соад aù-Дип Ибрагим и др. Общество и государство в арабских странах. - г. Бейрут, 1988 (на араб, яз.): Хиири Абдель Фаттах шь-Ориди. 2000 год встретим в Независимой Палестине // "Труд'"; un же О подписание меморандума в Шарм Аль-Шейхе II "Новости посольств1'. №6, 2000; Хапан Ашрауи. Группа независимых Палестинцев о правах граждан // "Независимая политика", №5, 1995 (на араб, яз.); Махмуд Аббас и Мухамад Рабин Путь в Осло // "Независимая политика", №5, 1995 (на араб, яз.); Said Aburih. Arafat: from Defender to Dictator. - Birzeit University, 1998.
J After Oslo II Giacaman, George. - Birzeit University, 1998; Brzezinski Z. The Grand Chessboard- American Primacy and Its Geostrategic Imperatives. N.Y., 1998; Kissinger H. White House Years. Boston - Toronto, 1979; Kissinger H. Diplomacy. - Simon and Schuster, N.Y. - L., 1994; Usher, Graham. Palestine in Crisis: The Struggle for Peace in Political Independence.- Birzeit University, 1997; Robinson, Glenn. Building a Palestinian State: The Incomplete Revolution - Birzeit University, 1997; Аллан Харт. Общая и политическая биография Ясера Арафата // "I !алестинская политика", J&6, 1995 (г. Наблус, на араб. яз.).
Несмотря на наличие научной литературы по общим проблемам лшической культуры арабских стран и Палестины, специальных цитологических работ по проблемам влияния политической культуры на шитическое участие в Палестине пока практически нет. Данная диссертация >едставляет собой одну из первых попыток комплексного анализа роли мтитической культуры и политического участия в жизни общества (на примере алестины).
< Цели и задачи исследования.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ ценностей, зракгерных черт и особенностей политической культуры Палестины и ее «действия на политическое участие в этой стране.
Исходя из этой установки были определены следующие задачи:
- проанализировать категории "политическад культура" и "политическое частие". показать их взаимосвязь и взаимовлияние;
- выявить характерные черты, доминанты, ценности и особенности овременной арабской (палестинской) политической культуры;
- изучить характер и специфику политического участия в современной 1алестине;
- проанализировать особенности электоральной культуры палестинского >бщества и участия в политике в Палестине на примере выборов первого 1алестинского законодательного совета (Парламента) и Главы (Президента) Талестинской национальной автономии.
Объектом исследования является социокультурный и политический -енезис палестинского общества.
Предметом исследования является политическая культура и политическое /частие (на примере Палестины).
Методологическая база диссертационного исследования.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили принципы системного, сравнительного анализа, а также нормативный, социологический, культурологический, цивилизационный и другие общие методы политической
науки, труды российских, арабских и западных ученых, исследующих роль политической культуры и участия в политике в развитии общества.
Эмпирическую базу диссертации составили законы арабских государств, документы и материалы органов государственной власти в этих странах, партийные документы, социологические материалы, периодическая печать, Библия, Коран, Шариат и другие источники историко-религиозного характера.
Особое значение для диссертационной работы имели документы Организации объединенных наций, Лиги арабских государств, Организации Освобождения Палестины, Закон о выборах в Палестине (1995 г.), информации Палестинского законодательного совета, материалы палестинских политических партий и организаций6.
В диссертации рассмотрены и проанализированы в политологическом ракурсе результаты социологических исследований политических ориентация палестинцев в период с 1993 г. по 1996 г. Использованы данные 21 социологического опроса палестинцев, проведенные Центром палестински* исследований г. Наблуса в период с сентября 1993 г. по декабрь 1995 г7 Проанализирована официальная статистика по парламентским и президентские выборам в Палестине во второй половине 90-х гг. XX века8, а также материаль официального сайта Организации Освобождения Палестины в "Интернете"
6 См.: Палестинская проблема: Документы ООН, международных организаций > конференций II Р. Давыдков. - М.; Прогресс, 1984; Заявления Исполкома Организаци» Освобождения Палестины. 1985-1990 гг. (архив Организации Освобождения Палестины) (н: арабском яз.); Общая статистика по арабским странам. Центр исследований арабскогс единства.. - Бейрут, 1982 (на араб, яз.); "Палестинский Закон о выборах" (Закон о Выборах i Палестине). 7 декабря 1995 г. - Газа, 1995 (на араб, яз.): Информационные бюллетеш Организации Освобождения Палестины (1987-1997 гг.); "Декларация принципов", 13.09.1993 i - Вашингтон (на араб, яз.); Оекст "Соглашения в Табе" и Приложение о выборах // Израильско палестинское соглашение о Западном берегу и секторе Газа. - Вашингтон, 28 сентября 1990 г (на араб, яз.); Палестинская избирательная система: позиция ФАТХ И "Ас-Сияса аль Филастынийя" ("Палестинская политика"), №9, 1996 (на араб, яз.); Яа/сс/;н/но-израильско< соглашение по вопросу о выборах, точка зрения оппозиции. - г. Наблус: Центр палестински) исследований, 1995 (на араб. яз.).
7 См.: Опросы общественного мнения №1 - №21 за 1993-1995 гг. Центр палестински: исслеоедований. - г. Наблус, 1993-1995 гг. (на араб. яз.).
* См.: Статистика и официальные итоги выборов. Первые Палестинские выборы Центр Палестинских исследований. - г. Наблус, 1997 (на араб, яз.); См.: Центральный отла статистики: Демографическое' исследование, проведенное на Западном берегу и в секторе Газа Основные результаты, 1996. (на араб. яз.).
:айтов Центра Палестинских исследований Университета "Ли Наджах" в г. Наблусе и Университета в Бирзейте9.
В диссертации использованы материалы ряда палестинских газет и журналов: "Фалестын ас-Саура", '"Аль-Кудс" ("Иерусалим"), "Ац-Нахар" ("День"), "Аль-Фаджр" ("Заря"), "Аш-Шааб" ("Народ") и др.
Основная рабочая гипотеза исходит из того, что комплексный анализ ценностей и характерных черт политической культуры, ее воздействия на политическое участие позволяет глубоко понять причины и особенности политической деятельности людей. Комплексный анализ политической и электоральной культуры палестинского общества, в той числе во время первых демократических выборов, раскрывает политико-культурные принципы, на основе которых развивается современное палестинское общество.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Политическая культура Палестины, является частью политической культуры Арабского Востока, имеет существенные отличия, которые связаны с многолетней борьбой за создание независимого палестинского государства, постоянным нахождением большей части палестинцев за пределами исторической Родины. Эта культура отличается плюрализмом, богатым политическим опытом и др. В диссертации представлены классификация и типологизация характерных черт, как арабской, так и собственно, палестинской политической культуры.
2. В диссертационном исследовании впервые поставлена проблема анализа современной электоральной культуры палестинцев. На примере выборов первого Палестинского законодательного совета (Парламента) и' Главы (Президента) Палестинской национальной автономии (Ясира Арафата), при широком использовании социологических данных, получены и проанализированы устойчивые электоральные характеристики участия палестинцев в политике.
' См.: 1шр//№\у«'.safena.com.: httr7www.Najah.edu: Kttr/www.Birizeit.edu.
