автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Внешнеполитическая стратегия России в развитии российско-польского культурного сотрудничества

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Звягина, Дарья Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
Диссертация по политологии на тему 'Внешнеполитическая стратегия России в развитии российско-польского культурного сотрудничества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Внешнеполитическая стратегия России в развитии российско-польского культурного сотрудничества"

На правах рукописи

ЗВЯГИНА Дарья Александровна

Внешнеполитическая стратегия России в развитии российско-польского культурного сотрудничества

Специальность 23.00.04 — «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Москва - 2014

005550623

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Никитенко Евгений Григорьевич

кандидат исторический наук, профессор Факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Зонова Татьяна Владимировна

доктор политических наук, профессор кафедры дипломатии Московского государственного института международных отношений (МГИМО)

Шишелина Любовь Николаевна

доктор исторических наук, главный научный сотрудник ФГБУН Институт Европы РАН

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Защита состоится 26 июня 2014 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д.504.001.20 по политическим наукам в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: Москва, проспект Вернадского, 84, аудитория 2312 (корпус 1).

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан «_»_2014 г.

И.о. ученого секретаря диссертационного совета доктор философских наук

Т.Г. Богатырева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Западное направление российской геополитики в силу ряда теоретико-философских и культурных проблем веками было осложнено взаимным непониманием, выраженным в конфронтации. Первый рубеж Запада, Восточная Европа, зачастую был плацдармом многих конфликтов и воспринимался обеими сторонами как некая буферная зона, тяготение которой к той или иной стороне означала превосходство этой стороны. С распадом Советского Союза Россия столкнулась с проблемами, угрожающими ее национальной безопасности. И сегодня в свете развертывания средств противоракетной обороны (ПРО) в Европе и расширения НАТО на восток, Восточная Европа является для России регионом, важным в стратегическом плане.

Отношения России и Польши осложнены историческими и политическими противоречиями, детерминированы географическим положением стран. Многие исследователи русско-польских отношений отмечают, что ключом к налаживанию двусторонних отношений может стать культурный диалог. Соглашаясь с этим мнением, автор утверждает, что налаживание взаимоотношений России и Польши возможно посредством развития российско-польского культурного сотрудничества.

В настоящее время как в научном сообществе, так и в политическом руководстве страны все большее внимание привлекает к себе такой относительно новый инструмент внешнеполитической деятельности, как «мягкая сила». Представляя собой некую способность формировать предпочтения других, «мягкая сила» успела себя показать весьма эффективно во внешней политике таких государств, как США и Китай.

Однако, несмотря на то, что Россия активно использует «мягкую силу» для создания своего привлекательного образа, сегодня культурный диалог в российско-польских отношениях недейственен и малоэффективен, невысок уровень культурного сотрудничества.

Причина подобной ситуации, возможно, кроется в трактовке «мягкой силы» как инструмента, служащего культурной экспансии, а не сотрудничеству. Возникает вопрос: являются ли «мягкая сила» и культурное сотрудничество антитезами друг другу?

По мнению автора данного исследования, одним из значимых элементов «мягкой силы» является культурное влияние, основанное на воздействии на культуру страны в целом, на глубинные детерминанты поведения ее носителей. И «мягкая сила», и культурное влияние развертываются в поле культуры, но есть ли отличие между их условиями и механизмами?

Кроме того, налаживанию диалога препятствует сложная совокупность проблем и разногласий, которая так и не была детально изучена и рассмотрена в комплексе с историческими, политическими и культурными особенностями взаимоотношений России и Польши. Необходим целостный подход, который дал бы внятное, осмысленное описание и объяснение узловых моментов отношений.

Российско-польское культурное сотрудничество на современном этапе носит спорадический характер: имеет место нерегулярность контактов и мероприятий, нет общей стратегии развития, учитывающей исторически сложившуюся специфику диалога двух культур.

Все вышеизложенное обусловило актуальность разработки перспективных направлений российско-польского сотрудничества в сфере культуры.

Степень научной разработанности темы исследования.

Возможности культуры в налаживании диалога между государствами известны давно. Лучшее понимание друг друга ведет к изживанию стереотипов и предрассудков. Важность культуры в политике и дипломатии, а также значение культурного влияния нашли отражение в работах Г.Ю. Филимонова, В.А. Абрамовой, Е.М. Астахова, A.C. Балкашина, И.И. Горловой, В.К. Егорова, Т. В. Зоновой, О.Н. Карпухиной, П.А. Николаева, С.В. Погорельской, А. Фоминых, Е.А. Шмагина.

За последние пятьдесят лет культура претерпела беспрецедентные изменения, порожденные скачком в развитии технологий, глобализацией и экзистенциальным кризисом западного общества. Особенности механизмов культуры в современном мире были описаны такими авторами, как Р. Барт, Ж. Бодрийяр, М.Н. Володина, А. Грамши, Х.У. Гумбрехт, Г. Кнабе, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, А. Моль, Н. Луман.

Вопросам методологии использования культурного влияния «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Российской Федерации посвящен ряд заслуживающих внимания отечественных и зарубежных исследований. Так, до сих пор не существует единого, универсального определения «мягкой силы», поэтому в научной литературе этот феномен рассматривается под различными углами зрения: в качестве самобытного явления, части внешнеполитической деятельности того или иного рода, через призму развития современных технологий передачи информации, отдельно или в триаде с «жесткой» и «умной силой».

Отечественные авторы Ю.П. Давыдов, С.И. Косенко, И.В. Радиков и Я.ВЛексютина, М.А.Троицкий и И.А. Зевелев, Е.П. Панова рассматривают непосредственно «мягкую силу», ее механизмы и особенности функционирования. В трудах A.B. Долинского, Т.В. Зоновой, H.A. Цветковой анализируются «мягкая сила» как часть публичной

дипломатии, а не самостоятельный инструмент. Работы А.И. Смирнова,

B.В. Буряка, О.В. Зегонова, И.Н. Кохтюлиной сфокусированы на изучении роли исключительно массовых коммуникаций в этом вопросе, остальные же механизмы «мягкой силы» «выведены за скобки».

