автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Влияние русского православия на исторические процессы в Северокавказском регионе

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Паршина, Наталья Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Пятигорск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Влияние русского православия на исторические процессы в Северокавказском регионе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Паршина, Наталья Викторовна

Введение.

Глава I. Предыстория распространения христианства на Северном

Кавказе.

1.1. Исторические этапы проникновения христианской религии в среду народов Кавказа.

1.2. Православие на Северном Кавказе в период подчинения Астраханской епархии.

1.3. Распространение православного христианства в северокавказском регионе после образования Кавказской 69 епархии.

Глава II. Православие - идеологическое средство укрепления государственных интересов царской России на Северном Кавказе.

2.1 Эволюция церковно-государственных отношений в русском самодержавном государстве.

2.2 Расширение духовного влияния русской православной церкви на Северном Кавказе в конце XIX века.

2.3 Роль Владикавказской епархии в реализации государственных интересов России на Северном Кавказе.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Паршина, Наталья Викторовна

Актуальность темы исследования. История русского православия вообще, проникновение, становление и развитие христианства на территории Северного Кавказа в частности остается до сих пор одной из наименее разработанных областей отечественной истории. В дооктябрьский период было создано немало значительных и ярких работ в этом направлении, но подавляющее большинство из них принадлежали перу церковных авторов. Немногие светские историки прошлого занимались систематическими исследованиями в области истории распространения христианской православной религии, возможно, они и не ставили перед собой такой задачи. В этом плане в исторической науке сложилось своеобразное разделение труда и интересов, в результате чего возникли как самостоятельные отрасли церковная история и история общества.

Исследования, направленные на конкретный предмет изучения -историю церкви, носили, главным образом, чисто религиозный характер и являлись, по преимуществу, аналитическими. Церковь как институт исследовалась во всех сколь-нибудь значимых деталях. Это и характеристика иерархического устройства и поэлементное рассмотрение богослужебного культа, и события внутрицерковной жизни, каноническое право и миссионерство. Таким образом, церковная история продолжительное время выступала как самодовлеющая наука и ее зависимость от истории общества, общественной среды, в которой церковь функционировала, сводилась к минимуму. В этом же направлении, в частности, написана исследовательская работа митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России».

Современным историкам предстояло не только освободить церковную историю от религиозной предвзятости, но и поставить ее в контекст истории общества, рассмотреть ее в общей системе социально-экономической, политической и культурной истории, определить ее место в этой системе и на такой основе изучить социальную роль и идеологические функции русской православной церкви. Это, в свою очередь, способствовало полноте освещения истории Отечества, постижению ее движущих сил, многостороннему учету объективных и субъективных факторов. С учетом этих задач и для достижения поставленных целей в исследовании проводится историко-сравнительный анализ отдельных положений труда митрополита Гедеона с последующими выводами.

В истории российского государства христианская религия с самого начала ее введения на Руси играла немаловажную, если не основополагающую роль, представляя собой мощную идеологическую единицу в структуре государственного аппарата. Поэтому объективное исследование истории православия является необходимым фактором формирования в обществе способности видеть многообразие исторического процесса. Кроме того, изучение истории православия является закономерной и необходимой работой, продолжающей труд исследователей Северного Кавказа по написанию истории региона.

Таким образом, исследование истории православной церкви, правильное понимание ее специфики, как одного из социально-политических институтов в общественно-экономической и политической структуре со своей идеологией, вероучением и культом, зарождения и распространения христианской религии, в том числе, на Северном Кавказе, имеет не только большое познавательное, но и практическое значение. Сегодня, например, для различных научных направлений важно знать, как в нашем государстве соотносились власть и народ, религия и государственные интересы, как они влияли на развитие северокавказского региона.

История русской православной церкви не была однозначной, напротив, она носила противоречивый характер, изобиловала конфликтами, отражая, тем самым, внутренние противоречия на всем протяжении своего пути. Сейчас возникла необходимость рассмотреть историю церкви разносторонне и многопланово, основываясь на репрезентативном и строго проверенном материале. Опыт истории церкви проливает свет на многие страницы истории российского государства и его регионов, в частности, на южных рубежах, подводит к объяснению и пониманию того исторически беспрецедентного явления, что церковь сумела найти свое место во всех общественно-экономических формациях досоветского развития России на путях лояльности и солидарности с основными идейными ценностями каждой из них.

Сегодня возникает настоятельная необходимость объективно показать историческую действительность без искажений и поверхностных суждений. Только факты и научная логика должны говорить за себя, особенно при рассмотрении исторического развития государства или его составной части. Историография темы. История развития Северного Кавказа до его присоединения к России, а также в составе российского государства достаточно полно освещена в трудах многих авторов, однако лишь некоторые из них выделяли в качестве предмета специального исследования ее аспекты, связанные с распространением и укреплением среди северокавказского населения православной религии.

Работы, посвященные этой теме, в отечественной историографии представлены недостаточно. В связи с этим соискателем и было выбрано для научного исследования данное направление.

Следует отметить, однако, что определенный объем материалов по распространению православного христианства на территории Северного Кавказа, в том числе освещение мероприятий царского правительства и русской церкви по христианизации коренных горских и степных народов, содержится в многочисленных разработках северокавказских научных учреждений, отдельных историков-кавказоведов (Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов)//Труды Черкесского научно-исследовательского института. - Черкесск, 1954.; Алексеева Е.П. Очерки по истории черкесов в XIV — XV вв.//Труды Карачаево-черкесского научно-исследовательского института. - Черкесск,

1959.; Алексеева Е.П. Находки славяно-русского обника Х-ХУ вв. на Северном Кавказе//Вопросы археологии и средневековой истории Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1989.; Алексеева Е.П.Русский язык и русская письменность на Северном Кавказе в эпоху средневековья//Лексико-грамматические особенности языков народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1990.; Алексеева Е.П. Вопросы взаимосвязей народов Северного Кавказа с русскими в Х-ХУ вв. в отечественной исторической литературе. -Черкесск, 1992.; Бигулаев Б.Б. Из истории осетинского письма//Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. - Дзауджикау, 1948.; Еабеев А. Владикавказское Осетинское духовное училище//Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института им. К. Л. Хетагурова. - Орджоникидзе, 1940.; Кузнецов В.А. Северный Зеленчукский храм X века//Советская археология. - М., 1964.; Кузнецов В.А. Средний Зеленчукский храм//Советская археология. № 3. - М., 1968.; Кузнецов В.А. Древнерусские предметы, найденные на Северном Кавказе//Материалы и исследования по археологии. Древние славяне и их соседи. - М., 1970. № 176.; Кузнецов В.А. Южный Зеленчукский храм.//Советская археология. № 1- М., 1971.; Кузнецов В.А. Алания в Х-ХШ вв. - Орджоникидзе, 1971.; Кузнецов В.А. Славяно-русская надпись XI в. из с. Преградного на Северном Кавказе//Краткие сообщения Института археологии. - М., 1975. № 144.; Марковин В.И. Сентинский храм и его изучение//Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. Черкесск, 1988.; Мизиев И.М. Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории. - Нальчик, 1981.; Минаева Т. М. Из истории археологических обследований верховьев р. Кубани//Ученые записки Ставропольского государственного пединститута. - Ставрополь, 1951.; Минаева Т. М. Золотоордынский город Маджары//Материалы по изучению Ставропольского края. - Ставрополь, 1953.; Минаева Т.М. Археологические памятники Черкесии//Труды Черкесского научно-исследовательского института. - Черкесск, 1954.; Минаева Т. М. Еородище на балке Адиюх в Черкесии//Сборник трудов