3. В диссертации проанализированы перспективы внутренней и внешней политики Палестины. Показана важность реалистической внешней политики Палестины, которая медленно, но неуклонно ведет к расширению ее территории до общепризнанных ООН и мировым сообществом исторических границ Палестины в 1947 г. Раскрыто значение первых демократических выборов в Палестине и их значение для построения независимого, демократического палестинского государства.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна состоят в следующем:
1) в диссертационном исследовании уточнена общеметодологическая трактовка категорий "политическая культура" и "политическое участие" через комплексный подход применительно к условиям арабских стран и Палестины, в частности;
2) раскрыты характерные черты, доминанты, ценности и особенности современной арабской (палестинской) политической культуры;
3) раскрыты особенности современной электоральной культуры палестинцев;
4) изучены характер и специфика политического участия в современной Палестине на примере выборов первого Палестинского законодательного совета (Парламента) и Главы (Президента) Палестинской национальной автономии.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что предложенный комплексный подход к анализу взаимодействия политической культуры и политического участия в различных социокультурных и цивилизационных условиях может быть положен в основу научно-прикладных исследований, связанных с изучением характера политического участия в палестинском обществе. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при подготовке соответствующих спецкурсов и научных работ по политической культуре и политическому участию в арабских странах (на примере Палестины), они будут полезны для государственных
ганов и общественно-политических организаций, связанных с обеспечением и анализом электорального процесса в Палестине.
Результаты исследований, представленных в диссертации, могут быть пользованы в процессе подготовки политических и государственных ботников, специалистов в области политологии и политической социологии, ециализирующихся по проблематике арабских стран.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры аттических наук Российского Университета дружбы народов 17 февраля 2000 и рекомендована к защите. Основные положения работы докладывались в виде учных сообщений на заседаниях кафедры политических наук Российского шверситета дружбы народов, на кафедре политических наук и экономики шверснтета г. Наблуса (Палестина), на всероссийских конференциях пирантов и студентов в РУДН в 1997 и 1999 гг., на третьем и четвертом :ждународных философских симпозиумах "Диалог цивилизаций: Восток-пад" в РУДН (апрель 1997 г. и ноябрь 1999 г.), на "круглых столах'' по юблемам политики и политической культуры, проводившихся редакцией /риала "Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия 1олитология" в 1999 и 2000 гг.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, ключения и списка использованной литературы.
Первая глава - •'Теоретико-методологические основы анализа шитической культуры и политического участия" - посвящена исследованию жных и недостаточно исследованных категорий политической науки: юлитической культуре" и политическому участию", их взаимосвязи и аимодействию, систематизации и классификации.
В первом параграфе - "Сущность и содержание категории "политическая льтура" - анализируется содержание этой категории и проблемы ее анализа, жазывается, что политическая культура выступает в виде неотъемлемой части
общей культуры человечества, связанной с политикой. Построение обще! модели политической культуры может осуществляться путем выявлен»: качественных параметров, раскрывающих ценностные характеристик! политической жизни общества, деятельность и поведение субъектов политики При этом целесообразно учитывать цивилизационные, социокультурные 1 социально-классовые основы политической культуры общества; ценностны характеристики политической культуры общества; характер официально] политической культуры, выражаемый правящим политическим режимом наличие политико-субкультурных образований, сформированных на разны социальных и этнических основах, отражение их интересов в политике : политической культуре; характер и степень участия людей в политик« особенности электоральной культуры общества.
Особое значение в современных условиях ныне приобретают политике этические ценности. Кроме западной этики успеха в чистом виде или основанно на узко-идейных убеждениях этики, все больше начинает цениться этик ответственности, толерантности, солидарности, диалога различны политических культур, как внутри государств, так и между цивилизациями. ] этой связи возрастает значение гуманистических ценностей арабской и други восточных культур, в частности, соответствующих принципов их политически культур.
Принципиальное значение в современных международных отношениях, контексте кросскультурного и межцивилизационного взаимодействия, в мирово и внутренней политике приобретает проблема толерантности. Весьма акту алы позитивная, активная толерантность которая основывается на гуманистически ценностях, основных принципах международного права и предполагас открытость к политическому межкультурному и межцивилизационному диалог взаимообогащению различных народов и культур при уважении 1 самобытности. Эта проблема имеет важное значение и для Палестины.
Во втором параграфе - "Политические ценности и культура политическо! участия в различных странах'' - рассматривается проблема классификащ;
юлитигческих культур, нх особенности в арабских странах,в том числе, в Палестине. Исходя из цивилизационно-культурологического подхода к [сследованию политики в диссертации выделяется и анализируется несколько щеальных моделей политической культуры: западно-европейская (католическо-1ротестантская), восточно-европейская (православную), арабско-мусульманская, ситайско-конфуцианская, индо-буддистская и др.
Изучение политической культуры и политического участия в арабских ггранах основывается на анализе характерных особенностей исламской довилизации, ее культуры, политики, воздействия на политические явления и фоцессы. В диссертации показано, что особое значение в арабской культуре Iграет исламская традиция, авторитарные тенденции (это культура "мужчин"). Последние десятилетия в арабской политической культуре и жизни иегивизируются фундаменталистская и традиционалистская традиции. )еализующиеся себя в политической практике.
Вторая глава - ''Особенности политической культуры и политического /части» в Палестине" - посвящена анализу современной политической и шекторальной культуры палестинского общества и связанной с ней проблемой юлитического участия палестинцев.
г"
В первом параграфе - Доминанты и ценности политической культуры талестинского народа - рассмотрены ее особенности. Показано, что арабской юлитической культуры выделяется палестинская политическая и электоральная сультуры. Религиозно-политической доминантой арабского народа Палестины шляется ислам. Ведущей политической и общенациональной идеей (ценностью) 1алестинской политической культуры является идея (ценность) создания «зависимого, суверенного Государства Палестина. Социологический опрос «збирателей, голосовавших за кандидатуру Ясира Арафата на пост Главы Государства Палестины (избран подавляющим большинством населения в 1996 ".), отметили, что среди четырех важнейших задач, которые на их взгляд стоят ;егодня перед палестинским обществом, по актуальности, занимают:
1). Проблема доведения до конца переговоров с Израилем;
2). Улучшение экономического положения в Палеегине;
3). Соблюдение общссгвсшюпэ порядка в Палесгане и сопредельных с ней территориях;
4). Осуществление демократии в новом Государстве Палестина.
Арабская палестинская политическая культура проявляете! преимущественно как авторитарная культура. На выборах Главы государств; Палестины, голосовавшие за Ясира Арафата поставили проблему демократа! только на четвертом месте по важности стоящих перед страной проблем.
Арабская палестинская политическая культура представляется ка подданическо-партисипаторная или провинциалистско-подданическа разновидность политической культуры.
В палестинской политической культуре проявляется возрастающе значение исламского фундаментализма. В последние годы на палестински территориях усиливается влияние мусульманских фундаменталистов: Движем исламского сопротивления (ХАМАС) и Джихад Исламий, выступающих : создание на территории Палестины арабского исламского государства.
В городской палестинской политической культуре, среди элиты име( определенное распространение европейских политических ценностей (прав свобод, выборов). Важно, что вторым кандидатом на пост Главы Государсп Палестины выдвигалась и участвовала в выборах женщина - Самиха Халиль.
Для палестинской политической культуры характерна некоторая степе: политической информированности массы населения, при невысоком уров грамотности населения.
Во втором параграфе - "Особенности политических ориентации политического участия палестинцев при подготовке к первым националы и выборам" - рассмотрены основные политические взгляды и предпочтен палестинцев.
В диссертации показано, что палестинская политическая культура состс из ряда политических субкультур, она достаточно плюралистична. Различи политические интересы и ориентации палестинцев выражают различи политические партии и организации. Среди них: Организация освобожде!
[алестины (ФАТХ); Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), Демократический фронт освобождения Палестины; на Западном берегу р. [ордан в секторе Газа действует Палестинская народная партия и др.
Отдельно следует сказать о мусульманских фундаменталистах: - Движение сламского сопротивления (ХАМАС) и Джихад Исламий. Партия исламского ационального спасения (создана ХАМАС) - легальная оппозиционная партия в [алестине. (Эти партии выступают против палестино-израильских мирных оглашений).