Ряд работ исследователей посвящен изучению «мягкой силы» того или иного государства. В зависимости от исторических и культурных реалий «мягкая сила» страны имеет свою специфику, эффективность и потенциал роста. Так, о «мягкой силе» Российской Федерации идет речь в трудах М.М. Лебедевой и К.И. Косачева, где данный феномен рассмотрен в большей степени как инструмент влияния, но не сотрудничества.

Феномен «мягкой силы» получил свою разработку в трудах и зарубежных авторов, в частности, англоязычных: Э. Блинкена, Р. Сноу, P.C. Захарна, Р. Дувалла, К. Норра, М. Барнетта, Дж. Маттерна,

C. Льюкса, французских: В. Курмон, Ф.В Эги, С. Салмон, С. Лепри, Д. Кардон, польских авторов: A.B. Зьэтека, Д. Милошевской, Б. Очепки, Г. Михаловской.

Поскольку данное исследование посвящено российско-польскому сотрудничеству в сфере культуры, автор обратился к российским и польским работам по этой проблематике. Вопросам

восточноевропейского вектора развития внешней политике Российской Федерации в целом посвящены работы Л.Н. Шишелиной, Е.С. Хотьковой, Л.С. Лыкошиной.

Важно отметить, что в научной литературе по-разному рассматриваются перспективы этого сотрудничества. Отечественные авторы Л.Е. Горизонтов, Г.Ф. Матвеев, Ю.В. Иванов, С.И. Иванова, А.Ф. Носкова, A.B. Воробьев и A.B. Шубин и их польские коллеги М. Тымовский, Я. Кеневич и Е. Хольцер полагают, что многовековую антипатию между русскими и поляками преодолеть невозможно в силу ее укоренения в историко-культурной основе двух стран.

Напротив, Н.И. Бухарин, А. Квасневский, Е. Помяновский считают, что диалог возможен и именно в поле культуры. Большинство же исследователей русско-польского вопроса рассматривают исключительно литературу (JI. А. Софронова, М.В. Лескинен, A.B. Липатов, М. Янион, У. Аугустыняк) и историю (Н.С. Лебедева, A.B. Мальгин, Д. В. Боднарчук, Ю.Е. Ивонин, С. Поповский, Л.И. Сараскина, 3. Чечковски, А. Фришке) этих народов, не выявляя их влияния на общекультурный и общеполитический контекст двусторонних отношений.

Таким образом, вся научная литература по данной проблематике распадается на три блока: о «мягкой силе», о роли культуры и о российско-польских историко-политических проблемах. Однако, несмотря на целый ряд научных исследований, посвященных поиску путей улучшения отношений между Россией и Польшей, возможности культурного сотрудничества описаны и разработаны пока еще недостаточно полно.

Объект исследования - внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по развитию российско-польского сотрудничества.

Предметом исследования является российско-польский культурно-политический диалог в двусторонних отношениях.

Целью диссертационного исследования является установление причин непродуктивности российско-польского культурного сотрудничества и разработка направлений внешнеполитической стратегии Российской Федерации в его развитии.

Для достижения этой цели были поставлены и последовательно решены следующие исследовательские задачи:

• подвергнуть политологическому анализу российско-польский культурный диалог: рассмотреть диалог как инструмент внешнеполитического влияния, определить роль и место феномена

«мягкая сила» в культурном диалоге, значение культурного компонента в двустороннем сотрудничестве;

• проанализировать культурное сотрудничество в международных отношениях; выявить факторы, обуславливающие его деятельность;

• разработать механизм комплексного подхода к изучению перспектив культурного сотрудничества Российской Федерации со страной в проблемном регионе;

• проанализировать особенности и перспективы российско-польского сотрудничества в сфере культуры, их исторический контекст, определить направления российско-польского сотрудничества в сфере культуры.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что, культурное сотрудничество России и Польши станет продуктивным, если будет налажен культурный диалог между этими странами.

Научная задача исследования состоит в выявлении факторов, способствующих развитию российско-польского культурного сотрудничества.

Источники, на которые опирается исследование. В качестве источников исследования были использованы документы, отчеты и аналитические выкладки по проблеме изучения культурного влияния, а также принятые конвенции, хартии, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, указы Президента Российской Федерации по этому вопросу.

Рассматривая историю взаимоотношений России и Польши, автор в первую очередь обратился к трудам Я. Длугоша1, средневекового польского историка, А.Ф. Малиновского2, русского сенатора, историка

1 Длугош Я. Грюнвальдская битва. М.-Л: Издательство академии наук СССР, 1962

2 Малиновский А.Ф. Исторические доказательства о давнем желании польского народа присоединиться к России // Записки и труды Общества истории и древностей российских, 1833. -Ч. 6.

XIX века, а также к Историческому обзору деятельности Комитета министров Александра III3.

Внимания также заслуживает Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Епископской Конференции Польши Архиепископа Юзефа Михалика, митрополита Перемышльского, подписанное в Варшаве 17 августа 2012 года, имеющее большую ценность для российско-польского сотрудничества в сфере культуры.

Теоретическую основу исследования составили идеи и труды российских (Г. Кнабе: семиотическая теория культуры, Н.Д. Арутюнова: теория метафоры) и зарубежных ученых (Дж. Най: стратегия непрямых действий, теория «мягкой силы»; Ж. Бодрийяр: теория знака/смысла, А. Моль: теория массовой коммуникации, Н. Луман: теория социальных систем), посвященные международным отношениям в области культурного сотрудничества, его потенциала в деле налаживания двух- и многосторонних отношений, а также в области изучения феномена «мягкой силы».

Методологическая основа исследования базируется на диалектическом методе, системном подходе к изучаемым процессам. В ходе исследования использовались такие методы, как логический и сравнительный анализ, структурный и функциональный анализ, формализованное и неформализованное интервью, опрос экспертов, анализ официальных документов и др.

Результатами диссертации явились следующие, выносимые на защиту положения и выводы, обладающие научной новизной:

3 Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т. 4: Комитет Министров в царствование императора Александра Третьего (1881 г. 2 марта - 1894 г. 20 октября) / Составлено И.И. Тхоржевским; Под ред. статс-секретаря Куломгина. - 1902.

