автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Влияние юнигианской эстетики на теорию и практику современного искусства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние юнигианской эстетики на теорию и практику современного искусства"
по УН
<•3 п л г* И •>>. '1 С (
Российский научно-исследовательский гостятут искусствознания Министерства культуры Российской Федерации
На правах рукописи
НОРВИЛА Ричардас Владовкч
ВЛЙЯШЕ ЮНШШСКОЙ ЭСТЕТИКИ . НА ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Специальность 09.00.04 - эстетика
Автореферат
диссертации на соискание ученей степени кандидата философских наук
Москва - 18ЭЗ!
Работа выполнена в Российском научно-исследовательском институте искусствознания в Отделе комплексных проблем искусствознания. ,
Научный руководитель -- доктор философских наук,
профессор М„Н,Афасижев,
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор Е.Я„Бассин,
кандидат психологических наук Т.М.Буякас.
Ведущая организация - Институт философии РАН.
Завдта состоится " II " октября 1993 г. в 16 часов на заседании Специализированного совета Д 092.10.04 по присуждению ученых степеней Российского научно-исследовательского института искусствознания (103009 Москва, Козицкий пер., 5).
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотек® института.
Автореферат разослан " 9 " сентября 1993 г.
Ученый секретарь
Специализированного совета, _
кандидат философских наук Беляев Г.А.
) о
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Актуальность теш исследования. Современное искусство представляет собой весьма противоречивый феномен. В первую очередь противоречия проявляются как в оценке произведений современного искусства, так и в рефлексии над процессом художественного творчества, деятельностью художника в целом. Точка зрения, что современное искусство переживает состояние кризиса, скорее указывает на тот факт, что процесс осмысления современного искусства вступил в фазу кризиса. С одной стороны, художественная критика явно не успевает за бурной эволюцией форм и методов современной художественной практики, а с другой - наличие или отсутствие "смысла" и "ценности" в ней никак не метает произведениям современного искусства функционировать в обществе.
В этой связи актуальность выбранной наш темы обусловлена двумя группами факторов, касающихся теоретического осмысления ситуации, сложившейся в современном искусстве, а такке анализа перспектив развития этого явления культуры и, что не менее ваяно -осмысления и анализа методов, используемых в работе современны?.® художниками. В эстетике и художественной критике, особенно в последнее время, достаточно часто используются понятия аналитической психологии Карла Густава Юнга, и для нас актуальной проблемой стало уточнение контекста их использования, равно как и выяснение причин, послуживших основой для применения этих понятий в современной теории искусства и художественной критике.
Что касается практики современного искусства, то мы можем отметить два актуальных момента: во-первых, многие современные художники в своей работе используют чисто психотехнические приемы, соотносимые с практикой юнгианского анализа; во-вторых, практика современного искусства довольно часто определяется как художественно-исследовательская деятельность, во многих случаях близкая к теории и практике аналитической психологии.
Эта близость исследовательских стратегий не является полной неожиданностью, так как научный интерес Юнга был направлен на изучение базовых структур человеческого опыта и основные следствия его исследований не сводимы к сумме чисто психологического знания и в значительной мере затрагивают круг вопросов культурологического и философского характера. Те ке структуры базового
опыта человечества, архетипические и коллективные паттерны - если пользоваться терминологией Юнга - стали актуальным объектом и в современном искусстве.
Кроме того, актуальность теш исследования обусловлена и тем, что юнгианские идеи все чаще используются в качестве базовых концепций для организации выставок произведений современного искусства, для понимания которых необходимо предварительное знакомство с эстетическими аспектами аналитической психология*. Во многих изданиях справочного характера, посвященных проблемам современного искусства, можно встретить замечания методологического характера, базирующиеся на результатах исследований в аналитической психологии^.
Степень изученности проблемы. Систематизация общих взглядов Юнга впервые была предпринята швейцарским ученым Йоландой Якоби. За ней следовали работы ее коллег - Фриды Фродхам и Ание-лы В 1985 году английский аналитик Эндрю Самуэлс публику-
ет фундаментальное исследование "Юнг и его последователи", где подробно анализирует феномен "гагианских школ" в Западной Европе и США и указывает на их сходство и различия. В целом данная монография дает хорошее представление о степени развития учения Юнга на сегодняшний день, но только с точки зрения разработок в области клинической практики.