Первые успешные выборы Главы Палестинского Государства и [апестинского законодательного совета (Совет палестинской автономии) родемонстрировали важную роль рациональных ориентации большинства алестинцев, понимание ими важности участия в выборах, легализации процесса оздания Палестинского Государства, необходимости компромиссов в сложных ереговорах с Израилем и США.
Все это создало необходимые предпосылки для повышения авторитета 1алестинского Государства и создания предпосылок для соответствующих реобразований законным (легальным и легитимным) путем.
В третьем параграфе - "Электоральная культура и политическое участие алестинцев (на примере выборов Главы Палестины и Законодательного совета 1алестины)" - рассматриваются проблемы участия палестинцев в выборах и их лекторальная культура. В диссертации обстоятельно, в необходимых случаях екстуально, проанализирован Палестинский Закон о выборах (1995 г).
Палестинский Закон о выборах лег в основу формирующийся правовой и лекторальной культуры палестинского народа, создал некоторые важные олитико-юридические предпосылки для реализации, как права народа 1алестины на государственность, так и для его возможного демократического азвития, ознакомление с положениями закона и участие в его реализации одействовали повышению уровня палестинской политической культуры.
Первые палестинские выборы продемонстрировали высокую активность збирателей в условиях сложной политической обстановки. В этих выборах
проявился ряд закономерностей, характерных для прогрессивных арабских режимов: многопартийность, достаточная открытость выборов и др.
Первые выборы в Палестине подтвердили многие общие политико-социологические и культурные доминанты арабского электората. В то же время они показали и особенности палестинской электоральной культуры. Среди ннх:
1. Палестинские женщины пассивнее участвовали в анализируемых выборах, чем мужчины.
2. Выборы показали более низкое политическое участие людей с низким доходом, чем с высоким
3. Выборы подтвердили менее активное политическое участие людей с низким уровнем образования, чем с высоким.
4. Выборы продемонстрировали более активное политическое участие £ выборах людей с невысокой степенью религиозности.
5. На выборах проявилось более активное политическое участие молоды? людей (до 35 лет), чем пожилых, включая женский электорат.
6. Выборы показали ориентацию многих избирателей, как мужчин, так I женщин на будущую партию "власти" в государстве Палестина (за исключение фундаменталисте™ ориентированных палестинцев, многие из которых I соответствии с решениями соответствующих партий не принимали участия I голосовании).
7. Большинство кандидатов на выборах представляли мужчины. I качестве главы администрации Палестины был избран Ясер Арафат, з кандидатуру которого проголосовало большинство мужчин и женщин.
Анализ палестинских выборов показал, что они пока не привели сплочению всех национально-патриотических сил Палестины на условия: Закона о выборах и Палестино-Израильских соглашений. Это требуе дальнейшего анализа сложившейся политической ситуации.
Существенное значение для палестинского общества будет имет демократизация и оптимизация всей его политической системы.
Принципиальное значение для народа Палестины имеют традиционно »ужественные отношения с российскими народами, стабильные, аимовыгодные межгосударственные отношения между Российской едерацией и Государством Палестина.
В заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования, армулируются его основные выводы и результаты, определены проблемы, >ебующие дальнейшего изучения.
Основные полученные результаты, идеи и выводы лиссертаиии изложены следующих авторских публикациях:
1. Суналла Махмуд Талиба. Особенности современной арабской злитнческой культуры и ее базовые доминанты // "Восток-Запад. Особенности
взаимодействие цивилизаций''. Тезисы докладов и выступлений первой ежвузовской научной студенческой конференции. Научный редактор эофессор Ю.М.Почта. - М.: Российский Университет дружбы народов, 1998. -. 43-45;
2. Суналла Махмуд Талиба. Политика как искусство управления // олитология и политологи в современном мире. Материалы •'круглого'стола" // Зестник Российского Университета дружбы народов. Серия "Политология", 21,- 1999.-С. 123-124;
3. Суналла Махмуд Талиба. Политическая и электоральная культура шестинцев: проблемы толерантности // Четвертый международный философ сий симпозиум ''Диалог цивилизаций: Восток-Запад". Вып. 2. Материалы сруглого стола" "Толерантность и демократия: политическое основание и идущее гражданского общества". Российский Университет дружбы народов, 101 ноября 1999 г. Отв. ред. Н.С.Кирабаев. - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 156-160.
4. Суналла Махмуд Талиба. Особенности палестинской политической и 1екторалыюй культуры // Сравнительный анализ политических культур: фадигмы и перспективы. Материалы "круглого сгола"// "Вестник Российского ниверситета дружбы народов. Серия "Политология", №2. - 2000. - С. 132-134.
СУНАЛЛА Махмуд Талиба (Палестина)
"Влияние политической культуры на политическое участие (на примере Палестины)".
В' диссертации проанализированы категории "политическая культура" и "политическое участие", показаны их взаимосвязь и взаимовлияние; выявлены характерные черты, доминанты, ценности и особенности современной арабской (палестинской) политической культуры; изучены характер и специфика политического участия в современной Палестине; изучен палестинский Закон о выборах, процесс подготовки в первым выборам в Палестине, проанализированы особенности электоральной культуры палестинского общества и участия в политике в Палестине на примере выборов первого Палестинского законодательного совета (Парламента) и Главы (Президента) Палестинской национальной автономии.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенные подходы и материалы могут быть положены в основу научно-прикладных исследований, связанных с изучением характера политического участия в палестинском обществе, использованы при подготовке к очередным выборам в Палестине и для политической прогностики.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Суналла Махмуд Талиб
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ.
§1. Сущность и содержание категории "политическая культура".
§2. Политические ценности и культура политического участия в различных странах.
ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ В ПАЛЕСТИНЕ.
§1. Доминанты и ценности политической культуры палестинского народа
§2. Особенности политических ориентаций и политического участия палестинцев при подготовке к первым национальным выборам.
§3. Электоральная культура и политическое участие палестинцев (на примере выборов Главы Палестины и Законодательного совета Палестины).
Введение диссертации2000 год, автореферат по политологии, Суналла Махмуд Талиб
Актуальность и значимость проблемы.
Важную роль в общественном развитии играет политическая культуры. Она существует как часть общей культуры общества, "формирующаяся и проявляющаяся в процессе политической жизни; исторически и социально обусловленный продукт политической жизнедеятельности людей, их политического творчества; система исторически сложившихся политических традиций, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности"1.
Политическая культура включает в себя накопленный политический опыт, характер представлений о власти и властвовании, о политике в целом, отношение к системе политических ценностей и политических идей, политические ориентации и установки, проявляющиеся в стиль политического поведения, деятельности и участия людей в политике.
От содержания и уровня развития политической культуры, во-многом зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, развитие других сфер общественной жизни.
Политическая культура неразрывно связана с участием в политике, она способствует формированию определенных типов политического поведения, придает ему специфическую направленность.
1 Политическая культура // Политическая энциклопедия в двух томах. Т.Н. Под ред. Г.Ю. Семигина. - М.: "Мысль", 1999. - С. 174.
Важным направлением исследования политической культуры является сравнительное изучение ее влияния на политическое поведение и деятельность людей в различных социокультурных средах и цивилизациях. Политологи и политики ищут ответы на вопросы о том, как те или иные политико-культурные ценности, новации и традиции проявляются в социально-политическом развитии различных обществ, деятельности политических партий и организаций, политическом участии или неучастии граждан.
Носителями политической культуры общества являются люди, их объединения и организации. Поэтому ее анализ предполагает изучение мотивов политического поведения социальных групп и отдельных граждан, политических интересов и ориентаций людей.
Существенное теоретическое и практическое значение имеет изучение характерных черт арабской политической и электоральной культуры, ее влияния на политическое участие. Это связано с тем, что ареал арабской политики и политической культуры охватывает обширные регионы с населением более одного миллиарда человек. Несомненный интерес вызывает исследование особенностей современной политической культуры и характера политического участия в Палестине - новом, находящемся в процессе формирования, развития и расширения своих границ, арабском государстве на Ближнем Востоке.