установлена зависимость между использованием «мягкой силы» в трансгрессивных целях и отсутствием культурного диалога между Россией и Польшей;

проанализировано содержание феномена «мягкая сила», сформулированы условия, в которых она применяется и реализуется: неоднонаправленность, транспарентность, многополярность современного мира, глобальность современного мира, появление новых обладателей «мягкой силы», последствия научно-технической революции. Выявлена амбивалентность этого инструмента внешней политики, который в зависимости от целеполагания субъекта может применяться либо в противостоянии, либо сотрудничестве;

выявлены факторы культурного влияния, обуславливающие действенность «мягкой силы» и культурного сотрудничества: фактор «язык», фактор «образ», фактор «информация», фактор «эффект присутствия», фактор «наследие», фактор «образование», фактор «институции»;

разработан комплексный подход к исследованию напряженности во взаимоотношениях между государствами: алгоритм методологического анализа перспектив культурного сотрудничества Российской Федерации со страной в проблемном регионе, определяющий причины разногласий, их культурные основы, а также обозначить пути улучшения культурного сотрудничества;

выявлены и проанализированы характерные черты взаимоотношений России и Польши, которые являются причинами недопонимания и напряженности между странами и народами: взаимопостижение русской и польской культур, славянство, геополитические цели и интересы, «польский вопрос» и специфика его решения, самосознание польской шляхты, догматическое расхождение между католической и православной ветвями христианской церкви;

исходя из политико-культурной ситуации в России и историко-культурной в Польше, обоснован приоритет культурного компонента «мягкой силы» в контексте внешнеполитической стратегии Российской Федерации относительно сотрудничества с Польшей;

сделан вывод, что путем воздействия на факторы культурного влияния представляется возможным сформулировать российско-польский культурный диалог, в поле которого развивается культурное сотрудничество;

разработаны перспективные направления развития российско-польского культурного сотрудничества, имеющие в своей основе воздействие на факторы культурного влияния и учет историко-культурной специфики взаимоотношений двух стран.

Научная новизна исследования заключается в:

1) выявлении амбивалентного характера «мягкой силы», который заключается в том, что данный инструмент внешней политики имеет в той же степени потенциал к налаживанию диалога, в какой - к культурной экспансии. Ключевым моментом, отличающим эти два вектора, является целеполагание субъекта международных отношений;

2) установлении зависимости между использованием «мягкой силы» в трансгрессивных целях и отсутствием культурного диалога между Россией и Польшей;

3) выявлении факторов культурного влияния, обуславливающих действенность «мягкой силы» и культурного сотрудничества;

4) разработке алгоритма методологического анализа перспектив культурного сотрудничества, позволяющего последовательно раскрыть суть противоречить между двумя странами и выявить те аспекты взаимоотношений, в которых возможен диалог.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и анализе значительного количества источников, в

том числе на английском, французском и польском языках, разработке перспективных направлений российско-польского сотрудничества в сфере культуры с целью улучшения двусторонних отношений. Автором предложен целостный подход к изучению «мягкой силы», которая в свою очередь рассматривается в качестве универсального инструмента внешней политики, применяемого как в целях культурной экспансии, так и для развития культурного сотрудничества.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы могут быть использованы для разработки и обоснования предложений органам государственной власти для принятия внешнеполитических решений, а также в качестве материалов для обеспечения образовательного процесса в специализированных высших учебных заведениях Российской Федерации.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: субъекты, ресурсы, технологии» (г.Москва, 2012 г.), на Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества» (г.Тамбов, 2013 г.), на Межвузовском семинаре «Мягкая сила и современные социально-политические коммуникации» (г.Москва, 2013 г.), на Международной конференции «Россия и Европейский Союз: укрепление доверия и формирование позитивного образа сторон через развитие научных контактов и экспертные консультации» (г.Москва, 2013 г.).

Некоторые положения были апробированы в процессе семинарского занятия со слушателями по дисциплине «Культурная дипломатия» в Дипломатической академии МИД Российской Федерации.

По теме диссертации опубликовано 11 научных работ (общим объёмом 3,4 п.л.). 5 работ опубликовано в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, проанализирована степень ее научной разработанности; определены цель и задачи, объект, предмет и новизна диссертационного исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту; раскрыто практическое значение реализации результатов данной диссертационной работы.

В первой главе «Теоретические подходы к исследованию внешнеполитической деятельности Российской Федерации в сфере культуры» рассмотрена особая роль культуры в политической науке, внешней политике и дипломатии, проанализировано культурное влияние в контексте внешнеполитической стратегии Российской Федерации, выявлены факторы культурного влияния, разработан алгоритм методологического анализа перспектив культурного сотрудничества Российской Федерации со страной в проблемном регионе.

В первом параграфе «Роль культуры в международной политической науке, внешней политике и дипломатии» автор обосновал тезис о том, что культура играет важную роль в международных отношениях. Издревле культура имела большое значение как для

отдельного человека (категория цивилизованности), так и для человечества (знаковые системы).

Главная особенность культуры заключается в том, что она вмещает в себя все от этики, норм поведения и идеалов до предметов повседневного быта. Эта черта является залогом ее всеобъемлющего, универсального характера. Поэтому культура присутствует везде. Кроме того, культура неразрывно связана с политикой, ведь морфологию власти в стране можно осмыслить лишь через нее. Культура важна для мировой политики, поскольку налаживание диалога между странами в условиях глобального мира возможно лишь при ее понимании.

Во втором параграфе «Культурное влияние в контексте внешнеполитической стратегии Российской Федерации» проанализировано культурное влияние внешнеполитического актора, которое обусловлено разработанностью и эффективностью впервые определенных автором факторов культурного влияния (фактор «язык», фактор «образ», фактор «информация», фактор «эффект присутствия», фактор «наследие», фактор «образование», фактор «институции»). Каждый фактор рассмотрен в двух аспектах: теоретическом и практическом. Данные факторы в различной трактовке определений уже упоминался в научных работах. Однако ранее исследования факторов культурного влияния не носили систематизированный характер, не рассматривались одновременно в теоретическом и практическом аспектах.

Использование этих факторов с учетом специфики объекта влияния делает возможным улучшение отношения к государству за рубежом, повышение его статуса в глазах граждан других стран, а также нейтрализацию стереотипов и предрассудков. Факторами культурного влияния являются:

1. Фактор «язык» - распространение национального языка с целью вовлечения граждан других стран в свою культуру и образ мысли, а также

использование других национальных языков для улучшения восприятия сообщения. Примером из практики действия этого фактора является открытие языковых школ, а также феномен иновещания (радиостанции «Голос Америки», «Свобода»).