В современной западной литературе систематические исследования проблем, связанных с аналитико-психологической эстетикой, практически отсутствуют. Отдельные аспекты этой проблематики обсуждались в работах Э.Нойманна, Г.Дикманна и Я.Якоби.
* В качестве примера отметим две такие выставки: "Документа 5" (Кассель. 1972 г.) и "Послание образов" (Цюрих, 1989 г.).
о
В первую очзредь имезтся в виду издание "Справочник по символике в изобразительном искусстве XX в." (Франкфурт, 1980. 542 с.) и помещенная там дискуссия по поводу теоретических положений о символике.
^ См.: Frodham P. An introduction to Junge psychology. - London, 1953. - 128 p.; Jaffe A. From the life and work of C.G.Jung. - London, 1968. - 138 p.
^ См.: Samuels A. Jung und seine Naohfolger. - Stuttgart, 1939. - 4-96 S„
Степень разработанности проблемы в отечественной литературе монет быть рассмотрена в трех планах: общефилософском, психологическом и эстетико-искусствоведческом. Попытки систематизировать взгляды Юнга были предприняты С.Аверенцевым и Д.Ляликовшл в статьях о К.Г.Юнге в "Философской энциклопедии" и "Философском словаре". А.М.Ругкевич в своей работе "От Фрейда к Хайдегге-ру" обращается к -учению К.Г.Юнгз в общем контексте эволюции психоаналитических теорий.
В отечественной психологической литературе Юнгу отводилось сравнительно мало места. В монографиях ^.М.Ждан и М.Ярошевско-го* обсуждаются некоторые положения аналитической психологии, но данное обсуждение ведется в отрыве от рассмотрения эмпирических результатов юнгианского анализа, и в этой связи многие значимые положения аналитической психологии не были освещены в достаточной степени.
Несколько иная ситуация сложилась в эстетической и искусствоведческой литературе. В своей работе Д.Ляликов^ рассматривает такие аспекты юнгианской эстетики, как психологический портрет личности худояника и методы интерпретации произведений искусства. Попытка анализа такого феномена, как творческая фантазия,,в интерпретации представителей аналитической психологии была предпринята С.Аверенцевым^. М.Афасикев справедливо указывает на близость учения Юнга кантианству и рассматривает связь мекду шгиан-ской типологией и эстетической проблематикой4.
В то же время в отечественной литературе практически не встречаются публикации по вопросам взаимодействия юнгианской эс-
^ См.: Ждан A.M. История психологии. - M.f 1990. - 367 е.; Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. - М., 1990.
2
Ляликов Д. К критике юнгианских концепций художественного творчества // 0 современной буржуазной эстетике: Сб.ст. - М., 1963, - С.293-311.
Аверенцев С.С. "Аналитическая психология" К.Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // 0 современной буржуазной эстетике. - М., 1972. - Вып.З. - C.IIQ-I55.
^ Афасккев М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М., I9S0. - 176 с.
тетики с теорией и практикой современного искусства. Исключением здесь являются публикации худояественнис критиков Й.Бакштейна, А.Балашова и Вд.Левашова.
В настоящее время интерес к учению Юнга в нашей стране начинает возрастать. Ой этом свидетельствуют как появившиеся в последнее время перевода работ Юнга на русский язык*-, так и дискуссии по актуальным проблемам современной психологии, где многие положения аналитической психологии рассматриваются с научных позиций2.
Предмет исследования: влияние аналитической психологии на процесс осмысления искусства XX в. и на практику современного искусства в целом.
Цель исследования: определить характер влияния идей аналитической психологии К.Г.Юнга на теорию и практику современного искусства.
Задачи исследования:
- рассмотреть специфику эстетической проблематики в работах К.Г.Юнга а его последователей, а также социально-психологических причин, которые повлекли за собой обращение аналитических психологов к проблемам эстетики;
- оценить степень проникновения и эвристическое значение категорий аналитической психологии в современной эстетике и художественной критике;
- проанализировать основные исследовательские принципы, используемые аналитическими психологами в работах по проблемам современного искусства;
- определить характер влияния юнгианских идей на практику современного искусства и творческие установки западных художников.
Научная новизна к теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
* См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. ~ М., 1991. - 304 е.; Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке // Юнг К.Г. Собр.соч. - М., 1932. - Т.15. - 315 с.