Ставропольского педагогического института. - Ставрополь, 1955.; Мужухоев М.Б. Средневековые святилища Центрального Кавказа//Советская археология. - М., 1985.; Мужухоев М.Б. Храм Алби-Ерды//Советская археология. № 1. - М., 1979.; Мужухоев М.Б. Таргимский храм//Северный Кавказ в древности и средние века. - М., 1980.; Павлов Д.М. Отцы иезуиты на Северном Кавказе. - Пятигорск, 1916.; Прозрителев Г.Н. Древнехристианские памятники на Северном Кавказе//Сборник сведений о Северном Кавказе. - Ставрополь, 1906.; Прозрителев Г. Н. Археологические находки. Развалины древне-хазарского города Маджары (близ с. Прасковея), Ставропольской губернии, на р. Куме//Сборник сведений о Северном Кавказе. - Ставрополь, 1909.; Бутков П. М. О древнегреческих церквах в верховьях р. Б. Зеленчука, осмотренных в 1802 г. майором Потемкиным. -СПб., 1825.; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. - СПб., 1871 — 1888.; Доброклонский А. Руководство по истории русской церкви. - М., 1893.; Динник Н. Верховья Б.Зеленчука. - Тифлис, 1899.; Беляев И. Русские миссии на окраинах. - СПб., 1900.), а также обобщающих работах специальных комиссий. (Древнехристианские храмы близ Нальчика//Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. -Ставрополь, 1911.; Памятники древнего христианства на Кавказе//Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. - Ставрополь, 1912.)

Наряду с использованием материалов и трудов ученых по общей истории Северного Кавказа и отдельных его регионов, были привлечены масштабные, основополагающие труды по истории русской православной церкви. К ним в первую очередь следует отнести «Историю русской церкви» Макария Булгакова (Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. I-XII. -СПб., 1866-1883.) и «Историю русской церкви» Е.Е. Голубинского (Голубинский Е.Е. История русской церкви. T.I. - М., 1900-1904.), для которых характерно широкое привлечение разнообразных источников, большая и меньшая степень их критического освоения и научного анализа. В этих произведения особо ценным является то, что их авторы, будучи представителями дореволюционной церковной историографии, были свободны в своих мыслях, менее зависимы от давления социальных обстоятельств или заинтересованных государственных инстанций.

Миссионерская деятельность церкви нашла отражение в исследованиях некоторых представителей досоветской историографии. Многие из них подходили к проблеме с точки зрения истории церкви, как истории ее святости, описывая все трудности миссионерства за счет упрямства и дикости язычников, распространяя тем самым на «святых» отцов церкви ореол мученичества. Другие указывали, что политика церкви не всегда носила мирный характер, но в XIX веке насилие было исключено из средств и методов духовенства. (Скворцов В. Деяния третьего миссионерского съезда в Казани по вопросам внутренней миссии и расколосектантства. - Киев, 1897.; Скворцов В. Миссионерский посох. - СПб., 1912.; Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа. - СПб., 1869.; Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г. - Казань, 1870.; Белокуров С. Сношение России с Кавказом. -М., 1889.; Попко И. Терские казаки со стародавних времен. - СПб., 1880.).

Из числа изданий советского периода интерес представляет монографическое исследование Н.М. Никольского «История русской церкви» (Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1930.), продолжительное время остающееся в научном строю, несмотря на неоднократные переиздания и вызванные требованиями того времени корректировки. Тем не менее, автор представляет ценное сюжетное разнообразие церковной истории, на основе своей собственной общеисторической эрудиции связывает ее с историей классовой борьбы.

Обобщающим трудом по истории церкви стал сборник «Русское православие: вехи истории» под редакцией А.И. Клибанова (Клибанов А.И., Волков М.Я., Рындзюнский П.Г., Литвак Б.Г. и др. Русское православие: вехи истории. - М., 1989.), в котором ряд авторов воссоздает процесс развития церкви с принятия христианства практически до современного ее состояния в конце 80-х годов XX века). Эта коллективная монография освещает широкий круг проблем, связанных с историей русского православия, определением его места и роли в историческом процессе российского государства. М.Я. Волков, исследовавший историю церкви в XVII веке, пришел к выводу, что к концу рассматриваемого им периода, церковь вынуждена была отказаться «от своих притязаний на соперничество с царской властью». П.Г. Рындзюнский, давший характеристику церкви XVIII в., определил, что государство не только ликвидировало консервативно настроенную оппозицию духовенства, но и превратило церковь в основную опору феодально-абсолютистского государства, составную его часть. Б.Г. Литвак, осветивший период истории XIX века, утверждал, что в начале XIX века в юридическом отношении окончательно было оформлено духовное сословие, которое в эпоху реформ с трудом приспосабливалось к изменениям и обеспечило «идейный плацдарм для наступившей полосы контрреформ».

Наряду с этим, как уже отмечалось, объективным результатам исследовательской работы во многом способствовало знакомство с разнообразными историческими материалами местной, северокавказской историографии. Например, обстоятельная работа Ф.А. Щербины посвящена различным сторонам, в том числе религиозной жизни казачества Кубани. (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. - Екатеринодар, 1913.)

Значительный круг вопросов, связанных с колонизационной деятельностью российских властей на Северном Кавказе, затрагивает в своих трудах историк И.В. Бентковский, который использует значительное количество архивных материалов по Ставрополью и Кубани. (Бентковский И.В. Наша колонизация на Северном Кавказе до учреждения и открытия Кавказской губернии в 1785 году//Ставропольские губернские ведомости. № 34. - Ставрополь, 1876.; Материалы для истории образования бывшего Кавказского линейного, ныне Терского казачьего войска//Ставропольские губернские ведомости. № 2. - Ставрополь, 1880.; Материалы для истории колонизации Северного Кавказа//Ставропольские губернские ведомости. № 35. - Ставрополь, 1880.).

Описаниям военных действий на Кавказе, в том числе и различных конфликтов на религиозной почве, возникавших между российскими войсками и колонистами с одной стороны, горцами и степняками - с другой, посвящены многочисленные работы. В этом плане особенно интересно исследование В.А. Потто, написанное на основе как официальных документов, так и воспоминаний непосредственных участников событий. По мнению автора, деятельность российской администрации на Северном Кавказе была преимущественно связана с попытками решения проблемы обустройства новых территорий и приобретения союзников в лице коренных жителей путем распространения православного христианства. (Потто В.А. Кавказская война в V Т. - Ставрополь, 1994.)

В работе историка-архивиста H.H. Шабловского «Георгиевская старина» нашла отражение специфика религиозной жизни в крепости среди славянского населения, характерная в то время для всего северокавказского региона. Названное исследование ценно и тем, что его главный источник -архив Георгиевского магистрата до наших дней, к сожалению, не сохранился. (Шабловский H.H. Георгиевская старина. - СПб., 1914.)

Определенный интерес по проблеме исследования представляет работа С. Эсадзе «Историческая записка об управлении Кавказом». В ней прослеживается эволюция российского государственного управления Кавказом в середине XIX - начале XX вв. на основе архивных документов и личных наблюдений автора. (Историческая записка об управлении Кавказом. -Тифлис, 1907.)