Во второй половине 90-х годов XX в., после продолжительной, в том числе вооруженной, а также массовой ненасильственной борьбы ("интифада") за создание независимого государства, в Палестине состоялись свободные демократические политические выборы первого Палестинского законодательного совета (Парламента) и Главы (Президента) Палестинской национальной автономии (Ясира Арафата). К этим выборам палестинское сообщество шло многие годы. Изучение опыта первых демократических, "многопартийных" выборов в Палестине, характера основных политических ценностей и ориентаций палестинского общества, их влияния на политику имеет существенное теоретическое и прикладное значение.
Следует также отметить, что от характера и направленности политического развития Палестины во-многом зависят перспективы мирного урегулирования положения на Ближнем Востоке.
Палестинское государство и Российскую Федерацию связывают традиционно дружественные отношения. Изучение современного состояния политической культуры и политического участия в Палестинском государстве будет содействовать лучшему взаимопониманию Палестины и России, их народов.
Состояние научной разработанности проблемы.
Традиция изучения влияния культуры на политику, их взаимосвязи, нисходит к истокам философии и политической науки. Важный вклад в разработку теоретических аспектов этой проблемы внесли такие известные мыслители, как Конфуций, Платон, Аристотель, Макиавелли, Ш.Л.Монтескье, Д. аль Афгани, А.Токвиль, Г.Гегель, И.Гердер, К.Маркс, Ф.Ницше, М.Вебер, В.И.Ленин, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Ортега-и-Гассет, А.Тойнби, Э.Фромм, О.Шпенглер, К.Ясперс и др.
С введением учеными из США Г.Алмондом, С.Вербой, Л.Паем и др. в начале 50-х годов XX в. в научный оборот категории "политическая культура", исследования в этом направлении стали проводиться особенно активно. Проблемы политической культуры рассматриваются в трудах таких известных западных исследователей, как Г.Алмонд, Р.Арон, Ж.Блондель, П.Бурдье, С.Верба, А.Гидденс, М.Дюверже, Д. Истон,
Г.Лассуэлл, Л.Пай, В.Розенбаум, С.Хантингтон, М.Херманн, П.Шаран, Р.-Ж. Шварценберг2.
Теоретические и методологические аспекты политической культуры и политического участия рассматриваются в трудах ряда российских философов и политологов. Среди них можно выделить исследования Г.К.Ашина, Э.Я.Баталова, А.Г.Белова, Ф.М.Бурлацкого, П.П.Гайденко, К.С.Гаджиева, П.К.Гречко, Г.Г.Дилигенского, Б.С.Ерасова, М.В.Ильина, Ю.В.Ирхина, А.П.Кочеткова, А.В.Нуруллаева, А.С.Панарина, А.И.Соловьева, Б.С.Старостина, А.М.Ушкова, Е.Б.Шестопал, А.И.Соловьева, В.А.Щегорцева и др3.
2 См.: The Civil Culture Revisited // Almond G., Verba S.-Boston, Toronto, 1980; Culture and Social Character // Lipset S., Lowental L. - Glencoe, 1961; Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines // Easton D. - Newbury Park, Sage, 1991; Political Culture, Public Policy and the American States // Kingsaid J. -Philadelphia, 1982; Political Culture and Political Development // Pye L. - Princeton, 1965; Political Psychology // Hermann M.G. - San Francisco, 1986; Almond G., Verba S. The Civil Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Princeton. N.Y., 1963; Brint M.A. Genealogy of Political Culture. - Boulder, Colorado, USA, 1991; Giddens A. Sociology. - Cambr., 1989; Dowse R.E., Hughes J.A. Political Sociology. - L., 1986; Huntington S. The Clash of Civilization. Remaking of World Order. - N.Y., 1997; Milbrath L., Coel M. Political Participation. Chicago. - 1977; Rosenbaum W. A Political Culture. - N.Y., 1975; Sharan P. Theory of Comparative Politics. - New Delhi, 1984; SchwartzenbergR.-J. Sociologie Politique, 4-eme ed. - P., 1988.
3 См.: Обновление политической системы России / М.Г.Анохин, В.С.Комаровский, Ю.И.Матвиенко. - М., 1996; Политическая культура: теория и национальные модели / К.С.Гаджиев. - М.: Интерпракс, 1994; Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. - М.: "Наука", 1993; Галаганова С.Г., Ушков A.M., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад - Восток - Россия. - М.: МНЭПУ, 1995; Голосов Г.В. Сравнительная политология. - Новосибирск, Новосиб. гос. ун-т, 1995; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова JI.B. Политология. - М.: "Юристъ", 1999; Панарин А. С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. - М.: "Университет", 1999; Соловьев А.И. Политическая культура и модернизация российского общества. - М.: МГУ, 1992; Шестопал Е.Б. Личность и политика. - М.: Мысль, 1988; Щегорцов В.А. Политическая культура: модели и реальность. - М., 1992 и др.
Проблемы политической и электоральной культуры, а также политического участия в арабских странах, в том числе в Палестине, исследуются рядом известных российских ученых. Авторами актуальных исследований по социально-политическим и идеологическим проблемам развития Палестины и региона Ближнего Востока являются: А.М.Васильев, Л.С.Васильев, И.Д.Звягельская, П.А.Грязневич, Е.Д.Дмитриев, А.З.Егорин, В.И.Киселев, Н.С.Кирабаев, А.В.Кудрявцев, В.П.Ладейкин, Р.Г.Ланда, Л.И.Медведко, Е.Н.Мельников, М.Б.Пиотровский, Ю.М.Почта, Е.М.Примаков, В.И.Смирнов, И.В.Степанов, С.Л.Стоклицкий, А.М.Хазанов и др4.
Существенный вклад в исследование проблем истории, социокультурной самобытности и политического своеобразия развития арабского, в том числе палестинского общества внесли арабские
4 См.: Арабский мир в конце XX в. - М., 1996; Мусульманские страны: религия и политика. - М., 1991; Новейшая история арабских стран Азии. 1917
1985. - М., 1988; Региональные конфликты в Азии и Северной Африке / А.М.Хазанов. - М.: Институт Востоковедения РАН, 1997; Человек как философская проблема: Восток-Запад / Н.С.Кирабаев. - М.: Изд-во РУДН, 1991; Этос глобального мира / В.И.Толстых. - М., 1999; Ахмедов А.К. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М., 1985; Васильев A.M. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. - М.: "Наука", 1993; Васильев JI.C. История Востока. В 2 т. - М., 1983; он же История религии Востока. - М., 1983; Грязнеет П.А. Ислам и государство // Ислам. Религия. Общество. Государство. - М., 1984; Дмитриев Е.Д. Палестинский узел (к вопросу об урегулировании палестинской проблемы). - М., 1978; он же Палестинская трагедия. - М., 1986; Звягельская И.Д. "Конфликтная политика" США на Ближнем и Среднем Востоке. - М., 1989; Егорин А.З. и Х.А.Абдель Хамид. Война за ближневосточный мир. - М., 1998; Киселев В.И. Палестинская проблема в международных отношениях: региональный аспект. - М.: "Наука", 1988; Кудрявцев A.B. Исламский мир и палестинская проблема. М., 1988; Ланда Р.Г. Освободительная борьба арабов Палестины - "Народы Азии и Африки", 1976. -№4 и №5; Медведко Л.И. К Востоку и Западу от Суэца. - М., 1980; Пиотровский М.Б. Исторические истоки политической теории и практики современного ислама. - М., 1986; Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского палестинские) исследователи и политические деятели. Среди них: Я.Арафат, М.И.Аш-Шаер, М.Аббас, Абу Бакр, Махмуд Аббас, Абдель Рахман, Ас-Сафарини Али, Халиль Аль-Шакики, Набил Ксис, Зухейр Мохсен, Хайдар Абду-Шафи, Саиб Арикат, 3. Камаль Э.Джад, Камаль Аль Мануфи, Н.Ашхаб, Рияд Аль-Мадики, Хассан Ханафи, Фуад Закария, Кристина Закария, Хайри Абдель Фаттах аль-Ориди, Ханан Ашрауи, Хасан Халед, X.А.Абдель Хамид и др5. общества. - М.: Изд-во РУДН, 1993; Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. - М., 1978; он же История одного сговора. - М., 1985 и др.