2
Психология и новые идеалы научности: Материалы "круглого сгслг" // Вопросы философии. - 1993. - 1Ь 5. - С.3-43.
- в ходе исследования определено место эстетической проблематики в работах К.Г.Юнга, его учеников и последователей, т.е.
в области знания, где эстетика не существует в качестве самостоятельного раздела, но в то же время играет определенную роль в функционировании системы в целом;
- уточнен характер использования понятий аналитической психологии в современной эстетике и художественной критике. Выяснено, что теоретики искусства обращались к понятиям аналитической психологии в основном тогда, когда предметом их исследования были радикальные и новаторские явления современного искусства модернизма. При этом удалось установить определенную типологию работ по современному искусству, написанных с использованием понятийного аппарата аналитической психологии;
- определена основная проблематика и принципы анализа феноменов современного искусства аналитическими психологами;
- в работе рассмотрены различные типы влияния идей аналитической психологии на практику современного искусства и творчество ряда художников (Дж.Поллок, П.Биркхаузер, О.Дальвит, Р.Даттон, М.Оппенгейм, Р.Хауснер, А.Тапис, Р.Ейсенеггер и некоторые другие);
- рассмотрен новый аспект взаимодействия аналитической психологии и практики современного искусства: параллельность исследовательских стратегий и художественных программ (на примере неодадаизма, поп-арта и концепции "индивидуальных мифологий").
На защиту выносятся следующие положения:
- разработка эстетической проблематики в рамках аналитической психологии непосредственно вытекает из логики исследований феноменологии бессознательного, предпринятых К.Г.Юнгом и его учениками и последователями. Теория личности КЛ'ЛОнга является методологической основой аналитико-психологической эстетики;
- интерес к новому искусству у современных аналитических психологов связан с общей направленностью культурологических исследований в э-дой области, а также вытекает из специфики юнгиан-ского анализа визуальной продукции бессознательного;
- исследование понятий аналитической психочогии в современной эстетике и художественной критике во многом обусловлено состоянием современного искусства, так как многие современные художники пользовались определенными идеями аналитической психологии в своем творчестве;
- в определенных случаях в истории развития современного искусства можно говорить об исследователи кой деятельности как об основной художественной стратегии; в некоторых из них предмет исследования близок к таковому в аналитической психологии.
Методологической основой диссертации выступают:
1) в анализе юсиовных понятий и реконструкции понятийной структуры системы знания аналитической психологии - положение о значении практической деятельности как основополагающей для лкъ «Зоте рода теоретических разработок. Под практикой в узком смысле t!ЛOвa нами понимается практика юнгианского анализа, с которой автор в достаточной степени знаком, так как занимался эмпирическими исследованиями в этой области;
2) в рассмотрении эстетической проблематики в рамках аналитической психологии - феноменологические исследования в области ¡глубинной психологии, проводите £ ршлхах мевдавцитптарных исследований, а также логические основы самой ©ваджтаческоЯ пскхо-•акзгиа. Метод амплификации я телеологического рассмотрения феноменов бессознательного, разработанные Юнгом, служат своеобраз-шт ключом и для понимания места эстетической проблематики в -аналитической психологии;
3) в анализе'взаимодействия теории аналитической психологии ж практики современного искусства - отдельные положения в работах таких авторов, как К.Томас, Г.Рихтер, А.Тапис, рассматривающих основные стратегии и перспективы развития современного шкуссгза, Некоторые возможности рассмотрения отдельных аспектов «практики современного искусства -старались в результате изучения прикладных разработок в рамках юнгианского анализа.
В диссертации использован методологический принцип восхождения от абстрактного к конкретному, в частности, при переходе 'от 'анализа .понятийного аппарата аналитической психологии в це-« к эстетической яроблетаталсэ в рамках .аналитической психоло-ЖШ-, а ткакже при рассмотрении влияния теоретических и исследовательских установок современных художников т их художественна?® гржшу» -При решении всех вышеуказанных проблем автор опирался та достижения современной научной философии и эстетики, исследо-вйййя психики человека в современной психологии и медицине, а также «га работы зарубежных и отечественных ученых, иосвящ&нзае «заразительному искусству XX века.
