автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Военно-политический аспект древнеегипетского праздника хеб-сед
Текст диссертации на тему "Военно-политический аспект древнеегипетского праздника хеб-сед"
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
На правах рукописи
КРОЯ Алексей Александрович
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ПРАЗДНИКА
ХЕБ-СЕД
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
(ДРЕВНИЙ МИР)
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: к.и.н. ШЕРКОВА Т. А.
МОСКВА 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................5
ГЛАВА I. РИТУАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЕДИНСТВА ЕГИПТА ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ХЕБ-СЕДА...........................................................................17
1. Царская функция объединителя Верхнего и Нижнего Египта..................................................................................................................17
2. Празднование хеб-седа Хора Сома в Буто............................................19
3. Хеб-седные статуи фараона Хасехема.................................................24
4. Хеб-седное изображение Ментухетепа II из Шат эс-Ригал и объединение Египта при XI династии....................................................................................26
ГЛАВА II. ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ НАКАНУНЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ХЕБ-СЕДА............................................................................................................28
1. Ритуальный смысл военных походов фараона в контексте празднования хеб-седа.........................................................................................................28
2. Хеб-седные памятники фараона Дена...................................................30
3. Хеб-седные памятники фараона Пепи I на Синае, в Хатнубе и в Вади-Хамма-мат...............................................................................................................35
4. Поход Сенусерта I в Ичгм как часть подготовки к празднованию хеб-седа Аменемхета I........................................ ..........................................................38
5. События 12-го года царствования Эхнатона в контексте празднования царского юбилея..................................................................................................40
6. Участие Египта в антиассирийской коалиции на 22-м году правления Осор-кона II............................................................................................................51
7. Второй нубийский поход Аменхетепа III и празднование первого хеб-се-да..................................................................................................................53
ГЛАВА III. ПРИНОШЕНИЕ ДАРОВ ИНОЗЕМЦАМИ КАК ОДИН ИЗ РИТУАЛОВ ХЕБ-СЕДА...................................................................................................57
1. Ритуальное значение бега в контексте празднования царского юбилея ....57
2. Бег иноземцев во время празднования хеб-седа.................................60
3. Изображение первого хеб-седа Аменхетепа III в гробнице Хериуфа.........65
4. Юбилейная эстрада Аменхетепа III в Ком эль Самаке...........................67
5. Изображение ритуала приношения даров иноземцами в двух амарнских гробницах......................................................................................................70
6. Изображение ритуала приношения даров иноземцами в Бубасти-....................................................................................................................73
7. Реконструкция ритуала........................................................................74
ГЛАВА IV. ПРАЗДНОВАНИЕ ЦАРСКИХ ЮБИЛЕЕВ НА ОКРАИНАХ ЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА..................................................................................76
1. Понятие окраина. Понятие внешних и внутренних границ...............................................................................................................76
2. Празднование хеб-седа Хора Сома в Буто.......................................76
3. Празднование хеб-седа Ментухетепа II в районе первого порога..................................................................................................................77
4. Провозглашение хеб-седов Рамзеса II у первого порога..................................................................................................................80
5. Празднование юбилеев Аменхетепа III на окраинах Египта..................................................................................................................81
6. Хеб-седные памятники в Бубастисе.................................................82
7. Солебский храм как центр празднования юбилея Аменхетепа III в Нубии................................................................................................................90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................94
ВЫВОДЫ.............................................................................................112
ПРИМЕЧАНИЯ.....................................................................................114
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.....................................................................134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................136
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.......................................................................151
ИЛЛЮСТРАЦИИ...................................................................................154
ВВЕДЕНИЕ
Первые сведения о хеб-седе (1) европейская наука получила с нахождением Розеттского камня, в греко-язычной части которого упоминаются «праздники тридцатилетия» (Quirke, Andrews, 1989, с. 16). Другими словами, о существовании царского юбилея в Европе узнали еще до расшифровки иероглифов, а история хеб-седа как темы для научных изысканий восходит к самым истокам египтологии.