5 Ислам и развитие. - Кувейтский университет, 1984, (на арабском яз.); Политическое участие. - Каир, 1983 (на араб, яз.); Саиб Арикат. Национальная власть и выборы. (Председатель Комиссии о выборах и местного управлении о подготовке к первым палестинским выборам).- г. Наблус, 1995 (на араб, яз.); Тауфик абу Бакир. Ясер Арафат: 70 лет со дня Рождения. 30 лет у власти. Центр стратегических иследований в г. Дженине, 1999 (на араб, яз.); Закария, Кристина. Голосование за президента Арафата. Первые президентские выборы. -г. Наблус, 1997 (на араб, яз.); Набил Ксис. Израильско-Палестинское соглашение и выборы (Генеральный директор Института Палестинского экононмического анализа о выборах в Палестине). - г. Наблус, 1994 (на араб, яз.); М.Фида, З.Камаль Э.Джад, Н.Саид. Женщина и выборы. - г. Наблус, 1995 (на араб, яз.); Доктор Халил Аль-Шакики и М.Ксис. Первые Палестинские выборы. - Палестина, г. Наблус, 1997. (на араб, языке); Ас-Сафарини, Али. Выборы и Палестинская политическая система. Философия Палестинского Закона о выборах. - г. Газа, 1994 (на арабском языке); Абу Бакр, Тауфик. Выборы органов^ палестинской законодательной власти: дискуссии и свидетельства // "Ар-Рабита" (Катар), 8 января 1996 г. (на араб, яз.); Рияд Аль Мадики. Выборы и Палестинская политическая система. - Г.Наблус, Центр Палестинских исследований, 1996; Халим Баракят. Современное арабское общество. - Бейрут, Центр исследований арабского единства, 1984 (на араб, яз.); Алъ-Мануфи. Семья и политика в арабских странах. - Бейрут, 1984 (на араб, яз.); Саад ад-Дин Ибрагим и др. Общество и государство в арабских странах. Центр исследований арабского единства. - Бейрут, 1988 (на араб, яз.); Мухаммед аль-Маджзуб. Единство и демократия в арабских странах. - Бейрут-Париж, 1980 (на араб, яз.), Хайри Абдель Фаттах аль-Ориди (Посол Палестины в Российской Федерации) 2000 год встретим в Независимой Палестине - "Труд"; его же "Палестина - за территориальную целостность России. - "Коммерсантъ", №169, 1999; его же О подписание меморандума в Шарм Аль-Шейхе - "Новости посольств", №6, 2000; Ханан Ашрауи. Группа независимых Палестинцев о правах граждан // "Независимая политика", №5, 1995 (на араб, яз.); Махмуд Аббас и Мухамад Рабин
Проблемам Палестины и Ближневосточного урегулирования посвящены труды западных исследователей. Среди них наиболее известны работы З.Бжезинского, Г.Киссинджера, Г.Робинсона, Д.Видаля, В.Т.Маллисона, М.Хадсона, А.Харта, С.Тиллмана, Г.Ушер и др6.
Целью настоящего исследования является изучение роли политической культуры и политического участия в жизни общества (на примере Палестины).
Исходя из этой установки были определены следующие задачи: проанализировать категории "политическая культура" и "политическое участие", показать их взаимосвязь и взаимовлияние;
- выявить характерные черты, доминанты, ценности и особенности современной арабской (палестинской) политической культуры;
- изучить характер и специфику политического участия в современной Палестине; проанализировать особенности электоральной культуры палестинского общества и участия в политике в Палестине на примере выборов первого Палестинского законодательного совета (Парламента) и Главы (Президента) Палестинской национальной автономии.
Объектом исследования является социокультурный и политический генезис палестинского общества.
Путь в Осло // "Независимая политика", №5, 1995 (на араб, яз.); Said Aburih. Arafat: from Defender to Dictator. - Birzeit University, 1998 и др.
6 After Oslo // Giacaman, George. - Birzeit University, 1998; Brzezinski Z. The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives. N.Y., 1998; Kissinger H. White House Years. Boston - Toronto, 1979; Kissinger H. Diplomacy. -Simon and Schuster, N.Y. - L., 1994; Usher, Graham. Palestine in Crisis: The Struggle for Peace in Political Independence.- Birzeit University, 1997; Robinson, Glenn. Building a Palestinian State: The Incomplete Revolution.- Birzeit University, 1997; Аллан Харт. Общая и политическая биография Ясера Арафата // "Палестинская политика", №6, 1995 (г. Наблус, на араб, языке).
Предметом исследования является политическая культура и политическое участие (на примере Палестины).
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы системного, сравнительного анализа, а также нормативный, социологический, культурологический, цивилизационный и другие общие методы политической науки, труды российских, арабских и западных ученых, исследующих роль политической культуры и участия в политике в развитии общества.
Эмпирическую базу диссертации составили законы арабских государств, документы и материалы органов государственной власти в этих странах, партийные документы, социологические материалы, периодическая печать, Библия, Коран, Шариат и другие источники историко-религиозного характера.
Особое значение для диссертационной работы имели документы Организации объединенных наций, Лиги арабских государств, Организации Освобождения Палестины, Закон о выборах в Палестине (1995 г.), информация Палестинского законодательного совета, материалы палестинских политических партий и организаций7.
7 См.: Палестинская проблема: Документы ООН, международных организаций и конференций // Р. Давыдков. - М.; Прогресс, 1984; Заявления Исполкома Организации Освобождения Палестины. 1985-1990 гг. (архив Организации Освобождения Палестины) (На арабском яз.); Общая статистика по арабским странам. Центр исследований арабского единства. - Бейрут, 1982 (на араб, яз.); "Палестинский Закон о выборах" (Закон о Выборах в Палестине). 7 декабря 1995 г. - Газа, 1995 (на араб, яз.); Информационные бюллетени Организации Освобождения Палестины (1987-1997 гг.); "Декларация принципов", 13.09.1993 г. - Вашингтон (на араб, яз.); Текст "Соглашения в Табе" и Приложение о выборах // Израильско-палестинское соглашение о Западном берегу и секторе Газа. - Вашингтон, 28 сентября 1990 г. (на араб, яз.); Палестинская избирательная система: позиция ФАТХ // "Ас-Сияса аль-Филастынийя" ("Палестинская политика"), N9, 1996 (на араб, яз.); Палестино
-11В диссертации рассмотрены и проанализированы в политологическом ракурсе результаты социологических исследований политических ориентаций палестинцев в период с 1993 г. по 1996 г. Использованы данные 21 социологического опроса палестинцев, проведенные Центром палестинских исследований г. Наблуса в период с сентября 1993 г. по декабрь 1995 г8. Использована официальная статистика по парламентским и президентским выборам в Палестине во второй половине 90-х гг. XX века9. Использованы также материалы официального сайта Организации Освобождения Палестины в "Интернете", сайтов Центра Палестинских исследований Университета "Ан Наджах" в г. Наблусе и Университета в Бирзейте10.
В диссертации использованы материалы ряда палестинских газет и журналов: "Фалестын ас-Саура", "Аль-Кудс" ("Иерусалим"), "Ан-Нахар" ("День"), "Аль-Фаджр" ("Заря"), "Аш-Шааб" ("Народ") и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в анализе и соотнесении категорий "политическая культура" и "политическое участие" на основе комплексного подхода, раскрытии их сущности и особенностей в современном палестинском обществе. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем: израильское соглашение по вопросу о выборах, точка зрения оппозиции. - г. Наблус: Центр палестинских исследований, 1995 (на араб. яз.).