Отдельные историки обратили свое внимание на историю развития православного просвещения на Северном Кавказе, а именно, на деятельность духовных учебных заведений с момента их возникновения. Суммарные впечатления от знакомства с такими работами позволяют проследить тесно связанное с проблемой образования развитие духовного, нравственного и морального состояния населения, которое, в свою очередь, соответствует этапам интенсивности религиозного влияния на северокавказских прихожан. (Цареградский Н. Историко-статистический обзор духовных учебных заведений Северного Кавказа // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. - Ставрополь, 1868-1869.; Щербина В. Екатеринодарское приходское духовное училище. - Ставрополь, 1888.; Васильев А. П. Историческая записка о Кавказской, ныне Ставропольской семинарии. - Ставрополь, 1896.).

Полезной оказалась также проработка и сравнительный анализ исторических трудов ученых дореволюционного и советского периодов, посвященных древнехристианским памятникам на Кавказе, образу жизни, обычаям и нравам отдельных народов, вопросам развития просвещения среди горцев. (Попко И. Черноморские казаки. - СПб., 1858.; Попко И. Терские казаки со стародавних времен. - СПб., 1880.; Короленко ПЛ. Записки о черкесах. - Екатеринодар, 1909.; Церковная старина на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1910.; Павлов Д.М. Искусство и старина Карачая. -Махачкала, 1927.; Стащук Н.И. Заселение Ставрополья в конце XVIII века. -Ставрополь, 1952.; Минаева Т.М. Могильники в устье реки Теберды. Ставрополь, 1955.; Голобуцкий В.А. Черноморское казачество. - Киев, 1956.; Теплицкий И.З. Исторические памятники Ставрополья. - Ставрополь, 1960.; Тотоев М.С. Развитие просвещения в 30-40-е годы XIX века под влиянием русской культуры. - Дзауджикау, 1949.; Тотоев М.С. История зарождения осетинской письменности в XVIII веке. - Орджоникидзе, 1957.).

Кроме этих работ большую помощь в работе над диссертацией оказало ознакомление с документальными и иными материалами библиотеки Ставропольской духовной семинарии, относящимися к различным историческим периодам распространения христианства на территории Северного Кавказа. (Гурий, архимандрит. Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Калмыки. -Казань, 1915.; Иеремия преосвященный. 24 письма на Кавказ. Рукопись на 45 листах.; Каллистов H. Краткая историческая записка об обществе восстановления православного христианства на Кавказе. - Тифлис, 1891.; Козловский И.П. Тмутаракань - Тамаратха - Матарха - Матреха. -Симферополь, 1928.; Кондаков Н. Древнехристианские храмы. - М., 1866.; Краснов М. Просветители Кавказа. - Ставрополь, 1912.; Кулаковский Ю.А. Христианство у алан. - СПб., 1898.; Люлье JT.A. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкес. - Тифлис, 1862.; Макарий, архиепископ Харьковский. История христианства в России до равноапостольского князя Владимира. - СПб., 1868.; Услар П. Начало христианства в Закавказье и на Кавказе. - Тифлис, 1869.; Матвеев И. Епархия Астраханская и Терская. -СПб., 1842.; Уварова П.С. Христианские памятники. - М., 1894.; Михайловский Г. Материалы для истории Кавказской епархии. - Ставрополь, 1880.; Петровский C.B. Сказание об апостольской проповеди по СевероВосточному Черноморью. - СПб., 1898.; Сысоев В.М. Поездка к верховьям Б.Зеленчука и Теберды. - М., 1896.; Сказание о местночтимой Иверской иконе Божьей Матери. - Владикавказ, 1895.; Князе-Михайловский миссионерский стан Ставропольской епархии. - Ставрополь, 1898.).

С особой благодарностью автор ознакомился с богословским исследованием митрополита Гедеона (Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - М., 1992.,), содержащем богатый и разносторонний фактический материал по исследуемой теме, позволивший на основе сопоставительного анализа с другими работами по-новому рассмотреть отдельные аспекты проблемы.

Свой вклад в разработку представлений о русском православном христианстве внесло в своих диссертационных работах и современное поколение исследователей. (Зайцева Л.Ю. История православной церкви южного Зауралья в досоветский период. Автореферат дисс. канд. ист. наук,-Курганск, 1996.; Айдемиров Н.Г. Взаимоотношение эстетической культуры народов Северного Кавказа и ислама. Автореферат дисс. канд. филос. наук.- М., 1998.; Смагин В. Иконопочитание и его основание. (Анализ возрождений современных сект). Дисс. канд. филос.наук.-Троице-Сергиева Лавра, 1985.; Краснокутская Л.И. История шотландской миссии на Северном Кавказе (1802-1835гг.): Автореферат дисс. канд. ист. наук. - Пятигорск, 2000.).

Историографический обзор литературы показывает, что многие аспекты распространения православной религии на Северном Кавказе нуждаются в дальнейшем исследовании. В большинстве случаев авторами делается общий исторический обзор утверждения христианства среди населения Северного Кавказа или рассматриваются отдельные стороны данной проблемы. Исходя из этого, напрашивается вывод, что работ, посвященных становлению и развитию православного вероисповедания в северокавказском регионе, включающих анализ исторических условий и предпосылок его появления, духовного влияния на развитие края, еще недостаточно. В соответствии с необходимостью дальнейшей разработки данной темы была определена цель исследования.

Цель исследования: изучение влияния русского православного христианства на историю развития Северного Кавказа в ХУШ-Х1Х вв. В связи с этим поставлены следующие задачи: выяснить исторические предпосылки и условия проникновения христианской религии в среду коренных народов Северного Кавказа;

- на основе поэтапного рассмотрения развития христианства выделить факторы, способствовавшие его закреплению в регионе;

- определить роль и место православия в системе идеологических и политических средств реализации государственных интересов России на Северном Кавказе; проследить механизмы взаимодействия религиозных структур и государственных органов власти в период экономического освоения северокавказского региона;

- показать конкретные результаты деятельности православной церкви на Северном Кавказе в деле укрепления российского государства.

Объект исследования. Объектом исследования является православие на Северном Кавказе.

Предмет исследования: возникновение, распространение и воздействие православного христианства на исторические процессы в северокавказском регионе.

Источниковая база исследования.

Документальной основой для исследования послужили архивные материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственных архивов Ставропольского края (ГАСК) и Республики Северная Осетия-Алания (ГАРСОА), где были изучены документы и материалы следующих фондов:

РГИА. Ф. 383. - Дело о кабардинцах, желающих быть под защитой российскою (16 августа 1806-март 1807 г.).

РГИА. Ф. 799. - Хозяйственное управление Синода.

ГАСК. Ф. 128. - Кавказское губернское управление.

ГАСК. Ф.135. - Ставропольская духовная консистория.

ГАСК. Ф. 1268. - Кавказский комитет 1839-1881.

ГАРСОА. Ф. 123. - Владикавказская духовная консистория.

При подготовке диссертационного исследования широко использовались уже опубликованные архивные документы, такие как:

- Акты исторические. - СПб., 1841.

-Акты археографической экспедиции. - СПб., 1836-1838. -Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. - Тифлис, 18611893.

- Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1876.

