автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Влияния традиционного японского искусства в художественной графике России конца XIX - начала ХХ вв.
Текст диссертации на тему "Влияния традиционного японского искусства в художественной графике России конца XIX - начала ХХ вв."
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА
ВЛИЯНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКЕ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и
архитектура
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
на правах рукописи
КУРАПОВА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА
Научный руководитель: доктор искусствоведения профессор П.А.Кудин
Научный консультант: доктор искусствоведения, профессор Н.А.Яковлева
Санкт-Петербург
1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................3
Глава 1. Особенности проявления традиционного искусства Японии в европейской художественной системе...................14
1.1.0 понятии "влияние" в изобразительном искусстве..............14
1.2.Отражение культурных связей стран Дальнего Востока в творчестве
европейских художников...................................26
1.3.Развитие европейской графики и ее теории в условиях влияния японского искусства во второй половине XIX в............................42
Глава 2.Традиционные формы японского искусства в русской графике конца XIX - начала XX вв........................................56
2.1.Исторические предпосылки появления в России интереса к японскому искусству...............................................56
2.2.Проявление влияний японского искусства в художественной графике России рубежа XIX - XX вв......................■.............71
2.3.Теоретические представления об искусстве графики в России на рубеже XIX - XX вв. и их связь с увлечением японским искусством..........148
Заключение.............................................169
Приложение.............................................172
1.0 создании и печати японской гравюры........................172
2.0 понятиях "графика" и "графичность"........................174
3.0 влиянии искусства стран Северной Европы на развитие русского
искусства конца XIX - начала XX вв............................180
4.Софья Петровна Лихутина и ее оранжерейка в романе Андрея Белого
"Петербург".............................................188
5.0 двух вариантах оформления Александром Бенуа "Медного всадника" А.С.Пушкина............................................ .191
Список литературы
197
Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению проблемы влияния японского искусства на развитие графики в России в конце XIX - начале XX вв. Историко-искусствоведческое по характеру, оно охватывает также ряд вопросов теории искусства, в частности, теории графики и вопросы взаимодействия в изобразительном искусстве.
АКТУАЛЬНОСТЬ Проявление особого интереса к заявленной проблеме в наши дни представляется закономерным. Последние десятилетия XX в. - это период усиленной интеграции России в мировое сообщество и, в том числе, в мировой художественный процесс, выражающейся не только в расширении горизонтов творчества, но и в, так называемой, агрессии масскультуры. Для всех, кого волнуют судьбы отечественной культуры, радость новых открытий в искусстве сочетается с заботами о сохранении национального лица культуры, высоких духовных ценностей, накопленных предшествующими поколениями.
Изучение проблемы влияния японского искусства на русскую графику рубежа XIX - XX вв. предполагает обращение к еще не получившему полного освещения в науке периоду развития отечественого искусства, а также к важной для российского самосознания теме взаимодействия культур Востока и Запада.
Рассмотрение сущности влияния одной художественной системы на другую, /проведенное в данном исследовании на конкретных примерах/, может оказаться полезным 'для выработки критериев оценки его следствий, а также в педагогике искусства.
Представление вопроса о влиянии японского искусства на развитие графики в России в конце XIX - начале XX вв. как самостоятельной научной поблемы обусловлено рядом причин.
Увлеченность японским искусством во второй половине XIX в. в Европе и в начале XX в. в России оценивалась современниками как
выходящая за рамки многочисленных "национальных влияний", харатерных для данной эпохи. В то же время, в их переписке упоминания и, тем более, размышления на эту тему встречаются крайне редко. С одной стороны, этот факт представляется парадоксальным, с другой - объясняет многообразие оценок японского влияния в русской графике искусствоведами более позднего времени.
Хронологическое совпадение периодов увлечения в России японским искусством и формирования "нового", по определению мирискусников, искусства графики позволяет признать эти два явления не просто сосуществующими во времени, но взаимообусловленными.
Преломление восприятия японского искусства в России через призму европейской художественной традиции затрудняет определение того или иного мотива или приема в отечественной графике как "японского".
В свете выше сказанного на первый план выступает анализ внутренних механизмов процесса влияния в искусстве, особенностей творческого мышления ?и видовых особенностей искусства графики. Этим положением и определяется выбор методов настоящего исследования.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: русская графика рубежа XIX - XX
вв.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: проявления влияния японского искусства в искусстве графики в России рубежа XIX - XX вв.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить специфику японского влияния и его роль в развитии русской графики рубежа XIX - XX вв.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- проанализировать современные научные представления о природе влияния в области изобразительного искусства;
- апробировать полученное рабочее понятие "влияние" на матерале произведений "шинуазери" и "японизма" в западноевропейском искусстве;
- определить значение влияния японского искусства на формирование идеи графики как самостоятельного вида искусства в Западной Европе во второй половине Х1Хв.;
- проследить эволюцию восприятия японского искусства в России в XVIII - начале XX в.;
- выявить круг произведений отечественного графического искусства рубежа XIX - начала XX вв.5 в которых присутствуют следы японского влияния и уточнить его характер в каждом конкретном случае; определить степень его осознанности как "японского" в период создания, сравнить с современным восприятием;
- определить роль японского влияния в формировании теоретических представлений об искусстве графики в России на рубеже XIX - XX вв.
СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ:
Анализ литературы, посвященной проблеме влияния японского искусства на развитие графики в России в конце XIX - начале XX вв. показал, что факт японского влияния признан как в отечественном, так и в зарубежном искусствознании. Тем не менее, на сегодняшний день не имеется специальных исследований по этой теме.
Структурная многоплановость исследуемой проблемы определила круг литературы для ее изучения, состоящий из нескольких разделов, каждый из которых отражает
самостоятельную научную сферу. Это работы историко-искусствоведческого характера, рассматривающие отдельные примеры влияния японского искусства на западноевропейское и русское искусство /информационные и аналитические/, а также исследования по теории графики и проблеме взаимодействия в системе культуры.
Анализ историко-искусствоведческой, литературы показал, что на первоначальном этапе /XVIII в./ знакомство русской публики с японским искусством происходило в рамках российско-европейских культурных контактов. При этом восприятие восточного искусства /и Востока в целом/ окрашивалось европейской традицией. Наиболее ранние из обнаруженных диссертантом сообщений отечественных авторов об их непосредственной встрече с произведениями японского искусства содержатся в записках В.М.Головнина /середина 1810-х гг./ и И.А.Гончарова /1850-е гг./. В них выражается восхищение высоким уровнем ремесленного мастерства японцев /ткани, фарфор, лаковые и металлические изделия/.
В 1880-1890-е гг. в русской периодической печати /журналы "Нива", "Живописное обозрение", "Всемирная иллюстрация", "Исторический вестник", "Колосья", "Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки"/ появились публикации, рассказывающие читателю об истории, мастерах, школах, сюжетах и выразительных средствах искусства Японии. Энциклопедические издания начала XX в. /Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, 1904; "История искусства всех времен и народов" под ред. К.Вермана и др./ также содержат разделы, посвященные данной теме. К моменту появления книги С.Гартмана "Японское искусство" /1908/, первого специализированного издания на русском языке, в России сформировалось достаточно полное
представление о японском искусстве, сохранившее свой характер и в последующие десятилетия.
Дальнейшее формирование представлений о японской художественной системе связано с развитием востоковедения в XX в. Знания о ней расширялись, систематизировались и обогащались за счет анализа конкретных произведений, рассмотренных через призму философии и религии японцев /Н.А.Виноградова, Б.Г.Воронова, Т.П.Григорьева, Е.В.Завадская, Н.С.Николаева/.
В особый раздел можно выделить работы, посвященные анализу влияния японского искусства на формирование европейской художественной системы во второй половине XIX в. Научные труды этого раздела наиболее близки к исследуемой проблеме. Сюда относятся переводные работы А.Брюнинга и С.Гартмана /конец XIX в./, а также многочисленные исследования зарубежных авторов нашего столетия /Ives, С.F.; Wichmann S. и др./ Анализ этих трудов позволяет говорить о сложении в зарубежном искусствознании определенной методики изучения японизма в искусстве, основы которой были заложены еще в публикациях журнала С.Бинга "Le Japon Artistique", начиная с 1888 г. Развитием и обогащением этой методики в отечественном искусствознании является труд Н.С.Николаевой "Япония-Европа. Диалог в искусстве" /1996/. Проблеме влияния японского искусства на русское в нем посвящена лишь краткая завершающая глава, носящая обзорный характер и недостаточно полно раскрывающая своеобразие этого процесса в искусстве графики.
При изучении литературного наследия деятелей искусства России рубежа XIX - XX вв. /А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Маковский, Н.Э.Радлов/ зафиксированы случаи неоднократного обращения этих авторов к практическому опыту японских мастеров при осмыслении проблем современного
искусства. В трудах М.А.Волошина /1904/ содержится попытка определения характера художественного мышления японцев.
Отзвуки темы японского влияния можно встретить в печати 1920-х гг. /Л.Розенталь/. В 1930-40-е гг. о японском влияют на развитие графики в России почти не упоминается, в том числе в воспоминаниях И.Э.Грабаря, И.Я.Билибина, К.А.Коровина. В этот период омысление указанной проблемы в отечественном искусствознании не получает дальнейшего развития.
В публикациях второй половины XX столетия размышления о воздействии японского искусства на русское, и в частности на графику, содержатся в трудах А.А.Сидорова /1969/, П.А.Белецкого /1972/, Н.С.Николаевой /1990-е/. Для них характерно признание японского влияния и, одновременно, предостережения от его абсолютизации.
Проблема влияния в культуре и изобразительном искусстве рассматривалась в трудах современных ученых: общекультурологческий аспект /В.С.Библер, М.С.Каган/; взаимоотношения Востока и Запада /Т.П.Григорьева, Е.В.Завадская, М.С.Каган, Н.И.Конрад, Е.Г.Хилтухина/; типология влияния и его механизмы в сфере культуры и искусства /Н.С.Николаева, Ю.М.Лотман/.
