автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Влияние русской культуры на духовную жизнь народов Дагестана во второй половине XIX - XX вв., 1860-1990-е гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Абдулаева, Медина Шамильевна
Введение.
Глава I. Краткий обзор российско-дагестанских взаимосвязей, социально-политической и культурной обстановки в Дагестане во второй половине XIX-XX вв.
Глава II. Формирование системы светского образования в Дагестане.
II. 1. Становление светского образования - важный шаг в процессе вхождения Дагестана в общероссийское культурное пространство.
II.2. Роль русских специалистов в формировании сети академических научных учреждений, системы высшего образования в Дагестане.
Глава III. Создание профессионального искусства в Дагестане.
III. 1. Дагестанская тематика и образ горца в русской литературе и живописи XIX в.
111.2. Практическая помощь творческих организаций страны в процессе создания профессионального искусства в Дагестане.
111.3. Становление и развитие русско-дагестанских литературных связей.
Глава IV. Роль русского языка в жизни народов Дагестана.
IV. 1. Формирование русскоязычной национальной интеллигенции и создание книгоиздательского дела -важный фактор в культурном сотрудничестве
России и Дагестана.
IV.2. Формирование национально-русского двуязычия.
Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Абдулаева, Медина Шамильевна
В последние два столетия для народов Дагестана наиболее актуальной и важной проблемой являются отношения Дагестана с Россией. От того, как они складывались и развивались, во многом зависела судьба дагестанских народов. Проследив пройденный путь объективно, мы придем к неминуемому выводу: Россия, добившись включения территории Дагестана в состав империи, не ставила во главу угла только покорение, колонизацию, о чем не мало написано историками советского периода. Большое количество документов, исходивших от самых высоких российских инстанций, свидетельствуют о стремлении России вовлечь народы Дагестана в общероссийское экономическое и культурное пространство, на путь к европейской цивилизации.
Однако, в конце 1820-х гг. в горах Дагестана эти намерения воспринимались чрезвычайно настороженно: горцы опасались, говоря образно, водружения креста над горами вместо мусульманского полумесяца, что могло привести к лишению свободы и независимости горцев. Из-за непонимания целей и задач Российского государства, его цивилизаторской миссии те, кто должен был разумно подойти к этому вопросу, ударились в эмоции и упрямство, в результате чего ввергли горские народы в полувековую кровавую бойню.
К сожалению, в дагестанской исторической литературе в определенной мере продолжает действовать классовый принцип анализа исторических событий, приверженность к старым, политизированным оценкам, клеймящим Россию за развязывание колониальной войны в Дагестане. При этом авторы не задумываются над тем, какой заряд враждебности своими восторгами в адрес Кавказской войны они невольно вручают в руки тех, кто заражен сепаратизмом и национализмом и настроен на развал союза России и Дагестана.
Мы полагаем, настало время дать объективную оценку Кавказской войне, которая в принципе разъединяла Дагестан и Россию, создавала в лице России врага. К сожалению, на данном этапе истории отсутствие объективной оценки Кавказской войны становится главным козырем в руках сторонников сепаратизма. В качестве контраргумента приведем известный факт: сам Шамиль, будучи уже в Калуге, писал: «Советую всем, кто в горах обо мне думает, подумать о себе и сделать то, что нужно для их спокойствия и счастья; в войне счастья нет, а если бы я знал, что есть такое счастье, каким я теперь пользуюсь, то давно бы ушел от тех адских мучений, которые терпел в Дагестане»1.
Принимая во внимание приведенный факт, отметим: современным ученым крайне необходимо по-новому взглянуть на взаимоотношения России и Дагестана в XIX в. и объективно оценить роль и значение России в судьбах народов Дагестана, освободиться от выдуманных теорий, согласно которым единая и неделимая Россия и ее культура делилась на две части - прогрессивную и реакционную.
На этом теоретическом фундаменте, по существу, строилось все здание гуманитарной науки советского периода. Согласно данной интерпретации, к примеру, представители «прогрессивной России» -Пушкин, Лермонтов, Л.Н.Толстой, Добролюбов, Чернышевский и др. «любили Дагестан и поддерживали его в справедливой войне с Россией». Что же касается «реакционной России» в лице императора и других представителей официальной власти, то в их оценке черных красок не жалели - это колонизаторы, русификаторы, покорившие Дагестан и сделавшие все, чтобы обрусить местное население, лишить горцев своей самобытности и самостоятельности. Дело доходило даже до того, что внедрение и применение российских законов в Дагестане, открытие светских школ с русским языком обучения, создание алфавитов на основе кириллицы и т.д. рассматривались как элементы русификации. Мы предлагаем совершенно другой взгляд на эти проблемы.
Актуальность и необходимость данного исследования подтвердили события, произошедшие в годы демократических реформ и особенно после распада СССР. В этот период на арене общественно-политической жизни республики появилось немало национальных движений; некоторые из них, гипертрофируя понятие «национальное самосознание», призывали народности Дагестана создать независимую республику. Катастрофические для будущего республики настроения подпитывались идеологией чеченского сепаратизма, в основе которой мыслилось создание Северо-Кавказского исламского государства. Осуществление этих идей могло привести к развалу Российской Федерации.
В таких условиях здравый рассудок, мудрость дагестанского народа возобладали над националистическими вылазками политиканов и «новых друзей народов». 24 июля 1994 г. Конституционное собрание РД приняло новую Конституцию, в которой Первая статья гласит: «Республика Дагестан - Дагестан есть суверенное, единое демократическое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана».
Выступая по этому поводу, председатель Госсовета РД М.М.Магомедов отметил, что «нельзя забывать, что Дагестан - субъект Российской Федерации. Этот выбор мы сделали сами и добровольно. На территории республики действуют законы Российской Федерации и Республики Дагестан, и никому не дано права их нарушать»1.
После очередной неудавшейся попытки отделить Дагестан от России, предпринятой чеченскими националистами и международными террористами в августе 1999 г., М.М.Магомедов заявил: «Дагестанцы выдержали это испытание, вышли из него еще более окрепшими, проявили при этом исключительное мужество и стойкость, высокий патриотизм, непоколебимую верность своему историческому выбору -сохранению единого неделимого Дагестана в составе Российской Федерации»1.
Выступая по этому поводу, В.В.Путин подчеркнул: «Россия никогда не забудет то, что вы сделали сегодня, а вы должны знать, что Дагестан был, есть и будет составной частью Российской Федерации».
В наши дни Республика Дагестан является надежным форпостом России на ее южной границе. Изменение геополитического положения Дагестана повлияло на повышение его государственного значения как важного субъекта Российской Федерации. От позиции Дагестана, политики руководства республики во многом зависит будущее российско-дагестанских отношений, экономических и культурных связей, в конечном итоге - судьба федеративного устройства России, единство и целостность государства.
Очевидно, что глобальные изменения, произошедшие в конце XX в. в России и Дагестане в связи с переходом общественно-политической, экономической и государственной системы в новое качество, заслуживают скрупулезного научного анализа всех аспектов российско-дагестанских взаимоотношений, в том числе - в области культуры и искусства. На наш взгляд, пересмотру должна подвергнуться научная работа в области культурологии, отечественной истории и искусствознания, которая ранее опиралась на партийно-советскую идеологию. Необходимо освободить гуманитарную науку от идеологической направленности, объективно осветить всю предыдущую историю, в частности, российско-дагестанские культурные связи и влияние культуры России на культуру народов Дагестана, дать объективную оценку истории российско-дагестанских культурных взаимоотношений. В этом состоит актуальность рассмотрения проблемы «Влияние русской культуры на духовную жизнь народов Дагестана во второй половине XIX-XX веках».
Историографический обзор литературы
В процессе работы над диссертационным исследованием мы ознакомились с исторической литературой, в которой отражены проблемы взаимоотношений России и Дагестана. Более глубокому исследованию подвергались материалы и публикации, содержащие сведения о русско-дагестанских культурных контактах. Следует признать, что указанным проблемам отводится немало внимания в обзорах научных экспедиций, проведенных российскими исследователями в XVIII-XIX вв. с целью изучения неизвестного края; в донесениях и рапортах русских офицеров и военачальников, участвовавших в военных действиях на территории Дагестана; в крупных научных трудах и монографиях видных российских и дагестанских ученых.