2. Фактор «образ» - воздействие на зрителя посредством знаков, символов, целостных образов и культурных маркёров. Пример - эффект телевидения, кинематографа.

3. Фактор «информация» - продвижение в информационном пространстве собственного видения той или иной ситуации. Пример — глобальные новостные каналы CNN, AI Jazeera, CCTV, Press TV, France24, Russia Today.

4. Фактор «эффект присутствия» — постоянное нахождение культурных маркёров одной страны в культурном пространстве другой. Пример - иностранная реклама, зарубежные телеканалы, рестораны национальных кухонь, иностранные просвещающие программы, компьютерные игры.

5. Фактор «наследие» — знакомство жителей других стран с культурным достоянием и историей своей страны. Пример из практики действия - туризм, культурный обмен, международные исторические акции, исторические реконструкции.

6. Фактор «образование» — предоставление высшего и среднего образования гражданам других стран с целью взращивания лояльных к себе кадров в государственных структурах других государств. Пример — обменные образовательные программы.

7. Фактор «институции» - формирование авторитетных групп для создания институциональных механизмов влияния. Пример - создание агентств, фондов, форумов, неправительственных организаций.

Таким образом, функционирование «мягкой силы» обусловлено факторами культурного влияния, воздействие на которые изменяет характер последствий ее применения.

В третьем параграфе «Алгоритм методологического анализа перспектив культурного сотрудничества Российской Федерации со страной в проблемном регионе» автором разработан и применен алгоритм, который может быть использован для исследования сложившейся ситуации во взаимоотношениях России с той или иной страной региона, определить ее причины, культурные основы, того, что разобщает, и того, что объединяет культуры двух стран, а также описать пути улучшения культурного сотрудничества.

Алгоритм состоит из четырех фаз. В первой фазе устанавливается как характер отношений России со страной X, так и их соответствие интересам нашей страны, определяется приоритетность сотрудничества в культурной сфере.

Во второй фазе алгоритма производится анализ истории взаимоотношений двух стран, при котором учитывается положение стран в системе «центр-периферия», наличие или отсутствие исторического подчинения одной страны другой, равноценность стран на мировой арене, прочность культурных связей.

В третьей фазе проводится анализ и классификация результатов диалога культур России и страны X, причин разногласий и общих основ.

В четвертой фазе алгоритма к «объединяющему» культуры последовательно применяются описанные факторы культурного влияния таким образом, чтобы увеличить роль этих общих основ.

Во второй главе, «Политологический анализ российско-польского культурного диалога», дан анализ подходов к исследованию взаимоотношений России и Польши, в частности в сфере культуры, обосновано значение феномена «мягкая сила» в российско-польском

культурном диалоге, описан культурный диалог как значимый инструмент внешнеполитического влияния, выявлены роль и место феномена «мягкая сила» в культурном диалоге, обоснован приоритет культурного компонента в двустороннем сотрудничестве.

В первом параграфе «Культурный диалог как инструмент внешнеполитического влияния» проанализирована взаимосвязь и взаимозависимость «мягкой силы» и культурного сотрудничества.

По мнению автора, культурный диалог как инструмент внешнеполитического влияния в современном мире неразрывно связан с феноменом «мягкой силы».

В политической науке до сих пор ведется дискуссия о самодостаточности «мягкой силы». С одной стороны, «мягкая сила» без силовой поддержки со стороны «жесткой силы» будет малоэффективной. Однако, с другой стороны, сегодня использование только «жесткой силы» невозможно. В то время как «мягкая сила» дает возможность эффективно соблюдать национальные интересы государства.

По своей сути «мягкая сила» является универсальным инструментом внешнеполитической деятельности государства, поскольку может использоваться и для культурной экспансии, и для культурного сотрудничества. То, как будет проявлять себя «мягкая сила» определяется не ее содержанием, но субъектом ее применяющим.

Во втором параграфе «Роль и место феномена «мягкая сила» в культурном диалоге» дана история возникновения этого феномена, а также его современное состояние. При всей своей современности «мягкая сила» не является новым феноменом. Автор рассмотрел ряд исторических эпох от Древнеримской Империи до СССР и США, и заключил, что «мягкая сила», выраженная в культурном доминировании, всегда была эффективным внешнеполитическим инструментом. Сегодня в связи с информационной революцией и изменением коммуникативной динамики,

применение и функционирование «мягкой силы» обуславливается неоднонаправленностью, транспарентностью, многополярностью, глобальностью современного мира, а также появлением новых обладателей «мягкой силы» и последствиями научно-технической революции.

В третьем параграфе «Приоритет культурного компонента в двустороннем сотрудничестве» рассмотрено культурное влияние в современном мире. Структурно «мягкая сила» распадается на три компонента: экономическое, политическое, культурное влияние. Это три рычага «мягкой силы», которые во многом схожи, однако каждый имеет свою специфику, позволяющую их различать. Автор выделяет культурное влияние, так как, во-первых, оно способно работать с массовым сознанием и взаимодействовать с глубинными культурными паттернами, и во-вторых, актуально для «мягкой силы» России.

Исходя из проведенного анализа, автор выделил особенности «мягкой силы» для международного сотрудничества в современных условиях.

1. Неоднонаправленность. Ни один актор международных отношений не может повлиять на другого, не восприняв этого влияния.

2. Транспарентность. Практически ни один замысел, ни одно действие не может остаться тайным. Все доктрины и планы в скором времени становятся достоянием общественности.

3. Многополярность современного мира. В отличие от времен «холодной войны» сегодня мы имеем дело не с биполярной, но с многополярной системой международных отношений. Следовательно, «мягкая сила» направлена не против стран одного военно-политического блока, или стран, объединенных одной идеологией, но на всех акторов международных отношений, во всем их многообразии.

4. Глобальность современного мира. Объединение мира в глобальную деревню и унификация культуры, ценностей и идей может

привести к ослаблению «мягкой силы» государства, вызванного кризисом ее источников.