- Всеподданнейшая записка по управлению Кавказским краем графа Воронцова-Дашкова. - Государственная типография, 1907.

- Законодательные акты, касающиеся Северного Кавказа и, в частности, Терской области. - Владикавказ, 1914.

- Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. - СПб., 1878.

- История грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1 января 1825 г. - М., 1853.

Ценный для представленного исследования материал содержится в изданиях периодической печати Ставропольской губернии и Ставропольской епархии ХУШ-Х1Х веков. К ним, в частности, следует отнести такие статьи в Ставропольских губернских ведомостях, как: А.П. Архипова «О древнем христианском храме, находящемся близ слияния р. Теберды и Кубани, на границе Б. Кабарды» в № 12 1851г.; «Очерки исследования древнего города Маджары» в №№ 10-20 1856г.; И.В. Бентковского «Древнехристианские храмы за Кубанью, близ Хумары» в № 43 1876 г.; «Моздокские осетины» в №3 1880 г.; Германа, епископа Кавказского и Екатеринодарского «В Больше-Дербетовском улусе» в № 20 1875 г. Из материалов, опубликованных в Ставропольских епархиальных ведомостях, наибольший интерес представляют статьи: Владимира, епископа Ставропольского и Екатеринодарского «Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе» в № 18 1888 г.; его же «Священные достопримечательности по р. Теберде, Кубани и Б. Зеленчуку» в №№ 22, 23, 24 1888 г.; П. Руткевича «Кавказская (Ставропольская) паства до учреждения самостоятельной епархии на Северном Кавказе» в № 11 1903 г.; «Кавказское духовенство XVIII века» в № 4 1905 г.; А. Воскресенского «Преосвященный Игнатий Брянчанинов» в №№ 21-24 1908 г.

Хронологические рамки исследования. Основные разделы исследования охватывают период наиболее интенсивного развития православной религии на территории Северного Кавказа в ХУШ-ХТХ веках. При этом в соответствии с методами исследования и в целях более полного изложения материала, автор порой возвращается на более ранние этапы становления и распространения христианства в северокавказском регионе. Территориальные рамки исследования - регион Северного Кавказа, включая Ставропольский и Краснодарский края, Дагестан, Осетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Чечню, Ингушетию. Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования является цивилизационный подход, основанный на принципах научности, историзма и объективности, которые дают возможность рассматривать явление в динамике его развития. При этом автор опирался на сравнительно-исторический, функциональный и проблемно-хронологический принципы, позволившие глубоко раскрыть и понять ход исторического развития Северного Кавказа.

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами работы методика исследования носит комплексный характер. Применялись методы анализа, обобщения, сопоставительной типологии, приемы интерпретации фактов и рассмотрения статистических данных с последующими выводами. Кроме этого широко использовались хронологический, перспективный и ретроспективный методы.

Комплексный подход в выборе методов исследования позволил синтезировать теоретический и исторический анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно является фактически первой попыткой комплексного подхода к изучению вопросов становления и развития православного христианства и его структур на территории Северного Кавказа, а также в раскрытии основных тенденций развития церкви в сравнении с развитием государства и народа, выявлении общеисторического процесса, который раскрывал упомянутые тенденции, анализе влияния православия и церкви на экономическое освоение Северного Кавказа.

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, заключаются, прежде всего, в следующем:

- конкретизированы исторические условия, при которых христианство проникло в среду народов, населявших Северный Кавказ;

- определены этнические и территориальные рамки распространения христианства на Северном Кавказе;

- рассмотрена статистика строительства церквей и образования православных приходов; дана характеристика социальной базе приходских церквей в отдельных районах Северного Кавказа;

- выделены тенденции и особенности развития духовного сословия в северокавказском регионе;

- исследована местная территориальная структура православной церкви, ее управление, взаимоотношения с государством, населением, представителями других вероисповеданий;

- охарактеризованы основные направления деятельности православной церкви на Северном Кавказе в ХУ1П-Х1Х вв.;

- сделан сопоставительный анализ деятельности церкви и политики государства в рассматриваемый период на основе отдельных положений труда митрополита Гедеона.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для написания обобщающих работ по истории Северного Кавказа, при подготовке лекций, методических пособий для высших и средних учебных заведений. Сведения, имеющиеся в диссертации, могут быть полезны научным работникам, студентам, учителям, широкому кругу читателей, властным структурам в осознании ими исторических последствий огосударствления церкви. Настоящая работа может использоваться при решении вопросов повышения эффективности социальной политики органов власти в области взаимоотношений с церковью.

Практическая значимость исследования заключается также во введении в научный оборот определенного количества архивных материалов и их

18 систематизации. Выводы диссертационной работы синтезируют общетеоретический и конкретно-исторический подход к проблеме. Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета. Результаты исследования излагались в форме докладов на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ПГТУ «Дни науки» в Пятигорске в 2001 и 2002 гг. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в виде статей и тезисов.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами, поставленными автором. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние русского православия на исторические процессы в Северокавказском регионе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианство проникло на Северный Кавказ из Византийской империи, его становление происходило при участии Грузии. Дальнейшее укрепление русской православной церкви, христианизация горцев, также как и Руси, носила не только культовый, но и политический характер. В результате частой смены влияний на Северном Кавказе различных религиозных направлений в совокупности с традиционными этническими верованиями произошел синкретизм всех этих вероисповеданий, отдельные элементы которого проявляются и по сей день. Однако у горцев ни одно религиозное учение не прививалось настолько прочно, чтобы окончательно вытеснить все прежние верования. Их религия на протяжении веков отличалась поразительной смесью то язычества с христианством, то христианства с мусульманством и язычеством, что надо отнести, прежде всего, на счет отсутствия своей письменности.

Древнехристианские памятники Северного Кавказа подтверждают существование в центральной его части Аланского государства, население которого исповедовало православное христианство. Христианство было распространено на всей территории Северного Кавказа. Об этом свидетельствуют остатки христианских культовых строений, православные захоронения, церковные реквизиты, обнаруженные на территории всех современных республик, в том числе Чечни и Ингушетии. Раскопки недалеко от места впадения реки Подкумок в Куму подтверждают, что здесь находился крупный торговый и культурный центр город Маджары, в котором христианство являлось основной религией.

Основной этап распространения влияния русской православной церкви на Северном Кавказе начинается, фактически, с конца первой четверти XVIII века. Способствовало этому начало российской колонизации региона, образование славянских поселений, укрепление военно-политических позиций на Кавказе. Таким образом, этот этап христианизации также связан с политическими целями государства, к реализации который были привлечены религиозные структуры. Однако в этот период христианство еще не завоевало на Кавказе прочных позиций. Одной из причин такого положения дел является низкий моральный и общеобразовательный уровень кавказского духовенства, его приниженное социальное положение, а также то обстоятельство, что правительство не было уверено в том, что Россия надолго закрепится в этом регионе.

После того, как такая уверенность появилась, основной задачей церкви на Северном Кавказе стала миссионерская деятельность, являвшаяся средством закрепления в составе России соседних народностей. Православная церковь в России являлась частью государственного аппарата, разветвленной идеологической структурой. Еще в начале XVII века началась кампания повышения численности православного населения за счет крещения нерусских народностей. Устройство епархий на юге было связано с присоединением новых территорий и вероисповедной борьбой, которой сопровождались изменения границ России. В целом, следует отметить, что у самодержавия не было преемственности в вопросах построения взаимоотношений с церковной властью. Церковь то ущемлялась в правах, то вновь возвышалась до уровня решения основополагающих для государственной политики вопросов.