Практическая значимость исследования. Ряд положений и выводов диссертации могут быть рассмотрены в информативном и методологическом аспектах. Под методологическим аспектом мы подразумеваем попытку осмыслить феномены современного искусства в связи с разработками в области аналитической психологии. Междисциплинарный подход, использованный в данной работе, может содействовать проведению аналогичных исследований или углублению разработки отдельных аспектов взаимовлияния науки и искусства в современной культуре.
Кроме того, ряд выводов диссертации может быть использован для разработки концепций по организации и проведению выставок произведений современного искусства, отечественных авторов в том числе. Результаты работы могут быть использованы и при исследовании западной эстетики и современного искусства модернизма, при чтении лекций по истории и теории западного искусства в вузах и художественных училищах, а также при чтении лекций о современной западной художественной культуре.
Апробация работы. Результаты исследования были обсуждены и одобрены на научных семинарах в Институте К.Г.Юнга в г.Цюрихе ("Анализ сновидений и "активное воображение"", ведущий п^оф. Ф.Х.Янс-Шейдеггер и "Интерпретация картин и рисунков в традиции аналитической психологии", ведущий доц. Д.Ширина), а также на семинарах доктора философских наук Г.Ислера - учебного аналитика Института К.Г.Юнга в г.Цюрихе.
Диссертация обсуждена и одобрена также Отделом комплексных проблем искусствознания Российского института искусствознания.
Круг рассматриваемых вопросов определил структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы на русском и иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, формулируются цели и задачи работы.
Первая глава - "Теория личности К.Г.Юнга -.методологическая основа аналитико-психологической эстетики" - посвящена выяснению степени разработанности эстетической теории в аналитической психологии на основе анализа общепсихологических и культурологических исследований К.Г.Юнга и его школы.
В первом параграфе "Основные понятия "аналитической психологии" К.Г.Юнга дана систематизация основных понятий аналитической психологии с особым учетом социально-психологических причин их возникновения. Как показано в работе, эти понятия возникают на стыке медицинской психологии и философии культуры и являются следствием реализации Юнгом исследовательского метода, близкого к герменевтическому, когда эмпирические данные служат основой для формулирования теоретических гипотез, которые в свою очередь подвергаются верификации с привлечением результатов клинических и культурологических исследований. Такой метод работы определяется исследовательской установкой ученого и сферой его научных интересов, заключающихся во всестороннем изучении феномена жизни и природы человека, рассматриваемых в неразрывной целостности.
В результате исследования в диссертации сделан вывод, что предпосылками для развития аналитической психологии послужили два обстоятельства - диалог с доктриной ортодоксального психоанализа и интроспективные исследования, предпринятые Юнгом в период личностного и творческого кризиса. Следствием первого обстоятельства явилась разработка учения о психологических типах, основой которого явилась дифференциация понятия о либидо, которая повлекла за собой ревизию понятий о субъекте и объекте в глубинной психологии. Отношение субъекта к объекту стало отличительным признаком для определения интровертивного и экстравер-тивного типов. Каждый из них мыслился Юнгом как сочетание базовых психических функций, таких как мышление, чувства, ощущения и интуиция, среди которых выделялись доминантный и рецессивные функции.
Следствием интроспективных исследований явилось учение о трансцендентной функции, структуре бессознательного, где с точки зрения ученого мояно выделить индивидуально-личностный и коллективный уровни, и архетипах коллективного бессознательного. Архетипы вначале понимались Юнгом как врожденные образования, но впоследствии Юнг неоднократно пересматривал это определение и пришел к выводу, что в биологическом смысле можно говорить лишь о наследственности определенных предпосылок, а не уже сформировавшихся образов и сюжетов. Основой для этого пересмотра понятия об архетипах коллективного бессознательного послужили обширные этнографические и культурологические исследования Юнга.
Как показано в работе, основными архетипическими образованиями, с точки зрения Юнга, являются Тень, Персона, Аяима, Ани-мус и Самость. Этот перечень не был ограниченным, так как ученый считал, что нет возможности установить точное количество этих доминант бессознательного. В понимании архетипа в конечном итоге как "вещи в себе" прослеживается сильное влияние Канта, что признавалось и самим Юнгом, когда он говорил о философских предпосылках своей теории.