5. Появление новых обладателей «мягкой силы». Сегодня неправительственные организации (НПО) составляют конкуренцию государствам. Имея обширный информационный ресурс, НПО создают собственную «мягкую силу» и через нее формируют общественное мнение, выгодное для себя.

6. Последствия научно-технической революции. За последние двадцать лет произошел огромный рывок в эволюции технических средств массовых коммуникаций. Каждый человек получил доступ к информационному пространству планеты. Для «мягкой силы» это означает, с одной стороны, упрощение способов донесения сообщения до адресата, с другой - адресат имеет доступ и к альтернативным источникам информации.

В третьей главе «Особенности и перспективы российско-польского сотрудничества в сфере культуры» в качестве примера был применен вышеописанный алгоритм методологического анализа перспектив культурного сотрудничества к взаимоотношениям России и Польши, в связи с чем автор проанализировал исторические особенности отношений России и Польши; возможности и особенности российско-польского культурного сотрудничества, разработал перспективные направления российско-польского сотрудничества в сфере культуры.

В первом параграфе «Исторические особенности взаимоотношений Российской Федерации и Республики Польша» автор рассмотрел историю взаимоотношений России и Польши и сделал вывод о том, что вопреки часто озвучиваемому мнению в отношениях России и Польши можно найти не только то, что разобщает страны, но и то, что объединяет их.

Во втором параграфе «Анализ возможностей и особенностей российско-польского культурного сотрудничества», учитывая идейно-теоретический аспект взаимодействия культур России и Польши, автор выявил, исследовал и впервые систематизировал культурные особенности взаимоотношений этих двух стран.

1. К «себе» через «другого». Глубинная взаимосвязь русской и польской культуры прочитывается в их взаимовосприятии. Для русского поляк - это «внутренний другой»: похожий, но не полностью, родной, но не совсем. Для поляка русский — напоминание о его славянских корнях.

2. Славянство. Хотя «славянство» в веках ушедших часто использовалось для всевозможных спекуляций, с тезисом о том, что и русский, и польский народ принадлежат к славянской этноязыковой общности спорить невозможно. Как отмечал А. Мицкевич, именно русские и поляки обладают наибольшим потенциалом среди других славянских народов, поэтому только они и способны создать некий славянский союз.

3. Геополитические цели и интересы. Как уже отмечалось выше, Россия и Польша долгое время соперничали между собой на пути к имперскому статусу. Стоит отметить, что ввиду своего географического положения Польша геополитически осознавала себя зажатой между Россией и Германией, поэтому исторически опасалась и опасается возобновления имперской политики со стороны России, и нового «Drang nach Osten» от Германии.

4. «Польский вопрос» и его решение. Попытки решения «польского вопроса» оставили неизгладимый след как в культуре России, так и в культуре Польши. В большинстве случаев царская политика, в стремлении интегрировать поляков в Российскую Империю совершенно не учитывала их социокультурные особенности: сарматизм, католицизм, гражданское общество.

5. Самосознание польской шляхты - сарматизм. Сарматизм как специфическое мировоззрение польской элиты сложился к XVI веку. Основанный на олигархии, власти нескольких равных по достатку и знатности семей, сарматизм предполагал их уникальность, даже этническую богоизбранность. Отдаленно напоминавший идеал средневекового рыцарства, сарматизм не распространялся на другие сословия, из чего можно сделать вывод об исторической обособленности польской элиты от своего народа.

6. Две религии, два образа мысли. В 1054 году в христианском мире произошло четкое размежевание православных и католиков. Это повлекло за собой различия не только в религиозных представлениях, но и в культурах. Не вдаваясь в теологические выкладки, отметим, что католики, признавая тезис йНодие4, возвышают человека, почти уравнивая его с божеством, а православные, отвергая его, проводят четкую линию между сакральным и профанным, божественным и мирским. Из этого следует и разное понимание человека и его прав, и различные методологии изучения в философии, и несхожий подход к политическому мироустройству.

Особенность российско-польского культурного сотрудничества заключается в том, что оно должно быть точечным, то есть воздействовать на «общие места», увеличивая их значение и всячески привлекая к ним внимание, и не затрагивая имеющиеся «болевые точки».

В третьем параграфе «Разработка перспективных направлений российско-польского сотрудничества в сфере культуры» автор разработал перспективные направления российско-польского культурного сотрудничества, в основе которых лежит использование факторов культурного влияния.

4 В католической догматике Дух Святой в контексте Троицы исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына, в православной — только от Бога-Отца.

1. Фактора «образ»: использование славянских и христианских мотивов в создании привлекательного образа российского общества средствами массовой информации, кинематографии, литературы, изобразительного искусства.

2. Фактор «язык»: распространение русского языка в Польше путем открытия языковых школ, публикация печатных изданий, ориентированных на польского читателя, а также теле- и радио- трансляция в Польше программ на русском языке.

3. Фактор «информация»: внедрение средствами массовой информационной политики установок на широкое освещение в СМИ совместной деятельности государственных органов, а так де институтов гражданского общества России и Польши в различных сферах, имеющей выраженные позитивные результаты.

4. Фактор «наследие»: увеличение количества проектов по представлению русских культурных ценностей в Польше и польских в России, развитие культурно-познавательного и этнографического туризма между этими странами с установкой на акцентирование светлых моментов нашей общей истории (например: «Грюнвальдская битва», «Польский костюм в русской моде»),

5. Фактор «эффект присутствия»: задействование всех средств передачи информации (от интернета до наружной рекламы) для вовлечения польского зрителя/читателя в культуру России, постоянное присутствие русской культуры в Польше.

6. Фактор «образование»: развитие обменных программ учениками и студентами между средними и высшими учебными заведениями России и Польши, увеличение числа польских студентов в российских ВУЗах, а также трансляция российских образовательным теле- и радио- программ на польском телевидении.

7. Фактор «институции»: увеличение числа совместных политических, экономических и культурных проектов России и Польши, участия в международных организациях и форумах, программах помощи, а также деятельность российских гражданских организаций в Польше. Создание платформы для взаимодействия гражданских обществ России и Польши.

Автор предлагает следующие меры по развитию российско-польского сотрудничества в сфере культуры:

■ Увеличение количества культурных связей между Россией и Польшей необходимо для расширения поля действия культурного влияния Российской Федерации.