8 См.: Опросы общественного мнения №1 - №21. Центр палестинских исслеоедований. - г. Наблус, 1993-1995 гг. (на араб. яз.).
9 См.: Статистика и официальные итоги выборов. Первые Палестинские выборы. Центр Палестинских исследований. - г. Наблус, 1997 (на араб, яз.); См.: Центральный отдел статистики: Демографическое исследование, проведенное на Западном берегу и в секторе Газа: Основные результаты, 1996. (на араб. яз.).
10 См.: Ьир//\у\у\у.8аГепа.сот.; httr7www.Najah.edu; httr/www.Birizeit.edu.
- в диссертационном исследовании уточнена общеметодологическая трактовка категорий "политическая культура" и "политическое участие" через комплексный подход;
- раскрыты характерные черты, доминанты, ценности и особенности современной арабской (палестинской) политической культуры;
- изучены характер и специфика политического участия в современной Палестине; проанализированы особенности электоральной культуры палестинского общества и участия в политике в Палестине на примере выборов первого Палестинского законодательного совета (Парламента) и Главы (Президента) Палестинской национальной автономии.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный комплексный подход к анализу взаимодействия политической культуры и политического участия в различных социокультурных и цивилизационных условиях может быть положен в основу научно-прикладных исследований, связанных с изучением характера политического участия в различных обществах.
Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при подготовке соответствующих спецкурсов и научных работ по политической культуре и политическому участию в арабских странах (на примере Палестины). Они будут полезны для государственных органов и общественно-политических организаций, связанных с обеспечением или анализом электорального процесса в Палестине.
Результаты исследований, представленных в диссертации, могут быть использованы в процессе подготовки политических и государственных работников, специалистов в области политологии и политической социологии, специализирующихся по проблематике арабских стран.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политических наук Российского Университета дружбы народов 17 февраля 2000 г. и рекомендована к защите. Основные положения работы докладывались в виде научных сообщений на заседаниях кафедры политических наук Российского Университета дружбы народов, на кафедре политических наук и экономики Университета г. Наблуса (Палестина), на всероссийской конференции аспирантов и студентов в Российском Университете дружбы народов в 1997 г., на третьем международном философском симпозиуме "Диалог цивилизаций: Восток-Запад" в РУДН (апрель 1997 г.), на четвертом международном философском симпозиуме "Диалог цивилизаций: Восток-Запад" в РУДН (ноябрь 1999 г.).
Основные положения диссертации изложены автором в опубликованных им работах по проблемам политической культуры и политического участия современного палестинского общества. Список публикаций Суналла Махмуда Талиба по теме диссертации приводится ниже11.
11 См.: Суналла Махмуд Талиба. Особенности современной арабской политической культуры и ее базовые доминанты // "Восток-Запад. Особенности и взаимодействие цивилизаций". Тезисы докладов и выступлений первой межвузовской научной студенческой конференции. Научный редактор Ю.М.Почта. - М.: Российский Университет дружбы народов, 1998. - С. 43-45;
Суналла Махмуд Талиба. Политика как искусство управления // Политология и политологи в современном мире. Материалы "круглого стола аспирантов и студентов-политологов Российского университета дружбы народов // "Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия "Политология", №1.- 1999.-С. 123-124;
Суналла Махмуд Талиба. Политическая и электоральная культура палестинцев: проблемы толерантности // Четвертый международный философ ский симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток-Запад". Выпуск 2. Материалы "круглого стола" "Толерантность и демократия: политическое основание и будущее гражданского общества". Российский Университет дружбы народов, 10
14 ноября 1999 г. - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 156-160.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние политической культуры на политическое участие"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическая культура выступает в виде неотъемлемой части общей культуры человечества, связанной с политикой. Она выражается в достигнутом уровне, качестве политического бытия человека, всей политической жизни общества, характере и направленности политической деятельности и поведения людей, их ценностных ориентаций и взглядов на политику.
Результат и мера политической культуры - соответствующий ей "политический человек", качество политической жизни данного общества. Политико-культурное измерение политических явлений и процессов дает возможность их комплексной характеристики, раскрытия роли человека, как участника и творца политики.
В современных условиях важное значение приобретают комплексный подход к анализу политической культуры. Типологизация политической культуры по цивилизационным, социокультурным матрицам, с одной стороны, и по степени ее демократичности, с другой, дают возможность составить достаточно целостное представление об этом феномене и его роли в политике.
Построение общей модели политической культуры может осуществляться путем выявления качественных параметров, раскрывающих ценностные характеристики политической жизни общества, деятельность и поведение субъектов политики. При этом целесообразно учитывать следующее:
- цивилизационные, социокультурные и социально-классовые основы политической культуры общества;
- ценностные характеристики политической культуры общества;
-125- характер официальной политической культуры, выражаемый правящим политическим режимом;
- наличие политико-субкультурных образований, сформированных на разных социальных и этнических основах, отражение их интересов в политике и политической культуре;
- характер и степень участия людей в политике, особенности электоральной культуры общества.
Особое значение в современных условиях ныне приобретают политико-этические ценности. Кроме западной этики успеха в чистом виде или основанной на узко-идейных убеждениях этики все больше начинает цениться этика ответственности, толерантности, солидарности, диалога различных политических культур, как внутри государств, так и между цивилизациями. В этой связи возрастает значение гуманистических ценностей арабской и других восточных культур, в частности, соответствующих принципов их политических культур.
Принципиальное значение в современных международных отношениях, в контексте кросскультурного и межцивилизационного взаимодействия, в мировой и внутренней политике приобретает проблема толерантности. Весьма актуальна позитивная, активная толерантность которая основывается на гуманистических ценностях, основных принципах международного права и предполагает открытость к политическому межкультурному и межцивилизационному диалогу, взаимообогащению различных народов и культур при уважении их самобытности.
Исходя из цивилизационно-культурологического подхода к исследованию политики можно выделить несколько идеальных моделлей политической культуры: западно-европейскую (католическопротестантскую), восточно-европейскую (православную), арабскому сульманскую, китайско-конфуцианскую и индо-буддистскую.
Изучение политической культуры и политического участия в арабских странах целесообразно основывать на анализе характерных особенностей исламской цивилизации, ее культуры и политики, их воздействия на политические явления и процессы.
Особое значение в арабской культуре играет исламская традиция, авторитарные тенденции, (это культура "мужчин").
Последние десятилетия в арабской политической культуре и жизни активизируются фундаменталистская и традиционалистская традиции, реализующиеся себя в политической практике.
Среди арабской политической культуры можно выделить палестинскую политическую и электоральную культуру.
Религиозно-политической доминантой арабского народа Палестины является ислам.
Ведущей политической и общенациональной идеей (ценностью) палестинской политической культуры является идея (ценность) создания независимого, суверенного Государства Палестина. Многие опрошенные избиратели, голосовавшие за кандидатуру Ясира Арафата на пост Главы Государства Палестины (избран подавляющим большинством населения в 1996 г.), отметили, что среди четырех важнейших задач, которые на их взгляд стоят сегодня перед палестинским обществом, по актуальности, занимают:
-1 .Проблема доведения до конца переговоров с Израилем;
- 2.Улучшение экономического положения в Палесшне;
- 3 .Соблюдение общественного порядка в Палестине и сопредельных с ней территориях;
- 4. Осуществление демократии в новом Государстве Палестина.
Арабская палестинская политическая культура проявляется преимущественно как авторитарная культура. На выборах Главы государства Палестины, голосовавшие за Ясира Арафата поставили проблему демократии только на четвертом месте по важности стоящих перед страной проблем.