Самыми доступными для анализа и изучения медиаторами между бессознательным и сознанием Юнг счита? сновидения. Особое внимание он также уделял визуальной продукции бессознательного. Развитая им "методика активного воображения" позволила ему плодотворно исследовать эту область. В итоге Юнг пришел к неавторитарной модели аналитической терапии, где пациент становился полноправным соавтором происходящих во время анализа событий и брал на себя полную ответственность за свой вклад в этот процесс.
Развитый с этих позиций метод "амплификации", заключающийся в поиске параллелей в истории символизма, религиозных и философских учений, служил расширению и углублению понимания как клинических, так и культурологических феноменов и этим в значительной степени отличался от методологического принципа редукции в ортодоксальном психоанализе Фрейда, где явления культуры и искусства рассматривались как простая сублимация энергии бессознательного человека.
Как показано в работе, в теории личности Юнга вакное место уделялось понятию об "индивидуации", которое было разработано Юнгом исходя из телеологического понимания природы психического, где акцентировалось раскрытие индивидуальных особенностей развития человека в процессе его самоопределения как личности.
Влияние восточной философии на Юнга мокно проследить в попытке выделить такой аспект взаимодействия мат'.опального и психического, как их психоидное единство. В этой связи Юнг формулирует гипотезу о синхроничности, предпосылкой для которой послужили представления о времени как о нелинейном процессе.
Пытаясь установить культурологическую преемственность результатов своих исследований, Юнг находит определенные параллели аналитической психологии в ученик гностиков и в алхимии, что в свою очередь значительно расширило спектр его культурологичес-
ких исследований, а также углубило понимание феноменов глубинной психологии.
Во втором параграфе "Проблемы эстетики в работах Юнга и его последователей" дается объяснение специфики эстетической проблематики в исследованиях Юнга и его школы.
По отношению к искусству как целостному явлению культуры Юнг следующим образом определяет свою позицию как психолог-исследователь: по его мнению, предметом психологии, в том числе и глубинной, в первую очередь является художественное образотвор-чество, а не вопрос, что такое искусство само по себе. В работе показано, что именно этот аспект интересовал Юнга более всего, но к его рассмотрению он приступал уже с позиций культуролога, что предполагало и изменение предмета исследования.
К кругу эстетической проблематики можно отнести следующие вопросы, изучением которых Юнг с разной степенью интенсивности занимался, начиная с двадцатых годов: это творческий процесс, его специфика и структура, статус произведения искусства и личностные особенности художника. Полемизируя с ортодоксальным психоанализом, Юнг пришел к выводу, что толкование произведений искусства лишь как выражение личностных особенностей художника является неправомерным, так как любое произведение искусства отсылает нас к более широкому пласту культуры и в известном смысле представляет собой феномен художественной культуры общества.
В диссертации установлено, что следствием общеметодологической установки Юнга, заключающейся в применении метода амплификации и телеологической направленности анализа искусства, явилась постановка следующих вопросов: в чем смысл произведения искусства в обществе? рада чего творит художник? какой специфической цели подчиняется творческий процесс?
В результате своих исследований Юнг приходит к выводу, что подлинный смысл настоящего произведения искусства состоит в движении к приобретению некоторой автономии над конкретными актами его объяснения и интерпретации, всегда по своей сути исторически обусловленными. Это движение к автономии и является тем основанием, которое предполагает изменчивость условий восприятия и интерпретации, исключая возможность раз и навсегда зафиксировать смысл конкретного произведения искусства и определить его ценность в существующей культуре.
Целевая установка творческой личности, с точки зрения Юнга, является реализацией диалектики свободы и необходимости, а его. миссия заключается в компенсации односторонности существующей культурной ориентации средствами искусства, и источник этой деятельности видится Юяту в актуализации архетипически-автономного творческого комплекса, структурирующего образы коллективного бессознательного. Далее, Юнг полагает, что существует некоторый изоморфизм между структурой автономного творческого комплекса и зваково-символической тканью конкретного произведения искусства. .Бели именно творческому автономному комплексу произведение обя-, эано своим рождением, то анализ и рассмотрение этого комплекса возможен лишь постольку, поскольку "перерезана пуповина" и произведение получает статус автономного существования.
Особое внимание Юнг уделял анализу воспитательной функции современного искусства. По мнению ученого, целевая направленность порой шокирующего воздействия произведений современного искусства ориентирует зрителя на интроспективный анализ своих внутренних переживаний. По Юнгу, это воздействие разрушает культурные стереотипы и приближает человека к глубинным основам жизни. Юнг приветствовал новое искусство, так как реализованные в нем стратегии были созвучны его идее о необходимости поиска "индивидуального мифа" как формы индивидуации личности художника.