На Кавказе церковь решала еще одну задачу - удержание в лоне христианства части славянского населения, так как здесь сильно распространились старообрядчество и сектантство среди казаков-переселенцев. В этом вопросе выявились некоторые разногласия между светской и церковной властью. В условиях военного времени правительство не могло пойти на ущемление ударных казачьих сил даже в угоду господствующей в стране религии.

Ко времени буржуазных реформ миссионерская деятельность среди горцев потеряла смысл. Акты крещения иноверцев носили единичный и

155 зачастую показной характер. История показала, что крещение горских народов являлось бесперспективным занятием, и у православия в этом деле не было шансов на успех. Но миссионерство имело и положительные стороны. Православие принесло народам Северного Кавказа школы, письменность и образование. Благодаря христианству горцы познакомились и стали приобщаться к культуре русского народа.

 

Список научной литературыПаршина, Наталья Викторовна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Акритас П. Г. Древний торговый путь от Черного моря к Каспийскому по горам Центрального Кавказа//Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. Нальчик, 1959. -С. 197-219.

2. Алексеева Е. П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов)//Труды Черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1954.-С. 199-261.

3. Алексеева Е. П. Очерки по истории черкесов в XIV — XV вв. // Труды Карачаево-черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1959.-С. 3-83.

4. Алексеева Е.П. Находки славяно-русского обника Х-ХУ вв. на Северном Кавказе//Вопросы археологии и средневековой истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1989. - С. 94-118.

5. Алексеева Е.П. Русский язык и русская письменность на Северном Кавказе в эпоху средневековья/УЛексико-грамматические особенности языков народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990. - С. 9-12.

6. Алексеева Е.П. Вопросы взаимосвязей народов Северного Кавказа с русскими в Х-ХУ вв. в отечественной исторической литературе. -Черкесск, 1992.

7. Архипов А. П. О древнем христианском храме, находящемся близь слияния р. Теберды и Кубани, на границе Б. Кабарды // Ставропольские губернские ведомости. 1851. № 12; то же: Кавказ. Тифлис, 1852. - № 24.

8. Архипов А. П. Очерки исследований древнего города Маджары//Ставропольские губернские ведомости. 1856. - № 10 — 20.

9. Базилевич К.В., Богоявленский С.К., Чаев Н.С. Царская власть и боярская дума.// Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII век. -М., 1955.

10. Белокуров С. Сношение России с Кавказом. М., 1889.

11. Беляев И. Русские миссии на окраинах. СПб., 1900. - С. 68-234.

12. Бентковский И. В. Древнехристианские храмы за Кубанью, близ Хумары//Ставропольские губернские ведомости. 1876. - № 43.

13. Бентковский И. В. Моздокские осетины//Ставропольские губернские ведомости. 1880. - № 3.

14. Бентковский И. В. Моздокские калмыки//Ставропольские губернские ведомости. 1880. - № 35, 38, 42.

15. Бентковский И. В. Заселение Черномории с 1792 по 1825 гг.// Памятная книжка Кубанской области на 1881 г. Екатеринодар, 1881.

16. Бентковский И.В. Наша колонизация на Северном Кавказе до учреждения и открытия Кавказской губернии в 1785 году//Ставропольские губернские ведомости. Ставрополь, 1876. № 34.

17. Берже А. Краткий очерк горских племен на Кавказе. Тифлис, 1858.

18. Берже А. Горные племена Кавказа//Живописная Россия. СПб., 1883.

19. Бернардацци И. Христианские древности за Кубанью//Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1830.

20. Бигулаев Б.Б. Из истории осетинского письма//Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. Дзауджикау, 1948.-С. 241-254.

21. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. -М., 1823.

22. Бутков П. М. О древнегреческих церквах в верховьях р. Б. Зеленчука, осмотренных в 1802 г. майором Потемкиным//Библиографические листы Кепена. СПб., 1825. - № 30.

23. Бутков П. И. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. -СПб., 1869.-С. 267-438.

24. Василевский В. Русско-Византийские отрывки // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1877. - № 2.

25. Васильев А. П. Историческая записка о Кавказской, ныне Ставропольской семинарии. Ставрополь, 1896. - С. 41-56.

26. Вертепов Г. А. В горах Кавказа/УТерский сборник. Владикавказ, 1903. -С. 32-36.

27. Владимир, епископ Ставропольский и Екатеринодарский. Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе/УСтавропольские епархиальные ведомости. 1888. - № 18.

28. Владимир, епископ Ставропольский и Екатеринодарский. Священные достопримечательности по р. Теберде, Кубани и Б. Зеленчуку//Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. - № 22, 23,24.

29. Владимиров И. Древнехристианский храм близ аула Сенты в Кубанской области // Известия археологической комиссии. Вып. 4. -СПб., 1902.-С. 1-4.

30. Виноградов И. Преосвященный Иеремия. Нижний Новгород, 1886.

31. Воскресенский А. Историческое описание Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе Кавказском. Ставрополь, 1908.

32. Воскресенский А. Преосвященный Игнатий Брянчанинов// Ставропольские епархиальные ведомости. 1908. - № 21 — 24.

33. Габеев А. Владикавказское Осетинское духовное училище// Ученые записки Северо-Осетинского Государственного педагогического института им. К. Л. Хетагурова. Орджоникидзе, 1940.

34. Гатуев А. Христианство в Осетии // Владикавказские епархиальные ведомости. 1896. - № 10, 12, 13; 1900. - № 12, 14, 15, 17, 21, 22, 23, 24; 1901. №2, 3,4.

35. Герман, епископ Кавказский и Екатеринодарский. В Болыие-Дербетовском улусе//Ставропольские губернские ведомости. 1875. -№20.

36. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Москва, 1992. - 192 с.

37. Голобуцкий В. А. Черноморское казачество. Киев, 1956.

38. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I. - М., 1900-1904.

39. Гумилевский Филарет, епископ Черниговский. История русской церкви. Изд. 6. СПб., 1895. - С. 339-699.

40. Гурий, архимандрит. Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Т. 1. Калмыки. Казань, 1915.

41. Джанашвили М. Известия грузинских летописей//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 26. - Тифлис, 1899.

42. Динник Н. Верховья Б. Зеленчука. Тифлис, 1899. - С. 9-11.

43. Дирр А. М. В Тагуарской и Куртагинской Осетии // Известия Кавказского отдела императорского русского географического общества. Тифлис, 1911 — 1912. № 3.

44. Доброклонский А. Руководство по истории русской церкви. Вып. 4. -М., 1893,-С. 12-61.

45. Дубровин И. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I-VI.-СПб., 1871 — 1888.

46. Дьячков-Тарасов А. К. Сентинский храм и его фрески // Кубанский сборник. Т. V. Екатеринодар, 1899. - С. 1-9.

47. Дьячков-Тарасов А. К. Древние храмы в Кубанской области и Черноморской губернии//Весь Кавказ. Тифлис, 1903.

48. Дюбуа де Монперэ Ф. Путешествие вокруг Кавказа, по Черкессии и Абхазии, Мингрелии, Грузии, Армении и Крыму// Библиотека для чтения. Т. 1 — 2. - Сухуми, 1937.