Арабская палестинская политическая культура представляется как подданическо-партисипаторная или провинциалистско-подданическая разновидность политической культуры.
В палестинской политической культуре проявляется возрастающее значение исламского фундаментализма. В последние годы на палестинских территориях усиливается влияние мусульманских фундаменталистов:-Движение исламского сопротивления (ХАМАС) и Джихад Исламий, выступающих за создание на территории Палестины арабского исламского государства. В 1996 г. ХАМАС создал легальную оппозиционную Партию исламского национального спасения.
В городской палестинской политической культуре, среди элиты имеет определенное распространение европейских политических ценностей (прав и свобод, выборов). Важно, что вторым кандидатом на пост Главы Государства Палестины выдвигалась и участвовала в выборах женщина - Самиха Халиль.
Для палестинской политической культуры характерна некоторая степень политической информированности массы населения, при невысоком уровне грамотности населения.
Палестинская политическая культура состоит из ряда политических субкультур, она достаточно плюралистична. Различные политические интересы и ориентации палестинцев выражают различные политические партии. Среди них: Организация освобождения Палестины (ФАТХ); Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), Демократический фронт освобождения Палестины; на Западном берегу р. Иордан в секторе Газа действует Палестинская народная партия, мусульманские фундаменталисты: - Движение исламского сопротивления (ХАМАС) и Джихад Исламий. Партия исламского национального спасения (создана ХАМАС) - легальная оппозиционная партия в Палестине. Эти партии выступают против палестино-израильских мирных соглашений.
Первые успешные выборы Главы Палестинского Государства и Палестинского законодательного совета (Совет палестинской автономии) продемонстрировали важную роль рациональных ориентаций большинства палестинцев, понимание ими важности участия в выборах, легализации процесса создания Палестинского Государства, необходимости компромиссов в сложных переговорах с Израилем и США.
Все это создало необходимые предпосылки для повышения авторитета Палестинского Государства и создания предпосылок для соответствующих преобразований законным (легальным и легитимным) путем.
Важную роль в проведении первых палестинских выборов сыграл Палестинский Закон о выборах (1995 г). Он лег в основу формирующийся правовой и электоральной культуры палестинского народа, создал некоторые важные политико-юридические предпосылки для реализации, как права народа Палестины на государственность, так и для его возможного демократического развития, ознакомление с полоджениями закона и участие в его реализации содействовали повышению уровня палестинской политической культуры.
Первые палестинские выборы продемонстрировали высокую активность избирателей в условиях сложной политической обстановки. В этих выборах проявился ряд закономерностей, характерных для прогрессивных арабских режимов: многопартийность, достаточная открытость выборов и др.
Первые выборы в Палестине подтвердили многие общие политико-социологические доминанты арабского электората, электоральной культуры. В то же время они показали и некоторые особенности палестинской электоральной культуры:
1.Более низкое политическое участие женщин, чем мужчин.
2.Более низкое политическое участие людей с низким доходом, чем с высоким
3.Менее активное политическое участие людей с низким уровнем образования, чем с высоким.
4. Более активное политическое участие в выборах людей с невысокой степенью религиозности и др.
5. Более активное политическое участие в выборах молодых людей (до 35 лет), чем пожилых, включая женский электорат.
6. Ориентацию избирателей, как мужчин, так и женщин на партию "власти.
Характерно, что избиратели проголосовали за мужчину в качестве Главы администрации Палестины - Ясера Арафата. Большинство избирателей-женщин, также поддержали его кандидатуру.
Анализ палестинских выборов показал, что они пока не привели к сплочению всех национально-патриотических сил Палестины на условиях Закона о выборах и Палестино-Израильских соглашений. Это требует дальнейшего анализа сложившейся политической ситуации.
Существенное значение для палестинского общества будет иметь демократизация и оптимизация всей его политической системы.
Принципиальное значение для народа Палестины имеют традиционно дружественные отношения с российскими народами, стабильные,
Список научной литературыСуналла Махмуд Талиб, диссертация по теме "Политическая культура и идеология"
1. Документы и официальные материалы а) на русском языке
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.// Международное право в документах.- М.: Юридическая литературы, 1982. С.302-308.
3. Права человека// Сборник международных документов. М.: МГУ, 1986. - 180 с.
4. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. - 62 с.
5. Палестинская проблема: Документы ООН, международных организаций и конференций // Р. Давыдков. М.; Прогресс, 1984.
6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181/11 от 29 ноября 1947 г.
7. Международные пакты о правах человека. М., 1966.
8. И. Собрания сочинений, монографии и сборники а) на русском языке
9. Алексина Т.А. Философские проблемы культуры. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1991. - 64 с.
10. Анохин М.Г. Политические системы: Адаптация. Динамика. Устойчивость. М.: Инфомарт, 1996. - 305 с.
11. Арабский мир в конце XX в. М.: Наука, 1986. - 272 с.-1322.4. Арабский мир: три десятилетия независимого развития. М.: Наука, 1990. - 240 с.
12. Аристотель. Политика. // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1975.
13. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с фр. М.: Текст, 1993.-302 с.
14. Ахмедов А.К. Ислам в современной идейно-политической борьбе.-М., 1985. 170 с.
15. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества.- М.: Наука, 1990. 256 с.
16. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу.- Пер. с фр. М., 1992. 160 с.
17. Васильев A.M. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М.: "Наука", 1993. - 397 с.
18. Васильев JI.C. История религии Востока. М.: Наука, 1983.220 с.
19. Васильев JI.C. История Востока. В 2 т. М., 1983.
20. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1991. - 804с.
21. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: "Логос", 19995.-540 с.
22. Галаганова С.Г., Ушков A.M., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад-Восток-Россия. М.: Изд-во МГТУ, 1995. - 106 с.
23. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. - 206 с.
24. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.: Логос, 1995. - 138 с.
25. Дмитриев Е.Д. Палестинская трагедия. М., 1986.
26. Егорин А.З. и Х.А.Абдель Хамид. Война за ближневосточный мир. М., 1998.
27. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982. - 279 с.
28. Звягельская И.Д. "Конфликтная политика" США на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1989. -145 с.
29. История Древнего Востока. Ч.П. / Г.М.Бонгард-Левин. М.: "Наука", 1988.560 с.
30. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М.: "Юристь", 1999.-513 с.
31. Ислам: религия, общество, государство. М.: Наука, 1984. - 260с.
32. Ислам: традиции и новации. М.: Наука, 1991. - 246 с.
33. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1992. - 32- с.
34. Ислам и мусульмане в России // М.Ф.Муртазин, А.В.Нуруллаев. М., Высший духовный исламский колледж, 1999. - С. 219 с.
35. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Мысль, 1972. - 192 с.232. Коран. М.: Наука, 1991.
36. Киселев В.И. Палестинская проблема в международных отношениях: региональный аспект. М.: "Наука", 1988;-1342.34. Косухин Н.Д. Освободившиеся страны: трудности роста. М.: Знание, 1989. - 63 с.
37. Кудрявцев A.B. Исламский мир и палестинская проблема. М.,1988.
38. Ланда Р.Г. Освободительная борьба арабов Палестины -"Народы Азии и Африки", 1976. №4,5.
39. Медведко Л.И. К Востоку и Западу от Суэца. М., 1980.
40. Мусульманские страны: религия и политика. М., 1991. -180 с.
41. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. М., 1988236 с.
42. Панарин A.C. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. М.: "Университет", 1999. - 317 с.
43. Пиотровский М.Б. Исторические истоки политической теории и практики современного ислама. М., 1986;
44. Политическая антропология // В.В.Ильин, А.С.Панарин. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 253 с.
45. Политическая культура: теория и национальные модели// К.С.Гаджиев. М.: Интерпракс, 1994. - 348 с.