Исследованию проблем, связанных с празднованием царского юбилея, посвящено столь значительное количество статей, публикаций, глав монографий, что история изучения хеб-седа сама по себе могла бы стать темой для интересной научной работы. Каждое новое поколение египтологов рассматривало этот праздник сквозь призму тех культурных парадигм, которые были господствующими в ту или иную эпоху в разных странах и научных школах. В соответствии с идеями времени ученые по-разному трактовали вопросы об истоках этого праздника, его значении и основных ритуалах. Некоторые из предлагавшихся гипотез в настоящее время совершенно забыты, некоторые высказываются повторно уже современными учеными, часть же из них стала аксиомами в египтологической литературе, причем в ряде случаев лишь вследствие авторитета ученых, которыми они были выдвинуты.
Во всех современных исследованиях по египтологии, в которых авторы, так или иначе, касаются вопросов, связанных с царским юбилеем, как нечто не требующее доказательств приводится гипотеза, высказанная в начале века знаменитым английским археологом Ф. Питри. Ученый считал, что «в дикий доисторический век египтяне, как и многие другие африканские и индейские народы, убивали своих царей-жрецов через установленный промежуток времени, для того чтобы молодой царь в расцвете жизненных сил поддерживал царство в состоянии подъема». Однако впоследствии этот обычай был заменен. «Старый», исчерпавший запас жизнен-
ных сил, царь во время празднования хеб-седа обожествлялся в образе Осириса: подобно тому, как Осирис погиб и восстал из мертвых, царь мог умереть и воскреснуть вместе с богом, с которым он отождествлялся. Другими словами, основной задачей хеб-седа, по мнению Питри, было обновление витальных сил фараона через смерть и последующее возрождение (Petrie, 1906, с. 380) (2).
Одновременно, как считал исследователь, во время празднования юбилея имела место церемония назначения наследника престола, который изображался несущим странный объект, напоминающий скорпиона. Однако Питри предлагал рассматривать этот объект не как священный символ богини Селкет, изображавшейся в виде самки скорпиона, а как часть тела Осириса с отрубленной головой. Основываясь на содержащемся в одном из античных сочинений сведении о том, что верховный жрец Серапеума (называвшийся патриархом), а затем в христианскую эпоху патриарх Александрии вводились в должность через обряд рукоположения, во время которого использовалась мумифицированная рука первого патриарха, Питри выдвинул гипотезу, согласно которой истоком этого обряда было признание прав наследника на египетский трон во время ритуала хеб-седа, в знак чего он был должен носить на плече картонажную модель обезглавленного тела Осириса (Petrie, 1909 с. 8).
Идеи, высказанные Ф. Питри, который пользовался огромным авторитетом среди египтологов, на долгие годы стали основой понимания хеб-седа. Ученица Питри М. Мюррей посвятила специальное исследование доказательству того, что в Древнем Египте существовала практика убийства царя. Для этой цели она использовала собранные Фрезером сведения о сходных обычаях, бытовавших у соседних с Египтом народов; речения из Текстов Пирамид и Книги Мертвых; памятники, связанные с празднованием хеб-седа; современные обычаи (Murray, 1914, с. 18).
Доказательством того, что во время юбилея имело место ритуальное убийство, по мнению Мюррей, служит полная идентичность одеяния Осириса, царя мертвых, погибшего от руки своего брата Сета, и хеб-седного одеяния царя. Как отличительные знаки именно Осириса исследовательница рассматривала инсигнии власти, которые держит в руках царь во время ритуала хеб-седа, (op. cit., с. 21).
Следуя Питри в интерпретации хеб-седа как праздника обновления витальных сил фараона, заменившего варварский обычай умервщления вождя племени по истечении определенного срока правления, Мюррей рассматривала Вепуата как бога мертвых, открывающего умершему пути загробного мира (ibid.).
Однако предложенное английской исследовательницей толкование ряда вопросов, связанных с праздником сед, не было единодушно признано среди египтологов. По мнению А. Гардинера, идентификация справляющего юбилей царя с Осирисом, обожествленным владыкой мертвых, выглядит нелогичной. Во время ритуала хеб-седа, как и во весь период земного правления, царь, прежде всего, отождествлялся с Хором (Gardiner, 1915, с. 124).