49. Ермоленко М. Древние храмы близ Нальчика//Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Т. 1. - Ставрополь, 1911.

50. Ермоленко М. Памятники древнего христианства на Кавказе// Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Т. II. - Ставрополь, 1912.

51. Живило К. Экскурсия на Таманский полуостров // Кубанский сборник. Т. XIV. - Екатеринодар, 1909.

52. Знаменский И. Положение духовенства в царствования Екатерины II и Павла I. М., 1880. - С. 109-140.

53. Знаменский П. Учебное руководство по истории русской церкви. Изд. II.-СПб., 1904.-С. 382-384.

54. Зубов П. Картины Кавказского края. Ч. II. - СПб., 1835.

55. Иеремия, преосвященный. 24 письма на Кавказ. (Рукопись на 45 листах).

56. Инсарский В. А. Записки//Русская старина. СПб., 1895.

57. Инсарский В. А. Воспоминания//Русская старина. СПб., 1907. - С. 335.

58. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. I. -Сергиев Посад, 1909.

59. Кацоев М. Местночтимая святая роща Хетаг // Владикавказские епархиальные ведомости. 1900. - № 21.

60. Каллистов Н. Краткая историческая записка об обществе восстановления православного христианства на Кавказе//Духовный вестник Грузинского экзархата. Тифлис, 1891. - № 7. - С. 11-14.

61. Каменев Н. Развалины церкви Св. Георгия, открытой на р. Белой//Памятная книжка Кубанской области на 1877 г. Екатеринодар, 1876.

62. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VIII. - СПб., 1842.

63. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. Т. I-II. - Париж, 1959.

64. Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 — 1808 гг.//Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XII. - Дзауджикау, 1948. - С. 179-192.

65. Козловский И. П. Тмутаракань — Тамаратха — Матарха — Матреха // Известия Таврического общества истории, археологии, этнографии. -Вып. II. Симферополь, 1928.

66. Колмаков С. Крепостная церковь в г. Ставрополе. Ставрополь, 1917.

67. Комиссаренко А.И. Борьба абсолютистского государства в России с духовными собственниками на землю, крестьян и феодальную ренту в 20-60 годах XVIII века.

68. Кондаков Н. Древнехристианские храмы. М., 1866.

69. Короленко П. П. Черноморцы. СПб., 1874.

70. Короленко П. П. Закубанский край//Военный сборник. СПб., 1893. -№ 3-9.

71. Короленко П. П. Записки о черкесах//Кубанский сборник. Т. XII. -Екатеринодар, 1909. - С. 297-370.

72. Короленко П. П. Переселение казаков за Кубань // Кубанский сборник. Т. XVI. - Екатеринодар, 1911. - С. 2-56.

73. Краснов М. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1912.

74. Кудашев Н. Ф. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913.

75. Кузнецов В.А. Северный Зеленчукский храм X века//Советская археология. М., 1964. - С. 136-150.

76. Кузнецов В.А. Средний Зеленчукский храм//Советская археология. М., 1968. С. 137-147.

77. Кузнецов В.А. Древнерусские предметы, найденные на Северном Кавказе//Материалы и исследования по археологии. Древние славяне и их соседи.-М., 1970.-С. 153-156.

78. Кузнецов В.А. Южный Зеленчукский храм//Советская археология. -М., 1971.-С. 238-244.

79. Кузнецов В.А. Алания в Х-ХШ вв. Орджоникидзе, 1971.

80. Кузнецов В.А. Славяно-русская надпись XI в. из с. Преградного на Северном Кавказе//Краткие сообщения Института археологии. М., 1975. -С. 11-17.

81. Кулаковский Ю. А. Христианство у алан // Византийский временник. -Т. V. Вып. 1 —2. СПб., 1898.

82. Ларина В. И. Основание Моздока и его роль в развитии русско-осетинских отношений//Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XIX. - Орджоникидзе, 1957.

83. Ларина В. И. Очерки истории городов Северной Осетии. Орджоникидзе, 1960.

84. Лилов И. Деятельность общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860 — 1870 гг. Тифлис, 1871.85.

85. Луппов С.П. Книга в России в XVII веке. Л., 1970. - С. 28-52.

86. Люлье JI. А. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкес//3аписки Кавказского отдела императорского Русского географического общества. Кн. V. - Тифлис, 1862.

87. Макарий, архиепископ Харьковский. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира. СПб., 1868. - С. 11-97.

88. Макарий (Булгаков). История русской церкви. T. I. - СПб., 1866-1883.

89. Максимов И. Бытовые черты духовенства Старой Черномории (1818 — 1843)//Известия общества любителей изучения Кубанской области. -Вып. VI. -Екатеринодар, 1913.

90. Малицкий П. Руководство по истории русской церкви,- М., 1916.

91. Малыхин С. Г. Архыз — жемчужина Кавказа. Черкесск, 1959.

92. Манухина Т. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам. П., 1947.

93. Марков Е. Очерки Кавказа. СПб., 1887.

94. Марков Е. Кавказ в его настоящем и прошлом//Живописная Россия. -T.IX.-СПб., 1883.-С. 10-16.

95. Марковин В.И. Сентинский храм и его изучение/УВопросы средневековой археологии Северного Кавказа. Черкесск, 1988. С. 832.

96. Матвеев И. Епархия Астраханская и Терская//Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1842. - №. 34.

97. Мерцбахер Г. К этнографии обитателей Кавказских Альп // Известия Кавказского отдела императорского русского географического общества. Тифлис, 1905. - № 2. - С. 69-130.

98. Мизиев И.М. Балкарцы и кабардинцы в памятниках истории. -Нальчик, 1981.

99. Миллер В. Осетинские этюды. T. I — III. - M., 1881 — 1887.

100. Минаева Т. М. Археологические памятники на р. Гиляч в верховьях Кубани//Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1951. -№23.

101. Минаева Т. М. Из истории археологических обследований верховьев р. Кубани//Ученые записки Ставропольского государственного пединститута. T. VII. - Ставрополь, 1951. - С. 211-236.

102. Минаева Т. М. Золотоордынский город Маджары//Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. V. - Ставрополь, 1953.

103. Минаева Т. М. Археологические памятники Черкесии//Труды Черкесского научно-исследовательского института. Вып. II. -Черкесск, 1954.-С. 70-93.

104. Минаева Т. М. Городище Адиюх в Черкесии // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. Вып. 60. - Черкесск, 1955.

105. Минаева Т. М. Городище на балке Адиюх в Черкесии//Сборник трудов Ставропольского педагогического института. Вып. IX. - Ставрополь, 1955.

106. Минаева Т. М. Могильники в устье р. Теберды // Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. VII. - Ставрополь, 1955. - С. 261-278.

107. Михайловский Г. Материалы для истории Кавказской епархии// Кавказские епархиальные ведомости. Ставрополь, 1880. - № 14.

108. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1852 по 1867 г. Казань, 1870.

109. Мужухоев М.Б. Храм Алби-Ерды//Советская археология. М., 1979. -№ 1.

110. Мужухоев М.Б. Таргимский храм//Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980.

111. Мужухоев М.Б. Средневековые святилища Центрального Кавказа//Советская археология. М., 1985. - С. 81-96.

112. Надеждин П. И. Кавказский край. Природа и люди. Тула, 1895.

113. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930.