Немалую помощь в проведении диссертационного исследования оказало знакомство с трудами русских ученых Ф.И.Соймонова, Н.М.Карамзина, Н.Дубровина, Б.Дорна, М.М.Ковалевского, А.Дирра, В.О.Ключевского, Н.А.Смирнова, Е.Н.Кушевой, Е.М.Шиллинга1 и др.
1 Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 тт. - М., 1989.; Дубровин Н. Поход графа Зубова в Персию в 1796 г. // «Военный сборник», 1874. №№2-6.; Дорн Б. Каспий. О походах древних русских в Табасаране, с дополнительными сведениями о других набегах их на прибрежья Каспийского моря. - С.-Пб., 1875.; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890.; Дирр А. Экскурсия по Дагестану // «Кавказ», 1903. №187.; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс
Среди воспоминаний очевидцев и участников исторических событий следует отметить «Воспоминания «Девы гор», написанные в 1858 г. дочерью коменданта Ахтынской крепости Ниной Рот и опубликованные в 1995 г. историком-архивариусом И.В.Бедирхановым1. Книга интересна не только показом подлинных событий Кавказской войны, но и освещением дружеских отношений между горцами и русскими, описанием состояния культуры в горном крае.
В 1862 г. в «Военном сборнике» опубликована статья Н.Глиноецкого «Поездка в Дагестан», в которой автор весьма уважительно отзывался о быте, нравственности и культуре горцев: «Взгляните на дома лезгин (дагестанцев - М.А.), на их сады: везде видно, что они заботятся о том, чтобы все было прочно и долговечно. Эта поразительная черта их характера как-то не ладится с известными рассказами об их воинственности. О них нельзя сказать, что они были вольнолюбивы. Вольнолюбивый и хищнический народ не станет так заботиться об устройстве своего благосостояния, как это делают лезгины»2.
Значительного внимания заслуживает двухтомник А.Зиссермана о
Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867)» , в котором имеется немало интересных фактов из взаимоотношений России и Дагестана, многочисленные описания быта, нравов и обычаев дагестанских горцев. В лекций в 3-х кн. Кн. 1. - М., 1995.; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. - М., 1958.; Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI-30-е годы XVIII века). - М., 1963.; Шиллинг Е.М. Кубачи. - Пятигорск, 1937.; Шиллинг Е.М. Орнаментальное искусство Дагестана // Творчество народов СССР. Альманах. Вып. I. - М., 1937.
1 Воспоминания «Девы гор». О событиях под Шахдагом в 1848 году. Записки Н.В.Бедирханова. - Махачкала, 1995.
2 Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан (из путевых заметок, веденных на Кавказе в 1860 году) // Военный сборник. Т. XXIII, 1862.
Зиссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867): В 2-х тт. -С.-Пб., 1879.
1870-х гг. в течение нескольких лет посещал Кавказ и, в частности, Дагестан член Императорского общества естествоиспытателей А.Беккер. Свои путевые и научные впечатления он публиковал в «Бюллетени общества натуралистов города Москвы». Во втором номере «Бюллетеня» за 1873 г. напечатана статья ученого о поездке в Баку, Ленкорань, Дербент, Маджалис, Касумкент, Ахты; во втором номере за 1875 г. - о поездке в высокогорную часть Южного Дагестана. Автор большое внимание уделил описанию нравов и обычаев местных жителей. В 1889 г. в Лондоне была издана книга английского ученого-языковеда Дж. Аберкомби «Путешествие по Восточному Кавказу», включающая главу о языках Дагестана1.
Особое место в историографии Дагестана занимают работы, которые впервые отразили последовательную цепь исторических событий, произошедших в Дагестане с древнейших времен по XIX в.: это книга «Гюлистан-и-Ирам» Аббас-Кули-Ага Бакиханова, написанная в 1840-х гг. и опубликованная в 1926 г., и книга «Асари Дагестан (исторические сведения о Дагестане)» Гасан-Эфенди Алкадари, впервые изданная в 1903 г. на тюркском языке . Если в работе А.Бакиханова русско-дагестанские связи освещены довольно кратко и в историческом описании, которое ограничивается заключением Гюлистанского договора, не сказано о культурных влияниях, то в книге «Асари Дагестан» охватываются многовековые исторические пласты, а несколько глав посвящены взаимоотношениям России и Дагестана: «О событии после первого появления в Дагестане войск Российской империи до первого их ухода отсюда», «О событии после ухода русских из Дагестана в первый раз до появления императора Петра Великого». «О Дагестане после
1 Подстрочный перевод книги, осуществленный З.Омаровой, находится в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН (ф.1, оп.1, д.6157).
Бакиханов А.К. Гюлистан-и-Ирам: Из истории Ширвана и Дагестана с древнейших времен до 1913 г. - Баку, 1991.; Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. -Махачкала, 1994. сдачи имама Шамиля Российской державе». Таким образом, весь труд Алкадари создан в основном с учетом русско-дагестанских взаимоотношений, что свидетельствует о дальновидности и глубине мысли автора.
Однако главная задача в раскрытии русско-дагестанских взаимоотношений во всех областях жизни России выпала на долю дагестанских общественных деятелей и ученых XX в. Начато этому процессу положили труды С.Габиева, Д.Коркмасова, Н.Самурского, А.Тахо-Годи1. В программной статье газеты «Заря Дагестана» 28 февраля 1912 г. С.Габиев писал: «В пределах России мы неуклонно будем стремиться к дружному, добрососедскому сожительству со всеми национальностями, рука об руку с лучшей передовой интеллигенцией. стремиться к приобретению прав человека и гражданина»2.
Одним из первых ученых Дагестана, начавших разработку проблемы взаимоотношений России и Дагестана, является P.M. Магомедов. Он автор раздела «Присоединение Дагестана к России» в «Очерках по истории Дагестана», «Истории Дагестана с древнейших времен до конца XIX века», в которых определенная доля материала уделена вопросам помощи России Дагестану, приобщения Дагестана к русской культуре. Этим вопросам посвящены и статьи ученого3.
1 Габиев С.И. Владыкой мира будет труд // «Сов. Дагестан», 26 ноября 1920.; Габиев С.И. Где право, там и обязанности// «Сов. Дагестан», 25 ноября 1920. ; Габиев С.И. Очередной вопрос // «Заря Дагестана», 1912. № 4.;Коркмасов Д. Роль и значение печати в Дагестане. - Махачкала, 1925.; Самурский Н. Дагестан. - М. - Л., 1925.; Тахо-Годи А.А. Революция и контрреволюция в Дагестане. - Махачкала, 1927.
Ахмедов Д.Н. Периодическая печать Дагестана (1900-1940 гг.). -Махачкала, 1964. С. 38-39. л
Магомедов P.M. Присоединение Дагестана к России // Очерки по истории Дагестана. Вып. 1. - Махачкала, 1950.; Магомедов P.M. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. - Махачкала, 1968.; Магомедов P.M. Присоединение Дагестана к России - закономерный итог исторического прогресса // Дагестан в составе России: исторические корни дружбы народов России и Дагестана: Сб. ст. - Махачкала, 1990.
В книге Р.М.Магомедова «Россия и Дагестан. Страницы истории»1 дается исторический обзор возникновения и укрепления российско-дагестанских связей с древнейших времен до 1970-х годов. Следует отметить, что в монографии не получил широкое освещение вопрос о влиянии русской культуры на дагестанскую. Тем не менее, Р.М.Магомедов отмечает первостепенность России в судьбе Дагестана, подтверждением этого может служить недавнее высказывание автора: «В разные времена разные силы, в том числе и великие державы, пытались ослабить наши связи, оторвать Дагестан от России. Но результат каждый раз оказывался обратным. И если за прошедшие столетия сторонники разрыва отношений нашего народа с русским не преуспели, то на что они надеются сегодня?» .
Значительные усилия в разработке проблем истории российско-дагестанских отношений приложил В.Г.Гаджиев. В 1956 г. им была опубликована статья «Присоединение Дагестана к России» и защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Присоединение Дагестана к России и его исторически-прогрессивное значение». В дальнейшем эта тема стала доминирующей в исторических исследованиях ученого. В монографии В.Г.Гаджиева «Роль России в истории Дагестана» отдельная глава посвящена влиянию культуры России на развитие культуры народов Дагестана. «Общеизвестно, - отмечает автор, - что русская культура оказывала влияние на развитие культур народов Кавказа задолго до XIX века. Однако объективные предпосылки для сближения народов Дагестана и
1 Магомедов P.M. Россия и Дагестан. Страницы истории. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1987.