Не обосновано, по мнению ряда египтологов, так же утверждение о том, что одеяние и инсигнии власти царя, празднующего юбилей, были заимствованы у Осириса. Египтолог Гриффите справедливо отмечал, что при хеб-седном беге царь всегда изображен одетым в короткую «юбку», к которой сзади прикреплен длинный хвост. В иконографии Осириса подобный наряд очевидно отсутствует. Отсутствуют и изображения Осириса в двойной короне; напротив, во многих сценах хеб-седа именно ей увенчана голова фараона. Что же касается инсигнии nhh и скипетра hk3, то они, по мнению исследователя, изначально составляли часть иконографии фараона и лишь затем стали атрибутами Осириса (Griffiths, 1955, с. 127-128). Существует также предположение, согласно которому хеб-седное одеяние фараона было заимствовано у бога Птаха - главного бога Мемфиса, где располагалась столица Египта
в эпоху Древнего царства - и лишь значительно позднее, в пору, когда произошло слияние Птаха и Осириса в образе Птах-Сокар-Осириса, иконография Осириса стала сопоставимой с царской (Barguet, 1953, с. 110-111).
Также может быть оспорена и распространенная в начале века точка зрения, согласно которой Вепуат в ритуале хеб-седа играл роль бога - проводника умершего по загробному царству. В одном из своих исследований К. Зете наглядно продемонстрировал связь, существовавшую в Тинитскую эпоху между Вепуатом и «спутниками Хора». По мнению ученого, «открыватель путей» был воинственным богом, ведшим правителей Иераконполя к победе (Sethe, 1905, с. 58; 191)
Высказанную Зете идею, по нашему мнению, подтверждает и иконография Седа, образ которого стал, начиная с Древнего царства, основой образа Вепуата (LÄ. V. Стб. 779). Обычно этот бог, возможно, давший название празднику, изображался стоящим на штандарте, передняя часть которого представляла собой волнообразное закругление (sdsd); поперек древка штандарта изображалась булава (ibid.). Связь Седа (Вепуата) с военным аспектом царской власти подтверждается, на наш взгляд, и изображениями на т. н. табличке МакГрегора, происходящей из Абидоса. Здесь запечатлен «Первый случай избиения восточных»; рядом с фараоном, занесшим булаву для того, чтобы сокрушить иноземца, изображен штандарт бога, имеющего образ собаки (илл. 3 а).
Гипотеза, согласно которой хеб-сед представлял собой праздник обновления витальных сил фараона, была также разработана А. Море. Однако некоторые идеи исследователя, несмотря на их оригинальность и остоумие, слабо подтверждены фактами. Так, например, Море предполагал, что во время хеб-седных ритуалов обновления жрец, замещавший царя, заворачивался в шкуру принесенного в жертву животного и принимал позу ребенка в утробе матери. Когда же жрец скидывал шкуру, это означало, что царь, которого он замещал, возродился для новой жизни. В
знак успешного завершения ритуала царь прикреплял на свое одеяние хвост жертвенного животного, что и дало название празднику - праздник хвоста (Moret, 1922, с. 189).
В современных исследованиях по хеб-седу, безусловно, ученые избегают описания столь сомнительных подробностей ритуала. Однако общее восприятие этого праздника существенно не изменилось по сравнению с концепцией, предложенной Питри и разработанной Море. Так, например, по мнению В. Хелька, празднование хеб-седа на 30-м году правления свидетельствует о том, что первоначально период исполнения функции вождя был ограничен. По достижении старым правителем определенного возраста его умерщвлял молодой претендент на власть (Helck, 1954, с. 410). Первоначально обряд хеб-седа, как считал ученый, включал погребение престарелого вождя накануне юбилейных ритуалов. Однако в последствие, уже в «исторические» времена, по мнению Хелька, и «старый» и «новый» цари во время празднования хеб-седа различались лишь как разные воплощения одного и тогоже верховного правителя страны - истратившего свой запас витальных сил и прошедшего ритуал обновления. Поэтому погребался не сам царь, а его прежнее воплощение в образе статуи (op. cit., с. 411). Согласно гипотезе немецкого ученого, именно эти ритуальные действа, имевшие место накануне хеб-седа, изображены и описаны в Драматическом папирусе Рамессеума (ДПР), реальным же свидетельством их отправления является гробница в Баб эль-Хисане, которую Хельк считал кенотафом Ментухотепа I, где была похоронена хеб-седная статуя фараона (Helck, 1954, с. 411; Helck, 1977, с. 35-40).