Как показано в работе, аналитические психологи, работающие в настоящее время и так или иначе касающиеся в своих работах эстетической проблематики, в основном заняты уточнением идей fera применительно к современному искусству. В то же время они представляют целый спектр новых идей в этой области. Среди них стоит отметить анализ структурного сходства практики современного искусства и алхимических опытов учениками Юнга (Г.Дшшанном зг А. Яффе), а также метод выявления "картин из бессознательного", разработанный Й.Якоби, предпринявшей попытку структурно-психологического анализа визуальной продукции бессознательного.
В результате диссертационного исследования делается вывод, что несмотря на тот факт, что аналитическая психология не содержит в качестве составляющей законченной эстетической теории, все же можно говорить о юнгианской эстетике как о суше взглядов, непосредственно вытекающих из базовых разработок в аналитической психологии.
Во второй главе - "Юиианская эстетика и современное искусствознание" - исследуется влияние аналитико-пскхологической эстетики на теорию современного искусства.
В первом параграфе "Аиолитико-психологические категории в современной эстетике" рассмотрена степень интеграции категорий аналитической психологии в современную эстетику и художественную критику.
Как выявлено в процессе исследования, наиболее часто категории аналитической психологии используются в анализе художественного опыта американских абстрактных экспрессионистов.-Эта тенденция отражена в работах западных художественных критиков М.Тудамена, И.Сандлера, Л.Франка и некоторых других. Выбор средств для анализа в данном случае обусловлен тем, что абстрактные экспрессионисты находились под сильным влиянием идей аналитической психологии. Вместе с тем интерпретация конкретных произведений художников этого направления с привлечением понятийного аппарата аналитической психологии в значительной степени расширяет понимание их фигуративных и содержательных характеристик. В контексте аналитической психологии особую значимость приобретают и программные установки художников, направленные на обновление живописи средствами синтеза новейших достижений визуального искусства о традиционной живописью американских индейцев.
Как показано в диссертации, вполне закономерным является обращение к Юнгу и аналитической психологии искусствоведов В. Грасокампа и В.Хан-Магомздовой^ когда они анализируют творчество немецкого художника Ансельма Кифера. На уровне отношения к искусству, его целям и задачам, а также на уровне понимания и интерпретации исторической традиции А.Нифер близок к абстрактным вкспрассионистам. И американские абстракционисты, и А.Кифер обращались как к мифам, так и к роли бессознательного в трансформации традиционной культуры.
В анализе голландским искусствоведом П.Гротом творчества другого немецкого художника - Вигмара Польке встречаются ссылки , на такие понятия аналитической психологии, как "архетип", "пер-
* Грасскамд В. Ансельм Кифер // Флэш Арт (русск.изд.). -1989.,- й I. - С,58-61; Хан-Магомедова В. Миф и история Ансельма Кйфера // Творчество. - 1991. - И 5. - С.26-2?.
сона" и "тень". Выявлено, что использование этих понятий в критической рефлексии во многом обусловлено тематикой работ художника и его творческой установкой, которые рассматриваются исследователем.
В критических работах по различным формам модернистского искусства (хэппенинг, перформанс) можно встретить сопоставление художественных проектов и результатов исследования Юнгом и его учениками такого явления, как синхроничность (К.Томас). В настоящей работе показано, что такой исследовательский прием обусловлен следущими обстоятельствами: ..во-первых, сами художники обращались к определенным разработкам в аналитической психологии, и во-вторых, многие направления в модернизме сформировались под сильным влиянием абстрактного экспрессионизма, где тоже можно наблюдать ассимиляцию юнгианских идей.
В ходе диссертационного исследования установлено, что на сегодняшний день можно констатировать достаточно высокую степень влияния понятий аналитической психологии на современную эстетику и художественную критику. Причины здесь следующие: многие современные художники обращаются в своем творчестве к тем или иным положениям аналитической психологии, и поэтому анализу их творчества помогает привлечение понятийного аппарата, разработанного в этой области глубинной психологии. С другой стороны, использование юнгианских идей для рассмотрения наиболее радикальных направлений в современном искусстве значительно расширяет границы понимания этого явления культуры.