2 С орлом и полумесяцем. Интервью с P.M. Магомедовым // Новое дело, 2002. №29. приобщения их к передовой прогрессивной культуре русского народа создались лишь после включения края в состав России»1.
Примечательна работа В.Г.Гаджиева и А.М.Пикмана «Великие русские революционные демократы о борьбе горцев Дагестана и Чечни»2. Ее второе, дополненное издание «Российские демократы о борьбе горцев Дагестана и Чечни в 20-50-е годы XIX века» состоит из очерков, посвященных отношению А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Т.Г.Шевченко к национально-освободительной борьбе горцев Северо-Восточного Кавказа3.
В 1988 г. В.Г.Гаджиев опубликовал статью «Русско-дагестанские взаимоотношения как исследовательская проблема», в которой подвергает критическому анализу произведения дореволюционных авторов, писавших о роли России в истории Дагестана. Соблюдая идеологические установки советского периода, В.Г.Гаджиев чрезмерно прямолинеен, отмечая: «Все положительные изменения, происходившие на Северном Кавказе., необоснованно приписывали самодержавию. Царизм, естественно, не имел, да и не мог иметь подобных намерений и целей. Все исторически-прогрессивные перемены в жизни трудящихся края в составе России происходили вопреки царизму и против его воли»4. По нашему мнению, вопреки официальной власти что-либо осуществить в экономической и культурной жизни покоренных горцев было невозможно. Все эти вопросы находились в компетенции властей, и
1 Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. - М., 1965. С. 309.
2 Гаджиев В.Г., Пикман А.Н. Великие русские революционные демократы о борьбе горцев Дагестана и Чечни. - Махачкала, 1972. л
Гаджиев В.Г., Пикман А.Н. Российские демократы о борьбе горцев Дагестана и Чечни в 20-50-е годы XIX века. - Махачкала, 1998.
4 Гаджиев В.Г. Русско-дагестанские взаимоотношения как исследовательская проблема // Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI - начале XX вв.: Сб. ст. - Махачкала, 1988. любые преобразования в сфере экономики, культуры, образования и т.д. осуществлялись только с разрешения власти.
Примечателен в плане освещения русско-дагестанских культурных взаимоотношений труд Р.Ф.Юсуфова «Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX вв.». Автор проанализировал русско-дагестанские литературные связи, начиная с поэзии Г.Р.Державина и В.А.Жуковского, раскрыл темы «А.С.Грибоедов и Дагестан», «Кавказская тематика в поэзии В.К.Кюхельбеккера и К.Ф.Рылеева», проанализировал связанные с кавказской тематикой сочинения А.С.Пушкина, А.А.Шишкова, А.А.Бестужева-Марлинского,
A.К.Полежаева, М.Ю.Лермонтова, Т.Г.Шевченко, В.И.Даля. Отдельная глава посвящена концепции кавказской тематики в критике
B.Г.Белинского. В результате Р.Ф.Юсуфов приходит к выводу: «После окончательного присоединения Дагестана к России влияние русской культуры на культуру народов Дагестана чрезвычайно возрастает и становится определяющим»1.
В фундаментальной работе Р.Ф.Юсуфова «Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры» изучены глубокие и многообразные связи русской культуры с национальными, в том числе и дагестанской культурой.
В числе первых дагестанских ученых, взявшихся за разработку конкретных проблем истории культуры народов Дагестана -Г.Ш.Каймаразов. В монографиях «Очерки истории культуры народов Дагестана» и «Просвещение в дореволюционном Дагестане»3 изложены Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в. - М., 1964.
Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. - М., 1970. о итоги многолетних исследований в области культуры и образования народов Дагестана. Отдельные разделы посвящены влиянию русской культуры на культуру и просвещение горцев.
Ряд исследований, посвященных рассмотрению различных проблем взаимоотношений между Россией и Дагестаном, принадлежит А.-Г.С.Гаджиеву. В работах «Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры», «Прогрессивная роль России, русского народа в истории Дагестана»1 предпринята попытка специально изучить основные аспекты роли России в исторических судьбах дагестанских народностей.
Названные работы, представляющие для исторической науки Дагестана безусловный интерес, в то же время не свободны от господствовавших идеологических установок советской эпохи и порой недостаточно объективны в раскрытии вопросов состояния русско-дагестанских отношений.
В последние десятилетия XX в. и на рубеже XX-XXI вв. выпущено немало литературы, посвященной проблеме взаимоотношений России и Дагестана. Следует признать, что предоставленная свобода от цензуры и идеологического давления позволила авторам глубоко вникнуть в проблемы и объективно освещать полученные результаты.
В числе выдающихся работ нового времени - труды академика РАН Г.Г.Гамзатова. В 1970-1980-е гг. им были опубликованы монографии «Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане», «Преодоление, становление, обновление. На путях формирования дагестанской советской литературы». В
1 Гаджиев А.-Г. С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. - Махачкала, 1966.; Гаджиев А.-Г.С. Прогрессивная роль России, русского народа в истории Дагестана (вторая половина XIX-90-е гг. XX вв.): Дис. в виде научного доклада. докт. истор. наук. - Махачкала, 1995. последнее десятилетие изданы работы «Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти» и «Дагестанский феномен Возрождения XVIII-XIX вв.»1. Автор подвергает научному анализу глубинные процессы литературной системы Дагестана. В то же время в своих исследованиях Г.Г.Гамзатов касается общекультурных проблем и, в частности, затрагивает вопросы русско-дагестанских культурных отношений. «Историко-культурная ориентация на общероссийскую общность, - замечает ученый, - явилась мощным фактором дальнейшего упрочения регионального единства культур на Северном Кавказе и в Дагестане»2. Г.Г.Гамзатов скрупулезно систематизировал и осмыслил многовековой и многослойный художественный опыт народов Дагестана и разработал концепцию национального, зонального и регионального развития художественной культуры, которая базируется на богатом историко-культурном материале и рассматривается в контексте мирового художественного процесса. Проведенное исследование дало право Г.Г.Гамзатову в работе «Национальная культура в калейдоскопе памяти» утверждать, что русская культура преподнесла культурам так называемых малых народов «многие идейно-эстетические школы, течения, направления в готовом, обработанном, очищенном виде, что обеспечивало искусству этих народов выход на самые передовые позиции наикратчайшим путем»3.
1 Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Истоки, традиции и своеобразие художественной системы. - Махачкала, 1978.; Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. На путях формирования дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986.; Гамзатов Г.Г. Национальная культура в калейдоскопе памяти. - М., 1996.; Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен Возрождения XVIII-XIX вв. - Махачкала, 2000. у
Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен Возрождения XVIII-XIX вв. -Махачкала, 2000. С. 29.
Гамзатов Г.Г. Национальная культура в калейдоскопе памяти. - М., 1996. С. 471.
Рассматриваемую проблему освещал Р.Г.Абдулатипов в работах «Интернационализм и духовно-нравственное развитие народов Дагестана», «Русско-дагестанские межнациональные отношения», «Природа и парадоксы национального «Я», «Арабский Восток и Россия: дороги сотрудничества», «Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства», «Власть и совесть: политика, люди и народы в лабиринтах смутного времени», «Власть и совесть: Россия и Дагестан - жизнь моя и надежды»1.
Работы Р.Г.Абдулатипова, изданные на рубеже XX-XXI вв., отмечены стремлением вникнуть в реальные политические и культурные процессы и дать им философское осмысление. Однако, необходимо отметить, что зачастую в работах Р.Г.Абдулатипова преобладает личностный нравственно-философский анализ над объективно-историческим подходом, автор не акцентирует внимание на проблемах культуры.