■ Как русским, так полякам нужно избавиться от стереотипов во взглядах друг на друга. Достичь этой цели можно через просветительскую деятельность культурных центров за рубежом.

■ Не стоит экстраполировать проблемы в одной области совместной деятельности на все остальные. Это порождает лишь неразбериху и хаос.

■ Россия и Польша должны не дать себя рассорить силам, заинтересованным в их конфликте, и во главу угла ставить свои добрососедские отношения.

" Важно учитывать социокультурную специфику польского мировосприятия: идеал сарматизма, католическое вероисповедование и образ мысли, историческое тяготение к гражданскому обществу, историческая лимитрофизация.

■ Необходим культурный диалог, направленный в обе стороны: не только полякам необходимо больше знать о русской культуре, но и русским о польской, так как положительный образ государства формируется во многом благодаря общению с представителями этого государства.

В заключении автор отметил, что главный смысл настоящего диссертационного исследования видится в определении причин недейственности российско-польского культурного сотрудничества

на современном этапе и разработке направлений внешнеполитической стратегии Российской Федерации в его развитии. Ключевым пунктом является трактовка «мягкой силы» в качестве инструмента для формирования диалога, который в свою очередь создаст поле для действенного культурного сотрудничества.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, научные и исследовательские задачи, поставленные перед диссертационным исследованием, выполнены. Цель диссертационной работы достигнута.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях.

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования результатов диссертационных исследований:

1. Звягина Д.А. «Мягкая сила»: структурный анализ // Всероссийский научный и общественно-просветительский журнал «Инициативы XXI века». Москва: ИБПУ, 2012. № 3. С. 135-138.

2. Звягина Д.А. Культурное влияние как компонент «мягкой силы» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11. Ч. 2. С. 94-98.

3. Звягина Д.А. Сила государства: «мягкая», «жесткая», «умная» // Вестник Университета. Москва: ФГБОУВПО «Государственный университет управления», 2012. № 18. С. 249-252.

4. Звягина Д.А. Роль Россотрудничества в применении «мягкой силы» Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3. Ч. 2. С. 111-114.

5. Звягина Д.А. Россия и Польша: основы дискурса // Дипломатическая служба. Москва: Панорама, 2013. № 2 С. 69-75.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

1. Звягина Д.А. Факторы культурного влияния в международных отношениях // Федерация. Научный журнал. 2013. №1-4. С. 6-9.

2. Звягина Д.А. Структура и составляющие «мягкой силы» // Федерация. Научный журнал. 2013. №1-4. С. 4-6.

3. Звягина Д.А. «Мягкая сила» как значимый инструмент внешнеполитического влияния // Объединённый научный журнал. 2013. №3-4. С. 3-5.

4. Звягина Д.А. Деятельность Россотрудничества в контексте улучшения имиджа России//Федерация. Научный журнал. 2013. №1-4. С. 9-12.

5. Звягина Д.А. Применение «мягкой силы» во взаимоотношениях России и Польши//Объединённый научный журнал. 2013. № 3-4. С. 5-9.

6. Звягина Д.А. «Мягкая сила» как инструмент обеспечения национальной безопасности государства в условиях глобализации. // Сб. «Научная индустрия европейского континента» / Прага. 2013. С. 90-92

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук ЗВЯГИНА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Тема диссертационного исследования: «ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКО-ПОЛЬСКОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Научный руководитель: Никитенко Евгений Григорьевич

кандидат исторических наук, профессор

Изготовление оригинал - макета: Звягина Дарья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Подписано в печать 05 мая 2014 г. Объем 1,0 п л. Тираж: 80 экз. Заказ № 350 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, Москва, пр-т Вернадского, 39 тел. 8 (495) 363-78-90, wvvv.reglet.ni

 

Текст диссертации на тему "Внешнеполитическая стратегия России в развитии российско-польского культурного сотрудничества"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

04201 ¿г 5 9037

ЗВЯГИНА Дарья Александровна

Внешнеполитическая стратегия России в развитии российско-польского культурного сотрудничества

Специальность 23.00.04 - «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель: кандидат исторический наук, профессор Никитенко Е. Г.

Москва - 2014

Содержание

Введение...........................................................................................3

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию внешнеполитической деятельности Российской Федерации

в сфере культуры................................................................................13

1.1 Роль культуры в международной политической науке, внешней политике и дипломатии....................................................................................13

1.2 Культурное влияние в контексте внешнеполитической стратегии Российской Федерации........................................................................25

1.3 Алгоритм методологического анализа перспектив культурного сотрудничества Российской Федерации со страной в проблемном регионе............................................................................................50

Глава 2. Политологический анализ российско-польского культурного диалога.........................................................................................................................60

2.1. Культурный диалог как инструмент

внешнеполитического влияния ..............................................................60

2.2. Роль и место феномена «мягкая сила»

в культурном диалоге..........................................................................73

2.3. Приоритет культурного компонента в

двустороннем сотрудничестве................................................................88

Глава 3. Особенности и перспективы российско-польского

сотрудничества в сфере культуры.........................................................103

3.1 Исторические особенности взаимоотношений

Российской Федерации и Республики Польша..........................................103

3.2 Анализ возможностей и особенностей

российско-польского культурного сотрудничества......................................117

3.3 Разработка перспективных направлений

российско-польского сотрудничества в сфере культуры.............................130

Заключение........................................................

Список литературы диссертационного исследования

Введение

Актуальность темы исследования. Западное направление российской геополитики в силу ряда теоретико-философских и культурных проблем веками было осложнено взаимным непониманием, выраженным в конфронтации. Первый рубеж Запада, Восточная Европа, зачастую был плацдармом многих конфликтов и воспринимался обеими сторонами как некая буферная зона, тяготение которой к той или иной стороне означала превосходство этой стороны. С распадом Советского Союза Россия столкнулась с проблемами, угрожающими ее национальной безопасности. И сегодня в свете развертывания средств противоракетной обороны (ПРО) в Европе и расширения НАТО на восток, Восточная Европа является для России регионом, важным в стратегическом плане.