Во втором параграфе "Интерпретация современного искусства в аналитической психологии" исследованы методологические и прикладные разработки аналитических психологов в области современного искусства.
Установлено, что методологические принципы интерпретации произведений современного искусства, разработанные немецким аналитиком Г.Дикманном, являются детализацией традиционных положений Юнга, дополненных привлечением биографического материала для их анализа. В свою очередь американский психолог Джеймс Вай-ли в своем анализе творчества П.Пикассо широко пользуется методом амплификации и этим значительно расширяет культурный контекст, в котором он рассматривает творчество Пикассо, вскрывая в нем внутреннюю связь и структурную идентичность творческого процесса, мифологических построений и алхимической практики.
Другой аналитический психолог - А.Яффе предлагает свою собственную интерпретатнвную модель по отношению к символическому содержанию произведений современного искусства. Она полагает, что в рамках интерпретации можно реализовать две принципиально разные стратегии. Первая заключается в возможности истолкования содержащегося в художественном произведении символа через соотнесение его содержательного и фигуративного аспектов с аналогичными явлениями в истории символизма и образование тем самым амл-лификационно-герменевтического поля интерпретации. Вторая стратегия интерпретации направлена на выяснение символического содержания поведенческих реакций художника.
Как показано в работе, развитием идей Юнга о компенсаторном и комплементарном отношении между сознанием и бессознательным являются разработки Эриха Нойманна в области аналитико-пси-хологической эстетики, где исследователь уделяет особое внимание историческим аспектам современного искусства. Нойманн полагает, что искусство можно понимать как компенсацию устоявшимся культурным канонам и в этом смысле анализ достижений в области искусства может указать пути преодоления кризиса в культуре. Исследователь считает, что современный культурный канон выражает тенденцию к усилению рационалистической ориентации и новое искусство призвано компенсировать эту одностороннюю ориентацию. Свои методологические разработки Э.Нойманн реализует в анализе творчества Генри Мура, где он пытается обнаружить не только символическое содержание отдельных произведений, но и проследить трансформацию символов в динамике их творческого воплощения.
Проделанная в настоящей работе систематизация и критический анализ взглядов аналитических психологов по проблемам нового искусства позволили установить, что предпринимаемые современными авторами исследовательские разработки в этой области значительно расширили сферу применения аналитико-психологических принципов рассмотрения эстетических феноменов. С другой стороны, можно констатировать факт обновления некоторых положений самой аналитической психологии, связанного с обращением аналитиков к эстетической проблематике. Дальнейший диалог этих областей знания мог бы сыграть положительную роль в развитии теоретических разработок по вопросам современного искусства.
Третья глава - "Аналитическая психология и практика современного искусства" - посвящена анализу влияния идей Юнга на практику современного искусства.
В первом параграфе "Идеи аналитической психологии в практике современного искусства. Непосредственное влияние" проведен анализ творчества целого ряда художников, которые были в достаточной степени знакомы с разработками в этой области глубинной психологии и пользовались этими знаниями в своей творческой деятельности.
В этой связи в диссертации рассмотрено творчество Джексона Поллока, Петера Еиркхаузера, Оскара Дальвита, Рейчел Даттон и Мерет Оппенгейм. Все эти художники обращали внимание на разные аспекты аналитической психологии, и это во многом' было обусловлено их личностными особенностями. Повышенное внимание к идеям Юнга возникло у художников в период Второй мировой войны. Практически для каждого из них этот период совпал с переживанием личностного кризиса, и художники пытались средствам! искусства выразить суть этого процесса, найти истоки породивших его причин. Для преодоления же кризиса важными для них оказались идеи Юнга об индивидуации и реальности коллективного бессознательного.
Все эти художники решали разные задачи в области искусства. Установлено, что для Поллока главным было найти точки соприкосновения между современным искусством и искусством американских индейцев и тем самым придать американскому искусству новый импульс - реализовать историческое прошлое в настоящем. Петер Биркхаузер пытался воссоздать сновидческую реальность, подчеркивая при этом ее коллективный и общечеловеческий характер. Оскар Дальвит концентрировал свое внимание на идеях объединения противоположностей и ассимиляции архетипических фигур. Вместе с тем в его живописи прослеживается линия развития от отражения архетипических ситуаций в обыденной жизни до рефлексии этих ситуаций в мифологическом наследии и символизме животного мира. Рейчел Даттон стремилась проникнуть за порог символических содержаний бессознательного и воссоздать первобытную среду нераздельного единства коллективно'! психики. Мерет Оппенгейм работала с игровыми и синтетическими моделями творчества. Центральной проблемой для нее явился поиск своего художественного самоопределения, и художница решает эту проблему, размышляя о дааявюгиае юнгпавс-шас шшй о психической структуре лвтаиостд.