Весомый вклад в разработку культурных взаимоотношений России л и Дагестана внесли А.Г.Агаев, М.А.Абдуллаев . В своих работах авторы останавливаются на истории и актуальных проблемах развития культуры народов Дагестана, воззрениях некоторых дагестанских деятелей
1 Абдулатипов Р.Г. Интернационализм и духовно-нравственное развитие народов Дагестана - Махачкала, 1984.; Абдулатипов Р.Г., Кадиев З.М. Русско-дагестанские межнациональные отношения. Исторические очерки. -Махачкала, 1990.; Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я» - М., 1991.; Абдулатипов Р.Г. Арабский восток и Россия: Дороги сотрудничества. - М., 1996.; Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XX века: Состояние и перспективы федеративного устройства. - М., 1996.; Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: Политика, люди и народы в лабиринтах смутного времени. - М., 1994.; Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: Россия и Дагестан - жизнь моя и надежда. - М., 1999. У
Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. - М., 1974.; Агаев А.Г. Философия совести. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1995.; Абдуллаев М.А. Ибрагим-бек Гайдаров. - Махачкала, 1999.; Абдуллаев М.А. Из культурно-философского наследия Дагестана: В 2-х ч. -Махачкала: Юпитер, 1994-1995. культуры, испытавших влияние русской культуры и ставших активными ее пропагандистами и проводниками. Однако, в указанных работах встречаются, на наш взгляд, спорные заключения. Так, в книге А.Г.Агаева и Р.М.Магомедова «Дагестанское единство. История и современность» о присоединении Дагестана к России говорится в мрачных красках и преобладают субъективистские позиции: «Используя благоприятно складывающиеся обстоятельства и искусственно манипулируя противоречиями, сочетая мирные формы с военными, Россия к началу XIX века присоединила к себе Дагестан и весь Кавказ, а, когда уже оказавшись в ее составе, местное население воспротивилось вводу на свою территорию царских войск и установлению здесь российских государственных порядков, российские власти отнеслись к ним как к бунтарям и двинули в горы военную силу, чтобы подавить их сопротивление. Словом, мирное освоение Дагестана дополнялось и военным завоеванием, и обе эти формы покорения Дагестана в своем единстве и взаимодействии использовались Россией на протяжении и последующих лет»1. Как видно, авторы весьма категоричны в оценке отношения России к Дагестану в первые годы после присоединения: об этом свидетельствует, например, выражение «покорение», применяемое авторами в цитируемом фрагменте.
Значительно обогатили дагестанскую культурологию и искусствоведение работы Д.М.Магомедова. Благодаря ученому в Дагестане в 1970-1980-х гг. развернулись масштабные исследования проблем развития профессионального искусства, вылившиеся в издание нескольких авторских коллективных монографий: «Становление профессионального искусства Дагестана», «Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана», «Народные традиции в современном профессиональном искусстве», «Очерки истории советского искусства Дагестана, 1917-1941»1. В названных сборниках опубликованы статьи Д.М.Магомедова, посвященные проблемам взаимодействия народного и профессионального искусства, художественной культуре Дагестана рубежа XIX-XX вв., творчеству Г.Гасанова, М.-А.Джемала, X.-Б.Аскар-Сарыджи. Безусловно новаторской работой явилась книга Д.М.Магомедова «Некоторые вопросы формирования и развития профессионального искусства Дагестана» , в которой представлен анализ проблем профессионального искусства Дагестана в контексте культуры советского периода, показан процесс сближения и взаимообогащения национальных культур.
Из последних публикаций дагестанских авторов вызывают интерес две работы А.Х.Рамазанова: «Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в XIX - начале XX вв.» и «Россия и Дагестан XIX - начала XX века. Социально-экономическое взаимовлияние» . Первая из названных работ имеет прямое отношение к нашей теме.
В разделе, посвященном анализу изменений в культурном развитии Дагестана под влиянием России, обращает на себя внимание проблема «взаимовлияния культур» России и Дагестана: «Если между народами имеются культурные взаимовлияния или влияния одного народа на другой, то это есть благо, это то, что всегда взаимообогащает, заставляет
Становление профессионального искусства Дагестана: Сб. ст. -Махачкала, 1982.; Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана: Сб. ст. - Махачкала, 1982.; Народные традиции в современном профессиональном искусстве // Сб. ст. - Махачкала, 1984.; Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941. - М., 1987.
Магомедов Д.М. Некоторые вопросы формирования и развития профессионального искусства Дагестана. - Махачкала, 1971.
Рамазанов А.Х. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в XIX - начале XX веков. - Махачкала, 1997.; Рамазанов А.Х. Россия и Дагестан XIX - начала XX вв.: Социально-экономическое взаимовлияние. - Махачкала, 1998. забывать какие-то негативные моменты межнационального общения»1. По нашему мнению, осмысливая весь культурно-исторический процесс, очевидно, что почти до конца XIX в. речь может идти не о взаимовлиянии, а только об одностороннем влиянии России на Дагестан в культурном отношении. Об этом будет подробно сообщено в соответствующих разделах диссертационного исследования.
В завершении историографического обзора отметим книгу Н.А.Абдулгамидовой «Вопросы развития культуры Дагестана в период 80-90-х годов» , в которой достойно оценены достижения культуры народов Дагестана, подвергаются конкретному анализу серьезные недостатки и проблемы, имеющиеся в этой сфере, рассказывается о мерах, предпринятых правительством для сохранения национальной культуры и искусства в условиях реформ.
Историографический обзор литературы приводит нас к выводу, что тема «Влияние русской культуры на духовную жизнь народов Дагестана во второй половине XIX-XX веках» до сих пор специально никем не разрабатывалась и ждала своего исследования.
Цель и задачи исследования
Основной целью диссертационной работы является исследование различных аспектов влияния русской культуры новоевропейского типа на духовную культуру народов Дагестана. В рамках определенной цели мы сконцентрировали внимание на рассмотрении следующих задач: осветить деятельность российских ученых в области изучения истории и культуры народов Дагестана;
Рамазанов А.Х. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в XIX - начале XX веков. -Махачкала, 1997. С. 33.
2 Абдулгамидова Н.А. Вопросы развития культуры Дагестана в период 80-90-х годов. - Статьи, выступления, интервью. - Махачкала, 1998. охарактеризовать роль представителей русского искусства в приобщении дагестанцев к культурному пространству европейского типа; показать роль русских учителей в создании учреждений светского образования (XIX в.) и деятельное участие русских специалистов в формировании научной базы и системы высшего образования в Дагестане (XX в.); рассмотреть основные этапы становления профессионального искусства Дагестана во взаимосвязи с русской культурой XX в.; проанализировать процесс формирования русскоязычной дагестанской интеллигенции, способствовавшей в дальнейшем развитию русско-дагестанских литературных связей; изучить роль русского языка в жизни народов Дагестана, обозначить важность и необходимость национально-русского двуязычия в Дагестане.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX и XX вв. Этот период характерен диалектически сложным, но плодотворным процессом постепенного сближения, укрепления доверия и тесного сотрудничества между народами России и Дагестана, формирования, широкого развития и взаимодействия русско-дагестанских культурных связей. Охват событий полутора веков позволяет осветить означенную проблему всесторонне и в полном объеме.
Источниковой базой диссертации послужил широкий круг архивных, музейных и печатных материалов, среди которых особую ценность представляют документы, извлеченные из Центрального государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД), Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук (Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН).
Разнообразный материал, характеризующий русско-дагестанские культурные связи, имеется в Дагестанском Государственном объединенном музее (ДГОМ), Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой (ДМИИ). При подготовке диссертации был использован данный материал.
Одним из наиболее важных источников изучения поставленной проблемы явилась периодическая печать:
- номера газет «Заря Дагестана» за 1912 г., «Советский Дагестан» за 1920 г., «Дагестанская правда» за 1999-2002 гг.;
- материалы «Сборника сведений о кавказских горцах» (ССКГ) за 1869-1881 гг., «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК) за 1884-1893 гг.
Анализ и обобщение указанных источников и литературы с объективно-исторических позиций позволяет выявить и научно обосновать весь комплекс влияния русской культуры на духовную жизнь народов Дагестана.
Методологической основой исследования служат теоретические достижения исторической и философской наук, требующих поиска новых путей исследования, пересмотра сложившихся ранее концепций на основе объективного анализа действительности. В процессе разрабатывания темы мы придерживались основных принципов исторического исследования: научность, объективность, историзм. Рассмотрение и изучение любого явления и исторического события производится с учетом конкретных исторических условий. Методика исследования построена на принципе приоритета общечеловеческих ценностей.
В этом плане актуально звучат слова В.О.Ключевского о том, что национальная история выявляет, прежде всего «энергию развития народа»1. Вопрос о социальной и культурной энергетике, ее сути и компонентах, эволюции и результатах сегодня вполне обоснованно выдвигается на первый план. Нами осуществлена попытка использования метода исторического синтеза, применявшегося В.О.Ключевским в анализе долговременных проблем в развитии России, обусловленных особенностями российской колонизации.