114. Ногмов Шора-Бекмурзин. История адыгейского народа. Тифлис, 1861. - 84 с. То же: Пятигорск, 1891. - С. 40-45.

115. Очаповский С. В. Старое Жилище и верховья Б. Зеленчука// Известия общества любителей изучения Кубанской области. Вып. VIII. -Краснодар, 1924. - С. 89-99.

116. Павлов Д.М. Отцы иезуиты на Северном Кавказе. Пятигорск, 1916.

117. Павлов Д. М. Искусство и старина Карачая. Махачкала, 1927. - С. 147.

118. Петровский С. В. Сказание об апостольской проповеди по СевероВосточному Черноморью. СПб., 1898.

119. Победоносцев К.П. Московский сборник. -М., 1896. С. 14-18.

120. Покровский И.М. Русские епархии в XVI XIX вв. - Т. II. - Казань, 1913.

121. Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978. - С. 525.

122. Поляков П. Православие как основа жизни. Публичные чтения. СПб.,1905.

123. Помяловский И. Сборник греческих и латинских надписей Кавказа. -СПб., 1881.

124. Попко И. Черноморские казаки. СПб., 1858.

125. Попко И. Терские казаки со стародавних времен. СПб., 1880.

126. Попов И. Дело о деканозах//Владикавказские епархиальные ведомости. 1900. -№ 1.

127. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский// Труды Киевской духовной академии. Т. I. - Киев, 1902.

128. Попов В. Православие и свобода. М., 1998.

129. Потто В. А. Два века терского казачества. Т I-II. - Владикавказ, 1912.

130. Потто В.А Кавказская война. Ставрополь, 1994.

131. Прозрителев Г. Н. Древнехристианские памятники на Северном Кавказе//Сборник сведений о Северном Кавказе. Т. I. - Ставрополь,1906. С. 1-15.

132. Прозрителев Г. Н. Археологические находки. Развалины древне-хазарского города Маджары (близь с. Прасковея), Ставропольской губернии, на р. Куме//Сборник сведений о Северном Кавказе. Т. II. -Ставрополь, 1909.

133. Прозрителев Г. Н. Казанский кафедральный собор в Ставрополе на Кавказе. Ставрополь, 1910.

134. Прозрителев Г. Н. Тмутараканский камень. Ставрополь, 1910.

135. Прозрителев Г. Н. Ставропольская губерния в историческом, хозяйственном и бытовом отношениях. Ставрополь, 1925.

136. Прозрителев Г. Н. Первые русские поселения на Северном Кавказе II Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Вып. V. -Ставрополь, 1933. - С. 3-18.

137. Путятин Р. Полное собрание поучений. О православном христианском учении. СПб., 1874.

138. Ровинский И. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний. СПб., 1809.

139. Рубрук Вильгельм. Путешествие в Восточные страны в 1253 г. История монголов. -М., 1957.

140. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX в. СПб., 1901.

141. Руткевич П. Кавказская (Ставропольская) паства до учреждения самостоятельной епархии на Северном Кавказе/УСтавропольские епархиальные ведомости. 1903. - № 11.

142. Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. СПб., 1847 — 1850.

143. Семенов Л. П. Археологические разыскания в Северной Осетии // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. -Т. XII. Дзауджикау, 1948. - С. 102-108.

144. Семенов Л. П. К вопросу о культурных связях грузин и народов Северного Кавказа//Материалы и исследования по археологии СССР. -М., 1951. № 23. - С. 302-306.

145. Скворцов В. Второй миссионерский съезд в Москве. М., 1891. - С. 24-27.

146. Скворцов В. Деяния третьего всероссийского миссионерского съезда в Казани по вопросам внутренней миссии и расколосектантства. Киев, 1897. - С. 20-25.

147. Скворцов В. Миссионерский посох. СПб., 1912.

148. Скитский Б. В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г.//Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XI. - Дзауджикау, 1947. - С. 42-191.

149. Соколов А. Епископ Игнатий Брянчанинов, его жизнь, личность и церковно-аскетические воззрения. Киев, 1915.

150. Соловьев С.М. История России. Кн. II. - М., 1960.

151. Спицын А. Тмутараканский камень//3аписки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. Т. XI. -СПб., 1915.

152. Сталь К. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. Т. XXI. - Тифлис, 1900.

153. Стащук Н. И. Заселение Ставрополья в конце XVIII века // Материалы по изучению Ставропольского края. Вып.VI. - Ставрополь, 1952.

154. Сысоев В. М. Поездка к верховьям Б. Зеленчука и Теберды// Археологические известия и заметки, издаваемые императорским Московским археологическим обществом. Т. IV. - М., 1896.

155. Сысоев В. M. Краткий археологический очерк Кубанской области и Черноморской губернии // Кубанский сборник. T. IV. - Екатеринодар, 1898.

156. Сысоев В. М. Преподобный Никон, игумен Киево-Печерский, угодник Тмутараканский (Таманский)//Известия общества любителей изучения Кубанской области. Вып. I. - Екатеринодар, 1899.

157. Сысоев В.М. Отчет о поездке в Карачай//Известия общества любителей изучения Кубанской области. Вып. I. - Екатеринодар, 1899.

158. Сысоев В. М, Карачай//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Т. 43. - Тифлис, 1913.

159. Татищев В.Н. История российская. Кн. 1. - М., 1962.

160. Тальберг Н. История русской церкви. М., 1997. - 924 с.

161. Теплицкий И. Памятники старины надо беречь // Ставропольская правда. 16 августа. - 1959.

162. Теплицкий И. 3. Исторические памятники Ставрополья. Ставрополь, 1960.

163. Тимофеевский Е. П. Холмская церковноприходская летопись// Кубанский сборник. T. XVIII. - Екатеринодар, 1913.

164. Титов JI. Преосвященный Иеремия. Биографический очерк. М., 1897. -С. 1-32.

165. Титов А. Нижегородский епископ Иеремия//Исторический вестник. Т. 37.-М., 1889.

166. Ткачев Г. А. Гребенские, терские и кизлярские казаки. Владикавказ, 1911.

167. Тотоев М. С. Развитие просвещения в 30 — 40 гг. XIX века под влиянием русской культуры // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XIII. - Дзауджикау, 1949. - С. 19-22.

168. Тотоев М. С. Некоторые вопросы из истории Осетии XIX века// Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. -Т. XIII. Дзауджикау, 1949.

169. Тотоев М. С. История зарождения осетинской письменности в XVIII веке//Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XIX. - Орджоникидзе, 1957. - С. 135-146.

170. Тутаева О. Н. Образование и развитие единого литературного осетинского языка//Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института. Т. XVIII. -Орджоникидзе, 1957.

171. Уварова П. С. Христианские памятники//Материалы по археологии Кавказа. -М., 1894.

172. Уруймагов. Несколько слов о преосвященном Иосифе//Владикавказские ведомости. 1900. - № 3.

173. Услар П. Начало христианства в Закавказье и на Кавказе// Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. - Тифлис, 1869.

174. Успенский Д. Древнехристианские храмы и св. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта. Кубанской области, Баталпашинского Отдела. М., 1892. - С. 30-41.

175. Успенский Д. Воспоминания о в Бозе почившем епископе Евгении//Ставропольские епархиальные ведомости. 1897. - № 9, 11, 12, 15, 16.