Анализ представлений об искусстве графики, сложившихся на рубеже XIX - XX вв. в Европе, автором диссертации сделан на основе работ М.Клингера и У.Крэна; в России - А.Н.Бенуа, И.Э.Грабаря, С.П.Дягилева, С.В.Маковского, Н.Э.Радлова, а также П.А.Белецкого, А.А.Сидорова.
Таким образом, анализ литературы, прямо или косвенно касающейся исследуемой проблемы, показал, что, несмотря на огромный интерес ученых к искусству рубежа XIX - XX вв., в его истории до сих пор остается много "белых пятен". Одно из них -
влияния японского искусства на развитие отечественной графики. Очевидность и признанность этого влияния не проясняют, а скорее притупляют остроту взора исследователя. Поверхностный взгляд, отношение как к одному из многочисленных "национальных" влияний в рамках эклектики не позволяют увидеть проблемности этого феномена искусства.
Проблемность вопроса о японском влиянии в русской графике заключается, прежде всего, в опосредованном характере этого влияния, затрудняющем определение того или иного мотива как "японского". Справедливыми следует признать предостережения искусствоведов от преувеличения значения японского влияния /П.А.Белецкий, А.Брюнинг и др./. В то же время, полное его игнорирование представляется искажающим картину развития искусства.
Особую сложность исследования, отчасти объясняющую неразработанность заявленной проблемы, составляет почти полное отсутствие в эпистолярном наследии и мемуарах русских художников /деятелей искусства/ рубежа XIX - XX вв. материалов о восприятии ими произведений японского искусства. Этот факт представляется парадоксальным, если учесть, что конец XIX -начало XX вв. в отечественной культуре характеризуется увлечением японским искусством, в масштабах, позволяющих современникам /М.А.Волошин, С.А.Щербатов/ говорить о "япономании".
Хронологическое совпадение "япономании" и формирования "нового", по определению мирискусников, искусства графики самими современниками признавалось взаимообусловленными. Осознание этой связи повышает значимость исследуемого явления.
Таким образом, основным методом исследования становится не просто поиск и интерпретация "японских" мотивов, сюжетов и
приемов в произведениях русской графики, но комплексное изучение причин и хода развития процесса японского влияния в отечественном искусстве. Предполагается, что большую глубину рассмотрения этой проблемы обеспечит подход, основанный на осмыслении природы и механизмов процесса влияния /как явления искусства/, особенностей творческого мышления,. а также специфики графики как самостоятельного вида искусства. В рассмотрении заявленной проблемы предполагается опираться на опыт исследований японизма в искусстве Европы.
Первоочередной задачей исследования становится осмысление процесса влияния в изобразительном искусстве /его природы и механизмов/.
Рассмотрение проблемы японских влияний в русской графике требует также уточнения содержания понятия "графика", его понимания отечественном искусствознании рубежа XIX - XX вв. Речь здесь идет о сложении особого феномена в русском искусстве, терминологическое определение которого оказалось достаточно сложным как в момент его формирования, так для современной науки. Определения "русская графика рубежа XIX - XX вв.", "графика мирискусников" и т.п. не отражают точно круг художников, произведений и временные границы исследуемого явления и, вследствие этого могут использоваться лишь условно. Анализ теоретических представлений о природе "графического" позволяет признать наиболее адекватными следующие определения /данные мирискусниками/: "новая графика", "искусство графики", "графика" /в их противопоставлении "графическим искусствам"/. Повторяя вслед за художниками рубежа XIX - XX вв. мысль о "рождении графики" /после многих столетий и даже тысячелетий существования графических искусств/, необходимо отметить, что речь идет о декларированном художниками и теоретиками искусства
конца XIX века сложении совершенно новой художественной системы. Именно в этот период "графика" впервые была осознана как самостоятельный вид искусства, и получила свою теорию.
Выработанная с учетом указанных позиций логика научного исследования определила следующий порядок изложения материала.
Первая глава диссертации является базой исследования. В первом парагафе рассматривается само понятие "влияние" и особенности процесса влияния в изобразительном искусстве. Во втором - на основе разработанной типологии влияния, уточняются его характерстики в случае взаимодействия европейской и дальневосточной художественных систем /влияние восточного искусства на европейское/. В третьем параграфе более пристально рассматривается роль увлечения японским икусством в развитии искусства графики в Западной Европе во, второй половине XIX в. и формирования ее теории.
Вторая глава посвящена рассмотрению японских влияний в отечественной графике конца XIX - начала XX вв. Первый параграф посвящен эволюции восприятия произведений японского искусства в России. Анализ проявлений японского влияния в произведениях отечественной графики рубежа XIX - XX вв. составляет содержание второго параграфа. В третьем рассматривается связь увлечения японским искусством с характером теоретических представлений о графике как самостоятельном виде искусства, сформировавшихся на рубеже XIX -XX вв..
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ: ? произведения русской графики конца XIX - начала XX вв. и западноевропейской графики второй половины XIX в., произведения японского искусства, хранящиеся в музейных собраниях Санкт-Пе