Нами последовательно изучены все стадии русско-дагестанского культурного взаимодействия - от первых контактов и узнавания образа жизни и культуры горцев до признания самобытности их культуры и оказания им помощи в освоении российской и мировой культуры. Русско-дагестанские культурные связи рассматриваются как целостная система, возникшая в XIX в. и действующая ныне как важнейший фундамент отношений между Россией и Дагестаном.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в истории Дагестана создается научный труд, специально посвященный судьбам Дагестана в условиях культурного воздействия России. Наши попытки обнаружить аналогичные исследования в других регионах страны оказались безуспешными. Работа Л.А.Перепелицыной «Роль русской культуры в развитии культуры народов Средней Азии»1, выдержанная в стиле идеологизированной исторической литературы советского периода, не является образцовой, учитывая современные общественно-политические реалии.
Применение новых методологических подходов позволило нам попытаться создать принципиально новую, документально аргументированную концепцию русско-дагестанских культурных связей, роль которых во много раз возросла в современный период.
Практическая значимость диссертации. В силу концептуального характера диссертационное исследование и содержащиеся в нем выводы могут стать отправной точкой для пересмотра всего комплекса проблем, связанных с раскрытием цивилизаторской роли России в отношении колониальных окраин». Исследование поможет обогатить учебную литературу по отечественной истории и культурологии, предназначенную для студентов вузов и учащихся средних учебных заведений.
Практическая значимость исследования выявится и в современной политической деятельности, так как диссертация вскрывает корни российско-дагестанского сотрудничества и направлена на укрепление взаимопонимания и дружбы, которые стали особенно актуальными в геополитической ситуации, сложившейся в России на рубеже XX-XXI вв.
Апробация научного исследования. Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре Отечественной истории Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации изложены в публикациях: статьях и тезисах докладов.
Структура диссертации. Исследование построено по проблемно-хронологическому принципу, состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние русской культуры на духовную жизнь народов Дагестана во второй половине XIX - XX вв., 1860-1990-е гг."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активное влияние русской культуры отразилось на различных аспектах культуры дагестанских народов; свидетельством этому являются результаты проведенного диссертационного исследования. Дагестанская культура в результате взаимодействия с русской (а через нее - с европейской) культурой приобрела светскую ориентацию, которая, обогатив духовный опыт народов горного края, способствовала постепенной интеграции Дагестана в европейское культурное пространство.
Основные аспекты, характеризующие влияние русской культуры на становление в Дагестане культуры светского (новоевропейского) типа заключаются в следующем:
- Сложившийся в русской литературе и живописи образ кавказца (горца) способствовал появлению у дагестанцев устойчивого интереса к русскому искусству.
- Общение горцев с представителями русской культуры содействовало формированию лояльного отношения ко всему русскому народу.
- Изучение русскими исследователями истории и культуры горного края стало начальным этапом в исследовательской традиции, инспирировало интерес местного населения к историко-краеведческой деятельности.
- Начавшееся внедрение системы светского образования обусловило необходимость изучения русского языка, знание которого было одним из главных условий для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях России.
- Началось формирование русскоязычной национальной интеллигенции. Дагестанские просветители, общаясь с представителями русской интеллигенции, публикуя свои работы в различных печатных изданиях, получили, таким образом, широкие возможности для интеграции в общероссийское (новоевропейское) культурное пространство.
- Создание в Дагестане печатного и книгоиздательского дела содействовало укреплению позиций русского языка, который стал «языком приобщения народов к достижениям. передовой культуры»1.
В течение XX в. русская культура укрепляла свои позиции в Дагестане в качестве доминирующей культуры. Это было обусловлено государственной программой, направленной на повышение культурно-образовательного уровня народностей многонациональной страны посредством интегрирования «малых народов» в «единую общность -советский народ».
Сложившиеся во второй половине XIX в. предпосылки для развития культурного диалога реализовались в интенсивные двусторонние культурные связи, благодаря которым в жизнь дагестанских этносов входят структуры новоевропейского типа культуры.
- Русское переселенческое движение, направлявшееся на Северный Кавказ, стало одним из важнейших каналов формирования и развития среди населения Дагестана русской национальной группы. Русское население Дагестана, преимущественно городское , способствовало формированию нового истеблишмента, который интегрировался в российские сферы науки и культуры.
- Мероприятия, проводимые в стране в советский период, направленные на разрушение религиозно-этнических традиций, в конечном итоге изолировали Дагестан от восточного мира.
Гамзатов Г.Г. Дагестан: Историко-литературный процесс: Вопросы истории, теории, методологии. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. С. 202. о
Суздальцева И.А. Русское переселенческое движение на Северовосточный Кавказ в конце XIX - начале XX веков: Автореф. дис. . канд. истор. наук. - Махачкала, 1997. С. 18.
Одновременно это способствовало ускоренному восприятию русско-европейской культуры. Таким образом, в дагестанской духовной культуре одновременно существовали две различные парадигмы: старая, отражавшая связь с арабо-мусульманским суперэтносом, и новая, развивающаяся в пространстве русско-европейской культуры.
- Для дагестанской культуры показательна способность «впитывать» новое, сохраняя свои устойчивые традиции, связанные с многовековой принадлежностью к арабоязычной культуре. Исламские традиции, составляющие основу культуры дагестанского общества, продолжают оставаться важными составляющими и после признания русско-европейской культуры в качестве референтной.
- В Дагестане основываются и развиваются профессиональные виды искусства, связанные с европейской культурной традицией: композиторское творчество, изобразительное искусство, театр. Показательно стремительное развитие и соответствие определенным художественным направлениям, свойственным отечественному и зарубежному искусству XX в.
- Опыт русской культуры, заимствования художественных приемов, литературных форм и жанров позволило дагестанской литературе выйти на передовые позиции.
- Формирование системы высшего образования, сети академических научных учреждений состоялось благодаря направлявшимся в Дагестан специалистам из разных регионов страны. Наличие вузов, научно-исследовательских учреждений, академиков свидетельствует о результативности русско-дагестанских научных связей и научном потенциале Дагестана.
- Большое значение в общественной и духовной жизни дагестанцев имеет русский язык - носитель культуры. Переход дагестанцев от местного изолированного языка к национально-русскому двуязычию - показатель степени важности роли русской культуры в исторических судьбах народов Дагестана.
В целом, если в XIX в. развитие Дагестана неразрывно было связано с социально-экономическим, политическим, духовным развитием России, то в течение XX в. эти связи упрочились и являются гарантом стабильного функционирования всех сфер общественной (в том числе культурной) жизни Дагестана. Духовная жизнь народов Дагестана тесно связана с русской культурой.
Список научной литературыАбдулаева, Медина Шамильевна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Источники а) Архивные материалы ЦГА РД
2. Темир-Хан-Шуринское реальное училище, г. Темир-Хан-Шура (1883-1919 гг.). // Ф.76 оп.5а - д. 15, 23, 24, 59, 62, 63, 64, 68, 71-75.
3. Первое отделение канцелярии начальника Дагестанской области. // Ф.126 оп.1 - д. 23.
4. Управление по делам искусств при Совете Министров ДАССР (1936-1953 гг.) // Ф.р-716 оп.5 - д. 14; Ф.р-716 - оп.6 - д. 16.
5. Скраббе А.П, Н.И., В.А, педагоги (1898-1962 гг.). // Ф.р-1225.
6. Ученые Дагестана.//Ф.р-1250-оп.З д. 6, 9-14, 17, 19.
7. Материалы по подготовке к Декаде дагестанского искусства и литературы в г.Москве (1959 г.). // Ф.р-1252 оп.4 - д. 8.
8. Министерство культуры ДАССР (1953-1982 гг.). // Ф.р.-1252 оп.14 -д. 45, 119.
9. Протоколы заседаний правления и секций Союза писателей Дагестана (1934-1949 гг.). // Ф.р-1264 on. 1.б) Материалы рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН
10. Акты Кавказской археологической комиссии, кас. экономической политики России в Закавказье и Дагестане 1800-1849 гг. // Ф. 1 on. 1 -д. 67(1196).
11. Краткий отчет начальника Дагестанской области о состоянии области с 1860 по 1869 гг.//Ф. 1 on. 1 - д. 150(1281).