Отношения России и Польши осложнены историческими и политическими противоречиями, детерминированы географическим положением стран. Многие исследователи русско-польских отношений отмечают, что ключом к налаживанию двусторонних отношений может стать культурный диалог. Соглашаясь с этим мнением, автор утверждает, что налаживание взаимоотношений России и Польши возможно посредством развития российско-польского культурного сотрудничества.

В настоящее время как в научном сообществе, так и в политическом руководстве страны все большее внимание привлекает к себе такой относительно новый инструмент внешнеполитической деятельности, как «мягкая сила». Представляя собой некую способность формировать предпочтения других, «мягкая сила» успела себя показать весьма эффективно во внешней политике таких государств, как США и Китай.

Однако, несмотря на то, что Россия активно использует «мягкую силу» для создания своего привлекательного образа, сегодня культурный диалог в российско-польских отношениях недейственен и малоэффективен, невысок уровень культурного сотрудничества.

Причина подобной ситуации, возможно, кроется в трактовке «мягкой силы» как инструмента, служащего культурной экспансии, а не сотрудничеству. Возникает вопрос: являются ли «мягкая сила» и культурное сотрудничество антитезами друг другу?

По мнению автора данного исследования, одним из значимых элементов «мягкой силы» является культурное влияние, основанное на воздействии на культуру страны в целом, на глубинные детерминанты поведения ее носителей. И «мягкая сила», и культурное влияние развертываются в поле культуры, но есть ли отличие между их условиями и механизмами?

Кроме того, налаживанию диалога препятствует сложная совокупность проблем и разногласий, которая так и не была детально изучена и рассмотрена в комплексе с историческими, политическими и культурными особенностями взаимоотношений России и Польши. Необходим целостный подход, который дал бы внятное, осмысленное описание и объяснение узловых моментов отношений.

Российско-польское культурное сотрудничество на современном этапе носит спорадический характер: имеет место нерегулярность контактов и мероприятий, нет общей стратегии развития, учитывающей исторически сложившуюся специфику диалога двух культур.

Все вышеизложенное обусловило актуальность разработки перспективных направлений российско-польского сотрудничества в сфере культуры.

Степень научной разработанности темы исследования. Возможности культуры в налаживании диалога между государствами известны давно. Лучшее понимание друг друга ведет к изживанию стереотипов и предрассудков. Важность культуры в политике и дипломатии, а также значение культурного влияния нашли отражение в работах Г.Ю. Филимонова, В.А. Абрамовой, Е.М. Астахова, A.C. Балкашина, И.И. Горловой, В.К. Егорова, Т. В. Зоновой, О.Н. Карпухиной, П.А. Николаева, C.B. Погорельской, А. Фоминых, Е.А. Шмагина.

За последние пятьдесят лет культура претерпела беспрецедентные изменения, порожденные скачком в развитии технологий, глобализацией и экзистенциальным кризисом западного общества. Особенности механизмов культуры в современном мире были описаны такими авторами, как Р. Барт, Ж. Бодрийяр, М.Н. Володина, А. Грамши, Х.У. Гумбрехт, Г. Кнабе, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, А. Моль, Н. Луман.

Вопросам методологии использования культурного влияния «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Российской Федерации посвящен ряд заслуживающих внимания отечественных и зарубежных исследований. Так, до сих пор не существует единого, универсального определения «мягкой силы», поэтому в научной литературе этот феномен рассматривается под различными углами зрения: в качестве самобытного явления, части внешнеполитической деятельности того или иного рода, через призму развития современных технологий передачи информации, отдельно или в триаде с «жесткой» и «умной силой».

Отечественные авторы Ю.П. Давыдов, С.И. Косенко, И.В. Радиков и Я.В.Лексютина, М.А.Троицкий и И.А. Зевелев, Е.П. Панова рассматривают непосредственно «мягкую силу», ее механизмы и особенности функционирования. В трудах A.B. Долинского, Т.В. Зоновой, H.A. Цветковой анализируются «мягкая сила» как часть публичной дипломатии, а не самостоятельный инструмент. Работы А.И. Смирнова, В.В. Буряка, О.В. Зегонова, И.Н. Кохтюлиной сфокусированы на изучении роли исключительно массовых коммуникаций в этом вопросе, остальные же механизмы «мягкой силы» «выведены за скобки».

Ряд работ исследователей посвящен изучению «мягкой силы» того или иного государства. В зависимости от исторических и культурных реалий «мягкая сила» страны имеет свою специфику, эффективность и потенциал роста. Так, о «мягкой силе» Российской Федерации идет речь в трудах М.М. Лебедевой и К.И.

Косачева, где данный феномен рассмотрен в большей степени как инструмент влияния, но не сотрудничества.

Феномен «мягкой силы» получил свою разработку в трудах и зарубежных авторов, в частности, англоязычных: Э. Блинкена, Р. Сноу, P.C. Захарна, Р. Дувалла, К. Норра, М. Барнетта, Дж. Маттерна, С. Льюкса, французских: В. Курмон, Ф.В Эги, С. Салмон, С. Лепри, Д. Кардон, польских авторов: A.B. Зьэтека, Д. Милошевской, Б. Очепки, Г. Михаловской.

Поскольку данное исследование посвящено российско-польскому сотрудничеству в сфере культуры, автор обратился к российским и польским работам по этой проблематике. Вопросам восточноевропейского вектора развития внешней политике Российской Федерации в целом посвящены работы Л.Н. Шишелиной, Е.С. Хотьковой, Л.С. Лыкошиной.

Важно отметить, что в научной литературе по-разному рассматриваются перспективы этого сотрудничества. Отечественные авторы Л.Е. Горизонтов, Г.Ф. Матвеев, Ю.В. Иванов, С.И. Иванова, А.Ф. Носкова, A.B. Воробьев и A.B. Шубин и их польские коллеги М. Тымовский, Я. Кеневич и Е. Хольцер полагают, что многовековую антипатию между русскими и поляками преодолеть невозможно в силу ее укоренения в историко-культурной основе двух стран.

Напротив, Н.И. Бухарин, А. Квасневский, Е. Помяновский считают, что диалог возможен и именно в поле культуры. Большинство же исследователей русско-польского вопроса рассматривают исключительно литературу (Л. А. Софронова, М.В. Лескинен, A.B. Липатов, М. Янион, У. Аугустыняк) и историю (Н.С. Лебедева, A.B. Мальгин, Д. В. Боднарчук, Ю.Е. Ивонин, С. Поповский, Л.И. Сараскина, 3. Чечковски, А. Фришке) этих народов, не выявляя их влияния на общекультурный и общеполитический контекст двусторонних отношений.