176. Федоровский П. Это найдено в горах// Ставропольская правда. 9 сентября 1960. - № 214.

177. Филарет. Слова и речи. Собр. Второе. Ч. 3. - М., 1861.

178. Фелицын Е. Д. Археологическая карта Кубанской области. М., 1882.

179. Филимонов Г. Д. Древние каменные изваяния в Пятигорске, надгробные кресты, надгробные статуи и каменные бабы//Вестник общества древнего русского искусства. М., 1876. - № 1-12.

180. Филипсон Г. И. Воспоминания. М., 1895.

181. Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе,- СПб., 1858.

182. Форжет де. Город Святого Креста//Весь Кавказ Тифлис, 1903.

183. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов//Русский вестник. T. V. - Кн. 1-2. - СПб., 1842.

184. Харламов М. История возникновения и развития г. Майкопа в связи с историей Закубанского края // Кубанский сборник. T. XVII. -Екатеринодар, 1912.

185. Хетагуров К. JL Владикавказские письма//Северный Кавказ. № 7. -Ставрополь, 1901.

186. Хетагуров К. JI. Развитие школ в Осетии//Северный Кавказ. № 69. -Ставрополь, 1901. - С. 1-13.

187. Хицунов П. Чихкиринский крест//Кавказ. № 15. - Тифлис, 1846.

188. Хицунов П. О состоянии некогда бывшего христианства на Кавказе/ЛСавказ. №№ 34-35. - Тифлис, 1846.

189. Хозров И. Остатки христианства между Закубанскими племенами, прошедшее и нынешнее состояние их нравов и обычаев // Кавказ. №№ 40, 42.-Тифлис, 1846.

190. Цаголов Г. М. Культурное движение среди осетин//Северный Кавказ. -№ 11. Ставрополь, 1900.

191. Цаголов Г. М. Осетинская письменность // Терские ведомости. № 242. -Владикавказ, 1915.

192. Цареградский Н. Историко-статистический обзор духовных учебных заведений Северного Кавказа//Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Вып. I-II. - Ставрополь, 1868, 1869.

193. Черджиев X. С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958.

194. Шапиро A.JI. Историография с древнейших времен по XVIII век. Л., 1982.

195. Шабловский H.H. Георгиевская старина. СПб., 1914.

196. Шегрен А. Религиозные обряды осетин/ЛСавказ. № 28. - Тифлис, 1846.

197. Шиллинг Е. Черкесы//Религиозные верования народов СССР. Т. И. -М. 1931.

198. Ширяев С. По Северному Кавказу. Ставрополь, i960.

199. Щербина В. Екатеринодарское приходское духовное училище// Материалы для истории образования на Северном Кавказе. -Ставрополь, 1888.

200. Щербина Ф. А. Колонизация Кубанской области//Киевская старина. -Кн. VI. Екатеринодар, 1883.

201. Щербина Ф. А. Происхождение казачьего выборного духовенства в Черномории//На Кавказе. №№ 7-8. - Екатеринодар, 1910.

202. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. 1-П. -Екатеринодар, 1910 — 1912.

203. Эвенчик С.Л. Победоносцев и дворянско-крепостническая линия самодержавия в пореформенной России//Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина. 1969. -№ 309.

204. Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1982.

205. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907.

206. Ястребов И. Миссионер Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский. Исследование по истории развития миссионерства в России. Казань, 1898.1. ПЕЧАТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

207. Библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918-1993 гг. -М., 1999.

208. Воспоминания о Преосвященном Феофилакте Кавказском и Екатеринодарском//Ставропольские губернские ведомости. 1873. - № 27.

209. Всеподданнейший отчет обер-прокурора св. Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 гг. СПб., 1910. - С. 71-173.

210. География Грузии//3апиеки Кавказского отдела императорского Русского географического общества. Т. XXIV. - Тифлис, 1904.

211. Древнехристианские храмы близь Нальчика//Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Ставрополь, 1911.

212. Записки князя Я.П. Шаковского. СПб., 1872. - С. 48-73.

213. Записки Северо-Кавказского краевого горского научно-исследовательского института. Т. II. - Ростов-на-Дону, 1929.

214. Записки Северо-Кавказского краевого горского научно-исследовательского института. Ростов-на-Дону, 1929.

215. Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе// Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. - № 18.

216. Историческая переписка о судьбах православной церкви. М., 1912. -С. 7-25.

217. История грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е января 1825 г. -М., 1853. С. 56-71.

218. История Грузии. Тифлис, 1885.

219. Кавказское духовенство XVIII века//Ставропольские епархиальные ведомости. 1905. - № 4.

220. Князе-Михайловский миссионерский Стан Ставропольской епархии. -Ставрополь, 1898.

221. Краткий очерк истории грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. -Тифлис, 1901.

222. Материалы по истории Осетии. Т. V. Дзауджикау, 1947. - С. 34-165.

223. Миссионерский съезд в Казани 18-26 06. 1910 г. Казань, 1910. - С. 2060.

224. Наречение и хиротония ректора Ардонской Александровской миссионерской семинарии архимандрита Иоанна во епископа Чебоксарского. Казань, 1899.

225. Очерки истории СССР. Период феодализма. IX — XV вв. Ч. I, П. М., 1953.

226. Памятники древнего христианства на Кавказе//Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Ставрополь, 1912.

227. Полное собрание законов Российской империи. T. V. - СПб. 1830. -№2863.

228. Православие и неправославие. М., 1887.230. ПСЗ. Т. 18. № 13286.231. ПСЗ. Т. 24. № 18273.232. ПСЗ. Т. 45. №39481.

229. Распределение населения империи по главным вероисповеданиям.//По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г. СПб., 1901. - С. 2-3.

230. Русское православие: вехи истории. М., 1989. - 720 с.

231. Сказание о местночтимой Иверской иконе Божией Матери. -Владикавказ, 1895.

232. Соборное уложение 1649 г. Глава 1. // Российское законодательство X -XX вв. Т. III. - М., 1985. - С. 188-222.

233. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам. -М., 1887.-С. 145-149.

234. Церковная старина на Северном Кавказе. Т. I. - Ставрополь, 1910. - С. 288-326.

235. Чтения в обществе истории и древностей российских. М., 1862. - С. 180-188.1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

236. Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 383. Оп. 29. Д. 186. Л. Л. 1-569 Дело о шотландских миссионерах, переселившихся на Кавказ (октябрь 1802-август 1824 г.).

237. РГИА. Ф. 383. Оп. 29. Д. 280. Л. 17 Дело о кабардинцах, желающих быть под защитой российскою (16 августа 1806-март 1807 г.).

238. РГИА. Ф. 799. Хозяйственное управление Синода.

239. Российский государственный исторический архив Санкт-Петербурга (РГИА СПб.) Ф. Петроградского епархиального совета, Петроградской духовной консистории. Ф. 776. Оп. 1. 10 Ед. хр. 38. 1182 Л.Л. 4, 6.

240. Государственный архив Ставропольского края. Ф. 87. Канцелярия гражданского губернатора Кавказа.

241. ГАСК. Ф. 128. Кавказское губернское управление.

242. ГАСК. Ф. 135. Ставропольская духовная консистория.

243. ГАСК. Ф. 1161. Оп. 1.Ед.хр. 714. С. 15.

244. Государственный архив Республики Северная Осетия-Алания. Ф. 123. Владикавказская духовная консистория.