Что касается методов художественного творчества, в работе установлено, что некоторые инновации, реализованные Поллоком и Биркхаузером, имеют непосредственное отношение к разработкам в области теории и практики аналитической психологии. В первую очередь это касается установления контроля при творчестве "прямо из бессознательного", что существенным образом отличает эту стратегию от сюрреалистического "автоматического письма" и приближает к методу "активного воображения", разработанному Юнгом. В русле юнгианских идей оказался и метод сновидческой коррекции процесса живописи, реализованный Биркхаузером. В диссертации приводятся и другие формы влияния юнгианской теории личности на современных западных художников.
Во втором параграфе "Аналитическая психология в художественных программах современного искусства" рассмотрено творчество художников, для которых идеи аналитической психологии были не единственным источником творческого импульса, но вместе с тем играли определенную роль в выборе ими тем и методов для творчества.
Как показано в диссертации, для таких западных художников, как Рудольф Хауснер, Антонио Тапис, Рэне Ейсенеггер и других, идеи Юнга определяли художественную деятельность как психотехнику, позволяющую работать с реальностью бессознательно-психического. Выявлено, что Хауснер средствами живописи исследовал структуру бессознательного- фигуры в его картинах близки к архетипи-ческим, они являются действующими лицами сконструированной художником сновидческой реальности. Антонио Тапис с помощью искусства исследует магические аспекты бессознательного. Рэне Ейсенеггер занимается исследованием структур восточных мандал и пользуется особой медитативной техникой при создании своих художественных символов. У этих художников идеи Юнга являются составной частью мировоззренческой установки и играют важную роль в их художественном творчестве.
Так же и произведения художников поп-арта западные искусствоведы рассматривают в контексте новейших исследований и разработок в области аналитической психологии. Предметным содержанием области пересечения их интересов является процесс демифологизации коллективной и над-персональной реальности и критический анализ "героических" мифов повседневности.
В настоящей работе установлено также, что близкие тенденции можно проследить и в таких формах искусства модернизма, как хэппенинг, перформанс, инвайромент и других. Эти направления современного искусства и аналитическую психологию сближает установка на дезавтоматизацию привычных поведенческих паттернов и формирование установок на творческое восприятие действительности. С другой стороны, художники, работающие в русле создания "индивидуальных мифологий", разрабатывали стратегии реализации личных мифов (М.Бутэ, П.Тэк и Н.Грейвс). Результатом влияния на их творчество идей аналитической психологии явилось воплощение ими на практике идеи Юнга о необходимости творения личного мифа как компенсаторной основы для индивидуального развития человека.
Психологические аспекты алхимии в теории Юнга были значимы для таких художников, как Зигмар Польке и П.П.Пазолини. Далее в работе указывается на близость методов исследования основных аспектов алхимической психотехники у Юнга и упомянутых нами художников. Таким образом, аналитическая психологи,! оказата различное по форме воздействие на творчество западных художников.
В заключении обобщаются результаты и характер влляния юнг--анской эстетики на теорию и практику современного искусства модернизма.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:
1. К.Г.Юнг о природе человека // Человек в контексте глобальных проблем: Сб.ст. / Деп. ИНИОН АН СССР. - М., 1989. -
С.,29-49 (з соавт. с И.Г.Норвила).
2. Аналитическая психология К.Г.Юнга в исследовательских программах современного искусства / Деп. Ин-т К.Г.Юнга (Цюрих) 25.06.93, И йХ 169. - Шафхаузен, 1993. - 58 с.
3. Комплексный метод психокоррекции некоторых пспхосомат::-че^ких заболеваний // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 12Ь£. -?е 4. - С.52-54.
4. Предчувствие неизободн: Каталог / Вступит.стать.-: к -хта-логу выставки. - М., 1989. - С.9-11.