Таким образом, вся научная литература по данной проблематике распадается на три блока: о «мягкой силе», о роли культуры и о российско-польских историко-политических проблемах. Однако, несмотря на целый ряд научных исследований, посвященных поиску путей улучшения отношений

между Россией и Польшей, возможности культурного сотрудничества описаны и разработаны пока еще недостаточно полно.

Объект исследования - внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по развитию российско-польского сотрудничества.

Предметом исследования является российско-польский культурно-политический диалог в двусторонних отношениях.

Целью диссертационного исследования является установление причин непродуктивности российско-польского культурного сотрудничества и разработка направлений внешнеполитической стратегии Российской Федерации в его развитии.

Для достижения этой цели были поставлены и последовательно решены следующие исследовательские задачи:

• подвергнуть политологическому анализу российско-польский культурный диалог: рассмотреть диалог как инструмент внешнеполитического влияния, определить роль и место феномена «мягкая сила» в культурном диалоге, значение культурного компонента в двустороннем сотрудничестве;

• проанализировать культурное сотрудничество в международных отношениях; выявить факторы, обуславливающие его деятельность;

• разработать механизм комплексного подхода к изучению перспектив культурного сотрудничества Российской Федерации со страной в проблемном регионе;

• проанализировать особенности и перспективы российско-польского сотрудничества в сфере культуры, их исторический контекст, определить направления российско-польского сотрудничества в сфере культуры. Научная гипотеза исследования состоит в том, что, культурное

сотрудничество России и Польши станет продуктивным, если будет налажен культурный диалог между этими странами.

Научная задача исследования состоит в выявлении факторов, способствующих развитию российско-польского культурного сотрудничества.

Источники, на которые опирается исследование. В качестве источников исследования были использованы документы, отчеты и аналитические выкладки по проблеме изучения культурного влияния, а также принятые конвенции, хартии, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, указы Президента Российской Федерации по этому вопросу.

Рассматривая историю взаимоотношений России и Польши, автор в первую очередь обратился к трудам Я. Длугоша1, средневекового польского

л

историка, А.Ф. Малиновского , русского сенатора, историка XIX века, а также к

о

Историческому обзору деятельности Комитета министров Александра III .

Внимания также заслуживает Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Епископской Конференции Польши Архиепископа Юзефа Михалика, митрополита Перемышльского, подписанное в Варшаве 17 августа 2012 года, имеющее большую ценность для российско-польского сотрудничества в сфере культуры.

Теоретическую основу исследования составили идеи и труды российских (Г. Кнабе: семиотическая теория культуры, Н.Д. Арутюнова: теория метафоры) и зарубежных ученых (Дж. Най: стратегия непрямых действий, теория «мягкой силы»; Ж. Бодрийяр: теория знака/смысла, А. Моль: теория массовой коммуникации, Н. Луман: теория социальных систем), посвященные международным отношениям в области культурного сотрудничества, его потенциала в деле налаживания двух- и многосторонних отношений, а также в области изучения феномена «мягкой силы».

Методологическая основа исследования базируется на диалектическом методе, системном подходе к изучаемым процессам. В ходе исследования

1 ДлугошЯ. Грюнвальдская битва. М.-Л: Издательство академии наук СССР, 1962

2 Малиновский А.Ф. Исторические доказательства о давнем желании польского народа присоединиться к России // Записки и труды Общества истории и древностей российских, 1833. -Ч. 6.

Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т. 4: Комитет Министров в царствование императора Александра Третьего (1881 г. 2 марта - 1894 г. 20 октября) / Составлено И.И. Тхоржевским; Под ред. статс-секретаря Куломгина. - 1902.

использовались такие методы, как логический и сравнительный анализ, структурный и функциональный анализ, формализованное и неформализованное интервью, опрос экспертов, анализ официальных документов и др.

Результатами диссертации явились следующие, выносимые на защиту положения и выводы, обладающие научной новизной:

установлена зависимость между использованием «мягкой силы» в трансгрессивных целях и отсутствием культурного диалога между Россией и Польшей;

проанализировано содержание феномена «мягкая сила», сформулированы условия, в которых она применяется и реализуется: неоднонаправленность, транспарентность, многополярность современного мира, глобальность современного мира, появление новых обладателей «мягкой силы», последствия научно-технической революции. Выявлена амбивалентность этого инструмента внешней политики, который в зависимости от целеполагания субъекта может применяться либо в противостоянии, либо сотрудничестве;

выявлены факторы культурного влияния, обуславливающие действенность «мягкой силы» и культурного сотрудничества: фактор «язык», фактор «образ», фактор «информация», фактор «эффект присутствия», фактор «наследие», фактор «образование», фактор «институции»;

разработан комплексный подход к исследованию напряженности во взаимоотношениях между государствами: алгоритм методологического анализа перспектив культурного сотрудничества Российской Федерации со страной в проблемном регионе, определяющий причины разногласий, их культурные основы, а также обозначить пути улучшения культурного сотрудничества;

выявлены и проанализированы характерные черты взаимоотношений России и Польши, которые являются причинами недопонимания и напряженности между странами и народами: взаимопостижение русской и польской культур, славянство, геополитические цели и интересы, «польский вопрос» и специфика

его решения, самосознание польской шляхты, догматическое расхождение между католической и православной ветвями христианской церкви;

исходя из политико-культурной ситуации в России и историко-культурной в Польше, обоснован приоритет культурного компонента «мягкой силы» в контексте внешнеполитической стратегии Российской Федерации относительно сотрудничества с Польшей;

сделан вывод, что путем воздействия на факторы культурного влияния представляется возможным сформулировать российско-польский культурный диалог, в поле которого развивается культурное сотрудничество;

разработаны перспективные направления развития российско-польского культурного сотрудничества, имеющие в своей основе воздействие на факторы культурного влияния и учет историко-культурной специфики взаимоотношений двух стран.

Научная новизна исследования заключается в:

1) выявлении амбивалентного характера «мягкой силы», кот