12. Дорн Б. Теперешнее Кубачи. Статья. Перевод З.Кидаловой. 1872 г. // Ф. 1 on. 1 - д. 149(1280).
13. Записка о преобразовании военно-народных управлений Кавказского края. 1883 г. // Ф. 1 on. 1 - д. 326а (2508).
14. О прекращении зависимых отношений поселян к бекам и кешкелевладельцам, о главных основаниях поземельного устройства населения в Дагестанской области и Закатальском округе. 1910 г. // Ф. 1 — on. 1 — д. 326 (2659).
15. Дирр А. Об обычном праве кавказских горцев. Перевод с нем. Дупенко. // Ф. 1 on. 1 - д. 368 (2629).
16. Кушева Е.Н. Материалы по истории Дагестана XVII в. // Ф. 1 on. 1 -д. 449 (2042).
17. Джон Аберкомби. Путешествие по Восточному Кавказу (перевод З.Омаровой). 1889 г. // Ф. 1 on. 1 - д. 480 (6157).
18. Протоколы заседаний I съезда горцев Северного Кавказа и Дагестана. // Ф.2-оп. 1 — д. 57(1482).
19. Г.Э. Алкадари. Диван ан-Мамнун. Темир-Хан-Шура, 1913 т. II Ф. 15 -on. 1 д. 1356.в) Опубликованные документы и материалы
20. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х годах XIX века: Сб. документов. Махачкала: Даг. кн. изд., 1959. 785 с.
21. История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы. Ред. М.О. Косвен, Х.-М.О.Хашаев. М.: Изд. восточной литературы, 1958. 367 с.
22. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (19171918гг.), Горская республика (1918-1920гг.): документы и материалы. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1994. 440 с.
23. Феодальные отношения в Дагестане. XIX— начало XX вв. Архивные материалы. -М.: Глав. ред. восточной литературы, 1969. 396 с.2. Книги
24. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы.- Махачкала: Даг. кн. изд., 1963. 145 с.
25. Абдулатипов Р.Г. Интернационализм и духовно-нравственное развитие народов Дагестана Махачкала: Даг. кн. изд., 1984. 81 с.
26. Абдулатипов Р.Г., Кадиев З.М. Русско-дагестанские межнациональные отношения. Исторические очерки. Махачкала: Даг. кн. изд., 1990. 128 с.
27. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я» М.: Мысль, 1991. 169 с.
28. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: Политика, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М.: Славянский диалог, 1994. 286 с.
29. Абдулатипов Р.Г. Арабский восток и Россия: Дороги сотрудничества. М.: Славянский диалог, 1996. 47 с.
30. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XX века: Состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славянский диалог, 1996. 255 с.
31. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: Россия и Дагестан жизнь моя и надежда. - М.: Славянский диалог, 1999. 271 с.
32. Абдулгамидова Н.А. Вопросы развития культуры Дагестана в период 80-90-х годов. Статьи, выступления, интервью. -Махачкала: Юпитер, 1998. 192 с.
33. Абдуллаев М.А. Казем-Бек ученый и мыслитель. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1963. 154 с.
34. Абдуллаев М.А. Мыслители народов Дагестана XIX и начала XX вв.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1963. 266 с.
35. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М.: Наука, 1968. 336 с.
36. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 174 с.
37. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль Дагестана в начале XX в. М.: Наука, 1987. 326 с.
38. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана. Махачкала: Юпитер, 1993.352 с.
39. Абдуллаев М.А. Из культурно-философского наследия Дагестана: В 2-х ч. Махачкала: Юпитер, 1994-1995. 345 с.
40. Абдуллаев М.А. Ибрагим-бек Гайдаров. Махачкала: Даг. кн. изд., 1999. 438 с.
41. Абуева З.С. Магомед Гусейнов. Махачкала: Даг. кн. изд., 1992. 28 с.
42. Абуков К.И. Расул Гамзатов поэт и гражданин. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1976. 271 с.
43. Агабабов С.А. Деятели музыкального искусства Дагестана. -Махачкала: Даг. кн. изд., 1960. 152 с.
44. Агагишиева 3.3. Магомед Касумов. Махачкала: Даг. кн. изд., 1991. 22 с.
45. Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. М.: Изд. политической литературы, 1974. 135 с.
46. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала: Даг. кн. изд., 1995. 333 с.
47. Агаев А.А., Магомедов P.M. Дагестанское единство. История и современность. Махачкала: Даг. кн. изд., 1995. 94 с.
48. Алиева В.Ф. Население Дагестана на рубеже веков. Махачкала: Юпитер, 1999. 232 с.
49. Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН,1994. 222с.
50. Ахмедов Д.Н. Гаджибек Гаджибеков человек, ученый, писатель. - Махачкала: Даг. кн. изд., 2002. 120 с.
51. Ахмедов Д.Н. Периодическая печать Дагестана (1900-1940 гг.). -Махачкала: Даг. кн. изд., 1964. 183 с.
52. Ахмедов Д.Н., Вагабов М.В., Магомедов М.М. Дагестан, 14 мая 1970 года. Махачкала: Даг. кн. изд., 1971. 248 с.
53. Ахмедов Д.Н. Современная «Ахты-Наме». Махачкала: Юпитер,2000. 382 с.
54. Ахмедов Д.Н. Дагестан: Вера, надежда, любовь. Махачкала: Даг. кн. изд., 2001. 191 с.
55. Ахмедов Д.Н. Светлая звезда Мирза Али аль-Ахты. Махачкала: Библиотека фонда Шамиля, 2002. 34 с.
56. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М.: Госуд. изд. худож. литературы, 1953. 528 с.
57. Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX в. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1963. 239 с.
58. Бакиханов А.К. Гюлистан-и-Ирам: Из истории Ширвана и Дагестана с древнейших времен до 1913 г. Баку: ЭЛМ, 1991. 304с.
59. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2-х ч. М.: Политиздат, 1989. 4.2. 639 с.
60. Воронкина Н.В. Изобразительное искусство Советского Дагестана. Страницы истории. Махачкала: Даг. кн. изд., 1978. 156 с.
61. Воспоминания «Девы гор». О событиях под Шахдагом в 1848 году. Записки Н.В.Бедирханова. Махачкала: Изд-во Даг. гос. унив-та,1995. 158 с.
62. Габиев С.И. Избранные труды. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН,2001. 416 с.
63. Гаджиев А.-Г. С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Даг. кн. изд., 1966. 62 с.
64. Гаджиев А.-Г.С. Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX начале XX веков: Уч. пособие. -Махачкала: Юпитер, 1996. 136 с.
65. Гаджиев Б.И. Они были в Дагестане. Махачкала: Даг. кн. изд., 1990.256 с.
66. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.: Наука, 1965. 395 с.
67. Гаджиев В.Г., Пикман А.Н. Великие русские революционные демократы о борьбе горцев Дагестана и Чечни. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1972. 74 с.
68. Гаджиев В.Г., Пикман А.Н. Российские демократы о борьбе горцев Дагестана и Чечни в 20-50-е годы XIX века. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1998. 120 с.
69. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Истоки, традиции и своеобразие художественной системы. Махачкала: Даг. кн. изд., 1978. 420 с.
70. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. На путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала: Даг. кн. изд., 1986. 464 с.
71. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс: Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. 309 с.
72. Гамзатов Г.Г. Национальная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. 653 с.
73. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен Возрождения XVIII-XIX вв. -Махачкала: ИИЯЛ ДНЦ РАН, 2000. 324 с.
74. Гамзатов Р.Г. Верность таланту. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. 256 с.
75. Гамзатова П.С. Панорама Ф.А.Рубо «Штурм аула Ахульго». История создания и воссоздания. Махачкала: Юпитер, 2001. 26 с.
76. Гейбатова-Шолохова З.А. Аскар-Сарыджа. Махачкала: Юпитер, 2000. 277 с.
77. Горький A.M. Собр. соч. Т. 27. М.: Гослитиздат, 1953.
78. Гусейнов Г.И. Гасан Алкадари. Махачкала: ООО «Мавел», 2001. 248 с.
79. Даниялов Г.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX начале XX вв. - Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1970. 293 с.
80. Дорн Б. Каспий. О походах древних русских в Табасаране, с дополнительными сведениями о других набегах их на прибрежья Каспийского моря. С.-Пб., 1875.
81. Зиссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867): В 2-х тт. -С.-Пб., 1879.
82. Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана-. Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1982. 144 с.
83. Исмаилов А.Р., Гасанов И.Р. Культура Дагестана. XX век. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1997. 64 с.
84. История Дагестана: В 4-х тт. Т. II. М.: Наука, 1968. 368 с.
85. История Дагестана: В 4-х тт. T.III. М.: Наука, 1968. 426 с.
86. История дагестанской советской литературы: В 2-х тт. 1917-1963. Т. I. Общ.ред. А.Ф.Назаревич, Р.Ф.Юсуфов. Махачкала: ДФ АН СССР, 1967. 418 с.
87. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. М.: Наука, 1971. 475 с.
88. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. 158 с.
89. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 тт. М.:. Наука, 1989.
90. Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана (дореволюционный период). Сост. АА.Исаев. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1989. 298 с.
91. Ключевский В.О. Курс русской истории. 4.1. М.: Мысль, 1987. 437 с.
92. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х кн. Кн. 1. М.: Мысль, 1995. 572 с.
93. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890.
94. Козубский Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. Порт-Петровск, 1890.
95. Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое 50-летие // «Дагестанский сборник». Вып. 1. -Темир-Хан-Шура, 1902.
96. Коркмасов Д. Роль и значение печати в Дагестане. Махачкала, 1925. 25 с.
97. Коркмасова М.А. Дагестанская симфония. Махачкала: Даг. кн. изд., 1990. 104 с.
98. Косвен М.О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник. Т. II. М.: Изд-во. восточной литературы, 1958. 274 с.
99. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI-30-е годы XVIII века). М.: Изд-во АН СССР, 1963. 371 с.
100. Левашова О.Е. А.Алябьев // Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. T.I.: От древнейших времен до середины Х1Хв. М.: Музыка, 1972. 624 с.
101. Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала: Юпитер, 1998. 272 с.
102. Магидов Ш.Г. Проблемы языка обучения и письменности народов Дагестана в культурной революции. Махачкала: Дагучпедгиз, 1971. 127 с.
103. Магомедов Д.М. Некоторые вопросы формирования и развития профессионального искусства Дагестана. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1971. 60 с.
104. Магомедов P.M. Присоединение Дагестана к России // Очерки по истории Дагестана. Вып. 1. Махачкала: Даг. кн. изд., 1950. С.86-155.
105. Магомедов P.M. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. 335 с.
106. Магомедов P.M. Россия и Дагестан. Страницы истории. -Махачкала: Даг. кн. изд., 1987. 128 с.
107. Магометов А.А. П.К.Услар исследователь дагестанских языков. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. 100 с.
108. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала: ДФ АН СССР, 1959. - 114 с.
109. Народные традиции в современном профессиональном искусстве II Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1984. 168 с.
110. Октябрьская революция и рождение национального вопроса в Дагестане. Махачкала: Даг. кн. изд., 1967. 347 с.
111. Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941. М.: Наука, 1987. 320 с.
112. Перепелицина Л.А. Роль русской культуры в развитии культуры народов Средней Азии. М.: Наука, 1966. 124 с.
113. Печать Дагестана (справочник). Сост. А.А. Алиханова. -Махачкала: Даг. кн. изд., 1983. 172 с.
114. Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М.: РОССПЭН, 2000. 511 с.
115. Потто В.А. Кавказская война: В 5 тт. Ставрополь: Кавказский край, 1993.
116. Рамазанов А.Х. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в XIX начале XX веков. -Махачкала: Юпитер, 1997. 107 с.
117. Рамазанов А.Х. Россия и Дагестан XIX начала XX вв.: Социально-экономическое взаимовлияние. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1998. 88 с.
118. Расул Гамзатов. К 50-летию со дня рождения. Указатель литературы. Махачкала: Даг. кн. изд., 1973. 91 с.
119. Ризаханова М.Ш. Дагестанские русские. XIX-XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2001. 188 с.
120. Руновский А. Записки о Шамиле. -М.: Внешторгиздат, 1989. 175 с.
121. Русские писатели о Грузии. Т. I. Сост. В.Шадури. Тбилиси: Заря Востока, 1948. 531 с.
122. Абдуллаев М.А. Влияние России на развитие культуры и общественной мысли народов Дагестана.// Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI начале XX в.: Сб. ст. - Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1988. С.103-112.
123. Адильханов А.Г. К истории становления изобразительного искусства Дагестана// Сб. ст. /Даг. музей изобразительных искусств. Махачкала: Юпитер, 2002. С.69-84.
124. Акбиев С.-М.Х. Дореволюционная книжная культура кумыков // Художественная культура Дагестана XIX в.: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1989. С.156-160.
125. Аскар-Сарыджа Х.-Б. Первые художники дагестанского народа// Искусство Дагестана: Сб. ст. Махачкала: Даг. кн. изд., 1965. С.67-72.
126. Астемирова Ф.Б. Роль русского языка в развитии кумыкского языка // Ученые записки ДГУ. Т.VI. Махачкала: Даг. кн. изд., 1960. С.150-160.
127. Ахмедов М. Размышление с Расулом Гамзатовым // «Даг. правда», приложение «Литературный Дагестан». 23 июня 2001. СЛ.
128. Буржунов Г.Г. Фонетическое освоение русских заимствований дагестанскими языками и его значение в развитии двуязычия // Русский язык и его влияние на развитие дагестанских языков: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1984. С. 55-66.
129. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // ССКГ, вып. I. -Тифлис, 1868.
130. Воронов Н.И. Несколько слов об аварцах // ССКГ, вып. II. Тифлис, 1869.
131. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // ССКГ, вып. III. -Тифлис, 1870.
132. Габиев С.И. Очередной вопрос // «Заря Дагестана», 1912. № 4.
133. Габиев С.И. Владыкой мира будет труд // «Сов. Дагестан», 26 ноября 1920.
134. Габиев С.И. Где право, там и обязанности// «Сов. Дагестан», 25 ноября 1920.
135. Гаджиев А.-Г.С., Абдулкеримов М.М. Из истории книгопечатания и распространения печатной книги в Дагестане (конец XIX начало XX вв.). // Источниковедение средневекового Дагестана: Сб. ст. -Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1986. С. 113-119.
136. Гаджиев В.Г. Присоединение Дагестана к России // Ученые записки ИИЯЛ ДФ АН СССР. Т. 1. Махачкала, 1956. С.7-41.
137. Гаджиев В.Г. Русско-дагестанские взаимоотношения как исследовательская проблема // Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI начале XX вв.: Сб. ст. - Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1988. С.3-15.
138. Гамзатов Г.Г. Интернационалистская миссия русской культуры и русского языка// Блокнот агитатора и политинформатора, 1982. №24. С. 12-17.
139. Гамзатов Р.Г. Друзья, прекрасен наш союз. // «Даг. правда», приложение «Литературный Дагестан». 16 июня 2001. С.3-4.
140. Гамзатов Р.Г. Слово «великий» меня оскорбляет // «Даг. правда», 29 авг. 2001. С.1-3.
141. Гамзатова П.С. Панорама Ф.А.Рубо «Штурм аула Ахульго» // Сб. ст. / Даг. музей изобразительных искусств. Махачкала: Юпитер, 2002. С.35-41.
142. Гарунов Э.Г. Родной язык источник духовного богатства // «Даг. правда», 15 июня 2002. С.З.
143. Гейбатова-Шолохова З.А. Батальные полотна Ф.А.Рубо в дагестанских музеях // Художественная культура Дагестана XIX в.: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1989. С.62-70.
144. Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан (из путевых заметок, веденных на Кавказе в 1860 году) // Военный сборник. Т. XXIII, 1862.
145. Губаханова Р.А. К вопросу об организации управления Дагестана во второй половине XIX в. // Из истории дореволюционного Дагестана: Сб. науч. тр. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1976. С.103-125.
146. Губаханова Р.А. Н.И.Воронов и проникновение передовой прогрессивной культуры России в Дагестан // Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI начале XX в.: Сб. ст. - Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1988. С.121-128.
147. Гюльмагомедов А.Г. Русский язык в кругу языков мира // «Даг. правда», 23 ноября 2001. С.З.
148. Дагирова Д.А. Коллекция графики в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств: // Сб. ст. / Даг. музей изобр. искусств. -Махачкала: Юпитер, 2002. С.54-69.