Несложно заметить, что ни одно из положений гипотезы ученого не может быть подтверждено фактами из египетской истории: реконструкция ритуалов из ДПР более чем сомнительна, на что в свое время, в 1956 году, указывала еще М. Э. Ма-тье (Матье, 1996, с. 129-130); что же касается загадочного погребения в Баб эль-
Хисане, то, согласно последним исследованиям, этот кенотаф не содержит никаких указаний на празднование хеб-седа (Arnold, 1974, с. 80-84)(3).
В работах последних лет ученый высказывает гипотезу, согласно которой хеб-седный бег фараона - центральное событие юбилея - представлял собой ритуализированную форму охоты вождя племени. Об этом, по его мнению, свидетельствует тот факт, что на всех известных изображениях хеб-седного бега фараон одет в короткую юбку, к которой сзади прикреплен хвост, являвшийся частью одежды охотника. К ней же принадлежит и чехол для пениса, одевавшийся фараоном во время бега - он скрывал член от злобного взгляда убиваемого во время охоты животного. Кроме того, как отмечает ученый, на всех изображениях праздника торжественную процессию возглавляет жрец, несущий штандарт с изображением Вепуата. В священном животном Ассиута Хельк видит ритуализированный образ охотничьей собаки; активное участие изображения собаки в ритуале ученый объясняет важной ролью, которое играло это животное в культуре охотничьих племен культуры Нагада II. Хельк считает, что ритуальная охота проходила в поросшей тростником зоне нильской долины, где дольше всего задерживалась вода после разлива. По его мнению, именно эту зону означает слово sht, которое во многих сценах хеб-седного бега, называемого di sht sp 4 «давание sht четыре раза», используется для характеристики территории, обегаемой фараоном.
Смысл ритуальной охоты, по мнению немецкого ученого, заключался в том, чтобы ее удачным проведением продемонстрировать силу и ловкость молодого претендента на верховную власть в племени, его умение добывать мясную пищу, от обилия которой столь сильно зависело благополучие общества охотников.
Однако через одно поколение (30-ть лет) эта сила исчерпывалась и новый, молодой вождь должен был стать во главе племени в качестве первого охотника. Его предшественник тайно «превращался» (verwandeln) в «Великого Белого» павиа-
на, живущего в святилище мертвых. Это тайное событие первоначально не ритуали-зировалось, ритуальное выражение в виде бега царя получила лишь охота. Однако позднее ритуализируется также и тайное «исчезновение» (verschwinden) (4) «старого» правителя. Оно воплотилось в погребение статуи царя накануне хеб-седа, после чего царь продолжал правление в качестве молодого и полного сил наследника самого себя (Helck, 1987, с. 10).
По мнению Хелька, отсутствие каких-либо источников, описывающих древний ритуал восхождения на трон в Египте (5), связано с тем, что в Тинитское время подобный ритуал не существовал вовсе. Начало царствования (Herrschaftsantritt) отмечалось ритуальными действами, позже ставшими основой хеб-седных торжеств. Ритуал проводился раз в 30-ть лет и его центральным событием был бег царя, представлявший собой ритуализированную охоту (ор. cit., с. 18).
В последнее время в работах египтологов Э. Апхилла, В. Хелька, X. Альтен-мюллера, В. Барта, В. Кайзера была предпринята попытка реконструкции ритуала царского юбилея. В силу того, что источники по этому празднику дошли во фрагментарном состоянии и относятся к разным эпохам, ученым пришлось пойти на ряд неизбежных условностей. В частности, реконструированный ими ритуал является некоей идеальной, вневременной моделью празднования