46. Политическая энциклопедия в двух томах. Под ред. Г.Ю.Семигина. М.: "Мысль", 1999м (Т. - 750 е., Т.- II. - 700 е.).
47. Политическое управление: Курс лекций. Авт. колл.: В.С.Комаровский, В.А.Кулинченко, С.В.Рогачев, М.Г.Анохин и др. М.: РАГС, 1999. - 321 с.
48. Общая и прикладная политология // Б.И.Краснов. М.: Союз, 1999.-998 с.
49. Политологический словарь в двух частях // А.А.Миголатьев. -М.: Луч, 1994 222 с. и 206 с.-1352.48. Почта Ю.М. Возникновение ислама и исламского общества. -М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1993 146 с.
50. Почта Ю.М. Пределы понимания: мусульманский Восток в европейской и отечественной философии истории // Диалог цивилизпций: Восток Запад. - М.: Изд-во РУДН, 1994. - С. 171-177.
51. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М.,1978.
52. Примаков Е.М. История одного сговора. М., 1985
53. Региональные конфликты в Азии и Северной Африке / А.М.Хазанов. М.: Институт Востоковедения РАН, 1997. - 298 с.
54. Религии народов современной России. Словарь // М.П.Мчедлов.- М.:"Республика", 1999. С. 623.
55. Савичева Е.М. Арабский халифат. Возникновение и распространение ислама. М.: Изд-во РУДН, 1996. -31 с.
56. Соловьев А.И. Культура власти. М.: МГУ, 1992. - 130 с.
57. Старостин B.C. Освободившиеся страны: общество и личность.- М.: Мысль, 1984. 282 с.
58. Страны мира. Справочник. М.: "Республика", 1999. - 511 е.
59. Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век М.: Наука, 1985.-210 с.
60. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 814 с.
61. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990 - 336 с.
62. Хачим Ф.И. Конституционное право в развивающихся странах. -М., РУДН, 1998.56 с.
63. Человек как философская проблема: Восток-Запад / Н.С.Кирабаев. М.: Изд-во РУДН, 1991. - 180 с.-1362.63. Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х томах. М.: Луч, 1992.-224 с. и 216 с.
64. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М.: Мысль, 1988. - 180 с.
65. Щегорцев В.А. Политическая культура. Модели и реальность. -М.: Ин-тут молодежи, 1990. 140 с.
66. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного // В.Л.Шейнис и др. М.: Наука, 1983. - 480 с.
67. Энтин Л.М., Энтин М.Л. Политология разития и освободившиеся страны. М.: Наука, 1986.- 280 с.
68. Этос глобального мира /В.И.Толстых. М.; "Восточная литература" РАН и, Горбачев-Фонд, 1999.-205 с.б) на иностранных европейских языках
69. After Oslo // Giacaman, George. Birzeit University, 1998.164 p.
70. Almond L., Verba S. Civil Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Princeton U.P., 1963. - 281 p.
71. Apter D.E. Rethinkins Development: Modernization, Dependency and Postmodern Politics. Beverly Hills, Cal.: Sage Publ., 1987.- 326 p.
72. Bertch G.K., Clark R.P., Wood D. Comparing Political Systems: Power and Policy in Three World. N.Y.: John WillylL Sons, 1982. - 548 p.
73. Beits Ch. R. Political Equality.- Princeton, New Jersey: Princeton Univ. Press, 1989. 253 p.
74. Bennis W. Why Leader's Cant Lead. San Francisco: Jossey-Bass, 1989.- 169 p.
75. The Blackwell Dictionary of Twentieth-Century. Social Thought. Ed. W.Outhwaite, T.Bottomore. Blackwell Publishers, U.K., Oxford, 1994. -864 p.-1372.76. The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions. Oxford-New York, 1987.-520 p.
76. The Blackwell Encyclopedia of Political Thought. N.Y., 1987.- 5471. P
77. Blondel J. Political Leadership. Towards a General Analysis. London-Beverly Hills-New Dehli, 1987.- 216 p.
78. Brzezenski Z. The Grand Failure: The Birth and Death of Communism in the Twentieth Century. N.Y., Charles Scribner's Sons, 1989. -278 p.
79. Brzezinski Z. The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives. N.Y., 1998; 212 p.
80. Commentary on the Green Book. Vol. I. Tripoli, 1984. -262 p.
81. Democracy in Developing Countries: Africa. Ed. by L.Diamond, S.M.Lipset. L.: Adamentin Pr., 1988.- 314 p.
82. The Dictionary of Political Analysis. Ed. by J.C.Plano, R.E. Riggs. -Santa Barbara /USA/ Oxford/ Great Bretain/, 1992. - 423 p.
83. Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines. Ed. by D.Easton. Newbury Park, Sage, 1991. - 243 p.
84. Elderveld S. Political Elites in Modern Societies. Ann Arbor, 1989. - 270 p.
85. Gellner E. Nations and Nationalism.- Oxford: Billing and Sons, 1984.-150 p.
86. Giddens A. Sociology. Cambridge, 1989. - 815 p.
87. Kissinger H. White House Years. Boston Toronto, 1979. 213 p.;
88. Kissinger H. Diplomacy. Simon and Schuster, N.Y. - L., 1994.271 p.
89. Naisbitt J., Aburdene P. Megatrends 2000. Ten New Directoins for the 1990's. N.Y., William Morrow, 1990. - 384 p.-1382.91. Political Ideologies: An Introduction. Eccleshall R., Leoghegan V., Kenny M.- L., N.Y., Routlege, 1994.- 301 p.
90. Robinson, Glenn. Building a Palestinian State: The Incomplete Revolution.- Birzeit University, 1997. -131 p.
91. Said Aburih. Arafat: from Defender to Dictator. Birzeit University, 1998.- 196 p.
92. Toffler A. Powershift. Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21-st Century. N.Y.: Basic books, 1990.- XXI + 586 p.
93. World Politics Trend and Transformation. Kegley Ch. Jr. N.Y.: St. Martins Press, 1995. 661 p.
94. Tucker R.C. Political Culture and Leadership in Russia. N.Y., 1987.-180 p.
95. Usher, Graham. Palestine in Crisis: The Struggle for Peace in Political Independence.- Birzeit University, 1997.в) на арабском языке
96. Заявления Исполкома Организации Освобождения Палестины. 1985-1990 гг. (архив Организации Освобождения Палестины) (На арабском яз.).
97. Информационные бюллетени Организации Освобождения Палестины (1987-1997 гг.).
98. Аш-Шаер М.И. Арабский народ Палестины в борьбе за свои права// Азия и Африка сегодня. 1979., №1., с. 22-24.
99. Блищенко Л. Законные права арабского народа Палестины//Азия и Африка сегодня, 1975., №5., с. 44-45.
100. Ерасов Б.С. Проблемы самобытности незападных цивилизаций// Вопросы философии. М., 1987. - № 6. - С. 11-21.
101. Формации или цивилизации (Материалы "Круглого стола") // Вопросы философии. М., 1989. - № 10. - С. 38-50.
102. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Дискуссия о статье// Политические исследования. М., 1994. - № 1.- С. 33-60.
103. Абу Саффиа Осама Хусейн Хасан Палестино-Израильские отношения после Мадридской конференции (1991-1997 годы). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1995 - 21 с.
104. Кхошайш Фуад Али. Политика США на Ближнем Востоке (1990 1998 гг.) Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, Институт Востоковедения РАН, 1999. 20 с.
105. Таеб Ясер Махмуд Насер. Социально-экологические возможности устойчивого развития Палестинского региона. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, Российский Университет дружбы народов, 1999.-20 с.
106. Хазаль Ахмед Шакир. Борьба ООП за создание независимого государства Палестины. Автореферат дисс. на соискание ученой степени-143кандидата исторических наук. Москва, Российский Университет дружбы народов, 1993.- 18 с.