149. Демченко А.И. К периодизации отечественной музыки XX века // Музыка российских композиторов в контексте культуры XX века. -Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. консерватории, 1999. С.5-7.
150. Дешериев Ю.Д. Общее и специфическое в процессах контактов (языкового взаимодействия) в полиэтнических регионах СССР // Проблемы языкового контактирования в конкретных полиэтнических регионах СССР: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДНЦ РАН, 1991. С.3-5.
151. Джидалаев Н.С. Динамика языковой ситуации в Дагестане и проблема второго языка // Проблемы языкового контактирования в конкретных полиэтнических регионах СССР: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДНЦ РАН, 1991. С.5-7.
152. Джидалаев Н.С. Год языков малочисленных народов // «Даг. правда», 7 нояб. 2001. С.З.
153. Джидалаев Н.С. Вавилон языков. Проблемы гармонизации дагестанско-русского двуязычия // «Даг. правда», 11 июля 2002. С.1-2.
154. Дирр А. Экскурсия по Дагестану // «Кавказ», 1903. № 187.
155. Доного Коркмас М. (Коркмасов М.М.) Вступительная статья // Кавказский художник князь Г.Г.Гагарин. - Махачкала: Даг. кн. изд., 1993. 128 с.
156. Дубровин Н. Поход графа Зубова в Персию в 1796 г. // «Военный сборник», 1874. №№2-6.
157. Загурский JI. П.К.Услар и его деятельность на Кавказе // ССКГ. Вып. X. Тифлис, 1881. С. 1-83.
158. Исаев А.А. О формировании и развитии письменности народов Дагестана // Социологический сборник, вып. I. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1970. С.173-232.
159. Исаев А.А. Проникновение в дореволюционный Дагестан русского языка и его значение в жизни горцев // Русский язык и его влияние на развитие дагестанских языков: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1984. С.44-54.
160. Исаев А.А. У истоков книги // Сов. Дагестан, 1984. №4. С.75-77.
161. Исаев А.А. Арабографическое книгопечатание в Дагестане // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Тез. докладов I Международного конгресса. 4.1. Пятигорск, изд-во ПГЛУ, 1996. С.54-57.
162. Каймаразов Г.Ш. К истории народного образования и науки в национальных республиках и областях Северного Кавказа (19201940гг.) // Ученые записки. Т. XX (Серия общественных наук). -Махачкала, 1970. С.27-58.
163. Каймаразов Г.Ш. Прогрессивное влияние России на духовную культуру дореволюционного Дагестана // Дагестан в составе России: исторические корни дружбы народов России и Дагестана: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1990. С.58-68.
164. Кумехова Л.Е. Советский период в кабардинской музыкальной культуре в контексте исторического времени // Музыка российских композиторов XX века в контексте культуры. Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. консерватории, 1999. С. 14-15.
165. Курбанова М.Н. Печатная книга в Дагестане (к истории изучения) // Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании: Сб. тр. Махачкала, Изд-во Даг. гос. пед. унив-та, 2000. С.56-61.
166. Лугуев С.А. Изменения в традиционной культуре общения народов Дагестана после присоединения к России // Дагестан в составе России: исторические корни дружбы народов России и Дагестана: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДНЦ РАН, 1990. С. 168-172.
167. Магомедов А.Г. К постановке проблемы «Русский язык и его влияние на развитие дагестанских языков» // «Русский язык и его влияние на развитие дагестанских языков»: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1984. С.22-32.
168. Магомедов Г.И. Язык дружбы. Россия в судьбах народов Дагестана // «Даг. правда», 20 марта 2002. С. 1-2.
169. Магомедов М.М. Мир и благополучие каждому дому // «Даг. правда», 1 янв. 1995. СЛ.
170. Магомедов М.М. Выступление по дагестанскому телевидению 26 августа 1999 года II «Даг. правда», 27 авг. 1999. СЛ.
171. Магомедов P.M. Присоединение Дагестана к России -закономерный итог исторического прогресса // Дагестан в составе России: исторические корни дружбы народов России и Дагестана: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДНЦ РАН, 1990. С.4-14.
172. Магомедов P.M. Дагестан в Российской федеративной политической системе //Возрождение, 1994. №1. С.8-11.
173. Магомедова-Чалабова М.И. Дагестанская тематика в творчестве русских художников XIX века // Художественная культура XIX века: Сб. ст. Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1989. С.71-80.
174. Магомедова-Чалабова М.И. Первый профессиональный художник Дагестана // Возрождение, 1995. №2. С.47-48.
175. Муркелинский Г.Б. За единый язык в Дагестане. // Сов. Дагестан, 1971. №4. С.75-76.
176. Мухтаров Д. На страже времени // «Даг. правда», 21 августа 2002. С. 1-2.
177. Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. Вып. I, II. Тифлис, 1868-1869. 156 с.
178. Омаров А. Как живут лаки // ССКГ. Вып. Ill, IV. Тифлис, 1870.
179. Осповат А.Л. Несколько слов об Александре Бестужеве // А.А.Бестужев-Марлинский. Ночь на корабле: Повести и рассказы. -М.: Художественная литература, 1988. С.353-359.
180. Пейкелис М. Л.И.Кармалина // Сов. музыка, 1972. №11. С.84-91.
181. Проблемы языкового контактирования в конкретных полиэтнических регионах СССР. Лексиграфическая специфика описания контактных явлений // Сб. тез. Всесоюз. науч. конф. -Махачкала: ИИЯЛ ДНЦ РАН, 1991. 143 с.
182. С орлом и полумесяцем. Интервью с P.M. Магомедовым II Новое дело, 2002. № 29.
183. Услар П.К. О распространении грамотности среди горцев // ССКГ. Вып.Ш. Тифлис, 1870.
184. Устинов В.А. Поэзия это энергия очищения // «Даг. правда», приложение «Литературный Дагестан». 30 октября 2002. СЛ.
185. Штейнпресс Б.С. Возрожденная серенада // Сов. музыка, 1959. № 8. С.71-77.
186. Якубов М.А. Из истории изучения музыкального фольклора Дагестана в XIX начале XX вв. // Художественная культура Дагестана XIX века: Сб. ст. - Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1989. С.15-31.
187. Диссертации и авторефераты
188. Адцеева Э.В. Формирование и развитие профессионального творчества композиторов Северного Кавказа: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1989. - 18 с.
189. Акбиев С.-М.Х. Зарождение и развитие кумыкской старописьменной художественной книги: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1973. 19 с.
190. Гаджиев А.-Г.С. Прогрессивная роль России, русского народа в истории Дагестана (вторая половина XIX-90-е гг. XX вв.): Дис. в виде научного доклада. докт. истор. наук. Махачкала, 1995. 58 с.
191. Колесникова М.Е. Историко-краеведческая деятельность на Северном Кавказе в конце XVII в. 20-30-е годы XX в. (по материалам Ставрополья): Автореф. дис. . канд. истор. наук. -Ставрополь, 1998. 25 с.
192. Махней С.И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1997. 26 с.
193. Раздольский С.А. Миссионерская деятельность православной церкви на Северном Кавказе в XIX начале XX веков: Автореф. дис. . канд. истор. наук. - Краснодар, 1997. 31 с.
194. Рамазанов А.Х. Политические, социально-экономические и культурные взаимовлияния России и Дагестана в XIX н. XX вв.: Автореф. дис. . докт. истор. наук. - Махачкала, 1998.
195. Суздалыдева И.А. Русское переселенческое движение на Северовосточный Кавказ в конце XIX начале XX веков: Автореф. дис. . канд. истор. наук. - Махачкала, 1997. 19 с.
196. Эмирова JI.A. Кавказская проза А.А.Бестужева-Марлинского: проблема евразийского культурного диалога: Дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2002. 175 с.1. СПИСОК СОКРАЩЕНИИ
197. АКАК Акты Кавказской археологической комиссии.
198. ДГОМ Дагестанский государственный объединенный музей.
199. ДМИИ Дагестанский музей изобразительных искусств.
200. СМОМПК «Сборник материалов для описания местностей иплемен Кавказа». ССКГ «Сборник сведений о кавказских горцах».
201. Рук. фонд ИИАЭ Рукописный фонд Института истории, археологиии этнографии.
202. ЦГА РД Центральный государственный архив Республики1. Дагестан.о ь